Иллюстрация Д. Н. Кардовского. 1912 год.
«Горе от ума» - комедия в стихах А. С. Грибоедова. Произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Комедия сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма.
Комедия «Горе от ума» - сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века - одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она «разошлась на цитаты».
Музейный автограф «Горя от ума» (название переправлено автором из «Горе уму»). 1-я страница
Сюжет:
Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной - Софье Павловне Фамусовой, которую не видел три года. Молодые люди росли вместе и с детства любили друг друга. Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Санкт-Петербург и «не писал трёх слов».
Чацкий приезжает в дом Фамусова с решением жениться на Софье. Вопреки его ожиданиям, Софья встречает его очень холодно. Оказывается, она влюблена в другого. Ее избранник - молодой секретарь Алексей Степанович Молчалин, живущий в доме её отца. Чацкий не может понять, "кто мил" Софье. В Молчалине он видит только "жалчайшее созданье", не достойное любви Софьи Павловны, не умеющее любить пылко и самоотверженно. Кроме того, Чацкий презирает Молчалина за старание угодить каждому, за чинопочитание. Узнав, что именно такой человек покорил сердце Софьи, Чацкий разочаровывается в своей возлюбленной.
Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество (идеологом которого выступает отец Софьи Павел Афанасьевич Фамусов).Однако в обществе проходят слухи о сумасшествии Чацкого, пущенные раздосадованной Софьей. В конце пьесы Чацкий решает покинуть Москву.
В комедии соблюдены только 2 классических единства: места и времени (действие происходит в доме Фамусова в течение суток); третье единство - действия - отсутствует, в произведении 2 сюжетные линии: любовь Чацкого и противостояние Чацкого и московского общества. Основная идея трагикомедии: протест свободной личности «против гнусной российской действительности». (А. С. Грибоедов).
Афиша юбилейной постановки в Киевском Городском театре (1881)
«Горе от ума» - один из самых цитируемых текстов в русской культуре. Сбылось предсказание Пушкина: «половина стихов должна войти в пословицу». Существует ряд продолжений и переделок «Горя от ума», в том числе «Возврат Чацкого в Москву» Е. П. Ростопчиной (1850-е), анонимное т. н. обсценное «Горе от ума» (конец XIX в.; ср. упоминание и некоторые цитаты в статье Плуцера-Сарно) и др.; для ряда постановок текст комедии радикально перерабатывался.
Многие фразы из пьесы, включая ее название, стали крылатыми.
Крылатые фразы и выражения:
Слова Чацкого: (д.1, явл. 7):
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Слова Фамусова (действ. 2, явл. 5):
А дочек кто видал, всяк голову повесь!..
Французские романсы вам поют
И верхние выводят нотки,
К военным людям так и льнут,
А потому, что патриотки.
Слова Чацкого (действ. 3, явл. 3):
Когда в делах - я от веселий, прячусь;
Когда дурачиться - дурачусь;
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников - я не из их числа.
Слова Чацкого: (д.2, явл.5):
К свободной жизни их вражда непримирима,
Времен очаковских и покоренья Крыма.
Слова Молчалина. (д.2, явл.11).
Слова Фамусова. (д.4, явл.14).
Слова Чацкого. (д.1,явл.7).
Слова Фамусова, обращенные к дочери (д. 4, явл. 14):
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;
Подал ее от этих хватов.
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
Слова Молчалина (д. 3, явл. 3).
Слова Репетилова (д. 4, явл. 4):
В журналах можешь ты, однако, отыскать
Его отрывок, взгляд и нечто.
О чем бишь Нечто? - Обо всем.
Слова Репетилова, обращенные к Чацкому (д. 4, явл. 4):
Пожалуй, смейся надо мною...
А у меня к тебе влеченье, род недуга,
Любовь какая-то и страсть,
Готов я душу прозакласть,
Что в мире не найдешь себе такого друга.
А судьи кто? - За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима.
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма.
Слова старухи Хлестовой (д. 3, явл. 21).
Слова Фамусова, обращенные к Чацкому (д. 2, явл. 2).
(действ. 2, явл. 5).
Слова Софьи (д. 3, явл. 1):
Ч а ц к и й
Но Скалозуб? Вот загляденье:
За армию стоит горой,
И прямизною стана,
С о ф ь я
Не моего романа.
Слова Репетилова (д. 4, явл. 6)
Слова Репетилова (д. 4, явл. 4), который говорит об одном из своих товарищей:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист;
Да умный человек не может быть не плутом.
Когда ж об честности высокой говорит,
Каким-то демоном внушаем:
Глаза в крови, лицо горит,
Сам плачет, и мы все рыдаем.
Дверь отперта для званных и незванных,
Особенно из иностранных.
Слова Молчалина (действ. 3, явл. 3):
Ч а ц к и й
А прежде как живали?
М о л ч ал и н
День задень, завтра, как вчера.
Ч а ц к и й
К перу от карт? И к картам от пера?..
Слова полковника Скалозуба о Москве (д. 2, явл. 5).
В оригинале: Дистанции огромного размера.
Скалозуб произносит речь относительно планов по «реформе» системы образования в России (д. 3, явл. 21):
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.
Слова Чацкого (д. 2, явл. 5):
Дома новы, но предрассудки стары.
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары.
Чацкий, прерывая Репетилова, говорит ему (д. 4, явл. 4):
Послушай, ври, да знай же меру;
Есть от чего в отчаянье прийти.
Слова Чацкого (д. 4, явл. 10):
Через какое колдовство
Чье это сочиненье!
Поверили глупцы, другим передают,
Старухи вмиг тревогу бьют -
И вот общественное мненье!
Опять увидеть их мне суждено судьбой!
Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен.
Слова Чацкого (д. 2, явл. 5).
Да, мочи нет: мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.
Слова горничной Лизы (д. 1, явл. 2):
Ах, от господ подалей;
У них беды себе на всякий час готовь,
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.
Слова Чацкого (д. 4, явл. 13).
Слова Чацкого (д. 3, явл. 10).
Слова Фамусова (д. 1, явл. 4).
Слова Фамусова (д. 2, явл. 5):
Как станешь представлять к крестишкули, к местечку,
Ну, как не порадеть родному человечку?
Репетилов рассказывает Чацкому о «тайных собраниях» некоего «серьезнейшего союза» (д. 4, явл. 4):
Вслух громко говорим, никто не разберет.
Я сам, как схватятся о камерах, присяжных,
О Байроне, ну о матерьях важных,
Частенько слушаю, не разжимая губ;
Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.
Слова Фамусова, обращенные к его секретарю Молчалину, который принес бумаги, требующие особого рассмотрения и подписи (д. 1, явл. 4):
Боюсь, сударь, я одного смертельно,
Чтоб множество не накоплялось их;
Дай волю вам, оно бы и засело;
А у меня что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Слова Чацкого (д. 4, явл. 14):
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Карету мне! Карету!
Слова Чацкого, обращенные к Репетилову (д. 4, явл. 4).
Слова Фамусова (д. 2, явл. 5) о старичках-фрондерах, которые придерутся
К тому, к сему, а чаще ни к чему;
Поспорят, пошумят и... разойдутся.
Слова Фамусова (д. 2, явл. 1):
Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй - ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Слова Фамусова (д. 2, явл. 5).
Слова Чацкого (д. 1, явл. 7):
Как с ранних пор привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья!
Слова Чацкого (д. 2, явл. 5):
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Чацкий об обожании всего иностранного:
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья.
Слова Чацкого (д. 3, явл. 22), который говорит о «чужевластье мод», заставляющих россиян перенимать европейскую одежду - «рассудку вопреки, наперекор стихиям».
Слова Чацкого (д. 2, явл. 2):
Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом.
Слова Фамусова о московских барышнях (д. 2, явл. 5).
Слова Чацкого (д. 2, явл. 2).
Ф а м у с о в
Сказал, бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.
Ч а ц к и й
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Ф а м у с о в
Вот то-то, все вы гордецы!
Учились бы, на старших глядя...
Слова Чацкого, который иронизирует над галломанией русского дворянства, которая часто сочеталась с плохим знанием того же французского языка (д. 1, явл. 7):
Здесь нынче тон каков?
На съездах, на больших, по праздникам приходским?
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?
Слова Софьи (д. 1, явл. 4):
Л и з а
Смотрите на часы, взгтяните-ка в окно:
Валит народ по улицам давно;
А в доме стук, ходьба, метут и убирают.
С о ф ь я
Счастливые часов не наблюдают.
Слова последнего монолога Чацкого (д. 4, явл. 14):
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок...
Карету мне, карету!
Разговор Софьи и Чацкого:
С о ф ь я
Гоненье на Москву! Что значит видеть свет!
Где ж лучше?
Ч а ц к и й
Где нас нет.
Слова Чацкого (д. 2, явл. 14).
Слова Фамусова (д. 3, явл. 21).
Так Чацкийий говорит о себе в разговоре с Софьей (д. 1, явл.7)
Слова Молчалина, который так описывает главные достоинства своего характера (д. 3, явл. 3).
Слова Фамусова (д. 3, явл. 21):
Ну вот, великая беда,
Что выпьет лишнее мужчина!
Ученье - вот чума; ученость - вот причина.
Слова Фамусова (д. 2, явл. 2):
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя.
Слова Скалозуба (д. 2, явл. 5):
Я князь - Григорию и вам
Фельдфебеля в Вольтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикнете, так мигом успокоит.
Слова Чацкого (д. 3, явл. 22):
В той комнате незначащая встреча:
Французик из Бордо, надсаживая грудь,
Собрал вокруг себя род веча
И сказывал, как снаряжался в путь
В Россию, к варварам, со страхом и слезами...
Слова Чацкого (д. 1, явл. 7):
Хлопочут набирать учителей полки
Числом поболее, ценою подешевле.
Слова Фамусова о Чацком (д. 2, явл. 2).
Слова Фамусова (д. 1,явл. 10).
Здесь «комиссия» - от французскоко слова commission, означающего «поручение» (обязанность).
Слова Фамусова - финальная фраза пьесы (д. 4, явл. 15):
Ах, боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
Слова Фамусова:
А наши старики? как их возьмет задор,
Засудят о делах: что слово - приговор!
Слова Чацкого (д. 3, явл. 3):
Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей!
А чем не муж? Ума в нем только мало;
Но, чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало...
Фамусов, застав Молчалина около комнаты Софьи, сердито спрашивает его (д. 1, явл. 4): «Ты здесь, сударь, к чему?» Софья, оправдывая присутствие Молчалина, говорит отцу:
Я гнева вашего никак не растолкую,
Он в доме здесь живет, великая напасть!
Шел в комнату, попал в другую.
Слова Репетилова (дейст. 4, явл. 4):
Ч а ц к и й
Да из чего, скажи, беснуетесь вы столько?
Р е п е т и л о в
Шумим, братец, шумим...
Ч а ц к и й
Шумите вы - и только?..
Слова Чацкого (д. 3, явл. 3).
Слова Чацкого (д. 3, явл. 1):
Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин, например...
Вам также будет интересно:
Александр Сергеевич Грибоедов - драматург, поэт, дипломат
Сегодня мы поговорим об известной трагикомедии в стихах «Горе от ума» Александра Грибоедова, крылатые выражения (афоризмы) из которой на слуху у всех. Большинство людей даже не подозревают, откуда произошли расхожие фразы, которые они так часто употребляют. Пришло время разобраться, чем настолько особенна эта пьеса.
Именно сатирическая пьеса «Горе от ума» моментально сделала своего автора, А.О. Грибоедова, классиком литературы. Написанная в 1822-1824 гг., впервые полностью опубликованная в 1862, эта комедия в стихах доказала, что разговорный язык в высокой литературе имеет место.
Кстати, драматургу удалось нарушить ещё одно правило — триединство места, времени и действия. В «Горе от ума» соблюдены только первые два (место и время), а действие разделено на две части: чувства Чацкого к Софье и его противоборство с московским высшим светом.
Сюжет прост. Александр Чацкий, молодой дворянин, вырос вместе с Софьей Фамусовой. Они провели друг с другом всё детство и всегда любили друг друга. Но тут юноша уезжает на 3 года и даже не пишет писем. Софья расстроена, но вскоре находит замену несостоявшемуся жениху.
Когда Александр Чацкий возвращается в Москву с твёрдым намерением жениться на любви своей жизни, его ожидает сюрприз: Софья увлечена Алексеем Молчалиным — секретарем её отца. Чацкий презирает Молчалина за чинопочитание и раболепство и не понимает, как такой жалкий человек мог покорить сердце Софьи.
Из-за смелых речей бывшего возлюбленного раздражённая ситуацией Софья даёт начало сплетне, что Чацкий не в своём уме. Раздосадованный вконец юноша покидает Москву с намерением больше никогда не возвращаться.
Именно протест личности, свободной от условностей, которая восстала против прогнившей российской действительности, и является главной идеей трагикомедии.
Когда Александр Пушкин предположил, что «Горе от ума» разлетится на цитаты, он как в воду глядел. Очень скоро пьеса стала народным достоянием, и часто мы даже не подозреваем, что говорим словами персонажей Грибоедова. Фраза «горе от ума» вошла в обиход именно из-за этой пьесы.
Цитировать произведение можно уже с первых слов. Например, фраза горничной Лизы «минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» чего стоит.
Любимая поговорка влюблённых (особенно опаздывающих барышень) тоже впервые появляется здесь. В разговоре с Лизой Софья произносит, глядя в окно: «Счастливые часов не наблюдают».
В высшем обществе после наполеоновских войн долгое время царила мода на французский язык. Но мало кто владел им хотя бы средне. Именно это высмеивает Чацкий, когда говорит о смешении французского языка с нижегородским.
Когда Чацкий почти в самом начале объясняется со своей возлюбленной, то говорит ей, что у него «ум с сердцем не в ладу».
Афоризмы из произведения «Горе от ума» включают и расхожее выражение «там хорошо, где нас нет». Так отвечает Софье Чацкий, когда она спрашивает его о путешествиях.
Когда господин Фамусов застукал Молчалина возле дверей комнаты дочери, Софья старается найти для возлюбленного оправдание: поскольку он живёт в их доме, то «шёл в комнату, попал в другую». С кем не бывает...
В этой части произведения множество потрясающих выражений принадлежит именно Чацкому. Кто ни разу не слышал или сам не использовал выражение «свежо предание, но верится с трудом»?
«Служить бы рад, прислуживаться тошно» — изрекает тот же Чацкий, который не переваривает раболепство в поведении Мочалина.
«Дома новы, но предрассудки стары» — с жёлчью и грустью констатирует он же.
Многие афоризмы из произведения «Горе от ума» принадлежат отцу Софьи — господину Фамусову, который олицетворяет прогнившее московское общество. «На всех московских есть особый отпечаток» — говорит он, и в этом прав.
Фраза «при мне служащие чужие очень редки; всё больше сестрины, свояченицы детки», произнесённая этим персонажем, не утратила актуальности до сих пор.
Полковник Скалозуб, рассказывая о Москве, характеризует город фразой «дистанции огромного размера». Это крылатое выражение прижилось с маленькой поправкой, и теперь часто можно услышать в быту «дистанция огромного размера».
«Горе от ума», крылатые выражения из коего все не хотят подходить к концу, занимают много места и в этом действии.
Именно Чацкому принадлежит выражение «мильон терзаний», так же как саркастическое «не поздоровится от этаких похвал».
Когда Чацкий расспрашивает о новостях у господина Фамусова, тот отвечает, что всё идёт «день за день, завтра, как вчера», то есть все без изменений.
В «Горе от ума» крылатые выражения и о моде есть. Приехав и увидев нашествие моды на все французское, Чацкий говорит, что одеваться не по погоде, «рассудку вопреки, наперекор стихиям» очень неблагоразумно, и высмеивает это «рабское, слепое подражанье».
Афоризмы из произведения «Горе от ума» сконцентрированы в последнем действии. Вот, например, когда Чацкий в расстроенных чувствах, негодуя, решает покинуть отравленную предрассудками и сплетнями Москву навсегда. Молодой дворянин заявляет, что в столицу он больше не ездок, и кричит: "Карету мне! Карету!"
Афоризмы из произведения «Горе от ума» можно продолжить и таким выражением, как «Что слово - приговор!», которое автор вложил в уста Фамусова. Именно этому персонажу также принадлежит заключительная фраза, которая передаёт всю гниль высшего общества: "Что скажет княгиня Марья Алексевна?", она вошла в разговорный язык как «Что скажет Марья Алексевна?»
Как видим, афоризмы, крылатые фразы и выражения в комедии «Горе от ума» встречаются на каждом шагу, точнее — практически в каждой строке. Приведённый нами список далеко Вы можете открыть для себя много нового, прочтя это небольшое произведение.
Александр Сергеевич Грибоедов - автор замечательной комедии, которую знают все со школьной скамьи. Больше всего запоминаются крылатые выражения из комедии «Горе от ума». Во время чтения произведения они воспринимаются легко и надолго откладываются в памяти. Крылатые выражения из комедии «Горе от ума» всегда наполнены психологизмом и острой проблематикой. Человек спустя много лет после прочтения комедии может помнить их. Данная статья рассматривает цитаты из «Горя от ума» и объясняет их значение.
Персонажи Александра Грибоедова известны, наверное, всем: Фамусов, Софья, Чацкий, Лиза, Молчалин, Скалозуб и т.д. Каждый из них обладает собственным индивидуальным характером. Среди прочих в комедии выделяется Чацкий. Он единственный, кто желает жить по собственным законам и часто оказывается непонятым обществом. Более всего запоминаются цитаты Чацкого. «Горе от ума» - это величайший памятник русской литературы, который и по сей день вызывает многочисленные споры и дискуссии.
Значение данного высказывания таково, что часто общество живет, опираясь на старые догмы и представления. Если решения принимаются на основе прежних убеждений, значит, кому-то из молодежи они покажутся кощунственными, неправильными, унижающими личность, не позволяющими ей полноценно выражать свою сущность. Крылатые выражения из комедии «Горе от ума», подобные этому, позволяют отследить разрушительное действие старых устоев и прежней системы.
Чацкий данным выражением подчеркивает свою непонятость, изолированность от мира в котором процветают лицемерие и притворство.
Пожалуй, читателю наиболее всего известны высказывания Чацкого. Цитаты комедии «Горе от ума» изобилуют открытостью и искренностью. Чацкий выражает собственную позицию очень ясно и не собирается скрывать свое мнение по тому или иному вопросу. Более всего герою неприятно лицемерие и выгодная услужливость по отношению к старшим по чину. При каждом удобном случае Чацкий выдает правдивые комментарии, которые можно считать словами истинно здравомыслящего человека. Крылатые выражения из комедии «Горе от ума», подобные этому, отмечают нездоровые отношения внутри самого общества начала 19-го столетия, где процветает обман, лесть, недобрые взгляды, обсуждения за спиной.
Чацкий безостановочно ищет правду на этом свете. Ему хочется видеть рядом с собой надежного друга, соратника, ответственного и честного человека. Вместо этого он сталкивается с неприглядной действительностью, которая заставляет его окончательно разочароваться в людях. Он нередко наблюдает за старшим поколением, годящимся ему в отцы, но не находит истинного примера для подражания. Молодому человеку не хочется походить ни на Фамусова, попросту растратившего свою жизнь, ни на кого бы то ни было еще из своего круга. Трагедия в том, что Чацкого никто не понимает, он чувствует себя одиноким и потерянным среди этого «маскарада», в который играет социум. Данное высказывание звучит и как констатация факта, и в качестве горького сожаления. Пожалуй, другие крылатые выражения из комедии «Горе от ума» западают в душу не так сильно, как это. Здесь фактически изображена непримиримая, почти революционная сущность самого главного героя.
Эти слова произносит персонаж Молчалин. Он производит впечатление человека тихого, предсказуемого, покладистого, который при любых обстоятельствах готов угождать другим. Но Молчалин не так прост, как кажется. Он явно понимает выгодность своего поведения и при удобном случае подстраивается под изменяющиеся условия общественной жизни. Услужливый и готовый всегда к подчинению, он не замечает того, как с каждым днем все больше теряет самого себя, отвергает свои мечты (если они у него когда-то бывали), теряется. В то же время Молчалин очень боится того, что другие люди (возможно, даже из его окружения) в какой-то момент предадут его, отвернутся или определенным образом посмеются над его неуклюжестью.
Чацкий глубоко возмущен тем, каким образом в данном обществе получают высокие чины. Все, что требуется от человека, - быть внимательным и услужливым по отношению к своему непосредственному начальнику. Отношение к труду, способности и таланты, высокие стремления - все это, по его наблюдению, не имеет ровно никакого значения. Выводы, который делает молодой человек, весьма печальны и неутешительны. Он просто не знает, как дальше возможно свободно существовать в социуме, который отвергает все истинное и правильное.
Цитаты из «Горя от ума» наполнены яркой эмоциональностью. Когда читаешь произведение в первый раз, невольно начинаешь сочувствовать главному герою, вместе с ним поражаться нездоровым фамусовским обществом и переживать за общий исход событий.
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА» ГРИБОЕДОВА
ГОРЕ ОТ УМА — в названии комедии заложена многозначительность толкования. Грибоедов ставит перед современниками и будущим поколением загадку. Почему герой испытывает горечь разочарования и “мильон терзаний”? Почему общество его не поняло, не признало? Потому что сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Это трактат о том, что вообще есть ум, что разумно, что истинно.
ТЕМА «УМА» В ПЬЕСЕ «ГОРЕ ОТ УМА»:
1. УМ, АЛЧУЩИЙ ПОЗНАНИЙ - фраза Чацкого. Для него это высшая ценность.
2. УЧЕНЬЕ - ВОТ ЧУМА, УЧЕНОСТЬ - ВОТ ПРИЧИНА…Фамусов уму противопоставляет устои крепостнического дворянства.
3. АХ, ЕСЛИ ЛЮБИТ КТО КОГО, ЗАЧЕМ УМА ИСКАТЬ И ЕЗДИТЬ ТАК ДАЛЕКО? - Софья с сентиментальной чувствительностью.
4. УЧЕНОСТЬЮ МЕНЯ НЕ ОБМОРОЧИШЬ - для Скалозуба главное — железная дисциплина.
5. УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ - фраза Чацкого. Его разрывают противоречия, отчуждение от людей, одиночество.
6. МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ - фраза Чацкого. Подход Чацкого к последней роковой черте, к которой его привело честное служение истине, законам разума.
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ЧАЦКОГО В ПЬЕСЕ:
1. ЧУТЬ СВЕТ — УЖ НА НОГАХ! И Я У ВАШИХ НОГ (д.1 явл.7)
2. БЛАЖЕН, КТО ВЕРУЕТ, ТЕПЛО ЕМУ НА СВЕТЕ! (д.1 явл.7)
3. ГДЕ ВОЗРАСТ ТОТ НЕВИННЫЙ (д.1 явл.7)
4. И В КОМ НЕ СЫЩЕШЬ ПЯТЕН? (д.1 явл.7)
5. И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА НАМ СЛАДОК И ПРИЯТЕН! (д.1 явл.7)
6. ПОЛЬЗУЮСЬ МИНУТОЙ (д.1 явл.7)
7. А ВПРОЧЕМ, ОН ДОЙДЕТ ДО СТЕПЕНЕЙ ИЗВЕСТНЫХ, ВЕДЬ НЫНЧЕ ЛЮБЯТ БЕССЛОВЕСНЫХ (д.1 явл.7)
8. СПЕШУ К ВАМ, ГОЛОВУ СЛОМЯ (д.1 явл.7)
9. И ВСЕ-ТАКИ Я ВАС БЕЗ ПАМЯТИ ЛЮБЛЮ (д.1 явл.7)
10. УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ (д.1 явл.7)
11. ВЕЛИТЕ Ж МНЕ В ОГОНЬ: ПОЙДУ КАК НА ОБЕД (д.1 явл.7)
12. СЛУЖИТЬ БЫ РАД, ПРИСЛУЖИВАТЬСЯ ТОШНО (д.2 явл.2)
13. И ТОЧНО НАЧАЛ СВЕТ ГЛУПЕТЬ (д.2 явл.2)
14. ВЕК НЫНЕШНИЙ И ВЕК МИНУВШИЙ (д.2 явл.2)
15. СВЕЖО ПРЕДАНИЕ, А ВЕРИТСЯ С ТРУДОМ (д.2 явл.2)
16. А СУДЬИ КТО? (д.2 явл.5)
17. ВОТ НАШИ СТРОГИЕ ЦЕНИТЕЛИ И СУДЬИ! (д.2 явл.5)
18.
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ФАМУСОВА В ПЬЕСЕ:
1. А НИЧЕГО КРОМЕ ПРОКАЗ И ВЕТРУ НА УМЕ (д.1, явл.2)
2. ВИШЬ, ПРИХОТИ КАКИЕ ЗАВЕЛИСЬ! (д.1 явл.2)
3. И В ЧТЕНЬИ ПРОК-ТО НЕ ВЕЛИК… (д.1 явл.2)
4. МЕЧУСЬ КАК СЛОВНО УГОРЕЛЫЙ (д.1 явл.4)
5. НЕ НАДОБНО ИНОГО ОБРАЗЦА, КОГДА В ГЛАЗАХ ПРИМЕР ОТЦА (д.1 явл.4)
6. МОНАШЕСКИМ ИЗВЕСТЕН ПОВЕДЕНЬЕМ! (д.1 явл.4)
7. УЖАСНЫЙ ВЕК (д.1 явл.4)
8. ДАЛИСЬ НАМ ЭТИ ЯЗЫКИ! (д.1 явл.4)
9. КТО БЕДЕН, ТОТ ТЕБЕ НЕ ПАРА! (д.1 явл.4)
10. БЫВАЮТ СТРАННЫ СНЫ, А НАЯВУ СТРАННЕЕ (д.1 явл.4)
11. ПОВЫКИНЬ ВЗДОР ИЗ ГОЛОВЫ (д.1 явл.4)
12. ГДЕ ЧУДЕСА, ТАМ МАЛО СКЛАДУ (д.1 явл.4)
13. ОБЫЧАЙ МОЙ ТАКОЙ: ПОДПИСАНО, ТАК С ПЛЕЧ ДОЛОЙ (д.1 явл.4)
14. НУ ВЫКИНУЛ ТЫ ШУТКУ! (д.1 явл.9)
15. В СОМНЕНЬЕ ВВЕЛ МЕНЯ (д.1 явл.9)
16. ПЕТРУШКА, ВЕЧНО ТЫ С ОБНОВКОЙ (д.2 явл.1)
17. С ЧУВСТВОМ, С ТОЛКОМ, С РАССТАНОВКОЙ (д.2 явл.1)
18. УЧИЛИСЬ БЫ, НА СТАРШИХ ГЛЯДЯ (д.2 явл.2)
19. УПАЛ ОН БОЛЬНО, ВСТАЛ ЗДОРОВО (д.2 явл.2)
20.
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ СОФЬИ В ПЬЕСЕ:
1. КТО В БЕДНОСТИ РОЖДЕН (д.1 явл.4)
2. КТО ХОЧЕТ, ТАК И СУДИТ (д.1 явл.5)
3. С РУК СОЙДЕТ (д.1 явл.5)
4. СУДЬБА НАС БУДТО БЕРЕГЛА (д.1 явл.5)
5. А ГОРЕ ЖДЕТ ИЗ-ЗА УГЛА (д.1 явл.5)
6. ОН СЛОВА УМНОГО НЕ ВЫГОВОРИЛ СРОДУ (д.1 явл.5)
7. МНЕ ВСЕ РАВНО, ЧТО ЗА НЕГО, ЧТО В ВОДУ (д.1 явл.5)
8. ИЗ ГЛУБИНЫ ДУШИ ВЗДОХНЕТ (д.1 явл.5)
9. И ГЛАЗ С МЕНЯ НЕ СВОДИТ (д.1 явл.5)
10. АХ, БАТЮШКА, СОН В РУКУ (д.1 явл.10)
11. СЧАСТЛИВЫЕ ЧАСОВ НЕ НАБЛЮДАЮТ (д.1 явл.3)
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ЛИЗЫ В ПЬЕСЕ:
1. НУЖЕН ГЛАЗ ДА ГЛАЗ (д.1 явл.1)
2. И СТРАХ ИХ НЕ БЕРЕТ! (д.1 явл.1)
3. АХ, АМУР ПРОКЛЯТЫЙ! (д.1 явл.1)
4. И БАРСКИЙ ГНЕВ, И БАРСКАЯ ЛЮБОВЬ (д.1 явл.2)
5. У ДЕВУШЕК СОН УТРЕННИЙ ТАК ТОНОК (д.1 явл.2)
6. ТЕПЕРЬ УЖ НЕ ДО СМЕХА (д.1 явл.5)
7. ГРЕХ НЕ БЕДА, МОЛВА НЕ ХОРОША (д.1 явл.5)
8. И ЗОЛОТОЙ МЕШОК, И МЕТИТ В ГЕНЕРАЛЫ (д.1 явл.5)
9. ГДЕ НОСИТСЯ? В КАКИХ КРАЯХ? (д.1 явл.5)
10. ОН НЕ В СВОЕМ УМЕ (д.3 явл.14)
11. КАК БЕЛЬМО В ГЛАЗУ (д.4 явл.11)
12. ЛЮБОВЬ НА ЗАВТРА ПОБЕРЕГ (д.4 явл.11)
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ МОЛЧАЛИНА В ПЬЕСЕ:
1. АХ, ЗЛЫЕ ЯЗЫКИ СТРАШНЕЕ ПИСТОЛЕТА (д.2 явл.2)
2. Я ВАМ СОВЕТОВАТЬ НЕ СМЕЮ (д.2 явл.11)
3. В МОИ ЛЕТА НЕ ДОЛЖНО СМЕТЬ СВОЕ СУЖДЕНИЕ ИМЕТЬ (д.3 явл.3)
4. ЧАСТЕНЬКО ТАМ МЫ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО НАХОДИМ, ГДЕ НЕ МЕТИМ (д.3 явл.3)
5. ТУТ НЕ ВИЖУ ПРЕСТУПЛЕНЬЯ (д.3 явл.3)
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ СКАЛОЗУБА В ПЬЕСЕ:
1. МЫ С НЕЮ ВМЕСТЕ НЕ СЛУЖИЛИ (д.2 явл.5)
2. МНЕ ТОЛЬКО БЫ ДОСТАЛОСЬ В ГЕНЕРАЛЫ (д.2 явл.5)
3. ЖЕНИТЬСЯ? Я НИЧУТЬ НЕ ПРОЧЬ (д.2 явл.5)
4. УЧЕНОСТЬЮ МЕНЯ НЕ ОБМОРОЧИШЬ (д.4 явл.5)
Написал А.А. Бестужеву: "О стихах я не говорю, половина – должны войти в пословицу".
Многие афоризмы Грибоедова вошли в повседневную речь:
Мы пользуемся крылатыми выражениями, уже не думая об их авторстве.
Конечно, цитаты из "Горя от ума " получили популярность не только благодаря таланту Грибоедова . После переворота 1917 г. обличительную пьесу включили в школьные программы и репертуары театров.
Крылатые фразы Грибоедова, приведённые ниже, соотнесены с действующими лицами пьесы. Получились их характеристики через крылатые фразы. Всего в списке восемьдесят пословиц.
В заголовки вынесены наиболее популярные, а, следовательно, наиболее соответствующие данному лицу пословицы.
Ей сна нет от французских книг, А все Кузнецкий мост , и вечные французы. Не надобно иного образца, Ужасный век! Не знаешь, что начать! Ах! матушка, не довершай удара! Упал он больно, встал здорово. Что за комиссия, Создатель, Читай не так, как пономарь, Пофилософствуй – ум вскружится. Что за тузы в Москве живут и умирают! Именьем, брат, не управляй оплошно, Вот то-то, все вы гордецы! |
Обычай мой такой: Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми; Он вольность хочет проповедать! При мне служащие чужие очень редки; Ну как не порадеть родному человечку!.. Вы повели себя исправно: Поспорят, пошумят, и... разойдутся. Ну вот! великая беда, Уж коли зло пресечь: Ба! знакомые все лица! Что говорит! и говорит, как пишет! Ах! Боже мой! что станет говорить |
Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног. И вот за подвиги награда! Ах! тот скажи любви конец, Где ж лучше? (София) Когда ж постранствуешь, воротишься домой, Числом поболее, ценою подешевле? Господствует ещё смешенье языков: Свежо предание, а верится с трудом. Велите ж мне в огонь: пойду как на обед. Служить бы рад, прислуживаться тошно. А впрочем, он дойдёт до степеней известных, Кто служит делу, а не лицам... Когда в делах – я от веселий прячусь, |
Дома новы, но предрассудки стары. А судьи кто? Кричали женщины: ура! Но чтоб иметь детей, Чины людьми даются, Блажен, кто верует, тепло ему на свете! Помилуйте, мы с вами не ребяты, Не поздоровится от эдаких похвал. Нет! недоволен я Москвой. Рассудку вопреки, наперекор стихиям. Хоть у китайцев бы нам несколько занять Послушай! ври, да знай же меру. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. |
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник... |