Про деток, от рождения до школы

Пересказывать теорию поколений не буду, лишь пару моментов про Игриков обозначу, так как сам к ним принадлежу.

Это поколение перемен, которое с раннего детства видело только нестабильность, и разные положительные, отрицательные изменения, часто резкие. Я говорю в первую очередь о тех кто живет в бывшем СССР - локальные войны, тяжелые 90-е, кризисы.

При нас валюта несколько раз обваливалась, появилась криптовалюта. Некоторые наши ровесники в мире уже миллионеры и миллиардеры.

Как следствие мы быстро адаптируемся к изменениям, умеем жить моментом. Мы поколение заставшее старый доинтернетовский уклад жизни, и новый уже с гаджетами. И можем понять разницу.

Нам нет смысла рассказывать про упорный труд, для того чтобы через 5-10-20 лет добиться повышения, результата - по нашему опыту это слишком много, за это время жизнь слишком изменится, мы мыслим в гораздо более краткосрочной перспективе, и не хотим столько ждать. При этом понимаем что важно не столько количество, сколько качество работы и предприимчивость, умение находить нетривиальные пути.

Нам знакомо что такое специализация, делегирование. У нас нет проблем с доверием, мы не стремимся делать всё сами, и понимаем как ценен специалист, и как важно правильно руководить людьми, не делая за них их работу. Нас раздражают Иксы которые зависли в своих 90-х, и не могут никак начать работать по-другому, двигаться быстрее, не расслабляться, работать не с друзьями, а с профессионалами. Нам при этом несложно понять поколение Z, которое так зациклено на гаджетах и разных других примочках.

В общем как по мне - интересное поколение, многообразное. И главное - на нём будет стоять весь уклад жизни в ближайшее время.

Постсовковое поколение Y во многом несговорчивое, не кооперируется для положительных изменений или прогресса даже в пятилетней перспективе.

Скажи им (нам, чо уж): "Давайте слетаем на Луну. Для этого нужны люди почти из всех профессий".

В ответ получим: "Деньги вперёд".

Они не выяснят никаких деталей проекта, задач, выхлопа. "Деньги вперёд". Точка.

Мало денег - никуда не летим, потому что от злобы растащим ракету не лом.

В совке для кооперации придумали коллективизм, но это .

Сейчас есть теория игр (она уже давно есть, я в курсе, но ведь и сейчас тоже есть), по которой кооперация приносит плюшки. Только это мало кому интересно, потому что едва ли не каждый хочет быть Джобсом/ Маском, но мало кто хочет работать над чем-то крупным.
Опять же, "рыба гниёт с головы" - об этом я тоже в курсе.

Феномен “советского школьного кино” связан не только с кино, а еще и со “Школой” как таковой. Каким-то странным образом “Школа” в эпоху застоя стала одним из центральных векторов жизни. Почти все знаменитые школьные фильмы были сняты при Брежневе. До Брежнева школьное кино только зарождалось, после Брежневе оно начало умирать.

Я уже писал, что каждое десятилетие выдвигает те или иные социальные страты на первый план. “Нулевые” XXI-го века выдвинули чиновников и блоггеров. 90-ые - бизнесменов и братанов. 80-ые - рокеров и андеграунд. 60-ые - лириков, физиков и космонавтов. 30-е - летчиков и танкистов. 60-ые и 70-ые годы XIX века - разночинцев и интеллигентов. 90-ые годы XIX века промышленников и банкиров. Екатерининское время подняло дворян на немыслимую высоту и так далее.

А вот 70-ые годы XX века выдвинули “школьников”. “Школа”, “молодой педагог”, “директор-новатор” - вдруг попали под фокус общественного внимания в нашей стране. Почему? Об этом чуть попозже. Потом уже в 80-ые и 90-ые “Школа” и вообще система образования, в том числе и ВУЗы, ушли на периферию жизни. Я был свидетелем ослабления накала образования, остроты школьной и университетской жизни, поскольку учился почти беспрерывно с 1975-го по 2000 год. У меня была школа, 2 универа, с перерывом на армию, потом 5 лет аспирантуры.

Помню, что в 1977 году какая-нибудь контрольная ГОРОНО приравнивалась к “высадке человека на Марс”, то в 1999 году студенты Нижневартовский ВУЗов, мои друзья, сдавали экзамены по любому предмету наобум. Часто кафедры вводили предмет уже в конце семестра. Давали 4 дня на подготовку. Все приходили, списывали открыто из учебников, препод отворачивался или вообще уходил из аудитории. Студиозы получали свои пятерки в зачетки и уходили счастливые. Я этого до сих пор не понимаю такой учебы. В чем смысл?

Так вот, почему “Школа” стала столь интересна для кинорежиссеров в 70-ые годы? Дело в том, что тогда советская этика загнивала и воняла вовсю. Режиссеры и сценаристы заметили, что гнила и воняла она именно в среде школьников. Это поколение было водоразделом, волнорезом, отделявшим социализм и романтизм 60-х от зарождавшегося индивидуализма и буржуазности. Конфликт в этом кино происходил из-за наступления бесчисленных циников и прагматиков как на старый сталинисткий педсостав, так и на романтиков “молодых педагогов” - “социалистов с человеческим лицом”, а также недобитых пока сентименталистов Лопухиных из среды одноклассников. Посмотрите на Лаврика из картины в “Моей смерти прошу винить Клаву К”, на комсорга Глеба из “100 дней после детства” и все поймете. Типичные Дмитрии Медведевы.

В 90-ые эти школьники 70-х были еще молодежью. Они были повернуты на обогащении. Многие шли в бандиты. Кое-кто к концу 90-х начал "подниматься" в бизнесе. Это поколение в детстве страдало материальным культом, поэтому с жадностью поглощало новые рестораны, курорты, автомобили или исходило гавном, если не получилось. В любом случае поколение 70-х в тараканьих бегах было циничино и настроено на победу любой ценой. Наконец, в “нулевые” школьники из Совкино пришли к власти. Путинская эпоха выросла из детей 70-х как бурьян в поле. Те, из школьников кому недосталось “Фордов Фокусов” в 90-ые возрадовались и уехали в Анталью, крича Путину - ура. Кроме того, бытование ребенка в 70-ые годы очень сильно зависело от авторитетов, в частности от авторитерета “Школы”, “Учителя” поэтому дети 70-х склонны к подчинению.

Путинская эпоха являет собой жизненный расцвет тех школяров 70-х.

А где-то с 2006 года повылазило новое поколение. Это генерация леваков-хипстеров, часто чурающихся карьерного роста, не стремящихся как дети 70-х к заработкам любой ценой. Их не удивишь сникерсом. Они с детства видят 100 сортов колбасы в супермаркете и не падают в обморок. Поэтому это поколение более интеллектуально, более возвышено, но интеллекутально оно весьма по-своему. У них совсем иной культурный код. Они много путешествуют, знают иностранные языки, сидят в Интернете сутками и они не привыкли к подчинению. В основном в больших городах это раздолби, кидалты, то есть kid-adults. К 2010 году они уже подминают потихоньку детей 70-х - циников-путинистов. Как это ни странно они формируют базис для нового социализма. Они склонны его идеализировать, склонны вообще больше мечтать.

Но все, же в чем-то дети 1980-х уступают детям 1970-х. Мышление детей 70-х - книжко-центрично, а мышление детей 80-х интернето-центрично. И хотя дети 1980 года более эрудированны, имеют больший объем знаний (это мое личное мнение) они проигрывает детям 1970 года в глубине мышления, так как читают несколько простоватые тексты в сети.


Феномен “советского школьного кино” связан не только с кино, а еще и со “Школой” как таковой. Каким-то странным образом “Школа” в эпоху застоя стала одним из центральных векторов жизни. Почти все знаменитые школьные фильмы были сняты при Брежневе. До Брежнева школьное кино только зарождалось, после Брежневе оно начало умирать.

Я уже писал, что каждое десятилетие выдвигает те или иные социальные страты на первый план. “Нулевые” XXI-го века выдвинули чиновников и блоггеров. 90-ые - бизнесменов и братанов. 80-ые – рокеров и андеграунд. 60-ые - лириков, физиков и космонавтов. 30-е - летчиков и танкистов. 60-ые и 70-ые годы XIX века – разночинцев и интеллигентов. 90-ые годы XIX века промышленников и банкиров. Екатерининское время подняло дворян на немыслимую высоту и так далее.


А вот 70-ые годы XX века выдвинули “школьников”. “Школа”, “молодой педагог”, “директор-новатор” – вдруг попали под фокус общественного внимания в нашей стране. Почему? Об этом чуть попозже. Потом уже в 80-ые и 90-ые “Школа” и вообще система образования, в том числе и ВУЗы, ушли на периферию жизни. Я был свидетелем ослабления накала образования, остроты школьной и университетской жизни, поскольку учился почти беспрерывно с 1975-го по 2000 год. У меня была школа, 2 универа, с перерывом на армию, потом 5 лет аспирантуры.


Помню, что в 1977 году какая-нибудь контрольная ГОРОНО приравнивалась к “высадке человека на Марс”, то в 1999 году студенты Нижневартовский ВУЗов, мои друзья, сдавали экзамены по любому предмету наобум. Часто кафедры вводили предмет уже в конце семестра. Давали 4 дня на подготовку. Все приходили, списывали открыто из учебников, препод отворачивался или вообще уходил из аудитории. Студиозы получали свои пятерки в зачетки и уходили счастливые. Я этого до сих пор не понимаю такой учебы. В чем смысл?


Так вот, почему “Школа” стала столь интересна для кинорежиссеров в 70-ые годы? Дело в том, что тогда советская этика загнивала и воняла вовсю. Режиссеры и сценаристы заметили, что гнила и воняла она именно в среде школьников. Это поколение было водоразделом, волнорезом, отделявшим социализм и романтизм 60-х от зарождавшегося индивидуализма и буржуазности. Конфликт в этом кино происходил из-за наступления бесчисленных циников и прагматиков как на старый сталинисткий педсостав, так и на романтиков “молодых педагогов” – “социалистов с человеческим лицом”, а также недобитых пока сентименталистов Лопухиных из среды одноклассников. Посмотрите на Лаврика из картины в “Моей смерти прошу винить Клаву К”, на комсорга Глеба из “100 дней после детства” и все поймете. Типичные Дмитрии Медведевы.



В 90-ые эти школьники 70-х были еще молодежью. Они были повернуты на обогащении. Многие шли в бандиты. Кое-кто к концу 90-х начал "подниматься" в бизнесе. Это поколение в детстве страдало материальным культом, поэтому с жадностью поглощало новые рестораны, курорты, автомобили или исходило гавном, если не получилось. В любом случае поколение 70-х в тараканьих бегах было циничино и настроено на победу любой ценой. Наконец, в “нулевые” школьники из Совкино пришли к власти. Путинская эпоха выросла из детей 70-х как бурьян в поле. Те, из школьников кому недосталось “Фордов Фокусов” в 90-ые возрадовались и уехали в Анталью, крича Путину – ура. Кроме того, бытование ребенка в 70-ые годы очень сильно зависело от авторитетов, в частности от авторитерета “Школы”, “Учителя” поэтому дети 70-х склонны к подчинению.

Путинская эпоха являет собой жизненный расцвет тех школяров 70-х.



А где-то с 2006 года повылазило новое поколение. Это генерация леваков-хипстеров, часто чурающихся карьерного роста, не стремящихся как дети 70-х к заработкам любой ценой. Их не удивишь сникерсом. Они с детства видят 100 сортов колбасы в супермаркете и не падают в обморок. Поэтому это поколение более интеллектуально, более возвышено, но интеллекутально оно весьма по-своему. У них совсем иной культурный код. Они много путешествуют, знают иностранные языки, сидят в Интернете сутками и они не привыкли к подчинению. В основном в больших городах это раздолби, кидалты, то есть kid-adults. К 2010 году они уже подминают потихоньку детей 70-х - циников-путинистов. Как это ни странно они формируют базис для нового социализма. Они склонны его идеализировать, склонны вообще больше мечтать.

Но все, же в чем-то дети 1980-х уступают детям 1970-х. Мышление детей 70-х - книжко-центрично, а мышление детей 80-х интернето-центрично. И хотя дети 1980 года более эрудированны, имеют больший объем знаний (это мое личное мнение) они проигрывает детям 1970 года в глубине мышления, так как читают несколько простоватые тексты в сети.

Сегодня все обсуждают поколения будущего - Y, Z и A, в то время как наиболее активными в экономическом плане остаются люди поколения X. О них мало говорят и пишут, однако именно они формируют будущее мировой экономики и политики. О том, кто такие люди поколения X, и в чем их отличие от представителей других поколений, читайте в нашей статье.

Наиболее активными в экономическом плане на сегодняшний день являются представители так называемого поколения X . Оно во многом повлияло на формирование современной бизнес конъюнктуры и привнесло неоценимый вклад в развитие глобальной экономики. Представители поколения X имеют уникальную систему ценностей, которая позволяет им добиваться высоких результатов во всех сферах жизни.

Система ценностей представителей поколения Х

Данная система представляет собой совокупность поведенческих и социальных установок, сложившихся под влиянием множества факторов. Система оказывает непосредственное влияние на мнение человека в отношении определенных явлений и вещей, с которыми он сталкивается на протяжении всей жизни. Именно она является главным ориентиром в процессе принятия важных решений. Изменение системы ценностей в течение жизни возможно, однако встречается крайне редко.

Из-за огромного многообразия ценности принято делить на несколько основных категорий. Чаще всего исследователи выделяют 2 вида ценностей :

Ценность №1

Духовная

Эта категория является одной из основополагающих. Сюда относятся все установки и идеалы, под влиянием которых формируются представления индивидуума о благе, справедливости, красоте, добре, зле и так далее. Именно от набора духовных ценностей зависят представления о необходимом и должном, предпочтения и желания, стремления и влечения;

Ценность №2

Материальная

К материальным ценностям относятся ценности потребительские, выраженные в материальном виде: предметы первой необходимости, частная собственность, доступность товаров и услуг.

Конечный набор ценностей каждого человека индивидуален и неповторим. Учесть каждый элемент этой системы достаточно сложно. Однако существуют определенные комбинации ценностей (гендерных, семейных, национальных, профессиональных), которые присущи представителям определенных «поколений».

Теория поколений

Впервые об этой теории заговорили сразу несколько ученых в первой половине 90-х. Согласно этой теории, приблизительно каждые 20 лет на свет появляется новое поколение людей, система ценностей которых кардинально отличается от системы ценностей их родителей, бабушек или дедушек. Формирование системы ценностей представителя каждого нового поколения фактически заканчивается к 11-15 годам, после чего она только дополняется и укрепляется. Уже в этом возрасте можно заметить первые отличия: отношение к другим людям, деньгам, материальным и духовным благам, стиль потребления и поведения в целом.

Исчисление и описание «поколений» начинается с конца XIX века. Каждое из поколений имеет свои уникальные ценности, которые формировались под влиянием множества факторов. Деятельность представителей каждого поколения провоцировала создание новых условий, которые, в свою очередь, начинали влиять на формирование системы ценностей последующего поколения.

Потерянное поколение (1890 — 1900 гг.)

Первым поколением, о котором идет речь в упомянутой теории, — это люди, родившиеся в 1890-1900 годах. Для этой эпохи характерно социальное неравенство, расслоение общества, разочарование в цивилизации, упадок культуры и декаданс. Представители «потерянного поколения» росли и формировались в условиях деспотии и монархизма, а самым важным событием той эпохи стал невиданный до тех пор глобальный военный конфликт — Первая Мировая война и крушение империалистического государства. В качестве ответной реакции представители поколения приняли активное участие в революционных событиях, формировании современных государств, создании новых идей, развитии науки и новой культуры.

Победители (Величайшее) (1901 — 1925 гг.)

По разным версиям, представители этого поколения появлялись на свет с 1901 по 1925 годы. Эти люди росли в эпоху глобальных перемен в общественном и политическом мироустройстве. Смелые идеи, новые направления науки и техники, укрепление тоталитарных и авторитарных обществ - все это повлияло на систему ценностей представителей «поколения победителей». Люди, родившиеся в это время, были участниками или свидетелями Второй Мировой войны, создания ООН, послевоенного восстановления миропорядка.

Молчаливые (1925 — 1945 гг.)

Людей, родившихся накануне и во время второй мировой (1925-1945), принято называть «молчаливым поколением». Им пришлось расти и жить в послевоенное время, восстанавливать разрушенную экономику и промышленность. На период их активности приходится начало холодной войны, медленный, но уверенный рост экономики, постепенное улучшение бытовых условий и качества жизни, отсутствие глобальных потрясений, укрепление властных структур. Однако детство у этих людей было крайне сложным, что не могло не оставить отпечаток на всей их жизни.

Бэби-бум (Я) (1946 — 1964 гг.)

Представители молчаливого поколения и «победители» произвели на свет огромное множество детей, в результате чего произошел демографический взрыв (1946-1964 гг.). На эпоху бэби-бума приходится начало сексуальной революции, расцвет рок-музыки и культуры хиппи. Авторитарные правители больше не устраивали общество, из-за чего нередко возникали волнения и локальные конфликты. Демонстрации, митинги, народные выступления и протесты стали типичными для этой эпохи.

В это же время начинают преобладать протестные настроения и нарциссизм. Люди «поколения Я» отдавали предпочтение самореализации, отказываясь от общепринятой социальной ответственности. Это поколение одним из первых начало говорить о том, что главное в жизни - получение удовольствия и изменение мира. Люди из поколения бэби-бум активно продвигали идеи равенства, ненасилия, демократии и толерантности.

Поколение X (1965 — 1979 гг.) (по мнению некоторых исследователей — по 1982 г.)

На смену социально активным и свободолюбивым бэби-бумерам пришли представители поколения Х , рожденные с 1965 по 1979 (по мнению некоторых исследователей — по 1982) год. В некоторых случаях сюда же причисляют всех детей, которые родились до 1990-х и даже 2000-х, однако это неверно.

На формирование системы ценностей «иксов» повлияли: война в Афганистане, чеченская война, застой и падение социалистических режимов, окончание холодной войны, открытие границ, свобода передвижений, глобализация, рост числа эмигрантов, падение и последовавший бурный рост экономики.

Представители неизвестных стали еще более независимыми от официальных властей. Однако, в отличие от мировоззрения бэби-бумеров, на смену попыткам изменить мир пришло абсолютное или частичное безразличие «иксов» к происходящему на политической арене. Сексуальные отношения вне брака стали нормой, равно как отсутствие религиозности и патриотизма. Представители поколения X стали чаще разводиться, однако семейные ценности все еще играют для них одну из первостепенных ролей.

Эти люди не привыкли к стабильности. На их глазах вся система мира менялась коренным образом, и они привыкли к сложностям, связанным с этими переменами. Им чужд инфантилизм и упадничество, они — активны, сообразительны, их можно назвать «пробивными». Они рассчитывают только на себя, всегда имеют план «Б», не теряются перед трудностями и готовы к любым сложным ситуациям.

"Иксы" изменили мир до неузнаваемости. Этим людям свойственна высокая работоспособность и производительность , они настойчивы и усердны. Для «людей X» важную роль играет карьера, уровень образования, материальные блага. Они стремятся быть успешными, но зачастую не ищут новых путей, а пользуются давно проверенными маршрутами.

Айгюн КУРБАНОВА,
директор по персоналу компании «Рельеф»

Люди после 45 профессиональны и исполнительны, без лишних амбиций. Объясните это руководству компании

Иногда работодателей пугает, что подчиненные будут старше руководителя. Но это не страшно! Главное - поручить возрастным сотрудникам подходящую работу, не связанную с высокими темпами и постоянными стрессами. А такой работы на предприятии всегда хватает. К примеру, у нас в компании много сотрудников, которым в этом году исполняется 50 лет. Просто год юбилеев. И все эти специалисты продуктивно трудятся. Поэтому я с удовольствием беру к себе в отдел людей старше 45 лет. Они более исполнительны, надежны, профессиональны, и при этом у них нет излишних амбиций (как у выпускника вуза, который ничего не умеет, зато многого хочет). На такого сотрудника я могу положиться, так как уверена, что все будет выполнено на 100 %. Ведь у него есть и ответственность за результат, и нежелание терять работу. Именно это и должны разъяснять HR-директора топ-менеджерам компании.

Миллениалы (Y, ЯЯЯ) (начала 80-х — конца 90-х)

Большинство экономических моделей и систем стимулирования были созданы специально для «иксов». Благодаря этому HR-директор может довольно быстро добиться повышения производительности труда , используя при этом «стандартный» набор мотиваторов, как материальных, так и нематериальных.

«Иксы» привыкли всего добиваться сами. Карьера и жизнь в целом для них является своеобразной пошаговой стратегией. Сначала нужно окончить школу, затем поступить в колледж или ВУЗ, получить профессию и «корочки». После этого новоиспеченный специалист приходит на предприятие и начинает с «низов» — работает в качестве линейного или младшего офисного персонала с перспективой на медленный, но верный карьерный рост. Управленческих или экспертных должностей «иксы» достигали (и достигают до сих пор) в возрасте 30-40 лет.

Мотивация работников X

В большинстве случаев для них невозможен быстрый карьерный рост . Представители «иксов» стараются выгоднее «продать себя», но при этом они понимают, что для осуществления такого плана нужно соответствовать заявленной цене. Пустые амбиции для них являются редкостью, они хорошо знают себе цену и требуют адекватного вознаграждения за свои труды.

Огромную роль в стимулировании работников поколения X играет материальная мотивация . Продвижение по карьерной лестнице, получение новых полномочий или обязанностей, решение поставленных задач, выполнение производственного плана - все это должно быть отмечено не только в виде похвалы или признания заслуг со сторону руководства, но и вполне ощутимым материальным вознаграждением. Сама по себе прибавка или премия может быть даже незначительной, однако она обязательно должна быть.

Самым действенным способом нематериальной мотивации для работников «икс» является возможность получения новых знаний и повышения квалификации. Курсы, семинары, командировки, вебинары - все это будет по достоинству оценено представителями поколения Х.

Не менее важную роль играет признание заслуг - публичные награждения, предоставление персонального рабочего места, персональных льгот и так далее. Отличным способом признания заслуг такого работника является его назначение в качестве наставника, который должен заниматься обучением новичков в коллективе . С помощью этого приема служба кадров может решить сразу 3 проблемы:

Проблема №1

Повысить мотивацию наставника

Назначив работника «учителем», руководство демонстрирует свою лояльность и доверие, что в свою очередь побуждает наставника к более качественному выполнению собственной работы;

Проблема №2

Сократить сроки адаптации новичка

Новому сотруднику будет легче влиться в коллектив и вовлечься в рабочие процессы, если адаптацией и обучением занимается опытный работник, а не представитель службы персонала;

Проблема №3

Снизить нагрузку кадрового подразделения

Как использовать человеческие ресурсы «иксов»

«Неизвестное поколение» формировалось на заре эпохи медиакоммуникаций, когда Интернет и прочие виды мобильной связи были скорее редкостью, чем нормой. По этой причине для многих «иксов» основополагающую ценность имеет живое общение и настоящие человеческие отношения. Они не так зависимы от социальных сетей и Интернета в целом, поэтому их картина мира гораздо более реалистична, чем у представителей Y и Z.

Характеристика людей из поколения X

Эти люди больше всего подходят для выполнения стабильной и ответственной работы, требующей усидчивости и основательного подхода.

«Иксы» внимательны к людям и деталям, поэтому из них получаются отличные управленцы всех уровней. Последовательность и предсказуемость действий позволяет назначать их в качестве руководителей серьезных проектов или развивающихся направлений бизнеса.

Благодаря деловой хватке и умению выстраивать рабочие отношения, «иксы» можно смело отправлять на переговоры в другие компании. Им можно доверить выполнение серьезных проектов с заранее спланированной результативностью.

Недостатки работников Х

В отличие от людей Y (ЯЯЯ), представители которого весьма амбициозны, «иксы» могут и будут усердно трудиться. Именно это поколение породило термин «трудоголизм» — зависимость от работы. Невыполненный проект, неудачи на работе, провал сроков — все это воспринимается ими очень серьезно и болезненно.

Чрезмерные рабочие нагрузки и ответственность провоцируют стрессовые ситуации, от которых страдает моральное и физическое здоровье этих индивидуумов. По этой причине «иксы» в большей степени подвержены нервным срывам, моральному истощению и депрессии. Ущерб физическому здоровью проявляется в виде головных болей, снижения сексуальной активности, сердечных приступов, ранних инфарктах и инсультах.

Избежать таких последствий можно только при помощи регулярного чередования режимов «работа» и «отдых», создания комфортных условий труда и благоприятной атмосферы в коллективе.

Проверьте себя

Какие 2 основных вида ценностей принято выделять:

  • гендерные и семейные;
  • профессиональные и национальные;
  • духовные и материальные.

Как называется поколение, рожденное с 1946 по 1964 годы?

  • потерянное;
  • бэби-бум;
  • миллениалы.

Какое поколение наиболее активно в экономике на данный момент?

  • Бэби-бум;

В чем отличительная особенность поколения X?

  • высокая работоспособность;
  • нежелание взрослеть;
  • протестный дух, активное участие в политической и общественной жизни.

Главный недостаток поколения X это:

  • завышенные амбиции;
  • подверженность стрессам;
  • зависимость от современных технологий.

27/09/2012

В Петербурге на международном кинофестивале документального кино «Послание к человеку» показали фильм Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР. 28 лет». Когда началась перестройка, режиссер стал снимать семилетних детей. Он спрашивал их о Боге, о Родине и политике, о планах на жизнь и любви.


Ш ли годы. Каждые семь лет Мирошниченко возвращался к своим героям и снимал новую часть фильма. Теперь им 28 лет. Это они сейчас выходят на акции протеста. Это от них будет зависеть будущее России. Впрочем, Сергей Мирошниченко не первый пытается «написать» портрет поколения. Петербургский режиссер Игорь Шадхан еще в 1978 году начал снимать фильм «Контрольная для взрослых». Он следил за судьбой своих героев вплоть до 1994 года. Сергей Мирошниченко и Игорь Шадхан рассказали «МК» в Питере», чем отличаются поколения 70-х и 90-х годов.

Потерянное поколение

В поисках своих героев Сергей Мирошниченко проехал от Литвы до Киргизии, побывал в Грузии, на Урале, в деревнях на Волге и в крупных сибирских городах. В итоге он выбрал 17 ребят. Сейчас жизнь разбросала их по всему свету. Одни из них живут в России, другие в Литве, Грузии, Киргизии, США, Израиле, Франции и Аргентине. Связывает их только одно — все они родились в стране, которой больше нет. В СССР. Они лишь смутно помнят, как с треском разваливалось их гигантское государство. А вот герои Игоря Шадхана всю свою молодость прожили в СССР. Сейчас им около 40 лет.

— Что вы думаете о поколении 70-х годов? Что это за люди?
Игорь Шадхан: — Я скажу на примере тех ребят, которые снимались у меня в картине «Контрольная для взрослых». К слову, я общаюсь со своими героями до сих пор. По большому счету это несчастливое поколение. Многие из них просто потерялись в жизни. Они были советскими детьми, воспитывались в советской системе. А начинать жизнь пришлось уже в других условиях. Перестройка и эти 20 лет их поломали. Не всем удалось достигнуть того, о чем они мечтали. А ведь среди них были удивительные ребята. Например, Илюша Кочоров, который уже, к великому сожалению, умер. Это был красивый, грациозно картавящий парень. Он думал: я, Илюша Кочоров, должен бороться за справедливость, помогать людям, которые нуждаются в моей защите. Но после развала СССР его идеология была в общем-то никому уже не нужна. Главным становились деньги. А Илюша никогда не был делягой. Его душа пела совсем другую песню. И он стал выпивать... Потом от этого и умер. Поколение 70-х годов хотело прежде всего быть хорошими людьми, что-то представлять из себя. Они не носили одежду из Милана, не ездили в туры по всей планете, не передвигались по городу на удивительно дорогих машинах. Для них не это было самым главным в жизни. Вы знаете, ни одна из моих героинь-девочек не вышла замуж за миллионера. Я думаю, этому поколению до сих пор очень тяжело жить, они все еще не приспособились к новому времени. А ведь моим героям уже за сорок лет.

Сергей Мирошниченко:
— Мне кажется, это было поколение поражения. В этих людях отсутствует ген победы. Я преподавал в университете и долгое время не мог увидеть в своих студентах жажду быть первыми. Им нравилось жить в тени. Наверно, им казалось, что в тени ты более сильный. Их вполне устраивала роль изгоев, побежденных. Этому поколению казалось, что лучше всего быть обиженными, гордыми и одинокими.

С широко открытыми глазами

— Сейчас в активную жизнь вступают люди конца 80-х — начала 90-х годов рождения. Чем они отличаются от предшественников?
Сергей Мирошниченко: — Современная молодежь пережила уже два крупнейших потрясения. Сначала во всем мире рухнула идея социальной справедливости. Последствия этого события хорошо заметны именно сейчас. Люди, которые управляют миром, ведут себя как неофеодалы. Они не думают ни о ком, кроме себя. Недавно стало известно, что Билл Гейтс стал богаче еще на 8 миллиардов долларов. И это в то время, когда весь мир переживает кризис! Странно не понимать, что иметь такое богатство — это уже пошло и бессовестно. А вот люди, рожденные в конце 80-х годов, прекрасно это чувствуют. Например, в моем фильме есть Леня. Он сейчас живет в Аргентине. Леня говорит: «Зачем тратить огромные деньги, например, на дорогую технику? Если вы купите телевизор во всю стену, Роналдо на вашем экране лучше играть не будет...» Второе потрясение для нынешней молодежи — это техническая революция. Я думаю, возрождать Россию придется тем молодым людям, которые смогут в это непростое время устоять на ногах. Старшие люди просто не готовы к этому. Они видят для России лишь два пути — сталинский социализм и крайний капитализм. У моего поколения (а я тоже человек 70-х годов) нет стремления к балансу, гармонии. У нас все черно-белое. Мы либо ненавидим, либо отчаянно любим. Возможно, причина такой ограниченности в том, что мы долгое время жили за железным занавесом, мы не видели, как живет окружающий мир. А вот новое поколение куда более открыто. Поэтому только 20-28-летние могут спасти мир от тотального рабства, катастрофы. Сейчас приходят новые студенты, и из Петербурга, кстати, тоже, у которых опять появился этот ген победы. Это очень хороший знак. Это ребята 20-28 лет, они выиграют все «Оскары» и Канны мира. Это те люди, которые готовы биться, сражаться и быть первыми. Может быть, они придумают супертехнику, может быть, наконец, поднимут нашу страну. В моем фильме «Рожденные в СССР» есть героиня Марина. Она сказала: «Государство — это мы, народ». Вы только подумайте, девочка из села произнесла эту фразу! Мы так мыслить не могли. И те люди, которым сейчас по 40, никогда так не думали. Им не приходило в голову, что это мы с вами должны быть государством, что именно нам принадлежит эта страна. А нынешнее поколение 20-летних уже прекрасно понимает, что какие мы, такое и государство. В этом отношении поколение 60-70-х годов просто эгоистично. Оно все-таки успело воспользоваться плодами коммунизма. И привыкло жить, надеясь на кого-то.

Игорь Шадхан: — Поколение 70-х годов — это разочаровавшиеся люди. Этого пока нельзя сказать о нынешней молодежи. Они только нащупывают свою дорогу. Но ясно одно: эти два поколения мало чем похожи друг на друга, потому что жили в разных государствах, в разных мирах. Состоится сейчас в жизни молодой человек или нет, зависит от того, сколько он получает, где работает, кто его папа. А раньше успех зависел, скорее, от способностей. Сейчас человек считается успешным, если имеет несколько квартир, недвижимость за границей, огромный дом в пригороде Москвы или Петербурга. А вот мои героини из «Контрольной для взрослых» мечтали хорошо выйти замуж, иметь детей, любить мужа и не испытывать страшной нужды. О дорогих иномарках они, как правило, не думали. А нынешние молодые люди уже при всем желании не могут плюнуть на материальное благосостояние. Я сейчас преподаю у студентов. Периодически ловлю на себе очень неприятные для меня взгляды. Мол, вы, Игорь Абрамович, конечно, что-то из себя представляете, но нам этого было бы на вашем месте мало...

Восстание рабов

— Но ведь именно молодежь сейчас вышла на митинги протеста. Это ведь не сделало поколение 70-х...
Игорь Шадхан:
— Поколение 70-х выходило на площади, это они сделали 1991 год! В моем фильме «Контрольная для взрослых» есть герой Алеша Караваев. Совершенно замечательный мальчишка был, певун невероятный. Закончил школу с золотой медалью. Так вот, он вместе с тысячами людей выходил на площадь в 1991 году. У меня есть кадры, которые подтверждают это. Кстати, Алеша сейчас — священнослужитель в синагоге. Кто бы мог это предположить 20 лет назад... Думаю, в этом мальчике государство потеряло совершенно удивительного человека. И другой мой герой Олег Сиверс тоже не остался в стороне от тех событий. Поймите, это поколение уже тогда понимало, что Советский Союз не может обеспечить их рост, процветание. Мои герои не были послушными мальчиками социалистической системы. Сейчас молодежь так же недовольна государством. Она вновь выходит на улицы. И правильно делает. Надо протестовать, говорить Владимиру Владимировичу Путину с Болотной площади о своих желаниях. Раз он иначе не слышит...

Сергей Мирошниченко: — Восстание 1991 года было бунтом рабов. Наверно, я слишком жесток к тому поколению. Я сам был тогда вместе со всеми. Но мы больше походили не на рассерженных горожан, а на восставших рабов. А нынешние митинги в Москве, Петербурге — это нечто другое. Туда приходят уже свободные люди, которые верят, что могут изменить нашу страну. Конечно, в этой толпе есть еще рабы. Это они кричат диким голосом банальные лозунги, ничего конкретного при этом не предлагая, не говоря, какое государство они собираются строить. Главное, просто собраться — вот стоят красные рабы, вот синие, желтые. А свободные люди хотят услышать конкретные предложения, как можно исправить ситуацию в нашей стране. За что идти голосовать? За какую систему? Именно эти думающие

25-летние люди и придут вскоре управлять Россией. Вы думаете, почему мой фильм «Рожденные в СССР» смотрят? Вовсе не потому, что я такой хороший режиссер. Просто людям стало интересно, кто такие нынешние 25-летние, от которых уже завтра будет зависеть наш мир. Чем они занимаются? О чем думают? Самое главное — они понимают, что не надо плевать в свое государство. Потому что это все равно что плевать в самих себя, в свое зеркало.

Молодежь без веры?

— В 1991 году не получилось сделать жизнь людей лучше. Почему? И верите ли вы, что это выйдет сейчас?
Игорь Шадхан: — Не получилось потому, что люди верили в идеалы, в честность капитализма, в благородство всех тех, кто сейчас со страшной силой ворует, грабит их. Вот и все. Нынешнему поколению, с одной стороны, будет легче, потому что их запас веры уже практически исчерпан. Они настороженно относятся к любым идеям, предложениям и к людям, которые их высказывают. А с другой стороны, им сложнее, потому что без веры невозможно добиться честности, справедливости. Если не верить, зачем тогда нужна Болотная? Я надеюсь, что у этого молодого поколения все еще получится. Я верю не в их мускулы, а в их разум.

Сергей Мирошниченко: — Причина, думаю, в чрезмерном эгоизме тех людей. Все наше поколение хотело жить только для себя. И это стало катализатором катастрофы. Этого эгоизма нам никогда не простят наши дети, те, которым сейчас 20-25 лет. Нынешняя молодежь, я думаю, будет жить более сложной и честной жизнью. В моем фильме «Рожденные в СССР» есть герой Антон. Его дедушка был редактором газеты «Правда». Сейчас Антон работает в глянцевом журнале, пишет в том числе о сексе. Он зарабатывает не очень хорошим делом, но 10 процентов своей зарплаты отдает в благотворительные фонды. И он, рассказывая нам о своей жизни, не пытается обмануть, приукрасить что-то, найти оправдание для себя. А вот мои ровесники не факт, что нашли бы в себе силы на такую откровенность. У нынешней молодежи есть все шансы для того, чтобы сделать нашу жизнь лучше. Это большие, очень самостоятельные и интересные люди.

Остановите монстров!

— Что бы вы пожелали этим большим людям?
Игорь Шадхан: — У нас в стране есть невероятно талантливые, интересные люди. Хорошо, если бы для них были созданы все условия. Они должны иметь все, ездить не просто на хорошей машине, а еще и с водителем.

Катерина КУЗНЕЦОВА, фото



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы