Про деток, от рождения до школы

Год издания и номер журнала:

Аннотация

Статья посвящена важности установления сеттинга психологом и возможным трудностям, связанным с этим процессом. В работе приводится обзор психоаналитических концепций сеттинга, рассматриваются и анализируются практические ситуации нарушения сеттинга клиентами и приводятся некоторые рекомендации по установлению и удержанию сеттинга для начинающих психологов.

Ключевые слова : сеттинг, внешний сеттинг, внутренний сеттинг, нарушения сеттинга, контейнер, контейнируемое, символизация

В отношениях между людьми всегда так или иначе устанавливаются границы, формируются некоторые регулирующие правила. Этот процесс индивидуален и зависит от вида, характера отношений и особенностей самих людей. В психотерапевтическом процессе правила, рамки (или в англоязычном мире – сеттинг) описывают базовую договоренность между терапевтом и пациентом. Эта договоренность, необходимая для проведения лечения, включает условия о частоте и продолжительности встреч, размере и условиях оплаты, положении клиента (на кушетке или «глаза в глаза») а также другие условия. Детали сеттинга определяются с общего согласия между аналитиком и пациентом по возможности уже во время предварительных бесед, индивидуально в каждом конкретном случае.

Каждый психолог, начиная свою практику, определяет правила сеттинга и сталкивается с вопросами его нарушений: возможностями отмены, переноса, задержки, опозданий клиента, вопросами оплаты и т.д. Решать такие вопросы приходится отдельно в каждой конкретной ситуации, опираясь на теорию о роли сеттинга в психотерапии и пользуясь супервизией более опытного психотерапевта. Часто это бывает непросто, особенно для начинающего специалиста.

В данной работе на основе обзора психоаналитической литературы и осмысления практических случаев изучается контейнирующая функция сеттинга в психотерапии, приводятся и анализируются примеры его нарушения и даются рекомендации по установлению и удержанию сеттинга для специалистов, начинающих свою практику.

В психоаналитической литературе встречаются понятия внешнего и внутреннего сеттинга. Внешнее устройство сеттинга (Кадыров, 2012) включает в себя: тихий и относительно нейтральный кабинет, кушетка, кресло, четко определенная частота сеансов, установленное время начала, окончания и продолжительности сессий, размер и правила оплаты; расписание праздников и отпусков. Это внешнее обеспечение (Фонда, Йоган, 1998) ускоряет терапевтический процесс и неизменную регрессию, чтобы психоанализ мог принимать во внимание инфантильный аналитический материал. Внутреннее устройство сеттинга воплощается (Габбард, Лестер, 2014; Кадыров, 2012; Янкелевич, 2014; Закриссон, 2009) в пунктуальности психоаналитика, его надежности, стабильности, открытости к коммуникациям пациента, «отыгрываниям» пациента вне и внутри анализа, а также в отказе от собственных отыгрываний аналитика по отношению к пациенту, сосредоточении внимания аналитика на психике клиента, нахождении баланса близости/дистанции в контакте. Одним из важных элементов внутреннего сеттинга, необходимом для эффективности терапии является терапевтическая нейтральность. Т. Драбкина (2004) пишет: «… нейтральность подразумевает, что у терапевта нет личных ожиданий в связи с клиентом, то есть нет заинтересованности (в том числе и концептуальной), чтобы тот вел или не вел себя каким-либо определенным образом».

Описывая понятие внутреннего сеттинга, Майкл Парсонс отмечает: «подобно тому как внешний сеттинг определяет и защищает пространственно-временную арену, на которой пациент и аналитик могут проделывать аналитическую работу, точно также и внутренний сеттинг определяет и защищает то поле сознания аналитика, в пределах которого все, что ни происходило бы [в анализе], может быть осмыслено с психоаналитической точки зрения» (цит. по: Кадыров, 2012).

Придерживаться правильной установки во внутреннем сеттинге непросто, особенно начинающему психологу-консультанту, переполненному различными тревогами. Поэтому соблюдение внешних рамок консультаций для начинающего психолога особенно важно – контейнирующая роль сеттинга ложится на внешние рамки, если внутренняя установка, внутренний сеттинг недостаточно твердо сформирован.

О важности сеттинга и о его роли в качестве терапевтического фактора в психотерапии и психоанализе пишут многие психоаналитические авторы. Рене Шпиц (2005, 2006) пишет о том, что аналитическая ситуация во многом напоминает ранние отношения между младенцем и матерью. По законам природы младенец беспомощен и полностью зависит от заботы матери. В аналитической ситуации пациент приходит к аналитику, чувствуя себя беспомощным, поскольку не способен сам справиться со своими трудностями. Некоторые правила психоаналитического сеттинга усиливают это чувство беспомощности, вызывая в пациенте регресс к ранним детским состояниям и развивая перенос материнского объекта на аналитика. По правилам психоаналитического сеттинга пациент лежит на кушетке, не видя аналитика, только слыша его. Он вынужден адресовать свои слова и эмоции в пустое пространство, как ребенок, кричащий в пустой комнате и не уверенный, придет ли кто-нибудь на его призыв. Аналитик же занимает более высокое, сидячее, как бы «взрослое» положение. Кроме того, требование говорить все, что приходит в голову, без цензуры, похоже на положение младенца, который не выбирает и не сдерживается в своих движениях или издаваемых звуках, в своем молчании или возбуждении. Запрет на социальные контакты аналитика и пациента делает аналитика и его частную жизнь такими же таинственными для пациента как личная жизнь родителей для ребенка

Согласно концепции «контейнер-контейнируемое» Биона (Кейсмент, 2005) очень важно, что мать может принять в себя душевное страдание ребенка, возможно фрагментированное и рассеянное. Ей нужно быть в состоянии вынести столкновение с тем, что не может вынести ребенок, таким образом, чтобы в итоге ребенок мог получить свой страх обратно, но уже в более структурированном, поддающемся управлению виде, переработанном матерью, которая смогла справиться с ним. «Контейнер» по Биону обеспечивает ощущение нахождения в безопасном месте, внутри чего-то хорошего. Винникотт назвал это «ощущением, что держат в объятиях». Эстер Бик сравнивала это с ощущением обертывания, как кожа защищает и обхватывает со всех сторон. Рональд Бриттон называет это состояние убежищем. Ощущение связности, сформированное основной организующей идеей, или «избранным фактом», смысл, обеспечивающий внутреннюю связность, Бион характеризует как «контейнируемое». Контейнируемое придает смысл окружению, которое его содержит. Контейнер в свою очередь, придает форму и безопасные границы тому, что хранит в себе. Если утрачено первое из этих свойств, «убежище» (т.е. нахождение внутри чего-то безопасного), появляется ощущение «бесконечного падения» или ощущения, что «под ногами отсутствует пол». Если утрачено второе из этих свойств – внутренний смысл, тогда ощущается внутренняя несвязность и расщепленность. И то и другое может быть непереносимо для пациента.

Патрик Кейсмент (2005), пишет о том, что ребенок нуждается во взрослом, особенно в родителе, способном справляться с чем-то в ребенке, с чем он сам пока справляться не может, например, с гневом, ненавистью, деструктивностью при встрече с фрустрацией. Если родители не были способны на такое сдерживание, возможно ребенок будет ждать и искать его в других людях, демонстрируя трудное поведение, с приступами гнева в бессознательном поиске твердости и сдерживания, в установлении границ, контейнировании. При обнаружении твердых границ ребенок обретает необходимую безопасность, гнев усмиряется, когда он контейнируется, т.е. ощущается как управляемый другим человеком.

Винникотт (1968) пишет, что ребенок, чувствуя сильную ненависть, может в фантазии «разрушить» объект, представленный в психике. При этом для реального родителя или терапевта необходимо суметь пережить это уничтожение, не разрушившись и не отомстив. Таким образом обнаружится, что у родителей или терапевта есть собственные силы, а не только те, которыми ребенок наградил их в фантазии для защиты от всего, что было бы предположительно тяжело вынести для них.

Аналитическая рамка (Габбард, Лестер, 2014) среди прочего создает и атмосферу безопасности. Сильные эмоциональные реакции могут быть мобилизованы без страха наказания или получения унизительной критики со стороны аналитика. Пациент получает «пространство», в котором он может регрессировать и выражать недопустимые бессознательные желания и чувства. Именно потому, что правила игры в анализе отличаются от других видов взаимодействия в обществе, пациент может ощущать себя по-новому.

Паоло Фонда (1998) сформулировал в качестве цели психоаналитического лечения – стимулирование развития способности к символизации у пациента, т.е. развитие восприятия того, что одновременно происходит на разных уровнях реальности. Этому способствуют такие свойства сеттинга как надежность и оптимальная фрустрация.

Надежность обеспечивается чувством безопасности, которое должно возникнуть у пациента в отношениях с психоаналитиком. Для этого очень важны этичность аналитика, уважение личности пациента, соблюдение конфиденциальности, профессиональной тайны, искреннее стремление к благу пациента, а также соблюдение условий договора, кроме того аналитик должен избегать действий и отделять свою частную жизнь от аналитических отношений. Потребность в безопасности вынуждает пациента проверять аналитика и исследовать его способность защитить пациента от его собственной (пациента) деструктивности и неспособности поддерживать отношения.

Аналитическая ситуация является фрустрирующей как для пациента, так и для аналитика. Следующие элементы сеттинга, подтверждая фрустрирующие реальные отношения с аналитиком, являются особенно важными с этой точки зрения: ограниченное время сеансов, реляционный язык с применением формального "Вы", оплата, существование других пациентов, частная жизнь аналитика, наиболее очевидная в выходные дни и праздничные перерывы, и т.п. Пациент часто пробует отрицать или исключать эти аспекты. Аналитик знает, что эти моменты фрустрируют пациента, вот почему он тактично и деликатно помогает ему встретиться с ними. Одновременное присутствие надежности и оптимальной фрустрации, которое входит в структуру сеттинга, помогает организовать перенос у клиента и, одновременнно, фрустрируя ограничениями сеттинга, подтверждает иллюзорность происходящего, позволяя клиенту одновременно находиться на нескольких уровнях реальности, что развивает у него символическое мышление.

М. Кинодо (2012) пишет, что отношение пациента к рамкам часто становится способом невербальной эмоциональной коммуникации между пациентом и терапевтом – «способом, который прежде всего может быть выражением переносных бессознательных сопротивлений, способных быть интерпретированными и проработанными. В своей работе «Воспоминание, повторение и проработка» Фрейд прояснил, что «пациент «делает» прежде чем «вспоминает» (цит. по: Голдсмит, 2009). Его характер и конфликты так или иначе выражаются прежде, чем произойдет восстановление текстовой памяти. Многие из этих «действий» происходят посредством «тестирования» сеттинга, как признак сопротивления или как попытка выяснить, можно ли доверять аналитику. Это может проявиться такими способами, как молчание, путаница со временем встречи / оплаты, особое поведение во время сессий, отмена или пропуск сессий, либо просьбы назначить дополнительные встречи, сложности с регулярной оплатой, телефонные звонки терапевту и другие нарушения сеттинга».

Пациенты с разным уровнем организации психики могут по-разному воспринимать и реагировать на введенные правила сеттинга. Ротманн (2005) пишет: «Невротические пациенты не пытаются оспорить действительность и постоянство сеттинга. Они предпочитают использовать сеттинг как основу для символизации процесса переноса, работать над содержанием своих ассоциаций.» М. Кинодо (2012) пишет о том, что невротические пациенты принимают условия лечения без особого конфликта, как спокойный фон, дающий возможность проявиться другим, более ярко выраженным, конфликтным в своей основе, аспектам лечения. Про более нарушенных пациентов Ротманн (2005) пишет: «Более хрупкие пациенты пограничного и психотического уровней, для которых безопасность и целостность являются существенными проблемами, не столь доверяют обстановке: продолжительности рабочего часа, периодичности встреч, плате за пропущенные сессии и т.п., и гарантируемой аналитиком доверительной поддержке. Пациенты, для которых привычными являются постоянные опоздания, принадлежат именно к этой группе. Используя сеттинг, они склонны отыгрывать вовне свое тревожное недоверие к объекту и языку. Такие пациенты скорее действуют, чем говорят. Когда символизация слаба, возникает опасность того, что сеттинг будет неверно истолкован пациентом как в общем, так и в частных случаях. В подобной ситуации с проблемами сеттинга можно и нужно много работать».

Мак-Вильямс (2012) пишет о том, что «пограничные пациенты часто могут гневно реагировать на установленные терапевтом границы, но в любом случае они получают следующую терапевтическую информацию: 1) терапевт рассматривает пациента как взрослого человека и уверен в его способности справляться с фрустрацией, 2) терапевт отказывается от того чтобы его эксплуатировали, поэтому служит моделью самоуважения. Обычно история жизни людей пограничного уровня свидетельствует о том, что они нередко испытывали на себе противоречивые воздействия: им потворствовали во время регрессии, и, как правило, игнорировали, когда они находились в соответствующем их возрасту состоянии, от них ожидали разрешения себя эксплуатировать, и они позволяли с собой это делать.»

Анализ случаев из практики

Начинающие психологи-консультанты часто испытывают страхи в начале своей практики (Кормьер, Хакни, 2016). Тревогу могут вызывать различные факторы, например, сомнение в своей компетентности, страх оценки, конкурентные ситуации. Высокий уровень тревоги может привести к «аналитическому параличу» – состоянию, в котором начинающему специалисту трудно находить нужные слова, формулировать понятия и следить за повествованием клиента, запоминать содержание сессии и, самое главное, быть внимательным к клиенту, быть «присутствующим». Кроме того, нерешенные межличностные проблемы консультанта не могу не влиять на протекание самих сессий, и вызывать дополнительные тревоги и переживания. Например, сложности, связанные с личной и профессиональной компетенцией, желанием нравиться людям, проблемы установления и удержания границ, неадекватной самооценки могут незаметно сместить фокус консультативных сессий с клиента на психолога. Желание быть совершенным консультантом может затруднить консультативный процесс: создать дистанцию между клиентом и консультантом, снизить переживание эмпатии и доступности.

В связи с этими страхами, тревогами и сомнениями, для начинающего свою практику специалиста могут быть болезненными, непонятными, ситуации, когда клиент нарушает сеттинг: опаздывает, пропускает сессии, уходит, не предупредив, из консультационного процесса, предлагает нарушить установленный порядок: продлить или укоротить сессию, начать раньше, перенести на другое время. Как к этому относиться? Как вести себя дальше, соглашаться или нет. Что означает подобное поведение клиента? Это сопротивление, с которым нужно отдельно работать или это реальность, которая может вносить свои коррективы? Возникают вопросы о возможных совершенных ошибках, сомнения в своей компетентности. Как вести себя в ситуации, разворачивающейся «здесь и сейчас»? Сложно ответить на эти вопросы, особенно начинающему специалисту, и если состоялась всего одна или несколько сессий.

Обращение к супервизии может помогать и укреплять психолога в его работе. Г. Голдсмит (2004) пишет «Целью супервизии является польза для пациента, но в то же время она приносит пользу и психологу путем совершенствования аналитических навыков. Границы ее установлены как бы за периметром отношений пациент/аналитик, но они контейнируют эти отношения. В некотором смысле супервизия не отделима от лечения, ее можно считать "расширением контейнирующей функции за рамки диады таким образом, чтобы включить чье-то еще аналитическое "со"-слушание.»

В таблице 1 на основе практических случаев приводится перечень различных вариантов нарушения сеттинга клиентом, описываются сложности, возникающие у психолога, и размышления о том, что могло помочь психологу в данной ситуации.

Таблица 1. Сводная таблица о различных вариантах нарушения сеттинга

Симптомы нарушения сеттинга

О чем может говорить симптом

Сложности психолога

Что помогало

Психодинами-ческий конфликт у клиента

Клиент Н.

Пришла заранее на первую сессию и начала мне звонить и искать меня у охранника института

У клиента появилась тревога и сильное возбуждение перед первой сессией

Чувство напряжения, растерянности

Эта ситуация была только один раз, при повторении обсуждала бы эту ситуацию с клиенткой

Высокая тревога ожидания.

Тревога типа "страх незнакомца".

Конфликт между нуждаемостью и базовым недоверием

Отказывалась заканчивать сессию вовремя, не переставала рассказывать, повышая голос

Переполнен-ность эмоциями, болезненно переживает расставание

Тяжело выдерживать сильные аффекты, сложно завершить сессию, приходилось вставать и идти к дверям

Старалась начинать завершение немного пораньше. На следующих сессиях разговаривала с клиентом о том, что ей сложно завершать работу.

Высокая сепарационная тревога.
Страх расставания = чувство брошенности

После выхода из кабинета продолжала говорить, шла за психологом, рассказывая самые тяжелые вещи про себя

Хочет привлечь внимание психолога, не отпускать, возможно наказывает за расставание

Сложно остановить клиента и сложно выдерживать, не продолжать сессию за пределами кабинета

Обращение к супервизии давало ощущение опоры и лучшее понимание ситуации клиента

Страх расставания.
Протест против расставания

Опаздывала на 15-20 минут на второй и третьей сессии

Возможно сопротивление, нежелание сталкиваться со своими состояниями

Тревога в состоянии неопределен-ности и ожидания, переживания о возможно допущенных ошибках

Размышление о том, чем может быть вызвано это опоздание, и как оно связано с прошлыми сессиями

Агрессия, направленная на объект.
Желание контролировать присутствие объекта.
Протест против правил

Приходила заранее и проходила в кабинет без психолога (предыдущий психолог пустил)

Не чувствует границ, возможно это проникновение на территорию психолога как проявление насилия клиента по отношению к психологу

Собственное чувство растерянности, потом дискомфорт, злость на клиентку за нарушение моих границ мешают настроиться на сессию

Эта ситуация была всего один раз, если бы это повторялось, наверное старалась организовать сессии так, чтобы избежать таких ситуаций

Желание захватить, поглотить объект.
Потребность контролировать.
Тревога преследования и отсюда контр-преследование объекта

Клиент А.

Пропускала сессии, не предупреждая

Со своими друзьями А. поступает также и считает что это нормально, ждет, что ей будут напоминать о встрече

Непосредствен-но в момент ожидания клиентки – чувство фрустрации, неопределенности, злости, после, при обговаривании этих моментов – как будто потеря чувства опоры

Проговорить с клиенткой эти моменты, провести параллель между нашими отношениями и ее не складывающи-мися отношениями с мужчинами

Агрессия на объект, оказывающийся отдельным.
Протест против нуждаемости в объекте.
Желание наказать объект за его отдельность, недоступность, за то, что он не оказывается рядом при первой нуждаемости.

За 15 минут до начала сессии писала сообщения о том, все ли в силе, не получив быстрый ответ, развернулась и уехала домой

Перед сессией поднялась тревога, потребовался немедленный ответ психолога

Чувство злости за внезапный срыв сессии,

Проговорить на следующей сессии про ее вероятные чувства (тревогу)

Страх, тревога, непереносимо-сть отвержения
одновременно с
желанием овладеть объектом, контролировать его

Просила психолога звонить ей за день и напоминать о том, что завтра состоится сессия

Переворачива-ние ролей – как будто это она нужна мне, а не я ей

Растерянность: непонятно, как корректно ставить границу

Возвращение ответственно-сти клиентке, проведение аналогии в отношениях с друзьями

Желание контролировать объект,
распоряжаться им.
Желание, чтобы объект больше нуждался в пациентке, чем она в нем (месть).
Желание быть любимой и
необходимой для объекта

За пять минут до окончания сессии сама говорила, что время закончилось

Контроль над сессией, возможно, так проявлялась агрессия

Растерянность: прерывать ли сессию раньше времени?

Размышление, что может стоять за этим и проговорить об этом с клиенткой на этой или следующей сессии

Непереноси-мость сепарации.
Желание контролировать
Агрессия на сепарацию

Клиент М.

Принесла психологу дневник

Поиск близости, доверия к психологу, сокращение дистанции, превращение психолога в подругу

Непонятно, как реагировать, как отказывать, не обидев клиентку, что говорить

Обращение к групповой супервизии

Желание слияния.
Потребность, чтобы объект нуждался в ней больше, чем она в нем.
Таким образом удерживать, контролировать и управлять объектом.
Желание быть необходимой и желанной для объекта

Предлагала перейти на «ты»

Непонятно, как поставить границу, не оттолкнув клиентку

Размышление, что может стоять за этим, возвращение клиенту, «возможно, хочется большей близости»

Говорила «в дверях» важные вещи

Хотела продлить сессию, задержать мое внимание

Не остается возможности ответить, приходится оставаться со словами клиента до следующей встречи

Начинать следующую встречу с оборванных фраз

Непереносимо-сть сепарации

Просила перейти к режиму раз в две недели

Пыталась дать понять, что что-то не устраивает в нашей работе

Сомнения в том, что клиенту может действительно так удобнее, непонятно как реагировать, как говорить о необходимости фиксирован-ного времени сессий

Стоит выработать уверенное отношение к рамкам работы и уметь говорить о них с клиентом

Непереносим-ость зависимости от объекта

Говорила, что не знает точно, в какое время сможет прийти в следующий раз и позвонит заранее

Возможно, искала твердые границы, проверяла психолога, сможет ли выдержать обесценивание

Непереносим-ость близости, зависимости от объекта.

Желание самой "бросать" объект, прежде чем он бросит (Страх отвержения).

Месть за приближение объекта и свою зависимость от него

На основе практического опыта можно собрать следующие общие рекомендации по установлению и сохранению сеттинга для начинающих специалистов.

  1. Выработать для себя уверенную позицию по сеттингу консультаций (отношение к фиксированному времени и месту, пропускам и переносам, отпускам, обращение на «ты» или «Вы» и прочее).
  2. Изначально на первых сессиях обговаривать правила проведения консультаций (обсуждение контракта) и условия их нарушений.
  3. Рассматривать ситуации нарушения сеттинга как информацию о клиенте, его истории и отношениях с психологом (возникновение переноса). Не игнорировать такие случаи.
  4. Проговаривать с клиентом все ситуации нарушения сеттинга, связывая их с происходящим на сессиях и/или в реальной жизни клиента
  5. Развивать, обращать внимание на собственный внутренний сеттинг (нейтральность, настроенность на клиента, анализ контрпереноса).
  6. Обращаться к супервизии, как дополнительному контейнеру собственных чувств, а также для лучшего понимания материала клиента, и причин, стоящих за нарушениями сеттинга.

Заключение

Между отношениями психолога и клиента, и пары матери и ребенка можно провести аналогию. Мать создает для ребенка безопасную поддерживающую среду, в которой ребенок может жить и развиваться. Психолог же с помощью сеттинга создает безопасное пространство для свободного выражения клиентом своих эмоций и состояний. Мать впитывает и перерабатывает аффекты ребенка, невыносимые для него самого, и возвращает ему их в такой форме, чтобы ребенок мог справиться со своими чувствами. Психолог, используя свои знания, клинический опыт, опираясь на внешние рамки сеттинга и супервизии, делает для клиента то же самое – контейнирует его невыносимые аффекты, и помогает клиенту понимать их и выдерживать.

Для более нарушенных клиентов, с пограничной или психотической структурой личности, выдерживать сеттинг гораздо сложнее. Под действием сильных аффектов, они нападают на границы, разрушают сеттинг, прерывают терапевтическую работу. Начинающему психологу, полному тревог и сомнений, приходится иметь с этим дело, что бывает непросто.

В статье приводятся различные ситуации нарушения сеттинга: пропуски сессий без причины, опоздание/приходы раньше, переносы сессий, трудности с окончанием сессии вовремя, поиски контакта с психологом вне консультаций и другие ситуации. Каждый такой момент нарушения сеттинга был проанализирован и, в итоге, были выработаны примерные рекомендации по установлению сеттинга.

Annotation

Difficulties in establishing the setting of the example cases from the practice of beginner psychologist

The article is devoted to the importance of establishing a setting by a psychologist and the possible difficulties related with this process. The paper provides an overview of the psychoanalytic concepts of setting. Practical situations of setting violations are analyzed and some recommendations for setting establishing and retaining for beginning psychologists are given.

Php?ID=2998 (дата обращения 15.12.2016)

  • Терапевтический карнавал [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа, 2004, №1. URL: (дата обращения 15.12.2016)
  • Закриссон А. Контрперенос и развитие представлений о психоаналитических отношениях // Сборник Международного форума психоанализа, 2009. C. 177–188.
  • Кадыров И.М. Одиночество психоаналитика // Консультативная психология и психотерапия, 2012, № 4. C. 186–207.
  • Кейсмент П. Обучение у пациента. Дальнейшее обучение у пациента. Алматы: Дарын, 2005.
  • Кинодо Ж. М. Читая Фрейда: Заметки о психоаналитической технике с 1904 по 1919 г. [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа, 2012, №1. URL: (дата обращения 15.12.2016)
  • Клинические лекции по Кляйн и Биону. (под ред. Р. Андерсона), М.: Когито-Центр, 2012.
  • Кормьер Ш., Хакни Г. Стратегии и интервенции психологического консультирования, М.: «Наумов и Наумова», 2016.
  • Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Независимая фирма «Класс», 2012.
  • Ротманн Й.М. К вопросу об инструментах, процессе и «гештальте» аналитического часа // Эра контрпереноса: Антология психоаналитических исследований (1949–1999 гг.) Составление, научная редакция и предисловие И. Ю. Романова. М.: Академический Проект, 2005.
  • Фонда П. Некоторые заметки о психоаналитических отношениях и сеттинге (перевод статьи) [Электронный ресурс] // URL: http://www.hgp-piee.org/SummerSeminar/2008/pages/Fonda_ru.pdf (дата обращения 15.12.2016)
  • Фонда П., Йоган Э. Развитие психоанализа в последние десятилетия // Психоанализ в развитии: Сборник переводов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. C.128–147.
  • Шпиц Р., У. Коблинер Первый год жизни. М.: Академический проект, 2006.
  • Шпиц Р. А. Перенос: аналитический сеттинг и его прототип [Электронный ресурс] Журнал практической психологии и психоанализа, 2005, № 3. URL: http://www.twirpx.com/file/293106/ (дата обращения 15.12.2016)
  • Янкелевич А. Обучение ездить верхом: назад и вперед в аналитическом лечении и сеттинге. Случай Ракель // Международный психоаналитический ежегодник // Избранные статьи из «Международного журнала психоанализа» – т. 93 и 94, четвертый выпуск, 2014, с. 117–128.
  • Здесь представлены некоторые случаи из нашей психологической практики. Мы включили сюда достаточно много примеров, касающихся здоровья, потому что они наиболее объективны с точки зрения оценки эффективности проведенной работы. Одно дело, когда клиент говорит, что его проблема исчезла и другое, когда это подтверждается заключением сторонних экспертов.

    Иногда бывает достаточно встряхнуться от сна…

    Молодой человек А… обратился с жалобами на неудовлетворительное самочувствие. Уже больше года держится небольшая температура, снижена работоспособность, нарушен сон, аппатия настолько сильная, что пришлось взять академический отпуск. Обследования у врачей не выявили ничего, что могло бы быть причиной подобного состояния.

    Семья из четырех человек: А…, его мать, отец и старшая сестра живут в собственном доме. У каждого есть свое пространство. Отец – предприниматель, по характеру демократичен, к сыну настроен доброжелательно, видит в нем продолжателя своего дела. Отношения между отцом и сыном спокойные, но не доверительные. Мать – домохозяйка. В детские годы вела себя по отношению к сыну авторитарно, в настоящее время отношения ровные, но лишены теплоты. Со старшей сестрой у А… постоянные мелкие конфликты, из-за ее навязчивых нравоучений.

    На момент консультации можно было бы описать психологический портрет А…, как устойчивую личность, имелись полностью реалистичные установки относительно перспектив жизни в части работы, создания семьи, круга общения. Контакты со сверстниками конструктивные, интересы подчинены целям развития. Единственно в чем можно было «упрекнуть» А… это в некоторой конформности по отношению к планам, предлагаемым отцом. При этом А… имел темперамент интраверта и повышенную эмоциональную чувствительность. В принципе А… отдавал себе отчет в том, что продолжение бизнеса отца снимает множество вопросов, он и учится поступил в профильный этому бизнесу институт, но все же большого энтузиазма по поводу такого будущего у А… не было.

    В какой-то момент консультации, А… глубоко задумался и сообщил, что совершенно не видит свое будущее под «крылом отца», ему хочется быть свободным и не только в дальнейшем, но прямо сейчас. Так же А… открыл для себя, что ему тягостно находится на финансовом попечении отца. В принципе А… знал про все это и раньше, но как бы отмахивался, находился в некой спячке. Сейчас он вдруг очнулся.

    Через день А… позвонил и сообщил, что температура исчезла и ему стало намного легче. Через неделю он восстановился в институте, но уже на вечернем отделении и поступил работать оценщиком в страховую компанию, что позволило ему «жить на свои». Состояния подобные тем, с которыми он обратился к нам, больше не повторялись.

    *******

    Дети Индиго существуют …

    На прием пришла мама с девочкой четырех лет. Дочке поставлен диагноз – детский аутизм. Для справки – это практически приговор на спецобучение и жизнь вне полноценного социума, возможностей для радикального излечения на сегодня не существует. Пройдя обследование у многих специалистов: невропатологов и психиатров мама все-таки решила еще раз проконсультироваться теперь уже у психолога. Формально основные признаки аутизма были на лицо: отсутствие интереса к социальным контактам, отсутствие речи. Однако, других признаков: регидности поведения и навязчивых повторений в данном случае не было. Еще одним признаком истинного аутизма является «холодный» взгляд ребенка.

    Здесь был совсем другой случай, как только они вошли, мы увидели очаровательную, но очень испуганную девочку – индиго . В глазах этого ребенка была неземная мудрость (нам землянам очень сложно почувствовать теплоту этого взгляда – это любовь более высокого порядка, чем мы привыкли наблюдать в нашей жизни). Дети индиго часто с трудом адаптируются к нашей реальности, а в данном случае были и причины со стороны матери. Мама призналась, что один из психиатров сказал – Мамочка Вас самих лечить нужно . Действительно мама была человеком творческого склада – художница по профессии и увы с маниакальным синдромом. Вот и получилось, что девочка попала в «клещи» - с одной стороны сложность социума в котором она очутилась, с другой стороны нестабильная психика матери. Девочка оказалась одна в совершенно непонятном мире, без точки опоры и испытывала тотальный испуг от всего происходящего. Естественно, что развитие девочки затормозилось.

    Во время консультации мы общались с девочкой больше невербально, то есть мы ей что то говорили, спрашивали, а она реагировала выражением лица и позами или некоторыми звуками. В какой-то момент моя коллега (в виду сложности мы решили проводить консультацию вдвоем) нарисовала цветок и дала девочке со словами – Это тебе . И тогда произошло событие, которое потрясло меня до самых глубин. Девочка взяла чистый лист бумаги, желтый фломастер и нарисовала что-то вроде солнца и передала моей коллеге. Перед нами был маленький человек чистейшего сознания и безграничной любви.

    В дальнейшем дело приняло несколько неожиданный оборот. Через два месяца мама позвонила нам и сказала, что приняла решение отдать девочку на воспитание своей бабушке, живущей в другом городе, а самой сосредоточится на творчестве. Собственно, девочку она туда уже отвезла. Мама позвонила сказать, что у бабушки девочка заговорила .

    *******

    Поиски любви …

    Предпринимательница С… из Москвы обратилась за консультацией по поводу нескольких проблем. Сейчас ей 30 лет, но встретить подходящего мужчину не удается, плюс периодические депрессии и запойные состояния, плюс в последнее время полное нежелание посещать собственную компанию.

    Консультации проходили по Scype . Первое, что бросилось в глаза – явно не укладывалось в образ бизнесмена и преподавателя университета. С… сильно покраснела, прятала лицо за пределы видимости камеры, спросила – А вы всегда меня будете видеть?… ну … я скоро привыкну, вы не обращайте внимание . Стало ясно, что придется работать с глубоко структурированным комплексом и опасными психотическими реакциями. Интуитивные выводы сразу же нашли подтверждение в многочисленных биографических данных. Выяснилось, что депрессивные состояния длятся по нескольку недель и выражаются в тупом лежании на диване и непрерывном просмотре телесериалов, плюс алкоголь заливается до состояния полного беспамятства, при этом слезы текут безостановочно . О ком и о чем она плачет сказать затрудняется. Отношения с мужчинами периодические, если постоянного мужчины нет, то пускается во все тяжкие – каждый день новый мужчина . В двадцатилетнем возрасте был сделан аборт на 6-м месяце – Я боялась, а что скажет мама . В школьный период был случай, когда она бросилась на мать и отцом с ножом, одного ранила не сильно . Все это довершалось двумя попытками самоубийства во взрослом периоде.

    Было бы неправильно представить С… как некого разнузданного монстра. Окончила школу с золотой медалью. Серьезно занималась музыкой и вокалом, сейчас в качество хобби участвует в концертах и шоу. Много путешествует, много читает. Обладает блестящей эрудицией и сильной харизмой, высококреативна, про таких говорят – перед ними открываются двери. Что же касается характера, то наша консультация проходила очень по дружески, С… была предельно откровенна, была на «стороне психолога», доверие и теплота были даже с избытком. В этом то и звучал глубоко детский «синдром – любите меня». С… бессознательно предлагала себя всем и каждому в качестве объекта любви, предлагала по детски наивно, открыто и страстно. При всей своей интеллектуальной силе, действительно неординарной, С… совершенно не осознавала своих мотивов. Личность по своему очень целостная в данном случае была не способна транцендироваться для самоанализа именно в силу целостности. Детские «закладки» классические – Мне нужен такой же хороший мужчина как мой папа; Каждые несколько дней я звоню маме, разговариваем по 2-3 часа, я спрашиваю ее, возможно я что-то неправильно делаю?; Папа говорит мне, что я должна быть хорошей, что не должна позволять мужчинам так поступать со мной . Это говорит тридцатилетняя женщина лидерских наклонностей.

    Мы понимали, что в данном случае наилучшим решением будет неявная «провокативная терапия», так как С… находилась в пограничном состоянии с отрицательной динамикой. Первую половину сессии провели в экзистенциальном ключе и только потом задействовали модель активации. Закончили сессию так называемым «зеркалом». По нашему мнению «провокативная терапия» в чистом виде может применяться только для людей с выраженным преобладанием логического мышления или лиц деспотической типологии.

    Сейчас у С… все хорошо, состояние уверенное, она возобновила активное движение к своим целям. Станет ли ее сегодняшнее состояние правилом на всю оставшуюся жизнь зависит теперь только от нее самой. Все карты раскрыты. Настало время играть новую игру под названием Жизнь или вернуться к старой в своем воображении. Это зависит от нее самой.

    *******

    Жизнь превращенная в борьбу за …

    Молодой человек Д…. обратился по поводу сложностей в построении отношений с противоположным полом, плюс напряженные отношения с сослуживцами, плюс ухудшение памяти и отсутствие внутреннего покоя.

    Биография вполне благополучная. Работает юристом на госслужбе, продвигается по карьерной лестнице, быть может не так стремительно, как хотелось бы, но продвигается. Поставил для себя цель активного личностного роста, в связи с чем его сутки расписаны буквально по минутам, между работой, посещением концертов, чтением книг, занятии единоборствами, паркуром, изучением языка и пр. и пр. Детство прошло в достаточно хороших условиях, тот редкий случай, когда все было в меру и права и обязанности, и успехи и неудачи. Н…. обладает хорошей способностью к обучаемости, коммуникабелен, по хорошему критичен к себе, достаточно уверенно строит отношения на принципах паритета. При всем при этом (ему 26 лет) он не может найти девушку, которая его бы устраивала и в последнее время склоняется к отказу от дальнейшего поиска. В его жизни нарастает психологическое одиночество. Друзья постепенно переходят в разряд знакомых. Коллеги по службе в целом доброжелательны, но количество «подколов» и «розыгрышей» стало чрезмерным, доходящим до глумления. В отношениях с начальником скованность и робость.

    На начальной стадии консультирования нам не удалось выявить каких-либо значимых дезадаптивных установок и нереалистичных ожиданий. Скрытых потребностей, по крайней мере распространенных: любви, внимания, защищенности и их производных тоже не просматривалось. Все в границах нормы.

    Только в конце нашей консультации вдруг пришло озарение. Д… невысокого роста, 165 для мужчины – малышом не назовешь, а реально то все кругом выше.

    Хочется быть равным, но когда всю жизнь смотришь на людей снизу вверх, то возникает дефект восприятия себя самого. Начинается бессознательная битва, сначала за равенство, потом за право на жизнь, а потом и вовсе с ветряными мельницами. По капельке по капельке Д… превратился в вечного искателя некой правды о которой сам ничего не знает, а на поверку стал в обществе persona non grata из-за своей воспаленной принципиальности и бессознательного экспансионизма. В его жизни образовалась психологическая дистанция, которую он установил своей же верой в некую несправедливость, суть которой он сам не осознает .

    Психотерапевтический процесс был построен в три этапа. Мы провели с Д… сначала несколько психодраматических сессий, направленных на восстановление диалога с окружающими людьми, вхождения в контекст взаимопомощи и обусловленности. Вторым этапом прошли тренинги трансформации моделей поведения от «игры на победу» к «игре на удовольствие». Закончили работу коучинговой сессией построения желаемой реальности.

    Последующие контакты с Д… показали, что его жизнь приобрела иные очертания - возникли дружеские контакты, появилась внутренняя гармония, на службе исчезли предвзятые отношения.

    *******

    Когда нет другого выхода

    Это один из случаев длительной работы, когда начинается работа с клиентом по одному поводу, а заканчивается совершенно на иных уровнях.

    В первое мгновенье показалось, что звонившему из Москвы мужчине далеко за 50. Судя по интонациям он был тяжело болен и находился в предельно подавленном состоянии, настолько подавленном, что возникали сомнения в успешности какой-либо психотерапии. Иногда приходится сталкиваться с такими случаями, когда человек обессилен психологически настолько, что помочь ему уже невозможно. Показалось, что это именно такой случай. В ходе разговора выяснилось, что на самом деле звонящему 36 лет, в недалеком прошлом Н… преуспевающий бизнесмен. Состояние здоровья действительно критично. Общая обессиленность, атония кишечника, дискенизия ЖКТ и желчного пузыря и пр. и пр., хуже всего с сердцем – аритмия, блокада проводящих путей, дистрофия миокарда. Будучи человеком обеспеченным Н… прошел обследование всех врачей в клиниках самого высокого уровня, но этиология происходящего выявлена не была. Несмотря на выполнение всех рекомендаций врачей и длительный прием медикаментозных средств состояние Н… продолжало ухудшаться. Стоит вопрос о имплантации искусственного кардиостимулятора.

    Договорились, что Н… соберется с силами и приедет в Санкт-Петербург на консультацию.

    В ходе консультации были получены данные весьма и весьма положительные о состоянии психологических паттернов клиента. Человек состоявшийся, высокоуспешный, два высших образования. Прекрасный климат в семье, двое беспроблемных детей. Детский период Н… характеризовался достаточно высоким уровнем психотравматичности, последствия которого, однако, были полностью реконструированы в адаптивную форму в первые же годы самостоятельной жизни. О высокой способности Н… к рефлексии, говорит, то, что он самостоятельно справился с заиканием преследовавшем его в течение детского периода; после окончания школы без какой либо протекции родителей организовал собственный бизнес; уверенно решил некоторые физиологические и психологические проблемы интимного плана. Мышление активное, лидерское, в высшей степени конструктивное и позитивное, в последнее время начал заниматься духовными практиками.

    С точки зрения классической психологии все объективные социо-психологические константы Н… на момент нашей встречи были в норме. С позиций же онтопсихологического исследования отчетливо наблюдались интенции негативной психологии со стороны матери и соответствующая комплиментарная зона «жертвы» в психике «внутреннего ребенка». В таких случаях, когда объективно незавершенных гештальтов нет, самым сложным моментом терапии является то, как донести до сознания клиента, наличие ошибки. Единственными фактами, подтверждающими негативную диаду, был рассказанный Н… сон. Однако, сновидение – неопровержимо для психолога, но сомнительно в своей значимости для клиента. Другим фактом было то, что Н…. настоял на возвращении матери (она эмигрировала в Израиль) в Россию (здесь он построил для нее квартиру рядом со своей). С точки зрения социо-культурной ничего предосудительного. Построить на этом даже когнитивную терапию невозможно.

    В этой ситуации был использован метод экзистенциальной терапии. Беседа в которой, анализировались базовые элементы существования: любви, смерти, одиночеству, свободе, ответственности, веры и т. д., длилась 6 часов непрерывно. Как бы это ни звучало аморально, но клиенту было предложено разорвать отношения с матерью. Расставаясь, Н… пообещал как следует взвесить все доводы, однако, чувствовался достаточный скепсис.

    Примерно через месяц раздался звонок из Москвы.

    Вы знаете, в моей жизни все кардинально переменилось. Я возобновил работу, то, что было с моим желудком и кишечником сейчас день и ночь. Сердце отпустило, я прошел обследование у кардиологов, конечно, там еще есть претензии со стороны медицины, но вопрос о имплантации кардиостимулятора однозначно снят. Ко мне вернулись силы я полон планов, работаю днями и ночами напролет, настроение бодрое. Я скажу вам честно, сначала я вам не поверил, в моей голове не укладывается, как могут влиять отношения с матерью на мое здоровье, но потом я решил, что это мой последний шанс. У меня просто не было другого выхода, смерть была рядом, решил попробовать выполнить ваши рекомендации, даже если я не понимаю .

    С тех пор прошло несколько лет. Жизнь Н… складывается успешно, как в плане бизнеса, так и в плане здоровья и личной жизни. Более того, сейчас Н… начал политическую карьеру.

    Через несколько месяцев после той «знаменитой» консультации, мы продолжили работу с Н… но уже совсем по другим поводам. Как уже упоминалось, в последнее время Н… стал проявлять интерес к духовным практикам и всему, что связано с личностным ростом, сознанием и глубинными причинно-следственными связями, действующими в социуме. Было проведено большое количество консультаций по этим темам. Далее, была поставлена задача выхода на принципиально более высокий уровень успешности за счет развития интуиции. В течение двух лет мы проводили консультации по телефону, плюс после консультаций отправлялось резюме по электронной почте. Следующим шагом со стороны Н… стал заказ на разработку «Проекта развития» длинной во всю жизнь. Такой проект был создан и сейчас находится в стадии осуществления.

    Особенно хотелось бы остановиться на отношениях Н… с матерью, чтобы не сложилось ложного впечатления об аномальности онтопсихологического подхода. В данном конкретном сулчае речь идет не столько о негативности, сколько о проникновении в незащищенную психику чужого семантического кода. Человеку достаточно восстановить «зависший» участок сознания, что бы снова стать индифферентным к подобным влияниям. В течении двух лет Н… не поддерживал контактов с матерью, в этот период за счет глубокой внутренней работы он сумел увидеть свои «слабости» и реконструировать их. Сейчас Н… вернулся в русло нормальных отношений с матерью, которые характеризуются любовью и взаимопониманием .

    *******

    Перейти от представлений к действию …

    Женщина 45 лет, работает психологом-логопедом. Обратилась по поводу повторяющегося изматывающего сна насыщенного страхом. Сюжет сновидений прост – Некто пытается открыть дверь и войти в ее комнату. Дверь сотрясается, выгибается буквально дугой и вот-вот сорвется с петель и тогда войдет кто-то очень страшный. После этих снов Л… , так звали нашу клиентку, просыпалась объятая жутким страхом и долго не могла придти в себя.

    В данном случае мы решили провести онейродраму , то есть разыграть сновидение в реальности. С этой целью мы пригласили Л… на группу. Были выбраны персонажи: дверь, ключ, замок, страх и сама главная героиня (играла ее не Л…, а друга женщина). В задачу Л… входило еще раз пережить во всех подробностях перепетии повторяющегося сновидения и собрав волю открыть дверь самой, что бы встретится со страхом лицом к лицу.

    После проведения онейродрамы состоялся шеринг – обмен пережитым каждым из участников. Своеобразная обратная связь. Все участники действительно испытали присутствие страха, но отметили, что страх находился не в Л…, а был другим человеком мужского пола. Сама Л… так же ощутила, что страх является не ее собственным, а сторонним существом. Мы попросили Л… вспомнить детство. Выяснилось, что ее отец работал где-то в спецслужбах и Л… вспомнила, что он не раз высказывался, уходя из дома, что не уверен в том, что он увидит свою дочь снова. Л… ощутила в виде инсайта, что образы страха и отца совместились. В сновидениях Л… переживала страх своего отца, который он транслировал ей в детстве.

    Образы совместились, ситуация стала понятна на рациональном уровне и Л… больше не страдала от подобных сновидений.

    *******

    От букета комплексов к просветлению …

    Эта работа велась в течение более чем трех лет, только с помощью переписки по электронной почте. Было проведено более сорока консультаций в объеме около трехсот страниц.

    Молодой врач-нейрохирург из Н. Новгорода обратился за консультацией по поводу налаживания отношений с девушкой. Попутно были заявлены: нейродермит, бронхит и повышенное давление, плюс постоянные конфликты со старшей сестрой и непонятки на работе. Непонятки состояли в том, что будучи перспективным и очень старательным врачом, на хорошем счету у руководства больницы, ему никак не удается пройти повышение квалификации. Все возможности по разным причинам закрываются как будто нарочно.

    Когда мы начали консультации с П… , так звали молодого человека, сразу выяснилось, что он обладает необычно высокой эмоциональной чувствительностью, болезненно переживает как свои промахи, так и все издержки современной бюджетной медицины. Человек гиперответственный, что приводит к огромному количеству сверхурочной работы и манипуляциям со стороны коллег. То же самое в отношениях с сестрой – видя безотказность и совестливость П… она загружает его попечительством над своим маленьким ребенком. Отказаться от всего этого П… не может, а все несправедливости переживает молча внутри себя. В таких случаях всегда присутствует застарелый детский аффект связанный с несправедливостью. Так и оказалось – в детстве его сбила машина, водитель с места происшествия скрылся и П… пролежал несколько часов на обочине в беспомощном состоянии, а в больнице над ним еще и врач посмеялся. В такие моменты дети дают себе клятву – «Когда я вырасту я никогда так делать не буду, я буду спасать всех кто попал в беду». Нечто подобное происходило и в более позднем возрасте. Первый сексуальный контакт был неудачным, не столько фактически, сколько по мнению девушки, которая надсмеялась над ним и хуже всего что - рассказала о его «несостоятельности» одноклассникам. Плюс отец П… был судья, что дополнительно способствовало становлению необоснованно завышенных нравственных установок. Эти детские сценарии стали решающими в отношениях с последней девушкой. Внешне ситуация выглядела так, что он ее любит, а она его нет. Но оказывается, что эту девушку недавно сбила машина и у нее были серьезные посттравматические явления. Очевидно, что в данном случае любовь подменена сценарием, что полностью подтверждалось объективным анализом.

    Нужно отметить, что в лице П… мы нашли старательного и добросовестного ученика. Хорошо, что он был врач и имел начальные познания в психологии. Поэтому нам не пришлось начинать его психологическое образование с ноля. Именно образование, так можно охарактеризовать стиль нашей удаленной работы с П… , так как в силу его финансовых затруднений мы не могли вести телефонные переговоры, только переписка, а значит невозможно было использовать многие психотерапевтические методики. Работа строилась на рефлексивной основе. Каждую консультацию мы начинали с какого-либо концептуального ядра: свобода, мораль, ценности и т.д. с подробным изложением как теоретических посылок, так и примеров бытового плана и заканчивали вопросами для самостоятельной работы. На этом этапе главным было «развести» сознание П… по эшелонам, как говорят летчики. В сущности П… был очень высокообразованным и высоконравственным человеком, но попросту запутался в стандартах и приоритетах.

    Последние годы П… активно занимался бодибилдингом. Когда мы стали исследовать этот аспект, то быстро пришли к пониманию, что мотивации для занятий не имеют ничего общего с темой здоровья и удовольствия. Лишь кратковременные улучшения работоспособности и настроения после тренировок показывали, что энергия расходуется на компенсацию ощущения неполноценности (в основном сексуального плана), плюс эдипов комплекс заставлял накапливать превосходство за счет гипертрофии маскулинных образов. Для адекватирования психологического запроса, учитывая его реальные страхи перед мужчинами, мы порекомендовали П… переменить вид спорта на единоборства. П… выбрал кик-боксинг. Результаты появились очень быстро. Примерно через месяц занятий новым видом спорта у П… полностью нормализовалось давление и практически исчез нейродермит. Сам П… отметил, что он стал намного увереннее чувствовать себя в социуме, появились друзья в том числе и в среде кик-боксеров.

    Наиболее сложной зоной было все, что связано с профессиональной деятельностью, где были в действительности очень размыты критерии нравственности и допустимых пределов. Как измерить у врача количество отданной энергии, как точно определить границы ответственности, когда речь идет о жизни и смерти пациента, тем более что он находится «в руках» не одного а многих специалистов и обслуживающего персонала? Для П… с его повышенной эмоциональностью необходимы были не только четкие, но глубоко обоснованные критерии выбора тех или иных действий. Иначе он мог буквально сгореть на психическом уровне. Нам не оставалось другого выхода как предлагать для рефлексии материал философско-теологического содержания с тем, что бы создать действительные, универсальные опорные точки сознания.

    Мы опустим, здесь все, что касается терапевтической работы по поводу отношений с матерью, сестрой, девушкой, карьерных моментов. В течение года все это наладилось и перестало волновать нашего клиента. Интересно другое. Те материалы, которые использовались во время работы, всколыхнули совершенно другой уровень восприятия. П… серьезно заинтересовался всем, что связано с инфрафизическим уровнем причинно-следственных связей, а говоря на бытовом языке с теософией и эзотерикой. Кик-боксинг вскоре уступил место У-шу и Цигун, а самыми читаемыми стали: Ведические и даосские тексты, трактаты Е.Рерих, Д.Андреева и др. Вскоре П… стал заниматься в одной из школ духовного развития, получил посвящения, у него открылись экстрасенсорные способности - видение тонкой материи, семантического поля человека. Наша психологическая работа перешла в русло действительных консультаций, а не психотерапии, как это было прежде. Жизнь П… перешла на другие уровни мотивации от потребительского до подлинно онтического. - Есть еще просьба, помоги мне выявить и найти все мои комплексы, блоки сознания, не надо за меня решать, просто помоги мне их увидеть . Появились и сложности неизмеримо более высокого уровня. - Я раньше думал, что вот духовный путь и все будет прекрасно на нем. В белом сверкающем свете ………Мировосприятие и уровень сознания прыгает неимоверно резко, то я живу и чувствую, что не в этом мире нахожусь и смотрю на мир как на театр, то я ненавижу его. Вот, что у меня получается - Наш мир самый низкий и ленивый. По сути человеки роботы с программами, и просто выполняют их да и все….нет больнее боли чем видеть все это. Сначала я был зол от того, что все спят…. Вопросы которые приходилось решать не имели ответа в рамках классической психологии. - Вот еще момент. Например, есть причина проблемы в сознании. Я ее трансформирую. А вот оно как бы оставляет след или комплиментарное место какое-то. К этому месту может оно вернуться или подключиться что-то другое?

    Мы и сейчас продолжаем обмениваться посланиями с П…, но скорее как коллеги, нежели учитель с учеником. То, что произошло с П… называется просветление . Работы подобные такой пожалуй развивают нас самих не меньше чем клиента.

    Был в моей практике такой случай. Эпизод общения с клиенткой, которая прямо во время консультации угрожала свести счеты с жизнью.

    Я когда-то вкратце рассказывал об этом случае. Давайте немного подробнее о типичной истории слишком вольного общения клиента и психолога.

    В сфере частной психологической практики довольно часто происходят случаи "неуставных" отношений психолога с клиентом. Психолог не зависит от работодателя, да и от каких-то надзорных органов практически не зависит.
    "Нету у вас методов против Кости Сапрыкина" (с)
    Получил диплом, создал ИП - и остается дело за малым (ага) - создать поток клиентов.

    Я знаю про некоторые случаи "неуставных" отношений, хотя бы потому, что этот немаловажный факт обязательно всплывает при консультировании у психолога. Клиент (ка) обязательно (и очень скоро) расскажет про такой эпизод из своего прошлого. По многим причинам. Например, потому что именно на этом этапе прошлая "психотерапия" зашла в тупик.... Здесь согласятся все, что психотерапия быстро заканчивается.

    Расскажу вам об одном из первых случаев в моей практике консультирования. В 2003-04 годах, я тогда только начинал консультировать, после университета, на свой страх и риск. Встречался с клиентами в кафе и других подобных местах.

    Кстати говоря, сейчас встречи психологов с клиентами в кафе - это такая же распространенная практика, как и консультирование в скайпе. Но все когда-то бывает впервые и новшества многими людьми воспринимаются в штыки. Поэтому сейчас я даже горжусь тем, что тогда не обращал внимания на скептически настроенных людей.

    В период отсутствия реального опыта любая встреча с клиентом производила на меня сильное впечатление, но были даже среди этих историй какие-то совсем из ряда вон выходящие...

    Все началось со стандартного запроса от молодой девушки, типа "в последнее время чувствую себя выжатой, постоянно плохое настроение, запуталась в себе, не могу сконцентрироваться на работе, все валится из рук". Говорила мне мама, не встречайся ты с человеком, не до конца выяснив его запрос. Но кто вообще слушает голос мамы в своей голове?)

    На встречу пришла девушка намного младше меня, довольно симпатичная. В процессе беседы с этой клиенткой выясняются сведения о пяти попытках самоубийства (если бы заранее знал, я бы даже не стал продолжать разговор - только в клинике такие случаи прорабатываются). В течение часа беседы девушка мало что толком объясняет, но пытается подвести меня к какому-то выводу и на что-то намекнуть. В конце концов она прямо мне заявляет, что прошлый психолог был не такой бесчувственный (как я), он ей очень сильно помог (правда она затруднилась сформулировать, чем именно). Она часто ночевала у него, он даже брал ее с собой в путешествие, и такая форма психологической работы ее устраивает и этого она хочет от меня.

    Видя мое замешательство и недоумение, начинается истерика. Она продолжает рассказывать, переключаясь с плача в нездоровый истеричный смех, после смеха идут угрозы прямо сейчас совершить еще одну попытку самоубийства. Потом опять плач, истерика и опять по кругу. Еле вырвался.

    В общем, впечатлений я набрался вдоволь. По дороге домой я выпил три бутылки пива (это я был совсем молодой еще, мне простительно)... Месяца два не отвечал на письма клиентов... Благо, это был не основной мой источник дохода...

    А почему я не стал лечить ее тем чудодейственным способом, который использовал предыдущий психолог? Убеждения у меня просто. Они конечно гибкие, но довольно устойчивые)

    Я детский психолог, и я временами жутко задалбываюсь. Моя главная проблема - родители моих маленьких клиентов, которые сами их уродуют. Вот не знаю - это лично мне так «везёт» или и в самом деле чуть ли не у половины детей, которых к психологу направляют врачи или педагоги с подозрением на разные расстройства (именно так ко мне приходит большинство клиентов), диагноз один: окружающие взрослые - идиоты.

    Случай № 1

    Первоклассник постоянно пытается лезть к другим детям в трусы, пристраивается сзади, имитируя половой акт, и уговаривает девочек станцевать стриптиз. Тревогу забили родители девочки, которой он предложил за шоколадку, цитирую, «пососать ему писю». Повышенный интерес к этой теме в таком раннем возрасте может быть симптомом нескольких больших проблем.

    Либо ребенка развращали, либо у него серьезный гормональный сбой (взрослый гормональный набор в теле ребенка), либо некоторые проблемы с корой головного мозга. Однако выясняется, что просто папа ребенка считает совершенно нормальным в присутствии сына смотреть на компе порнушку: «А чё такого? Он же маленький, не понимает ничего. А если и понимает - пусть мужиком растет, гы-гы-гы».

    Случай № 2

    6-летняя девочка Саша говорит о себе в мужском роде и пытается всех убедить, что она мальчик Саня. Расстройство гендерной идентификации? Да ни фига. Просто папа с мамой хотели второго сына и с младенчества твердят дочери, как жаль, что она не родилась мальчиком. На любое проявление слабости говорят: «Что ты как девчонка?!» (алё, гараж, ваш ребенок вообще-то и есть девчонка!), а просьбу купить красивые туфельки воспринимают как признак, что дочь вырастет проституткой - это слово она уже отлично знает.

    Со старшим братом девочки при этом носятся как с писаной торбой: он же мальчик. У Саши, естественно, два выхода: либо навеки признать себя человеком второго сорта, либо пытаться хоть как-то стать человеком первого сорта. Она выбрала последний вариант. И это совершенно нормально для человека со здоровой психикой. Ненормально - так загадить умненькой и не по годам развитой девочке голову еще до школы!

    Случай № 3

    4-летний мальчик ведет себя агрессивно, кидается на других детей на площадке и обижает младшую сестренку. Уже через 10 минут общения с его мамой и отчимом всё становится очевидно. В семье даже взрослые не знают слов «извините», «пожалуйста» и «спасибо». У них принято общаться с помощью ора друг на друга и угроз «щас как врежу». Самое ласковое, что при мне сказали ребенку: «Заткнись, гаденыш!».

    И вообще, отчиму ребенка (стареющему гопнику, которому по паспорту за 40, а по уму - лет 13–14) кажется, что научить малыша на любые слова бабушки отвечать: «Заткнись, сука старая!» - отличная остроумная шутка. В общем, нет у мальчика никаких расстройств, просто на родителей похож.

    Случай № 4

    10-летняя девочка буквально ненавидит всех мальчиков и любые намеки на межполовые отношения. На соседа по парте, который сказал, что она красивая, налетела фурией и разбила ему нос. Выясняем, что вся ситуация возникла из-за мамы девочки. Это мать-одиночка. Женщина с бурной, но не очень счастливой личной жизнью. Череда «новых пап», некоторые из которых не продержались и трех месяцев (а один из них девочку еще и бил), и «мы с ней как подружки, я ей всё-всё рассказываю». То есть мама сделала дочь конфиденткой.

    Ребенок с раннего детства в курсе, у кого из маминых дядь проблемы с потенцией, у кого - ревнивая жена, подкарауливающая маму на работе у проходной, кто «жмот, даже колечко не купил», от кого она сделала три аборта и так далее. Мама искренне считает, что готовит девочку к взрослой жизни. Девочка считает, что взрослая жизнь - это только бесконечные разборки с чьими-то женами, аборты и нестоящие члены, и в гробу всё это видела (и ее в данном случае сложно не понять).

    Случай № 5

    10-летний мальчик. Редкий случай. Ребенка привела мама с запросом: «Сделайте что-нибудь! Он раздражает отца». Вообще, поиск « волшебной кнопки», на которую можно нажать, чтоб ребенок стал удобным - любимая тема родителей, которые приводят детей сами. В общем, ситуация почти классическая: папа время от времени находит новую любовь и уходит к ней, потом мама отвоевывает его обратно борщами и шелковыми халатиками. Некоторое время в семье идиллия, а затем всё повторяется.

    Промежутки становятся всё короче, а ребенок вообще «всё портит» - относится к папе как к папе, а не как к восточному падишаху. Недавно - подумать только! - попросил страдающего от похмелья родителя помочь ему решить задачу. Мальчишка был обматерен и получил такой подзатыльник, что улетел к стене.

    Мой ответ: Лучше, блин, папе выпишите целебных пенделей!

    Понятное дело, это не вписывается в рамки профессиональной этики, но это едва ли не единственное, что в данном случае может помочь.

    Все описанные случаи - буквально за последний месяц. Пока все эти (и многие им подобные) дети - лишь нормальные малыши, которым не повезло с семьёй. Но пройдёт совсем немного времени - чужие дети, как известно, растут очень быстро - и они превратятся во вполне взрослых, сформировавшихся упырей, которые будут калечить уже следующее поколение малышей. И как остановить этот конвейер по производству моральных калек - я не знаю…

    Она пришла ко мне в полном отчаянии. Глотая слезы, рассказала, что собственными руками разрушила свою карьеру. Три года шла к своей нынешней должности, работала допоздна и часто без выходных, а начальство ее все время отодвигало в сторону, критикуя и перепроверяя.

    И все-таки Полина своего добилась. Казалось бы, можно торжествовать победу. А она уже на третий день написала заявление об уходе. «Я чувствую себя настолько обессиленной, что не могу сделать элементарное: почту прочитать или письмо отправить». Явное эмоциональное истощение, апатия, снижение самооценки...

    Я предложила ей отпустить ситуацию: в течение двух месяцев не принимать никаких решений

    Но Полина больше всего страдала от мысли, что в таком «разобранном» состоянии подводит своих коллег. И во всем винила себя. Она долго несла избыточную нагрузку и одновременно переживала несправедливую агрессию руководства… Ценой огромного напряжения она все же «дотянула до аэродрома» - и сломалась из-за запредельного переутомления.

    Возможно, ей надо было остановиться раньше, но теперь уже не имело смысла это обсуждать. Объяснения часто действуют на клиента успокаивающе. Я описала ей динамику эмоционального выгорания, объяснила, что самообвинения - один из симптомов этого заболевания, а значит, они просто бессмысленны.

    «Представьте, что вы заболели ветрянкой, - сказала я, - не будете же вы винить себя, что у вас на теле появилась сыпь? Самообвинения - это «сыпь» депрессии». После этого разговора Полина согласилась остаток воли приложить к тому, чтобы прекратить обвинять себя.

    Я предложила ей отпустить ситуацию: пусть все идет как идет. В течение двух месяцев не принимать никаких решений, уехать к родным в деревню, там отдыхать, спать сколько захочется, заниматься собой, относиться к себе с исключительной нежностью. Словом, просто дать себе выжить. А через два месяца - прийти ко мне, и тогда мы обсудим, как быть дальше.

    Виктор, 55 лет

    Серьезный, солидный человек совершенно потерял сон и покой из-за сложной ситуации на работе. Виктор живет в небольшом подмосковном городе, работает в бухгалтерии госкорпорации, всегда был на хорошем счету. И вот новый начальник заявил, что на его место есть претендент, родственник этого начальника.

    «Так прямо и сказал: «Лучше уходи сам, иначе я тебя выживу!» Представляете, какое унижение - гнать меня как щенка! Я уже не говорю о том, что мне осталось пять лет до пенсии! Куда я устроюсь?! Да и с какой стати мне уходить? Естественно, я с возмущением отказался. Тогда этот наглец стал меня выживать, бесстыдно и неприкрыто. Публично распекает за мелкие огрехи, наговаривает на меня за моей спиной, лишает премии - в общем, создает у руководства впечатление, что я плохой работник. Коллеги сочувствуют мне втихаря, но помочь ничем не могут…»

    Рассказывая свою историю, Виктор срывался на крик, у него дрожали губы, он был переполнен гневом и отчаянием. Я объяснила Виктору, что он оказался жертвой буллинга и ему предстоит бороться за себя. Буллинг - психологический террор, агрессивное преследование одного человека другим или группой.

    Буллинг именно тем и страшен, что капля за каплей подтачивает здоровье и психику жертвы, приводя к эмоциональному выгоранию

    Поскольку настрой у клиента был боевой, а жизненный опыт позволял надеяться, что он выдержит испытание, я предложила ему проверенный метод - начать вести дневник буллинга. Объяснила, что его задача - тщательно фиксировать все эпизоды травли, включая даже самые мелкие: начальник демонстративно проигнорировал, высмеял, грубо при всех сделал замечание, другим простил ошибку, а Виктору нет.

    Каждый из таких эпизодов может выглядеть незначительным, но буллинг именно тем и страшен, что капля за каплей подтачивает здоровье и психику жертвы, приводя к эмоциональному выгоранию. Поэтому борьба с ним должна быть такой же скрупулезной. Каждый случай записывается на отдельном листке, разделенном на графы: дата, время, что произошло, кто свидетель. В отдельной графе следует записать последствия.

    Например, «Поднялось давление» или «Я лишился премии». Собранные вместе, эти листочки выглядят уже как серьезная доказательная база. Виктор человек умный и прекрасно меня понял. Аккуратный и методичный, он начал скрупулезно собирать это досье. И уже одно это помогло ему стать намного спокойней.

    Месяца через полтора, когда листков скопилось достаточно, он принес эту папку в кабинет начальника и сказал: «Я не хочу скандала, но если вы не оставите меня в покое, я отправлю эти материалы руководству корпорации». Буллеры обычно трусы, и этот не был исключением. Больше он не вспоминал о том, что хотел пристроить своего родственника, и оставил Виктора в покое.

    Кира, 36 лет

    На первой консультации мне буквально слова не удавалось вставить - так ей было необходимо выговориться. Кира рассказывала, что по утрам даже просыпаться не хочется - так тошно ей от одной мысли о работе. Настоящий трудоголик, теперь она испытывала лишь постоянную усталость и опустошенность.

    При этом ее карьера вполне успешна - она менеджер крупной международной компании. На это место Киру пригласил нынешний шеф, заметив ее в другом подразделении. «Он сказал: «Я вижу, что тебя там не ценят, а ты такая талантливая!» Меня эти слова вдохновили, я ведь сомневалась в себе. Он блестящий профи, я очень многому у него научилась. Где бы я была сейчас, если бы не он!» - рассказывала Кира.

    Старательная и креативная, она не только прекрасно освоила новые функции, но и постоянно подбрасывала шефу какие-то идеи. И неожиданно обнаружила, что шефа это нисколько не радует. Более того, он то и дело начал Киру подставлять. То «забывал» включить ее в список приглашенных на совещание у руководства корпорации, то не указал в числе исполнителей проекта, за который сам получил премию.

    Кира, несмотря ни на что, по-прежнему была ему благодарна, считая, что только ему обязана карьерой, продолжала им восхищаться и терпеть все несправедливости. Прошел год, прежде чем она решилась прийти к психологу с вопросом, как ей дальше работать.

    Его комплименты - всего лишь форма манипулирования, способ заставить ее делать то, что ему нужно

    Слушая ее, я понимала, что шеф, скорее всего, нарциссическая личность и использует людей в своих интересах. Власть для него важнее хороших отношений и интересов дела. Увидев, как прекрасно Кира справляется со своими обязанностями, он понял, что на самом деле она вполне могла бы занять его должность.

    Вот почему он начал ее игнорировать, принижать ее успехи. Я предложила Кире это обдумать. И такое объяснение стало для нее большим облегчением. Но принять то, что дело не в ней, было непросто. Это указывало на ее травматический детский опыт. Действительно, в семье ее воспитывали слишком строго. Что бы ни делала Кира, она всегда была «недостаточно хороша» для родителей. И став взрослой, продолжала чувствовать себя так же. Она стала блестящим профессионалом, но невысокая самооценка мешала ей двигаться вперед.

    Наша работа заключалась в том, чтобы Кира научилась реалистично смотреть на своего шефа. Ей понадобилось немало времени, чтобы признать: перед ней честолюбивый, не очень честный человек, который любит красоваться перед начальством, без всяких угрызений совести приписывая себе чужие заслуги.

    Постепенно от трепетного, восхищенного отношения она стала переходить к взвешенному анализу: что это за человек и как себя с ним вести. Ей стало ясно, что комплименты, которыми он изредка ее награждал, всего лишь форма манипулирования, способ заставить ее делать то, что ему нужно.

    Андрей, 45 лет

    На консультацию заместитель генерального директора одной региональной корпорации пришел совершенно подавленным. Проблема, с которой он ко мне обратился, заключалась в том, что директор постоянно унижал его при коллегах.

    При этом они работали вместе несколько лет: директор тянул Андрея за собой по карьерной лестнице, каждый раз, получая новое назначение, брал его к себе замом. Зачем? Андрей полагал, что нужен шефу как «мальчик для битья», и, конечно, страдал в этой роли. Воспитанный и деликатный, он не понимал, чем вызвано такое обращение, и все больше терял веру в себя.

    Когда мы обсудили ситуацию подробней, стало ясно, что роль Андрея в жизни шефа была куда важней. Директор не умел конструктивно общаться с сотрудниками, боялся конфликтов, не уважал точку зрения других. Зато все это хорошо умел делать Андрей, который, по существу, годами выполнял функции реального руководителя, завоевав уважение и авторитет подчиненных своим стилем общения. Фактически он стал буфером между директором и подчиненными.

    Я показала Андрею на примерах, что без него шеф не продержался бы на своем месте и полугода и что он прекрасно знал за собой эту слабость. Вот почему ему был просто необходим такой зам. По сути, Андрей имел огромную власть над своим начальником, даже не подозревая об этом. Он был нужен шефу гораздо больше, чем шеф ему.

    Такой поворот стал полной неожиданностью для Андрея. Для него разрешение конфликтов, да и в целом руководство коллективом вообще не представляло трудности, поэтому он не отдавал себе отчета, насколько ценны его качества. Он иначе увидел всю ситуацию, понял, что пользуется авторитетом у подчиненных, которые прекрасно видят его заслуги и правильно оценивают характер директора. Произошел своего рода инсайт, ему все стало ясно. И он с облегчением признался, что с души у него спал тяжелый груз.

    Об эксперте

    Светлана Кривцова - директор Международного института экзистенциального консультирования и тренинга.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Про деток, от рождения до школы