Про деток, от рождения до школы

Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» возник в начале 1860-х годов. Некрасов продолжал работу над поэмой до конца жизни, но так и не успел завершить ее. Поэтому при публикации поэмы возникли серьезные сложности - последовательность глав оставалась неясной, авторский замысел можно было угадать лишь примерно. Исследователи творчества Некрасова остановились на трех основных вариантах расположения глав в поэме. Первый основывался на последовательности времен года в поэме и авторских пометках и предлагал следующий порядок: «Пролог и первая часть» - «Последыш» - «Пир - на весь мир» - «Крестьянка». Второй менял местами главу «Пир - на весь мир» и «Крестьянка». При таком расположении замысел поэмы выглядел более оптимистично - от крепостного права к поминкам «по крепям», от сатирического пафоса к патетическому. В третьем и самом распространенном варианте, - скорее всего, именно он и встретился вам при чтении поэмы («Пролог и первая часть» - «Крестьянка» - «Последыш» - «Пир - на весь мир») - тоже была своя логика. Пир, устроенный по поводу смерти Последыша, плавно переходит в «пир на весь мир»: по содержанию главы «Последыш» и «Пир - на весь мир» связаны очень тесно. В главе «Пир - на весь мир» находится, наконец, и по-настоящему счастливый человек.

Мы будем опираться на третий вариант, просто потому что именно он стал общепринятым при публикации поэмы, но при этом будем помнить, что поэма осталась незаконченной и мы имеем дело с реконструкцией, а не действительным авторским замыслом.

Сам Некрасов называл свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни». Эпопея - один из самых древних литературных жанров. Первая и самая знаменитая эпопея, на которую ориентировались все авторы, обращающиеся к этому жанру, «Илиада» Гомера. Гомер дает предельно широкий срез жизни греков в решающий для нации момент, период десятилетней войны греков с троянцами - в переломный момент народ, как и отдельная личность, раскрывается ярче. С простодушием греческого простолюдина Гомер не упускает даже мельчайших деталей жизненного и военного уклада своих героев. Перечисленные признаки стали жанрообразующими, мы без труда найдем их в любой эпопее, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в том числе.

Некрасов старается коснуться всех граней народного бытия, с вниманием относится к самым незначительным подробностям народной жизни; действие поэмы приурочено к кульминационному для русского крестьянства моменту - периоду, наступившему после отмены крепостного права в 1861 году.

Композиционным стержнем эпопеи стало путешествие семи мужиков, позволившее предельно расширить границы художественного пространства поэмы. Семь странников представляют собой как бы одно целое, они плохо отличимы друг от друга; независимо от того, говорят они по очереди или хором, их реплики сливаются. Они только глаза и уши. В отличие от поэмы «Мороз, Красный нос», в «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов старается быть абсолютно незаметным, спрятаться за полог и показать народную точку зрения на происходящее. Иногда, например, в знаменитом отрывке о Белинском и Гоголе, которого мужик пока что не несет с базара, авторский голос все же прорывается наружу, но это одно из немногих исключений.

Отмена крепостного права 1861 года вызвала волну противоречий в российском обществе. Н.А. Некрасов тоже откликнулся на споры «за» и «против» реформы своей поэмой «Кому на Руси жить хорошо», рассказывающей о судьбе крестьянства в новой России.

История создания поэмы

Задумывал поэму Некрасов еще в 1850-х гг., когда хотел рассказать обо всем, что ему известно о жизни простого русского нарда – о жизни крестьянства. Основательно работать над произведением поэт начал в 1863 г. Смерть помешала Некрасову закончить поэму, вышло 4 части и пролог.

Долго исследователи творчества писателя не могли определиться, в какой последовательности должны печататься главы поэмы, так как Некрасов не успел обозначить их очередность. К. Чуковский, досконально изучив личные записи автора, допустил такой порядок, какой известен современному читателю.

Жанр произведения

«Кому на Руси жить хорошо» относят к различным жанрам – поэма-путешествие, российская Одиссея, протокол всероссийского крестьянства. Автор дал собственное определение жанру произведения, на мой взгляд, самое точное – поэма-эпопея.

Эпопея отражает бытие целого народа в переломный момент его существования – войты, эпидемии и проч. Некрасов показывает события глазами народа, использует для придания большей выразительности средства народного языка.

Героев в поэме множество, они не скрепляют собой отдельные главы, а логически соединяют сюжет в одно целое.

Проблематика поэмы

Повествование о жизни русского крестьянства охватывает широкий масштаб жизнеописания. Мужики в поисках счастья путешествуют по России в поисках счастья, знакомятся с различными людьми: священником, помещиком, нищими, пьяными балагурами. Празднества, ярмарки, сельские гуляния, тяжесть труда, смерть и появление на свет – ничто не укрылось т взгляда поэта.

Главный герой поэмы не определен. Семеро путешествующих крестьян, Гриша Добросклонов – больше всего выделяется среди остальных героев. Однако основным действующим лицом произведения является народ.

В поэме отражены многочисленные проблемы русского народа. Это и проблематика счастья, проблема пьянства и морального разложения, греховности, свободы, бунта и терпимости, столкновения старого и нового, сложной судьбы русских женщин.

Счастье понимается героями по-разному. Самым важным для автора является воплощение счастья в понимании Гриши Добросклонова. Отсюда вырастает основная идея поэмы – истинное счастье реально только для человека, думающего о благе народном.

Заключение

Хотя произведение незакончено, оно считается цельным и самодостаточным по выраженности основной идеи автора и его авторской позиции. Проблематика поэмы актуальна по сей день, поэма интересна современному читателю, которого привлекает закономерность событий истории и мировоззрения русского народа.

Споры о композиции произведения ве­дутся до сих пор, но большинство ученых пришло к выводу, что она должна быть такова: “Пролог. Часть первая”, “Крестьянка”, “По­следыш”, “Пир – на весь мир”. Доводы в пользу именно такого расположения материала следующие. В первой части и главе “Кре­стьянка” изображен старый, отживающий мир. В “Последыше” по­казана гибель этого мира. В заключительной части “Пир – на весь мир” особенно ощутимы признаки новой жизни, общий тон повест­вования более светлый, радостный, чувствуется устремленность в будущее, связанная прежде всего с образом Гриши Добросклонова. Кроме того, концовка этой части играет роль своеобразной развяз­ки, поскольку именно здесь звучит ответ на вопрос, поставленный в начале произведения: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”. Счастливым человеком оказывается народный заступник Гриша Добросклонов, который в своих песнях предсказывал “воплощение счастия народного”. В то же время это развязка особого рода. Она не возвращает странников в их родные дома, не кладет конец их поискам, потому что странники не знают о счастье Гриши. Вот по­чему возможно было написать продолжение поэмы, где странники должны были искать счастливого человека и дальше, идя при этом по ложному следу – вплоть до самого царя. Особенностью композиции поэмы является построение, основанное на законах классического эпоса: она состоит из отдельных относитель­но автономных частей и глав, герой ее – не отдельный человек, а весь русский народ, а потому по жанру это – эпопея народной жизни.
Внешняя связь частей поэмы определяется мотивом дороги и поиска счастливого, что также соответствует жанру народно-эпического сказа. Сюжетно-композиционный прием организации повествования – пу­тешествие героев-крестьян – дополняется включением авторских от­ступлений и внесюжетных элементов. Эпичность произведения опре­деляется и величаво-спокойным темпом повествования, основанного на фольклорных элементах. Жизнь пореформенной России показана во всей ее сложности и многогранности, а широта охвата общего взгляда на мир как некую цельность сочетается с лирической взвол­нованностью автора и подробностью внешних описаний. Жанр эпи­ческой поэмы позволил Некрасову отразить жизнь всей страны, всей нации, причем в один из ее самых сложных, переломных моментов.

Сочинение по литературе на тему: Жанр и композиция поэмы “Кому на Руси жить хорошо”

Другие сочинения:

  1. всю жизнь вынашивал замысел произведения, которое стало бы народной книгой, книгой “полезной, понятной народу и правдивой”, отражающей самые важные стороны его жизни. В течение 20 лет накапливал он “по словечку” материал для этой книги, а потом 14 лет работал над Read More ......
  2. Заслуживает особого внимания вопрос о первом “Прологе”. В поэме есть несколько прологов: перед главой “Поп”, перед частями “Крестьянка” и “Пир – на весь мир”. Первый “Пролог” резко отличается от других. В ней ставится проблема, общая для всей поэмы “Кому на Read More ......
  3. оды жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим “любимым детищем”. “Я задумал, – говорил Некрасов, – изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял ” Read More ......
  4. Вопрос этот до сих пор остается предметом горячих споров. Некрасов, меняя способ реализации темы, строго подчинил архитектонику поэмы единому идейному замыслу. Композиционная структура произведения призвана подчеркнуть основную идею: неизбежность крестьянской революции, которая станет, возможна на основе роста революционного сознания народа, Read More ......
  5. Тема сочинения: Художественное своеобразие поэмы. “Кому на Руси жить хорошо” – широкое эпическое полотно, проникнутое горячей любовью к родине, народу, что придает ей ту лирическую теплоту, которая согревает и оживляет весь поэтический строй произведения. Лиризм поэмы проявляется и в самом Read More ......
  6. Вся поэма Некрасова – это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства. В “Прологе” завязывается действие. Семеро крестьян спорят, “кому живется Read More ......
  7. Смысл поэмы “Кому на Руси жить хорошо” не однозначен. Ведь вопрос: кто счастлив? – вызывает и другие: что такое счастье? Кто достоин счастья? Где нужно его искать? И эти-то вопросы “Крестьянка” не столько закрывает, сколько открывает их, на них наводит. Read More ......
  8. Композиционный рисунок частей поэмы чрезвычайно разнообразен; все они построены по-своему, одна часть не похожа на другую. Наиболее широко представленная в поэме форма развертывания сюжета – это рассказ встречаемого странниками “счастливца”, отвечающего на их вопрос. Так построены главы “Поп”, “Счастливые”, “Помещик”, Read More ......
Жанр и композиция поэмы “Кому на Руси жить хорошо”

Споры о композиции произведения ве­дутся до сих пор, но большинство ученых пришло к выводу, что она должна быть такова: “Пролог. Часть первая”, “Крестьянка”, “По­следыш”, “Пир – на весь мир”. Доводы в пользу именно такого расположения материала следующие. В первой части и главе “Кре­стьянка” изображен старый, отживающий мир. В “Последыше” по­казана гибель этого мира. В заключительной части “Пир – на весь мир” особенно ощутимы признаки новой жизни, общий тон повест­вования более светлый, радостный,

Чувствуется устремленность в будущее, связанная прежде всего с образом Гриши Добросклонова. Кроме того, концовка этой части играет роль своеобразной развяз­ки, поскольку именно здесь звучит ответ на вопрос, поставленный в начале произведения: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”. Счастливым человеком оказывается народный заступник Гриша Добросклонов, который в своих песнях предсказывал “воплощение счастия народного”. В то же время это развязка особого рода. Она не возвращает странников в их родные дома, не кладет конец их поискам, потому что странники не знают о счастье Гриши. Вот по­чему возможно было написать продолжение поэмы, где странники должны были искать счастливого человека и дальше, идя при этом по ложному следу – вплоть до самого царя. Особенностью композиции поэмы является построение, основанное на законах классического эпоса: она состоит из отдельных относитель­но автономных частей и глав, герой ее – не отдельный человек, а весь русский народ, а потому по жанру это – эпопея народной жизни.
Внешняя связь частей поэмы определяется мотивом дороги и поиска счастливого, что также соответствует жанру народно-эпического сказа. Сюжетно-композиционный прием организации повествования – пу­тешествие героев-крестьян – дополняется включением авторских от­ступлений и внесюжетных элементов. Эпичность произведения опре­деляется и величаво-спокойным темпом повествования, основанного на фольклорных элементах. Жизнь пореформенной России показана во всей ее сложности и многогранности, а широта охвата общего взгляда на мир как некую цельность сочетается с лирической взвол­нованностью автора и подробностью внешних описаний. Жанр эпи­ческой поэмы позволил Некрасову отразить жизнь всей страны, всей нации, причем в один из ее самых сложных, переломных моментов.

  1. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” писалась Некрасовым в послереформенную эпоху, когда стала ясна помещичья сущность реформы, обрекшей крестьян на разор и новую кабалу. Основная, пронизывающая всю поэму идея –...
  2. Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть...
  3. Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. Н. А. Некрасов “Величавая славянка” стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все...
  4. Планы к неосуществленным главам поэмы, конечно, представляют большой интерес при изучении творческого замысла Некрасова. В воплощении этих планов поэт дальше набросков не пошел. Это говорит не только о том, что...
  5. Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского “Зимнего утра”. Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется “мороз и солнце”, “солнечная зима”....
  6. Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси! Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо В образе народного заступника Гриши Добросклонова воплотился авторский идеал положительного...
  7. Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,. и сколько человеческих страданий в...
  8. Долгое время в Н. А. Некрасове видели общественного деятеля, но не поэта. Его считали певцом революционной борьбы, но нередко ему отказывали в поэтическом таланте. Ценили гражданский пафос Некрасова, но не...
  9. Поэма печаталась отдельными частями в двух журналах “Современник” и “Отечественные записки”. Поэма состоит из четырех частей, расположенных по мере их написания и связанных со спором о том, “кому живется весело,...
  10. Эпический охват общественной жизни, изображение персонажей с разными социально-психологическими и индивидуальными характеристиками, часто – с элементами “ролевой лирики”; Опора на народное мироощущение и народную систему ценностей как на главный нравственный...
  11. Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал...
  12. Опять она, родная сторона, С ее зеленым, благодатным летом, И вновь душа поэзией полна. Да, только здесь могу я быть поэтом! Н. А. Некрасов Демократическое движение в России в середине...
  13. Целая галерея образов помещиков проходит перед читателем поэмы Некрасова. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьянина, без всякой идеализации рисуя их образы. Эту сторону некрасовского творчества отметил В. И. Белинский, когда...
  14. В плане композиционном поэтическая цельность стихотворения достигается образами сна, в которые включены размышления о народе, составляющие основную часть стихотворения: с образа сна начинается первое обращение – к вельможе, образ сна...
  15. Николай Некрасов и Афанасий Фет. Что-то далекое и близкое. “Между именами Некрасова и Фета такой же контраст, как между белым и черным.” Почему? Надо бы сказать о том, что Н....
  16. Первоначально крестьяне собирались искать счастливого среди помещиков, чиновников, купцов, министров и даже должны были добраться до царя. Но постепенно на первое место выдвинулся народ, а галерея представителей господ, начатая с...
  17. Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. Н. А. Некрасов Н. А.Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим Трагизм ее положения и воспевавшим борьбу...
  18. Глава “Крестьянка” не фигурировала в первоначальном замысле поэмы. В “Прологе” не предусмотрена возможность найти счастливого среди крестьян, а тем более крестьянок. Некоторая композиционная неподготовленность главы “Крестьянка” обусловлена, возможно, причинами цензурного...
  19. Мое знакомство с творчеством Н. А. Некрасова произошло еще в шестом классе. Хорошо помню его “Вчерашний день часу В шестом”, “Железную дорогу” и, конечно же, поэмы “Русские женщины”. Мне трудно...
  20. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Н. А. Некрасова. Это произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Оно создавалось четырнадцать лет, но Некрасов так и не...

Имя Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени.
Говоря о поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», нужно сказать, что поэма не закончена. Поэт начал работу над грандиозным замыслом «народной книги» в 1863 году, а закончил смертельно больным в 1877 году. Как говорил он: «Одно, о чем сожалею глубоко, это что не закончил поэму «Кому на Руси жить хорошо». Однако Белинский считал, что незаконченность - признак истинного. Вопрос о «незавершенности» поэмы весьма спорен. Ведь «Кому на Руси жить хорошо» была задумана как эпопея, то есть художественное произведение, изображающее с максимальной степенью полноты целую эпоху в жизни народа. Поскольку народная жизнь безгранична и неисчерпаема в бесчисленных ее проявлениях, для эпопей в любых разновидностях характерна незавершенность. Эпопею можно продолжать до бесконечности, но можно поставить точку практически на любом отрезке ее пути. То есть отдельные части поэмы соединяются каким-нибудь общим явлением. Например, в «Кому на Руси жить хорошо» все части объединяются только странствующими крестьянами (исключая части «Последыш» и «Пир - на весь мир»). Это позволяет свободно переставлять части. То есть наблюдается незакрепленный порядок частей. Если бы порядок был закреплен, часть «Последыш» шла бы не за первой частью, а за второй, и «Крестьянка» бы находилась после третьей части «Пир - на весь мир». Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав. Внешне эти темы связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? И поэтому перестановка частей не устраняет смысл и очарование поэмы.
Жанровым своеобразием поэмы является смешивание в ней сказочных мотивов и реальных фактов истории. Например, цифра семь в фольклоре является магической. Семь странников - образ большого эпического состава. Сказочный колорит Пролога поднимает повествование над житейскими буднями, над крестьянским бытом и придает действию эпическую всеобщность. В то же время события отнесены к пореформенной эпохе. Конкретная примета мужиков - «временнообязанные» - указывает на реальное положение крестьян в то время. Но не только магическое число странников создает сказочную атмосферу. В Прологе о встрече семи мужиков повествуется как о большом эпическом событии:
В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков...
Так сходились былинные и сказочные герои на битву или на почетен пир. Но и здесь, вместе со сказочными мотивами, схвачена общая примета пореформенного разорения, выраженная в названиях деревень: Заплатово, Разутово, Злобишино, Неурожайка. Уезд Терпигорева, Пустопорожняя волость, Подтянутая губерния - все это тоже повествует нам о бедственном положении губерний, уездов, волостей после реформ 1861 года.
И все же мужики живут и действуют, как в сказке: «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». В поэме возникает комическое сравнение спора мужиков с боем быков в крестьянском стаде. По законам эпоса, оно развертывается, как в гоголевских «Мертвых душах», но обретает еще и самостоятельный смысл. Корова с колокольчиком, отбившаяся от стада, пришла к костру, уставила на мужиков глаза,
Шальных речей послушала
И начала, сердечная,
Мычать, мычать, мычать!
Природа, животные тоже участвуют в мужицком споре:
И ворон, птица умная,
Приспел, сидит на дереве
У самого костра,
Сидит да черту молится,
Чтоб до смерти ухлопали
Которого-нибудь!
Переполох нарастает, ширится, охватывает весь лес:
Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
С иронией относится поэт к самой сути спора. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец, чиновник или царь, - обнаруживает ограниченность их представлений о счастье, которые сводятся к материальной обеспеченности. Но для крестьян того времени вопрос обеспеченности был самым важным. И не только в России этот вопрос волновал людей, поэтому поэме «Кому на Руси жить хорошо» и принадлежит видное место не только в русской, но и в мировой поэзии.
Жанровое своеобразие поэмы Н. А.-Некрасова заключается в удивительной способности автора сочетать сказочную атмосферу с политическими проблемами 60-х годов XIX века. А также в написании замечательной поэмы-эпопеи, доступной всем людям в любом возрасте.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы