Про деток, от рождения до школы

Курской области

Внеклассное мероприятие по литературе:

«Путешествие в страну Литературию»

(обобщающая игра по курсу литературы

5 класса)

Занятие подготовила и провела

Гельплинг Елена Михайловна

2012 год –

Путешествие в страну Литературию (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса )

Описание игры. Игра состоит из нескольких конкурсов. Участвуют две команды.

Цели:


  • организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний материала, изученного в курсе «Литература 5 класс» ;

  • активировать интерес к литературе;

  • способствовать воспитанию чувства ответственности, коллективизма, товарищества
Оборудование: иллюстрации к произведениям; портреты писателей и поэтов, которые упоминаются во время игры; 2 «ромашки» ; Разрезанные стихи для игры «Ералаш»; костюмы для инсценировки; кроссворды каждой команде; пазлы; призы.

Зато бороться научила

И не бояться трудностей и бед?

На острове безлюдном оказавшись,

И, за устройство быта взявшись,

Стал полноценной жизнью жить. (Робинзон.)


  1. Назовите транспортное средство путешественников из Волшебной страны в обычный мир в сказочной повести Л. Волкова «Волшебник Изумрудного города». (Серебряные туфельки.)

  1. Тип плавсредства, на котором совершили историческое путешествие по Миссисипи Гек Финн и Джим. (Плот.)

  1. Назовите имя опытного таежника, которого втянул в робинзонаду «проклятый глухарь». (Васютка. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».)
Г. Финн. Стойте! Вы, кажется, забыли еще об одном приключенческом жанре - детективе. Каждый уважающий себя сыщик составляет специальную картотеку всех интересующих его людей. Азбука сыскного дела! В моей картотеке накопилось несколько фотороботов разных литературных героев.

Конкурс «Детектив идет по следу»

Учитель . Назовите литературного героя.


  1. Обыкновенный мальчишка 10 лет. Образование: начальная школа и иногда воскресная. Неунывающий фантазер и любитель приключений. Любимые вещи: зуб на ниточке, жук в коробке, книжка «Приключения Робина Гуда». Девиз: «Никакое богатство не помешает мне уйти в разбойники».
(Том Сойер.)

  1. Возраст: 120 лет. Профессия: ведьма. Образование: домашнее, колдовское. Характер: подвижная, в меру добрая. Транспортное средство: метла. Особые приметы: нос крючком.
(Баба-яга.)

  1. В одной стране для установления личности стали измерять специальной меркой ноги. Кого искали таким необычным способом?
(Золушку.)

  1. Суровая пожилая дама высокого роста, грузная, весьма решительная во мнениях и действиях. У нее несколько подбородков, злющие глаза и любимый кот в клетке.
(Фрекен Бок.)

Г. Финн . А теперь, ребята, попробуйте составить свой фоторобот литературного героя для команды-соперницы.

У ч и т е л ь . В этом году мы с вами очень много прочитали paзличных сказок: и народных, и литературных, поэтому следующий пункт нашего путешествия - проспект Сказочный. Известный итальянский писатель Джанни Родари учил детей развивать фантазию, сочиняя «салаты» из литературных сказок. Такой «салат» сейчас мы предлагаем вашему вниманию. Надеемся, что он вам понравится и у вас появится желание сочинить окончание этой сказки.

Определите, какие сказки стали «ингредиентами» нашего литературного «салата». Продолжите сказку.

Салат из литературных сказок «Как Филька стал добрым»

Ну, начнем! Вот дойдем до конца нашей сказки, тогда будем знать больше, чем теперь (Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»). Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя». Филька был молчаливый , недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал ему сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!» (К. Паустовский. «Теплый хлеб»).

Отец с матерью ушли, а дочка посадила братца на травке под окошком, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. (Р.Н.С. « Гуси-лебеди»). Когда пир был на исходе, Иван- царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушачью кожу и спалил её на огне .(Р.Н.С. «Царевна-лягушка»)

И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четверыхпо-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. («Муму» И.С.Тургенев)

Учитель. Как прекрасен Сказочный проспект!

В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Конкурс «Доска объявлений»

Учитель . А вот и доска объявлений на Сказочном проспекте. Определите, какие сказочные персонажи написали эти объявления.


  1. Всем принцам! В ближайшие сто лет прошу не беспокоить своими поцелуями - очень спать хочется. (Спящая царевна.)

1. Имя мальчика, чье сердце чуть было не превратилось в льдинку. 2. Кто смастерил волшебный горшок , который рассказывал, что едят в каждом доме? 3. Каким был утенок, пока не стал лебедем? 4. Девочка, совершившая ради друга далекое путешествие. 5. Что помогло принцессе стать женой принца? 6. Кто хотел менять хвост на ноги? 7. Кто улетел осенью зимовать в теплые страны? 8. Что искала старая ведьма в дупле?

(1. Кай. 2. Свинопас. 3. Гадкий. 4. Герда. 5. Горошина. 6.Русалочка. 7. Лебеди. 8. Огниво. Ключевое слово: Андерсен.)

Конкурс «В сказке часто так бывает»

Учитель . Назовите сказочных героев, о которых говорится в этом стихотворении. Команды на листочках записывают ответы. Получают по одному баллу за каждое правильно названное имя.

В сказках часто так бывает.

Что предметы в них летают,

А порою и герои

Вдруг взмывают над землей.

Назвать, конечно, ты готов

Этих чудо-летунов:

Она летает на метле,

А он на пушечном ядре.

Летала в домике своем,

Да не одна, а с верным псом.

Он на ковре взлетит всегда –

Была б сухою борода.

Моторчик на его спине,

Бывал он даже на Луне,

А этот сделался так мал,

Верхом на гусе он летал!

(Баба-яга, барон Мюнхгаузен, Элли и Тотошка, старик Хоттабыч, Карлсон, Незнайка, Нильс.)

Конкурс « Почта»

(Командам выдаются карточки с именем сказочного героя.)

Учитель . Напишите адреса сказочных героев, чтобы письма нашли своего адресата.

Филька Ну тебя. Деревня Бережки.

Василиса Премудрая. Тридевятое царство.

Том Сойер. США. г. Санкт-Петербург.

Калле Блумквист. Большая улица, 14, Линьчепинг.)

Учитель. Вот и остался позади Сказочный проспект. Кто сказку слушал, Тот меду покушал, А кто не слушал да зевал, Тот пустое блюдо лизал.

Наше путешествие по стране Литературии продолжается на площади Юмора, где не смолкает радостный смех. Всех, всех, всех, Кто любит смех, В жизни ждет всегда успех!

Наша литература - сокровищница смеха, доступ к которой вы получаете с детства , знакомясь с произведениями писателей - сатириков. Юмор бывает разный: немножко горький у Н.В. Гоголя, назидательный у И. А. Крылова, озорной - у Марка Твена и Астрид Линдгрен, иронический - у М.М. Зощенко. Но смеются писатели обязательно с любовью к людям.

Творческий конкурс

Учитель . Сочините и произнесите хвалебную речь, посвященную некоторым персонажам басен И.А. Крылова, занимающим в своей жизни активную позицию: Моське - за смелость в критике вышестоящих инстанций, Лебедю, Раку и Щуке - за принципиальность в отстаивании жизненных убеждений, Муравью - за последовательную борьбу с тунеядством, Лисе - за борьбу с фактами незаконного приобретения продовольствия.

Учитель . Вспомните комические ситуации из разных художественных произведений. Расскажите, что произошло дальше.

1. «Мы пошли по дороге через лес. Впереди бежала Степкина собачка Тузик. За ней шел Степка с огромным мешком на голове. За Степкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я. Мы шли около часа. Наконец Степка сказал:

Мешок дьявольски тяжелый. Пусть каждый по очереди несет этот мешок.

Леля недолго несла, потому что выбилась из сил...

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления... Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону». (Пройдя с мешком шагов десять , свалился в канаву. Причем сначала в канаву упал мешок, а вслед за мешком нырнул я. М.М. Зощенко. «Великие путешественники».)


  1. «Она оглянулась и ту же секунду схватила за край куртин мальчишку, который собирался улизнуть.

  • Ну, конечно! Мне следовало бы заглянуть в кладовую! Что ты там делал?

  • Ничего.

  • Ничего? Погляди на свои руки, погляди на свой рот. Чемты вымазал губы?

  • Не знаю, тетя.

  • А я знаю! Это варенье, вот что это такое! Сорок раз я тебе говорила, что, если ты не оставишь в покое варенье, я тебя высеку. Дай-ка сюда этот прут...» (Розга уже засвистела в воздухе. « Ай! Гляньте-ка назад, тетя!» - воскликнул Том. Старуха испуганно повернулась, а мальчишка пустился бежать. М. Твен. «Приключения Тома Сойера».)

  1. «- А что это у вас, великолепная Солоха? - И, сказавши это, дьяк отскочил несколько раз назад.

  • Как что? Рука, Осип Никифорович! - отвечала Солоха.

  • А это что у вас, дражайшая Солоха? - произнес он с таким же видом, приступив к ней снова и схватив ее слегка рукою за шею и таким же порядком отскочив назад.

  • Будто не видите, Осип Никифорович! - отвечала Солоха. - Шея, а на шее монисто.

  • А это что у вас, несравненная Солоха?..

    Неизвестно, к чему бы теперь притронулся дьяк своими длинными пальцами, как вдруг послышался в дверь стук и голос козака Чуба...» (Дьяк испугался, что его, особу духовного звания, застанут наедине с женщиной. Особенно он боялся своей жены , «которая и без того страшною рукою сделала из его толстой косы самую узенькую». Солоха спрятала его в мешок из-под угля. Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».)
    Конкурс «Пазлы»

    Кто быстрее соберёт из «пазлов» (разрезанных иллюстраций к сказкам) картинку. Используются сказки «Царевна-лягушка», «Журавль и цапля».
    Конкурс «Музей восковых фигур»

    За одну минуту создать образ литературного героя, которого изучали в 5 классе.

    Учитель . Вот наше путешествие по стране Литературии подходит к концу.

    Мы желаем всей душой,

    Вам, девчонки и мальчишки,

    С книжкой ладить и дружить.

    Пусть любовь к хорошей книжке

    С вами вместе будет жить.

    Подведение итогов. Награждение победителей.

    Литература:


    1. О.Г.Черных Игровые уроки по литературе, М, «Вако», 2008

    2. В.Я.Коровина, В.П.Полухина, В.И.Коровин Литература 5 класс учебник в двух частях, М, «просвещение», 2011

    3. М.И.Картавцева Уроки внеклассног чтения 5-9 классы, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2003

    4. Л.Г.Максидонова Литературные праздники и нетрадиционные уроки 5-7 классы, М, ОЛМА-ПРЕСС, 2002
  • Разработал

    воспитатель Смирнова М.М.

    Развлечение «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КНИГ».

    Цели: С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.

    Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

    Развивать речь. Пополнять словарь. Развивать чувство рифмы.

    Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к русской народной сказке.

    Оборудование: Книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода.

    Ход занятия:

    Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).

    «Сказочное королевство»

    Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)

    В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

    Дидактическая игра «Отгадай сказку»

    Бабушка девочку очень любила.

    Шапочку красную ей подарила.

    Девочка имя забыла свое.

    А ну, подскажите имя ее.

    (Красная Шапочка)

    На сметане мешен,

    На окошке стужен,

    Круглый бок, румяный бок

    Покатился...

    (Колобок)

    У отца был мальчик странный,

    Необычный - деревянный.

    Но любил папаша сына.

    Что за странный

    Человечек деревянный

    На земле и под водой

    Ищет ключик золотой?

    Всюду нос сует он длинный.

    Кто же это?..

    (Буратино)

    У Золушки с ножки

    свалилась случайно.

    Была не простою она,

    а хрустальной …

    (туфелька)

    Всех важней она в загадке,

    Хоть и в погребе жила:

    Репку вытащить из грядки

    Деду с бабкой помогла.

    (Мышка из русской народной сказки "Репка ")

    Ждали маму с молоком,

    А пустили волка в дом.

    Кто же были эти

    Маленькие дети?

    (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

    Возле леса, на опушке

    Трое их живет в избушке.

    Там три стула и три кружки.

    Три кроватки, три подушки.

    Угадайте без подсказки,

    Кто герои этой сказки?

    (Три медведя)

    Носик круглый, пятачком,

    Им в земле удобно рыться,

    Хвостик маленький крючком,

    Вместо туфелек - копытца.

    Трое их - и до чего же

    Братья дружные похожи.

    Отгадайте без подсказки,

    Кто герои этой сказки?

    (Три поросенка)

    Лечит маленьких детей,

    Лечит птичек и зверей,

    Сквозь очки свои глядит

    Добрый доктор... (Айболит).

    Дидактическая игра «Чьи это слова?»

    Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

    «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»

    (Колобок из сказки «Колобок»)

    «Не садись на пенек, не ешь пирожок»

    (Маша из сказки «Маша и медведь»)

    «Печка, матушка, спрячь нас!»

    (Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)

    «Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?

    Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

    (Петушок из сказки «Колосок»)

    «У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы,

    а зýбищи - я никого не боюсь!»

    (Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

    «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»

    (Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

    Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть».

    Сказка даст нам отдохнуть.

    Отдохнем - и снова в путь!

    Нам советует Мальвина:

    Станет талия осиной,

    Если будем наклоняться

    Влево-вправо десять раз.

    Вот Дюймовочки слова:

    Чтоб была спина пряма,

    Поднимайтесь на носочки,

    Словно тянетесь к цветочкам.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Красной шапочки совет:

    Если будешь прыгать, бегать,

    Проживешь ты много лет.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Повторите-ка опять:

    Раз, два, три, четыре, пять. (Дети повторяют описываемые движения.)

    Дала нам сказка отдохнуть!

    Отдохнули? Снова в путь!

    «Край рассказов»

    Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей)

    В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

    Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

    «Косточка» Л. Толстой

    «Кто сказал «мяу»? В. Сутеев

    «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский

    «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки

    «Лисичкин хлеб» М. Пришвин

    «Мир стихов»

    Чем отличаются стихи от рассказов?

    Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

    А потом позвонили зайчатки:

    Нельзя ли прислать перчатки?

    В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

    А потом позвонили мартышки:

    Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

    Дидактическая игра «Подскажи словечко»

    Стала девочка котенка спать укладывать.

    Вот тебе под спинку

    Мягкую … перинку.

    Сверху на перинку

    Чистую … простынку.

    Вот тебе под ушки

    Белые … подушки.

    («Усатый-полосатый» С. Маршак)

    Мой веселый, звонкий мяч,

    Ты куда помчался …вскачь?

    Я тебя ладонью хлопал.

    Ты скакал и звонко … топал. («Мяч» С. Маршак)

    Маша варежку надела.

    Ой, куда я пальчик … дела?

    Нету пальчика, пропал,

    В свой домишко не … попал!

    («Где мой пальчик» Н. Саконская)

    Если бы у елочки были ножки,

    Побежала бы она по … дорожке.

    Заплясала бы она

    Вместе с нами,

    Застучала бы она … каблучками.

    («Елка» Е. Трутнева)

    У Танюши дел немало,

    У Танюши много дел,

    Утром брату помогала –

    Он с утра конфеты … ел.

    («Помощница» А. Барто)

    Мама спит, она устала…

    Ну и я играть … не стала.

    Я волчка не завожу,

    А уселась и … сижу.

    («Посидим в тишине» Е. Благинина)

    Падал снег на порог

    Кот лепил себе … пирог.

    А пока лепил и пек,

    Ручейком пирог … утек!

    («Пирог» П. Воронько)

    А потом позвонил медведь

    Да как начал, как начал …. реветь.

    («Телефон» К. И. Чуковский)

    Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали» (по стихотворению И. Токмаковой)

    Мы на пальчиках считали

    И ужасно хохотали:

    Разве это пальчики?

    Это ж просто мальчики!

    Вот большой, смешной толстяк,

    Любит хвастать просто так.

    Как дела? - спроси его.

    Он подпрыгнет, крикнет: -Во!

    Указательный поманит,

    Погрозит, укажет путь,

    А потом в носу застрянет:

    Где-то ж надо отдохнуть!

    Средний палец – злой мальчишка.

    Щелкнет по лбу – будет шишка,

    Щелк по шару – лопнет шар,

    Щелк – и в обморок комар.

    Безымянный до утра

    Выбирает имена:

    Может Петя? Или Вова?

    Или Алла Пугачева?

    Мальчик-с-пальчик? Карабас?

    Все уж было тыщу раз!

    Надоело, спать пора,

    Лучше выберу с утра!

    А мизинец – мой любимец!

    Поведу его в зверинец,

    Эскимо ему куплю–

    Очень маленьких люблю!

    (Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам).

    Пора возвращаться нам домой. Раз, два, три, ковер, домой нас верни.

    Подведение итогов.

    Вам понравилось путешествие? Какое у вас настроение? Что вы чувствуете? Почему?

    Что вам показалось самым интересным в нашем путешествии? Что показалось трудным?

    Современные формы публичной

    работы - 2 (К-Я)

    (Окончание)

    К

    Кабачок - театр миниатюр (шутливых номеров) в антураже «мини кафе» или «кабачка».

    Каламбур литературный - мероприятие, посвященное писателям – однофамильцам или разным произведениям с одинаковым сюжетом разных значений одного и того же слова (или двух сходно звучащих слов) с целью произвести комическое впечатление.

    Календарь – мероприятие на любую тему, по построению повторяющее определенный календарный цикл.

    Калейдоскоп – мероприятие, построенное с быстрой сменой малых форм массовой работы (например, викторина, информинутка, блиц, минисценка, миниобзор и т.д).

    Капустник - это веселое самодеятельное представление с шутками, пародиями, стихами и песнями на любые темы.

    Караван - мероприятие, с неоднократной последовательной сменой тем, образов.

    Караван впечатлений – мероприятие по определенной теме, делающее акцент на смене впечатлений.

    Караван историй - мероприятие, состоящее из самых интересных историй, связанных с известнейшими людьми, историческими местами, традициями и событиями.

    Караван книг – мероприятие, посвященное презентации нескольких книг как одной, так и разной тематики. Например, караван новинок, караван забытых книг.

    Карнавал - праздник с шествиями, уличным маскарадом, театрализованными играми, костюмированный праздник, в основе которого лежит литературный сценарий. В подобных праздниках подразумевается массовость. В библиотечном варианте участников может быть меньше, зато каждому должно найтись место в сценарии. Важное условие; все участники должны быть в костюмах, иначе праздник теряет смысл.

    Карнавал книг – костюмированное, театрализованное мероприятие, демонстрирующее лучшие книги.

    Карнавал литературный – карнавал, посвященный книгам, литературе, писателям.

    Кафе литературное - специально организованное на одной площадке развлечение на литературные темы, имитирующее застолье. Разновидности: вечеринка, посиделки салон, клуб, приём, ассамблея. Данная форма предполагает такие атрибуты кафе, как столики, приглушенное освещение, угощение и т.д.

    Качели дискуссионные - диалог-обсуждение , построенный на имитации раскачивающихся качелей; два партнера поочередными выступлениями раскачивают «качели». Партнерами становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга. Предметом обсуждения на «дискуссионных качелях» может быть все, что окружает и занимает детей. Обсуждаться могут ситуативные вопросы, проблемные темы, конфликтные коллизии. Дискуссионные качели могут иметь предварительно оглашенные правила поведения: правило одного класса, правило плюрализма, правило деликатности и т.п. После того как предложен вопрос для обсуждения, участники от каждой группы поочередно высказывают суждения. Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, библиотекарь поддерживает ход и ритм дискуссионных качелей, пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. По завершении дискуссии подводятся ее итоги.

    Клуб - общественная организация, объединяющая людей в целях общения на основе совместных политических, научных, литературных, художественных и др. интересов.

    Клуб читателей по интересам — форма организации досуга. Могут быть клубы любителей поэзии, музыки, литературы, клубы библиофилов, овощеводов, цветоводов, пропагандистов здорового образа жизни, знатоков и т.д. Библиотекари организуют клубы читателей и являются обязательными участниками всей их работы (определяют темы очередной встречи, подбирают необходимую литературу и аудиовизуальные материалы, подготавливают обзоры, помогают докладчикам). Иногда занятия ведут специалисты: сотрудники музеев, преподаватели литературы, музыки, агрономы, местные писатели и поэты и др. Виды: клуб семейного чтения, клуб любителей чего-либо, клуб литературный, клуб знатоков, клуб дискуссионный, клуб видеопутешественников.

    Клуб веселых и начитанных - познавательно-развлекательная командная игра-соревнование на литературные темы. Обычно принимают участие две команды подростков по 10-15 человек.

    Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость – получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ребенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.

    Коктейль - вечернее, но не слишком торжественное мероприятие, как правило, с напитками и фуршетом, подразумевающее легкое непринужденное общение на легкие темы.

    Коллаж – мероприятие-смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов.

    Компас литературный – библиографическая игра на любую тему, посвященная поиску какой-либо информации, как правило, с практическими заданиями.

    Композиция - мероприятие, структура которого состоит из сочетания каких-либо элементов, объединенных общим замыслом, идеей и образующих гармоническое единство. Произведение, включающее различные виды искусств (напр., литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков.

    Композиция литературно-музыкальная - комплексное мероприятие,

    посвященное определенной теме либо персоне. Сценарий обычно состоит из занимательных сведений расположенных в определенном порядке, поэтических и музыкальных фрагментов. Желательно оформить книжно-иллюстративную выставку, экспозицию живописного, декоративно-прикладного искусства. Если есть возможность — использовать компьютерную проекцию. Оформление интерьера должно быть простым и строгим; журнальный столик, несколько стульев и банкеток. Как варианты: композиция литературная, музыкальная, поэтическая, сценическая.

    Конкурс – личное или командное соревнование с целью выявления наилучших участников, исполнителей, лучшей работы, т.д. Конкурс может быть самостоятельной формой работы (музыкальный, фольклорный, танцевальный, поэтический) или составной частью любого мероприятия, праздника, игры. Тематические конкурсы: краеведческий, профессиональный, конкурс-поиск, эрудитов. Формы конкурсов: читающих семей, чтецов, концерт, фотоконкурс, рисунков.

    Конкурс барона Мюнхгаузена - личное или командное соревнование с целью выявления лучших выдумщиков. Чья история будет наиболее интересной, смешной, тот и окажется лучшим вралем, лучшим выдумщиком и самым веселым человеком. О конкурсе следует сообщить за один - два дня до его проведения. Участники конкурса могут демонстрировать фотографии, фотоколлажи, рисунки, чертежи, проекты; привлекать «свидетелей» - друзей, родителей.

    Конкурс лесных репортажей - импровизированная экологическая игра-соревнование, в ходе которой читатели пробуют себя в роли журналистской бригады, работающей над экологическими проблемами. Участникам конкурса необходимо подготовить «репортаж с места событий» для информационной передачи. Чтобы справиться с заданием, нужно знать секреты репортерского дела . Во-первых, найти интересную тему, во-вторых, определить жанр репортажа (журналистское расследование, интервью со «знаменитостью» или игровой сюжет), в-третьих ; составить яркий и оригинальный текст. Библиотекарю предстоит стать ведущим; сымитировать позывные передачи, начать веселое общение с аудиторией, занимательный обзор лесных, полевых и речных событий, подвести свою речь к первому репортажу, со словами «Передают наши корреспонденты...» предоставить слово первой журналистской бригаде и т. д. После каждого репортажа нужно благодарить его создателей, в конце всей передачи сообщить прогноз погоды на завтра и попрощаться со зрителями. Итоги конкурса подводит компетентное жюри.

    Консультация - совет библиотекаря читателю по какому-либо вопросу, связанному с выбором литературы. Консультации проводятся у книжных полок у выставок, у каталогов и картотек преимущественно индивидуально, но могут быть и групповыми. Цели библиотекаря: помочь осознать запросы, подсказать рациональный путь самостоятельного поиска нужной литературы. Консультацию сопровождают практическими упражнениями, в ходе которых читатели самостоятельно разыскиваю нужную им информацию.

    Конференция – проходит в виде собраний (научных, читательских, итоговых). Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы и сроков проведения, оповещение участников, разработка программы, списки литературы для подготовки, формулирование дискуссионно-проблемных вопросов и т.д.

    Конференция научно-практическая - специально организованное коллективное обсуждение профессиональных проблем. Сообщения участников характеризуют научный анализ и конкретный опыт практической деятельности.

    Конференция читательская - активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей, обсуждение прочитанного, проводится, как правило, по группе изданий, объединенных серией, жанром или темой, реже по одной книге или по творчеству отдельных авторов.

    Пресс-конференция – познавательное мероприятие, организуемое в форме ролевой игры: встреча членов определенной «делегации» с «представителями прессы», «корреспондентами» различных газет и журналов, «журналистами радиовещания, телевидения, кино- и фотокорреспондентами». Цель: обмен знаниями, выработка правильного отношения к историческим и текущим событиям общественной жизни страны, города, школы.

    Конфетти новогоднее – новогодний праздник, включающий в себя набор различных шуточных, театрализованных, игровых форм и подразумевающий участие всех присутствующих.

    Концерт сказочный – концерт, связанный по тематике со сказками или набор концертных номеров, исполняемый сказочными героями.

    Королевство библиографическое – комплексное мероприятие, сочетающее в себе различные формы библиографической работы, как правило, имеющее сказочный антураж.

    Круглый стол - форма коллективной дискуссии, позволяющая

    максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. К участию в дискуссии могут приглашаться авторитетные специалисты, теоретики и практики, научные сотрудники, представители властей, общественных организаций и другие заинтересованные лица.

    Кружок - мероприятие, которое проводится для небольшой группы лиц, объединившихся для какой-нибудь интеллектуальной или общественной деятельности. Или группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-либо, а также само такое объединение, организация.

    Круиз литературный – литературное путешествие в виде морского круиза, посвященное книгам на любые темы.

    Л

    Лаборатория – мероприятие, носящее исследовательский характер, стилизация научно-исследовательской деятельности.

    Лаборатория читательского вкуса - мероприятие, в рамках которого проводится изучение чтения той или иной группы читателей, выявляются лучшие читательские предпочтения.

    Лаборатория читательского творчества – мероприятие, в рамках которого участники выполняют какие-либо творческие работы, связанные с чтением.

    Лабиринт – мероприятие, игра-поиск со сложными, запутанными ходами, заданиями.

    Лекторий – цикл лекций, объединенных одной темой, проводящийся регулярно в течение какого-либо времени.

    Лекция - публичное выступление – монолог, демонстрирующее совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Как правило, затем следуют ответы на вопросы аудитории.

    Линейка – ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке; затем объявления, сообщения, т.д.

    Литературные загадки — это угадывание произведения и автора по отрывку из книги, по книжной иллюстрации, по портрету писателя и т. п. Необходимо чётко организовать систему ответов, чтобы избежать обид и необъективности оценки.

    Литературный суд - рекомендуется проводить среди молодежной аудитории в форме ролевой игры, имитирующей заседание суда. Мероприятие должно быть построено на стимулировании познавательной читательской деятельности участников.

    Лицей – цикл мероприятий с углубленным изучением каких-либо тем.

    Лицей для малышей - цикл развивающих мероприятий для детей дошкольного возраста.

    Лотерея - организованная игра типа викторины, при которой распределение вопросов зависит от случайного извлечения того или иного билета или номера (жребия, лота).

    Лото литературное - специально организованное состязание в знании литературы по правилам традиционного лото. В лото играют две команды с равным числом игроков. Представитель команды выбирает из заранее подготовленного набора карточку с заданием и зачитывает вслух. Задания на карточках — тексты из литературных произведений разных авторов. По стилю повествования и содержанию играющие должны определить, откуда взяты эти строки и кто их автор. Если ответ, по мнению жюри, верный, то игрок заштриховывает одну клетку своего игрового поля. Выигрывает та команда, которая заштрихует раньше (больше) клетки своего поля.

    М

    Марафон — цикл массовых мероприятий, объединенных общей тематикой. Спортивное название оправдывает преодоление некоего маршрута от старта к финишу, наличие препятствий, состязательный характер. Интеллектуальные вопросы и творческие задания, разнообразные конкурсы составляют программу библиотечного марафона, который может длиться несколько дней. В марафоне принимает участие большое количество читателей. См. также: Игра-путешествие.

    Маскарад см. Карнавал.

    Мастер-класс — одна из форм эффективного обучения, передача ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего — путем прямого и комментированного показа приемов работы.

    Мастерилка практическое занятие с детьми младшего возраста, посвященное рукоделию.

    Мастерская радости — практическое занятие, где участники занимаются каким-либо видом творчества (рисованием, пением, танцем, музыкой, рукоделием, сочинением сказок и т. д.), позволяющее насладиться самим процессом творчества.

    Месячник — цикл мероприятий, проводимых в промежуток времени, равный месяцу (например, месячник экологии, патриотического воспитания, месячник знаний и т.п.).

    Микрофон свободный (открытая трибуна) — ценностно-ориентированная деятельность детей в ситуации диалога на заданную актуальную тему, основанная на принципах демократии и плюрализма мнений. Передавая друг другу импровизированный микрофон (выходя к трибуне), читатели свободно высказывают свою точку зрения, задают острые вопросы. Выступления читателей должны быть краткими, небанальными, связанными с реальной жизнью. В целом достаточно 7–10 сообщений.

    Мини-студия — небольшое практическое занятие, обучающее каким-либо творческим приемам.

    Миниатюры — ряд художественных постановок малых размеров, отличающихся точностью и лаконичностью.

    Минутка веселая — маленькое по времени веселое, развлекательное мероприятие.

    Минутки живописные — небольшое мероприятие, состоящее из

    нескольких частей, связанных тематически с творчеством и живописью.

    Минуты радостного чтения — небольшое мероприятие, посвященное

    чтению с удовольствием.

    Митинг — собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов.

    Мозаика — комплексное мероприятие, составленное из ряда малых мероприятий, развлекательного характера, разнообразных по форме и тематике.

    Мозговой штурм (атака) — эффективный метод коллективного обсуждения, творческий поиск решения проблемы, который осуществляется путем свободного выражения мнения участников и позволяет использовать свои интеллектуальные способности. Структура: определение проблемы, высказывания идей, отбор идей, развитие решений.

    Музей — мероприятие, рассказывающее о каких-либо редких фактах, сведениях.

    Музей книги — организация, представляющая книгу как важнейшее средство информации, распространения знаний, образования и воспитания, как орудие общения, труда и борьбы, как предмет материальной культуры и как своеобразное произведение графического и декоративного искусства. Как мероприятие — посвящено редким и ценным книгам.

    Музей литературный — мероприятие, рассказывающее о каких-либо редких фактах, сведениях в области литературы (малоизвестные литературные факты). Может быть посвящен разным литературным жанрам. Например, музей поэтический.

    Мюзикл — музыкально-сценическая постановка, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография.

    Н

    Неделя информации — цикл мероприятий по определенной теме, которые проводятся в течение недели и информируют о новой литературе, поступившей в библиотеку за определенный период. В эти дни в библиотеке оформляются выставки (книжные, иллюстративные, сценариев), формируются папки накопители, проводятся тематические беседы, выполняются запросы читателей. Такие недели информации позволяют охватить вопрос целиком, открывая для читателей новые формы подачи материала.

    Неделя (декада) книги (отрасли знаний) — включает книжные выставки, экскурсии и беседы по ним, библиографические обзоры, Дни информации, встречи с авторами, литературные вечера и т. п. Массовые мероприятия проводятся в течение всего указанного срока (недели или декады). Цель — пропаганда литературы и знаний, привлечение к чтению.

    Новоселье книги — развлекательно-театрализованное мероприятие, посвященное новым книгам. Нон-стоп — мероприятие, посвященное чтению стихов на одну тему, одного автора или авторских.

    Ностальгия — мероприятие, развлекательно-публицистического характера, посвященное прошлому (например, «книги, пользовавшиеся популярностью в прошлом», «что читали наши родители», «незаслуженно забытые книги» и т.д.).

    О

    Обзор (библиографический обзор, обзор литературы) - краткое изложение каких-либо документов, расположенных в логической последовательности. Различают виды по типам документов: обзор книг, обзор периодических изданий и т.д. Отдельным видом являются информационные обзоры, обзоры новых поступлений, которые могут быть универсальными, тематическими, комплексными. Например, обзор-размышление, обзор-путешествие, обзор-шоу.

    Обзор библиографических пособий - посвящается как одному пособию, так и нескольким, может быть тематическим и т.д.

    Обзор научно-популярной литературы - должен привлекать внимание к содержащемуся в литературе познавательному материалу. Возможно, возникнет необходимость разъяснить сложные моменты, показать, как использовать данную книгу и сведения, приведённые в ней, особенно важно подчеркнуть связь научных сведений с жизнью. Количество книг, которые можно использовать в обзоре может быть различным — от одной до десятка. Это зависит от цели, темы обзора, выделенного времени и возможностей библиотеки.

    Обзор театрализованный – обзор с театрализованными элементами или включающий в себя небольшие инсценировки.

    Обзор-игра - в ход обзора включаются игровые моменты, информация о книгах перемежается с фрагментами игр.

    Обзор-интервью – обзор, включающий в себя элементы интервью.

    Обзор-лекция - информация о книгах перемежается с интересным фактическим материалом.

    Обсуждение - массовое мероприятие, которое носит дискуссионный характер.

    Обсуждение книг - массовое мероприятие, которое носит дискуссионный характер и посвящено книгам. Обсуждение книг, как правило, готовится заранее, но может начаться и спонтанно. Библиотекарь руководит обсуждением, готовит вопросы.

    Открытый микрофон (открытая трибуна) - ценностно-ориентированная деятельность детей в ситуации диалога на заданную актуальную тему, основанная на принципах демократии и плюрализма мнений. Передавая друг другу импровизированный микрофон (выходя к трибуне), читатели свободно высказывают свою точку зрения, задают острые вопросы. Выступления читателей должны быть краткими, небанальными, связанными с реальной жизнью. В целом достаточно 7—10 сообщений.

    Отчет творческий - мероприятие, посвященное анализу деятельности библиотеки перед читателями, содержит спроектированный по результатам работы перспективный план предстоящей деятельности на следующий период, часто проводится в форме театрализованного представления.

    П

    Панорама – мероприятие, широко и обзорно охватывающее какую-либо тему.

    Парад книг (литературных героев) - мероприятие, включающее в себя торжественное шествие, смотр книг по одной теме или литературных героев.

    Площадка – мероприятие на любую тему, проводящееся на улице на ограниченной территории.

    Подарок читателю (ко Дню...) – мероприятие развлекательного характера о книгах и чтении, посвященное какой-либо дате.

    Подиум – мероприятие, содержащее в сценарии торжественный, величавый проход.

    Подиум литературный (дефиле книжное) - торжественный, величавый проход по сцене участников в ярких, красивых костюмах, демонстрирующих при этом лучшие книги, возможно дефиле литературных героев, обложек книг.

    Поединок фантазеров – соревнование между участниками, командами на лучшую фантазию на любую или определенную тему.

    Поле чудес - развлекательное шоу-игра. Состоит из 3 раундов, в каждом из которых участвуют по 3 игрока, финала и суперигры. Ведущий загадывает слово (редко словосочетание), указанное на табло, а по ходу игры даёт наводящие подсказки. Игроки по очереди крутят барабан. На барабане могут выпасть сектора с различным числом очков, которые игрок получит, если угадает букву, или специальные сектора: музыкальная пауза, приз, шанс, плюс, банкрот и т.д. В финал из каждого раунда выходит по 1 игроку. Выигравшему игроку дается право на суперигру: он должен угадать слово, открыв 3 любые буквы.

    Посвящение в читатели – праздник, на котором звание «читатель библиотеки» получают дошкольники или ученики младших классов (1 классов).

    Посиделки – собрание для неспешной беседы, как правило, на фольклорные или исторические темы или знакомства с народными традициями, могут сопровождаться каким-либо рукоделием, чаепитием. Например, литературные посиделки, фольклорные посиделки.

    Постановка театрализованная (инсценировка) - постановка инсценированного представления литературного произведения.

    Похвала читателю (книге) – то же что и бенефис читателя, книги.

    Праздник – массовое мероприятие, посвященное знаменательной дате или событию общенародного, традиционного, общешкольного или классного характера. Праздник, посвященной торжественной дате, включает в себя: торжественную часть (поздравление, приветствие, подведение итогов); концерт развлекательного характера, показ спектакля, сольные номера, игры, пародии, аттракционы. Например, праздник книги, праздник семейный, праздник фольклорный, праздник чтения .

    Праздник читательских удовольствий праздничное мероприятие, включающее ряд литературных игр, презентаций книг, выставок и т.д., адресованное разным группам читателей.

    Представление - театральное или цирковое зрелище, спектакль. Могут быть: кукольное, музыкально-игровое, театрализованное, фольклорное и т.д.

    Премьера – мероприятие, посвященное первому представлению чего-либо перед зрителями. Соответствует информационному характеру мероприятия. Нечто строгое, торжественное.

    Премьера книги (журнала) - проводится после предварительной работы:

    прочтение книги и критической литературы, индивидуальные и групповые беседы с читателями. Предварительно оформляется книжная выставка и готовится рекомендательные списки литературы. Структура мероприятия: краткое выступление библиотекаря; обзор или беседе по книге (представление журнала); чтение наиболее интересного отрывка; краткие читательские отзывы о книге; встреча с автором, издателями, участниками событий. Цель — пропаганда литературы. Наиболее удачно можно использовать премьеры книг для лит. краеведения, так как это позволяет привлечь к мероприятию всех, кто принимал участие в выходе книги в свет.

    Признание в любви к жанру (книге, автору) – мероприятие, построенное на личных впечатлениях читателя о данном жанре (книге, авторе).

    Приключение – интересное мероприятие, сценарий которого составлен как захватывающее происшествие, цепь неожиданных событий для участников.

    Пресс-конференция – мероприятие, стилизованное под собрание представителей средств массовой информации, проводимое официальными лицами с целью информирования по актуальным вопросам; для беседы и ответов на их вопросы.

    Программа игровая - мероприятие, состоящее из цикла игр.

    Программа информационная - мероприятие, информирующее участников по какой-либо теме.

    Программа концертная - мероприятие, состоящее из концертных номеров.

    Программа познавательная - мероприятие, привлекающее участников к познавательному процессу.

    Программа учебно-игровая – мероприятие, совмещающее в себе учебные и развлекательные цели, состоит из учебного материала, который закрепляется и игровыми формами.

    Программа чтения (летнего, семейного) – цикл мероприятий, направленных на продвижение книги и чтения, приуроченный к определенному времени или по определенной теме. Например, программа летнего чтения.

    Программа-розыгрыш – мероприятие, состоящее из цикла розыгрышей.

    Промо-акция - акция, направленная на определенную целевую аудиторию с целью стимулирования сбыта товара или услуги, демонстрация продукции.

    Путеводитель – мероприятие в виде устного, электронного или аудиовизуального справочника о каком-нибудь городе, историческом месте, музее, стране. Часто рассказывающее о литературных местах.

    Путешествия (дилижансы, экскурсии) – мероприятия в игровой форме. При подготовке путешествия необходима стилизация дороги или путешествия с обязательными остановками - станциями, опушками, островами, тропинками, домиками. Путешествия могут быть тематические, например, путешествие музыкальное.

    Путешествие виртуальное - электронное или аудиовизуальное путешествие.

    Путешествие литературное - игра, которая проводится по краеведческой, географической, исторической, научно-популярной и художественной литературе. Обязательный элемент литературного путешествия — карта или схема маршрута. Путешествия могут быть очными и заочными. Например, путешествие по золотому кольцу русской литературы (XIX век), путешествие по серебряному кольцу русской литературы (нач. XX века), путешествие сказочное.

    Р

    Развал книжный – мероприятие, на котором книги раздаются бесплатно. Чаще это выставка, с которой книги может взять каждый желающий.

    Размышление / рассуждение – мероприятие, построенное как ряд тем на любую тему, изложенных в логически последовательной форме, и протекающее спокойно и неторопливо.

    Рассказ инсценированный - инсценировка повествовательного произведения небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.

    Ринг - мероприятие, где в каждом «раунде» 2 участника один против другого отвечают на сложные вопросы зрителей, участниками могут быть известные люди, писатели, лучшие читатели.

    Ринг литературный – игра-состязание 2 команд на лучшее знание

    литературного произведения, творчества писателя и т.д.

    Ринг правовой - игра-состязание 2 команд на лучшее знание права.

    Ринг эрудитов - игра, где две команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причём первый ответивший правильно лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос. Побеждает команда, набравшая больше очков.

    Родословная книги – мероприятие, посвященное истории написания книги.

    Розыгрыш литературный (библиографический) - праздник в самой необычной форме, загадывание всевозможных литературных и иных шарад, библиографических заданий.

    С

    Салон литературный - литературно-художественный кружок из людей избранного круга.

    Светёлка литературная – фольклорный праздник, посвященный народным традициям и литературе.

    Сказка вслух – громкое чтение сказок для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Скоморошинки – мероприятие, посвященное русскому народному юмору, комедийным и сатирическим рассказам, байкам, притчам.

    Слайд-программа – программа, состоящая из просмотра слайдов, фотографий на какие-либо темы с комментариями.

    Слайд-путешествие - программа, состоящая из просмотра слайдов, фотографий, посвященных путешествию куда-либо.

    Собрание - совместное присутствие где-нибудь членов коллектива для обсуждения, решения каких-нибудь вопросов. Н-р, собрание знатоков.

    Соревнование (состязание) - противоборство и конкурентная борьба между несколькими сторонами (командами, игроками) за достижение превосходства, (выигрыша, признания и т.п.).

    Спектакль - театральное представление.

    Спор - мероприятие - столкновение- столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции.

    Стол дискуссионный – круглый стол, носящий дискуссионный характер.

    Суд литературный (литературный суд) – рекомендуется проводить среди

    молодежной аудитории в форме ролевой игры, имитирующей заседание суда. Мероприятие должно быть построено на стимулировании познавательной читательской деятельности участников.

    Сундучок литературный литературная игра, где вопросы и задания достаются из сундучка.

    Счастливый случай – интеллектуальная игра. В игре принимают участие три команды по 4 - 5 человек в каждой. Игра проводится в 4 гейма: блиц, «заморочки из бочки», «темная лошадка», «гонка за лидером». Выигрывает та команда, которая набрала больше очков.

    Т

    Творческая лаборатория – мероприятие по обмену опытом, знаниями и т.д. в интересной, творческой форме.

    Театр книги - инсценировка книг, с атрибутикой театрального пространства: декорации, ширма, кулисы и т.д.

    Театр кукольный - одна из разновидностей кукольного вида театрального искусства.

    Тир интеллектуальный – интеллектуальная игра, в игре принимают участие 2 или более участников (команд); атрибутика: мишени, разноцветные кружки (стикеры), обозначающие места попадания. Игра проводится в 3 и более этапов. На каждом этапе задается расстояние до мишени от 10 до 100 метров (сложность вопросов), каждый участник получает от 3 до 5 выстрелов (вопросов), правильность ответа означает меткость попадания (от 1 до 5 баллов). Выигрывает набравший больше очков.

    Ток-шоу. На обсуждение выносится какой-либо философский вопрос (например: что такое любовь?). Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгранных актерами. Библиотекарь руководит обсуждением. Цель — нравственное воспитание читателей. дискуссия, обсуждения какого-либо вопроса, в которых принимают участие приглашенные в студию зрители.

    Турнир – состязание, соревнование на разные темы 2 или более участников (команд), которое проводится в виде серии боев. Н-р, литературный турнир.

    У

    Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).Например, урок литературы, урок памяти. Может включать занимательные и игровые элементы. Например, урок веселый, урок занимательный, урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка, урок-фантазия.

    Урок библиотечный (библиографический) – уроки, позволяющие давать знания о книге, библиотеке, библиографии в определенной системе.

    Урок интегрированный – урок, в ходе которого осуществляется взаимосвязь между разными предметами.

    Урок комплексный – урок, в котором используются различные приёмы,

    формы и способы в их гармоническом сочетании для достижения единой цели.

    Урок творческий - обучение творческому чтению. Задача библиотекаря дать работу сердцу ребенка, пробудить в нем самые светлые чувства. В процессе урока создаются творческие работы.

    Устный журнал - активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре похоже на печатный журнал. Он состоит из ряда разделов — «страниц». Каждая страница содержит информацию о литературе по определенной теме и завершается рекомендацией печатных источников. традиционный метод деятельности. Отличительная особенность – отражение актуальных, волнующих многих, проблем. Имеет периодичность. Важно оформление журнала: обложка, титульный лист, заголовки рубрик, символы и атрибуты. Для оформления устного журнала можно использовать компьютерные презентации.

    Утренник – праздничное мероприятие, по определенной теме с целью привлечения новых читателей и пропаганды книги, библиотеки, чтения.

    Ф

    Феерия - представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. Волшебное, сказочное зрелище.

    Фестиваль - широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства. Может быть на самые разные темы, например: фестиваль молодежной книги, фестиваль профессий, фестиваль здоровья.

    Флэшмоб – в переводе с английского «быстрая толпа», «вспышка» толпы», «мгновенная толпа». Сбор людей с целью проведения одноразовой акции. Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут они выполняют заранее оговоренные действия абсурдного содержания (по сценарию) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чем не бывало. Подготовка и координация акции происходит посредством общения в сети Интернет.

    Форум - широкое представительное собрание, съезд.

    Фото-кросс - соревнование фотографов, гонка с тематическими и временными рамками. Самые талантливые и активные участники получают призы на церемонии награждения победителей, которая проходит после каждого фотокросса. Для определения победителей учитываются художественность; оригинальность; скорость; соответствие заданию. Например, фото-кросс «Город читает» - за определенное время снять фотографии читающих людей на улицах города.

    Х

    Хит-парад - парад популярности произведений или их авторов, определяющийся в результате опроса.

    Хобби-клуб – клуб, объединяющий людей с определенным хобби

    (разновидность развлечения, некое занятие, увлечение, не несущее особой материальной выгоды).

    Хоровод – мероприятие, состоящее из следующих друг за другом небольших шуточных вопросов, заданий(например, хоровод вопросов) или повествующее о малых фольклорных жанрах (например, хоровод сказок, хоровод загадок).

    Хронограф – мероприятие–рассказ по годам о каких-либо исторических событиях, построенное по типу летописи.

    Хроники литературной жизни – рассказ о каких-либо литературных событиях в хронологической последовательности.

    Час общения – мероприятие, посвященное развитию навыков культуры общения и корректному обращению друг с другом.

    Чтения — комплекс форм и методов пропаганды литературы по определенной теме. Чтения включают научно-практические конференции и семинары, вечера книги, книжные выставки, лекции, литературные вечера и устные журналы, библиографические обзоры. Чаще всего мероприятия проходят в течение нескольких дней. В проведении мероприятий могут принимать участие различные учреждения и общественные организации. Цель — пропаганда литературы и знаний. Могут быть тематические или для определенных групп пользователей, например, юношеские чтения, Ломоносовские чтения.

    Ш

    Шабаш (на ночь всех святых) – мероприятие, посвященное мистической или экзотерической литературе, стилизованное под разгул нечистой силы, используется для работы с молодежной аудиторией.

    Школа – цикл обучающих мероприятий, по заранее разработанной программе.

    Школа гениев - цикл интеллектуальных мероприятий по разным темам.

    Школа общения - цикл мероприятий, обучающих навыкам общения.

    Шоу - яркое представление, рассчитанное на шумный внешний эффект, развлекательная программа с эффектным музыкальным и визуальным сопровождением.

    Шоу интеллектуальное – яркая интеллектуальная развлекательная программа.

    Шоу-программа – программа, состоящая из нескольких эффектных, ярких номеров.

    Шутка-минутка – небольшое мероприятие, развлекательного и юмористического характера.

    Э

    Экскурсия – выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест, как правило, культурно-просветительного или учебно-демонстрационного характера. Тематика разнообразна. Требуется предварительная подготовка со стороны организатора и участников, а также инструктаж по технике безопасности и этикету.

    Экскурсия по библиотеке - экскурсия знакомит с библиотекой в целом, с ее СБА, со всеми отделами библиотеки, акцентируя внимание на функциях каждого подразделения, отделами со специализированными фондами. Важно иметь план экскурсии, текст экскурсовода и точный маршрут. Особенность экскурсий Ю

    Юбилей - торжественно отмечаемая годовщина знаменательного события, жизни или деятельности какого-либо лица, существования учреждения, предприятия, организации и т. д. В библиотеке может быть: юбилей книги, жанра, юбилей писателя, юбилей библиотеки

    Юморина - фестиваль юмора и сатиры; мероприятие, посвященное юмористической или сатирической литературе.

    Я

    Ярмарка – мероприятие, посвященное народным обычаям, праздникам с играми, забавами, песнями. Обязательно сопровождается выставкой, где осуществляется продажа демонстрируемой продукции.

    Ярмарка творческих идей – акция, которая направлена на выявление

    проектов, способных внести в культурную жизнь учреждения новизну, креативность, способных повысить интерес различных слоев населения и общественных групп к культурным формам проведения досуга и самостоятельному творчеству, проводится в форме устных выступлений или медиа - презентации, рассказывающих о проектах, идеях.

    Другие формы мероприятий

    В библиотеках России уже есть опыт применения таких форм мероприятий, как факультатив успеха, семейная игротека, день читательской мечты, шествия книг, съезд мечтателей, забор-газета.

    В канун олимпийских игр библиотеки могут привлечь интерес пользователей к актуальному спортивному событию такими мероприятиями, как интеллектуальное многоборье, книжный марафон, литературные старты, библиотечно – атлетический помост.

    Составитель Кошкина И.Г., зав. инновационно-метод. отделом ЦБ, пос. Сернур, Марий Эл.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Путешествие в страну Литературию. Подготовила Скворцова М.В.

    Что за прелесть эти сказки Поэтическая тетрадь Страницы из рассказов 10 10 10 10 20 20 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 Писатели

    Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?

    “Колобок”

    Обладатель этого чудо-предмета всегда будет сыт

    Скатерть-самобранка

    Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата.

    В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?

    “Каша из топора”

    Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения _______________ Мы с каждым годом любим всё сильней М.Исаковский О каком русском писателе строки поэта М. Исаковского?

    Иван Андреевич Крылов

    Сказки этого писателя – это бесценная жемчужина русской и мировой литературы. Каждое новое поколение детей вступает в жизнь вместе с удивительными сказочными персонажами, созданными гением великого русского поэта. О каком писателе идёт речь?

    Александр Сергеевич Пушкин

    Именно ему принадлежат слова: «Краткость – сестра таланта», «Умею коротко говорить о длинных вещах». Этого писателя называют мастером сатирического рассказа.

    Антон Павлович Чехов

    Этот человек – первый русский поэт-романтик, человек, сыгравший выдающуюся роль в формировании романтического направления в русской литературе; автор сказок и баллад, учитель русского языка принцессы Шарлотты (будущей императрицы Александры Фёдоровны) и наставник наследника престола будущего императора Александра II . Его учеником и близким другом был А. С. Пушкин.

    Василий Андреевич Жуковский

    А. С. Пушкин «Дубровский»

    Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру… «Чего мне больше ждать?- говорил сам с собою кузнец. – Она издевается надо мною. Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова». Назовите автора и название произведения по отрывку:

    Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

    Назовите автора и название произведения по отрывку: Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил, он и ответил Платову: - Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь, и я тебе это дело поручаю проверить. Поезжай на тихий Дон и поведи там с моими донцами междоусобные разговоры насчет их жизни и преданности и что им нравится. А когда будешь ехать через Тулу, покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают.

    Н. С. Лесков. «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе)

    В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Назовите автора и название произведения по отрывку:

    И.С Тургенев « Муму »

    Вставьте пропущенные слова в стихотворение. Назовите его автора и название. Белеет парус … В тумане моря … . Что ищет он в стране …, Что кинул он в краю …?

    М. Ю. Лермонтов «Парус»

    Вставьте пропущенные слова в стихотворение. Назовите его автора и название. Белая берёза под моим … Принакрылась снегом, точно … . На пушистых ветках снежною … Распустились кисти белой … .

    С. А. Есенин «Берёза»

    Вставьте пропущенные слова в стихотворение. Назовите его автора и название. Люблю грозу в начале …, Когда весенний, первый … , Как бы резвяся и … , Грохочет в небе … .

    Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

    Вставьте пропущенные слова в стихотворение. Назовите его автора и название. Мой первый друг, мой друг …..! И я судьбу ……., Когда мой двор ………., Печальным снегом ………, Твой колокольчик ….. .

    А.С. Пушкин «И.И. Пущину»

    МБОУ «Новомитропольская средняя школа»

    Внеклассное мероприятие

    в начальной школе

    Составитель: Козлова

    Светлана Федоровна

    Библиотекарь,

    воспитатель группы

    продленного дня

    с. Новомитрополька

    2015-2016 уч. год

    Литературная игра « Путешествие по Стране Читалия»

    ля 4-5 классов)

    Цели: - развитие познавательных интересов учащихся;

    - привитие любви к чтению книг

    Оборудование:

    На доске написаны плакаты с высказываниями о книгах и чтении: «Книга – жизнь нашего времени» (И.Г. Белинский), «Испокон века книга растит человека» (народная мудрость); «Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться» (А.А. Блок ); «Каждую книгу нужно уметь читать» (Б. Паскаль), пословицы о книгах: « Книга твой друг, без неё как без рук», « Кто много читает, тот много знает», «Книги читай, да дела не забывай».

    Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по стране Читалия. В нашем путешествии мы будем останавливаться на различных станциях, и выполнять задания. В это путешествие отправятся две команды 4-5 классов.

    Есть земля Австралия,
    Есть страна Италия,
    А еще на свете есть
    Вот какое чудо!
    Вовсе не Австралия,
    Вовсе не Италия –
    Есть страна Читалия!

      Остановка «Домашнее задание»

    Ведущий: Вам дано было дома придумать название, девиз и выбрать капитана команды. Команды сейчас по - очереди будут представлять свое домашнее задание.

      Остановка «Любимые писатели»

    Ведущий: Каждой команде дается листок бумаги, на котором написаны в два столбика названия произведений и писателей. Вам надо правильно стрелками соединит фамилию писателя и название произведения, которые он написал.

    Ведущий: Каждой команде читается отрывок из произведения. Вы должны отгадать, что за произведение и кто его автор.

    1. –Речка, матушка, спрячь меня!

    Поешь моего простого киселька с молочком!

    Девочка поела и спасибо сказала. Речка и прикрыла её бережком. (Гуси-лебеди)

      Солнце высоко, колодец далеко, жара донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

      Спасибо, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой. (Иван-царевич и серый волк)

      « Деньги твои украли кот и лиса, сказала черепаха. – Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала, как они хвастались, что выкопали твои деньги, и как подрались из-за них…» (Толстой. Золотой ключик)

      «Но пчелы, как ни странно, жужжали все подозрительней. Многие из них даже вылетели из гнезда и стали летать вокруг Тучки, когда она запела второй куплет песни». (Милн Винни Пух и все-все-все)

      «Но тут у него прямо дух захватило, потому что от крыши вдруг отделилось и медленно полетело по темному небу небольшое, белое, круглое привидение. Его полет сопровождался тихой и печальной музыкой. Да, ошибки быть не могло, заунывные звуки «Плача малютки привидения» огласили темную, осеннюю ночь» (Линдгрен Малыш и Карлсон, который живет на крыше).

    7. « Пошли все ребята в школу. Мальчик взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:

    Куда ты собрался?

    В школу.

    Ты ещё мал, не ходи. – и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец с утра уехал в лес, а мать ушла на поденную работу. » (Толстой. Филипок).

    8. « Жил старик со своею старухой

    У самого синего моря;

    Они жили в ветхой землянке

    Ровно тридцать лет и три года.

    Старик ловил неводом рыбу,

    Старуха пряла свою пряжу» (Пушкин. Сказка о золотой рыбке)

    9. «У лукоморья дуб зелёный;

    Златая цепь на дубе том:

    И днём и ночью кот учённый

    Всё ходит по цепи кругом;

    Идёт направо – песнь заводит,

    Налево – сказку говорит» (Пушкин. Руслан и Людмила)

    10. « Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
    На ель Ворона взгромоздясь,
    Позавтракать было совсем уж собралась,
    Да призадумалась, а сыр во рту держала» (Крылов. Ворона и лисица)

    Ведущий: Каждой команде дается конверт с разрезанными словами, из которых надо составить правильное название произведения.

    Козлова Светлана Федоровна, библиотекарь, воспитатель ГПД.

      Остановка «Литературная викторина»

    Ведущий : Каждая команда по очереди отвечает на вопросы викторины. За правильный ответ один балл.

    1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”? (“Царевна-лягушка”)

    2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве? (“Колобок”)

    3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”? (“ Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

    4. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено. (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

    5. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала. (Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

    6 . 28 лет провел на необитаемом острове? (Дефо. Робинзон Круза)
    7. Потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами? (Гулливер)

    9. «Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки». (Мальвина – Буратино)

    10. Тот, кто дал Буратино мудрый совет. (Сверчок)

      Остановка «Художественная»

    Ведущий: Каждая команда рисует фрагмент из любого произведения. Пока команды выполняют задания на вопросы викторины будут отвечать болельщики.

      Обладатель волшебной лампы из арабской сказки. (Аладдин)

      Девочка из сказочных повестей Л.Кэрролла, побывавшая в зазеркалье и стране Чудес. (Алиса)

      Пудель Мальвины из повести-сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». (Артемон).

      Сестрица братца Иванушки из русской народной сказки. (Аленушка).

    Козлова Светлана Федоровна, библиотекарь, воспитатель ГПД.

      Волшебные волосы, которыми гордился герой сказочной повести Л.Лагина «Старик Хоттабыч». (Борода).

      Пантера из книги Р.Киплинга «Маугли». (Багира)

      Отважная девочка из сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева». (Герда)

      Волшебный музыкальный инструмент, который подарил Жене старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами из сказки В.Катаева. (дудочка)

      Остановка «Составь пословицу»

    Ведущий: Каждая команда получает конверт с разрезанными на части пословицами. Вам надо из этих частей сложить пословицы.

    1-ой команде: « Книга не пряник, а к себе манит».

    2-ой команде: « Много прочел, да мало учел».

      Остановка «Кроссвордная»

    По вертикали:

      Фрукты, которыми однажды объелся Чебурашка из повести-сказки Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». (Апельсины)

      Волшебный предмет, который девочка из русской народной сказки «Баба-яга» бросила через правое плечо, и тотчас вырос дремучий лес. (Гребешок)

    Козлова Светлана Федоровна, библиотекарь, воспитатель ГПД.

      Автор этой сказки – известный сказочник. Он познакомил нас с Русалочкой и Оловянным Солдатиком, рассказал историю Дюймов очки и Оле Лукойе. Кто автор этих сказок ? (Х.К.Андерсен).

      Место, где купила самовар героиня стихотворения К.Чуковского «Муха-Цокотуха». (Базар)

      Старуха, тянувшая вместе с дедом репку в русской народной сказке. (Бабка)

      Кто написал книгу «Приключение капитана Врунгеля»? (Некрасов)

      Волшебные волосы, которыми гордился герой сказочной повести Л.Лагина «Старик Хоттабыч», (Борода)

    По горизонтали:

      Предводитель Стаи волков в сказочной повести Р.Киплинга «Маугли». (Акела)

      Как звали сестрицу братца Иванушки из русской народной сказки.(Аленушка)

      Яхта героя книги А.Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». (Беда)

      Деревянный предмет, в который бояре по царскому приказу посадили и пустили в Окиян героев «Сказки о царе Салтане..» А.С.Пушкина. (Бочка)

      Злой разбойник из книги К.Чуковского «Доктор Айболит». (Бармалей)

      Большой танцевальный вечер, на котором потеряла хрустальную туфельку героиня сказки Ш.Перро «Золушка». (Бал)

      Вещь, которую герой стихотворения С.Маршака «Вот какой рассеянный» надевал вместо рубашки. (Брюки)

      Термометр, который доктору Пилюлькину не удалось поставить под мышку герою романа-сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». (Градусник)

    Ведущий: На этом наше литературная игра « Путешествие по Стране Читалия» подошла к концу. В игре победила команда…

    БУДЕМ С КНИГОЙ ДРУЖИТЬ

    Т. Блажнова

    В библиотеке для ребят
    На полках книги в ряд стоят.
    Бери, читай и много знай,
    Но книгу ты не обижай.
    Она откроет мир большой,
    А если сделаешь больной
    Ты книжку – навсегда
    Страницы замолчат тогда.

    Козлова Светлана Федоровна, библиотекарь, воспитатель ГПД



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Про деток, от рождения до школы