Про деток, от рождения до школы

На умонастроение главного героя романа оказывает большое влияние его старший брат Николай, человек острого ума, тяжело больной, мучительно умирающий. Брат, заставляющий Левина глубоко задуматься не только над «вечными вопросами» жизни и смерти, но и над тем, как найти выход из жестоких общественных противоречий, требовавших «развязки». Левин беседовал с братом о будущем России, о социальной революции, о Парижской коммуне, о коммунизме. Николай Левин был убежден в том, что революция необходима: это, говорил он, «разумно и имеет будущность, как христианство в первые века». Связанный с революционерами (многие называли их тогда нигилистами), Николай Левин осуждал брата за нежелание отказаться от своих привилегий. Так, он высмеял его намерения вести свое хозяйство на артельных началах с крестьянами. Николай прямо говорит ему по этому поводу: «…Тебе хочется оригинальничать, показать, что ты не просто эксплуатируешь мужиков, а с идеею».

Константин Левин страшно обиделся на брата за эти слова. И как это ни тяжело ему, но он должен признать справедливыми, точно выражающими правду жизни слова брата: «…Мужики теперь такие же рабы, какими были прежде». Заботясь об «общем благе», Левин, остающийся помещиком, думает и о своих интересах. На слова его старой экономки Агафьи Михайловны о том, что он чересчур много заботится о мужиках, Левин отвечает: «Я по о них забочусь, а для себя делаю… Мне выгоднее, если мужики лучше работают». По дело тут, разумеется, не в одной выгоде, а и, с детства возникшей у Левина привязанности к деревне и к крестьянам. Как и Толстой, Левин презирает великосветское общество с его лицемерием, честолюбием, условностями, фальшивой моралью. В то же время Левин склонен отрицать всю городскую культуру, всю цивилизацию. Идеалом для него является деревенская жизнь в помещичьей усадьбе. Он хочет только, чтобы эта жизнь была основана на справедливом отношении барина к крестьянину. Левин пытается вести свое «дело» совместно с крестьянами, но наталкивается на их недоверие. Мечтам Левина о «бескровной революции», при которой не пострадали бы интересы ни крестьянина, ни помещика, не суждено было осуществиться.

Как это было и с другими толстовскими героями, искания Левина завершаются тем, что он приходит к религии, но, разумеется, к особенной - не церковной. Левин решает, что ему надо жить, как живет уважаемый народом старый крестьянин Фоканыч. О нем люди говорят, что он «для души живет, бога помнит». В беседе с ним Левину открылся истинный смысл жизни, могущий осветить всю его дальнейшую деятельность.
В критической литературе о Толстом не раз проводилась аналогия между этим финалом духовных исканий Левина и духовным кризисом, пережитым Толстым в конце 70-х - начале 80-х годов, о котором он рассказал в своей «Исповеди». Однако сам Толстой предостерегал против чрезмерного сближения финальных глав романа «Анна Каренина» и «Исповеди». Действительно, мы знаем немало резких и не всегда справедливых отзывов Толстого о современных ему критиках. Но из этого вовсе не следует, что он отвергал литературную и художественную критику, не признавал ее высокого значения. Знакомясь с критическими отзывами на свои произведения, Толстой нередко возмущался, негодовал. Еще только вступая на путь писательства, молодой Толстой стремился определить свои взаимоотношения с критикой. В первую законченную повесть «Детство» он намеревался включить главу «К тем господам критикам, которые захотят принять ее на свой счет». В ней начинающий автор резко осудил поверхностные журнальные статьи с грубыми нападками на «хорошие сочинения» Гоголя и Тютчева, Гончарова и Григоровича. Задача настоящей критики, утверждал Толстой,- «дать понятие о ходе литературном, о значении и достоинствах новых книг». И потому - «критика есть вещь очень серьезная» . В этих словах Толстого - ключ к оценке его собственной литературно-критической деятельности и к пониманию полной драматизма истории сложных взаимоотношений писателя с журнальной критикой его эпохи. Вспомним о том, как была встречена «Война и мир» ее первыми читателями, писателями и критиками - современниками Толстого.

Пользовавшийся тогда расположением Толстого и преклонявшийся перед его талантом Н. Н. Страхов следующим образом обрисовал растерянность читающего общества и журнальной критики, вызванною появлением «Войны и мира»: «Люди, приступавшие к этой книге с предвзятыми взглядами,- с мыслью найти противоречие своей тенденции, или ее подтверждение,- часто недоумевали, не успевали решить, что им делать - негодовать или восторгаться, по все одинаково признавали необыкновенное мастерство загадочного произведения».

В романе «Анна Каренина» уже сильно звучат мотивы, которые предвещали крутой перелом во взглядах писателя, определивший направление и содержание его дальнейшего творчества. Достаточно вспомнить о беседах, которые Константин Левин ведет со своим братом Николаем. Никто яснее Николая не объяснил ему причины жесточайшего кризиса, охватившего пореформенную Россию, и никто более, чем он, не заставил Константина Левина задуматься о будущем страны и народа. Чем туже затягивался узел социальных противоречий, тем более мрачной становилась общественная атмосфера, тем невыносимее был гнет. Характеризуя эту пору русской жизни, Щедрин писал: «Что-то чудовищное представляется мне, как будто весь мир одеревенел. Деревянные времена, деревянные люди».

И в то же время в стране шла крутая ломка всего старого уклада жизни: капитализм расчищал себе дорогу, принося пароду новые мучения.

>Характеристики героев Анна Каренина

Характеристика героя Левин

Левин Константин – один из наиболее сложных, но интересных персонажей романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». В образе Левина собрано немало автобиографических черт, роднящих его с самим автором. В размышления и речи этого персонажа Л. Н. Толстой вкладывал свое видение мира. Считается, что даже фамилия персонажа была выбрана не случайно, а в соответствии с именем автора. Левин был потомственным дворянином, помещиком из благородной семьи. По характеру он человек честный, открытый и прямой. Ему чужды фальш и наигранность, присущие высшему обществу. Если в родовом поместье в деревне он чувствует себя в своей тарелке, то Москва его тяготит.

Почти все свое время Левин проводит в хозяйстве. Именно работа на природе и общение с простыми крестьянами приносят ему успокоение. Однако при этом внутренний мир этого героя достаточно богат. Он проводит много времени в размышлениях о смысле жизни и смерти. Его волнуют различные нравственные и социальные вопросы. В беседах с друзьями, родственниками и другими помещиками он часто говорит, что в России хозяйство нужно вести на русский лад, а не на иностранный, то есть, учитывая особенности характера русских крестьян. Сам он очень ценит и уважает простых людей, хоть порой и тяготится их беспечностью и пьянством.

Личная жизнь Левина сначала складывается неудачно, так как на его предложение о замужестве искренне любимая им Кити Щербацкая , отвечает отказом. Это глубоко ранит героя, из-за чего он с головой уходит в размышления. Долгие месяцы он пытается найти душевное равновесие. Со временем Кити понимает, что может и хочет быть с Левиным. Случай их снова сводит в деревне Облонских и на этот раз Кити отвечает согласием. Сразу после свадьбы они уезжают в деревню, но первое время долго привыкают друг к другу. После ряда событий, таких как смерть брата, рождение сына, между ними устанавливается крепкая духовная связь, которой Левин очень дорожит. На протяжении всего романа Левин много размышляет о нравственно-религиозных вопросах и ищет смысл жизни. Его поиски так и остаются незавершенными, хотя он приходит к выводу, что каждую минуту жизни нужно наполнять добром.

ЛЕВ ТОЛСТОЙ (1828-1910)

ГЛАВНЫЕ ОБРАЗЫ РОМАНА «АННА КАРЕНИНА»

Обоаз Левина

В романе сосуществуют две равнозначные сюжетные линии - Анны и Левина, которые не пересекаются. Однако наибольшее внимание писатель уделяет духовной жизни Анны и Левина. И если с Анной связаны проблемы, которые касаются так называемого женского вопроса, то Константин Левин ищет ответы на вопросы глобальные, философские: что такое человек? зачем она пришла в этот мир? для чего живет? Смысл человеческой жизни - вот конечная цель поисков Левина.

Однозначно определить роль образа Левина в структуре романа сложно. Большинство исследователей считает, что в этом произведении двое главных героев: Анна Каренина и Константин Левин. Да и объем текста, посвященный сюжетным линиям этих персонажей примерно одинаков. Как отмечалось, образ Левина появился только в четвертой редакции романа, однако сразу стал его важной частью. Анна и Левин встречаются только раз, непосредственно перед ее самоубийством. И если до встречи он осуждал Каренину, считал ее поступок недопустимым, то после разговора с ней его отношение к Анне изменилось чуть ли не на противоположное: «Следя за интересным разговором, Левин все время любовался ею - и красотой ее, и умом, образованностью, и вместе простотой и задушевностью. Он слушал, говорил и все время думал о ней, о ее внутренней жизни, стараясь угадать ее чувства. И, прежде так строго осуждая ее, он теперь, по какому-то странному ходу мыслей, оправдывал ее и вместе с тіш. жалел и боялся, что Вронский не вполне понимает ее» (7, X). Интересно, что до непосредственной встречи героев автор ничего не говорит нам об отношении Левина к Анне, хотя взаимоотношения между Левиным и Вронским - предмет детального исследования.

Вместе Толстой создал образ Левина? Пожалуй, ответ на этот вопрос нужно искать в сюжетной линии главной героини романа. Даже чтобы судьба Анны сложилась иначе: светское общество не отвернулось бы от нее, Каренин согласился бы на расторжение брака, Сергей остался бы с ней, она не родила бы внебрачного ребенка от Вронского - то и тогда вряд ли ее проблемы были бы решены, поскольку Толстой изображает конфликт не внешний, а внутренний. Анна захотела абсолютной свободы: быть только женщиной и никем больше - ни матерью, ни женой (кстати, женой Вронского!). Более того, этот вопрос (именно в такой его постановке) невозможно вообще решить. Ни одной счастливой развязки здесь не существует, и писатель это гениально воплотил в своем произведении.

Ad Fontes

Из секретов мастерства Льва Толстого

Рядом с Анной Карениной в романе Толстого все большее значение приобретает образ Константина Левина, у которого имеются знакомые черты автора этой книги. И если Анна Каренина вдруг почувствовала «шаткость» семейных устоев своей эпохи, то Константин Левин постигал тогда ненадежность післяреформе - них социальных основ... Внутренняя родственность мироощущения Анны и Левина обеспечивает единство всего романа.

ТОЛСТОЙ Л. М. Анна Каренина//Л. М. ТОЛСТОЙ. Собрание сочинений: В 12 т. - М.: Правда, 1987. -Т.7.- С. 484.

Публикация первых частей «Анны Карениной» (хотя и не в окончательной редакции) взволновала общественное мнение России: одни признавали незаурядный талант Толстого, другие - обвиняли его в расшатывании основ христианского брака или говорили, что ситуация Анны Карениной в жизни бывает нередко, поэтому и не сказать об этом прямо - значит не лечить болезнь, а скрывать ее... Тогда же появилось «литературное эхо» этого произведения. Так, широко известной стала эпиграмма выдающегося русского поэта Николая Некрасова, где он заявил на моральном аспекте и потенциале романа «Анна Каренина»:

Толстой, ты доказал с терпением и талантом,

Что женщине уже не следует «гулять»

Ни с камер-юнкером, ни с флигель-ад"ютантом1,

Когда она жена и мать.

Итак, философской линии Анны нужна была своеобразная «противовес» - тоже философская. Однако с этой точки зрения никто из образов произведения «уравновесить» ее позиции не мог, поскольку внутренний мир главных героев, как и внутренний мир обычных людей (а их всегда большинство), не выходит за пределы личных переживаний. Те или иные философские проблемы интересуют их настолько, насколько они влияют на их жизнь. Вронский, Каренин, Долли, Кити сосредоточены прежде всего на своих личных проблемах, вызванных внешними факторами: влюбленность, измена мужа или жены, невозможность признать ребенка официально и т.д.

«Анна Каренина» - гениальная постановка неаирішуааних вопросов?..

Однако прямой моральный вывод М. Некрасова («...женщине уже не следует “гулять”..., когда она жена и мать») всем вопросам, затронутым Л. Толстым в романе, окончательно не решал. Ведь подобную установку («Будьте верными друг другу!») говорят и во время венчания, и во время регистрации брака. Новобрачные дают торжественный обет ее не нарушать. И где гарантия, что абсолютно счастлива сегодня семья, где муж и жена искренне любят друг друга, в будущем не попадут в ситуацию семьи Каре - ніних? С этой точки зрения, хотя не такой дидактической, но значительно более взвешенной, мысль А. Чехова: «В своем романе Толстой не ответил на один из поставленных вопросов, но сама их постановка является гениальной».

1. Граф Вронский имел высокий чин флигель-адъютанта (от начала XIX в. флигель-адъютанты служили при императорах, фельдмаршалах или других высших должностных лицах европейских стран).

Внешняя жизнь Левина вроде бы обыденное и почти бесконфликтное (отказе Кити выйти за него замуж никак нельзя сравнить с предательством Стіви или Анны). Общество считает его почти неудачником: «Он не имел никакой привычной, определенной деятельности и положения в свете, тогда как его товарищи теперь, когда ему было тридцать два года, были уже - который полковник и флигель-адъютант, который профессор, который директор банка и железных дорог или председатель присутствия, как Облонский; он (он знал очень хорошо, каким он должен был казаться для других) был помещик, который разводил коров, стрелял дупелей и строил, то есть бездарный человек, с которой ничего не получилось и которая делает, на мнение гражданства, то самое, что делают ни на что не годные люди» (1, VI). Поэтому он и воспринимает отказ Кити жениться с ним как закономерный результат своей «серости». «С точки зрения родных он невыгодная, недостойна партия для прелестной Кити. - А сама Кити не может любить его».

Однако за кажущейся «безподійністю» внешней жизни Левина спрятана напряженная внутренняя деятельность, которая вызывает у него даже мысль о самоубийстве именно тогда, когда, казалось, судьба его устроилась как нельзя лучше: любимая жена, сын, материальная обеспеченность: «И, счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться» (8, IX).

Однако мы не можем назвать Левина « alter ego » («вторым “Я”») Анны Карениной. У них диаметрально противоположные взгляды на жизнь. И прежде всего - в отношении к семье. Для Анны семья - неприемлемый способ связать себя с Вронским и средство ограничения женской свободы: «Если бы я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любит только его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем другим» (7, XXX).

Левин имеет противоположную точку зрения: «Любовь к женщине он не только не мог себе представить без брака, но он сначала представлял себе семью, а потом уже ту женщину, которая даст ему семью. Для Левина бракосочетание было главным делом жизни, от которой зависело все его счастье» (1, XXVII).

Однако Левин вместе с тем не является полной противоположностью Анны. Так, подобным является их отношение к церкви. Они потеряли веру в того Бога, которого проповедовала официальная религия. Однако атеистами их назвать нельзя, потому что в самые драматичные минуты своей жизни они мысленно обращались к Богу. Последние слова Анны: «Господи, прости мне все!» Перед тем как броситься под поезд, она перекрестилась! Возвращается к Богу и Левин. Однако это для него не Бог церкви, православия или магометанства, а Бог крестьянина Фоканича, что «для души живет. Бога помнит». Жить надо для того, чтобы вложить в жизнь, в каждую его минуту «смысл добра» - вот конечная цель напряженных духовных поисков Левина. Этого не было в жизни Анны, она чувствовала только «зло и бессмысленность жизни»...

Еще одно, что существенно объединяет эти два образа, - это поиски правды, нежелание жить фальшиво, во лжи.

Не осознание того, что вокруг нее все лживо, привело Анну к роковому концу?

В образах Анны и Левина общие не судьба (с этой точки зрения все люди подобны, поскольку ищут свою судьбу и любовь) и характер, хотя это важно, а те психологические ситуации, которые каждый должен самостоятельно решить: попытка забыть любимого человека, создание новой семьи, противоречивые чувства к родным детям, наконец - нежелание подчиняться фальшивым законам, попытка жить без лжи, по правде. Решение этих проблем приводит Анну к катастрофе, Левин же переживает глубокую внутреннюю драму, но находит утешение в том, чтобы постоянно делать добро. Так Толстой дает тот один-единственный рецепт, который поможет людям стать счастливыми.

Нужно обратить внимание на сходство образа Левина с Л. Толстым. «Автобіографізм образа Левина несомненно, как несомненно и то, что его путь к вере воспроизводит путь личных толстовских исканий “силы жизни”, которая уничтожает “страх смерти”»1.

Мысли, которые Толстой заключает в сознание Левина, его отношение к крестьянам, природы, общественной жизни, религии, семьи, занятия гимнастикой, катанием на коньках напоминают самого автора. Так, Левин «гимнаст, поднимающий одною рукой пять пудов» удивительно похож на Толстого, который, по воспоминаниям современников, что бывали в Ясной Поляне, мог подтянуться на перекладине одной рукой. И самая яркая соответствие - это описание косарства Левина. Писатель передает нам малейшие нюансы не только психологического состояния, но и будто стенографує изменение физического чувства. Так точно этот процесс мог описать только человек, который был искусным косарем, а именно таким был Толстой. Имя героя не случайно, ведь, по приведенным выше мнением Ю. Тынянова, в художественном произведении «все имена говорят». Фамилия персонажа «Левин» безусловно связано с именем Толстого - Лев. В то же время отождествлять образ Левина с автором нельзя, поскольку он содержит лишь самые общие автобиографические черты.

1 История русской литературьі: В 4 т. - Л.: Наука, 1982. - Т. 3. - С. 831.

Константин Дмитриевич Левин - помещик, живет в деревне, ведет большое и сложное хозяйство. Родовой дом «был целым миром для Левина». Он с гордостью рассуждает об истинном аристократизме, патриотизме своих предков. Теперь же наступает период разорения «дворянских гнезд», и Левин понимает неизбежность этой драмы.

Константин Дмитриевич пытается понять тайну новых общественных отношений, свое место в этих новых условиях и правду жизни. Левин не оторванный от жизни мечтатель. Он трезво смотрит на жизнь, борется за счастье, стараясь найти душевное равновесие.

Примерным укладом для России Левин видит большую и дружную крестьянскую семью, которой до всего есть дело, где все производится самими ее членами. Левин понимает, что западные теории преобразований страны не годны для России. Надо учитывать ее специфику. В крестьянской стране надо заинтересовать работников в труде, тогда они поднимут государство.

Левин мучительно ищет правду жизни, старается обрести душевное равновесие. Близко общаясь с крестьянами, он проникся «мужицкой правдой жизни», бессознательной верой в Бога. Ойисание жизни Левина образует свою сюжетную линию в романе «Анна Каренина», но не вступает в противоречие с общим замыслом и композицией произведения. Душевные терзания Анны и поиски истины Левина - это взаимосвязанные стороны жизни России в пореформенную эпоху, раскрывающие кризис в судьбах людей и пути его преодоления.

Толстой, в этой личности показывает нам самое настоящее столкновение двух внутренних сил. Назовем их: хорошая и плохая. Хорошая, конечно же, стремилась к любви и счастью, а плохая старалась его погубить и убить в нем стремление к счастью. Он выбирал позитивный вариант, и старался направлять все свои усилия в осуществление своей мечты - быть счастливым. Левин много работал и много думал. Время шло и делало свое дело. Он чувствовал, что в глубине его души что-то устанавливалось, усмирялось и укладывалось.

Левин принимает решение полностью изменить свое хозяйство. Он говорит, что будет много работать и сильно стараться, но своего добьется.

Толстой в этом романе показал и сравнил два самых важных чувства присущие человеку. Любовь и ненависть. Любовь испытывал Левин ко всем людям и проблемам окружавшим его в день свадьбы, и чувство ненависти Карениной в момент предсмертных переживаний. Левин никак не хотел принимать Церковь но он очень правильно понимал все основные духовные истины присущие Богу. И чем больше он размышлял и искал ответов, тем ближе он становился к вере и Богу. Левин нашел, и выбрал как раз тот узкий и трудный путь, который ведет ко спасению. Значит, он не застрелится, не уклонится от истиной веры, и обязательно примет в свою жизнь Церковь.

Роман Толстого « Анна Каренина» строится на основе многогеройности (несколько ведущих героев), разносюжетности. Но здесь многоплановость сливается в целое не по эпическому образцу, как это было в романе «Война и мир». Разные индивидуальные судьбы соотносимы по принципу, родственному полифонии (может быть, потому что предметом изображения становится текущая современность, которая была материалом для полифонического романа Достоевского).
Длясюжета «Анны Карениной» характерна драматичность. Здесь есть линейная композиция (завязка, развитие, кульминация, развязка), есть напряжённость сюжета, устремлённость к итогу.
В этом отношении данное произведение наиболее близко европейской романной традиции, которую Толстой обычно оценивает как чуждую. Для сюжета «Анны Карениной» характерно обилие перфектов, необратимых свершённостей (в целом это совершенно не свойственно толстовской прозе): после встречи с Вронским уже нельзя жить, как будто её не было; тем более нельзя повернуть события вспять после их близости; максимальной степени необратимость достигает в последнем трагическом шаге Анны (она опомнилась под колёсами поезда, но было уже поздно).
Символика романа, пророческие знаки, предсказывающие будущее, усиливают драматическую напряжённость, ощущение рокового характера происходящих событий. Начало любви Карениной и Вронского (встреча на железной дороге, сопровождаемая гибелью дорожного работника под колёсами поезда) предсказывает её смерть. Анне снятся пророческие сны о смерти во время родов – и она действительно чуть не умирает.
Милан Кундера в философском романе «Невыносимая лёгкость бытия», размышляя о том, что связь начала и развязки любви Карениной и Вронского слишком литературна, предлагает видеть небуквальность этой соотнесённости. По его мысли, Толстой здесь не подчинён штампам «роковой» истории любви. Чешский писатель, размышляя о том, реалистичен или «литературен» Толстой в этом случае, указывает, что в реальной жизни мы нередко бессознательно сюжетны, литературны: когда выбираем любимого человека именно потому, что в отношениях с ним есть какая-то связная фабула, символичность, намёк на некую осмысленность; когда, собираясь расстаться навсегда, вдруг изменяем намерение, потому что происходит нечто, что кажется продолжением сюжета. У Толстого это действительно есть: повествователь указывает, что выбор способа свести счёты с жизнью был обусловлен подсознательным влиянием прежнего впечатления.
Думается, правильный ответ где-то посередине: идея Божьего суда всё же предполагает действие роковых сил. Но психологическая релятивизация сюжета возвращает нас к более привычному Толстому. И действительно, все остальные сюжетные линии (как и само их обилие, размывающее централизацию сюжета) менее перфектны, в них больше незаконченности и обратимости, и в этом смысле они «более толстовские». Наиболее характерна в этой связи история Левина и Кити (отказ Кити в начале романа оказался обратимым). Хотя и в случае с Левиным есть намёк на жёсткость композиции, роковую предсказанность (в начале романа Константин Левин разговаривает с Кознышевым и его гостем-философом о смерти; позиция брата связывается с проблемой смерти, что и будет потом реализовано в истории Николая Левина), но это скорее смысловое созвучие (как в похожем мотиве повести «Детство»), а не причина и следствие, акция и реакция.
В истории Анны также есть многое, разбивающее «романность» европейского типа: например, две кульминации. Традиционный европейский роман закончился бы в точке первой кульминации, у постели Анны, чуть не умершей во время родов, прощённой мужем, – здесь достигнут нравственный катарсис, вершинная сюжетная точка, случилось важное нравственное обретение. Всего этого вполне достаточно для традиционной романистики. Но у Толстого действие продолжается, катарсис оказывается относительным, Каренин, даже с его прощением, остаётся нелюбимым и неприятным, прощение лишь добавляет неловкость в их отношения…

Л.Н. Толстого сюжетная линия судьбы (характеристика) Константина Левина представлена не так ярко как линия главной героини, но при этом, является немаловажной и достаточно интересной. Образ Левина один из самых сложных и интересных в творчестве Льва Николаевича.

Образ Левина

На сюжетной линии Левина заключены многие философские и социально-психологические проблемы произведения. В духовных исканиях героя напрямую отражаются мысли самого писателя, которые сформировались у него в эпоху 70-х годов. Даже описание его образа говорит о внешней схожести. А о созвучности его фамилии с именем Льва Николаевича и говорить не приходится.

Своей энергичностью, искренностью и способностью критически мыслить, Константин Левин схож и с другими героями Толстого – Пьером Безуховым, Андреем Болконским.

Этот молодой искатель правды поддается порыву постигнуть суть общественных отношений, познать смысл самой жизни, для того, попытать что-то изменить. Левин не находит путей решения, беспокоящих его проблем, что погружает его в тяжелые и мучительные раздумья и приводит к душевному кризису.

Необходимость исповедоваться перед венчанием с Кити приводит Левина к размышлениям о Боге. Здесь автор ставит религиозно-нравственный вопрос. Раздумья Константина приводят его к тому, что искренней веры в своей душе он находит.

Константин Левин не может оставаться равнодушный к оскудению поместного дворянства под натиском новой общественной формации. Ему сложно не замечать неустойчивость и нестабильность укоренившихся порядков. Левин проявляет озабоченность и судьбами крестьян, имеющими весьма скудную жизнь. Его стремление примирить помещиков и крестьян, оставляя за собой право на землю, путем создания рациональной системы земледелия, терпит крах. Левин недоумевает, почему крестьяне так враждебно настроены к дворянам. От своего брата Левин слышит упрек:

«Тебе хочется оригинальничать, показывать, что ты не просто эксплуатируешь мужиков, а с идеею»

И в глубине души герой соглашается с ним.

Свадьба Левина и Китти в фильме 1967 (СССР)

Константин пытается изучить все области дворянской общественности изнутри. Его посещения мирового суда, выборов и других подобных мест, приводят его к выводам о бесполезности и суетности всего происходящего вокруг. Душевное успокоение ему способно принести только пребывание на природе, приобщение к крестьянскому труду, хозяйственные хлопоты.

Погружение в народную жизнь в романе «Анна Каренина» проходит ярким и глубоким мотивом. Об этом говорит красочная сцена сенокоса на Калиновом лугу, беседы Левина с крестьянами, его увлеченность их незатейливой и такой трудной жизнью. Левина не оставляет равнодушным полнота и цельность чувств Ивана Парменова с женой, их бесконечное счастье в единстве. Герой даже задумывается о женитьбе на крестьянке. Высказывание Фоканыча о необходимости жить «для души, по правде, по-божью» глубоко проникают в душу героя.

Невозможность решить сложные социально-нравственные вопросы, подталкивают Левина к отвлеченному нравственному самосовершенствованию. Здесь противоречивость мировосприятия не только Левина, но и самого автора, отражается в полной мере. Искания Левина не заканчиваются в конце произведения, автор оставляет перед нами образ своего героя открытым. Зависимость судьбы Левина от собственного отношения к нравственным основам бытия роднят образ героя с образом Анны Карениной.

Левин и Китти в фильме 2012 года (Великобритания)



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы