Про деток, от рождения до школы

Популярность игры в шашки в наши дни бесспорна и кроется в простоте правил и огромном количестве всевозможных комбинаций, которые делают игру красивой и непредсказуемой. Любителей шашек во всем мире невозможно подсчитать — это поистине народная игра, которая к тому же здорово развивает логическое и аналитическое мышление, особенно у детей и начинающих шашистов. Практически в каждом городе страны работают шашечные секции, куда может прийти и записаться любой желающий. О шашках издают книги, печатают журналы, открывают сайты в интернет и даже пишут песни. А ведь для того, чтобы сыграть партию в шашки, даже не нужно иметь при себе фигурки и специально изготовленную доску, при желании все это можно сделать из подручных средств.

parentmap, игры детям можно сделать из яичных лотков, в форме ролл в технике квиллинг

Шашки: история изобретения

История изобретения шашек до конца еще не исследована, но есть свидетельства того, что этой игрой увлекались еще в Древнем Египте. На территории Европы шашки появились примерно в третьем столетии, причем каждый древний народ играл по своим правилам, неизменными лишь оставалась клетчатая доска и право очередности хода противников. Широкая география распространения игры стала известна благодаря археологическим находкам древних шахмат по всему миру. Гораздо позднее, в 1591 году, в Испании была издана первая книга о шашках — это первое известное письменное упоминание об игре и ее правилах.

Современные шашки возникли 800 лет тому назад благодаря французам, которые скрестили египетские шашки Алькерк и классические шахматы. При этом правило передвижения шашки по игровому полю было взято у самой сильной шахматной фигуры – ферзя (королевы). Интересно то, что в Англии до сих пор можно услышать, как шашки называют «draughts», а по-английски это означает — ход ферзя. Современное название шашки приобрели от английского слова «checkered» (клетчатый) — которым обозначали шахматную доску.

Современные варианты игры в шашки

Сегодня насчитывается более двадцати различных вариантов шашек. Разнятся они, начиная от правил и заканчивая размером игровой доски. Существуют разновидности шашек, в которые играют на досках размером 8 на 8, 10 на 10 и 12 на 12 клеток. Есть еще более экзотический вариант с размером доски 8 на 10. Например, в один из популярных вариантов шашек играют на доске размером 8 на 8 клеток. Особое распространение эта разновидность шашек получила на просторах СНГ и Израиля. Не менее популярны «стоклеточные шашки» или «международные шашки», в них используют игровую доску размером 10 на 10 клеток. Правила этих двух разновидностей практически одинаковые.

Среди множества вариаций шашек особняком стоят «поддавки» или так называемые «обратные шашки». Смысл игры в том, что для победы нужно лишиться всех своих фигур или не иметь возможности для хода, то есть проиграть по правилам классических шашек. За этой, казалось бы, простотой, кроется не меньшее количество всевозможных комбинаций и маневров, чем в обычных шашках. Поддавки настолько популярны, что по ним даже проводятся официальные чемпионаты.

Существует и «неспортивная», развлекательная разновидность шашек – «пьяные шашки». Фигурами на игровой доске выступают рюмки, наполовину заполненные алкогольными напитками. Игрок, побивший такую шашку, обязан выпить содержимое сбитой рюмки. А если шашка становится дамкой, тогда рюмку заполняют до краёв. Вариаций правил может быть множество, все зависит от договоренностей участников.

purpletrail, используйте тыковки разных цветов, т акже можно использовать лук и чеснок.

diy-enthusiasts,

americancrafts.typepad, подойдут и крышки

ebabee, здесь деревянные фигурки

etsy, SherisShoppe, очень мягенькие из ткани

stacy-vaughn, пуговицы всегда найдутся дома обратной стороны приклеены липучки), коробка из пустого DVD-кейса, шахматная основа из липучек чёрных и белых.

Такую игру как шахматы, очень легко изготовить своими руками, если распечатать поле и фигуры. Осталось только найти достойные шаблоны, чтобы это сделать. На этой страничке вы найдете все самое необходимо для изготовления этой уникальной игры из бумаги. Даже, если вы еще не умеете играть в шахматы, в конце статьи вы найдете подробные правила, которые написаны простым, доступным языком.

Шахматная доска

Сначала напечатайте шахматную доску. Для этого вам понадобится два листа А4 формата. В зависимости от принтера и предпочтений, выберите цветную или черно-белую доску.

Черно-белое шахматное поле

Совет. Готовое шахматное поле лучше всего заламинировать (закатать в пленку), так оно прослужит дольше. Если такой возможности нет, как вариант, используйте полоски широкого прозрачного скотча.

Шахматные фигуры

Теперь можно переходить к изготовлению шахматных фигур. Изготовить их из бумаги чуть сложнее, так как недостаточно просто распечатать, каждую из 32 шахматных фигур придется вырезать. Но мы максимально облегчили вам эту задачу, когда нарисовали простые шахматные фигуры.

Скачать шахматные фигуры

Если нет возможности распечатать фигуры сразу на картоне, то печатайте на обычной. Затем, прежде чем вырезать, наклейте лист на плотную бумагу. Скачать с шахматными фигурами.

Правила игры в шахматы: подробно

Шахматы только на первый взгляд кажется сложной игрой. Данное руководство доступно расскажет вам как играть в шахматы. Для этого достаточно знать: как расставлять, как кто ходит, и когда, кто выигрывает.

Как расставлять шахматы

Правильную шахматную расстановку запомнить совсем не сложно. Если вы скачали, но еще не распечатали шахматные фигуры из нашей статьи, то на этом листе вы можете видеть верную расстановку. Практически все фигуры ставятся симметрично. Второй ряд занимают пешки. По краям ставим туру. Возле туры (ладья), лошадь (конь). Возле коня, офицера (слон). Осталось поставить королеву (ферзь) и короля. Чтобы легко и навсегда запомнить как их ставить, достаточно запомнить правило: «Королева любит свой цвет». Это означает, что черная королева ставится на черную клетку, а белая, на белую. Таким образом, королевы противников всегда находятся друг против друга.

Кто в шахматах ходит первый

Во всем мире принято, что белые шахматы начинают партию всегда первые. Поэтому, если вы решили следовать традиционным правилам игры, возьмите по пешке в каждую ладонь, спрячьте за спиной и предложите оппоненту выбрать. Белые начинают, затем ходят черные, и так далее … Два раза подряд никто не ходит ни в одном случае.

Как ходят и бьют фигуры в шахматах

Теперь разберемся как ходит и бьет каждая из наших фигур. Для наглядности, правила будут сопровождаться картинками.

Как ходят и бьют пешки

Пешка, это одна фигура, которая бьет, не так как ходит. А именно: первый свой ход, из исходной позиции, каждая из 8-ми пешек может совершить на одну или две клетки вперед.

Следующие хода пешка совершает лишь на одну клетку вперед, даже, если первый ход был также, на одну клетку. А вот бьют пешки наискосок (по диагонали) вперед, в оба направления. А еще, пешка, единственная фигура, которая не может ходить назад.

После того, как фигура противника была побита, она убирается с доски, а фигура, которая ее побила, ставится на ее место. Не стоит недооценивать пешки. Это единственная фигура, которая может превратиться в королеву, если дойдет до конца поля. Некоторые любители шахмат могут возразить, и сказать, что пешка может превратиться лишь в те фигуры, которые уже не стоят на поле. Это миф. Пешка, ступившая на любую клетку противоположного конца поля, может быть превращена в абсолютно любую фигуру. Конечно, ее всегда превращают в королеву, так как эта фигура самая сильная. И да, на доске может быть хоть 3 королевы у одного игрока.

Как ходит и бьет ладья (тура)

Ладья бьет и ходит на любое количество клеток по вертикали и горизонтали.

Как ходит и бьет конь (лошадь)

Конь ходит и бьет буквой «Г». Буква «Г» состоит из 3-х клеток в высоту, и 2-х в ширину. Направление и положение буквы, по направлению которой бьет и ходит конь, не важно.

Конь, единственная фигура в шахматах, которая может ходить или бить, перескакивая через другие фигуры.

Как ходит и бьет офицер (слон)

Офицер ходит на любое расстояние по диагонали. Таким образом, у нас один офицер, который может ходить только по черным клеткам, и второй, который может ходить или бить только с помощью белых клеток.

Как вы могли заметить, первый офицер никогда не сможет попасть на клетки другого. Учитывайте это в игре.

Как ходит и бьет королева (ферзь)

Королева — это самая сильная фигура на шахматном поле. Она ходит на любое расстояние и по любой траектории (по горизонтали и вертикали, и по диагонали). Исключением становится лишь траектория лошади. Буквой «Г» королева ходить и бить не может.

Как бьет и ходит король

Запомнить, как ходит или бьет король, проще всего. Главное запомнить, что ходить или бить он может лишь на одну клетку. Траектория не важна, это может быть одна клетка в любую сторону: по горизонтали или вертикали, а также по диагонали.

Рокировка (длинная и короткая)

Рокировкой в шахматах называют ход, за который можно переместить две фигуры одновременно (туру и короля). Рокировка короля может быть выполнена с левой или правой турой. И выполнена она может быть лишь в том случае, если тура или король, с помощью которых она выполняется, с начала партии, не совершили ни одного хода. А также, на пути их перемещений нет других фигур.

Обратите внимание, что при длинной рокировке, тура ходит на 3 клетки, а при короткой — на 2. То есть, местоположение фигур, после каждой из рокировок, будет разным.

Победа в шахматах

Победой в шахматах называют «Мат». Мат — это когда на короля напала какая либо фигура противника, а закрыться или уйти некуда. А вот когда, королю угрожает какая-либо фигура противника, но игрок может прикрыться или уйти с под боя, то это называется «Шах».

Ничья в шахматах

Ничья в шахматах наступает в двух случаях. В первом, когда у соперника просто не хватает фигур, чтобы поставить мат (то есть загнать короля в угол, напасть на него, без возможности уйти из под боя или закрыться другой фигурой). Во втором же, ничья может наступить тогда, когда ход одного из игроков, из фигур, которые могут передвигаться — только король, а походить ему некуда (везде поля под боем фигурами противника). Такая ситуация называется «пат». В правилах игры в шахматы, пат считается ничьей, но среди шахматистов, поставить противнику пат, вместо мата, считается позорной концовкой игры для поставившего.

Современная шахматная доска имеет чередующиеся черно-белые клетки. Правда на некоторых элитных досках из дерева, клетки наклеены из шпона темных и светлых пород древесины и имеют желто-коричневое чередование. Двухцветная доска легче воспринимается глазом, на ней проще ориентироваться, чем на одноцветной. Дополнительно, шахматисты придумали адресацию каждой клетки, разработали буквенные сокращения для фигур, что помогает им легко и кратко записывать ходы. Так, горизонтальные клетки имеют числовые обозначения, а вертикальные – буквенные.

Наиболее удобной считается размер шахматной доски с величиной клетки равной 5,5-6 см . Как правило, именно такие доски применяются сейчас на чемпионатах и в турнирах.

Количество клеток на шахматной доске в 2 раза больше количества фигур, и это обеспечивает игрокам свободу действий на «поле битвы». Игроки имеют возможность убивать фигуры противника, освобождая тем самым пространство для маневров.

Как расставить фигуры на шахматной доске?

Расстановка шахматных фигур на доске имеет строго определенный и даже симметричный порядок. Фигуры расставляются по горизонтали, занимая первые два ряда шахматной доски. Первый и второй ряды занимают белые фигуры, седьмой и восьмой – черные. Впереди выставляется боевая пехота – пешки. По правилам игры любая пешка, дошедшая до крайнего поля противника, становится ферзем. Но дойти до края поля не так-то просто. Легко стать жертвой одной из фигур противника.

Ведущие фигуры расставляются на первом и восьмом рядах. (смотрите фото). Клетки a и h занимают ладьи, ассоциирующиеся с колесницами в древних шахматах, и перемещающиеся по горизонтали и вертикали. Рядом с ними на клетках b и g стоят кони, которые перемещаются по доске только буквой Г, но способные перепрыгивать через фигуры. Третьи от края клетки – c и f занимают слоны. Они «ходят» по диагонали. На клетке d стоит ферзь (офицер) – самая сильная и мобильная фигура. Ее можно сравнить с главнокомандующим. На клетке e стоит король – самая беспомощная и слабая фигура. Он может ходить по кругу, куда угодно, но не далее одной клетки.

Полной победой признается такая позиция фигур на шахматной доске, когда король противника не может уйти от удара. То есть, куда бы короля ни передвинули, он оказывается под угрозой быть убитым.

Шахматы и компьютеризация

Шахматы не утратили популярности и в наши дни. В ряде школ Азербайджана, например, эта игра введена в программу школьного курса.

С развитием компьютеризации и интернета, шахматная игра получила новое направление и развитие. Уже в 1997 году умная машина выиграла шахматную партию у чемпиона мира. Интернет значительно упрощает распространение информации и обучение, благодаря тому, что в сети можно найти любую интересующую шахматную партию или задачу. Благодаря интернету, шахматисты разыгрывают шахматные партии он-лайн, находясь на разных концах земного шара.

Как сделать шахматную доску своими руками?

Для размеров шахматной доски и фигурок никогда не существовало строгих правил. В разное время шахматы изготавливались в полный рост человека и передвигались на полу в зале дворца, или в саду. В ХХ веке появились миниатюрные магнитные шахматы, легко помещавшиеся в кармане.

Шахматная доска изображается на игровом столике, на отдельной доске.

Вам понадобится

  • - лист плотного картона;
  • - линейка;
  • - простой карандаш;
  • - черный фломастер;
  • - нитрокраска или автоэмаль белого и черного цветов;
  • - ровная планка;
  • - рулетка;
  • - кусок мела.

Инструкция

Рисовать шахматную доску начните с разметки. На листе картона начертите квадрат. Разделите верхнюю и нижнюю линии на восемь равных частей. Соедините каждую пару точек прямой линией. Проследите за тем, чтобы они были параллельными. Линии можно рисовать и от руки, но для того чтобы доска смотрелась красиво, лучше это сделать по линейке.

Разделите на восемь равных частей левую и правую стороны. Соедините пары точек параллельными линиями. У вас получилось что-то вроде сетки.

Под нижним рядом клеток напишите . Первая клетка будет над буквой а, вторая - b и т.д. Крайняя справа клеточка должна быть обозначена буквой h. Слева напишите столбик цифр. Самая нижняя клеточка будет обозначена цифрой 1, самая верхняя - 8.

Левую нижнюю клетку, возле которой стоят буква а и цифра 1, раскрасьте в черный цвет. Клеточку, расположенную рядом с ней, оставьте белой. Черными будут еще клетки с1, e1 и g1. В крайнем левом ряду, снизу вверх, закрасьте черным цветом клетки 3, 5 и 7.

Во втором ряду закрасьте в черный цвет квадратики, расположенные между черными клетками первого ряда. Точно так же раскрасьте и в остальных рядах.

Следующим должен стать ферзь. Он состоит из частей такой же формы и высоты, но более узких. На вершину его поставьте шарик.

Ладьи или башни должны быть на 0,5 см ниже только что слепленных фигур. На основание из конуса поставьте короткий цилиндр. Его форма должна напоминать башню – для этого стеком вырежьте 4 квадратных зубца по краям и площадку в центре цилиндра. Для каждой «команды» слепите по две ладьи.

Любая спортивная игра требует соответствующего инвентаря. Велосипедисту необходим велосипед, штангисту - штанга, теннисисту - ракетка и теннисные мячики. Футболистам, кажется, нужен лишь футбольный мяч - ан нет! Необходимы ещё и футбольное поле, ворота и многое другое. А вот для игры в шашки-64 необходима лишь многоклеточная доска и по 12 белых и чёрных шашек.

Шашечную доску можно купить, попросить у друга, который играет в шахматы, или сделать самому. Её можно начертить в обыкновенной школьной тетради «в клетку». Шашками могут служить различные вещи двух цветов: пуговицы, монеты, крышечки от бутылок.

В продаже имеются самые разные шашечные доски и шашки. Часто можно встретить набор, состоящий из фишек для различных игр: шашек, шахмат, нард.

Стало быть, для игры в шашки, кроме доски и шашек, необходимо лишь ваше желание.

Кто из вас не играл в «морской бой»? Для этого каждый из двух игроков рисовал два квадрата 10×10, один - для своих «кораблей и подводных лодок», а второй - для контроля ведения «огня» и «поражения» вражеских сил. Каждая клеточка обозначалась буквой русского алфавита и цифрой, например, а4, 68, е10.

Для игры в классические шашки необходима доска 8×8, то есть 64 квадрата, светлых и тёмных. Шашечную доску , или, как говаривали в старину, шашечницу, следует ставить так, чтобы чёрный угловой квадрат находился слева внизу. Легко запомнить: сердце - слева! Можно также учесть, что это угловое поле называется al. Кстати, мы говорим «чёрные» и «белые», но это название условное., так как и доска, и сами шашки могут быть разных цветов и оттенков. Главное, чтобы одни были тёмные, а другие - светлые. Но чаще всего шашки бывают именно чёрного и белого цвета, поэтому в дальнейшем мы будем их так и называть.
Игра в шашки, в отличие от шахмат, ведётся только по тёмным клеткам, их 32. В шашках каждая клетка называется шашечным полем, или просто полем. Каждое чёрное поле имеет своё «имя».
Линии (ряды) на шашечнице имеют тоже свои названия.

Горизонтали - ряды полей слева направо обозначаются цифрами от 1 до 8 (первая, вторая, …, восьмая).

Вертикали - ряды полей снизу вверх обозначаются латинскими буквами а, Ь, с, d, е, f, g, h, которые, по традиции, называются как первые восемь букв французского алфавита: а, бэ, цэ, дэ, е, эф, жэ, аш. Например, четвертую вертикаль d образуют игровые поля d2, d4, d6 и d8.

Диагонали - косые линии (слева направо вверх или справа налево вверх).

Поля - клетки, находящиеся на пересечении вертикалей и горизонталей.

Фланги - доска делится условной линией на два фланга - левый и правый. Для белых вертикали а, Ь, с, d - левый фланг, е, f, g, h - правый фланг, для чёрных - наоборот.

Центр - восемь полей: сЗ, с5, d4, d6, еЗ, е5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля с5, d4, е5, f4.

Бортовые поля - поля первой и последней горизонтали al, cl, el, gl; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей а и h - al, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8.

Опорные пункты - поля c5 и f4.

Итак, теперь мы можем назвать каждое игровое поле. Первая вертикаль, вертикаль а, имеет 4 игровых поля: al, аЗ, а5, а7 (все нечётные). Вторая вертикаль, вертикаль Ь, как и все остальные вертикали, тоже имеет 4 игровых поля: Ь2, Ь4, Ь6, Ь8 (все чётные). Третья вертикаль - cl, сЗ, с5, с7. Четвёртая - d2, d4, d6, d8. Пятая - el, еЗ, e5, e7. Шестая - f2, f4, f6, f8. Седьмая - gl, g3, g5, g7. Восьмая - h2, h4, h6, h8.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы