Про деток, от рождения до школы

В этот период жизни малыша его навыки, которые он приобрел за год, начинают совершенствоваться. Он все с большим и большим интересом начинает изучать окружающий мир. Естественно, что он еще сильно зависит от родителей, но не смотря на это малыш все таки стремиться быть самостоятельным и постепенно у него проявляется характер.

Таким образом, нормы для данного периода в жизни– это:

Игры с куклой

Делайте стереотипные или самозанятые движения очень многократно. За этими схемами следуют многие нейропсихиатры. Базовый скрининг на развитие 0-2 года. Оксфорд: научные публикации Блэквелла; Кошелек на психомоторном развитии, который все педиатры хотели бы получить за его простоту.

Неврологический надзор за первый год жизни. Очень полезно посмотреть, как исследуется маленький ребенок, чтобы он показал нам лучшее из себя. Диагностика нормального и аномального развития ребенка. Обновленный обзор того, что было основным обзором для оценки нормального развития ребенка, с подробным описанием этапов психомоторного развития и проведения обследования. Он также проводит оценку ребенка с определенной неврологической патологией.

  • Умение самостоятельно сползать и заползать на ступеньки, а с поддержкой родителей шагать по этой же лестнице;
  • Отлично ползать и постепенно переходить от ползания к ходьбе с поддержкой родителей (будет отлично, если он уже самостоятельно делает шаги без вас);
  • Вытаскивает и осматривает содержимое ваших ящиков;
  • Активно берется изучить помещение, и успешно забирается на доступную мебель;
  • Начинает активно лепетать и говорить словечки, значение которых уже понимает;
  • Самостоятельно пользуется ложкой, зубной щеткой, чашечкой, расческой и т.д.;
  • Ребенок сам ест густую пищу ложечкой;
  • Без проблем узнает близких по лицам и их именам;
  • Когда малыш помогает одеть самого себя;
  • Ребенок с радостью демонстрирует свои чувства: негативные чувства или любовь;
  • Позитивно настроен на прогулки;
  • Постепенно начинает разговаривать со своими игрушками во время игры;
  • Когда ребенок охотно выполняет какие-то поручения или указания;
  • После игры складывает игрушки обратно на место;
  • Учиться понемногу рисовать.

Нормы развития ребенка от года и трех месяцев до года и шести месяцев:

После того, как малышу стукнет 15 месяцев, он начинает двигаться более разнообразно и уверенно. Именно в этот период своей жизни, ребенок начинает ходить самостоятельно, без поддержки отца или матери, а также он может сам наклоняться, пятиться и поворачиваться. Сначала будет тяжело удержать равновесие и без падений тут не обойтись. Поэтому нужно обязательно страховать ребенка, чтобы он не ушибся, но давать возможность ходить самому.

Возможно, вы слышали, что один из этапов, о котором мы больше всего узнаем, - до шести лет. То, что мы знаем, имеем контакт, обнаруживаем в этот период, навсегда запечатлелось в нашей памяти. И мальчики просто живут в этот момент. И в этом смысле шутки с верховыми блоками идеально подходят! Ездовые блоки - отличный выбор для стимулирования и развития различных способностей у детей разного возраста.

В этой возрастной группе дети находятся на том этапе, где они хотят исследовать все, поэтому верховые блоки великолепны, потому что они могут складывать, опрокидывать, проверять свою силу, начинать понимать концепции вождения, видеть разницу между более грубыми и более тонкий и т.д.

Старайтесь поощрять свое дитя после каждого самостоятельного его преодоления трудностей. К примеру, если ваш ребенок после того, как упадет, снова пытается повторить попытку пойти самому, подбодрите его приятными словами, а не кидайтесь быстро его поднять. Если вы не будите постоянно ему помогать, он научиться быстрее держать равновесие и встанет на свои ноги сам. Это будет великим его достижением.

Как развивается ребенок после года?

На этом этапе они также очень привлекают цвета и, как правило, несут все в рот. Поэтому важно предлагать большие, не проглотимые куски разнообразных ярких цветов. Надеюсь, вам понравились советы. Не говоря уже о том, что это игрушка, которая длится и остается интересной годами и годами.

То есть супер стоит инвестиций! Шейла Лил с более чем 15-летней профессиональной деятельностью в клинической и педагогической областях специализируется на развитии, языке и обучении детей. Хотя они кажутся простыми процессами, мы должны знать, что, например, рука ответственна за запись наших нейропсихотических движений и выполняет более тысячи движений. В первые месяцы жизни ребенок развивает движение своих рук, пока у него не будет точного тонкого моторного контроля и не будет достигнуто наивысшее моторное действие человеческого вида: написание.

В эти три месяца, кроме ходьбы, ребенок должен:

  • Уметь наклоняться за игрушкой, не присаживаясь;
  • Легко подниматься по лестнице, с небольшой поддержкой родителей;
  • Бегать, подпрыгивать и кружиться на месте;
  • Перешагивать через брусочки приставным шагом;
  • Самостоятельно кушать помимо твердой жидкую пищу;
  • Уверенно сидеть на своем месте и уметь самостоятельно слезть с высокой мебели (диван, кресло и т.д.);
  • Хорошо пинать и бросать небольшой мячик, но промахи простительны;
  • Продолжать открывать все ящички и исследовать помещение;
  • Неплохо рисовать каракули в альбоме;
  • Помнить все главные части своего тела, а также отлично запоминать рисунки в книжке и легко их находить;
  • Правильно называть действия и предметы, которые он уже знает;
  • Пробовать строить разные конструкции из конструктора, лего, кубиков или колечек, и даже уметь их собирать правильно.

Год и шесть месяцев – это уже большая дата дл малыша, так как он уже может подвести итоговую черту начинающему этапу в своей жизни.

Движения, которые выполняют руки, составляют основную функцию в нейромоторной организации, а также в когнитивном, моторном, сенсорном, эмоциональном и реляционном развитии ребенка. Развитие тонких моторных навыков в детстве. Новорожденный ребенок уже делает некоторые инстинктивные движения руками. Они, как правило, почти всегда закрыты из-за рефлекса неонатального удержания, т.е. рефлекторного сокращения мышц сгибателей. Считается, что этот рефлекс служит подготовкой к добровольному удержанию, которое развивается позже.

Между двумя и четырьмя месяцами жизни С пятого и шестого месяцев уже поднимают предметы, которые он видит своими руками, хотя все еще с трудом, потому что он использует всю свою руку вместо пальцев, столь характерных для двигателя тонкий. В седьмом месяце ребенок захватывает, перемещает и также бросает объекты, когда захочет. Таким образом, например, ребенок может захватить объект, который находится на левой стороне его тела правой рукой. В возрасте от восьми до девяти месяцев С пятнадцати месяцев дети могут перевернуть страницу книги, крепко схватить предметы и поесть ложкой. В этот момент они приобрели тонкие моторные навыки, хотя их пальцы все еще сохраняют определенную жесткость. С этого момента дети улучшают свои двигательные навыки, набирая и используя карандаш все более точно. В возрасте от трех до четырех лет уже знают, как использовать ножницы, копировать геометрические фигуры, писать заглавные буквы, кнопочные большие кнопки и делать фигуры с пластилином, среди прочих. В пять лет ребенок уже усовершенствовал свои тонкие моторные навыки, и, помимо рисования, он также способен вырезать, вставлять и рисовать фигуры, кнопки меньшего размера, а также писать предложения.

  • В это время давление ладоней более эффективно и сильнее.
  • Он также может направлять свою руку к противоположной стороне своего тела.
Есть 165 миллионов человек, страдающих от различных форм болезней, связанных с патологией.

Всем родителям стоит серьезно насторожиться, если их ребенок:

  • Он не в состоянии выговорить связное слово;
  • Не умеет ходить или даже не пытался;
  • Не может выполнить самые простые просьба;
  • С некоторыми трудностями играет в простые игры;
  • Не плачет и не волнуется, когда вас нет рядом;

Если такие симптомы вы наблюдали у своего ребенка – тогда у него явно возникло отставание в развитии. В такой ситуации нужно в ближайшее время показать малыша специалисту, чтобы тот помог решить эту проблему, и ваш ребенок был полностью здоровым.

Тест на словарный запас

Число смертей детей в возрасте до пяти лет, вызванных недоеданием, составляет 3, 1 миллиона в год, что составляет 45% от всех смертей в возрасте до пяти лет. В настоящее время 114 стран достигли уровня смертности детей в возрасте до 5 лет, или меньше или равно 15 смертей на 1000 живорождений, что соответствует цели 2. Борьба с недоеданием выигрывает, но она еще не закончена. Инвестирование в первые 1000 дней жизни ребенка определяет будущее народов. Прекращение недоедания спасает жизнь и улучшает перспективы для детей и, следовательно, развитие стран.

Нормы развития ребенка от 1,5 года до двух лет

На второй год своей жизни у вашего чада происходит серьезное изменение в эмоциональной сфере. Он уже достаточно уверено стоит на своих ногах без поддержки, и это достижение открывает новые просторы для малыша, который каждый день готов к новым приключениям. В данный период, малыш начинает не только знакомиться со всем окружающим миром, но и тянуться к другим детям.

Потери в экономическом плане. Кроме того, ребенок, страдающий от серьезного острого недоедания в первые 1000 дней жизни, наихудшая форма недоедания, если он не подвергается осторожно, поддерживает постоянный и необратимый ущерб физическому и интеллектуальному развитию и будет взрослым, никогда не независимым в жизни. Ситуация в Буркина-Фасо. Недоедание в Буркина-Фасо по-прежнему затрагивает почти 1000 детей сегодня до 5 лет. Эти данные должны анализироваться в контексте структурной кризисной ситуации, но также и постепенное улучшение.

Психическое развитие детей от года до двух

В Буркина-Фасо правительство и партнеры по международному сотрудничеству провели большую работу. Прежде всего, разрабатывается самоподдерживающаяся система. Обучение медицинского персонала амбулаторных клиник по выявлению и лечению недоедания детей и оборудования педиатрического отделения в единственной больнице в регионе. Создание сети села-больница-больница: благодаря обмену информацией система профилактики и лечения недоедания становится все более успешной. Таким образом, когда ребенок обнаруживается недоедающим во время посещений от двери до двери, родители советуют отвезти его в клинику.

Кроме всего этого, ребенок начинает обучаться самым элементарным правилам поведения и выполнять требования взрослых.

Первым трем месяцам второго года жизни ребенку характерны такие нормы изменений:

  • Он любит прыгать;
  • Уверенно пинает и подбрасывает вверх мячик;
  • Хорошо бегает и отлично ходит (почти не спотыкаясь);
  • Спокойно перешагивает или же обегает препятствие;
  • Любит подтанцовывать и подпевать под музыку или песню;
  • Достаточно хорошо понимает небольшой и несложный рассказ по картинке в книге и даже отвечает на вопросы взрослых;
  • Начинает играть с другими детьми или взрослыми;
  • Ребенок начинает проявлять больше требований и эмоций.

Если ваш малыш не может выполнить большинство перечисленных в статье требований, тогда вам не стоит откладывать визит в педиатру, и также посетите детского психолога. Кроме врачебной консультации, старайтесь побольше уделять внимания ребенку и постепенно обучать его с помощью развивающих игр. Ваша поддержка и теплая любовь помогут наверстать упущенное.

Если ребенок не доставлен из-за связанных с затратами расходов на медицинское обслуживание, включая транспортировку в амбулаторный режим или из-за того, что есть другие дети, которым необходимо ухаживать, или потому, что вы не можете оставить работу на полях, амбулаторная клиника вызывает поставщика медицинских услуг того сообщества, которое отправляется навестить семью, чтобы представить проблему. Недостаточное питание и симптомы: Недоедание - это «скрытая болезнь». У недоедающего ребенка нет видимых и узнаваемых симптомов для этого, часто имеет тенденцию недооценивать болезнь до тех пор, пока он не достигнет состояния острого недоедания, с необратимым ущербом для физического и интеллектуального развития ребенка.

После года у ребенка активизируется множество мозговых процессов. Развитие ребенка после года характеризуется ростом головного мозга и коры, процессами накопления информации. У ребенка начинают в полной мере развиваться познавательное поведение и исследовательский интерес. Ребенка интересуют все вещи окружающей среды: как они работаю, и главное, как они ломаются. В этот период ребенок усваивает иерархию и взаимоотношения между родственниками. Маленький человечек поочередно изучает предметы. К примеру, он будет спрашивать о том, почему трава зеленая, до тех пор, пока в его голове не сложится четкое для него понимание для него ответа на этот вопрос, затем ребенок перейдет к следующему объекту. Происходит становление родного языка и привязка к месту жительства.

Все это должно быть добавлено к социальным и культурным препятствиям, которые мешают процессу осознания и поддержки матерей: недоедание в Буркина-Фасо по-прежнему очень стигматизировано, не признается как болезнь, а мать недоедающего ребенка считается плохой матерью, Вовлечение традиционных врачей в деревни: многие семьи обращаются к традиционным врачам, а не к системе здравоохранения. Питание для матерей для приготовления питательных продуктов: Буркина-Фасо - плохое сельское хозяйство, но также можно готовить питательные бумаги с использованием местных и недорогих продуктов, таких как баобаб, папайя и рыба.

1 год 1 месяц

Происходит развитие моторики. Ребенок уверенней двигается и реже падает, пропадает страх и нерешительность перед преградой куда-либо залезть, все реже он ползает на четвереньках. Активно развивается мелкая моторика: тычет пальцем, уверенно берет мелкие предметы, пальцы теперь путешествуют по все неизведанным щелям. Ребенок активно махает головой, что говорит об активном развитии вестибулярного аппарата.

Тест с предметами быта

Свидетельством кампании является Джанлуиджи Буффон, хранитель и капитан итальянской футбольной команды. С тех пор он работает с профессионализмом и самоотверженностью, продвигая принципы общего блага, активного и ответственного гражданства. Это неправительственная организация, признанная Министерством иностранных дел и Европейским союзом. Сегодня действует в 10 африканских странах и через 50 лет в партнерстве с международными и местными партнерами и при поддержке тысяч сторонников гарантировала воду, здоровье и продукты питания; улучшило семейное хозяйство и управление природными ресурсами; укрепил малый бизнес и улучшил качество окружающей среды; поддержал включение и социальные инновации на благо миллионов людей.

Ребенок осваивает «верхний уровень» жилья, это 50-60 сантиметров от пола, сюда относится влечение к стульям, столам, диванам и креслам.

Происходит формирование представления о реальности пространства, поэтому ребенок должен в этот период находиться в каком-то одном месте, это может быть дом, дача и бабушкин дом. У ребенка задерживается этот процесс в развитии, если его постоянно возить по гостям, или если семья часто переезжает. Такие факторы мешают ребенку скорее идентифицировать себя и окружающее пространство.

Президент Греческого общества питания. Кальций является одним из важнейших веществ для естественного развития и хорошего поддержания здоровья ребенка. Он представляет собой структурное вещество костей и зубов и действует на клеточные механизмы, сокращение мышц, передачу нерва, свертывание крови, активацию фермента и функционирование гормонов.

Молоко и молочные продукты являются выдающимся источником кальция благодаря высокому содержанию кальция и высокой биодоступности кальция. Биологическая доступность кальция молока составляет около 30%. Кальций взаимодействует с различными веществами. Некоторые ученые считают, что щавелевая кислота, содержащаяся в шоколадном молоке, и какао уменьшает абсорбцию кальция из-за присутствия нерастворимого оксалата кальция. И наоборот, другие исследования показывают, что какао содержит только небольшое количество щавелевой кислоты.

Происходит психоэмоциональное и интеллектуальное развитие, ярко выражает чувства опасности, вины на подсознательном уровне. В это период все проходит испытание «разобьется или нет», становится интересным содержимое всех ящиков и шкафов.

В речевом развитии будет присутствовать активный и пассивный словарь. В активном словаре в основном присутствуют условные звуки и жестовая речь, пассивный словарь – это понятия, которые используются, но их ребенок не называет. Ребенок понимает все бытовые понятия и просьбы, но ответ «да» или «нет» не являются логическими. На просьбу «покажи котика», ребенок может показать собачку, но это произойдет только потому, что она ему больше нравится.

Согласно этим исследованиям, добавление какао-порошка или шоколада в молоко не влияет на поглощение кальция. Взятие кальция у детей может быть недостаточным для развития костей. Исследования показали, что дети, которые избегали потребления коровьего молока в течение длительного времени и в то же время не принимали заменимые продукты, богатые кальцием, имели низкую консистенцию костей. Маленький кальций в рационе способствует уменьшению костной массы и поэтому может вызвать рахит у детей, особенно на уровне хряща.

Риккинг характеризуется характерной потерей костной массы в голени новорожденных, и в то же время может наблюдаться задержка развития, столбняк, мышечные спазмы, онемение и ослабление мышц. Недостаточное потребление кальция в детском и подростковом возрасте увеличивает риск остеопороза в последующей взрослой жизни. Тип и количество молока, потребляемого ребенком, зависят от возраста, потребностей, темпа роста, веса тела, любых аллергии и других привычек в еде. Все эти факторы должны быть оценены педиатром для выбора наиболее подходящего молока для ребенка.

Интеллектуальное развитие. Ребенок знаком с понятиями осязания, умеет считать в пределах количества родственников, понимает функции, распределенные между членами семьи. Ребенок начинает перенимать форму поведения взрослых, не понимает понятия боли другого существа и сочувствия, эти формы формируются в процессе наблюдения за формой поведения окружающих.

В этот период ругать нельзя, для ребенка непонятно, почему поведение мамы изменилось, лучшим способом будут уговоры и переключение внимания. Малыш становится самостоятельным, есть пытается, как и все взрослые, только процесс превращается в борьбу (руками накладывает в ложку, а затем ест из ложки). Ребенок многое хочет сделать сам, важно дать возможность попробовать.

1 год 2 месяца

Ребенок на все взбирается, темп ходьбы возрастает. Уже освоил пространство квартиры, знает расположение комнат и мебели и их названия, четко запоминает области неизведанного пространства, изучает свойства предметов, их консистенцию и подвижность.

На психо-эмоциональном уровне ребенок перестает все облизывать и тащить все в рот, может ругаться и проявлять настойчивость. В этом возрасте прибавляется примерно 10 слов к активному запасу или говориться первое слово, жесты очень выразительны, просьбы выражается криком.

Нарастает подражательное поведение, набирает стереотипы поведения по примеру взрослых. Ребенок уже ощущает себя как личность.

В этот период ребенок способен почти постоянно по чуть-чуть жевать, режим питания практически невозможен. Способен оценивать реакцию взрослых, когда делает что-то впервые, отлично знает все запреты и может прятать добытый предмет за спиной.

Может выполнять просьбы и поручения, знает места предметов. Очень избирательно относится к продуктам, от некоторых может вообще отказаться.

1 год 3 месяца

Развивается вестибулярный анализатор, начинает рисовать, прослеживается оправдательное поведение, быстро ориентируется после пробуждения. Совершает запрещенные действия для проверки окружающих на реакцию. Если хочет в туалет, будет проситься, писать больше нравится на что-то мягкое.

1 год 4 месяца

Ходит на пальчиках и постоянно кружится, появляется любовь к порядку, может возмущаться, если что-то не на месте. Перенимает формы поведения, которые встречает впервые.

Перестает есть все, что даст мама, отказывается пробовать новое, пьет много воды. Бывают разовые непроизвольные мочеиспускания во время сна. Начинает постоянно драться, нужна адекватная, объясняющая реакция.

1 год 5 месяцев

Осваивает «третий уровень», обычно существует подставка, которую ребенок постоянно носит за собой. Наблюдается взрыв речевого развития, вырабатывает демонстрацию обиды, обычно перенимает от мамы. Появляются конкретные страхи.

1 год 6 месяцев

Всплеск развития мелкой моторики: винтятся все краники, крышечки и ручки, особый интерес к отверстиям. Уверенно владеет столовыми приборами. Появляется боязнь темноты. Показывает и знает все части тела, свободно называет всех родственников, выполняют поручения, участвуют «во взрослых» беседах. Горшок не должен быть спрятан, а являться составляющим предметом интерьера.

1 год 6 месяцев – 1 год 8 месяцев

Четко понимает границу между дозволенным и запрещенным, активная демонстрация послушания перед мамой и папой. Может протестовать против горшка.

1 год 9 месяцев – 1 год 10 месяцев

Ребенок может резко начать меняться внешне, карапуз вытягивается и становится стройным. Активизируется желание делиться мыслями, развивается все более сложная моторика речевого аппарата. Использует простые предложения. Полностью понятна речь взрослых, крепнут волевые качества, может остановить плач для того, чтобы выслушать.

Желания могут быть невозможными, после чего следуют обиды, капризы, хулиганство, нужно пытаться договариваться. Появляются бессознательные страхи, даже любимая вещь может стать страшной. Воображение оживляет предмет, и в этот момент предмет страшен ребенку. Победить страх лучше всего, изолировав вещь от ребенка.

Активно разрисовываются стены, нельзя запрещать, лучше договоритесь об использовании какой-то одной стены. Может долго и с удовольствием сидеть на горшке.

1 год 10 месяцев – 1 год 11 месяцев

Скучает по маме и папе, активно переживает, если ребенка не взяли с собой. Игрушки могут стать неинтересными, а в почете будут возня и баловство, а также, игра взрослыми вещами. Ест со всеми за компанию, иногда самостоятельно по чуть-чуть. Самостоятельно находит общий язык с горшком. Одеваться начинает самостоятельно, на прогулке могут долго исследовать различные объекты.


У ребенка второго года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем на первом году жизни. Увеличивается длительность бодрствования до 4-5 часов.

Нормально развивающиеся дети очень подвижны, находятся преимущественно в положительном эмоциональном состоянии, много лепечут, часто улыбаются, смеются, радуются общению со взрослыми.

Совершенствуется ходьба и другие моторные навыки. Действия с предметами, которыми овладел ребенок на первом году, приобретают большую ловкость, координацию: лучше получаются действия с кубиками, с мячом, с вкладными игрушками. Ребенок забавно подражает взрослым.

Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Ребенка нужно постоянно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д. Показывайте ребенку, как пользоваться молотком, совочком, лопаткой и т. д.

Под руководством взрослых ребенок лучше воспринимает окружающее: различает, сравнивает, устанавливает сходство предметов по их признакам - по цвету, форме, величине. Сначала по образцу, а потом и по слову он может из двух-трех цветных кубиков выбрать кубик требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины выбрать маленькую матрешку.

Одновременно развивается память ребенка. Он уже не только узнает, но и вспоминает о предметах и явлениях, отсутствующих в настоящее время. Эти воспоминания сначала возникают на основе какой-либо наглядной ситуации. Например, показывая на чашку с отбитой ручкой, говорит: "Папа бил" (разбил). Позже эти воспоминания возникают уже по слову. Например, когда ребенку говорят: "Пойдем гулять", он начинает искать одежду, обувь для прогулок.

Второй год жизни является важным этапом для формирования различных бытовых навыков.
Приучение к самостоятельному выполнению гигиенических умений: при умывании ребенок подставляет руки под струю воды, при раздевании снимает колготки, снимает и надевает шапку и т. д.

Во время еды ребенок сам садится на стул, ест аккуратно, пользуется ложной, чашкой и т. д.
Приучайте его к самостоятельности, не делайте за него то, что он может сделать сам.

Воспитывайте любовь к порядку. Пусть ребенок складывает сам игрушки, свою одежду, помогает делать уборку в доме и т. д.

Помните, что дети второго года жизни подражают во всем взрослым. Поэтому присмотритесь к себе: есть ли у вас стремление к порядку, дисциплине.

Мама на приеме спрашивает: "Что мне делать с ребенком, он ничего за собой не убирает, уроки делает до 12 ночи, несобранный какой-то!" Я спросила у этой мамы, а любит ли она сама порядок, организована ли она? "Да, я сама очень неорганизованная, но хочу, чтобы ребенок был другим". Так не бывает. Трудно воспитывать те качества, которыми не обладаешь сам.

Будьте очень внимательны к ребенку, когда он начинает самостоятельно ходить.
В целях его безопасности еще более строго, чем ранее, проверьте все возможные маршруты передвижения и уберите все, что может нанести вред ребенку. Если же вы целыми днями будете, не спуская с него глаз, твердить: "Не трогай, не бери, не ходи", ребенок станет нервным, а ваша жизнь превратится в ад.

Ребенок этого возраста по-прежнему легко переключается. Стоит только показать ему, например, птичку, и он уже забыл, чем занимался до этого. Но уже нужно иногда наказывать малыша: если он нарушил ваш запрет, можно слегка и шлепнуть его. Главное, чтобы наказание следовало тотчас после того, как малыш провинился.

Если хотите, чтобы ребенок в дальнейшем слушался вас и был дисциплинированным, не упускайте времени - потом будет все труднее и труднее.

Второй год жизни - это время становления и быстрого совершенствования речевых функций (основы всего психического развития), то есть это сенситивный период для развития речи.

До полутора лет развивается функция понимания речи, а далее - до двух лет - идет увеличение словарного запаса и активной речи. Значительно обогащается в этот период жестовая речь, мимика. Одно слово малыша часто выражает целую фразу. Например, слово "на" может означать то "возьми меня на руки" (тянется при этом к взрослому), то "посади на стул" (хлопает рукой по стулу).

В непривычных условиях или с незнакомыми людьми ребенок этого возраста обычно молчит, ведет себя настороженно. Как будто ощущает, что понять его может только мама. Мама знает, что "ка" - это машина, "зи-зи" - муха, "ди-ба" - все высокое, большое, "ба-бах" - танк, "ава" - лошадь.

Однако родителям уже не следует быть такими догадливыми и продолжать понимать ребенка с полуслова. После полутора лет старайтесь, чтобы малыш произносил слово целиком, точно выражал свои желания.

Сверхзаботливая мама, угадывающая желания ребенка еще до того, как он их высказал, тормозит его речь.
При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь.

Известный психотерапевт В. И. Гарбузов сказал: "Первые слова в одно и то же время произносит и будущий гений, и умственно отсталый, а вот первую фразу из двух слов в полтора года и тем более одну фразу из трех-четырех слов к двум годам построит только ребенок умственно сохранный, интеллектуально полноценный".

Конечно, родители начинают волноваться, если их ребенок в два года еще не говорит.

Во-первых, нужно иметь в виду, что мальчики начинают говорить позже девочек. У девочек фразовая речь может появиться в полтора года, а у мальчиков только к двум годам.

Во-вторых, существуют индивидуальные особенности в динамике развития всех психических функций, в том числе речи. Дети, начинающие говорить позднее других, часто говорят более правильно и понятно. Но это бывает тогда, когда у ребенка хорошо развиты познавательные способности, хорошо развита моторика, если он слышит и понимает обращенную к нему речь.

Поэтому, если ребенок в два года не говорит, обязательно проконсультируйтесь у специалистов в области детской психологии и логопедии.

Если по каким-то причинам (болезнь, недостаток общения) речевые возможности ребенка не используются в достаточной степени, то и его дальнейшее интеллектуальное развитие начинает задерживаться, так как развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыслительных функций.

Развитие мышления в этом возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Ребенок учится перемещать предметы в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Благодаря этому он знакомится со скрытыми свойствами предметной деятельности и учится действовать с предметами опосредованно, то есть с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать и т. д.).

Такая деятельность ребенка создает условия для перехода к понятийному, речевому мышлению. То есть в процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы: ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирает песочек, снег, землю, ведром - воду). Таким образом ребенок приспосабливается к свойствам предмета.

Наибольшее значение среди мыслительных процессов ребенка этого возраста имеет обобщение. Но так как опыт ребенка еще невелик и он не умеет еще выделить существенный признак в группе предметов, то и обобщения бывают неправильными. Например, словом "шар" ребенок обозначает все предметы, которые имеют круглую форму. Дети этого возраста могут делать обобщение по функциональному признаку: шапка - это шляпа, косынка, кепка и др. Они сравнивают, различают ("Мама большая, а Анютка маленькая"), устанавливают связь между явлениями ("Солнышко пигеет - галять пойдем".)

Значительно обогащается на втором году жизни характер игровой деятельности. Сначала, например, ребенок кормит, баюкает куклу, а затем осуществляется перенос этих действий на другие предметы: "кормит" не только куклу, но и собачку, и медвежонка.

Развивается подражательная игра. Ребенок начинает "читать" газету, "причесываться", "наряжаться" и т. д. В таких играх уже появляется и сюжет, состоящий из нескольких связанных между собой действий.
При некотором руководстве взрослых ребенок проявляет интерес к действиям других детей, эмоционально общается с ними.

Но по-прежнему велика потребность у ребенка в общении со взрослым. Его эмоциональное состояние, его активность, его развитие находятся в прямой зависимости от того, часто ли играют, разговаривают с ним взрослые.

Тесты психического развития ребенка второго года жизни.

От года до пятнадцати месяцев.

1. Тест с кубиками.

Предложите ребенку кубики размером 8 кубических см. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в пятнадцать месяцев жизни не тащит кубики в рот, не бросает кубики на пол, а выполняет в точности задание.

Для выполнения этого теста необходима доска с прорезями для трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). Место каждой фигуры на доске определяется соответствующей ее контуру ячейкой. Такую доску можно изготовить самим или приобрести в магазине. (Сейчас продаются геометрические конструкторы, кубики или шары с вырезанными в них геометрическими фигурами.)

Начинайте с самого легкого задания. На глазах у ребенка выньте три фигуры из ячеек доски и дайте круг в руки малыша: "Вложи этот кружок в отверстие доски, чтобы она была гладкой". Если ребенок выполняет это задание неправильно и пытается вложить круг в другое отверстие, проведите его ручкой по фигурке на доске со словами: "Видишь, получилось как-то неровно, а нужно, чтобы доска стала гладкой". Если ребенок правильно поместит фигурку, медленно переверните доску и скажите ему: "Вложи еще раз кружочек в отверстие, чтобы доска стала гладкой". Похвалите ребенка. В пятнадцать месяцев жизни ребенок справляется с заданием на вкладывание круга.

3. Тест с пирамидкой.

Покажите ребенку правильно собранную пирамидку, а затем попросите его сделать такую же. В течение нескольких минут воздержитесь от подсказки и наблюдайте за самостоятельной работой малыша.

Часто ребенок неправильно учитывает размеры колец пирамидки и не соотносит их размеры по последовательности. Очень хорошо, если он, заметив совершенную ошибку, устраняет ее, а не разрушает всю постройку.

Если все попытки являются неудачными, помогите ребенку: "Вот видишь, не получилось, не забывай, что сначала надо брать самое большое кольцо, затем поменьше..."
В пятнадцать месяцев ребенок пытается нанизывать кольца пирамидки, но без учета их размера.

4. Тест с предметами быта.

В пятнадцать месяцев ребенок умеет выполнять множество действий с различными предметами быта. Он уже может пользоваться ложкой, подносить ее ко рту; сам пьет из чашки.

Ребенок после года ходит самостоятельно и длительно. Он умеет приседать, наклоняться, ползти вверх по лестнице, залезть и слезть с дивана, может встать с коленей.

От пятнадцати до восемнадцати месяцев.

1. Тест с кубиками.

Предложите ребенку четыре кубика размером 8 кубических см и попросите его построить башню. Если самостоятельно он не может это сделать, покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню.

Затем попросите его построить поезд (четыре кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других).

Каждый раз наблюдайте за действиями ребенка, не торопитесь поправлять его. Важно, как ребенок понимает вас, как он исправляет ошибки, как обучается.
В восемнадцать месяцев хорошим результатом для ребенка будет умение построить башню из трех-четырех кубиков.

2. Тест с геометрическими фигурами.

Используется доска, куб или шар с прорезями для круга, треугольника и квадрата.
Вынимаете фигуры из прорезей и предлагаете ребенку вложить их обратно, чтобы доска была гладкой.

Ребенок в восемнадцать месяцев обычно вкладывает круг правильно, а на него накладывает две другие фигуры.

3. Тест с пирамидкой.

На глазах у ребенка рассыпаете пирамидку и просите его собрать ее вновь (пирамидка состоит из двух колец).
Наблюдаете за самостоятельными действиями ребенка, способен ли он осуществлять целесообразную деятельность, обнаруживать ошибки и исправлять их. Однако следует иметь в виду, что, в среднем, малыш восемнадцати месяцев собирает пирамидку, но учесть правильную последовательность еще не может, то есть собирает пирамидку без учета размеров колец.

4. Тест с предметами быта.

Полуторагодовалый ребенок уже может: снять с себя варежки, носки, тапки, шапку; есть самостоятельно густую пищу ложкой.

5. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики).

В полтора года ребенок обычно может сам подниматься и спускаться по лестнице, может нести с собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу.

Дайте ребенку лист бумаги и мягкий карандаш. Покажите, как можно провести горизонтальную и вертикальную линию.
Ребенок полутора лет повторяет штрих, отдаленно напоминающий прямую линию.

7. Тест на оценку памяти.

Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, передать ее маме.
Ребенок в полтора года уже может запомнить и воспроизвести 3-4 действия по памяти.

8. Тест на оценку речевой сферы.

Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, машину, мяч, чашку. Спросите его: "Что это?" В полтора года ребенок может назвать, как минимум, один предмет.

От восемнадцати месяцев до двух лет.

1. Тест с кубиками.

Используйте те же кубики размером 8 кубических см в количестве 10 штук.
Двухлетний ребенок может самостоятельно построить башню из восьми кубиков, а после показа - построить поезд без трубы.

2. Тест с геометрическими фигурами.

Используя знакомую доску, ребенок двух лет уже справляется со всем заданием, правильно размещая на доске все три геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат). При этом результат может достигаться не сразу, ребенок может делать около четырех ошибочных проб.

3. Тест с пирамидкой.

При небольших подсказках ребенок справляется с заданием, правильно нанизывает два кольца на пирамидку с учетом размера. Но затрудняется, если видит перед собой больше двух объектов.

4. Тест с предметами быта.

Двухлетний ребенок может вставить ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, "кормит" и баюкает куклу, возит машину, надевает носки, туфли, штанишки.

5. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики).

Двухлетний малыш уже достаточно хорошо владеет своим телом. Он может поднять игрушку с пола, нагнувшись; перешагивает через препятствия, чередуя шаг; попадает по мячу ногой; умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см; может влезть на стул, чтобы достать игрушку.

6. Тест на оценку тонкой моторики пальцев рук.

В два года ребенок уже может подражательно (после показа взрослым) повторить рисование вертикальных и круглых линий.

7. Тест на оценку памяти.

Двухлетний ребенок может запомнить и повторить примерно четыре действия. Попросите его выполнить несколько действий подряд: встать со стула, подойти к столику, взять со столика карандаш, принести карандаш и положить его на стул.

8. Тест на словарный запас.

Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спросите его: "Что это?"
Двухлетний ребенок называет от 2 до 5 предметов правильно.

9. Тест на узнавание изображений по названию.

Рассматривая с ребенком книжку, покажите ему картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: "Где кошка?" или "Покажи мне кошку, платье и т. д.".
Ребенок двух лет может правильно указать на 5 картинок.

10. Тест на называние изображений.

Показывайте ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, ложку, яблоко, чашку, машинку, стол, корабль, поезд, автобус, самолет, носки, ботинки, лимон, грушу, арбуз, мальчика, девочку, тетю, дядю, бабушку, дедушку, утку, корову, лошадь, чайник, кастрюлю, кровать, нож, вилку, карандаш, газету, книгу. Спросите, показывая каждую картинку отдельно: "Что это?" или "Что тут нарисовано?" Три-четыре картинки ребенок называет правильно.

11. Тест на понимание инструкций.

Двухлетний ребенок выполняет три-четыре простых инструкции.
Попросите ребенка: "дай маме мячик", "положи его на стул", "дай его мне", "подними упавший кубик" и т. д.

Правильное выполнение этих инструкций демонстрирует понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого.

Обратите внимание на развитие эмоциональной сферы ребенка. Если он проявляет:

Склонность к уединению;
- избыточное качание всего тела;
- постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями;
- чрезмерную отвлекаемость;
- частую раздражительность, не поддающуюся успокоению,

То обязательно обратитесь к специалистам по детской психологии.

Упражнения и развивающие игры для ребенка второго года жизни.

Занятия с ребенком от одного года до двух лет направлены на дальнейшее развитие психомоторной, сенсорной, мыслительной, речевой и других сфер.

Важнейшее значение приобретает грамотный подбор игрового материала, игрушек, предметов, занимаясь с которыми ребенок учится понимать их свойства (величину, форму, цвет), и постепенно переходить от манипулирования к выполнению разнообразных, целенаправленных действий. Выполняя задание на группировку предметов по величине, форме, цвету, ребенок одновременно тренирует память, развивает тонкую моторику пальцев рук, мышление, восприятие и т. д.

Речь ребенка развивается в связи с обозначением предметов и действий с ними. Ребенок может говорить лишь о том, что непосредственно воспринимает. Большое значение для развития речи в этом возрасте играют книги с картинками, чтение и заучивание коротких стихотворений, сказок.

Занятия с ребенком этого возраста отличаются тем, что взрослый почти всегда осуществляет совместные действия с ребенком.

Упражнения на развитие сенсорных способностей.

- Упражнения с пирамидкой.

Покажите ребенку, как можно снять кольца со стержня пирамидки и снова надеть их.
Дайте возможность ребенку выполнить это упражнение столько раз, сколько он захочет. Не следует на этом этапе требовать от малыша, чтобы он собирал пирамидку правильно - сначала он должен отработать навык надевания кольца на стержень.

На втором этапе подскажите ребенку, что кольца имеют разный размер, и покажите ему два кольца - большой и маленький, скажите: "Давай наденем сначала большое кольцо, а затем - маленькое".

На третьем этапе научите ребенка раскладывать снятые кольца справа от стержня по порядку - с учетом размера, и затем брать эти кольца поочередно и надевать их на стержень.

Если ребенок справляется с заданиями и проявляет интерес, предложите ему более сложные варианты: собрать пирамидку в обратном порядке, от меньшего кольца к большему, собрать пирамидку из колец произвольно перемешанных, собрать пирамидку из перемешанных колец любых двух цветов.

Упражнения с пирамидкой можно выполнять с ребенком в течение всего второго года. Проявляйте терпение, оказывайте помощь ребенку, используя разные приемы: словесное напоминание ("не пропускай колечко", "не переворачивай", "надевай правильно"); показ, если ребенок неверно выполняет задание; совместные действия; зрительно-осязательный контроль (обхватив руку малыша своей рукой, проводите ею сверху вниз по поверхности пирамидки: "Какая гладкая у нас получилась пирамидка").

- Упражнения с пирамидками различной формы (от одного года четырех месяцев и старше).

Для выполнения этого задания необходимо иметь пирамидки разной формы, но одинаковой величины: круглые и квадратные.

Покажите ребенку обе пирамидки, объясните, что на одной - все круглые кольца, а на другой - квадратные бруски. Вместе с ребенком соберите пирамидки. Снова разберите их. Спросите ребенка: "Покажи, где круглые кольца, а где квадратные бруски?"

Помогите малышу разложить детали в ряд (круглые с одной стороны, квадратные - с другой) и затем сложить одну круглую пирамидку, а другую - квадратную.

Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по одной пирамидке: "Смотри, какая она гладкая", и по другой: "А эта пирамидка совсем другая, с острыми уголками".

Ребенок еще не может самостоятельно выравнивать квадратные бруски на стержне. Основная цель этого упражнения - знакомство с предметами разной формы.

- Упражнения с матрешкой.

Сначала, примерно с одного года двух месяцев, используется матрешка с одним вкладышем. Научите ребенка открывать и закрывать матрешку, вкладывать и вынимать.

Покажите ребенку большую матрешку, встряхните ее - внутри что-то гремит. Помогите малышу открыть матрешку, покажите вторую, маленькую матрешечку. Закройте большую матрешку, поставьте рядом с маленькой. Обратите внимание на их величину: "Одна матрешка большая, другая маленькая". Спросите ребенка: "Где большая матрешка, а где маленькая?"

Теперь откройте большую матрешку, спрячьте в ней маленькую и предложите ребенку закрыть ее второй половиной, плотно соединив две половинки, совместите рисунок.

Помогайте малышу открывать и закрывать матрешки.

Если ребенок научился действовать с этой матрешкой, предложите ему более сложный вариант: с двумя вкладышами.

Сначала вынимаете и собираете все три матрешки, выстраиваете их в ряд, подчеркиваете разницу в величине. Попросите ребенка показать, где большая матрешка, где средняя, где маленькая.

Затем собираете матрешки вместе с ребенком: в среднюю прячется самая маленькая, а теперь осталось две матрешки (большая и поменьше), открываете большую матрешку и прячете в ней среднюю.

Постоянно подсказывайте ребенку: "Открой эту матрешку, а теперь эту", "Как закрыть матрешки?", "Давай сделаем, чтобы они стали красивыми, совместим рисунки", "Возьми большую матрешку, вложи в нее среднюю", и т. д.

Для ребенка второго года жизни эти упражнения являются довольно трудными, особенно такие действия, как совмещение рисунка, правильный выбор частей одной игрушки из произвольно размещенных на столе.

- Упражнения с предметами разной величины.

Продолжайте развивать у ребенка умение ориентироваться в предметах по их величине и форме.
Для этого упражнения можно сделать самим необходимые пособия в виде кружочков, квадратиков, треугольников, овалов (по 5 штук большого размера и по 5 штук маленького размера). Это могут быть фигурки, вырезанные из толстого картона.

Важно, чтобы одинаковые фигуры были одного цвета. Например, все кружочки - красные, все квадраты - синие, все треугольники - зеленые. То есть различия - только по величине и форме. Диаметр больших кружков примерно 4-5 см, маленьких - 2-3 см; стороны большого квадрата 4-5 см, маленького - 2-3 см; размеры большого треугольника: 4,5x4,5x4,5 см, малого - 3x3x3 см; овалов: 5x3 см и 3x2 см.

Сначала показываете ребенку только кружочки, объясняя, чем они отличаются: "Вот, посмотри, это большие кружки, а это маленькие. Давай разложим большие в одну коробочку, а маленькие - в другую".

Выполняйте это задание сами, спрашивая у ребенка, куда положить большой кружок и куда маленький (маленький прячется в ладошке, а большой трудно спрятать). Затем предложите малышу самостоятельно разложить кружочки.

Если с этим заданием ребенок справился, переходите к другим фигурам, действуя так же.

И только после того, как ребенок безошибочно делит все фигуры по величине, приступайте к раскладыванию фигур в соответствии с их формой. Сначала предлагайте ребенку два вида фигур одной величины, например, маленькие кружки и маленькие квадратики. Раскладываете вместе с ребенком кружки в одну коробочку, квадратики - в другую. Далее переходите к следующей паре фигур.

Действуйте постепенно, не торопитесь, поддерживайте интерес ребенка к занятиям (называйте фигуры игрушками, употребляйте слова: такой, не такой, одинаковые, разные; не требуйте, чтобы ребенок произносил и запоминал названия фигур).

- Упражнения с длинной и короткой лентой.

Это упражнение поможет ребенку понять различия между словами, обозначающими разную длину.
Возьмите две палочки с закрепленными на них лентами: одна короткая - сантиметров 5, а другая длинная - сантиметров 20. Научите ребенка накручивать ленту на палочку. Когда ребенок овладеет этим навыком, предложите ему поиграть, кто быстрее завернет ленту на палочку. Себе возьмите короткую. Обязательно выиграйте. После этого разложите ленты на полу, Покажите, как они отличаются по длине. Спросите у ребенка: "Ты какую ленточку возьмешь теперь, короткую (вот она) или длинную, вот эту?" В любом случае дайте ребенку короткую ленточку и проведите снова соревнование. Теперь вы, конечно, должны проиграть.
Еще раз уточните, где короткая, а где длинная лента.
Через несколько дней вернитесь к этой игре.

- Упражнения с досками.

Использовать можно любые поверхности с вырезанными в них отверстиями, так, чтобы ребенок мог вставлять в них соответствующие части.

Начинать занятия с ребенком полутора лет нужно с самой простой доски. Размер ее, примерно, 30x15 см. Размер вырезанных кружков в диаметре: больших - 4,5 см, маленьких - 3 см.
Говорите ребенку: "Давай мы с тобой поиграем в такую игру. Вот домик с окнами, их нужно на ночь закрыть. Вот большие окошки, а вот - маленькие. Найди большие кружочки. Закрой ими большие окошечки. Маленькими кружочками закрой маленькие окошечки".

Сначала попросите ребенка отыскать большой кружок и показать, какое окошечко нужно им закрыть. Для облегчения выполнения задания раскладывайте большие кружки слева от доски, а маленькие - справа. Затем перемешайте и большие и маленькие кружочки и помогите ребенку правильно сопоставлять величины предметов.

Ближе к двум годам усложняйте это задание, предлагая ребенку доски, на каждой из которых вырезаны разные геометрические фигуры: кружки и квадраты, треугольники и кружки, овалы и квадраты и т. д.

Самыми сложными являются задания на вкладывание фигур сходной формы: круги и овалы, квадраты и прямоугольники.

Если у ребенка не получается правильное выполнение заданий, переходите к последовательному дробному членению, заключающемуся во внимательном рассматривании отверстий и вкладышей, в ощупывающих действиях рукой, сопоставлении и сравнивании, способе захватывания вкладышей, примеривании их к отверстиям, нахождении нужного ракурса для закрытия отверстий.

- Упражнения с предметами разного цвета.

Подберите палочки, кубики или другие предметы разного цвета: например, 5 кубиков красного цвета и 5 кубиков зеленого цвета.

1) Возьмите один кубик красного цвета и попросите ребенка найти такой же кубик, затем возьмите кубик зеленого цвета и попросите ребенка отыскать точно такой же.

2) Положите один кубик красного цвета в коробочку, попросите ребенка найти такие же кубики и
все сложить в эту же коробочку. Затем перемешиваете снова красные и зеленые кубики и то же самое задание выполняете с зелеными кубиками.

3) Теперь возьмите две коробочки: в одну положите красный кубик, в другую - зеленый, а ребенок раскладывает остальные в соответствии с цветом.

4) Используете кубики (по 5 штук) трех цветов: красные, зеленые, желтые.
Если ребенку трудно дается выполнение этих заданий, помогайте ему, группируя кубики по цвету, то есть не перемешивайте их.

Упражнения на развитие психомоторики.

- Прыжки.

Поддерживая ребенка за руки или под мышки, предложите ему попрыгать на месте вверх, вниз,
приговаривая: "Прыг-скок, прыг-скок. Баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок. Обвалился потолок, прыг-скок, прыг-скок".

Выполняйте это упражнение ежедневно. Когда у ребенка будет получаться хорошо, поиграйте с ним в зайчиков-попрыгайчиков.
Следующим упражнением для совершенствования этого навыка может быть такая игра: возьмите в руку игрушку и поднимите ее вверх, держа на небольшом расстоянии от головы ребенка, пусть он попытается, подпрыгнув, достать ее рукой.

- Игра в прятки.

Спрячьтесь от ребенка, пусть он вас ищет. Кричите ему: "Ау! Ищи меня!" Когда ребенок вас найдет, подхватите его на руки, покружите слегка, потеребите его, вызывая положительные эмоции. Затем научите ребенка самого прятаться, а вы будете его искать. Делайте это не слишком долго, но пусть ребенок слышит, как вы его зовете, и наблюдает за вами. В этом возрасте дети обычно долго не могут терпеть такую ситуацию и сами выходят из укрытия.

- Лазанье.

1) Положите яркую игрушку на диван. Чтобы достать ее, ребенок вынужден будет залезть на диван и слезть на пол.

2) Привлекая внимание ребенка каким-либо ярким предметом, стимулируйте его пролезть на четвереньках под стулом.

3) Учите ребенка залезать и вылезать, например, из большой коробки. Помогайте ему на первых порах.

- Перешагивание.

Разложите на полу разные предметы, которые малыш смог бы перешагнуть. Возьмите его за ручку и погуляйте по комнате. Всякий раз, когда ребенок останавливается перед препятствием, помогите ему высоко поднять одну ногу, затем другую и перешагнуть через предмет.

- Игры в мяч.

1) Дайте ребенку в руки небольшой мячик и помогите ему бросить этот мяч на пол. Теперь положите мячик рядом с малышом, пусть он сам возьмет его в руки, а потом бросит. Следующий шаг - обучение ловле мяча, точнее - его захватыванию.

2) Садитесь с ребенком на пол напротив друг друга, разведите ноги в стороны и перекатывайте мяч друг другу. Постепенно увеличивайте расстояние между собой и малышом.

3) Для развития координации движений используйте игры с воздушными шарами. Сначала поиграйте с одним шариком, а затем с двумя-тремя. Например, нужно не дать упасть шарикам на пол, постоянно подбрасывая их вверх.

4) Для развития глазомера бросайте мяч в небольшую картонную коробку. Сначала это расстояние не должно быть большим, постепенно увеличивайте его. Помогайте ребенку выполнять это упражнение, стремитесь не к результату, а к тому, чтобы вызвать интерес у малыша к этому занятию.

- Рисование карандашами.

Учите ребенка держать карандаш в руке, замечать следы от карандаша на бумаге, а главное, постарайтесь вызвать интерес к рисованию.

Рисуете вместе с ребенком, удерживая его руку с карандашом в своей.
Для начала нарисуйте, например, капельки дождя. Расскажите ребенку какую-нибудь историю про дождик, стихи или спойте песенку:

Дождик, дождик,
Кап-кап-кап.
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

Заранее изобразите на листе бумаги тучу, а затем вместе с ребенком нанесите штрихами капельки дождя. Обсудите первый рисунок, спросите у ребенка: "Где сильнее дождик идет?"

- Рисование красками.

Приготовьте лист бумаги и краску трех цветов (красную, желтую, синюю). Сначала дайте ребенку сухую кисть и предложите ему сделать несколько мазков сухой кистью на листе бумаги. После предварительного упражнения в сухом примакивании начинаете вместе с ребенком рисовать красками.

Покажите ребенку, как нужно аккуратно макнуть кисточку в краску: "Смотри, на кончике кисти маленькая фигурка зайчика. Вот как прыгает зайчик - прыг-скок, прыг-скок". И на бумаги появляются красочные цветовые пятна.

А затем нарисуйте листопад: "Вот подул ветерок и полетели листочки с дерева, упали на травку - падают, падают листья, в нашем саду листопад".
Полюбуйтесь вместе с ребенком картиной листопада.

- Лепка из пластилина.

Покажите ребенку маленький кусочек пластилина, сделайте из него шарик, положите его на досочку и нажмите пальцем.
Спросите у ребенка: "Что было у нас с тобой? - шарик, а что получилось?" Предложите ребенку самому сделать из шарика лепешечку, а потом вместе слепите морковку, оладушки для куклы и т. д.

Обращайте внимание ребенка на изменчивость формы, помогайте ему находить сходство с предметами.

Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности.

- Смотрите книжки с картинками.

Старайтесь как можно больше привлекать внимание малыша к рассматриванию картинок в книжках. Разговаривайте с ребенком, показывая изображения животных, знакомых ребенку предметов, людей. Задавайте ему вопросы: "Покажи, где киска?", "Как киска мяукает?", и т. д.

- Читайте ребенку стихи, потешки, считалки, пойте песенки.

Не забывайте народное творчество: продолжайте играть в "Козу рогатую", "Ладушки", " Сороку-бе-лобоку", "Пальчики в лесу".

Постепенно расширяйте звуковую и речевую среду в освоении языка. Пусть вас не тревожит то,
что ребенок еще многого не понимает.

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
"Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!"

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка -
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Старайтесь сопровождать чтение каждого стихотворения имитацией соответствующих действий, понятных ребенку.

- Игры с куклой.

Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать, кормить, гулять с ней и т. д. Постоянно стимулируйте ребенка к общению через жесты и действия. Задавайте побольше вопросов ребенку.
Например: "Анечка, посмотри, какая девочка пришла к нам в гости. Давай поздороваемся. Дай ручку ей. Как зовут такую красивую девочку?", и т. д.

- Ролевые игры.

К концу второго года жизни начинайте играть с ребенком в различные игры с имитацией животных, с которыми ребенок знаком.

Так, например, поиграйте в игру "Кошки-мышки". Ребенку дайте роль мышки, а себе возьмите роль кота. "Кот" ходит по комнате, а "мышка" спряталась. Затем "кот" улегся спать, и "мышка" вышла из своего укрытия. "Кот" проснулся, потянулся, замяукал, и "мышке" надо убегать в свой домик (заранее договоритесь с ребенком, где он будет находиться).
Далее меняетесь с ребенком ролями.

Или поиграйте в "Мишку-косолапого".

Покажите ребенку, как двигается медвежонок, как он рычит, мотает головой. Теперь ребенок изображает мишку, а вы ему читаете стишок:

Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает
И в карман кладет.
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою - топ!

Научите ребенка изображать и других животных: птичек, лягушек, лошадок.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы