Про деток, от рождения до школы

Обычно такое происходит, когда один язык полностью заменяется в употреблении другим языком (т. н. «языковой сдвиг »), как, например, коптский язык был заменён арабским , а множество исконных американских языков были вытеснены английским , французским , испанским и португальским языками. При вымирании языка, на последних этапах своего существования он становится характерным только для определённых возрастных (и социальных) групп . Мёртвыми языками часто называют архаичные формы живых, активно употребляемых языков .

В некоторых случаях мёртвые языки, перестав служить средством живого общения, сохраняются в письменной форме и используются для нужд науки, культуры, религии . Примерами такого развития являются:

В некоторых случаях вымерший язык продолжает использоваться в научных и религиозных целях. Среди многих мёртвых языков, использующихся подобным образом, - санскрит , латинский , церковнославянский , коптский , авестийский и др.

Есть пример, когда мёртвый язык вновь стал живым - так произошло с ивритом , корнским и мэнским языками.

Чаще всего литературный язык отрывается от разговорного и застывает в каком-то своем классическом облике, далее почти не изменяясь; когда же разговорный язык вырабатывает новую литературную форму, старую можно считать превратившейся в мёртвый язык (примером такой ситуации может быть турецкий язык , сменивший в 20-х годах XX века османский язык как язык образования и делопроизводства в Турции).

См. также

Напишите отзыв о статье "Мёртвый язык"

Примечания

  1. Иванов Вяч. Bс. // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева . - М.: Советская энциклопедия , 1990. - 683 с.
  2. Мусорин А. Ю. // Язык и культура. - Новосибирск, 2003. - С. 3-6.
  3. Воскресенский М. Л. // Большая советская энциклопедия .
  4. // Энциклопедия Кругосвет
  5. Зализняк А. А. «Слово о полку Игореве: взгляд лингвиста», 1-е изд., М., 2004. - С. 15.
  6. «Словарь древнерусского языка XI-XIV вв. Введение, инструкция, список источников, пробные статьи» / Под ред. Р. И. Аванесова . - М., 1966. - С. 23.

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мёртвый язык

Княжна Марья и Наташа, как и всегда, сошлись в спальне. Они поговорили о том, что рассказывал Пьер. Княжна Марья не говорила своего мнения о Пьере. Наташа тоже не говорила о нем.
– Ну, прощай, Мари, – сказала Наташа. – Знаешь, я часто боюсь, что мы не говорим о нем (князе Андрее), как будто мы боимся унизить наше чувство, и забываем.
Княжна Марья тяжело вздохнула и этим вздохом признала справедливость слов Наташи; но словами она не согласилась с ней.
– Разве можно забыть? – сказала она.
– Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо, – сказала Наташа, – я уверена, что он точно любил его. От этого я рассказала ему… ничего, что я рассказала ему? – вдруг покраснев, спросила она.
– Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья.
– Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?
– Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл.
– И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало…
– Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья.
– Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем?
– Да, и чудесный.
– Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.
– Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер.
– Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим.
– Ну, а дети?
– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».
За завтраком Пьер сообщил княжне, что он был вчера у княжны Марьи и застал там, – можете себе представить кого? – Натали Ростову.
Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну.
– Вы ее знаете? – спросил Пьер.
– Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились.
– Нет, Ростову вы знаете?
– Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко.
«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».

«Мертвыми языками» называют те, которые уже давно вышли из употребления в обществе и используются только в научных и исследовательских целях. «Умирает» язык по причине того, что на его место приходит другой, более адаптированный под .

Процесс же «отмирания» происходит не мгновенно. Сначала в языке прекращается самостоятельное . Вместо новых родных слов появляются заимствованные, которые вытесняют аналоги.

Чтобы язык ушел в прошлое, нужно дождаться, когда у народа-носителя не останется людей, говорящих на старом языке. Часто такой процесс происходит на завоеванных или изолированных территориях.

Но нельзя думать, что «отмирающий» язык пропадает бесследно. Когда два языка вступают в борьбу за право на существование, они тесно взаимодействуют. В результате, эти два языка невольно наследуют друг от друга некоторые принципы, благодаря чему получается новый, усовершенствованный язык.

Известные «мертвые» языки

Самыми популярными «мертвыми» языками, конечно, являются те, что еще окончательно не вышли из современного «общего словаря», так как используются некоторыми общественными категориями.

Латинский язык использовался для живого общения в период с 6 века до н.э по 6 век н.э. Сейчас он объявлен «мертвым», хотя и имеет большой вес в современной науке. Латинский используется не только в католических церквях, но и в медицинских исследованиях, где практически все названия звучат . Студентов-медиков даже заставляют заучивать некоторые латинские выражения древних философов. Также латинский алфавит послужил основой в образовании многих современных языков.

Старославянский язык, преобразованный на данный момент в церковнославянский, также считается мертвым. Однако его активно используют в православных церквях. Именно на этом языке все молитвы. Этот язык самый близкий современного русского языка.

Бывают случаи, когда «мертвый» язык возрождается. В частности это произошло с ивритом.

На самом деле « » чуть ли , поэтому продолжать его не имеет смысла. Тем не менее стоит отметить наиболее известные из них. К языкам, которые объявлены «мертвыми», можно отнести: египетский, тайгийский, бургундский, вандальский, прусский, османский, готский, финикийский, коптский и другие.

Русский язык мертв

В интернете можно встретить распространенную историю о том, что русский язык вскоре будет объявлен мертвым в результате исследований института лингвистики Тарту. На самом деле это очередная запущенная «утка», а подобная статья в некоторых источниках датируется еще 2006 годом.

Русский язык не может быть объявлен мертвым, пока он считается государственным, на нем говорит целая страна, а в рейтинге школьных предметов он является основным.

Тем более писательское искусство продолжает активно развиваться в современной России. А раз , значит и язык будет продолжать жить.

Не так давно, в прошлом веке, русский язык огромным количеством неологизмов, благодаря работам Маяковского, Северянина (ввел слово «бездарь») и других известных писателей.

МЁРТВЫЕ ЯЗЫКИ - язы-ки, вы-шед-шие из упот-реб-ле-ния и из-вест-ные на ос-но-ва-нии пись-мен-ных па-мят-ни-ков, за-пи-сей, до-шед-ших от то-го вре-ме-ни, ко-гда они бы-ли жи-вы-ми.

Язы-ки, вы-шед-шие из упот-реб-ле-ния и из-вест-ные на ос-но-ва-нии пись-мен-ных па-мят-ни-ков, за-пи-сей, до-шед-ших от то-го вре-ме-ни, ко-гда они бы-ли жи-вы-ми, опи-са-ний, со-став-лен-ных до их вы-ми-ра-ния, или на-хо-дя-щие-ся в ис-кусственном рег-ла-мен-ти-ро-ван-ном упот-реб-ле-нии. Например, в раз-ряд мёрт-вых к началу XXI века во-шли многие ав-ст-ра-лий-ские язы-ки, ин-дей-ские язы-ки, язы-ки Северной Ев-ра-зии, но-си-те-ли ко-то-рых, час-то от-тес-нён-ные в изо-ли-ро-ван-ные рай-оны (например, ин-дей-ские ре-зер-ва-ции в США), для вклю-че-ния в об-щую жизнь сво-ей стра-ны долж-ны пе-ре-хо-дить на её основной язык (например, на анг-лий-ский в сре-де ин-дей-цев Северной Аме-ри-ки и або-ри-ге-нов Ав-ст-ра-лии). В бо-лее ран-ние эпо-хи многие язы-ки вы-мер-ли в свя-зи с мас-со-вым унич-то-же-ни-ем за-воё-ван-ных на-ро-дов - их но-си-те-лей при соз-да-нии боль-ших им-пе-рий, та-ких как древ-не-пер-сид-ская, эл-ли-ни-сти-че-ская, араб-ская и другие, или на-са-ж-де-ни-ем основного язы-ка им-пе-рии (например, ла-тин-ско-го язы-ка в Римской им-перии). О про-цес-сах вы-ми-ра-ния язы-ков и при-чи-нах это-го яв-ле-ния под-роб-нее смотрите в статье Ис-че-заю-щие язы-ки.

Мёртвые языки мо-гут со-хра-нять-ся в упот-реб-ле-нии в ка-че-ст-ве язы-ка куль-та на про-тя-же-нии ты-ся-че-ле-тий по-сле их вы-тес-не-ния из других сфер об-ще-ния (копт-ский язык как язык бо-го-слу-же-ния у египетских хри-сти-ан, латинский язык в ка-то-лической церк-ви, клас-сический ти-бет-ский язык в ла-маи-ст-ской церк-ви у монгольских на-ро-дов). В по-след-нем слу-чае мёртвый язык мо-жет быть язы-ком ис-кон-но-го на-се-ле-ния, со-хра-нив-шим-ся в куль-то-вом упот-реб-ле-нии по-сле пе-ре-хо-да всего на-се-ле-ния на язык за-вое-ва-те-лей [копт-ский язык у ара-бов; хатт-ский язык, ви-ди-мо, род-ст-вен-ный аб-ха-зо-адыг-ским язы-кам (северо-за-пад-но-кав-каз-ским), в ка-че-ст-ве свя-щен-но-го язы-ка у жи-те-лей Хетт-ско-го цар-ст-ва, пе-ре-шед-ших на ин-до-ев-ро-пей-ский хетт-ский язык; шу-мер-ский язык у ак-ка-доя-зыч-но-го на-се-ле-ния Ме-со-по-та-мии и другие].

Бо-лее ред-кий слу-чай - од-но-вре-мен-ное ис-поль-зо-ва-ние мёртвого языка в ка-че-ст-ве со-слов-но-го (кас-то-во-го жре-че-ско-го, что свя-за-но с его куль-то-вой ро-лью) и ли-те-ра-тур-но-го, как ис-поль-зо-вал-ся сан-ск-рит в древ-ней и средне-вековой Ин-дии, где в разговорном упот-реб-лении (не внут-ри жре-че-ской брах-ман-ской кас-ты) вы-сту-па-ли прак-ри-ты (от-ра-жаю-щие бо-лее позд-нюю ста-дию в раз-ви-тии ин-доа-рий-ских язы-ков по срав-не-нию с древ-не-ин-дий-ским язы-ком, литературной ко-ди-фи-ци-ро-ван-ной фор-мой ко-то-ро-го был клас-сический сан-ск-рит, яв-ляю-щий-ся од-но-вре-мен-но мёртвым языком и ис-кус-ст-вен-но по-стро-ен-ным язы-ком с ка-но-ни-зи-ро-ван-ны-ми нор-ма-ми). От-час-ти сход-ным бы-ло упот-реб-ле-ние латинского языка (уже мёртвый язык) в средне-вековой Ев-ро-пе в ка-че-ст-ве язы-ка церк-ви и литературы, а позд-нее в ка-че-ст-ве основного язы-ка выс-ше-го об-ра-зо-ва-ния и нау-ки (вплоть до XVIII века). Различные из-во-ды цер-ков-но-сла-вян-ско-го язы-ка, ос-но-ван-ные на мёрт-вом ста-ро-сла-вян-ском язы-ке, ис-поль-зо-ва-лись как литературные язы-ки цер-ков-ной (от-час-ти и свет-ской) литературы в славянских стра-нах, ос-тав-ших-ся в сфе-ре воз-дей-ст-вия пра-во-слав-ной церк-ви. В ис-клю-чительных со-ци-аль-ных ус-ло-ви-ях воз-мож-но пре-вра-ще-ние мёртвого языка куль-та в раз-го-вор-ный, как это про-изош-ло с древ-не-ев-рей-ским язы-ком в Из-раи-ле (смотрите Ив-рит). Осо-бен-но дли-тель-ная фор-ма со-хра-не-ния мёртвого языка - его ис-поль-зо-ва-ние в ка-че-ст-ве язы-ка пес-но-пе-ний (пер-во-на-чаль-но свя-щен-ных, за-тем и свет-ских, например латинский язык в во-каль-ных со-чи-не-ни-ях И.Ф. Стра-вин-ско-го), что свя-за-но с осо-бой пси-хо-фи-зио-ло-гической ро-лью язы-ка в сис-те-ме во-каль-но-го ис-пол-не-ния.

Важ-ней-шая про-бле-ма изу-че-ния мёртвыч языков - его ре-кон-ст-рук-ция (смотрите Ре-кон-струк-ция линг-ви-сти-чес-кая), ко-то-рая обыч-но ос-но-вы-ва-ет-ся на от-но-си-тель-но не-боль-шой вы-бор-ке тек-стов, ни-ко-гда не даю-щей, в от-ли-чие от жи-во-го язы-ка, пол-но-го на-бо-ра всех сло-во-форм и их воз-мож-ных со-че-та-ний. Изу-че-ние мёртвых языков, с од-ной сто-ро-ны, не мо-жет опи-рать-ся на воз-мож-ность при-вле-че-ния грам-ма-тической (и се-ман-тической) ин-туи-ции го-во-ря-ще-го, с дру-гой - ос-но-ва-но на замк-ну-том (ог-ра-ни-чен-ном) мно-же-ст-ве до-шед-ших до ис-сле-до-ва-те-лей тек-стов, даю-щих воз-мож-ность про-вес-ти стро-гое ис-сле-до-ва-ние всех дан-ных в них форм. Этим объ-яс-ня-ет-ся то, что пер-вые зна-чительные дос-ти-же-ния древ-ней лин-гвис-ти-ки свя-за-ны с изу-че-ни-ем мёртвых языков (шу-мер-ско-го в Древ-ней Ме-со-по-та-мии, хатт-ско-го в древ-ней Ма-лой Азии, сан-ск-ри-та в Древ-ней Ин-дии и тому подобных). Наи-бо-лее труд-ная про-бле-ма (в осо-бен-но-сти по от-но-ше-нию к мёртвым языкам, не со-хра-нив-шим-ся в куль-то-вом или литературном упот-реб-ле-нии) - вос-созда-ние про-из-но-ше-ния. По от-но-ше-нию к древ-ним язы-кам это осу-ще-ст-в-ля-ет-ся по-сред-ст-вом со-пос-тав-ле-ния пе-ре-да-чи слов дан-но-го язы-ка (в том числе и имён соб-ст-вен-ных) в раз-ных сис-те-мах пись-ма; так, про-из-но-ше-ние [s] для хетт-ской фо-не-мы, в кли-но-пи-си пе-ре-даю-щей-ся по-сред-ст-вом сло-го-вых зна-ков, со-дер-жа-щих ̌s, - ša, ši, šu и так далее, - пред-по-ла-га-ют на ос-но-ва-нии египетской пе-ре-да-чи со-от-вет-ст-вую-щих слов по-сред-ст-вом зна-ка, чи-таю-ще-го-ся как [s]. Ес-ли мёртвый язык (например, лу-вий-ский) из-вес-тен в двух ва-ри-ан-тах, пе-ре-даю-щих-ся со-от-вет-ст-вен-но дву-мя сис-те-ма-ми пись-ма (кли-но-пис-ной для лу-вий-ско-го языка вре-ме-ни Хетт-ско-го цар-ст-ва и ие-рог-ли-фи-че-ской то-го же и бо-лее позд-не-го вре-ме-ни; смотрите Лу-вий-ский язык, Лу-вий-ский ие-рог-ли-фи-че-ский язык), то для ре-кон-ст-рук-ции фо-не-тической сис-те-мы это-го мёртвого языка мож-но ис-поль-зо-вать со-пос-тав-ле-ние раз-лич-ных (или сов-па-даю-щих) спо-со-бов на-пи-са-ния в ка-ж-дой из двух гра-фических сис-тем. Для мёртвых языков, у ко-то-рых со-хра-ни-лись род-ст-вен-ные им жи-вые язы-ки, вос-ста-нов-ле-ние фо-не-ти-ки мо-жет осу-ще-ст-в-лять-ся на ос-но-ва-нии срав-не-ния с ни-ми; например, фо-не-тическая сис-те-ма мёрт-во-го прус-ско-го язы-ка уточ-ня-ет-ся на ос-но-ва-нии срав-не-ния его с жи-вы-ми балтийскими язы-ка-ми - ли-тов-ским и ла-тыш-ским.

Осо-бый слу-чай вос-ста-нов-ле-ния мёртвыч языков пред-став-ля-ет вы-де-ле-ние его со-став-ных час-тей внут-ри другого язы-ка - мёрт-во-го или жи-во-го (курш-ские эле-мен-ты внут-ри ла-тыш-ско-го, «дог-ре-че-ские» ин-до-ев-ро-пей-ские внут-ри гре-че-ско-го). Та-кие эле-мен-ты вы-яв-ля-ют-ся на ос-но-ва-нии срав-нительно-ис-то-рического вы-чле-не-ния час-тей, не под-даю-щих-ся ис-тол-ко-ва-нию со-глас-но ус-та-нов-лен-ной сис-те-ме со-от-вет-ст-вий. Мно-гие мёртвые языки вы-де-ля-ют-ся толь-ко с по-мо-щью это-го по-след-не-го спо-со-ба.

И португальским языками.

Точная смерть языка также наступает в том случае, когда язык претерпевает эволюцию и развивается в другой язык или даже в группу языков. Примером такого языка служит латинский язык - мёртвый язык, который является предком современных романских языков . Подобным образом санскрит является прародителем современных индоарийских языков , а старославянский - современных южнославянских языков .

В некоторых случаях вымерший язык продолжает использоваться в научных и религиозных целях. Среди многих мёртвых языков, использующихся подобным образом, - санскрит, латинский, церковнославянский , коптский и др.

В некоторых случаях мёртвый язык может вновь стать живым, как, например, произошло с ивритом .

Имеется тонкая грань между мёртвыми языками и древними состояниями живых: так, древнерусский язык , носителей которого также не существует, мёртвым не считается. Разница в том, перетекла ли старая форма языка в новую (новые) целиком, или они расщепились и какое-то время существовали параллельно. Чаще всего литературный язык отрывается от разговорного и застывает в каком-то своем классическом облике, далее почти не изменяясь; когда же разговорный язык вырабатывает новую литературную форму, старую можно считать превратившейся в мёртвый язык.

Литература

  • Adelaar, Willem F. H.; & Muysken, Pieter C. (2004). The languages of the Andes . Cambridge language surveys. Cambridge University Press. ISBN 9780521362757.
  • Brenzinger, Matthias (ed.) (1992) Language Death: Factual and Theoretical Explorations with Special Reference to East Africa . Berlin/New York: Mouton de Gruyter. ISBN 978-3-11-013404-9.
  • Campbell, Lyle; & Mithun, Marianne (Eds.). (1979). The languages of native America: Historical and comparative assessment . Austin: University of Texas Press. ISBN 0292746245.
  • Dorian, Nancy C. (1978). Fate of morphological complexity in language death: Evidence from East Sutherland Gaelic. Language , 54 (3), 590-609.
  • Dorian, Nancy C. (1981). Language death: The life cycle of a Scottish Gaelic dialect . Philadelphia: University of Pennsylvania Press. ISBN 0812277856.
  • Dressler, Wolfgand & Wodak-Leodolter, Ruth (eds.) (1977) Language death (International Journal of the Sociology of Language vol. 12). The Hague: Mouton.
  • Gordon, Raymond G., Jr. (Ed.). (2005). Ethnologue: Languages of the world (15th ed.). Dallas, TX: SIL International. ISBN 1-55671-159-X. (Online version: http://www.ethnologue.com).
  • Harrison, K. David. (2007) When Languages Die: The Extinction of the World’s Languages and the Erosion of Human Knowledge. New York and London: Oxford University Press. ISBN 9780195181920.
  • Mithun, Marianne. (1999). The languages of Native North America . Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-23228-7 (hbk); ISBN 0-521-29875-X.
  • Mohan, Peggy; & Zador, Paul. (1986). Discontinuity in a life cycle: The death of Trinidad Bhojpuri. Language , 62 (2), 291-319.
  • Sasse, Hans-Jürgen (1992) "Theory of language death", in Brenzinger (ed.) Language Death , pp. 7–30.
  • Schilling-Estes, Natalie; & Wolfram, Walt. (1999). Alternative models of dialect death: Dissipation vs. concentration. Language , 75 (3), 486-521.
  • Sebeok, Thomas A. (Ed.). (1973). Linguistics in North America (parts 1 & 2). Current trends in linguistics (Vol. 10). The Hauge: Mouton. (Reprinted as Sebeok 1976).
  • Skutnabb-Kangas, Tove. (2000). Linguistic genocide in education or worldwide diversity and human rights? Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates. ISBN 0-8058-3468-0.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мертвые языки" в других словарях:

    Языки, не существующие в живом употреблении и, как правило, известные лишь по письменным памятникам или в искусственном регламентированном употреблении (напр., латинский язык) … Большой Энциклопедический словарь

    Мертвые языки - языки, вытесн. др. языками и засвидет. только в памятниках письменности (шумерский 4 е тыс. до н.э., хеттский 2 е тыс. до н.э., неситский 2 е тыс. до н.э., хурритский 2 е тыс. до н.э., эламский 2 е тыс. до н.э., согдийский 9 8 вв. до н.э … Древний мир. Энциклопедический словарь

    мертвые языки - языки, не существующие в живом употреблении и известные, как правило, лишь по письменным памятникам … Популярный словарь русского языка

    Мёртвые души (первый том) Заглавный лист первого издания Автор: Николай Васильевич Гоголь Жанр: Поэма (роман, роман поэма, прозаическая поэма) Язык оригинала: Русский … Википедия

    - (индоевропейская семья языков). Многочисленные языки, образующие ряд групп (ветвей). Важнейшие из них: 1) индийская группа (языки бенгальский, пенджабский, урду, хинди, мертвые языки санскрит н пракрит); 2) иранская группа (языки персидский,… …

    Языки, не существующие в живом употреблении и, как правило, известные лишь по письменным памятникам или в искусственном регламентированном употреблении (например, латинский язык). * * * МЕРТВЫЕ ЯЗЫКИ МЕРТВЫЕ ЯЗЫКИ, языки, не существующие в живом… … Энциклопедический словарь

    Афразийская Таксон: макросемья Ареал: Передняя Азия, Восточная и Северная Африка Число носителей: 270 300 млн … Википедия

    Афразийская Таксон: макросемья Ареал: Передняя Азия, Восточная и Северная Африка Число носителей: 270 300 млн Классификация Категория … Википедия

    Группа языков, относящихся к индоевропейской семье языков. К италийским языкам относятся мёртвые языки: латинский, оскский, умбрский, фалискский с большим числом диалектов и некоторые др. Были распространены на территории древней Средней и Южной… … Энциклопедический словарь

    - (хамитические) языки. Языки, образующие ряд групп: берберская группа (языки ливийский, нумидийский, туарегский и др.), кушитская группа (язык сомали и др.), египетская группа (мертвые языки древнеегипетский и коптский) … Словарь лингвистических терминов

Книги

  • Языки мира: Балтийские языки , Топоров В.Н., Завьялова М.В., Кибрик А.А.. 224 стр. Книга представляет собой очередной выпуск многотомного энциклопедического издания Языки мира, которое создается в Институте языкознания РАН. В томе описанывсе балтийские языки (как…

Если на них почти никто не разговаривает, это еще не значит, что о них стоит забыть.

Мало ли, может кому-то из вас после прочтения этой статьи захочется поближе познакомиться с одним из нижеперечисленных языков. Есть в них нечто таинственное и загадочное, такое, что притянет к себе любого полиглота.

10. Аккадский

Когда появился: 2800 год до н.э.

Исчез: 500 год н.э.

Общая информация: лингва-франка древней Месопотамии. В аккадском языке использовался такой же клинописный алфавит, что и в Шумерском. На нем написана эпопея о Гильгамеше, миф об Энуме и Элише и многие другие. Грамматика мертвого языка напоминает собой грамматику классического арабского.

Плюсы его изучения: люди будут под огромным впечатлением, когда увидят, что вы с легкостью читаете эти странные для них значки.

Минусы его изучения: вам тяжело будет найти собеседника.


Когда появился: 900 год до н.э.

Исчез: 70 год до н.э.

Общая информация: на нем написан Ветхий Завет, который позже был переведен на древнегреческий или, как его еще принято называть, септуагинта.

Плюсы его изучения: библейский очень похож на современный разговорный иврит.

Минусы его изучения: нелегко будет на нем побеседовать с кем-то.

8. Коптский


Когда появился: 100 год н.э.

Исчез: 1600 год н.э.

Общая информация: на нем написана вся литература ранней христианской церкви, включая библиотеку Наг-Хаммади, в которой хранятся знаменитые гностические Евангелия.

Плюсы его изучения: это основа египетского языка, созданная с использованием греческого алфавита, а это звучит просто потрясающе.

Минусы его изучения: увы, никто на нем не разговаривает по той причине, что его вытеснил арабский.


Когда появился: 700 год до н.э.

Исчез: 600 год н.э.

Общая информация: на протяжении многих веков это лингва-франка большей части Ближнего Востока. Арамейский принято идентифицировать с языком Иисуса Христа. На нем написана основная часть Талмуда, а также библейские книги Даниила и Эзры.

Плюсы его изучения: он не особо отличается от библейского иврита, а потому, изучив его, можно убить двух зайцев. Если вас это заинтересует, представьте только, вы разговариваете на языке Иисуса.

Минусы его изучения: на нем никто не разговаривает, не считая нескольких арамейских общин.


Когда появился: 1200 год н.э.

Исчез: 1470 год н.э.

Общая информация: на нем можно почитать творения «отца английской поэзии» Джефри Чосера, Библию, переведенную Уиклифом, а также детские баллады «Подвиги Робина Гуда», которые считаются ранними сказками об одноименном герое.

Плюсы его изучения: это основа современного английского.

Минусы его изучения: не найти того, кто свободно им владеет.

5. Санскрит


Когда появился: 1500 год до н.э.

Общая информация: до сих пор существует в качестве литургического или церковного языка. На нем написаны Веды, большинство священных писаний. На протяжении трех тысячелетий санскрит был лингва-франка полуострова Индостан. Его алфавит состоит из 49 букв.

Плюсы его изучения: санскрит стал фундаментом религиозных текстов индуизма, буддизма и джайнизма.

Минусы его изучения: только священники и жители некоторых деревенских поселений могут на нем разговаривать.


Когда появился: 3400 год до н.э.

Исчез: 600 год до н.э.

Общая информация: именно на этом языке написана Книга мертвых, а также расписаны гробницы египетских правителей.

Плюсы его изучения: этот язык именно для тех, кто обожает нелегкие для понимания иероглифы

Минусы его изучения: на нем никто не разговаривает.


Когда появился: 700 год н.э.

Исчез: 1300 год н.э.

Общая информация: на нем написано основное произведение германо-скандинавской мифологии «Эдда», целый ряд старых исландских мифов. Это язык викингов. На нем разговаривали в Скандинавии, на Фарерских островах, в Исландии, Гренландии и в некоторых областях России, Франции, Британских островов. Он считается неким предшественником современного исландского.

Плюсы его изучения: выучив древнескандинавский, можете притвориться викингом.

Минусы его изучения: практически никто вас не поймет.


Когда появился: 800 год до н.э., который называется еще эпохой Возрождения. 75 год до н.э. и 3 век н.э. принято считать «золотым» и «серебряным» периодом классической латыни. Затем началось существование эпохи средневековой латыни.

Общая информация: на языке оригинала можете почитать Цицерона, Юлия Цезаря, Катона, Катулла, Вергилия, Овидия, Марка Аврелия, Сенека, Августина и Фому Аквинского.

Плюсы его изучения: среди мертвых языков он считается самым популярным.

Минусы его изучения: к сожалению, в социальных сетях или в реальной жизни на нем не пообщаешься. Хотя в обществах любителей латыни и в Ватикане вам будет с кем поговорить.


Когда появился: 800 год до н.э.

Исчез: 300 год н.э.

Общая информация: зная древнегреческий, с легкостью прочтете труды Сократа, Платона, Аристотеля, Гомера, Геродота, Еврипида, Аристофана и многих других.

Плюсы его изучения: вы не только пополните свой словарный запас, расширите сознание, но и сможете прочесть древнее писание о сексе, принадлежащее перу Аристофана.

Минусы его изучения: почти никто свободно им не владеет.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы