Про деток, от рождения до школы

Тексты предназначены для уроков чтения во 2 классе, на самостоятельного изучения биографии К.И.Чуковского, Введенского А.И., Бунина И.А., А.Л.Барто, А.С. Пушкина, Благинина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Корней Иванович Чуковский (Николай Иванович Корнейчуков) русский писатель, критик, детский поэт, литературовед, переводчик.

Родился в Петербурге в 1882 году в бедной семье. Детские годы провёл в Одессе. Вёл с юности трудовую жизнь, занимался самообразованием, изучал английский язык.

В 1901 начал печататься в газете «Одесские новости»; был направлен корреспондентом в Лондон, где изучал английскую литературу. По возвращении переехал в Петербург.

Первым его опытом была стихотворная сказка «Крокодил», положившая начало его работе в детской литературе. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году.

Вслед за «Крокодилом» появились сказки в стихах «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Айболит» и др.

С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.

1.Где родился поэт? А где провёл детские годы?

2. Расскажите, как появилась на свет сказка «Крокодил»?

3.Найди в тексте выделенные слова и попробуй их объяснить.

5. Назови сказки Чуковского, которые ты знаешь?

Предварительный просмотр:

Введенский Александр Иванович (1904 – 1941)

Родился 23 ноября в Петербурге в семье экономиста. Учился в гимназии, затем в школе, которую окончил в 1921, не сдав экзамена по русской литературе. Но уже в школе начал писать стихи. В те годы любимым поэтом был А.Блок.

По окончании школы поступает сначала на юридический факультет Петроградского университета, затем на китайское отделение Восточного факультета, но вскоре оставляет и его. Работал письмоводителем. Однако все интересы Введенского - в литературе. В эти годы расширяется круг поэтических, литературных связей поэта, его контакты в мире искусства. Он знакомится с Хармсом, который становится его близким другом. Введенский с 1928 выступал как детский писатель, сотрудничал в журнале "Еж" и "Чиж".

В 1933 - 34 написаны лучшие стихи Введенского - "Мне жалко, что я не зверь", "Приглашение меня подумать", "Четыре описания" и др. Работает в детской литературе, зарабатывает сочинением клоунских реприз, куплетов, миниатюр. Незадолго до войны писал пьесу для кукольного театра. В эти годы мало выступал со своими стихами.

В 1941 немцы приближались к Харькову, и семья должна была эвакуироваться. Поезд был переполнен, поэтому было решено остаться и ждать следующего, который должен был идти через несколько дней. Однако дальше эвакуации не было. Через два дня Введенский был арестован. Точная дата смерти неизвестна. Позднее в реабилитационном документе стояла дата - 20 декабря 1941.

Прочитай текст 2 раза и ответь на вопросы:

  1. Где родился поэт?
  2. Куда поступает поэт по окончании школы?
  3. В каких журналах работал Введенский?
  4. Найдите слово, которое вам не понятно.

Предварительный просмотр:

Бунин Иван Алексеевич (1870 - 1953)- русский писатель. Родился 10 октября в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии. Постоянное общение на хуторе с дворовыми людьми, с бывшими крепостными крестьянами, обогатила писателя. Здесь он впервые услышал печальные рассказы о прошлом, народные поэтические сказанья. Крестьянам и дворовым людям Бунин обязан своим первым знакомством с богатейшим русским языком.

Работал корректором, библиотекарем, сотрудничал в газете. Часто переезжал - жил то в Орле, то в Харькове, то в Полтаве, то в Москве. Встречался с Л. Толстым, познакомился с Антоном Чеховым. Опубликовал рассказ "На край света". Вдохновленный успехом, Бунин целиком переходит к литературному творчеству. Среди произведений Ивана Алексеевича Бунина - романы, повести, рассказы, стихотворения, переводы произведений классиков мировой поэзии.

Враждебно встретив Октябрьскую революцию, писатель в 1920 навсегда покинул Россию. Эмигрировал во Францию и обосновался в Париже. Все, написанное им в эмиграции, касалось России, русского человека, русской природы.

Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.

Прочитай текст 2 раза и ответь на вопросы:

1. Найди в тексте непонятные тебе слова и попытайся их объяснить.

2. Где родился писатель?

3. Кому обязан Бунин, своим первым знакомством с богатейшим русским языком?

4. Где работал Иван Алексеевич?

5. Куда эмигрировал писатель и почему?

Предварительный просмотр:

Агния Львовна Барто (настоящая фамилия Волова) известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребёнок. Родилась 17 февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Стихи начала писать ещё в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище. Её книги печатались миллионными тиражами. Всю свою жизнь посвятила детям, их воспитанию и проблемам. Во время Великой Отечественной войны Барто много выступает по радио, ездит на фронт корреспондентом от газеты. Чтобы написать поэму о подростках, которых война заставила взрослеть раньше, работать и кормить семью, она вместе с ними учится на токаря, приобретая ремесленный разряд.

В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором движения в СССР по поиску разлучённых во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу «Найти человека» на радио «Маяк» удалось соединить 927 разлучённых семейств. И первая книга прозы писательницы называется «Найти человека».

Умерла писательница в 1981 году, прожив долгую и такую нужную людям жизнь.

Прочитай текст 2 раза и ответь на вопросы:

1.О ком идёт речь в тексте?

2.Когда она начала писать стихи? Назови любое стихотворение.

3.Чем занималась писательница в годы войны?

4. Какую жизнь прожила Агния Львовна?

5. Найди в тексте незнакомые слова и попробуй их объяснить.

Предварительный просмотр:

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года в Москве. Здесь прошло его детство.

Летом Пушкина увозили в Захарьино, подмосковную деревню бабушки. Мальчик любил эти места: и березовую рощицу, которая начиналась прямо у ворот захарьинского дома - здесь пили чай в жаркие дни, - и огромную липу у пруда, и темный еловый лес на другом его берегу. Он играл здесь, воображая себя богатырем, сражающимся со злыми силами. А по вечерам он вслушивался в веселые и грустные русские песни, смотрел на хороводы, которые водили крестьянские девушки.

1.Где родился писатель?

2.Куда увозили на лето Пушкина?

3. Какие места любил маленький Саша?

Родители мало занимались ребенком. Сергей Львович, отец поэта, мало думал о доме, о воспитании детей. Надежда Осиповна, мать поэта, красивая светская женщина была занята только собой. Настоящей хозяйкой в доме Пушкиных была бабушка поэта, Мария Алексеевна Ганнибал, умная, дельная и рассудительная женщина. Она очень любила внука. И ребенок, не знавший родительской ласки, всем сердцем привязался к ней. Он любил слушать ее тихие рассказы. Любил сказки няни Арины Родионовны. Своим певучим голосом она уводила ребенка в такой ослепительный мир народной фантазии, пела такие удивительные песни, что мальчик забывал об окружающем мире. У отца была превосходная библиотека, преимущественно на французском языке. Ребенок жадно потянулся к книге. Тайно от взрослых он по ночам пробирается к книжным шкафам, читает при свете свечи. Чтение превратилось в страсть.

Прочитай 2 раза и ответь на вопросы по тексту:

1.Занимались ли воспитанием писателя родители?

2.К кому сердцем был привязан Пушкин?

3.Чьи сказки любил поэт?

4.Чем увлекался Саша?

Пора приняться за ученье, но гувернеры и гувернантки не удерживаются в доме. Пушкин не любил своих учителей, они не умели заинтересовать его. Однако память у ребенка была блестящая, это помогало ему усваивать заданный урок, повторяя его за сестрой Ольгой.

На восьмом году жизни он начинает писать. Из-под его пера выходят басни, шуточные поэмы, комедии. Свою комедию “Похититель” он один “разыгрывает” перед сестрой. Он пишет небольшие стихи в альбомы соседских барышень. Взрослые не придают значения поэтическим упражнениям мальчика.

К двенадцати годам Пушкин в общем, развитии намного опередил своих сверстников. Он, по словам своего брата, “был одарен памятью неимоверного и на одиннадцатом году уже знал наизусть всю французскую литературу”. Однако это не мешало ему бегать и прыгать через стулья, ловко бросать мяч, то есть оставаться двенадцатилетним шаловливым мальчиком. Он любил родную природу, народные сказки и песни, любил бабушку, няню, любил Юсупов сад и Захарьино, любил книги.

Прочитай 2 раза и ответь на вопросы по тексту:

1.Могли ли учителя заинтересовать Пушкина?

2.На каком году он начал писать?

3.Чем был одарён поэт?

4.Что он любил?

Предварительный просмотр:

Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 г. в селе Яковлево Орловской губернии. Росла она простой деревенской девчонкой, которая даже помыслить не могла, что когда-нибудь станет известной детской поэтессой. В 8 лет сочинила пьесу для домашнего театра, с того же времени она сочиняла стихи и сказки. Главные герои ее произведений - девочки.

Отец ее был кассиром, дед – священником, а сама Елена собиралась стать учительницей. Стремление учить детей было столь велико, что она готова была ежедневно проходить семь километров от своего дома в деревне до Курского педагогического института.

У Елены Благининой было восемь братьев и сестер. Жили они с родителями и бабушкой, которая рассказывала очень много сказок. Читала наизусть стихи А.С. Пушкина.

Елена Благинина прожила довольно долгую жизнь, и не было дня, чтобы она не работала. Она посвятила всю свою жизнь тому, чтобы дарить детям радость своими произведениями. Ее стихи были разными: смешными и интересными, детскими дразнилками и задорными.

Прочитай текст 2 раза и ответь на вопросы:

1.Где родилась писательница?

3.Что интересного ты узнал из жизни Елены Благининой?

4. Найди слова, которые тебе не понятны. Попытайся на них ответить.


Современные детские писатели России 21 века и их произведения, сменили давно знакомого Чуковского, с его Айболитом, и Носова, с любимым Незнайкой. Некоторые современные произведения весьма спорны. Ведь мы привыкли, что детские сказки, рассказы и стихи должны быть добрыми, в чём то поучительными и непременно добро должно побеждать.

Кроме того, существуют откровенные графоманы, с нестабильной психикой, но у них достаточно средств, чтобы выпускать свои сборники.

Поэтому, очень важно тщательно отсеивать ту литературу, которая попадёт к детям в руки. Ведь она формирует их психику, и подсказывает линию их поведения в различных ситуациях.

Современные детские писатели России отошли от классической советской детской литературы и не всегда ставят мораль на первое место. И, тем не менее, они умудряются в весёлой и доступной детям форме донести, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Современные детские писатели России, список:

  • Татьяна Бокова (Я влюбилась в четверг. Чудеса под Новый год. Мама, папа и я.)
  • Сергей Георгиев (Елки-палки: фельдмаршал Пулькин. Шарик из Австралии. Маленький зеленый лягушонок)
  • Артур Гиваргизов (Записки выдающегося двоечника. Про драконов и милиционеров.)
  • Тамара Крюкова (Блестящая калоша с правой ноги. Женька Москвичёв и его друзья)
  • Олег Кургузов (День рождения вверх ногами. По следам Почемучки)
  • Сергей Седов (Геракл. 12 великих подвигов. Рассказ очевидца.)
  • Мария Бершадская (Большая маленькая девочка.)
  • Станислав Востоков (Не кормить, не дразнить...)
  • Артур Гиваргизов (С дедского на детский.)
  • Мария Аромштам (Когда отдыхают Ангелы.)
На самом деле, сейчас очень много детских писателей, и тут указаны лишь самые известные. Как люди становятся писателями? Большинство из них фантазёры и выдумщики, которые сами став родителями обнаружили, что их детям нечего почитать. Старые сказки давно прочитаны, а от некоторых их лучше оградить. Сложно приучить детей к чтению, когда вокруг вакуум, и это в лучшем случае. Хуже, если ребёнок застревает в компьютерных играх, где у него формируется не самый простой характер.

Современные детские писатели – это психологи, педагоги и просто родители, которые бесконечно любят детей, своих и чужих, и они растут вместе с детьми, рассказывая всё новые и новые сказки. Они знают детей, и порой, именно дети подсказывают сказочные сюжеты. Только тот человек, который ежедневно общается с детьми, может написать захватывающую историю и оторвать малыша от телевизора с мультиками.

И нельзя недооценивать влияние детской художественной литературы на детскую психику. Книги заставляют ребёнка думать и самостоятельно домысливать образы, чего не происходит при просмотре мультфильмов.

Родителям стоит отнестись внимательней к своему чаду, и выбрать сказки/рассказы, которые будут понятны ребёнку и понравятся именно ему. Он ведь просто не знает, что существует такой сказочный мир литературы и не умеет отделять хорошие книги от плохих.

октября 24, 2013

Любой образованный человек начинал свое познание мира с детских книжек. В статье пойдет речь об удивительных людях, которые всегда думали о малышах и писали для них увлекательные истории и стихи, об известных детских писателях.

Детские книжки вспоминаются всю жизнь с большой любовью и ностальгией по счастливым годам. Вырастая, многие читают те же самые книжки уже своим детям. Кого же из писателей помнят люди всю жизнь, кто из них дает путевку маленьким вундеркиндам в большой мир приключений, фантастики и поучительных историй. Просто необходимо вспомнить, кто они, те самые известные детские писатели. Ведь если не было бы таких добрых и теплых стихов Агнии Барто, интересных историй Корнея Чуковского, как научились бы дети читать более серьезные произведения?

Агния Львовна Барто

Агния Львовна Барто - (1906-1981г. г.) Именно с нее начинается путешествие в детскую литературу. Это замечательная советская поэтесса, которая писала для детей младшего возраста. Все знают ее стихи, они просты и наивны, именно в этом их прелесть. При воспоминании об Агнии Барто сразу приходят на ум стихи о маленьком бычке, который боится упасть. Незабываемое стихотворение о Тане, которая уронила мячик и про бедного мишку, которого бросила хозяйка. Все ее творения просто невозможно перечислить, но они греют душу, и с ними вместе в памяти всплывают моменты из детства.

Она сочиняла и сценарии фильмов о детях. Многие не догадываются, что всеми любимый фильм «Подкидыш» снят по ее сценарию, а также несколько других, не менее известных кинолент тех лет. Ее книги любят по всему миру и читают на разных языках, они близки и понятны всем маленьким читателям, так как это язык детства.

Немногие знают, что Агния Львовна помогала в поиске родных, потерянных во время войны. Вела передачу «Найти человека» по радио.

Дети растут и развиваются, познают мир, читают новые книжки с другими героями и других авторов, которые также останутся в их памяти.

Самуил Яковлевич Маршак, Сергей Владимирович Михалков, Корней Иванович Чуковский

Корней Иванович Чуковский - 1882-1969 годы его жизни. Это замечательный и неординарный детский писатель и поэт. Если у А. Барто все просто и понятно, то Чуковский заставляет детский мозг работать, расставлять все по местам, определять плохое и хорошее. Его «Тараканище» помнится всем даже во взрослом возрасте и ассоциируется уже не с детскими событиями. А добрый доктор, который лечит всех и не способен отказать в помощи никому - это вера детей в добро, и надежды на него взрослых. Такие его стихи, как «Крокодил», «Мойдодыр», «Телефон» любимы всеми. Читая их малышам, родители для себя открывают что-то новое. Казалось бы, это детские стихи, но в них много того, что связано с взрослой жизнью. Дети могут найти в стихах поэта полезные советы, узнать как правильно вести себя в разных ситуациях.

Другой русский и советский писатель детства - это Сергей Владимирович Михалков (1913 - 2009) , которого знают во всем мире. Многие поколения выросли на его стихах. И взрослые, и дети знают его Дядю Степу, замечательного гражданина и человека. У его многих стихов нет названий, но они легко запоминаются детьми. Одно из них про мечты, которые обязательно сбываются, если загаданы под Новый год. Много мультфильмов сняты по его стихам и поэмам.

Из разряда известных и Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) - писатель и поэт для разных поколений. Его глупый и умный мышонок знаком всем. Этот поэт, также как и вышеперечисленные является классиком детской литературы. Такие его произведения для детей, как «Мистер Твистер», «Рассказ о неизвестном герое» и другие, до сих пор читаются. Он собрал и обработал много сказок и загадок, пословиц и поговорок.

Эдуард Николаевич Успенский

Эдуард Николаевич Успенский (дата рождения 2.2. 1937 г.) - этот писатель ныне живет и здравствует, радует маленьких читателей своими рассказами, работает над сценариями мультфильмов. Кто же не знает его Чебурашку, кота Матроскина и Дядю Федора. Дети зачитываются его книгами и просто обожают смотреть мультфильмы про Простоквашино.

Можно вспомнить Г. Остера с его «Вредными советами», английского писателя А. Милна и его Винни-Пуха, которого знает каждый ребенок, и много других писателей. Известные детские писатели стали таковыми благодаря тому, что их книгами зачитываются дети и учат их наизусть.

Родители должны знакомить своих малышей с самого раннего детства с их произведениями, тогда они будут развиваться правильно и станут, заинтересованы в открытии для себя все новых и новых книг.

Детские писатели и их произведения.

На прилавках книжных магазинов сегодня можно встретить огромное количество предложений, но не всё, что в красивой и яркой обложке, будет полезно читать детям. Лучшими будут те произведения, которые отличаются не только увлекательным сюжетом, но и несут в себе определенные воспитательные идеи: учат добру, справедливости, честности.

Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: ребёнок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем разнообразии его жанров, с русской и зарубежной классикой, с произведениями детских писателей - с теми первыми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.

Искусство, созданное для детей – это многообразная и обширная часть современной культуры. Литература присутствует в нашей жизни с самого детства, именно с ее помощью закладывается понятие о добре и зле, формируется мировоззрение, идеалы. Даже в дошкольном и младшем школьном возрасте маленькие читатели уже могут оценить динамику стихов или красивых сказок, а в старшем возрасте начинают читать вдумчиво, так что и книги нужно подбирать соответствующие. Давайте же поговорим о русских и зарубежных детских писателях, и их произведениях.

Детские писатели 19-20 века и развитие детской литературы.

Впервые книги специально для детей на Руси стали писать в 17 столетии, в 18 столетии началось становление детской литературы: в то время жили и творили такие люди как М.Ломоносов, Н.Карамзин, А.Сумароков и другие. 19 век – это расцвет детской литературы, «серебряный век», причем многие книги писателей того времени мы читаем и по сей день.

Льюис Кэролл (1832-1898)

Автор «Алисы в стране чудес», «Алисы в Зазеркалье», «Охоты на Снарка» появился на свет в небольшой деревушке в графстве Чешир (отсюда и название его персонажа – Чеширский кот). Настоящее имя писателя – Чарльз Доджсон, он рос в большой семье: у Чарльза было 3 брата и 7 сестер. Он учился в колледже, стал профессором математики, даже получил сан диакона. Он очень хотел стать художником, много рисовал, любил фотографировать. Еще мальчишкой он сочинял рассказы, забавные истории, обожал театр. Если бы его друзья не уговорили Чарльза переписать свой рассказ на бумагу, «Алиса в стране чудес» могла бы и не увидеть свет, но все же в 1865 году книга была издана. Книги Кэролла написаны настолько оригинальным и сочным языком, что сложно подобрать к некоторым словам подходящий перевод: существует более 10 версий перевода его произведений на русский язык, а уж читателям самим выбирать, какой отдать предпочтение.

Астрид Линдгрен (1907-2002)

Астрид Эрикссон (в замужестве Линдгрен) росла в семье фермера, ее детство проходило в играх, приключениях и работе на ферме. Как только Астрид выучилась грамоте, она начала писать различные истории и первые стихи.

Рассказ «Пеппи Длинный чулок» Астрид сочинила для своей дочери, когда та болела. Позже вышли повести «Мио, мой Мио», «Рони, дочь разбойника», трилогия о сыщике Калли Блюмквисте, любимая многими триология, в которой повествуется о веселом и непоседливом Карлсоне.

Инсценировки произведений Астрид ведутся во многих детских театрах мира, а ее книги обожают люди всех возрастов. В 2002 году была утверждена литературная премия в честь Астрид Линдгрен – ее вручают за вклад в развитие литературы для детей.

Сельма Лагерлеф (1858-1940)

Это шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе. О своем детстве Сельма вспоминала неохотно: в 3 года девочку парализовало, она не вставала с постели и единственным утешением для нее стали сказки и истории, рассказанные бабушкой. В 9 лет после лечения способность двигаться в Сельме вернулась, она стала мечтать о карьере писательницы. Она усердно училась, получила степень доктора наук, стала членом Шведской Академии.

В 1906 году вышла в свет ее книга о путешествии маленького Нильса на спине гуся Мартина, потом писательница выпустила сборник «Тролли и люди», в него входили фантастические легенды, сказки и новеллы, ею написаны и многие романы для взрослых.

Российские детские писатели

Корней Иванович Чуковский (1882-1969)

Настоящее имя – Николай Корнейчуков известен детскими сказками и рассказами в стихах и прозе. Он родился в Петербурге, долгое время жил в Николаеве, Одессе, с детства он твердо решил стать писателем, но, приехав в Петербург, столкнулся с отказами редакций журналов. Он стал членом литературного кружка, критиком, писал стихи и рассказы. За смелые высказывания его даже арестовывали. Во время войны Чуковский был военным корреспондентом, редактором альманахов, журналов. Он владел иностранными языками и переводил произведения зарубежных авторов. Наиболее известные произведения Чуковского – это «Тараканище», «Муха Цокотуха», «Бармалей», «Айболит», «Чудо-дерево», «Мойдодыр» и другие.

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)

Драматург, поэт, переводчик, литературный критик, талантливый автор. Именно в его переводе многие впервые прочли сонеты Шекспира, стихи Бернса, сказки разных народов мира. Талант Самуила начал проявляться еще в раннем детстве: мальчик писал стихи, имел способности к иностранным языкам. Стихотворные книги Маршака, переехавшего из Воронежа в Петроград, сразу пользовались большим успехом, причем их особенностью является разнообразие жанров: поэмы, баллады, сонеты, загадки, песенки, присказки – ему было под силу все. В своих произведения Самуил Маршак знакомит детей разных возрастов с окружающим миром, побуждая ребёнка почувствовать полноценную и интересную поэзию. Стихи этого писателя не только помогают ребёнку расширить кругозор, воспитывая вкус и любовь к литературной русской речи, но и помогают малышу ощутить богатство языка. Самуил Яковлевич был удостоен многих премий, а его стихи переведены на десятки языков. Самые известные произведения – «Двенадцать месяцев», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый» и другие.

Агния Львовна Барто (1906-1981)

Агния Барто была примерной ученицей, уже в школе она начала впервые писать стихи и эпиграммы. Сейчас на ее стихах воспитываются многие дети, ее легкие, ритмические стихи переведены на многие языки мира. Агния всю жизнь была активным литературным деятелем, членом жюри Андерсеновского конкурса. В 1976 году она получила премию имени Г.Х.Андерсена. Самые известные стихи – это «Бычок», «Снегирь», «Мы с Тамарой», «Любочка», «Мишка», «Человек», «Я расту» и другие. У Барто такой диалог получался всегда, потому что она превосходно знала того, к кому обращалась и уважала собеседника, как бы мал он ни был.

Каждая игрушка в изображении Агнии Барто приобретает индивидуальность. Игрушка – важная часть материального, вещественного окружения, ближайшего к ребенку и активно им осваиваемого.

Стихи помогают пережить пренебрежительное отношение к игрушке как предательство друга. Нерадивой и жестокосердной «хозяйке» тряпичного зайца противопоставляется у Барто другой маленький персонаж, который после того, как мишка лишился лапы, продолжает играть с ним «потому, что он хороший». Так детскую привязанность к старой игрушке поэт переплавил в прекрасное свойство души: верность друзьям близким, в благодарность и любовь. Особенность в стихах об игрушках: как правило, они написаны от первого лица, если речь идет о каких-то хороших поступках детей («Тяну я кораблик по быстрой реке…», «Нет, не напрасно мы решили прокатить кота в машине…», «Самолет построим сами…») и от третьего лица, когда нет активных поступков ребенка или плохие поступки ребенка («Зайку бросила хозяйка…», «Наша Таня громко плачет…»).

Такой пример помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера. А. Барто – детский писатель не потому, что писала для детей, а потому, что лучшие её стихи стали детским фольклором. Она проходит со своим читателем по всем ступенькам детства и при этом не только стремится открывать мир игрушек, вещей, природы, людей, но и заложить в детскую душу начало нравственного отношения к миру. Барто раскрывает личность ребенка с самого раннего детства, когда ребенок начинает только ходить («Машенька» – 1948 год). Малыш в этот период – открыватель мира, он только получает самые первые впечатления. В стихах поэтесса прослеживает рост самостоятельности ребенка.

Агния Барто смеется с детьми весело, не зло, она не хочет обидеть и навсегда осудить ребенка, так как дети растут и меняются и поэтому они не безнадежны в дурных поступках. Насмешки Барто не ранят и не убивают, но заставляют как бы со стороны посмотреть на себя. Барто глубоко убеждена, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в формирующем характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем.

Сергей Владимирович Михалков (1913-2009)

Его можно считать классиком отечественной детской литературы: литератор, председатель Союза писателей РСФСР, талантливый поэт, писатель, баснописец, драматург. Именно он является автором двух гимнов: СССР и Российской Федерации. Он много времени уделял общественной деятельности, хотя сначала мечты стать писателем у него не было: в юношестве он был и разнорабочим, и участником геологоразведочной экспедиции. Все мы помним такие произведения как «А что у Вас», «Песенка друзей», «Три поросенка», «Под новый год», «Дядя Степа – милиционер». Почему так близок читателю образ дяди Степы, почему он дружит с миллионами ребят? Прежде всего, у него есть очень привлекательная черта характера, которая, к сожалению, не слишком часто определяет образы героев детской литературы: доброта, отзывчивость. Дядя Степа не только предотвратил крушение поезда - он и спасал голубей из горящего дома, и «того, кто ростом мал, на параде поднимал», и «снимал ребятам змея с телеграфных проводов».

Детям не только нужно всё, что дядя Степа делает для них, но близко, интересно то, что он делает для себя. Он прыгает с парашютом, идёт на парад, стреляет в тире, приходит на стадион, катается на верблюде и, наконец, поступает на флот.

Михалков с замечательной точностью, приметливостью определил круг ребячьих (главным образом мальчишеских) интересов и сумел приключения дяди Степы обыграть так, что с каждым эпизодом всё полнее и привлекательнее вырисовывается облик героя.

Современные детские писатели

Григорий Бенционович Остер

Детский писатель, в произведениях которого много интересного могут почерпнуть и взрослые. Он родился в Одессе, служил на флоте, его жизнь и сейчас очень активная: он ведущий, талантливый автор, сценарист мультфильмов. «Обезьянки», «Котенок по имени Гав», «38 попугаев», «Попался, который кусался» – все эти мультфильмы сняты по его сценарию, а «Вредные советы» – это книга, получившая огромную популярность. Кстати, в Канаде издана антология детской литературы: книги большинства писателей имеют тираж 300-400 тысяч, а «Вредные советы» Остера разошлись тиражом 12 миллионов экземпляров!

Эдуард Николаевич Успенский

С самого детства Эдуард Успенский был заводилой, участвовал в КВН, организовывал капустники, тогда же он впервые попробовал свои силы на поприще писателя, позже начал писать пьесы для детских радиопередач, детских театров, мечтал о создании собственного журнала для детей. Известность писателю принес мультфильм «Крокодил Гена и его друзья», с тех пор ушастый символ – Чебурашка, поселился чуть ли не в каждом доме. Также мы до сих пор любим книгу и мультфильм «Трое из Простоквашино», «Следствие ведут колобки», «Пластилиновая ворона», «Баба Яга против!» и другие.

Джоан К. Роулинг

Говоря о современных детских писателях, просто невозможно не вспомнить об авторе цикла книг о Гарри Поттере, мальчике-волшебнике и его друзьях. Это самая продаваемая серия книг в истории, а фильмы, снятые по ним, собрали огромные кассы. Роулинг довелось пройти путь от безвестности и бедности до всемирной славы. Сначала ни одна редакция не соглашалась принять и опубликовать книгу о волшебнике, полагая, что такой жанр будет неинтересен читателям. Только маленькое издательство Bloomsbury согласилось – и не прогадало. Сейчас Роулинг продолжает писать, занимается благотворительностью и общественной деятельностью, она реализовавшийся автор и счастливая мать и жена.

Современные дети мало читают, не интересуются искусством, не умеют организовать досуг, большую часть времени проводят за компьютером, вследствие чего не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.

Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном? Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых - приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.

Искусство, созданное для детей – это многообразная и обширная часть современной культуры. Литература присутствует в нашей жизни с самого детства, именно с ее помощью закладывается понятие о добре и зле, формируется мировоззрение, идеалы. Даже в дошкольном и младшем школьном возрасте маленькие читатели уже могут оценить динамику стихов или красивых сказок, а в старшем возрасте начинают читать вдумчиво, так что и книги нужно подбирать соответствующие. Давайте же поговорим о русских и зарубежных детских писателях и их произведениях .

Детские писатели 19-20 века и развитие детской литературы

Впервые книги специально для детей на Руси стали писать в 17 столетии, в 18 столетии началось становление детской литературы: в то время жили и творили такие люди как М.Ломоносов, Н.Карамзин, А.Сумароков и другие. 19 век – это расцвет детской литературы, «серебряный век», причем многие книги писателей того времени мы читаем и по сей день.

Льюис Кэролл (1832-1898)

Автор «Алисы в стране чудес», «Алисы в Зазеркалье», «Охоты на Снарка» появился на свет в небольшой деревушке в графстве Чешир (отсюда и название его персонажа – Чеширский кот). Настоящее имя писателя – Чарльз Доджсон, он рос в большой семье: у Чарльза было 3 брата и 7 сестер. Он учился в колледже, стал профессором математики, даже получил сан диакона. Он очень хотел стать художником, много рисовал, любил фотографировать. Еще мальчишкой он сочинял рассказы, забавные истории, обожал театр. Если бы его друзья не уговорили Чарльза переписать свой рассказ на бумагу, «Алиса в стране чудес» могла бы и не увидеть свет, но все же в 1865 году книга была издана. Книги Кэролла написаны настолько оригинальным и сочным языком, что сложно подобрать к некоторым словам подходящий перевод: существует более 10 версий перевода его произведений на русский язык, а уж читателям самим выбирать, какой отдать предпочтение.

Астрид Линдгрен (1907-2002)

Астрид Эрикссон (в замужестве Линдгрен) росла в семье фермера, ее детство проходило в играх, приключениях и работе на ферме. Как только Астрид выучилась грамоте, она начала писать различные истории и первые стихи.

Рассказ «Пеппи Длинный чулок» Астрид сочинила для своей дочери, когда та болела. Позже вышли повести «Мио, мой Мио», «Рони, дочь разбойника», трилогия о сыщике Калли Блюмквисте, любимая многими триология, в которой повествуется о веселом и непоседливом Карлсоне.

Инсценировки произведений Астрид ведутся во многих детских театрах мира, а ее книги обожают люди всех возрастов. В 2002 году была утверждена литературная премия в честь Астрид Линдгрен – ее вручают за вклад в развитие литературы для детей.

Сельма Лагерлеф (1858-1940)

Это шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе. О своем детстве Сельма вспоминала неохотно: в 3 года девочку парализовало, она не вставала с постели и единственным утешением для нее стали сказки и истории, рассказанные бабушкой. В 9 лет после лечения способность двигаться в Сельме вернулась, она стала мечтать о карьере писательницы. Она усердно училась, получила степень доктора наук, стала членом Шведской Академии.

В 1906 году вышла в свет ее книга о путешествии маленького Нильса на спине гуся Мартина, потом писательница выпустила сборник «Тролли и люди», в него входили фантастические легенды, сказки и новеллы, ею написаны и многие романы для взрослых.

Джон Рональд Руэл Толкиен (1892-1973)

Этого английского писателя нельзя назвать исключительно детским, поскольку его книгами с восторгом зачитываются и взрослые. Автор трилогии «Властелин колец», «Хоббит: путешествие туда и обратно», создатель удивительного мира Средиземья, по которому снимают невероятные фильмы, родился в Африке. Когда ему было три года, мать, рано овдовевшая, перевезла двоих детей в Англию. Мальчик увлекался живописью, ему легко давались иностранные языки, он даже увлекся изучением «мертвых» языков: англосаксонский, готский и другие. Во время войны Толкиен, отправившийся туда добровольцем, подхватывает сыпной тиф: именно в бреду он придумывает «эльфийский язык» ставший визитной карточкой многих его героев. Его произведения бессмертны, они пользуются огромной популярностью и в наше время.

Клайв Льюис (1898-1963)

Ирландский и английский писатель, богослов и ученый. Клайв Льюис и Джон Толкиен были друзьями, именно Льюис одним из первых услышал о мире Средиземья, а Толкиен – о прекрасной Нарнии. Клайв родился в Ирландии, но большую часть жизни прожил в Англии. Первые произведения он выпускает под псевдонимом Клайв Гамильтон. В 1950-1955 годах впервые опубликованы его «Хроники Нарнии», повествующие о приключении двух братьев и двух сестер в загадочной и волшебной стране. Клайв Льюис много путешествовал, писал стихи, любил дискутировать на различные темы и был всесторонне развитым человеком. Его произведения любимы взрослыми и детьми и по сей день.

Российские детские писатели

Корней Иванович Чуковский (1882-1969)

Настоящее имя – Николай Корнейчуков известен детскими сказками и рассказами в стихах и прозе. Он родился в Петербурге, долгое время жил в Николаеве, Одессе, с детства он твердо решил стать писателем, но, приехав в Петербург, столкнулся с отказами редакций журналов. Он стал членом литературного кружка, критиком, писал стихи и рассказы. За смелые высказывания его даже арестовывали. Во время войны Чуковский был военным корреспондентом, редактором альманахов, журналов. Он владел иностранными языками и переводил произведения зарубежных авторов. Наиболее известные произведения Чуковского – это «Тараканище», «Муха Цокотуха», «Бармалей», «Айболит», «Чудо-дерево», «Мойдодыр» и другие.

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)

Драматург, поэт, переводчик, литературный критик, талантливый автор. Именно в его переводе многие впервые прочли сонеты Шекспира, стихи Бернса, сказки разных народов мира. Талант Самуила начал проявляться еще в раннем детстве: мальчик писал стихи, имел способности к иностранным языкам. Стихотворные книги Маршака, переехавшего из Воронежа в Петроград, сразу пользовались большим успехом, причем их особенностью является разнообразие жанров: поэмы, баллады, сонеты, загадки, песенки, присказки – ему было под силу все. Он был удостоен многих премий, а его стихи переведены на десятки языков. Самые известные произведения – «Двенадцать месяцев», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый» и другие.

Агния Львовна Барто (1906-1981)

Агния Барто была примерной ученицей, уже в школе она начала впервые писать стихи и эпиграммы. Сейчас на ее стихах воспитываются многие дети, ее легкие, ритмические стихи переведены на многие языки мира. Агния всю жизнь была активным литературным деятелем, членом жюри Андерсеновского конкурса. В 1976 году она получила премию имени Г.Х.Андерсена. Самые известные стихи – это «Бычок», «Снегирь», «Мы с Тамарой», «Любочка», «Мишка», «Человек», «Я расту» и другие.

Сергей Владимирович Михалков (1913-2009)

Его можно считать классиком отечественной детской литературы: литератор, председатель Союза писателей РСФСР, талантливый поэт, писатель, баснописец, драматург. Именно он является автором двух гимнов: СССР и Российской Федерации. Он много времени уделял общественной деятельности, хотя сначала мечты стать писателем у него не было: в юношестве он был и разнорабочим, и участником геологоразведочной экспедиции. Все мы помним такие произведения как «Дядя Степа – милиционер», «А что у Вас», «Песенка друзей», «Три поросенка», «Под новый год» и другие.

Современные детские писатели

Григорий Бенционович Остер

Детский писатель, в произведениях которого много интересного могут почерпнуть и взрослые. Он родился в Одессе, служил на флоте, его жизнь и сейчас очень активная: он ведущий, талантливый автор, сценарист мультфильмов. «Обезьянки», «Котенок по имени Гав», «38 попугаев», «Попался, который кусался» – все эти мультфильмы сняты по его сценарию, а «Вредные советы» – это книга, получившая огромную популярность. Кстати, в Канаде издана антология детской литературы: книги большинства писателей имеют тираж 300-400 тысяч, а «Вредные советы» Остера разошлись тиражом 12 миллионов экземпляров!

Эдуард Николаевич Успенский

С самого детства Эдуард Успенский был заводилой, участвовал в КВН, организовывал капустники, тогда же он впервые попробовал свои силы на поприще писателя, позже начал писать пьесы для детских радиопередач, детских театров, мечтал о создании собственного журнала для детей. Известность писателю принес мультфильм «Крокодил Гена и его друзья», с тех пор ушастый символ – Чебурашка, поселился чуть ли не в каждом доме. Также мы до сих пор любим книгу и мультфильм «Трое из Простоквашино», «Следствие ведут колобки», «Пластилиновая ворона», «Баба Яга против!» и другие.

Джоан К. Роулинг

Говоря о современных детских писателях, просто не возможно не вспомнить об авторе цикла книг о Гарри Поттере, мальчике-волшебнике и его друзьях. Это самая продаваемая серия книг в истории, а фильмы, снятые по ним, собрали огромные кассы. Роулинг довелось пройти путь от безвестности и бедности до всемирной славы. Сначала ни одна редакция не соглашалась принять и опубликовать книгу о волшебнике, полагая, что такой жанр будет неинтересен читателям. Только маленькое издательство Bloomsbury согласилось – и не прогадало. Сейчас Роулинг продолжает писать, занимается благотворительностью и общественной деятельностью, она реализовавшийся автор и счастливая мать и жена.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы