Про деток, от рождения до школы

Официальное название: Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко

Адрес: г. Киев, ул. Владимирской, 50.

Дата постройки: 1867

История:

Начало истории театральной жизни Киева берет ведет свою историю с середины 19-го века. Удерживания городские средства приличного театрального помещения в старые времена было не только престижным делом, но и неплохой статьей дохода для муниципальной кассы. Ведь антрепренеры - держатели труп, выступавших на городской сцене, - платили немалые деньги за аренду. Долгое время (с 1856-го года) на Театральной площади в Киеве стояла совсем невзрачное театральное здание примерно на 900 мест. О нем говорили, будто в Киев ошибочно направили проект театра, утвержденный для Житомира. Впрочем, разговоры о возведении нового городского театра упирались в отсутствие свободных средств.

И вдруг сложный вопрос решился сам собой и достаточно трагично. В феврале 1896-м году городской театр охватил пожар, который начался из гримёрных и молниеносно распространился на все здание театра. К счастью, никто не погиб, но здание театра сгорело просто дотла и исчезло из тогдашней карты Киева. Следовательно, возникла необходимость строительства нового здания для киевского театра, а городские власти решили не выделить достаточно щедрые суммы на его постройку. Было проведено целевую муниципальную ссуду, которая принесла полмиллиона рублей (по тем временам огромные деньги). Объявили широкий конкурс проектов с привлечением зодчих из многих стран: Австрии, Италии, Германии, Франции, Швеции. В феврале 1897-го года компетентное жюри, состоявшее при столичном обществе архитекторов, обнародовало свое решение: первое место занял проект петербургского академика Виктора Шрьотера. Этот известный мастер специализировался именно на проектировании театров; его произведения до сих пор украшают Санкт-Петербург, Тбилиси, Нижний Новгород и Иркутск.

Киевская опера в начале 20-го века. Фотографии сделана незадолго после ее постройки

Правда, академик решительно отказался руководить строительством на месте. Но эта проблема, наконец, решилась.

Работы по возведению нового здания театра возглавил киевский архитектор с огромным опытом - Владимир Николаев. В 1900-м году уже стартовали работы по отделки здания, но возникла серьезная проблема. Дело в том, что в начале 20-го века в Киев пришла, так называемая, строительная лихорадка, которая встряхнула весь город - горожане и инвесторы с других городов и стран начали активно инвестировать в строительство в Киеве, что подняло цены на строительные материалы и работу мастеров. В итоге, первоначальная смета оказалась недостаточной и пришлось приплачивать от города еще несколько тысяч. Но, в сентябре 1901-го года новый киевский городской театр открыл свои двери для посетителей. Общий архитектурный стиль, доминирующий как в экстерьере, так и интерьере имел черты ренессанса. Больше всего выделялся главный фасад, находившийся со стороны . Фасад нового театра был украшен разнообразными скульптурами, в том числе это были и крылатых грифоны, Мельпомены и Терпсихоры. Изначально, зал для зрительный был рассчитан на 1267 мест, а интересным и удобным решением было то, что гости на галерки вынуждены были пользоваться отдельным входом. Это было сделано для того, чтобы они не мешали зрителям партера и лож. Но экстерьер нового здания киевского театра также поддался и серьезной критикой. Многие газеты написали, что в центре Киева неуклюже разместилась огромная жаба - так они назвали новое сооружение.

С начала своего существования городской театр предоставлял помещение актерам оперы и балета. Киев в то время называли третьим оперной столицей империи. В Киевской опере в начале XX-го века выступали любимцы публики - тенора Антон Боначич, Стефан Белина-Скупевський, Федор Орешкевич; баритоны Михаил Бочаров, Оскар Камионський, бас Платон Цесевич; сопрано Клара Брун, Екатерина Воронец, Мария Скибицька; колоратурное сопрано Эмилия Боброва, Мария Таирова и Розалия Горская. Здесь работали замечательные режиссеры и дирижеры, худож-ники-декораторы и костюмеры. Киевский городской театр на высшем уровне ставил прославленные оперы: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Жизнь за царя» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Садко» Римского-Корсакова, «Демон» Рубин-штейна, «Волшебная флейта »Моцарта,« Травиата »и« Аида »Верди,« Фауст »Гуно,« Кармен »Бизе и многие другие. Регулярно приезжали именитые гастролеры: Шаляпин, Собинов, Баттистини, Руффо...

К сожалению, кроме творческих достижений, в театре произошло досадное происшествие. 1-го (14) сентября 1911-го года в Киевской опере проходил спектакль в честь визита в город императора Николая II. Вместе с царем присутствовали его семья, царедворцы, правительство. Давали оперу Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». В перерыве между второй и третьей действиями премьер-министр и министр внутренних дел Петр Столыпин одиноко стоял у барьера оркестровой ямы. Вдруг к нему стремительно приблизился молодой во фраке и двумя выстрелами смертельно ранил Столыпина. Через четверо суток глава правительства умер в хирургической клинике на современной ул. Олеся Гончара, 33. Петр Столыпин был похоронен на территории Киево-Печерской лавры. Его убийцу арестовали на месте покушения. Оказалось, что преступник - сын богатого адвоката и сам адвокат Дмитрий Богров, - был членом организации боевиков-анархистов и одновременно агентом «охранного отделения» (тайной политической полиции). Вскоре его казнили в крепости на Лысой горе . А для историков до сих пор остается открытым вопрос - был Богров террористом-одиночкой, а если нет, то кто именно подтолкнул преступника к действию, какие конкретные силы стояли за его спиной? Об этом, возможно, мы уже никогда точно не узнаем.


Киевская опера в 1943-м году

Во время Второй мировой войны произошел также случай, который чуть не похоронил навсегда здание киевской оперы. Во время одного из спектаклей, в оккупированном Киеве, бомбардировщик сбросил бомбу в помещение оперы. Бомба пробила крышу и упала в вестибюль, но к счастью, она не взорвалась.

В 1980-х годах реконструкция театра существенно изменила его планирования, сделано также надстройку над сценой, но общий вид и стилевое решение театрального здания остались практически неизменными.

На сегодняшний день в здание Киевской оперы проходят постановки по мотивам украинских и зарубежных композиторов. Кроме того, киевская опера славится, если так можно выразится, своей «дешевизной». Дело в том, что в Европе или США посещение Оперы считается довольно дорогостоящим удовольствием. В Киеве же, Вы можете купить билет в оперу по очень демократичной цене, а в заме Вы получите исполнение мирового класса и массу позитивных эмоций.

Интересные факты:

в 1911 году в здании Киевской оперы был смертельно ранен Петр Столыпин

Во время Второй мировой войны, в оккупированном Киеве в здании оперы праздновали день рождения Гитлера. Советские войска скинули бомбу в оперу, она пробила купол, но упав, так и не взорвалась

Киевкая опера на карте

Достопримечательность на карте:

Достопримечательности:

В каждой стране, в каждом крупном городе должен быть театр. Ведь это лицо города. Что мы представляем, говоря о Москве? Большой театр. Точно такая же складываается картнка, когда речь идет о Киеве. На ум сразу приходит Национальный театр оперы и балета в Киеве. Даже не побывав ни на одном представлении, четко и уверенно можно сказать, что там все будет шикарно - и оформление, и атмосфера, и репертуар, и труппа. Главный театр страны не может быть на плохом счету. Он обязан быть на высоком уровне, ведь театр может сказать очень многое не только о городе, но и о стране в целом, о культуре ее народа и его духовной составляющей. Так оно и есть. И это можно доказать на примере самого главного и всеми любимого театра Киева.

История

Названный театр был открыт в 1867 году спектаклем "Аскольдова могила". Нужно сказать, что на тот момент его труппа была одной из лучших в Российской Империи, наряду с петербужской и московской. Но в 1896 г., после представления утреннего спектакля, помещение, где располагалсяТеатр оперы и балета в Киеве, охватило пламенем. Оно полностью сгорело.

В конкурсе на лучший проект победил Виктор Шретер. И через 2 года началось возведение нового здания. В 1901 году "восставший из пепла" Театр оперы и балета в Киеве отпраздновал свое второе рождение.

Он включал в себя четыре яруса, амфитеатр, бельэтаж и партер. Рассчитано было здание на 1 650 зрительских мест. А украшения для фасада в виде бюстов М. Глинки и А. Серова были подарены ему Мариинским театром Петербурга.

Во время советской эпохи театр национализировали, и он сменил свое название, начав именоваться Государственным оперным театром им. К. Либкнехта. До наших дней, он, кстати, успел сменить еще несколько названий. С 1939 г. Театр оперы и балета в Киеве получил имя Тараса Шевченко.

Афиша

Афиша Национальной оперы обширна и постоянно меняется. Молодые режиссеры разрабатывают новые постановки, а маститые модернизируют классические произведения. Таким образом, жизнь в театре насыщена и не может назваться рутинной.

Композитор М. Скорик, с 2011 г. являющийся художественным руководителем театра, считает, что основным направлением его развития будет музыка украинских композиторов. Ежегодно здесь осуществляются постановки двух новых опер и 2-х балетов. Также в театре часто проходят гала-концерты, посвященные определенным событиям.

Множеством новых постановок опер, мюзиклов, музыкальных сказок, балетов и симфонических произведений для самых разных зрителей может поразить театр оперы и балета в Киеве, афиша которого так же разнообразна, как и жизнь самого театра.

Репертуар

В настоящее время, как мы уже говорили, репертуар театра оперы и балета в Киеве обширен и разнообразен. Нужно обладать огромным талантом, чтобы вжиться в роль и донести до зрителя задумку режиссера. Ведь оперные и балетные постановки явялются не совсем простыми для восприятия рядового зрителя.

Но слава о талантливых исполнителях, которыми может гордиться Национальный театр оперы и балета в Киеве,уже давно шагнула далеко за пределы не только Украины, но и Европы. Гости столицы непременно посещают знаменитый театр и восхищаются его колоритным и разнообразным репертуаром. Среди постановок выделяются:

  • "Трикутний капелюх", Мануэль де Фалья.
  • "Аида", Джузеппе Верди.
  • "Алеко", Рахманинов.
  • "Болеро", Морис Равель.
  • "Борис Годунов", Мусоргский.
  • "Кармен", Жорж Бизе.
  • "Шопениана", Шопен.
  • "Чиполлино", Хачатурян.
  • "Лилея", Данкевич.
  • "Мадам Баттерфляй", Пуччини.
  • "Реквием", Верди.
  • "Мастер и Маргарита", Шостакович, Берлиоз, Бах, Гэбриэл и др.

Стоит отметить, что репертуар театра представлен произведениями не только отечественной, но и зарубежной классики, нередки постановки современных авторов.

О популярности театра

Подводя итоги, хочется отметить, что Национальная опера Украины популярна у зрителей и любителей высокого искусства. Особенно часто ее любят посещать иностранцы, приезжающие в город Киев.

Афиши театра предлагают около 15-20 спектаклей в месяц. А многих артистов театра, кстати, ждут не только на гастроли за рубежом, но и на постоянную работу. Что, в общем-то, доказывает, что украинская оперы и балет стоят на высоком уровне. Национальная опера успешно интегрируется в мировой музыкальный процесс, о чем говорят многочисленные зарубежные гастроли и его участие во множестве международных фестивалей и конкурсов.

Театр оперы и балета в Киеве можно посетить по адресу: улица Владимирская, дом 50.
Работает он ежедневно с 11:00 до 19:30. В понедельник работа заканчивается в 19:00.

С 18 ч. до 19 ч. в кассах ведется родажа только на текущий спектакль.

Роскошь, красота и празник – такие ассоциации возникают, если смотреть на это восхитительное строение. Здание Национальной оперы Украины, выполненное в стиле французского нео-ренессанса, по праву считается одной из визитных карточек столицы Украины.

Основные исторические факты

В середине ХІХ века в Киеве был построен Городской театр, в который на гастроли часто приезжали итальянские оперные труппы. Вскоре на сцене театра начал выступать и постоянно действующий киевский коллектив оперы.

Пожар, случившийся в 1896 году, уничтожил помещение киевского Городского театра. Небезразличные к искусству люди обратились к властям с просьбой соорудить новое здание, так необходимое киевлянам, которые успели привыкнуть к культурным мероприятиям.

После проведения конкурса, в котором соревновались архитекторы Германии, Италии, Франции, России и Украины, наиболее привлекательным оказался проект профессора архитектуры из Петербурга Виктора Шретера.

Строительство нового театра началось в 1898 году. И уже через 3 года при помощи главного архитектора города Владимира Николаева был построен новый театр на месте старого. Внешний облик и убранство здания вызывали восхищение. Люстры и кресла выполнены на заказ в Вене. Фасад с многочисленными скульптурами и бюстами композиторов, дополненный барельефом, изображения театральных масок из лепки, материалы из бархата, бронзы, хрусталя, позолоты создают эффект величия и роскоши. По тем временам театр был оснащен самыми современными технологиями, позволяющими отапливать помещение с помощью пара, кондиционировать. Новейшим оборудованием была оснащена самая большая сцена в Российской Империи (ширина 34,3 метра).

Четыре яруса, бельэтаж, амфитеатр и партер оперного театра вмещали более 1600 гостей. На гастроли приезжали такие известные музыкальные деятели как П. Чайковский, С. Рахманов, Ф. Шаляпин. В репертуаре труппы были оперы Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Ж. Массне, Н. Лысенко.

После прихода советской власти, в довоенный период, название театра меняли на: Государственный оперный театр им. К.Либкнехта, Киевская государственная академическая украинская опера, Академический театр оперы и балета УССР. В 1939 году театр получил имя Т.Г. Шевченко.

В 1930 году власть планировала реконструировать театр, чтобы облик помещения соответствовал социалистическому духу. Но эти идеи не были реализованы полностью и закончились демонтажем бюстов композиторов и сооружением пристройки с репетиционными залами.


Во время Великой отечественной войны оперный театр чудом уцелел. На одном из концертов, на которые любили ходить немецкие военнослужащие во время оккупации Киева, произошел курьезный случай. Снаряд, сброшенный советским бомбардировщиком, пробил крышу театра, упал в партер, но не взорвался. Посетители, не удивляющиеся частым авиаударам, после некоторой паузы продолжили наслаждаться концертом.

В 1983-1988 годах Киевский оперный театр был реконструирован. Результатами работ стали: увеличенная в размерах сцена, почти вдвое больше залов для репетиций и гримерных, вместимость оркестровой ямы увеличена до 100 музыкантов, из Чехии привезен новый орган известной фирмы «Rieger-Kloss» (г. Крнов). Зал оснастили новейшим освещением и электронным оборудованием.

Национальная опера Украины сегодня

Нажмите на фото, чтобы посмотреть в увеличенном виде

После развала советского союза граждане были озабочены текущими экономическими проблемами. Из-за низкой посещаемости оперный театр в Киеве переживал трудные времена. Но теперь все позади, и опера привлекает внимание не только жителей столицы, но и гостей Киева. Особенно любят посещать театр иностранцы, которых привлекают выступления талантливых артистов и изысканная архитектура здания.

Сегодня Национальная опера Украины продолжает быть одной из самых именитых сцен балета и оперы в Европе. Она конкурирует с Большим театром в Москве и Мариинским в Санкт-Петербурге. В то же время все три театра объединяет общая русская балетная школа, и их специалисты часто сотрудничают с коллегами из других городов.

Коллектив театра состоит из 1500 человек. Ежегодные гастрольные туры увеличивают авторитет Украинского балетного и оперного искусства в мире.

План-схема мест в зале оперного театра

Внимание! Для увеличения нажмите на изображение.

Репертуар Киевского оперного театра состоит из более 50-ти спектаклей известных композиторов: Верди, Россини, Чайковского других. Самыми известными постановками творческого коллектива театра являются: “Риголетто”, “Лебединое озеро”, “Ромео и Джульетта”, “Аида” и др. Каждый месяц афиша театра предлагает от 15 до 18 балетных спектаклей. Многих исполнителей Национальной оперы с удовольствием ждут в других театрах за рубежом, не только на гастроли, а и на постоянную работу, предлагая финансово выгодные контракты. Однако, несмотря на заманчивые предложения, многие артисты из-за любви к театру и городу остаются радовать своих поклонников на родине.

Предлагаем посмотреть интересный фильм, от телеканала «Культура», про Национальную оперу Украины:

Дополнительную информацию об истории театра Вы можете прочитать на страничке сайта

Оперный театр в Киеве, официальное название которого – «Национальный академический театр оперы и балета имени Тараса Шевченко», расположен на пересечении двух киевских центральных улиц – Владимирской и Богдана Хмельницкого, в здании, которое относится к памятникам архитектуры 19-го столетия. Неподалеку от оперного театра в Киеве можно наблюдать такие интересные достопримечательности, как Золотые ворота и Софийский собор.

Этот театр относится к лучшим в Украине, наравне с Одесским и Львовским оперными театрами. Именно поэтому только ради его посещения люди преодолевают огромные расстояния, в том числе на самолете.

История Оперного театра в Киеве

Однако прежде, чем посетить театр, возможно, Вам захочется немного узнать о его истории. Возникновению сооружения Национальной оперы Украины предшествовало достаточно грустное событие: после утреннего спектакля в 1896 году в одной из уборных здания начался пожар, мгновенно охвативший все помещения тогда еще Городского театра, возведенного в 1856 году. Через несколько часов пожара от театра остались только обугленные стены.

Так как уже в то время Киев считался крупнейшим культурным и промышленным центром Российской Империи, то творческая интеллигенция и общественность поставили перед городскими властями вопрос о сооружении нового строения для оперного театра. Результатом всех обсуждений и споров стало объявление международного конкурса на разработку проекта для здания Оперного театра в Киеве. В конкурсе участвовали не только архитекторы России и Украины, но и Италии, Франции и Германии. 25 февраля 1897 года победителем тендера стал знаменитый русский архитектор В. Шретер.

Строительство Национального театра оперы и балета началось в 1898 году. К сожалению, Шретер не смог увидеть результаты собственной работы, так как умер всего за несколько месяцев до завершения строительных работ.

Здание театра было не просто прекрасным снаружи, но и очень удобным для работников и зрителей театра внутри. Сцена нового Оперного театра в Киеве была самой большой в Российской Империи. Ее высота составляла 22,7 метра, ширина – 34,4 метра, глубина – 17,2 метра. Все помещения нового театра обогревали при помощи системы парового отопления, функционировала система кондиционирования воздуха, а вот сценическое оборудование полностью соответствовало последнему слову техники на то время.

В бельэтаже, партере и остальных четырех ярусах зала одновременно можно было разместить 1318 зрителей. В оформлении театральных интерьеров значительно преобладали бронза и бархат. Изысканные светильники, люстры и кресла привезли из Австрии. В 30-х годах 20-го века, согласно новым идеологическим веяниям, Оперный театр в Киеве хотели полностью перестроить, и придать ему пролетарский вид. Однако по неизвестным причинам данный проект. К счастью, остался неосуществленным.

Когда Киев обрел статус столицы Украины, в 1934 году, театр переименовали в «Академический театр оперы и балета УССР». И только в 1939 году ему было присвоено имя Тараса Шевченко.

Современность Оперного театра

Несмотря на время, прошедшее со дня завершения реставрации, Оперный театр в Киеве и сегодня привлекает роскошью, торжественностью и изысканностью интерьеров. Большие венецианские зеркала венчают фойе, прекрасные мраморные лестницы освещаются фарфоровыми светильниками; повсюду хрусталь, позолота, бронза. Существенно изменилась и закулисная часть: размеры сцены значительно увеличили, сценическое оснащение обновили, а также полностью перестроили оркестровую яму, которая ныне рассчитана на сто музыкантов. Кроме того специально для Киевского оперного театра по индивидуальному заказу в Чехии был приобретен новый орган.

В наше время Национальный академический театр оперы и балета имени Тараса Шевченко обладает оперной и балетной труппой, а также грандиозным симфоническим оркестром. В его репертуар входят произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, Леонкавалло, Адана, Пуччини, Верди, Бородина, Моцарта, Чайковского, Лысенко и многих-многих других, не менее известных композиторов. В разное время на сцене Оперного театра в Киеве блистали такие великие исполнители, как В. Ковтун, Е. Потапова, А Мокренко, Г. Туфтина, В. Лукьянец, А. Соловьяненко, Е. Мирошниченко, Д. Гнатюк, М. Гришко, И. Паторжинский, М. Литвиненко-Вольгемут.

Забронировать отель в Киеве недалеко от Оперного театра

Для ознакомления с достопримечательностями Киева, в частности с Оперным театром, вам понадобится где-то поселиться. Специально для вас ниже представлены отели Киева, разделенные на три категории: популярные отели, роскошные отели и дешевые отели. Здесь вы сможете забронировать номер в отеле Киева заблаговременно в соответствии с вашими пожеланиями и финансовыми возможностями. Для вашего удобства здесь приведена информация о расположении отелей относительно центра города, а также количество звезд.

Просто выберите понравившийся вам отель, нажав на кнопку «Посмотреть отель». Далее вы окажитесь на странице, где можно забронировать отель. Там же находится более подробная информация о нем, отзывы, оценки, фотографии, расположение на карте, особенности и, конечно же, цены.

Если вы пожелаете посмотреть другие отели, можно просто выбрать сверху город «Киев», и перед вами откроется список всех отелей Киева, доступных для бронирования.

Выпуск «Орел и Решка» в Киеве

«Орел и Решка» - программа про путешествия, показывающая один город с точки зрения экономного туриста и туриста, не ограничивающего себя в средствах. В данном выпуске участники программы отправились в Киев – столицу Украины. О том, как можно провести время в этом великолепном городе экономному путешественнику и путешественнику, не ограниченного в средствах, смотрите на видео ниже.

Национальная опера Украины (Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко) - крупнейший музыкальный театр Украины, расположенный в Киеве. Здание оперного театра, возведённое в 1901 году по проекту архитектора Виктора Шрётера, находится в центре Киева на улице Владимирской, 50.

Киевляне всегда любили театральные действа - еще с тех времен, когда скоморохи и бурсаки разыгрывали их по праздникам на подольских торжищах. А в екатерининскую эпоху в городе страстно желали возвести свою местную Оперу - да еще и не хуже, чем где-либо в Европе.

Хормейстер Агренев-Славянский даже успел приступить к постройке здания с концертным залом на 5 тысяч «посадочных» мест, по образцу легендарной миланской оперы Ла Скала . Его начали сооружать на Крещатике, в районе нынешнего дома № 1.

А первый городской театр в Киеве был построен надворным советником Андреем Меленским - тоже на Крещатике (который тогда даже называли Театральной улицей). Тот театр просуществовал почти полвека - с 1804-го до 1851 года. Он был рассчитан на 470 зрителей, а подмостки этого деревянного сооружения служили для постановок всех театральных жанров, с некоторым уклоном в легкие водевильные комедии. Согласно воспоминаниям очевидцев, интерьеры театра были оформлены в псевдоантичном духе, под крылатым латинским девизом «Смех очищает нравы». Театр Меленского беспощадно снесли, соорудив на его месте гостиницу «Европейская».

Второй городской театр Киева открылся в 1856 году, на пересечении Большой Владимирской и Кадетской - нынешней улицы Богдана Хмельницкого. Здание на 850 мест спроектировал академик архитектуры И. В. Штром. В этом театре - полноценной киевской Опере, выступали выдающиеся певцы с мировым именем - Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Баттистини, Руффо, а также драматические актеры - Айра Олридж и Сара Бернар.

Среди работавших в театре дирижеров выделялся Сергей Рахманинов, здесь ставил свои оперы Николай Лысенко и нередко бывал Петр Ильич Чайковский. «Феерично! Что касается богатства и изыска и исторической вероятности костюмов, киевский театр не уступает петербургскому нисколечко. При этом он несоизмеримо выше московского», - говорил он о киевской Опере.

В 1896 году этот театр сгорел во время пожара, случившегося после постановки «Евгения Онегина».

А пять лет спустя, в 1901 году, на его месте открылся новый Театр оперы и балета. Эклектическое по стилю сооружение спроектировал петербуржец, академик архитектуры Виктор Александрович Шрётер, при участии своего земляка архитектора Николаева. Для этого ему пришлось выиграть Всемирный (ни больше ни меньше) конкурс на лучший проект Киевской оперы.

Впрочем, взыскательные киевляне далеко не сразу оценили красоты здания, которое ныне считается одним из символов Киева. «Внешний вид театра крайне непривлекательный: некрасивое сооружение сидит посреди площади, словно огромная неуклюжая черепаха», - ворчала в день торжественного открытия Оперного театра городская газета «Киевлянин».

После сентября 1911 года обыватели посещали здание театра, чтобы посмотреть на место покушения, ставшее роковым для премьер-министра Петра Столыпина. А в 1918 году здесь стреляла в жандармского полковника Новицкого та самая эсерка Каплан - будущий исполнитель покушения на Владимира Ленина.

Через год, в марте 1919-го, на базе Российской оперы, национализированной декретом новых властей, была образована Опера Украинской советской социалистической республики имени Карла Либкнехта. В ее зале публично читал свои стихи приезжавший из Москвы Владимир Маяковский. А в 1939 году Опере было присвоено имя Тараса Григорьевича Шевченко.

После последней реконструкции театр перекрасили в цвета своей оригинальной первоначальной гаммы - светлый беж с элементами темно-зеленого. Кроме того, были достроены запасники театра, закрывшие проход на улицу Лысенко. Таким видят театр нынешние киевляне.

Андрей Манчук

История

Киевский государственный ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета УССР им. Т. Г. Шевченко - старейший и ведущий музыкальный театр Украины.

Первый сезон постоянного оперного театра в Киеве открылся 8 ноября 1867 постановкой оперы А. Н. Верстовского «Аскольдова могила» в исполнении русской труппы. Первыми антрепренерами театра были Ф. Г. Бергер (1867-74) и И. Я. Сетов (1874-83). Вскоре театр показал оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Русалка».

На премьерах в Киевском театре своих опер «Опричник» (1874), «Евгений Онегин» (1889), «Пиковая дама» (1890) присутствовал П. И. Чайковский, давший высокую оценку спектаклям театpa, в постановках оперы «Алеко» (1893) принимал участие С. В. Рахманинов, оперы «Снегурочка» (1895) - Н. А. Римский-Корсаков.

В 1896 здание театра сгорело, в 1901 построено новое (архитектор В. Шрётер).

Репертуар Киевской оперы отличался большим разнообразием, здесь ставились оперы Чайковского, Римского-Корсакова, M. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. Н. Серова, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Ж. Массне, К. Сен-Санса, А. Бойто и др., были также поставлены оперы Н. В. Лысенко «Рождественская ночь» (1903) и «Ноктюрн» (1914).

Развитию музыкально-сценической культуры театра способствовала деятельность дирижеров И. В. Прибика, В. И. Сука, И. О. Палицына, А. М. Пазовского, Л. П. Штейнберга, режиссеров И. П. Прянишникова, Н. Н. Боголюбова. В театре выступали певцы Е. Д. Воронец, Н. И. Забела, А. И. Каченовский, В. А. Лосский, М. Е. Медведев, А. Ф. Мышуга, А. В. Нежданова, Е. Д. Петляш, M. M. Скибицкая, Д. А. Смирнов, Л. В. Собинов, Ф. И. Стравинский, Ф. И. Шаляпин и др. Небольшую балетную труппу возглавляли Б. Ф. Нижинская, M. M. Мордкин и др.

Октябрьская революция 1917 открыла широкие возможности для развития украинского национального искусства. После национализации в 1919 театр получил название Государственный оперный театр им. К. Либкнехта, с 1926 - Киевская государственная академическая украинская опера (все постановки осуществлялись на украинском языке), с 1934 - Киевский государственный академический театр оперы и балета УССР, с 1939 - им. Т. Г. Шевченко.

В театре работали дирижеры В. В. Бердяев, А. Э. Маргулян, А. И. Орлов, режиссеры Я. И. Гречнев, И. М. Лапицкий, Е. Я. Лишанский, В. Д. Манзий, А. Н. Улуханов.

В содружестве с украинскими композиторами театр активно работал над советским репертуаром, были поставлены: оперы - «Дума черноморская» Яновского (1929), «Беркуты» («Золотой обруч») Лятошинского (1930), «Разлом» Фемелиди (1932); балеты - «Пан Канёвский» Вериковского (1931), «Ференджи» Яновского (1932).

Среди лучших спектаклей 20 - начала 30-х годов: «Борис Годунов», «Кармен», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Лоэнгрин»; «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Тарас Бульба» Лысенко, «Орлиный бунт» Пащенко, «Северный ветер» Книппера, «Белый рейд» Потоцкого, балет «Красный мак».

В связи с утверждением Киева столицей УССР (1934) во 2-й половине 30-х годов оперный и балетный коллективы были увеличены, репертуар театра значительно расширился. Были поставлены оперы «Щорс» Лятошинского, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Дзержинского, «В бурю», «Даиси», «Пиковая дама», «Проданная невеста», «Отелло» и др.

В этот период в театре работали: дирижёры - В. А. Дранишников, В. Я. Йориш, A. М. Пазовский, В. И. Пирадов, Н. Г. Рахлин; режиссёры - А. А. Колодуб, И. М. Лапицкий, В. Д. Манзий, Н. В. Смолич; балетмейстеры - Г. А. Берёзова, Н. М. Болотов, П. П. Вирский, Л. А. Жуков, С. Н. Сергеев; художники - А. Г. Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов.

Раскрылись яркие дарования певцов З. М. Гайдай, Б. Р. Гмыри, М. С. Гришко, М. И. Донца, Н. И. Захарченко, А. А. Иванова, Ю. И. Кипоренко-Даманского, М. И. Литвиненко-Вольгемут, И. С. Паторжинского, О. А. Петрусенко, О. Д. Ропской, Л. А. Руденко.

В балетных спектаклях («Мещанин из Тосканы» Нахабина, «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан», «Лауренсия»; «Сердце гор» Баланчивадзе, «Лилея» Данькевича и др.) проявилось мастерство К. Г. Васиной, А. И. Васильевой, А. И. Гавриловой, B. А. Преображенского, А. М. Соболя, Н. М. Скорульской.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 театр был эвакуирован в Уфу, в 1942-44 работал в Иркутске, объединившись с Харьковским театром оперы и балета, в 1944 возвратился в Киев.

Расширяя классический репертуар, возрождая лучшие довоенные постановки, театр в содружестве с украинскими композиторами создал новые национальный спектакли, среди которых современные героико-патриотические оперы - «Честь» Жуковского (1946), «Молодая гвардия» Мейтуса (1947), «Богдан Хмельницкий» Данькевича (1951, 2-я ред. 1953) и балеты - «Лесная песня» Скорульского (1946), «Ростислава» Жуковского (1955). Достижения коллектива связаны с созданием масштабных оперных спектаклей - «Иван Сусанин» (1948; Сталинская премия, 1949), «Борис Годунов» (1951), «Князь Игорь» (1952); «Тарас Бульба» Лысенко (1955) и постановкой балетов композиторов других советских республик - «Гаянэ» (1947), «Золушка» (1949) и «Ромео и Джульетта» (1955); «Юность» Чулаки (1950), «Под небом Италии» Юровского (1952), «Шурале» Яруллина (1955).

С конца 1950-х годов наряду с постановками классических опер и балетов (в т. ч. «Пиковая дама», «Хованщина», «Царская невеста», «Руслан и Людмила», «Гугеноты», «Кармен», «Аида», «Паяцы», «Лоэнгрин»; «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Раймонда») коллектив активно работал над воплощением произведений советских композиторов, создавая монументальные реалистические спектакли, отмеченные новаторским развитием лучших традиций театра.

Среди этапных постановок: оперы - «Война и мир» (1956); «Милана» (1957), «Арсенал» (1960), «Тарас Шевченко» (1964), «Ярослав Мудрый» (1975) Г. Майбороды, «Укрощение строптивой» (1959), «Катерина Измайлова» (1965; 1974, Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко, 1975); «Гибель эскадры» Губаренко (1967), «Абесалом и Этери» Палиашвили (1972), «В бурю» (1974); балеты «Ростислава» Жуковского (1955), «Лесная песня» (2-я ред., 1958); «Тени забытых предков» Кирейко (1963), «Спартак» (1965); «Легенда о любви» Меликова (1967), «Поэма о Марине» Яровинского (1968), «Каменный властелин» Губаренко (1971), «Баллада о матери» Штогаренко (1975).

В разное время в театре работали: певцы - П. С. Белинник, М. П. Бем, Н. Д. Ворвулев, Н. И. Гончаренко, B. Н. Гужова, Ю. А. Гуляев, М. Э. Донец-Тессейр, Н. Г. Зубарев, А. И. Кикоть, В. Ф. Козерацкий, Н. К. Кондратюк, К. А. Лаптев, Л. Д. Лобанова, Л. И. Масленникова, М. В. Микиша, К. А. Минаев, К. Д. Огневой, Т. В. Пономаренко, М. Д. Роменский, Б. А. Руденко, А. Ю. Станиславова, В. И. Тимохин, Э. М. Томм, Н. С. Фокин, Е. И. Чавдар, Н. А. Частий; солисты балета - Н. А. Апухтин, Ф. Н. Баклан, А. А. Белов, А. В. Гавриленко, Л. П. Герасимчук, Е. Н. Ершова, В. М. Потапова, Б. А. Таиров и др.; дирижёры - А. И. Климов, В. М. Кожухарь, А. Э. Маргулян, В. О. Пирадов, К. А. Симеонов, С. А. Столерман, В. С. Тольба, Б. И. Чистяков; режиссёры - Н. В. Смолич, М. П. Стефанович, В. М. Скляренко; балетмейстеры - В. И. Вронский, Р. А. Клявин, C. Н. Сергеев; художники - Т. Бруни, А. Н. Волненко, А. Г. Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов и др.

В труппе театра (1980 год): певцы - нар. арт. СССР Д. М. Гнатюк, Е. С. Мирошниченко, А. Ю. Мокренко, А. Б. Соловьяненко, В. Я. Третьяк, Г. А. Туфтина, нар. арт. УССР В. Г. Грицюк, Е. В. Колесник, А. И. Кочерга, С. Д. Козак, В. М. Любимова, К. П. Радченко, M. Ю. Стефьюк, З. П. Христич, Г. А. Цыпола, М. И. Шевченко; солисты балета - нар. арт. СССР В. Ф. Калиновская, В. П. Ковтун, Е. М. Потапова, Т. А. Таякина, нар. арт. УССР В. И. Круглов, А. В. Лагода, И. П. Лукашова, Л. И. Сморгачёва, Р. А. Хилько; гл. дирижёр - нар. арт. СССР С. В. Турчак; дирижёры - нар. арт. УССР О. Н. Рябов, засл. арт. УССР И. Д. Гамкало; гл. режиссёр - нар. арт. СССР Д. Н. Смолич, гл. хормейстер - нар. арт. СССР Л. Н. Венедиктов, балетмейстер - засл. деят. иск-в УССР А. Ф. Шекера, гл. художник - нар. худ. СССР P. P. Нирод.

Оперная труппа гастролировала в Югославии, Болгарии, ГДР, Румынии, Испании, балетная - в Бельгии, Дании, Египте, Италии, Норвегии, Румынии, Финляндии, Франции, Швеции, Югославии, Японии и др.

В 1936 театр награждён орденом Ленина, в 1968 - орденом Трудового Красного Знамени. В зрительном зале театра 1628 мест.

Ю. А. Станишевский
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю.В.Келдыша, 1973-1982

История балета

Украинский театр оперы и балета основан как оперная антреприза в 1867 году. В 1893-1919 на сцене театра выступала балетная труппа под руководством польских балетмейстеров С. Ленчевского и М. Ланге, показавших «Малороссийский балет», «Приморский праздник», «Жатву в Малороссии», «Праздник венгерских цыган», «Космополитану», «Коппелию».

В 1910-х годах на гастроли периодически приезжали артисты Большого и Мариинского театров - Е. В. Гельцер, Е. А. Смирнова, М. К. Обухова, А. Н. Балашова, М. М. Мордкин.

Балетную труппу возглавляли А. А. Романовский (1914), Б. Ф. Нижинская и А. А. Кочетовский (1915-17), М. М. Мордкин совм. с М. П. Фроман (1918).

В 1919 театр был национализирован и стал называться Государственный театр УССР им. К. Либкнехта, с 1926 - Киевская государственная академическая украинская опера, где М. М. Мордкин поставил «Жизель», «Вальпургиеву ночь» на музыку Гуно, и др. В 1921-1925 здесь работали балетмейстеры Р. И. Балонотти, Романовский, М. Г. Дысковский.

В 1926 балетную труппу (60 человек) возглавили Л. А. Жуков и М. Р. Рейзен, поставившие «Жизель», «Баядерку», «Лебединое озеро». В 1928 Дысковский осуществил постановки балета-пантомимы «Шут» («Блазень») Прокофьева и балета «Красный мак» (с Р. В. Захаровым).

Основу труппы составляли выпускники Ленинградского хореографического училища (К. Г. Васина, М. Г. Смирнова, Захаров) и Киевской студии под руководством И. И. Чистякова (А. И. Гаврилова, В. В. Мерхасина, В. Н. Шехтман-Павлова, А. В. Ярыгина, А. Я. Бердовский, О. Н. Сталинский).

В 1930-е годы балетмейстер В. К. Литвиненко (в 1931-33 во главе труппы) поставил на сцене театра новые редакции «Лебединого озера» (1932), «Красного мака» (1933), первые оригинальные украинские балеты «Пан Канёвский» («Любина Бондаривна», 1931) Вериковского и «Ференджи» («Огонь над Гангом», 1932) Яновского.

В 1934, в связи с переводом столицы УССР из Харькова в Киев, балетная труппа возросла, её возглавил Л. А. Жуков, который поставил «Дон Кихот» (1934), «Красный мак» и «Лебединое озеро» (оба - 1935). Ярким спектаклем стал комедийный балет «Мещанин из Тосканы» Нахабина в постановке П. П. Вирского и Н. И. Болотова.

В 1937-41 главный балетмейстер А. А. Берёзова, при активном содействии А. Я. Вагановой, подняла культуру классического танца и укрепила связи с ленинградским балетом. Она поставила «Лебединое озеро», «Спящую красавицу» (оба - 1937), «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» (оба - 1938); в 1940 в творческом содружестве с композитором К. Ф. Данькевичем, либреттистом В. А. Чаговцем, дирижёром Я. А. Розенштейном Берёзова создала героико-романтический балет «Лилея» (по мотивам поэзии Т. Г. Шевченко), главные партии в котором исполняли А. И. Васильева, Л. П. Герасимчук, Н. М. Скорульская, А. М. Соболь, Н. И. Иващенко и др.

В 1941 театр эвакуировался в Уфу, с 1942 работал в Иркутске, где объединился с коллективом Харьковского театра, в 1941-44 были поставлены «Бахчисарайский фонтан», «Коппелия», «Шехеразада», «Штраусиана», в содружестве с композитором В. В. Йоришем создан комедийный балет-феерия «Бисова ночь», подготовлено 20 концертных программ.

В поставленных С. Н. Сергеевым (в 1942-53 главный балетмейстер) балетах «Сердце гор» (1940); «Лесная песня» Скорульского (1946), «Гаянэ» (1947), «Золушка» (1948), «Красный мак» (1949); «Юность» Чулаки (1950), «Маруся Богуславка» Свечникова (1951), «Под небом Италии» Юровского (1952, совместно с Р. В. Захаровым) и других раскрылись индивидуальности артистов Васильевой, З. М. Лурье, Герасимчук, Е. М. Потаповой, В. М. Потаповой, Н. А. Апухтина, А. А. Белова, Ф. Н. Баклана, А. М. Сегаля, Р. А. Клявина, Б. В. Степаненко, Н. Н. Новикова и др.

Творчество Сергеева, стремившегося к танцевальной образности спектакля, имело принципиальное значение для формирования художественного своеобразия украинского балета. Повышению хореографической культуры труппы способствовали постановки: Ф. В. Лопухова - «Лебединое озеро» (1946), «Спящая красавица» (1950); К. М. Сергеева - «Жизель» (1959); В. М. Чабукиани - «Лауренсия» (1962); П. А. Гусева - «Семь красавиц» (1963) и «Спящая красавица» (1969).

Балетмейстер В. И. Вронский (в 1954-69 во главе труппы) развивал реалистические традиции украинского балетного искусства, углублял поиски синтеза народного и классического танца. Выдвинулись яркие молодые артисты: В. Ф. Калиновская, А. В. Гавриленко, А. В. Лагода, А. Г. Кальченко, Н. Д. Руденко, И. П. Лукашова, В. П. Ковтун, В. И. Круглов, В. В. Парсегов и др. Вронский осуществил постановки новых редакций «Лилеи» (1956), «Лесной песни» (1958), развивая линию создания национального репертуара и утверждая танцевальную образность. Он оригинально поставил «Ростиславу» Жуковского (1955), «Княгиню Волконскую» Знатокова (1966), советский героический балет «Поэму о Марине» Яровинского (1968).

В 1960 Вирский поставил балет «Чёрное золото» Гомоляки, широко использовав выразительные приёмы народного танца. Интерес представляли балетмейстерские дебюты Скорульской («Тени забытых предков» Кирейко, 1963), Сегаля («Буря» на музыку Чайковского, 1964), Клявина («Каменный цветок», 1965), Г. А. Майорова («Поэма рассвета» Косенко, 1973). Принципы танцевального симфонизма утверждает балетмейстер А. Ф. Шикеро в масштабных постановках: «Легенда о Аобви» (1967); «Каменный властелин» Губаренко (1969), «Ромео и Джульетта» (1971), «Раймонда» (1974).

В 1970-72 художественный руководитель труппы - народный артист УССР Р. А. Клявин, в 1972-74 - народный артист УССР Г. Н. Кириллова.

В творчестве коллектива воплощение балетов композиторов народов СССР и классического наследия сочетается с последовательной работой над созданием оригинального героико-исторического и современного репертуара. Театр укрепляет связи с композиторами Украины. Наряду с широкими музыкально-сценическими полотнами балетмейстеры создали одноактные балеты-симфонии на музыку А. Я. Штогаренко, Б. Н. Лятошинского, В. С. Косенко, М. М. Скорика.

Труппа неоднократно гастролировала за рубежом. В 1964 на 2-м Международном фестивале балета в Париже труппа театра была отмечена Золотой звездой.

В труппе театра (1979): нар. арт. СССР В. Ф. Калиновская, В. П. Ковтун, Т. А. Таякина, нар. арт. УССР А. В. Гавриленко, В. И. Круглов, А. В. Лагода, Л. И. Сморгачёв, Р. А. Хилько; засл. арт. УССР. Т. В. Боровик, Е. В Косменко, В. В. Литвинов, В. Н. Некрасов, В. В. Парсегов, Г. М. Баукин, В. М. Рыбий, Э. М. Стебляк, Н. И. Уманова; артисты - Н. В. Березина, Л. В. Данченко, Н. Е. Абрамова, В. В. Клочко, Т. А. Литвинова, Л. Л. Шатилова, И. В. Хребтова; балетмейстер - засл. арт. УССР Н. М. Скорульская, балетмейстеры-репетиторы - нар. арт. СССР Е. М. Потапова, нар. арт. УССР И. П. Лукашова, В. И. Круглов, засл. артисты УССР Н. В. Верекундова, Н. Н. Новиков, З. В. Серкова и др. В 1974-1977 обязанности гл. балетмейстера исполнял засл. деят. искусств УССР А. Ф. Шикеро, в 1977-79 - Г. А. Майоров, гл. художник - нар. худ. СССР Ф. Ф. Нирод, главный дирижёр - нар. арт. СССР С. В. Турчак.

Энциклопедия «Балет» под ред. Ю.Н.Григоровича, 1981



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы