Про деток, от рождения до школы

Варианты ответа:

а. «Очарованный странник», «О любви»

б. «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

в. «Кому на Руси жить хорошо», «Гроза»

г. «Гроза», «О любви»

В рассказе «Крыжовник» не поднимается А.П.Чеховым следующая проблема.

Варианты ответа:

а. русской интеллигенции

б. личной ответственности за происходящее в мире

в. взаимоотношений человека и природы

г. деградации личности

Укажите, чем определяется деятельность Лопахина в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».

Варианты ответа:

а. попыткой помочь Раневской поправить свое материальное положение

б. мечтой уничтожить вишневый сад, напоминающий ему о тяжелом детстве

в. стремлением отомстить впавшим в нищету хозяевам

г. желание разорить Раневскую и присвоить себе ее состояние

14. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас - и все былое…»

Варианты ответа:

а. А.С.Пушкин

б. Н.А.Некрасов

в. Ф.И.Тютчев

г. А.А.Фет

Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

Варианты ответа:

а. свободолюбие

б. жертвенность

в. лицемерие

г. легкомыслие

Варианты ответа:

а. А.П.Чехов

б. М.Е.Салтыков-Щедрин

в. Н.А.Некрасов

г. И.А.Гончаров

17.М. Горький явился основоположником литературного направления:

Варианты ответа:

а. Романтизм

б. Критический реализм

в. Социалистический реализм.

г. Классицизм

18. Литературное направление, к которому можно отнести рассказы «Макар Чудра», "Старуха Изергиль", " Челкаш", "Песнь о Соколе" М. Горького

Варианты ответа:

а. романтизм

б. неореализм

в. неоромантизм

г. реализм

Лойко Зобар является героем рассказа

Варианты ответа:

а. «Старуха Изергиль»

б. «Макар Чудра»

в. «Челкаш»

г. «Песнь о буревестнике»

20. Настоящая фамилия М Горького:

Варианты ответа:

а. А. Булыга

б. А. Климентов

в. А. Пешков

г. С. Огурцов

Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова - Щедрина

а. взаимоотношение власти и народа

б. отдельные пороки людей

в. недостатки в человеческих взаимоотношениях

г. недостатки государственных чиновников

Укажите литературное направление, которое господствовало в литературе второй половины 19 века

Варианты ответа:

а. сентиментализм

б. реализм

в. классицизм

г. романтизм

Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

Варианты ответа:

а. Марьино

б. Отрадное

в. Заманиловка

г. Ягодное

Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».

Варианты ответа:

а. А.С.Пушкин

б. М.Ю.Лермонтов

в. Н.А.Некрасов

Не секрет, что для получения высокого балла по части С (сочинение) на Едином государственном экзамене по литературе необходима подготовительная работа, самостоятельная или с репетитором. Часто успех зависит от изначально правильно выбранной стратегии подготовки к экзамену. Перед началом подготовки к ЕГЭ по литературе стоит ответить себе на важные вопросы. Каким образом репетитору систематизировать темы так, чтобы не приходилось с каждым новым произведением начинать всю работу сначала? Какие «подводные камни» скрываются в формулировках темы? Как правильно спланировать работу?

Одним из проверенных временем принципов подготовительной работы к сочинению является разбивка разнообразных тем на определенные типы. При необходимости внутри типа можно выделить подгруппы. Внимательная работа с одним типом темы у разных писателей (четырех-шести) позволяет лучше понять своеобразие творчества каждого и одновременно научиться работать с подобной темой, не бояться ее и опознавать в любой формулировке. Нужно стремиться к тому, чтобы уметь определять тип темы для части С и формулировать ее как устно, так и письменно. Главная задача такой подготовки - развить умение аргументировать свои мысли и делать выводы, необходимые для раскрытия темы. Форма подготовки может быть выбрана любая: сочинение на 1–2 страницы, подбор материала на заданную тему, составление плана сочинения, разбор небольшого текста, составление цитатного портрета какого-либо героя, анализ сцены, даже свободные размышления по поводу цитаты из произведения…

Опыт показывает: чем больше репетитор задает домашних наработок к определенному типу темы, тем успешнее будет работа на экзамене. Мы считаем, что иногда полезнее вместо написания сочинения обдумать один тип темы и разработать план построения нескольких сочинений, которым можно воспользоваться на экзамене.

Эта статья будет посвящена одному типу темы - «Своеобразие деталей…». На экзамене тема может быть сформулирована по-разному («Художественная деталь в лирике…», «Психологические детали в романе…», «Функция бытовой детали…», «О чем нам говорит сад Плюшкина?», «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни…» и т.д.), суть от этого не меняется: нам досталась тема, связанная с определенным литературоведческим понятием - художественная деталь.

Прежде всего, уточним, что мы понимаем под термином «художественная деталь». Деталь - это подробность, которую автор наделил значимой смысловой нагрузкой. Художественная деталь является одним из средств создания или раскрытия образа персонажа. Под художественной деталью подразумевается родовое понятие, которое дробится на много частных. Художественная деталь может воспроизводить черты быта или обстановки. Детали также используются автором при создании портрета или пейзажа (портретная и пейзажная детализация), действия или состояния (психологическая детализация), речи героя (речевая детализация) и т.п. Зачастую художественная деталь может быть одновременно и портретной, и бытовой, и психологической. Макар Девушкин в «Бедных людях» Достоевского изобретает особую походку, чтобы не были видны его дырявые подошвы. Дырявая подошва - реальный предмет; как вещь она может причинить хозяину сапог неприятности - промоченные ноги, простуду. Но для внимательного читателя порванная подметка - это знак, содержанием которого является бедность, а бедность - один из определяющих символов петербургской культуры. И герой Достоевского оценивает себя в рамках этой культуры: он страдает не оттого что ему холодно, а оттого что ему стыдно. Ведь стыд - один из наиболее мощных психологических рычагов культуры. Таким образом, мы понимаем, что писателю нужна была эта художественная деталь, для того чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду, быт Петербурга XIX века.

Насыщенность произведения художественными деталями определяется, как правило, стремлением автора достичь исчерпывающей полноты изображения. Особенно значимая с художественной точки зрения деталь нередко становится мотивом или лейтмотивом произведения, аллюзией или реминисценцией. Так, например, рассказ Варлама Шаламова «На представку» начинается словами: «Играли в карты у коногона Наумова». Эта фраза сразу же помогает читателю провести параллель с началом «Пиковой дамы»: «...играли в карты у конногвардейца Нарумова». Но помимо литературной параллели, подлинный смысл этой фразе придает страшный контраст быта, окружающего героев Шаламова. По замыслу писателя, читатель должен оценить степень разрыва между конногвардейцем - офицером одного из самых привилегированных гвардейских полков - и коногоном, принадлежащим привилегированной лагерной аристократии, куда закрыт доступ «врагам народа» и которая состоит из уголовников. Значима и разница, которая может ускользнуть от неосведомленного читателя, между типично дворянской фамилией Нарумов и простонародной Наумов. Но самое важное - страшная разница самого характера карточной игры. Игра в карты - одна из бытовых деталей произведения, в которой с особенной резкостью отразился дух эпохи и авторский замысел.

Художественная детализация может быть необходимой или, напротив, избыточной. Например, портретная деталь в описании Веры Иосифовны из рассказа А.П. Чехова «Ионыч»: «...Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pence-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям». Вера Иосифовна носит pence-nez, то есть мужские очки, эта портретная деталь подчеркивает ироническое отношение автора к эмансипированности героини. Чехов, говоря о привычках героини, добавляет «читала вслух гостям» свои романы. Гипертрофированная увлеченность Веры Иосифовны своим творчеством подчеркнута автором как бы в насмешку над «образованностью и талантливостью» героини. В данном примере привычка героини «читать вслух» является психологической деталью, раскрывающей характер героини.

Предметы, принадлежащие героям, могут быть средством раскрытия характера (кабинет Онегина в усадьбе) и средством социальной характеристики героя (комната Сони Мармеладовой); они могут соответствовать герою (усадьба Манилова), и даже быть его двойниками (вещи Собакевича), а могут быть противопоставлены герою (комната, в которой живет Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите»). Обстановка может влиять на психику героя, его настроение (комната Раскольникова). Иногда предметный мир не изображается (например, значимое отсутствие описания комнаты Татьяны Лариной). Для пушкинской Татьяны значимое отсутствие предметных деталей - результат приема поэтизации, автор как бы возвышает героиню над бытом. Иногда значение предметных деталей снижено (например, в «Журнале Печорина»), это дает возможность автору сосредоточить читательское внимание на внутреннем мире героя.

Готовя абитуриента к части С, репетитору следует помнить, что формулировка темы может не включать в себя термин художественная (бытовая, предметная и т.д.) деталь, но это, тем не менее, не должно смущать и отвлекать от темы.

Нестандартные формулировки темы в виде вопроса или неожиданной детали репетитору обязательно нужно разбирать с учащимся при подготовке к части С, поскольку цель таких упражнений - помочь лучше запомнить информацию и добиться свободного изложения мыслей. Рекомендуем как репетитору, так и ученику пользоваться некоторыми темами из нашего списка:

  1. Что мы знаем о дяде Онегина? (мини-сочинение)
  2. Усадьба и ее владелец. (сочинение по «Мертвым душам»)
  3. Что показывают часы Коробочки? (мини-сочинение)
  4. Мир коммуналок в рассказах М. Зощенко. (сочинение)
  5. Турбины и их дом. (сочинение по «Белой гвардии»)

Выбранный нами тип темы - «Своеобразие деталей…» - удобнее разделить на две подгруппы: своеобразие деталей в произведениях одного автора и в произведениях разных авторов. Ниже представлен план работы для каждой из подгрупп, который объясняет не что надо писать, а как надо писать, о чем надо писать.


I. Своеобразие деталей в произведениях одного автора:

  1. Что понимается под предметно-бытовой деталью?
  2. Степень насыщенности произведения бытовыми деталями.
  3. Характер бытовых деталей.
  4. Систематизация бытовых деталей.
  5. Степень характерности бытовых деталей и функций, которые детали выполняют, для времени создания произведения.

Бытовые детали можно охарактеризовать следующим образом:

  • степень насыщенности пространства в произведении бытовыми деталями («Сжала руки под черной вуалью…», А. Ахматова);
  • объединение деталей в некую систему (Система значимых деталей в «Преступлении и наказании» Достоевского);
  • деталь расширительного характера (в «Бане» у Зощенко пальто рассказчика с единственной сохранившейся верхней пуговицей свидетельствует о том, что рассказчик - холостяк и ездит в общественном транспорте в час пик);
  • противопоставление деталей друг другу (обстановка кабинета Манилова и обстановка кабинета Собакевича, стук ножей в кухне и пенье соловья в саду Туркиных в «Ионыче»);
  • повторение одной и той же детали или ряда сходных (футляры и футлярчики в «Человеке в футляре»);
  • гиперболизация деталей (у мужиков в «Диком помещике» не стало прута избу вымести);
  • гротесковые детали (деформация предметов при изображении дома Собакевича);
  • наделение предметов самостоятельной жизнью (персидский халат Обломова становится почти действующим персонажем романа, мы можем проследить эволюцию взаимоотношений Обломова и его халата);
  • цвет, звук, фактура, отмечаемые при описании деталей (цветовая деталь в рассказе Чехова «Черный монах», серый цвет в «Даме с собачкой»);
  • ракурс изображения деталей («Журавли» В. Солоухина: «Журавли, наверно, вы не знаете, // Сколько песен сложено про вас, // Сколько вверх, когда вы пролетаете, // Смотрит затуманившихся глаз!»);
  • отношение автора и героев к описанным предметам быта (предметно-чувственное описание у Н.В. Гоголя: «голова редькой вниз», «редкая птица долетит до середины Днепра...»).

Своеобразие деталей в произведении одного автора можно закрепить при подготовке следующих заданий:

  1. Две эпохи: кабинет Онегина и кабинет его дяди.
  2. Комната человека будущего в антиутопии Замятина «Мы».
  3. Роль предметно-бытовой детали в ранней лирике Ахматовой.

Одно из искусств профессионального репетитора - умение создать комплексную работу с типом темы. Полноценная работа для части С должна обязательно содержать ответ на вопрос, какие функции выполняют в произведении предметно-бытовые детали. Мы перечислим наиболее важные:

  • характеристика персонажа (французский сентиментальный роман в руках Татьяны);
  • прием раскрытия внутреннего мира героя (картины ада в полуразрушенной церкви, потрясающие Катерину);
  • средства типизации (обстановка дома Собакевича);
  • средство характеристики социального положения человека (комната Раскольникова, похожая на гроб или шкаф);
  • деталь как примета культурно-исторического характера (кабинет Онегина в I главе романа);
  • деталь этнографического характера (изображение осетинской сакли в «Бэле»);
  • детали, рассчитанные на то, чтобы вызвать у читателя определенные аналогии (например, Москва–Ершалаим);
  • деталь, рассчитанная на эмоциональное восприятие читателя («Прощание с новогодней елкой» Б.Ш. Окуджавы, «Ходики» Ю. Визбора);
  • деталь-символ (полуразрушенная церковь в «Грозе» как символ крушения основ домостроевского мира, подарок Анне в рассказе И.И. Куприна «Гранатовый браслет»);
  • характеристика условий жизни (быт в доме Матрены из «Матрениного двора» А.И. Солженицына).

В качестве тренировки предлагаем продумать план для следующих тем:

  1. Функция бытовых деталей в романе в стихах «Евгений Онегин».
  2. Функции бытовых деталей в «Шинели».
  3. Исследователи назвали героев «Белой гвардии» «содружеством людей и вещей». Согласны ли вы с таким определением?
  4. В стихотворении Бунина «Все море - как жемчужное зерцало…» больше признаков, цветов и оттенков, чем конкретных предметов. Тем интереснее подумать о роли предметных деталей, например, лапок чайки. Как бы вы определили эту роль?
  5. В чем роль предметных деталей в стихотворении Бунина «Старик сидел, покорно и уныло…» (сигара, часы, окно - на выбор)? (По стихотворению Бунина «Старик сидел, покорно и уныло…»).

II. Своеобразие деталей в произведениях разных авторов. Например, сочинение на тему «Предметно-бытовая деталь в прозе А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя» можно писать по следующему плану:

  1. Что понимается под предметно-бытовой деталью.
  2. Различие авторских задач и различия в связи с этим в подборе бытовых деталей.
  3. Характер бытовых деталей в сопоставлении у всех авторов.
  4. Функции предметно-бытовых деталей, которые они выполняют в произведении.

Для ответа на вопросы С2, С4 репетитор должен объяснить ученику, как литературная традиция связала произведения, показать сходства и различия в использовании художественной детали в произведениях разных авторов. В заданиях ЕГЭ по литературе формулировки заданий С2, С4 могут быть различными:

  • В каких произведениях русской литературы мы встречаемся с описанием быта и как в них быт взаимодействует с человеком?
  • В каких произведениях русской классики христианская символика (описание соборов, церковных служб, христианских праздников) играет, как в тексте рассказа «Чистый понедельник», важную роль?
  • Какую роль играет в рассказах Чехова художественная деталь? В каких произведениях русской литературы художественная деталь имеет такое же значение?

Для заданий С2, С4 будет достаточно небольшого по объему ответа в 15 предложений. Но ответ обязательно должен включать два или три примера.

Много лет до смерти, в доме №13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях. В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой черные стенные башенным боем. Покупал их отец давно, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава. Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец-профессор, все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем. К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий.

Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле, что мерещились маленькому Николке в бреду скарлатины, бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, - все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям и, уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку Елены плачущей, молвила:

Дружно... живите.

Но как жить? Как же жить?

М. Булгаков.

«Белая гвардия».


По этому тексту предлагается выполнить два задания:

  • С1. Исследователи назвали дом героев «Белой гвардии» «содружеством людей и вещей». Согласны ли вы с таким определением? Свой ответ аргументируйте.
  • С2. В каких еще произведениях русской литературы мы встречаемся с описанием быта и как в них быт взаимодействует с человеком? Свой ответ подтвердите примерами.

Специфика обоих вопросов в том, что они тесно связаны, что облегчает задачу преподавателя, готовящего к ЕГЭ. Так, отвечая на вопросы, предложенные в этих заданиях, учащиеся могут вспомнить о том, что изображение быта часто помогает охарактеризовать человека, вокруг которого этот быт выстраивается (типичный пример - первая глава «Онегина»). Взаимоотношения человека и быта различны. Быт может человека поглощать или быть ему враждебным. Так происходит, например, у Гоголя в «Мертвых душах», у Чехова в «Крыжовнике». Быт может подчеркнуть особую сердечность человека, как бы распространяющуюся на окружающие вещи - вспомним «Старосветских помещиков» Гоголя или Обломовку. Быт может отсутствовать (сводиться к минимуму), и тем самым подчеркивать бесчеловечность жизни (изображение лагеря у Солженицына и Шаламова).

Быту может быть объявлена война («О дряни», Маяковский). Изображение дома Турбиных строится по-другому: пред нами действительно «содружество людей и вещей». Вещи, привычка к ним не делают героев Булгакова мещанами; с другой стороны, вещи, от долгой жизни рядом с людьми, как бы становятся живыми. Они несут в себе память о прошлом, согревают, лечат, кормят, растят, воспитывают. Таковы у Турбиных печь с изразцами, часы, книги; символическим смыслом наполняются в романе образы абажура, кремовых штор. Вещи в мире Булгакова одухотворены.

Именно они создают красоту и уют дома и становятся символами вечного: «Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий». Напомним, что цитирование текста при ответе на экзамене только приветствуется.

Такая тема, как художественная деталь, бесконечно широкая, предполагает творческое отношение к литературному наследию. В этой статье мы смогли осветить лишь некоторые аспекты этой широкой и очень интересной темы. Надеемся, что наши рекомендации окажут помощь как старшекласснику при подготовке к экзамену по литературе, так и преподавателю при подготовке к занятиям.

Испокон веков многие поколения людей интересовало, что есть душа, какова ее суть и можно ли познать ее глубину. И великое же множество писателей затрагивало эту, безусловно, важную тему…

Бесспорно, отечественные классики внесли существенную лепту в мировую сокровищницу литературы, снискав признание во многих странах своими изумительными, пронзительными произведениями. Нередко от , до того точно авторы демонстрируют потаенные уголки душ своих героев, в которых мы узнаем подчас самих себя.

1. «Иванов», Антон Павлович Чехов

Врач по профессии, Чехов отлично разбирался и в человеческих душах, свидетельством тому служит большое количество рассказов, повестей и пьес о простых и не очень людях, об их чувствах и отношениях. Пьеса - хороший пример тому. В ней показано предательство жены мужем, меркантильный интерес родственников, метания главного героя между двумя женщинами, и, как итог, трагическая развязка.

2. «Гранатовый браслет», Александр Иванович Куприн

Известный русский писатель Александр Куприн написал немало отличных произведений, которые с удовольствием читали и читают до сих пор многие поколения людей. Темы отношений, затрагиваемые в его рассказах и повестях, все так же актуальны и сейчас.
Повесть Куприна очень хорошо отображает немалые душевные страдания маленького человека по отношению к предмету своей платонической любви. Эти страдания он стоически пронес через всю свою жизнь, но бездушные, жестокие люди, окружавшие ту самую женщину, разрушили его мир и подвели к черте, после которой нет возврата.

3. «Бесы», Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский, происходящий из дворянского рода, тем не менее, был близок и к простым людям, чьи судьбы он описывал во многих своих произведениях. Многие из его повестей и романов показывают ту гниль, ту самую безысходность бытия, человеческого от которой берет оторопь.

Одно из знаковых, тяжелых произведений Ф.М. Достоевского очень ярко описывает все более возрастающую тоску по другой жизни, все более возрастающее недовольство жизнью этой, и, как следствие, «брожение умов» круга людей, бросивших на алтарь идей человеческую жизнь.

4. «Записки юного врача», Михаил Афанасьевич Булгаков

Булгаков, русский писатель, романист, режиссер, учился на медицинском факультете и после имел врачебную практику, прошел Первую мировую войну и знал на личном опыте, насколько трудно оставаться человеком в тяжелых условиях.

Его произведения, а точнее, цикл рассказов в некотором роде биографичны и отлично показывают, насколько может быть грязной жизнь, ведь там, где люди безграмотны, зачастую они и бездуховны, и речь идет не о религии, а о качествах и характере окружающих. Беспросветная тупость крестьян (вызванная отсутствием возможности развиваться умственно), их скотские условия жизни приводят к тому, что молодой врач становится морфинистом поневоле, а после уже не может сойти с этого поезда, все быстрее мчащегося под откос.

5. «Доктор Живаго», Борис Леонидович Пастернак

Невзирая на то, что Пастернака нельзя отнести к «тем самым классикам», его произведение очень хорошо описывает изменения в людях, происходящие под давлением судьбы, о том, как кто-то остается человеком, а кто-то еще больше превращается в скот, но не человека. Можно смело сказать, что данное творение Пастернака пополнило собой кладезь книг, которые .

События произведения происходят еще до Октябрьской революции, в период Первой мировой войны, набирают оборот в двадцатые годы и в целом нелегкая судьба главного героя заканчивается трагично.

6. «Яма», Александр Иванович Куприн

Пронзительное, яркое произведение Куприна в каждой строчке, в каждом абзаце вскрывает все те гнойники, вызревавшие в душах человеческих. Несколько сюжетных линий показывают разные мечтания героинь, девушек, занимающихся проституцией в низкосортном публичном доме где-то в Слободе. Но у каждой своя трагическая судьба, свой финал, заставляющий сопереживать им, настолько выразительно прописаны они.

7. «На дне», Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

Одно из известных произведений замечательного русского писателя Горького, , очень хорошо показывает нравы и устои определенного слоя общества начала XX века. Даже само название как бы говорит само за себя, рассказывает о жизни и судьбе нескольких жителей дешевой ночлежки, об их взаимоотношениях между собой, о проблемах и том водовороте событий, что утягивает их на дно, оставляя на поверхности лишь человеческий мусор и останки жизней.

8. «Митина любовь», Иван Алексеевич Бунин

Эта трогательная, но трагическая повесть Бунина о любви широко раскрывает чувства юноши Мити к его знакомой Кате. Поначалу детская влюбленность перерастает в нечто большее, и девушка, тоже поначалу отвечающая взаимностью, начинает от него отдаляться и все больше уходить в свое увлечение театром в художественной школе, где ей сулит успех директор этой школы. Но Митя не сдается, пытается удержать чувства девушки, и, не выдержав, впоследствии уезжает домой в родную деревню переживать и лечиться от несчастной любви переменой впечатлений и окружения. К сожалению, доза этого «лекарства» оказывается смертельной для юноши.

9. «Анна Каренина», Лев Николаевич Толстой

Одно из известнейших произведений русского классика Льва Толстого, является, бесспорно, жемчужиной русской классики вообще, и произведением, показывающим глубины русской души в частности. Сюжет многогранен и изобилует тонкими сюжетными поворотами, раскрывающими отношения героев. Переживания Анны, ее внезапная любовь к молодому офицеру Вронскому уводит все дальше и дальше юную женщину от ее мужа, семьи и общества, отринувшего «отступницу» от моральных устоев того времени. И увы, завершение романа не менее трагично, чем он сам.

Многие относятся к заглавной героине без особой симпатии, считая ее женщиной малодушной и слабой. Однако стоит присмотреться к героине поближе, чтобы понять, что – это . Просто жизнь, как ни печально, способна сломить даже самых сильных…

10. «Олеся», Александр Иванович Куприн

Еще одно произведение Куприна, , рассказывает нам о трагической любви молодой девушки, живущей отдельно ото всех в лесу и слывущей ведьмой, и барина, вынужденного некоторое время пожить в глуши, вдалеке от городской суеты. Волею случая он знакомится с Олесей и через некоторое время между ними возникают чувства. Но это не просто история любви, это история о том, насколько люди подвержены суевериям и насколько они готовы пожертвовать судьбами близких, лишь бы оставаться в своем привычном круге мировоззрения.

11. «Ася», Иван Сергеевич Тургенев

Повесть русского писателя Тургенева , как и многие другие его произведения, отлично показывает, насколько чувства могут быть трогательными, но трагическими, смелыми, но нерешительными. Главный герой повести, находясь за границей, встречает русскую пару. Как оказалось, это брат и сестра, путешествующие вдали от дома. Со временем, общаясь все больше и больше с ними, он понимает, что между ним и Асей (сестрой Гагина, того самого молодого человека) возникают чувства. Но достаточно сложная ситуация, сопровождающая происхождение Аси, не позволяет полностью открыть сердце. Когда же герой решается наконец признаться в своей любви, оказывается поздно, и молодая пара просто исчезла, покинула город. Попытки их найти ни к чему не привели, и главный герой проносит свою любовь к этой девушке через всю жизнь.

12. «Дама с собачкой», Антон Павлович Чехов

У этого замечательного писателя великое множество произведений, показывающих всю многогранность души человеческой. И эта повесть одна из них. Скучающий Гуров, приехавший из Москвы на отдых в Ялту, знакомится с молодой женщиной, Анной Сергеевной. Ничего не значащие беседы перерастают в любовь. Но наступает пора расставаться, и оба понимают, что им будет невыносимо жить друг без друга. Будучи семейными людьми, они понимают, что сил бросить свои семьи у них нет, и остается одно - тайно встречаться в гостиницах безо всякой надежды на реальную совместную жизнь.

13. «Герой нашего времени», Михаил Юрьевич Лермонтов

Великий русский поэт и писатель Лермонтов за свою короткую, но яркую жизнь успел написать немало замечательных стихотворений, но особняком стоит его роман , состоящий из нескольких отдельных частей-рассказов. В них главный герой Печорин (чье имя стало фактически нарицательным) сталкивается с разными людьми и ситуациями, и его поступки, его реакции на происходящее зачастую противоречивы и непоследовательны. Он живет одним днем, живет эмоциями и своими желаниями, совершенно не думая об окружающих, и ставя свои желания превыше всего. Окружающие его люди страдают от этого эгоизма и некоторые поступки Печорина заканчиваются трагически для остальных.

14. «Недоросль», Денис Иванович Фонвизин

Замечательная и умная комедия Фонвизина до сих пор остра своей сутью, ведь характеры и образ мыслей у некоторых наших современников не ушли далеко от фонвизинского недоросля и его мамаши. Сюжет достаточно прост. Есть скромная и образованная девушка Софья, к которой пытаются свататься несколько героев этого произведения. Но каждый из них фактически думает только о своем положении, которое улучшит благодаря состоянию Софьи, ведь девушка достаточно богата. Единственный молодой человек, любящий ее по-настоящему, и которому она отвечает взаимностью, впоследствии спасает ее от назойливых ухажеров.

15. «Обломов», Иван Александрович Гончаров

Роман Гончарова являет собой живой пример поведения человека, которому ничего не интересно и даже сами мысли причиняют беспокойство. Понятие «обломовщина», известное практически всем, вышло как раз из этого произведения. Собственно, сам Обломов, главный герой этого романа, проживает в Петербурге со своим слугой. Вся жизнь Ивана Ильича посвящена размышлениям о том, как было бы хорошо сделать то или это, но в реальности все эти пустые мечты никогда им не выполнялись. Из-за интриг одного знакомца, его жизнь начинает кардинально меняться, но не в лучшую сторону. Его обманывают со всех сторон и понемногу лишают имущества и состояния. Женщина, с которой он поддерживал отношения, не в состоянии это все вынести и расстается с ним. Единственный друг помогает Обломову не пойти окончательно по миру, но положение дел остается ужасным, добавляются проблемы со здоровьем, и через некоторое время, пережив невзгоды, главный герой умирает.

Классики, вне всяких сомнений, достойны наивысших похвал, однако не будем забывать и о новинках в мире литературы. Давайте познакомимся с



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы