Про деток, от рождения до школы

Диагностические мандалы,
используемые в консультативной практике
(индивидуальный и групповой варианты)

1. Мандала «Цветочная поляна»

Цель: изучение семейного окружения, личностного ресурса ребенка, снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

Материалы и оборудование:

Инструкция

1. Ребенку предлагается мандала: «Посмотри, какой волшебный круг. Это волшебная поляна, на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие. Покажи, где цветок «мама», «папа», «сестра», «брат» и др. Разукрась их. Расскажи, какие это цветы. Кто еще есть на этой волшебной поляне (друзья, знакомые)? Что нужно для цветов, чтобы они были счастливы? Что мешает цветам на этой поляне?»

2. Ребенку предлагается закрасить контуры (рамку): «Выбери цвет, который подходит для этой поляны. Почему ты выбрал этот цвет? Что он для тебя значит? Что ты сейчас чувствуешь?»

Цвет.

Выход за границы.

Расположение цветов относительно друг друга.

Сочетаемость цветов.

Включенность ребенка в работу.

Цвет рамки.

Центр мандалы (см. рис. вверху).

2. Групповая мандала

Цель: гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие внутренней тревожности, активизация работы бессознательного, актуализация чувств, определение половой идентичности, изучение социальной ситуации развития (социометрия).

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, краски, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.

Инструкция

1. «Заполни круг, начиная с середины. Что получилось? На что это похоже?»

2. «Сейчас посмотри на волшебный круг: тут мальчики и девочки. Кто ты? Найди и разукрась себя. Нарисуй свое настроение (лицо)».

3. «Посмотри, кто находится рядом. Кто это? Покажи, где находятся твои друзья. Расскажи о них. Разукрась своих друзей».

4. «Возле человечков нарисованы домики. Выбери дом, в котором ты живешь. Расскажи об этом доме. Какой этот дом? Что в нем есть хорошего, что плохого?» (Далее обсуждается образ дома, как в проективных методиках.)

5. «Выбери дома, в которых живут твои друзья, расскажи об этих домах. Какие они?»

Информация, которую необходимо
учитывать при интерпретации рисунка

1) Центральный круг. Какой он по цвету, можно ли четко выделить «крест», или это целостное изображение?

2) Выбор цвета (интерпретация по Люшеру, Кандинскому).

3) Расположение выбранной фигуры «образ Я» (верх, низ).

4) Кто находится рядом с фигурой, расстояние между членами семьи, друзьями.

5) Прорисовка мимики.

6) Анализ протокола высказываний ребенка.

3. Геометрическая мандала

Показания: может использоваться в работе с двумя–четырьмя испытуемыми при изучении детско-родительских отношений, тендерных, супружеских отношений, ситуации конфликта.

Цель: изучение комфортности пребывания в группе, изучение детско-родительских, тендерных, супружеских отношений, ситуации конфликта.

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.

Инструкция

«Сейчас вы будете делать совместный рисунок. Посмотрите, какой волшебный круг. На что он похож? (вопрос к каждому ). Сейчас ты начиная с середины будешь заполнять этот круг волшебными карандашами. Покажи, какой кусочек круга ты будешь заполнять?»

Примечание: для детей младшего возраста психолог при помощи считалки выбирает кусочек круга, а более старшие испытуемые осуществляют выбор свободно.

Интерпретация

Обращается внимание на крестообразные границы, на центральный квадрат, цвет, которым заполняются два центральных треугольника в этом квадрате, соподчинение или согласованность в действиях с другим испытуемым. Отслеживается выход за границы. Уточняется и анализируется, где расположен центр. Обсуждаются чувства. Осуществляется анализ вербальных реакций испытуемого.

Коррекционно-развивающее занятия
к набору мандал

Гиперактивные и нервозные дети не являются феноменом в наше время, это не чудо, что наш мир стал шумным и хаотичным. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал.

А.Цайри

К аждая мандала отражает определенную стадию психического развития человека. Дж. Келлог дала названия каждой стадии, изображаемой мандалой. Условно выделяют 13 стадий.

Цель работы при разукрашивании мандалы:

Развитие творчества;

Развитие произвольности поведения;

Снятие внутреннего напряжения, релаксация;

Развитие мелкой моторики рук;

Воспитание аккуратности;

Активизация бессознательного.

Время работы с одной мандалой 20–60 минут. Если ребенок устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз.

Использование мандалы как средства
для релаксации и расслабления

1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно.

3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.

4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент.

5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю.

Это и есть способ релаксации и расслабления. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.

Самое важное - соблюдение направления и порядок разукрашивания. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.

6. Чтобы ребенок расслабился, необходимо:

Создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);

Достаточное время для работы;

Соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия;

Разнообразие изобразительных материалов;

Использование релаксационной и медитативной музыки;

Хорошее освещение.

7. Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления. Анализировать данный вид работы могут только специалисты.

8. В конце работы по желанию ребенка можно:

Придумать ей название,

Подобрать для нее фон,

Вырезать мандалу и повесить ее на стену.

9. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.

Технологическая карта «Выбор и роспись мандалы»

Индивидуальное или групповое
диагностико-коррекционное занятие для детей и подростков

Используемая технология: арт-терапия, альбомы А. Цайри, модификация Э.И. Осипук.

Техники: разукрашивание и дополнение сухими и мокрыми изобразительными материалами. Метод «Мандала», автор А.И. Копытин.

Цели: диагностика; гармонизация эмоциональной сферы; снятие внутреннего напряжения; повышение собственной личностной ценности.

№ п/п

Основные этапы занятия

Диагнастико-
коррекционные задачи

Деятельность детей
и психолога

Материалы и оборудование

Организационный

Введение детей в индивидуальную или групповую работу

Психолог предлагает выбрать те материалы, которые необходимы для рисования

Набор готовых мандал Александра Цайри, краски, карандаши, вода, кисти

Основной

Основной

Погружение в творческий процесс. Ситуация выбора. Активизация работы бессознательного

Фиксация вербальных реакций ребенка для последующей интерпретации. Актуализация чувств ребенка

Психолог раскладывает перед ребенком готовые мандалы. Дает четкую инструкцию о том, что нужно выбрать один «волшебный круг». Начинать разрисовывать и разукрашивать можно от центра или от края к центру. Можно вносить изменения в рисунок. После окончания рисования психолог предлагает назвать мандалу. Задает следующие вопросы:

1. Почему ты выбрал этот «волшебный круг»?

2. Расскажи, что ты здесь видишь? (психолог отмечает высказывания ребенка).

3. Что для тебя значат эти цвета?

4. Расскажи о границе (контуре) своего «волшебного круга».

5. Что тебе было сложно делать, а что легко?

6. Что ты сейчас чувствуешь?

7. Ты доволен результатом?

8. Хотел ли ты что-нибудь изменить?

Завершающий

Наблюдение за ребенком

Медитативный момент

После окончания рисования психолог предлагает посидеть молча, «покатать волшебный круг». Найти ему место (прижать к себе, повесить на стену). Сказать, если есть негативные переживания (хочется изменить, разрезать, порвать)

Звучание тихой, релаксационной музыки

Возвращение в ситуацию «здесь и сейчас»

Выключается музыка, психолог благодарит за работу

Технологическая карта «Создание песочной мандалы»

Групповое или индивидуальное
коррекционно-развивающее занятие для детей

Используемые технологии: арт-терапия, песочная терапия, работа с катативными предметами.

Техники: песочная терапия, арт-терапия (автор А.И. Копытин).

Цели: гармонизация внутреннего состояния; развитие коммуникативных навыков; снятие внутреннего напряжения; нахождение внутреннего ресурса.

№ п/п

Основные этапы занятия

Психолого-
коррекционные
задачи

Деятельность детей
и психолога

Материалы и оборудование

Организационный

Введение детей в групповую работу. Формирование психологического климата в группе. Умение слышать и видеть другого, соотносить свои желания с желаниями сверстника

Психолог предлагает построить в песочнице большой песочный круг. Если дети маленькие, это делает сам психолог. Как вариант: круг в песочнице можно выложить при помощи нити (цвет контура круга выбирают сами дети)

Ящик с песком, миниатюрные игрушки, стеклянные шарики, каштаны, нити и т.п.

Основной
1-й вариант

Работа с символами (катативные предметы). Активизация работы бессознательного (диагностика межличностных отношений). Отмечаются высказывания детей. Формирование социальных связей

Психолог говорит: «Мы попали в волшебную страну. Она находится в середине круга. Кем бы ты хотел быть в этой стране? Выбери игрушку, похожую на тебя. Определи место в волшебном круге. Где ты хотел бы жить? Нравятся ли тебе соседи?» (Ребенок ставит свою игрушку и отвечает на вопросы психолога.)

Миниатюрные игрушки

Завершающий

Как называется твоя страна?
Что любят ее жители?

2-й вариант
«Мандала на песке»

Развитие творчества. Снятие внутреннего напряжения, осознание чувств. Развитие общения

Психолог предлагает детям украсить «волшебный круг» различными предметами, затем придумать ему название. В процессе работы создается мотивация детей к групповому сплочению, бережному отношению к труду и чувствам других детей

В процессе работы звучит релаксационная музыка

3-й вариант «Мандала из окрашенного песка»

Развитие творчества, целенаправленности. Активизация бессознательного. Актуализация внутреннего состояния

Диагностический аспект

Медитативный момент

Психолог предлагает детям создать красивый песочный круг. Для этого:

Ads by OffersWizard×1. Дети намазывают клеем ПВА круг.

Автор Сальцына А.М

Введение

Мандала (Mandala) – в переводе с санскрита озна­чает «священный круг». Круг издревле существовал во всех религиях человечества. Изображение мандал можно встретить на протяжении всей истории развития человечества у разных народов в разных культурах. Круг — это Архетипический символ, который является наиболее естественной формой, используемой в арт-терапии, так как этот образ проходит через всю челове­ческую историю. Круг — это базовый символ, который обозначает целостность, защищенность и все что с этим связано, это знак Абсолюта и совершенства. Круг несет в себе разные метафоры:

«в кругу семьи», «обручальное кольцо», «в кругу друзей», «венок», «нимб», «яйцеклетка», «эмбрион в матке», «капля». В сказках очень много связано с кругом: «тарелочка с голубой каёмочкой», «зеркальце», «яйцо».

Мандала с давних пор несет в себе духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Только заглянув внутрь себя, человек может выздороветь, накопить новые силы и энергию.

Мандалы в психотерапию ввел Карл Густав Юнг. Он с большим интересом изучал мандалы и обратил внимание западных исследователей-психоаналитиков на этот метод. В своей автобиографии, «Воспоминания, сны, размышления», Юнг вспоминает о том, как в 1916г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Исследования своих рисунков и рисунков своих пациентов привели Юнга к заключению, что каждый рисунок отражает внутреннюю жизнь человека на данный момент, и с помощью мандал он стал фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Юнг говорил, что “мандалы… обычно появляются в ситуациях замешательства или беспомощности. Следовательно, архетип являет собой матрицу порядка, которая… обозначена кругом, поделенным на четыре части (кватерность). Эта матрица наложена на психический хаос таким образом, что любое содержание находит свое место, а беспорядочная сумятица удерживается охраняющим кругом”.

Глава 1. Применение метод мандалы в психотерапевтической работе

Мандалы – это эффективный, безопасный и одновременно глубокий метод диагностики и интеграции личности в психотерапевтической и психокоррекционной работе с разными клиентами. Диапазон применения данного метода в психотерапии очень широк. От тяжелых кризисных состояний, как способ экстренной помощи, до самостоятельной работы клиента дома. Юнг считал манадлы «единственным способом аутопсихотерапии». Этот метод не имеет противопоказаний, поэтому его активно используют в психиатрии, при психокоррекции, в семейном консультировании, различного рода тренингах саморазвития и самосовершенствования, в бизнес-консультировании. Мандалы не имеют ограничений по возрасту, поэтому хороши как для детей, так и для взрослых.

Мандала несет в себе диагностическую и терапевтическую функции.

В диагностике мандала обеспечивает доступ к глубинному бессознательному клиенту, что помогает определить ситуацию клиента на настоящий момент времени, определить на каком отрезке своего жизненного пути он сейчас находится, выяснить истинные потребности человека. Ведь создавая мандалу, человек открывает для себя, в первую очередь, свой внутренний мир в настоящий момент времени, свой Я — образ вне социума, свою самость.

В терапии мандала помогает человеку обрести свою целостность, уникальность, защищенность, структуру и границы, что способствует быстрой интеграции личности.

Взаимодействуя с мандалами в терапевтическом процессе, человек восстанавливает и укрепляет связь между сознательным и бессознательным «Я», это и способствует исцелению и гармонизации личности.

Мандала может использоваться как в индивидуальном консультировании, так и в группе.

При создании мандал, можно использовать различные материалы и разные способы.

Можно использовать в работе уже готовые мандалы: тибетские мандалы, большой круг Келлог, их можно описывать, созерцать, на них можно медитировать, сочинять разные истории. Можно раскрашивать готовые мандалы – раскраски. Манадалы можно рисовать, используя разные виды красок, карандашей, пастель, восковые мелки. Мандалы можно создавать и из других, иногда даже подручных, материалов:

— насыпать из песка и разного вида круп,

— выкладывать из камней, ракушек, различных тканей, ниток, платков и даже предметов, которые могут быть у человека под рукой,

— выкладывать из человеческих тел в групповой работе.

Глава 2. Клиентский случай из практики

Описание клинического случая.

Возраст – 52

Работает в налоговой инспекции последние 15 лет. Запрос на психотерапию касался коррекции веса. На момент обращения за помощью вес женщины достиг отметки 119 кг, размер одежды 58. Марина не замужем, и в официальном браке никогда не состояла. Проживает вдвоем с сыном 18 лет. Есть отношения с женатым мужчиной. Снизить вес ей рекомендовал врач эндокринолог, у Марины в анамнезе сахарный диабет, который диагностировали два года назад. Метод мандала был использован в начале психотерапевтической работы во время третьей встречи, на этапе определения желаемого результата, с целью повышения мотивации и наполнения клиентки ресурсами для предстоящей психотерапевтической работы. Опираясь на знания структуры личности зависимого человека, учитывая инфантильное (детское) эмоционально-образное мышление, магическое мышление, клиентке была предложена техника мандалы с кристаллом.

Описание проведения техники мандала с кристаллом.

Кристаллизация – это появление и зарождение чего-то нового, если это новое приходит в жизнь осознанно, то эти изменения становятся необратимыми.

На сессии клиентке была предоставлена основа мандалы на формате А3, гуашь и кисти. С собой на встречу Марина принесла небольшой кристалл.

Этапы работы.

  1. Определение текущего состояния.

В начале сессии, клиентка отметила некоторое волнение по поводу предстоящей работы, сомнения, которые возникают у нее периодически и связаны с вопросом «сможет ли она стать более стройной», тревогу, и при этом демонстрировала свою готовность и интерес к работе.

  1. Определение своего заветного желания.

На первом этапе клиентка сформулировала свое желание так:

«Я хочу похудеть».

В ходе анализа и разбора слова «похудеть» по составу, клиентка переформулировала свое желание «Я хочу быть стройной!»

Клиентка положила свой кристалл в центр основы манадлы, после чего она была введена в состояние небольшого транса с целью прислушаться к себе, увидеть образ желаемого состояния и ощутить соотносится ли образ желания с кристаллом, который лежит в центре мандалы.

  1. Проверка желания на экологичность и безопасность для самой клиентки и окружающих ее людей по СМАРРТ.

Цель клиентки по СМАРРТ:

Конкретна – стройность, легкость, жизнерадостность.

Измерима – результаты можно измерить с помощью весов и сантиметровой ленты.

Достижима – критерии, по которым можно отследить достижения – вес и объёмы, эмоциональный фон.

Реальна – результаты работы зависят от клиентки и находятся в зоне ее контроля.

Актуальна – основной мотив связан с желанием улучшить свое состояние здоровья, что было настоятельно рекомендовано врачом и желанием выглядеть привлекательно.

Время – Марина для работы над снижением веса определила для себя срок в течении года.

  1. Формулирование желания.

Клиентке было предложено поработать над формулировкой желания, с целью сделать его понятным, конкретным, с учетом всех модальностей.

После проведенной работы, желание обрело следующую формулировку:

«Я жизнерадостная привлекательная легкая на подъём женщина с оптимальным весом и размером одежды 50.»

  1. Концентрация желания в кристалле.
  2. Рисование мандалы. Клиентке было рекомендовано рисовать мандалу быстро, следить за внутренним импульсом.
  3. Рекомендации для самостоятельной работы с мандалой.

Марине было рекомендовано повесить мандалу в том месте, где ее не будут видеть чужие люди. Она выбрала место на дверце шкафа в своей спальне, по крайней мере два раза в день – утром и вечером, открывая дверцу шкафа, чтобы взять одежду, она будет смотреть на мандалу и вспоминать про свое желание.

Кристалл Марина положила себе в косметичку, которая всегда находится при ней в ее дамской сумочки, где лежит губная помада, которой она достаточно часто пользуется в течении дня, кристалл будет выполнять туже функцию своеобразного якоря.

Когда Марина обретет желаемый вес, мандалу было рекомендовано сжечь на открытом огне.

  1. Подведение итогов работы.

В заключительной части сессии клиентка отметила, что работа с мандалой желания принесла ей удовольствие, уверенность в себе и своих силах, ушли сомнение и вместе с ними тревога, вместо этого клиентка почувствовала себя наполненной энергией и запланировала для себя три первых шага, которые она сделает на предстоящей недели до следующей сессии:

Шаг 1 – ежедневные прогулки в течении 30 минут.

Шаг 2 – ведение дневника питания ежедневно.

Шаг 3 – введение режима дня.

За неделю, после данный работы, вес Марины снизился на 2 кг, объёмы ушли на 9 см. Эти результаты клиентку порадовали и воодушевили на дальнейшую работу. Психотерапия с клиенткой продолжается до сих пор. В течении полугода в результате работы по коррекции веса, Марина снизила вес на 19 кг.

Заключение

Мандалы, созданные индивидуально или группой людей с помощью разных материалов, являются способом соединения в единое целое того, что было разрозненно. Для человека исцеляющим является сам процесс созидания, поскольку мандала способствует структурированию себя.

Именно творческое взаимодействие с мандалой наполняет внутренний мир человека нужной энергией для исцеления, восстанавливает душевное равновесие и спокойствие, в результате чего, человек обретает свою целостность и уникальность, а также получает доступ к своим внутренним ресурсам для возможных и желаемых изменений и трансформации личности.

Исходя из того, что данный арт-терапевтический метод является одним из самых экологичных, его достаточно широко и активно применяют в своей психокоррекционной и психотерапевтической работе психологи – практики.

Список литературы

  1. Колошина Т.Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации.
  2. Копытин А.И. Диагностика в арттерапии. Метод «мандала». СПб., 2002.
  3. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию. Учебное пособие. М., 2007.
  4. Шевченко М.А. Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей. М., 2015.

Наконец, я перехожу к своему любимому - практикуму по арт-терапии. Предлагаю начать арт-терапию вместе.

Сразу оговорюсь. Вам понадобится набор альбомных листов такого размера, чтобы на ватмане поместился круг размером с вашу голову и ещё место осталось для фона. Больше А4, то есть.

Затем приобретите набор мягких цветных карандашей или того, чем вам приятнее рисовать. Желательно, чтобы вы не ограничивали себя в палитре, чем больше карандашей, тем только лучше.

Теперь сделайте вот что. Возьмите проволоку и сделайте «ободок-диадему» на голову. Так вы узнаете – какого размера круги будете создавать в ходе практикума. Приложите эту диадему к бумаге, обведите, а затем – найдите в доме тарелку, совпадающую с этим неровным кругом. Тарелка нужна для того, чтобы затем далее рисовать — ровные круги.

Найдите в доме кнопки, котороыми вы будете прикалывать к стене серии ваших мандал. Всё, подготовительная часть закончена. Теперь мы переходим к самой сути арт-терапии с рисованием мандал.

Методика «карточный тест мандалы» и её изводы

Сразу предупреждаю, мы не будем заниматься методикой «Карточный тест мандалы», потому что у вас нет стимульного материала и для работы нужен тандем: Психотерапевт-клиент. Как с Роршахом.

Но мы будем с вами заниматься арт-терапией – на основе - методики «Карточный тест мандалы».

И методику, и её изводы придумала в 70-х гг. американский психотерапевт по имени Джоан Келлогг.

С тех пор её методика, её сертифицированный стимульный материал (сразу же признанные страшно валидными и «официальными») и переосмысленные многочисленные формы работы с методикой - гуляют по всему миру. Только не в России. А жаль. Но мы исправляем ситуацию.

Итак. В чём же состоит суть теории Джоан Келлогг. По какой системе мы с вами будем работать?

Большой круг Мандалы и Архетипические стадии Большого круга мандалы Джоан Келлогг

Джоан Келлогг вынесла на защиту следующие положения.

  • все создаваемые людьми мандалы соответствуют 13 базовым типам, их можно назвать - архетипическими стадиями Большого Круга Мандалы.
  • Все вместе эти 13 базовых типов и образуют Большой Круг Мандалы - как «годичный цикл – зима-весна-лето-осень» или «зодиакальный круг»,
  • Большой Круг Мандалы – это абстракция, «сумма», а каждый из нас пребывает конкретно здесь и сейчас - в одном из тринадцати состояний, проходя по состояниям (или застревая в них),
  • В отличие от Луны или Солнца, которые побывав «в Раке», переходят в созвездие Льва, человек может двигаться по Большому кругу Мандалы не по порядку следования 13 состояний ибо никакого такого «порядка» в линейном смысле здесь нет.

Прохождение по Большому Кругу Мндалы – это путь к Самости, путь к самоактуализации. Хотя возможен и регресс, застревание, стереотипное повторение одного и того же. Всё это покажет ваша мандала, точнее – серия ваших мандал.

Примерно так Таро-терапия предлагает духовное Путешествие по Старшим Арканам. От Нулевой карты Шут, до последней карты – Мир, Вселенная.

И всё это вместе является практикой инициации, поданной в кабинете психотерапевта и на современный манер.

Самый распространённый символ инициации – это блуждание по лабиринту. Как известно, из лабиринта можно выйти победителем, а можно и не выйти... Так и с инициацией, с поиском Самости.

Тем не менее, мандалы и арт-терапия, основанная на их рисовании и интерпретации – служит нитью Ариадны, которая даёт надежду блуждающей в лабиринте фигурке - выжить и покинуть лабиринт героем.

С точки зрения строгой психотерапии...

С точки зрения строгой психотерапии, арт-терапевтическая работа с мандалами доказала на практике свою пользу вот как:

  • Так как рисование мандалы требует значительной концентрации, эта практика сама по себе даёт клиенту возможность - успокоиться, особенно после дня, наполненного очень сильными переживаниями. Так что вы можете использовать мандалу сами для себя как способ снять стресс и возбуждение, особенно когда это традиционно мешает вам уснуть,
  • мандала показала себя отличным средством проверки субъективных впечатлений психотерапевта о клиенте,
  • также мандала зарекомендовала себя как очень прочная основа для построения психотерапевтического процесса и – прогнозирования дальнейших изменений в состоянии.

Последний инструктаж перед началом работы

Проективная методика Джоан Келлогг разработана на основе юнгианской практики рисования мандал. Так что, пожалуйста, отнеситесь к работе - серьёзно с хорошим настроем.

Как вы уже знаете, рисунок мандалы (и другие творения в жанре арт-терапия) не столько «говорят психотерапевту о пациенте». Не за валидную диагностику мы их любим, нет. Создание мандалы (и других рисунков, скульптур, композиций) запускает процесс психических изменений. И это -главное. То есть, создав мандалу, вы уже изменились, стали здоровее. Или же - сделали первый шаг к началу трудного и долгого изменения.

Поэтому - возьмите лист. Обведите тарелку любым карандашом из палитры, можно простым. Найдите у своего рисунка внутри круга - центр. (Он может находиться в любом месте, мы не зависим здесь от геометрии). Начинайте рисовать свою мандалу, используя любые цвета. Вы можете выходить за круг.

В конце сессии – обозначьте, где у вашего рисунка верх, поставьте дату и, при желании, повесьте рисунок на стену.

В следующем материале я расскажу о 13 архетипах мандал и вы получите возможность расшифровать свой первый рисунок.

До встречи!

Елена Назаренко

Мандалотерапия – это диагностика и психотерапевтическое использование циркулярных круглых изображений , создаваемых в произвольном творческом процессе или по определённой инструкции терапевта. Представляет собой метод арт-терапии («лечения творчеством»).

Изначально мандалы фигурировали в буддизме и индуизме. Само слово «мандала» (mandala) в переводе с санскрита означает «круг» . Круглое сакральное изображение представляло собой «мир богов». Подобные центрические символы Вселенной использовались для медитаций, оформления и защиты сакральных сооружений, храмов и жилищ.

Зарождение метода

На мандалы обратил внимание психолог Карл Густав Юнг. Психотерапевт применял круглые изображения в процессе изучения бессознательного. Юнг воспринимал мандалу как универсальный психический образ, символ самости или глубинной сути человеческой души.

Современная психология трактует круглый символ как отражение внутреннего мира, чувственной и ментальной стороны личности. В безопасную центрическую форму заключены мысли и чувства человека, который создавал изображение или амулет.

Мандала – это связующее звено, между сознательным и бессознательным проявлениями , «ниточка», соединяющая внешнее и внутреннее. Целостный и завершённый символ позволяет выявить дисгармонию мягкими методами, сбалансировать состояние и проявления.

Мандалотерапия считается безопасным и экологичным методом психокоррекции и психотерапии. В процессе творчества личность обретает целостность и укрепляет собственное «я» .

Суть и особенности метода

Существует три формата мандалотерапии:

  • активная – пациент самостоятельно создаёт мандалу из имеющихся материалов или заполняет изображением (цветом) пустой круг на бумаге;
  • пассивная – клиент получает готовое центрическое изображение или конструкцию для терапии;
  • смешанного типа – человек выбирает готовый шаблон и раскрашивает мандалу.

В остальном, арт-терапевтический метод исключает какие-либо ограничения. Процесс проходит в соответствии с потребностями и ощущениями, которые испытывает клиент психотерапевта. Это «полёт души» и полное самовыражение. В некоторых ситуациях терапевт рекомендует сосредоточиться на проблеме, которая беспокоит человека.


Техники работы

Свободное творчество: в лист формата А3 вписывается круг Ø 28 см. Полученная окружность вписывается в квадрат, чётко прилегающий к сторонам будущей мандалы. В центре окружности ставится точка. Квадрат вырезается ножницами. Полученная заготовка используется для мандалотерапии.

Круг мандал (по Джоан Келлог): особая авторская методика, которая позволяет отследить 13 состояний и стадий развития/деятельности человека, заключенных в круг. Для использования техники понадобится руководство и карточки с описанием состояний и ступеней развития.

Тематическая работа: перед созданием мандалы клиент получает конкретную установку – о чём будет мандала, какой теме или проблеме посвятить созидательный процесс.

Метод действенен благодаря следующим эффектам:

  • эффект зеркала – мандала отражает внутреннее состояние клиента;
  • эффект структурных компонентов – круг символизирует духовное проявление, квадрат – материальную реальность, а точка в центре – это «точка сборки», эго, квинтэссенция смысла и важности;
  • эффект смысла – с помощью мандалы можно обратиться к любой теме по запросу;
  • эффект взаимодействия с творческими инструментами – особое свойство арт-терапевтических методов.

Мандала «Исцеления, Развития и Любви».

Где применяется мандалотерапия?

Инструмент применяется психологами и арт-терапевтами при индивидуальной работе с клиентами. Мандала поможет разобраться с детско-родительскими сценариями, решить проблемы, возникающие у семейной пары .

Направления для использования метода мандалотерапии:

  • терапия нарушений самооценки;
  • депрессивные состояния;
  • приведение человека к внутреннему балансу;
  • проработка страхов;
  • работа с агрессией и гневом;
  • устранение раздражительности;
  • возвращение радостного отношения к жизни, светлого взгляда на мир.

Детская психотерапия с помощью мандал помогает решить следующие проблемы:

  • помощь в выражении чувств и эмоций;
  • выравнивание эмоционального состояния;
  • развитие навыков саморегуляции;
  • снятие напряжения;
  • повышение концентрации внимания;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие умения самовыражаться.

Мнение эксперта

Обучающий тренер и арт-терапевт тренингового центра ПСИ-Play (psiplay.biz) Наталья Базика работает с методом мандалотерапии с 2009 года. Мастер подчёркивает, что мандалотерапия – это «древнейший метод исцеления природой». Природа наполнена мандалами: круглую и шарообразную форму имеют очень многие предметы и явления естественного происхождения – Солнце, подсолнухи, еловые шишки.

Человек, будучи частью природы, также представляет собой особую разновидность мандалы.

Наталья уверена, что метод позволяет укрепить самооценку, развить навыки и качества, провести самоисследование посредством стихий природы, укрепиться в инстинктах, помогающих жить, развиваться и творить.

Отзывы о мандале

Валентина, которая прошла курс мандалотерапии в тренинговом центре ПСИ-Play (psiplay.biz) у Натальи Базики, подчёркивает, что занятия помогли ей раскрыть ещё одну свою сторону, поверить в свои художественные способности. После курса обучения девушка подтвердила действенность метода на практике, организовав сеанс арт-терапии для близких. Валентина использует метод для личных потребностей, возвращая себе состоянии гармонии в ходе рисования мандал.

https://www.psiplay.biz/otzuv/valentina/

Анна Россихина – Галычая положительно отзывается о базовом курсе мандалотерапии, отмечая, что инструмент позволил ей проникнуть вглубь себя. В ходе обучения слушательница получила желаемые результаты и пришла к глубокому пониманию действенности арт-терапевтического метода мандалотерапии.

https://www.psiplay.biz/otzuv/anna/

Упражнения мандалотерапии

Раскрашивание мандалы

В время практики нужно раскрасить со схематическим изображением мандалы. Круглая мандала – это зеркало, отражающее внутреннее состояние человека в момент создания изображения. Во время раскрашивания человек выплёскивает на бумагу свои переживания, чувства и эмоции, достигая состояния равновесия.



Рисование мандалы

Как нарисовать мандалу? Проще, чем можно себе представить. Достаточно обвести контур тарелки на чистом листе – и можно приступать! Полностью отпустите внутреннего взрослого, который стремится проконтролировать каждую мелочь.

Творчество – это полёт, привилегия внутреннего ребёнка, который не знает правил, границ и установок. Освободитесь от всего наносного и творите шедевр. Как понять, состоялся ли шедевр? От созерцания результата по коже бегут мурашки! Каждый создан для творчества и полёта, поэтому не думайте, умеете ли вы рисовать, а просто отпустите себя и погрузитесь в рисование.

Мандала своими руками

Полная свобода творческого проявления. Сотворить мандалу можно из чего угодно. Что вы любите, как вы чувствуете? Круглый сакральный символ можно связать или вышить. Мандалы клеят из шишек и сухих соцветий, составляют из морских ракушек и камешков.

Форма круга – это единственное условие, а остальное – только на усмотрение художника. Создать центрический амулет можно в стиле декупаж, вылепить из глины, составить флористическую композицию в форме диска. В руках творца заиграют любые материалы. Попробуйте бисер и лозу, пластилин и песок. Самовыражайтесь и исцеляйтесь!

Мандалотерапия видео

Мандалотерапия – это действенный и увлекательный метод психотерапии . Творчество позволяет сделать путь самопознания приятным и радостным. Внешне простая техника – заполнение рисунка в форме круга – направляет духовное и личностное развитие, а иногда даже избавляет от физических недугов.

Статью прочитали: 5 514

Мандала — некогда загадочное слово, манящее в глубь вековой мудрости. Сегодня мандалы и их создание — это большое течение, философия, хобби... Для каждого что-то свое. Безусловно одно — это имеет место быть и мандалотерапия, как одно из , работает и помогает, исцеляет и вдохновляет.

Сегодня мандалы рисуют, раскрашивают, вышивают, плетут, выкладывают, вяжут, клеят, лепят...

Поговорить на эту интереснейшую тему я пригласила специалиста — психолога и сказкотерапевта — Аню Кутявину. Она проводит нас в неповторимый мир создания мандал для детей и взрослых.

Мандалотерапия для детей и взрослых

Что такое мандалотерапия и чем она полезна? Какие упражнения можно делать в домашних условиях? Какие существуют особенности работы с детьми и взрослыми? Об этом – в нашей статье.

По сведениям источников, появились мандалы в Индии, и произошло это очень давно – несколько тысяч лет назад. Они активно применялись как сакральный инструмент для медитаций в индуистской и буддистской традициях. В психотерапии мандалы начали использоваться Карлом Густавом Юнгом как метод изучения бессознательного. В наше время мандалы тоже не теряют своей актуальности и часто применяются в работе с взрослыми и малышами. В чем же секрет мандалы?

Секретный смысл мандалы

В переводе с санскрита слово «мандала» переводится как «диск, круг». Круг замкнут, у него нет ни начала, ни конца. И этот круг символизирует собой образ единой Вселенной.

В мире существует огромное множество видов мандал. Их можно создавать различными способами, например, раскрашивать готовые картинки, рисовать красками или карандашами на бумаге, лепить из пластилина, создавать насыпные мандалы из цветов, природных материалов, цветного песка, плести мандалы из ниток и т.д.

В психологии мандала олицетворяет собой символическое изображение внутреннего мира, мыслей, чувств человека. Все это находится в безопасной форме круга. К.Г. Юнг говорил, что мандала – это универсальный психический образ, символизирующий самость – глубинную сущность души человека.

По сути, мандала представляет собой мостик между внутренним и внешним миром человека, между его сознанием и подсознанием. Когда мы создаем мандалу, мы закладываем в нее глубокий смысл. Изображаем свою душу и можем посмотреть со стороны на процессы, в ней происходящие. Увидеть самые тонкие переживания, которые сложно, а в некоторых случаях и невозможно выразить иными способами. А это уже путь к обретению целостности. Неудивительно, что мандалы приобрели популярность в работе психологов, психотерапевтов, арт-терапевтов во всем мире.

Мандалотерапия это большое направление арт-терапии. И она действительно творит чудеса. ?

Что означают цвета в мандалотерапии?

В ознакомительных целях предлагаю вам общие трактовки цветов в мандалотерапии. Но будьте осторожны с прямыми расшифровками! Все мы разные, и один и тот же цвет для одного может означать позитив, а для другого – негатив. И вообще, в последнее время арт-терапевты приходят к тому, что универсальные характеристики цветов не очень хорошо работают. Наиболее важными являются именно чувства, ощущения клиента, связанные с тем или иным цветом. Но иногда полезно и заглянуть вглубь, пропустив через себя общую формулу.

Мандала значение. Что могут означать разные цвета:

— Красный. Принято считать, что этот цвет символизирует силу, энергию, страсть. Красный – огонь, биение сердца человека. Много красного в изображении мандалы может указывать на высокий жизненный потенциал человека, наличие у него ярких устремлений, целей и способов их реализации. Полное отсутствие красного цвета может сказать нам о физической или эмоциональной усталости человека, его пассивности, нехватке «огня», или даже о депрессии.

— Зеленый. Цвет жизни. В природе живое представлено чаще всего именно зеленым цветом – трава, деверья, кусты. Когда человек в своей творческой работе активно использует зеленые тона, можно предположить, что он склонен к естественности, непосредственности, честности. Если зеленого в рисунке много, часто это говорит о гармонии женского и мужского начал в человеке, его душевном равновесии.

— Желтый. Этот цвет говорит нам об оптимизме, радости жизни, бодрости духа. Часто мы можем заметить, что желтым цветом любят рисовать активные и нестандартные, творческие люди, обладающие художественными талантами.

— Синий. Данный цвет символизирует спокойствие, серьезность. Присутствие синего в мандале может говорить о сильной интуиции, мудрости человека, его глубоком понимании ситуации.

— Оранжевый. Чистый поток энергии. Если в мандале присутствует оранжевый цвет, скорее всего, человек самореализуется, самоутверждается, движется к цели.

— Коричневый. Традиционно мы связываем этот цвет с землей. Обилие коричневого цвета в мандале может указывать на нехватку у человека чувства защищенности, его желание стать на надежную почву, заземлиться.

— Черный. По сути, это отсутствие цвета. Черный указывает на пустоту, забытье. Обилие черного в мандале может сказать нам об эмоциональном выгорании рисующего, его опустошенности или даже депрессивном состоянии.

Как работает мандалотерапия?

Есть несколько главных вариантов использования мандал в психотерапии. Так, мандалотерапия может быть:

  • активной – клиенту предлагается самостоятельно создать мандалу;
  • смешанного типа – клиент выбирает из предложенных ему готовых раскрасок-мандал;
  • пассивной – человеку предлагается готовая мандала, и он с ней работает.

Процесс создания мандалы в психотерапии

Во время работы с психологом клиент не ограничивается жесткими принципами и правилами. Важно, чтобы создание мандалы происходило легко, незапланированно, спонтанно, в процессе высвобождения переживаний.

Что же такого особенного в мандале? Казалось бы, просто рисуешь круг, в нем какие-то линии и образы. Но все намного интереснее, чем кажется на первый взгляд. Человек чаще всего не в силах прочувствовать и осознать всю многомерность и глубину работы с этим символом. А мандала, словно своеобразная энергетическая матрица, получает информацию напрямую из подсознания, подключая его к источнику энергии. В этом проявляется уникальность мандалотерапии, ее неповторимость.

Материалы для создания мандалы

Чаще всего в современной психотерапии для создания мандалы клиенту предложат следующие материалы: бумагу формата А4 или А3, кисти, краски, карандаши, мелки, фломастеры.

Где применима мандалотерапия

Что касается сферы применения мандалотерапии, то она активно помогает в:

  • Работе с депрессивными состояниями;
  • Работе с нарушенной самооценкой;
  • Коррекции внутреннего дисбаланса;
  • Проработке страхов;
  • Возвращении красок жизни, борьбе с пессимизмом;
  • Коррекции агрессии, раздражительности.

Мандалотерапия работает как в индивидуальном консультировании, так и в детско-родительских отношениях, в семейной терапии.

Очень важные моменты: сюжет мандалы должен выбирать клиент. И рисовать ему можно столько, сколько хочется, до ощущения «достаточно». При этом специалист фиксирует его состояние, наблюдает за невербальными реакциями – жестами, выражением лица, дыханием. Психолог никогда не оценивает работу клиента и не вмешивается в процесс. Ведь главная задача данной работы – чтобы человек нашел контакт со своим внутренним «Я», познакомился с собой настоящим, увидел ответы на вопросы. А все это возможно лишь в ситуации отсутствия жесткого контроля и директивного подхода со стороны специалиста.

Мандалотерапия в работе с детьми

Чем же мандалотерапия может быть полезна детям? Ответ прост. Часто дети не могут адекватно выразить свои эмоции, а также верно оценить эмоции окружающих, в том числе других детей. Все это мешает построить теплые, доброжелательные взаимоотношения. Использование мандалы может помочь импульсивным, тревожным детям стабилизировать эмоциональный фон, развить навыки саморегуляции, снять напряжение, выразить эмоции и чувства. Кроме того, «побочным эффектом» использования мандал в работе с детьми является развитие творчества, художественное и духовное самовыражение детей.

Мандалотерапию часто используют в садиках, начиная с младших групп. Детям предлагают раскрашивать готовые мандалы-раскраски, а также создавать свои мандалы из камушков, каштанов, желудей, цветного песка, других природных материалов.

Процесс создания мандал помогает развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику рук. Создание песочных мандал хорошо влияет на гиперактивных деток, улучшает концентрацию внимания, понижает общий уровень тревожности.

Главные условия применения мандал в работе с детьми:

  • Показать ребенку в самом начале весь набор мандал, чтобы он сам мог выбрать понравившуюся ему;
  • Можно включать фоновую музыку;
  • Не перегружать психику – на одном занятии предлагать ребенку работу лишь с одной мандалой;
  • Инструменты для работы, чем рисовать или выкладывать мандалу, ребенок должен выбрать сам;
  • После создания мандалы нужно обязательно бережно расспросить ребенка о его переживаниях и чувствах.

Чтобы сотворить настоящую мандалу, важно настроиться на работу, обрести душевное равновесие, «погрузиться» в свои внутренние переживания. Лучше всего для этого использовать техники релаксации. Расскажите малышу красивую историю, например, такую:

«Сейчас мы с тобой отправимся в сказочное путешествие. Сядь или ляг поудобнее, закрой глазки, сделай глубокий вдох-выдох. А теперь представь, что ты оказался в волшебной стране. Это твое любимое место, ты здесь самый главный. Снова сделай глубокий вдох, выдох, расслабься еще больше.

Оставаясь с закрытыми глазами, «оглядись» по сторонам. Постарайся запомнить то, что видишь. Внимательно рассмотри картинки, цвета, которые тебя окружают.

Как только будешь готов, медленно открой глазки. Давай попробуем нарисовать все, что ты увидел, в этом круге».

Сложно сказать, как много времени необходимо на медитацию и само создание мандалы. Кому-то надо больше, кому-то меньше. Не торопите ребенка. Он сам покажет, что готов. Затем хорошо придумать название рисунку и подписать его.

После окончания творческой работы необходимо расспросить ребенка, что он нарисовал. Можно попросить его придумать рассказ или сказку о мандале. Такая работа очень полезна для развития межполушарных связей, совершенствования навыка высказывать свои мысли, трансформировать чувственные образы в вербальные.

Можно предложить ребенку нарисовать в круге семью, детский сад, школу, маму и т.д.

Мандалотерапия в работе с взрослыми

Заниматься мандалотерапией можно не только в кабинете психолога, но и дома. Самый доступный вариант – купить в магазине готовые рисунки мандал, или скачать картинки для раскрашивания в интернете. Но лучше всего нарисовать мандалу «с нуля».

Предлагаем вам простое упражнение, которое можно провести дома. Для этого возьмите тарелку и обведите ее листе А4. Заполните круг. В процессе рисования ориентируйтесь на внутренние ощущения. Позвольте руке самой вести вас к ответам. Затем заполните остальное место фигурами, линиями, образами. В выборе цветов положитесь на интуицию.

Потом придумайте название мандалы, запишите его. Рассмотрите мандалу. Какие ассоциации у вас возникают? Напишите эссе о своей мандале.
Закончив творческую работу, попробуйте расшифровать мандалу.

Как расшифровать мандалу

Можно использовать такие условные ориентиры:

  • Если в работе присутствует четко выраженный центр, это может говорить о зрелости человека;
  • Ассиметричный рисунок может указывать на внутреннее напряжение;
  • По зонам рисунка: сверху вниз – духовное-социальное-физическое; слева направо – прошлое-настоящее-будущее;
  • Если в рисунке осталось много белого пространства, это может говорить об осторожности, о страхе проявлять активность, а также о нехватке информации;
  • Отсутствие связей в эссе может указывать на внутренние противоречия.

Но не спешите привязываться к готовым трактовкам. Позвольте своей душе раскрыться и поведать вам важные моменты. Примите их с любовью и благодарностью. Подумайте, что можно улучшить в нынешней ситуации. Какие действия необходимо предпринять?

Само по себе осознание, без активных действий, увы, не изменит жизнь. Так что после того, как увидите картинку будущего, проживете ее мысленно, сразу же приступайте к реализации задуманного. Запланируйте конкретные шаги, и начните прямо сегодня. У вас непременно все получится. Ведь дорогу осилит идущий, правда? А творчество всегда поможет в пути. Подскажет, направит, расслабит и удивит.

Творите! И пусть в вашей жизни будет много ярких красок и вкусных образов!

Анна Кутявина,

В самом деле, есть в мандалах особое очарование. И встретить их можно всюду... И в витках розы, и в волнах моря, в снежинках, а еще в кружевных салфетках и в узорах калейдоскопа...

Мандала раскраска

В завершении разговора о мандалотерапии, предлагаем вашему внимания несколько шаблонов мандал для раскрашивания. Их можно скачать, распечатать и раскрашивать в свое удовольствие. А можно просто взять за основу и нарисовать свою собственную неповторимую мандалу.





Также предлагаю посмотреть вот этот видеоролик о мандалотерапии:

Я в свое время пробовала раскрашивать готовые рисунки мандал. Мне понравилось. Этот процесс действительно расслабляет и отвлекает, настраивает на творческую умиротворяющую волну...

Скажите, а рисовали ли, или делали из каких-либо материалов мандалы вы сами? Понравился ли вам процесс? Какие вызвал эмоции? Поделитесь в комментариях!

С теплом,



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы