Про деток, от рождения до школы

Роман «Война и мир» своего рода роман-исследование, затрагивающий важные темы, волнующие любого человека. Проблематика романа «Война и мир» до сих пор является причиной жарких споров между историками и литераторами. Автор постарался отразить в произведении все существующие на тот момент в России проблемы. Среди которых можно выделить проблему семьи и брака, бытовые проблемы, ложный и истинный патриотизм, проблемы, связанные с войной, напыщенная, покрытая фальшивым лоском жизнь аристократов.

Проблема семьи

Проблема семейных отношений глубоко волновала Толстого. На примере нескольких семей автор высказал свою точку зрения о том, каким в идеале должен быть домашний очаг, где царит любовь, тепло и забота друг о друге.

Семья Курагиных

Для этих людей нет ничего святого. Поддержка и забота друг о друге им чужда. Им наплевать на проблемы других, каждый думает лишь о себе. Глядя на них не подумаешь, что это семья. Слишком явно выражена в них злоба, зависть и собственный эгоизм. Подлые, низкие люди, способные с легкостью нанести удар, подставив близкого человека. В достижении целей пойдут на все, но могут ввести в заблуждение незнакомых людей, создав видимость благополучия и гармонии в семье.

Ростовы и Болконские

Ростовы и Болконские являются полной противоположностью Курагиных. В семье Ростовых все пропитано любовью. В доме царит гармония и уважение к каждому члену семьи. Они привыкли решать проблемы вместе, искренне переживая друг за друга. Семья Болконских вызывает явную симпатию Толстого. Три поколения, описанные в романе, свято чтут семейные традиции. Для них не пустые слова честь, достоинство, отвага. На примере этих двух семей Толстой показал, что только те семьи счастливы, в которых отсутствует злоба и фальшь. Другим счастья не видать. Немалую роль играет воспитание детей, моральные принципы родителей.

Проблема народа и личности

Проблема народа является лидирующей по важности для Толстого. Он ценил в людях доброту, искренность, честность. Только тогда жизнь человека имеет ценность, когда он вместе с народом, а не отдельно от него.

Во время войны людям пришлось объединиться. Общее горе сближает. Именно в беде проявляются лучшие качества человека. Неважно, к какому сословию относился человек, какого пола, в душе каждого смогла найти место огромная любовь к Родине. Подтверждали люди любовь не пустыми словами и красивыми фразами, а настоящими поступками, рискуя собственной жизнью.

Толстой поднял проблему патриотов и лжепатриотов, воспользовавшихся сложившейся ситуацией себе во благо. Пока другие проливали кровь на поле боя, лжепатриоты протирали до дыр штаны в штабах, думая лишь об одном, как подняться по карьерной лестнице и прицепить на лацкан мундира очередной орден.

Проблема человеческого поступка

Толстой словно специально провел героев романа через тернии на пути к счастью. Явный пример Пьер Безухов. Неприятности одна за другой. Вечные стычки с женой, неприятие образа жизни, который они ведут, душевное расстройство после дуэли с Долоховым. Пьер задумался, для чего он живет, к чему стремится, что хорошо, а что плохо. Масонский деятель помог Безухову обрести себя, направив в правильное русло. Творить добро – вот выход. Принося пользу людям, ощущаешь свою значимость. Сделав много добрых дел, Пьер стал жить в ладу с совестью, а ощущение правильности сделанных поступков придало уверенности в жизни.

Проблема личности. Ее влияние на ход истории

Толстой был твердо убежден, что ход истории зависит не от одного человека. Ее делают массы. Пример этому Кутузов и Наполеон. Кутузов в отличие от Наполеона жил интересами солдат, народа. Наполеон никогда не жил интересами войска. Он был тщеславен и эгоистичен. По мнению Толстого личность может влиять на ход истории в том случае, если ее интересы совпадают с интересами народа.

Тема урока:

«Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Проблематика, образы, жанр».

Эпиграф:

от крика

вспышки чувства умирающего старика, все

всё есть в этой картине.

Н. Страхов .

Цели урока:

Образовательная: - познакомить с историей создания романа, раскрыть его жанровое своеобразие; - раскрыть смысл названия романа – эпопеи; - раскрыть смысл понятий «мир», «война»; - выявить проблематику; Развивающая: - развивать творческий потенциал студентов; - развивать у студентов умение выражать свои мысли и чувства правильным литературным языком; - совершенствовать умение создавать собственные высказывания (формулировать выводы), совершенствовать монологическую речь студентов. Воспитательная: - формировать у студентов нравственные качества личности, взгляды и убеждения, воспитание чувства гордости за русскую землю, народ; - воспитывать внимательное, бережное отношение к родному слову.

Тип урока : Урок изучения нового материала.

Методы и приемы : эвристический метод, слово учителя; Оборудование урока : ноутбук, экран, проэктор, презентация;

Литература : Ю.В. Лебедев Литература 10 класс (2 часть); Библиографический словарь; Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля.

Интернет-ресурсы:

Слайд №1

Сегодня мы приступаем к изучению необычного произведения. Вот уже более 150 лет интерес к нему не угасает во многих странах мира. Роман «Война и мир» Л.Н.Толстого - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века.

Из всех художественных созданий Толстого, а они все прекрасны, самым значительным, возвышенным, нравственно чистым и жизнеутверждающим является именно этот его роман.

Слайд №2

К.Симонов, известный поэт и прозаик 20 века, вспоминал: «Для моего поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы и у стен Сталинграда, чтение «Войны и мира» в тот период нашей жизни стало навсегда запомнившимся потрясением не только эстетическим, но и нравственным... Именно «Война и мир» стала в годы войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух сопротивления, охвативший страну перед лицом вражеского нашествия... «Война и мир» была первой книгой, которая приходила нам на память тогда, на войне».

Слайд №3

Запишите тему урока: «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Проблематика, образы, жанр».

Слайд №4

Эпиграф:

Все страсти, все моменты человеческой жизни,

от крика новорождённого ребёнка до последней

вспышки чувства умирающего старика, все

горести и радости, доступные человеку, -

всё есть в этой картине.

Н. Страхов .

Слайд №5

Первая читательница романа, жена писателя Софья Андреевна Толстая, писала мужу: «Перечитываю «Войну и мир» и меня очень поднимает нравственно, т.е. духовно твой роман». Над романом «Война и мир» Л.Н. Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Это была самая лучшая пора его жизни. Шестидесятые годы 19 века. Он был в том возрасте, который древние греки называли «акмэ», - возраст полного созревания всех физических и духовных сил человека.

Семь лет работал он над романом как художник и как историк. Нередко главы переписывались 12-13 раз. Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период Толстой говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

Он взял для него эпохальное событие, потрясшее в 19 веке мир, - Отечественную войну России с Наполеоном и его войсками, собранными почти со всех стран Западной Европы.

Наука и искусство слились в нерасторжимое единство. Справедливо писал об этом Достоевский: «Я вывел неотразимое заключение, что писатель - художественный, кроме поэмы должен знать до мельчайшей точности (исторической и текущей) изображаемую действительность. У нас, по-моему, один только блистает этим - граф Лев Толстой».

Современники были очарованы, восхищены, и, конечно, немедленно приступили к острым и долгим спорам. Славянофилы признали в Толстом своего единомышленника. Д.И. Писарев, злой и непримиримый критик дворянства, снисходительно корил автора романа за идеализацию дворянства, за его «невольную и естественную нежность» к своим героям-дворянам.

Слайд №6

Во многих вопросах нам предстоит разобраться в процессе изучения романа «Война и мир», а сегодня мы будем работать по следующему плану:

1.Время создания и историческая основа романа

2.Смысл названия

3.Система образов

4.Жанровое своеобразие

5.Проблематика романа

Слайд №7

А мы приступаем к первому пункту нашего плана.

Время создания и историческая основа.

Сообщение студента:

Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы», от нее осталось всего три главы. Софья Андреевна Толстая, жена писателя, замечает в своих дневниках, что сначала Л.Н.Толстой собирался писать о вернувшемся со своей семьей из Сибири декабристе, и действие романа должно было начаться в 1856 г. (амнистия декабристов по указу императора Александра 2), накануне отмены крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. - времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 гг. Толстой решил начать роман с этого времени.

По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому, что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год.

Так появилась иная дата, и первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно - исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».

Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810- 1820-х г.г., прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилось и образовалась целая библиотека книг».

Слово учителя

Итак, роман был написан в 60-е годы 19 века, года начиналась новая, пореформенная эпоха русской истории. Правительство Александра 2 отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, и они бунтовали. Вернуло из Сибири декабристов, но осудило на 20-летнюю каторгу Чернышевского. Государство было подорвано неудачами Крымской войны.

Участник сражений в Севастополе, Толстой приезжает в Петербург. В это же время из Сибири возвращаются по амнистии декабристы со своими семьями. Именно в это время у писателя возникает мысль написать роман о декабристах. Но к выполнению этого замысла он приступил лишь в 1863 году.

Слайд №8

Давайте посмотрим как определил замысел сам

1856 год - начало замысла.

1856 г., когда вслед за окончанием Крымской войны монаршая милость даровала узникам Сибири прощение, и герой "Декабристов" возвращается в своё родовое московское гнездо.

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».

1825 год . Но затем Толстой решил перейти к эпохе заблуждений своего героя и начать рассказ с 1825 г. В это время его герой уже зрелый человек.

«Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 год - война. В сюжете выпадало решающее звено - молодость героя, совпавшая с Отечественной войной 1812 г.

«Чтобы понять моя героя, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

1805-1807 годы - заграничные походы русской армии.

«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».

Слово учителя

Таким образом, автор начинает повествование с 1805 г., с его неприятной для русской армии кульминацией – Аустерлицем (Россия проиграла это сражение) - «временем наших неудач и нашего срама», как заметит Толстой. По выражению Толстого, ему было «совестно писать о торжестве русского оружия в борьбе с бонапартовской Францией, не описав неудач в войне 1805-1807 г.г.».

Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856г.г. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812г., и героем романа стал русский народ. Л.Н. толстой писал: «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема - судьба народа, народ - основа нравственных и моральных устоев общества.

Слайд №9

Хронология романа.

В романе «Война и мир» рассказывается о борьбе России и наполеоновской Францией. Роман включает в себя 4 тома и эпилог .

В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на её территории.

Во 2-м томе - 1806 - 1811 г.г., когда русские войска находились в Пруссии.

3-й том - 1812 г. - войска Наполеона вторглись на территорию России.

4-й том - 1812 - 1813 г.г.- Отечественная война и ее последствия.

3-й и 4-й тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую Россия вела на родной земле.

В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие романа охватывает 15 лет. Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и в России.

Слайд №10

Смысл названия.

Л.Н. Толстой начал публиковать роман ещё до завершения работы над ним. В 1865 - 1866 г.г. в журнале «Русский вестник» появился вариант первого тома под заглавием «1805 год». И лишь в конце 1866 года появилось заглавие «Война и мир».

Знаете ли вы, что в 19 веке слова МИРЪ и МiРЪ в русском языке различались по значению? Вот какие значения имеют эти слова в словаре В.И. Даля:

МИРЪ -

Отсутствие войны, ссоры - Согласие, единодушие - Спокойствие

МiРЪ -

Вселенная - Земной шар - Все люди - Община, общество крестьян

В современном русском языке существует единое написание данного слова. Они считаются омонимами, причём каждое слово в свою очередь многозначно. (Привести пример со словом «фарфор»:1.сервиз; 2.материал).

Вот как определяются значения этих слов в Академическом словаре :

МИР 1

1.Все формы материи в земном и космическом пространстве 2. Земной шар, Земля 3. Всё живое, всё окружающее 4. Люди вообще 5. Порядок, строй жизни

МИР 2

1.Согласие, отсутствие разногласий 2. Отсутствие войны 3. Прекращение военных действий, мирный договор 4. Покой, благополучие

Слово учителя

Как вы понимаете такие понятия, как «мир», «война»?

Слайд №11

Давайте запишем в тетради смысл слов «война», «мир» в понимании Л.Н. Толстого:

    Война (в толстовском повествовании) - не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях.

    Мир - это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу отечества.

Таким образом, «Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди. «Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».

Слайд №12

Система образов.

В романе около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др; показаны представители дворянства и народа.

Всех героев условно можно разделить на любимых люди мира» ) и нелюбимых люди войны» ). Кутузов, Болконские, Ростовы, Тимохин, Платон Каратаев - люди мира, т.к. ими движет жажда согласия . Они ненавидят не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Князь Василий, его дети, граф Растопчин, Друбецкие - люди войны, т.к. ими движет чувство зависти, эгоизма. Это люди (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях), несущие разъединение, вражду, преступную аморальность.

Слово учителя

Таким образом, люди мира, любимые герои Толстого, ищут смысл жизни, ошибаются, страдают, живут сложной внутренней жизнью. Нелюбимые делают карьеру, достигают определённых успехов, но не меняются внутренне.

Слайд №13

Жанровое своеобразие.

Уже современники Л.Н.Толстого почувствовали, что «Война и мир» - книга сложного жанра. И.С. Тургенев писал, что это произведение включает в себя эпопею, исторический роман и очерк нравов. Работая над произведением, Толстой понимал, что на его страницах не сможет отразиться «вся русская жизнь того времени». Поэтому предметом изображения становиться не жизнь человека, не жизнь поколения, а «деятельность всех людей, принимавших участие в событии». Постепенно произведение становится «рассказом не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни». Изменившийся замысел потребовал не только изменения названия, но и новой жанровой формы. Сам Толстой называл своё детище просто книгой, не принимая «научных» характеристик «Войны и мира».

Рассмотрим основные признаки эпопеи. Напомню, в романе около 600 персонажей, их них около 200 - лица исторические.

Во время работы над произведением писателю пришлось перечитать много исторической литературы. Проделав такую огромную работу, Толстой пришёл к выводу, что почти везде события описаны «со слов разных генералов». Он фактически создал новый метод изображения исторических событий. Частный человек в представлении писателя включен в историю не только тогда, когда он непосредственно участвует в войнах, сражениях, но и всей своей частной жизнью он постоянно, порой бессознательно творит историю.

Давайте разберемся с понятием «роман-эпопея ».

Сам Толстой говорил: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

А выразил он в форме романа – эпопеи.

По Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева:

Роман - эпопея - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще не сколько томов.

*Роман-эпопея (от « эпос» и греч . Poieo – творю) это большое по объему художественное произведение эпического характера. Одним из самых известных примеров эпопеи служит «Илиада» Гомера. Эпос – это один из трех родов литературы, отличающийся объективно-повествовательным характером.

Слайд №14

Итак, выделим характерные черты эпопеи:

В центре повествования решающее историческое событие, которое важно для всей нации в целом, а главной движущей силой его является народ;

Повествует о великих деяниях народных героев, исторических личностей;

Одной из характерных черт эпопеи считается многосюжетность, сюжеты накладываются на судьбы различных личностей, семей, в произведении много действующих лиц;

Изображает большой промежуток времени, целую эпоху в жизни народа.

Слайд №15

Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».

- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).

События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).

Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).

Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).

Огромное количество человеческих характеров.

Большая протяженность во времени (15 лет).

Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино

Слово учителя

Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

Слайд №16

Проблематика романа

Что такое проблематика?

Ответ: Проблематика - выделение и осмысление автором тех сторон явлений и характеров, которые наиболее интересуют писателя.

Сложность и глубина содержания «Войны и мира» требовали, чтобы в этой книге переплелись компоненты многих жанров реалистической прозы.

Напомню, что роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:

Исторический - обращение к реальным историческим событиям;

Философский - раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;

Нравственный - глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.

Слайд №17

Опираясь на вышесказанное, давайте попытаемся определить жанровые элементы в романе-эпопее «Война и мир».

1. Семейно-бытовой (в центре повествования несколько поколений, несколько семей, « семейная проблематика»: любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.);

2. Психологический (показ взросления героев, формирование личности, анализ «диалектики души» героев (психологический анализ);

3. Философский (взгляды на исторический процесс; жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек; концепция непротивление злу насилием);

4. Исторический (наличие реальных исторических лиц; использование исторических документов; социальные и политические конфликты эпохи).

Слайд №18

Подведение итогов:

Толстой сумел поставить коренные вопросы народной жизни и

создать героическую эпопею в то время, когда во многих радикальных кружках сама мысль о России вызывала лишь досаду или откровенные насмешки. Мы наблюдаем, как в романе одно поколение сменяет другое. В эпопее показан большой промежуток времени с 1805 по 1820 годы. Толстой показал целую эпоху.

Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».

Домашнее задание

Выставление оценок

Проверочная работа. Цель: выявить степень усвоения материала.

Ответьте кратко на вопросы.

1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?___________________________________________________________________

2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты._______________________________________________________________________

3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________________

4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Война и мир» была написана в 60-е годы
XIX века. Правительство Александра I отме-
нило крепостное право, но не дало крестья-
нам земли, они бунтовали. Россия и Запад,
исторические судьбы России и ее народа -
это были самые злободневные вопросы вре-
мени. Они постоянно волновали Толстого.
Толстой всегда был против революции, но
надеялся путем просвещения, реформ, .кон-
ституций устроить идеальный социальный
строй.
«Война и мир» - одно из самых заме-
чательных произведений литературы. Годы
работы над романом - это время напряжен-
нейшего труда писателя. Творческие иска-
ния Толстого всегда были связаны с жизнью.
Роман задумывался как грандиозное исследо-
вание полувековой истории России в ее ост-
рых столкновениях и сопоставлениях с Евро-
пой, как постижение национального характера
русского народа и всего строя его жизни.
В романе поставлены психологические, соци-
альные, исторические, нравственные пробле-
мы, говорится об истинном и ложном патри-
отизме, о роли личности в истории, о нацио-
нальном достоинстве русского народа, о
дворянстве, в романе действуют свыше двух-
сот исторических лиц.
Представляя события с человеческой, нрав-
ственной стороны, писатель нередко прони-
кал и в их подлинную историческую сущ-
ность. Наполеон претендовал на великую роль
в истории, рассчитывал творить историю, под-
чиняя ее собственной воле. Толстой говорит,
что он деспот не только по положению, но и по
убеждению. Он развенчивает его величие. «Нет
величия там, где нет простоты, добра и прав-
ды», - писал Толстой.
В «Войне и мире», этом романе-исследо-
вании, огромная роль отводилась картине ха-
рактеров и нравов. Он воссоздает душевные
переживания разных людей того времени, их
духовные устремления. Лучшими представи-
телями дворянства являются Пьер Безухов и
Андрей Болконский. Они оба стремятся к ра-
зумному устройству общества, оба жаждут
правды. В конечном итоге они доходят до об-
ращения к народу, к сознанию необходимос-
ти служить ему, слиться с ним, отрицают все
формы либерализма. Характерно, что вооб-
ще дворянская культура того времени пред-
ставлена в романе преимущественно этими
умственными и нравственными исканиями «об-
разованного меньшинства». Внутренний мир
человека, исследование души - вот одна из
философских проблем, волнующих Толстого.
У Толстого свой собственный взгляд на
историю. Философские рассуждения в его
романе - это его мысли, его думы, его миро-
воззрение, его понятие жизни. Одна из важ-
ных проблем «Войны и мира» - это соотно-
шение личности и общества, руководителя
и массы, жизни частной и жизни историчес-
кой. Толстой отрицал хоть сколь-нибудь зна-
чительную роль личности в истории. Он от-
казывался признать силой, руководящей ис-
торическим развитием человечества какую
бы то ни было «идею», а также желания или
власть отдельных, пусть даже и «великих»
исторических деятелей. Он говорил, что все
решает «дух войска», утверждал, что су-
ществуют законы, управляющие события-
ми. Эти законы неизвестны людям.
Одна из философских проблем романа -
это вопрос о свободе и необходимости. По-
своему и оригинально решает Толстой этот
вопрос. Он говорит, что свобода человека, ис-
торического деятеля - кажущаяся, человек
свободен лишь в том, чтобы не идти напере-
кор событиям, не навязывать им свою волю,
а просто соответствовать истории, меняться,
расти и таким путем влиять на ее ход. Глу-
бока мысль Толстого о том, что человек тем
менее свободен, чем ближе он поставлен
к власти.
В своих философско-исторических взгля-
дах Толстой был близок Герцену, Роман на-
зван «Война и мир». Смысл названия: мир
отрицает войну. Мир - это труд и счастье,
война - это разобщение людей, разрушение,
смерть и горе.
Тема сочинения очень трудная, скорее она
годится для выпускников института филоло-
гического факультета или аспирантов, кото-
рые занимаются исследованиями в творчест-
ве Толстого. Я недостаточно полно отразила в
своем сочинении все философские проблемы
четырехтомного романа «Война и мир», да это
и понятно: нельзя на двух листах уместить
все мысли Толстого, он же гений, но главные
я постаралась затронуть.
Можно было бы еще добавить то, как ре-
шает Толстой вопрос о роли женщины в об-
ществе. Он отрицательно относился к эман-
сипации женщины. Если Тургенев, Черны-
шевский женщину рассматривали в другом
аспекте, то Толстой считает, что для жен-
щины главное - домашний очаг. Поэтому
Наташа Ростова просто мать и жена в кон-
це романа. А жаль! Она ведь была не про-
сто девушкой, а одаренным человеком, излу-
чающим тепло и свет, она чудесно пела.
В этой позиции я с Толстым не могу согла-
ситься, потому что умной женщине мало
быть просто домашней «гусыней», ей все рав-
но хочется большего. И если у Наташи был
богатый духовный мир, то куда же он делся,
ушел в домашний быт? В этом Толстой -
консерватор.
Мало он написал и о тяжелом положении
крепостного крестьянства, всего несколько
страниц на всю громадную эпопею. Сцена бо-
гучаровского бунта - единственно яркий
эпизод этого плана. Я думаю, что Л.Н.Тол-
стой это отразил в другом романе - «Декаб-
ристы», будь этот замысел осуществлен.

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.

  1. Главная проблема – судьба народа. Народ – основа нравственных устоев общества.
  2. Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
  3. Истинный и ложный патриотизм.
  4. Назначение женщины – сохранение семейного очага.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

ВОЙНА МИР
1. Военные столкновения враждующих армий 1. Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
2. Вражда, непонимание, эгоистический расчет 2. Это крестьянский сход
3. Разъединение 3. «Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов
4. Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад. 4. Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.
5. Дуэли и поединки между героями 5. Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой (внутренний мир)
6. Конфликт человека с самим собой 6. Весь свет, Вселенная.
7. Насилие и кровопролитие, зло. 7. Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.
8. Все, что разрушает гармонию. 8. Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.
Это смерть Это жизнь

ГЕРОИ

Всего в романе свыше 550 лиц. Из них свыше 200 – это реальные исторические личности.

КОМПОЗИЦИЯ

В романе 4 тома и эпилог

1 том – 1805 год

2 том – 1806 – 1811 годы

3 том – 1812 год

4 том – 1812 – 1813 годы

Эпилог – 1820 год

Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни – это:

  1. Приемы сопоставления и противопоставления
  2. «Срывание всех и всяческих масок».
  3. Психологизм повествования – внутренний монолог

ЖАНР

«ВОЙНА И МИР» - ЭТО РОМАН – ЭПОПЕЯ

1. Картины русской истории Шенграбенское и Аустерлицкое сражение, Отечественная война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение
2. События общественной и политической жизни Масонство, первые организации декабристов
3. Отношения помещиков и крестьян Преобразования Пьера, Андрея.
4. Показ различных слоев населения Поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне
5. Широкая панорама бытовых сцен Балы, обеды, охота, посещение театра и др.
6. Огромное количество человеческих характеров Свыше 550 персонажей
7. Большая протяженность во времени 15 лет
8. Широкий охват пространства Петербург, Москва, дворянские поместья, Австрия, Смоленск, Бородино.

ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Общая цель при изучении романа – выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает. Знакомство с романом начинаем с эпизода вечера в салоне А.П.Шерер в июле 1805 г. Конкретная цель – определить, во-первых, отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает; во-вторых, посмотреть, однородно ли это общество и, в –третьих, разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяет нам включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений России с Францией. Почему это произошло?

Действие начинается в июле 1805 года в салоне А. Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный» дурак Анатоль, «спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.

Отрицательное отношение Толстого к героям проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.

Выделяются среди гостей Анны Павловны два человека. Это Пьер Безухов и А. Болконский.

Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне» и относилась к нему со страхом.

Проблема настоящей жизни.
Князь Андрей Болконский. Он пытался найти настоящую жизнь на войне, уйдя в армию и разочаровавшись в той жизни, которую вел. Князь понял одно: скучная, однообразная светская жизнь не для него. На войне он жаждал славы, признания, желал отличиться, составляя стратегические планы и представляя, как он спасет армию в критический момент. Но после ранения под Аустерлицем, когда князь Андрей вернулся домой и здесь на его глазах умерла жена, оставив ему маленького сына, все, к чему он стремился на войне, отошло на второй план. Болконский осознал, что это не есть настоящая жизнь, и его поиски таковой продолжились.
Проблема счастья в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается на круги своя.

Проблема великого человека

В своем романе Л. Н. Толстой ярко выразил мысль о том, что великим человек может быть только в том случае, если он неразрывно связан с народом, если он искренне разделяет его взгляды, стремления, веру. Если он живет теми же идеалами, мыслит и поступает так же, как поступил бы любой сознательный человек. Только в народе главная сила, только в связи с народом может проявиться настоящая, сильная личность.

Показ особого характера войны 1812 года как войны народной.

Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войне 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее (например, замечания о том, что мужики не везли в Москву сено, что все жители покидали Москву и т, д.) и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе представителя народной войны полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.

Проблема истинного и ложного патриотизма.

Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным.
Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые афишки, призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы