Про деток, от рождения до школы

Былины- русские народные этические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающимисякоторые сражаются с чудовищами или вражеским войском, отправляющихсяотправляются в загробный мир или еще каким-либо способом проявившиепроявляют свою силу, удаль, храбрость.

Нет, наверное, ни одного человека, выросшего в России, который не слышал бы слова « былина», и не назвал бы хоть трех былинных героев.

Слово « былина» впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора Иван Петрович Сахаров. Он позаимствовал это название из древнерусского « Слово о полку Игореве», где оно обозначало – просто быль, реальное событие.

Традиционно выделяют два главных цикла былин, объединенные по месту действия или происхождению героев. События большинства былин происходят в Киеве или в какой-то мере с этим городом связаны, поскольку богатыри находятся на службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко. Этот цикл называется киевским Владимировым. К нему относятся песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Дюке Степановиче, Дунае и др. Доже если действие в этих былинах непосредственно не связано с Киевом или с выполнением поручения князя Владимира, упоминание города или князя обязательно присутствует. Второй цикл образуют новгородские былины. Их герои- Садко и Василий Буслаевич- родились и жили в Новгороде. Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.

Былинные богатыри

Главные герои былин- богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным умением(метко стрелять из лука, играть в шахматы) или талантом. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма непохожих друг на друга, и ставит в центр повествования. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко своим непревзойденным искусством играть на гуслях.

Среди богатырей принято выделять «старших» и «младших». К « старшим» относят Святогора и Волха Всеславьича. « Старшие» называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей,но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя.

Такому герою нет равного на земле, он единственный в своем роде, так что у него не может быть другого противника, кроме самой природы, матери-сырой земли. Святогор, например обладает совершенно невиданной силой и мощью. Волх умеет оборачиваться разными зверями, т. е. колдавать. волховать, на что указывает и его имя. Рождение Волха Всеславьича тоже чудесное: он был зачат от « лютого змея» , в момент его рождения» подрожала сыра земляа синее море сколыбалося». Когда Волху исполнилось всего полтора часа от роду, он велел матушке:

Пеленай меня, матушка.

В крепки латы булатные

А на буйну голову клада злат шелом,

По правую руку – палицу

Беспорно, черты богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события и даже не намекают на них.

Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Например, Илья Муромец, прежде чем встретиться с разбойниками, сам выбирает себе опасную дорогу. Подобным образом ищут приключений и другие богатыри. Добрыня, например. Вопреки наказу матери отправляется к Почай-реке, где живет змей. Однако помимо желания проявить сваю удаль, и потешить « богатырское сердце» героями былин движет и желание постоять за людей и за веру. Их противники несут беду людям – похищают, убивают их- и ведут себя нечестиво. Так, враг Тугарин Змеевич, « чудо поганое», которого побеждает Алеша Попович

Богу, собака не молится

Князю со княгиней не кланяется

Князьям и боярам челом не бьет

Именно это и возмущает Алешу

Вражеское войско, которое уничтожают богатыри, часто изображается не как нечто предопределяющее опасность для князя или вообще для людей, а просто как помеха на пути самого героя.

3. Художественный мир былины

Описание особенных событий и особенных героев нуждается в какой-то особенной форме, не такой, в которой рассказывается о повседневной жизни. Поэтому в былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем: его силы и телосложения, оружия, коня, той задачи, которую он должен выполнить, и т. Д. – используются гиперболы- намеренные преувеличения. Все, что окружает богатыря столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам. Вот как описываются доспехи Потапа Артамоновича:

Еще латы были двадцать пять пудов,

Нагрудник был да десять пудов.

Да на шею кольчуга была пять пудов,

На головку колпак да сорока пудов.

Так же описываются и противники богатырей- они тоже особенные, исключительные. Это вполне естественно. Ведь у богатыря должен быть равный противник, которого никто, кроме него не победит.

Время действия былин тоже особенное. Главное его отличие от современности в том, что все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными- мир существовал по другим законам. Былинное время и течет по- другому, не как наше. Поэтому Илья, отправляясь в путь, « заутреню стоял во Муроме, а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град», и это не воспринимается как что-то невозможное. Зато некоторые важные события, вроде сборов в дорогу, поединка и т. Д. описываются медленно. Подробно. Обстоятельно, и время как-бы замедляет свое течение, ненадолго приостанавливается. Современность для сказителей – это уже совсем другая эпоха, когда былинные витязи « перевелись».

4. Как сказывались былины.

В былинах можно встретить обилие всякого рода повторов. Обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига, из которых последний выделяется из остальных. Когда калики исцеляют Илью Муромца, они трижды дают ему выпить « питьица медвяного»: после первого раза он чувствует в себе недостаточно силы, после второго- избыток и, лишь выпив в третий раз, он получает столько силы, сколько ему надо.

Если прочитать подряд хотя бы несколько былин, нельзя не заметить еще одну очень важную особенность: во многих из них повторяются одни и те же эпизоды. Часто богатырским подвигам предшествуют сцена хвастовства на пиру, когда все гости щеголяют друг перед другом кто золотой казной, кто дорогим платьем, а кто конем богатырским. Герой песни, похвалившись чем-то, должен представить доказательства, для чего он и отправляется в путь. Примерно одними и теми же словами изображаются детство и первые прявления богатырской силы, сборы разных героев в дорогу, встреча и поединок с противником, приезд на княжеский двор и др. Сказатели знали только сюжет, события, связанные с тем или иным богатырем, а также владели определенным набором таких вот общих мест, повторяющихся эпизодов. Из которых, как из кубиков, складывался как бы костяк былины. Все остальное рождалось на глазах слушателей. Поэтому даже один и тот же исполнитель не мог дважды повторить былину дословно. Каждое исполнение былины было и процессом ее создания, а каждый исполнитель творцом. Иначе певцу пришлось бы держать в памяти многие тысячи стихотворных строк.

5. Новгородские былины

Новгородские былины носят несколько иной характер. В них нет «могучих богатырей», «палениц удалых», сражающихся с вражьей силой. Герой этих песен – Садко и Василий Буслаевич, как и Киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях, так, что своей игрой поражает царя морского и получает от него помощь и совет, как разбогатеть. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и удачно возвращается.

Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Это сулит героям беду. Какая-то высшая сила,судьба решает, что должно случиться. Высшая сила- единственное, с чем не могут справиться богатыри, и, если они посягают на нее, их ждет смерть. Однако сами богатыри стремятся сразиться с такой силой, потому что среди людей им нет равных. В былине о том, с каких пор перевелись богатыри на Святой Руси, именно так и обьясняется гибель витязей. Побив татарскую рать, они похваляются:

Не намахались наши могучие плечи

Не уходилися наши добрые кони

Не притупились мечи наши булатные!

И говорит Алеша Попович млад:

Подавай нам силу нездешнюю,-

Мы и с той силою справимся!. »

И вот «явились двое воителей». Но всякий раз после того, как богатыри разрубят одного из противников пополам, из каждой половины появляется новый воин, и рать их постоянно растет.

Испугались могучие витязи,

Побежали в каменные горы,

В темные пещеры.

Как подбежит витязь к горе,

Так и окаменеет

С тех самых пор и перевелись славные витязи на Святой Руси.

Егорова Татьяна Леонидовна

Цель урока: учимся воспринимать содержание картины, её композицию, детали, выражать своё отношение к изображённому на картине; точно употреблять слова и словосочетания в тексте; развивать умение писать сочинение по картине, воспитывать любовь к своему Отечеству, гордость и уважение к её защитникам.

Ход урока:

1 Организационный момент. Сообщение темы урока.

2 «Вступительное слово учителя.

Творчество художника В. М. Васнецова стало вершиной русского искусства 19 века. В Третьяковской галерее в Васнецовском зале висит картина «Богатыри». Она стала воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он этой картине. Изучил былины, историю Древней Руси, В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.

« Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ними так, как их понимал и чувствовал.»

«Возьму гусли звонкие, яровчатые, да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря».

Какие произведения устного творчества начинаются подобным образом?

Назовите героев былин.

(Русские богатыри Садко, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.)

Своим поэтическим языком, поэтичностью русские былины вдохновили замечательного художника В. М. Васнецова на создание прекрасной картины « Богатыри». Чтобы работа получилась интересной, важно внимательно рассмотреть репродукцию, увидеть все детали, которые художник изобразил на картине.

3 Рассматривание репродукции:

Ваше впечатление от картины.

Какие чувства она у вас вызывает?

Кто из богатырей привлекает ваше внимание?

Кто из троих Илья Муромец? Почему так решили?

Внешний вид: доспехи, возраст, осанка, взгляд и т. д.

(Спокойное, мужественное лицо, на вороном коне, крестьянский сын, самый старший и самый крепкий, могучий, воплощение силы народной, зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович

Из - под славного города из- под Мурома,

Из того ли села Карачарова,

И конь под Ильёй словно лютый зверь,

Он сам на коне как ясен сокол….

Добрыня Никитич. Описание.

(Средний богатырь на белоснежном коне, порывистый и благородный, нетерпелив и конь ему подстать, смотрит вдаль, вот- вот сорвётся с места. Одет Добрыня побогаче, видно он из знатного рода.

И был на заставе Добрыня Никитич - млад,

Что Добрынюшка Никитич - млад

Сын богатого гостя рязанского

И жены его Амелфы Тимофеевны.

Что можно рассказать об Алёше Поповиче?

(Молод, красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнью, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он смышлён, с усмешкою смотрит в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

И был там Алёша Попович- млад,

Он Добрыне Никитичу крестовый брат,

Что из присна города, из Ростова,

Сын богатого попа ростовского.

Как изображены богатыри?

(Крупным планом, все вместе, плечом к плечу, в полной боевой готовности, едины в своих помыслах.)

Что почувствовали в их взглядах и позах?

(Большая сила, готовность в любую минуту сразиться с врагом. Картина выражает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)

Они как бы возвышаются над землёй. Почему?

(Чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайни. Степь так широка, что конца и края ей нет.)

Что же хотел показать художник, изображая этих богатырей, разных, непохожих друг на друга?

(Защитнику Отечества нужны не только сила, отвага, храбрость, но и хитрость, умение обмануть врага.)

(Гордится ими, любуется силой, красотой. Изобразил их с любовью, восхищением.)

Как объясните смысл названия картины «Богатыри?

(Это защита русской земли от врагов, её сила, опора.)

Какие краски использовал художник показать степь, холмы?

(Фиолетовые, синие, тёмнозелёные, тёмнокоричневые. Чувство тревоги, беспокойство, настороженности: не затаился ли где -то поблизости враг)

ВЫВОД: яркими и нарядными представлены богатыри, темно и страшно за ними. Контраст усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю не пробраться, не проскользнуть.

Замысел художника.

Стихотворение Никитина:

Широка ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулась!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов!

Какие слова Никитина можно отнести к картине?

(У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершали её богатыри. Они приносили ей славу во все времена. Васнецов своей картиной утверждает, что богатыри земли русской всегда готовы

« Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.»

(На картине- былинные герои, но мы воспринимаем их, как живых людей, все эти герои былины имели в жизни свои прототипы.

Какие чаяния, думы хотел выразить художник в картине?

(Прославляет защитников, хочет, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.

Такую картину мог создать какой человек?

(Который любил свой народ, свою историю. Картина заставляет волноваться. Переживать самое хорошее чувство- гордости за Родину.)

« Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни бывают богатыри, но, увидев вашу картину, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли.» (Л. Толстой.)

4 Составление плана.

2. Основная часть:

А) Описание богатырей, выражение лица, одежда, позы.

Б) Природа на картине.

В) Мысли и чувства, которые вызывает картина.

Г) Что хотел сказать художник своей картиной.

3. Заключение. Отношение художника к своим героям.

5. Лексико- орфографическая подготовка:

А) Значение слов: палица, кольчуга, щит, копьё, сбруя, шлем, колчан.

Б) Опорные слова: Среди бескрайних просторов, богатырская фигура, тяжёлую палицу,на вороном коне, щит горит и переливается драгоценными камнями, нарядная сбруя,сражается находчивостью и смекалкой.

6.Писмо сочинения.

7 Итог урока

Что мы сегодня делали на уроке?

Понравилась ли вам картина Васнецова?

8 Домашнее задание

9 рефлексия

Работа ученика.

Одна из самых известных картин В. М. Васнецова - « Богатыри». Два десятилетия посвятил он ей. Она стала любимым полотном художника. На картине изображены три богатыря - воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович.

В центре на чёрном коне сидит Илья Муромец. Сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике. С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, а в левой руке - щит и громадное копьё. Он одет в железную кольчугу, на голове - шлем. Богатырь зорко всматривается вдаль из - под поднесённой ко лбу руки: нет ли где врагов - кочевников.

Слева от Ильи Муромца - Добрыня Никитич. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги - драгоценные княжеские доспехи. Правая рука богатыря уже вынимает меч из ножен, и конь его вот- вот понесёт в бой.

Справа от Ильи Муромца - Алёша Попович, самый младший богатырь. Он не так силён, как два других героя. Но уверенно снимает лук богатырская рука, и стрела у него всегда наготове.

За спинами богатырей - Русская земля. Степь, поросшая желтеющей травой, дремучие леса, низкое небо- это величавый образ Руси.

Герои полны решимости не пропустить врага. Глядя на картину, мы чувствуем сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением.

Картина «Богатыри» - это памятник воинской славы русского народа. Смотришь на неё и веришь, что нет такой силы, которая могла бы одолеть удаль русскую, силушку богатырскую.

 5.10.2012 01:38

Богатыри. Картина В.М. Васнецова (Илья Муромец — посередине)

Былинный герой Илья Муромец — был ли он в реальности, в какие годы жил, где служил, не его ли мощи находятся в пещерах Киево-Печёрской Лавры?
История умалчивает. Но есть информация о нём в ноосферном слое Земли. В этой статье она и представлена, полученная автором.

Илья Муромец — реальный герой древней Руси. Служил при дворе Владимирского князя с 1238 по 1255 годы. Родом был действительно из села Карачарово вблизи Мурома. В двадцать лет от роду был замечен рекрутёрами князя и приглашён на службу. Служил рядовым бойцом в специальном отряде, возглавляемым старшиной Добрыней Никитичем. Можно перевести на современный язык название этого отряда как княжеский спецназ. В функцию отряда входило охрана княжеской семьи, разведка позиций вражеских группировок и участие в ключевых сражениях не только в составе Владимирского войска, но и в составе отрядов других княжеств. Бойцы этого отряда проходили очень серьёзную боевую подготовку и были очень грозной силой в сражениях даже с превосходящим по численности противником.

Илья Муромец был самым сильным бойцом этого отряда. Прекрасно владел практически всеми типами оружия того времени, особенно кинжалом и мечом. Великолепные атлетические данные — рост 186 см и вес 112 кг, высокая координация, пластичность, сообразительность, смелость, скорость и совершенно фантастическая сила сделали его уже при жизни гением боевого искусства и любимцем Владимирского князя и русского народа.

Воины жили и тренировались в каменном двухэтажном здании во Владимире, стоящем напротив Княгинина монастыря. Во Владимире и в Киеве проходили среди воинов различных княжеств соревнования. При этом использовались деревянные макеты. Абсолютным чемпионом всегда становился Илья. Он был также великолепным борцом. Отличался аскетизмом и духовностью.

В один из дней к городу Владимиру подошёл наёмный вражеский отряд численностью 600 человек с целью разведки военных позиций города. Навстречу им вышел владимирский спецназ в количестве 130 воинов, возникла сразу же стычка и сильный бой. Вражеский отряд состоял также из сильных бойцов разных национальностей. Тем не менее, владимирцы оказались сильнее и после 20 минутного сражения обратили в бегство вражеский отряд. Результат боя 225 уничтоженных вражеских бойцов и 24 погибших спецназовцев, среди них оказался и Илья Муромец. Во время боя он успел уничтожить пятерых противников, чуть позже, глубоко вклинившись в стан врагов без поддержки своих товарищей (это было нарушение правил ведения боя, предписанных воинам владимирского отряда) попал в окружение, но продолжал успешно биться. Однако случилась непредвиденная ситуация. Один из врагов стал метать из пращи камни. Попадая в Илью, они не производили на него сильного действия. Но кольчуга у Ильи была короткой, едва закрывая нижнюю часть живота, чтобы не ограничивать его подвижность. И один из камней попал Илье в пах. Сильная боль заставила его согнуться на несколько секунд. Этого оказалось достаточным, чтобы получить удар дубинкой по голове. Рядом никого из дружинников не оказалось и потерявшего сознание Илью быстро добили.

Горе спецназовцев, всех владимирцев, княжеской семьи было огромным. Погибших хоронили этим же вечером на месте боя. В середине ставили из брёвен крест, вокруг него по кругу укладывали тела погибших головами к кресту, закрывали их тканью и засыпали землёй. До сих пор это возвышенное место сохранилось в пойме реки Клязьма, южнее Владимира, недалеко от посёлка Улыбышево. Траурная весть разнеслась по всем городам Руси. Илья Муромец стал русским национальным героем. Впоследствие некоторые воины русские брали себе в знак глубочайшего уважения и поклонения псевдоним Илья Муромец. Один из них монах и одновременно воин Киево — Печёрской Лавры. После его естественной смерти он был похоронен под именем Илья Муромец.

Позже на этом месте стали хоронить других погибших бойцов владимирского отряда. На поле возник некрополь. Была установлена деревянная часовня. На братской могиле стоял памятный камень.

Один знакомый, 80-летний владимирец, внук протоирея одного из владимирских храмов, рассказал интересную историю, передающуюся из поколения в поколение. Действительно, Илья Муромец служил во владимирском княжеском отряде и погиб недалеко от Владимира. Где-то за Клязьмой находится его могила. Его воинские доспехи хранились долгие годы в подвале одного из храмов города. Но в конце 18 века разом исчезла и могила, и его доспехи, а также вся информация о его жизни и доблести. Кому-то эти артефакты очень мешали. Лишить русских своей истории – значить лишить их патриотизма и любви к Родине!

Могила Ильи Муромца во Владимирщине — окрестности села Улыбышево (точное место отмечено стрелкой)

В связи с этим, автор предпринял попытку этим летом найти могилу Ильи Муромца. Провидение привело на поле действительно недалеко от посёлка Улыбышево, расположенного в 3 км от дороги Владимир – Улыбышево и в 18 км от Владимира. Большое заболоченное поле с множеством обводных каналов. Рядом находится песчаный карьер, который начал функционировать в 80-е годы. Пустые выработки карьера заполнились водой и поле заболотилось. Трава по грудь. Преодолеть последние метры к предполагаемому месту захоронения Ильи Муромца не удалось. Путь преградил широкий топкий канал (около 7 метров шириной, глубиной до 1,5 метров), заросший кустарником и ряской. Преодолеть его одному без снаряжения не удалось. Однако на пустом, относительно ровном поле было отмечено небольшое возвышение округлой формы. Местоположение холмика совпадает с ноосферной информацией. К сожалению, из-за плохой погоды сделать качественное фото не удалось (см.фото). Дело осталось за специалистами.

Если с местом захоронения Ильи есть какая-то ясность, то с портретом героя, конечно, не было шансов. Изучение различных картин и портретов Ильи уже художников 19-20 веков, которые конечно представляли собой фантазии, привело к удивительному результату. При рассмотрении одного портрета была получена информация, что портрет очень близок к оригиналу. Только борода и волосы были короче, а их цвет был более серый. Лицо было мужественее, более выразительный взгляд. Форма носа и глаз очень совпадают (см. рис.). Удивительно! Вероятно, художник настолько проникся образом, что он подключился или его подключили к ноосферному слою и он увидел образ Ильи Муромца.

В любом случае это место необходимо обследовать, и если будет подтверждение захоронения, поставить скромный памятник героям.

Владимирская земля имеет богатейшую историю, уходящая корнями далеко вглубь древних времён. И как бы не старались «переписчики» истории Руси исказить её, историческая правда восторжествует!


Ход урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Оргмомент

–Здравствуйте, садитесь!

Прочитайте поговорку «Славна богатырями земля русская».

–Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово.

Тема: Древнерусские воины-защитники.

– Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь.

^ 2. Работа по теме:

–Кто же такие богатыри?

Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь.

Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в.

«Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

– Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они?

Каких богатырей вы знаете?

– Много богатырей на Руси. Невозможно сразу о всех рассказать.

Защита Родины есть защита и своего достоинства. (Н. Рерих).

– Герои нашего сегодняшнего урока очень необычные персонажи. Давайте посмотрим, ребята, как изображали художники древнерусских воинов, богатырей.

(На слайде картина В.Васнецова «Три богатыря»).

– Илья Муромец является самым ярким представителем всех русских богатырей. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри. Силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. У Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника.

^ Добрыня Никитич.

Алёша Попович.

Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля– матушка носить его не могла. Даже Илья Муромец оказывается перед ним беспомощным настолько, что Святогор его не замечает.

Святогор – огромный великан; его с трудом носит мать сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах; при его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Дайте словесный портрет богатыря. Что можно сказать о характере воинов?

А теперь, познакомимся с доспехами древнерусских воинов.

Какая у них внешность?

Сравните богатырей на картинах.

Где жили воины?

– А теперь познакомимся с доспехами древнерусских воинов.

Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило оберегом.

– Рассказ о «Княжеском муже»;

Кольчуга;

Вопросы о доспехах дружинника.

Фото детей в исторических костюмах воинов.

Рассказ о памятнике Минину и Пожарскому.

Спасибо за внимание! Принимайтесь за работу!

Богатыри.

Ответы детей.

Слушают учителя и отвечают на вопросы.

Ответы детей.

Слушают рассказ учителя.

Рассматривают репродукцию картины В.М. Васнецова «Богатыри».

– отважный, непоколебимый, сильный духом.

Крепкое телосложение, строгое лицо, длинные волосы, усы, борода.

Рассматривают репродукции: М.В. Васнецова. Богатырь (1870) и П. Д. Корин. Александр Невский. (1942).

Ответы уч-ся.

Смотрят презентацию.

Дети слушают и смотрят презентацию.

^ 3.Практическая часть

Предлагаю попробовать себя в роли художников, изобразить образ богатыря, передавая его характер.

Самостоятельная работа по плану под руководством учителя по своему воображению.

Выполняют рисунки.

4.Анализ и оценка итогов работы

Выставка работ на доске. Выставление оценок.

– Кому удалось передать характерный образ?

Мнения детей.

5.Итог урока

Чему научились? Что нового узнали?

Современники о картине «Богатыри».

Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущения великой мощи и дикости – физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло «Словом о полку Игореве». Незабываемы на могучих конях эти суровые, нахмуренные витязи, смотрящие из-под рукавиц вдаль – не перекрёстках дорог…

В. М. Василенко. "Богатыри".


Рыжеют стебли трав. Холмы круты и голы.
Над ними облака безмолвны. С вышины
Спускаются орлы. Плющом оплетены
Крутые склоны гор. И в синей дымке голы.

Овраги глубоки. И странные глаголы
Порою в глубине их зарослей слышны:
То ветер кружится, медвяный дух весны
Наполнил всё кругом – и сладкий и тяжёлый.

На солнце светятся как золото, щиты.
Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:
Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!

И кони их молчат. У конских ног цветы
Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы.
Богатыри стоят у киевской заставы.

Ф. И. Шаляпин. "Маска и душа". 1932.


На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собранны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.

Илья Муромец – герой былин – расположен в самом центре картины. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля – самый старший и могучий богатырь. Он не богат, но по нему видно, что он не нуждается в богатстве. Одет он просто. На Илье Муромце простая кольчуга, грубая серая рукавица и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также Илия Муромец держит большое копьё, которое помещено в центр картины, это говорит о том, что он может справиться с таким большим оружием. Его крестьянское происхождение видно по его лицу. Оно широкое с большими скулами. Он зорко смотрит в сторону. Его глаза очень серьёзны, а брови нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и очень красив. Этот конь под стать хозяину. Сбруя у коня красивая, и кажется, что, когда он скачет, звенит бубенчик. Конь смотрит с лёгким укором туда же, куда и хозяин. Я думаю, что Илья Муромец хорошо заботится о своём коне, так как он ухожен, бодр и велик.

Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи Муромца. Он богат. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами, золотые ножны и рукоять меча. Его орлиный взгляд суров. Его борода ухожена и длинна. Он дальновиден. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. Его конь красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, да и притом она очень богата. Грива скакуна, как женские волосы, ухоженная и развевается на ветру. В некоторых былинах говорится, что коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг близко.

Алёша Попович родился в семье священника. Одет он не богато, но и не бедно. Его кольчуга и шлем блестят. Он самый молодой и без бороды. Алёша худой. Его взгляд слегка косит в сторону. Взгляд его лукав, так как, похоже, что он замышляет какую-то хитрость. Он держит своё любимое оружие – лук. Лук у него разрывчатый, тетивочка каленая, а стрела быстрая. Он возит с собой гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.

Я думаю, что Васнецову удалось передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Также через сильный ветер, который виден по развеванию грив и хвостов лошадей и по колышущейся траве.

Я считаю, что художник показывает мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, так как они занимают огромную площадь в картине. Также Васнецов поднимает линию горизонта, и фигуры лошадей уходят в небо. Ёлочки Васнецов изобразил маленькими, а богатырей большими, и это создаёт контраст ёлочек и больших фигур и подчёркивает мощность богатырей.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы