Про деток, от рождения до школы

Психофизиологические особенности, человека претерпевают определенные изменения в онтогенезе. Они связаны с анатомо-физиологическими перестройками, происходящими в организме человека и его нервной системе, идущими по определенной генетической программе.

Развитие механизмов деятельности мозга, необходимых для формирования психики, начинается еще до появления ребенка на свет, во время внутриутробного развития. Нервная система начинает формироваться уже на третьей неделе внутриутробного развития, на третьем месяце формируются связи между левым и правым полушариями, а на шестом можно увидеть все отделы мозга, включая кору больших полушарий. В этот период бурного роста и развития мозг очень чувствителен к действию неблагоприятных факторов. Масса мозга увеличивается к рождению ребенка до 340–400 г.

Продолжительность менее одной секунды связана со многими видами деятельности, такими как музыка или производство ритмов. Более конкретно, вопрос, заданный в этом исследовании, заключается в том, чтобы определить показатели временной дискриминации от 3 до 4 лет. Действительно, ребенок в течение первых 4 лет испытывает значительное когнитивное развитие. Однако в этот критический период очень мало данных, потому что чрезвычайно сложно разработать экспериментальные протоколы, подходящие для оценки производительности детей.

Кроме того, существующие данные противоречивы. Наши результаты показывают, что показатели дискриминации значительно улучшаются всего за несколько месяцев. Все результаты обсуждаются в модели развития. Этот термин используется во всех видах деятельности, таких как восприятие музыки или ритмические производственные задачи. Поэтому важно знать, насколько коротким является молодой возраст. Это исследование направлено на определение различий в эффективности между 3 и 4-летними. Первые 4 года жизни необходимы для когнитивного развития, и нет данных о производительности детей.

С развитием мозга формируются механизмы врожденных (безусловных) рефлексов, с которыми ребенок появляется на свет. Определенную роль в формировании зачатков психики в этот период играют различные сигналы, поступающие извне. По некоторым данным, ребенок в утробе матери реагирует на звуки, особенно голос своей матери. Исследования показали благоприятное влияние на психику ребенка во время внутриутробного периода развития прослушивания беременной музыкальных произведений по определенной программе. Очень важное значение для психики имеет и эмоциональное состояние беременной, и ее занятия физической культурой (см. гл. 4). Кроме того, для нормального созревания головного мозга плода исключительное значение имеет рациональное питание, основу которого должны составлять натуральные продукты. Только при соблюдении всех указанных условий ребенок появляется на свет здоровым и обладает необходимым набором рефлексов, позволяющим ему адаптироваться к новым условиям.

Более того, результаты предыдущих экспериментов противоречивы. Наши данные показали, что показатели дискриминации значительно улучшились в течение нескольких месяцев. Данные о дискриминации от 3 и 4-летних сравниваются с данными о возрасте детей старшего возраста. Общие результаты обсуждаются в контексте модели развития.

Центральная нервная система должна постоянно анализировать и обрабатывать информацию для взаимодействия с окружающей средой. Сложная природа и множественность временных масштабов делают когнитивные процессы интересными и трудными для понимания. Раннее детство - особенно важное время для изучения коротких продолжительностей. Ритмические поведенческие действия, такие как сосание, ногами и сканирование, связаны с нервно-мышечным созреванием. Это временное поведение, связанное с некоординированными движениями, в конечном итоге приводит к добровольному и скоординированному двигательному поведению.

На раннем этапе онтогенеза продолжается анатомическое развитие мозга, которое влечет за собой соответствующие физиологические перестройки: появление новых рефлексов, формирование анализаторов, усложнение форм поведения. Функциональные изменения, которые отчетливо проявляются в виде последовательного становления новых рефлексов, являются надежным показателем психофизиологического созревания ребенка. Раньше всех появляются так называемые натуральные рефлексы, связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей ребенка. Индивидуальные его типологические особенности проявляются уже со второго полугодия жизни. На самом раннем этапе жизни для становления психики ребенка очень важны режимные моменты, в частности, полноценное питание. Несомненное значение в этот период для нормального развития психики имеет и двигательная активность. Чем больший объем движений осуществляет ребенок, особенно рук и пальцев, чем больше сенсорных контактов, тем гармоничнее происходит развитие головного мозга и активнее идет развитие интеллекта, речи. По-видимому, это обусловлено тем, что деятельность человека, двигательная активность, в частности, мимика, жесты, явились в процессе становления человечества необходимым исходным базисом формирования мышления и речи. В онтогенезе же мозга в соответствии с этими биологическими закономерностями, видимо, этот исторический процесс повторяется.

Временное непредвиденное положение также имеет первостепенное значение в интермодальном восприятии. Поэтому интересным вопросом является шаблон развития во временной обработке маленьких детей. Короткие курсы изучаются с использованием изохронной последовательности интервалов. Частоту этих интервалов обычно называют темпом. Результаты показывают, что, когда количество интервалов в последовательности увеличивается до определенного интервала, это более специфично. То есть, чем чаще получается, тем точнее след памяти и тем больше чувствительность.

Для нормального развития психики в грудном возрасте (до 1 года) и в раннем детстве (1–3 года) имеет огромное значение тесный контакт ребенка с матерью. Сначала это контакт преимущественно телесный (прикосновения, поглаживания и т.д.), затем он дополняется эмоциональным. Отсутствие таких психосоматических контактов или их недостаток приводят к нарушению психики ребенка с длительными, отдаленными последствиями в виде трудностей в создании семьи, нарушения сексуальной ориентации и т.д. Поэтому нормальное воспитание детей с учетом их психофизиологических особенностей должно обязательно проходить дома, в семье и желательно без социальных посредников в виде яслей.

Точность обработки интервалов может быть оценена путем выделения одного темпа из другого. Таким образом, дискриминация особенно важна, порог дискриминации важен для моделирования психофизических параметров интервальной обработки. Даже в детстве только динамическая посещающая теория способна объяснить дискриминацию темпа. Эта психологическая модель была разработана, чтобы динамически объяснить, как прислушиваться к их сложной последовательности интервалов. Внимание слушателя оказалось циклическим и, по-видимому, имело биологическое происхождение.

Грудной период и раннее детство ярко иллюстрируют взаимовлияние наследственности и среды. Генная программа задает вероятный спектр направлений развития, а среда формирует конкретные варианты этого развития, насыщает их содержанием. Если среда неадекватна программе, то соответствующий вариант психического развития может быть не реализован. Например, если в период активного становления механизмов речи от рождения до 1 года ребенка лишить человеческой социальной среды, он, по-видимому, навсегда потеряет возможность хорошо говорить. Если обеднить эту среду (мало играть с ребенком, мало разговаривать, ограничивать контакты), пострадает его речь и интеллектуальные (вербальные) способности.

Эта модель была разработана и готова к использованию. Этот темп называется периодом референта и относится к основному одиночному генератору. Период референта относится к каждому человеку. Интервальная обработка более точна для интервалов, близких к периоду референта, чем интервалов, далеких от этого значения.

Обычно для задачи дискриминации испытуемым приходится обнаруживать самый быстрый темп между стандартным темпом и переменной. В детской расширенной модели Дрейк, Джонс и Барух предположили, что референтный период замедляется с возрастом. В этой модели также указывается, что с возрастом развитие фокального посещения связано с прохождением от первоначального использования одного осциллятора, лежащего в основе референтного периода, к соединению нескольких осцилляторов. Таким образом, диапазон доступных темпов расширяется с возрастом.

Таким образом, для нормального психического развития ребенка особое значение имеет словесный контакт с ним. При этом важно, чтобы ребенок воспринимал и артикуляцию говорящего. Благодаря врожденным подражательным механизмам в этом случае он быстрее и правильнее обучается говорить.

Если ребенку давать возможность чаще находиться вне пределов своей кровати (с соблюдением мер безопасности), стимулировать его двигательную активность, особенно манипуляции руками, это также благотворно влияет на становление его психики. Пребывание вне кроватки, манежа для ребенка означает в первую очередь расширение информационного поля, в котором мозг получает разнообразную импульсацию от различных органов чувств. Это развивает возможности нейронов, их пластические свойства, тренирует различные нейронные ансамбли в отношении их будущих функций. Кроме того, разнообразная внешняя среда тренирует и врожденные инстинкты, важные с точки зрения социальной адаптации человека. К ним относится, в частности, инстинкт свободы. Ограничение жизненного пространства, в котором живет ребенок, сужает его возможности, подавляет будущую исследовательскую деятельность, деформирует эмоциональную сферу.

Таким образом, в задаче дискриминации, поскольку референтный период ребенка выше, чем у взрослых, лучшие результаты для детей наблюдаются быстрее, чем для взрослых. Об этом свидетельствуют экспериментальные данные, полученные от детей старше 4 лет. Однако из-за отсутствия психофизических данных у детей в возрасте до 4 лет неизвестно, действительна ли эта модель с рождения. Поэтому важно определить, применяются ли эти правила развития для детей в возрасте до 4 лет или же они совершенно разные из-за быстрого развития нервной системы в первые годы жизни.

В дошкольном возрасте (3–6 лет) психика ребенка делает очередной шаг в своем становлении. Прежде всего это связано с совершенствованием тормозных механизмов, их стабилизацией. Этот процесс тесно связан со структурно-функциональными перестройками в мозгуй изменением характера обмена веществ, который в 5–6 лет устанавливается по типу взрослого. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, однако их эмоции неустойчивы, носят характер аффектов. Постепенно аффективная сфера снижается, и на передний план выходит словесное мышление с внутренней речью, а вторая сигнальная система – речь – начинает преобладать над первой, построенной на информации от органов чувств. В поведении детей складывается индивидуальная мотивационная система. Среди различных мотивов у дошкольников выделяются доминирующие (альтруистические, эгоистические и т.д.), часть из которых тесно связана с соответствующими врожденными механизмами – инстинктами. Если оказывается выраженным инстинкт доминирования, ребенок будет стремиться лидировать, во всем быть первым. Попытка лишить его лидерства чревата тем, что дошкольник будет этому сопротивляться, испытывать дискомфорт, проявлять агрессивность. С другой стороны, если такого выраженного лидерства нет, нельзя пытаться взваливать на ребенка это бремя, так как рано или поздно ребенок его не выдержит.

Основной причиной отсутствия доказательств в раннем детстве является трудность получения надежных экспериментальных данных с очень маленькими детьми. Единственный способ сбора надежных данных - выполнять повторяющиеся эксперименты, которые непривлекательны для молодых людей. Поэтому процедуры должны быть адаптированы к психомоторным навыкам детей и уровню внимания, который они могут уделить задаче. Поскольку психомоторные и познавательные навыки маленьких детей развиваются быстро, часто в течение нескольких месяцев или даже недель, экспериментальные протоколы должны разрабатываться в течение нескольких месяцев.

Особенности развития психики ребенка в этот период требуют индивидуальной воспитательной среды, в которой врожденные программы могут получить адекватные условия для своей реализации. Ребенок-альтруист должен иметь возможность проявлять свои качества, лидер – свои и т.д. Однако жизнь взрослого человека всегда многопланова и требует от него исполнения различных ролей. Поэтому ребенка необходимо обучать, воспитывать в широком диапазоне возможностей с целью умножения его потенциала. Отмеченное обстоятельство относится и к ряду других проблем, например, обучения леворуких. В частности, их необходимо обучать писать, рисовать и так далее и правой рукой, не пытаясь переучивать. Леворукость – это также врожденная особенность, которую необходимо учитывать.

Поэтому изучение восприятия времени и дискриминации темпа у лиц в возрасте до 4 лет требует разработки конкретных процедур, разработанных для такого узкого возрастного диапазона. То есть, в лучшем случае взрослый может различать темп 590 мс с 600 мс. Тем не менее, несколько исследований с детьми показали только 15% -ную разницу между стандартным темпом и переменной.

Фактически, пороговое значение дискриминации не было установлено даже в референтный период, поскольку референтный период еще не был четко определен у детей. Четырехлетние дети могли различать темп 300 мс с темпом на 15% быстрее, но не для других испытанных темпов.

Многие дети с 6 лет начинают учиться в школе. Однако 6-летний первоклассник по уровню своего развития остается дошкольником, сохраняя особенности мышления, присущие детям до 7 лет: у него преобладает непроизвольная память, поэтому запоминает прежде всего то, что интересно, а не то, что нужно; ребенок способен, как правило, удерживать внимание в течение 10–15 минут, быстро устает, выполняя однотипную работу, и т.д. Кроме того, дети очень остро реагируют на замечания, которые вызывают у них состояние дискомфорта и тревожности, и могут бросить работу, впадая в состояние апатии. С другой стороны, 6-летние дети комфортно чувствуют себя в детсадовской среде, менее формализованной и более игровой, поэтому здесь они менее напряжены и физически и психологически. В школе же в оптимальных условиях психологическая напряженность у ребенка начинает уменьшаться только через 1,5–2 месяца. Поэтому решение вопроса о том, может ли ребенок начинать обучение в школе, достаточно ли он готов физически и психологически, – крайне важно. Объективная оценка уровня «школьной зрелости» должна решаться комплексным обследованием на основе определенной системы. В частности, тесты позволяют выявить личностную, физическую и интеллектуальную готовность ребенка к школе. При недостаточном, например, уровне психологической готовности необходимо, с одной стороны, проведение коррекционной работы, а с другой – убедить родителей не торопиться с началом обучения ребенка в школе, но приложить максимум усилий для изменения ситуации в течение года-двух. В противном случае такие дети или будут отставать в учебе, или будут справляться с ней ценой большого нервно-психического напряжения, приобретая неврозы.

Хотя это не позволяет определить оптимальный порог, он показывает, что оптимальная чувствительность на 4 года должна составлять около 300 мс. Младенцы могут изменять временную картину их ритмического поведения в зависимости от внешней стимуляции и способны различать 2 разных ритма. Барух и Дрейк обнаружили, что с привыканием 2 и 4-месячные дети могут различать темп 600 мс с 15% быстрее. Тем не менее, это не было замечено для других испытанных темпов или для любого темпа медленнее, чем для привыкания.

Кроме того, порог дискриминации не был определен для младенцев в этом эксперименте. Это говорит о том, что темп оптимальной чувствительности должен быть близок к 600 мс. Однако это не согласуется с работой 4-летних, даже если в этом возрасте порог дискриминации в 600 мс должен быть выше 15%. Согласно модели развития, оптимальный порог наблюдается для референтного периода. Однако результаты показывают, что в возрасте 4 лет референтный период близок к 300 мс, тогда как у младенцев он ближе к 600 мс.

Второе детство (7–11 лет) соответствует младшему школьному возрасту. Начало обучения в школе, как правило, совпадает с характерным для этого возраста психологическим кризисом развития ребенка. У него резко меняется система отношений, что влечет за собой изменение восприятия (себя, своего положения, окружающих ценностей и т.д.). Резко усложняется эмоционально-мотивационная сфера ребенка. Неудачи, с которыми может столкнуться маленький школьник, могут приводить к формированию устойчивых комплексов неполноценности, униженности, оскорбленного самолюбия и т.д. Такие комплексы в дальнейшем могут ему осложнить жизнь уже во взрослом возрасте. Нервные процессы у младшего школьника еще недостаточно сильны, не обладают должной устойчивостью (особенно тормозные), поэтому дети не могут поддерживать длительное время активное внимание, состояние сосредоточенности и довольно быстро устают, особенно на начальных этапах обучения. Если умственная нагрузка большая, то это в значительной степени способствует невротизации ребенка, вероятность которой возрастает, если типологически ребенок относится к слабому или возбудимому типу.

Становление произвольного поведения

Это тот же темп, что и у взрослых, предполагая, что референтный период не замедляется, по крайней мере в раннем детстве. Поэтому необходимы дальнейшие исследования с двух точек зрения. Первое - изучить пороговые значения дискриминации в широком диапазоне темпов, чтобы определить оптимальную чувствительность темпа и, следовательно, период референции для определенного возраста. Второе - это развитие: сравнить показатели дискриминации и пороговые значения для определенного темпа в разное время. Из контекста развития наши результаты должны дать конкретные значения для порогов дискриминации и оптимальной чувствительности к темпу.

В конце младшего школьного возраста (к 11 годам) отчетливо проявляются и другие индивидуальные психологические отличия. Среди детей отчетливо выделяются «мыслители», которые легко справляются с вербально-логическими задачами, «художники» с ярким образным мышлением и «практики» с опорой на наглядность и практические действия. Учет этих особенностей требует разного подхода к организации учебного процесса во всех его компонентах, с тем, чтобы он не вступал в противоречие с индивидуальными характеристиками школьника. Это не означает, например, что у «художников» нужно развивать только образное мышление, а у «мыслителей» – логическое. Более того, следует больше обращать внимание на развитие «отстающих» способов мышления. При настойчивой работе развитие отдельных свойств ВНД может быть изменено в нужном направлении, что будет способствовать расширению возможностей ребенка, сделает его развитие более гармоничным и благоприятно скажется на психическом здоровье.

Более практично это будет способствовать разработке экспериментальных парадигм, адаптированных к маленьким детям. Большинство экспериментов показали, что наилучшие показатели дискриминации наблюдались в течение интервалов около 600 мс как для младенцев, так и для взрослых. Поэтому, используя подходящую парадигму, 600 мс является подходящей ценностью для изучения характеристик дискриминации детей с маленькими детьми. Целью нашего эксперимента является оценка порога дискриминации и эффективности для определенного темпа 600 мс у детей в возрасте до 4 лет.

Подростковый возраст (11–12 – 15–16 лет) связан с половым созреванием, определяемым эндокринными изменениями в организме. Под действием половых гормонов происходит усиление уровня обмена веществ, что интенсифицирует рост, развитие, быстрыми темпами увеличивается длина костей, растет мышечная масса, появляются вторичные половые признаки. Время начала и скорость отмеченных изменений неодинакова у мальчиков и девочек. Кроме того, разные физиологические системы у одного и того же подростка развиваются не одновременно, поэтому, например, может быть снижено кровоснабжение головного мозга, что приводит к усилению процессов торможения, быстрой утомляемости, перепадам настроения, эмоциональной нестабильности, расстройствам сна. Участи подростков в начальный период полового созревания также возникают проблемы с запоминанием больших объемов информации.

С методологической точки зрения, поскольку протокол должен содержать конкретные возрастные ограничения, данная процедура подходит только для возрастного диапазона всего в несколько месяцев. С маленькими детьми процедуры должны не только предоставлять надежные данные, но и не должны быть слишком утомительными. Это позволило нам оставаться на этом промежуточном темпе, а также избежать эффекта тренировки на стандартном темпе. Однако у него есть недостаток, заключающийся в том, что результаты нашего исследования трудно сравнивать напрямую с литературой.

В этот период идет становление половой идентичности, сексуальной роли. Это очень важное обстоятельство, так как половое созревание – это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Подросток начинает осознавать себя не ребенком, а в большей степени взрослым, как бы примеряет на себе взрослые роли, которые ему не дают сыграть. Поэтому подростку часто кажется, что его не понимают, что приводит к психологическим и социальным конфликтам, выходом из которых для подростка может стать поиск среды, в которой «понимают». В отсутствие интересного дела для подростка такой средой часто становится одновозрастная группа, в которой могут быть нежелательные и опасные проявления (употребление спиртного, наркотиков, курение). Дорожа новой социальной средой, как бы утверждая себя в роли взрослого, в силу склонности к подражанию, подростки могут создать криминогенные социально опасные группы.

Главные новообразования раннего возраста

Другие эксперименты тестировали только 15% -ную разницу между стандартным темпом и переменной. Целью нашего исследования было разработать протокол, подходящий для детей младшего возраста, для приближения порога дискриминации в молодом возрасте. Во время каждой сессии, после тренировочного набора, ребенок должен был определить, был ли темп услышанным медленным или быстрым. На протяжении 5 сеансов разница между двумя темпами уменьшилась: увеличилась сложность выделения 2 темпов. Этот метод позволил нам определить показатели дискриминации на 600 мс для детей 3 и 4 года.

Роль старших (родителей, педагогов) может быть очень велика, если они помогут подростку найти интересное дело, которое позволит ему реализовать себя, свои представления о собственных возможностях, проявить себя в новом «взрослом» качестве. Интересное самостоятельное дело, адекватное психофизиологическим возможностям подростка, развивает личность, помогает ей увидеть свою жизненную перспективу, соотнести ее с принятыми в обществе идеалами. Интересное дело для подростка – наиболее естественный способ разрешения одного из важнейших противоречий возраста: между высоким уровнем психического развития и недостатком возможностей его использования. Таким образом, интересное дело позволяет подростку самоутвердиться.

Кризис трех лет

Мы стремились определить порог дискриминации для этого темпа. Это должно быть около 15%, поскольку порог дискриминации меньше или равен 15% у младенцев и выше 15% в возрасте 4 лет. Мы ожидали снижения эффективности дискриминации с увеличением сложности теста и улучшения показателей в возрасте от 3 до 4 лет. В эксперименте участвовало 40 детей: двадцать шесть детей в возрасте 4-х лет и двадцати трех лет. Девять дополнительных детей были протестированы, но были исключены из анализа данных, потому что они не хотели играть в игру.

Все они были набраны из той же детской школы в Париже и были на одном уровне. Их родители ранее дали свое письменное и осознанное согласие относительно экспериментальной процедуры. Каждая кнопка была достаточно распространена, чтобы ее можно было нажимать только левой рукой левой рукой; правая кнопка, правая рука. Рядом с каждой кнопкой были установлены две фотографии, представляющие кролика и черепаху с такими же чертами, с кроликом на левой кнопке и черепахой на правой кнопке.

Интерес, который проявляют взрослые к занятиям подростка, необходимая помощь в решении каких-то задач создают условия, при которых подросток с пониманием относится к советам старших. Это очень важно для того, чтобы помочь повзрослевшим детям понять, что с ними происходит. Это необходимо, чтобы с интересующими вопросами подростки обращались в первую очередь к родителям, педагогам, а не искали ответы «на стороне» в нежелательной среде.

Во второй фазе подросткового периода (у девочек 13–15 лет, у мальчиков 15–16 лет) возможны нарушения психического баланса, и у подростков могут проявляться значительная обидчивость, неадекватные реакции на замечания, наблюдаются резкие перепады настроения, проявления негативизма и вспыльчивости. Бурные анатомо-физиологические перестройки организма повышают интерес к собственной внешности, и подростки могут обостренно переживать различные отклонения, изменения своей внешности. Например, излишний вес у девочек может расстраивать, вызывать переживания, чувство неполноценности вплоть до невротических срывов (отказ от еды и т.д.). Для мальчиков же имеет большое значение уровень физического развития.

Юношеский возраст уже мало отличается от зрелого (взрослого), который начинается с 21–22 лет. Главная отличительная черта этого периода – повышенная эмоциональность и как следствие – более низкая психофизиологическая устойчивость по сравнению с более зрелыми людьми.

Юношеский период – это переход от «школьной жизни», по которой человека ведут наставники, к жизни взрослой, самостоятельной. Такой переход разные молодые люди проходят с разной скоростью, причем девушки несколько быстрее. Переход этот касается как биологической стороны юношеского организма (завершается половое созревание, окончательно формируется скелет), так и социально-психологической, личностной. Юноши и девушки самореализуются, осуществляют свои планы, осваивают профессии. Возрастает степень самостоятельности молодых людей – вплоть до материального самообеспечения.

Вместе с тем, обладая всеми правами взрослого человека, юноши и девушки часто не могут найти себя во взрослой жизни, что порождает особый внутренний кризис – кризис сознания. Он похож на подростковый, но имеет свои качественные особенности. Основная причина его в том, что юноши не могут сразу добиться больших успехов, например, в профессиональной деятельности, в отношениях с людьми и т.д. Освоение профессии требует каждодневного рутинного труда, умения правильно распределять и расходовать свой большой запас жизненных сил, однако в силу недостаточной эмоциональной устойчивости молодых людей (это основная психофизиологическая особенность возраста) им трудно смириться с этим обстоятельством. Эмоциональная сфера юношества требует результата «сразу и здесь», если преобразований, то революционных и т.д. По этой же психофизиологической причине юношам и девушкам легче дается работа интересная, а не полезная и нужная. Это сказывается и на сфере личных взаимоотношений. Юношеский максимализм может погубить в самом начале замечательное чувство любви, сказаться и на семейно-брачном союзе, прочность которого зависит от длительных и совместных усилий по его созданию.

Несмотря на то что возрастное развитие до 55–60 лет рассматривается как единый период, психофизиологическая конструкция человека в течение жизни претерпевает определенные изменения, в первую очередь потому, что все большая социализация человека оказывает действие на многие его биологические и психические функции, хотя и достаточно медленно. Кроме того, у индивидуума наблюдаются естественные изменения психофизиологических процессов, и баланс между возбуждением и торможением все больше сдвигается в сторону торможения. Этот процесс по-разному выражен у людей с различными индивидуальными типологическими особенностями и протекает с различной скоростью. Постепенно уменьшается скорость ответной реакции, мыслительных процессов. Людям среднего и старших возрастов, даже имеющим высокую подвижность нервных процессов, сложнее дается переделка устоявшихся стереотипов. Эти процессы компенсируются повышением точности выбора реакции, связанной с накопленным опытом. Возрастные изменения оказывают несомненное влияние на индивидуальные характерологические особенности личности. Во многих случаях индивидуальные типологические параметры перекрывают возрастные, проявляясь к тому же по-разному у мужчин и женщин.

Физиологическая незрелость младенца характеризуется не только отставанием в развитии физиологических функций, возникших у него уже во внутриутробный период, но и более поздним ослаблением их интенсивности по сравнению с физиологически зрелым новорожденным.

Сразу же после рождения младенец подвергается резкому холодовому воздействию со значительным перепадом температур. Любопытно, что при этом у новорожденного теплоотдача не только не снижается, но и существенно повышается. Это проявляется расширением сосудов кожи и тем самым увеличением кровотока в ней. На сниженную температуру среды новорожденный реагирует потоотделением, которое является средством повышения теплоотдачи. После рождения ребенок приобретает специфическую позу. Она выражается согнутым положением головки по отношению к туловищу, сложенными в локтях ручками, сжатыми в кулачки пальцами (большой палец внутри), согнутыми в коленях ножками, согнутыми к подошве пальчиками стопы. Все эти явления свидетельствуют о сгибательной гипертонии, которая способствует повышению уровня теплопродукции и уменьшению общей поверхности теплоотдачи.

За первые 7 лет жизни ребенок проходит гигантский путь развития, определяющими факторами которого являются окружающая среда и воспитание. Всякий воспитательный процесс начинается с уважения к ребенку как индивиду. Следует отметить, что человеческая индивидуальность не только формируется в детстве, но уже существует в этом возрасте. Многие основы индивидуальности определяются особенностями нервной системы, врожденными и унаследованными, возрастными и приобретенными. Установлено, что огромную роль в развитии ребенка играют свойства нервной системы. Возрастная эволюция мозга ребенка - сложный и многосторонний процесс. Л. С. Выготский писал, что развитие ребенка - единый, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс.

Понимание механизмов созревающей нервной системы дает возможность понять механизмы нервной деятельности. Согласно Л.О.Бадаляну, он заключается в приеме раздражений из внешней и внутренней среды; в переработке их в нервные импульсы; передаче импульсов в центры головного мозга, где они анализируются; в выработке ответной реакции, которая осуществляется при помощи рабочих органов.

В этом состоит принцип рефлекса как основной формы нервной деятельности. Рефлексы варьируются от простого сокращения мышцы до появления комплекса общего оживления у грудного ребенка при виде лица матери.

Анализируя принципиальную схему рефлекса, можно проследить индивидуальные особенности нервной системы, так как один и тот же раздражитель разные дети воспринимают неодинаково.

Особенности нервной системы отражаются на процессе развития. Совокупность индивидуальных особенностей ребенка составляет «биологический каркас личности», который не только обрастает в процессе воспитания социальными навыками, но и подвергается изменениям.

На развитие ребенка и его нервных процессов огромное влияние оказывает становление двигательных функций. Их созревание связано с деятельностью двигательного анализатора. Его развитие происходит на базе дистантных рецепторов - зрения и слуха, а также тактильно-мышечного анализатора и играет важнейшую роль в психофизическом развитии ребенка.

В первые полгода жизни развитие движений ребенка характеризуется выраженностью безусловных рефлексов, на базе которых затем формируются условно-рефлекторные связи, совершенствующиеся в течение всей жизни. Н.И.Касаткин отмечал, что это только у цыпленка все просто: вылупился из яйца - и побежал, тогда как путь становления жизненно важных движений ребенка довольно длителен. В детстве у него формируются важнейшие способы деятельности. Физиологи подчеркивают: чем выше в эволюционном ряду стоит животное, тем дольше у него продолжается период детства.

При рождении у человека «автоматических» действий меньше, чем у животных, зато ему свойственна наибольшая способность к обучению. Специфика мозга человека состоит в неограниченной возможности усвоения новых знаний, наибольшей восприимчивости не к биологической наследственности, а к «социальному унаследованию», т.е. к усвоению различного рода социальных традиций.

Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе врожденных безусловных рефлексов. У физиологически зрелых новорожденных детей вызванные рефлексы проявляются в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи. Прежде всего, это хватательный рефлекс (так, например, новорожденного, ухватившегося за пальцы взрослого, можно поднять, его хватка способна выдержать массу тела). Подошвенный рефлекс, который вызывается штриховым раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы, характеризуется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных. Пяточный рефлекс, известный как рефлекс И.Н.Аршавского, вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость и выражается в обобщенной двигательной активности, сочетаемой с гримасой плача, криком. У новорожденного ребенка наблюдается также шагательный, ползательный рефлексы. Они постепенно свертываются и вновь формируются под воздействием воспитания. Развитие нервной системы происходит на базе и других врожденных рефлексов: пищевого, ориентировочного, оборонительного, защитного.

С первых недель жизни ребенка у него возникают условные рефлексы на самые различные раздражители (зрительный, слуховой и т.п.).

Длительное применение каких-либо внешних раздражителей в определенной последовательности способствует образованию целостной системы ответных реакций - динамическому стереотипу.

Формирование условных рефлексов у ребенка происходит во взаимосвязи первой и второй сигнальных систем.

Центральная нервная система ребенка хранит в себе следы длительной эволюции животного мира. Так, регуляция работы сердца, почек и других внутренних органов, автоматические реакции на болевые, температурные раздражители осуществляются примерно теми же нервными центрами, что и у многих животных. Но по сравнению даже с высшими млекопитающими у человека чрезвычайно развита кора больших полушарий, особенно ее лобные отделы.

В нервной системе ребенка одни группы центров, эволюционно более древние, исполняют относительно примитивные функции. Эволюционно более новые центры объединяют различные системы организма и выполняют многоплановые сложные действия. Так, центр спинного мозга регулирует работу органов в пределах отдельных участков сегментов тела. Центры продолговатого мозга управляют дыханием и сердечной деятельностью. Центры среднего мозга осуществляют комплексную реакцию всего организма в ответ на зрительные и слуховые раздражители. В области промежуточного мозга и в подкорковых узлах происходит интегрирование всех сигналов из внешней и внутренней среды. Как показывают эксперименты, здесь формируется эмоциональное состояние - чувство страха, напряженности, радости, агрессивности. Физиологи доказали наличие в подкорковых центрах участков, раздражение которых вызывает различные эмоциональные состояния: гнев, блаженство, страх, безразличие.

Сложной системой глубинных центров управляет кора больших полушарий. С одной стороны, она без этих структур не может функционировать, а с другой - сопоставляет полученные от них сигналы с индивидуальным опытом и руководит активизацией или торможением отдельных нервных центров.

Таким образом, функции коры головного мозга - это способность тонко анализировать обстановку, приобретать и, в случае необходимости, использовать индивидуальный опыт. Одни реакции жестко запрограммированы в нервной системе и запускаются как автоматическая последовательность действий, другие - непостоянны и видоизменяются в процессе своей реализации.

При правильном воспитании у ребенка можно выработать множество стереотипов. Это в значительной мере облегчает реагирование на окружающие внешние условия, повышает работоспособность нервных клеток. Например, выполнение утренней гимнастики, ежедневных физических упражнений после дневного сна, организация самостоятельной двигательной деятельности формируют стереотип и потребность в выполнении этих упражнений в одно и то же время. У ребенка складываются определенные двигательные паттерны - последовательность выработанных действий, которые отражаются на поведении. Становление и изменение паттернов происходит в зависимости от возраста, окружающей среды, особенностей его развития. Тренировку нервной системы младенца необходимо осуществлять с учетом выработанных стереотипов, развивая у него потребность сознательно реагировать на окружающее.

По мере развития нервной системы у ребенка появляются статические и динамические функции равновесия. Возникновение и упрочение этих функций зависит и определяется как внешними, так и внутренними факторами. По утверждению И.М.Сеченова, все произвольные движения у ребенка формируются под влиянием социальных условий. Как дитя природы ребенок не нуждается даже в прямохождении. Лишь как социальное существо он начинает выполнять жизненно важные движения, которые совершенствуются в процессе воспитания и обучения.

На становление навыков движения огромное влияние оказывает состояние органов чувств, с помощью которых воспринимается окружающая среда. Следует отметить, что к моменту рождения органы чувств ребенка развиты больше, чем движения.

В исследованиях М.Ю.Кистяковской выявилась определенная последовательность образования связей между двигательным и другими анализаторами. Длительное развитие двигательного анализатора у ребенка влияет на становление двигательных функций, которые развиваются на базе дистантных рецепторов, способных воспринимать раздражители на расстоянии. Это прежде всего системы зрения, слуха и другие анализаторные системы.

Уже на втором месяце жизни устанавливается связь между кинетическим и вестибулярным аппаратом. Это проявляется в поднимании и удерживании головы при разных положениях ребенка: на животе, на спине, в вертикальном положении. В этом же возрасте возможно образование связи между кинестетическим анализатором и слизистой оболочкой губ, ротовой полостью, кожей рук. Это проявляется в сосании пальцев, направлении рук ко рту. Позже устанавливаются связи между двигательным анализатором, что выражается у младенца в поднимании руки над лицом и ее рассматривании. В возрасте 3,5 - 5 месяцев у малыша появляются более сложные зрительно-кинетические связи: он направляет руки к подвешенному над кроваткой предмету (погремушке) и захватывает ее.

Образование межрецепторных связей способствует образованию сложных функциональных систем, формированию своеобразной иерархии нервных центров с очень сложными отношениями Co-подчиненности. Многие двигательные акты дублируются на разных уровнях. Это создает высокую надежность осуществления навыков движения и в то же время способность видоизменять способ действия при внезапно меняющихся условиях.

Л.О.Бадалян, Н.Миронов, изучая физиологию двигательного акта, установили, что самым низким уровнем регуляции движений обладает сегментный аппарат спинного мозга. Клетки каждого сегмента связаны со строго определенной группой мышц и регулируют их деятельность. Двигательные нервные клетки постоянно получают информацию от мышечных клеток рецепторов и сухожилий. Сегментные аппараты находятся под контролем целой системы двигательных центров головного мозга. Собирая информацию от органов чувств всего тела, они решают сложные двигательные задачи, требующие участия многих мышечных групп. Одной из таких систем является экстрапирамидная система. В ней хранится набор сложнейших двигательных реакций, обеспечивающих регуляцию позы, осуществление важных двигательных актов. Хотя у человека экстрапирамидная система редко проявляет себя в «чистом виде», однако она играет существенную роль в общей организации моторики. Такие характеристики движений, как плавность, грациозность, ловкость, эмоциональная выразительность во многом зависят от особенностей экстрапирамидной системы. Функции ее отчетливо выражаются в детском возрасте, когда высшие корковые моторные центры еще не окончательно сформированы. По мнению Л.О.Бадаляна и Н.Миронова, именно любовь большинства детей к шумным подвижным играм объясняется особенностью развития экстрапирамидной системы. Дети любят убегать, догонять, прятаться, увертываться; выполнять ритмические движения, подпрыгивать, прихлопывать, раскачиваться, кружиться.

К старшему дошкольному возрасту начинает доминировать пирамидная система регуляции моторики. Центры пирамидной системы формируются в передней центральной извилине головного мозга.

Каждое его полушарие при помощи пирамидной системы связано с противоположной половиной тела. Любопытно утверждение физиологов о том, что если образно представить проекцию тела в передней центральной извилине головного мозга, то получается человек, перевернутый вверх ногами. Примечательна непропорциональность этого человека. Кисть и лицо занимают большее место, чем все остальное тело. Основная функция пирамидной системы - регуляция произвольных движений, которые усваиваются в процессе воспитания и обучения. Благодаря пирамидной системе ребенок способен к обучению сложным и точным Движениям; по утверждению Л.О.Бадаляна, эти возможности безграничны.

Пирамидная система доминирует в той или иной степени в моторике каждого ребенка. Ее ведущая роль формируется постепенно. Чем меньше ребенок, тем слабее у него организована произвольная моторика. Мысль и ее двигательное воплощение недостаточно связаны. В процессе моторного развития ребенка многие двигательные навыки настолько автоматизируются, что нет необходимости вспоминать каждый раз о способах того или иного действия. Способность к автоматизму движений дает множество преимуществ: сознание разгружается от излишней работы, целенаправленная деятельность становится более рациональной и имеет большие возможности для скорейшего достижения результатов. Готовые формулы движения, запас их фиксируются в основном в теменных долях коры больших полушарий головного мозга. Способность запоминать движение в целом и использовать его в случае необходимости получила название праксиса. Центр праксиса в теменной доле тесно связан с корковым отделом пирамидной системы, а также с ядрами пирамидной системы.

Важнейшим участком двигательной регуляции является мозжечок. Он как и вестибулярный аппарат, тесно связан с экстрапирамидной и пирамидной системами и обеспечивает координацию движений и поддержание равновесия тела. От мозжечка зависят такие характеристики движения, как точность, соразмерность мышечного усилия двигательной задаче, твердость походки способность быстро перераспределять напряженность отдельных мышц. Мозжечок обеспечивает координацию как автоматических так и произвольных движений. За период детства происходит сложнейший процесс формирования нервной системы. Он многогранен и характеризуется преобладанием процесса возбуждения над торможением.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы