Про деток, от рождения до школы

Аддиктивное поведение понимается как зависимость от объектов неживой природы, в отличие от термина «зависимое поведение», которое характеризуется влечением к обладанию как объектов неживой, так и живой природы (например, зависимость от других людей). Основными видами аддиктивного поведения являются зависимость от психоактивных веществ (чая, кофе, алкоголя, табака, наркотиков), интернет-зависимость, зависимость от деструктивных культов.

В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:

Ш химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

Ш нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

Ш гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

Ш сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм;

Ш религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

По мере изменения жизни людей появляются новые формы зависимого поведения, например, сегодня чрезвычайно быстро распространяется компьютерная зависимость. В то же время некоторые формы постепенно утрачивают ярлык девиантности.

Зависимое (аддиктивное) поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции.Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной - от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической и психической патологией. В связи с этим некоторые авторы различают аддиктивное поведение и просто вредные привычки, которые не достигают степени зависимости и не представляют фатальной угрозы, например, переедание или курение. В свою очередь, отдельные подвиды аддиктивного поведения представляют континуумы разнообразных проявлений. Например, специалисты признают, что алкоголизм (клиническая форма алкогольной зависимости) не является монолитным, и в действительности более правильно говорить об «алкоголизмах».

Выбор личностью конкретного объекта зависимости отчасти определяется его специфическим действием на организм человека. Как правило, люди отличаются по индивидуальной предрасположенности к тем или иным объектам аддикции. Особая популярность алкоголя во многом обязана широкому спектру его действия - он может с одинаковым успехом использоваться для возбуждения, согревания, расслабления, лечения простудных заболеваний, повышения уверенности и раскованности.

Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования. Например, курильщик с многолетним стажем, отказавшись от сигарет, может испытывать постоянное желание есть. Человек, зависимый от героина, часто пытается поддерживать ремиссию с помощью употребления более легких наркотиков или алкоголя.

Следовательно, несмотря на кажущиеся внешние различия, рассматриваемые формы поведения имеют принципиально схожие психологические механизмы. В связи с этим выделяют общие признаки аддиктивного поведения.

Прежде всего, зависимое поведение личности проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще - как утрата самоконтроля.

Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции (зависимости). Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. Мотивация поведения различна на различных стадиях зависимости.

Еще одной характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла:

Ш наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;

Ш усиление желания и напряжения;

Ш ожидание и активный поиск объекта аддикции;

Ш получение объекта и достижение специфических переживаний;

Ш расслабление;

Ш фаза ремиссии (относительного покоя).

Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью. Например, для одного аддикта цикл может продолжаться месяц, для другого - один день. Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти (как, например, в случаях алкоголизма или наркомании), но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию. Ц. П. Короленко и Т. А. Донских указывают на типичные социально-психологические изменения, сопровождающие формирование аддикции. Первостепенное значение имеет формирование аддиктивной установки - совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни.

Параллельно развивается недоверие ко всем «другим», в том числе специалистам, пытающимся оказать аддикту медико-социальную помощь («они не могут меня понять, потому что сами не знают, что это такое»).

Аддиктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление - образом жизни. Жизненное пространство сужается до ситуации получения объекта. Все остальное - прежние способности личности справляться со стрессом. Предполагается, что аддиктивное поведение возникает при нарушении копинг-функции - механизмов совладения со стрессом. Исследования свидетельствуют о различиях в копинг-поведении здоровых и зависимых людей. Например, наркозависимые подростки демонстрируют такие характерные реакции на стресс, как уход от решения проблем, отрицание, изоляция.

Бездуховность, отсутствие смысла жизни, неспособность принять ответственность за свою жизнь на себя - эти и другие сущностные характеристики человека, вернее, их деформации, несомненно, также способствуют формированию зависимого поведения и его сохранению.

Говоря о факторах зависимого поведения, следует еще раз подчеркнуть, что в его основе лежат естественные потребности человека. Склонность к зависимости в целом является универсальной особенностью человека. При определенных условиях, однако, некоторые нейтральные объекты превращаются в жизненно важные для личности, а потребность в них усиливается до неконтролируемой.

Поведение аддиктов в межличностных отношениях характеризует ряд основных общих особенностей.

Сниженная переносимость трудностей обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем. Аддикту не подходит формула Г.Селье: “Стресс - это аромат и вкус жизни” . Для него это угроза и повод к бегству. Это сочетается с повышенной обидчивостью, подозрительностью, что влечет за собой частые конфликты.

Скрытый комплекс неполноценности находит свое отражение “в частых сменах настроения, неуверенности, избегании ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными” .

Поверхностный характер социабельности и ее ограниченность во времени сочетаются с обостренным стремлением произвести на окружающих положительное впечатление. Алкогольные аддикты, например, производят иногда впечатление своим специфическим юмором на алкогольную тематику, рассказами о своих похождениях, приукрашивая свои рассказы деталями, не имеющими никакого отношения к действительности. Особенно хорошо это проявляется при групповом принятии алкоголя. “В то же время общение на “длинную” дистанцию с ними затруднено, неинтересно. Аддикты - скучные, однообразные люди в повседневной жизни. Отношения с ними поверхностны, к глубоким положительным эмоциональным отношениям они не способны и избегают ситуаций, связанных с ними” .

Стремление говорить неправду. Аддикты часто не сдерживают своих обещаний, отличаются необязательностью, несоблюдением договоров.

Стремление обвинять невиновных, (даже если известно, что человек на самом деле не виноват).

Уход от ответственности в принятии решений и взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент.

Стереотипность, повторяемость поведения. Сложивший стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить.

Зависимость проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью. Иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки.

Тревожность у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникать без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний.

Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Существуют разные виды аддиктивного поведения, как фармакологического, так и нефармакологического характера. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям.

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своими пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции .

Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный, но односторонний способ выживания - уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Жизнь всегда сопровождают перепады настроения, но индивиды по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют.

Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизиологического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к исскуственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью .

Привлекательность аддикции состоит в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких - то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивных реализации.

Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющих психические состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.

Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимы всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности.

Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, расслабляться, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствие, эмоциональному поддержку даже наиболее близким людям.

Общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности усваиваются, и личность формируется в общении с другими людьми. Аддикт отгораживает себя от этих процессов, перестает обогащать свой жизненный опыт, нарушая тем самых важнейшие функции общения. Возникают взаимные трудности в процессе совместной деятельности аддикта с другими людьми. Потребность в самопознании, самоутверждении и подтверждении лица с аддиктивными особенностями реализуют, прежде всего, в своем контакте аддиктивными агентами, но не в общении. Об аддиктах нельзя сказать, что они, желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, ищут точку опоры в других людях. Поиск точки опоры не выходит за границы аддиктивной реализации.

Аддиктивное поведение обычно воспринимается как некоторое пограничное состояние между нормой и зависимостью. В ситуации с подростками эта грань особенно тонка. В более общем смысле под аддикцией понимают различные способы ухода от реальности – с помощью игр, психоактивных веществ, навязчивых действий, других видов активности, которые приносят яркие эмоции. Естественная способность к адаптации и преодолению тяжелых жизненных обстоятельств у таких подростков снижена.

«Любые виды аддиктивного поведения у детей – «крик о помощи», сигнал о необходимости срочного вмешательства для сохранения ребёнка полноценным членом общества.»

Условия возникновения аддикций

Невозможно выделить однозначные причины аддиктивного поведения. Для развития реагирования такого типа необходимо сочетание личностных особенностей и неблагоприятной среды.

Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:

  • Активная демонстрация превосходства на фоне комплекса неполноценности.
  • Склонность к лжи.
  • Комфорт в тяжелых, кризисных ситуациях в сочетании с депрессией и дискомфортом в обычной жизненной рутине.
  • Глубинный страх перед стойкими эмоциональными контактами с окружающими в сочетании с активно демонстрируемой социальностью.
  • Избегание ответственности.
  • Стремление обвинять невиновных окружающих в причинённом вреде.
  • Высокая тревожность, зависимое поведение.
  • Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей со следующими условиями:

  1. Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).
  2. Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.
  3. Низкая адаптация к условиям школы.
  4. Нестабильность, незрелость личности.
  5. Неспособность подростка самостоятельно справиться с зависимостью.
  • Желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей.
  • Азартность, стремление к острым ощущениям.
  • Незрелость личности.
  • Низкая психологическая устойчивость или душевная незрелость.
  • Трудности с самоидентификацией и самовыражением.
  • Чувство одиночества, беззащитности.
  • Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.
  • Эмоциональная скудность.

Роль семьи в формировании аддиктиктивного поведения

Основным источником аддиктивного поведения подростков является семья. Диагностика и лечение аддикций вне семейного окружения неэффективны и бессмысленны. При этом верно и обратное – наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию. Для деструктивных семей характерны:

  • Особые способы самовыражения, основанные на компенсации своих отрицательных эмоций на членах семьи или самоутверждение за их счёт.
  • Специфические способы решения проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности и общения.
  • Обязательно наличие зависимостей и созависимостей, при которых любые проблемы, болезни, напряжение приводят к разрушению хрупкого равновесия в отношениях членов семьи.

Установлена взаимосвязь наличия зависимостей или созависимости у родителей и аддиктивного поведения у их детей. Эта связь может проявляться даже через поколение, приводя к развитию зависимостей у внуков людей с алкоголизмом или наркоманией. У многих людей с зависимостями они развились как последствия созависимости у них или их родителей.

Формированию почвы для развития аддиктивного поведения подростков способствуют следующие типы дисфункциональных семей:

  • Неполная семья.
  • Аморальная семья, для которой характерны алкоголизация, сексуальная распущенность или насилие.
  • Криминогенная семья, члены которой имеют судимости или связаны с криминальным миром.
  • Псевдоблагополучные семьи, которые не имеют видимых дефектов в структуре и зависимостей, однако в такой семье используются неприемлемые способы воспитания.
  • Проблемные семьи, в которых происходят постоянные конфликты.

Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки. Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков. Психология аддиктивного поведения утверждает, что в процессе «бегства» из семьи место родителей занимает группа авторитетных сверстников. Эта группа становится новым источником жизненных правил, норм поведения, нравственных ориентиров и жизненных целей.

Адаптация к условиям жизни или саморегуляция для повышения эмоционального фона и насыщенности жизни является основной целью, которую преследует аддиктивное поведение. Виды аддикций включают следующие способы достижения этих целей:

  • Нарушение пищевого поведения ( , анорексия, голодание).
  • Химические зависимости (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение).
  • Лудомания или гэмблинг – зависимость от игр (азартные игры и компьютерную зависимость обычно разделяют).
  • Религиозный фанатизм, сектантство.

Первые три из указанных видов зависимостей предоставляют лёгкий и быстрый способ получить яркие положительные эмоции. Четвёртый вид зависимого поведения помогает аддикту почувствовать себя вовлечённым в нечто значительное, получить некий аналог семьи, который всецело его одобряет и поддерживает.

Степени вовлечённости аддикта в пагубные влечения могут очень сильно отличаться – от редких эпизодов, не влияющих на повседневную жизнь, до тяжелой зависимости, полностью подчиняющей себе субъекта. Поэтому иногда выделяют различные степени тяжести аддикции, самой лёгкой из которых является вредная привычка, а самой тяжелой – биологическая зависимость, сопровождающаяся изменениями в психическом и физическом состоянии.

Диагностика аддиктивного поведения подростков не составляет труда. Проблемы в школе, курение, употребление алкоголя – его явные и требующие немедленного активного вмешательства признаки. Гораздо эффективнее и важнее выявлять и устранять факторы риска и условия, способствующие возникновению аддикций.

Лечение аддиктивного поведения

Основным методом лечения аддиктивного поведения является психотерапия. При лечении подростков с тяжелыми зависимостями может потребоваться госпитализация с курсом дезинтоксикации для выведения из организма накопленного психоактивного вещества.

Большинство школ психотерапии рассматривают аддиктивное поведение подростков как симптом общего неблагополучия семьи. Поэтому основным объектом лечения является семья в целом. Без вовлечения семьи даже успешно оконченный курс лечения не гарантирует полного благополучия в дальнейшем – ведь подросток возвращается в ту же семью, из-за которой развилось аддиктивное поведение.

Общие цели при работе с семьёй аддикта следующие:

  • Определить факторы, способствующие употреблению психоактивных веществ подростком.
  • Добиться осознания родителями того, что аддиктивное поведение – общесемейная проблема.
  • Убедить их в необходимости совместного лечения.
  • Изменить дисфункциональные паттерны воспитания.
  • Восстановить влияние родителей на подростка.
  • Нормализовать взаимоотношения между членами семьи.
  • Устранить проблемы родителей, поддерживающие аддикцию ребёнка, в том числе различные зависимости в семье.
  • Выработать индивидуальный подход к лечению.

Стратегическая семейная психотерапия

Этот подход подразумевает выявление несоответствия семейной иерархии традиционному и её последующее исправление. В обычных семьях родители управляют детьми. В семьях, где у подростка развивается аддикция, он начинает управлять родителями, оставаясь зависимым от них материально и эмоционально. В процессе психотерапии врач помогает установить такие отношения в семье, при которых родители занимают высшую ступеньку семейной иерархии. Общение между родителями и детьми, помимо эмоциональной составляющей, включает однозначно определённые ожидания от поведения ребёнка, правилах его поведения и мерах, которые будут применены в случае нарушения этих правил. После восстановления нормальной иерархии подросток не может управлять родителями, благодаря чему восстанавливается конструктивное поведение.

Функциональная семейная психотерапия

Этот вид терапии включает ряд стандартных этапов, которые модифицируются в каждом случае индивидуально. В начале лечения психотерапевт анализирует имеющиеся у них ожидания от лечения и помогает сформулировать положительные цели для всех членов семьи. Далее он определяет какие семейные взаимоотношения нуждаются в модификации. В процессе лечения уменьшается негативное восприятие членами семьи зависимости подростка, улучшается внутрисемейная атмосфера, меняются паттерны поведения.

Структурная семейная психотерапия

Данный подход в качестве пациента рассматривает семью в целом. Цель лечения – создание сбалансированной, благоприятной структуры семьи и улучшение её функционирования. Мероприятия для этого подбираются индивидуально в зависимости от типа семейных отношений. Важно согласовать изменения с темпом жизни семьи и ожиданиями её членов.

Профилактика аддиктивного поведения

Традиционно все меры профилактики разделяют на первичную, вторичную и третичную в зависимости от времени вмешательства.

Первичная профилактика аддиктивного поведения подростков подразумевает предупреждение вовлечения детей в любые виды зависимостей. Она направлена на работу с контингентом, полностью незнакомым или недостаточно осведомлённым о действии психоактивных веществ. Этот вид профилактики включает информирование о последствиях зависимостей, приобщение подростков к труду, вовлечение их в активную деятельность, популяризацию спортивных секций, школ искусств, туристских организаций. Также важно осведомление родителей и педагогов о ранних признаках зависимости у подростка.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление начавших употребление психоактивных веществ подростков и помощь им для предупреждения физической зависимости.

Задачи третичной профилактики – реабилитация людей с зависимостями, возвращение их к активной жизни и предупреждение рецидивов.

Детская психическая травма и аддиктивное поведение

Существует много непонятных терминов в психологии, обозначающих довольно простые вещи. Одним из подобных определений можно отнести аддикцию.

Определение аддикции

Модное понятие «аддикция» подразумевает саморазрушение путем ухода от реальности, связанное с употреблением различных химических веществ, существенно влияющих на психику и разум, а также навязчивое стремление заниматься определенными видами деятельности. Проще говоря, аддиктивное поведение – это термин, который означает своего рода зависимость, пристрастие к определенным препаратам или занятиям с целью получения физического или психического удовлетворения.

Суть аддиктивного поведения выражается в постоянном стремлении аддикта (зависимого человека) использовать удовлетворить свои потребности при помощи предметов или действий, к которым и возникла нездоровая тяга.

Существует ряд теоретических выкладок о биологических механизмах развития любой зависимости:

  1. Отсутствие необходимой стимуляции центров удовольствия в головном мозгу аддиктов. Предполагается, что мозг любого здорового человека имеет центр удовольствия, активизация которого вызывает огромное чувство удовлетворения. Мозг аддиктов устроен немного по-иному – их центры удовольствия не получают должной активизации в обычной жизни, поэтому в ход идут различные синтетические вещества или навязчивые действия.
  2. Во всем виновен некий ген аддиктивности, обнаруженный в 1990 году американским ученым К. Блюмом. Этот ген выявляется у всех людей, имеющих нездоровые пристрастия, будь то психоактивные вещества или стремление к перееданию, азартным играм, частой смене сексуальных партнеров.
  3. Влияние любых психоактивных веществ на опиатные рецепторы головного мозга. В норме опиатные рецепторы возбуждаются от воздействия вырабатываемых нейромедиаторов – дофамина, эндорфина, энкефалинов, ГАМК и др. Любое химическое вещество, вызывающее необъяснимую тягу, имеет свойство замещать эти нейромедиаторы. Впоследствии мозг человека перестает вырабатывать природные вещества и при отсутствии замены начинает посылать сигналы о необходимости восстановить баланс. Так развивается физическая зависимость от психоактивных веществ.

Как бы там ни было, зависимую личность мало интересует биологический аспект формирования тяги, его навязчивое стремление уйти в иллюзорный мир вырывают человека из реальной жизни и приносят в его жизнь массу проблем, начиная от проблем во взаимоотношениях с близкими и заканчивая трудностями с законом. Проблемы аддикции связаны с тем, что многие зависимые люди заканчивают жизнь самоубийством, не мысля себя без объекта пристрастия, другие – коротают остаток жизни в психиатрических клиниках. Так или иначе, аддикция является серьезной проблемой, требующей незамедлительной коррекции, а порой и длительного медикаментозного лечения.
На видео о проблемах аддиктивного поведения:

Классификация

Для большего удобства можно систематизировать болезненные пристрастия по разным группам:

  1. Химические аддикции. Характеризуется пристрастием к сильнодействующим синтетическим или природным веществам, изменяющим физическое и психическое состояние человека до неузнаваемости. Химические аддикции наносят огромный вред здоровью человека. В это группу входят: , зависимости, .
  2. Нехимические пристрастия. Это довольно большая группа, включающая в себя:
    • тягу к азартным играм;
    • сексуальная аддикция;
    • любовная аддикция;
    • зависимость от покупок – шоппинг;
    • трудоголизм;
    • интернет-зависимость;
    • спортивная аддикция.
  3. Промежуточная группа. Сюда специалисты включают виды аддикций, связанные с перееданием и голоданием. Такие распространенные нервно-психические болезни, как булимия или анорексия, являются яркими примерами пищевых аддикций.

Причины развития

Причин формирования аддиктивного поведения, а именно негативного пристрастия к тому или иному веществу у каждого конкретного человека может быть масса: непонимание окружающих, недовольство собой, психотравмирующая ситуация и т.д.

В целом все факторы, способствующие развитию аддикции, можно разделить на 3 большие группы:

  • психологические;
  • социальные;
  • биологические.

Все эти факторы тесно связаны между собой. Мало того, у одного человека может наблюдаться целый комплекс причин, вызывающих болезненное пристрастие к определенному веществу.



К психологическим факторам развития аддиктивного поведения относятся:
  • личностные черты характера – закомплексованность, низкий интеллект, отсутствие смысла жизни и интересов и др.;
  • тяжелое психологическое состояние – стресс, психическая травма, горе;
  • обстоятельства, способствующие развитию аддикций, в важнейшие периоды становления личности – пример выпивающих родителей, отсутствие телесного и духовного контакта с матерью в ранние годы, подростковые проблемы и неумение их решать.

Социальная подоплека аддиктивных состояний выражается в большей части во влиянии семьи и учебных учреждений, низкая заинтересованность государства в решении проблемы алкоголизации общества, доступность психоактивных веществ, пищевые традиции семьи и ближайшего окружения, ненормальное воспитание – гипер- и гипоопека, влияние различных социальных групп.

К биологическим факторам развития аддикций относят физическую устойчивость к действию психотропных веществ, наследственную предрасположенность, способность вырабатывать собственные психоактивные вещества, способствующие повышению настроения.

Этапы формирования

Психологи давно заметили, что формирование любой зависимости проходит ряд ступеней.

Рассмотрим стадии развития аддикции более подробно:

  • Стадия первых проб. Здесь происходит первое знакомство с предметом пристрастия, формирование положительных эмоций в ответ на употребление, но пока сохраняется контроль над своим поведением.
  • Стадия аддиктивного ритма, которой характерно более частое прибегание к объекту аддикции, закрепление привычки, возникновение психологической зависимости.
  • Аддиктивное поведение. Тяга становится столь явной, что ее нелегко скрывать, утрачивается контроль над ситуацией. При этом зависимый резко отрицает наличие у него каких-либо проблем. Человек охвачен смятением, его мучает беспокойство и страхи, что с ним что-то не в порядке, но он боится в этом признаться окружающим.
  • Полное преобладание физической зависимости. Эффект улучшения настроения при использовании объекта зависимости исчезает, имеются стойкие изменения личности, вплоть до деградации, социальные контакты затруднены.
  • Стадия полного разрушения – катастрофа. На этом этапе происходит нарушение работы организма из-за постоянной интоксикации либо вследствие постоянного деструктивного поведения. Человек серьезно болен, его зависимость явно преобладает над базовыми потребностями. Этой фазе характерно совершение правонарушений, суицидальные мысли, эмоциональные срывы.

Наиболее ярко этапы формирования аддиктивного поведения прослеживаются на примере химических зависимостей.

Виды химических аддикций

Алкогольная аддикция наиболее распространена среди химических зависимостей. Спиртные напитки не запрещены к употреблению, более того – рекомендованы при некоторых состояниях. Тем не менее, частое злоупотребление алкоголем вызывает многочисленные нарушения в работе внутренних органов, головного и спинного мозга, нервной системы.

Употребление малых доз этанола в редких случаях, как правило, не приводит к стойкой зависимости, действует расслабляюще, повышает настроение, расширяет сосуды. Состояние аддикции развивается в тот момент, когда человек не представляет себе нормального существования без ежедневного присутствия спиртных напитков, употребление алкоголя становится сверхценной идеей, наличествует синдром абстиненции.

Алкогольная зависимость приводит к ранней инвалидности или смерти больного вследствие интоксикации, травматизации или психических нарушений.

Лекция об алкоголизме как форме аддиктивного поведения:

Наркотическая аддикция считается более серьезным явлением, развивается вследствие употребления психоактивных веществ, резко изменяющих сознание. Под воздействием химического вещества у человека возникает иллюзорное ощущение полного отсутствия проблем, резко повышается настроение, мир видится в радужных красках. Желание повторить приятные моменты приводит к развитию психической зависимости уже с первого применения.

Для достижения желаемого состояния наркозависимому требуется все большая дозировка вещества, постепенно аддикты переходят с более легких психотропных препаратов на серьезные тяжелые наркотики, вызывающие многочисленные нарушения психической сферы и поражения организма. Все это практически мгновенно приводит к полной изоляции наркомана, тяжелым заболеваниям – передозировке, ВИЧ-инфекции, гепатиту С, а также суициду.

Постепенно зависимые от употребления наркотиков люди начинают употреблять химические вещества не только для достижения состояния кайфа, но и с целью достижения хорошего самочувствия.

Наркотик, встраиваясь в систему обмена, становится необходимым для жизни, в результаты отмены препарата наступает сильная абстиненция – физические боли сменяются тяжелым депрессивным состоянием и нежеланием жить.

Наркотической аддикции свойственны постоянные рецидивы из-за неумения жить в социуме, неспособности получать удовольствие от простых вещей, явно выраженной потребности в изменении сознания.

Табачная аддикция характеризуется наличием тяги к никотину, вызываемой постоянным табакокурением. Развитие табачной аддикции наступает вследствие нерешенных психологических и социогенных проблем. Сигарета на время помогает переключиться с проблемной ситуации, отрешиться от нее, тем самым вызывая ложное чувство расслабления и способности взглянуть на ситуацию под другим углом.

Совместные перекуры помогают нерешительным людям установить контакт, начать знакомство. Курение табака вызывает не только психологическую зависимость, но и в значительной степени физическое пристрастие. В результате поступления никотина извне организм перестает вырабатывать собственный, эндогенный никотин, что в результате отказа от курения вызывает негативное состояние: депрессию, раздражительность, бессонницу, головные боли.

Клинические проявления

Распознать наличие какой-либо зависимости у родного человека очень непросто, в особенности, если больной находится на первых двух этапах формирования аддикции.

Однако, существуют общие признаки, благодаря которым возможно понять, имеется ли у человека зависимость:

  1. Самоуверенность и хорошая переносимость жизненных трудностей при явно плохом моральном состоянии в случае бытовой рутины. Это один из основных признаков развития аддикции – стремление к комфортному существованию и заставляет аддиктов искать острых ощущений.
  2. Лживость и вечное стремление переложить ответственность на чужие плечи.
  3. Низкая самооценка и закомплесованность, при этом внешнее стремление казаться лучше окружающих.
  4. Боязнь эмоционально привязаться к кому-либо.
  5. Стереотипное мышление.
  6. Тревога.
  7. Желание манипулировать другими людьми.
  8. Нежелание брать на себя ответственность за свои поступки.

Диагностика

Выявить склонность к аддиктивному поведению или уже имеющееся патологическое пристрастие может опытный нарколог и психолог. В ходе первичной беседы специалист может распознать некоторые особенности личности, позволяющие сделать вывод о подверженности человека к аддиктивному поведению.

Уже имеющиеся химические аддикции диагностируются на очном приеме у опытного врача-нарколога. Существуют определенные критерии для выявления химических аддикций.

К ним относятся:

  • непрекращающееся желание употребить психитропное вещество;
  • постоянное употребление, несмотря на сопутствующие проблемы – наличие хронических болезней, психические расстройства, факты передозировки;
  • увеличение дозировки;
  • развитие и употребление психоактивных веществ для его купирования;
  • нежелание иного досуга, нежели принятие химического вещества, отсутствие увлечений и хобби, все имеющееся свободное время тратится на употребление стимуляторов или восстановление после их применения;
  • отсутствие контроля над употреблением.

Если три или более симптомов наблюдались у человека в течение года, то можно смело говорить о наличии у него аддикции.

Лечение

Справиться с зависимостью возможно только при осознании человеком тяжелой проблемы и стремления избавиться от пристрастия. Выйти из порочного круга зависимости в одиночку практически невозможно, всем зависимым необходима помощь психотерапевта, а в случае наркомании и алкоголизма – квалифицированного нарколога.

Больные тяжелыми формами наркомании и алкоголизма непременно госпитализируются в стационар с целью снятия абстиненции, восстановления разрушенного здоровья и снятия влечения к психотропным веществам. Все это время с больным работает психолог, помогающий предотвратить развитие рецидива болезни и социализироваться после выхода из стационара.

С учетом развития современной фармакологии купировать физическое влечение к наркотикам или алкоголю не составляет особого труда. Гораздо тяжелее справиться с психической зависимостью к изменению сознания, этот этап является очень сложным, менее поддающимся терапии. Психическая тяга к употреблению может сохраняться всю жизнь.

Профилактика

Такое сложное состояние, как аддикция, проще выявить на ранней его стадии и далее предупредить его развитие и переход на крайнюю стадию.

Для профилактики используются следующие способы:

  1. Диагностика – выявление детей и подростков, личностные характеристики которых дают возможность предполагать склонность у них к аддиктивному поведению. Беседы с детьми из группы риска помогают выявить наличие имеющихся проблем в семье, внутренние переживания, низкую самооценку, способствующих в будущем развитию пристрастий.
  2. Донесение информации. Крайне важно распространять среди детей и молодежи как можно большее количество информации о вредных привычках, их последствиях, методах противодействия стрессовым ситуациям, учить грамотному общению.
  3. Коррекция. В данном случае работа психолога направлена на исправление сформировавшихся негативных взглядов, отношению к себе, формирование навыка справляться с трудными жизненными ситуациями.

К вторичной профилактике можно отнести обнаружение людей с уже имеющимися проблемами и их терапию, а к третичной – реабилитацию и социализацию аддиктов, находящихся в стойкой ремиссии.

Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ. По сути, прибегая к аддиктивному поведению, люди стремятся создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию.

Деструктивный характер такого состояния определяется тем, что человек устанавливает эмоциональную связь не с другими личностями, а предметами или явлениями, что особенно характерно для химической зависимости, пристрастии к карточным и прочим азартным играм, интернет-зависимости и т.д. Очень часто патология встречается среди несовершеннолетних подростков, школьников и студентов, но нередко диагностируется и у взрослых людей различного социального статуса. В связи с эти очень важна своевременная профилактика аддиктивного поведения среди детей, имеющих предрасположенность к этому.

Психология описывает аддикцию как некое пограничное состояние, возникающее между патологической зависимостью и нормой. Эта грань особенно тонка, если речь идет об аддикивном поведении подростков. Уходя от реальности путем употребления психоактивных веществ, компьютерных игр и т.д., они испытывают приятные и очень яркие эмоции, от которых очень скоро могут стать зависимы. При этом происходит снижение способности к адаптации. Можно сказать, что любые виды аддикции – это своеобразный сигнал о помощи, требующейся человеку для того, чтобы остаться полноценным членом общества.

Причины развития

Однозначные причины развития аддиктивного поведения выделить невозможно, так как здесь обычно происходит влияние сочетания различных неблагоприятных факторов внешней среды и личностных особенностей каждого конкретного человека. Как правило, выявить предрасположенность к аддиктивному поведению у подростков и детей можно с помощью специальных психологических методик и по наличию определенных особенностей личности и характера.

Аддиктивное поведение обычно развивается при сочетании вышеперечисленных особенностей с определенными обстоятельствами, например, неблагоприятной социальной средой, низкой адаптацией ребенка к условиям образовательного учреждения и т.д. Также выделяют дополнительные факторы риска, такие как стремление непременно выделиться из общей массы, азартность, психологическая неустойчивость, одиночество, восприятие обычных житейских обстоятельств в качестве неблагоприятных, скудность эмоций и т.д.

Стоит подчеркнуть, что в процессе формирования аддикций определенная
роль принадлежит практически всем существующим общественным институтам. В появлении девиантного поведения одна из ведущих ролей принадлежит семье, точно также как и в процессе лечения патологии. Однако наличие в семье деструктивного члена, будь то ребенок или взрослый, может привести к ее деградации. Для дисфункциональных семей в большинстве своем характерны довольно специфические методы решения возникающих проблем и самовыражения, основанные на самоутверждении за счет остальных членов семьи и компенсации собственных негативных эмоций на них.

Взаимосвязь между аддикцией у родителей и детей может проявляться даже через поколение, приводя к рождению внуков с наследственной предрасположенностью, например, к алкоголизму. Так как семья является основным критерием и примером для любого человека, аддиктивным поведением часто страдают дети из неполных или аморальных семей, семей, члены которых склонны проявлять насилие или имеют явно криминальные наклонности, конфликтных семей.

Некоторые предпосылки к развитию аддикции может дать не только семья, но и другой общественный институт – школа. Дело в том, что современная система школьного образования поощряет очень напряженный труд, практически игнорируя межличностные отношения. В результате этого дети растут, не приобретая полезного житейского опыта и социальных навыков, стараясь избегать любых трудностей и ответственности. Что характерно, аддиктивные наклонности чаще возникают у учеников школ для одаренных детей, посещающих множество дополнительных занятий и кружков, но практически не имеющих свободного времени.

В качестве предрасполагающего фактора к развитию аддиктивного поведения можно рассматривать и религию, которая с одной стороны дает смысл жизни и людям и помогает избавиться от пагубных пристрастий, но с другой – сама может стать патологической зависимостью. Даже традиционные религиозные течения могут способствовать формированию зависимости, не говоря уже о различных деструктивных сектах.

Этапы развития

Развитие любого патологического пристрастия обычно проходит несколько ступеней, которые также вполне можно рассматривать и как степени тяжести аддиктивного поведения. Первый этап – это период первых проб, когда человек впервые пробует что-то, что впоследствии может превратиться в зависимость. Далее наступает этап «аддиктивного ритма», когда у человека начинает вырабатываться привычка.

На третьей ступени уже наблюдаются явные проявления аддиктивного поведения, а сама
аддикция превращается в единственный способ реагирования на любые жизненные трудности. При этом сам человек отрицает собственную зависимость, а между окружающей реальностью и его восприятием прослеживается явная дисгармония.

На этапе физической зависимости аддикция начинает преобладать над остальными сферами жизни личности, а обращение к ней уже не приносит эмоционального удовлетворения и эффекта хорошего настроения. На поздней стадии наступает полная эмоциональная и физическая деградация, а при зависимости от психотропных веществ происходят нарушения в работе практически всех органов и систем организма. Это чревато возникновением тяжелых физиологических и психических расстройств вплоть до летального исхода.

Виды

Формы аддиктивного поведения довольно разнообразны, по происхождению можно выделить следующие виды:

  • химические – табакокурение, наркомания, токсикомания, злоупотребление спиртным;
  • нехимические – компьютерная зависимость, зависимость от интернета, видео- и азартных игр, трудоголизм, шопоголизм, сексуальная зависимость и т.п.;
  • нарушения пищевого поведения – аддиктивное голодание или переедание;
  • патологическая увлеченность каким-либо видом деятельности, приводящее к полному игнорированию или усугублению имеющихся жизненных трудностей – сектантство, религиозный фанатизм и т.п.

Стоит отметить, что представленная классификация весьма условна. Последствия же различных форм зависимости могут значительно отличаться для самого человека и общества. Это обуславливает и различное отношение в социуме к разным видам аддикций. Так, к примеру, к курению многие относятся толерантно и нейтрально, а религиозность и вовсе часто вызывает одобрение. Некоторые особенно распространенные виды аддиктивного поведения будут рассмотрены более подробно.

В последние годы число людей, испытывающих болезненное пристрастие к азартным играм, значительно возросло по всему миру. Это неудивительно, ведь сегодня существует огромное количество способов удовлетворить свою патологическую тягу: игровые автоматы, картежные игры, казино, лотерея, тотализаторы и т.д. В принципе некоторая доля азарта может присутствовать и у совершенно здорового человека, проявляясь в стремлении к победе и превосходству, а также финансовому обогащению. В основе этого лежат исключительно положительные эмоции, которые люди стремятся испытать снова и снова. Именно тогда азарт приобретает аффективную форму при отсутствии рационального контроля над его эмоциональной составляющей. В подобном состоянии аффекта происходит нарушение восприятия, а воля человека концентрируется лишь на одном объекте.

Когда увлечение азартными играми становится пристрастием, в медицине оно именуется аддиктивной зависимостью. При этом проблемных игроков можно разделить на несколько типов. Первый тип – это так называемый «смеющийся» игрок, воспринимающий азартные игры все еще в качестве развлечения. Однако со временем выигрыш становится все более важным, а значит, увеличиваются и ставки, при этом неудачи воспринимаются просто как неблагоприятное стечение обстоятельств или жульничество стороны других игроков.

Через довольно короткий промежуток времени такой человек может превратиться в «плачущего» игрока, начать занимать деньги для удовлетворения своей тяги к азартным играм. При этом пристрастие к игре доминирует над остальными сферами жизни. Не смотря на все возрастающие финансовые задолженности и отрыв от реальности, «плачущий» игрок все еще верит в то, что каким-то волшебным образом все его проблемы разрешатся, например, при крупном выигрыше.

После этого наступает стадия отчаяния. «Отчаявшийся» игрок занят только игрой, у него зачастую нет ни постоянного места работы или учебы, ни друзей. Понимая, что его жизнь катится по наклонной, такой человек не в силах самостоятельно преодолеть зависимость, так как при прекращении игр у него возникают вполне реальные расстройства, напоминающие похмелье при алкогольной зависимости: мигрени, нарушения аппетита и сна, депрессии и т.д. Среди отчаявшихся игроков довольно распространены суицидальные тенденции.

В эру компьютерных технологий их использование привносит существенные преимущества, как в учебную, так и профессиональную деятельность, однако оказывает и негативное влияние на многие психические функции человека. Безусловно, компьютер облегчает решение множества задач, а соответственно и снижает требования к интеллектуальным способностям личности. Также снижаются такие важнейшие психические функции, как восприятие, память и мышление. Человек, обладавший определенными позитивными чертами, постепенно может стать излишне педантичным и даже отрешенным. В его мотивационной сфере начинают главенствовать деструктивные и примитивные игровые побуждения.

Особенно распространено подобное аддиктивное поведение среди подростков. Проявляться оно может в зависимости от компьютерных игр, социальных сетей, феномене хакерства и т.д. Обладая неограниченным доступом к сети Интернет и содержащейся в ней информации, человек теряет ощущение реальности. Этот риск особенно велик для людей, для которых интернет является единственным средством общения с миром.

Одной из самых распространенных форм компьютерной зависимости является болезненное увлечение видеоиграми. Было установлено, что среди детей и подростков неким побочным эффектом такой зависимости становится агрессия и тревожность при отсутствии возможности поиграть.

Что касается увлечения всевозможными социальными сетями и прочими сервисами, созданными для общения, здесь также кроется немало опасности. Дело в том, что в сети каждый способен найти идеального собеседника, удовлетворяющего любым критериям, с которым нет необходимости поддерживать общение и дальше. У зависимых людей формируется пренебрежительное отношение к контактам с людьми в жизни. Помимо ограничения общения с реальными людьми, могут наблюдаться нарушения сна, скука, подавленное настроение. Увлечение компьютером превалирует над любыми другими видами деятельности, а общение с реальными людьми дается очень трудно.

Алкогольная зависимость, также как пристрастие к наркотикам относится к формам аддиктивного разрушающего поведения, способного привести к катастрофическим последствиям. Если на начальной стадии алкоголизма человек еще контролирует собственную жизнь, то в дальнейшем пагубное пристрастие уже начинает управлять им.

Для лиц, страдающих от алкогольной зависимости, характерными являются такие особенности личности и характера, как трудности в принятии важных решений и переносимости жизненных неурядиц, комплекс неполноценности, инфантильность, эгоцентризм, снижение интеллектуальных способностей. Поведение алкоголиков обычно отличается своей непродуктивностью, психическое развитие постепенно приходит к примитивному уровню с полным отсутствием интересов и целей в жизни.

Особенно сложен женский алкоголизм. В социуме пьющие женщины подвергаются гораздо более сильному осуждению, нежели мужчины, именно поэтому большинство из них скрывает свое пристрастие. Как правило, женщины отличаются большей эмоциональной неустойчивостью, поэтому им проще пристраститься к спиртному при возникновении жизненных трудностей или под гнетом собственной неудовлетворенности. Часто женский алкоголизм сочетается с зависимостью от транквилизаторов и седативных препаратов.

Клинические признаки

Основная цель аддикции – это саморегуляция и адаптация к существующим жизненным условиям. Распознать симптомы аддиктивного поведения у близкого человека не всегда просто, так как степень их может варьироваться. Особенности пациентов с девиантным поведением могут являться как причиной, так и следствием их зависимости. К таким особенностям относят:

  • абсолютно нормальное самочувствие и уверенность в себе в трудных жизненных ситуациях, которые у других людей вызывает если не отчаяние, то существенный дискомфорт;
  • стремление врать и обвинять окружающих в том, чего они не делали;
  • заниженная самооценка в сочетании с внешними проявлениями собственного превосходства;
  • страх перед эмоциональной привязанностью и тесными межличностными контактами;
  • наличие стереотипов в мышлении и поведении;
  • тревожность;
  • избегание любых форм ответственности;
  • стремление манипулировать окружающими.

Диагностика и терапия

Выявить аддиктивное поведение может квалифицированный психолог по результатам подробной беседы с пациентом, в ходе которой врач собирает подробный семейный анамнез, информацию о жизни и профессиональной деятельности больного, выявляет его личностные особенности. В ходе такой беседы специалист внимательно наблюдает за речью и поведением пациента, в которых также могут присутствовать определенные маркеры аддикции, например, реактивность или залипание в речи, негативные высказывания о себе и т.д.

В качестве главного метода лечения аддикций используется психотерапия. Если речь идет о тяжелой наркотической или алкогольной зависимости может потребоваться госпитализация больного и проведение дезинтоксикации организма. Так как большинство психологов рассматривают проявления аддикции как побочное явление семейного неблагополучия, предпочтение обычно отдается семейной психотерапии, которая может быть стратегической, структурной или функциональной. Основными целями такого психотерапевтического лечения является определение факторов, вызвавших девиантное поведение, нормализация отношений внутри семьи, разработка индивидуального подхода к лечению.

Профилактические меры

Профилактика аддиктивного поведения будет тем более эффективной, чем раньше ее начать. Раннее предупреждение развития аддикции включает в себя, прежде всего, диагностический этап, который должен проводиться в образовательных учреждениях с целью выявления детей со склонностью к девиантному поведению. Также первичная профилактика подразумевает предупреждение вовлечения детей и подростков в любые формы зависимостей. Сюда также относится и информирование о возможных последствиях зависимостей методах борьбы со стрессом и технологиях общения. Специалисты отмечают важность для современного общества популяризации иных видов досуга, например, спортивных секций.

У каждого второго человека в мире есть от чего-то зависимость. Однако мало кто задумывается, что это может привести к серьезным последствиям и повлиять не только на их собственную жизнь, но и на жизнь детей и родных. Сегодня вы узнаете о таком виде расстройства, как аддиктивное поведение, о причинах развития такой проблемы, о видах аддикций в науке и профилактике этих зависимостей.

Что такое аддикция

В психологии понятие «аддикция» – это форма расстройства, которое влечет за собой деструктивное поведение. Изучается – клинической социологией и психологией. Из-за жизненных трудностей или отношений в семье человек стремится уйти из реальности в виртуальный или нереальный мир. Зависимость начинается с обычного пристрастия и, после эмоционального удовлетворения, оно становится зависимостью. Человек, склонный к аддикции, начинает употреблять разные вещества, чтобы изменить собственное психологическое состояние.

Признаки аддиктивного поведения

Аддиктивность - это очень сложное расстройство. Чтобы прийти родному и близкому человеку на помощь, необходимо определить, зависимый он или нет. Выявить это сложно, особенно когда человек находится между «двух огней», то есть на первых этапах расстройства. Чтобы узнать, на каком этапе развивается данная проблема, рассмотрим характерные признаки расстройства:

  • Ложь. Это либо патологическая личностная особенность человека, либо приобретенная. Человек скрывает правду и пытается передать ответственность другому.
  • Комплексы. Человек начинает закрываться, постоянно ищет способы унизить себя. Внешне больной пытается найти способ выглядеть и вести себя лучше других.
  • Боязнь привязаться. Человек избегает любых проявлений внимания к своей особе, предпочитает оставаться одиноким и не искать себе вторую половинку.
  • Тревожность. У пациента наблюдается параноидальная тревога, из-за которой он может находиться подолгу возле предмета своей зависимости. Предчувствия какой-либо беды не дает человеку выйти на улицу.
  • Манипуляция. Из-за того, что у пациента наблюдаются разные комплексы, он пытается манипулировать своими близкими, угрожая расправой или самоубийством, желая добиться желаемого.
  • Стереотипное мышление. Грубо говоря, зависимый человек пытается подражать «стаду», то есть, своему близкому окружению. Происходит это независимо от желания больного аддикцией. Мысли других людей – его мысли. Пациент не может выражать собственное мнение, закомплексован, считает, что его точка зрения ничего не значит.
  • Нежелание нести ответственность за свои поступки. Пациент с таким расстройством не желает отвечать за свои действия, поступки, боится критики или осуждения.

Характерные черты аддиктивной личности

В современном мире определить девиантное поведение человека сложно, даже учитывая все вышеперечисленные признаки. Дело в том, что социум и социальная жизнь людей постоянно меняются. Из-за этого возникают трудности общения, а личность не может до конца раскрыть свой потенциал, просто не успевает. Отсюда возникают комплексы, ощущение собственной неполноценности, стереотипное мышление и другое.

Причины

Если для вашего близкого человека свойственны азартность, одиночество, стремление выделиться из общей массы, психологическая неустойчивость, неблагоприятные житейские обстоятельства и другие - он в зоне риска. Аддиктивное поведение проявляется тогда, когда ребенок или человек живет в семье, которая находится в сложной ситуации. То есть любые негативные эмоции и попытки самовыражаться за счет психологически слабого ребенка или человека приводят к таким последствиям.

Аддикция может проявляться через поколения, от родителей к ребенку. Таким расстройством страдают дети из аморальных или неполных семей, еще, где проявляется насилие, скандалы или присутствуют криминальные наклонности. На развитие расстройства может влиять и общественное место (школа, университет, работа). В таких учреждениях превыше всего стоит напряженный труд и получение знаний, но никак не отношения между сверстниками.

Зависимое поведение подростков

К сожалению, на сегодняшний день большая часть подростков страдает аддиктивным расстройством. Проблема заключается в том, что в подростковом возрасте ребенок пытается влиться в коллектив сверстников, которые могут оказаться плохой компанией. Он неосознанно начинает пить, курить или принимать наркотики для того чтобы доказать, что он такой же, как и другие.

Временная вредная привычка постепенно превращается в постоянную. К зависимости может привести и семья, в которой ребенок не чувствует себя нужным и любимым. Он бежит от проблем, закрываясь в себе, играя в игры или выпивая со сверстниками во дворе. Если вовремя не заметить признаки аддиктивного расстройства, ребенок может погубить себя: в этот период его эмоциональный порог очень высокий.

В чем проявляется разрушительный характер аддикции

Разрушительный характер аддикции проявляется в эмоциональных отношениях с неодушевленными предметами или явлениями. С людьми больные не контактируют, постепенно теряют свою значимость. Аддиктивная реализация заменяет любовь и дружбу и становится целью жизни. Человек постоянно уходит от реальной жизни к виртуальной или нереальной. Предмет занимает главное место в жизни человека, который больше не проявляет к другим людям любви, сочувствия, жалости, поддержки и симпатии.

Этапы формирования аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение делят на пять этапов. На первых двух человека еще можно спасти, сводив его к психологу, чтобы определить основные причины появления расстройства и принять меры во избежание последующего развития пристрастия. На последнем этапе личность человека полностью разрушается, что может привести к другим более серьезным психическим расстройствам. Далее рассмотрим этапы подробнее:

  • Этап 1. «Первые пробы». На этом этапе человек впервые знакомится с предметом, который вызывает аддиктивную зависимость.
  • Этап 2. «Аддиктивный ритм». Этот этап считается «перевалочным пунктом». В зависимости от тяжести проблем, человек решает – идти ему дальше или прекратить все.
  • Этап 3. «Аддиктивное поведение». На данном этапе пациент не признает своей зависимости. У него появляется тревога, беспокойство и другие реакции аддикции. Если на втором этапе человек еще сомневается, то на третьем внутри больного начинается конфликт между « Я прежний» и «Я настоящий».
  • Этап 4. «Полное преобладание аддиктивного поведения». Прежнее «Я» человека разрушено, предмет зависимости не приносит прежнего удовольствия.
  • Этап 5. «Аддиктивная катастрофа». На этом этапе аддикционного нарушения личность человека полностью разрушена в психическом и биологическом плане.

Виды аддикций

Проблема аддиктивного расстройства в современном мире стала значительной. Дело в том, что причины появления этого расстройства пополняются. Пристрастия появляются в зависимости от появления новых гаджетов, спиртных напитков, наркотиков и других предметов, которые вызывают зависимость. Аддиктивные расстройства делятся на химические и нехимические типы зависимости.

Химические

Химические виды аддиктивного расстройства требуют определенного вещества, что вызывает зависимость. К ним относятся такие варианты зависимости, как: алкогольная зависимость (алкоголизм), наркомания, токсикомания, курение. Далее обсудим признаки химического аддиктивного расстройства. Их всего семь, однако, только на первой стадии можно еще как-то помочь человеку:

  • теряется мера употребления вещества;
  • провалы в памяти;
  • физическое страдание, изменение речи;
  • отрицание;
  • мысли направлены на удовлетворение своих потребностей касательно зависимости;
  • прием веществ ради улучшения самочувствия;
  • проблемы в окружении.

Нехимические

Нехимические виды аддикции не требуют какого-то определенного вещества, которое вызывает зависимость. К поведенческим зависимостям относятся такие варианты деятельности, как: компьютерная зависимость, аддикция отношений, трудоголизм, интернет-зависимость, спортивная аддикция, шопоголизм, переедание или голодание, прокрастинация, азартные игры. Признаки нехимического аддиктивного расстройства:

  • игрок постоянно находится в игре;
  • круг интересов меняется;
  • потеря контроля над собой;
  • появление раздражения и беспокойства;
  • потеря сил на противостояние.

Как узнать, есть ли аддиктивная склонность

Для того чтобы определить, есть ли у вас аддиктивная склонность, следствием которой является аддиктивное поведение, существует несколько видов тестов, которые можно найти в интернете. Можно посетить психологические центры, где вы сможете в спокойной обстановке пройти тест на склонность к аддиктивному расстройству, затем отдать ответы опытным специалистам и получить результаты с рекомендациями.

Лечение аддиктивного поведения

С зависимостью можно справиться только тогда, если больной осознает сложность проблемы и стремится избавиться от зависимости. Качество лечения зависит от желания пациента. Однако это возможно, если его будет поддерживать семья или близкие люди. Практическое лечение назначает психолог или нарколог. В случае наркотической зависимости, пациента помещают в специальные наркологические центры для дезинтоксикации организма.

Профилактика зависимостей

Профилактика аддиктивного поведения заключается в диагностике (выявление детей и подростков, у которых склонность к аддиктивному расстройству), донесении информации (консультации, уроки, лекции касательно вредных привычек, их последствий, методов противодействия), коррекции нарушения (психолог работает с пациентом, исправляет его негативные взгляды касательно своей личности и формирует навыки справляться с трудными ситуациями в жизни).

Видео



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы