Про деток, от рождения до школы

Словарная работа (развитие словарного запаса ребёнка) – это целенаправленный процесс, направленный на обогащение словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Многих родителей интересует как расширить словарный запас ребёнка , но они не совсем понимают о составе словарного запаса малыша.

Весь словарный запас ребёнка можно разделить на две большие части – это активный словарь ребёнка и пассивный словарь ребёнка.

Активный словарный запас ребёнка – это те слова, которые ребёнок не только понимает, но и использует в своей речи регулярно.

Пассивный словарь ребёнка – это те слова, значение которых ребёнок понимает, но не применяет эти слова в своей повседневной речи.

Таким образом, основная задача словарной работы с дошкольниками будет заключатся в обогащении пассивного словаря детей и помощи в активизации активного словарного запаса.

Как расширяется словарь ребёнка дошкольного возраста?

Примерно с 6 -6,5 месяцев ребёнок начинает понимать не только интонацию, но и содержание речи взрослого. С 10 – 11 месяцев дети понимают значение практически всех слов, которые произносит взрослый. С 1 года (раннее детство) начинается самый благоприятный период для развития речи ребёнка. За 3 года ребёнок осваивает коллосальное количество слов, которые составляют не только пассивный, но и активный словарь малыша. В 1 год ребёнок способен произносить 8 -12 слов. В 2 года он произносит уже 300 – 400 слов. В 3 года ребёнок знает и употребляет 1500 слов; в 4 года – 1900 слов; в 5 лет – 2 – 2,5 тыс. слов; а в 6 – 7 лет – 3,5 – 4 тыс. слов. Вот так интенсивно развивается словарный состав речи ребёнка. Но слова усваиваются не сами по себе. Для того, чтобы развитие речи шло именно таким темпом и не было задержки речевого развития необходима ежедневная целенаправленная работа по обогащению и активизации детского словаря.

Так как дети разного возраста находятся в разных условиях развития речи, то и содержание словарной работы на разных возрастных этапах будет немного отличаться, одно только останется неизменным – это обогащение детского словарного запаса . Содержание словарной работы включает в себя лексику (слова) необходимую для общения, для удовлетворения своих потребностей, для познания окружающего мира и совершенствования разных видов деятельности. Прежде всего, дети должны усвоить:

Бытовой словарь (название посуды, игрушек, предметов обихода и гигиены);

Природоведческий словарь (названия растений, животных, птиц, которые находятся в непосредственном окружении ребёнка и он их может наблюдать, явлений природы и т.д.)

Обществоведческий словарь (слова, обозначающие труд людей, праздники, традиции, человеческие ценности);

Эмоционально-оценочная лексика (слова, обозначающие чувства, эмоции, переживания, черты характера и т.д.)

Лексика, обозначающая пространство, время и количество.

С помощью чего и как можно расширить словарный запас ребёнка?

Во-первых, с самого рождения необходимо разговаривать с малышом, постоянно комментировать свои действия и действия Вашего ребёнка. В словарной работе до года важную роль играет устное народное творчество. Дети просто обожают различные пестушки, потешки, прибаутки, приговорки, короткие стишки. Эти незамысловатые произведения способствуют обогащению словаря детей. Слова в них не только повторяются, но и оказывают на ребёнка эмоциональное воздействие, поэтому быстро запоминаются.

После года применяются различные методы для расширения словарного запаса ребёнка .

Второй метод – рассматривание картин и картинок . Специфика этого метода в том, что преобладающее место при рассматривании картинок занимает Ваша речь (толкование слов, сравнение их по смыслу, объяснение и т.д.).

Благодаря рассматриванию картин и картинок растёт пассивный словарь малыша, в речь ребёнка вводятся новые слова, он учится видеть и понимать смысл изображенного. Моя дочь просто обожает рассматривать картинки из своих книжек. Я не просто перечисляю изображённые предметы, а пытаюсь объединить их в один сюжет, мы с ней сочиняем целые истории по картинкам. Те слова, которые вводятся в лексикон ребёнка, следует повторять несколько раз. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо задавать вопросы, сопровождать рассматривание картин или картинок стихами, загадками.

Третий метод по обогащению детского словаря – чтение детям художественной литературы.

Словарная работа выступает как важное звено в работе над текстом. Данный метод можно активно применять не раньше двух лет. Только с двух лет ребёнок начинает понимать контекстную речь (смысл рассказов, сказок). Когда Вы читаете ребёнку произведения художественной литературы, Вы произносите одни и те же слова в разных сочетаниях, в разных контекстах. После трёх лет по ходу прочтения важно задавать ребёнку вопросы по поводу прочитанного, тем самым Вы будете активизировать словарный запас ребёнка. Главное, чтобы эти вопросы были непринуждёнными, а ребёнку было интересно на них отвечать. Кроме того, во многих литературных произведениях встречаются слова непонятные для детей, важно объяснить значения всех непонятных слов.

Прекрасным средством формирования словаря детей является использование пословиц, поговорок, потешек, .

Следующим методом словарной работы будет рассматривание игрушек .

Чаще всего этот метод используется для активизации словаря детей. Для развития детского словаря подойдут все виды игрушек. Особое значение в использовании этого метода имеет кукла. Эта игрушка подходит как для мальчиков, так и для девочек. В лексикон ребёнка входит название частей тела, одежды, обуви, посуды, предметов мебели, предметов гигиены, в общем, практически весь бытовой словарь. Детей старшего дошкольного возраста знакомят и с материалом, из которого сделана игрушка или её части, поэтому важно в доме иметь игрушки из разных материалов и разной фактуры. Также в старшем дошкольном возрастедети осваивают обобщающие слова. Лучше всего обогащать детский словарь обобщающими словами через игру. Например, устроить для любимой куклы или любимого зайки день рождения. И в процессе этой игры подумать, как поставить мебель , какую одежду надеть, какую посуду поставить на стол, из каких овощей и фруктов приготовить угощение и т.д.

И последним пятым методом словарной работы будут являться дидактические игры и лексические упражнения .

– широко распространённый метод словарной работы. Это так называемые обучающие или по-другому, развивающие игры .

проводятся с игрушками, предметами, картинками и на словесной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.

Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, в которое входит запас слов, который должен освоить ребёнок. Играя с ребёнком в дидактическую игру, важно добиваться активизации намеченных слов.

При рождении ребенка молодые родители испытывают не только счастье, но и легкое недоумение, ведь теперь на них лежит ответственность за развитие маленького человека. Главным вопросом станет словарный запас ребенка и грамотные методы по его расширению. Богатство лексикона свидетельствует о развитом интеллекте, поэтому так важно уделить этому вопросу много внимания.

Возрастные нормы

Существуют строгие нормы по степени развития лексикона детей. До года ребенок знает в среднем 3–4 слова, с возрастом количество увеличивается, и в течение второго года доходит до 50 слов, а в 3 года – до 700 слов (минимально 250). В 4 года развитие малыша позволяет знать порядка 250–700 слов. К поступлению в первый класс лексикон дошкольников должен составлять около 3,5 тыс. слов.

Указанные рамки не распространяются на точное произношение каждого слова, что в маленьком возрасте для ребенка по факту невозможно. Речь здесь идет об активном и пассивном словарях. Ребенок не обязан в собственные 7 лет говорить, используя 3,5 тыс. слов, но узнавать и понимать значение уже нужно. Также допускаются отклонения в большую сторону, когда ребенок в два года знает около сотни слов.

Современные приемы позволяют дошкольнику в течение каждого года жизни выучить слова сверх нормы, но нужно ли это на самом деле? Для развития полезны словесные игры, но бесконтрольный поток информации может негативно отразиться на нервной системе малыша.

Способы и методы расширения словарного запаса детей

Естественно, словарный запас ребенка пополняется не за один день, поэтому специалистами были разработаны специализированные методики, чтобы расширить лексикон подрастающего человека. Они все разделены по возрасту и уровню развития детей.

Главной рекомендацией, чтобы пополнить словарный запас ребенка, является провождение большего количества времени за разговорами с малышом, не забывая хвалить его успехи. Но не стоит говорить в одиночку, родительские монологи не разовьют речь у детей.

Художественная литература

Чтение художественной литературы как нельзя лучше скажется на увеличении активного словарного запаса детей. Влияние литературы на формирование грамотной речи доказано как специалистами, так и на практике. Подходящим вариантом станут книги А. С. Пушкина. Не стоит брать книги для школьников и взрослых, детские сказки – вариант, который подойдет.

Пока ребенок в младшей группе, он вряд ли будет уметь читать, поэтому ответственность за лексикон ляжет на родителей. Темп чтения не должен быть слишком стремительным, иначе ребенку будет трудно уловить смысл художественной литературы. Когда малыш начнет читать, лучше покупать ему книги с яркими иллюстрациями, это позволит активизировать зрительную память.

Интересны методы, в основе которых лежит тяга детей к сложным словам. Порой из художественной книги ребенок не запомнит ни одного стандартного слова, но услышав термин из научной литературы, ринется повторять словосочетание с серьезным лицом.

Игровое обучение

Действенные методы и приемы включают в себя настольные игры и другие развлекательные мероприятия. Для дошкольников отлично подойдут речевые игры. В них составляют словосочетания, отвечают на вопросы по принципу викторины, развивая не только лексикон, но и общую эрудицию. К тому же настольные игры могут продолжительное время занимать внимание дошкольников.

Для старших дошкольников подойдут все виды детских кроссвордов. Они удачно справятся сразу с несколькими задачами: расширение лексикона, тренировка памяти и развитие любознательности.

Для активизации лексикона детей рекомендуют игры в слова (аналогия с игрой в города) и в синонимы, где ребенку требуется назвать как можно большее количество слов, схожих по смыслу с названным. Играть можно даже в общественном транспорте, дошкольников увлечет подобное занятие.

Общение

Этот способ проверен миллионами родителей по всему миру. Если после работы не остается сил пообщаться с собственным отпрыском, то вряд ли у него появится обширный лексикон, если кто-то не занимаются с ним дополнительно.

При общении важно дать чаду высказать свое мнение. Это улучшит словарный запас ребенка, а также научит выражать мысли и отстаивать собственное мнение при необходимости. Во время разговоров или пауз следует обратить внимание на новые слова. Важна визуальная составляющая, с ней малышу станет легче запомнить новое слово.

Другие методы и способы

  • Игровая форма помогает обучаться, поэтому расклейка на стенах специальных картинок с названиями изображенных предметов (если малыш умеет читать) дает толчок развитию.
  • Разгадывание интересных загадок и выучивание наизусть забавных стихов в младшей и средней группе дают результаты в среднем выше, чем у сверстников, с которыми не занимаются дома.
  • Лучше выбрать книгу с картинками, которые можно красочно описать словами, используя синонимы. Стремитесь при чтении или рассказе сказок либо художественной литературы увеличивать количество описаний характера, внешности и поведения героев.
  • Работе с синонимами по традиции уделяется достаточное количество времени. После формирования минимального набора слов, которым овладел ребенок, следует расширять его, проводя аналогию с уже изученным материалом.
  • Проработка антонимов станет следующим шагом. Она позволит закрепить изученный объем слов, а также позволит узнать ряд новых. Эти методы и приемы лучше проявят себя в виде игры, иначе ребенку станет скучно.
  • Чтение художественной литературы в идеале сопровождается обсуждением с ребенком главных моментов, иначе активного словарного запаса не станет хватать для четкого выражения мыслей в будущем. Лексикон станет в основном пассивным.

Влияние художественной литературы сильнее всего проявляется при подготовке дошкольников к первому классу, в этом родители убеждаются на практике. Такое же по силе влияние на дошкольников окажет активизация изученных слов при общении с родителями или сверстниками.

Ошибкой станет попытка научить ребенка в 3 года читать, писать и говорить научными терминами. В этом возрасте главным занятием малыша становятся развивающие игры, не нужно выращивать вундеркинда. Развитие должно соответствовать возрасту, перегружать неокрепший интеллект вредно.

Красивая и грамотная речь – очень важный показатель интеллектуального развития. Чем богаче словарный запас ребенка – тем более развитым он растет, тем легче ему дается обучение всему новому!

Как повысить словарный запас у ребенка – расскажет небанальный женский сайт «Красивая и Успешная».

Словарный запас ребенка: норма для каждого возраста

В каждом своем возрасте ребенок должен владеть определенным минимумом слов и активно ими пользоваться. В первые годы жизни подсчитать словарный запас ребенка не составляет труда. Конечно, многие дети намного превосходят эти нормы – разумеется, это хорошо.

  • До годика малышу допустимо выговаривать 4-5 слов (мама, папа, дай, на).
  • К полутора годам словарный запас расширяется до десятка-двух слов.
  • Двухлетний малыш должен оперировать примерно полусотней слов. Разумеется, выговаривает он их искаженно, но сам факт знания этих слов говорит о том, что в «базе данных» они уже есть!
  • Три годика – от 250 до 750 слов.
  • Четыре года – около полутора-двух тысяч слов.
  • К шести годам (к ) ребенок должен владеть тремя-четырьмя тысячами слов.
  • У взрослого человека словарный запас обычно составляет около ста тысяч слов.

Но есть такой момент: даже младенцы понимают на слух намного больше слов родного языка, нежели используют в собственной речи. Ребенок 3-4 лет понимает практически все общеупотребительные слова, хотя разговаривает намного проще, чем взрослые.

Однако, это узнавание слов на слух не считается словарным запасом.

Как увеличить словарный запас ребенка?

Несложно догадаться, что запас слов родного языка, которые знает ребенок, пополняется благодаря общению с окружающими людьми и чтению каких-либо текстов.

До того, как ребенок начнет уверенно читать (обычно это случается в 6-7 лет), устная речь – его единственный источник пополнения словарного запаса. Именно бытовое общение окружающих людей формирует тот набор слов, которые ребенок будет использовать в повседневности.

Даже если впоследствии он узнает намного больше слов (из книг, от учителей и т.д.) – то есть риск, что он не будет ими активно пользоваться, речь останется простой и бедной по ассортименту используемых слов.

Дети очень сильно перенимают ту манеру общения, которая принята в семье и в той социальной среде, в которой они проводят много времени. Это касается и набора активно используемых слов.

«Перерасти» свое семейное окружение может активно читающий ребенок – если язык книг для него становится интереснее и важнее того бытового языка, который он слышит от людей вокруг. Но не все дети сами увлеченно читают «запоем», а редко приводит к положительным изменениям в устной речи.

Поэтому главный совет родителям, как расширить словарный запас ребенка – обогащайте собственную речь (причем не только в разговорах с ребенком, но и в общении с другими родственниками, друзьями и т.д.).

В общении с малышом старайтесь следить за тем, как и что вы говорите (возможно, результаты наблюдений за своей речью удивят вас самих!)

  • Реже используйте односложные ответы, отрывистые фразы. Конечно, полностью без них не обойдешься, но если есть возможность использовать более сложные языковые конструкции – то не ленитесь это делать!
  • С детьми можно и нужно говорить «сложно». У детей прекрасная память – не бойтесь нагружать ее новыми словами и понятиями! Даже когда вам кажется, что ребенок не поймет пояснений с использованием каких-то слов и терминов, то не спешите адаптироваться под «детский язык»! Либо говорите сразу «по-взрослому» (возможно, малыш из контекста поймет, что вы имели в виду, и заодно запомнит новое слово), либо поясняйте значение новых слов. На самом деле, не так уж сложно объяснить, к примеру, что такое «атмосфера» или «кровообращение» — а ребенок получит новые знания!
  • Как можно раньше отказывайтесь от сюсюканья, «малышацко-бабушкиного» языка – особенно со звуковым искажением слов («ав-ав» вместо «собака», «посёл-посёл» вместо «пошел-пошел», и т. д.). На стадии, когда ребенок изучает родной язык, ему крайне важно слышать и запоминать все слова правильно!
  • Старайтесь говорить красиво. Подбирайте в устной речи разнообразные синонимы, используйте разные прилагательные и метафоры. Лучше найти более точное определение для чего-либо, чем использовать обобщающий «штамп» (например, вместо «красивая картинка» — «загадочный ночной пейзаж с луной, которая серебрит волны темного моря»).

Но и чтение как фактор обогащения словарного запаса ребенка со счетов списывать нельзя.

Подбирайте ребенку книги разной направленности – народные сказки, проза и поэзия разных авторов, научно-популярные издания и т.д. Пусть малыш сравнивает разные стили изложения, запоминает новые слова (от устаревших русских слов до научных терминов и слов иностранного происхождения). То же самое можно посоветовать относительно выбора фильмов, мультфильмов, телепередач и т.д.

Когда ребенок еще маленький и рано, обязательно читайте ему вслух!

Причем, не стоит прекращать совместное чтение вслух и после того, как он начнет разбирать буквы – пока нет уверенного беглого чтения про себя, нельзя говорить о том, что ребенок полноценно вникает в книгу.

Совет сайта сайт — мотивируйте ребенка говорить, причем не односложно, а повествовательно. Просите его пересказать сюжет книжки или какой-то жизненный случай, описать увиденный предмет, пейзаж или человека, и т.д.

Просите его уточнять ответы на разные вопросы: как это можно сказать иначе, какое слово точнее описывает этот предмет, какие еще подробности он мог заметить и передать на словах.

Для обогащения словарного запаса ребенка служат многочисленные речевые игры (например, «Трехлитровая банка»: игроки по очереди называют предметы на загаданную букву, которые можно положить в трехлитровую банку – проигрывает тот, кто в свою очередь не сможет вспомнить ни одного подходящего слова).

Некоторые специалисты утверждают, что к двум годам дети должны знать около тысячи слов. Все они якобы должны входить в активный словарь. Многие мамы после озвученной информации начинают беспокоиться, потому что их крохи, бывает, к такому возрасту .

Итак, разберемся, о каких номинальных правилах формирования речи у малышей от года до двух лет говорят эксперты.

1 год - 1 год 3 месяца . Словарный запас составляет 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке. Подолгу эмоционально лепечет, подчеркивая «смысл» мимикой, жестами, интонацией. Подражает различным звукам (мяукает, жужжит).

1 год 6 месяцев . Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов. Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса). Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст. Пытается связать в предложение два слова.

1 год 9 месяце в . Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» - «Мама, иди!», «Дай ляля» - «Дай куклу»). Начало фразы состоит из 2 слов. Словарный запас около 27 слов. Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает.

В этом возрасте ребенок - это «маленький попугай», который будет вторить Вам, передразнивать телевизор, машины и животных

Ближе к 2 годам использует глаголы типа: писи, ниси, ди, дай. Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа «покажи, кто сидит, кто спит». Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации - На чем ты сидишь? Прислушивается к словам и . Любит когда ему читают.

2 года . На этом этапе ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения: я, ты, мне, предложения строит из двух слов. В это время кроха уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. В его речи появляются прилагательные. Стечение согласных замещаются одним звуком. Пользуется словами: Да, нет, еще. Согласует предметы и действия (Машина едет, я хочу).

Помните, что необходимый словарный запас ребенка - это довольно условное понятие, ведь каждый малыш индивидуален и сам выбирает, когда он хочет начать разговаривать. Даже если карапуз молчит до 2 лет, это совсем не означает, что он не знает необходимых слов. Возможно, для активной болтовни еще не пришло время.

Например, одна , что ее дочь до 2 лет разговаривала только «на тарабарском», даже отдельных слов не произносила. Но после второго дня рождения отчетливо начала говорить, причем сразу целые фразы. «Собирались ехать на машине на дачу, хотела надеть памперс, а дочка мне четко говорит: «Мама, не надо памперс. Давай трусы». Видимо, этот момент и стал отправной точкой в развитии речи малышки.

Для того чтобы интерес к речи у ребенка не угасал, продолжайте называть каждый предмет, который присутствует в повседневном его обиходе. Чаще совершайте совместные прогулки, называя те или иные предметы. Называйте то, что больше всего интересует малыша; если он покажет на жука, скажите ему: «Жук». И пусть он повторит: «Жу...». Тогда согласитесь с ним и ответьте: «Да, это жук». Малыш почувствует, что правильно вас понял, и с большим усердием будет повторять слова, осваивая новые понятия. В этом возрасте ребенка можно назвать «маленьким попугаем». Он будет вторить не только вам, но и различным звукам. Кроха будет передразнивать животных и машины, звуки телевизора и радио.

Главное - будьте готовы, что за детской тишиной обязательно последует чрезмерная болтливость, от которой Вы еще успеете утомиться. А пока - наслаждайтесь забавными попытками крохи повторять «взрослые» слова.

Словарный запас является своего рода визитной карточкой ребенка. Богатый лексикон выдает в обладателе эрудированность, хорошую память и отличные умственные способности. Неудивительно, что каждый заботливый родитель стремится увеличить словарный запас ребенка. О том, как это сделать, вы узнаете из этой статьи.

Примерно с 2-3 лет малыш начинает активно пополнять свой словарный запас, каждый день ребенок может радовать вас новыми интересными фразами и выражениями. Увеличить словарный запас ребенка за пару интенсивных занятий не получится, расширение личного лексикона в идеале будет продолжаться всю жизнь. Скорость освоения и качественное содержание словарного запаса зависит от окружающей среды, в том числе от тех привычек и знаний, которые вы заложите в раннем детстве.

Ориентировочные возрастные нормы словарного запаса ребенка от 1 года до 7 лет представлены в таблице

Формула наполнения личного лексикона проста. Чтобы ребенок регулярно «применял слово на практике», он сначала должен его где-то услышать, понять его значение, запомнить (включить в ) и потренировать в разных предложениях (включить в ). Именно на этой формуле построены рекомендации по увеличению словарного запаса.

Регулярное чтение детских книг, безусловно, один из самых эффективных методов увеличения пассивного словаря. Читайте перед сном или по желанию ребенка. В качестве литературы можно использовать детские сказки, стихи, прибаутки. Кстати, отличный эффект для развития речи дают произведения для детей А.С. Пушкина. Стоит отметить, что скорость чтения должна быть оптимальной для ребенка (не слишком быстрой).

Читайте вместе как можно чаще, и перед вами не будет стоять вопроса, как пополнить словарный запас ребенка 3 лет. Книги в этом лучшие помощники.


Перед мамой стоит непростая задача: как научить ребенка говорить слова правильно, как помочь формированию красивой родной речи. Слова взрослых – единственная возможность крохотного малыша освоить язык. Поэтому как можно чаще разговаривайте с ребенком, называйте предметы, которые привлекают его внимание, рассказывайте о них. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и не запомнит.

Используйте больше синонимов в речи. Например, выйдя на улицу можно сказать «Хорошая погода», а можно «Погода восхитительная, просто замечательная. Я бы даже сказала великолепная». Есть разница?

Как показывает практика, богатый словарный запас родителя автоматически передается детям. А активные диалоги помогут расширить словарный запас ребенка 5 лет.


Старайтесь как можно чаще вовлекать ребенка в диалог. После прочтения книги обсудите, что понравилось в произведении, запомнилось, как бы ребенок поступил на месте героя. У малышей, которые только начинают говорить, можно спросить, как говорят персонажи из сказки (как говорит собачка, кошка и так далее).

В качестве предмета для обсуждения может быть абсолютно любая тема: пейзаж на улице, погода, время года, праздники, мультфильм. Внимательно слушайте ребенка, поддерживайте зрительный контакт, задавайте наводящие вопросы, спрашивайте мнение. Такие обсуждения помогут обогатить словарный запас ребенка 6 лет и более младших детей. Живой интерес к ребенку – самый лучший мотиватор для активного расширения словарного запаса!

Ученые доказали, дети лучше запоминают информацию, преподнесенную в игровой форме. Поэтому освойте и регулярно практикуйте



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы