Про деток, от рождения до школы

(Щедрин – псевдоним)
(15/27.01.1826–28.04/10.05.1889)
Писатель.

Родился в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Получив хорошее домашнее образование, в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, в 1838 г. переведен в Царскосельский лицей. Первые повести «Противоречия» (1847), «Запутанное дело» (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей. Писатель был выслан в Вятку, где работал советником губернского правления, что дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь.

В 1855 г. вернулся в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856–57 гг. написал «Губернские очерки», изданные от имени «надворного советника Н. Щедрина», ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Н.В. Гоголя. В 1856–58 гг. был чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел. В 1858–62 гг. служил вице-губернатором в Рязани, Твери, опубликовал «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе». В 1865–68 гг. возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу «Писем о провинции» (1869). В 1870 г. написал «Историю одного города». В 1880-е годы его сатира достигла кульминации в своем гневе и гротеске: «Современные идиллии» (1877); «Господа Головлевы» (1880); «Пошехонские рассказы» (1883). В последние годы жизни создал свои шедевры: «Сказки» (1886); «Мелочи жизни» (1887); «Пошехонская старина» (1889). Умер в Петербурге.

Афоризмы Михаила Салтыкова-Щедрина

  • Благонадежность – это клеймо, для приобретения которого необходимо сделать какую-нибудь пакость.
  • В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков.
  • Везде литература ценится не на основании гнуснейших ее образцов, а на основании тех ее деятелей, которые воистину ведут общество вперед.
  • Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.
  • Градоначальник никогда не должен действовать иначе, как чрез посредство мероприятий.
  • Всякое его действие есть не действие, а есть мероприятие.
  • Громадная сила – упорство тупоумия.
  • Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении и так до смерти столбом и простоит.
  • Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях – пирог с казенной начинкою.
  • Есть множество средств сделать человеческое существование постылым, но едва ли не самое верное из всех – это заставить человека посвятить себя культу самосохранения, победить в себе всякое буйство духа и признать свою жизнь низведенною на степень бесцельного мелькания на всё то время, покуда будет длиться искус животолюбия.
  • Женщины составляют истинный клад для талантливых натур, которые в семействе любят играть по преимуществу роль трутней.
  • Идея, согревающая патриотизм, – это идея общего блага… Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к восприятию идеи о человечестве.
  • История человеческих обществ есть не что иное, как история разложения масс под влиянием сознательной мысли.
  • Литература – это сокращенная вселенная.
  • Лицемерие – ни дать ни взять сущая девица; но точно ли сущая – этого и сам черт не разберет.
  • Многие склонны путать понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство».
  • Не к тому будь готов, чтобы исполнить то или другое, а к тому, чтобы претерпеть.
  • Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена – переходные.
  • Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего.
  • Ничем не ограниченное воображение создает мнимую действительность.
  • Ничто в такой степени не возбуждает умственную деятельность, не заставляет открывать новые стороны предметов и явлений, как сознательные симпатии или антипатии.
  • Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех.
  • Одна литература изъята от законов тления, она одна не признает смерти.
  • Однообразие воззрений, особливо ежели оно имеет оттенок вынужденности, создает одноформенность потребностей и стремлений, а затем угрюмость и одичалость.
  • Отечество – тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом непрерывной пуповиной.
  • Политическая мудрость всех веков и народов убеждает, что цели ближайшие и непосредственные суть в то же время и наиболее желанные.
  • При открытом обсуждении не только ошибки, но самые нелепости легко устраняются при помощи полемики.
  • Приветливый вид, благосклонный взгляд суть такие же меры внутренней политики, как и экзекуция.
  • Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.
  • Русская женщина всегда одинакова: и в городе, и в деревне она что-то вечно ищет, какую-то потерянную булавку, и никак не может умолчать, что находка этой булавки может спасти мир.
  • Самые закоренелые проходимцы – и те понимают, что в стыдящемся человеке есть нечто, выделяющее его из массы бездельников и глупцов.
  • Система очень проста: никогда ничего прямо не дозволять и никогда ничего прямо не запрещать.
  • Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.
  • Стыд есть драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей человечества.
  • Талант сам по себе бесценен и приобретает окраску только в применении.
  • Традиция – накопление невежества.
  • У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!
  • Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.
  • Человек без ума в скором времени делается игралищем страстей.
  • Человек уже так устроен, что и на счастье-то как будто неохотно и недоверчиво смотрит, так что и счастье ему надо навязывать.
  • Что лучше – снисходительность без послабления, или же строгость, сопряженная с невзиранием?
  • Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду.

"МЫСЛЬ И ХАРАКТЕР" Отрывок из книги. (Джеймс Аллен) .. В Книге Притчей Соломоновых (23:7) сказано: «Каковы мысли в душе его, таков и он». Это изречение справедливо при любых обстоятельствах и при любых условиях человеческого бытия. . Наша жизнь является результатом наших размышлений о ней, а наш характер формируется исключительно под воздействием того, какие мысли бродят в нашей голове. . Подобно тому как растение появляется из семени, так и причина любого нашего поступка кроется в скрытых «семенах» наших мыслей и просто не может родиться без их участия. Это в равной степени относится как к спонтанным и непреднамеренным действиям, так и к тем, которые мы осуществляем намеренно, готовясь к ним заранее. Поступок является «цветочком», а радость или страдание - это уже «ягодки», то есть мы пожинаем сладкий или горький плод в зависимости от того, что посеяли. Мы являемся такими, какими себя представляем. Если у нас на уме греховные мысли, нас ждут боль и разочарование, но если наши помыслы чисты, то и мы будем радостны и счастливы. Становление человека - это естественный процесс, а не Божье провидение. Причина и следствие этого процесса являются безусловными и неизбежными - как в мире материальном, так и в мире наших потаенных мыслей. Благородный и доброжелательный характер - это не дар свыше и не случайность, это естественный результат непрерывных усилий самого человека, его правильного мышления, следствие долгого процесса приобщения к Божественной мысли, тогда как склочный и жестокий характер формируется у человека из-за постоянного потворства порочным наклонностям и собственному эгоизму. ** ** ** Мы создаем и разрушаем себя сами. Своими мыслями мы можем запустить в действие смертоносное оружие, которое может нас просто уничтожить. Таким же образом запускается в действие механизм, способный создать для нас небесный чертог, оплот нашей силы и покоя. Благодаря правильному выбору и силе своей мысли мы можем приблизиться к Божественному совершенству, тогда как предосудительная или направленная в ложном направлении мысль может низвести человека вплоть до уровня животного. Между двумя этими крайностями заключен весь диапазон свойств человеческого характера. Мы одновременно являемся и собственными творцами, и учителями. Из всех прекрасных истин, которые открываются нам с годами, ни одна не приносит столько радости и не является столь удивительно обнадеживающей и вызывающей доверие, как безусловная истина, - именно мы сами являемся хозяевами своих мыслей, творцами своего характера и обстоятельств, своего окружения и собственной судьбы. Человек - существо могущественное и разумное. Мы способны испытывать и дарить любовь, нам подвластны собственные мысли, в наших руках находится ключ от любых ситуаций, в которых мы оказываемся. Мы способны сами преобразить, возродить себя и стать такими, какими пожелаем. Даже в минуты наибольшей душевной слабости или несдержанности мы все же являемся хозяевами положения, хотя в эти моменты не все у нас получается так, как нам бы того хотелось. Но когда мы начинаем размышлять над сложившейся ситуацией и усиленно пытаемся найти объяснение, почему это с нами происходит, то обретаем мудрость. Мы становимся способными применить свою энергию должным образом, а также привести в порядок свои мысли и направить их на поиск плодотворных решений. Так поступает мудрый хозяин, и мы можем им стать, если сумеем открыть законы управления своими мыслями, используя при этом самоанализ и имеющийся жизненный опыт. «Что мы из себя представляем и каковыми мы являемся?» Ответ на этот вопрос мы можем найти, только обратившись к своей душе. И если мы не поленимся и будем усердно искать скрытые в нас сокровища, то непременно будем вознаграждены. Только таким образом мы сможем стать творцами своего характера и хозяевами своей жизни и судьбы. Если мы будем контролировать и направлять свои мысли, отслеживая их воздействие на себя и на других людей, на ход нашей жизни и на обстоятельства, связывая причину и следствие, тщательно анализируя и используя любой, даже самый незначительный на наш взгляд опыт из повседневной жизни, то знания о самих себе, которыми мы обогатимся, дадут нам понимание, мудрость и власть. Дорога в храм знаний откроется нам лишь при условии, что мы будем постоянно и настойчиво идти в этом направлении.

Михаил Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин; 1826 - 1889) - русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.

У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте.

Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.

Даже оппозиция – и та считается невредною, ежели она не вредит.

Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена — переходные.

Система очень проста: никогда ничего прямо не дозволять и никогда ничего прямо не запрещать.

Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына.

Человек так уж устроен, что и на счастье-то как будто неохотно и недоверчиво смотрит, так что и счастье ему надо навязывать.

Человек без ума в скором времени делается игралищем страстей.

Нет на свете милее доброй души человеческой.


Нельзя сразу перевоспитать человека, как нельзя сразу вычистить платье, до которого никогда не прикасалась щетка.

Врачебная наука популяризирует болезни, делает их общедоступными.

Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития.

Литература изъята из законов трения. Она одна не признает смерти.

Старинная мудрость завещала такое множество афоризмов, что из них камень по камню сложилась целая несокрушимая стена.

Вспыхнула во Франции революция, и стало всем ясно, что «просвещение» полезно только тогда, когда оно имеет характер непросвещенный.

Везде литература ценится не на основании гнуснейших ее образцов, а на основании тех ее деятелей, которые воистину ведут общество вперед.

Мужик везде есть, стоит только поискать его.

Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.

На свете бывают всякие кредиторы: и разумные и неразумные. Разумный кредитор помогает должнику выйти из стесненных обстоятельств и в вознаграждение за свою разумность получает свой долг. Неразумный кредитор сажает должника в острог или непрерывно сечет его и в вознаграждение не получает ничего.

Назначение обывателей в том состоит, чтобы беспрекословно и со всею готовностью выполнять начальственные предписания! Ежели предписания сии будут классические, то и исполнение должно быть классическое, а если предписания будут реальные, то и исполнение должно быть реальное. Вот и все.

Не к тому будь готов, чтобы исполнить то или другое, а к тому, чтобы претерпеть.

При встрече с лицами высшими предоставляется выражать вежливое изумление и несомненную готовность претерпеть; при встрече с равными – гостеприимство и желание казать услугу; при встрече с низшими – снисходительность, но без послаблений.

Для того, чтобы усмирять убогих людей, необходимо иметь гораздо больший запас храбрости, нежели для того, чтобы палить в людей, не имеющих изъянов.

Что лучше – снисходительность без послабления, или же строгость, сопряженная с невзиранием?

Стыд есть драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей человечества.

Всякому безобразию свое приличие.

Громадная сила – упорство тупоумия.

Ничем не ограниченное воображение создает мнимую действительность.

Талант сам по себе бесценен и приобретает окраску только в применении.

В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков.

При открытом обсуждении не только ошибки, но самые нелепости легко устраняются.

Благонадёжность — это клеймо, для приобретения которого необходимо сделать какую-нибудь пакость.

Воспивайте в себе идеалы будущего; ибо это своего рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар обратился бы в камень.

Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.

Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

Самые плохие законы - в России, но этот недостаток компенсируется тем, что их никто не выполняет.

Но для России, по мнению моему, неограниченная монархия полезнее. Что такое неограниченная монархия? – спрашиваю я вас. Это та же республика, но доведенная до простейшего и, так сказать, яснейшего своего выражения. Это республика, воплощенная в одном лице. А потому, ни одно правительство в мире не в состоянии произвести столько добра… Говорят, что у нас, благодаря отсутствию гласности, сильно укоренилось взяточничество. Но спрашиваю вас: где его нет? И где же, в сущности, оно может быть так легко устранимо, как у нас? Сообразите хоть то одно, что везде требуется для взяточников суд, а у нас достаточно только внутреннего убеждения начальства, чтобы вредный человек навсегда лишился возможности наносить вред.

Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.

Хотя же в Российской Державе законами изобильно, но все таковые по разным делам разбрелись, и даже весьма уповательно, что большая их часть в бывшие пожары сгорела.

Для преобразования России нужно было, чтоб шалопаи были на глазах, чтоб они не гадили втихомолку, а делали это, буде хватит смелости, в виду всей публики.

Везде, кроме отечества, ты чужой.

Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении, и так до смерти столбом и простоит.

Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях — пирог с казенной начинкою.

Россияне так изолгались в какие-нибудь пять лет времени, что решительно ничего нельзя понять в этой всеобщей хлестаковщине. В публичных местах нет отбоя от либералов всевозможных мастей.

Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство».

Мне всегда казалось, что для нашего отечества нужно не столько изобилие, сколько расторопные исправники.

Хороших мыслей у нас не полагается, ибо мы еще рылом не вышли. Да если бы у нас и были хорошие, серьезные мысли – кто же нас пустит их опубликовать.

… Слова «потихоньку да полегоньку» должны быть написаны на знамени истинно разумного русского прогресса.

Если мы в настоящее время и сознаем, что желание властвовать над ближними есть признак умственной и нравственной грубости, то кажется, что сознание это пришло к нам путем только теоретическим, а подоплека наша и теперь вряд ли далеко ушла от этой грубости. Всякий слух глумится над позывами властности, но всякий же про себя держит такую речь: а ведь если б только пустили, какого бы звону я задал!

Есть на Руси великое множество людей, которые, по-видимому, отказались от всякой попытки мыслить и которым, однако ж, никак нельзя отказать в названии мыслящих людей. Это именно те мистики, которых жизненный искус заранее осудил на разработку тезисов, бросаемых извне, тезисов, так сказать, являющихся на арену во всеоружии непререкаемоей истины. Они не анализируют этих тезисов, не вникают в их сущность, не умеют выжать из них все логические последствия, какие они способны дать. Это люди несомненно умные, но умные, так сказать, за чужой счет и являющие силу своих мыслительных способностей не иначе, как на вещах, не имеющих к ним лично ни малейшего отношения.

Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду.

Тщетно будем мы употреблять выражение «рубль», коль скоро он полтину стоит, однако ежели начальство находит сие правильным, то желание его надлежит выполнить беспрекословно.

… Реформаторские затеи счастливым образом сочетаются с запахом сивухи и с тем благосклонным отношением к жульничеству, которое доказывает, что жульничество – сила и что с этой силой необходимо считаться.

Но, спрашивается, возможно ли достигнуть нашего идеала жизни в такой обстановке, где не только мы, но и всякий другой имеет право заявлять о своем желании жить?.. жить там, где все другие имеют право, подобно мне, жить, – я не могу! Не могу, сударь, я стерпеть, когда вижу, что хам идет мимо меня и кочевряжится!

И тогда были люди, которые подозревали, что столь порывистый переход от беззаветного людоедства к не менее беззаветному либерализму представляется не совсем естественным.

Русская женщина всегда одинакова: и в городе, и в деревне она что-то вечно ищет, какую-то потерянную булавку, и никак не может умолчать, что находка этой булавки может спасти мир.

… Я не могу представить себе, чтоб у какого бы то ни было вопроса не имелось подлежащего начальника…

Разница в том только, что в Риме сияло нечестие, а у нас – благочестие, Рим заражало буйство, а нас – кротость, в Риме бушевала подлая чернь, а у нас – начальники.

Что такое государство? Одни смешивают его с отечеством, другие – с законом, третьи – с казною, четвертые – громадное большинство – с начальством.

А в сущности, что такое Петербург? – тот же сын Москвы, с тою только особенностью, что имеет форму окна в Европу, вырезанного цензурными ножницами.

… Ежели ты и видишь, что высший человек проштрафился, то имей в виду, что у него всегда есть ответ: я, по должности своей, опыты производил! И все ему простится, потому что он и сам себя давно во всем простил. Но тебе он никогда того не простит, что ты его перед начальством в сомнение или в погрешность ввел.

Нынче люди так слабы, что даже при виде сторублевой кредитки теряют нить своих поступков, – что же будет, когда они увидят… целый миллион в тумане!

Это как-то не в натуре русского человека – прожить век, никого не обидевши. Предполагается, что ежели ты никого не обижаешь, то это значит, что ты – слабосильная, ничего не значащая дрянь, которую всякий может обидеть.

Подхалимовы – это особенная порода такая объявилась, у которой на знамени написано: ври и будь свободен от меры.

Никакое полезное предприятие немыслимо, если оно, время от времени, не освежается обедом с устрицами… Даже археолог, защищая реферат о «Ярославле-сребре», – и тот думает: вот ужо выпьем из той самой урны, в которой хранился прах Овидия!

Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего." (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Не делай зла - вернется бумерангом,
Не плюй в колодец - будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется, что-нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь,
И не теряй любимых - не вернешь,

Не лги себе - со временем проверишь,

Что этой ложью сам себя ты предаешь...

Каждый из нас, я думаю, задавался таким вопросом: что является мерилом ценности человека как личности? Какими качествами должен обладать человек, чтобы подтвердить свое звание "венец творения"? Что делает человека ЧЕЛОВЕКОМ?

Непростые вопросы... Я долго думала и решила обратиться к высказываниям мудрых, тех, кто прошел свой тернистый путь в поисках ответов на поставленные вопросы и нашел их... Мне показались очень близкими рубаи персидского поэта древнего Востока Омара Хаяма, которые я представила в эпиграфе к своим размышлениям... Какие мысли можно увидеть в этих стихах? На что обращает наше внимание поэт? А все, если разобраться, очень просто и понятно...

Не делать зла... Все наши действия и поступки подчинены бумерангу... Не оскорблять того, кто ниже... Не предавать друзей... Не терять любимых... Не лгать... прежде всего, себе...

Обращаю внимание, что во всех мыслях присутствует глагол. Случайно? Вряд ли... Все действия, все наши поступки, выраженные глаголом, и говорят о том, что мы из себя представляем...

Умеем ли мы дорожить дружбой и что делаем, чтобы ее сохранить на долгие годы? Способны ли мы сделать добро тому, кто нам делает больно? Умеем ли не обидеть того, кто меньше нас, кто лучше нас? Можем ли мы сделать все, чтобы не потерять самых близких и дорогих людей? Если хоть на несколько вопросов мы можем дать положительный ответ, у нас есть шанс быть человеком. А если все гораздо хуже? Что делать? С чего начать?

И тут на помощь приходит литература -величайшее из искусств, призванное напомнить человеку, что он человек... И почему-то первым таким произведением хочется назвать рассказ К. Паустовского "Телеграмма", поднимающий извечную проблему "блудных детей", покинувших свои родные места в поисках лучшей жизни, позабыв о том, что у каждого есть не просто долг перед родителями, но и Завет, заповедь, оставленная самим Господом:" Чти отца твоего и матерь твою"...

Что-то, очевидно, стало происходить с молодежью, с ценностями,с приоритетами, если автор вынужден еще раз рассказать эту старую историю... Что же он хочет нам напомнить? От чего уберечь? Чтобы мы не были такими, как Настя, главная героиня, устраивающая судьбу других людям, помогая им в трудную минуту, в том числе ради приятных слов в ее адрес, слов о чуткости, любви к ближнему, состраданию, отзывчивости...

В то время, когда ее мама, покинутая и оставленная, старенькая, почти ослепшая, умирает в полном одиночестве, так и не дождавшись дочери...

И нам искренне жаль Настю, не успевшую сказать маме самые важные слова в жизни: слова нежности, благодарности, любви...

"Не теряй любимых,-напоминает Омар Хаям, -не вернешь". Это страшно... Как легко иногда помочь ближнему, но также легко забыть о отце и матери, самых дорогих на земле людях...

Может, именно это имел в виду Салтыков -Щедрин, написав, что " нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен... к судьбам ближнего"? Потеряв и растратив человеческое, человек становится опасен, утверждает писатель. И с ним трудно не согласиться... Опасно общество, опасны люди, которые не следуют золотому правилу: "Относись к людям так, как хотел бы, чтобы люди относились к тебе".

В доказательство своим мыслям приведу другой литературный пример - рассказ "Судьба человека". Великое произведение о том, как, пройдя все круги ада военного времени, Андрей Соколов, как миллионы русских людей, потерявший все, все же сохранил способность чувствовать чужую беду так же остро, как свою- не лишил беспризорного Ваню любви, семейного счастья, нежности, поддержал веру в людей... в человечность...

Но я все же не об этом хочу сказать: в этом произведении есть эпизод, когда свой, русский человек, чтобы сохранить свою жизнь, намеревается сдать командира немцам...

Оказавшись в плену и понимая, что завтра в первую очередь будут расстреливать офицеров, взводный просит предателя не выдавать его, а тот ему засмеялся в ответ: " Ты меня не проси, все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе". Услышав этот разговор, впервые в жизни Соколов принимает страшное решение - совершить убийство человека : "До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил... Первый раз в жизни убил, и то своего... Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель".

Как же получилось, что нормальный советский парень, ходивший,как все, в школу, живущий радостями и победами страны, ушедший со своими сверстниками защищать родину, вдруг становится ничтожеством, предателем, "тварью дрожащей", готовым свою шкуру сберечь ценой жизни другого человека???

Трудно ответить сразу и однозначно, но совершенно ясно, что этому человеку чуждо все человеческое, у него нет ничего святого, если для того, чтобы спасти свою жизнь, надо обязательно подвергнуть гибели другого человека... Жить рядом с такими людьми-страшно.. и опасно: от них можно ожидать чего угодно...

Завершая свои размышления, еще раз хочу сказать, что абсолютно согласен и с Омаром Хаямом, и с Салтыковым -Щедриным в том, что только в соблюдении общечеловеческих законов жизни и норм, в следовании библейским истинам о способности проявить любовь к ближнему, о почтительном отношении в родителям, о наличии совести, об умении оставаться человеком в таких ситуациях, когда,казалось бы, и невозможно быть таким, о милосердии, о чуткости, о жертвенности и самопожертвовании- об этом должен знать и помнить каждый человек, потому что в этом и заключается главная миссия человека на земле- быть человеком каждое мгновение и каждую секунду.... Быть человеком, а не казаться...


Равнодушие – отрицательное качество характера человека. По мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина, оно делает человека опасным для общества, так как он с безразличием относится и к судьбе родной страны, и к судьбам окружающих его людей.

Равнодушие не дает человеку развиваться и становиться духовно богаче, препятствует раскрытию его положительных личностных качеств.

Вспомним известный роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой, умный, образованный человек, не может справиться с апатией, охватившей его. Все, что его окружает, кажется ему скучным и неинтересным. Людей, с которыми сталкивает его судьба, он не может оценить по достоинству. Именно поэтому Онегин так сурово отчитывает Татьяну, признавшуюся ему в любви. Не пытается сблизиться с Владимиром Ленским, который мог бы стать ему настоящим другом. У него есть способности к наукам, но он не хочет развивать их. Ложные жизненные ценности герой ставит выше истинных, так как не осознает их настоящую ценность. Отказывается от настоящей любви Татьяны, убивает из-за боязни прослыть трусом Владимира Ленского.

Бесцельное существование, равнодушие к судьбам окружающих его людей приводит героя к одиночеству.

Равнодушие часто становится основой многих проступков и преступлений человека, который на первое место ставит удовлетворение своих желаний и потребностей. В романе Ф.М.Достоевского мы встречаемся с подобным героем. Родион Раскольников придумывает необычную теорию и решает проверить ее, совершив убийство. Его замысел удается, но теория не подтверждается. Из-за собственного тщеславия и эгоизма Раскольников становится опасным для общества человеком.

Равнодушие также может привести человека к предательству. Ведь если он с безразличием относится к окружающим, значит его не будет волновать и судьба своей страны. В повести В.Г.Распутина «Живи и помни» идет речь об Андрее Гуськове, который дезертирует во время войны из армии. Он возвращается в родную деревню, к жене Насте, и тем самым навлекает на нее смертельную угрозу. Скоро она понимает, что ждет ребенка, но Гуськов не собирается выходить к людям. Его заботит лишь сохранение собственной жизни. Через некоторое время односельчане начинают подозревать героиню в том, что она помогает мужу-дезертиру, и начинают следить за ней. Чтобы не выдать родного человека, Настя топится в Ангаре. В этом произведении Распутин хотел показать, что равнодушие к собственной стране и близким людям ведет к разрушению личности человека, ломает его нравственные ориентиры.

Таким образом, равнодушие всегда отрицательно влияет на человека и мешает его гармоничному существованию и духовному развитию.

Обновлено: 2017-12-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы