Про деток, от рождения до школы

Вопрос 27. Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

1. Способность к внутреннему изменению человека.

2. Проблема человеческого счастья в романе.

3. Духовные искания Андрея Болконского.

4. Пьер Безухов в поисках смысла жизни.

5. Вера, надежда, любовь - вечные ценности.

1. Одним из важнейших свойств человека Л.Н. Толстой считал способность к внутреннему изменению, его стремление к самосовершенствованию, нравственный поиск. Для Толстого человек - часть Вселенной, и ему интересно, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении понять самого себя.

2. Одной из главных проблем, которую ставит в романе «Война и мир» Толстой, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои - Андрей Болконский и Пьер Безухов - натуры ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым. В жизни обоих можно выделить несколько этапов, на которых меняется их мировоззрение, в душе происходит определенный перелом.

3. С Андреем Болконским мы знакомимся в салоне Анны Павловны Шерер. На лице князя скука и усталость. «Эта жизнь не по мне», - говорит он Пьеру. Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию, мечтая о своей славе. Но романтические представления о чести и славе развеялись на Аустерлицком поле. Лежа на поле битвы, тяжело раненный, князь Андрей видит над собой высокое небо, и все, о чем он мечтал прежде, представляется ему «пустым», «обманом». Он понял, что в жизни есть нечто более важное, чем слава. Встретившись со своим кумиром Наполеоном, Болконский разочаровывается и в нем: «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его...» Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, Андреи приходит к выводу, что жить для себя и близких - это единственное, что ему остается. Но деятельная, кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. Медленно возвращается он к жизни, к людям. Из этого душевного состояния помогают ему выйти Пьер и Наташа. «Надо жить, надо любить, надо верить» - эти слова Пьера заставляют князя Андрея увидеть мир по-новому, с новыми его красками, с пробуждающейся весной. К нему возвращается желание деятельности и славы.

Он едет в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии Сперанского. Но вскоре последовало разочарование, так как князь Андрей понял, что эта работа далека от насущных интересов народа.


Он снова близок к духовному кризису, от которого его спасает любовь к Наташе Ростовой. Болконский весь отдается своему чувству. Разрыв с Наташей стал трагедией для него: «Как будто бесконечный свод неба, стоявший над ним, превратился в низкий, давивший его свод, в котором... не было ничего вечного и таинственного». Отечественная война 1812 года резко изменила жизненный путь героя. Она застала князя Андрея в смятении, в мыслях о нанесенной ему обиде. Но личное горе потонуло в народном горе. Нашествие французов возбудило в нем желание бороться, быть вместе с народом. Он возвращается в армию и принимает участие в Бородинском сражении. Здесь он осознает себя частицей народа, и от него, как от многих солдат, зависит судьба России.

Путь совершенствования Андрея Болконского проходит через кровь, смерть и страдания людей на войне. Физическая боль после ранения и душевная боль при виде страдающих людей приводят князя Андрея к пониманию истины о необходимости любви к ближнему, к всепрощению человеческих грехов, тем самым приближая его к духовному совершенству Князь Андрей знает, что ему осталось пройти последний путь, но он уже не боится смерти, так как сумел превозмочь душевные страдания, а физические его уже не страшат. Именно перед смертью он прощает Анатоля Курагина. Он ясно понимает всю глубину души Наташи, прощает ей все и говорит: «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде».

Война для Андрея послужила тем испытанием, которое необходимо для нравственного самоочищения человека на пути познания истины Божьей.

4. Подобно Андрею Болконскому, Пьеру также свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни.

Вначале по молодости и под влиянием окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен.

Нравственное потрясение, испытанное Пьером в столкновении с Долоховым, пробуждает в нем угрызения совести. Ему становится ненавистна ложь светского общества, он часто задумывается над вопросом о смысле жизни человека. Это приводит его к масонству, которое он понял как учение о равенстве, братстве и любви. Он искренне стремится облегчить положение своих крестьян вплоть до освобождения их от крепостной зависимости. Здесь Пьер впервые соприкасается с народной средой, но довольно поверхностно. Однако вскоре Пьер убеждается в бесплодности масонского движения и отходит от него. Война 1812 года пробуждает в Пьере патриотические чувства, и он на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы».

Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент сражения. Здесь он понимает, что историю творит не личность, а народ. Вид оживленных и потных «мужиков подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».

Встреча с Платоном Каратаевым, бывшим крестьянином, солдатом, делает его еще ближе к народу. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно такие люди приходили в стан декабристов.

5. У каждого из этих героев своя судьба, свой трудный путь к познанию смысла жизни. Но оба героя приходят к одной и той же истине: «Надо жить, надо любить, надо верить».

Цель : поиски смысла жизни героев романа;исследование исторических процессов в стране через судьбу героев,;

Задачи: углубить знания учащихся по образам Пьера Безухова и Андрея Болконского;

на примере литературных героев воспитывать в ребятах нравственность ,сострадание, способность преодоления «самих себя»;

развивать в ребятах умение аналитической работы с текстом художественного произведения.

Оборудование: тексты произведения, портрет писателя, иллюстрации к роману, художественный фильм «Война и мир»(режиссер Ф.Бондарчук).

Ход урока

I .

Как вы понимаете слова Л.Толстого, которые будут сегодня эпиграфом нашего урока?

(Обсуждение эпиграфа, обмен мнениями)

II . Вступительное слово преподавателя

Человеческая натура, по Толстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом плане. Та нравственная высота, которую достиг Толстой-человек,- результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей.

Индивидуальное сообщение учащегося

«По дневнику весьма удобно судить о самом себе»,- пишет 22-летний Толстой. Весной 1847 года он ненадолго попал в больницу. Здесь и сделаны первые записи в дневнике, который писатель вел- с небольшими перерывами- до конца своих дней.

Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений, желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимает, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит только расписать свою жизнь заранее- и все пойдет как по маслу. Он даже составил правила, в которые верил со всем жаром своей души.

Правила:

    «Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.

    Что исполняешь, исполняй хорошо.

    Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.

    Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможною силой.

    Читай и думай всегда громко.

    Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают…»

Как переделать свою природу? Как приблизить себя к идеалу? Прежде всего, решает молодой Толстой, необходимо стать образованным человеком.

Толстого-студента не удовлетворяют занятия в Казанском университете. Он решает далее учиться самостоятельно и разрабатывает в дневнике программу. Замыслы по самообразованию поражают своей грандиозностью.

Самое удивительное, что большую часть своей обширной программы Л.Н.Толстой выполнил. Первое, чему он научился,- это говорить себе правду без утайки. Из дневника мы видим, как молодой человек, воспитанный в изнеживающей среде тетушек и мамушек и не отличавшийся от природы сильной волей, побеждает себя. Толстой был готов к преодолению человеческих слабостей.

III . Духовные искания, т.е. поиски подлинного места в жизни Пьера Безухова и Андрея Болконского

1) Слово преподавателя

Несомненно, что Л.Н.Толстой видел в своих любимых героях романа, Андрее и Пьере, натуру, которую преодолевал в самом себе. Несомненно и то, что как писатель он создавал своих литературных героев, черпая материал из себя, как бы ни были эти характеры непохожи между собой. Для Толстого и увалень-мечтатель Пьер Безухов, и умный, утонченный эгоист Андрей Болконский были прежде всего людьми. Такими же, как и он сам, такими же, как все мы. Лучше или хуже- не имеет значения.

Герои Толстого совершают ошибки, мучаются этим, знают порывы ввысь и поддаются влиянию низких страстей. Таких противоречий, высот и срывов полна жизнь Пьера с момента его возвращения в Россию. Увлечения и разочарования переживает неоднократно князь Андрей.

При всех этих противоречиях у положительных героев всегда остается неудовлетворенность собою, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смысла жизни и настоящего места в ней.

Давайте вспомним, когда мы впервые встречаем героев?

2 )Просмотр фрагмента художественного фильма «Война и мир», салон А.П.Шерер

Обсуждение и обмен мнениями.

Какими вы представляли героевромана?

Совпадают ли ваши представления с киноверсией романа? И т.д.

3) Работа с текстом произведения

Беседа по тексту.

Посмотрите на иллюстрации к роману художника К.И Рудакова. Как изобразил художник Андрея и Пьера? Соответствуют ли портреты тому, как вы представляли себе этих героев? Какие черты характера героев и особенности их облика акцентируются в иллюстрациях?

-А теперь найдите портретные характеристики героев в тексте романа и

выразительно прочитайте.

Среди гостей Анны Павловны выделяются два человека. Кто они? Свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения героев?

-Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера и Андрея.

Ребята делятся своими наблюдениями.

Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт героев с аристократической средой.

Только с Болконского Пьер не спускает «радостных, дружелюбных глаз», и князь Андрей, смотревший на всех в гостиной «усталым, скучающим взглядом», улыбнулся только Пьеру «неожиданно доброй и приятной улыбкой».

Работа в группах

Ребята работают с текстом романа над образами по плану, составляют опорный конспект, готовят выступление 1-2 учащихся от группы.

1-я группа. «Дорога чести» Андрея Болконского:

Сражение при Аустерлице (т.1ч.3, гл.16,19)

Свидание Андрея и Пьера в Богучарове (т.2ч.2, гл.8,12,13)

Встреча с Наташей (т.2ч.3гл.2,3,19)

Андрей в войне 1812 года (т.3ч.2гл.5)

Свидание с Кутузовым в Цареве-Займище (т.3ч.2гл.16)

Бородинское сражение (т.3ч.2гл.25,36,37)

Встреча с Наташей в Мытищах (т.4ч.1гл.32)

Эпопея «Война и мир» выросла из за-мысла Толстого написать роман «Декаб-ристы». Толстой начинал писать свое произведение, оставлял его, снова воз-вращался к нему, пока в центре его вни-мания не оказалась Великая француз-ская революция, тема которой звучит с первых страниц романа, и Отечествен-ная война 1812 года. Замысел написания книги о декабристе поглотился более широким замыслом — Толстой принялся писать о мире, потрясенном войной. Так получился роман-эпопея, где в истори-ческом масштабе показан подвиг рус-ского народа в войне 1812 года. В то же время «Война и мир» — это и «семейная хроника», показывающая дворянское об-щество, представленное несколькими поколениями. И, наконец, в ней описана жизнь молодого дворянина, его взгляды и духовное становление. Многими из тех черт, которыми, по мнению автора, дол-жен обладать декабрист, Толстой наде-лил Андрея Болконского.

В романе показана вся жизнь князя Ан-дрея. Наверное, каждый человек однаж-ды в жизни задумывается над вопроса-ми: «Кто я? Зачем живу? Во имя чего я живу?» На эти и многие другие вопросы пытается ответить герой Толстого на страницах романа. Автор с симпатией относится к молодому князю Болконско-му. Это подтверждает тот факт, что Тол-стой наделил князя Андрея многими сво-ими взглядами и убеждениями. Поэтому Болконский является как бы проводни-ком идей самого автора.

Мы знакомимся с Андреем Болконским в салоне Анны Шерер. Уже тогда мы ви-дим, что это неординарная личность. Князь Андрей хорош собой, он безупреч-но и модно одет. Он прекрасно владеет французским языком, что в то время счи-талось признаком образованности и культуры. Даже фамилию Кутузов он про-износит с ударением на последнем сло-ге, как француз. Князь Андрей — свет-ский человек. В этом смысле он подвер-жен всем влияниям моды не только в одежде, но и в поведении и стиле жизни. Толстой обращает наше внимание на его медленный, тихий, старческий шаг и ску-ку во взгляде. На его лице мы читаем пре-восходство и самоуверенность. Окружа-ющих он считает ниже себя, а значит и ху-же, отсюда и скука. Вскоре мы понимаем, что все это наносное. Увидев в салоне Пьера, князь Андрей преображается. Он рад старому другу и не скрывает этого. Улыбка князя становится «неожиданно доброю и приятною». Несмотря на то, что Пьер моложе Андрея, разговарива-ют они на равных, и беседа доставляет удовольствие обоим. К моменту нашей встречи с ним Андрей — уже полностью сформированная личность, но ему еще выпадет много испытаний в жизни. Кня-зю Андрею предстоит пройти через вой-ну, ранение, любовь, медленное умира-ние, и все это время князь будет позна-вать самого себя, искать тот «момент истины», через который ему откроется правда жизни.

А пока Андрей Болконский ищет славы. Именно в погоне за славой он и отправ-ляется на войну 1805 года. Андрей жаж-дет стать героем. В своих мечтах он ви-дит, как армия попадает в опасное по-ложение и он в одиночку ее спасает. Кумиром князя, предметом его поклоне-ния является Наполеон. Надо сказать, что многие молодые люди того времени увлекались личностью Наполеона. Анд-рей хочет быть на него похожим и пыта-ется во всем ему подражать. В таком приподнятом настроении молодой Бол-конский и отправляется на войну. Мы ви-дим князя Андрея в Аустерлицком сра-жении. Он бежит впереди атакующих солдат со знаменем в руках, потом пада-ет, получив ранение. Первое, что видит Андрей после падения — это небо. Высо-кое, бесконечное небо, по которому бе-гут облака. Оно так зовет, манит, завора-живает своим величием, что князь Анд-рей даже удивляется, открыв его для себя впервые. «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», — думает Анд-рей. Но в этот момент князю открывается еще одна истина. Все то, к чему он стре-мился, ради чего жил, теперь кажется пустяком, не заслуживающим внима-ния. Ему уже не интересна политическая жизнь, к которой он стремился, не нужна и военная карьера, которой он совсем недавно хотел целиком посвятить себя. Его недавний кумир Наполеон кажется маленьким и ничтожным. Князь Андрей начинает переосмысливать жизнь. Его мысли возвращаются в родной дом в Лы-сых Горах, где остались отец, жена, сест-ра и еще не родившийся ребенок. Война оказалась совсем не такой, какой ее представлял себе Андрей. Упоенный жаждой славы, он идеализировал воен-ную жизнь. На самом деле ему пришлось столкнуться со смертью и кровью. Ожес-точенные схватки, озлобленные лица лю-дей показали ему настоящий облик вой-ны. Все его мечты о военных подвигах теперь кажутся ему детской игрой. Князь Андрей возвращается домой. Но дома ждет его еще один удар — смерть жены. В свое время князь Андрей не-сколько охладел к ней, и теперь он чита-ет в ее глазах боль и упрек. После смер-ти жены князь замыкается в себе, даже маленький сын не приносит ему радости. Чтобы как-то себя занять, он вводит нов-шества в своей деревне. Духовное со-стояние князя Болконского, его подав-ленность и разочарование видит Пьер. «Его поразила произошедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице... но взгляд был потухший, мертвый...» Пьер пробует возвратить Андрея к жизни. Правда, с момента их последней встречи прошло много времени и друзья несколько от-далились друг от друга. Тем не менее разговор в Богучарове заставил Болкон-ского задуматься над словами Пьера «...ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и выс-шее счастье человека состоит в том, что-бы стремиться к достижению их», «надо жить, надо любить, надо верить». Несмо-тря на то, что князю Андрею тогда показа-лись спорными эти высказывания, он осознает правоту Пьера. С этого момен-та начинается возрождение Андрея к жизни.

По дороге в Отрадное князь Болконский видит огромный дуб «с обломанными... суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», который «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами». Дуб является символом душевного состояния Андрея. Это дерево как будто говорит, что на земле нет ни весны, ни счастья, остал-ся только обман. И князь Андрей соглаша-ется с дубом: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы зна-ем жизнь, — наша жизнь кончена!»

В Отрадном князь увидел Наташу. Эта маленькая девочка была полна счастья, энергии, жизнерадостности. «И дела ей нет до моего существования!» — поду-мал князь Андрей. Но он уже бросает вы-зов судьбе. Он понимает, что нельзя се-бя хоронить заживо в деревне, надо только уметь жить, радоваться жизни так, как это делает Наташа. И символич-ный дуб «весь преображенный, раски-нувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Наташа в один миг изменила жизнь Андрея, заставила его очнуться от спячки и вновь поверить в любовь. Анд-рей говорит: «Мало того... что есть во мне, надо, чтоб и все знали это... чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».

Но пока Болконский оставляет Наташу и уезжает в Петербург. Там он знакомится с передовыми людьми своего времени, участвует в составлении преобразова-тельных проектов, словом, окунается в политическую жизнь страны. В Петербур-ге он проводит времени больше, чем предполагал вначале, и, возвратившись, Андрей узнает, что Наташа изменила ему, увлекшись Анатолем Курагиным. Болкон-ский любит Наташу, но он слишком горд и высокомерен, чтобы простить ей изме-ну. Поэтому они вынуждены расстаться, имея каждый в своей душе незаживаю-щую рану.

Князь Андрей еще раз встречается с Пьером. Теперь уже перед самым Боро-динским сражением. Пьер чувствует, что Андрею не суждено жить, кажется, пони-мает это и Андрей. В Бородинском сра-жении Болконский снова получает ра-нение. Теперь он тянется к земле. Он завидует траве, цветам, а не гордым, властным облакам. У него и самого теперь ничего не осталось от той гордости, которая заставила его расстаться с Ната-шей. Впервые князь Андрей думает не о себе, а о других. Именно теперь ему от-крывается та истина, о которой говорил ему Пьер. Он прощает Наташу. Более то-го, он прощает и Анатоля. Уже на грани смерти Андрей осознает, что ему «откры-лось новое счастье, неотъемлемое от че-ловека... счастье, находящееся вне мате-риальных сил, вне материальных влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один Бог». Андрей еще раз встречает На-ташу. Минуты, проведенные с ней, ока-зываются для Андрея самыми счастливы-ми. Наташа еще раз возвращает его к жизни. Но жить ему оставалось, увы, очень недолго. «Князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Ан-дрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собой усилие, проснулся». С этой минуты «началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна — пробуждение от жизни».

Таким образом, в романе показаны два понятия о счастье князя Андрея. Сначала Андрей считает, что жить надо для себя, что каждый человек должен жить по-сво-ему. В жизни есть два несчастья: угрызе-ния совести и болезнь. И счастлив чело-век только тогда, когда отсутствуют эти несчастья. И только в конце жизни Анд-рей осознал истинное счастье — жить для других.

Учебное заведение

Средняя школа № 118

2001-2002 уч. год

По литературе

Тема: «Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова»

выполнила

ученица 10 «А» класса

Перова Анна

1 Вступление. Пьер Безухов и Андрей Болконский - главные герои романа.

2 Жизненные искания Пьера Безухова. Различные взгляды на жизнь.

3 Жизненные искания Андрея Болконского. Устоявшиеся ранее принципы рушатся.

4 Заключение. Общее и различное в исканиях героев.

« Война и мир» – одно из редких творений человеческого духа. Оно могло быть создано, если воспользоваться словами Бунина только «одним из самых необыкновенных людей когда-либо живших на земле».

«Война и мир»- центральное произведение Толстого. Все созданное им до «Войны и мира» можно рассматривать как своеобразные Этюды к этому грандиозному полотну. В нем находим темы и проблемы, будущих созданий Толстого.

Оно поражает своими размерами. В нем более пятисот героев очень много событий больших и малых затрагивающих судьбы отдельных людей и целых народов. Кажется, в нем можно найти все: детские игры и военные сражения тихое семейное счастье и беспощадные картины жестокостей войны светлую чистую любовь и низменные светские интриги дружбу и ненависть рождение и смерть. То, что обычно изображается в произведениях различных жанров, Толстой сумел слить в одно целое.

Как изучить такое грандиозное творение как постигнуть его общий смысл? И здесь нам поможет сам автор, который был не только художником, но и теоретиком искусства критиком и педагогом.

Давно было замечено, что начало великой книги как будто не соответствует ее масштабу: у грандиозного и величественного сооружения какой-то неказистый вход. Действительно, почему Толстой начинает свое повествование с совершенно ничтожного события с описания светского раута с жеманной фразы на французском языке произнесенной фрейлиной Анной Павловной Шерер?

Это объясняется принципом композиции, т.е. построения всего произведения: от ничтожного к великому от призрачного к реальному от фальши и лжи к истине. Таким путем идут герои Толстого и, прежде всего Пьер Безухов и Андрей Болконский. Истина и красота открываются читателю постепенно, по мере того как их постигают герои в своем живом опыте.

Пьер и Андрей совершают духовный путь поиска и обретения истины, освобождаясь от веры в великих людей. Совершенно оправданно в школе из года в год предлагают тему для сочинения «Духовные поиски Пьера и Андрея» или «Искания передовой дворянской молодежи в ”Войне и мире”». Если мы (ученики) проследим путь героев Л. Толстого, продумаем их мысли, разделим их чувства, мы приблизимся к пониманию великой книги как целого. При этом совсем необязательно соглашаться с взглядами писателя и его героев, а важно и нужно их понимать. В салоне А.П.Шерер Пьер Безухов выступает горячим защитником Наполеона. Его мысли путаны, слова неточны, но его симпатии очевидно на стороне французского императора, который «велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее - и равенства граждан, и свободу слова и печати - и только поэтому приобрел власть».

Пьер готов простить многое своему кумиру, потому что сущность его скрыта и неясна ему. Он находит оправдания преступлениям Наполеона. Нужно заметить, что логика Пьера живет до сих пор в рассуждениях наших современников, когда они обсуждают поступки исторических деятелей ХХ века.

Казнь герцога Энгиенского, - сказал Пьер, - была

государственная необходимость: и я именно вижу

величие души в том, что Наполеон не побоялся

принять на себя одного ответственность в этом

поступке.

Пьер, посмевший защищать наполеона в кругу людей, настроенных монархически и потому ненавидевших французского узурпатора, подвергся дружному нападению. Его выручает князь Андрей, завершая спор примирительной фразой: « наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… есть другие поступки, которые трудно оправдать».

Не только разные люди по-разному смотрят на вещи, но и у одного человека нет постоянства во взглядах. Жизнь, принося героям писателя новый опыт, разрушает их убеждения и заставляет вырабатывать новые. Духовное движению человека, его возможность приблизиться к истине обусловлены сомнением, разочарованием и отчаянием. Вера –крушение, вера –крушение –вера – таков ритм жизни лучших героев «Войны и мира» Пьера и Андрея, таков ритм жизни человечества.

Пьер и Андрей проходят через ряд потерь и обретений. Жизненные неурядицы, несчастья, страдания разбивают их убеждения и заставляют искать новые, более совершенные, более истинные, которые дают им гармонию, смысл и радость жизни. Дуэль с Долоховым, разрыв с женой были для Пьера крахом его надежд, его счастья. Он потерял интерес к жизни, и весь мир представлялся ему бессмысленным и безобразным. В несчастье героям Толстого мир всегда предстает таковым, и найти счастье, –значит, обрести гармонию и связь с миром. Толстой, рассказывая о состоянии Пьера, сначала не сообщает, о чём тот думал. Он только усиленно подчеркивает важность и серьезность мысли героя. Именно такое мышление, важнее которого для человека ничего нет, Толстой считает настоящим способным привести к результату. Пьер ищет спасения от горя боли и страдания. Он не увлекается мыслью, как это было на приеме у Анны Павловны Шерер, не хочет никого удивить или поразить своими взглядами, а думает так настойчиво и упорно как борются за жизнь.

«он задумался еще на прошлой станции и все продолжал думать о том же, – о столь важном, что он не обращал никакого внимания на то, что происходило вокруг него». Пьер ищет ответы на самые простые и насущные вопросы, решением которых люди занимались, и будут заниматься видимо вечно. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить что ненавидеть? Что такое смерть что жизнь? Какая сила управляет всем? –спрашивал он себя».

За ответами на эти вопросы не надо идти далеко. Все что окружает человека, что с ним происходит становиться предметом его мысли, поскольку жизнь всегда в человеке и вокруг него. Смотритель станции, где остановился Пьер в ожидании лошадей, очевидно, обманул его, сказав, что лошадей нет. «Дурно ли это было или хорошо?» – спрашивал себя Пьер. «Для меня хорошо для другого проезжающего дурно, а для него самого неизбежно, потому что есть нечего: он говорил, что его прибил за это офицер. А офицер прибил за то, что ему ехать надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным. А Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил тоже за что- -то».

Пьер не находит ответа на вопросы что дурно а что хорошо? А значит не для чего жить. Каждый стремиться к своей цели преследует свой интерес и что хорошо для одного неизбежно плохо для другого. Истины нет нигде ни в частной жизни, ни в истории. Одни считают преступником Людовика XVI, казненного французской революцией, другие называют преступником его убийц. Кто прав? Ответа нет. Может быть, в этом и состоит истина, что у каждого своя цель, в стремлении и достижении которой смысл жизни, дающий человеку радость? Нет, такое решение не устраивает Пьера. Потому что все такого рода частные личные цели тщетны. Их достижение никогда не приносит человеку подлинной радости и счастья.

Пьер смотрит на торговку, предлагающую ему свой товар, и его мысль принимает новый оборот. «У меня сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в порванной шубе стоит и робко смотрит на меня, – думал Пьер. - И зачем ему нужны эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья спокойствия души эти деньги? Разве может что - нибудь в мире сделать ее и меня менее подверженными злу и смерти? Сам Толстой разделял убеждения своего героя и ему также приходилось бороться и искать спасения.

Пьер доходит в своем мышлении до последней черты, до самого глубокого основания всей цивилизации, характер которой, прежде всего, определяется отношением к жизни и смерти. Смерть обессмысливает и обесценивает жизнь. Поэтому все религии определявшие жизнь народов на протяжении веков и тысячелетий всегда решали, прежде всего, проблему смерти и учили, как надо к ней относиться, чтобы победить ее. Независимо от того знает ли отдельный человек о том, или нет, думал ли он когда-нибудь об этих последних вопросах, или нет, его жизнь питается из этого источника.

Эти вопросы всегда были для отдельного человека и человечества в целом самыми важными и главными, от ответа, на которые зависело все остальное: наука государство и т.д. Так было всегда.

В глазах Пьера неизбежная смерть делает жизнь бессмысленной. Можно ли придавать серьезное значение тому, что мгновенно, что неизбежно обязательно пройдет и исчезнет навсегда? Итог, к которому приходит Пьер, неутешителен. Он не может найти истину и останавливается на давно известной мысли: «Знать мы может только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости».

Так герой Толстого проходит по кругу, кажется, всех жизненных ответов, но не может удовлетвориться ни одним из них и в этом мучительность его состояния. «О чем бы он не начинал думать он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить и не мог перестать задавать себе".

Итак, Пьер не может ни решить вопросов, ни отказаться от их существования. Надо преодолеть победить временность обрести связь с бесконечностью, И раз есть хотя бы малейший шанс найти спасение разве не следует человеку отдать для этого все свои силы?

У нас сейчас стали модными слова "духовное", "бездуховное", произносимые на каждом шагу и по любому поводу они потеряли всякий смысл и обрели характер ритуального заклинания. Все главные герои Толстого живут духовной жизнью, ощущая свою связь с бесконечностью или стремясь ее обрести, как Пьер Безухов и Андрей Болконский.

Истина для Пьера и Андрея – это путь идущий через череду кризисов и возрождений состоящий в последовательности потерь и обретений. На станцию Пьер приехал несчастным, не видящим в жизни смысла, а покидал ее радостным обретшим цель жизни человеком. На нескольких страницах Толстой смог убедительно, оставаясь строгим реалистом показать глубокое и радикальное преображение героя не вызывая у читателя ни малейшего сомнения в правдивости сцены.

Девятнадцатый век невероятно богат для истории русской литературы гениальными писателями и поэтами. Но, безусловно, этот век выделяется еще и тем, что именно тогда творил свои бессмертные произведения великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Не будет большой оригинальностью с моей стороны сказать, что это мой любимый писатель. Ведь его романы, рассказы и повести поразили и взрастили не одно поколение людей. Сильное впечатление во мне оставил роман-эпопея «Война и мир». Очень интересно то, что Толстой невероятно тонко и верно показал страдания, духовные метания и нравственные поиски своих любимых героев. Тем самым он подчеркнул, что мыслящий человек не должен стоять на месте, оставаться в нравственном спокойствии. Настоящей личности необходимы ссадины и ошибки, чтобы, наконец, найти свой жизненный путь. Особенно ярко эту идею Толстой раскрыл в образе князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Князь Андрей и Пьер проходят через тяжелые испытания, заблуждения, тоскуют, страдают, прежде чем находят ответ на вопрос: что делать? Чему посвятить жизнь? «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим…», - эти слова Пьера, сказанные об Андрее Болконском, относятся к ним обоим.

Впервые Толстой знакомит читателя с Андреем Болконским, когда он собирается на войну. Пьеру он объясняет свое решение желанием вырваться из сферы надоевшей ему светской и семейной жизни. Но затем Толстой раскрывает тайные причины стремления героя на войну, скрытые глубоко внутри. Князь Андрей мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. Сам герой говорит об этом: «Ведь что же слава? Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы». Эти мечты особенно волнуют Болконского перед Аустерлицким сражением, и это не случайно. Ведь именно после этого сражения в душе героя начнут происходить серьезные изменения. Вот только что князь бежал куда-то, сражался… И вдруг его ранят. Он падает и видит над собой огромное небо: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… Не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Так по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял суетность своих честолюбивых мечтаний, понял, что в жизни есть нечто гораздо более значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это естественная жизнь природы и человека.

После крушения прежних идеалов в жизни князя Андрея происходит еще несколько душевных потрясений – это рождение сына и смерть жены. Пережив горе и раскаяние, Болконский приходит к выводу, что жить для себя и для своих близких – то единственное, что ему остается. Но деятельная и кипучая натура Андрея не могла довольствоваться только семейным кругом. Князь пытается сделать преобразования в деревне, облегчить труд крестьян. Встреча с Наташей Ростовой еще больше меняет Андрея. Он очарован и влюблен, ему кажется, что в любви он нашел подлинное счастье. Поэтому в дальнейшем князь сильно переживает разрыв с Наташей. И вот Болконский вновь отправляется на войну. Но это уже совсем другой человек, простой и близкий к народу. Мечты о личной славе не волнуют его. Князь Андрей умирает, не поправившись после ранения, но он умирает обновленным, переродившимся.

По иным жизненным дорогам шел Пьер Безухов, иные испытания он перенес, но им тоже всегда руководило желание «быть вполне хорошим». Впервые Толстой знакомит читателей со своим героем в салоне Анны Павловны Шерер. Впервые показавшись в этом обществе, Безухов очень смело защищал идеи французской революции, восхищался Наполеоном. Князю Андрея, своему другу, Пьер говорил, что пошел бы на войну, если бы это была война за свободу. «… Он всею душою желал произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона», - говорит Толстой об устремлениях молодого Безухова. Но, не найдя еще истинной цели, Пьер мечется, совершает ошибки, свои огромные силы тратит на разгул в компании Долохова и Курагина.

Женитьба на Элен принесла Пьеру несчастье. Вскоре он понимает весь ужас того, что связал свою жизнь с низкой женщиной. Человеческая подлость угнетает его, вызывает порой вспышки безудержного гнева.

Поиски правды и смысла жизни приводят Пьера в масонскую ложу. Безухову кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Он проникается страстным желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства». Идеи равенства, братства и любви, мысль о том, что надо «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире», - вот что прежде всего привлекает Пьера в учении масонов, которое он понимает по-своему. Разочарование героя неизбежно. Ведь и здесь со временем он видит карьеризм, ханжество, лицемерие. Пьер порывает с масонами.

Ярчайшим светом озарила жизнь Пьера поэтическая любовь к Наташе. Это светлое и благородное чувство озаряет героя, возвышает его над окружающими. Но в этот период он был связан узами брака с ненавистной Элен. Пьер понимает, что ему лучше не встречаться с Наташей. Для героя наступает мрачная полоса разочарования в личном счастье и общественных идеалах. Тем не менее, внутри Пьера идет постоянная работа над собой.

Огромное значение для героя имело непосредственное соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену. Он понял ту «скрытую теплоту патриотизма», которая была в нем и в каждом солдате, которая роднила его с простыми людьми. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» - вот какое желание овладело Пьером после Бородинского боя.

Одним из важнейших моментов в жизни Безухова стал месяц, проведенный в плену. Духовные и физические страдания научили его ценить жизнь, ее малейшие радости. Этому научил его и «солдатик Апшеронского полка» Платон Каратаев. Сближением с этим человеком Пьер особенно дорожил. В плену Пьер приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья». Именно потому, что герой это понял, он не может равнодушно видеть страдания других людей, проявление общественного зла. А это зло на каждом шагу бросается в глаза. Поэтому в эпилоге романа автор показывает Безухова, напряженно думающего, стремящегося к защите добра и правды. Пьер приходит в тайное политическое общество, становится на путь борьбы против самодержавия и крепостничества.

Таковы жизненные пути двух лучших героев Толстого. Важно заметить, что они не были бы «лучшими», если бы не прошли и не продумали всего этого. Толстой наглядно показывает, что личность устанавливается в движении, в порывах. И не важно, сколько раз человек ошибался. Главное, - чтобы он никогда не останавливался на достигнутом и продолжал искать истинный смысл жизни.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы