Про деток, от рождения до школы

"Война и мир" - самое крупное произведение Л. Н.Толстого, одно из самых значительных произведений русской и мировой литературы.

Писатель поднимает в своем романе философские, исторические и нравственные проблемы. Среди огромного количества персонажей выделяются Андрей Болконский и Пьер Безухов. Это люди, ищущие смысл жизни, непрерывно размышляющие о своем земном предназначении. Писатель рисует трудный, трагический путь Андрея и Пьера к самопознанию, к ответу на вопросы:: "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего существовать, и что такое я? Что такое жизнь, и что такое смерть? Какая сила управляет всем?"

Андрей и Пьер не похожи на гостей салона Шерер, на довольных собой Курагиных, которым все в жизни понятно и идеалы которых предельно ясны: богатство и удовольствия.

Князь Андрей- образованнейший человек своего времени. Хорошо воспитанный, умный, порядочный, честный, но не находит приложения своим силам. Он чужд светскому обществу, и его начинает серьезно привлекать военная карьера. Болконский хочет славы, подвига, готов на самопожертвование во имя того, чтобы все любили и прославляли его. Он верит в свою высокую миссию. Но решительный поворот происходит в сознании князя Андрея во время Аустерлицкого сражения, когда после ранения Болконский смотрит в "высокое небо с ещё выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась сияющая бесконечность", он понимает мелочность своих честолюбивых планов, своего стремления к славе.

После смерти жены, пережив глубокую драму, Андрей считает свою жизнь конченой. Он сравнивает себя со старым дубом, стоящим одиноко сухим отшельником среди буйного цветения весенней природы. Разговор с Пьером, а далее поездка к Ростовым в Отрадное, а позже новая встреча со знакомым дубом, который все-таки ожил, покрывшись молодой зеленью,- все это пробуждает в Болконском заинтересованность к жизни, стремление деятельности, любви. Он едет в Петербург, поступает на службу - хочет приносить пользу Отечеству. Способность на глубокое чувство дополняет его внутреннее богатство, его душевную красоту. И ещё разлад - Наташа не выдерживает испытания разлукой. Князь Андрей убит поступком невесты. Он снова едет в армию. Но уже не за славой, а оберегать родную землю. Князь смертельно ранен во время Бородинского сражения - решающего для Родины события. Болконский видел, как ядро, несущее ему смерть, готово взорваться, но высокое звание офицера не позволило ему бежать или броситься на землю. Честь победила страх! В князе Андрее мы видим лучшие проявления человеческого духа: смелость, патриотизм, порядочность, доброту, ум. Эти качества ставят его в ряд лучших героев русской литературы. В последние часы жизни Болконский приходит к религиозному смирению. Он прощает Наташу, Курагина, которого длительно считал своим злейшим врагом, и спокойно принимает смерть. Можно соглашаться или не соглашаться с мыслями князя Андрея. Для нас важнее сам дух исканий толстовских героев. Каждый из нас задумывается над смыслом своего существования. Герои Толстого учат нас размышлять над своими поступками, они помогают нам постичь самих себя: учат задумываться о своем пути в жизни. Поэтому роману "Война и мир" суждена долгая-долгая жизнь!

Латыпова Светлана Ханифовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ БСХПК
Населённый пункт: Караидель
Наименование материала: Урок - путешествие по страницам романа Л.Н. Толстого "Война и мир"
Тема: "Дорога чести" Андрея Болконского
Дата публикации: 26.12.2016
Раздел: среднее профессиональное

ГБПОУ БСХПК Открытый урок - путешествие по страницам романа Л. Н. Толстого " Война и мир " по теме « Дорога чести » Андрея Болконского
Составитель конспекта урока преподаватель русского языка и литературы Латыпова С. Х.
2016 г.

Эпиграф:
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – это душевная подлость». Л.Н.Толстой.
Цели:
1. Анализируя текст, выяснить, в чем состоит душевная глубина и своеобразие Андрея Болконского на пути в непрерывных поисках истины, и каков принцип изображения Толстым положительных героев. 2. Продолжить развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов. Продолжить обучение умению вести дискуссию. 3. Воспитывать интерес к литературе, к творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма.
4. Формировать концепцию учащихся.
Оборудование урока:
 на уроке используется презентация (на слайдах тема урока, название урока, проблемный вопрос урока, эпиграфы к уроку);  на уроке используется раздаточный материал: таблицы, систематизирующие знания учащихся об образах главных героев романа Л.Н. Толстого; карточки с цитатами из романа.
Основные приемы и методы:
 урок построен с использованием приемов технологии личностно- ориентированного обучения, приемов технологии развития критического мышления; используется проблемный, эвристический, поисковый методы обучения.
Проблемный вопрос:
Можно ли считать жизнь князя Андрея Болконского «дорогой чести», и как эта мысль Толстого в романе «Война и мир» сочетается с его представлением о том, «как жить, чтобы жить честно…»
Ход урока.
1. Организационный момент. 2. Слово учителя с элементами беседы 3. Обобщение. Роль классической литературы в жизни человека. 4. Закрепление. 5. Подведение итогов. 6. Домашнее задание.
Учитель
. Словарная работа (слайд 1-3) ДОРОГА (многозн., перен.) – средство достижения какой-нибудь цели, жизненный путь. ЧЕСТЬ – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть (словарь В. И. Даля). ЧЕСТЬ – ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТОЛЮБИЕ – ДОСТОИНСТВО ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ – добивающийся высокого положения, жаждущий известности и славы. КНЯЗЬ (многозн.) – наследный титул потомков таких лиц или лиц, получавших его при царизме в награду, а также лицо, имеющее этот титул. АНДРЕЙ (греч.) – храбрый, мужественный. АПОСТОЛ АНДРЕЙ – ученик Христа, проповедовал заветы христианства на Руси. Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает. (русская пословица)

Учитель
. Л.Н.Толстой в романе изображает историю огромной страны, целого народа. Историю народа он описывает, изображая жизнь своих любимых
героев. В числе любимых героев писателя_ Андрей Болконский. Этот герой находится в постоянном поиске смысла жизни, проходя свою «дорогу чести». Андрей глубоко неудовлетворен тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с ним в салоне Анны Павловны Шерер.

Учитель.
Зачитайте его описание.
Ученик.
«Он был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женою». (слайд 4)
Ученик.
На лице у Андрея Болконского усталость и скука.
Учитель.
Что говорит он Пьеру Безухову?
Ученик
. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне».
Учитель
. Болконский любил свою жену, но осознавал, что должен сделать больше, чем жить в светском обществе. Это доказывают его слова, обращенные к Пьеру. (слайд 5)
Ученик
. «Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, которую ты выбрал, пока ты не увидишьее ясно…» (слайд 6,7,8)
Учитель
. Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию, мечтая о своем Тулоне. В этот период его кумиром был Наполеон, личность деятельная и сильная. Решение пойти на войну принял, отчасти подогреваемый общим стремлением дворянской молодежи совершить подвиг, защищая свое Отечество. В своих тщеславных мечтах он рисовал себя спасителем русской армии. Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова, но в отличие от штабных офицеров, таких как Жерков и Друбецкой, не ищет легкой карьеры и наград. Докажите текстом.
Ученик
. «Не смотря на то, что еще немного времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнегопритворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, которое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным
….»
(слайд 9)
Ученик
. Что думает князь Андрей Болконский о войне 1805года?
Ученик
. «Увидев Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина компании проиграна, понял всю трудность положения войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней». (слайд 10-11)
Учитель
. Что А.Болконский делает?
Ученик
. А.Болконский настаивает на том, чтобы его направили в отряд Багратиона, которому было поручено задержать неприятеля, не позволить ему отрезать «путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России».
Учитель
. Какие цели он преследует, о чём мечтает?
Ученик
. Мечтает о подвиге, о славе. Хочет быть похожим на Наполеона. (слайд 12,13)
Учитель
. Начинается Шенграбенское сражение. Князя Андрея охватывает
волнение. Он пытается понять, в чем же выразится его «Тулон».Это сражение позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия.
Учитель
. Что понял Андрей Болконский на батарее Тушина?
Ученик
. Что успехом дня мы обязаны действию батареи и стойкости капитана Тушина с его ротой.
Учитель
. Но после Шенграбенского сражения, после паники и неразберихи отступления союзных войск все оказалось не таким уж геройским, как ему мечталось.
Учитель.
(слайд 14) Вспомним Аустерлицкое сражение. Перед Аустерлицким сражением князь Андрей «твердо был уверен, что нынче был день его Тулона или его «Аркольского моста». Смерть, раны, личная жизнь – все отошло на второй план. На переднем плане герой, князь Андрей. Когда подпрапорщик, державший знамя полка был сражен князь Андрей подхватил знамя и повел батарею в атаку. Но ранение отмежевало его от реальных событий, и высокое небо заставило его ощутить свою ничтожность перед вечностью. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от их истинного смысла жизни. Зачитайте.
Ученик.
«Он ничего не видал. Над ним не было ничего уже кроме неба – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого неба, с тихо ползущими по нем серыми облаками
…»
(слайд 15,16,17)
Учитель.
В этот момент проезжающий мимо со своей свитой Наполеон, театрализовано крикнул «Вот прекрасная смерть!». Он показался Болконскому маленьким и ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим небом. Подтвердите текстом.
Ученик.
«…чувствовал, что исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в ту минуту Наполеон казался ему ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душойи этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками….» (слайд 17)
Учитель.
А.Болконский в первых же сражениях расстается с двумя заблуждениями: восторг к Наполеону и надеждой спасти армию. Вот князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено nepeжить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Тот перелом во взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти". Ему кажется, что жизнь кончена. (слайд 18,19)
Учитель.
Кто помогает А.Болконскому?

Ученик.
Пьер Безухов.
Учитель
В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: "Надо жить, надо любить, надо верить".
Учитель.
Беседа с Пьером Безуховым не прошла бесследно. «…князь Андрей чувствует, что слова Пьера произвели на него большое впечатление, и в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое небо, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицким поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. За 2 года жизни в деревне
А.
Болконским были осуществлены без заметного труда все мероприятия, которые задумал Пьер у себя: перевел крестьян в хлебопашцы, заменил барщину оброком, открыл в Богучарове школу. (слайд 21,22)
Учитель
. Однажды весной по своим делам Болконскому нужно было увидеться с графом Ростовым. И по дороге к нему князь Андрей проезжал мимо огромного старого дуба. Дуб привлек его внимание тем, что на нем не было ни одного зеленного листика. Андрей Болконский пришел к выводу, что человек как дерево должен доживать свой век несуетливо и терпеливо. Зачитайте.
Ученик.
«Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно суками и с обломанною корой, заросшею старыми болячками…Только он не хотелподчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». (слайд 23)
Учитель.
Но скоро его жизнь изменилась. Кто ее изменил?
Ученик.
Он встретил и полюбил Наташу Ростову.
Учитель.
Вспомним ночь в Отрадном.(слайд 24)
Ученик
«Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату…»
Учитель.
Вот в этот момент герой почувствовал себя частью той лунной ночи, которая очаровывала Наташу. Жизнь уже не проходила мимо, как раньше. Он ее глазами увидел серебристые деревья, сочную траву, блестящую от росы крышу….»
Учитель.
Возвращаясь от Ростовых, князь Болконский заметил, что дуб зазеленел. Это он воспринял как символ, призывающий его к действию, к жизни, к счастью. Подтвердите текстом. (слайд 25)
Ученик.
«Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца

Сквозь жесткую столетнюю кору пробились из сучков сочные, молодые листья…. »
Учитель.
Болконский понимает, что жизнь в 31 год не кончена. К нему приходит новое желание деятельности и славы. Куда отправляется князь
Андрей? (слайд 26)
Ученик.
Он уехал в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии Сперанского по составлению новых законов.
Учитель.
Но вскоре проследовало разочарование в работе комиссии. Князь Андрей понял, насколько эта работа далека от насущных интересов народа. Андрей Болконский близок к новому духовному кризису, от которого его спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашел подлинное счастье. Болконский весь отдается своему чувству. И вот он на балу, где вновь встречает Наташу. От этой девочки на него повеяло чистотой и свежестью. Он понял богатство ее души, несовместимое с искусственностью и фальшью. Ему уже ясно, что он увлечен Наташей, а во время танца с нею "вино ее прелести ударило ему в голову".(слайд 27,28,29) Что нарушило его счастье?
Ученик.
Обман и измена Наташи с Анатолием Курагиным.
Учитель.
Но князь Андрей был человеком чести, он не мог простить Наташе обман. Он вновь возвращается в действующую армию, Отечественная война резко изменила жизненный путь героя. Как изменила? (слайд 30,31,32,33)
Учитель.
Она застала князя Андрея в смятении, в мыслях о нанесенной ему обиде. Но в нем личное горе потонуло в народном горе. Нашествие французов возбуждает в нем желание бороться, быть с армией и народом. Болконский поступает на военную службу, отказавшись от штабной должности. Во время Бородинского сражения он стоял со своим полком в резерве под сильным огнем Неприятеля. Не вступая в бой, полк потерял треть солдат. Князь Андрей "весь был предан делам своего полка", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!" Во время Бородинского сражения Болконский был ранен осколком гранаты, и, очнувшись в перевязочном пункте, он увидел Анатолия Курагина. Что произошло в этот момент?
Ученик.
Он увидел Анатолия Курагина, вспомнил Наташу и простил их. Он почувствовал сострадание, любовь к ним. Болконский в этот момент любил всех людей на земле, не разделяя их на друзей и врагов. (слайд 34,35)
Учитель.
Я считаю, что великодушие и всеобъемлющая любовь, которые ощутил Андрей в критический момент своей жизни, - это чувства доступные не всем людям. Эти чувства могут возникнуть в честной, благородной душе. Претерпевая тяжкие страдания, сознавая, что умирает, Болконский испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения. Ему кажется, сто смысл жизни и путь к истине указаны в учении Христа. Жизнь и смерть долго боролись в князе Андрее. Близкие Андрея Болконского сохранили о нем светлую память как о человеке ясного ума, сильной воли, стремление к деятельности на благо людям было делом чести. Линия жизни героя не оборвалась: вырос Николенька, в памяти его продолжает жить образ отца.

3)Закрепление.

Учитель.
Давайте составим таблицу «Этапы идейно-нравственных исканий А.Болконского».

Учитель
. Андрей Болконский, пройдя ряд жизненных испытаний, находит свое счастье и успокоение. В процессе этих испытаний он нравственно растет и развивается. Ни война, ни личные беды не сломили его, он, напротив, стал ещё лучше, чище и добрее.

Подведение

итогов

5) Домашнее задание
Война 1805 г. Начало единения с «мыслью народной» Салон Шерер Мечты о подвиге, чтобы заслужить любовь народную. На государственной службе. Встреча с Наташей - идеалом «простоты, добра и правды». 1812 год Единение с солдатским миром Аустерлиц Образ бесконечного неба. Бал Курагин «О, подлая, бессердечная порода». Смертельное ранение Подвиг батареи Тушина Отрадное Нравственное возрождение Аудиенция у Аракчеева Опорные положения темы «Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского».

Текст сочинения:

Благородным и честным человеком был князь Андрей Болконский, герой романа Л. Н. Толстого Война и мир. Для него понятия жизни и чести были неразделимы. Князь Андрей был честен не только по отношению к окружающим людям, но и перед самим собой.
Болконский может быть холоден, например, со своей женой, которая не может существовать вне светского общества, но ласков и нежен с Пьером, взрослым ребенком, который так же чужд свету, как сам князь Андрей.
Решение пойҭи на войну Болконский принял, отчасти подогреваемый общим стремлением дворянской молодежи совершить подвиг, защищая отечество, но была и другая причина: желание порвать с привычным кругом, найҭи иную жизнь, отличную от той, которую он вел прежде.
В своих ҭщеславных мечтах он рисовал себя спасителем русской армии. Но после Шенграбен-ского сражения, после паники и неразберихи отступления союзных войск все оказалось не таким уж геройским, как ему мечталось.
Накануне наступления русских у Аустерлица князь Андрей вновь ощущает прилив честолюбивых порывов. Смерть, раны, личная жизнь все откатывается на второй план. На переднем плане лишь герой, князь Андрей, и любящие его люди, которых он не знает и никогда не будет знать, но которые (ах, мечты, мечты!) никогда не забудуҭ его подвига...
Послушная судьба (а точнее олицетворяющая ее рука великого писателя) предоставила честолюбивому князю такую возможность. Решительная минута наступила! Болконский подхватил знамя из рук убитого солдата и повел батальон в атаку. Но ранение отмежевало его от реальных собыҭий, и высокое небо с невзрачными серыми облаками заставило его ощуҭить свою ничтожность перед вечностью. Ощуҭил он также и еще большее ничтожество смерҭи. И даже Наполеон, на фоне этого вечного неба, показался ему ничтожным. Старательно возводимые идеалы рухнули за одно мгновение.
Болконский, вернувшись домой, решил больше никогда не служить в войсках. Стал уповать на спокойную семейную жизнь. Но это совсем не значиҭ, что в нем пошатнулись понятия чести и благородства. Именно эҭи качества позволили ему устремить свои мысли к вечности и любви. Об этом они много беседовали с Пьером Безуховым. Однажды весной по своим делам Болконскому нужно было увидеться с графом Ростовым, и по дороге к нему князь Андрей проезжал мимо огромного старого дуба. Дуб привлек внимание князя тем, что на нем не было ни единого зеленого листика. Дуб как бы олицетворял собой финал жизни. Возле этого дуба князь Андрей пришел к философскому выводу, что он, человек, равно как и дерево, должен доживать свой век также несуетливо и терпеливо. Главное не приносить никому зла и не требовать к себе участия.
Но вскоре его жизнь круто изменилась: он встретил и полюбил Наташу Ростову. Возвращаясь от Ростовых, князь заметил, что старый дуб зазеленел, и это он воспринял как символ, призывающий его к действию, к жизни, к счастью. Болконский занялся законодательной работой, но вскоре к ней охладел. Из всех чувств, посетивших его душу в день встречи с Ростовыми и вековым деревом, теплилось только чувство любви к Наташе. Но князь Андрей был человеком чести и не мог простить Наташе обман. Он вновь возвращается в действующую армию и во время Бородинского сражения получает ҭяжелое ранение. На перевязочном пункте он встретил Курагина, тоже ҭяжело раненного, вспомнил Наташу, но почувствовал не раздражение, а любовь и сострадание к эҭим людям. Болконский в минуҭы собственного страдания понял, за что и как Бог любиҭ людей, и слезы умиления обожгли его воспаленные щеки. В этот миг князь Андрей любил всех людей на земле, не разделяя их на близких и врагов. Тогда же он пришел к мысли, что смерть пробуждение от жизни.
Я уверен, что великодушие и всеобъемлющая любовь, которые ощуҭил князь Андрей в криҭический моменҭ своей жизни, это чувства, доступные далеко не всем людям, находящимся в одинаковых условиях с Болконским. Эҭи чувства могуҭ возникнуть только в честной, благородной душе. Человек, для которого понятия чести ничего не значат, никогда не прозреет душой, никогда не заплачет о родном и невозвратном.
Сложен и противоречив путь Андрея Болконского. Он был не идеалом добродетели. Жил для себя. Гордыня мешала ему проявить великодушие даже к самым близким людям. Но в нем было изначально заложено зерно, которому суждено было прорасти в благоприятных условиях. Это зерно честь. Освобожденная от гордыни честь помогла князю Андрею преодолеть свой эгоизм, сблизила его на войне с простым народом, который тепло назвал его наш князь.
Князь Андрей покинул этот свет в полной гармонии с людьми и с самим собой. Автор романа, проведя своего героя таким сложным путем к вершинам духа, видимо, сам считал, что именно такой путь самый верный из всех людских путей, ведущих к совершенству души. Это путь чести, освобождающейся от гордыни, эгоизма и других недобрых спуҭников нашей жизни.

Права на сочинение "Князь Андрей человек чести" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

ДОРОГА ЧЕСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО В произведении Война и мир, романе историческом, Лев Николаевич Толстой прослеживает, каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из дворянской, аристократической, среды в эпоху войн? ысяча восемьсот пятого?

Ысяча восемьсот двенадцатого годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые привели его к отрицанию своей среды, а потом и к разрыву с ней. Толстого интересовал декабристский элемен? в его нравственно-психологическом содержании, и отсюда раскры? ие в этом плане облика декабристов стало одной из задач Войны и мира. Толстой художественно решает ее, рассказывая о жизненном пу? и дороге чести одного из своих любимых героев Андрея Болконского. Духовное разви? ие князя Андрея начинается в романе с глубокой неудовлетворенности тем образом жизни, который ему приходи? ся вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Толстой так описывает его: Князь Болконский был небольшого роста. Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. На лице князя усталость и скука. Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне, – говори? он Пьеру. Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию. В войне? ысяча восемьсот пятого года активность его связана с честолюбивыми мечтами о славе, о своем Тулоне. Его кумир в это время Наполеон, личность деятельная и сильная. Увлечение Наполеоном было свойственно многим представителям передовой дворянской молодежи начала девятнадцатого века. Но князь Андрей стреми? ся не только к личной славе. Он хочет счастья для людей, его мечты проникну? ы гражданским пафосом. Автор выделяет своего героя из толпы штабных искателей легкой карьеры и наград, таких, как Друбецкой. Андрей Болконский патриот, а не лакей, равнодушный к господскому делу. Роман? ическое представление о Наполеоне и его чести, мечты о его фантастической судьбе окончательно развеялись на Аустерлицком поле. Там он совершает подвиг, о котором так мечтал: со знаменем в руках он увлекает за собой солдат, уже готовых к бегству. Получив ранение, лежа на поле боя, Князь Андрей смотри? в небо и размышляет о ничтожности человека по сравнению с вечностью. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, князь Андрей приходи? к выводу, что жизнь для себя и своих близких это единственное, что ему остается. Но деятельная и кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. По силе воли и характера, по стремлению к практической деятельности, по трезвому взгляду на жизнь и людей, по господству в нем разума над чувством, по богатству и разнообразию своих способностей князь Андрей близок к декабристам? ипа Пестеля. Трудно возвращается Андрей Болконский к настоящей, достойной его жизни. Вехой на этом пу? и возрождения станови? ся встреча с Пьером Безуховым, возвращающимся из киевских имений. Друзья спорят о смысле жизни, о положении народа, о взаимоотношениях дворян и крестьян. Высказанная князем Андреем в беседе с Пьером мысль о том, что крепостное право растлевает самих владельцев крещеной собственности, являлась аникрепостнической; она была в частности одним из аргументов декабристов в их борьбе против крепостного права. После отъезда Пьера Андрей Болконский проводи? в своем имении ряд мер, облегчающих положение крестьян, улучшающих их бы?. Одним из первых он применяет закон о вольных хлебопашцах, враждебно встреченный в дворянских кругах. Но занятие хозяйством уже не может удовлетворить князя Андрея, и он едет в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии. Поняв, насколько эта работа далека от насущных интересов народа, Андрей Болконский близок к новому духовному кризису. О? него князя Андрея спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашел подлинное счастье. Тем трагичнее для него разрыв с Наташей: теперь как будто бесконечный свод, в которомне было ничего вечного и таинственного. Последний и самый значительный этап жизни князя Андрея связан с грозными собы? иями? ысяча восемьсот двенадцатого года. Нашествие французов возбуждает в нем желание бороться против захватчиков. Болконский разделяет те чувства, которые испы? ываю? армия и народ. В действиях завоевателей он види? проявление той же злой, эгоистической силы, которая в лице Анатоля Курагина вторглась в его жизнь, исковеркав ее. Болконский проси? направить его в полк. Там он свой человек, солдаты называю? его наш князь, любят за храбрость. Здесь, в полку, князь Андрей начинает понимать, что главное назначение человека служить интересам родного народа. Таким образом, по взглядам, отношению к окружающей действительности, народу князь Андрей человек передовых убеждений. Такие, как он, впоследствии пришли к декабризму. Андрей Болконский любимый герой Толстого; в его образе писатель стремился раскрыть свой идеал положительного человека. Князя Андрея, умирающего от раны, полученной на Бородинском поле, Толстой примиряет не только с Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным. Болконский, наконец, постигает смысл жизни: Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам да, та любовь, которую проповедовал Бог на землеи которой я не понимал. Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовь прави? жизнью, что только она может стать основой истинного совершенства, избавить человечество от мук и противоречий. Итак, Лев Николаевич Толстой в романе Война и мир поднял проблемы, имеющие общечеловеческое значение. Максим Горький писал, что Война и мир это документальное изложение всех исканий, которые предприняла в девятнадцатом веке личность сильная, в целях най? и себе в истории России место и дело

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

В салоне мадам Шерер Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет "глупым обществом".

Слайд 4

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Андрей Болконский Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет "жажда такого подвига, который необходим для военного человека".

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Аустерлицкое сражение Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, - это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком "Ребята, вперед!" повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского "пал героем".

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Небо Аустерлица С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул: "Boт прекрасная смерть!"

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

«Новая жизнь» В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: "Надо жить, надо любить, надо верить".

Слайд 14

Описание слайда:

Жизнь в деревне Обосновавшись в деревне, князь Андрей осуществляет заметные преобразования в своих имениях. Триста душ крестьян он перечисляет в "вольные хлебопашцы", в ряде имений заменяет барщину оброком. Он выписывает в Богучарово ученую бабку для помощи родильницам, а священник за жалование обучает крестьянских детей грамоте. Как мы видим, он сделал для крестьян гораздо больше, чем Пьер, хотя и старался, главным образом, "для себя", для своего душевного успокоения.

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Возвращение к общественной деятельности Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим Сперанским, "видя в нем огромного ума человека". Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов".

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы