Развитие ребенка ранних лет напрямую зависит от окружающих его взрослых. Каждый период жизни малыша очень важен, так как связан с определёнными знаниями, навыками и умениями, которые должен приобрести кроха в том или ином возрасте. Когда родители активно помогают в развитии своему двухлетнему непоседе, формирование гармоничной личности гарантировано. Не стоит забывать, что в 2 года он должен уже обладать достаточным количеством знаний. Освоение многого, как правило, происходит интуитивно. Однако родители должны точно знать нормы развития ребенка в 2 года.
Приведенные в статье особенности развития ребенка 2-х лет аналогичны для большинства детей, но не для всех. Ведь взросление каждого малыша индивидуально и определяется многими факторами. Поэтому не стоит переживать, если пока что ваш ребёнок что-то не умеет делать. Со временем и с вашей помощью он научится этому обязательно.
Итак, какие составляющие включает в себя раннее развитие детей 2-х лет?
В этом возрасте на первом месте стоят согласованность и координация движений. Чем лучше кроха знает свое тело (может контролировать его, управлять им), тем проще он будет познавать окружающий мир, осваивая новые для себя виды деятельности. Координация движений включает в себя развитие мелкой и большой моторики.
Мелкая моторика - подразумевает плавные, точные движения рук, их координацию со зрением. К возрасту 2-х лет ребенок должен уметь:
Крупная моторика – это все движения, связанные с перемещением тела в пространстве. К 2 годам малыш:
В этом возрасте начинает развиваться право- или леворукость. Но окончательный результат узнать можно будет к 5 годам. Основная задача родителей сейчас - продолжать предоставлять малышу свободу для тренировок координации движений, развития ловкости. Большое внимание следует уделить развитию мелкой моторики, так как в 2 года существует прямая связь её и развития речи.
Оценить степень развития у ребенка к двум годам психических процессов можно по следующим показателям:
Все мамы, приводя ребенка на профилактический осмотр к педиатру в два, слышат вопрос: «Что умеет делать Ваш ребенок?» Но при этом не многие мамы года.
Все навыки ребенка можно условно разделить на пять больших групп, которые относятся:
1. к и моторике;
2. к речи, общению и социальному развитию;
3. к культурно-гигиеническим навыкам;
4. к действиям с предметами;
5. к умственным способностям.
Так что должен уметь ребенок в 2 года?
Его физическое развитие к этому возрасту позволяет:
· подняться и спуститься по лестнице, но при этом ребенок еще может держаться за поручень;
· бегать, подпрыгивать и перешагивать через различные препятствия;
· бросать и ловить мяч, пинать его ногой;
· проводить горизонтальные и вертикальные линии, может даже нарисовать овал;
· ему уже несложно наклоняться за предметами, лежащими на полу;
· он ловко управляет губами: может их вытянуть в форме трубочки, а может растянуть в улыбке;
· он способен надувать и втягивать щеки.
Двухлетний ребенок уже задает вопросы и общается с другими детьми. Понимает значение предлогов «на» и «под». В его словах уже можно уловить определенный смысл, особенно если ему нужна помощь взрослого. Он копирует действия старших и играет с ними в прятки. Двухлетний ребенок не только называет свое имя, но и показывает, сколько ему лет. Все эти действия символизируют о развитии навыков речи, общения и социального развития крохи.
Что должен уметь ребенок в 2 года с позиции культурно-гигиенических навыков? Он уже ест и пьёт самостоятельно, предпринимает попытки почистить зубы. Способен протереть тряпкой стол. Самостоятельно снимает и одевает носки, штаны и ботинки на липучке. Варежки к двум годам, как правило, дети умеют только снимать.
К двум годам ребенок способен выполнять ряд действий с предметами:
· собрать пирамидку, при этом он еще не учитывает;
· построить неровно башню из восьми кубиков, а может выстроить их в ряд, изображая поезд;
· листать странички книги;
· открыть дверь за ручку;
· сложить одну в другую матрёшку или стакан в стакан;
· играя с куклой, не только укладывает ее спать, но и кормит.
Что должен знать и уметь ребенок в 2 года с точки зрения интеллектуального или умственного развития? Двухлетний кроха способен различать до восьми различных цветов, сопоставлять, группировать и выбирать предметы по цветовому признаку и форме. К этому времени он различает четыре геометрических фигуры. На картинках показывает предметы, способен сложить пазл, воспроизвести фигуру из кубиков, построенную взрослым. Активно играет, используя игрушки по назначению. Может выполнять последовательно четыре действия.
Зная о том, что должен уметь ребенок в 2 года, мама сможет устранить имеющиеся пробелы в его развитии. Если у нее это не получится сделать самостоятельно, и малыш все же не сможет приобрести какие-то навыки, то врач обязательно подскажет, как развивать ребенка в 2 года. В первую очередь надо активизировать познавательный интерес. В настоящее время можно приобрести большое количество развивающих игрушек и игр. Однако не стоит заставлять ребенка играть в них против его воли. В двухлетнем возрасте дети, как правило, отдают предпочтение подвижным играм. Катание на качелях позволяет развить вестибулярный аппарат, улучшая физическое развитее вашего крохи.
Если вы не уверены в своих силах и не знаете как найти подход к ребенку - обратитесь к специалистам. В настоящее время на рынке услуг можно найти различные центры и школы раннего развития, в которых ваше чадо научат рисовать, петь. Ребенок приобретет навыки общения со взрослыми и с другими детьми. Все это благотворно скажется на общем развитии крохи, что, несомненно, порадует его родителей.
Ребенок в 2 года должен уметь уже многое и обладать достаточным запасом знаний. Ребенок в 2 года осваивает многое на интуитивном уровне. Любой период в жизни ребенка очень важен, так как связан с какими-то навыками, которые ребенок должен получить в определенное время. Как будет развиваться ребенок в раннем детстве, зависит напрямую от взрослых, которые его окружают. При активной помощи родителей своему чаду личность будет формироваться гармонично. Но родители должны быть в курсе норм развития ребенка в 2 года.
Особенности развития ребенка в 2 года, приведенные в статье похожи для многих детей, но конечно они не одинаковы для всех. Взрослеет каждый ребенок по-своему и это зависит от многих причин. Не стоит переживать если у вашего крохи что то не получается делать. Постепенно при помощи вашего воспитания ребенок научится это делать, не переживайте.
Итак, что же ребенок в 2 года должен уметь, давайте рассмотрим подробнее в этой статье.
Ребенок в 2 года на протяжении всего дня эмоционально уравновешен. Он недоволен и не собирается повторять, что-либо делать, если в первый раз у него не получилось. Если ему что-то нельзя делать или взять он показывает свое недовольство, упрямится и кричит, настаивая на своем. Если просьба взрослого ему не нравится, он кричит, показывая свой отказ на выполнение просьбы (встать, отдать игрушку и т.д.). Ребенок не желает общаться с незнакомыми ему людьми. Если мама уходит, ребенок плачет. Реагирует ярко на общение с близкими людьми.
В данном периоде в первую очередь движения должны быть скоординированы и согласованы. Зная свое тело, ребенок сможет научиться управлять им, контролировать его. А значит, ему проще дастся познавание окружающего мира, осваивание новых видов деятельности. В это время необходимо развивать большую и мелкую моторику. Под мелкой моторикой имеются в виду движения рук плавные и точные, их способность координирования со зрением. Ребенок в 2 года должен уметь правильно и четко рисовать вертикальную линию, делать башню при помощи кубиков, которых должно быть от четырех до шести штук, уметь разрезать бумагу. Малыш должен уже уметь ножницы держать в одной руке.
Крупной моторикой называются все движения, которые связаны с перемещением тела в пространстве. Ребенок в 2 года должен уметь прыгать: через препятствия или обруч, которые лежат на земле; вверх, на одной ноге. Должен уметь бегать, быстро подниматься и также активно спускаться по лестнице, причем, каждой ступеньки касаясь ногой. Малыш должен уметь маршировать, ходить задом наперед, ударять по мячу ногой, сохранять на перекладине равновесие.
В возрасте двух лет можно понять будет ваш ребенок левшой или правшой.
Становиться более четким зрение ребенка. Хотя все же окончательный вердикт: какое зрение у ребенка - в норме или нет, можно будет узнать только к пяти годам.
Родителям сейчас нужно малышу предоставить свободу для развития ловкости, координации движений.
Уделять нужно особое внимание и развитию мелкой моторики, ведь в двухлетнем возрасте есть прямая взаимосвязь между ней и развитием речи.
При помощи речи можно определить интеллектуальное развитие ребенка двух лет.
Ребенок в 2 года должен уметь во многом себя обслуживать самостоятельно. К таким обязательным навыкам данного периода относят:
Не нужно переживать, если что-то из вышеприведенного списка у вашего крохи не получается делать.
Нужно играть с ребенком, побуждая развивать сюжетную игру. Не нужно стесняться громко мяукать, лаять, хрюкать и квакать. Нужно купить для игр с ребенком различные игрушки: кукол, собачек, мячи, пирамидки, машинки, несложный строительный материал и заводные игрушки. Ребенок в 2 года должен уметь уже различать самые основные цвета, уметь различать предметы по форме, объему и цвету.
Хвалите ребенка, если он хочет играть со сверстниками, делиться с ними игрушками или сладостями. Хвалите его за успехи и достижения, даже если вам они кажутся незначительными. Создавайте ребенку психологически комфортную атмосферу, помогайте ребенку развивать в себе уверенность в своих силах, чувство защищенности и безопасности. К малышу относитесь терпеливо и доброжелательно, показывайте ему свою любовь и заботу.
Покажите ребенку, что многое окружающее нас - опасно. Например, огонь, острые предметы, электрический ток и др.
Ребенка не нужно наказывать. Ведь уже доказано, что проявление жестокости может препятствовать гармоничному развитию личности ребенка. В итоге он может вырасти жестоким по отношению к другим людям или к домашним животным. Конечно, нельзя и поощрять ребенка во всем, тогда он вырастет избалованным, с высоким самомнением и уверенностью что ему все дозволено.
Воспитание - это труд, здесь главное - во всем знать меру. Но любовь и терпение родителей помогут преодолеть все препятствия и вырастить послушного и в тоже время самостоятельного ребенка.
Физическое развитие и моторика
Речь, общение и социальное развитие
Культурно-гигиенические навыки
Действия с предметами
Умственное развитие
Итак вы уже готовы отмечать свой второй юбилей.. С чем мы вас и поздравляем.
Что умеет малыш в 2 года? Каково его физическое, эмоциональное, познавательное развитие? На эти и другие вопросы мы вам дадим ответы.
Речевые достижения ребенка двух лет
В словарном запасе до 200-300 слов.
- Использует предложения из двух-трех слов в разговоре с взрослыми и детьми.
- Облегченные слова заменяет правильными.
- Начинает употреблять прилагательные (большой, маленький и т. д.) и местоимения (я, ты).
- Может называть себя в третьем лице.
- Задает вопросы.
- Называет предметы на картинке.
- Понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях.
Эмоционально уравновешен в течение дня.
- В хорошем настроении при своих умелых действиях.
- Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.
- Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем.
- Кричит, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.
- Отказывается от общения с незнакомыми взрослыми.
- Плачет при уходе мамы, при обиде.
- Проявляет яркие эмоции при общении с близкими.
Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех-пяти колец.
- Раскладывает фигуры разной величины и формы в аналогичные отверстия на доске.
- Ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет.
- По образцу находит предмет того же цвета.
- Начинает распознавать вес, температуру и другие качества предметов (тяжелый, легкий, холодный, теплый, твердый, мягкий).
Преодолевает препятствия, чередуя шаг.
- Поднимается и спускается по лестнице.
- Подпрыгивает.
- Меняет темп движения: ходьбу на бег.
- Удерживает мяч одной или двумя руками.
- Ловит мяч с близкого расстояния.
Ест аккуратно, не роняя пищу.
- При умывании трет ладони, часть лица.
- Вытирается с помощью взрослого.
- С небольшой помощью взрослого одевается: натягивает носочки, шапку, обувь.
- Частично раздевается.
- Контролирует физиологические потребности.
В игре последовательно выполняет порядок действий: куклу раздевает, купает, вытирает.
- В игре подражает бытовым действиям близкого взрослого.
- Сооружает из кубиков знакомые постройки (дом, забор, диван, стол).
- Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
Расширяйте у ребенка словарный запас, постепенно вводите в его речь прилагательные и другие части речи. Помогайте ему строить фразы, исправляйте его неправильную речь, не используйте при разговоре с ним "детский" язык. При общении следите за своей речью, звуки и слова произносите четко и ясно, не сюсюкая. Старайтесь говорить как можно проще, используйте небольшие и легкие слова, которые ребенок может повторить.
Занимаясь с малышом, произнесите несколько раз нужное слово, пусть он покажет по вашей просьбе тот предмет, который вы назвали, затем попросите его самого назвать это слово. Отвечайте, когда ребенок задает вам вопрос.
Общайтесь с малышом неторопливо, без лишнего шума. Имейте в виду, что речь у детей развивается по-разному. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков.
Уделите внимание развитию мелкой моторики рук: специалисты считают, что с движением рук особенно тесно связано формирование речи малыша. Занятия нужно проводить регулярно, а не время от времени, они должны приносить ребенку радость и удовольствие и проходить в игровой форме.
Катать по очереди каждым пальчиком камешки, бусинки, шарики;
- указательным и средним пальцами руки "ходить" по столу, сначала медленно, затем быстро; упражнение выполняется поочередно левой и правой рукой;
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- сжимать и разжимать кулачки;
- отдельно показывать только один палец - указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и все пять;
- махать в воздухе только пальцами;
- хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
- собирать все пальцы в щепотку (" пальчики собрались вместе, а затем разбежались");
- складывать матрешку;
- рисовать пальчиковыми красками;
- разминать пальцами пластилин, глину;
- рисовать карандашом.
Играйте вместе с ребенком, побуждая его к развитию сюжетной игры. Не стесняйтесь громко и выразительно лаять и мяукать, квакать и хрюкать. Для игр купите разнообразные игрушки: собачек, кукол, пирамидки, мячи, машинки, заводные игрушки, несложный строительный материал.
Учите различать предметы по цвету, форме, объему.
Создавайте дома атмосферу психологического комфорта, содействуйте развитию у маленького человечка чувства защищенности, уверенности, безопасности. Доброжелательно и терпеливо относитесь к малышу, давайте ему понять, что вы любите его и беспокоитесь о нем.
Не наказывайте ребенка. Проявление жестокости может повредить его развитию. Дети, которых наказывают, сами будут склонны к агрессивности по отношению к другим. Но приучайте малыша к дисциплине. Установите простые правила, которые он должен соблюдать. Не требуйте от него чего-то нереального.
Совершенствуйте ходьбу ребенка - учите его ходить по наклонной плоскости, перешагивать через препятствия, перелезать через бревно и т. д. Во втором полугодии развивайте умение бегать.
Учите ребенка избегать опасных предметов, оберегайте его от травм, предупреждайте возможные падения с высоты.
И последнее. Дорогие мамы, помните, что ребенок - не машина, а маленький человечек, который только-только встал на ножки и с усердием пытается всему научиться. Не торопите его, ведь новые умения осваиваются постепенно, не за один день.