Про деток, от рождения до школы

Конголинская девица и музыкант! Сказка

Вот однажды в одном царстве,

В самом милом государстве,

Жили были музыканты.

Наилучшие таланты!

В царстве музыка звучала,

Никого не затмевала.

Все любили танцевать,

Песни радостно писать,

Петь и весело плясать!

Неподдельные таланты,

Им гадалка кинет карты.

Там увидила веселье,

Превращалось в новоселье!

Словно кто-то из талантов,

Самых лучших музыкантов,

Скоро влюбиться в дивчину,

Дивно музыку закинув!

И уйдёт в далёки страны,

И набьёт большие раны!

И действительно,не долго.

Приезжала к ним из Конго

Конголинская деица,

Ну красива, как царица!

Музыкант хиты ей спел.

Спел,а сам весь покраснел.

Подошел поближе он,

И услышал:-Пошел вон!

Он никак не ожидал.

Песни петь он перестал.

О девице он мечтал.

Нету шансов, он считал.

Вот влюбился музыкант

И его исчез талант!

Пошел к бабушке своей

И пожаловался ей!

Бабушка пошла гулять,

Поспешила всем сказать!

Там услышала девица,

Что талант пропал в столице!

Она вспомнила,как пел.

Удивлялась, что сумел!

Долго думала девица,

Перестала веселиться!

Я ему ведь нагрубила,

И талант его сгубила.

Конголинская жевица,

Эх багата, как царица!

К музыканту подбежала.

Песню сразу заказала.

Ты прости меня-сказала.

Музыкант не отказал,

Хит последний свой сыграл.

А девица танцевала.

И в конце поцеловала!

Музыкант не долго ждал

В Ювелирный побежал,

Кольца долго выберал.

Его мучали сомненья,

Как же сделать предложенье?

Он ведь это долго ждал,

И талант не потерял!

Муза для него девица!

И легка как будто птица!

Сделал деве предложенье,

Как былое поколенье!

И совсем не прогадал,

Будто деву давно знал!

Он на свадьбе и играл,

И невесту целовал.

А невеста полюбила,

Больше, правда не хамила.

Мама домик им купила.

Он уехал за границу,

Где потом и пел в столице!

Вот и правда новоселье!

Каково теперь веселье!

Слепая и музыкант. сказка

У него был от Бога талант:

Он с музыкой с детства дружил.

Он бродячий был музыкант.

Он пел песни, он этим жил.

У него – идеальный слух,

У него в горле жил соловей.

Он на площади тешил старух,

Торгашей, попрошаек, детей.

Но певца прогоняли всегда,

Наплевав на слова и мотив,

Потому что людская молва

Окрестила его: некрасив.

Некрасив был певец, хуже нет.

Говорили: «Ужасно страшён».

Почему? На лицо был ответ –

В детстве оспою поражён.

И когда с песней он выступал,

Говорили: «Прекрасно поет,

Только сам ужасен, как черт!»

Песни все становились грустней.

И, однажды, он в полнолунье,

Не стерпев жестокость людей,

Пришел в дом к старой колдунье.

«А, милок, заходи, я ждала», –

Проскрипела седая ведьма.

«Что, жизнь твоя тяжела?

Хочешь скинуть тяжкое бремя?»

«Да, прошу тебя, помоги.

Я устал от косящихся взглядов.

Если можешь, то дай красоты.

Если нет, то дай лучше яду».

«Помогу, но устроит цена?

Красив ты станешь, как бог.

Будет жизнь признаньем полна,

Наконец, ты узнаешь любовь».

«Я согласен. Что надо, скажи.

Я хочу еще много успеть!»

«Красота – она требует жертв.

Ты больше не будешь петь!»

А на утро у стен дворца

Появился прекрасный принц,

И пленил молодые сердца

Всех видавших его девиц.

В королевский театр пошёл,

Стал там самым лучшим актером.

Там успех его и нашёл,

А потом отыскало и горе.

Он купался в деньгах и славе

И внимание женщин снискал,

Пренебрёг былыми мечтами

И как будто счастливым стал.

Но однажды по улице ехал,

Где он раньше на площади пел.

Петь не может – уже не помеха,

Он ведь молод, красив, очень смел.

Вдруг – она! Красота неземная.

В дом напротив тихонько зашла.

Он – за ней. Сердце так замирает.

«Стой, красавица, кто ты, ответь?

Привела меня, видно, судьба».

«Я дочь пекаря. Не могу я тебя разглядеть.

«Путник, жаль, я не вижу тебя.

Я с рожденья слепа. Прости».

«Мне свидетели – небеса.

Ты прекрасней, чем роз лепестки.

Жаль, не видишь себя ты, Краса!

Я влюбился, моя ты душа.

Будь женой мне, тебя я молю!»

Отвечала она, не спеша:

«Извини, я другого люблю».

«Он прекрасней, чем я, мне ответь»

«Я не знаю, я его не видала.

Но он мог удивительно петь,

Так, что сердце мое замирало.

Но уж год, как он не поёт.

Стала жизнь моя вновь черна.

Может, снова на площадь придёт.

Я так жду!» - прошептала она.

Душу жжёт изнутри пустота.

На неё он не в силах смотреть.

Так зачем ему красота,

Если больше не может петь?

Да, заклятье спадёт когда,

Запоет для неё он вновь.

«Красота пусть уйдет навсегда.

Все равно ты слепа, любовь!»

Он запел, как поют соловьи.

Да, он стал, как и был, некрасив,

Но уже не воротишь всё вспять.

Их любовь ничто не разрушит,

Ведь она полюбила его

За прекрасную светлую душу.

Бубенцы волшебных сказок. Сказка о Музыканте

Музыкант Чародей

В королевстве Сказка уже должна была наступать весна, но она не приходила, потому что не слышала пения птиц, не видела, как просыпаются травы. Ведь в Сказку любое время года приходило только тогда, когда волшебная музыка разливалась над полями и лесами, над горами и холмами. Но земля по-прежнему спала, окутанная белоснежным пледом, дремала под колыбельную волшебного музыканта. Этот музыкант жил в сказочном замке, его все уважали и любили, не только потому, что он был добр и очень талантлив, но и потому, что его волшебный инструмент зазывал и весну, и лето, и осень, и зиму, и праздники и волшебство. Его волшебный музыкальный инструмент мог превращаться в любой другой, например, в дудочку или скрипку, и играл он только в руках самого талантливого. Но музыкант был уже очень стар, поэтому не мог играть на своем инструменте и решил найти себе ученика и последователя, ведь музыкантов и певцов было очень много в Сказке. По всему королевству глашатаи объявили музыкальный турнир.

Музыкант получит главный приз лишь в том случае, если под звуки его мелодии в королевском саду расцветет куст сказочной розы. Музыкант не должен применять чары и магию!

Со всей волшебной страны съехались музыканты и певцы, богатые и бедные, талантливые и не очень. Старик искал среди них лишь одного.

Вот и первый участник. Это был пастушок с дудочкой и козочкой, у которой на шее висел колокольчик. Пастушок заиграл, и как будто трели соловьев разлились над садом, а козочка плясала вокруг пастушка, отчего тоненько звенел колокольчик. Всем вокруг стало так хорошо и приятно, даже мягкий свет прыгал вокруг розового куста. Но цветы не распускались, лишь появились зеленые листочки.

Тогда следующий участник, высокий и худощавый, заиграл на флейте. Все было так же, как и с пастушком. А вот третий был богато одет и пришел сюда со своим механическим соловьем. Он заиграл на виолончели, и соловей стал ему подпевать. Сладкие ноты заставили трепетать листочки и сосульки на деревьях, а затем легкий аромат розовых лепестков охватил сад. Людей одолевал сон, когда вдруг кто-то сказал, что это чары. Музыкант нарушил правило, и его прогнали. И было много таких, кто преступал запрет. Тогда на кусте сказочной розы расцветал один цветок, но когда умолкала музыка, он увядал. Это была только магия.

Наконец, осталось всего несколько музыкантов. Один из них, в коричневой конусной шляпе, вынул скрипку и смычок. Он был похож на одного из Чародеев, волшебников, которых люди не очень любили. Он слышал, что толпа просит прогнать его, ведь он из рода колдунов и обладает невероятными способностями мага. Но он их не слушал. Толпа возмущалась, но старик-музыкант велел ему играть, и Чародей коснулся смычком струны. Кусты стряхнули с себя снег. Над замком вдаль понеслась его песня, такая красивая и весенняя, что где-то люди услышали пение птицы, солнце засияло ласковей и стало теплее. Кто-то наслаждался приятными звуками скрипки, а кто-то все еще возмущался, но добро проникало в сердце каждого. И тут, люди увидели, что на кусте сказочной розы появились нежные бутоны. Они становились все больше и раскрывались, очаровывая всех своей красотой. Цветки нежно улыбнулись и вдохнули в себя зимнюю свежесть. Музыкант закончил играть, а розы как будто просили еще побаловать их дивной музыкой.

Это чары! Колдовство! – кричали люди.

Нет! – сказал вдруг старик-музыкант. – Этот Чародей смог доказать, что он достоин своей награды. Но я ищу себе ученика, поэтому сейчас мы сможем убедиться настоящий он музыкант или нет. Вот мой волшебный инструмент, который не слушает никаких чар, только сердце человека. Насколько он будет искренен в своей игре, настолько будет талантлив. Он играет лишь в руках того, кто действительно достоин занять мое место. И, если это правда он, то вам придется снять шубы.

Он передал волшебный инструмент Чародею. В его руках оказалась дудочка. Он заиграл на ней так весело и празднично, так легко и с душой, что небо стало яснее, в нем отразились радужные цвета, расцвели подснежники, деревья встрепенулись, запели птицы, снег растаял и побежал быстрыми ручьями. Стало так тепло, что нежные лучи солнца заставили всех снять свои шубы. Его трель вместе с голосами птиц разнеслась над полями и лесами, над горами и холмами. Проснулись звери, бабочки, травы и солнце. В Сказку мчалась весна на звонкую песню волшебного музыканта Чародея.

Про музыкантов масайская сказка

Когда-то все люди жили в Африке. Было их немного, человек сорок. Позитивные такие, по жизни ничем не запаренные. Они нигде не работали, не торговали, не воевали и даже книжек не читали, а только отдыхали да бездельничали. Ну, и немножко охотились, или, допустим, что-то по хозяйству, а больше ничего не делали. Но под вечер они обязательно собирались у костра, и приходили музыканты - барабанщик и флейтист. И играли сначала для беседы, потом для танцев, а под утро выдавали очень сложный наворот для раскрытия неба. И небо раскрывалось и показывало разные чудеса, это было такое типа древнее кино.

Смотрели люди на небесные чудеса и думали, что на небе должно быть гораздо прикольнее, чем на земле. И однажды они все вместе полезли на высокую гору Килиманджаро. Впереди шёл барабанщик и стучал: ЭЙ, НЕБО! ОТКРЫВАЙСЯ! МЫ К ТЕБЕ ИДЁМ! За ним шёл флейтист и дудел: ЭЙ, НЕБО! ОТКРЫВАЙСЯ! МЫ К ТЕБЕ ИДЁМ! А за ними уже шли все остальные и орали ту же самую тему.

Когда они дошли до самого верха, небо раскрылось. Впустило обоих музыкантов, и сразу же обратно закрылось и поднялось километров на десять в сторону космоса. А люди вернулись на землю. Они даже не расстроились - они просто поняли, что небо не такая простая штука, и проскочить туда не каждому дано.

Хотя, в принципе, шанс у людей тогда был. Если бы они хотя бы на пять минут голову включили, то они бы барабанщика впереди поставили, а флейтиста замыкающим. И вписались бы на небо плотной кучкой между такими мощными музыкантами - тем более, что и кучка-то была совсем небольшая, человек сорок. Но сейчас этот номер уже не прокатит: нынче и барабанщики послабее, и флейтисты пожиже, и небо повыше, и людей побольше, и всё гораздо иначе.

Сказка про то, как российского рок - музыканта на месяц вычеркнули из истории России.

Жил да был, впрочем, почему был? Он и сейчас живёт! Ладно, начнём по - другому: жил себе припеваючи один рок - музыкант, и не простой музыкант, а один из патриархов российского рока. Как его зовут? Ну, чтобы никому не было обидно, назовем его Глеб Глебович. Сразу скажу, что к Глебу Самойлову наш главный герой никакого отношения не имеет.

Итак, жил в России припеваючи один из патриархов русского рока Глеб Глебович. И все его любили и очень уважали. А российское правительство его даже наградило 12 лет назад за огромнейший вклад в культуру нашей страны.

И вот, как – то гастролируя по разным странам, заехал наш Глеб Глебович в одну теперь не очень дружественную нам на данный момент страну, дал в ней несколько концертов и сфотографировался с одним очень не хорошим человеком. Как зовут этого человека? Ну, назовем его: Миша Писяшвили или нет – Миша Какашвили. Да чего мелочиться! Миша Писяикакашвили! Сфотографировался Глеб Глебович и забыл, поехал дальше гастролировать. А Миша НЕ ЗАБЫЛ! Выложил он это фото в интернете – и ну хвастаться! Хвастается и Россию поругивает! Галстуки в перерывах жуёт и грузинским вином запивает!

Узнал о том российский народ и опечалился! Прознали про то российские парламентарии и рассердились!

«Уж лучше бы он с проституткой сфотографировался!» - грозно заявил Главный Патриотический певец России.

«Нет!» - печально заявил Главный Патриот России: «С проституткой один из патриархов английского рока фотографировался, позировал, позировал с ней, а потом и женился на ней! А когда в постель с ней лег, то выяснилось, что проститутка - то та – одноногая, и вместо второй ноги у неё деревянный протез!»

Покачали наши парламентарии головой, выслушав эту грустную историю, и постановили: вычеркнуть Глеба Глебовича на месяц из истории России, чтобы другим неповадно было! И указ соответствующий подготовили!

Закончились у Глеба Глебовича гастроли, вернулся он в родную страну, а на российской таможне ему и говорят: «Предъявите, пожалуйста, ваши вещи к досмотру!» Удивился Глеб Глебович: «Разве вы меня не узнаёте? Я же Глеб Глебович – патриарх российского рока!» Заглянули российские таможенники в современную российскую историю и удивленно покачали головой: «Что – то вы путаете, гражданин! Нет вас в российской истории! Вы, наверное, какие – то запрещенные препараты принимали за границей и у вас галлюцинации! Или с памятью у вас не лады! Вам лечиться надо!» И ещё раз как следует обшмонали Глеба Глебовича.

Приехал Глеб Глебович домой опечаленный. А его никто не встречает: ни бесчисленные поклонники, ни вездесущие журналисты! Удивился Глеб Глебович и позвонил своему другу Главному музыканту российской оппозиции – Кондрату.

«Плохо дело, Глеб Глебович!» - говорит Кондрат: «Тебя российские парламентарии на месяц из российской истории вычеркнули, и теперь тебя никто в стране не помнит и не знает!»

Не поверил своему другу патриарх российского рока и рассмеялся в трубку:

Не может быть такого, чтобы в России меня по указу каких – то там депутатов все забыли!

Может, - грустно отвечает Кондрат. - У нас в стране всё может быть! А если не веришь – проверь!

Пошел Глеб Глебович в магазин, где музыкальными дисками торгуют, и спросил свои записи. Удивились продавцы, головами покачали: никогда мы про такого музыканта не слышали! Спросил тогда Глеб Глебович записи группы «Клетка для канареек» и услышал тот же ответ. Полдня по разным магазинам патриарх российского рока ездил, и везде один и тот же результат: никто его не помнит и не знает!

Купил тогда Глеб Глебович диски с фильмами, в которых он снимался и где его музыка звучит. Приехал домой, начал проверять. Что такое! Нет в фильмах его музыки, а есть музыка его друга Кондрата, а в фильмах на экране вместо него Юра Шевчук появился!

Опечалился тогда патриарх российского рока, позвонил другу Кондрату, пожаловался! «Ничего!» - говорит Кондрат: «Есть выход! Мы тебя на оппозиционное радио и телевидение пригласим! Увидят и услышат тебя люди, вспомнят, полюбят!»

Сказано – сделано! Но не получилось задуманного у российской оппозиции! Начали звонить изумленные люди: «Что это за старый пердун поёт какие – то странные песни! Нет в них ничего оппозиционного! Нам такое не надо! Где критика власти! Где грязные помои на нашу родину! Мы это хотим слышать!»

Пуще прежнего опечалился Глеб Глебович! Купил бутылку водки – начал пить. Не берёт его русская водка!

А на следующий день все центральные российские газеты напечатали эти две фотографии, и весь российский народ радостно смеялся над Мишей Писяикакашвили, сравнивая с Писающим мальчиком!

А ещё через день государственная дума отменила своё постановление и восстановила Глеба Глебовича в российской истории.

И снова все прилавки магазинов оказались заполнены дискам с музыкой Глеба Глебовича и группой «Клетка для канареек».

Вместо Юрия Шевчука на экране снова оказался наш славный музыкант! Россияне вздохнули счастливо, и справедливость восторжествовала! А Миша Писяикакашвили от злости подавился, жуя собственный галстук, и некому было вовремя ему похлопать по его сутулой спине!

Вот и рассказал я вам, уважаемые читатели, сказку про то, как российского рок - музыканта на месяц вычеркнули из истории России.

Кто – то улыбнулся, кто – то рассердился, кто – то огорчился.

Но все - то мы понимаем, что к счастью, это всего лишь сказка!

А вот, как нам понять некоторых наших российских парламентариев, которые предлагают вычеркнуть из российской истории того или иного человека?!!!

Как это возможно?!!

Как в моей сказке?

Решили, постановили - все об этом человеке забыли?

Чем? Каким местом эти народные избранники думают?

Впрочем, каким местом думают некоторые наши российские парламентарии – это уже другая сказка!

И я вам её, может, когда – нибудь расскажу, если и меня тоже, кто – нибудь и откуда – нибудь не вычеркнет!

Она сопровождает его всю жизнь, начиная с колыбельных песен матери. Музыка возникла давно - кто не знает Орфея, спустившегося в подземное царство за своей возлюбленной и так пленившего своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, что они отпустили Эвридику на землю? Сюжет из мифов Древней Греции, которому уже несколько тысяч лет, говорит лишь о том, что музыка, как и музыканты, существует с незапамятных времен, равно как и былины и сказки о музыке.

Хранители истории

В древности музыканты, по крайней мере действительно талантливые, были такими же легендарными личностями, как и былинные герои. Истории о них передавались из уст в уста, складываясь в сказания и легенды. А благодаря самим песнотворцам, таким как небезызвестный Боян, о котором повествуется в «Слове о полку Игореве», до нас дошли имена героев из тех давних времен. Ведь музыканты часто сопровождали героев в их походах, дабы услаждать их слух в минуты затишья, поднимать боевой дух перед атаками, а потом запечатлевать подвиги в своих песнях.

Русские былины о музыкантах

Сказки о музыке и музыкантах возникли, как было сказано, очень давно. Уже упомянутый выше Орфей, как и златокудрый кифаред Аполлон, как и бог Пан, игравший на свирели, являются героями мифов Древней Греции, существовавшей за три тысячи лет до нашей эры. В нашем фольклоре повествуется о более поздних временах - конце XI - начале XII веков. Русские былины и сказки о музыке рассказывают, например, о Садко - легендарном новгородском купце, путешественнике и гусляре.

Легендарный Садко

На основе этих былин советским писателем-фольклористом А. Н. Нечаевым был написан чудесный рассказ, смысл которого, как и самой былины, состоит в констатации факта, что замечательное искусства певца и гусляра Садко оказалось в результате сильнее власти и богатства. По сюжету этой сказки бедный гусляр полюбился своим пением и игрой Водяному, хозяину Ильмень-озера, и сделал он Садко богатым и знатным. Существуют и другие сюжеты об этом персонаже, но во всех них из-за игры гусляра пускается в такой буйный пляс, что на море-океане поднимается шторм, и начинают гибнуть корабли. Волшебная сила музыки творит всякие чудеса.

Первые песенники Руси

Благодаря былинам нам известны названия инструментов, которыми пользовались древние музыканты и скоморохи. К ним относятся домра, ложки и свирель, балалайка, бубенцы и жалейка, гусли, трещотка и волынка, а также баян, коробочка и Былины повествуют о первых русских музыкантах, самыми известными из которых были Боян, Садко и скоморохи. Время возникновения и существования этих произведений народного творчества - XI-XII века, эпоха Средневековья. Боян воспевает Ярослава Мудрого, Садко жил во времена расцвета Великого Новгорода и снижения роли Киева, то есть почти в тот же период. Древнейшие русские музыканты и песенники-скоморохи, носители синтетического искусства, из которого возникла не только музыка, но театр и цирк, упоминаются в «Повести временных лет». Там повествуется и о ненависти к ним церкви, под давлением и по настоянию которой они и прекратили свое существование в XVII веке.

Братья Гримм о музыке и музыкантах

В мировой литературе сказки о музыке и музыкантах занимают особое место. Самым известным в нашей стране зарубежным произведением является сказка «Бременские музыканты» братьев Вильгельма и Якова Гримм. Это даже не известность, а всенародная любовь. Возникла она благодаря одноименному мультипликационному фильму и его продолжению, вышедшим на экраны страны в 1969 и 1973 годах соответственно.

В немецкой сказке рассказывается о тех же, в сущности, скоморохах, переезжающих из города в город и веселящих публику не только пением, но и цирковыми номерами, танцами, театральными зарисовками. Перу этих знаменитых немецких сказочников принадлежат еще несколько зарисовок о музыке и музыкантах: «Чудаковатый музыкант» (сказка, известная также под названиями «Необыкновенный музыкант» или «Дивный музыкант») и «Поющая косточка» - печальное повествование о доверчивости и незащищенности добра, о черной зависти и предательстве, но и о неминуемом возмездии.

Музыкальные сказки Г. Х. Андерсена

Всемирно известна сказка о музыке «Соловей» самого почитаемого в этом жанре автора Ганса Христиана Андерсена. Эта длинная и философская сказка повествует о мнимых и истинных ценностях. Главные действующие лица - китайский император и соловей, который был изгнан из дворца, как только из Японии пришла посылка с золотой искусственной пташкой, но вернулся и прогнал своим пением Смерть, пришедшую за императором. Смысл произведения в том, что живую музыку, в которой есть душа, никакая, даже самая искусная механика заменить не в состоянии. Есть у и сказка о музыке «Колокол», повествующая о поисках неизвестного колокола, звуки которого «хватают прямо за сердце».

Волшебная дудочка

У каждого народа имеются свои сказки и рассказы о музыке. Примерами могут служить белорусская сказка «Музыкант-чародей», или карельская «Матти-весельчак», или казахская сказка «Мастер Али», в которой рассказывается о возникновении национального К знаменитым и часто воспроизводимым сюжетам относится средневековая церковная легенда о простом «дударе», который спасает город от полчищ крыс. Упоминается этот сюжет и в любимой многими сказке Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса…», и в замечательной поэме Роберта Браунинга «Флейтист из Гаммельна», известной в переводе С. Я. Маршака.

Русские сказки о музыке

И просто не счесть сказок, рассказов, стихотворений и поэм, посвященных музыке и созданных русскими авторами. Из классических произведений, кроме «Садко», можно назвать «Гусли-самогуды» или «Пастушью дудочку». Замечательная сказка о музыке «Гусли-самогуды» в обработке А. Н. Афанасьева рассказывает об Иване, который стал благодаря волшебным гуслям царем. Другой Иванушка из «Волшебной дудочки» наказал жадных хозяев, не хотевших платить ему денег за отлично выполненную работу, выполнить которую помог ему чудодейственный музыкальный инструмент.

Русские классики о музыке

Рассказы о музыке, музыкантах и их инструментах писали многие знаменитые русские писатели - Лев толстой («Сердце музыканта»), А. П. Чехов («Контрабас и флейта»), К. Г. Паустовский («Старый повар» (о Моцарте), «Музыкальная канарейка», «Корзина с еловыми шишками» (о Григе)), В. В. Бианки («Кто чем поет?»). О безграничной силе музыки, которая может сделать незрячего от рождения мальчика счастливым и полноценным членом общества, рассказывает повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант», изданная в 1886 году. Есть несколько замечательных рассказов о музыке у русского писателя Евгения Пермяка: «На все цвета радуги», «Пастух и скрипка», «Тонкая струна» и «Счастливая труба».

Современные сказки о музыке

Сказка на тему музыки не умерла, а продолжает жить и в наше время, потому что детей знакомить с миром музыки лучше всего в более привычной и доступной форме. Примером может служить замечательное современное произведение данного жанра о музыкальных инструментах «Как бы не так». Или сказка о музыке замечательного детского писателя В. А. Лёвшина «Маленькая волшебница». Познакомить детвору с произведениями этих писателей определенно стоит. А современная детская писательница Татьяна Домаренок пишет чудесные сказки о музыке для малышей. Вот некоторые из них: «Святая музыка», «Музыкальный ключик», «Божественная скрипка» и многие другие. Замечательное произведение, посвященное рассматриваемой нами теме, написал советский писатель Семён Гарин («Поющие друзья»). Нельзя обойти вниманием и прекрасные сказки о музыке, которые написал В. Сухомлинский. Это и «Музыка весенних лугов», и «Дитя Солнца», и «Лесные сумерки», и «Кузнечик-музыкант», и другие.

Малоизвестные сказки народов мира

Сейчас в Сети есть много интересных подборок современных сказок о музыке, нотах, инструментах и обо всем-всем-всем, что относится к миру музыки. Перечисляются там и некоторые малоизвестные народные сказки народов мира о музыке. Например, «Волшебная арфа». В этой сказке народов Бирмы рассказывается о несчастном сироте Маун Сита и том, как он своей музыкой излечил королеву. Алжирская народная сказка «Чудесная лютня» тоже рассказывает о спасительной силе музыки. Алтайская сказка «Малыш Рысту» повествует о мальчике, преображающем звуки природы в красивую музыку. Он был счастлив свободным и чуть не умер у хана. Спасли его от смерти все те же звуки природы.

Сказочная шкатулка

Самые исчерпывающая информация на эту тему и, наверное, все существующие в мире сказки и стихи о музыке, собраны в замечательной книге «Волшебный мир музыки». В ней перечисляются все авторы - как отечественные, так и зарубежные, - которые когда-либо что-то писали о данном виде искусства. В числе самых красивых сказок хотелось бы особо выделить такие: «Чонгурист» (Грузия), «Серебряная дудочка Маккримонса» (Шотландия), «Вышивальщица птиц» (Греция), «Царица гор» и «Соколовская гитара» (цыганские легенды). Хотя, конечно, все сказки, сказания, песни и легенды народов мира о музыке заслуживают внимания.

Как родилась песня.

В красивом лесу на опушке жила семья зайчат: мама, папа и три сыночка зайчонка. Каждый вечер перед сном мама Зайчиха пела своим сыночкам колыбельную песню. Однажды утром проснулись зайчата и решили узнать, как рождается песня. Спросили они разрешения у мамы Зайчихи и пошли путешествовать по лесу.
Вот идут они и слышат: журчит ручеек. Старший зайчонок говорит:
- Вот, братцы, ручеек как будто песню поет, как наша мама нам колыбельные.
Послушали они журчание ручейка и пошли дальше. Неожиданно подул ветерок. Листья зашелестели, трава зашумела. средний зайчонок и говорит:
- Братишки, слышите, как листочки и травка красиво шелестят? Будто наша мама Зайчиха поет песенки.
Постояли они, послушали музыку ветра и решили пойти дальше. Они шли долго и вдруг услышали пение птиц. Зайчатки поторопились на прекрасные звуки. Вышли на опушку леса. пение птиц было очень красивым, мелодичным - настоящая песня мамы Зайчихи. Младший братик заметил, что опушка леса очень знакомая. И тут они увидели свой домик и маму Зайчиху. Зайчата побежали к маме и в один голос закричали:
- Мама! Теперь мы знаем как рождаются твои песни - тебе помогает наш любимый лес!

Кочетова Таня. "5-б" класс, школа №131

Сказка о том, как родилась музыка.



Жила-была Сова, и был у неё маленький совёнок. Спросил как-то сын у матери - "Откуда берутся песни?" Мудрая Сова рассказала сыну, что давным давно у старого дуба стоял старый, старый барабан. А на том дубе жила белочка по имени Малинка. Она прыгала по веткам и нечаянно задела ветку дуба со спелыми желудями. Эти желуди упали на барабан и он издал чудесные звуки, которые сложились в веселый ритм. Услышав этот ритм ветерок закружил листья, а птичий хор подхватил это ритм и добавил свою мелодию. Прекрасная музыка заполнила весь лес.
Маленький совёнок,послушав мамин рассказ, полетел к старому дубу. Уж очень захотелось и ему поиграть на барабане.

Звездина Полина. 5-Б класс школа № 131

Сказка о музыкантах.



Жил-был в одной деревне мальчик. Звали его Егоркой. Любил Егорка играть на дудочке. Однажды сидел он на берегу реки и играл на своей любимой дудочке. Вокруг пели птицы, тихонько журчала вода в реке, перекатываясь по камешкам.Не заметил Егорка, как уснул. А когда проснулся - не нашел свою дудочку. Очень огорчился Егорка, уж очень любил свою дудочку.
Но долго горевать он не мог и решил сделать себе новую. И пошел Егорка в лес, чтобы выбрать лозинку для дудочки. Идет, идет Егорка и вдруг слышит звуки музыки. Интересно стало Егорке: кто же это там играет? Все дальше идет он в лес, все громче музыка. Выходит Егорка на полянку, да как ахнет: на полянке медведь, заяц, осел, кузнечик и соловей сидят. Да не просто сидят, а музыку играют. Каждый на своем инструменте. Медведь на контрабасе, заяц на барабане, кузнечик на скрипке, осел на балалайке, а соловей - поет. Да так славно получается. Заслушался Егорка, понравился ему лесной оркестр, но все-таки чего-то не хватает. Может быть дудочки?
Подошел к музыкантам Егорка и спросил: - Можно я с вами буду играть?
- Можно, конечно. Нам как раз одного музыканта не хватает. Летела мимо сорока и уронила дудочку. Может попробуешь? - сказал медведь и протянул Егорке дудочку.
Посмотрел Егорка - так вот кто его дудочку забрал. Обрадовался очень и заиграл на радостях веселую мелодию. Подхватили ее лесные музыканты и закружила музыка весь лес.
Так и стали они с тех пор играть вместе, да так хорошо, что прославились на всю округу. Многие приходили послушать их игру. Так и стали музыканты жить поживать, да людям радость нести.

Кай Ольга

Сказка о музыканте

Часть первая


Холодной весенней ночью на дороге было пусто, ветер громко шелестел ветвями деревьев-великанов - сторожей заповедного леса. По обочине шел человек - невысокий, с всклоченными, светлыми с проседью волосами. Он тяжело дышал, потому что большую часть пути бежал, но теперь силы оставили его. Лечь бы среди сухого валежника да передохнуть… но входить в заповедный лес без приглашения опасно, а кто может пригласить, если темнеет, и на дороге - ни души?

О странных обитателях леса ходили разные слухи: один страшнее другого, но с недавних пор эти слухи перестали его пугать. Когда нечего терять - и бояться нечего. А ведь еще так недавно жизнь казалась солнечной и светлой, до того злосчастного дня, когда жену немолодого пекаря увели на допрос, а потом не вернули домой. Кто ж знал, что расписанные яркими цветами и диковинными птицами стены выбеленной хаты вызовут такое неудовольствие властей?

Жена пекаря страдала сердцем и не пережила страшных дней заключения. Известие об этом принесла соседка. Ночью дом с расписными стенами загорелся, а его хозяин исчез, и наутро стража тщетно искала его, расспрашивая всех, живущих на той же улице.

Он ушел, бросив все, но едва вышел за город, понял - идти некуда и незачем. И все же бежал, бежал прочь от своего горя, пока не выбился из сил.


Мужчина смотрел под ноги, а потому заметил преградивших ему дорогу незнакомцев лишь когда едва не наступил на ногу одному из них. Он не стал спрашивать, кто эти люди. Ему сказали: "Пойдем с нами", и пекарь послушно свернул на узкую тропку, ведущую вглубь заповедного леса.


Вскоре кроме скрипа сухих веток под подошвами стал различим еще один звук - странный, и непостижимо знакомый, хотя мужчина был уверен, что никогда не слышал ничего подобного. Что-то пело в лесу - тихо и нежно, плакало без слов, падало и взлетало, и от этого звука внутри все сжималось до боли, мир перед глазами расплывался. Казалось, солнце вдруг выглянуло из-за ветвей, но глаза не видели его - только сердце…

Деревья расступились, и когда первый провожатый отступил в сторону, беглец увидел костер. И рядом с ним - черноволосого мальчишку лет двенадцати. У его губ - маленькая, собственными руками вырезанная сопилка. Встретившись с ним глазами, мальчишка перестал играть. Музыка смолкла, но осталась мелодичная лесная тишина с шелестом ветвей, окликами ночных птиц, потрескиванием костра. И только тогда пекарь заметил еще одного человека. Это была девушка - она сидела, скрестив ноги перед собой и спрятав их под широкой пестрой юбкой. Шоколадного цвета волнистые волосы распущены по плечам. В темноте ее глаза видно плохо, но не оставалось сомнений, что девушка внимательно его разглядывала, а потом поднялась и, подойдя на расстояние одного шага, протянула руку.

Вокруг высокого костра сидели люди - мужчины и женщины, дети и старики. Лес окружал их пушистой стеной. Под деревьями виднелись небольшие рубленые домики и палатки.

Запах мясного бульона разнесся над поселком, собрав у огня многих его жителей. Они переговаривались, кто-то рассказывал новости "из внешнего мира", светловолосый пекарь, с миской в руках, отвечал на осторожные вопросы рыжеусого воеводы и его помощников. Пустота на время ушла из его глаз, сменившись слабым любопытством.

Возле девушки в широкой юбке собралась толпа ребятишек, которые наперебой требовали:

Ния, Ния! Расскажи нам сказку!

Уговаривать долго не пришлось. Ребята расселись - кто-где, но поближе к рассказчице. Ния, укрыв ноги широкой пестрой юбкой, смотрела на огонь, и языки пламени отражались в ее глазах, а желтоватые блики плясали на лице.

Когда-то, очень-очень давно, были такие существа - музы… - Она говорила тихо, словно чтобы заставить прислушиваться, и дети, боясь громко вздохнуть, внимали очередной сказке… или сказанию, потому что часто Ния рассказывала им былины и старинные легенды. - Музы были похожи на людей, только намного красивее и мудрее. Они любили все прекрасное и помогали людям, которые это прекрасное творили. Каждая муза занималась своим - одна танцами, другая - стихосложением, третья музыкой, четвертая еще чем-нибудь… Но пришло время, когда то ли музы забыли о людях, то ли люди перестали слышать их голоса, и тогда песни стали глупыми, стихи - бессмысленными, танцы - неживыми, а музыка перестала быть собой. Случилось это еще до нашего рождения, очень давно, и с тех пор ничего не изменилось. Но музы очень расстроились, увидев, как живут люди без прекрасного, и решили помочь.

Ния обвела взглядом детские лица, улыбнулась одними уголками губ.

Они поселились на земле, приняв подобие простых людей, и ходят среди нас по сей день, меняя обличие. Есть муза песни, муза танца, муза художества, стихосложения и, конечно же, музыки… и много других, о которых мы не знаем. Они ходят среди нас, живут людской жизнью, умирая и возрождаясь, могут быть мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной…

И их никак нельзя узнать? - разочарованно пробормотала малышка с торчащими в разные стороны косичками, но тут же виновато примолкла, опасаясь, что прервала рассказ.

Можно, - улыбнулась Ния. - Людей, которые на самом деле являются музами, узнать можно. Они посвящают жизнь прекрасному и слагают стихи, поют песни, сочиняют музыку… Они всегда бывают самыми лучшими, самыми-самыми!

Мальчишка с блестящими, как маслины, глазами аж подскочил на месте - до того ему хотелось задать вопрос:

А человек знает, что он… ну, не совсем человек?

Рассказчица лишь пожала плечами - мальчику наверняка хотелось думать, что и он может оказаться тем самым особенным.

Может быть, - взгляд Нии стал задумчивым. Она долго смотрела на подсвеченные костром верхушки деревьев, контуры которых четко обрисовывались на темном фоне неба. - Да, наверное… Помните рассказы о великом певце и музыканте, который много лет странствовал по нашим краям?

Да, помню! - обрадовалась девчушка. - Мой дедушка его видел! И слушал!

И мои родители тоже! - поспешил похвастаться еще кто-то из ребят.

И мои! И мои!

А мой папа с ним даже разговаривал!

Я тоже его видела, когда была маленькой, - она протянула руку, погладила рыжие кудри тринадцатилетней девчушки-подростка, что сидела рядом, - как вы сейчас. И я сама с ним разговаривала. Мне очень нравилось, как он играет, как поет… Это было невероятно, так что и словами не передать. Поэтому я думаю, что этот музыкант был одним из них.

А где он сейчас? Что с ним? Можно ли нам его увидеть?

Не знаю, - взгляд Нии потух, она опустила глаза. - Может, когда-нибудь вы и увидите его, но вряд ли это случится скоро… Злые люди продали его властям, которые очень не любят таких людей, как этот музыкант. Полицейские схватили его, порвали серебряные струны на старинных гуслях, сломали скрипку, а самого музыканта посадили в самую страшную тюрьму, откуда никому не выбраться. И остается надеяться только на чудо. Ведь вы верите в то, что чудо может произойти?

Дети задумались, и первым молчание нарушил мальчишка, из-за пояса которого выглядывала тоненькая сопилка:

Какое тут чудо, если тюрьму охраняет две дюжины солдат с мечами и арбалетами!

Ния посмотрела на него с удивлением и, одновременно, легким упреком - как старший, он не должен был пугать ребятню такими реальными и правдивыми вещами, как арбалеты. Черноволосый мальчишка смутился, и, заметив это, девочка с косичками тронула его плечо своей маленькой ладошкой:

Он все равно сбежит. Ему помогут, обязательно. Мы вырастем и поможем, правда?

Правда, - не глядя, буркнул мальчик, а малышка успокоенно улыбнулась, чувствуя, как мрачная сказка уступает место надежде.

Сонная тишина была нарушена - кто-то тронул гитарные струны, и люди подняли головы, слушая мелодичные переборы. Потом негромкий, низкий голос затянул грустную песню. Она была допета до конца, и тогда мелодия сменилась новой - задорной, и лица собравшихся у костра по очереди поворачивались к Ние.

Девушка словно не обращала на это внимания, но спустя несколько минут поднялась, отряхнула юбку… Мелодию подхватила сопилка, а рыжеволосая девочка взяла в руки бубен - круглый, блестящий. Ния вошла в круг, и теперь там была только она и высокое пламя костра.

Шаг, взмах руки и резкие, ритмичные движения бедер в такт звонким ударам и хлопкам. Ния закружилась, быстро-быстро переступая босыми ногами по вытоптанной земле. Ее темный силуэт танцевал на фоне высоких языков пламени, замирая лишь на короткие мгновения. Рыжий воевода Ярден хлопнул по плечу своего засмотревшегося на танец соседа.

Страна музыки

Есть на Земле одна страна,
Зовется музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки,
Но чьи их открывают руки?

Кто заставляет мир звучать,
Когда он устает молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна?

Конечно, это музыкант,
Его порыв, его талант,
Его желание творить
И людям красоту дарить.

Он учит душу ввысь смотреть
И, не боясь преград, лететь
В страну, где звуки дарят счастье,

Где все у музыки во власти.

Музыка-волшебница

У старика спросил поэт:
- Что музыка такое, дед?
- Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.

Был задан девочке вопрос,
Она ответила всерьез:
- Похожа музыка на луч,
Окно пробивший из-за туч.

А юноша ответил так:
- Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит,
В простор волшебный не летит.

А девушка, пожав плечом,
Сказала: «Музыка - наш дом,
В ней - все родное, все свое.
Во всем дыхание ее».

Вы правы все, - сказал поэт,
Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить -
Нас учит музыка любить.

Нас учит вспоминать она,
Что в нашем сердце есть страна,
В которой счастья бьет родник,
Не замирая ни на миг.

Мир в звуках музыки рождался

Живее ветра, света, дня,
Снежинок, капелек дождя,
Крылатых птиц и облаков,
Восторгов, слез, улыбок, слов.

Она как жизни естество,
Она в начале у всего.
Мир в звуках музыки рождался
И с нею на века сливался.

Музыка и душа

Душа без музыки страдает,
Она как будто замирает.
А сердце бьется еле-еле,
Когда душа болеет в теле.

Бесценный музыки бальзам
Творец вручил с рожденья нам,
Чтобы душа не уставала
И телу чахнуть не давала.

Рождение музыки

Люди племени жили в горных пещерах на берегу океана. Они были рыбаками и охотниками. Жизнь в те времена была трудной. Голоса людей были хриплыми, как голоса зверей. От голода и холода люди выли, как волки, а, радуясь, кричали, как обезьяны. Законы племени были жестокими.

Однажды вождь позвал своего младшего сына и сказал ему:

Даже маленькие дети собирают съедобные ракушки, а ты каждый день ходишь к морю, но не приносишь добычи. Помни, сын, что мы выгоняем из племени ненужных людей.

Не трогай мальчика, - попросила мать вождя - самая мудрая женщина. - Он не собирает ракушки, потому что слушает голос моря. Он умеет подражать крикам чаек.

Много сыновей у меня. Все они умелые рыбаки и охотники, но мой младший сын - позор для племени. Если он завтра вернется с пустыми руками, я прогоню его из племени! - грозно ответил вождь.

На следующий день мальчик принес отцу большую красивую ракушку и сказал:

Снова вступилась мать за сына, и тогда вождь повелел мальчику ходить со своим старшим братом в лес на охоту.

Мальчик послушно стал ходить в лес, но, как и прежде, возвращался ни с чем.

Сын, почему ты не охотишься? - рассердился вождь.

Я стараюсь, отец. Но, когда я сижу в засаде, тысячи красивых звуков летают вокруг меня: деревья шумят под ветром, журчит лесной ручей, поют птицы. Я начинаю подпевать им всем и забываю об охоте, - признался мальчик.

Если завтра не принесешь из леса добычу, будешь изгнан, - пообещал вождь.

На следующий день мальчик принес в клетке, сделанной из веток, птичку.

Это птичка поет самую красивую песню в лесу, - объяснил мальчик.

Такой птичкой племени не накормишь, а от ее пения нет пользы. Вон из нашего племени! - закричал на сына вождь.

Мальчик повесил голову и ушел. Он не боялся, что его растерзают дикие звери, потому что умел подражать их голосам. Он не боялся умереть от голода, потому что знал много съедобных трав и ягод, но почему-то ему было грустно.

«Я все равно должен принести в племя прекрасные звуки, которые слышу повсюду. Тогда все увидят, как это красиво, и отец простит меня».

Мальчик сплел крепкую коробочку из коры и собрал туда шепот листвы, но коробочка оказалась пуста. Тогда он слепил из глины сосуд и налил туда журчание ручья. Но вода в сосуде молчала.

Как мне соорать все красивые звуки и подарить их людям?! - заплакал мальчик.

Эти звуки называются музыкой. Я, фея Музыки, помогу тебе подарить их людям. Сделай из ветки дерева дудочку, серединка у нее должны быть пустой, а сбоку - дырочки.

Когда дудочка была готова, мальчик с сомнением спросил:

Музыка всегда летает свободно, но ты с помощью волшебной силы сможешь заставить музыку звучать, - сказала Фея Музыки и объяснила мальчику, как играть на дудочке.

Мальчик пришел в восторг, и вскоре он научился играть на дудочке так красиво, что дикие звери приходили послушать его песенки, а птицы изумленно замолкали на ветках деревьев.

Тогда мальчик вернулся к своему родному племени.

Почему тебя не растерзали дикие звери? - удивленно спросил вождь.

У меня есть музыка. Она сильнее диких зверей, - ответил мальчик.

Потом он поднес к губам дудочку и заиграл веселую песенку.

Дети засмеялись и пустились в пляс, за ними закружились их матери, и даже мужчины не усидели на месте. Они принялись топать ногами и хлопать в ладоши.

Вдруг мальчик заиграл грустную мелодию. Заплакали дети, стали утирать слезы их матери. Многие мужчины невольно вздохнули, а вождь наклонил голову, чтобы никто не заметил слез в его глазах.

Когда мальчик кончил играть, вождь племени сказал:

Ты, мой младший сын, - особенный человек. Я прощаю тебя, потому что ты сумел спрятать в обычной деревяшке звуки, которые заставляют людей смеяться и плакать.

Музыку нельзя спрятать, отец, она летает повсюду. Эту дудочку мне подарила фея Музыки. В ней живет волшебная сила, которая заставляет музыку звучать, - ответил мальчик.

Гаммы

Я сегодня утром рано
Побежала к фортепьяно:
Гаммы надо мне играть,
Чтобы пальцы упражнять.

Гамма - строгая синьора,
Лень она не терпит, спора,
Говорит она всегда:
«Пальцы ноют - не беда!

Им не следует лениться.
Пальцам нужно научиться
Двигаться легко, порхать,
Чтобы смог рояль звучать!»

Зачем нужны гаммы

Когда дети покидают музыкальную школу, в ней какое-то время стоит тишина. А потом из разных кабинетов слышится тихий музыкальный шум. Гулко вздыхают трубы, звенят или басят разные струны, и словно невзначай звякают медные тарелки. Музыкальные инструменты рассказывают фее Музыки обо всем, что происходило днем. Иногда это радостные рассказы, порой грустные, но чаще всего музыкальные инструменты довольны своей работой. Однажды в одном кабинете музыки вдруг раздался стон, потом он повторился в другом кабинете, и в третьем.

Что случилось, кто это там стонет? - заволновались музыкальные инструменты.

Да, Гамма, твоей судьбе не позавидуешь, - мелодично пропела музыкальная Пьеса. - Зря мучаешь детей и заставляешь их играть скучные гаммы, когда на свете так много красивой музыки.

Наша музыка гораздо приятнее, чем твоя. Детям она больше нравится, - заметила маленькая Сонатина.

Ничего не ответила Гамма. Тихо выскользнула она в окно и растаяла в ночном воздухе.

На следующий день дети пришли в музыкальную школу, но не нашли в нотных тетрадях ни одной гаммы.

Обрадовались дети, что не нужно им повторять одни и те же скучные упражнения, и начали играть веселые этюды, мелодичные пьесы и красивые сонатины.

Вечером, когда дети ушли, фея Музыки, как обычно, залетела в музыкальную школу.

Пьесы, Этюды и Сонатины бросились к ней и начали жаловаться.

Я стал фальшиво звучать, - вздыхал один Этюд.

А я завывала, вместо того чтобы петь мелодично, - сердилась музыкальная Пьеса.

От моей красоты ничего не осталось, я спотыкалась при каждом звуке, - плакала Сонатина.

Дорогие мои, вот что происходит, когда поступаешь необдуманно, - строго сказала Фея Музыки. - Гамма учила детей правильно держать пальчики и нажимать нужные струны и клавиши. Благодаря гаммам дети играли так красиво! А теперь Гамма обиделась и ушла.

Гамма, вернись, пожалуйста, помоги нам! Без твоих упражнений дети не научатся хорошо играть! - дружно закричали Пьесы, Этюды и Сонатины.

Услышав эти слова, Гамма сразу же вернулась. Впрочем, ей некуда было улетать, потому что музыкальная школа была ее родным домом.

Как песня научила людей радоваться

В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться. Днем люди охотились и собирали съедобные растения, а ночью прятались в пещерах и зажигали костры. Люди иногда танцевали вокруг костров под бой барабанов. Это были ритуальные пляски, изображавшие сцены охоты и борьбы. Они вселяли отвагу в сердца мужчин, но не было в этих танцах радости, потому что они рассказывали об опасностях охоты.

Небо, научи людей радоваться, тогда жить им станет легче, - попросила однажды Земля.

Хорошо, Земля, я пошлю тебе семена чудесных цветов, - ответило Небо, - солнышко согреет их, теплый весенний дождь напоит, а ты помоги им вырасти и расцвести.

Умытая и согретая Земля вырастила повсюду веселые разноцветные цветы, но люди не смотрели на цветы. Они бродили по цветущим лугам, искали съедобные коренья, а их лица были по-прежнему угрюмы.

Цветы прекрасны, Небо, но люди думают только о пропитании и не видят красоты цветов, - вздохнула Земля.

В каждом цветке спрятана маленькая незаметная радость. Надо показать людям большую радость, чтобы они развеселились, - задумчиво проговорило Небо и попросило солнце и дождик зажечь в небе красавицу радугу.

Раскинулась над землей семицветная радуга, но люди не заметили ее. Они все время смотрели в землю, искали съедобные растения.
- Радуга, неужели люди никогда не узнают, что такое радость! - расстроилось Небо.

Задрожала радуга, зазвенела, запела, и семь ее разноцветных дуг превратились в семь разноцветных ноток. Сплелись семь ноток в веселые песенки и полетели вокруг Земли. Первыми подхватили песни птицы. Люди подняли головы вверх и прислушались к пению птиц. На их губах появились улыбки. Невольно они стали напевать, подражая птицам, а затем звону ручейка и шелесту листвы.

Вечером люди вернулись в пещеру и зажгли костер. Вдруг одна девушка, в сердце которой поселилась веселая песня радуги, вспомнила ее и тихонько запела, а молодой охотник взял барабан и стал отбивать на нем веселый ритм.

Барабан звучал так весело, что многие подхватили веселую песню и пустились в пляс.

Так люди научились радоваться. Они увидели, как прекрасны цветы, услышали, как звонко поют птицы, и сами научились петь. Жить людям стало легче, потому что песня и музыка дают человеку силу и свободу. «От дождя травы расцветают, от песни - душа», - говорят старики.

Концерт у нас сегодня в школе,
Поет наш хор, я в этом хоре.
У всех детей нарядный вид,
Зал в нетерпении гудит.

Вот мама с папою сидят,
Глаза их радостно блестят,
Я им киваю головой,
Я так горжусь сейчас собой.

Все замерли, и хор запел.
Вдруг зал исчез, он улетел,
Остались только голоса.
Бывают в жизни чудеса!

Дуэт

У нас с сестренкою дуэт,
Она освоила кларнет,
Я барабанщик неплохой,
Концерты мы даем с сестрой.

Произведения свои
На дни рождения семьи
Мы исполнять не устаем,
Грохочет весело наш дом.

Но мама с папой нам твердят,
Что звуки наши всем вредят,
И что от них в висках стучит,
И что сосед за стенкой спит,

И что пора бы поумнеть -
Красиво научиться петь
Или, к примеру, танцевать.
Нам взрослых нелегко понять.

Дуэт наш вовсе не гремит,
В нем наша музыка звучит.
А музыка всем-всем нужна,
Пусть даже громкая она.

Квартет

Я решил создать квартет.
Барабанить будет дед,
Бабушке я ложки дам,
Стану бить в тарелки сам.

Жаль, сестренке только год,
Но зато она поет.
Так поет, что ходуном
Ходит от нее весь дом.

В три часа после обеда
Барабан вручил я деду,
С кухни бабушку позвал
И торжественно сказал:

«Тишина, мы начинаем,
Не кричим и не болтаем.
Сонатина. Автор я.
Исполнители - семья».

дирижер и оркестр

Оркестр - инструмент живой,
Он самый громкий и большой.
С душою, трепетом, огнем
Играет дирижер на нем.

Он славный музыки ценитель,
Ее он первый исполнитель,
Он предан музыке всецело,
И сердцем, и душой, и телом.

Он совершенный слух имеет
И музыкой дышать умеет.
Он - дух вливает в оркестрантов,
Он - открыватель их талантов.

Маг-дирижер

На сцене в черном фраке маг,
Он держит палочку как флаг.
Миг тишины, движенье рук,
И тишину прорезал звук.

за ним второй, четвертый, сотый,
Маг занят сказочной работой.
Он заставляет мир звучать,
Вы мага можете узнать?

Да это дирижер, конечно,
Имеет строгую он внешность,
Но посмотрите! Эти руки!
Они как песня, ноты, звуки!

Они как музыки волна,
Как напряженная струна.
Десятки глаз следят за ней,
Нет ничего для них важней.

Дирижерская палочка

Когда Сережа приезжал в гости к бабушке, он больше всего любил разглядывать разные предметы в ящиках бабушкиного комода. Старинные шкатулки и украшения, ажурные шляпки и веера. Только одну большую шкатулку бабушка никогда не открывала.

«Это дедушкина, там нет для тебя ничего интересного», - говорила бабушка. Сережа знал, что дедушка был музыкантом, но очень рано умер, и в доме от него почти не осталось вещей. Только одна старинная фотография, на которой дедушка сидел за фортепьяно.

Это фортепьяно до сих пор стояло в комнате у бабушки, и Сережа учился на нем играть.

Однажды бабушка ушла по делам, а Сережа остался один в доме. Он открыл комод, и на глаза ему попалась дедушкина шкатулка. «Все-таки интересно, что там такое?» - подумал мальчик и попытался открыть крышку.

К счастью, крышка легко поддалась, и мальчик увидел, что шкатулка пустая. Только на дне лежала деревянная палочка, похожая на указку.
«Зачем бабушка какую-то указку хранит в такой красивой шкатулке», - с недоумением подумал мальчик.

Он взял палочку в руки. Она была легонькая и как будто живая.

«А вдруг это волшебная палочка», - с замиранием сердца подумал мальчик. Он три раза взмахнул палочкой и громко сказал: «Раз, два, три, чудо сотвори».

Ничего не произошло. Сережа перепробовал все заклинания, какие только слышал и смог сам придумать, но палочка не работала. Сережа сначала немножко расстроился, но потом стал весело скакать по комнате, размахивая палочкой.

В какой-то момент Сережа, сам не зная почему, вдруг остановился, закрыл глаза и стал размахивать палочкой, воображая себя дирижером.
И палочка словно ожила. Она чуть-чуть дернулась, и откуда-то сбоку раздался тихий, чуть слышный стук барабанов: «тра-та-та». Палочка повела кончиком снизу вверх, и запела флейта, а за ней кларнет. Широкий полукруг палочки разбудил скрипки. Палочка плыла в воздухе, словно по волнам, и музыка скрипок то взлетала вверх, то падала вниз, встречаясь там с альтами, виолончелью и басовитым голосом контрабаса.

Один за другим послушные движениям палочки в хор включались все новые и новые музыкальные инструменты, а музыка звучала все громче и громче.
Вдруг на плечо мальчика легла рука бабушки, и все мгновенно стихло.

Внучек, что с тобой! Я тебя зову, а ты не слышишь? - испуганно проговорила бабушка.

Бабушка - это, э-то же волшебная палочка, - от волнения Сережа даже стал заикаться.

Ты все-таки доорался до дедушкиной шкатулки, - всплеснула руками бабушка. - Эта дирижерская палочка - единственное, что осталось у меня как память о дедушке. Это не игрушка. Я не хочу, чтобы она пропала. Положи ее на место.

Бабушка, как ты не понимаешь! Это по-настоящему волшебная палочка. Она может заставить звучать целый оркестр! - воскликнул мальчик.

Я знаю, что она волшебная, - спокойно ответила бабушка. - Все дирижерские палочки - волшебные, разве ты не знал, внучек? Но сейчас положи палочку на место. Фея Музыки разрешает держать ее в руках только волшебникам-дирижерам.

Сережа вздохнул, убрал палочку в шкатулку, а потом спросил:

Бабушка, если я стану дирижером, ты дашь мне эту палочку?

Обязательно, я очень хочу, чтобы ты стал настоящим волшебником, как и твой дедушка, дирижер, - серьезно ответила бабушка.

Симфонический оркестр

Дирижер рукой взмахнул,
И раздался странный гул,
А за ним протяжный звон,
Грохот, гул со всех сторон.

Взмах еще - и тишина,
И струна звучит одна,
Это скрипочка запела,
Неуверенно, несмело.

Снова взмах - и скрипок море
Забурлило в дружном хоре.
А затем раздались трели,
Это звук виолончелей.

Взмах рукой - поет валторна,
Взмах - мы слышим звуки горна,
Где-то арфы перезвон,
И трубы призывный стон.

Звуки все наперебой,
Но не хаос здесь, не сбой,
Здесь звучит произведенье -
Оркестровое творенье.

Как был создан симфонический оркестр

Люди очень полюбили фею Музыки и создали для нее множество чудесных музыкальных инструментов. Не понравилось это злой Какофонии, и она решила: «Надо сделать так, чтобы все инструменты старались друг друга перекричать, и тогда миром буду править я, Какофония, а не фея Музыки».
Решила Какофония поссорить все инструменты друг с другом. Прилетела она к скрипочке и сказала, льстиво улыбаясь:

Ах, как вы проникновенно поете. По певучести с вами никто не сравнится, даже человеческий голос.

Загордилась скрипочка, а Какофония тут же доложила альту, виолончели и контрабасу:

Скрипка считает себя лучшей, но на самом деле вы больше ее и ваши голоса сильнее.

Потом Какофония низко поклонилась роялю:

Господин рояль, вы великий артист и можете заменить все музыкальные инструменты. Вы один исполните любую музыку, от тончайших звуков капели до раскатов грома.

Затем Какофония полетела к духовым инструментам и льстиво заметила:

Только у вас, флейта, душа нежна и переливчата, словно трели соловья на рассвете.

Дорогой гобой, ваш друг кларнет заявил, что ваша музыка холодная и вы не умеете давать звукам нарастание и затухание, как он, - прошептала Какофония на ушко гобою.

Так летала Какофония от одного инструмента к другому, стремясь разрушить их дружбу.

Группе медных духовых инструментов Какофония заявила, что в их игре намного больше яркости звучания, чем у деревянных духовых инструментов.
Барабану, литаврам и медным тарелкам Какофония объявила, что другие инструменты презирают их из-за отсутствия мелодичности.

Какофония льстила так умело, что все музыкальные инструменты обиделись друг на друга и побежали жаловаться к фее Музыки.

Фея, ты немедленно должна выбрать, кто из нас самый лучший музыкальный инструмент, - зазвенели, затрубили, застучали и загремели все инструменты разом.

Это какая-то какофония. Я сейчас оглохну от вашего крика, - произнесла фея Музыки.

Вы все прекрасны. У каждого музыкального инструмента есть основной звук, который выражает этот инструмент лучше всего. И вместе эти звуки создают красоту музыки.

Но музыкальные инструменты не слушали объяснений феи Музыки.

Хорошо, тогда пусть выбирает человек, - решила фея. - Он станет композитором и получит волшебную силу записывать нотами звуки, цвета и оттенки музыки. Для кого из вас он напишет свою музыку, тот и будет лучшим.

Обрадовались инструменты и стали с нетерпением ждать, когда человек напишет музыку.

Каждый из них мечтал, что композитор напишет музыку именно для него.

Наконец музыка была готова. Он называлась партитурой. Музыкальные инструменты с удивлением узнали, что все их голоса включены в эту партитуру.

Мало того, инструменты увидели, что новую музыку они должны исполнять не соло, а целыми группами. Например, для исполнения нужны были две группы скрипок, большая группа виолончелей, группа альтов и группа контрабасов.

Если мы будем играть все вместе, получится какофония, - возмущенно зазвенели, загремели и загудели музыкальные инструменты.

Получится не какофония, а гармония. Для каждого из вас я написал, в каком темпе и в какое время вступать, - успокаивал музыкальные инструменты композитор, но они волновались все больше и больше.

Фея Музыки, я написал симфонию «Музыка миров», но музыкальные инструменты не понимают, что для нее нужны все краски и оттенки звуков! - воскликнул композитор.

Тихо, мои дорогие, - попросила Фея Музыки. - Чтобы понять, кто же из вас самый лучший, вы должны для начала исполнить все вместе эту чудесную симфонию. Конечно, это трудно, но вам поможет дирижер.

Фея Музыки подвела к музыкальным инструментам дирижера и вручила ему волшебную дирижерскую палочку. Едва дирижер повел своей палочкой, как, точно по волшебству, музыкальные инструменты послушно замолчали и приготовились слушать.

Струнно-смычковые - основа нашего оркестра, - объяснил дирижер. - Они могут и петь все вместе, как один огромный инструмент с мощным певучим голосом, и солировать.

Струнные инструменты гордо выстроились рядами и начали разучивать свою партию.

Характер деревянных духовых инструментов глубоко индивидуален. Поэтому вы будете петь свои партии парами, - ласково продолжил дирижер.
Довольные флейты, кларнеты, фаготы и гобои встали парами и получили свои ноты.

Вы, медные духовые инструменты, все вместе исполните яркую праздничную мелодию, - велел дирижер трубам, валторнам и тромбонам. - А еще валторна споет в симфонии мелодичное соло о красоте природы, а труба подыграет ей своим звучным голосом.

Радостно сияя, медные духовые инструменты заняли свои места.

Надеюсь, я буду солистом? - робко спросил рояль.

Конечно, у тебя королевская мощность сольного звучания, - согласился дирижер. - Но тебе придется играть вместе с другими инструментами тоже. Своими мощными аккордами ты усилишь группу ударных, поможешь струнным и духовым.

Рояль улыбнулся всеми своими белыми и черными клавишами в ответ на слова дирижера.

И без вас, ударные инструменты, оркестру, конечно, не обойтись. Без ритма музыка не может существовать, - сказал в заключение дирижер.
Барабан выбил радостную дробь, а медные тарелки весело звякнули.

Обрадованные и успокоенные инструменты начали репетировать свои партии. Конечно, играть слаженно, ярко и вдохновенно было нелегко. То опаздывали вступить трубы, то скрипки пели вяло и скучно. Но дирижер терпеливо и заботливо поправлял всех.

Наконец наступил день концерта. Дирижер взмахнул палочкой и...

Зазвучала музыка миров! Она, словно огромная волна, подхватила сердца слушателей и увлекла их за собой, то поднимая к звездам, то бросая их в морскую бездну.

И никто не заметил, как медленно растаяла и исчезла без следа злая Какофония.

Марш

«А ну-ка, шагом марш гулять,
Уроки делать марш и спать,
Марш в магазин, марш руки мыть!»
Не устают «марш» говорить.

Намного было б эффективней
И в воспитанье конструктивней,
Чтоб это слово зазвучало,
Чтоб марша музыка играла.

Марш зазвучал - и мы в кровать,
Опять звучит - пора вставать,
Звучит он снова - за диктант,
Марш в воспитании - гигант.

Как это взрослым объяснить,
Как слово звуком заменить?
Намного легче им кричать,
Чем деток маршем усмирять.

кому нужен марш

Больше всего на свете мальчик любил играть в солдатики. У него были и пехотинцы, и конники, и даже солдатики-музыканты. Но однажды мальчик пошел в лес с бабушкой и взял несколько солдатиков с собой. Мальчик вынул солдатиков, чтобы поиграть, когда они с бабушкой присели отдохнуть, но пошел дождь, и пришлось срочно уходить домой. Солдатики снова попали в карман, кроме одного - барабанщика. Он упал на землю и затерялся в густой траве под широким листом лопуха.

Так маленький барабанщик остался в лесу. Лопух защищал солдатика от дождя, и он думал: «Меня здесь оставили, значит, это мой пост». Но прошло много дней и ночей, и солдатик понял, что его забыли.

«Ничего, мы, солдаты, не должны жаловаться. Моему барабану везде найдется применение!» - громко сказал сам себе солдатик и отправился в путешествие по лесу.

«Трам-там-там», - отбивал солдатик марш на своем барабане, шагая по тропинке.

Ой, какая прекрасная ритмичная музыка! - воскликнул голубой мотылек, садясь перед солдатиком на тропинку.

Это походный марш. Если он тебе нравится, собери своих друзей, и я научу вас маршировать, - предложил солдатик.

Мотылек улетел и вскоре вернулся с двумя другими голубыми мотыльками.

«Шагом марш, раз, два три», - скомандовал солдатик, и барабан подхватил его команду: «Трам-там-там».

Мотыльки взлетели и, плавно кружась, разлетелись в разные стороны.

Что вы делаете, это не марш, а вальс какой-то. Вы же совсем не слушаете ритм! - закричал солдатик, но мотыльки, плавно кружась, улетали все дальше и не слышали его.

Понятно, мотылькам не подходит маршевая музыка, но все равно моему барабану найдется применение, - сказал сам себе солдатик.

«Трам-там-там», - пел барабан. «Раз-два-три», - маршировал солдатик.

Из травы выскочил зеленый кузнечик, сел перед солдатиком и произнес:

Недурно играете. Мы, кузнечики, тоже хорошо умеем играть на скрипочках, но у вас прекрасное чувство ритма.

Это походный марш. Если он тебе нравится, собери своих друзей, и я научу вас маршировать, - снова предложил солдатик.

Кузнечик прыгнул в кусты и снова появился с тремя такими же зелеными товарищами.

Солдатик выбил на барабане «трам-там-там» и скомандовал: «Шагом марш, раз, два три». Кузнечики несколько раз подпрыгнули на месте, а потом прыгнули в высокую траву.

Почему вы прыгаете? Это же не гопак! - крикнул солдатик, но кузнечики исчезли.

Видимо, кузнечикам тоже не подходит мой марш, но я найду того, кому он нужен, - упрямо сказал солдатик и снова зашагал вперед.

Вдруг дорогу барабанщику преградила колонна муравьев, которые тащили соломину. Муравьишки еле ползли и обливались потом. Солдатик встал сзади колонны муравьев и заиграл свой марш. «Трам-там-там», - запел барабан. Муравьи выпрямились и стали двигаться быстрее. Вскоре соломина была доставлена к муравейнику.

Чужак, тревога, к нам проник чужак! - забили тревогу охранники, но глава муравьиного отряда, принесшего соломину, остановил их.

Это не чужак, а наш помощник. У него есть волшебный барабан, музыка которого прибавляет сил, помогает идти дружнее и не замечать тяжести груза.

Солдатик тем временем уже шагал вместе с другой колонной муравьев, которые отправились в дальний поход, и звонко отбивал маршевую музыку: «Трам-там-там».



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы