Про деток, от рождения до школы

Тема: Культурная жизнь Рима
Цель урока: 1. Познакомить учащихся с достижениями древних
римлян; раскрыть смысл крылатого выражения
«хлеба и зрелищ».
2. Определить причины возникновения христианства, как мировой религии и показать, что
христианская религия – это религия спасения от страдания, зла и несправедливости.
Задачи урока: Формировать умение работы с историческим документом (фрагмент видеофильма
«Колизей»);
развивать познавательный интерес к прошлому; способствовать нравственному воспитанию учащихся,
прививать любовь к прекрасному.
Учебное оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал
Учебно­методический комплекс: авторский флипчарт
Содержание урока
I. Начало урока
II. Проверка дом. задания (4 вопроса на интерактивной доске)
III. Сообщение темы и цели и задач урока.
IV. Изучение темы по плану:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Архитектура
Как жили римляне
Зрелища (фрагмент из видеофильма «Колизей»)
Скульптура
Технические сооружения
Появление христианства
Приветствие учащихся
­ Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку.
­ Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными
чувствами.
Повторение домашнего задания (Задание на интерактивной доске)
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Изучение новой темы
­ Мы продолжаем говорить о культуре и сегодня на уроке отправляемся в путешествие, в Древний
Рим, познакомимся
с городскими зданиями и памятниками архитектуры, многие из них сохранились до наших дней,
узнаем, какие римляне были хорошие инженеры и строители, что такое «общественные термы»
римлян, раскроем смысл крылатого выражения «хлеба и зрелищ», узнаем, как зародилась
христианство в древнем Риме. Вместе с вами через некоторое время мы должны ответить на вопрос:
­Почему город Рим можно назвать «вечным».
­ Итак, тема нашего урока «Культурная жизнь римлян» (запись в тетради)
Задание:
(­ Ребята, по ходу урока записывайте в тетрадь новые определения, а в конце мы с вами посмотрим,
кто был самым внимательным
Актуализация знаний учащихся:
­ Ребята, а что такое культура? (это достижения людей в чем­то…)
­ Предположите, культура какой страны оказала наибольшее влияние на культуру
Рима? (Греция).Римская культура достигает своего наивысшего расцвета в эпоху империи. Римляне
во многом были учениками греков, но по своему характеру разительно отличались от них. Грекам

свойственно особое чувство прекрасного, изящного, возвышенного. Римляне были грубее, практичнее,
более приземленными. Поэтому и достижения римлян в культуре отличаются от греческих..
Римляне охотно пользовались культурным наследием всех своих предшественников, творчески
перерабатывая и приспосабливая его для своих потребностей.
(СЛАЙД ­ карта Римской империи)
­ К началу новой эры Римская империя достигла своего наивысшего могущества. Значительно
расширялись границы империи, постепенно в нее включались новые и новые народы. Центром этого
многоязычного государства был Рим.
И вот, перед нами ПЛАН Древнего Рима (СЛАЙД – План Древнего Рима)
Рим поражал своей величественностью и красотой всех: и приезжих, и самих горожан.
На плане особенно выделяются здания Колизея и Большого Цирка. К ним мы вернемся чуть позже.
­И вот, мы с вами в самом центре Рима, где находитсяФОРУМ­ главная площадь города. Форум
застроен новыми зданиями­ храмами, арками, колоннами. Но здесь всегда многолюдно
­ Посмотрите, здесь встретились знакомые, они делятся новостями, говорят о своих успехах и
неудачах.
Форум был не только хозяйственным, но и политическим центром. Мы немного опоздали, здесь
только, что был император и его солдаты.
В Риме было построено огромное количество зданий, призванных подчеркнуть могущество империи.
(СЛАЙД). Мы с вами около Триумфальной арки, ихустанавливали в честь побед над врагами. Под
ними победивший полководец входил в Рим вместе с войском, добычей, пленными. Она поражает
своей монументальностью и величественностью.
Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны. (СЛАЙД) На самой колонне
помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи
императоров.
– А вот мы подошли к колонне императора Траяна, как видите она сохранилась до сих пор.
Тридцатиметровая колонна полая, внутри находится лестница, ведущая к фонарю на вершине. Вся она
украшена мраморными барельефами о победах и деятельности императора Траяна.
Символ города здание Колизея­ это высшее достижение архитектурного искусства римлян (от
латинского colosseum, что значит громадный, огромный), предназначенное для зрелищ: гладиаторских
боев и театральных спектаклей. Оно вмещало около 50 тысяч зрителей. Такие большие здания,
римляне смогли строить благодаря, изобретенным им, новому строительному материалу: бетону
(смеси песка, камня, кирпича, вулканической пемзы и воды, которая, после высыхания воды,
застывала и становилась очень плотной), а также новым технологиям строительства арок и куполов.
На зрелище в Колизей мы с вами попадем чуть позже
В Риме были построены десятки храмов.
­ Мы подошли к самому знаменитому храму – Пантеону– «храму всех богов». Он не похож на
большинство античных храмов. Вы обратили внимание, он ­ круглый, ширина купола – 43 м. В отличие
от других греческих и римских храмов главное в Пантеоне не внешний, а внутренний вид. Давайте
зайдем во внутрь.Благодаря куполу внутри Пантеона создан просторный зал без колонн,
поддерживающий перекрытие. Купол разбит на квадратные углубления, они не одинаковой величины,
а уменьшаются снизу вверх. От этого купол кажется еще выше, он как будто вытягивается,
становится яйцевидным.
­ Послушайте, как здесь тихо….Люди приходят и уходят….
­ Вот египтянин, поклоняется богу Осирису, чуть поодаль богатый римлянин благодарит бога.
­ Как вы думаете, почему в Риме был построен такой храм?
Пантеон – храм, посвященный всем богам империи. В Риме жили многие народы и они могли
поклоняться своим богам.
Сегодня это и культурная святыня, и церковь, и гробница двух королей и Рафаэля.
­ Римляне были замечательными строителями и инженерами. Они построили 85 000 км дорог
(СЛАЙД­ АППИЕВА дорога) по всей империи, все они начинались в Риме, поэтому возникла

знаменитая поговорка: «Все дороги ведут в Рим» и множество акведуков, (от латинских слов АКВА
– «вода» и ДУКО – «веду»)­ чтобы снабжать города водой. Особенностью римских водопроводов
было то, что они по большей части проходили не под землей, а над землей. Самые длинные акведуки
насчитывали 20­30 км.
­ И вот сейчас мы с вами стоим рядом с римским акведуком (СЛАЙД)
­ А как же жили римляне?
­ Посмотрите:
­ Вот дворец императора. Он занимает целый район города.
­Дома богатых рабовладельцев располагались вблизи императорских дворцов, на холмах, где воздух
был здоровее и чище.
Вот домус – жилище богатого римлянина.
­ Давайте попробуем описать дом богатого римлянина. (СЛАЙД ­ домус)
Обычно это было 2­3­этажное строение со множеством отдельных помещений. Комнаты большие и
просторные. Богато убраны. В них можно увидеть картины. В центре прямоугольного дома находился
закрытый дворик – атриум, в котором располагался бассейн. В таком доме были гостиные, спальни,
библиотеки. Богатые купались в роскоши. В таком доме живет одна семья, но обслуживают ее
десятки рабов.
Жизнь остального населения Рима резко отличалась от образа жизни знати.
­ Посмотрите туда: (Слайд­Инсулы) многоэтажные и многоквартирные дома для простого люда –
инсулы (многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи
внаём)Причем расселение людей в таких домах происходило согласно их социальному положению в
обществе: чем беднее человек, тем выше он жил, тем меньше была арендная плата за жилье.
­ Ах, как они все толкаются и кричат…..
­ Присмотритесь внимательно и опишите, как живут простые горожане Рима
­ Как вы думаете, в чем недостатки этих домов?
­ Какой опасности подвергали себя жители инсулов?
В инсулах могли располагаться торговые заведения, лавочки, таверны. Из­за деревянных перекрытий
инсулы не отличались прочностью и легко горели при массовых городских пожарах. Поэтому впервые
в мире римлянам пришлось организовать пожарные команды, выезжавшие на тушение пожаров.
Разыскать нужный дом было непросто: не было табличек с названиями улиц и номеров домов.
Дома были уныло однообразными, а улицы – грязными и узкими. Опасности подстерегали прохожих
на улицах – из окон летела битая посуда, отбросы, лились помои. Окна в домах не имели стекол и в
непогоду закрывались ставнями, тогда даже днем приходилось зажигать светильник. Воды в
квартирах не было, ее брали в городских фонтанах. Кухонь как таковых тоже не было, пищу готовили
на жаровнях с древесным углем. Бедняки часто ели всухомятку или на ходу, покупая еду у уличных
разносчиков.
­ Чем отличался быт императора и его приближенных от быта остальных римлян?
(заслушать ответы учащихся)
­ Посмотрите, вот к нам на встречу спешит римлянин. Одежда, какого народа напоминает
одежду римлянина?
Одежда римлянина похожа на одежду грека.
­ Чем можно это объяснить?
Это объясняется обширными культурными связями и нахождением в одном климатическом поясе.
Если одежда в Египте и в Греции отражала личное благосостояние, в Риме – положение в обществе.
­ Кто знает, как называется такая одежда?
Одежда трудового люда состояла из туники – длиной рубахи с короткими, не доходившими до локтя
рукавами и плотного толстого плаща. Человеку из «общества»
следовало облечься в тогу для знатных. Тога (кусок белой длинной материи) была чисто римской
одеждой. Изгнанникам запрещалось ее носить. Тогу надевали в несколько приемов, без чужой помощи
одеть ее было невозможно. Тоге полагалось быть белого цвета, без всяких украшений. Только
мальчики носили тогу с пурпурной полосой до совершеннолетия. Триумфатор одевал пурпурную

тогу, расшитую золотом. К этой одежде полагались башмаки с ремнями, закрывающие ногу. Еще
мужчины носили плащи разного покроя, плащей было много. Их не надевали на себя, а накидывали.
Брюк у римлян не было, они считались варварской одеждой.
Женская одежда состояла из туники, столы и палы и не очень отличалась от
мужской. Столу (длинная одежда в виде складок, с короткими рукавами, перехваченная поясом у
талии) носили почтенные замужние женщины. Стола не должна быть не яркой не пестрой. Выходя из
дома, женщина набрасывала на себя паллу – длинную широкую шаль.
Детская одежда была копией с одежды взрослых.
Обувью дом служили сандалии, на улице­ башмаки.
Покрытия головы, вроде нашего римляне не знали. В зной мужчины могли накинуть на голову
верхнюю часть тоги, а женщины верхнюю часть паллы.
­ Ребята, а кто может назвать внешнее отличия грека от римлянина? (Слайд на доске)
(Греки носили бороду, а римляне нет)
­ Вы, наверное, устали? Сейчас я отведу вас к излюбленному месту римлян. Это бани, и в Риме они
называются термы (СЛАЙД)
­ Скажите, а для чего нам с вами сейчас служит баня?
А вот римские термы – это огромные комплексы, включающие в себя бани, бассейны, сады,
библиотеки, площадки для спортивных упражнений. Многие римляне целые дни проводили в термах,
плата за них была невелика.
­ Как вы думаете, где же брали люди свободное время? Дело в том, что свободные граждане Рима
не работали, ни бедные, ни, тем более, богатые. Их обеспечивало государство – богатейшая Римская
империя, они получали бесплатный хлеб, для них устраивались бесплатные развлечения, граждане же,
не желающие работать, требовали от государства “хлеба и зрелищ”(хлебная раздача и объявление о
гладиаторских боях) Известен случай, когда народ забросал камнями процессию одного из
императоров, требуя хлеба и зрелищ. Это выражение стало крылатым. Зрелища, любимые римлянами,
– гонки колесниц, (СЛАЙД) которые проводили в Большом Цирке, (они были очень опасным видом
спорта) а гладиаторские бои – в Колизее.
­ Вот сейчас мы попадем с вами в Колизей и своими глазами увидим любимые зрелища римлян.
­ Все, что вы увидите создано по историческим документам, в которых один из великих поэтов того
времени описал портрет и характер главного героя. (в/ф «Колизей»11 мин 19 сек.)
­ Будьте внимательны, по окончании зрелищ, у меня возникнут вопросы, на которые вы должны
ответить.
Вопросы к видеофрагменту:
­ Какова основная цель этого поразительного строения?(убийство гладиаторов и животных на потеху
римской публики?)
­ Какие зрелища римлян вы увидели? (охота животных на людей, бои гладиаторов)
­ Кто присутствовал на зрелищах?
­ Если гладиатором являлся раб, при каком условии он получал свободу? (когда одерживал победу)
­ Как поведение на зрелищах, на ваш взгляд, характеризует римскую публику? (жестокость,
бессердечность, азарт)
(С малых лет человек в римском обществе подвергался унижениям, личное достоинство его
подавлялось, отец мог наказывать ребенка плетью, агрессивность накапливалась и выплескивались в
потомках в садистском любовании жестокостью, преподносившейся на арене. Гладиаторство
являлосьвыражением ненависти и воли к власти – двух черт римского характера, толкавших их на все
новые завоевания.)
Увлечение гладиаторскими играми говорит о низменных вкусах и невысоком культурном
уровне свободного населения Рима сравнительно с Грецией.
­ А у греков какие были любимые зрелища?
(любимые зрелища греков: театральные представления и спортивные игры)
­ Давайте покинем Колизей, нас ждут в музее искусств. Здесь мы узнаем о скульптурном
искусстве римлян.

Скульптурное искусство. (работа с текстом по рядам) стр.165
­ 1 ряд ­ прочитать, составить вопросы 3­4 (записать в тетрадь)
­ 2 ряд ­ прочитать, приготовится отвечать на вопросы одноклассников
­ 3 ряд ­ используя предоставленные, бюсты, предположить, какие черты характера хотел
изобразить скульптор.
(Заслушать ответы учащихся)
Примерные вопросы по тексту:
­ Из какого материала римляне создавали скульптуры? (белый мрамор, бронза)
­ Что повлияло на развитие скульптурного искусства? (умели снимать маски с лица умершего
человека, передавали характер человека)
­ Что значит правило «закрытой статуи?»
­ Где можно было увидеть лучшие работы скульпторов? (в храмах, общественных зданиях, частных
домах).
­ Наше путешествие по Риму подошло к концу, скажите, почему Рим называют вечным
городом?
(люди постоянно живут здесь более 2500 тысячи лет и культурное наследие, созданное человеком
можно увидеть в настоящее время.)
А в Римской империи произошло еще одно важное событие – там зародилась христианская
религия –
­ Изучая историю разных стран, вы познакомились и с религиозными верованиями народов, живущих в
них.
­ Вспомните и назовите богов, в которых верили греки и римляне (СЛАЙД­ боги скрыты)
Греки Римляне
Зевс Юпитер царь богов, бог грома
Гера Юнона покровительница женщин,
материнства
Гестия Веста покровительница
домашнего очага
Посейдон Нептун бог морей
Арес Марс бог войны
­ Что общего между греческой и римской верой в богов? (Богов и у римлян и у греков было много,
так как они были язычниками, было многобожие.)
А кто знает, как называется такая религия? (языческая)
(Это религиозная вера во множество божеств, олицетворяющих силы природы)
Две тысячи лет тому назад на краю Римской империи, в Палестине, возникла новая религия
– христианство. Жители восточных провинций стали поклонятся новому богу – Иисусу Христу.
Первыми христианами были бедняки и рабы, жизнь, которых была тяжелой и безрадостной. Они
верили, что только Христос избавит их от тягот и лишений, поэтому свою религию они стали
называть христианской.
Новая религия появилась в Палестине неслучайно. Именно евреи жили под гнетом вавилонян, персов,
македонян, римлян.
Постепенно христианами становились представители самых разных национальностей. Христиане
провозгласили, что перед богом все равны: и рабы и свободные люди и мужчины и женщины.
Христиане смело заявляли, что не признают императора богом, и отказывались ему поклонятся. Они
утверждали, что не сегодня­ завтра рухнет власть жестокого Рима, справедливое возмездие ожидает
всех угнетателей народа.
Не вдумываясь в смысл учения христиан, не поняв, что новая религия может держать в повиновении
рабов и колонов, римляне стали преследовать христиан: разрушались молитвенные дома, сжигались
их книги, многие христиане были казнены.
(СЛАЙД) В страхе за свою жизнь христиане тайно встречались в катакомбах, чтобы вместе молиться.

Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определя­емое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наи­более развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее вли­яние на формирование древнеримской культуры.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и со­здали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные метал­лурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этрус­ки плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя куль­турные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градост­роительства, ремесленную технику, технологию изготовле­ния железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некото­рые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима - волчицу, вскормившую, по леген­де, близнецов Ромула и Рема - потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. (21 апреля).

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высо­кого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы и позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, се­верное побережье Африки и часть Азии.

Хронология

В истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

    монархия - 753 - 509 гг. до н. э.;

    республика - 509 - 29 гг. до н. э.;

    империя - 29 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Особенности мировоззрения

Древнее население Италии жило родами в территориаль­ных общинах - пагах , в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, воена­чальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.

В 510-509 гг. до н. э. образуется республика. Республи­канское правление сохранялось до 30 - 29 г. до н. э., после чего наступает период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из не­большого города в столицу огромной державы Средиземно­морья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Даль­нюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсив­ному процессу взаимопроникновения культур.

Роскошная добыча триумфаторов, рассказы солдат, про­никновение состоятельных людей в новоприобретенные про­винции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые мате­риальные и духовные потребности, рождались новые нравы. Массовое увлечение восточной роскошью началось после ази­атских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Воль- сона. Быстро распространилась мода на атталические (пер- гамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, ин­крустированные ложа, подобные древнеегипетским.

Завоевание эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической Греции произвело переворот в культуре Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. «Греция пленен­ная пленила своих победителей», - скажет позже Гораций, древнеримский поэт. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для обучения детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Это повлияло на рост римской интеллигенции. В обществе и в литературе появились два новых комических типа: нелепые грекоманы и суровые гонители греческих наук. Во многих семьях инозем­ная образованность сочеталась со староримскими традиция­ми и патриотическим гонором.

Таким образом, в культуре Древнего Рима четко прослежи­вается этрусское и античное греческое начало.

Вся история культурных отношений между Римом и Греци­ей с этой поры являет тайное преклонение римлян перед гре­ческой культурой, стремление достичь ее совершенства, до­ходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее свое со­держание. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем не менее для рим­лян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония гре­ческого искусства, поэтическая одухотворенность его обра­зов. Прагматизм мышления, инженерные решения обусло­вили функциональный характер римской культуры. Слишком трезв, слишком практичен был римлянин, чтобы, восхища­ясь мастерством греков, достичь их пластического равнове­сия и удивительной обобщенности замысла.

Идеологию римлянина прежде всего определял патрио­тизм - представление о Риме как о высшей ценности, о дол­ге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме по­читались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свой­ственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские за­нятия. Достойными же гражданина Рима делами в его пред­ставлении были лишь войны, политика, право, историогра­фия и земледелие.

Культура Древнего Рима развивалась на протяжении почти тысячелетнего существования его цивилизации.Культура Древнего Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии и свойствами характера римлян. Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма. Личность всё больше начинает противопоставлять себя государству, переосмысляются и критикуются традиционные античные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям.

Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки; чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов над личными; консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма); стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира. От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее влияние на формирование древнеримской культуры.

Начальный этап ее охватывает XIII-III вв. до н. э., а культурное пространство раннеримского общества - этрусские города, греческие колонии Южной Италии, Сицилий и Лаций, на территории которого был в 754-753гг. до н. э. основан Рим.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима -- волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема -- потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. вдень празднования пастушеской богини Палее (21 апреля).

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высокого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы и позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, северное побережье Африки и часть Азии.

Римская культура изначально формировалась на местной, латинской основе. к концу IV в. до н. э. окончательно оформилась латинская письменность, вобравшая в себя элементы греческой и этрусской.

Значительное место в культуре ранней эпохи занимала религия. Древнейшие верования римлян сводились к одушевлению природы, культу предков и священного огня. Домашний очаг и семью охраняли добрые гении человека - пенаты, а вне дома семью охраняли лары. Почиталисьманы - духи предков, охранявшие живых родственников и членов семьи. Если же потомки переставали умилостивлять манов, то они превращались в лемуров - злых и мстительных духов. Почиталась капитолийская волчица, вскормившая Ромула и Рема, божества первого крика ребенка и первого детского слова, божества бледности, страха, стыда верности и др. божества были обезличенными, бесполыми. С течением времени из множества неясных, бедных мифическим содержанием божеств оформились более яркие образы Януса, бога входа и выхода, начала и конца, Весты - олицетворения благодетельной силы огня, Вулкана - олицетворения его разрушительной силы, Марса - древнего божества солнца, посылавшего плодородие, и бога войны, Сатурна - бога посева, Юпитера - бога дневного света, грозы, облаготворяющих дождей, Юноны - богини Луны, Орка - бога смерти, божеств плодородия - Либера и Либеры, Дианы, Флоры и др. от этрусков древними римлянами была заимствована Минерва, богиня разума, искусств.

Хронология

В хронологии истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

  • 1) монархия -- 753 -- 509 гг. до н. э.;
  • 2) республика -- 509 -- 29 гг. до н. э.;
  • 3) империя -- 29 г. до н. э. -- 476 г. н. э.

Архитектура

Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят в своем развитии три этапа. На первом (V в. до н.э.) город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов (прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, круглый храм Весты).

Храм Весты

На втором этапе (IV-III вв. до н.э.) город начинает благоустраиваться (мощеные улицы, канализация, водопроводы). Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки - оборонительные стены (стена Сервия IV в. до н.э.), дороги (Аппиева дорога 312 до н.э.), грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров (акведук Аппия Клавдия 311 до н.э.), сточные каналы (клоака Максима). Ощущается сильное этрусское влияние (тип храма, арка, свод).

На третьем этапе (II-I вв. до н.э.) появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города (Форума), устройство парковых зон на окраинах. Используется новый строительный материал - водоупорный и прочный римский бетон (из щебня, вулканического песка и известкового раствора), который делает возможным сооружение сводчатых перекрытий в больших помещениях. Римские архитекторы творчески перерабатывают греческие архитектурные формы. Они создают новый вид ордера - композитный, соединяющий черты ионийского, дорийского и особенно коринфского стилей, а также ордерную аркаду - совокупность арок, опирающихся на колонны.

На основе синтеза этрусских образцов и греческого периптера возникает особый тип храма - псевдопериптер с высоким основанием (подиумом), фасадом в виде глубокого портика и глухими стенами, расчлененными полуколоннами. Под греческим влиянием начинается строительство театров; но если греческий театр вырубался в скале и был частью окружающего ландшафта, то римский амфитеатр представляет собой самостоятельное сооружение с замкнутым внутренним пространством, в котором зрительские ряды располагаются эллипсом вокруг сцены или арены (Большой театр в Помпеях, театр на Марсовом поле в Риме).

Для строительства жилых домов римляне заимствуют греческую перистильную конструкцию (окруженный колоннадой внутренний дворик, к которому примыкают жилые помещения), но, в отличие от греков, стараются расположить комнаты в строгой симметрии (Дом Пансы и Дом Фавна в Помпеях); излюбленным местом отдыха римской знати становятся загородные поместья (виллы), свободно организованные и тесно связанные с ландшафтом; их неотъемлемой частью являются сад, фонтаны, беседки, гроты, статуи и большой водоем. Собственно римская (италийская) архитектурная традиция представлена базиликами (прямоугольные здания с несколькими нефами), предназначенными для торговли и отправления правосудия (Порциева базилика, Эмилиева базилика); монументальными гробницами (гробница Цецилии Метеллы); триумфальными арками надорогах и площадях с одним или тремя пролетами; термами (комплексы банных и спортивных помещений).

Скульптура

Римская монументальная скульптура не получила такого развития, как греческая; она не ориентировалась на изображение физически и духовно совершенного человека; ее героем был римский государственный муж, облаченный в тогу. В пластическом искусстве доминировал скульптурный портрет, исторически связанный с обычаем снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов. В отличие от греков, римские мастера стремились передать индивидуальные, а не идеально-обобщенные черты своих моделей; их произведениям была свойственна большая прозаичность. Постепенно от детальной фиксации внешнего облика они переходили к раскрытию внутреннего характера персонажей («Брут», «Цицерон», «Помпей»).

Живопись

В живописи (стенной) господствовали два стиля: первый помпейский (инкрустационный), когда художник имитировал кладку стены из цветного мрамора (Дом Фавна в Помпеях), и второй помпейский (архитектурный), когда он своим рисунком (колонны, карнизы, портики, беседки) создавал иллюзию расширения пространства помещения (Вилла мистерий в Помпеях); важную роль здесь играло и изображение ландшафта, лишенное той замкнутости и ограниченности, которые были свойственны древнегреческим пейзажам.

Литература

История римской литературы V-I вв. до н.э. распадается на два периода. До середины III в. до н.э. безусловно доминировала устная народная словесность: заговоры и заклинания, трудовые и бытовые (свадебные, застольные, погребальные) песни, религиозные гимны (гимн Арвальских братьев), фесценнины (песни шуточного и пародийного характера), сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы), ателланы (сатирические фарсы с постоянными персонажами-масками: дурак-обжора, дурак-хвастун, старик-скряга, псевдоученый-шарлатан).

Рождение письменной литературы связано с возникновением латинского алфавита, ведущего свое происхождение либо от этрусского, либо от западногреческого; он насчитывал двадцать один знак. Самыми ранними памятниками латинской письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий), пророчества государственного и частного характера, международные договоры, похоронные речи или надписи в домах усопших, родословные списки, юридические документы. Первый дошедший до нас текст - законы Двенадцати таблиц 451-450 до н.э.; первый известный нам писатель - Аппий Клавдий (конец IV - начало III вв. до н.э.), автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.

С середины III в. до н.э. римская литература стала испытывать сильное влияние греческой. Большую роль в культурной эллинизации сыграл в первой половине II в. до н.э. кружок Сципионов; однако она столкнулась и с сильным противодействием защитников старины (группа Катона Старшего); особое неприятие вызвала греческая философия.

Драматургия и театр

Рождение основных жанров римской литературы было связано с подражанием греческим и эллинистическим образцам. Произведения первого римского драматурга Ливия Андроника (ок. 280-207 до н.э.) представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и большинство сочинений его последователей Гнея Невия (ок. 270-201 до н.э.) и Квинта Энния (239-169 до н.э.). В то же время Гнею Невию принадлежит заслуга создания римской национальной драмы - претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили Энний (Похищение сабинянок) и Акций (170 - ок. 85 до н.э.), полностью отказавшийся от мифологических сюжетов (Брут).

Андроник и Невий считаются также первыми римскими комедиографами, создавшими жанр паллеаты (латинская комедия на греческий сюжет); Невий брал материал из староаттических комедий, но дополнял его римскими реалиями. Расцвет паллеаты связан с творчеством Плавта (середина III в. - 184 до н.э.) и Теренция (ок. 195-159 до н.э.), ориентировавшихся уже на новоаттическую комедию, особенно на Менандра; они активно разрабатывали бытовую тематику (конфликты отцов и детей, влюбленных и сводников, должников и ростовщиков, проблемы воспитания и отношения к женщине).

Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия (тогата); у ее истоков стоял Афраний; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре творили Титиний и Атта; они изображали жизнь низов и высмеивали падение нравов. В конце II в. до н.э. литературную форму получила и ателлана (Помпоний, Новий); теперь ее стали играть после исполнения трагедии для развлечения зрителей; нередко она пародировала мифологические сюжеты; особое значение в ней приобрела маска старого богатого скряги, жаждущего должностей. Тогда же благодаря Луцилию (180-102 до н.э.) сатура превратилась в особый литературный жанр - сатирический диалог.

Под влиянием Гомера во второй половине III вв. до н.э. развиваеться поэзия - появляются первые римские эпические поэмы, повествующие об истории Рима от его основания до конца III в. до н.э., - Пуническая война Невия и Анналы Энния. В I в. до н.э. Лукреций Кар (95-55 до н.э.) создает философскую поэму О природе вещей, в которой излагает и развивает атомистическую концепцию Эпикура.

В начале I в. до н.э. возникла римская лирическая поэзия, на которую большое воздействие оказала александрийская поэтическая школа. Римские поэты-неотерики (Валерий Катон, Лициний Кальв, Валерий Катулл) стремились проникнуть в интимные переживания человека и исповедовали культ формы; их излюбленными жанрами были мифологический эпиллий (небольшая поэма), элегия и эпиграмма. Самый выдающийся поэт-неотерик Катулл (87 - ок. 54 до н.э.) внес вклад и в развитие римской гражданской лирики (эпиграммы против Цезаря и Помпея); благодаря ему римская эпиграмма оформилась как жанр.

Первые прозаические произведения на латинском языке принадлежат Катону Старшему (234-149 до н.э.), родоначальнику римской историографии (Истоки) и римской агрономической науки (О сельском хозяйстве). Подлинный расцвет латинской прозы относится к I в. до н.э. Лучшими образцами исторической прозы являются сочинения Юлия Цезаря - Записки о Галльской войне и Записки о гражданской войне - и Саллюстия Криспа (86 - ок. 35 до н.э.) - Заговор Катилины, Югуртинская война и История.

Научная проза I в. до н.э. представлена Теренцием Варроном (116-27 до н.э.), автором энциклопедии Человеческие и божественные древности, историко-филологических сочинений О латинском языке, О грамматике, О комедиях Плавта и трактата О сельском хозяйстве, и Витрувием (вторая половина I в. до н.э.), создателем трактата "Об архитектуре".

Ораторское искусство

I в. до н.э. является золотым веком римской ораторской прозы, развивавшейся в рамках двух направлений - азианского (цветистый слог, изобилие афоризмов, метрическая организация периодов) и аттического (сжатый и простой язык); к первому принадлежал Гортензий Гортал, ко второму - Юлий Цезарь, Лициний Кальв и Марк Юний Брут. Своего пика она достигла в судебных и политических речах Цицерона, который оригинально сочетал азианскую и аттическую манеры; Цицерон также внес значительный вклад в разработку теории римского красноречия (Об ораторе, Брут, Оратор).

Министерство сельского хозяйства

Российской Федерации

Воронежский государственный аграрный

университет имени К.Д. Глинки.

Кафедра истории Отечества

Контрольная работа

по культурологии на тему:

Культура Древнего Рима

Выполнила: студентка-заочница

1 курса экономического факультета

Иванова Наталия Николаевна

Воронеж - 2010

Введение

Архитектура Древнего Рима

Скульптура Древнего Рима

Живопись Древнего Рима

Литература Древнего Рима

Религия Древнего Рима

Заключение

Список литературы

Введение

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д.

На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков началось с III века до н.э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на латынь "Одиссеи" обусловило развитие римской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фольклор.

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства - города Рима, который в I-III вв. до н.э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

Древний Рим подарил миру величайшие творения скульптуры, архитектуры, живописи, литературы

Архитектура Древнего Рима

Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками, монументами. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить "типовые" города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы - кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Практический склад римской культуры сказывался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.

При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе − Тарквинии Гордом − в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба − Великая клоака, которая служит "вечному городу" и поныне.

Главным символом могущества Рима является Форум. Еще до нашествия этрусков местность между Капитолийским и Палатинским холмами стала своего рода центром культуры и цивилизации, который и географически, и духовно объединил латинские племена, жившие у подножия семи холмов.

При этрусках эта низина была местом рынка, и только после рождения Республики Форум приобрел значение центра политической жизни. Восстановив этрусский храм Кастора и Поллукса в соответствии с канонами эллинистической архитектуры, республиканцы построили базилику Эмилия и Табуларий (где свою деятельность развернули, соответственно, трибунал и государственный архив), замостив все пространство Форума плитами из травертина. Перестройка Римского Форума, начатая Юлием Цезарем и продолженная Августом, способствовала упорядочиванию достаточно хаотичного ансамбля.

В соответствии с геометрической планировкой городских площадей, окруженных колоннами, принятой в эллинистических городах, новый план застройки исходил из осевого принципа и рационализировал дотоле свободный рисунок ансамбля республиканского форума. Храмы и базилики, построенные в соответствии с новой конструкцией, прославили на весь мир мощь Римской империи. Новая Курия для проведения сенаторских ассамблей, с мраморными трибунами для ораторов, способствовала прославлению идеалов республиканского Рима в контексте императорской формы правления. В последующие эпохи римские императоры продолжали украшать Форум. Диоклетиан восстановил здание Курии, разрушенное после пожара 283 г. н.э. Септимий Север установил арку своего имени. После падения Римской империи Форум, однако, он навсегда остался символом величия республиканского Рима, примером для подражания политикам и народным трибунам последующих эпох.

Скульптура Древнего Рима

Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков - защитников очага. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим, отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах.

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э. - периода Римской Республики. Характерная черта портретов этого периода - крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.

Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.

Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем ранее.

При преемниках императора Августа - правителей из династии Юлиев-Клавдиев - традиционным становится изображение обожествленного императора.

Во времена императора Флавия возникает тенденция к идеализации - приданию идеальных черт. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам большую правильность и обобщенность.

Во времена Траяна в поисках опоры общество обращается к эпохе "доблестной Республики", "простым нравам предков", в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против "разлагающего" греческого влияния. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.

Древний Рим - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира, величайшее государство Античности, получила своё название по главному городу (Roma - Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя - Ромула. Согласно легенде, Рим был основан в 753 году до нашей эры Ромулом и Ремом, которых воспитала волчица.

Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказали культуры этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Ирана на востоке до Португалии на западе. Современному миру Древний Рим подарил римское право, архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство, как религия, родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский. Религия в течение большей части периода существования была политеистической, неофициальным гербом империи был Золотой орёл (aquila).

Древнеримская цивилизация дала миру тщательно спланированные города, дворцы и храмы, общественные учреждения, мощенные дороги и великолепные мосты. Их оригинальные инженерные решения не только определили архитектурный облик мощной Римской державы, но и дали огромный импульс для развития архитектурных идей последующих эпох.

Во II в. до н.э. Рим подчинили себе Грецию, искусство Древнего Рима сумело не только унаследовать, но и творчески развить лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный оригинальный стиль. Прежде всего римляне позаимствовали у греков пантеон богов. Главное место в римском пантеоне занимал Юпитер-громовержец, могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури. Яростный бог войны Марс почитался как отец великого и воинственного римского народа.

В Древней Италии Марс был богом плодородия. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс стал богом войны. Храм Марса был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку по законам Рима вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Именно Марс является отцом Ромула и Рема – основателей города. Марс был хранителем Рима.

Статуя бога Марса.

Греческая цивилизация оказала большое влияние на формирование римской мифологии. Абсолютное большинство греческих богов были романизированы. В Риме легко принимали других богов, стараясь таким образом привлечь их на свою сторону. Богиня домашнего очага Веста почиталась как покровительница государства. Функции Геры, Афины, Гермеса, Афродиты, Диониса, Деметры, Артемиды, Посейдона, Аид, Аполлона, Гефеста выполняли соответственно Юнона, Минерва, Меркурий, Венера, Вакх, Церера, Диана, Нептун, Плутон, Феб, Вулкан.

Юпитер в окружении богов и богинь.

Во II в. до н.э. центром Рима становится Римский форум (форум Романиум) – центральная торговая и общественная площадь, ограниченная тремя холмами: Капитолием, Палатином, Квириналом.

Римский форум

Форум застраивался постепенно и приобрел асимметрический характер. В давние времена эта местность была пустынной болотистой с многочисленными источниками и ручьем, до середины VIII века до н. э. это место использовалось для захоронений. В 184 г. до н.э. в Риме была сооружена первая базилика (так называемая Базилика Порция) – большой крытый зал для собрания купцов, судебных заседаний. Однако республиканский Рим с его узкими, шириной до 7 м, улочками, кирпичными многоэтажными доходными домами и тесным старым Форумом не мог сравниться с красивыми эллинистическими городами Востока, например Александрией Египетской. Юлий Цезарь и Октавиан Август стремились превратить Рим в красивый, просторный, мраморный город.

В Риме были построены два новых, более просторных Форума – Форум Цезаря и Форум Августа, появились монументальные постройки на Марсовом поле, предназначенном для воинских и гимнастических упражнений, и триумфальные арки.

Римская базилика

Колизей представлял собой трехэтажное сооружение (позднее был добавлен четвертый этаж) со сложной системой коридоров, лестниц и вентиляционных отверстий. Три этажа представляли собой аркаду, поставленные одна на другую, четвертый сплошную стену, здание было пышно декорировано колоннадами. Первая галерея предназначалась для привилегированного сословия, вторая – для граждан, третья предоставлялась простолюдинам, на четвертом этаже находились деревянные скамьи и места для стояния. В жаркие или дождливые дни над ареной натягивали тент. Для театральных представлений арену застилали деревянным полом, для боев гладиаторов засыпали песком, а для сцен морского сражения заполняли водой. Амфитеатр был рассчитан на 56 тысяч зрителей. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражение (навмахии). В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности южной его части. После чего на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения.

Красота Колизея находится в противоречии с его предназначением: это здание построили для устроения кровавых представлений, которые поражали даже современников своей жестокостью. Колизей также являлся и напоминанием о могуществе Римской Империи. Судьба тысячи людей вершилась внутри каменных стен. Здесь в бою погибали гладиаторы, здесь же находили свой конец преступники.

В начале 2 века в Риме наступает время правления императора Марка Ульпия Траяна (97-117), прозванный «счастливым веком». Под руководством архитектора Апполодора Дамасского был построен Форум Траяна – огромная площадь длиной 280 и шириной 200 метров. На форуме находилась крупнейшая в Древнем Риме базилика – базилика Ульпия, а также мемориальная колонна Траяна высотой 38 метров, построенная из мрамора. Колонна полая внутри, ствол ее был обвит спиральной лентой с рельефами, изображающими военные подвиги Траяна.

Рельеф повествует о двух войнах Траяна со славяноязычными племенами даков. Изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов - как римлян, так и даков того времени. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги.

В 125 г. под руководством Аполлодора Дамасского был построен Пантеон – храм всех богов. Пантеон был перестроен из круглого бассейна, входившего в состав терм Агриппы. Гигантский цилиндрический объем был перекрыт сферическим куполом диаметром 43,2 метра. В центре купола находилось девятиметровое осветительное отверстие. В полдень через него проникает наиболее всльный световой столб, свет очень ощути, он «не растекается», а остается в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым. 1 ноября 609 года языческий храм был освещен как христианская церковь Святой Марии и Мучеников.

В начале III в. в Риме были построены термы Каракаллы. Они включали в себя множество сооружений. Помимо бассейнов и ванн, в них находились палестры – площадки для спортивных упражнений, помещения для отдыха, библиотеки, магазины. Термы вмещали до 1800 человек одновременно. Общие размеры терм Каракаллы – 353х335 метров (11 га).

Руины терм Каракаллы.

К основным помещениям терм от­носились бассейн с холодной водой, большой зал с сухим жарким воздухом и круглый бассейн с горячей водой. Уже в V в. н. э. Термы Каракаллы считались одним из чудес Рима. Сюда приходили не только смыть грязь, здесь отдыхали. Особенное значение имели термы для бедняков. Недаром один из современных ученых назвал термы лучшим подарком, который императоры сделали римскому населению. Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно.

В ложбине между холмами Авентин и Палатин был построен ипподром – циркус Максимус, самый большой в Риме (600 мх150 м). Трибуны вмещали около 200 тысяч зрителей. Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь в VI – V вв. до н. э.

Реконструкция ипподрома

Больших успехов достигли римляне в строительстве акведуков (водовод, лат. aqua – вода, duco – веду), в том числе выполненных в виде мостов над реками. Римляне сооружали акведуки в форме каналов и труб. Общая длина акведуков г. Рима составляла около 440 км, однако, только 47 км из них были наземными, большинство проходило под землей.

Римский акведук. Схема работы.

Много труда было приложено в Древнем Риме к строительству дорог. Была создана широкая сеть дорог, пересекающих многие районы Западной Европы, состоявшая приблизительно из 370 больших дорог, из которых около 30 вели в Рим. Римские дороги проходили и через Альпы. Строились дороги основательно. Толщина дорожного полотна, состоявшего из гравия, булыжного и тесаного камня, уложенных в известковый раствор, составляла примерно 1 метр. Использовались указатели расстояний и пересечения путей. Наибольшей известностью пользовалась Аппиева дорога, построенная в IV в. до н. э. и имевшая протяженность около 350 км и очень большую по тому времени ширину – до 4,3 м. Возобновление строительства мощеных дорог в Европе после падения Древнего Рима произошло только в XIII в.

Римская дорога в наши дни. Технология строительства дорог.

Особое место в римской культуре занимает скульптура и, прежде всего, скульптурный портрет. Римский скульптор ставил своей задачей не только передать физическое своеобразие черт изображаемого лица, но и выразить своеобразие характера. Образы деловых людей, ораторов, граждан республики лишены идеализации, они естественны и реалистичны. Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в I в. до н.э., породив такие шедевры, как мраморные портреты Помпея и Цезаря. Автор портретов смог выразить в чертах лица многие оттенки характера героя, его достоинства и пороки. В портрете Помпея, например, в его застывшем широком, мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не только минутное настроение героя, но и присущие ему честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время не­которую нерешительность, склонность к колебаниям. Около 40 г. до н.э. в Риме появились тенденции к подражанию раннеклассическим мастерам греческой скульптуры. Портретам этого времени присущи классическая простота, величественность и серьезность.

Культура Древнего Рима оказала значительное влияние на последующую мировую и в особенности европейскую культуру. Латинский язык лег в основу многих европейских языков, на принципах классического римского права базируются правовые системы многих стран мира; литература, изобразительное искусство, архитектура Древнего Рима вдохновляли и продолжают вдохновлять многие поколения последующих деятелей искусства.

Вопросы и задания:

1. Какое влияние на римское искусство оказала культура Древней Греции?

2. Проведите заочную экскурсию по античному Риму

3. Попробуйте сочинить рассказ на тему: “Римский император в скульптурном портрете и в жизни (на выбор)

4. Расскажите про праздники и зрелища в Древгнем Риме.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы