Про деток, от рождения до школы

Ораторская (публичная) речь как компонент профессионального общения.

«Поэтами рождаются, ораторами делаются»

М.Т.Цицерон

Ораторская речь – это речь

– устная, то есть живая, говоримая;

– публичная, то есть обращенная к многочисленной аудитории;

– публицистическая, имеющая общественно-социальную значимость, а также оказывающая воздействие не только на ум, но и на чувства и волю слушателей;

– монологическая, представляющая собой развернутое высказывание одного лица.

Ключевой фигурой публичной речи является оратор.

Оратор – это лицо, которое произносит речь; лицо, которое владеет навыками публичных выступлений.

При общении с аудиторией оратор должен учитывать ожидания аудитории и применять различные способы воздействия на нее в соответствии с ее характеристиками: возрастом (детская, молодежная, люди среднего возраста, старшего возраста), полом (мужская, женская), профессией (гуманитарная, техническая), уровнем образования, эмоциональным состоянием, степенью заинтересованности, национальностью, ценностями.

Ораторская речь в зависимости от содержания, цели и условий высказывания подразделяется на несколько родов: академическая (лекция вузовская, школьная, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция), судебная (прокурорская, или обвинительная и адвокатская, или защитительная), социально-политическая (доклад (выступление) на съезде (конференции, собрании, заседании), парламентская, митинговая, военно-патриотическая, дипломатическая, агитаторская, политическое обозрение), социально-бытовая (юбилейная, приветственная, застольная (тост), надгробная (поминальная), речь на приеме), духовная, церковно-богословская (слово (проповедь), официальная церковная).

Композиционное построение ораторской речи

I. Вступление

Задачи: пробудить интерес к теме предстоящего разговора; установить контакт, подготовить слушателей к восприятию выступления, обосновать постановку вопроса.

II. Главная часть

Задачи: последовательно разъяснить выдвинутые положения, доказать их правильность, подвести слушателей к необходимым выводам.

III. Заключение

Задачи: суммировать сказанное, подчеркнуть значение сказанного, повысить интерес к предмету речи, поставить задачи, призвать к непосредственным действиям.

Для привлечения и поддержания внимания и установления контакта с аудиторией используют следующие приемы:

– Обращение

– Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы

– Прием сопереживания

– Изложение парадоксальной ситуации

– Апелляция к интересам аудитории

– Прием соучастия

– Апелляция к событиям

– Апелляция к географическим или погодным условиям

– Апелляция к речи предыдущего оратора

– Апелляция к личности оратора

– Юмористическое замечание

– Вопросы к аудитории

Риторический вопрос

– Вопросно-ответный ход рассуждения.

Приемы подготовки устного публичного выступления

"Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее"

Вильям Шекспир

Одним из важнейших компонентов удачного выступления является хорошая подготовка. Она состоит из нескольких этапов:

1. Определение темы (ее формулировка) и цели выступления.

2. Составление предварительного (рабочего) плана.

3. Подбор теоретического и практического материала.

4. Работа над текстом выступления.

5. Репетиция.

6. Произнесение речи.

Существуют три способа произнесения речи: чтение текста речи (официального содержания), воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация .

Можно выбрать любой из способов, главное – достичь эффективности коммуникации, произвести благоприятное впечатление на аудиторию. Благоприятное впечатление складывается и из уверенной, с достоинством манеры держаться, и из проявления доброжелательности с помощью улыбки, взгляда.

Довольно часто перед публичным выступлением люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Считается, что боязнь публичных выступлений входит в тройку самых распространенных страхов, наряду с боязнью высоты и страхом перед змеями. Еще древние люди говорили, что страх рвет ум в клочья. Даже при неплохом владении дикцией, дыханием и голосом, если оратор сильно волнуется, если застенчивость и страх мешают ему, речь может стать прерывистой, невнятной, нервозной, проявятся дефекты голоса. Не случайно появилось такое понятие, как «ораторская лихорадка». Единых рецептов избавления от нее не существует, но есть рекомендации общего плана. Обратимся к ним.

1. Волнение перед выходом на кафедру вполне нормальное физиологическое явление. Так наш организм готовится к чрезвычайным ситуациям, активным действиям. В кровь вбрасывается огромное количество гормонов стресса, в первую очередь адреналина. В соответствии с этой задачей адреналин сужает сосуды и повышает кровяное давление, чтобы обеспечить приток крови к мышцам; усиливает работу сердца за счет учащения и усиления сердечных сокращений; ускоряет передачу нервных импульсов; повышает тонус скелетных мышц, но вызывает расслабление желудочно-кишечного тракта; вызывает дрожание скелетных мышц, чтобы их скорее разогреть; повышает содержание уровня глюкозы в крови, чтобы дать мышцам дополнительную энергию.

2. Волнение не следует пытаться полностью уничтожить, определенная его степень, вызванная неравнодушием к предмету речи или желанием убедить аудиторию, даже помогает. Еще Цицерон говорил: «Я утверждаю: будь то даже самые лучшие ораторы, даже те, кто умеет говорить отменно легко и красиво, но если они приступают к речи без робости и в начале её не смущаются, то на меня они производят впечатление прямо-таки бесстыдных наглецов. К счастью, это дело небывалое, так как чем оратор лучше, тем более страшит его трудность ораторских обязанностей, неверность успеха речи, ожидание публики. /.../ Я и в вас это часто замечал, и по себе очень хорошо знаю, как я бледнею и содрогаюсь всем телом и душой при первых словах своей речи. А в молодости я однажды в начале обвинения до такой степени потерял присутствие духа, что истинным моим благодетелем оказался Квинт Максим, который сейчас же закрыл заседание, как только заметил, что я изнемог и обессилел от страха » (Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994. – С. 98-99).

3. Репетируйте перед зеркалом или произносите речь кому-то из своих близких. Представьте себя в образе идеального оратора.

5. Не приносите с собой на кафедру, на сцену, к доске слишком много дополнительных материалов – конспектов, шпаргалок, карточек. Вы можете в них запутаться. Докладчик, судорожно перебирающий бумажки или листающий книгу в поисках нужной цитаты, производит негативное впечатление на аудиторию и сам начинает волноваться.

6. Не опаздывайте на выступление, не забывайте о регламенте. Когда человек торопится, он волнуется.

7 . Помните, что ваши недостатки (внешность, голос, дикция, неуверенность и т. п.) не заметны аудитории так сильно, как вам это кажется. Вы потеряли нужную карточку с цитатой – кроме вас, этого никто не знает. Вы не успели как следует погладить рубашку – плохо, но уже со второго ряда этого не заметно. Такие неприятные моменты не должны вас тревожить: надо научиться забывать о них, сосредоточившись на теме выступления. Если вы знаете, что склонны к навязчивым жестам (например, теребить прядь волос или вертеть в руках очки во время выступления) или не умеете следить за темпом, тембром и скоростью речи, сделайте пометки на полях при­готовленного текста: «Громче!» «Медленнее!».

8. Придумайте несколько реплик-реакций на непредвиденные ситуации, которые могут возникнуть во время выступления и сбить вас: приход опоздавших, звонки мобильных и т. П.

9. Выработайте несколько приемов, которые вы будете использовать, если что-то забыли: например, повторить последнюю фразу, переложить что-то на столе, обвести взглядом аудиторию. Помните, вам только кажется, что все сразу замечают вашу неуверенность. Аудитория больше сосредоточена на содержании, которое вы пытаетесь донести, чем на анализе вашего душевного состояния.

10. Не бойтесь неудач. Не позволяйте им бросить тень на ваши последующие выступления. Нет такого, даже самого опытного, преподавателя, который не проводил бы «провальных» уроков. Нет такого, даже самого изощренного политика, поддержанного командой спичрайтеров, который был бы одинаково доволен всеми своими речами и дебатами. Нет такого, даже самого талантливого, актера, который мог бы каждый спектакль играть на одинаково высоком уровне. Неудачные выступления неизбежны: вы не успели подготовиться, плохо себя чувствовали, подобралась неудачная аудитория и т. п. Из таких ситуаций нужно извлекать уроки, а не делать неутешительные выводы: «Я не умею говорить публично».

Известный русский издатель И. Д. Сытин, к примеру, стеснялся даже самой маленькой аудитории. Как рассказывают современники, выступая с ответным словом на своем юбилее, он от волнения говорил сбивчиво и непоследовательно. А ведь он был образованнейшим человеком своего времени, гордостью русской культуры, прекрасным знатоком русского языка.

Выделенные этапы подготовки публичной речи близки с системой правил создания текста и публичного выступления на основе данного текста , которая была создана еще в период античности. Называлась такая система правил – риторический канон.

Риторический канон состоит из 5 этапов подготовки речи.

1. ИНВЕНЦИЯ, или "нахождение", "изобретение". На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.

3. ЭЛОКУЦИЯ, или "словесное оформление мысли". В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование выступления и заключения, окончательная редакция текста.

4. МЕМОРИО, или "запоминание". На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, то есть выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля.

5. ПРОИЗНЕСЕНИЕ. На этом этапе задуманное превращается в звучащее слово.

Таким образом, условиями успешной публичной речи являются: глубокое и всестороннее знание предмета речи; тщательная подготовка устного публичного выступления; грамотное структурирование речи, умение подбирать и выстраивать аргументы; использовать в речи приемы привлечения и поддержания внимания и установления контакта с аудиторией; интонация речи оратора, его поза, жесты, мимика; соответствие речи стилю, необходимому в данной речевой ситуации и потому ожидаемому слушателями, насколько индивидуально воплощается этот стиль, то есть от того, насколько проявляется индивидуальный стиль оратора.


Похожая информация.


Боязнь публичных выступлений и дебатов – серьёзная проблема для современного человека, будь то руководитель крупной фирмы или рядовой офисный работник. Эта сложность будет мешать вашему карьерному росту или ведению бизнеса с партнёрами. Владение всегда будет приносить только пользу и жизненный комфорт.

Основы мастерства публичного выступления

Ораторское искусство или красноречие – это, в первую очередь, публичное выступление для передачи информации слушателям. Ещё в давние времена Древняя Греция была , ведь именно на территории этой страны написано самое большое количество научных работ по данной дисциплине.

А в середине прошлого века начала зарождаться новая область филологии под названием неориторика. Этот факт связан с расцветом демократии в греческом государстве. Ежедневные публичные встречи и дебаты в повседневной жизни и стали основой мастерства публичного выступления, как социального явления.

Начало подготовки к речи начинается:

  • с выбора темы выступления;
  • с индивидуальных качеств самого выступающего;
  • подготовка места для выступления.

Многие публичные люди, готовя своё выступление, соблюдают несколько , которые очень важны для интересной и яркой речи:

  1. Смелое и решительное приветствие.
  2. Доброжелательность к слушателям.
  3. Выдержанность в одежде и в разговорном стиле, без лишней эмоциональности.
  4. Доступность речи для понимания аудитории, без излишних сложных терминологий.
  5. Визуальный контакт со зрителями.
  6. Решительное окончание своей речи.

Ошибки публичного выступления

Мастерство публичного выступления к оратору приходит с опытом и с определёнными навыками. Но часто можно услышать неинтересную и непонятную для аудитории речь докладчика. В чём же причина непонимания и отчуждения между выступающим и слушателями? Внимание, далее будут изложены самые основные ошибки публичной речи, из-за которых невозможно построить своё выступление профессионально.

Если вы будете работать над своими ошибками и стараться их не допускать, ваш профессионализм повысится, и число благодарной публики будет с каждым днём расти.


Как достичь мастерства в ораторском искусстве

Для достижения мастерства публичного выступления существует четыре фундаментальных принципа. Именно на этих правилах должна основываться ораторская деятельность:

  1. Цель – это начало пути к чему-то достойному и великому. Понимание, для чего вы должны владеть мастерством публичных выступлений, и будет для вас желаемой целью.
  2. Практика – это большая часть всей работы и знаний, полученных за всё время выступлений. Ораторское искусство без регулярной практики невозможно освоить; чем больше вы будете тренироваться, тем профессиональнее станет ваша речь перед большой публикой.
  3. Критика самого себя – это наивысшая степень саморазвития. Именно этот принцип будет для вас самым объективным судьёй.
  4. Расширение «зоны комфорта» – это умение подстроиться под любые условия и жизненные ситуации.

Благодаря этим четырем основным принципам выступления станут яркими, эффектными и запоминающимися для публики.

Упражнения для ораторов

Для большего понимания между оратором и слушателями необходимо для развития ораторского искусства. Они учат легко говорить, без дефектов речи и ненужных телодвижений, развивают навыки аргументирования и ведения дискуссий.

Занятия по технике речи

Упражнение №1 . Правильное дыхание. Начинать любую беседу надо с правильного и восстановленного дыхания. При любой удобной для вас позе делаем медленный вдох через нос, при этом параллельно расширяем брюшную полость, затем грудную клетку и, в заключение, – ключичный отдел. Выдыхаем также по порядку: сначала из ключичного отдела, грудной клетки и брюшной полости. Упражнение знакомо тем, кто увлекается йогой.

Внимание: для хорошего эффекта его следует повторить 6-8 раз.

Упражнение №2 . Мычание. Наполнить лёгкие воздухом и, при медленном выдохе с плотно сжатыми губами, надо попытаться рассказать небольшое четверостишье. Для этого задания пойдут небольшие лёгкие детские стишки.

Упражнение №3 . . Необходимо медленно прочесть любую скороговорку, проговаривая каждый слог, затем надо увеличивать темп. Для лучшего эффекта хорошо было бы записать ваше произношение на диктофон, а потом прослушать его для исправления ошибок.

Важно: выполнять эти упражнения необходимо ежедневно, иначе приобретённые навыки быстро потеряются.

Помимо упражнений по технике речи, существует много занимательных заданий именно на развитие .

Упражнение «Дискуссия». В ходе выполнения этого задания у участника выступления развиваются навыки аргументирования и креативности ответов. Для двух ораторов озвучивается тема дискуссии, после чего выступает первый участник, 2 минуты, пытаясь раскрыть заданную тему. Затем его оппонент задаёт ему вопросы, на которые он должен быстро и конструктивно ответить. Далее слово предоставляется второму участнику по такому же принципу. В конце упражнения зрители голосуют за каждого из ораторов и по количеству голосов выбирают победителя.

В заключение

Произносить речь перед многочисленной публикой – очень ответственное и сложное задание, но в жизни всё может произойти, и вам всегда надо быть готовым выступить, будь то перед своими подчинёнными или у дочери на свадьбе. Необходимо помнить, что то, как вы будете её произносить, не менее важно, чем её смысл.

Сумев освоить мастерство публичного выступления, вы приобретёте много хороших и влиятельных друзей и знакомых.

Софиты зажжены и направлены на сцену. Камеры включены. Микрофон проверен. Публика медленно затихает и устремляет взгляд на трибуну. Выходит ключевая личность мероприятия — оратор. Он — причина, из-за и ради которой собрались присутствующие, зачинщик всего действия. Невыносимая обстановка для того, кто не подготовлен быть центральной фигурой такого события. Публичные выступления — это большая ответственность и давление. Как же подготовиться к ним, о чем говорить, каких правил придерживаться?

Что такое публичное выступление

Публичное выступление - это общественное мероприятие, в котором оратор информирует аудиторию, побуждает или переубеждает ее в чем-то. Характерные особенности:

  • большое количество слушателей (как минимум группа);
  • явное преобладание монологических высказываний;
  • выстроенная структура речи;
  • наличие конкретной цели.

Многие убеждены: публичные выступления проводятся только политиками, культурными или общественными деятелями. Это мнение ошибочно, как и то, что подобные события обязательно сопровождаются видеосъемками или нашествием репортеров. В эту же категорию входят обычные родительские собрания, защита научных диссертаций, провозглашение тостов на свадьбах и подобные события.

Общение с публикой может быть спонтанным, но запланированные выступления практикуются чаще. В чем заключаются основные правила таких представлений?

Правила публичных выступлений

Взаимодействие с аудиторией

Несмотря на то, что в подобном мероприятии преобладают монологи, это общение нельзя назвать односторонним. Весь процесс организовывается ради аудитории, ведь именно она — инструмент для достижения ораторской цели. Поэтому обратная связь не менее важна.

Взаимодействие спикера со слушателями начинается уже с момента его выхода на сцену. Происходит оно сразу на нескольких уровнях:

  • визуальном — жесты, направленные в сторону зала, установка зрительного контакта;
  • вербальном — риторические или прямые вопросы, обращения к толпе;
  • эмоциональном — переживание ритором эмоций, которые ощущает публика, их зеркальное отражение;
  • смысловом — словесное вовлечение аудитории в тему, побуждение задуматься.

Установка контакта определяет дальнейший ход выступления. Поэтому, выйдя на сцену, лучше сначала поприветствовать зрителей, окинуть аудиторию взглядом, а затем уже приступать к речи. Это заставит слушателей почувствовать себя значимыми.

Раскрытие темы

Если спикер заранее огласил название или даже план предстоящей встречи, он полностью раскрывает тему выступления. В противном случае его ждут осуждение общества, испорченная репутация, а также разрушенная перспектива. Чтобы предмет обсуждения был рассмотрен всесторонне, а публика осталась довольной, к оратору и его речи выдвигаются требования:

  • убедительные аргументы (в идеале не только словесные, но также звуковые, визуальные и т. д.);
  • сохранение стилистики (например, научной — для защиты диплома);
  • доступная для аудитории лексика;
  • понятная дикция, правильное произношение;
  • рассмотр разных точек зрения, моделей, ситуаций;
  • структурированность текста — завязка, основная часть, кульминация, развязка (при необходимости — ретардации, авторские отступления, но в ограниченном количестве).

Оратор за счет общественного выступления хочет достичь конкретной цели. Однако и у собравшихся на мероприятии зрителей также есть ожидания. Они тратят на подобное собрание личное время, а порой и деньги. Поэтому затягивать речь, говорить общими фразами, избегать конкретики считается дурным тоном.

Динамика и статика

Это правило касается поз спикера, его интонации, мимики, тона, передвижений по сцене. Если выступающий будет все время стоять на одном месте и разговаривать монотонным голосом, зрители уснут. А если же он станет бегать по сцене и залу, активно размахивая руками, корча гримасы, то слушатели быстро устанут от его движений, потеряют интерес.

Чтобы удержать внимание публики, придется чередовать положение в пространстве, звучание голоса.

Делается это во время интригующих моментов, смысловых переходов, неожиданных поворотов в повествовании. Желательно изредка прохаживаться по сцене — так, чтобы зрители успевали следить за всеми движениями. Если аудитория при этом неотрывно следит за “путешествиями” ритора — значит, она увлечена им.

Реакция на непредвиденность

Оратор не застрахован от конфузов. Ситуации, когда во время выступления сильно скрипел микрофон или не включалась презентация, — многочисленны. Спикеры роняли листы с текстом речи, подскальзывались, смешно оговаривались. Даже неожиданные аплодисменты порой здорово сбивали с настроя. Рассказчики при этом начинали запинаться, глупо улыбаться или пытаться перекричать поднявшийся шум. И это был провал.

В любой ситуации важно сохранять спокойствие. Только с ним можно быстро придумать, как выкрутиться из неприятности. Если неловкость все же произошла, есть несколько способов достойно из нее выйти:

  • деликатно пошутить — только юмор, никаких насмешек или сарказма;
  • извиниться за происшествие, продолжить как ни в чем не бывало (если не зацикливаться на проблеме, зрители тоже забудут о ней);
  • перенаправить внимание публики на что-то другое;
  • попросить помочь людей из первых рядов;
  • преподнести произошедшее как запланированных ход (по возможности, иначе все будет выглядеть жалким оправданием).

Завершение речи

Речь закончена. Зрители аплодируют. Камеры выключены. Что дальше? Стоять? Спуститься в зал? Уйти? Сбежать?

Но и после этого нельзя спешить сразу же покидать сцену. У участников встречи могут остаться вопросы. Ответив на них, выступающий еще лучше зарекомендует себя.

Только после этого можно будет сойти со сцены. Когда же присутствующие полностью отвлекутся на свои дела, ритор получит право покинуть помещение.

Как подобрать для себя тему

Тема может стать основой успешной речи, только если она будет соответствовать пяти требованиям:

  1. актуальность. Никому не интересно слушать об устаревших вещах, которые никак не влияют на нынешнее (или хотя бы будущее) положение;
  2. перспектива. Если предложенные идеи не решают проблем, в них нет смысла;
  3. знания. Без должной осведомленности в теме нельзя построить логических суждений, тем более — объяснить их другим людям;
  4. заинтересованность спикера. Запал, воодушевление рассказчика передается слушателям. Чем сильнее автор увлечен тематикой — тем легче зрителям перенимать этот азарт;
  5. интерес публики. Важно заранее определять целевую аудиторию. Доклад “Особенности разборки и чистки автомата” вряд ли придется по душе гуманитариям.

Выполнение этих условий поможет подобрать хорошую тему и обеспечить успех речи.

Процесс подготовки к выступлению

Репетиции. Они помогут хорошо запомнить текст, исключить ошибки, отточить дикцию. Репетировать лучше перед зеркалом или знакомыми.

План . Само пребывание перед толпой — уже стресс. Поэтому лучше подстраховаться и написать (нарисовать) на одном листе подсказки, напоминания или план рассказа. Если же во время выступления допустимо использование полного текста (защита диссертации, неформальное выступление), желательно положить его в сумку еще накануне важного дня.

Внешность. Все детали внешнего вида продумываются за несколько дней до события. К ним относятся:

  • запись на стрижку, укладку, маникюр;
  • подбор, покупка наряда, обуви, аксессуаров;
  • тестирование всего нового — цвета волос, формы бороды, фасона одежды;
  • поход к стоматологу, косметологу или дерматологу;
  • примерка готового образа.

Если все это делать за один день до своего дебюта, можно наткнуться на кучу проблем. Парикмахер уйдет отпуск, лак не успеет высохнуть, а прошлогодний костюм вдруг не подойдет по размеру.

Канун и утро дня “икс”. Стоит ли говорить, как важно хорошо выспаться? Бодрость, здоровый цвет лица, уверенность станут дополнительными плюсами. Еще одна деталь — питание. Лучше не есть на ночь, но плотно позавтракать. Также желательно не переедать за час до выступления. Если проснулся аппетит, достаточно будет перекусить сладким батончиком с орехами.

Нервозность. Алкоголь или успокоительные препараты перед выступлением — это табу. Они тормозят мыслительные процессы, все реакции, заметно ухудшают речь. Вместо них, перед самым выходом на сцену можно провести несколько упражнений для релаксации:

  • глубоко и ровно дышать, вдыхая воздух в течение как минимум 3-х секунд, а выдыхая — 5-и;
  • представить, что все присутствующие в зале — давние знакомые;
  • сделать короткую легкую разминку;
  • медленно жевать жвачку (процесс жевания ассоциируется со спокойной обстановкой);
  • подуть на подушечку большого пальца (замедляет пульс).

Публичные выступления не относятся к категории событий, которые легко проводить без подготовки. Это мероприятия, требующие силы воли, уверенности, настойчивости. Только следуя описанным правилам, грамотно подбирая темы, усердно готовясь к представлению, можно рассчитывать на достоверный успех.

Современному руководителю, современному менеджеру на сегодняшний день, в день, когда высока конкуренция, появилось много новых методик влияния на окружающих — коллег, партнеров, подчиненных. Авторитет лидера, авторитет руководителя, авторитет партнера – все это нарабатывается умением успешно выступать и презентовать свои идеи.

Как научиться непринужденно и качественно говорить на публике?

Как пойти на переговоры и оставить после себя хорошее впечатление, чтобы ваши партнеры поверили в вас и решили иметь дело именно с вами, а не с вашими конкурентами. Обычно такой авторитет поддерживает специальный переговорщик компании, который имеет за плечами хороший опыт переговоров и большой авторитет. Но в современной организации не должно быть незаменимых людей, организация, которая улучшает качество своей компании, должна ежедневно повышать уровень своих сотрудников, одним из уровней этого обучения и состоит в умении выступать публично.

Начинающему бизнесмену, да и не только начинающему бизнесмену, необходимо получить кредит в банке, хорошо написанного бизнес плана иногда бывает недостаточно для получения кредита. Нужно выступить, ошеломить, мало иметь хороший бизнес план, нужно показать, что вы справитесь, что доведете дело до конца, и что банку не придется резать ваш не успешный бизнес.

Сейчас много имиджевых школ, много курсов подготовки публичных выступлений, но все они рассчитаны на малую продолжительность, по двадцать четыре часа и так далее. Успешный руководитель должен ежедневно, как самурай оттачивать свое мастерство, также и в компании каждый сотрудник должен ежедневно трудиться и учиться (да сейчас, мы или трудится или учиться, одно из двух, и так устаем по восемь часов за станком стоим). Обучение не должно быть из под палки, коллектив должен воспринимать необходимость в обучении, он должен понимать, что обучаясь он повышает качество выпускаемой продукции, независимо от того услуга это или товар, соответственно потребитель будет выбирать именно более качественный товар, отсюда новые заказы и сохранение рабочих мест – уверенность в завтрашнем дне.

Для того чтобы научиться презентовать свои мысли, их необходимо научиться подготавливать. Законы композиции, золотой середины, божественного сечения, все как в искусстве и в природе. Ваше выступление должно быть поделено на три части, первое вступление двадцать процентов от общего времени, затем идет основная часть шестьдесят процентов от общего времени выступления, и затем заключение двадцать процентов от общего времени.

Вступление, нужно преподнести себя, непринужденно обратить на себя внимание, что вот вы тут стоите и сейчас, что то скажите. Что вы скажете, о чем, вас должны запомнить, вы должны втисаться в память слушателей.

Как обратить внимание на себя во время выступления?

Например, у вас в руках может быть какой-нибудь предмет, если вы рассказываете о народах дальнего севера, как хорошо добывать там нефть и газ, вам достаточно держать в руках предмет народного творчества, что вот этот предмет вам подарило местное население в знак благодарности и тут маленькая история, как вы спасли этот маленький народ от непременного вымирания, все вы запомнились, такого они еще не видели, вы им стали интересны, вас начали слушать, посмотрите внимательнее на вашу аудиторию, как вас слушают, кто вас слушает, полюбите всем сердцем вашу аудиторию.

Первый момент выступления, в это время вас оценивают, как вы выглядите, как вы говорите, какова ваша манера поведения, как вы себя держите на публике. Дайте в это время публике полюбить вас, пусть они вас слушают открыв рты. Методик зацепить внимание много, кто то играет на губной гармошке, кто пляшет, не бойтесь показать себя, только не переиграйте. Изучите публику, которую вы будете завоевывать, что она предпочитает, какие методы ей более подходят, главное не перегнуть палку.

В каждой аудитории свои правила, в одной ваше выступление будет успешным, вас будут носить на руках после выступления, а в другой с таким выступлением в вас полетят помидоры, это самое страшное, что вас ждет при выступлении. Если вы выступите неудачно, вас никто не станет расстреливать, вам просто не дадут денег, вы просто проведете переговоры не успешно, поэтому вы должны понимать весь смысл ваших передвижений, для чего вы все делаете, для кого вы стараетесь. Правильно все взвести, соберите материал, вооружитесь, все это повысит шанс на успех вашего выступления.

Задать вопрос или дополнить статью "Как выступать публично?" можно через форму комментариев.

Говорить речь перед аудиторией очень трудно. Такое мнение присуще самым опытным и блестящим ораторам, хотя они собаку съели на публичных выступлениях. Дело же в том, что выступающий всегда излагает слушателям свою идею. При этом и удача, и неудача тотчас же отражается на его репутации.

Правила публичного выступления универсальны. То есть они всегда одни и те же перед любой аудиторией. Тут абсолютно неважно, кто сидит перед оратором. Это могут быть банкиры, министры, учителя, студенты, школьники, заключённые. Всю эту публику можно объединить одним словом - слушатели. А чтобы завоевать их внимание, следует правильно себя вести и грамотно подавать информацию.

Правило первое : аудитория вначале воспринимает оратора чисто внешне, а уж затем то, что он скажет. Поэтому выглядеть нужно адекватно в том коллективе, перед которым произносится монолог.

Правило второе : речь всегда должна быть конструктивной и по существу. Пустопорожние разговоры неприемлемы. Они вызывают раздражение, так как слушатели при этом впустую тратят время.

Правило третье : внутренняя уверенность и уважение к слушателям. Докладчик должен всем своим видом подчёркивать, что он настроен к аудитории доброжелательно и уважительно. Следует также учитывать, что в любом коллективе есть свои авторитеты. Ни в коем случае не нужно пытаться их пошатнуть.

Правило четвёртое : информацию нужно излагать простым доступным языком, образно и эмоционально. При этом не надо прибегать к излишним деталям. Если кого-то что-то заинтересует, то будет задан вопрос. Необходимо учитывать уровень знаний слушателей и руководствоваться именно этим в своём изложении информации.

Выступление

Самые первые минуты - притирка к аудитории. Оратор должен узнать о ней как можно больше. Следует определить неформальных лидеров, уровень знаний людей, необходимость показа наглядных пособий, а также, что конкретно можно рассказывать слушателям, а что можно и упустить.

Затем наступает очередь самого выступления. Говорить следует эмоционально и нестандартно. От монотонности нужно бежать, как от огня. Слушателям нравится, когда лектор не суетится, не машет руками, не бегает по аудитории, выкрикивая фразы из разных углов. В то же время вызывает негатив манера хвататься за кафедру или трибуну руками, горбить спину, водить по-птичьи головой из стороны в сторону, вжав её в плечи.

Доверие слушателей завоёвывается единством эмоционального поведения и подаваемого материала. Если говорить об уверенности и при этом боязливо оглядываться, то никакого доверия не будет. Манера речи, жесты, мимика и информация должны находиться в полной гармонии и дополнять друг друга.

Немаловажное значение имеет и риторика . Она включает в себя хорошо поставленный голос, прекрасную дикцию, умелое использование образных, логических, эмоциональных акцентов. Всё это редко даётся с рождением, а достигается путём тренировок. Наглядным примером в этом случае может служить театр. Сидя в зале и внимательно слушая артистов, играющих свои роли на сцене, можно приобрести определённые навыки. А чтобы их закрепить, следует, придя домой, проиграть уже самому, услышанные монологи.

Риторические приёмы

Эффект первых фраз

Любое выступление лучше всего начинать с фраз, которые сразу привлекут внимание, но не к речи, а к оратору. Грустно смотреть на некоторых лекторов, растеряно стоящих перед аудиторией и ждущих, когда та успокоится. Начинать говорить в таком шуме практически невозможно, но необходимо. И как же это сделать? Давайте рассмотрим пример.

Вам нужно прочитать лекцию студентам. Утром позвонили из деканата, назвали время и номер аудитории. В университете вас в лицо никто не знает. В назначенный час вы входите в большой зал. В нём сидит порядка 140 человек. В помещении стоит сплошной гул, на вас никто не обращает внимание. Вы подходите к кафедре, но это ни на кого не производит впечатление. Все заняты своими делами и разговорами. И как быть?

Можно, конечно, решительным шагом отправиться за деканом. Но это будет самое глупое. Второй вариант - переминаться с ноги на ногу у кафедры и терпеливо ждать, когда присутствующие наконец-то удостоят вас своим вниманием. Но ожидание может занять слишком много времени. Третий вариант - взять указку и со всей силы треснуть ею по столу. Тишина, естественно, наступит, но установить доверительный контакт со студентами уже будет практически невозможно.

Итак, как уже говорилось, нужно в первую очередь привлечь внимание к своей персоне. Для этого следует совершить что-то нестандартное и непривычное. Поэтому вы поднимаете руки, хлопаете в ладоши, а затем громко, чётко и уверенно говорите: "Здравствуйте, уважаемые леди и джентльмены! Я прекрасно понимаю вашу занятость, но всё же возьму на себя смелость оторвать вас от дел насущных и представиться. Зовут меня Иван Иванович Иванов, и я прочитаю вам лекцию по…".

Необычные слог и манера говорить вызовут интерес и привлекут внимание. В аудитории наступит тишина. После этого можно будет смело приступать к изложению материала. Шуметь и мешать уже никто не станет.

Эффект новизны

Каким бы распрекрасным не был оратор, он не сможет удержать внимание аудитории более 20 минут. Это чистая психология, базирующаяся на концентрации внимания . Так уж устроен человеческий мозг , что он не может долго сосредотачиваться на чём-то одном. Поэтому в доклад необходимо вставлять короткие отступления.

Это могут быть шутки, анекдоты, забавные примеры из жизни. Рассказывая их, докладчик даёт слушателям небольшой отдых. После этого основная информация опять воспринимается полноценно в течение следующих 20 минут.

Но одними шутками ограничиваться не стоит. Немаловажное значение имеет абсолютно новая информация. Новое - это какие-то сенсационные факты или открытия по основной теме. Они также способны "взбодрить" слушателей. Поэтому сенсацию не следует выкладывать в начале доклада. Лучше приберечь её на потом и выдавать порциями с уже названными временными интервалами. Таким образом, присутствующие всё время будут находиться в состоянии внимания.

План выступления

Правила публичного выступления предусматривают чёткий план. Безусловно, во время доклада можно и нужно импровизировать, но всё это не должно выходить за рамки намеченного. Давайте рассмотрим план доклада по специализированной теме, когда в зале сидят специалисты в какой-либо узкой области.

1. Объяснение.
2. Сравнения и противопоставления.
3. Наглядные иллюстрации и примеры.
4. Исключения, которые только подтверждают правило.
5. Факты и статистические данные.
6. Ссылки на источники.
7. Очень краткое повторение сказанного.

Желательно основной доклад сократить до минимума, а основное время уделить вопросам и ответам, так как именно в полемике рождается истина.

Внешние формы ораторского искусства

Речь всегда должны быть облечена в красивую "обёртку". То есть нужно уметь подавать себя аудитории. Обидно, когда проходимцы и лицедеи пускают пыль в глаза, а действительно умные и достойные люди оттесняются в сторону.

Никогда нельзя пренебрегать обаянием, сосредотачиваясь только на профессиональном изложении информации. Следует знать, что гораздо большего успеха достигает дилетант, умеющий производить благоприятное впечатление. Настоящий оратор должен сочетать в себе профессионализм и способность очаровывать аудиторию. Только в этом случае можно говорить о подлинном искусстве публичного выступления.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы