Про деток, от рождения до школы

Полное имя - Джон Рональд Руэл Толкин (англ. John Ronald Reuel Tolkien).

Неправильная, но встречающаяся транскрипция - Толкиен.

Годы жизни: 1892 - 1973.

Английский писатель, лингвист, филолог, наиболее известен как автор повести «Хоббит, или Туда и обратно» и трилогии «Властелин колец».

Предлагаем также литературу по теме из фонда Канавинской ЦБС:

Произведения:

  1. Толкин Дж. Дружество Кольца. Летопись первая из эпопеи "Властелин Колец" / пер. с англ.: В. Волковского, Д. Афиногенова, В. Воседого; под ред. Т.А. Велимеева. – Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Terra Fantastica, 2003. - 560 с. : ил.
  2. Толкин Дж.Р.Р. Властелин колец: в 3 т. / пер. с англ.: Н. Григорьевой, В. Грушецкого; ил. Д. Гордеева; под ред. В. Волковой. - Санкт-Петербург: Азбука; ТЕРРА. - (Сага о неведомых землях).
    Т. 1: Братство Кольца . - 1997. - 544 с.
    Т. 2: Две Крепости . - 1997. - 416 с.
    Т. 3: Возвращение Короля . - 1997. - 416 с.
  1. Толкин Дж.Р.Р. Дети Хурина. Нарн и Хин Хурин: повесть о детях Хурина / худож. А. Ли; пер. с англ. С. Лихачевой; под ред. К. Толкина. - Москва: АСТ, 2008. - 320 с.
  2. Толкин Дж.Р.Р. Кузнец из Большого Вуттона : сказка / пер. с англ.: Ю. Нагибина, Е. Гиппиус; предисл. Ю. Нагибина; худож. С. Остров. - Москва: Детская литература, 1988. - 59 с. : ил.
  3. Толкин Дж.Р.Р. Приключения Тома Бомбадила и другие истории : сборник / пер. с англ. С. Степанова. - Санкт-Петербург: Азбука, 2003. - 416 с. - (Волшебная страна).
  4. Толкин Дж.Р.Р. Роверандом; Кузнец из Большого Вуттона : сказки / пер. с англ.: Н. Шантырь, В. Маториной; худож.: В. Челака, П. Бэйнс. - Москва: АСТ; Астрель; Хранитель, 2007. - 224 с. : ил. - (Внеклассное чтение).
  5. Толкин Дж.Р.Р. Сильмариллион / пер. с англ.: Н. Григорьевой, В. Грушецкого; под ред. К. Толкина; худож. Т. Кейн. - Санкт-Петербург: Северо-Запад, 1993. - 384 с.
  6. Толкин Дж.Р.Р. Хоббит / пер. с англ. К. Королева. - Москва: Астрель, 2013. - 288 с.

О жизни и творчестве:

  1. Абросимова А.А. По следам Бильбо Бэггинса : [по сказке Дж.Р.Р. Толкиена "Хоббит: туда и обратно"] : литературная игра для учащихся 7-9 кл. // Читаем, учимся, играем. - 2005. - № 1. - С. 57-59.
  2. Зайкова Ю.С. Вслед за отважным Бильбо : читательская конференция по книге Дж.Р.Р. Толкиена "Хоббит, или Туда и обратно" с конкурсами и кроссвордами для учащихся среднего школьного звена // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 3. - С. 48-56.
  3. Зубарева Т.Г. Урок-путешествие по сказочной повести Джона Рональда Руэла Толкиена "Хоббит, или туда и обратно" // Литература в школе. - 2011. - № 1. - С. 40-42.
  4. Копейкин А. Полная история Средиземья // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 6. - С. 103-105.
  5. Лу П. Рональд Толкин: хозяин Средиземья // Караван историй. - 2010. - № 12. - С. 142-169.
  6. Мартиянова О.В. Добро пожаловать в Средиземье : литературный вечер, посвященный творчеству Дж. Р.Р. Толкиена // Читаем, учимся, играем. - 2006. - № 11. - С. 21-27.
  7. Муравьев А.В. "Ощущение от перевода первой части было совершенно потрясающее..." : [история первого перевода "Властелина колец" Дж.Р.Р. Толкиена] : беседа с сыном переводчика / А. В. Муравьев; бесед. Е. Калашникова
    // Вылазка в действительность. Антология англоязычной прозы в переводе Владимира Муравьева. - Москва, 2012. - С. 470-477.
  8. Оксфордский профессор англосаксонского языка: [Джон Толкиен] // Геоленок. - 2012. - № 12. - С. 35.
  9. Переслегина М. Великие читатели : [Дж. Р.Р. Толкиен о своем детском чтении] // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 3. - С. 109.
  10. Порядина М.Е. Язык древних легенд: игра-викторина по повести "Хоббит"// Читаем, учимся, играем. - 2002. - № 1. - С. 122-126.
  11. Смирнова О.В. О чем тут говорить?. "Властилин колец" Дж.Р.Р. Толкина на уроке // Литература-Первое сентября. - 2012. - № 6. - С. 23-30.
  12. Соколов А. Все мы немножко хоббиты, или "Маленький человек" и большое зло / А. Соколов, А. Ткаченко // Фома. - 2013. - № 1. - С. 22-23.
  13. Трубникова Н.Н. В гостях у хоббитов : викторина // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 6. - С. 30-32.
  14. Уайт М. Джон Р.Р. Толкиен : биография / пер. с англ. А. Блейз; худож. Е. Савченко. - Москва: Эксмо, 2002. - 320 с. : ил. - (Гений места).
  15. Фролова О.В. Где находится "туда и обратно" : [сценарий литературной игры-путешествие по произведениям Р. Толкиена] // Читаем, учимся, играем. - 1996. - № 10. - С. 99-102.
  16. Эппле Н. Хоббит. Стихи и притчи Средиземья : [биография Р. Толкиена и его дружба с К. Льюисом] / беседовала В. Посашко // Фома. - 2013. - № 1. - С. 14-21.

Название мероприятия

Тема мероприятия

Класс

Отдел
библиотеки

Литература и русский язык

Что написано пером

Беседа-игра о возникновение славянской письменности.

Откуда азбука пришла

Беседа-игра

Приключения Буковки

Игровая познавательная программа

День рождения буквы Ё

Познавательно-развлекательная программа

Поиграем в сказку

Игра со словами и рифмами.

Как слово наше отзовется

Беседа о ненормативной лексике

Разноцветная азбука

Знакомство с азбуками Маршака, Заходера, Черного и др.

Устное народное творчество:

    Историческая основа

    Обрядовая поэзия

    Лирическая поэзия

Беседы с электронными презентациями

Без пословицы речь не молвится

Познавательная игровая программа

В гостях у русской сказки

Игровая программа

Красное коромысло над рекой повисло

Праздник русской загадки

Даждьбоговы внуки: мифы древних славян

Беседа-сказка о славянском эпосе.

Богатырская наша сила

Беседа о русских былинах с электронной презентацией

На заставе богатырской

Беседа-игра

Былинный богатырь Илья Муромец

Познавательная беседа

В некотором царстве

Беседа-викторина по русским народным сказкам

Кто-кто в теремочке живет?

Игровая программа для дошкольников

Сказки Бабушки про другие странушки

Путешествие по зарубежным сказкам

Из сказки в сказку
Литературные игры

Беседы о сказках, игровые программы
Творческие программы

Там на неведомых дорожках

Познавательное путешествие в литературную сказку (с электронной презентацией)

Игра в классики

Литературная игра по произведениям писателей классиков

Не прожить на белом свете без любимых книжек детям

Литературная игра

Кинопутешествие по страницам любимых книг

Литературная игра-путешествие, в ходе которой ребята выступят в роли оператора, актера и режиссера

Следствие ведут…

Викторина по книгам из серии «Детский детектив». Логические игры и головоломки

Детективная история

Игровая программа

Познавательная беседа и викторина по сказкам А. Милна, Дж. Барри, Л. Кэрролла

Самый сказочный писатель

Литературная игра по творчеству детского писателя Г.Х. Андерсена

Волшебник из Копенгагена

Беседа-викторина по творчеству Г.Х. Андерсена

Сказки со всего света: датские сказки

Литературная игра или литературный КВН по сказкам Г. Х. Андерсена

Сказки со всего света: немецкие сказки

Литературная викторина по сказкам братьев Гримм

Бабушка Астрид

Литературная игра - викторина по творчеству А. Линдгрен

Сказки со всего света: шведские сказки

Познавательная беседа о А. Линдгрен и викторина по сказке «Малыш и Карлсон»

«Винни-Пух идет к вам в гости»

Утренник по сказке А. А. Милна «Винни-пух и все-все-все»

Сказки Шарля Перро

Литературная игра по творчеству писателя-сказочника Шарля Перро

Сказки со всего света: французские сказки

Познавательная беседа и викторина по сказкам Шарля Перро

Страна чудес

Беседа о сказке Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес»

Сказки со всего света: итальянские сказки

Познавательная беседа и викторина по сказке Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

Сказки со всего света: английские сказки

Познавательная беседа о сказках Р.Киплинга

Она придумала Гарри Поттера

Беседа о творчестве Джоан Роулинг

Феномен Гарри Поттера

Беседа-игра по книгам Джоан Роулинг

Марк Твен и его герои

Игра-викторина

Том Сойер и другие

Интеллектуальная игра по творчеству американского писателя Марка Твена

По страницам французской классики

Беседа о жизни и творчестве А. Сент-Экзюпери

Путешествие с Дж. Р.Р. Толкиеном «туда» и «обратно»

Беседа-викторина

Сказки со всего света: финские сказки

Познавательная беседа и викторина по сказкам Туве Янсон

Волшебная страна Туве Янсон

Беседа-викторина

Разноцветное детство

Поэтический час по произведениям Я.Л. Акима

А.Л. Барто

Литературный час

Уральских гор сказочник

Беседа и викторина по творчеству П.П. Бажова

Сказы старого Урала

Интеллектуальная игра по творчеству П.П. Бажова

П.П. Бажов

Литературный час

Отчего я пишу про лес

Литературная беседа по творчеству В.В. Бианки

В.В. Бианки

Литературный час

Изумрудный дождь

Литературная игра по сказочным повестям А. Волкова

Эта необыкновенная классика: Н.В. Гоголь

Познавательная

Поэт, рубака, весельчак…

Литературный час о Денисе Давыдове

От улыбки хмурый день светлей

Литературная игра по произведениям В.Ю. Драгунского

В.Ю.Драгунский

Литературный час

«За горами, за лесами…»

Литературно-игровая программа по творчеству П.Ершова

Вслед за Коньком-горбунком

Беседа-игра по сказке П.П. Ершова

Литературный час

Страна Вообразилия

Литературное путешествие по произведениям Б. Заходера

Командор и его «Каравелла»

Литературный час о творчестве В. Крапивина с электронной презентацией

Ведь это счастье писать для детей

Беседа по творчеству Д.Н. Мамина-Сибиряка, викторина по сказкам

Сказочник земли уральской

Беседа о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка

В гостях у братьев-месяцев

Игровая программа по произведениям С.Я. Маршака

«Кто стучится в дверь ко мне...»

Литературная игра по произведениям С.Маршака

С.Я.Маршак

Литературный час

Праздник непослушания

Литературная игра по творчеству детского писателя С. Михалкова

С.В. Михалков

Литературный час

Великий фантазер

Литературная игра по творчеству детского писателя Н. Носова

Н.Н.Носов

Литературный час

В краю дедушки Мазая

Литературное путешествие по рассказам М. Пришвина

«Там чудеса, там леший бродит…»

Литературная игра по сказкам А.С. Пушкина

По следам героев Пушкинских сказок

Игровая программа

А.С.Пушкин

Литературный час

В лес по загадки

Игра-викторина по произведениям Н. Сладкова

День рождения Буратино

  • беседа-викторина по произведениям А.Толстого и К.Коллоди
  • семейный праздник (с родителями)

Певец природы

Беседа о творчестве Ф. Тютчева

Путешествие в Простоквашино

Игровая программа по книгам Э. Успенского

Катится, катится голубой вагон

Игра-путешествие по произведениям Э. Успенского

Веселый зоопарк Веры Чаплиной

Беседа-викторина

Е.Н.Чарушин

Литературный час

Эта необыкновенная классика: А.П. Чехов

Радостный человек в радостном мире

Беседа и викторина о К.И. Чуковском

Для старшеклассников

Великое слово

Беседа о «Слове о полку Игореве». Учебный фильм

«Проблемы современности в отечественной литературе 21 века».

  • Тема толерантности. По произведениям Н. Коляды, В. Платовой
  • Новый взгляд на Великую Отечественную войну по произведению А. Сегеня «Поп»
  • Краеведение в литературе. По произведениям А. Иванова

Беседа о книгах

Большая книга: (1,2,3,4) сезон

Обзорный выпуск

Беседа о хокку

Жизнь как сюжет для детектива

Беседа о жизни и творчестве А. Кристи

Школяр в этом лучшем из миров (О.Хайям)

Беседа о жизни и творчестве О’Хайяма

«Тот, кто называл себя О’Генри».

Беседа о жизни О’ Генри

Путешествие на родину У. Шекспира

Беседа о жизни и творчестве У. Шекспира на русском и английском языках с электронной презентацией

Самый великий из никогда не живших

Музыкально-литературный вечер по творчеству У. Шекспира. Слайд-шоу

Самая великая загадка У. Шекспира

Беседа с электронной презентацией

Царственное слово Анны Ахматовой

Беседа о личной жизни поэтессы А.А. Ахматовой с электронной презентацией

Беседа о жизни и творчестве А.Блока

Звездопад Виктора Астафьева

Беседа о жизни и творчестве В.Астафьева. Анализ произведений «Звездопад» и «Пастух и пастушка» (с электронной презентацией)

Мудрец и сказитель Уральский

Беседа о П.П. Бажове с электронной презентацией

Муза блокадного города

Беседа о поэтессе военного времени. К 100-лшетию О. Берггольц

Гений одиночества: Иосиф Бродский

Жизнеописание Маэстро

Беседа о жизни и творчестве М. Булгакова (с электронной презентацией)

«Почитаюсь загадкою для всех»

Беседа о жизни и творчестве Н.В. Гоголя

Поэзия прозы

Музыкально-литературный вечер по творчеству Н.В. Гоголя. Слайд-шоу

Стихи читают молодые

Музыкально-литературный вечер по творчеству А. Дементьева. Слайд.шоу

Три любви Достоевского

Военная лирика Юлии Друниной

Литературно-музыкальная композиция и слайд-шоу

Теплота ко всему живущему

Беседа о жизни и творчестве А. Куприна

«Рисуя ветку, надо слышать, как свистит ветер».

Беседа о жизни и творчестве К. Г. Паустовского

ХХ век представляет: Д.С. Лихачев

Беседа с электронной презентацией

«Неуловимое мое счастье»

Беседа о Д.Н. Мамине-Сибиряке

Точка пули в конце

Беседа о творчестве В. Маяковского

«Я сильный был, но ветер был сильней»

Беседа о жизни и творчестве Н. Рубцова. Электронная презентация

Король поэтов

О жизни и творчестве И. Северянина

«И шла моя душа босой по битому стеклу…»

Беседа о творчестве К. Симонова

Я без Урала не могу!

Литературно-музыкальная композиция по творчеству Л. Татьяничевой, слайд-шоу

«Я начал песню в трудный год»

Беседа о жизни и творчестве А. Твардовского (с электронной презентацией)

Добрый великан с грустными глазами

Беседа о жизни и творчестве И.С. Тургенева (с электронной презентацией)

«О, как убийственно мы любим»

Литературно-музыкальная композиция о творчестве Ф.И. Тютчева

Если душа родилась крылатой

Беседа о жизни и творчестве М. Цветаевой

«Прекрасная дама»: поэтессы серебряного века

Беседа с электронной презентацией

Дорога к Чехову”

Двоечник-мечтатель Саша Чёрный

Беседа о жизни и творчестве Саши Чёрного с электронной презентацией

Его испепелял талант

Беседа о жизни и творчестве В. Шукшина (с электронной презентацией)

Вечная женственность в русской поэзии

Фронтовая юность

Военная проза В. Некрасова, В. Астафьева

«Я не люблю иронии твоей».

Беседа о жизни и творчестве Н.А. Некрасова

Говорят погибшие поэты

Литературно-музыкальная композиция со слайд-шоу

Уральские вершины

Обзор современной прозы уральских писателей

Музыка души: Содружество музыки и поэзии

Музыкально-литературный вечер. Слайд-шоу

«Поэт в России больше, чем поэт». Цикл бесед «Поэзия шестидесятников»

Классики-поэты 60-х: А. Вознесенский, Р.Рождественский, Е.Евтушенко, Б. Ахмадулина

«Под управлением любви».
Биография Б. Окуджавы.

Драматургия нового времени: Н.Коляда, Е. Гришковец, В. Сигирёв.

Беседа с электронной презентацией

Свободная стихия: Молодежная поэтическая лоция

(Борис Рыжий, Вера Полозкова, Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков). Беседа с электронной презентацией

«О, страсть моей жизни». Бардовская поэзия.

Беседа о книгах с электронной презентацией

Вкусная книга

Обзор книг

Преданья старины глубокой: сакральные тайны русских сказок

литературно-музыкальная гостиная

Под небом единым

Беседа о книгах. Тема толерантности в литературе. Литература народов России

О букеровской премии и ее номинантах

Обзор-беседа

Кроме того, предлагается:

  • Организация летних конкурсов и мероприятий для летних оздоровительных лагерей
  • Проведение конкурсно-развлекательных программ по заявкам (Новый год, День защитников отечества, 8 марта, День защиты детей, День именинника, выпускные вечера (из детского сада, из начальной школы)
  • Проведение цикла занятий по обучению библиотечно-библиографической грамотности
  • Проведение мероприятий по заявленной тематике
  • Проведение Дней правовой информации
  • Проведение Дней информации для педагогов
  • Проведение экскурсий по художественным выставкам
  • Демонстрация учебных и научно-популярных фильмов из фонда библиотеки

В библиотеке регулярно проводятся:

  • Семейный час выходного дня (каждое воскресенье в 12.00)
  • Литературно-музыкальная гостиная (второй вторник месяца в 17.30)
  • Видеолекторий «Ключ к здоровью» (третье воскресенье месяца в 15.00)

По вопросам подготовки и проведения мероприятий Вы можете обратиться по телефонам:

9-03-67 Отдел культурных проектов и внешних связей (ОКПиВС)
9-05-75 Отдел интеллектуального отдыха (ОИО) Зал делового чтения (ЗДЧ)
9-10-70 Зал универсальных фондов (ЗУФ)
9-06-60 Отдел искусств (ИСК)
9-05-80 Отдел литературы на иностранных языках (ОИЛ) Центр толерантности (ЦТ)
9-04-67 Центр краеведения (ЦК)
9-02-62 секретарь

Перечень составила: М.В. Криворучко, заместитель директора
Контактный телефон: 9-02-62

Если вы никогда не слышали о Дж. Р. Р. Толкиене и ничего не знаете о его «Хоббитах», «Властелине Колец», «Сильмариллионе», - единственным тому объяснением может служить лишь то, что вы живёте в другой галактике. В этом году исполняется 75 лет со дня написания культового фэнтези «Хоббит, или Туда и обратно».

Джон Рональд Руэл Толкиен, английский писатель, лингвист и филолог, профессор Оксфордского университета, один из составителей оксфордского словаря английского языка. И именно он создал образы эльфов, магов, гномов в том виде, в котором они наиболее привычны нам. Толкиен придумал хоббитов и разработал языки Средиземья, сказочного мира, в котором развиваются события названных книг - книг, которые принесли ему мировую известность, вошли в число самых читаемых и издаваемых в мире.

В 1958 году Толкиен писал в письме своей поклоннице Деборе Уэбстер: «Я на самом деле хоббит. Хоббит во всём, кроме роста. Я люблю сады, деревья и немеханизированные фермы, предпочитаю хорошую простую пищу (не из морозилки!), а французских изысков не перевариваю; люблю и даже осмеливаюсь носить в наше унылое время узорчатые жилеты. Юмор у меня простоватый, и даже самые доброжелательные критики находят его утомительным; я поздно ложусь спать и поздно встаю (по возможности). И мало путешествую».

Хоббит родился летним днём, где-то в 1930 году. Толкиен, тогда ещё молодой профессор, сидел в своём кабинете дома и проверял экзаменационные работы: «Один из кандидатов великодушно оставил одну из страниц своей работы пустой, что, вероятно, является лучшим, что может случиться с экзаменатором, и на этом листе я написал: «В земле была нора, а в норе жил Хоббит.» Имена генерировали в моей голове историю: я подумал, что обязательно должен выяснить, кто такие эти хоббиты.» Однажды Толкиен сказал репортёру, что хоббиты были англичанами, и, соответственно, Шир был Англией. На вопрос, чем был Восток Рохана и юг Харада, Толкиен ответил: «Рохан это по-эльфийски Восток. Азия, Китай, Япония и все места, которые люди с Запада считают далёкими. А Юг Харада это Африка, тёплые страны». Репортёр подытожил: «Получается, что Средиземье это Европа, не так ли?» Толкиен ответил: «Да, разумеется, Северозападная Европа… откуда и пришло моё воображение». (Позже он отрицал, что сказал это.)


В возрасте девятнадцати лет Толкиен поехал в Швейцарию со знакомыми своей семьи. Там он впервые увидел горы столь близко. Как позже говорили его дети, это произвело на него большое впечатление и, безусловно, оказало воздействие на его работы, ведь в произведениях Толкиена горам уделяется очень много внимания.

Перед возвращением в Англию из Швейцарии Толкиен купил несколько художественных открыток. Среди них была репродукция картины немецкого художника Й. Мадленера, она называется «Der Berggeist», «Горный Дух». На ней изображён старик, сидящий на скале под сосной. У него белая борода, на нём круглая широкополая шляпа и длинный плащ. Он разговаривает с белым оленёнком, который обнюхивает его протянутые ладони; лицо у него насмешливое, но добродушное. Вдали виднеются горные вершины. Толкиен бережно хранил эту открытку. Много лет спустя он написал на листке бумаги, в который она была завёрнута: «Прототип Гендальфа». Основная часть сказки была написана за сравнительно короткий промежуток времени: Дракона первоначально звали Прифтан, Гендальфом звали главного гнома, волшебник же носил имя Бладортин. Имя дракона вскоре было изменено на Смауг, от германского глагола «smugan», означающего «протискиваться в нору»; Толкиен назвал это «дешёвой филологической штучкой». Однако имя Бладортин в течение некоторого времени сохранялось, и повествование продвинулось уже достаточно далеко, прежде чем главного гнома стали звать «Торином Дубощитом», а имя Гендальф (взятое, как и все гномьи имена, из «Старшей Эдды») перешло волшебнику. Оно ему очень подходило, поскольку по-исландски это слово означает «эльф с волшебным посохом»; отсюда - «волшебник».


С тех пор, как Властелин Колец сделался чем-то вроде международного бестселлера, Толкиена приглашали везде и повсюду. Но он принял только одно приглашение: в 1958 году он съездил в Голландию, и поездка оказалась весьма успешной. Главным событием стал «Хоббитский обед», на котором Толкиен произнёс остроумную речь на английском, пересыпанную голландским и эльфийским. Отчасти то была пародия на прощальную речь Бильбо в начале Властелина Колец. В конце выступления Толкиен сказал: «Прошло ровно двадцать лет с тех пор, как я всерьёз принялся составлять историю наших досточтимых предков, хоббитов Третьей Эпохи. Я смотрю на Восток, на Запад, на Север, на Юг - и Саурона нигде не видать; однако же у Сарумана развелось множество потомков. У нас, хоббитов, нет против них никакого волшебного оружия. Однако, господа мои хоббиты, я предлагаю вам такой тост: за хоббитов! Пусть они переживут всех Саруманов и снова увидят деревья, распускающиеся по весне!»

Сам Толкиен не очень-то одобрял биографии. Точнее сказать, ему не нравилось, когда биографию превращают в разновидность литературоведческого исследования. «Я абсолютно уверен, что изучать биографию автора ради того, чтобы понять его труды, - пустое дело». Однако он не мог не осознавать, что, раз его произведения пользуются колоссальной популярностью, вероятность написания биографии после его смерти весьма велика. И, похоже, Толкиен понемногу сам собирал материалы для своей будущей биографии: старые письма и бумаги он снабдил своими комментариями. Кроме того он написал несколько страниц воспоминаний о своём детстве. Однако бытует мнение, что его настоящая биография - это «Хоббит», «Властелин Колец» и «Сильмариллион», ибо истинная правда о нём содержится в этих книгах.

Составитель - Екатерина Сизехина

В публикации использованы материалы сайта t-w-f.narod.ru.
Фото с сайта www.diary.ru, иллюстрации Дж. Толкиена с сайта dreamworlds.ru

«Путешествие в Волшебную страну»

(по произведению Дж.Р.Р.Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно»)

Разработка внеклассного мероприятия

по литературе

для учащихся 6 класса и их родителей.

Подготовила учитель литературы

ГБОУ СОШ с.Чубовка

М.р.Кинельский Самарской обл.

Артамонова Галина Николаевна

Цели мероприятия:

  • Подведение итогов летнего чтения (произведение Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» было в списке книг для прочтения на летних каникулах);
  • Развитие интереса к предмету;
  • Знакомство с образцами мировой художественной литературы для детей; развитие навыка самостоятельного чтения;
  • Воспитание нравственных понятий, доброго отношения друг к другу.

Описание игры:

Игра проводится совместно с родителями, которые становятся членами жюри и одновременно выступают в роли гостей - героев книги Толкиена (каждый из родителей заранее ознакомлен со своей ролью и по возможности готовит себе костюм героя):

Голлум - любитель загадок; Бред – смелый человек, не любящий слов; Беорн – справедливый, но не доверяющий никому; Гендальф – волшебник, проводивший гномов в путь.

Класс делится на 3 команды и выбирает себе название по названиям добрых обитателей Волшебной страны: хоббиты, эльфы, гномы . Команды заранее готовят эмблемы и девизы для своих групп, которые бы выражали сущность каждого сказочного народа:

  • Гномы.

Гору всю перекопаем,

Хоть на грош богаче станем…

  • Эльфы

Раз, два, три, четыре,

Кто добрей и краше в мире?

Это мы, это мы –

Эльфы сказочной страны.

  • Хоббиты

Умеем бесшумно ходить мы в тиши,

Но нас в приключенья втянуть не спеши…

За верные ответы и правильно выполненные задания даются очки, жюри после окончания игры подводит итоги и выбирает команду-победительницу, проводит награждение.

Оформление: портрет писателя; выставка детских рисунков, иллюстрирующих фрагменты произведения; карта сказочной страны; выставка книг Дж.Р.Р.Толкиена. Музыка Э.Грига «Марш гномов».

Оборудование: у каждой команды должны быть на столе чистые листы бумаги, ручки, фломастеры или цветные карандаши; карточки с заданиями; рисунки для конкурса «третий лишний».

Ход игры.

Звучит музыка Эдварда Грига «Марш гномов»

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами попробуем совершить игру-прогулку, небольшое путешествие туда и обратно: в мир Средиземья, созданный Джоном Роналдом Руэлом Толкиеном. Если вам придётся по душе этот мир и его обитатели, вы вернётесь в него снова, перечитывая «Хоббита» и открывая для себя другие произведения английского писателя.

Конкурс 1 « Что вы знаете об авторе произведения?»

Командам нужно ответить на 2 вопроса по домашнему заданию:

1команда

Где и когда родился Толкиен?

Что вы знаете о его детстве?

2команда

Какое образование получил писатель?

Какие интересные факты биографии писателя вам запомнились?

3команда

Как родился замысел книги про хоббита?

Какие ещё произведения принадлежат Дж.Р.Р.Толкиену?

Конкурс 2 « Путешествие по карте сказочной страны» .

Каждая команда получает карточки, на которых написаны названия тех мест, где проходили герои во время своего путешествия. Нужно расположить карточки в той последовательности, в которой проходило путешествие (представители команд располагают карточки на доске с помощью магнитов). Оценивается быстрота и правильность.

Конкурс 3 Телеграмма.

Командам предлагается текст телеграммы, присланной из сказочной страны. Нужно найти в ней ложную информацию и объяснить, почему этого не могло быть.

1команда

«Один тролль подружился с главным гоблином и поселился в орлином гнезде».

2 команда

«Хоббиты решили пойти войной на орлов, которые разоряли их гнёзда на высоких берёзах».

3команда

«Смог – имя короля эльфов, которого Беорн - волк и чудовище - подарил паукам на обед».

Конкурс 4 «Угадай героя» произведения и прокомментируй эпизод, с которым связана цитата. (Задания на карточках каждой команде)

1команда

«И он надел фартук, разжёг плиту, вскипятил воду и быстро перемыл всю посуду. Потом уютненько позавтракал на кухне и тогда только приступил к уборке столовой».

2 команда

«Они поджаривали куски барана на длинных деревянных вертелах и слизывали с пальцев жир. В воздухе разносился дивный аппетитный аромат ».

3команда

«Он спал на боку, сложив крылья, подобно громадной летучей мыши, в его длинный живот вдавились драгоценные камни и золото от долгого лежания на богатом ложе »

Конкурс 5 « Кто это?» И где происходит диалог?

Инсценированное задание (родители инсценируют диалог пауков) Задание для всех команд.

Жаркая была схватка но дело того стоило, - сказал один - Ну и жёсткая у них шкура, зато внутри они наверняка сочные.

Да, да, повисят немножко – ещё вкуснее станут, - подхватил другой.

Убейте их сейчас, говорю вам, - просвистел четвёртый, - а потом пусть повисят дохлые.

Да они и так уже дохлые, поверьте мне, - возразил первый.

Ничего не дохлые. Сейчас один крутился – видно очухался. Идём – покажу.

Конкурс 6 « Загадки Голлума». Инсценированное задание для капитанов команд (один из родителей выступает в роли Голлума и загадывает капитанам команд загадки)

1 команда

На красных холмах

Тридцать белых коней

Друг другу навстречу

Помчатся скорей,

Ряды их сойдутся,

Потом разойдутся, -

И смирными станут

До новых затей.

2 команда

Огромный глаз сияет

В небесной синеве,

А маленький глазок –

Сидит в густой траве.

Большой глядит – и рад:

«Внизу мой младший брат».

2 команда

Её не видать

И в руки не взять,

Царит надо всем,

Не пахнет ничем.

Встаёт во весь рост

На небе меж звёзд.

Всё начинает –

И всё кончает.

Конкурс 7 «Третий лишний». (На рисунке, который даётся каждой команде, изображены предметы, принадлежащие одному из героев)

Исключите лишний предмет, объясните свой выбор.

1 команда

Колпак гнома, борода, волосатые ноги.

2 команда

Кекс, трубка, сапоги

2 команда

Пчелиный улей, медвежья шкура, кольцо

Конкурс 8 «Бесшумная походка». Всем игрокам одной команды завязывают глаза и выстраивают парами друг против друга так, чтобы между ними было расстояние в две вытянутые руки. Игроки другой команды должны как можно тише между игроками с завязанными глазами, которые могут поймать их. Затем команды меняются местами. Выигрывает тот, кого не поймали.

Конкурс 9 « Вопрос на засыпку». Команды задают соперникам 2 вопроса на знание произведения (по одному каждой команде)

Конкурс 10 « Художник». Нарисуйте портрет представителя вашего народа (по названию команд).

Подведение итогов. Пока жюри подсчитывает баллы, учитель проводит небольшую беседу.

- Ребята, а какова была цель героев, когда они отправлялись в путь?

Только ли сокровища нужны Бильбо? Что оказывается важнее богатства?

Изменился ли Бильбо? Каким он стал?

Хотелось бы вам иметь такого товарища? Почему?

Объявление итогов, награждение.

Использованная методическая литература:

  1. Ерёмина О.А. «Литература.Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007.
  2. Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. «Литература. Русские и зарубежные произведения: Игровые уроки. 5-6 кл. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002.
  3. «Уроки литературы в 5 классе» (Серия «Внимание: опыт»)./ Под ред. Евлампиевой. – Чебоксары: «Клио»,1998.
  4. И.Н. Тореева «КВН на уроках литературы». – Чебоксары: «Клио», 1996.

Сказочный мир и загадки Д.Р.Р.Толкиена.

Цель:

1. Проверить в игровой форме знание сказки Д.Р.Толкиена «Хоббит».

Мифологические корни.

3. Развивать умение работать в группах.

Разрешите поприветствовать всех присутствующих сегодня на

турнире, посвященном Джону Рональду Роуэлу Толкиену и его сказкам.

Автор знаменитого «Хоббита» и трилогии «Властелин колец» был известным английским ученым, специалистом по средневековому фольклору и мифологии. В его сказках спряталось много загадок, уходящих своими корнями в скандинавскую мифологию. Цель нашего

турнира – не только продемонстрировать знание творчества Толкиена, но самое главное разгадать сказочные загадки.

(звучит песня эльфов)

Песня эльфов.

Сегодня все народы

Пещер, ручьев и скал

На это состязание

Мы пригласили к нам.

Сверкнут в траве озера,

И зацветет земля.

И кончатся раздоры.

Надеемся не зря!

Блесните знанием сказки!

И скажем наперед,

Что победитель будет,

И приз кого-то ждет!

Главный Эльф- Сегодня в турнире участвуют: драконы, тролли, эльфы, варги, волшебник, хоббит и пауки …

(Под музыкальное сопровождение выходят к публике герои турнира)

И, конечно, гномы! (выходят гномы и поют песенку)

Песня гномов.

За синие горы, за белый туман

В пещеры и горы уйдет караван;

За быстрые воды уйдет до восхода

За кладом старинным из сказочных стран.

Волшебники – гномы! В минувшие дни

Искусно металлы ковали они;

Сапфиры, алмазы, рубины, топазы

Хранили они и гранили они.

На звонкие цепи, не толще струны,

Нанизывать звезды могли с вышины;

В свои ожерелья в порыве веселья

Вплетали лучи бледноликой луны.

Гномы – Сокровищ у нас много, но вам никогда ничего не отдадим!

Ведущий – На нашем турнире собрались представители практически всех народов, придуманных Толкиеном или позаимствованных из древних скандинавских легенд. Но есть один персонаж, упоминания о котором вы не найдете в скандинавских мифах, который не любит приключения и испытания. Это самый добродушный, но в то же время отважный герой. О ком же я говорю? Конечно это славный Бильбо Бэгинс. А вот, как все начиналось…

(сценка « Бильбо и волшебник»)

Сценка 1 – Бильбо и волшебник

Автор Данным-давно, когда невероятные истории не казались чем-то особенным, и в мире было гораздо меньше шума и больше зелени, в стране Хоббитон, возле своего домика отдыхал Бильбо Бэггинс. Но вдруг он увидел какого-то старика с посохом.

Бильбо Доброе утро!

Гэндальф Что Вы этим хотите сказать? Просто желаете мне доброго утра, или утверждаете, что утро сегодня доброе? И не важно, что я о нем думаю? Или имеете ввиду, что нынешнем утром все должны быть добрыми?

Бильбо И то, и другое, и третье! Торопиться некуда. Присаживайтесь! Целый день впереди!

Гэндальф Благодарю Вас, но мне сегодня совершенно некогда. Я ищу участника приключения, но не так-то легко его найти.

Бильбо Еще бы, в наших-то края! Мы простой мирный народ, приключений не жалуем. Бр-р! От них одни неприятности! Еще, чего доброго и пообедать из-за них опоздаешь! Не понимаю, что в них находят хорошего?

1 испытание

Итак, хоббит – не эльф, не гном, не человек, не великан. И тем не менее можно догадаться о его родословной. Подумайте, от кого же ведут свой род хоббиты? Ответ обоснуйте. (работа в командах)

Ответ: маленькое прижимистое существо, живущее в норах под землей.(связь с гномами)

У хоббита волосатые лапы.(связь с кроликом)

У хоббита человеческий облик. (связь с человеком)

2 испытание

Следующие персонажи приготовили вам свое испытание. Но сначала догадайтесь, кто это? (сценка: тролли)

Тролли

Трое громадных великанов сидели у огромного костра и ужинали.

Тролль Берт:

Вчера баранина, сегодня баранина – видно, и завтра, чтоб мне лопнуть, опять будет баранина!

Тролль №2

Хоть бы какой завалящий кусок человечены!

Берт:

Чтоб мне лопнуть, погляди, кого я сцапал!

Бильбо:

Я – Бильбо Беггинс. Хоббит.

Тролль№2:

А приготовить еду из него можно?

Тролль №3:

Шкуру ободрать, так поди и мяса-то на один укус останется. Кролик ты несчастный! Берт, отпусти ты его!

Берт:

Не отпущу. Я его поймал. Не лезь!

(потасовка)

Гэндальф:

Не стоит жарить сейчас, всю ночь провозимся!

Тролль №2:

Не начинай снова-здорова!

Тролль №3:

Кто начинает? (потасовка)

А теперь Вы должны вспомнить скандинавскую мифологию и объяснить нам, как связаны персонажи сказок Толкиена и герои скандинавских легенд. В каких сказках принимают участие эти персонажи?

1 команда – тролли (великаны)

2 команда – Варги (волчонок Фенрис)

3 команда – драконы (мировой змей Йормунган)

3 испытание

На листе перепутались эпитеты к сказочным героям. Сложность в том, что они рассыпались, как осколки зеркала. Вам надо собрать эпитеты и выбрать, подходящие к вашему персонажу.

Гномы:

Скупые, хранители золота,искусные мастера,маленькие, бородатые, недоверчивые.

Эльфы:

Добрый народ, прекрасные,музыкальные, радушные, счастливые, беззаботные.

Тролли:

Безжалостные, огромные, недалекие, кровожадные, каменеющие.

4 испытание

Следующее испытание напрямую связано с загадками. Был в сказке один персонаж, обожающий загадывать загадки. Кто же это? (Голлум)

Давайте на него еще раз посмотрим. (сценка «Голлум»)

Голлум

Голлум: Блеск и плеск, моя прелесть! Угощение на славу!

Сладкий кусочек для нас! Голм!

А кто он такой, моя прелесть?

Бильбо: Я мистер Бильбо Бэггинс. Прошу вас, помогите мне выбраться отсюда!

Голлум – Не присесть ли тебе, моя прелесть, не побеседовать ли с ним немного? Как ему нравятся загадки?

Вот, например: Не увидать ее корней,

Вершина выше тополей,

Все вверх и вверх она идет,

Но не растет.

Бильбо: Ну, это легко. Наверное, гора.

Голлум: Ишь, как просто догадался! Пусть у нас будет состязание.

Итак, наступило время загадок. Вспомните загадки Голлума. Почему эти загадки были трудными и одновременно красивыми? (в основе – метафоры)

Попробуйте придумать свои загадки: дождь, ветер, молния, снег, гора, туча.

Блиц

Вопросы задаются по очереди каждой команде.

1 Где гномы нашли меч Оркрист? (в пещере гоблинов)

2 Что делает дневной свет с троллями? (обращаются в камни)

3 Какими магическими чарами обладало волшебное кольцо? (обладательстановился невилимым)

4 Кому принадлежала черная стрела? (капитану лучников Бэрду)

5 Как Бильбо Бэггинс распорядился драгоценным камнем Аркенстоном? (отдал Бэрду и королю эльфов, дабы избежать войны)

6 Назовите единственный способ убить дракона.

Последняя загадка Бильбо звучала так. Что у меня в кармане? А Голлум никак не мог догадаться, что в кармане у Бильбо лежит золотое волшебное кольцо.

В сказках кольца всегда наделены волшебной силой. А корни этого особого отношения к кольцу уходят глубоко в мифологию. Подумайте и объясните, как связано кольцо и времена года? (на каждом столе карточки: кольцо, зима, лето, весна, осень.)

Ответ: кольцо – это вечность, жизнь и смерть, двигающиеся по кругу, как и времена года.)

Итог игры.

Наш турнир закончился. Мы разгадали многие загадки Толкиена. Еще раз встретились с персонажами его сказок. Оказалось, что мифология и сказки тесно переплелись. Настало время для подсчета баллов и награждения победителей.




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы