Как правильно писать: халодный или холодный, корабль или карабль, выростет или вырастет? Данные вопросы возникают у большинства людей, давно окончивших общеобразовательное учреждение, и у тех, кто еще в процессе обучения. Как правило, такая путаница связана с тем, что на гласную букву в корне названных слов не падает ударение.
Безударные гласные - это верный путь к ошибочному написанию письма. Но если изучить все необходимые правила, то можно легко создать грамотный текст.
В русском языке существует довольно много выражений, при написании которых возникают разные вопросы касательно их «правильности». Так, все слова, имеющие в корне безударную гласную, можно разделить на 3 группы:
Чтобы правильно написать письмо, следует знать, как именно пишется безударная гласная в корне. Правило для таких слов существует не одно, а несколько (для каждого случая отдельное). Рассмотрим их более подробно.
В корне которого стоит безударная гласная? Ответим на этот вопрос прямо сейчас. К нему необходимо подобрать однокоренное проверочное слово, где на ту же самую букву будет падать ударение. После такой проверки в неударном слоге корня можно смело ставить такую же гласную, что стоит в ударном слоге.
Чтобы стало более понятно, как осуществляется проверка безударных гласных в корне на практике, приведем несколько примеров:
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова, - это самое простое правило в орфографии. Однако во время такой проверки могут возникнуть трудности. Ведь очень важно подобрать правильные в противном случае можно легко допустить ошибку.
Итак, рассмотрим слова «посв...щение» и «просв...щение». Проверочным словом для «посвящение» является «святость», поэтому его следует писать через букву «я». Проверочным словом для «просв...щение» является «свет». В связи с этим его необходимо писать через букву «е».
Рассмотрев эти примеры, можно смело сделать вывод о том, что используемые проверочные слова должно быть однокоренным (то есть максимально близкими по смыслу).
Несмотря на то что правило «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова», довольно простое, при его использовании все же могут возникнуть трудности. С чем они связаны? Дело в том, что при написании некоторых слов возникает сложность в том, чтобы подобрать для них подходящие проверочные слова.
Рассмотрим несколько из них:
Гласные «а» и «о» в корнях глаголов совершенного вида ни в коем случае нельзя проверять глаголами несовершенного вида.
Приведем примеры:
Используя это правило на практике и обращая внимание на его особенности, вы сможете грамотно составить любой текст или письмо.
В русском языке имеется огромное количество корней, в которых чередуются. Таким образом, в одних словах данные корни пишутся с одной гласной, а в других - с другой. Следует особо отметить, что подобные выражения можно довольно легко принять за те, которые необходимо проверять при помощи ударного слога. В связи с этим список таких корней необходимо запомнить. При этом выбор той или иной гласной может зависеть от наличия в словах суффикса -а- , от значения корня, а также от ударения или буквы, следующей за ней. Приведем в пример несколько таких корней:
В некоторых случаях правописание безударных гласных в корне не поддается ни одному из представленных правил. В таких ситуациях учителя и преподаватели требуют их просто запомнить. Однако их настолько много, что заучить данные слова проблематично. В связи с этим рекомендуется записать их на отдельном листочке и использовать его тогда, когда у вас возникают сложности во время грамотного написания письма.
Представим неполный список слов, написание которых требуется знать наизусть:
Русский язык, как известно, один из богатейших в мире. Лексическая структура настолько разнообразна, что кроме общепринятых правил существуют дополнительные положения, исключения и прочие инструменты, способствующие графическому изображению устной речи. Орфография объединяет правила о том, как корректно писать слова и значимые их части. В дисциплине содержатся сведения о дефисных и раздельных начертаниях, употреблении и способах переноса. Всю эту систему называют еще правописанием. Существует три принципа построения конструктивных элементов речи: морфологический, фонетический и семантический. В статье рассмотрим некоторые основные правила, которые содержит язык (русский).
Пользуясь графикой, правописание формирует начертание слов в одном правильном образе и грамматической форме. Благодаря данной системе конструкции имеют один-единственный графический образ. Он обычно обладает определенным значением, не связанным со звуковой стороной элемента речи. Все безударные гласные в корне можно разделить на несколько групп. Для каждой из них существуют свои правила. В статье рассмотрим, что собой представляют слова с безударными гласными.
Начнем изучать безударные гласные, проверяемые ударением. Разберем для начала термин. Проверяемые безударные гласные представляют собой элементы, которые вызывают определенные сомнения при написании в ряде случаев. Для устранения этих сложностей существуют слова, в которых сомнительные звуки находятся в сильной позиции. Благодаря этому пишущий видит, как нужно правильно написать безударные гласные в корне. Например: вода (водный) или жара (жар), лиса (лисы). В этих присутствуют проверяемые безударные гласные.
Выше была описана безударная гласная корня, проверяемая ударением. Рассмотрим случаи, когда в речи нет конструкции, в которой было бы ясно, как следует писать букву в "слабой" позиции. То есть присутствует непроверяемая безударная гласная. Такие элементы в достаточном количестве содержатся в справочной литературе. Их нужно запомнить. Это, например, какие слова? Безударные гласные есть и в заимствованных, и в исконно русских конструкциях: винегрет, утилитарный, палисадник, привилегия. В этот же список можно включить слова антагонизм, бифштекс, канонада, инициатива, макака. Сюда же относятся слова бриолин, демагог, кобура, бадминтон, дирижабль, кабала, криминология, панорама, оптимизм, панегирик. Также в списке имеются достаточно известные понятия: смятение, наваждение, вестибюль, волынка, деликатес, иждивение, макулатура, оказия. Непроверяемая безударная гласная присутствует в таких элементах, как: пластилин, диапазон, конфорка, обаяние, кощей, туннель, абориген, эсперанто. И это далеко не весь список. В начале изучения этих конструкций пишущие часто обращаются к справочной литературе.
В речи применяются разные слова с безударными гласными. В некоторых конструкциях буквы выполняют соединительную функцию. Такая необходимость возникает в случаях образования сложных конструкций. Как правило, такие структуры состоят из двух Соединительную функцию выполняют определенные буквы. В этих случаях несложно запомнить, какие безударные гласные присутствуют в конструкциях.
Так, при сращении частей интернационального характера применяются "е" и "о". Соединительная гласная используется в письме после парных и одновременно В этом случае используют "о". После парных и одновременно мягких, а также шипящих "ц" и "ж" используется "е". Примеры слов, где встречаются такие буквы: мировоззрение, сторублёвый, мышеловка, сенокос, грязеводолечебница, овцеводство, древнерусский, тысячелетний, москворецкий, девяностолетний, диктофон. В этот же список можно включить: работодатель, одноразовый, пылесос, свежеокрашенный, мореплаватель. К рассматриваемой категории относят: общедоступный, звукорежиссёр, маслосыроваренный, чаепитие. Среди таких конструкций также присутствуют: коневодство и конокрад, кровеносный и кровоподтёк, песнетворчество и песнопение, дальнеприцельный и дальнозоркий и другие.
Рассмотрим другие с безударными гласными. Букву "о" принято писать после "е" или "и" в конструкциях, которые имеют первую часть с основами на -ей, -ия и -ея. Например: бактерия (бактерионоситель), религия (религиоведение), химия (химиотерапия), трахея (трахеобронхит), история (историография), музей (музеология, но исключение: музееведение). В ряде случаев предусмотрено вместо "е" и "о" использовать буквы, совпадающие с падежными окончаниями речевых элементов, основные части которых присутствуют в сложных сочетаниях. Применяются:
1. "Я" - в словах, которые имеют первую половину:
2. "А" - в таких речевых элементах, как "сумасшедший" и "умалишенный", а также в конструкциях, которые в первых частях имеют:
Буква "и" употребляется в словах, которые имеют в первых половинах некоторые числительные. Примеры: семимесячный, десятилетка, шестидесятилетие, тридцатитомный, триединый, трилистник, триипостасный, триединство (но: треножник, треугольный). К этому же списку относят такие конструкции, как: вертихвостка, сорвиголова, дяди-Стёпин, вырвиглаз.
1. В сложных словах (в окончании их первых половин) ставятся "и" и "а":
2. Буква "и" употребляется также в словах с частями:
3. Буква "ы" присутствует в таких элементах речи, как, например, "Анны-Петровнин" или "бабы-Дусин".
Есть такие речевые элементы, к которым нельзя применить правила орфографии. Это происходит в тех случаях, когда относятся к разным языкам. Например, безударные сочетания "ра", "ла", (врата, глава), являясь неполногласными, имеют старославянское происхождение и всегда пишутся с буквой "а". В корне же слов с таким сочетанием, употребляемых сегодня, соответствует "оро", "оло" (ворота, голова).
Правила орфографии нельзя распространить на иноязычные конструкции, так как слова с безударными гласными могут отличаться от тех, в которых сомнительный компонент находится в сильной позиции.
У некоторых глаголов в совершенном виде (если это слова с безударной гласной "о" например) нельзя использовать для проверки глагольные конструкции в несовершенном. Например: опоздать - поздно, а не опаздывать; проглотить - глотка, а не проглатывать и так далее. Другими словами, в этих случаях нельзя пользоваться для проверки глаголами с несовершенным суффиксом -ива- (-ыва-). Также в сомнительном случае "топтать" следует использовать форму "топчет", но не "втаптывать".
Внимательно следует относиться к написанию слов с омонимичными корнями. В таких конструкциях сомнительные элементы произносятся одинаково, но при написании они обозначены разными буквами. Можно сравнить попарно: посидеть (сидя) и поседеть (сед). После мягкой согласной и шипящей буква "е" произносится в соответствии с ударением как "е", так и "о". При письме обозначается как "е", так и "ё". Пример: шелестеть (шелест) и шелка (шёлк).
При написании нерусских собственных имен, к примеру, географических названий, после согласной "ц" в словах следует писать "ю" и "я". Пример: Цюрих. Если слог ударный, то писать следует "о", в случае если буква так и произносится. Ее же следует писать в производных от этого слова. Пример: цокать, цокотать. Также использовать букву "о" следует в иноязычных словах. Пример: герцог. При написании слов с буквой "ц" в корне следует писать букву "и", а не "ы", например, в слове "цирк". Но в этом правиле существует ряд исключений, когда в слове необходимо писать букву "ы": цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и производные от них. Их следует запомнить.
Существуют некоторые конструкции, которые не попадают под правила. Их необходимо запомнить. Например, при написании такого слова, как "бархат", в сильной позиции употребляется буква "а" (бархатистый), а вот в безударном положении использовать следует "о" (бархотка). При написании такого речевого элемента, как "детвора", в слабом положении следует писать "е". Эта же буква применяется и в основном слове "дети", где под ударением находится и пишется "е", и в производном от него - "детский". Однако при написании элемента речи "дитя" использовать следует букву "и". Так же как и в слове "дитятко", где под ударением пишется "и". Сложности могут возникнуть с таким речевым элементом, как "магнит". Это слово (греческое по своему происхождению) в ряде однокоренных конструкций имеет ударный гласный "е", а в слабом положении звук обозначен как "е", так и "и". Пример: магнит, магнетик; магнитола, магнетизм.
Присутствие таких вариантов в орфографическом написании поддерживается побочным ударением во вводной части сложных слов на буквы "е" или "и". Так же они различаются и при произношении. В корне финансового термина "дебет" второй гласный в однокоренных словах всегда является безударным. В такой конструкции, как "дебетовать", он передается буквой "е", а в слове "дебитор" - буквой "и". В основах таких слов как "инфекция" и "дезинфекция" в положении ударения пишется "е". В слабой позиции употреблять следует "и". При написании различие в использовании букв можно объяснить происхождением источника основы. В таких случаях определение правильности написания осуществляется при помощи справочного издания.
Орфография выполняет функцию средства языкового общения в письменном виде. Этот факт, несомненно, делает ее довольно значимой дисциплиной для общества. Орфография и вся система развития звуковой базы языка в целом находятся в постоянном взаимодействии. Принятые правила правописания являются обязательными для всех пишущих людей, не важно, составляет человек письмо, статью, заявление или подает объявление в газету. Не зря орфографию начинают изучать с начальных классов. Для детей она входит в обязательную школьную программу как один из основных предметов. При написании исконно русских или следует использовать строго установленные правила. Если сомнительное положение не подчиняется ни одному из них, то следует обратиться к справочной литературе, найти сложный случай и постараться запомнить его.
Не всегда при произношении слова можно явно понять, как оно пишется. Например, в слове насо рить гласная о , в корне слова, произносится как а . Но как же проверить правильность написания этой буквы?
Эта гласная в корне слова – безударная . Для её проверки надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную :
В некоторых случаях, таким образом, не определить, как правильно пишется гласная в корне слова, с помощью ударения. Это могут быть слова со звуком о после шипящих в корне слова. Или слова с чередующимися гласными: коснуться – прикасаться.
Мы разберем такие случаи и поймем, как правильно писать слова в таких случаях.
Итак, если Вы не уверены в правильном написании гласной в корне слова надо:
1) определить в слове корень: бе ле ет – корень бел
2) подобрать родственное однокоренное слово, в котором ударение будет падать на проверяемую гласную: бе ле ет – бе лый
Буква ё называется – королевой ударений потому, что на неё всегда падает ударение. Если в корне слова появляется буква ё , то без ударения пишется буква е :
ве сна – вё сны, ле тать – полё т, сле за – слё зы .
Определив с помощью ударения правильность написания гласной в корне слова, мы знаем, как писать однокоренные слова:
пова р – ва рит, ва рка, нава р, самова р, зава рка
повстре чались – встре ча, встре чный
Но даже если мы не можем проверить ударением гласную в корне, то мы можем запомнить написание этой буквы в одном слове, чтобы правильно писать все однокоренные родственные слова.
Например, в словах: со бака, са рай, во кзал, ста кан – для проверки гласных в корне не подобрать проверочного слова, но мы можем запомнить правильность написания одного слова, и будем знать, как писать однокоренные слова:
ста кан – подста канник, ста канчик
со бака – со бачий, со бакам
во кзал – приво кзальный, во кзалам
Мы узнали, как проверить правописание слов с одной безударной гласной в корне слова. А что делать, если безударных гласных в корне две!?
Например: зо ло той, ко ло титься, тре пе тали
В этом случае надо подобрать два проверочных слова с ударениями на те буквы, которые надо проверить:
зо ло той – зо лото, позоло та
ко ло ситься – ко лос, коло сья
тре пе тали – тре пет, трепе щет
Итак, мы выяснили: чтобы проверить правописание безударной гласной в корне слова, надо подобрать однокоренное родственное слово с ударением на проверяемую гласную. Если безударных гласных в корне две, значит надо подобрать два однокоренных родственных слова с ударениями на проверяемые гласные.
Но, эти правила не применяются к словам в корнях, которых гласные чередуются:
Правда эту тему проходят в средней школе, но иногда для правильного написания слов, это может понадобиться.
1. Корни с чередованием о – а ;
2. Корни с чередованием е – и .
В первом случае это такие корни, как:
кос
– кас
: в корне пишется а
, если сразу за корнем следует суффикс а
. Например: кос
нуться
– кас
аться
;
лож – лаг
: в корне пишется а
, если сразу за корнем следует суффикс а
. Например: прилож
ение
– прилаг
ать
;
клон – клан
: в корне по ударением может быть как о
так и а
, но без ударения пишется только о
. Например: поклон
– клан
яться
;
твор – твар
: как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о
и а
, но без ударения только о
. Например: твор
ец
– твар
ь
;
гор – гар
: буква а
бывает только под ударением, без ударения пишется о
. Пример: гор
еть
– загар
;
плав – плов
: буква о
пишется только в двух словах: плов
ец
и плов
чиха
, в остальных словах пишется а
. Пример: плав
учий, сплав
ить
;
зар – зор
: без ударения пишется только а
. Пример: зар
ево
– зор
и
. Исключение: зор
янка
, зор
евать
;
раст – рос
: перед ст
и щ
в словах без ударения пишется а
. Пример: раст
и
– росло
, возраст
, взращённый
; Перед с
без последующего т
пишется о
. Пример: вырос
ший, недорос
ль
; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов
, отрасль
;
равн – ровн
: корень равн
пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример: сравн
ить, равн
омерный
. Корень ровн
пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровн
ять, ровн
ять
;
мак – мок
: корень мак
пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: мак
ать, обмак
нуть
. Корень мок
пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мок
нуть, намок
ать, промок
нуть
.
Во втором случае это корни, в которых гласные е – и чередуются:
бер – бир
: бер
у
– собир
аю
;
дер – дир
: дер
ет
– сдир
ает
;
мер – мир
: умер
еть
– умир
ать
;
пер – пир
: запер
еть
– запир
ать
;
тер – тир
: стер
еть
– стир
ать
;
жёг – жиг
: зажёг
– зажиг
ать
;
стел – стил
: стел
ить
– подстил
ать
;
блест – блист
: блест
еть
– блист
ать
;
В приведенных примерах глаголов, в корне пишется буква и вместо е , если после корня следует суффикс а .
Исключения: сочет ать, сочет ание, словосочет ание, бракосочет ание .
От перемены приставки в глаголе написание корня не меняется: выбер у – выбир аю, вычес ть – вычит атать …
Хотя во множественном числе пишется дети , слова дит ятко и дит я пишутся с буквой и .
В корнях слов под ударением после шипящих вместо буквы о пишется е (ё ). В том случае, если при изменении слова в этом корне появляется е .
Пример: жё лтый – же лтеть, шё л – ше дший, шё лк – ше лка
Если чередования с е нет, то в корнях под ударением после шипящих пишется буква о .
Пример: мажо рный, ш о в, шо рох, крыжо вник …
Русский язык является одним из богатейших в мире. В то же время он считается структурой со сложным грамматическим строем. Поэтому очень часто произношение слов не определяет их правильного написания. Примеров такого несовпадения можно привести массу: в слове "посолить" безударная гласная в корне слова "о" слышится и произносится как "а". Как же быть в этом случае? Как не ошибиться в таких написаниях? В статье рассмотрим эти вопросы подробнее.
Практически все сомнительные случаи попадают под то или иное правило. Сложность зачастую создают безударные гласные буквы в корне слова. Существует несколько способов разрешения данной ситуации. В простейшем варианте следует написание проверять родственным или несколько измененным словом. В результате должна получиться конструкция, в которой сомнительный звук стоит в "сильном" (ударном) положении. Если такое слово существует, то говорят о том, что вызывающая вопрос буква - это проверяемая безударная гласная в корне слова. Например: города - город; вода - воды. Но не для всех случаев подходит такой способ проверки написания. Например, таким образом не устанавливается слова или написание букв о-ё после шипящих. Например: подгореть - угар, шёлк и крыжовник. Тем не менее основная часть корней в русских словах пишется в соответствии с морфемным принципом русской орфографии. Он гласит, что правописание конструктивных элементов слова находится вне зависимости от их произношения.
Существуют несложные действия, совершив которые, пишущий сможет проверить сомнительный случай. Чтобы установить, какую букву употреблять, нужно:
Найти корень в слове (например, болеет - корень "бол").
Подобрать родственное слово с ударением на проблемную гласную (болеет - больно).
Особый случай - буква "ё", которая всегда находится в "сильной" (ударной) позиции. Это означает, что в словах одного корня в слабом положении будем писать "е". Например: вёсны - весна, звёзды - звезда, налёт - налетать.
Определение ударением гласной в корне позволяет правильно писать все однокоренные слова: весна - весной - весенний, морской - море - заморский.
Когда безударная гласная в корне слова не поддаётся проверке указанным выше способом, следует обратиться к справочной литературе. Написание таких "трудных" случаев следует запомнить. Эти слова в русском языке не подчиняются общим правилам и поэтому называются словарными. А знание правильного написания одного такого речевого элемента позволяет правильно писать и все родственные конструкции. К примеру, возьмём слова вагон, диван, вазелин, винегрет, археолог, президент, экскаватор . В этих случаях проверочные основы не подобрать, но их написание можно запомнить. Что нам это дает? Мы будем знать написание всех их однокоренных слов и производных форм: вагон - вагонный, вагоновожатый; диван - диваны, диванный; вазелин - вазелиновый .
Мы выяснили, как проверяется одна безударная гласная в корне слова. А если таких букв две, то как быть? Например, в словах молотить, голосит . В таких случаях следует опять же поступать по правилам. Необходимо подобрать родственные конструкции: молотить - молот, молотит; голосит - голос, многоголосие. Таким образом, мы для себя можем сформулировать правило под названием "безударная гласная в корне слова, которую можно проверить путём подбора родственного речевого элемента". В этих случаях буква должна слышаться явно, так как она находится под ударением. В случае наличия двух сомнительных букв следует подобрать несколько родственных речевых элементов. В одном ударение будет падать на одну безударную гласную, а в другом, соответственно, на другую, как показано в примерах выше.
У многих вызывает затруднения чередующая безударная гласная в корне. Это связано с некоторыми расхождениями в правилах для тех или иных речевых элементов. Например:
КОС - КАС, где "а" пишется, при наличии за корнем суффикса "а" (коснуться - прикасаться).
ЛОЖ - ЛАГ, где перед согласной "ж" пишем букву "о", а перед согласной "г" пишем "а". Пример: положить - возлагать.
КЛОН - КЛАН, где в безударном положении пишем только "о". Пример: наклониться.
ТВОР - ТВАР, где в безударной позиции пишем "о". Пример: творец (исключение в данном случае - утварь).
ГОР - ГАР, где "а" бывает в слове только в "сильной" позиции. Буква "о" употребляется в безударном положении. Пример: загар, загорит.
ЗОР - ЗАР. Пишем, наоборот, под ударением букву "о". В слабой позиции используется буква "а". Пример: заря - зори. Исключения здесь: птица-зорянка, (решили) зоревать.
РАСТ - РОС, где в позиции перед буквосочетанием СТ и согласной Щ пишем "а". В случаях, когда употребляется "с", то перед ней используется "о". Пример: подрастать, выращивать. Но при этом: росли. В качестве исключений следует запомнить: росток, ростовщик, наименование города Ростов, мужское имя Ростислав, подростковый, отрасль.
РАВН - РОВН, где "а" употребляется в словах со значением "равный по каким-то параметрам", а "о" - в словах со значением на ровной поверхности. Пример: уровень, уравнение.
МОК - МАК, где МАК пишется при смысловом значении окунать в жидкость, а МОК - пропускать жидкость. Пример: обмакнуть, но намокать.
Для чередующихся корневых гласных Е-И правило написания одинаково для всех идентичных корней - пишем гласную И при наличии в закорневой позиции суффикса А, при его отсутствии ставим Е:
БИР - БЕР: уберём - убирать;
ДИР - ДЕР: сдерёт - сдирать;
МИР - МЕР: замереть - умирать;
ПИР - ПЕР: отпереть - запирать;
ТИР - ТЕР: оттереть - оттирать;
ЖИГ - ЖЕГ: поджигать - сжёг;
СТИЛ - СТЕЛ: расстилать - постелить;
БЛИСТ - БЛЕСТ: блестеть - блистать.
В таких случаях в сильной позиции пишем корневую гласную букву Ё, если при изменении слова в корне появляется гласная Е. Например: дешёвый - дешевле; жёрдочка - жердь. Это же правило действует, если при изменении слова ударение переходит на соседний слог: чёлка - чело; бечёвка - бечева. Во всех остальных случаях в корне после шипящей следует писать букву "о".
Сегодня в русском языке есть корни с неполногласными сочетаниями -ра-, -ре-, -ле-, -ла- и прочие, пришедшие из старославянского языка, которым соответствуют полногласные корневые буквосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -ело-. Слова, содержащие такие буквосочетания, не требуют проверки ударением, их нужно просто узнавать. Примеры: город (русск.) - град (ст. слав.); здоровье (русск.) - здравие (ст. слав.); молодёжь (рус.) - младое (ст. слав.); золото (рус.) - злато (ст. слав.); берег (рус.) - брег (ст. слав.); дерево (рус.) - древо (ст. слав.); шлем (рус.) - шелом, ошеломлённый (ст. слав..); молоко (рус.) - млечный (ст. слав.). Чаще всего такие полногласные и неполногласные буквосочетания сразу определяемы и, как правило, не вызывают трудностей. Однако не все такие соответствия могут быть восстановлены в современном нам русском языке. Примеры: корова - крава; мороз - мраз. В некоторых словах второй вариант древнеславянского корня сохранился только в других славянских языках. Пример старославянского корня в русском языке сохранился в слове Бологое - наименовании населённого пункта. Исходным словом является "благо".
Слова современного русского языка, вошедшие в него из старославянского, зачастую бывают со стилистической окраской (град, брег, злато и прочие), так как они были неотъемлемой частью книжной, поэтической речи, торжественной и высокопарной. Это был литературно-книжный сакральный язык всех славянских народов, живших в 9-11 в, на который была переведена с древнегреческого языка и Библия, на нём велись богослужения. Есть слова старославянской эпохи, которые за долгое время пребывания в составе русского языка претерпели изменения в значении, утратив былую возвышенно-торжественную окрашенность, и стали обычными, вполне нейтральными по смыслу, то есть обрели новое значение. Примеры: омонимичные слова глава - руководитель города, делегации и прочего, и глава - часть издания, книги, статьи.
I. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно найти проверочное слово – изменить данное слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударный гласный оказался под ударением и произносился чётко:
нови́нка – но́вый
приласка́ть – ла́ска
зелене́ть – зе́лень – зелё́ный
Чтобы найти проверочное слово:
1)… необходимо изменить форму данного слова.
а) Если слово (имя существительное) с безударной гласной в корне стоит в единственном числе, нужно поставить его в форму множественного числа:
окно́ – о́кна
строка́ – стро́ки
гнездо́ – гнё́зда
б) Если слово (имя существительное) с безударной гласной в корне стоит во множественном числе, нужно поставить его в форму единственного числа:
леса́ – ле́с
озё́ра – о́зеро
снега́ – сне́г
в) Если слово с безударной гласной в корне является глаголом, нужно поставить его в форму настоящего времени:
вари́ть – ва́рит
топта́ла – то́пчет
свети́ть – све́тит
г) Если слово с безударной гласной является глаголом, поставить его в форму другого вида:
утеша́ть – уте́шить
приближа́ться – прибли́зиться
иссяка́ть – исся́кнуть
отвеча́ть – отве́тить
2) …необходимо подобрать другое однокоренное слово, являющееся той же частью речи:
тропи́нка – тро́пка
верши́на – ве́рх
доми́шко – до́мик
3) …нужно подобрать однокоренное слово, являющееся другой частью речи:
холо́дный – хо́лод
свисте́ть – сви́ст
осе́нний – о́сень
Внимание !
1. Нельзя пользоваться правилом нахождения проверочного слова при написании слов с чередованием гласных в корне (см. тему ниже).
2. Безударные гласные о, а нельзя проверять формой глаголов несовершенного вида на -ывать, -ивать с ударным а :
упроси́ть – про́сит (не: упра́шивать)
заколо́ть – ко́лет (не: зака́лывать)
разброса́ть – бро́сить (не: разбра́сывать).
II. Не проверяемые правилами безударные гласные
Если невозможно подобрать проверочное слово для безударной гласной и данное слово не имеет корня с чередующимися гласными, следует обращаться к словарю и запоминать написание таких слов: дезертир, жилет, чемодан, паром, реклама, шеренга, калитка и т.п.
Твёрдый знак (Ъ)
1) после приставок на согласный перед я, ю, е, ё : подъезд, безъядерная, подъюлить и др.;
2) в сложных словах с первым корнем двух -, трех -, четырех - перед я, ю, е, ё : трёхъядерный, двухъярусный. В других сложных и сложносокращенных словах исконного происхождения буква ъ не пишется: детясли, иняз, пол-яблока и под.;
3) в иностранных словах (также после приставок или в сложных словах перед я, ю, е ): объект, субъект, адъютант, адъективация, адъюнкт, аръергард, конъюнктура, конъюнктивит, трансъевропейский, панъевропейский, фельдъегерь, инъекция, и др.
Мягкий знак
I. Имя существительное
Мягкий знак пишется :
а) после согласных перед буквами я, ю, и, е, ё в середине слова, если произношение раздельное (независимо от происхождения ИС): скамья – скамь[йа] , соловьи – соловь[йи] , бьё т – бь[йо] т, пью – пь[йу], подья чий – подь[йа] чий, пье дестал – пь[йэ] дестал, конья к – конь[йа] к, конферансье – конферансь[йэ] и др.;
б) в случае не перед йотированными буквами, если предшествующий согласный звук мягкий: банька, тень, полька и под.
Примечание: мягкий знак пишется и после буквы р , в отличие от украинского языка: тюрьма, борьба, бурь, панцирь, кобзарь и под.;
в) в конце существительных женского рода 3 склонения, в том числе и после шипящих ж, ш, ч : степь, лень дичь, рожь, тишь и др.;
г) в буквосочетании -ьо - в ИС иностранного происхождения (при произнощении [йо] на месте ьо ): бульон, мильон, почтальон, батальон, шиньон, шампиньон, павильон, лосьон, каньон, компаньон, медальон, сеньор, гильотина.
Мягкий знак не пишется :
а) в Р.п. мн.ч. ИС женского рода 1-го склонения с основой на ж, ч, ш, щ и окончанием -а : много дач, крыш, рощ;
б) в Р.п. мн.ч. ИС женского рода 1-го склонения на -н(я) , если перед -н(я) стоит согласный: гривня – гривен, башня – башен, вишня – вишен и т.д.
Исключение: кухонь, барышень, боярышень, деревень.
II. Имя прилагательное
Мягкий знак пишется:
1) в формах женского и среднего рода, а также множественного числа притяжательных ИП после согласных перед буквами я, е, и: лисий – лисья, лисье, лисьи; птичий – птичья, птичье, птичьи и т.д;
2) перед суффиксом -ск -, если корень оканчивается на -л : генеральский, ангельский, монгольский и т.д.
Мягкий знак не пишется :
1) в краткой форме прилагательных мужского рода единственного числа после шипящих: жгуч, блестящ;
2) после букв р и н перед суффиксом -ск(ий): январь – январский, Кубань – кубанский и под.
Исключение: июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, тянь-шаньский, день-деньской и ИП, образованные от китайских и вьетнамских наименований (типа тайваньский).
III. Имя числительное
Мягкий знак пишется в словах:
а) семь, восемь (но: семнадцать, восемнадцать);
б) 50 – 80, 500 – 900 (пишем Ь в середине данных ИЧ): шестьдесят, шестьсот и т.д.
IV. Местоимение
Мягкий знак пишется в формах женского и среднего рода, а также множественного числа притяжательного местоимения чей : И.п. чья, чьё, чьи; Р.п. чьей, чьего, чьих и т.д. В косвенных падежах мягкий знак пишемив формах мужского рода: чьего, чьему, чьим, чьём.
V. Глагол
Мягкий знак пишется:
а) в суффиксе неопределённой формы глагола -ть и показателе инфинитива -чь : писать, печь, стричь и т.д. (вопрос инфинитива тоже содержит мягкий знак: что (с)делать?).
Мягкий знак сохраняется в данной форме и перед постфиксом -с(я ): улыбаться, стричься, уберечься и под.;
б) в окончаниях -ешь/-ишь 2-го лица ед.ч. глаголов изъявительного наклонения, в том числе перед постфиксом -с(я ): пишешь, спишь, улыбаешься, снишься и т.д.;
в) в формах 2-го лица ед.ч. и мн.ч. повелительного наклонения, в том числе перед постфиксом -с(я ): отрежь, спрячься, спрячьте, съешьте и под.
Мягкий знак не пишется
в окончаниях ет/-ит, -ут (-ют) / -ат (-ят) 3-го лица ед. и мн. числа изъявительного наклонения (в вопросах к данным формам мягкий знак тоже отсутствует – что делает?, что сделает?, что делают? что сделают?): читает, строится, улыбаются, вырвутся и т.д.
VI. Наречие
Мягкий знак пишется в конце наречий после шипящих: настежь, прочь, наотмашь, вскачь, сплошь и т.д.
Исключение: уж, замуж, невтерпёж.
VII. Частицы
Мягкий знак пишется в следующих частицах: лишь, ишь, вишь, слышь, бишь.
Употребление буквы Э
Буква Э пишется :
1) в начале некоторых русских слов: этот, это, эти, этак, эдак, эй и т.д.;
2) в начале заимствованных слов: эволюция, эгоизм, экземпляр и т.д.
Примечание: Начальная корневая буква Э сохраняется и после приставок: переэкзаменовка, сэкономить и др.;
3) начале имён собственных: Эдуард, Элеонора, Элла, Эмма и под.
Примечание : в древнейших заимствованиях пишется Е : Ева, Еврипид, Европа и т.д.
4) в сложных словах в начале второго корня: двухэлементный, политэкономия и под.;
5) в сложносокращённых словах: БСЭ, ТЭЦ, АЭС и др. (но ЮНЕСКО);
6) в середине и в конце заимствованных слов после гласных О и У : алоэ, дуэль, менуэт, поэма и т.д.
Исключение: ИС проект и его производные (проектирование, проектировка и т.д).
Таким образом, в корнях слов буква Э не пишется после согласных и после И, Е (независимо от произношения слова): парте р – пар[тэ] р, ане стезия – а[нэ ]стезия, аде кватный – а[дэ ]кватный, пе нсне – [пэ] нс[нэ] и т.д.
Исключение: мэр, сэр, пэр, удэге, Мариэтта, «Ассошиэйтед Пресс».
7) в именах собственных: Мьэм, Уэльс, Пуэрто-Рико.
Употребление буквы Е
Буква Е пишется :
1) после И: авиетка, ариетка, гигиена, диета, триест и под.
Исключение: Мариэтта, «Ассошиэйтед Пресс».
2) после А (пишется и Э, и Е): маэ стро, трае ктория, фаэ тон и т.п.
Правописание таких слов проверяется по словарю.
3) после согласных в середине и в конце слов: денди, кеб, койне, модель, метр.
Исключение: мэр, пэр, сэр, удэге.
4) в именах собственных: Доде, Бизе, Вагнер, Пастер и т.д.
Исключение: Бодуэн де Куртенэ, Хуанхэ.
Примечание : название иностранных газет и журналов пишутся по-разному.
4) в частицах, предлогах и союзах: де, делла, дель, дер, а также в словах Сен и Тер: Лука делла Роббиа, Оноре де Бальзак, Сен-Симон и др.
Употребление буквы Ё
Буква ё (для обозначения звука [о] после мягких согласных) появилась в русском алфавите поздно, в XVIII в. Ее ввел Н. М. Карамзин. Буква ё не получила широкого распространения вплоть до наших дней: ее написание считается необязательным. Однако в ряде случаев букву ё необходимо обозначать.
1. Для различения значения слов, например: всё и все, узнаём и узнаем, падёж и падеж, нёбо и небо, совершённый (причастие) и совершенный (прилагательное) и др.
2. Для подчеркивания ударения в фамилиях: Бокарёв (а не: Бокарев), Дикарёв (а не Дикарев) и др.
3. Для правильного произношения малоизвестных географических наименований: Олёкма, Ёга, Мёша, Тёша и др.
4. Для указания ударения и правильного произношения в специальных текстах: в букварях, в изданиях для начальной школы, в учебниках по орфоэпии, а также в пособиях для нерусских.
В заимствованных словах для передачи йотированного [о] используется не буква ё, а буквенное сочетание йо или ьо .
Сочетание букв йо употребляется в следующих случаях:
1. В начале слова:
а) в нарицательных существительных: йог, йод, йодистость, йодистый, йодный, йодоформ, йоркширский, йот (звук), йота (буква – ни на йоту), йотация, йотирование, йотированный, йотировать, йотованный и под.;
б) в собственных именах или географических наименованиях: Йован, Йовановцч, Йованка, Йожеф, Йоркшир, Йошкар-Ола, Нью-Йорк и др.;
2. В середине слов после гласной: майор, район, микрорайон, майонез, майолика.
Буквенное сочетание ьо пишется в заимствованных словах, если звуки [йо] следуют за согласной: батальон, бульон, компаньон, медальон, мильон, шампиньон, шиньон, почтальон, павильон, каньон и др.
Похожая информация.