Про деток, от рождения до школы

Американский романтизм возник в результате американской буржуазной революции 1776-1784 гг., как отклик на неё. Война за независимость – образование США Окончательное формирование американской нации. Америка край безграничных возможностей.

Романтизм Америки имеет те же исторические предпосылки и эстетическую основу, что и европейский:

1. внимание к внутреннему миру человека;

2. принцип романтического двоемирия – романтики утверждают мысль о несовершенстве реального мира и противопоставляют мир своей фантазии. Оба мира постоянно сравниваются, сопоставляются;

3. интерес к фольклору – одной из форм протеста против делячества и прозаизма повседневного буржуазного существования становится идеализация европейской старины, древней культурной жизни;

Хронологические же рамки американского романтизма отличаются от европейского. В 30-е годы в Европе уже реализм а в Америке романтизм начинается в 20-30 годы.

Ранний Америк. Романтизм:20-30гг 19 века. Купер. Прославление войны за независимость. освоения континента – одна из главных тем литературы. Появл. критические тенденции, забываются высокие идеалы, провозглашенные при рождении республики. Ищется альтернатива буржуазному укладу. Тема – идеализированная жизнь американского Запада, морская стихия.

Зрелый ам. романтизм – 40-50гг: Эдгар По. Недовольство ходом развития страны(сохран. рабство, идет уничтожение коренного населения, эконом кризис). В лит-ре драматические и трагические настроения, ощущение несовершенства человека и окружающего его мира, настроение скорби, тоски. В лит-ре герой который несет печать обреченности.

Поздний. 60-е г. Критические кризисные настроения растут. Романтизм не в состоянии отразить меняющуюся современную действительность. Реалистические тенденции.

Национальные особенности американского романтизма.

1. Утверждение национальной самобытности и независимости, поиск национального характера.

2. Последовательно антикапиталистический характер.

3. Популярность индейской темы

4. Три ветви американского романтизма

1 Новая Англия(Сев-вост штаты)-философичность, этические вопросы

2 Средний Штаты – поиск нац. , соц. проблематика

3 Южные штаты – Преимущества рабовладельческих порядков

Видное место в лит-ре тех лет занимают Ф. Купер и Ирвинг. Их тв-во отразило характерные особенности америк. ром-ма на раннем этапе развития. Ир. и К. на начальном этапе своего тв-ва были вдохновлены идеями ам. революции и борьбы за независимость. Большое положительное значение имели созданные ими образы сильных, мужественных людей, противопоставленные корыстолюбивым бурж. дельцам. Поэтизация человека, живущего на лоне природы, поэтизация его мужественной борьбы с нею составляют одну из характерных особенностей раннего ам. ром-ма. В своих ранних юмористических очерках Ирвинг выступал против истребления индийских племен. Характерно противопоставление идеализируемой им старины картинам жизни современной Америки. Также важное место занимает переплетение элементов фантастики с фольклорной традицией.

КУПЕР, ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (Cooper, James Fenimore) (1789–1851), американский писатель, историк, критик общественного устройства. В 1820 сочинил для дочерей традиционный нравов Предосторожность (Precaution). Открыв в себе рассказчика, написал роман Шпион (The Spy, 1821), основанный на местных преданиях. Роман получил международное признание,

Крупнейший американский писатель романтик, писавший о беспощадной войне колонистов против индейцев.

Купер в молодости был увлечен всеми событиями, связанными с провозглашением американской независимости. Творчество Купера связано с ранним этапом развития романтизма в США. В мировую литературу он вошел, как создатель американского социального романа. Им было написано большое количество романов, несколько разновидностей: исторический - «Шпион», «Браво», «Палач»; Морские - «Лоцман», «Пират»; романы написанные в форме семейной хроники - «Краснокожие», «Чертов палец»

Основными произведениями Купера, над которыми он работал много лет, является цикл романов о кожаном чулке, их называют индейскими романами: «Зверобой», «Последний из Могикан», «Следопыт», «Прерия», «Пионеры».

В произведениях Купера отразились исторические закономерности развития американской цивилизации. Он писал о событиях американской революции, о морских путешествиях, о трагической судьбе индейских племен. Значительность проблематики соединялась в романах Купера с ярковыраженным приключенческим началом и увлекательностью повествования, а сила романтического воображения с достоверностью. В своей пенталогии о кожаном чулке он описывает судьбу американского пионера Капитана Бумпо, писатель запечатлел процесс освоения американских земель Европейским колонистами. В этих романах перед читателем живет и действует старый человек безграмотный, полудикарь, но обладающий в совершенстве лучшими качествами истинно культурно человека: безукоризненной честностью по отношению к людям, любовью к ним и постоянное стремление помочь ближнему, облегчить его жизнь, не щадя своих сил. Героев Купера ожидает множество необычайных приключений, они примут участие в жестокой борьбе за свою независимость. Купер был приверженцем американской демократии, но видя, что происходит в Европе, он опасался, что и Америка попадет под власть олигархии финансистов и промышленников. После своего путешествия по Европе он изменил свой взгляд на американскую действительность. Европейские впечатления помогли ему более глубоко разобраться в явлениях жизни США, многое заставило его разочароваться в восхваляемой им прежде американской демократии.

С резкой критикой буржуазной Америки, Купер выступил в романах «Долой», «Дома» и особенно в романе «Моникыны» являющимся социальной политической сатирой на буржуазные государства. Критика буржуазных порядков велась Купером с консервативных позиций; он склонялся к цивилизации патриархальной фермерской Америки.

Американская литература, так же как и нация, еще только определялись в начале Х1Х века. Американские романтики – создатели национальной литературы США. Особую роль в становлении нации и национальной культуры сыграл фронтир.

Фронтиром стала движущаяся полоса, начавшаяся у берегов Атлантического океана и с заселением Калифорнии, последнего резерва фронтира, совпавшая с Тихоокеанским побережьем. Фронтир в американском понимании включал в себя не только общее противопоставление дикости цивилизации, но и более конкретное противопоставление той цивилизации, которая сложилась на восточном побережье, новым районам. Фронтир был «местом встречи» цивилизации и дикости, белого и индейца, но не менее важно и то, что он служил «местом встречи» для выходцев из разных регионов, разных этнических и социальных слоев. Как бы ни были велики различия между регионами, здесь они в значительной степени стирались.

Концепция фронтира была создана вскоре после того, как сам фронтир перестал существовать. Она была впервые изложена в работе Ф.Дж.Тернера «Значение фронтира в американской истории»(1893). Фронтир, не имевший эквивалента в европейской истории, был для Тернера главным доказательством своеобразия общественного развития США. Он называет фронтир «полосой наиболее быстрой и эффективной американизации», где происходит переплавка европейца в американца. Колонист приходит сюда в европейском платье, с европейскими орудиями и образом мыслей. Но «условия существования на фронтире слишком суровы. Человек должен к ним приспособиться или погибнуть, и вот он уже на индейский манер расчищает лес, следует по тропам, проложенным индейцами. Постепенно он преобразует дикую природу, но результат уже не похож на старую Европу…Результат получается новый, американский» (Тернер). Условия жизни пограничья, экспансия на Запад, где колонистам открывались новые возможности, определили, по Тернеру, уникальность американского характера. «Фронтиру американский образ мышления обязан своими поразительными особенностями. Грубость и сила в соединении с остротой и пытливостью; недостаток художественного чутья, но мастерское умение схватывать материальное; неутомимая беспокойная энергия; всепоглощающий индивидуализм, служащий добру или злу, и переливающаяся через край жизнерадостность, рожденная свободой, - таковы черты фронтира» (Тернер).

Большинство литературоведческих концепций национальной самобытности американской культуры (Фассела, Аллена) прямо или косвенно восходят к теории фронтира Тернера. В круг писателей, «созданных фронтиром», как правило, вводят Купера, Готорна, По, Торо, Мелвилла, герои которых оказываются тайными носителями американской идеи, а в символике их произведений усматривают прежде всего влияние фронтира.



Эпоха романтизма в истории американской литературы более или менее отчетливо делится на три этапа:

Ранний (20 – 30-е) – период «нативизма» - период романтического освоения национальной действительности, природы, истории, попытки художественного исследования американской цивилизации. Существенно, что исследование это исходит из убежденности в здоровой основе американской демократии, способной справиться с «внешними» отрицательными влияниями.

Зрелый этап (конец 30х – середина 50х годов) – сопряжен с экономическими потрясениями конца 30-х годов, конфликтами 40-х годов. Период характеризуется рядом трагических открытий, сделанных романтиками, с чем связаны трагические и пессимистические ноты в творчестве многих поэтов и прозаиков: Э.По, Н.Готорна, Г.Мелвилла.

Финальный этап (сер.50-х – до начала Гражданской войны) – эпоха кризиса романтического сознания и романтической эстетики в США.

Ранний этап в истории американского романтизма связан, прежде всего, с именами Ирвинга и Купера. Вашингтон Ирвинг (1783-1859) – стоит у истоков американской национальной литературы. С него начинается заокеанская новелла, жанр, занявший в истории национальной литературы столь же важное место, как и роман. С детства и юности воспитывая свой вкус на художественной литературе Старого Света, Ирвинг проникся к его культуре почтением и любовью. Был увлечен английским ХУШ веком, его дидактическим рационализмом, юмористической стихией, сатирическими нравоописаниями. Следует отметить, что американский романтизм в большей степени, чем романтизм европейский, обнаруживает глубокую и тесную связь с идеологией и эстетикой Просвещения. Американский романтизм выступал не только в роли разрушителя просветительской идеологии, но и в роли прямого его наследника.



В 1809 году В.Ирвинг опубликовал «Историю Нью-Йорка» , приписав ее ученому-историку Дидриху Никербокеру, эксцентричному джентльмену, который, якобы, внезапно исчез, оставив после себя лишь сундучок с рукописью. «История Нью-Йорка» - это бурлеск, пародия, сатира, насыщенная аллюзиями, связанными с современностью. Переизбыток учености и подчеркнутая серьезность в описании ничтожных событий порождали комический эффект. Прошлое – только повод для разнообразных иронических комментариев и намеков, но не предмет художественного исследования, как в романах В.Скотта. Ирвинг пока далек от романтического освоения истории.

Период с 1818 по 1832 год – самый плодотворный и успешный в творчестве Ирвинга. В эти годы появляются лучшие произведения. Это четыре сборника романтических очерков и рассказов: «Книга эскизов» (1820), «Брейсбридж Холл» (1822), «Рассказы путешественника» (1824), «Альгамбра» (1832). К этому же времени относятся его испанские исторические штудии: «История Колумба», «Завоевание Гренады».

Уже в первых опытах писатель отказывается от четких жанровых разграничений, узаконенных раннепросветительской эстетикой.

Нередко обращается к европейскому материалу. Множество произведений посвящено Англии, действие других происходит в Германии. Материал для книги «Альгамбра» дала Испания. При этом писатель трактует и оценивает европейский материал с американской точки зрения.

Особый интерес вызывают американские новеллы – «Рип Ван Винкль», «Легенда Сонной Лощины», «Дойльф Хейлигер» или цикл о кладоискателях. Мировоззрение и эстетические позиции Ирвинга-романтика раскрылись в них с наибольшей полнотой. Действие всех новелл отнесено в прошлое. Авторство вновь доверено Дидриху Никербокеру. Но теперь Никербокер – «истинный» романтический историк. Его влекут предания и легенды, обычаи, верования, предрассудки, образ жизни и образ мыслей минувших времен.

Американская новелла вполне отвечала духу времени. Молодое национальное сознание искало опоры в своих американских национальных традициях, в историческом прошлом. При этом, для ирвинговского историзма характерна двойственность, которая состоит в том, что прошлое предстает в его новеллах и как условный мир , противостоящий современности, и как реальность , неразрывно связанная с настоящим.

Создателем американского исторического романа принято считать Дж .Ф.Купера (1789-1851). Кроме того, в историю литературы он вошел как основоположник морского романа и как творец особого типа романа, в котором разрабатывались национальные темы «границы», исторической судьбы индейских племен, американской природы. Различная окраска романов приближает их к трем основным родам литературы: они драматичны (подчас трагичны), лиричны (напоминают поэму), монументально эпичны. Купер – создатель эпопеи в американской литературе. Традицию американского исторического романа Купер заложил романом «Шпион» (1821). Несмотря на прозвище – «американский Вальтер Скотт» - многое во взглядах Купера на характер и смысл исторического прогресса не совпадало со взглядами «шотландского чародея». Этому есть объективные причины. До Купера оставалась неясной сама принципиальная возможность написать исторический роман на материале истории США. Главные ее события были у всех на памяти. Писатель должен был превратиться в историографа. Купер отыскал новый метод соединения истории и вымысла , не жертвуя ни воображением, ни исторической достоверностью. Тип исторического романа, созданный Купером, отвечал стоявшей перед американской литературой нравственной задаче: утвердить моральное превосходство Нового Света над Старым, республики над монархией, государственной независимости над колониальным режимом.

В творческой биографии Купера роман «Шпион» занимает исключительно важное место. В нем затронуты проблемы, которые Купер будет разрабатывать во многих своих книгах. Как исторический роман особого типа, «Шпион» привел, с одной стороны – к созданию пенталогии о Кожаном Чулке («Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт», «Пионеры», «Прерия») , с другой стороны – к созданию морского романа.

Есть определенная закономерность в том, что «морской роман» возник именно в Америке. Америка – морская держава. Ее торговля, промышленность, с/х, транспорт были связаны с мореплаванием. Мореплавание – самая распространенная профессия, «морская жизнь» - важная часть национальной действительности. «Лоцман» (1823) – первая попытка Купера в сфере литературной маринистики. Один из лучших морских романов – «Красный корсар»(1827). Писатель вводит в повествование материал корабельной жизни и, преодолевая ограничения просветительской эстетики, утверждает необходимость использования в романе «морской» речи. Купер воссоздает в романе морскую жизнь и корабли, как это мог бы сделать только профессиональный моряк.

Тезис об исключительности морской жизни позволял писателю вывести человека за рамки общественных отношений и тем самым предоставить ему возможность достичь подлинной свободы.

Другое направление творчества Купера связано с попыткой исторического исследования некоторых важнейших процессов и явлений современной американской действительности. Речь идет о территориальной экспансии и о связанном с ней «пионерством», о трагической судьбе коренных жителей континента – индейцев и, в конечном счете, о будущем американского народа. Именно этот круг вопросов образует проблематику романов о Кожаном Чулке. Пенталогия соединяет в себе признаки приключенческого повествования, исторического романа, романа о нравах, философской прозы и романа воспитания. Элементы разных жанров сосуществуют. Философские аспекты пенталогии сосредоточены, прежде всего, в монологах Кожаного Чулка. Исторические и приключенческие элементы привязаны главным образом к сюжету, особенно к батальным его частям. Купер заложил традицию, которую впоследствии поддержали и развили американские писатели – Меллвил, Норрис, Драйзер, Фолкнер, Вульф.

Зрелый романтизм (обзорно): В Бостоне в это время возникает так называемый трансцендентальный клуб, в Нью-Йорке возникает литературно- политическая группа «Молодая Америка» , в канун 1837 года Эмерсон опубликовывает философское произведение «Природа », сыгравшее неоценимую роль в эволюции американского романтического сознания, Готорн печатает «Дважды рассказанные истории», Э.По – «Гротески и арабески». Литературная жизнь США в эпоху зрелого романтизма приобретает живость, динамику, размах, каких прежде не знала. Происходит окончательное формирование и закрепление некоторых жанров, введенных в американский литературный обиход: рассказ, повесть, «морской роман», исторический роман (в его американском варианте). Некоторые из них получали теоретическое обоснование.

Принцип «нового историзма» быстро распространялся на другие жанры, в том числе на поэзию и драму. Показательно в этом отношении творчество Лонгфелло. В его исторических поэмах «Евангелина» (1847), «Новоанглийские трагедии» - исторические факты, как таковые, занимают весьма скромное место, история предстает преимущественно со стороны нравов и нравственности, и нередко обретает очертания легенды.

Не менее радикальные изменения – в области «морской прозы». Маринистика 40-х годов характеризуется принципиально иным подходом к изображению «морского характера». Возникает потребность в новых жанрах или жанровых разновидностях. «Моби Дик» Мелвилла – синтетический роман, с жанровой точки зрения не имеющий прецедента в истории мировой литературы – «романтическая утопия».

Никогда ранее американская литература не была столь тесно связана с политической жизнью страны. Литературные группировки, как правило, имели ярко выраженную политическую окраску. Зачастую писатели, далекие друг от друга по идейным, философским и эстетическим убеждениям, неожиданно становились под общие знамена во имя достижения единой социально-политической цели. К примеру, Аболиционистское течение. Среди поэтов, выступавших против рабства негров – Генри Лонгфелло – профессор Гарвардского университета. Рядом – фермер, поэт-самоучка, поклонник Бернса, певец новоанглийской деревни Джон Уитьер ; Дж.Р.Лоуэлл – возвышенный поэт и язвительный критик; крупнейшая звезда – скромная домохозяйка, обремененная детьми и домашними заботами – Г.Бичер-Стоу .

Романтики второго поколения пытались выяснить природу антигуманных тенденций в современном американском обществе и одновременно найти противоядие, выявить возможности радикальной реформы и возрождения утраченных идеалов. Отсюда очевидное смещение акцентов в художественном освоении национальной действительности. Теперь уже не величие природы и не своеобразие жизненного уклада различных частей страны приковывают к себе внимание поэтов, прозаиков, философов. На первый план выдвигается человек, американец, «новый Адам». В нем ищут причину всех причин и с ним же связывают надежды на радикальные преобразования, способные возродить дух подлинной демократии.

Крупнейшие явления в зрелом романтизме – творчество Н.Готорна (1804-1864), Э.По (1809-1849), Г.Мелвилла (1819-1891). Все они, при всех различиях, заняты одним – изучением современного американского сознания. У каждого своя область интереса: Готорна привлекают вопросы нравственного сознания; По поглощен исследованием психических состояний человека; Мелвилл изучает интеллект, прорывающийся к основным универсальным законам бытия; Уитмен пытается синтезировать самоощущение современника и дать ему адекватное поэтическое выражение. Каждый из них по-своему представлял пути реорганизации национальной жизни, но все могли бы согласиться с точкой зрения Генри Торо (1817-1862), полагавшего, что состояние общества и государства полностью зависит от духовного мира его граждан и что единственная революция, способная покончить со злом и осуществить подлинные демократические идеалы – это революция индивидуального сознания.

Наиболее характерным явлением в истории американской культуры эпохи зрелого романтизма – была деятельность американских трансценденталистов. Основоположник – философ, поэт – Р.Эмерсон. Американский трансцендентализм (от лат. – выходящий за пределы), взятый в теоретическом плане, представляет собой философский аспект романтического гуманизма. По природе своей эмерсоновское учение – гибрид религиозных, философских представлений. Национальные корни – в идеологии унитарианства (с его идеями социального равенства «равных перед Богом» людей); мировые – в неоплатонизме и в немецкой классической философии, воспринятой через труды Карлейля. Трансценденталисты в гносеологии были интуитивистами, в этике – альтруистами, в политике – анархистами, в социологии их привлекали идеи утопического социализма, взятые в их нравственном аспекте. Центральным звеном, связывающим воедино все эти части системы, был всеохватывающий индивидуализм , который покоился на идее тождества микро- и макро-миров, индивидуальной и мировой души, человеческого самосознания и Вселенной. Идея эта позволяла рассматривать человека как духовный центр Вселенной и уравнивать познание и самопознание.

Значительный по времени и результатам период развития романтизма имел огромное значение для всей последующей литературы США. Нет ни одного большого писателя-реалиста, который не отдал бы дань романтической эстетике. Отблески романтизма лежат на лучших произведениях Марка Твена, Брета Гарта. Герои северных рассказов Джека Лондона сродни лонгфелловскому Гайавате и полуфантастическим героям Мелвилла из романа «Моби Дик». Следы романтических традиций ощутимы в творчестве Хемингуэя, молодого Стейнбека, Фолкнера, в новеллистике Керуака, в романах Сэлинджера.

1. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе Х1Х века. – М,1972.

2. История всемирной литературы – т.6 –М,1989.

3. Проблемы становления американской литературы. Под редакцией Засурского Н.Я. – М,1981.

4. Ковалев Ю.В. Э.А.По. Новеллист и поэт: Монография. – Л.: Художеств. лит., 1984. – 296 с.

Ранний американский романтизм (1819-1830-е гг.), К которому критики и ученые отнесли творчество В. Ирвинга, Ф. Купера, Д. Кеннеди и др. Непосредственным предшественником этого периода был предромантизм, который развивался еще в рамках просветительской литературы. Творчество писателей раннего этапа носила оптимистичный характер, связанный с героическим временем Войны за независимость.

Формирование американской культуры, в частности литературы, происходило параллельно с бурным социально-экономическим развитием Соединенных Штатов как независимого государства. Молодая страна постоянно формировала собственную экономику, торговлю, промышленность, финансы, строила новые города.

Создание национальной культуры, достойной молодого государства, было провозглашено неотложной задачей. И именно в это время ведущим направлением в литературе Англии, Франции, Германии стал романтизм; американские художники именно в нем нашли созвучие своим идейно-художественным исканиям, продолжая развивать в своеобразных национальных условиях традиции европейских мастеров, в частности Скотта и Е. Гофмана.

Значительную роль в становлении философских основ романтизма США сыграли произведения французских просветителей, идеи Французской революции. В творчестве американских писателей довольно часто происходил определенный синтез просветительских идей и новых романтических форм.

По временными промежутками американский романтизм развивался немного позже западноевропейского и занимал передовые позиции с конца 10-х годов до начала 60-х гг. XIX в. Точкой отсчета стало появление книги романтических новелл В.Ирвинга (1819), а кризис американского романтизма характерна для переломного периода в истории США - годы гражданской войны между Югом и Севером.Окончательная победа капиталистической Севера над сельскохозяйственным рабовладельческим Югом совпала с тотальным распространением в литературе реалистического направления. Однако это не означало, что романтизм вполне исчез из произведений американских авторов. Он вошел - как отдельные структуры, характеры, элементы - в творчество многих писателей-реалистов. Сложным сочетанием романтизма и реализма стало творчество В. Уитмена. Романтические мотивы органично вплетены в творчестве М. Твена, Д. Лондона и других писателей США конца XIX - начала XX в.

В. ИРВИНГ

Первым американским романтиком, "отцом американского романтизма" был Вашингтон Ирвинг 1783-1859), первый писатель США, чье творчество (а не личность, как в случае с Б. Франклином) получило европейское признание. Сам Ирвинг, человек остроумный и исключительно скромный, так объяснил причины своей популярности: "Просвещенная Европа была поражена тем, что человек из чащоб Америки изъяснялся на вполне пристойном английском языке. На меня взирали, - писал он, - как на нечто новое и странное в литературе, как на полудикаря, который взял перо в руки, вместо того, чтобы воткнуть его в голову".


Младший, одиннадцатый ребенок в семье преуспевающего нью-йоркского купца, всеобщий любимец, благодаря неизменно ровному, приветливому нраву, он был разносторонне одаренной личностью: превосходным рисовальщиком, страстным меломаном и неутомимым путешественником. Путешествовал Ирвинг много: он объехал чуть не половину американского континента, побывал в Англии, Германии, в разное время по нескольку лет жил в Испании. В его жизни, которую он воспринимал как в целом счастливую, бывали и досадные срывы и удары судьбы. Так, из-за слабого здоровья В. Ирвинг, единственный из всех братьев, не получил университетского образования; здоровье его позднее поправилось, и он благополучно дожил до семидесяти шести лет.

Ранние литературные опыты В. Ирвинга: "Письма Джонатана Олдстайла, джентльмена" (1802), опубликованные в газете его братьев Питера и Уильяма, участие в семейном литературном предприятии (совместно с братьями и их свойственникомДж.К. Полдингом) - создании сатирической серии "Салмагунди, или Причуды и мнения ЛанселотаЛэнгстаффа, эсквайра, и других" (1807-1808), даже первое имевшее успех произведение - пародийная хроника "История Нью-Йорка от сотворения мира до конца голландской династии, написанная ДидрихомНикербокером" (1809), - находятся в русле просветительской эстетики.

Сразу после выхода в свет "Истории Нью-Йорка" для Ирвинга наступила полоса тяжкого и длительного творческого кризиса, начало которого совпало со смертью мисс Хоффман: целое десятилетие он практически ничего не публиковал.

Сдвиги во взглядах Ирвинга на перспективы национальной словесности, на принципы и задачи художественного творчества, на эстетику прозаических жанров были кардинальными; они в полной мере выразились в четырех книгах романтических очерков и рассказов, написанных в Европе, но теснейшим образом связанных с Америкой и отвечавших самым насущным потребностям национальной культуры. Это "Книга эскизов" (1820), "Брейсбридж Холл" (1822), "Рассказы путешественника" (1824) и "Альгамбра" (1832).

Предпринятое Ирвингом вскоре после возвращения путешествие на Юг и Запад США, результатом которого явились книги "Поездка в прерии", "Астория" (1836), "Приключения капитана Бонвиля" (1837), рассматриваются американскими исследователями как своего рода "инициация", то есть посвящение писателя в современную американскую жизнь.

Джеймс Фенимор Купер - американский романист, первый писатель Нового Света, чье творчество было признано Старым Светом и стало мощным стимулом для дальнейшего развития американского романа.

Его родиной был Берлингтон (штат Нью-Джерси), где он появился на свет 15 сентября 1789 г. в семействе, главой которого был судья, конгрессмен, крупный землевладелец. Он стал основателем поселка Куперстаун в штате Нью-Йорк, быстро превратившегося в небольшой городок. Там Джеймс Фенимор получил образование в местной школе, а, будучи 14-летним подростком, стал студентом Йельского университета. Высшее образование получить не удалось, т.к. за нарушения дисциплины Купера отчислили из альма-матер.

На протяжении 1806-1811 гг. будущий писатель служил на торговом, позднее – на военном флоте. В частности, ему довелось участвовать в постройке на озере Онтарио военного корабля. Полученные знания и впечатления впоследствии помогли ему порадовать публику превосходными описаниями озера в своих произведениях.

В 1811 г. Купер превратился в семейного человека, его женой стала француженка Делана. Именно благодаря случайному спору с ней, как гласит легенда, Джеймс Фенимор попробовал себя в качестве литератора. Поводом якобы послужила фраза, оброненная им во время чтения вслух чьего-то романа, о том, что написать лучше несложно. В итоге всего через несколько недель был написан роман «Предосторожность», действие которого происходит в Англии. Произошло это в 1820 г. Дебют остался не замеченным публикой. Но уже в 1821 г. выходит «Шпион, или Повесть о нейтральной территории», романтизирующий период американской революции и борьбу за национальную независимость, и автор становится известным не только на родине, но и в странах Европы.

Написанный в последующие годы цикл романов «Пионеры, или Истоки Сасквианны» (1823), «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт, или Озеро-море» (1840), «Зверобой, или Первая тропа войны» (1841), посвященный американским индейцам и их отношениям с европейцами, прославили Джеймса Фенимора Купера на весь мир. Несколько идеализированный образ охотника НаттиБампо, не менее интересные образы Чингачгука и некоторых других «детей природы» быстро пробудили к себе всеобщую симпатию. Успех серии романов был огромен, и его вынуждены были признать даже суровые британские критики, назвавшие его американским Вальтером Скоттом.

Даже став известным писателем, Дж.Ф. Купер не занимался исключительно литературой. В 1826-1833 гг. его биография связана с масштабным путешествием по европейскому континенту в качестве американского консула во французском Лионе (должность была, скорее, номинальной, чем требующей активной работы). Купер посетил не только Францию, но и Германию, Англию, Бельгию, Нидерланды, Италию.

Получили известность и т.н. морские романы, в частности, «Лоцман» (1823), «Красный корсар» (1828), «Морская волшебница» (1830), «Мерседес из Кастилии» (1840). Есть в творческом наследииДж.Ф. Купера произведения исторического, политического, публицистического характера. Опубликованная им в 1839 г. «История американского флота», отличающаяся стремлением к беспристрастности, восстановила против него и американцев, и англичан. В частности, жителями Куперстауна было решено убрать из местной библиотеки все книги знаменитого земляка. Судебные тяжбы с ними, с журналистской братией отняли немало сил и здоровья Купера в последние годы жизни. Умер он 14 сентября 1851 г., причиной смерти был назван цирроз печени.

Американский романтизм

Ни в одной западно-европейской стране романтизму не принадлежала такая роль, как американскому: внутри направления была создана целая литература. Для раннего американского романтизма свойственен исторический оптимизм, пафос утверждения. Для зрелого этапа американского романтизма свойствена критика на само направление, на ядро романтического двоемирия. Именно здесь и обнурживается взамиодействие романтизма с реализмом, о котором говорила Неупокоева. В становлении американского романтизма прослеживается 3 этапа:

Ранний американский романтизм (1820-1830-е годы). Его непосредственным предшественником был предромантизм, развивавшийся еще в рамках просветительской литературы (В. Ирвинг, Д.Ф. Купер, У.К. Брайнет, Д.П. Кеннеди и др.) С проявлением их произведений американская литература впервые получает международное признание. Идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма. Ведется интенсивный поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика (Война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев и др.). Мировоззрение ведущих писателей этого периода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем. Сохраняется тесная преемственная связь с идеалогией американского Просвещения, которое в идейном плане подготовило Американскую революцию. Вместе с тем на этом этапе зреют критические тенденции, являющиеся реакцией на негативные последствия укрепления капитализма во всех сферах жизни американского общества. Ранних американских романтиков отталкивает нарастающая волна коррупции, эгоизма, морального и духовного оскудения. Они ищут альтернативу буржуазному укладу и находят ее в романтически идеализированной жизни американского Запада, героике Войны за независимость, свободной морской стихии, патриархальном прошлом страны, в богатой красочной европейской истории.

Зрелый американский романтизм (1840-1850-е годы). К этому периоды относится творчество Н. Готорна, Э.А. По, Г. Мелвилла, Г.У. Лонгфелло, У.Г. Симмса, Р.У. Эмерсона и Г.Д. Торо. Произошли заметные различия в мироощущении и эстетической позиции романтиков 40-50-х годов. Большинство писателей испытывают глубокое недовольство ходом развития страны (варварское уничтожение коренного населения материка, хищническое разграбление природных богатств, экономический кризис 1830-х годов, коррупция правительства, внешне- и внутриполитические конфликты). Разрыв между действительностью и романтическим идеалом углубляется, превращается в пропасть. В зрелом американском романтизме преобладают драматические, трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека (Н. Готорн), настроения скорби, тоски (Э. По), сознание трагизма человеческого бытия (Г. Мелвилл). Появляется герой с раздвоенной психикой, несущий в своей душе печать обреченности. На данном этапе американский романтизм переходит от художественного освоения национальной реальности к исследованию на национальном материале универсальных проблем человека и мира, приобретает философскую глубину. При этом он опирается на современную идеалистическую философию Европы, на немецкую идеалистическую школу Канта, Шеллинга, Фихте. Перед современниками ставятся вопросы глобального характера - о сущности человека, о взаимоотношениях человека и природы, человека и общества, о путях нравственного самосовершенствования. По, Мелвилл и Готорн в своих произведениях создали символические образы большой глубины и обобщающей силы. Заметную роль в их творениях начинают играть сверхъестественные силы, усиливаются мистические мотивы.

Поздний американский романтизм (60-е годы). Это период кризисных явлений в романтизме США. Романтизм как метод всё чаще оказывается не в состоянии отразить новую реальность. Происходит резкое размежевание внутри романтизма, вызванное гражданской войной между Севером и Югом. С одной стороны, выступает литература аболиционизма, в рамках романтической эстетики протестующая против рабства с этических, общегуманистических позиций. С другой стороны, литература Юга, романтизируя и идеализируя «южное рыцарство», встает на защиту исторически обреченного неправого дела и реакционного уклада жизни. Романтическое направление в литературе США не сразу после окончания Гражданской войны сменяется реализмом. На рубеже этих двух направлений стоит творчество американского поэта Уолта Уитмена, романтическим мироощущением за пределами рамок романтизма также проникнуто творчество Дикинсон.

Национальные особенности американского романтизма:

Утврждение национальной самобытности и независимости, поиски национального самосознания и национального характера проходят через всё искусство американского романтизма. В мировом романтизме природа всегда выступает как альтернатива антигуманной цивилизации. В творчестве романтиков США этот мотив подкрепляется тем, что нетронутая цивилизацией природа начинается у американцев буквально за порогом дома.

В Новом Свете не было живописных руин, памятников старины, древныих преданий, легенд. Постепенно в книгах Ирвинга и Купера, Лонгфелло и Мелвилла, Готорна и Торо романтический колорит приобретают явления и факты американской природы, истории, географии.

Романтизм США носит последовательно антикапиталистический характер и выражает настроения демократической Америки. Также для американского романтизма сквозной стала индейская тема. Несомненной заслугой американских романтиков был искренний интерес и глубокое уважение к индейскому народу, его своеобразному мироощущению, культуре, фольклору.

В американском романтизме в рамках единого творческого метода существовали заметные региональные различия. Основные литературные регионы - это Новая Англия (северо-восточные штаты), средние штаты, Юг. Для романтизма Новой Англии (Готорн, Эмерсон, Торо и др.) характерно в первую очередь стремление к философскому осмыслению американского опыта, к анализу национального прошлого, его идейного и художественного наследия, к исследованию сложных этических проблем. В новоанглийском романтизме сильна традиция нравственно-философской прозы, уходящей корнями в пуританское колониальное прошлое Америки. Со средними штатами связано творчество Ирвинга, Купера, позднее Мелвилла. Основные темы в творчестве романтиков средних штатов - поиски национального героя, интерес к социальной проблематике, размышления об уроках пройденного пути, сопоставление прошлого и настоящего Америки. С особой атмосферой американского Юга связано творчество Э.По, но оно выходит за рамки региональной «южной» литературы. Писатели-южане нередко остро и справедливо критикуют пороки капиталистического развития Америки, но прославляют преимущества рабовладельческих порядков.

Американский романтизм возник в результате американской буржуазной революции 1776-1784 гг., как отклик на неё. Война за независимость – образование США Окончательное формирование американской нации. Америка край безграничных возможностей.

Романтизм Америки имеет те же исторические предпосылки и эстетическую основу, что и европейский:

1. внимание к внутреннему миру человека;

2. принцип романтического двоемирия – романтики утверждают мысль о несовершенстве реального мира и противопоставляют мир своей фантазии. Оба мира постоянно сравниваются, сопоставляются;

3. интерес к фольклору – одной из форм протеста против делячества и прозаизма повседневного буржуазного существования становится идеализация европейской старины, древней культурной жизни;

Хронологические же рамки американского романтизма отличаются от европейского. В 30-е годы в Европе уже реализм а в Америке романтизм начинается в 20-30 годы.

Ранний Америк. Романтизм:20-30гг 19 века. Купер. Прославление войны за независимость. Тема освоения континента – одна из главных тем литературы. Появл. критические тенденции, забываются высокие идеалы, провозглашенные при рождении республики. Ищется альтернатива буржуазному укладу. Тема – идеализированная жизнь американского Запада, морская стихия.

Зрелый ам.романтизм – 40-50гг: Эдгар По. Недовольство ходом развития страны(сохран. рабство, идет уничтожение коренного населения, эконом кризис). В лит-ре драматические и трагические настроения, ощущение несовершенства человека и окружающего его мира, настроение скорби, тоски. В лит-ре герой, который несет печать обреченности.

Поздний. 60-е г. Критические кризисные настроения растут. Романтизм не в состоянии отразить меняющуюся современную действительность. Реалистические тенденции.

Национальные особенности американского романтизма.

1. Утверждение национальной самобытности и независимости, поиск национального характера.

2. Последовательно антикапиталистический характер.

3. Популярность индейской темы

4. Три ветви американского романтизма

1 Новая Англия(Сев-вост штаты)-философичность, этические вопросы

2 Средний Штаты – поиск нац.героя, соц.проблематика

3 Южные штаты – Преимущества рабовладельческих порядков

Видное место в лит-ре тех лет занимают Ф.Купер и Ирвинг. Их тв-во отразило характерные особенности америк.ром-ма на раннем этапе развития. Ир. и К. на начальном этапе своего тв-ва были вдохновлены идеями ам.революции и борьбы за независимость. Большое положительное значение имели созданные ими образы сильных, мужественных людей, противопоставленные корыстолюбивым бурж.дельцам. Поэтизация человека, живущего на лоне природы, поэтизация его мужественной борьбы с нею составляют одну из характерных особенностей раннего ам.ром-ма. В своих ранних юмористических очерках Ирвинг выступал против истребления индийских племен. Характерно противопоставление идеализируемой им старины картинам жизни современной Америки. Также важное место занимает переплетение элементов фантастики с фольклорной традицией.

КУПЕР, ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (Cooper, James Fenimore) (1789–1851), американский писатель, историк, критик общественного устройства. В 1820 сочинил для дочерей традиционный роман нравов Предосторожность (Precaution). Открыв в себе дар рассказчика, написал роман Шпион (The Spy, 1821), основанный на местных преданиях. Роман получил международное признание,

Крупнейший американский писатель романтик, писавший о беспощадной войне колонистов против индейцев.

Купер в молодости был увлечен всеми событиями, связанными с провозглашением американской независимости. Творчество Купера связано с ранним этапом развития романтизма в США. В мировую литературу он вошел, как создатель американского социального романа. Им было написано большое количество романов, несколько разновидностей: исторический - «Шпион», «Браво», «Палач»; Морские - «Лоцман», «Пират»; романы написанные в форме семейной хроники - «Краснокожие», «Чертов палец»

Основными произведениями Купера, над которыми он работал много лет, является цикл романов о кожаном чулке, их называют индейскими романами: «Зверобой», «Последний из Могикан», «Следопыт», «Прерия», «Пионеры».

В произведениях Купера отразились исторические закономерности развития американской цивилизации. Он писал о событиях американской революции, о морских путешествиях, о трагической судьбе индейских племен. Значительность проблематики соединялась в романах Купера с ярковыраженным приключенческим началом и увлекательностью повествования, а сила романтического воображения с достоверностью. В своей пенталогии о кожаном чулке он описывает судьбу американского пионера Капитана Бумпо, писатель запечатлел процесс освоения американских земель Европейским колонистами. В этих романах перед читателем живет и действует старый человек безграмотный, полудикарь, но обладающий в совершенстве лучшими качествами истинно культурно человека: безукоризненной честностью по отношению к людям, любовью к ним и постоянное стремление помочь ближнему, облегчить его жизнь, не щадя своих сил. Героев Купера ожидает множество необычайных приключений, они примут участие в жестокой борьбе за свою независимость. Купер был приверженцем американской демократии, но видя, что происходит в Европе, он опасался, что и Америка попадет под власть олигархии финансистов и промышленников. После своего путешествия по Европе он изменил свой взгляд на американскую действительность. Европейские впечатления помогли ему более глубоко разобраться в явлениях жизни США, многое заставило его разочароваться в восхваляемой им прежде американской демократии.

С резкой критикой буржуазной Америки, Купер выступил в романах «Долой», «Дома» и особенно в романе «Моникыны» являющимся социальной политической сатирой на буржуазные государства. Критика буржуазных порядков велась Купером с консервативных позиций; он склонялся к цивилизации патриархальной фермерской Америки.

Достижения Э.А. По в развитии лирических и прозаических жанров. Эдгар Аллан По (19 января 1809 года - 7 октября 1849 года) - американский писатель, поэт, литературный критик и редактор, является представителем американского романтизма. Наибольшую известность получил за свои «мрачные» рассказы. По был одним из первых американских писателей, кто создавал свои произведения в виде коротких рассказов, и считается создателем детективно-фантастического жанра в литературе. Его творчество способствовало появлению жанра научной фантастики.

По начал свою литературную деятельность с поэзии, опубликовав ещё в 1827 году в Бостоне томик стихов «Al-Aaraaf, Tamerlane and other poems» («Аль-Аарааф, Тамерлан и другие стихотворения»). Как прозаик По выступил в 1833 году, написав «Рукопись, найденную в бутылке» («A manuscript found in a bottle» ).

Творчество По находилось под влиянием романтизма, уже завершавшего свой путь на Западе. «Мрачная фантастика, постепенно исчезавшая из европейской литературы, вспыхнула ещё раз оригинально и ярко в „страшных рассказах“ По - то был эпилог романтизма» (Фриче). На творчество По оказали сильное влияние английские и немецкие романтики, особенно Гофман (недаром По увлекался немецкой литературой и идеалистической философией); ему родственен зловеще-мрачный оттенок гофмановских фантазий, хотя он и заявил о себе: «Ужас моих рассказов не от Германии, а от души». Слова Гофмана: «Жизнь - безумный кошмар, который преследует нас до тех пор, пока не бросит наконец в объятия смерти» выражают собой основную идею «страшных рассказов» По - идею, которая вместе со своеобразным стилем её выражения родилась уже в первых рассказах По и только углублялась, обрабатывалась с большим мастерством в его дальнейшем художественном творчестве.

Э.По и «единство впечатления» в поэме «Ворон». Едва ли не первым у себя на родине Э. По попытался постичь природу и назначение искусства и выработать стройную систему эстетических принципов.

Свои теоретические взгляды По изложил в различных статьях «Философия обстановки» (1840), «Философия творче­ства» (1846), «Поэтический принцип» (опубл. 1850), многочисленных рецен­зиях. Подобно всем романтикам, он исходит из противо­поставления отталкивающей и грубой реальности и ро­мантического идеала Красоты. Стремление к этому идеалу, по мнению писателя, заложено в природе чело­века. Задача искусства и состоит в том, чтобы создавать прекрасное, даря людям высшее наслаждение.

Один из противоречивых моментов эстетики По - взаимоотношения красоты и этики. Он демонстративно противопоставляет поэзию истине и морали: «Ее взаи­моотношения с интеллектом имеют лишь второстепенное значение. С долгом и истиной она соприкасается только случайно». Необходимо учесть, что в данном случае «истина» для По - отвра­тительная реальность окружающего повседневного ми­ра. Его позиция подчеркивает значимость эстетических критериев и полемически направлена против дидактиз­ма и утилитарного взгляда на искусство. Она отнюдь не сводится к эстетскому принципу «искусства ради искус­ства», авторство которого приписывает По американ­ская критика.

По также утверждает, что создание Красоты есть не мгновенное озарение таланта, а итог целенаправленных размышлений и точного расчета. Отрицая спонтанность творческого процесса, По в «Философии творчества» подробно рассказывает о том, как им было написано знаменитое стихотворение «Ворон». Он утверждает, что «ни один из моментов в его создании не может быть отнесен на счет случайности или интуиции, что работа ступень за ступенью шла к завершению с точностью и жесткой последовательностью, с какими решают мате­матические задачи». Разумеется, По не отрицал роли воображения и в данном случае сознательно выбрал только одну - рационалистическую - сторону творче­ского акта. Акцент на ней необходим для того, чтобы преодолеть хаотичность и дезорганизованность совре­менной ему романтической поэзии и прозы. Требование эстетической «отделанности», «завершенности» произ­ведения у По является новаторским и смелым. Его эстетическую систему можно назвать «рационалистиче­ским романтизмом».

В основе этой гармонии лежит главный, по мнению По, принцип композиции: «сочетание событий и интонаций, кои наилучшим образом способствовали бы созданию нужного эффекта». То есть все в стихотворении или рассказе должно служить такому воздействию на читателя. Которое заранее «запланировано» художником.

Все каждая буква, каждое слово, каждая запятая - должно работать на «эффект целого». Из принципа «эффекта целого» вытекает очень ва­жное для По требование ограничения объема художе­ственного произведения. Пределом служит «возмож­ность прочитать их за один присест», так как в про­тивном случае при дробном восприятии читаемого вмешаются будничные дела и единство впечатления будет разрушено. По утверждает, что «больших сти­хотворений или поэм вообще не существует», это «явное противоречие в терминах». Сам он последовательно придерживался малой формы и в поэзии, и в прозе.

Единственной законной сферой поэзии По считал область прекрасного. Его определение поэзии - «созда­ние прекрасного посредством ритма». Отворачиваясь от «жизни как она есть», По в своих стихах создает иную реальность, неясную и туманную, реальность грез и меч­ты. Поэтические шедевры По - «Ворон», «Аннабель Ли», «Улялюм», «Колокола», «Линор» и др.- бессю­жетны и не поддаются логическому толкованию прозой.

Содержательные момен­ты часто уступают место настроению. Оно создается не с помощью образов действительности, а посредством разнообразных ассоциаций, неопределенных, туманных, возникающих «на той грани, где смешиваются явь и сон». Стихи По рождают сильнейший эмоциональный отклик. Смысловые и звуковые структу­ры в стихах По сливаются, образуя единое целое, так что музыка стиха несет смысловую нагрузку.

Многочисленные повторы слов и целых строк также напоминают вариацию музыкаль­ной фразы. О насыщенности стихов По средствами фонетической образности дают представление хотя бы эти две строки из «Ворона»: «Шелковый тревожный шорох в пурпурных портьерах, шторах/Полонил, на­помнил смутным ужасом меня всего...»

Это знаменитое стихотворение построено на серии обращений лирического героя к птице, залетевшей в бурную ночь в его комнату. На все вопросы ворон отве­чает одним и тем же словом «Nevermore» - «никогда». Поначалу это кажется механическим повторением за­зубренного слова, но повторяющийся рефрен звучит пугающе уместно в ответ на слова скорбящего об умер­шей возлюбленной героя стихотворения. Наконец, он хочет узнать, суждено ли ему хотя бы на небесах вновь встретиться с той, что покинула его на земле. Но и здесь приговором звучит «Nevermore». В финале стихотворе­ния черный ворон из ученой говорящей птицы превра­щается в символ скорби, тоски и безнадежности: не­возможно вернуть любимую или избавиться от мучи­тельной памяти.

И сидит, сидит над дверью Ворон, оправляя перья,

С бюста бледного Паллады не слетает с этих пор;

Он глядит в недвижном взлете, словно демон тьмы в дремоте,

И под люстрой в позолоте, на полу он тень простёр,

И душой из этой тени не взлечу я с этих пор.

Никогда, о Nevermore.

17. Романтизм в немецкой литературе: периодизация, имена, идейно-художественное своеобразие (на примерах прочитанных произведений)

Романтическое движение в немецкой литературе началось на исходе столетия. Новые, тенденции возникли в творчестве писателей, детство которых пришлось на годы Французской революции 1789 г., а юность - на первые послереволюционные годы. Романтикам довелось остро почувствовать и силу напора исторического развития, и упрямую сопротивляемость феодально-бюргерской Германии такому ходу истории.

В послереволюционной Европе , несмотря на противодействие дворянства и его мечту о реванше, укреплялось классовое господство буржуазии, обнажались противоречия буржуазных отношений. В Германии же продолжали господствовать старые феодально-монархические порядки. Патриотическое движение масс против нашествия Наполеона было использовано монархическими» правительствами для укрепления существующего строя. Мертвое, уже давно себя изжившее притворялось живым, а живое не могло распрямиться, опутанное сетями мертвого. Закономерностей исторического развития романтики еще не могли постигнуть - они видели только, что все сдвинулось с места, все смешалось. Оттого в их творчество пришло ощущение брожения действительности.

Проблему «свобода и необходимость», которая занимала Гёте и так волновала Шиллера, романтики поначалу решили на удивление легко: они просто сбросили со счетов объективную необходимость и «освободили» от нее свободу, даже не заподозрив, как обманчива эта легкость и каким горьким окажется вскоре неизбежное возвращение к реальности. Пафос творчества ранних романтиков состоял в утверждении безграничных духовных возможностей личности, не оглядывающейся на реальные обстоятельства. Противоречия между личностью и обществом романтики, как и Шиллер, ощущали очень остро, но в отличие от просветителей поставили личность над обществом и провозгласили ее абсолютную независимость - правда, только духовную. Дух мог воспарять как угодно высоко над землей, в этом, собственно, и заключалось раннеромантическое понимание свободы. Осознание иллюзорности таких представлений, возникшее у романтиков позднее, в начале нового столетия, было для них трагическим.

Духовные искания писателей той драматической эпохи привлекают живой интерес и в наше время. В литературе появились произведения, героями которых предстают Гёте «Фауст» (описание см. в п. 20), Клейст, Гёльдерлин, Гофман. В советском издательстве «Радуга» вышел сборник «Встреча» (1983), составленный из таких произведений. Ранний этап немецкого романтизма представлен творческой деятельностью Фридриха Гелъдерлина и писателей, составивших кружок романтиков в Иене: это Фридрих и Август Шлеге-ли, Новалис, Вильгельм Вакенродер, Людвиг Тик.

Романтики иенской школы смотрели на художника как на гения, творящего мир по своему произволу и как бы играющего образами. В их творчестве появилась особого рода ирония - романтическая, призванная напоминать и поэзии и самой жизни об относительности достижений и той и другой.

Функции романтической иронии двояки. Прибегая к ней, художник иронизировал и над самим собой, признаваясь в безуспешности своих попыток заключить бесконечность мира в конечные рамки произведения. Вместе с тем романтическая ирония обнажала контраст между вдохновляющей широтой бесконечной жизни и удручающей узостью многих ее конкретных проявлений. Ф. Шлегель считал, что романтическое произведение должно строиться как «поразительное вечное чередование энтузиазма с иронией».

Смысл этого чередования хорошо разъясняет советский ученый Н. Я- Берковский в книге «Романтизм в Германии»: «Для романтической иронии характерна проблема действительности. Постоянно спрашивается, что есть истина - в творящем ли хаосе или же в выступивших из него готовых вещах и фактах. Стоит поддержать одну из борющихся сил, как ирония предъявляет нам иск от имени другой, ирония пересылает нас в поисках истины туда и обратно, не дозволяя отдохнуть на чем-нибудь единственном». И далее: «Когда нам кажется, что мы овладели жизнью вместе с ее романтической сущностью, нам напомнит ирония, что овладели мы только в мыслях, в воображении, а в реальной практике все осталось по-прежнему, и, думая, что мы решили все, мы на самом деле не решили ничего».

Иенские романтики принципиально избегали той определенности понятий, какой обладали просветители. В созданных романтиками образах нет той устойчивости очертаний, что была присуща литературе XVIII в. Но ирония помогала им улавливать разные грани жизненных противоречий. Романтики ближе, чем просветители, подошли к диалектическому видению мира и тем самым сделали важный шаг в развитии художественного сознания.

Ранние романтики любили слово хаос. Шеллинг писал, что мир ведет свое начало от древнего хаоса, т. е. от первичной нерасчлененности, спутанности всего. Хаос предшествует упорядоченности (космосу), он животворен и таит в себе много разных возможностей. Ф. Шлегель говорил, что хаос - это «запутавшееся изобилие». В периоды исторических переломов и переустройств, прежде чем установится новый порядок, на какое-то время обязательно воцаряется хаос, из которого и рождается новое.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы