Про деток, от рождения до школы

Цель: сформировать навык произношения звука [Л] в прямых и обратных слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям
  • умение контролировать свою речь.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие моторики речевого аппарата
  • закрепление правильного произношения данного звука в слогах, словах, предложениях
  • развитие зрительно-пространственных функций.

Оборудование: зеркало, картинки, карта, схема для анализа звуков.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй! Я очень рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение?

Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие?! Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.

2. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Чтобы правильно и красиво говорить, нужно сделать гимнастику для язычка, губ и щек.

  • «Улыбка-Хоботок»
  • «Лопаточка» - «Иголка»
  • «Качели»
  • «Пароход гудит»
  • «Вкусное варенье»

3. Дыхательная гимнастика

Логопед: Посмотри, у меня есть вот такая пчелка, давай подуем и посмотрим как она машет крыльями во время полета.

Инструкция: (Вдыхаем носом, выдыхаем через рот губы в трубочку, плечи не поднимаем, щеки не надуваем)

4. Введение в занятие

Логопед: Сегодняу нас на занятии гость. Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мед свой в соты отдала;
Как зовут ее?! (Пчела)

Логопед: Правильно! Это веселая и добрая пчела, а зовут ее Лоло. Она немного заблудилась и очень хочет вернуться к себе домой в свою сказочную страну Пчеландия. А заблудилась она потому, что искала того кто мог бы помочь ей вспомнить как произносится звук Л.

Давай поможем Лоло вернуться домой и вспомнить как произносится звук Л.

5. Анализ артикуляции звуков. Характеристика звука.

Логопед: Расскажи Лоло, как нужно правильно произносить звук [Л] .

[Л]

Логопед: Звук [Л] согласный или гласный?

Ребенок: Согласный

Логопед: Почему?

Ребенок: Звук [Л] согласный, потому что во рту есть преграда.

Логопед: Звонкий или глухой?

Ребенок: Звонкий.

Логопед: Почему он звонкий?

Ребенок: При произнесении звука [Л] горлышко дрожит.

Логопед: Твердый или мягкий?

Ребенок: Твердый

Логопед: Ну теперь в путь! У нас есть карта, с помощью которой мы поможем Лоло добраться до ее страны. Эта карта необычная, нужно двигать указательным пальцем правой руки и произносит звук [Л] .

6. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Логопед: Итак мы добрались до первого пункта. Нас встречает пчелка-певица она любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

ла-ла-ла ала-ала-ала
лу-лу-лу улу-улу-улу
лы-лы-лы ылы-ылы-ылы
ло-ло-ло оло-оло-оло

7. Автоматизация звука [Л] в словах.

Логопед: А вот и дошли до второго пункта, и эта пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л] .

Ла-ла-ла, вкусный мед несет…
Ребенок: (пчела) .
Лу-лу-лу, мы увидели…
Ребенок: (пчелу) .

Лы-лы-лы, испугались мы…
Ребенок: (пчелы) .

Логопед: А еще пчелка хочет, чтобы мы разгадали ребус. Внимательно посмотри на карточки. Что здесь изображено. А что еще ты видишь? Правильно! Слог. Какое слово получится, если соединить слог со словом.

8. «Ребус»

Бу (лавка) Что за слово?

Ку (лак) Что за слово?

Каб (лук) Что за слово?

9. Физминутка.

Логопед: Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.

10. Автоматизация звука в словах.

Игра «Где спрятался звук» .

Логопед: Эта пчелка принесла красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л] . Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

(Лапти, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка) .

11. Автоматизация звука в предложениях.

Логопед: Вот мы почти у страны пчелки Лоло остался последний пункт. Тут нас встречает пчелка, которая хочет нас рассмешить забавными предложениями. Давай послушаем их, и составим правильно.

Логопед: Салат ел Милу.

Ребенок: Мила ела салат.

Логопед: Пол упал на стул.

Ребенок: Стул упал на пол.

Логопед: Лук попол Милу.

Ребенок: Мила попола лук.

Ребенок: Ура! Вот мы и добрались до страны Пчеландия! И помогли Лоло вспомнить звук Л.

12. Итог занятия.

Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?

Ребенок: Сегодня на занятии мы повторяли звук [Л] .

Логопед: Как правильно он произносится?

Ребенок: При произношении звука [Л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.

Логопед: Какой он?

Ребенок: Звук [Л] согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Лоло. Ей пора возвращаться домой.

Тема: «Звук [Л]. Этап автоматизации. «Животные»

Цели :

1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звука, его акустических особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звука, закрепление словаря по теме «Животные».

2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать нижнедиафрагмальное дыхание, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

Оборудование : зеркало, картинки с изображением зайчика в разном настроении, артикуляционный профиль звука «Л», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции, план характеристики звука, предметные картинки со звуком «Л» в соответствии с лексической темой: «Животные».

Ход занятия :

I. Организационный момент.

Игра «Покажи, как двигается животное». Логопед показывает картинку с изображением животного, а ребенок показывает движение (развитие общей моторики)

II. Подготовительная часть.

1. Пальчиковая гимнастика «Зайчик. Козочка. Змея»

Чередуем пальчиковые позы сначала на правой руке, потом на левой, на обеих руках одновременно (параллельно с показом логопеда)

2. Мимическая гимнастика. «Зайчик»

Зайчишка-мальчишка такой озорной,
Сначала нахмурит он брови с тобой,
Потом удивится, потом восхитится,
А напоследок развеселится!

3. Развитие артикуляционной моторики.

Движения челюстью вниз-вверх, вправо-влево «Бегемот разинул рот»
- движения губ «Лягушка» — «Слоник»
- движения для языка «Лопата», «Чашка», «Индюк», «Маляр», «Лошадка»

4. Формирование нижнедиафрагмального дыхания

Надули мы животики как у бегемотиков,
Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем.
5.Развитие силы голоса.
Бегемот откроет рот,
Песенку он нам споет:

Пропеваем гласные звуки:
«А-о-у-а» (на выдохе)
Вдох
«А-о-у-а» (на выдохе)
Вдох
«А-о-у-а» (на выдохе)
Вдох

II. Основная часть.

1. Объявление темы занятия.

Сегодня мы красиво и правильно будем говорить звук «Л».

Давай вспомним, как гудит самолет. (Логопед демонстрирует произношение звука «Л», ребенок воспроизводит)

2. Анализ артикуляции звука (по схеме).

Губы открыты
- Зубы разомкнуты
- Кончик языка поднят за верхние зубы
- Воздушная струя идет по бокам языка
- Голос звенит (рука на горле)

3. Характеристика звука (по схеме).

Согласный (есть преграда: язык, зубы)
- звонкий (голос звенит)
- твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена)

4. Автоматизация звука на материале слогов.

Наш самолет необычный, он может не просто гудеть «Л-л-л», он может еще напевать песенки:

Ал-ла-ла-а-а
Ал-ло-ло-о-о
Ал-лу-лу-у-у
Ла-ла-ла-а-а
Ло-ло-ло-о-о
Лу-лу-лу-у-у

5. Автоматизация звука на материале слов.

На самолете прилетели разные животные (логопед выкладывает картинки, проговаривает названия животных, выделяя звук «Л», ребенок повторяет)

Лошадь
Лось
Слон
Белка
Волк
Козел
Осел

Какой звук есть во всех этих словах? Правильно, звук «Л»

6. Физминутка.

Животные у нас очень веселые: прохлопаем, протопаем, пропрыгаем, прошагаем эти слова: ло-шадь, лось, слон, бел-ка, волк, ко-зел, о-сел. (деление слов на слоги)

7. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Сейчас мы наших животных расселим в домики, но чтобы узнать, кто в каком домике живет, нужно определить, где находится звук «Л» в этих словах: в начале, в середине или в конце (используются схемы на место положения звука в слове, синяя фишка).

8. Автоматизация звука на материале предложений.

Давай придумаем предложения с любым из этих слов. (если ребенок не придумывает, логопед предлагает свои варианты):

Волк пошел на охоту.
Белая лошадь ест сено.
Белка залезла в дупло.
Козел пасется на лугу.
Лось пил из болота.

9. Автоматизация звука на материале текста. Развитие фонематического слуха.

Послушай стихотворение, выкладывай фишку на стол, как только услышишь звук «Л»:

В полнолуние под елкой
Волк завоет на луну,
Нету лося, белки, телки,
Плохо, голодно ему!

Давай проговорим стихотворение вместе. Логопед следит за правильным произношением звука «Л».

IV. Заключительная часть.

Итог занятия.

Какой звук мы учились правильно говорить? Правильно, звук «Л». Давай вспомним как получается звук «Л» и какой он (анализ артикуляции и характеристика звука). Про каких животных мы говорили?

Логопед дает положительную оценку работы ребенка и дает хороший настрой на следующее занятие.

Кошелева Виктория Николаевна,
учитель-логопед,
МКДОУ детский сад «Рябинка»
ХМАО-ЮГРА Кондинский район,
п.Куминский

Выполнила: Учитель-логопед Кошкина И.И.
Цели:
закрепить правильное произношение звука «Л» в словах;
развитие фонематических процессов (умения определять наличие звука в словах, позицию звука в словах; навыков звукового анализа и синтеза);
развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, речевой и мелкой моторики;
воспитание сознательно правильного произношения звука л.

Оборудование:
плоскостная фигурка Золушки;
предметные картинки, названия которых содержат звук л;
карточка с наложенными изображениями;
элементы бального платья для Золушки; Скачать конспект

Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуй! Садись удобно. Внимательно слушай все мои задания и у тебя все получится.
2. Артикуляционная гимнастика.
Для начала настроим язычок на работу:
Выполнение упражнений для языка:
- «Змейка» -Рот широко открыт. Узкий язык выдвинуть вперед, и затем убрать вглубь рта.
-«Качели» - Рот открыт. Напряженным языком тянуться то к носу то к подбородку.
-«Вкусное варенье» - Рот открыт. Широким языком облизнуть верхнюю губку (с верху в низ) и затем убрать в глубь рта.
-«Маляр» - Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних зубов до мягкого неба и возвращаемся обратно не отрывая.
-«Чистим зубки»- Рот открыт. Круговыми движениями языка провидим между губами и зубами.
- «Спрячь конфету»- Рот закрыт. Напряженный язык упирается то в одну щеку, то в другую.
Выполнение упражнений для мышц щек:
-« Надуть два шарика» - надувать щеки и удерживать в них воздух. Затем перегонять воздух из одной щеки в другую.
- «Худенький Петя» - Втягивать щеки при сомкнутых губах.
3. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы продолжаем учиться правильно и четко произносить звук «Л» в словах.
4. Уточнение правильной артикуляции.
Вспомним и покажем, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука «Л».
Что делают губы, когда мы произносим звук «Л»? Где находится язычок?
5. Изолированное произношение звука.
Давай изобразим, как колокольчик поет песенку.
Изображаем кистями рук колокольчик: тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, средний палец правой руки опущен вниз и ребенок им свободно двигает в ту и другую сторону. Произносим стихотворение:
“Толстый” колокольчик песенку запел и басисто очень громко зазвенел – ла – ла – ла…
Кусая язычок, одновременно произносим звук “А”, получая – ла-ла-ла. Затем имитацию звона колокольчика ла-ла-ла замедляем и начинаем просто гудеть – лллл (без гласного “а”).
6. Работа по теме.
1) Сегодня к нам на занятие пришла гостья. Давай отгадаем ее имя.
Выставляется плоскостная фигурка Золушки.)
- Вспомни, какую работу выполняла Золушка?

Закончи предложение, добавив подходящие по смыслу слова-действия, чтобы в них был звук л.
1. Золушка полы…(мыла, подметала, натирала),
2. белье…(стирала, гладила),
3. печь…(топила),
4. обед…(варила, готовила),
5. посуду…(мыла, чистила).
2) Работа по развитию фонематических процессов (определение позиции звука в словах).
Вспомни, куда хотелось поехать Золушке?
Поможем Золушке попасть на бал?
- Прежде чем отправиться на бал, Золушка должна навести порядок в кладовке – разложить предметы по полкам с учетом места звука л:
предметы со звуком л в начале слова она положит на нижнюю полку, со звуком л в середине слова – на среднюю полку, со звуком л в конце слова – на верхнюю полку.
Предметные картинки:
лыжи, ложка, лампочка, лупа, мел, пенал, бокал, пила, иголка, клубок, бутылка.
3) Назови слова с одним слогом, с двумя слогами, с тремя слогами.
Мел,
Лы-жи, лож-ка, лу-па, пе-нал, бо-кал, пи-ла, клу-бок.
Лам-поч-ка, и-гол-ка, бу-тыл-ка.
4) Повторение чистоговорки.
Золушка очень любила петь песенку.
Давай и мы ее выучим. Только нужно добавить слова со звуком «Л» в рифму.
Ал – ал - ал, Золушка спешит на … (бал)
Ол – ол – ол, подметает ловко щеткой …(пол)
Ул – ул – ул, не присядет аж на … (стул)
Ыл – ыл - ыл, принц очарован ею … (был)
Ил – ил – ил, ее на танец … (пригласил)
5) Работа по развитию мелкой моторики. (Задание с использованием многоразовых наклеек).
А как же Золушка попадет на бал без бального платья?
Смастери для Золушки красивое платье.
(Платье состоит из отдельных разрезных деталей).
(Разрезать платье золушки на несколько частей. Ребенок собирает платье из разрезных деталей.)
6) Работа по развитию фонематического слуха (выделение слов со звуком «Л» из стихотворения).
Вот и попала Золушка на бал с нашей помощью. Там она будет веселиться, танцевать.
А теперь давай побываем на лесном балу и посмотрим, как проводят время обитатели леса.
Сейчас я прочитаю стихотворение. Слушай его внимательно и запоминай, о ком в нем говорится.
Лесной бал.
Плакала белка – она на балу
Лапки испачкала в желтом мелу.
Милую белочку лось пожалел:
Лапки погладил – и мел облетел.
Белка атласное платье надела
С длинным подолом и поясом белым.
Ах, как волшебно она танцевала -
С елки на елку пушинкой летала.
Лапы еловые белку качали,
Песню веселую дятлы стучали,
Клювами дупла долбя по стволам.
Милое дело – летать по балам.


Комитет по образованию Администрации г. Подольска

МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга»

Конспект индивидуального занятия по теме:

«Автоматизация звука [л] »

Подготовила: учитель-логопед МДОУ

д/с комбинированного вида №3 «Радуга»

Подольск, 2015г.

Конспект индивидуального занятия
Тема: «Автоматизация звука [л]»
Цель занятия: автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи:


  • закрепить правильное произношение звука [л] в слогах, словах,
предложениях;

Уточнить характеристику звука [л] по акустическому и артикуляционному признакам;

Коррекционно-развивающие задачи:


  • развивать фонематическое восприятие;

  • продолжить работу над развитием речевого дыхания (автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания), силы и высоты голоса;

  • продолжить работу по нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;

  • развивать мелкую и общую моторику ;

  • закрепить навык звукового анализа слов со звуком [л];

  • закрепить навык правильного употребления простых и сложных предлогов.
Коррекционно-воспитательная задача:

  • воспитывать у ребенка аккуратность и навык самоконтроля за речью.
Здоровьесберегающие технологии:

  • развитие мелкой и общей моторики;

  • развитие дыхания и голоса (автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания);

  • развитие мимических мышц.

Оборудование : зеркало, картинка для звукоподражания; волчки (голубой и розовый), желтый пластмассовый цветок, игрушечные теплоход, мальчик и девочка; большой, вязанный, разноцветный, поролоновый кубик, с разноцветными кружками - от 1 до 6 - на каждой грани; предметные картинки, в названии которых присутствует звук [л]: стол, лапа, иголка, осел, лопата, клубок; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы , дидактическое пособие «Домик», дидактическое пособие «Солнышко» (состоит из объемного солнышка, поролонового облака и лучиков-прищепок), дидактическое пособие «Рыболов» (состоит из аквариума, удочки и картинок, в названии которых есть звук [л]: лампа, пенал, палка, вилка, акула).
Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуй! Послушай внимательно слова. Назови в них общий звук.

Лана, волк, мел. (В этих словах общий звук [л] ).

Молодец. Сегодня мы будем учиться красиво говорить звук [л].


  • Для этого сначала поиграем с языком, сделаем гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика (с опорой на картинки-символы)


  • На улице хорошая погода, «улыбнулись»

  • Играем на «Трубочке».

  • Чередование «Улыбки-Трубочки»

  • Пошли качаться на «Качелях» (поднимаем и опускаем кончик языка, касаясь то верхней, то нижней губы; то верхних, то нижних зубов; то верхних, то нижних альвеол. ) ;

  • Покачались, сели на «Лошадку», скачем.

  • Прискакали к реке, увидели лодку с красивым «Парусом». Поднимаем язык за верхние зубы (ребенок удерживает язык в таком положении под счет от1 до 10 три раза).

  • С языком поиграли, теперь разминаем пальцы .

3. Пальчиковая гимнастика (на песню «Пассатижи» из м/ф «Фиксики»

(куплет про «Молоток..» и припев)

Пальцы и язык сделали свои «зарядки» и готовы нам помогать.
4. Закрепление правильного произношения изолированного звука [л]

Посмотри на картинку.

Загудел наш самолет,

Он отправился в полет.

Произнеси звук [л] столько раз, сколько кружков нарисовано под картинкой. Чтобы не ошибиться, нажимай на кружки пальчиком, как на кнопочки

Самолет летит близко, произнеси звук [л] громко. А если самолет летит далеко , как произнесем звук [л]? (Тихо). Произнеси.
6. Уточнение акустико-артикуляционного образа звука.

Расскажи о звуке [л], похвали его.

Какой это звук? (Звук [л] - согласный, твердый, звонкий звук).

Почему звук [л] согласный? Когда мы произносим звук [л], воздух встречает преграду – язык, который упирается в верхние зубы.

Почему звук [л] звонкий? (Когда мы произносим звук [л], голос звенит (можно прижать ладонь к горлу.) Молодец.
Сверху, с самолета видим поле, снижаемся. Что это растет? (Это цветок). Какого цвета цветок? (Это желтый цветок). Вышли из самолета. Подул сильный ветер. Подуй на цветок сильно. Ветер усиливается. Подуй сильно 3 раза. (Перед ребенком на столе лежит пластмассовый желтый цветок, который от длительного выдоха крутится). Молодец.

7. Развитие мимических мышц.

Ты смотри сейчас и слушай,

щеки словно шар воздушный. (Даша надувает щеки)

- А теперь все увидали -

Щеки худенькими стали.


  • Не понравилась ей каша,

  • Сильно брови хмурит Даша.

  • Молодец.

8. Развитие фонематического восприятия.

- У меня есть друг - Кубик. Он любит играть в слоги. (Перед ребенком большой вязанный разноцветный, поролоновый кубик, на каждой грани которого есть разноцветные кружки - от 1 до 6) . Я назову слог, а ты брось кубик. Потом повтори слог столько раз , сколько попросит Кубик.

Великан в пещере жил,

Произносим слоги - ИЛ.

Бросай кубик. (Ксюша повторяет слог ИЛ столько раз, сколько указано на кубике)

Он огромный очень был.

Произносим слоги - ЫЛ.
Стал ему костюмчик мал,

Произносим слоги - АЛ.
Туча мимо проплыла.

Самолеты гудят - ЛА.
Внизу речка и село.

Самолеты гудят - ЛО.
Скачет лошадь по селу,

Самолеты гудят - ЛУ.

Все предметы так малы,

Произносим слоги - ЛЫ.

9 . Автоматизация в слогах. Звуковой анализ слогов.


    • Послушай слог - АЛ. Сколько звуков ты услышала?

    • Я услышала два звука.

    • Назови первый звук.

    • Первый звук - [а].

    • Какой это звук?

    • Звук [а]- гласный звук, обозначу красным квадратом.
-Назови второй звук.

-Второй звук - [л].

- Какой это звук?

-Звук [л] - согласный, твердый, звонкий, обозначу его [л] синим квадратом с колокольчиком.


  • Послушай слог - ЛА (ребенок выкладывает схему этого слога из цветных фишек и объясняет, почему данные звуки обозначаются именно этими цветами).

10. Физминутка (Короткий отрывок - выполнение движений под куплет и припев из песни «Как солдаты на параде...» (зарядка)
11.Автоматизация звука в словах.
- Что это? (Это теплоход ). На палубе теплохода стоят пассажиры: девочка и мальчик. В их именах есть звук [л]. Послушай и догадайся, как зовут мальчика? Артем, Рома, Слава. (Мальчика зовут Слава) .

Как зовут девочку? Рая, Мила, Маруся (Девочку зовут Мила) .
- Ребята хотят с нами поиграть , пока теплоход не отчалил от причала. У Милы в чемодане игрушки.
Игра «Волчки» :

Что это? (Волчки). Это голубой, а это розовый. Выбери тот, в названии цвета которого есть звук [л]. Какой это волчок? (Это голубой, пластмассовый волчок).

(Перед Дашей волчки: розовый и голубой). Покрути правой рукой. Теперь левой. Молодец.
Я произношу рифмованные строчки, а ты показываешь движения
Игра «Доскажи словечко» . (После каждого ответа ребенка, логопед

выкладывает картинку с соответствующим названием на стол в

стопку).
Слава с улицы пришел,

Сел обедать он за … стол .
Пес Полкан встречает папу,

Подает он папе...лапу.
Оля шьет платок из шелка.

У нее в руках... иголка .
По тропе осленок шел ,

рядом с ним шагал... осел .

Не нашли в земле мы клад,

Поломали пять... лопат .
Кот все нитки уволок,

Он под стол загнал... клубок .
Логопед выкладывает дидактическое пособие «Домик» перед ребенком. Логопед из стопки попорядку выкладывает на стол картинки-ответы перед ребенком.

- Назови картинку. Где стоит в этом слове звук [л]?
12. Автоматизация в словосочетаниях.


  • Зимой солнышко какое? (Т усклое) . Давай сделаем его ярким (Логопед выкладывает перед ребенком лучики-прищепки). Приклепляй лучики и считай : (Один лучик, два лучика, … пять лучиков).

13. Автоматизация в предложениях.

Логопед показывает объемное дидактическое пособие «Солнышко» с глазами, ртом и носом, и объемное облако (из поролона)


  • Назови ласково. Что это? (Это - солнышко).
Логопед показывает облако (в объеме, из поролона).

Вдруг набежало … что? (О блако) . Оно хочет поиграть в «прятки».

Где находится солнышко?- Солнышко находится над (под) облаком.

Куда спряталось солнышко? – Солнышко спряталось за облако .

Откуда выглянуло солнышко? – Солнышко выглянуло из-за облака .

А где теперь солнышко? – Солнышко перед облаком .
- Погода хорошая. Отправляемся на рыбалку. Называй то, что поймаешь: Я поймала...

(Я поймала... (лампу, пенал, палку, вилку, акулу, пазл) . Молодец, дома собери пазл вместе с мамой и на полученной картинке найди и назови слова со звуком [л].
14. Итог занятия:


  • Чем мы занимались на занятии? (Я училась красиво говорить звук [л])

Список использованной литературы:


  1. Куликовская Т.А. Загадки-добавлялки на сонорные звуки Л, Р - М.: Издательство ГНОМ, 2015. - 48с.

  2. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей - М.: Издательство ГНОМ, 2014. - 112с.

  3. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [С] , [Ш], [Р], [Л]: Пособие для логопедов. - Спб.: КАРО, 2009. - 256с. + 32с. цв.вкл. - (Серия «Популярная логопедия»).

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, фразах.

Задачи:

Коррекционно - обучающая:

Выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л].

Упражнять в четком произнесении звука [л] в слогах, словах,

Коррекционно - развивающая:

Развивать фонематический слух,

Развивать плавный выдох,

Развивать слуховое и зрительное внимание,

Развивать мелкую моторику.

Коррекционно - воспитывающая:

Воспитывать усидчивость, самоконтроль.

Оборудование : кубик с артикуляционной гимнастикой, контейнер с водой, цветной мячик для настольного тенниса, коробочка, шарики для творчества, парные картинки, детали цветочков (белые и цветные), слон, клетка, замок, коробочка в виде ямы, маленькие звери: лев, зебра, бегемот, обезьяна, тигр.

Предварительная работа : разучивание разминки «Колдун»/

Ход занятия:

I . Организационный момент.

– Здравствуй. Садись на стульчик. Сегодня мы с тобой отправимся в сказку. Чтобы в нее попасть – закрой глазки (Логопед ставит на стол замок, клетку со слоненком ). Открывай глазки и послушай начало сказки. Жил-был слоненок. Он не выговаривал звук Л. И подсказали ему, что в замке живет волшебник, который поможет ему говорить этот звук. И пошел слоненок к нему. Но это оказался злой колдун. Он заточил его в клетку. Слоненка нужно спасать.

II . Сообщение темы занятия.

– Поможем слоненку? Давай спасем его от колдуна? Мы с тобой научимся произносить звук Л. Заодно и слоненка научим. Но к замку дорога нелегка. Колдун расставил нам ловушки и чтобы их обойти, нужно выполнить задания. Но я уверена, ты легко с ними справишься.

III . Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

– На нашем пути первая ловушка. Камень. Ты видишь, что камень не простой. Выполнив все эти задания, мы скатим его с пути.

На каждой грани кубика картинка, соответствующая артикуляционному упражнению:

Заборчик

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

Окно

Открываем рот пошире,

Держим раз, два, три, четыре.

Если прыгает язык,

«А-а-а» поем, и он лежит!

Блинчик

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Маляр

Подниму я язычок

И покрашу потолок,

Двигаться вперед-назад

Язычок наш очень рад!

Молодец, ты хорошо справился. Камень мы с тобой убрали.

2. Выработка плавного выдоха.

– И дошли до реки. Но колдун сломал мост, и теперь звери не могут перебраться на тот берег. Давай мы их с тобой перевезем. Хорошо, что лодка осталась.

(Перед ребенком прямоугольный контейнер с водой, на воде цветной теннисный мячик. Ребенок дует на мячик, логопед по очереди переставляет зверят ).

Всех перевез, молодец.

3. Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук»

– Вот мы и подошли к следующей ловушке. Это яма, которую вырыл колдун, чтобы туда попадали разные зверята. Давай мы ее с тобой засыплем. Я сейчас буду называть тебе слова. Слушай внимательно. Если в слове есть звук Л, ты кидаешь в яму камень.

Лак, мак, стол, стоп, лай, воск, диван, окно, мел, стул, дом, лапа.

Ты замечательно работаешь. Теперь зверята точно не попадут в ловушку.

4. Игра «Бесцветные цветы».

– Мы с тобой оказались на полянке, но посмотри: цветы бесцветные. Видимо и здесь колдун постарался. Но я знаю, как мы сможем добавить краски цветам. Чтобы получить цветной лепесток, нужно произнести правильно два слога со звуком Л:

ал-ол, ол-ул, ул-эл, эл-ал, ла-ло, ло-лу, лу-лы, лы-ла,

(Ребенок повторяет слоги за логопедом и меняет белый лепесток на цветной ).

5. Физминутка.

– Думаю, что мы немножко устали с тобой обходить ловушки колдуна. Давай отдохнем немножко.

(Ребенок повторяет слова и движения за логопедом )

В лес пришёл волшебник злой.
Он ужасный и большой.

Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как задания выполнять.
Наконец, они решили
И зверей освободили.
А теперь, друзья,- плясать,
Нам не надо унывать.

Шагают на месте

Показывают злость на лице и обводят руками большой круг

Машут руками, будто колдуют

Весело шагают вприпрыжку

Показывают, что думают

Показывают, что решили задание

Берутся за руки и пляшут

6. Дидактическая игра «Один-много».

– Ну вот мы и пришли с тобой к замку злого колдуна. (Клетка убрана, слоненок стоит перед замком ). Он за нами наблюдал все это время, посмотрел, как ты ловко обходишь его ловушки, что испугался и убежал. А когда он побежал, он смахнул картинки со своего стола и они все перемешались (Логопед выкладывает парные картинки по теме профессии ). Слоненка мы конечно с тобой выручили, он благодарит тебя за помощь. Но мы же не может оставить здесь такой беспорядок. Давай приберемся, и пусть в замке колдуна живут все звери леса.

(Найти парные профессии и назвать один-много).

IV . Итог занятия.

– Какой ты молодец. И в ловушки не попал, и колдуна прогнал, и слоненка освободил. Тебе понравилось на занятии? А какое задание понравилось? А что было трудно выполнять?

(Ответы ребенка. )

Нравится 1 Плохо 0



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы