Про деток, от рождения до школы

Пестушки - это песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.

Потешки - это песенки и стишки к первым играм ребенка с пальчиками, ручками. ножками. Пестушка и потешка – это жанр устного народного творчества.

Такое определения для этих элементов народного фольклора можно дать для детей 2 класса на уроке литературного чтения.

Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушкам и. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции.

За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:

Потягунушки,
Порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Пестушки и потешки - тексты, примеры.

Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:

Ах, поёт, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой!

Когда ребёнок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.

Когда ребёнок начинает становиться на ножки:

Дыб, дыб, дыбочек,
На первый годочек!

Когда ребёнок учится ходить:

Ножки, ножки,Куда вы бежите?
- В лесок по мотом
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.

Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:

Тяни холсты,
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничек.

Мать или няня сажает ребёнка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то - от себя, приговаривая:

Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу:
Щýрки в кýчки,
Плотички в полички»
Один ершок
-Да и тот в горшок.
Щей наварю,
Николая накормлю,
Спите-тко, ребята,
Не чухкайте.

Взяв ребёнка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:

А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молошненькую.

Тюшки, тютюшки,
На горе пичужки.
Там Ванюшка был,
Пичужку, поймал.

А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки,

Ехала барыня

По ровненькой дорожке,
По кочкам,по кочкам
-Да бух!

Ребёнка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:

Три-та, та, три-та, та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:

Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл,
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! полетели,
-На головушки и сели.

Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребёнка и припевают:

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает, забодает.

Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и подымают на голову ребенка:

Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
-Шу-у-у - полетели,
На головушку сели.

Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,К
ашки не едали.
Всё своим деткам отдала.

Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:

Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскрёбышки.

Останавливаясь на мизинце, добавляют:

А этому нет ничего.
А ты мал малéнек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.

Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:

Шу-у-у, полетели
-На головушку сели.

Перебирают по очереди пальчики ребёнка и приговаривают:

Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе пéча топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Перебирают пальцы и при этом говорят:

Идут четыре братаНавстречу старшему.
- Здравствуй, большак! - говорят,
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.

Эмпирическим путем пришли женщины к пониманию необходимости массажа, ласкового прикосновения к малышу. А массаж вдвойне приятен и ребенку, и матери, если в такт движениям произносится такой славный и ласковый стишок. Для развития координации движений и укрепления мышц практическая народная педагогика и медицина выработали целый комплекс упражнений, сопровождаемых пестушками.

Скучными могут показаться самые правильные и научно обоснованные физические упражнения по сравнению с теми, что сопровождаются такими приговорами: «Лунь плывет, лунь плывет...», «Лебеди летели, лебеди летели...» А сколько радости подрастающему ребенку доставляет пестушка «Тяни холсты»! В ней никто не забыт, всем членам семьи досталось по сажени, а самому малому – больше всех! А вот уже весело «отплясывает» ребенок, сидя на ладони у матери, поддерживающей его другой рукой за грудку, под задорную песенку: «Трататушки, тра-тата, вышла кошка за кота...»

Становится ребенок на ножки, делает первые шаги, начинает говорить – каждый столь важный этап в его развитии сопровождается пестушками. Пестушкам близки и шуточные заговоры, они сопровождают купание ребенка; окатывая его водой, мать приговаривает: «С гуся вода, с Лети худоба»; утешает, если он ушибся: «У сороки боли, у Сани заживи...»

На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками – элементарными играми: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них подчас содержится наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» фантастическая птица щедро кормит всех кашей, кроме одного – того, что ленился и не работал вместе со всеми.

Играя с пальчиками ребенка, его приучают к счету: «Один палец, другой палец...» Постепенно приходит пора сказок.

По материалам книги: Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. В. Аникин

Что такое «пестушка»и Потешка? такое задание получил второклассник!

  • Самые первые малышовые стишки и песенки называются пестушками. Это сейчас мы говорим: “Нянчить, растить, любить, ласкать, ухаживать”. А раньше все это называлось одним емким словом “пестовать”. От него-то и пошло название “пестушка”. Их приговаривают или поют малышу в первые месяцы жизни, сопровождая повседневные заботы: переодевание, купание, игру, самые первые движения. [ссылка появится после проверки модератором]
    И постепенно малышовые пестушки заменяются потешками. Нужны они для того, что бы развлекать, “тешить” кроху (потому и “потешка”). Это очень ритмичные и мелодичные веселые стишки для всевозможных игр с ручками, ножками, пальчиками малыша.

    Дарики-дарики,
    Злые комарики
    Вились, кружились,
    Да в ушко вцепились –
    Кусь!

  • Свое название пестушки получили от слова пестовать — нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Проснется младенец — потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают: «Потягунюшки, подрастунюшки, роток говорюнюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки».
    Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.
    Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста.
  • Пестушка
    Пестушка (от слов нянчить, холить, пестовать) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
    Потягунюшки, порастунюшки,
    Поперек толстунюшки,
    А в ручки фатюнюшки,
    А в роток говорок,
    А в головку разумок.
    Когда ребенок начинает учиться ходить, говорят:
    Большие ноги
    Шли по дороге:
    Топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ.
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ, топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ, топ!
    [править]
    Потешка

    Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки) , рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу .
    Примеры: «Сорока»
    Вариант 1.
    Сорока-ворона (Водя пальчиком по ладошке
    Сорока-ворона
    Деткам отдала.
    (загибают пальчики)
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    А этому не дала:
    - Зачем дров не пилил
    - Зачем воду не носил!
    Вариант 2. (фигурирует в мультфильме «Песенка мышонка») :
    Сорока-ворона
    Кашу варила,
    Деток кормила: пе
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    А этому не дала
    «Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)
    Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
    А что ели? Кашку!
    А что пили? Брашку! (варианты: пили простоквашку, Простоквашку. Простоквашка вкусненька, Кашка сладенька, Бабушка добренька!)
    Кашка масленька!
    Брашка сладенька!
    (Бабушка добренька!)
    Попили, поели, ш-у-у-у.. .
    Шуууу!! ! (Домой) Полетели!
    На головку сели! («Ладушки» запели)
    Сели посидели,
    Дальше (Домой) полетели!! !
    «Коза рогатая»

Во всем мире мамы, замирая от нежности к своему ребенку, начинают по-особому разговаривать, «гулить» с ним, утешать, потешать. Время пролетает быстро: кормление, сон, бодрствование... С первых дней счастливый младенец, благодаря мамам и бабушкам, встречается с замечательными колыбельными песнями.

Старшее поколение сохранило для нас Потешки знакомят ребенка с уникальным слогом наших бабушек. Владимир Даль слово «потешить» награждает синонимами: угождать, занимать, забавлять, веселить.

Так в современном мире? Это краткий стишок, забавный и легко запоминающийся. Общение с маленькими детьми позволяет взрослым с помощью звуков, мелодичности голоса наладить контакт между самыми родными людьми.

Распевное звучание первых колыбельных шуточных песенок, затем прибауток и потешных маленьких стишков развивает внимание, обостряет слух. Это отвлекает младенца от его детских проблем, знакомит с природой, животным миром, игрушками, предметами быта.

Одновременное поглаживание и прикосновение к головке, ручкам, ножкам с упоминанием в стишках этих частей обучают младенца. Знакомить маленького человека с миром взрослые начинают с изучения лица, строения тела. Детские потешки приходят на помощь.

Фольклор, который передается от старшего поколения к младшему, настолько богат, что любая ситуация в жизни ребенка отражается в нем. Потешки, смысловые прибаутки для детей служат для этих целей и прекрасно справляются с обязанностями обучения. Движения и жесты помогают ребенку понять слово, его значение и применение.

Первые потешки врезаются в память на всю жизнь

Каждый человек даже в глубокой старости способен воспроизвести в памяти веселые потешки:

  • Водичка, водичка, умой мое личико.
  • С гуся вода, с тебя вся худоба.
  • Ой, качи-качи-качи, глянь - баранки, калачи.
  • Тушки, тутушки, на столе пампушки.

Первые строчки сразу подсказывают продолжение. Сколько же им веков, этим пестушкам, небылицам?

Печатная техника помогала сберечь эти шедевры, рассказать современным людям,что такое потешка. Память при рождении детей и внуков сама возвращает их, даже нет необходимости в книгу заглядывать. Уже к трем годам дети сами проигрывают и приговаривают шутейные стишки, радуя этим родителей, бабушек и самих себя.

С интересом слушают ребята колыбельные потешки. В умиротворенной обстановке, в тишине, где напевно звучит знакомый голос, малыш в своем воображении уходит с героями песенки в далекое придуманное им путешествие.

В моменты игры хорошо запоминаются считалочки. Проговаривая их, дети набираются опыта в произношении отдельных звуков, труднопроизносимых слов. Логопеды делают специальные подборки, которые предлагают детям и взрослым для занятий. Развитие речи дает обратную связь. Родные лучше понимают друг друга, обогащая словарный запас ребенка. Потешки и прибаутки легко запоминаются.

Любимые прибаутки, приговоры, заклички

Самые разнообразные потешки и прибаутки становятся любимыми, если родители применяют их к месту.


Играя с ребенком в ладушки - пожалуй, первую игру в его жизни, сопровождаем действия словами:

  • Ладушки-лады,
    Не поливаны сады.

Или другими:

  • Ладушки-ладушки,
    Где были? У бабушки!

Как все знакомо ребенку: ладушки - ладошки, которые в маминых или бабушкиных руках так уютно устроились. Он еще не знает, что такое потешка, но радуется, забавляется, тешится.

Развивая динамику сжатия пальчиков, играем в «Сороку». Рука ребенка уютно устроилась в маминой большой руке. Приговариваем, пальцем проводим по ладошке ребенка. Ему немного щекотно, но любопытно. Ребенок заглядывает в свою ладошку. Где там сорока и ее детки?

  • Сорока, сорока,
    Где жила? Далеко!
    Кашу варила, деток кормила.

    (Сгибая пальчики к ладошке, мама продолжает. )

    Этому дала. Этому дала...

    (И т. д. Постепенно все пальчики согнуты, остался только один. )

    А этому не досталось!

    (Большой пальчик удерживается прямо. )

    Он воду не носил,
    Дрова не рубил,
    Печку не топил.

Короткая небылица. Пальчик не мог ничего делать, но маленький человечек воображает, что это один из деток за столом, который накрыла «Сорока» для обеда. А между тем потешка непроста, она уже несет воспитательный уклон: не сделал дела - не получишь и еды.


Пробуждение ребенка в ранние часы самое приятное. Эти минуты важны для общения со старшими. Здоровый малыш просыпается радостный, играет охотно. Какие-то изменения в состоянии ребенка произошли, ненастное утро испортило ему настроение - тогда его развеселит такой сюжет:

  • Петушок, петушок,
    Золотой гребешок!
    Выгляни в окошко -
    Дам тебе горошка!

Или такой:

  • Солнышко, выгляни,
    красное, высвети…

Ребенку постарше процитируйте:

  • Стучит, бренчит на улице,
    Фома едет на курице,
    Тимошка на кошке…

Фольклор в помощь

Подрастает девочка, косы заплести нужно, а ей не нравится. Мама успокаивает, поглаживает по голове да потешку приговаривает:

  • Уж я косу заплету…
    Приговариваю:
    - Ты расти, расти коса,
    всему городу краса.


Нужно сесть позавтракать, молочком попоить, а малыш отворачивается, выкручивается?

Отвлекаем прибаутками:

  • Травка-муравка со сна поднялась,
    Птичка-синичка за зерно взялась,
    Зайки - за капусту,
    Мышки - за корку,
    Детки - за молоко.

Нужен массаж - погладим, приговаривая:

  • Тяги-потягушеньки,
    На... (им я) порастушеньки,
    В ручки - хватушечки,
    В роток - говорок,
    А в головку - разумок!


Умываемся с присказками, веселим ребенка, представляем водичку доброй феей. Во время купания тоже не забываем, что такое потешка, и используем различные варианты для веселого и познавательного времяпрепровождения.

Игровые веселые потешки

Многим деткам нравится такие игры, которые тормошат их, веселят. Взрослые указательным и средним пальцами передвигаются от носочка ноги, поднимаясь потихоньку вверх, и произносят:

  • Пошла мышка за водой,
    За холодной, ключевой.
    Тут колодец, тут колодец,
    А тут горячая вода!

Колодец - это места под коленкой, подмышкой, а горячая вода в области шеи. Интонация шуточная, передвигаются пальцы сначала медленно, заканчивают, чуть щекоча ребенка. Веселью нет конца. К трем годам ребенок сам будет искать ту самую горячую воду у вас под щекой.

Потешка развивает

Начинаем знакомить ребенка с животным миром, а прибаутки тут как тут:

  • - Гуси, гуси!
    - Га, га, га.
    - Есть хотите?
    - Да, да, да!
    - Ну, летите домой!
    - Серый волк за горой,
    Не пускает нас домой.

Они же послужат потом детям при игре в прятки, салки. С удовольствием выкрикивая их, будут ребята играть со взрослыми и ровесниками.


А сколько разных потешек о растениях, овощах, цветах.

  • ягодку,
    Черную смородинку,
    Маменьке в лукошко,
    А себе в ладошку.

Потешка-воспитатель

С детства приучая детей к труду, высмеивайте ленивых лежебок. Народное творчество потешки-насмешки использовало точно по назначению. В целях воспитания на помощь взрослым в таком деле приходили прибаутки. Например, приговор:

  • - Где ты, брат Иван?
    - В горнице.
    - А что делаешь?
    - Помогаю Петру!
    - А Петр что делает?
    - Да на печи лежит!

Дети - чуткие натуры, они прочувствуют шутку, даже насмешку. Без лишних объяснений пойдут делать то, что вы просили сделать, а они забыли, проигнорировали просьбу или просто поленились.

Потешка не только утешает, но и потешается, если применить ее в таком варианте.

Потешки угощают

Прививали с давних времен детям любовь и уважение к продуктам, которые насыщали. Любовь к животным, дающим молоко, яйца. Заботу о растениях, которые одаривали плодами.

  • Матушка-репка,
    Люблю тебя крепко!
    Будет ложка не пуста
    До Великого Поста!

О капусте приговаривали:

  • Капуста вилкаста,
    Не будь голенаста,
    Расти сладка,
    Не будь горька.
    Расти велика,
    Не будь мала.

Считалочка в игре

Маленькие стишки-считалочки задают ритм, создают веселое настроение в игре ребят. Устраняют споры и неприязни - им некого винить, так считалка распорядилась, кому водить.

  • - Заяц серый,
    Что ты делал?
    - Лыко драл.
    - Куда клал?
    - Под колоду.
    - Кто украл?
    - Родион!
    - Выйди вон!

Знакомимся с природой

Сколько прекрасных коротеньких потешных стихов о смене времен года досталось в наследство! Они объясняют, что ждать от сезона: тепло, холод, жаркую погоду или дождь. Они зазывают лето в радостном ожидании, словно дразнятся:

  • Дождик, дождик, пуще!
    Дам тебе гущи.

Родились детские потешки-зазывалы в годы, когда гуща (густая еда), в отличие от жидкой похлебки, была на столе только в сытное осеннее и зимнее время. Весна вселяла надежду на тепло, а дождь давал гарантию хорошего урожая.

Народное творчество для развития доброты

  • Жаворонки, прилетите,
    Весну красну принесите!
    Как зима нам надоела!
    Уж весь хлебушек доела,
    Все дрова у нас пожгла,
    Молоко все унесла.

Потешка знакомит с животным миром

Прибаутка - это тоже яркая потешка. Определение ее можно дать как одно из направлений устного народного творчества, которое было утехой для старого и малого. Родители, увлекаясь не меньше, чем их дети, увидев улитку, уговаривают ее:

  • Улитка, улитка,
    Высунь рожки!
    Дадим каши горшок
    Да хлеба ворошок!

А разве не увлекает всех маленькая, пятнистая букашечка, которую нельзя отпускать, пока не попросишь:

  • Божья коровка,
    Улети не небко.
    Там твои детки
    Кушают котлетки.

В такие минуты мы становимся чистыми сердцем. Надеемся, что божья коровка улетит к своим деткам. Мысленно утешая это насекомое, что ее дети сыты, понимаем, что любые дети более счастливы, если их мама будет с ними рядом.


Простые и знакомые нам незамысловатые детские потешки, оказывается, способны заставить маленького и большого человека быть внимательным, добрым, сердечным, справедливым.

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Реферат >Литература и русский язык

Департамент города Москвы

ГОУ Педагогический колледж №5

Реферат по предмету детская литература

«Потешки»

Выполнила студентка 1 курса экстерната: Картавцева Н.Л.

группа: 1«а»

Преподаватель: Щепоткина С.В.

Москва, 2009

Введение 4

Определение потешки 5

История потешки 6

Значение потешки 7

Список литературы 14

Введение

Существует давняя традиция - сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребенком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет человек, ухаживая за ребенком, - все эти покачивания, поглаживания, тетешкания очень нужны ребенку. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

Определение потешки

ПОТЕ́ШКИ - короткие стишки (реже песенки), предназнач. для развлечения детей младенч. возраста и сопровождающ. элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потошки, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешки - позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоц. состояние. Наиболее. популярные сюжеты потешки "Ладушки" (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключит. словах ручки разводят и кладут на голову: "Полетели, на головку сели!" ); "Сорока" (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); "Идет коза рогатая" (жесты взрослого изображают встречу с козой). потешки - замечательное изобретение народной педагогики и народного поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства.

История потешки

Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает свое творчество найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях. Художественное народное искусство создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство называют фольклором. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания.

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого. Первеночальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Значение потешки

Поэзия пестования, согласно - объединяет колыбельные песни, потешки, прибаутки, докучные сказки. Эта группа многообразна по поэтике, по характеру исполнения, по своему бытовому назначению. Именно эти жанры отражают взгляды народа на воспитание, в них озабоченность физическим, психическим и нравственным здоровьем ребенка. Совокупность и взаимосвязь их дают то, что следует называть "народной педагогикой", вернее педагогикой раннего детства, так как использование этих жанров особенно важно в первые годы жизни ребенка, отсюда и второе название раздела - "материнская поэзия". Ценность фольклорных произведений этой группы обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся словосочетания и слова, восклицания, эмоциональные обращения заставляют ребенка вслушиваться в звучащую речь. Это особенно важно для ребенка в тот период, когда у него не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слово. В процессе вслушивания возникают слуховые ориентировочные реакции (слуховая аутостимуляция), позволяющие установить двусторонний контакт с ребенком на звукопой основе. Ребенок выделяет речь из всех других звуковых сигналов, отличает от шумов и музыкальных звуков. Активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммировано в самом тексте малых фольклорных форм:
Люли-люли-люлюшки,
Прилетали гулюшки
Прямо к Маше в люлюшку
Да спотешали любушку.
Повторяющиеся звукосочетания рассчитаны и на развивающуюся подражательную способность ребенка.
Потешки, частушки, прибаутки содержат разнообразный звуковой материал для овладения первыми звуковыми навыками. Поэзия пестования готовит ребенка к игре, раскрывает эстетическую суть игры на уровне слова, открывает разнообразный окружающий мир.
II. Бытовой фольклор объединяет жанры, отразившие различные стороны детского быта. Это круг произведений "сельскохозяйственной детской словесности", прикрепленный к разным моментам участия детей в заботах повседневной жизни взрослых:
Ти-та-та, ти-та-та. Пожалуйте решета. Мучки насейте, Пирожки затейте.
Эта песня-перегудка сопровождала процесс замеса теста. При возвращении из леса с удачной добычей приговаривали так:
Уж ты, гриб Грибовой, Доведи меня домой.Либо сам, либо сын, Либо пасыночек.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детской саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка. или:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший!
Ванечка - пригожий!
Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
На деточка пойдет,
Через киску упадет! или:
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок,
Топ,топ!
-
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом,
Топ, топ!
Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
Травка - муравка, сосна поднялась,
Птица - синица за зерна взялась,
Зайка - за капустку, мышка - за корку,
Детки - за молоко.
или:
Умница Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую.
При подготовке детей ясельных групп ко сну желательно использовать потешки:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам...
Спят - поспят, всему миру спят велят.
Во время одевания на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдет,
Наденем калошики;
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо!
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
Воспитатели могут вводить в игры - забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленькая...».
В развлечении «Солнышко, загляни в окошечко»:
Солнышко, солнышко,
Загляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить.
В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Наши уточки с утра:
Кря,кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:
Ко-ко, ко-ко, ко-ко...
На дубочке,
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Необходимо подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же поместить фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с
радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.
Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному поэтическому слову.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эгоистические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.
Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков.
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку - «пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка. Одевая на прогулку, мама приговаривает:
Валенки - валенки,
Невелички маленьки.
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Завяжу потуже шарф, Будем делать снежный шар, Шар покачу, гулять хочу
При укладывании спать:
Спи, усни, дитя, Сереженька, Все ласточки спят,
Все касаточки спят, Нашему Сереженьке Спать велят.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. Я считаю, что народное поэтическое слово, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду.потешке : «киска», «конь», «козлик», «курочка», «котик» ...

  • Специфика активного и пассивного словаря детей младшего школьного возраста

    Курсовая работа >> Психология

    По правилу, сформулированному в тексте потешки . Таким образом, развивается понимание... , происходит развитие непроизвольной памяти. Многие потешки и приговорки, необходимые в игре, ... речи. Предлагаем вам русские народные потешки , считалки, прибаутки, которые...

  • Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического

    Самостоятельная работа >> Педагогика

    Упражнений и одной потешки . Сначала делаются упражнения, потом потешка с движением обеих рук... мизинец слегка согнуть, поднять вверх). ПОТЕШКА «АПЕЛЬСИН» (начинать с мизинца, загибать... и соединить в форме чашки). ПОТЕШКА «СОРОКА» (При произнесении текста...

  • Русское народное творчество, как средство нравственного эмоционального развития дошкольника

    Сочинение >> Психология

    Во всём его жанровом многообразии: потешки , пестушки, загадки, считалки, ... действиям, движениям. Во многих потешках , прибаутках наличествует игровое начало; ... по дороженьке. Детскую активность вызывает потешки , составленные в диалогической форме. Например...



  • Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Про деток, от рождения до школы