Про деток, от рождения до школы

Добро пожаловать в Кострому – одну из самых ярких и драгоценных жемчужин Золотого кольца России!

Первое упоминание о Костроме относится к 1152 году. В это время на берегах реки Сулы появилась крепость Кострома, заложенная Юрием Долгоруким. Ученые считают, что слово «Кострома» произошло от «костр» - «укрепленное место, крепость». По другой версии, это древнее языческое слово, которое означает праздник, проводимый летом во время ритуальных игр в честь бога солнца Ярилы.

Кострома застроена по принципу лучевой (веерной) планировки, улицы веером расходятся от главной площади. Строгое следование этому градостроительному плану - одна из особенностей, отличающих Кострому от других русских городов. Подобная четкость возникла лишь в XVIII веке. До этого Кострома была скопищем деревянных строений. Поэтому город на протяжении своей истории неоднократно страдал от пожаров.

После очередного катастрофического пожара в 1773 году, когда сгорели почти все дома и церкви, стало ясно, что пора, наконец, что-то предпринять. Местные землемеры составили «план погоревшим в том городе местам с назначением о построении кварталов». Но «построение кварталов» оказалось нереальным - чтобы его осуществить, пришлось бы снести большую часть уцелевших при пожаре строений. Поэтому стали разрабатываться другие проекты.

Легенда приписывает идею веерной застройки императрице Екатерине II. Будто бы, посетив Кострому, она узнала о градостроительных проблемах жителей и решила их просто и изящно. Екатерина уронила раскрытый веер на карту с изображением Волги и сказала: «Так и стройте». Правда, Екатерина посетила Кострому за шесть лет до пожара и, следовательно, до того, как было принято решение о перестройке города. На самом деле окончательный веерный план Костромы был утвержден обычной комиссией в 1779 году на основе сведений, собранных ярославским генерал-губернатором Мельгуновым.

В Кострому стоит приехать хотя бы для того, чтобы ощутить живое дыхание истории, прикоснуться к ней, увидеть своими глазами, чем богат и славен наш город.

Ипатьевский монастырь

Одним из главных исторических памятников Костромы является Ипатьевский монастырь. Он расположен на стрелке между Волгой и рекой Костромой. Согласно одной из гипотез, Ипатий заложил в 1275 году князь Василий Квашня во время нашествия на Москву монголо-татар. Другая легенда рассказывает, что основателем Ипатьевского монастыря был татарский князь-мурза Чет в 1330-х годах. Направляясь в Москву к Ивану Калите Чет внезапно заболел и был вынужден сделать привал в том месте, где сейчас находится монастырь. В разгар недуга Чету привиделись апостол Филипп, священномученик Ипатий Гангрский и Богородица. После этого Чет принял христианскую веру, став Захарием, и построил храм Святой Троицы с приделами Филиппа и Ипатия. Именно от Чета начинается родословная бояр Годуновых, они приняли непосредственное участие в дальнейшей судьбе монастыря, где покоился их предок: под их покровительством в храме построили мастерскую по изготовлению книг. Здесь же, по настоянию Годуновых, делали священнические облачения, культовые предметы, усыпанные драгоценными камнями, писали иконы. Все это вошло в экспозицию современного монастыря. Кроме того, Годуновыми была собрана великолепная библиотека, именуемая Ипатьевской летописью, являющаяся одним из основных источников, в которых хранятся сведения о Древней Руси.

В 1613 году Ипатьевский монастырь был навсегда вписан в историю страны как колыбель рода царей Романовых. В это время по Руси прошлась польско-литовская интервенция. Шестнадцатилетний Михаил Романов нашел пристанище в стенах монастыря вместе со своей матерью, монахиней Марфой. Туда пришли московские посланники и предложили Михаилу стать царем «всея Руси». Однако юный избранник, памятуя об интригах и предательствах, долго отказывался от оказанной ему чести. И только после шестичасового увещеванья послы убедили Михаила принять престол. Представ пред чудотворным образом Феодоровской иконы Божией Матери, Михаил Романов был благословлен на царство. В Троицком соборе монастыря был отслужен первый благодарственный молебен за спасение России от смуты и за благословение нового царствующего дома.

В разное время Ипатьевский монастырь посещали русские императоры: Екатерина II (1767 г.), Николай I (1834 г.), Александр II (1837, 1858 гг.), Александр III (1866, 1881 гг.), Николай II (1881, 1913 гг.).

Духовное наследие

Кострома – город златоглавых церквей и величественных храмов, центр народной духовности.

На противоположной стороне реки Костромы, параллельно Ипатьевскому монастырю расположился Богоявленского-Анастасиин монастырь. Считается, что его возвели в XV веке, но с тех пор неоднократно перестраивали. В кафедральном соборе хранится главная костромская святыня – Феодоровская икона Божией Матери. Обретенная Святым князем Юрием Всеволодовичем (1238 г.) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца, икона после его кончины перешла к великому князю Александру Невскому. В 1263 году икона чудесным образом явилась в Костроме, в уделе младшего брата Александра Невского - князя Василия Ярославича. По преданию князь Василий выехал на охоту за город, к реке Запрудне, и увидел на дереве прекрасную икону Божией Матери. Призванные князем из города священнослужители сняли обретенную святыню с дерева и торжественным крестным ходом принесли ее в Кострому, поставив в городском Соборе во имя великомученика Феодора Стратилата. В память об этом она стала именоваться Феодоровской. День обретения иконы - 16 (29) августа стал днем церковного празднования. Феодоровская икона, как покровительница семьи, прославилась многими чудотворениями, благодатными исцелениями.

На Волжской набережной стоит церковь Воскресения на Дебре, это единственный сохранившийся в Костроме храм, относящийся к XVII веку. У входа в Святые ворота прихожан приветствуют мифологические существа: лев - символ силы, единорог - символ целомудрия, пеликан - символ бессмертия и воскресения, алконост (райская птица с человеческой головой) - символ праведности. На другом берегу Волги можно увидеть еще два памятника архитектуры - Ильинскую и Преображенскую церкви. Раньше вокруг Ильинского храма находилось село Городище, принадлежащее боярыне Морозовой, которую изобразил на своем полотне Василий Суриков. В ночь на 16 ноября 1671 года, когда боярыню взяли под стражу, ее вотчина с пятиглавой церковью была отписана в государственную казну.

Архитектурный облик Костромы

Историческая часть города представляет собой целостный архитектурный ансамбль конца XVIII-XIX веков. Симметрично расположены торговые ряды. В Красных рядах раньше торговали «красным» товаром – тканями, мехами, кожаными изделиями, книгами. В Больших Мучных рядах можно было приобрести муку, фураж, лен. Во дворе расположены Мелочные ряды, построенные для торговли мелкой галантереей. Напротив находится изящное здание Овощных (Табачных) рядов. Рядом с ними - здание Масляных рядов. На вершине волжского откоса возведены Пряничные ряды с двумя часовнями, ниже по склону Рыбные ряды.

В ансамбль зданий общественного назначения входят гауптвахта, пожарная каланча и дом Борщова. Строительство велось в то время, когда в Санкт-Петербурге уже господствовал стиль ампир, поэтому в провинциальной Костроме можно встретить все оттенки классицизма: от раннего классицизма до ампира. Например, здание губернского правления монументально в духе творений Дж. Кваренги, пожарное депо - скорее всего, баженовского типа, а гауптвахта - совсем ампирное здание.

Гауптвахта была поострена в 1824-1827 годах по проекту П.И. Фурсова. В ту пору буйство и кутежи офицеров считались в порядке вещей, поэтому городское общество содержало гауптвахту. Деревянная гауптвахта первоначально находилась на берегу Волги, вблизи Московской заставы. Когда она обветшала, Фурсов решил перенести ее на площадь. Прежде на этом месте был яблоневый сад фабрикантов Волковых. Здание гауптвахты – представляет собой фасад квартала. Как и все постройки в стиле ампир, его отличает особая торжественность и величавость.

Пожарная каланча – памятник архитектуры первой трети XIX века, расположена на главной (Сусанинской) площади Костромы. Инициатива постройки каланчи на центральной площади (именовавшейся тогда Екатеринославской) принадлежала губернатору К.И. Баумгартену. Автором проекта здания стал архитектор П.И. Фурсов. Здание было выстроено в виде двухэтажного четверика с прекрасным портиком, увенчанного восьмигранной дозорной башней с караульней. Удачное расположение памятника, цельность и компактность архитектурного объема, выразительность его силуэта, мера в использовании декора на фасаде делают костромскую каланчу одним из лучших памятников позднего классицизма в России. В 1834 году она вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I, после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции.

Бывший особняк участника отечественной войны 1812 года генерала С.С. Борщова построен в 1824 году. Крупный масштаб и представительность – его характерные черты. Решение главного фасада было продиктовано тем, что особняк оказался в глубине площади и воспринимался с большого расстояния, поэтому он акцентирован восьмиколонным портиком коринфского ордера. Художественный облик этого здания является необходимым связующим звеном между парадной пожарной каланчой, нарядной гауптвахтой и официально-торжественными губернскими присутственными местами.

Здание Дворянского собрания – считается одним из лучших образцов постройки в стиле русского провинциального классицизма конца XVIII – начала XIX веков (арх. М.М. Праве). В здании пленяет все: и своеобразие планировки, и благородство интерьера, и богатый лепной декор. Почти кубический объем его выглядит легким и изящным. Архитектурные элементы – лопатки, тяги и рельефы создают необычную игру света и тени. В большом, просторном вестибюле берет начало чугунная ажурная лестница, по преданию, по ней в мае 1913 года поднимался император Николай II в парадные залы второго этажа.

Именем великого драматурга

С Костромой связаны имена многих замечательных личностей, в частности, актера Ф.Г. Волкова, писателей Н.А. Некрасова, А.Ф. Писемского. И, конечно же, великого русского драматурга А.Н. Островского. Именно в Костроме он нашел прототипов для своей знаменитой пьесы «Гроза».

Имя драматурга носит Костромской драматический театр. Он является одним из старейших театров в России. В репертуаре театра – десятки спектаклей, поставленных по пьесам русских и зарубежных драматургов, как уже признанных классиков, так и современных авторов. Костромской драматический театр - единственный в мире, где поставлено 46 из 47 пьес, принадлежащих перу А.Н. Островского.

Недалеко от речного вокзала находится беседка, построенная в 1956 году. Один из символов Костромы расположен на насыпи, сохранившейся от деревоземляных укреплений древнего Костромского Кремля. Эту беседку костромичи также называют именем русского драматурга А.Н. Островского. Часто приезжая в Кострому из своей усадьбы Щелыково, он любил отдыхать здесь, любуясь волжским пейзажем.

Памятники великой истории

Между Мучными и Красными рядами, на вершине Молочной Горы, находится памятник русскому патриоту Ивану Сусанину. Он был воздвигнут в 1967 году по проекту скульптора Н.А. Лавинского. Зимой 1613 года крестьянин Костромского уезда Иван Сусанин спас царя Михаила Романова от польских интервентов. Он завел врагов в непроходимое лесное болото, за что был убит поляками. Память о подвиге Ивана Сусанина сохранилась в устных преданиях. Его воспел в своем творчестве поэт-декабрист К. Ф. Рылеев: «Каждый Отчизну с младенчества любит и душу изменой свою не погубит». Русский композитор М. И. Глинка посвятил этим событиям народно-героическую оперу «Иван Сусанин», а также оперу «Жизнь за царя».

В 2003 году в Костроме был установлен памятник Юрию Долгорукому. Скульптором этого памятника является В.М. Церковников, архитектором - Г.Л. Морозов, художником - С. И. Кадыбердеев. Памятник высотой 4,5 метра, весом 4,2 тонны, отлит из бронзы. Скульптура представляет собой восседающего на престоле великого князя, который простирает перед собой правую руку, указывая, что здесь будет заложен новый город. В левой руке он, как крест, держит меч, показывая, что он пришёл на эти земли не как воин, а как созидатель.

Памятники архитектуры Костромы - особый вид культурного наследия. На страницах сайта имеются адреса, описание лучших памятников архитектуры Костромы.

Городские объекты загружаются.
Пожалуйста, подождите.

    0 м до центра города

    Не так давно у жителей Костромы появилась уникальная возможность побывать в сказке. Возле гостиницы «Снегурочка» был установлен настоящий домик Снегурочки. Теперь это настоящий сказочный музей. Организаторы устраивают сюда экскурсии и предлагают несколько вариантов посещения. Здесь можно побывать с полной экскурсией по дому, а можно ещё попасть в ледяную комнату, где Вам непременно подадут угощения, чтобы не замёрзли. Интересно, что экскурсоводом по домику является сама хозяйка. Внучка Деда Мороза вместе с помощниками проведут каждого желающего по всем уголкам деревянного домика и покажут место, где нужно загадывать желания, которые непременно исполняются.

    0 м до центра города

    Бывшее здание гаупвахты – это историческое место Костромской области. Оно является фасадом целого квартала города. Благодаря своим крупным пропорциям оно больше напоминает поставленный на землю аттик. Все лепные украшения здания посвящены одной теме - военной славе. Здесь изображены щиты и доспехи, собаки, львиные маски, и даже голова Медузы Горгоны. Вся центральная часть здания акцентирует на себя внимание благодаря полуциркульной эксерды с пятью нишами, а так же шестиколонным портиком. Здание это строилось после Отечественной войны 1812 года.

    0 м до центра города

    Вся центральная часть города представляет собой архитектурный ансамбль, который был выстроен как целостный комплекс в XVIII-XIX веках. В самом центре комплекса размещены торговые ряды, которые некогда назывались Гостиным двором. За основу планировки брали устройство купеческой лавки на первом этаже и объёмными складами на чердаке и в подвале. Здания окружены галереями, за каждой аркой которого располагалась лавка с витринами и входом. К комплексу примыкают колокольня и церковь Спаса в Рядах. Весь комплекс разделён на несколько частей

    0 м до центра города

    Здание Дворянского собрания - это постройка в архитектурном стиле классицизма провинции. Оно остаётся лучшим среди зданий провинциальных городов. Здание совмещает в себе богатый интерьер, лепной декор и своеобразную планировку. Объём здания смотрится лёгким и изящным, а все элементы декора создают красивую игру света и тени. По лестницам этого дома в мае 1913 года поднимался сам император Николай II. Главным условием принятие проекта по этому зданию было устройство Большого зала для собраний. Он разместился в левой части здания. Он отделан красивым мрамором, цвета слоновой кости, из-за чего и получил название «Белый зал».

Какую информацию может почерпнуть российский читатель из родных СМИ? Что у России светлое будущее (выступление президента страны). Что жить на свете страшно, т.к. кругом криминал (сводка последних новостей). Кого поцеловал (оскорбил) на вчерашнем фуршете один из светских львов (львиц). Наконец, что завтра временами и местами не исключена вероятность дождя. Но никогда гражданин не прочитает о старинном городе Костроме, потому что до него целых 6 часов езды от Москвы. Если, конечно, в городе не произойдёт большой беды или страшного преступления. К счастью, пока в Костроме тихо...
Пройдя немного по городу вспоминаешь строки "...здесь русский дух, здесь Русью пахнет...". Применительно не к воздуху, который вполне чист, как расходная строка в федеральном бюджете напротив слова "Кострома", а глядя на архитектуру и вид городских зданий.

Побывав в Вологде, с которой, в известной песне "Песняров", соревнуется красотой своих домов Кострома, и увидев тамошнюю резьбу на домах, я подумал, что Кострома попала в песню только для рифмы, т.к. спорить с Вологдой, в этом отношении, тяжело. Оказалось, что нет, Кострома поборется с кем угодно. Мастеров обработки дерева и здесь хватало (надеюсь, что хватает и сейчас).

Можно увидеть настоящий дворец из дерева.

Сохранились следы попыток повторить это великолепие отделки стен и в камне.

Невозможно равнодушно пройти мимо подобных уголков, которых много в старых российских городах.

На стенах интересных домов, вполне справедливо, укреплены таблички с фамилиями их хозяев.

Основателем Костромы считается Юрий Долгорукий.

Не знаю, характерно ли это для Костромы, но по дороге попалось несколько организаций, имеющих прямое отношение к религиозному воспитанию.

Альтернативное мнение о происходящем на небесах представлено Планетарием. Находящимся, похоже, в переделанной церкви.

Весело выглядит и удивляет своими размерами здание налоговой инспекции региона. Учитывая степень экономического развития области, а следовательно и доходы налогоплательщиков, хочется надеяться, что налоговики хотя бы самоокупаются.

В Костроме поняли раньше других, сколько денег можно давать дамам на руки.

В этих местах у известного писателя А. Н Островского было имение. Жил он и в городе.

Недалеко находится театр, в котором ставят его пьесы.

У входа памятник писателю.

В архитектуре города от той поры осталось немало.

Интересные здания у роддома

Дома народного творчества.

Ликёро-водочного завода.

Городской музей-заповедник имеет давнюю историю. Здание было специально построено для Романовского музея в 1913 году, к 300-летию дома Романовых.

В Костроме можно угоститься дармовым (а потому вкусным) пивом.

с табличками фамилий известных людей, много сделавших для развития города, вделанными в мостовую. Не совсем хорошо, мне кажется, наступать грязными ботинками на знаменитые имена. Под ноги всегда бросали знамёна и прочую атрибутику поверженного врага. Гораздо правильней было поставить их вертикально, не говоря уже о бюстах. Но мода диктует своё...

В Костроме чтят память своего земляка Ивана Сусанина. Один памятник ему восстанавливается. Говорят был снесён, т.к. Сусанин изображал там преданность царю.

Второй, построенный взамен, стоит напротив. Получится вполне в духе популярной нынче идеи здоровой конкуренции.

Можно и отдохнуть под именем Сусанина. Эти туры должны быть популярны у польских туристов.

Здесь ковали победу в Великой Отечественной войне. Памятник труженикам тыла. Редко, где есть и выполнено очень искренне, с чувством.

Символом города считается...пожарная каланча. Не потому, что здесь часты пожары, или мало претендентов на этот высокий пост. Просто каланча в городе замечательная. Не удивлюсь, если её признают самой красивой в стране. Она до сих пор служит пожарному ведомству.

Можно смело казать, что на площади рядом с каланчой сформировался настоящий архитектурный ансамбль.
Это, в первую очередь, бывшая гауптвахта, в которой сейчас музей костромского гарнизона.

Также здание местной администрации

Включая обширные торговые ряды. Находясь в которых чувствуешь себя перенесшимся на машине времени, на много лет назад.

Над рядами возвышается церковь Спаса.

В Костроме, время от времени, проживали известные люди.

Похоже, что своих уважаемых жильцов помнит краска наружных стен.

У города огромный потенциал для туризма. Убеждён, что, если бы он находился в Беларуси, то выглядел бы иначе. А пока можно исторические фильмы снимать "с колёс". Не меняя ничего вокруг.

Хотя, конечно, приметы нового проникают и сюда.

В городе выделена пешеходная зона.

Ремонтируется парк "Эрмитаж".

Под таким объявлением надо поставить человека, который решил, что лучше не приводить в порядок города России, а держать деньги в фонде, предназначенном для детей. Хотя, фамилии тех детей назовёт любой житель страны. Скорее всего, он своё мнение изменит. Ньютону же помогло...

Если стремящийся жить в достатке россиянин переезжает в Москву, то стремящийся умереть "по-человечески" должен успеть доехать до Костромы.

Иоанно-Златоустовская церковь в советское время, до 1964 года, была кафедральным собором города.

Женский Богоявленско-Анастасиин монастырь. Фотографировать на его территории нельзя. А жаль, т.к. там находится первое каменное сооружение Костромы - Богоявленский собор.

Кострома зародилась в 1152 году. В память об этом событии костромичи установили монумент "отцу" города - Юрию Долгорукому (Воскресенская (ранее - Советская) пл.). Случилось это в 2003 году 29 августа, через год после 850-летнего юбилея со дня основания. В месте, где планировали его поставить, годом ранее при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II заложили камень и капсулу с землей, привезенную с места упокоения князя в Киеве. Средства на установку были собраны благотворителями, как видными предпринимателями, так и рядовыми горожанами. Создателями стали известный скульптор В.Церковников, архитектор Г. Морозов и художник С. Кадыбердеев.
Скульптура весом в 4 тонны и высотой в 4,5 метра выглядит величественно. Юрий Долгорукий показан сидящим на скамье, украшенной резьбой. На голове его шапка Мономаха. Левой рукой опирается он на меч, напоминающий крест. По замыслу авторов, это символизирует, что пришел он в эти края как завоеватель, но не как воин. Десница правителя вытянута вперед, словно указывая на место, где должен быть заложен новый город.

Памятник Ивану Сусанину

Среди знаковых имен, связанных с Костромой, особую роль играет имя Ивана Сусанина. Легендарный подвиг этого выходца из крестьян, заведшего поляков и литовцев на болото в лесной глуши и, несмотря на пытки, не выдавшего будущего родоначальника царской династии Романовых - Михаила, впервые решили увековечить еще в 30-х годах XIX столетия. Тогда высочайшим соизволением царь Николай I повелел поставить памятник, посвященный самодержцу Михаилу Федоровичу и Ивану Сусанину. Одновременно площади, где в центральной части хотели возвести монумент, дали новое название: вместо Екатеринославской она стала Сусанинской. Памятную композицию с почестями при большом стечении знатных гостей и простого люда открыли в 1851 году 14 марта. Создателем ее явился знаменитый мастер В.И. Демут-Малиновский. Мемориал состоял из колонны, завершающейся бронзовым бюстом первого царя из рода Романовых. У основания гранитного столба размещалась коленопреклоненная фигура Сусанина, а рядом с ним два свитка - грамоты, пожалованные монархами потомкам крестьянина. Колонну украшали символ Российской империи - двуглавый орел, и герб Костромской губернии. Спереди четырехугольного пьедестала прикрепили барельефную картину гибели народного героя, а сзади располагалась надпись золотыми буквами, выражавшая благодарность потомков спасителю царя. Век этого памятного знака оказался недолгим. После революционных потрясений 1917 года весной следующего года Совнарком издал документ "О памятниках республики", в связи с чем должны были уйти в небытие символы, связанные с императорской семьей и ее слугами. Тогда же началось разрушение мемориального сооружения, а Сусанинская площадь получила новое имя - Революции. Сначала уничтожили фигуры из бронзы. Потом, в 1928 году с пьедестала убрали колонну, до того времени скрывавшуюся под деревянным обелиском с красным флагом. В 1934 году и само основание сравняли с землей.
Историческое наименование Сусанинская вернули в 1992 году. Также в планах к 400-летнему юбилею восхождения на престол последней царской династии в России (2013 год) числилось воссоздание монумента на прежнем месторасположении, но воплощения в жизнь эта идея не получила. Хотя в 2013 году памятник Михаилу Романову и Ивану Сусанину (во дворе дома на ул. Горной) все же появился. Установили данное сооружение по инициативе бывшего мэра Бориса Коробова. Скульптурное творение представляет собой уменьшенную втрое, переработанную копию образца XIX столетия. На высокой колонне расположен бюст молодого самодержца в шапке Мономаха и с блистающим на груди золотым крестом, а в середине столба размещен барельеф-портрет Сусанина. В советский период установили новый памятник Сусанину (ул. Молочная гора, у Торговых рядов на Сусанинской площади) как патриоту своей родины, о чем гласит надпись на пьедестале. Проект придуман молодым автором Н.А. Лавинским и возведен при участии архитекторов М.П. Бубнова и М.Ф. Марковского. Решение о разработке и установке монумента народному герою утвердили еще в 1947 году, но работы по его созданию начались лишь в 1959. А открыт он, несмотря на многочисленные споры современников, большей частью считавших его не соответствующим облику городского исторического центра, был 28 сентября 1967 года.
На возвышающемся постаменте в форме цилиндра, облицованном известняком белого цвета, установлена статуя крестьянина в полный рост. Представлен он одетым в долгополую одежду. Левой рукой опирается Сусанин на массивную палку, а правой - обращенной ладонью вниз, по замечанию именитого академика Н.В. Томского, чьим воспитанником был Лавинский, показывает, что враги, пришедшие на русскую землю, в ней и останутся. Монументальное творение, призванное прославлять патриотизм русского человека, поднимается в высоту на 12 метров.

Памятник Ленину

Еще одна достопримечательность коммунистической эпохи неизменно привлекает туристов своим нетривиальным видом. Это памятник В.И. Ленину (Центральный парк, ул. Чайковского, 4А), выполненный группой специалистов, среди которых М.Листопад, З. Иванов, А. Лебедев, Д. Шварц. Образ вождя мирового пролетариата в Костроме не отличается от многих подобных фигур в других российских поселениях. Он изображен произносящим пламенную речь с неизменным жестом правой руки, указывающей вперед. А вот основание под скульптурой, благодаря которому она хорошо видна издалека, выглядит необычно и резко контрастирует с ним.
Все потому, что изначально здесь предполагалось возвести грандиозную скульптурную и архитектурную композицию, посвященную 300-летнему правлению Романовского рода. По утвержденному в 1912 году самодержцем Николаем II проекту скульптора А.И. Адамсона планировалось построить часовню с шатровым завершением из нескольких ярусов. На уступах должны были размещаться статуи представителей царского рода и других известных в российской истории личностей.
Памятник заложили в 1913 году при юбилейных торжествах, посвященных царской династии. К 1916 году возвели постамент и привезли 20 из 28 предполагавшихся изваяний, отлитых из бронзы. Но Первая мировая война и Октябрьская революция помешали окончательному осуществлению замысла.
В первые годы власти Советов высказывалась идея соорудить на пьедестале из недостроенной часовни с характерными для подобных сооружений элементами в виде кокошников памятник Свободе, но предложение так и осталось лишь на бумаге. После смерти В.И. Ленина в 1924 году постаменту нашли более практичное применение, водрузив на него статую вождя. Поставленная в 1928 году скульптура была бетонной, позже в 1982 году ее заменило изваяние из металла.

Мемориал "Слава воинам-костромичам, участникам Великой Отечественной войны"

В период Второй мировой войны тысячи уроженцев костромского края не вернулись с полей сражений. У мемориала "Слава воинам-костромичам, участникам Великой Отечественной войны" (пл. Мира) всегда лежат живые цветы как дань памяти тем, кто пожертвовал жизнью ради счастья будущих поколений. Грандиозная композиция из бронзы, созданная скульпторами М.Ф. Бабуриным, Г.П. Левицким и архитектором Е.И. Кутыревым и установленная в 1972 году, изображает молодого советского солдата в развевающейся плащ-палатке. Одной рукой он держит погибшего юношу, а другая, сжимающая автомат, вскинута вверх.

Памятник труженикам тыла

Не забыт и подвиг тех, кто неустанно трудился в военные годы в тылу. Оригинальный и неповторимый памятник труженикам тыла (ул. Депутатская) установлен в 2006 году. Его эскиз под названием "Слеза", выполненный жительницей Солигалича Р. Симоновой, был выбран в результате народного конкурса. Скульптурное творение, воплощенное В. Церковниковым, состоит из образов женщины, держащей пулеметную ленту, и мальчика-подростка. Они заключены в обрамление, напоминающее слезу. Высота мемориала из бронзы - 7 метров. Около него размещены 2 плиты, на одной из них описан вклад костромичей-тыловиков в общую победу, а на второй указаны те, кто принимал участие в установке мемориала.

Памятник собаке

Кроме впечатляющих изваяний, застывших в камне и металле и хранящих память об исторических личностях и значимых событиях в жизни города и страны, есть в Костроме и менее заметная, но по-своему важная достопримечательность - памятник собаке (Сусанинская пл.). Бронзовый бассет с грустными глазами, часто называемый в народе Дружком, имел реального прототипа, и неслучайно скульптура в 2009 году появилась неподалеку от Пожарной каланчи.
Писатель Л. Колгушкин в середине XX века в своем рассказе описал реально существовавшего пса Бобку, который в конце XIX столетия жил при пожарной части и помогал спасать детей из огня. Сегодня добродушный пес не просто служит украшением площади, теперь он приносит пользу братьям нашим меньшим. Рядом с ним установлен шар-копилка, куда неравнодушные люди опускают деньги, которые потом передаются в центр передержки бездомных животных. А носик собачки, полюбившейся местным жителям и гостям, натерт до блеска, поскольку считается, что прикосновение к нему неизменно приносит удачу.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы