Про деток, от рождения до школы

Содержание:
1. Государственное управление в Российской
империи в начале XX века.......................... .............................. ...............3
2. Местное самоуправление в России в начале XX века.......................... 5
3 . Ограничение самодержавия в России в начале XX века.....................6
4. Место реформ П.А. Столыпина в системе
государственного управления.................... .............................. ................7
5. Февральская революция 1917 г............................. .............................. .8
6. Реформы управления в период Временного правительства..............10
7. Октябрьская революция и последующая
реорганизация власти в России...................... .............................. ...........11
8. Государственное и местное
управление в первые годы советской власти.............. ............................12
9. Антибольшевистские правительства России........................ ...............14
10. Образование СССР. Распределение власти между
Правительством СССР и союзными республиками.................. .............15
11. Система государственного
управления в СССР в 1930-40-е годы.......................... ..........................16

Государственное управление в Российской империи в начале XX века

К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному Совету. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решения по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.
К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.
Непосредственная исполнительная власть принадлежала министерствам (важнейшие – внутренних дел, военное и военно-морское, финансов, иностранных дел, народного просвещения). До 17 октября 1905 г. в России не было объединенного правительства, хотя формально существовали Комитет министров и Совет министров. Если Комитет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали согласования между несколькими ведомствами, иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал.
В России не существовало должности премьер-министра. Каждый министр докладывал о делах непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники Москвы и Петербурга. Вся эта структура строго соответствовала идеалам самодержавной монархии, но с усложнением задач государственного управления в начале XX столетия стала давать сбои.
Исполнение воли монарха должно было осуществляться многочисленным чиновничеством. К началу XX в. в стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников, т. е. один на каждые 3000 человек населения. По тем временам это был самый большой бюрократический аппарат в мире. В образованных слоях общества чиновник являлся объектом насмешек и издевок. Маленькие оклады чиновников, особенно на низких ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции. Но в целом государственный аппарат был неплохо приспособлен для исполнения своих функций в обычное, спокойное время, хотя являлся малоподвижным, неинициативным и неспособным к быстрому реагированию в критических ситуациях.
Судебное устройство в целом основывалось на судебной реформе 60-х гг. XIX в. В стране функционировал суд присяжных. Для судебных процессов были характерны гласность и состязательность сторон. Охраной государственной безопасности занимался Департамент полиции.
Традиционно важным государственным институтом в России являлась армия. К началу XX века, численность армии превысила 900 тыс. человек. В стране действовала всеобщая воинская повинность, хотя наряду с ней существовала развитая система льгот и отсрочек от призыва. Льготы распространяла единственных сыновей, старших братьев-кормильцев, учителей и врачей. Неграмотных в армии обучали чтению и письму. Офицерский корпус был высокопрофессионален.
В организации жизни страны значительную роль играло местное самоуправление. Законодательно оно было закреплено в 60-е гг. XIX в. в форме земств. Они избирались представителями крестьян, землевладельцев и горожан. В сферу их компетенции входили здравоохранение, дорожное строительство, статистика, агрономия, народное образование и страховое дело. К началу века в земствах происходит усиление дворянства. Над земствами усиливалась бюрократическая опека. Аналогом земств в городах было городское самоуправление, для участия в котором существовал обязательный имущественный ценз. В сельской местности многое определялось «миром», т. е. сельскими сходами, решавшими местные вопросы. «Мир» был следствием существования крестьянской общины.
Система законов, действовавшая в стране, была хорошо отрегулирована, затрагивала массу экономических, социальных и культурных проблем. Квалификация правоведов России оценивалась в мире очень высоко. Однако в правовом регулировании нуждались вопросы рынка, взаимоотношения работодателей и наемных работников, купля-продажа земли.
Верховная власть и государственный аппарат пытались совместить традиционные устои в организации власти с намерениями проведения реформ, конечная цель которых до конца не осознавалась.
Так, 26 февраля 1903 г. в императорском Манифесте говорилось об убежденности «хранить вековые устои российской державы», подавлять «смуту». Также провозглашалось намерение расширять свободу вероисповедания и идти по пути ослабления «сословной неравноправности» крестьян, т. е. большинства населения страны. Таким образом, казалось, что спокойное развитие страны на основе привычного уклада жизни будет продолжаться бесконечно. Подобные ощущения наиболее полно выразил еще в 1897 г, государственный секретарь, впоследствии министр внутренних дел В. К. Плеве: «Россия имеет свою отдельную историю и специальный строй», «имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и буржуазии и борьбы сословий». Исполнительные структуры не были готовы к глубоким рыночным преобразованиям, на пороге которых стояла Россия.

Местное самоуправление в России в начале XX века

Городовое положение, принятое в 1892 г., действовало вплоть до 1917 г. В отношении избирательных прав горожан данное Положение совершило шаг назад: хотя отменялись избирательные разряды, но сделано это было лишь за ненадобностью: круг самих избирателей был резко сужен, а позиции крупной буржуазии еще больше усилились. Избирательного права лишались квартиронаниматели, таким образом, почти вся городская интеллигенция не могла принять участия в выборах. Из состава избирателей исключались купцы и домовладельцы иудейского вероисповедания, священнослужители христианских конфессий, владельцы винных лавок и питейных домов.
Все сколько-нибудь важные постановления городской думы должны были утверждаться губернатором или министром внутренних дел. В эту категорию попадали и постановления по вопросам о городском бюджете и сверхсметных расходах, о переложении натуральных повинностей в денежные, о муниципализации предприятий, об отчуждении городского имущества, о займах и поручительствах, о размерах платы за пользование городскими предприятиями, о планировке города. Губернатор был вправе приостанавливать исполнение думского постановления, если усмотрит, что оно не соответствует общим государственным пользам и нуждам, либо явно нарушает интересы местного населения.
В отличие от всех других городов, в Москве в соответствии с Городовым положением городской голова назначался императором по представлению министра внутренних дел. Городская дума избирала лишь двух кандидатов на этот пост. Члены московской городской управы, как и других городах империи, утверждались в должности правительственной администрацией: товарищ городского головы – министром внутренних дел, остальные члены – губернатором. Все члены городской управы считались состоящими на госслужбе. Чины им не присваивались, но они пользовались теми же правами, что и чиновники соответствующих классов.
Независимо от усиления правительственного надзора и опеки над городским самоуправлением, его функции множились, в находящиеся в ведении органов самоуправления городское хозяйство расширялось и усложнялось. В связи с этим возникает необходимость в работе органов самоуправления широкого круга специалистов. Городская дума вправе назначать таких должностных лиц и создавать исполнительные комиссии.
Развитие исполнительных органов городского самоуправления имело и обратную сторону: этот процесс приводил к возникновению противоречия между думой и управой, тем более что служебная карьера членов и служащих управы зависела не от думы, а от местной администрации. После избрания членов управы дума не могла их сместить.
В деревнях действовало волостное самоуправление. Волостной сход составляли все хозяева на определенной территории, т.е. имевшие земельный удел. Надел переходил по наследству. Волостной сход избирал волостных старшин. Выборы в сельской местности опирались на волостные сходы, которые выдвигали депутатов в земские органы власти и выборщиков, избиравших депутатов Госдумы.

Ограничение самодержавия в России в начале XX века

Самодержавная власть предпринимает первую попытку реально сформировать высшее представительное учреждение России. При этом предполагалось максимально ограничить и урезать влияние этого учреждения на государственную политику. В первом проекте (6 августа 1905 г.) компетенция Государственной думы сводилась к сугубо совещательной функции. Выборы в Думу планировались многоступенчатые, сословно-куриальные. Женщины, рабочие, студенты, военные избирательных прав не имели. Из-за бойкота интеллигенции и революционных событий октября 1905 г. выборы в Думу не были проведены.
Четвертый период охватывает время с 17 октября 1905 г. по 3 июля 1907 г. В октябре 1905 г. в России началась Всероссийская октябрьская политическая стачка. Прекратили работу тысячи предприятий, железная дорога, телеграф и телефон. В докладе царю С.Ю. Витте отмечал, что Россия переросла форму существующего строя и стремится к правовому строю на основе гражданской свободы. Николай II был вынужден сделать ряд серьезных уступок оппозиции. Манифестом 17 октября 1905 г. он даровал народу демократические свободы и законодательную Государственную думу. Был преобразован Государственный совет, который стал верхней палатой законодательного учреждения и получил право вето на решения Думы, являясь, таким образом, ее реальным противовесом в законотворческом процессе.
Создание первого народного представительства положило начало сотрудничеству власти и общественности. Согласно новому положению о выборах избирательные права получили рабочие и была создана, в дополнение к землевладельческой, городской, крестьянской куриям, четвертая рабочая курия. После октябрьского манифеста необычайно быстро оформилась многопартийная система, причем все партии, начиная от правых до левых, были критически настроены по отношению к царской власти. Правые выступали против ограничения верховной власти, левым было недостаточно тех уступок, которые сделала власть, и они требовали свержения самодержавия.
Весной 1906 г. Россия получила Основные законы в новой редакции. Формально, с точки зрения закона, в России была установлена ограниченная монархия, т.к. в соответствии со ст. 86 никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной думой, однако фактически в России и после октября продолжала существовать абсолютная монархия. За царем сохранялся целый ряд приоритетных прав: глава государства, главнокомандующий армией и флотом, глава исполнительной власти, а также право созыва и роспуска народного представительства и право издания указов в промежутке между думскими сессиями. Государственная дума не имела права пересмотра Основных законов, ограничивались и ее бюджетные права. Новый строй представлял собой странное смешение строя конституционного с абсолютизмом.

Место реформ П.А. Столыпина в системе государственного управления

В 1906 г. на должность главы правительства был назначен Петр Аркадьевич Столыпин. Цель реформ Столыпина – сделать из России правовое государство. Правовое государство по Столыпину означало, что права и обязанности народа определены законом и не должны зависеть от воли отдельных лиц.
Деятельность Столыпина в области государственного управления сводилась к следующим моментам:

      чрезвычайное положение для подавления революционных выступлений;
      смертная казнь за политические преступления;
      частная собственность на землю для крестьян;
      освоение восточных окраин.
В ноябре 1906 г. выходит подготовленный Столыпиным указ, разрешающий крестьянам выходить из общины. Для обеспечения всех крестьян необходимым количеством земли Крестьянский банк скупал помещичьи имения для продажи земельных участков крестьянам по льготной цене в многолетний кредит. Земли Алтайского округа обращались для устройства переселенцев. В с/х пришла рыночная экономика. Крестьянин должен был превратиться в мелкого землевладельца и стать опорой государственного управления.
В сфере международной политики Столыпин придерживался курса на поддержание мира, поиск новых союзников для России. Столыпин считал, что на европейские страны Россия не может опираться, потому что Европа соперничает с Россией за жизненное пространство. Союзником России Столыпин видел США, с которым у России не было конфликтов и на которые надлежало ориентироваться при построении гражданского общества, развития регионального самоуправления и экономики.
Негативные последствия Столыпинских реформ: конфликтная ситуация не была полностью решена, проблемы приведшие к революции, остались. Жесткие карательные меры остановили открытые выступления, но скрытое недовольство сохранялось. Освоение восточных окраин не было хорошо подготовлено, часто переселенцы оказывались на голой земле без средств к существованию, пополняли ряды нищих и преступников, участвовали в социальных выступлениях. Столыпинские реформы не имели широкой поддержки в обществе, критиковались и правыми, и левыми. Правительство, осуществляющее программу по изгнанию из деревни помещиков, сталкивались с ликвидацией тех слоев населения, на которые оно политически опиралось. Правые экстремисты считали, что реформы колеблют вековые российские традиции, левые видели в реформах препятствие для революции.

Февральская революция 1917 г.

В начале 1917 г. всеобщее недовольство, вызванное усталостью от войны, ростом цен, спекуляцией, очередями, еще более усилилось из-за постоянных перебоев в поставках продовольствия в Москву и Петроград. 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, проходящую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!». 25 февраля Николай II, находившийся в Ставке, отправил командующему Петроградским военным округом телеграмму с требованием «завтра же прекратить в столице беспорядки!». Но революционные события в Петрограде нарастали. 27 февраля восставшие солдатские полки вместе с рабочими захватили арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения. Вечером Председатель Совета министров телеграфировал в Ставку, что правительство не может справиться с положением, просил распустить его и призвать к власти лиц, пользующихся доверием в обществе. Тем временем восставшие овладели Петропавловской крепостью, Зимним дворцом. Правительство разбежалось.
Решено было создать особый орган - «Временный комитет членов Государственной думы» во главе с председателем Думы М. В. Родзянко для управления столицей и государством. Также был создан Временный исполнительный комитет Петроградского Совета рабочих депутатов. Комитет обратился с призывом к рабочим и солдатам срочно выбрать своих делегатов в Совет. Председателем Исполкома Петроградского Совета был избран лидер социал-демократической фракции Думы меньшевик Н. С. Чхеидзе, его заместителями - А. Ф. Керенский и М. И. Скобелев. Большинство в Исполкоме и в самом Совете принадлежало меньшевикам и эсерам.
1 марта 1917 г. между лидерами этих двух органов было достигнуто соглашение об образовании Временного правительства, которое возглавил князь Г. Е. Львов. Пост министра иностранных дел получил лидер кадетов П. Н. Милюков. А. И. Гучков стал военным и морским министром. Единственный представитель социалистов А. Ф. Керенский занял кресло министра юстиции.
В ту же ночь, когда было образовано Временное правительство, Петроградским Советом был издан приказ № 1 по гарнизону Петроградского военного округа, который отменял традиционные армейские формы дисциплины, разрешал политическую деятельность и создание различных общественных организаций в воинских частях.
Задача Советов заключается в контроле за деятельностью Временного правительства и давлении на него в случае отклонения от демократического курса. Прекрасно осознавая, что либеральные деятели в отличие от социалистов имеют некоторый опыт государственного управления, они считали, что только союз всех политических сил, стоящих на позициях демократии, сможет предотвратить гражданскую войну и восстановление монархии в России. Так в стране сложилась система двоевластия.
Николай II возвращался в Петроград, но по дороге получил телеграммы от всех главнокомандующим фронтами, где единогласно «умоляли» императора «во имя спасения родины и династии» согласиться с предложением Председателя Государственной думы – отречься от престола. И 2 марта Николай II подписал акт об отречении от престола, но в пользу не сына, а младшего брата Михаила. Одновременно с отречением царь подписал указ о назначении Г. Е. Львова Председателем Совета министров. Но и Михаил под давлением почти всех политических лидеров отказался от престола, заявив, что судьбу монархии в России должно решить Учредительное собрание. Российская монархия фактически прекратила свое существование.
После отречения императора Николая II Россия стала самой свободной страной мира. Началось строительство новой системы государственного управления и поиски путей выхода из кризиса, сложилось народовластие, начался переход от унитарного государства к федеративному.
Последствия:

    Падение самодержавия и установление двоевластия
    Изменение политического режима
    Старые государственные органы были упразднены.
    Был распущен Государственный Совет Российской империи.
    Временным правительством была образована Чрезвычайная следственная комиссия для расследования должностных преступлений царских министров и высших чиновников.
    Смертная казнь заменялась 15-летней каторгой.
    Была объявлена амнистия осужденным по уголовным причинам и по политическим мотивам.
    Отменены ограничения в выборе места жительства, правах собственности, провозглашалась полная свобода занятий, женщины уравнивались в правах с мужчинами.
    28 февраля в Петрограде фактически была упразднена полиция и сформирована народная милиция.
    Все граждане без ограничений могли образовывать союзы и проводить собрания.
    Изменения в системе местной власти (устранялись должности всех губернаторов и вице-губернаторов, что парализовало систему местного управления).
    Объявление равенства всех религий перед законом, восстановление системы патриаршества.

Реформы управления в период Временного правительства

Временное правительство предоставило стране демократические свободы, освободило политзаключенных, отменило смертную казнь. Однако наладить систему исполнительной власти Временному правительству не удалось.

    Это правительство было сформировано стихийно и не имело конкретной программы действий.
    Дестабилизирующую роль играло сложившееся двоевластие. Стихийно образованные Советы имели большое влияние на общественную жизнь и старались принимать собственные решения, часто специально противоречащие правительственным, но демонстрирующие политическое влияние Советов. Особенно губительным оказался Приказ № 1 Петраградского Совета, разрешавший солдатам обсуждение приказов командиров. В армии начались массовое дезертирство, анархия, сдача позиций противнику.
Тем временем в стране усугублялся кризис. На фронте Россия понесла поражение. Экономика России пришла в упадок из-за непрекращающихся забастовок. Активизировались национальные движения в Финляндии, Сибири, на Украине, Северном Кавказе и даже среди казаков. Амнистия способствовала наплыву уголовников в города, что привело к росту преступности. В деревнях начались стихийные бунты. Попытка Временного правительства восстановить в стране порядок с помощью военного переворота генерала Корнилова превратилась в фарс. Напуганные решительностью Корнилова деятели Временного правительства отказались от сотрудничества и объявили его мятежником.
Перед Временным правительством стояли задачи прекращения войны и решения земельного вопроса. Крестьянам было предоставлено право пользования землей до Учредительного собрания. Это привело к новым конфликтам в деревне. Чтобы спасти Россию от военной катастрофы, было принято решение начать мирные переговоры и разрешить самоопределение Польше и Прибалтике. Это способствовало еще большему разложению армии, особенно наряду с отменой смертной казни за дезертирство.
Фактически Временное правительство смогло осуществить только муниципальную и церковную реформы. Февральская революция 1917 г. принесла с собой всеобщее избирательное право и пропорциональную систему выборов. Именно на такой основе прошли в июне 1917 г. выборы в Мосгордуму. В сентябре того же года впервые были организованы выборы районных дум Москвы.
После ликвидации самодержавия православная церковь освободилась от государственного контроля и должна была выработать принципы своего самоуправления. После двухсотлетнего перерыва в России было восстановлено патриаршество.
Несмотря на объявленную амнистию, Временное правительство преследовало крупных государственных чиновников старого режима. Сразу после отречения Николая была создана Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных действий бывших министров и прочих должностных лиц. Установить преступные деяния и антигосударственную деятельность бывших чиновников Комиссии не удалось. Однако в ходе следствия некоторые бывшие госслужащие оказались в тюрьме, т.е. стали первыми жертвами «красного террора».
Осенью 1917 г. преступность и продовольственный кризис нарастали. Из-за забастовок многие предприятия закрывались, что привело к массовой безработице и росту социальной напряженности. Временное правительство не обладало поддержкой народа и не решило имевшиеся проблемы. В сложившейся обстановке возникли благоприятные условия для захвата власти большевиков. Глава Временного правительства А.Ф.Керенский знал о попытках большевиков захватить власть, но не имел опоры в лице вооруженных сил, чтобы принять решительные меры, поэтому попытался решить конфликт мирным путем.

Октябрьская революция и последующая реорганизация власти в России

Вечером 24 декабря в Петрограде под предлогом предотвращения нового военного мятежа большевики стали раздавать оружие рабочим. Дезориентация населения была обеспечена после захвата отрядами большевиков учреждений связи и транспортных узлов. Керенский попытался послать в столицу войска для наведения порядка, на армейские комитеты отказались исполнять приказ.
25 октября 1917 г. открылся 2-ой съезд Советов народных депутатов. Керенский уехал из города, Временное правительство было блокировано в Зимнем. Съезд Советов оказался перед фактом захвата власти большевиками. Часть делегатов покинуло съезд, оставшиеся избрали новое правительство – Совет народных комиссаров. Председателем СНК стал В.И.Ленин.

Новое правительство должно было действовать следующим образом: «Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.е. Совету народных комиссаров. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИКу, т.е. главой государства с 8 ноября стал Я.М.Свердлов».
Первые декреты Правительства большевиков были о мире, земле и печати. Декрет о мире отражал намечавшийся еще Временным правительством курс на проведение мирных переговоров. Декрет о земле передавал всю землю в госсобственность. Декрет о печати закрывал все печатные издания, оппозиционные новому правительству. Произошли изменения в системе управления и на муниципальном уровне. Решением Московского военно-революционного комитета Городская дума была распущена. Через 3 дня общее собрание районных дум признало Советскую власть. Управление городским хозяйством было поручено совету районных дум, а в марте 1918 г. передано Президиуму Моссовета рабочих и солдатских депутатов.
В декабре 1917 г. прошли выборы в Учредительное собрание. Большевики набрали только 20 % голосов, не могли контролировать собрание. Поэтому принято решение о его роспуске, хотя у большевиков не было легитимных прав распускать его. В январе 1918 г. на открытии Учредительного собрания большевиками предложено принять декларацию, которую большинство отвергло. Это дало формальный повод ВЦИК распустить собрание. Именно с этой даты, когда был распущен легитимный орган госвласти, и началась так называемая диктатура пролетариата.
и т.д.................

История государственного управления в России Щепетев Василий Иванович

Россия в начале XX в.

Россия в начале XX в.

Россия вступила в XX в. неограниченной самодержавной монархией. В то время как в Западной Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур, Российская империя оставалась опорой абсолютизма, а власть государя не ограничивалась никакими выборными органами. В Своде законов Российской империи издания 1892 г. власть царя определялась как «самодержавная и неограниченная».

Абсолютные прерогативы царя ограничивались всего лишь двумя условиями, обозначенными в основном правовом документе Российской империи: ему вменялось в обязанность неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии и исповедовать православную веру. Царь-самодержец получал власть непосредственно от Бога. С этой точки зрения любая попытка отказа от верховной власти становилась святотатством. Двойственная природа власти православного монарха, его «кесаризм» препятствовали эволюции, обрекали самодержавие на застой.

В 1894 г. на престол взошел Николай II. Он сразу заявил о верности внутриполитическому курсу своего «незабвенного покойного родителя».

Российское самодержавие активно вторгалось в экономическую жизнь страны, стремилось использовать новые процессы для укрепления своих позиций. Пореформенные десятилетия стали временем быстрого роста капитализма «снизу» и усиленного насаждения его «сверху», прежде всего в области крупной промышленности. Государство, которое в России всегда стремилось держать под своим контролем наиболее важные отрасли промышленности, не отказалось от этого и в новых условиях. Всемерно содействуя отдельным предпринимателям в процессе концентрации производства, правительство затем стало оказывать такую же поддержку синдикатам и трестам, возникновение которых относится к концу XIX – началу XX в.

В начале XX в. создаются особые государственно-капиталистические органы – «Совещание по судостроению», «Съезд по делам прямых сообщений» и другие, с помощью которых правительство, действуя в тесном контакте с предоставителями крупных монополий, регулировало производство. Через эти органы распределялись госзаказы, предоставлялись льготы, субсидии и т. п. Все большее значение в регулировании производства приобретает в это время и Государственный банк, оказывавший мощную финансовую поддержку тем монополистическим объединениям, в чьей деятельности было заинтересовано правительство.

В результате у крупной буржуазии складывается двойственное отношение к самодержавно-бюрократическому строю. С одной стороны, по мере того, как эта буржуазия все больше ощущала свою экономическую мощь, она начинала стремиться к политической власти и, таким образом, оказывалась в оппозиции к самодержавию. С другой – постоянная финансовая поддержка со стороны правящей бюрократии делала эту оппозицию слабой, непоследовательной, предопределяли склонность монополистов к различным компромиссам в политической сфере.

Кроме того, отечественное производство в значительной степени базировалось на иностранных капиталах. Россия с ее неисчерпаемыми запасами сырья и дешевой рабочей силой чрезвычайно привлекала западноевропейскую буржуазию. Инвестиции (капиталовложения) в русскую промышленность, особенно в тяжелую, приносили огромные прибыли, несравнимые с прибылями от капиталовложений в свое (французское, английское, бельгийское и т. п.) производство.

Русские предприниматели недостаточно были осведомлены о механизме капиталовложений и предпочитали вкладывать деньги в облигации императорского правительства, в надежность которых они свято верили, нежели рисковать в коммерческих предприятиях. Лишь после того как главный риск взяли на себя иностранцы, в тяжелую промышленность устремился русский капитал. Вследствие этого накануне революции 1905–1907 гг. треть промышленных капиталовложений в России и половина банковского капитала в ее крупнейших банках были иностранного происхождения. Эта особенность сыграла свою заметную роль в развитии событий в России начала XX в. Прибыль, которую получала иностранная буржуазия от ввоза капитала в Россию, уходила в основном за границу. За счет этой прибыли решались многие внутриполитические проблемы западноевропейских государств и, прежде всего, смягчались социальные конфликты.

Для русской буржуазии подобный путь социальных уступок был неприемлем: у нее просто не было для этого достаточных средств. Она также пыталась вывозить капитал в менее развитые страны, однако не выдерживала в этой сфере борьбы со своими более мощными иностранными конкурентами. Русским капиталам удалось закрепиться лишь в очень немногих регионах: Средней Азии, Северном Иране, Северном Китае. Прибыли там были сравнительно невелики.

Столь же невелики были и возможности русской буржуазии в решении социальных конфликтов мирным путем. Процент «рабочей аристократии» был в России незначителен, подавляющее большинство рабочих находились в одинаково плохих условиях. В результате пролетариат в России в полной мере был открыт для революционной агитации.

В связи с этим «робость» и косность состоятельных слоев страны в экономической сфере проявлялись и в их политическом поведении. Они были настроены монархически и националистически, однако предпочитали не вмешиваться в конфликты между правительством и интеллигенцией, усилившиеся с середины XIX в.

Существование в России самых передовых форм промышленности и полусредневековых форм земледелия предопределило и одновременное существование здесь классов буржуазного общества – пролетариата и буржуазии, сословий крестьян и помещиков.

Наиболее многочисленным сословием России было крестьянство, а также средние слои населения – ремесленники, кустари, мелкие торговцы.

Высшее сословие было представлено дворянами-помещиками. По переписи 1897 г., дворянское сословие насчитывало 1 853 184 человека (около 1,5 % населения), из них к потомственному дворянству относился 1 221 939 человек, остальные 631 245 были личными дворянами. Экономическое могущество дворянства составляло большое землевладение. По социально-экономическому положению дворянство было неоднородно. Оно делилось на мелкопоместное, среднепоместное и крупнопоместное. С 1877 по 1895 г. в общей массе дворян-землевладельцев несколько возрос (с 50 до 57) процент мелкопоместных дворян и сократился (с 29 до 25) процент среднепоместного дворянства.

Сила дворянства заключалась также в его особом привилегированном положении, в обладании рядом важных постов в государственном аппарате. Потомственные дворяне занимали почти все высшие посты в армии. По данным послужных списков, потомственными дворянами в начале XX в. были 90 % генералов, 75 % полковников и 50 % всего офицерского корпуса. Чиновничий аппарат также состоял в основном из дворян. 70 % всех чиновников гражданских ведомств составляли потомственные дворяне. Дворянство и далее являлось социальной опорой царизма.

Важную роль в общественной жизни России играла интеллигенция. По переписи 1897 г. насчитывалось приблизительно 870 тыс. человек умственного труда. Значительная часть интеллигенции была настроена оппозиционно по отношению к царизму. Самой многочисленной была интеллигенция, представленная в основном низкооплачиваемыми служащими, чиновниками, учителями школ, врачами, студентами. Эти группы демократической интеллигенции были недовольны своим положением и активно участвовали в революционном движении, выступая против самодержавия. Благодаря своим знаниям, политической грамотности интеллигенция представляла активную политическую силу общества.

Однако для подавляющей массы населения России монархия оставалась важнейшим источником материальных благ. Дворяне, мел кие торговцы, большинство крестьян видели в конституции и парламенте «мошенническую проделку», с помощью которой богатые и влиятельные слои стремятся завладеть государственным аппаратом в своих собственных интересах. В преобладающих в России неблагоприятных хозяйственных условиях люди, стремившиеся к улучшению своего положения, располагали для этого единственным средством – сотрудничеством с государством.

Исходя из этого самодержавие стремилось усилить роль бюрократии в жизни общества и независимость аппарата власти от общества. К началу XX в. на 129 млн российских граждан приходилось 385 тыс. чиновников, или один чиновник на 335 человек. По расчету члена Государственного совета графа В. Н. Коковцева, расходы на управление возросли с 393 млн рублей в 1866 г. до 1289 млн рублей в 1906 г., т. е. за 40 лет увеличились более чем в 3 раза.

Российская бюрократия отличалась косностью, боялась конституционного пути развития и принятия европейского парламентаризма, полагая, что только она способна идти в авангарде преобразований. Поэтому до конца XIX в. сохранялась концепция опоры на «просвещенную бюрократию», что консервировало исторически отжившие государственные структуры и формы управления обществом.

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги История. История России. 11 класс. Базовый уровень автора

ГЛАВА 1. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В

Из книги История России. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Киселев Александр Федотович

Глава 1 Россия в начале XX в § 1. НАСЕЛЕНИЕ СТРАНЫ «Часть света – Россия». В XX век Россия входила мощной державой. Ее территория, на которой в 1914 г. проживали 178,4 млн человек, раскинулась на 21,8 млн км2. Император Николай II справедливо называл Россию не страной, а частью

автора Щепетев Василий Иванович

Россия в начале XX в. Россия вступила в XX в. неограниченной самодержавной монархией. В то время как в Западной Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур, Российская империя оставалась опорой абсолютизма, а власть

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Россия и запад в XIX – начале XX в. Среднемесячный заработок чернорабочего (1904) Потребление продуктов питания рабочими Англии и России (недельное пищевое довольствие в 1913 г., кг) Потребление главнейших продуктов (кг) на душу населения (1911) Основные показатели России, США и

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

4. Россия в конце XIX - начале XX в.

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 1. Россия в начале XIX в К началу XIX в. территория России раскинулась на тысячи верст - от Балтийского моря до Тихого океана. На этом пространстве проживало 43,7 млн. человек. Из них на долю Сибири приходилось 3 млн. человек. Наиболее плотно были заселены центральные

автора

Глава 8 РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX В.

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 4. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XXI В. Период правления президента В. В. Путина. В 2000 г. после прихода к власти президента В. В. Путина был взят курс на укрепление федеральной власти, правопорядка, правового государства. Администрация президента при поддержке Государственной думы

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 14. Россия в начале XX века 14.1. Экономическое и социально-политическое развитие К началу XX в. окончательно складывается система российского капитализма. Россия благодаря индустриализации и промышленному подъему 1890-х гг. из отсталой аграрной страны становится

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

Глава XI РОССИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в. § 1. Экономическая политика самодержавия Конец XIX - начало XX в., как и пореформенная эпоха в целом, явились для России эпохой быстрого развития капитализма, развития, прерванного социальным катаклизмом 1917 г. Однако, несмотря на

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Раздел VIII. Россия в конце XIX – начале XX в. Социально-экономическое развитие В 1897 г. в России была проведена полная перепись населения: зарегистрировано 129 млн человек, 13 % которых составляли горожане. К началу ХХ в., оставаясь аграрной страной, Россия заметно продвинулась

Из книги История [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

64. Россия в начале XXI в. В 2000–2008 гг. Президент Российской Федерации В. В. Путин опирался на большинство в российском парламенте, которое полностью поддерживало его действия. Партия «Единая Россия» стала доминировать в Государственной думе. Удалось укрепить государство

автора Сахаров Андрей Николаевич

РАЗДЕЛ IV. РОССИЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 8. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX в. § 1. Русско-японская война. Портсмутский мирРоссия не хотела войны с Японией. Царь Николай II и русские дипломаты прилагали немало усилий, чтобы избежать военного конфликта с Японией, которая требовала ухода России из Маньчжурии и признания

Из книги Последний император Николай Романов. 1894–1917 гг. автора Коллектив авторов

Россия в начале 20 века Царствование Николая II стало временем самых высоких в истории России темпов экономического роста. За 1880–1910 темпы роста промышленного производства превышали 9 % в год. По этому показателю Россия вышла на первое место в мире, опередив даже

В первой четверти XIX в. Россия находилась на перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни. Этот противоречивый и сложный период русской истории связан с царствованием Александра 1.

Модернизация социально-экономической и политической жизни страны была подготовлена предшествующим развитием России. Однако были противники реформ -- значительная часть дворянства и чиновничество. 19 февраля 1861 г. Манифестом Александра II в России было отменено крепостное право. Освобождение крестьян было ответом на исторический вызов капиталистической Западной Европы, к этому времени значительно обогнавшей Россию.

По Положениям 19 февраля 1861 года частновладельческие крестьяне стали лично свободными. Они получили право распоряжаться своим имуществом, заниматься торговлей, предпринимательством, переходить в другие сословия. Положения 19 февраля обязывали помещиков дать землю крестьянам, а крестьянам -- принять эту землю. Крестьяне наделялись полевой землей по региональным нормам, не бесплатно, а за повинности и выкуп. Размер выкупа определялся не рыночной стоимостью земли, а суммой капитализированного оброка (6%).

Крестьяне получили землю не в личную собственность, а на общину, которая и была юридически собственником земли. Это означало, что традиционный уклад жизни деревни оставался в неприкосновенности. В этом было заинтересовано государство, помещики, ибо сохранилась круговая порука, община отвечала за сбор налогов.

После отмены крепостного права потребовалось проведение других реформ. Земская реформа 1864 г. вводила в центральных губерниях и уездах новые учреждения -- земства, органы самоуправления. Земства не вмешивались в государственные вопросы, их деятельность ограничивалась хозяйственными, просветительскими функциями.

В 1864 г. началась судебная реформа (новые суды первоначально стали действовать только в Петербургской и Московской губерниях. В остальных регионах новые суды основывались постепенно, в течение длительного времени). Была провозглашена независимость суда от администрации; назначаемый правительством судья мог быть освобожден от должности только по постановлению суда. Вводилась равная ответственность всех сословий перед законом.

В 1870 г. по образцу земских учреждений было реорганизовано городское самоуправление Реформа упразднила старую екатерининскую сословную городскую думу и вводила бессословную думу, избираемую на четыре года.

В стране вводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 21 года, сокращались сроки службы для тех, кто имел образование.

Реформа образования была довольно радикальной для второй половины XIX в. В 1863 г. был введен новый университетский устав, согласно которому ректор, профессора и доценты избирались на вакантные должности советом университета. Этим провозглашалась автономия университетов, которые стали меньше зависеть от министерства народного образования.

Русская революция 1905 года или Первая русская революция -- название событий, происходивших в период с января 1905 по июнь 1907 г. в Российской империи. Толчком к началу массовых выступлений под политическими лозунгами стало «Кровавое воскресенье» -- расстрел императорскими войсками и полицией мирной демонстрации в Санкт-Петербурге 9 (22) января 1905. В этот период стачечное движение приняло особенно широкий размах, в армии и на флоте произошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии.

Итогом выступлений стала конституция -- Манифест 17 октября 1905 года, даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Был учреждён Парламент, состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы. За революцией последовала реакция: так называемый «Третьеиюньский переворот» от 3 (16) июня 1907.

Государственная дума - в 1906-1917 гг. высшее наряду с Государственным советом, законодательное (нижняя палата первого российского парламента), учреждение Российской империи.

Таким образом, социальное напряжение, вызвавшее Первую русскую революцию, не было полностью разрешено, что определило предпосылки для последующего революционного выступления 1917 года.

Введение 2 Глава 1. Политическое развитие России на начало 20 в. 3
Глава 2. Государственное управление в Российской империи в нач. 20 в. 6
Заключение 9
Список литературы 10

Введение
Российское государство проходит уже достаточно долгий тысячелетний путь развития и государственного управления вместе с ним развивалось и эволюционировало. Начиная с древних князей, и княгине Ольги, что внесла большой вклад созданием устава, до сегодняшних дней. И всегда перед государственной властью стоит вопрос об усовершенствовании государственного и местного управления.
Начало 20 века рассматривается в отечественной истории, как предвидение революционный борьбы больших масс населения с самодержавным строем.
Система государственных органов взяла начало на совершенствование в 19 веке, и продолжалась с приходом 20 века. Именно данный период был ознаменован значительными переменами как в политической так и государственной жизни. В это время под сильном напором как внутри страны так и на международной арене верховная власть вынуждена будет предпринять ряд либеральных акций, и даже фактического ограничения самодержавия. На практике реализовывается идея создания учредительного органа представительность власти и уже начинает разрешаться легализация оппозиционная политическая деятельность.
Целью работы является изучение системы государственного управления России складывающиеся в начале 20 века.
Глава 1. Политическое развитие России в 20 веке.

В начале 20 века Россия продолжает оставаться самодержавной монархией. Все ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) продолжала оставаться в руках императора. Император со своей семьей продолжали владеть крупными участками земли, а так же предприятиями.
В статье 1. Основных законов государства того времени гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Таким образом тот вид государственной власти который был в России подразумевал полностью независимость от любых государственных органов в том числе и парламента. В это время монарх считается «помазанником» Божьим, и право издательства законов принадлежало только ему.
После указа Павла 1, монархия в России становилась наследственной, по началу первородства и с отдачей предпочтения мужскому полу.
Такого рода власть в России считалась обычным явлением, к положительному моменту принятия такой формы можно и отнести то, что большая часть России была православной веры, а царь в это время был не только главой государства, но и главой Русской православной церкви, и непосредственно назначал лиц на высшие церковные чины.
Немаловажную роль в правлении играла императорская фамилия. Все члены семьи должны быть исключительно православные, так что датские принцессы выходя за мужчин из рода Романовых, обязаны были принимать православную веру.
После смерти императора Александра 3 в 1894 году, на престол взойдет его сын Николай 2 (годы правления его 1894-1917). Часть общества с либеральным настроем надеялась на смену жесткого консервативного курса – политической модернизацией. Но как показал ход истории, ожидания эти были напрасны. Николай 2 продолжил курс своего отца.
Начало 20 века, было критическим временем, чувствовалась необходимость перемен, и фигура Николая 2 на политической арене, была не ко времени. Большое влияние на взгляды императора, оказал его учитель – К.П. Победоносцев, который был высоко образованным, но поддерживающим крайне консервативные взгляды. Именно с его подачи, Николай 2 был убежден что неограниченная монархия единственный возможный тип политического устройства России.
Николай 2 большое внимание уделял своей семье. В 1894 г. Он женился на Александре Федоровне, от которой у него было 4 дочери и сын. Николай 2 считал самодержавие дело семейным, и хотел передать в будущем свой престол сыну.
По мнению таких исследователей, как И.В.Волков, М.М. Горинов: «Николай 2 проявлял полное равнодушие ко всему, что не входило в рамки придворной жизни и семейных отношений. Примером тому может служить Ходынская трагедия. В день коронации нового императора 18 мая в 1896 году, на Ходынском поле погибло около полутора тысячи человек. На что Николай 2 не только не отменил празднование, но и принимал участия в увеселительных мероприятиях, не объявив даже траур по погибшим».
На главные посты Николай 2 предпочитал ставить своих родственников, независимо от их компетенции в деле. В результате этого во время кризиса в стране на высших постах были не кем неподконтрольные главы.
Многие члены семьи могли влиять на политическую и экономическую сторону жизни страны. Не редкость возникали конфликты между различными группами в царской семье и их окружении.
Большой вред самодержавию в это время приносит личность Григория Распутина, которого народ воспринимал как символ разложения российского самодержавия.

Глава 2. Государственное управление в Российской империи в начале 20 в.

В начале 20 в. Сохраняется государственное управление прошлого века с характерной чертой – бюрократизацией. Высшим звеном среди государственных учреждений остается Государственный Совет, который был создан в 1820 г. По инициативе Сперанского. В его состав входили по должности – министры. Члены и председатель совета назначались царем. Он представлял собой высший законосовещательный орган до его реорганизации в 1906 г. Законопроекты что вносил царь, предварительно обсуждались в подготовительных комиссиях, так называемых – департаментах. Затем после рассмотрения департаментом законодательных проектов, они выносились на общее собрание Государственного совета. При спорных вопросов в Государственном Совете, монарху приходило несколько точек зрения. Решения по ним монарх принимал единолично, независимо от количества человек, которые поддержали тот или иной вариант.
К высшим государственным учреждениям относили так же Сенат и Синод. Те функции и значение что выполнял Сенат в прошлые годы, в начале 20 в. Утрачиваются, он начинает выполнять функции надзора за законностью деятельности правительственных лиц, а так же стал высшей кассационной инстанцией по судебным делам.
Исполнительная власть была в руках министерств, из них наиболее важными в этот период были министерства по внутренним делам, военные, военно-морские, народного просвещения. До 17 октября 1905 г. В России объединенного правительства не существовало. Хотя формально был Комитет Министров и Совет Министров. При этом Совет министров бездействовал в период с 1882 по 1905 гг.
Каждый министр, докладывал о своих делах лично императору. Так же Императору докладывали на прямую о своих делах генерал губернаторы и градоначальники таких городов как Москвы и Петербурга. Вся структура не выходила за рамки самодержавия монархии, но в связи с усложняющимися задачами управления в начале 20 в. Система стала давать сбои.
Выстроенная система государственного управления, вынуждена была обслуживаться множеством чиновнического аппарата, что непременно ведет к большой бюрократизации. И в начале 1900-х гг. Россия имела самый бюрократический аппарат, который включал в себя 430 тысяч чиновников.
Оклады чиновников, были мизерными, что приводило к взяточничеству и коррупции. В целом аппарат мог не плохо работать в мирное время, но в кризисное время он становился неинициативным, малоподвижным и не способным к быстрым изменениям.
Судебное устройство оставалось почти неизменным после судебной реформы в 60-х г. 19 века. Функционировал суд присяжных. Суд носил гласный характер и имел состязательность сторон. Однако оставался неизменным распоряжение по которому каждого человека, подозреваемого в политических преступлениях. Судил не суд присяжных, а чиновник с сугубым своим мнением.
Вопросами по охране государственной безопасности занимался департамент полиции.
Одним из главных и традиционных институтов в России была – армия. В начале 20 века ее численность была более 900 тысяч солдат. Действовала всеобщая воинская повинность, но вместе с тем действовало много льгот и отсрочек. Примером могут служить льготы на единственного сына в семье, старших братьев которые были кормильцами, учителей и врачей. Офицерские чины были высокопрофессиональными.
Не малую роль в организации страны занимало и местное самоуправление. Было оно закреплено в форме земств в 60-х годах 19 века. Они избирались крестьянами и так называемыми «городскими обывателями». Они занимались вопросами здравоохранения, народным образованием, статистикой и агрономией. Происходит процесс усиления дворянства. Происходит усиление бюрократической опекой. В городах присутствовало городское самоуправление, в сельской местности вопросы решались на сходах, называемые «миром».
Законы затрагивали все сферы жизни и их проблемы: экономика, социальная и культурная сфера. Русские правоведы того времени очень высоко ценились в мире.
Совместить традиционные устои в организации власти с идеей проведения реформ, пыталась верховная власть и государственный аппарат, однако, конечные цели реформ четко не осознавались.
Примером, может служить Манифест от 26 февраля 1903 г. Где сказано « хранить вековые устои российской державы» и подавлять «смуту», так же в нем говорилось о расширении свободы вероисповедания и идти по пути ослабления «социальной неравностью» крестьян, а это около половины населения страны.
Таким образом, казалось, что то развитие страны, достаточно спокойное, обычного склада продвижения дел, будет продвигаться и дальше. Подобное мнение высказывал государственный секретарь, а позже он стал министром внутренних дел В.К.Плеве: «Россия имеет свою отдельную историю и специальный срой». Но к сожалению, исполнительные структуры не были готовы к тем глубоким рыночным преобразованиям, на порог которых стала Россия.

С 1900- х годов в России быстрыми темпами начинают назревать революционная ситуация.
Основной проблемой в период с 1900 по 1917 года в государственном управлении явился раскол общества, произошел раскол между царем и населением, произошла двойственность системы власти и управления. Создавались новые государственные органы, начали действовать различной направленности партии.
Но несмотря на все шаги от верховной власти, Николай 2 меньше всего желал и менее всего хотел проводить политические реформы. Он был убежденным сторонником самодержавия, за кардинальный консерватизм, чем обязан своему учителю - К.П. Победоносцеву. Он не представлял себя со статусом ограниченного в правах, т.к. это не соответствовало его воспитанию, обучению, мировоззрению, характеру. Россия для него была «как личная собственность Романовых». Решения, которые шли навстречу народу, были приняты запоздало. Страна была готова получить свои права путем революции.

Список литературы

Игнатов, В.Г. История государственного управления в России / В.Г. Игнатов – Ростов –на –Дону, 2007.Орлов, А.С. История России: учебник / А.С. Орлов - М.: Проспект,2007Приходько, А.М. Становление министерской системы управления / А.М. Приходько – М.: М.: Проспект, 2008. Рашин, А.Г.Население России за 100 лет (1811-1913) / А.Г.Рашин- М.: Проспект, 2006. Сахаров, А.Н. Учебник истории. 19 век / А.Н.Сахаров - М.: Проспект, 2010.
Сахаров, А.Н. Учебник истории. 19 век / А.Н.Сахаров - М.: Проспект, 2010. -260-265 с.

Сахаров, А.Н. Учебник истории. 19 век / А.Н.Сахаров - М.: Проспект, 2010. -67 с.

Приходько, А.М. Становление министерской системы управления / А.М. Приходько – М.: М.: Проспект, 2008. – 80-102 с.

Приходько, А.М. Становление министерской системы управления / А.М. Приходько – М.: М.: Проспект, 2008. – 99-101 с.

К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному Совету. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решения по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.

К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.

Непосредственная исполнительная власть принадлежала министерствам (важнейшие – внутренних дел, военное и военно-морское, финансов, иностранных дел, народного просвещения). До 17 октября 1905 г. в России не было объединенного правительства, хотя формально существовали Комитет министров и Совет министров. Если Комитет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали согласования между несколькими ведомствами, иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал.

В России не существовало должности премьер-министра. Каждый министр докладывал о делах непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники Москвы и Петербурга. Вся эта структура строго соответствовала идеалам самодержавной монархии, но с усложнением задач государственного управления в начале XX столетия стала давать сбои.

Исполнение воли монарха должно было осуществляться многочисленным чиновничеством. К началу XX в. в стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников, т. е. один на каждые 3000 человек населения. По тем временам это был самый большой бюрократический аппарат в мире. В образованных слоях общества чиновник являлся объектом насмешек и издевок. Маленькие оклады чиновников, особенно на низких ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции. Но в целом государственный аппарат был неплохо приспособлен для исполнения своих функций в обычное, спокойное время, хотя являлся малоподвижным, неинициативным и неспособным к быстрому реагированию в критических ситуациях.



Судебное устройство в целом основывалось на судебной реформе 60-х гг. XIX в. В стране функционировал суд присяжных. Для судебных процессов были характерны гласность и состязательность сторон. Охраной государственной безопасности занимался Департамент полиции.

Традицсударственным институтом в России являлась армия. К началу XX века, численность армии превысила 900 тыс. человек. В стране действовала всеобщая воинская повинность, хотя наряду с ней существовала развитая система льгот и отсрочек от призыва. Льготы распространяла единственных сыновей, старших братьев-кормильцев, учителей и врачей. Неграмотных в армии обучали чтению и письму. Офицерский корпус был высокопрофессионален.

В организации жизни страны значительную роль играло местное самоуправление. Законодательно оно было закреплено в 60-е гг. XIX в. в форме земств. Они избирались представителями крестьян, землевладельцев и горожан. В сферу их компетенции входили здравоохранение, дорожное строительство, статистика, агрономия, народное образование и страховое дело. К началу века в земствах происходит усиление дворянства. Над земствами усиливалась бюрократическая опека. Аналогом земств в городах было городское самоуправление, для участия в котором существовал обязательный имущественный ценз. В сельской местности многое определялось «миром», т. е. сельскими сходами, решавшими местные вопросы. «Мир» был следствием существования крестьянской общины.

Система законов, действовавшая в стране, была хорошо отрегулирована, затрагивала массу экономических, социальных и культурных проблем. Квалификация правоведов России оценивалась в мире очень высоко. Однако в правовом регулировании нуждались вопросы рынка, взаимоотношения работодателей и наемных работников, купля-продажа земли.



Верховная власть и государственный аппарат пытались совместить традиционные устои в организации власти с намерениями проведения реформ, конечная цель которых до конца не осознавалась.

Так, 26 февраля 1903 г. в императорском Манифесте говорилось об убежденности «хранить вековые устои российской державы», подавлять «смуту». Также провозглашалось намерение расширять свободу вероисповедания и идти по пути ослабления «сословной неравноправности» крестьян, т. е. большинства населения страны. Таким образом, казалось, что спокойное развитие страны на основе привычного уклада жизни будет продолжаться бесконечно. Подобные ощущения наиболее полно выразил еще в 1897 г, государственный секретарь, впоследствии министр внутренних дел В. К. Плеве: «Россия имеет свою отдельную историю и специальный строй», «имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и буржуазии и борьбы сословий». Исполнительные структуры не были готовы к глубоким рыночным преобразованиям, на пороге которых стояла Россия.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы