Про деток, от рождения до школы

Незаконнорожденного сына Императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова, появившегося на свет в 1762 году, - часто связывают с усадьбой в городе Богородицке Тульской области. Между тем, фамилия «Бобринский» происходит от названия другой его тульской усадьбы - «Бобрики», что на территории нынешнего города Донского.

ХОДЫРЕВ ПОЧИНОК

В XVI веке население многих тульских городов и поселений составляли в основном военные «засечники», которые держали оборону в сторожевых башнях-крепостях и занимались с семьями освоением плодородных земель. Таким сторожевым местом и был Ходырев Починок, позднее ставший называться Бобрик-горой (что в черте нынешнего города Донского Тульской области). Впервые о нем упоминается в Писцовой книге 1571 года:

«На реке на Дону усть речки Бобрика церковь страстотерпца Георгия поставление и строение приходное, а стоит без пения, а дворов у церкви: двор попов пуст, во дворе пономарь. Пашни в поле доброй земли 5 четьи, да дикого поля 25 четьи...»

Военные холопы князя Мстиславского и их предводитель по кличке Ходор привезли сюда с собой из костромских мест священника. Церковь страстотерпца Георгия просуществовала почти два столетия. А характер поселения постепенно менялся. Князь Мстиславский лишился своих земель, а пришедшие ему на смену новые дворянские помещики укрепляли здесь крепостное право, привозя с собой своих поместных крестьян.

Село расширялось и стало именоваться Спасское-Бобрики (или просто Бобрики), так в этих речных местах обитало множество бобров. В царствие Петра I в верховьях Дона (в том числе и в районе села Бобрики) решено было соорудить огромный для того времени Ивановский канал (Епифанские шлюзы), который должен был соединить Дон с Волгой через Иван-озеро и реки Шат, Упу, Оку.

На строительство со всех концов России были согнаны подневольные крепостные крестьяне. Число их доходило до 20 тысяч человек. Но к 1720 году строительство постепенно прекратилось, так как организованный тогда выход России к Балтийскому морю сделал Ивановский канал просто ненужным. Рабочих отправили назад в свои деревни, а село Бобрики стало, как и прежде, малолюдным…

НАСЛЕДСТВО ЕКАТЕРИНЫ II

В 1763 году Екатерина II стала владеть Бобриковской и Богородицкой волостями в Тульской губернии (ныне это города Донской, Богородицк, Северо-Задонск и Новомосковск). Эти имения царица купила у тогдашнего хозяина этих мест Ладыженского и перевела их из дворцового ведомства в личную собственность. В 1770 году она решила передать свои тульские вотчины (80 километров в длину и 60 километров в ширину) внебрачному сыну от Григория Орлова Алексею, который получил их в наследственное пользование.

«...Что Вы в городе Богородицке и в селе Бобриках дома заложили, а церковь в обоих местах заложите будущею весною, я довольна», - пишет Екатерина II князю С.В. Гагарину в письме от 17 сентября 1773 года. Причем в Богородицке предполагалась лишь летняя усадьба. Закладка большого дворца в «Бобриках» состоялась 24 мая 1773 года, а весной следующего года там была заложена церковь, которая стала носить название «Нерукотворного образа Спасителя».

Осенью 1774 года Алексей был привезен из Германии в Петербург (известные и влиятельные родители скрывали мальчика за границей, и до 12 лет у него не было даже фамилии), затем был представлен Императрице в числе других пажей и помещен в Сухопутный шляхетный кадетский корпус. При поступлении Алексея в корпус стало необходимым окончательно установить для него фамилию. Екатерина в течение 12 лет не могла избрать фамилию для своего внебрачного сына, называя его то Романовым, то Сицким, то принцем Еверским (по своему германскому владению). Наконец, она остановилась на самом простом решении и дала Алексею Григорьевичу фамилию, которая была образована от названия предназначавшегося ему имения - «Бобрики» в Тульской губернии. Так ему была дана фамилия Бобринский.

Строительные работы в «Бобриках» продолжались до 1778 года. Тогда же была освящена местная церковь, построенная по проекту знаменитого архитектора, приверженца классицизма И.Е. Старова, и в ней прошла первая служба. Архитектура храма совершенно не похожа по форме на обычные православные церкви. Здесь отсутствовали традиционные маковки-главы, колокольня была выдвинута на фасад. Весь вид церкви казался очень схожим с собором Петра в Риме. Католические мотивы поначалу вызвали противодействие епископата при Священном Синоде. Но в синодальный период царица являлась также главой церкви, поэтому Синод одобрил проект Старова. Строили церковь тульские и московские мастера под руководством архитектора Я.Л. Ананьева.

Еще в 1776 году также архитектором И.Е. Старовым в «Бобриках» для Алексея Григорьевича Бобринского был построен громадных размеров (даже по современным представлениям) и рядом на живописном холме при слиянии рек Дон и Бобрик разбит прекрасный парк, обустройством которого впоследствии занимался сам . Но у этого дворца - своеобразная судьба. Он никогда не отделывался изнутри и оставался необитаемым…

УСАДЬБА С НЕЖИЛЫМ ДВОРЦОМ

В 1796 году Указом Павла I Бобринскому и его потомкам был дарован титул графов (на фамильном гербе - в том числе и бобер). Именно в это время Алексей Григорьевич с семьей переезжает из Петербурга в Тульскую губернию. Из двух своих владений он выбирает не большую усадьбу в «Бобриках», а гораздо меньшее имение в Богородицке. Возможно, это было связано с тем, что ремонтировать дворец в «Бобриках» было слишком дорого, а в Богородицке все уже было готово для жизни и не требовалось больших капиталовложений. Дворец в «Бобриках» так и остался пустой - никто из семейства там никогда не жил.

Усадьба в Богородицке пришлась по вкусу новым хозяевам. Здесь прожило четыре поколения Бобринских… Умер первый граф Бобринский в 1813 году в родовом имении - в Богородицке, но для вечного упокоения мужа его вдова Анна выбрала усадьбу «Бобрики», дальний угол парка по мысу. Тогда и появилась родовая усыпальница-ротонда из белого камня, оформленная сдвоенными пилястрами, ложными окнами, карнизами под «деревянное зодчество» и словно привинченным куполком-крышкой.

Сооружена ротонда была под руководством архитектора Василия Милинского, считавшего себя учеником Ивана Старова. Усыпальница была построена также в стиле классицизма и гармонично дополняла дворцовый ансамбль. Тело А.Г. Бобринского в 1815 году было торжественно погребено в усыпальнице. Там же со временем нашли свой вечный покой потомки первого графа…

Проходили годы, дворец в усадьбе «Бобрики» ветшал… В начале 1840-х годов его начали частично разбирать… 31 августа 1855 года был запущен в производство сахарный завод в «Бобриках». Построил его Василий Алексеевич Бобринский, младший сын Алексея Григорьевича. Для этого он приказал окончательно сломать дворец, построенный Старовым. Продал медную крышу и материал - из его кирпича в недалеко расположенном отсюда городе Епифани было построено много домов. Часть кирпича пошла на сахарный и винокуренный заводы, которые стали давать ощутимую прибыль. Был также построен одноэтажный дом, где граф жил во время своих летних редких посещений села Бобрики.

НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ

От зданий сахарного и винокуренного заводов В.А. Бобринского не осталось совершенно никаких следов… В сентябре 1921 года усыпальницу графов Бобринских разграбили и приспособили под склад. Десять гробов из семейного мавзолея закопали в общей могиле за усыпальницей, где покоился прах последней графини Елизаветы, жившей в одиночестве в усадьбе и скончавшейся в 1915 году.

В 1930-е годы усадьба «Бобрики» превратилась в городской парк. Здесь разместили пионерский лагерь и дом отдыха для горняков. А в Свято-Преображенской церкви открылся музей Подмосковного угольного бассейна с уникальным планетарием, существовавшим с 1940 года до начала девяностых годов, работавшим на аппарате, сконструированном сотрудником музея, изобретателем-самоучкой М.В. Чистозвоновым.

Одноэтажный графский дом, возведенный по приказу В.А. Бобринского, просуществовал до 1955 года. Потом он сгорел, а на его месте был построен детский санаторий.

В 1991 году церковь вернули Тульской епархии и отреставрировали, в ней начались службы, а в 1998 году восстановили колокольню. Сейчас этот храм находится в очень хорошем состоянии. В ноябре 2001 года могилу Бобринских отыскали новомосковские археологи. В январе 2004 года графские останки вернулись в усыпальницу, которую начали восстанавливать. На церемонии перезахоронения присутствовал представитель графской династии Алексей Николаевич Бобринский, приехавший из Москвы.

Эта усыпальница по классификации памятников считается единственным этого типа сооружением в России. Об уникальности ее свидетельствует и тот факт, что все чертежи и рисунки сохранены и находятся в архивах Санкт-Петербурга, Москвы и института «Спецпроектреставрация». Однако сейчас, как я увидел на месте, работы по реставрации усыпальницы фактически приостановлены. Само здание и не очень целая ограда вокруг него имеют по-прежнему обветшалый вид, отсутствуют свежие следы штукатурки, побелки и покраски, на крыши здания - среди рубероида по «обрешетке» заметны зияющие дыры, на стенах красуются современные «граффити» совсем не по теме…

Если спуститься от усыпальницы к реке, то недалеко от места впадения в Дон речки Бобрик, у покосившегося самодельного мостика скудные мутноватые речные воды источают очень неприятный запах… Да и сам парк немного ухожен лишь в районе центральной липовой аллеи… И все-таки хочется надеяться на лучшее. Ведь такое место, очень богатое своей насыщенной историей, как бывшая усадьба «Бобрики», заслуживает самого пристального внимания, причем даже на федеральном уровне.

Проезд: Авт. "Тула - Богородицк". Из Москвы: авт."Москва - Богородицк", поезд с Павелецкого вокзала до станции Жданка

Местные достопримечательности:
Казанский храм (действующий, на территории парка), 1774-1783 гг., арх. И.Е. Старов
Успенский храм (действующий, территория города), 1831 г.
Свято-Казанский женский монастырь (с. Папоротка, 30 км. от Богородицка), основан в 2001 г.

Организации партнеры:
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова - M1583

Единиц хранения:
13893, из них 9377 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Фарфор XVIII - нач. ХХ вв. - 125 ед. хр.
Живопись и графика народного художника РСФСР М.И. Авилова - 100 ед. хр.
Мебель и осветительные приборы кон. XVIII - вт. пол. XIX вв. - 150 ед. хр.
Коллекция изделий из поделочных и полудрагоценных камней и минералов - 370 ед. хр.
Коллекция самоваров кон. XIX - нач. XX вв. - 33 ед. хр.
Коллекция народного костюма Богородицкого уезда - 50 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Богородицкий Дворец-музей и парк - филиал государственного учреждения культуры Тульской области "Объединение "Историко-краеведческий и художественный музей".

Виды деятельности и первоочередные задачи, в которых музею нужна помощь сторонних организаций и фондов: создание проекта благоустройства парка имени А.Т. Болотова, реставрационные работы в помещениях здания дворца-музея и въездной башни, создание экспозиции в здании въездной башни, приобретение экспозиционно-выставочного и современного фондового оборудования.

Copyright (c) 1996-2017 Богородицкий Дворец-музей и парк

Ансамбль усадьбы сложился в конце XVIII века – это стоящий в глубине владения главный дом, в основе которого палаты середины XVIII (а возможно, и конца XVII) века, и два симметрично поставленных флигеля, выходящих торцами на красную линию улицы - они формируют парадный двор. Дом соединен с флигелями полуциркульными в плане стенками с проездными арками, через которые можно было попасть с парадного двора на хозяйственный, выходивший в Гранатный переулок.

Главный дом – трехэтажный, его центральная часть выделена небольшим ризалитом, увенчанным треугольным фронтоном с гирляндами. Фасад в уровне первого и второго этажа рустованный, наличники окон второго (парадного) этажа украшены сложной лепниной (три центральных окна) и маскаронами. Обращает на себя внимание расположенный над окнами второго этажа барельеф с античным сюжетом, взятым из «Метаморфоз» Овидия - здесь изображены музы и Эмафиды (Пиериды), дерзнувшие состязаться с музами в искусстве пения и превращенные за это в птиц. Боковые ризалиты дома украшены лоджиями с колоннами коринфского ордера и разнообразными арочными нишами и проемами в уровне всех трех этажей. Над парадным входом в здание устроен кованый козырек с фонарями (1820-х гг.). Полуциркульные стенки, соединяющие дом и флигели, оформлены полуколоннами и арочными нишами, и увенчаны балюстрадой. Мраморные статуи во дворе («Парис» и «Елена») были установлены в 1947 г.

Великолепное декоративное убранство парадной анфилады, относящееся к послепожарному периоду, дошло до нашего времени практически в первоначальном виде – парадные залы украшены ампирными живописными плафонами (в том числе выполненными в технике гризайль) с лепными карнизами (в некоторых комнатах - позолоченными), сохранились печи и камины, двери, люстры, наборный паркет. Оформление части помещений (в том числе, вестибюля и лестницы) относится ко второй половине XIX века.

В конце XVIII – начале XIX вв., в то время, когда строилась усадьба, ее владельцем был князь Андрей Николаевич Долгоруков, статский советник, приходившийся внучатым племянником фельдмаршалу Василию Долгорукову. Его младший сын Владимир Андреевич Долгоруков позже стал московским генерал-губернатором и занимал этот пост 35 лет, с 1856 по 1891 гг.

В 1830-х гг. усадьба перешла к новым владельцам – графам Бобринским, представителям младшей ветви династии, родоначальником которой был граф Алексей Григорьевич, внебрачный сын императрицы Екатерины II и ее фаворита графа Григория Орлова. Граф Василий Алексеевич Бобринский получил усадьбу на Малой Никитской в качестве приданого за своей женой Софьей Прокопьевной Соковниной. Позже усадьбу унаследовал их сын Алексей Васильевич, московский губернский предводитель дворянства и член Государственного совета. Как и его отец, он увлекался естественными науками, особенно ботаникой, в своем родовом имении Бобрики занимался разведением редких пород деревьев. Последним владельцем усадьбы был его сын Алексей Алексеевич, прославившийся как ученый-этнограф, организатор и участник исследовательских экспедиций в Среднюю Азию (современные Таджикистан, Узбекистан и Афганистан) и в горы Памира. Был членом Русского географического общества и Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, автором научных статей и книг; награжден золотой медалью Императорского археологического общества. После революции 1917 года эмигрировал в Италию.

В конце XIX – начале ХХ вв. главный дом усадьбы арендовала мужская гимназия А.В. Адольфа – известного педагога и филолога, директора 5-й московской гимназии. Школа продолжала существовать и в раннесоветские годы. Позже здесь располагались различные учреждения.

Недавно усадьба была передана «Фонду Б.Н. Ельцина». Сейчас здесь ведутся реставрационные работы.

Городская усадьба состоит из главного дома, расположенного в глубине участка, двух боковых флигелей (Западного и Восточного), соединённых с домом полукруглыми в плане декоративными стенками, образующими парадный двор, отделённый от улицы оградой с воротами, а также каретного сарая, расположенного у юго-восточного угла главного дома.

Главный дом представляет собой трёхэтажное кирпичное прямоугольное в плане здание с двумя подвальными помещениями. Главный фасад имеет пятичастную структуру с тремя ризалитами – в центре и по бокам. В центральной части главного фасада расположен ризалит в три окна, увенчанный фронтоном. Над окнами второго этажа расположен горельеф, окна оформлены сандриками с кронштейнами и лепными барельефами. Боковые ризалиты акцентированы полукруглыми оконными проёмами первого этажа, на втором этаже размещаются лоджии, фланкированные колоннами с коринфскими капителями. В семи парадных залах второго этажа сохранились живописные плафоны начала XIX в., в интерьерах сохранились лепные, местами позолоченные карнизы, лепные розетки, филёнчатые двупольные двери с позолотой, оконные переплёты, латунные петли, ручки, а также печи, облицованные белыми кафельными изразцами. В здании сохранились кирпичные своды первого этажа, мраморная парадная лестница с металлическими балясинами XIX в. и деревянная лестница, ведущая на третий этаж.

Западный и восточный двухэтажные флигели, обращённые торцом к Малой Никитской ул., соединены с главным домом полукруглой стенкой, которая в 1960-е гг. была превращена в крытую галерею. Первый этаж флигелей кирпичный, второй – деревянный. В западном флигеле частично сохранились деревянные перекрытия, на втором этаже сохранился паркет конца XIX – начала ХХ вв. В восточном флигеле сохранились деревянные перекрытия, четыре филёнчатые двери в помещениях второго этажа, две печи, облицованные белыми кафельными изразцами.

История дома известна с 1715 г., когда Данила Остафьевич Томилин продал свой двор за Никитскими воротами дьяку Михайлову. В это время на дворе уже стояли обширные каменные постройки. В XVIII в. двор принадлежал княгине Анне Петровне Гагариной, её брату барону Исаю Шафирову, И.И. Вельяминову, М.М. Нарышкиной, затем её племянникам Василию, Петру и Дмитрию Александровичам Новосильцевым. В 1795 г. усадьбу купил князь Алексей Николаевич Долгоруков, при котором ансамбль подвергся перестройке. Чертеж фасада, планы первого и второго этажей вошли в «Альбомы партикулярных строений Москвы» М.Ф. Казакова. Дом, показанный без флигелей и дворовых построек, в «Альбомах» представлен уже после капитальной перестройки конца XVIII в. На плане 1806 г. возведены деревянные пристройки к обоим флигелям (с внешней стороны). К западному флигелю была пристроена кухня, вероятно, пристройка ко второму флигелю предназначалась для этого же.

В 1808 г. А.Н. Долгоруков продал свой двор «со всяким в нём деревянным и каменным строением и с садом» князю Н.А. Голицыну, который надстроил вторые деревянные этажи на каменных флигелях.
В 1811 г. усадьбу купил П.Ф. Соковнин. Осенью 1812 г. в усадьбе Соковнина сгорели деревянные постройки, в том числе и выстроенные князем Голицыным вторые этажи на флигелях. Соковнин в короткое время восстановил ансамбль после пожара 1812 г. и много занимался надворными постройками, был восстановлен восточный флигель и «проезды», уже в 1813 г. были выстроены в дереве вторые этажи жилых флигелей.

В 1819 г. Соковнин умер, оставив дом дочери Софье Прокофьевне. Краткая опись 1820 г., сделанная для Дворянской опеки, указывает, что «нижний и верхний этажи как должно отделанные, а средний бельэтаж весь без отделки». На плане 1816 г. видно, что главный дом остался в очертаниях начала XIX в., исчезли деревянные пристройки на торцах, но были воссозданы закруглённые проезды, соединяющие главный дом с флигелями. В описании дома 1820 г. коротко отмечено: «во всех верхнего этажа комнатах стены и потолки расписные». Была создана вся хозяйственная зона на территории, выходящей на Гранатную улицу, где были возведены обширные кирпичные флигели, в восточной части двора была поставлена «кухня каменная... , в ней очаг», к северо-западному углу дома была пристроена каменная конюшня и каретный сарай с сушильней. Сохранялся и сад.
По документам графиня Софья Прокофьевна Соковнина-Бобринская была хозяйкой дома на Малой Никитской 50 лет. При ней в доме прошло несколько ремонтов. Постоянно обновляли помещения в сдаваемых в наём флигелях. В большом доме провели значительные отделочные работы в 1844–1848 гг.
Были частично изменены и фасады здания. Рустом отделаны оба нижних этажа, над окнами второго этажа по центру здания появился барельеф, сохранившийся до сих пор. В 1838 г. парадное крыльцо дома было оформлено площадкой из белого и «дикого» камня без ступеней. При крыльце были «4 столба дикого камня и железный зонт».

В 1869 г. дом унаследовал сын С.П. Бобринской граф Алексей Васильевич. Единственным нововведением в это время была переделка главного зала под парадный кабинет хозяина в восточном стиле. В 1884 г. во дворе по Гранатному пер. был выстроен западный трёхэтажный жилой флигель. Автором проекта был известный архитектор С.С. Эйбушиц.

В 1888 г. владельцем усадьбы стал А.А. Бобринский, при нём в 1889 г. по Гранатному пер. был выстроен восточный трёхэтажный жилой флигель, к нему примыкали хозяйственные постройки. В 1895 г. был капитально отремонтирован дом. Все работы производились под руководством архитектора Арбатской части М.Л. Никифорова. Эти перестройки были связаны с тем, что новый владелец стал сдавать не только флигели, но и главный дом. В 1897 г. к его западному торцу была пристроена библиотека. В главном доме более чем на десять лет поселилась семья графов Клейнмихелей, с 1913 г. два верхних этажа были сданы частной гимназии А.А. Адольфа.

В 1918 г. усадьба Бобринских была национализирована. Флигели превратили в коммунальные квартиры. В главном доме располагались последовательно учреждения Наркомпроса РСФСР, Московская секция Российской Академии истории материальной культуры, школа для детей сотрудников ВЦИК, Государственный Комитет по архитектуре и др. С 2004 г. в здании расположились департаменты Министерства культуры РФ. В здании проводились реставрационные работы в 1998 и 2004 годах.

Две мраморные статуи XVIII в. по сторонам парадного двора - «Парис» и «Елена» перенесены сюда в 1947 г. из Музея архитектуры.

Объект культурного наследия федерального значения.

При строительстве филиала Ельцин-центра внутренние перегородки строений усадьбы Долгоруковых-Бобринских разобраны, сохранились лишь фасады.

Я расскажу вам о Богородицке, о том, как этот город попал в историю мировой литературы, о том, почему Богородицк называют Тульским Петергофом и о многом другом, связанном с этим маленьким городком.
Богородицк - российский город (с 1777 г.), административный центр Богородицкого района Тульской области. Богородицк не следует путать с городом Богородск, находящимся в Нижегородской области.
Город расположен на правом берегу реки Упёрты (приток Упы), в 65 км от Тулы. Население 30,1 тыс.чел. (данные на 2005 год).
Богородицк относится к старинным русским городам, первоначальная история которого связана с защитой от врагов южных границ средневекового Московского государства. Неподалеку от того места (в семи километрах), где впоследствии появился Богородицк, в 1380 г. произошло важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства - Куликовская битва . Напомню о том, что битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Северо-Восточной Руси от ига Золотой Орды. Ещё Александр Блок писал: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям... Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди!"
А теперь приглашаю вас погулять по старинной усадьбе графов Бобринских в Богородицке. Приятной прогулки!


Но сначала я расскажу вам немного об истории этого города.
В начале XVI в. с целью укрепления южной и юго-восточной границ государства был устроен оборонительный рубеж - Засечная черта. Многие сторожевые заставы в её пределах постепенно становились городками, среди них и Богородицк. В 1663 г. на месте сторожевого пункта возникла крепость, которой дано было поныне существующее название. Вокруг крепости выросли слободы земледельцев, ремесленников, стрельцов. Своё оборонное значение город утратил с выдвижением границ далеко на юг. Первоначально Богородицк считался городским поселением, т.е. военно-административным и экономическим центром округи. В 1670-1671 гг. из земель Дедиловского и Епифанского уездов был образован новый Богородицкий уезд.
В XVII веке это было ещё неспокойное место - даже спустя 300 лет после Куликовской битвы крымские и ногайские татары совершали постоянные набеги на юго-восточные земли России и нередко прорывались к Москве. Таким образом, Богородицку отводилась роль крепости второй линии.
В 1763 г. Богородицк был превращен в село Богородицкое, в 1765-м вместе с землей с.Бобрики составил собственную волость Екатерины II, в 1768-м стал именоваться слободой, но в связи с губернской реформой 1777 г. его снова возвели в ранг города.
Богородицк называют Тульским Петергофом. И вот почему…
С приходом к власти Екатерины II Богородицк исключили из штатного расписания уездных городов империи, а его уезд превратили в волость, которую переименовали в «собственную её императорского величества» и передали в особое правление генерал-поручику кавалеру С.В.Гагарину. Был ликвидирован и конный завод, так что Богородицк лишился единственного крупного заведения. После всех преобразований бывший уездный город стал центром принадлежавших Екатерине волостей, а целью преобразований было формирование владений для внебрачного сына Екатерины II и графа Г.Г.Орлова - Алексея Григорьевича Сицкого в 1775 году фамилию изменили на Бобринский). Напомню, что сразу после рождения младенец был отдан Екатериной II её гардеробмейстеру Василию Григорьевичу Шкурину, в семействе которого он и воспитывался до 1774 года, наравне с сыновьями Шкурина. По распоряжению Императрицы, ребёнок в 1775 году был взят и передан И.И.Бецкому, причём Екатерина II решила присвоить ребёнку, носившему имя Алексей Григорьевич, фамилию Бобринский, по названию села Спасского, также известного как Бобрики, Епифанского уезда, Тульской губернии, купленного для его материального обеспечения ещё в 1763 году, по приказу Екатерины II, у Ладыженского.
Вот так выглядел граф Бобринский в детстве (фото сделано в музее).
На территории бывшей крепости, а позднее конного завода, была построена богатая усадьба для А.Г.Бобринского, напротив которой был вырыт большой овальный пруд. Здание дворца было расположено на высоком левом берегу пруда, на остатках земляных валов старой крепости. Дворец и Казанская церковь были выполнены в стиле раннего классицизма и сооружены были по проекту крупного столичного зодчего И.Е.Старова (1745-1808 гг.).
Ряд лет спустя прославился созданием шедевра русской классической архитектуры - Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Выпускник российской Академии Художеств, Старов был на шесть лет отправлен в Европу изучать западную архитектуру и на момент получения заказа на проект недавно вернулся оттуда. Проектирование ансамбля в Богородицке было одной из первых работ Старова.
Проект дворца был выполнен в начавшем тогда складываться стиле русского классицизма и получил одобрение императрицы.
Композицию дворца отличают сдержанность, простота и рациональность. Двухэтажное здание имеет в основе прямоугольный план с широким полукруглым выступом в центре западного - главного, парадного - фасада и двумя боковыми ризалитами . Дворец графов Бобринских - памятник архитектуры XVIII столетия. Западный фасад в центре отмечен полукруглым выступом, определившим овальные залы. Восточный фасад украшает портик из четырех тосканских колонн, поддерживающих балкон второго этажа.
К 1875 году внук первого владельца Алексей Павлович Бобринский отстроил “прежде бывший дворец каменный”, сделал к 100-летнему дедовскому дому северную и южную пристройки и не поскупился на роскошный ремонт. По отзыву соседей, “в чудесном Богородицком имении... вновь отделанный дворец был устроен на славу”.
Над центральной частью фасада Старов поместил бельведер .
Внешнему убранству дворца он придал лаконичность. Стены украшает только рустовка - каменная кладка стен с грубо отесанной лицевой поверхностью. Вместе с тем дворец необычайно изящен. Здание поставлено на высоком цоколе.
Неизвестно, приезжал ли сам Старов в Богородицк, по всей вероятности, он здесь не был. Непосредственное руководство всеми строительными работами осуществляли архитектор Яков Ананьевич Ананьев (его фото внизу) и его помощник Ф. Волков. Они успешно воплотили в жизнь замысел Старова. В усадебный комплекс входили также возвышавшаяся позади дворца башня-колокольня и примыкавшие к ней г-образные служебные корпуса, которые называли «замком» и которые вместе с дворцом окружали двор. В башне над воротами размещалась волостная канцелярия.
А сейчас приглашаю вас подняться по винтовой лестнице на крышу дворца и полюбоваться видом Богородицка.
Летом здесь должно быть очень красиво...

Весной 1774 года в нескольких десятках метров от дворца по проекту Старова закладывается усадебная Казанская церковь.

С осени 1777 года на росписи церкви около года работал художник И.Т.Некрасов , автор известного семейного портрета Баженова, несколько лет состоявший в Кремлевской команде знаменитого архитектора. Несмотря на небольшие размеры, этот однокупольный храм благодаря отлично найденным пропорциям производит впечатление монументального и в истории архитектуры и рассматривается как подготовительный этап в работе Старова над Троицким собором Александро-Невской лавры в Петербурге.
До 1821 года Казанская церковь считалась соборной. В 1901 году здесь венчался с Ю.А.Бобринской будущий Председатель Совета Министров Временного правительства кн. Г.E.Львов. В начале 1930-х гг. богослужение было прекращено, иконы уничтожены, а росписи замазаны. До конца 1960-х гг. здание использовалось как склад. В 1990 году богослужение в храме возобновилось.
Позднее на территории усадьбы был разбит великолепный парк, проектировщиком и руководителем создания которого стал выдающийся русский учёный-агроном А.Т.Болотов, который в то время являлся управляющим волости.
При рождении А.Т.Болотова произошел забавный случай, который в последствии часто вспоминали в семье. Крестьянская бабка-повитуха молилась на коленях перед кроватью его матери и когда делала очередной поклон, крестик, свисающий на шнурке, попал между половиц, повернулся и застрял. Бабка оказалась "прикованной" к полу, а у матери Андрея начались роды. Все это выглядело настолько комично, что рассмешило даже мать Болотова. Прибежавшая на помощь дворовая женщина освободила "несчастную" и роды были приняты успешно. Андрей Тимофеевич, будучи оптимистом, этот случай в последствии связывал с тем, что он в жизни будет иметь больше веселых и радостных моментов, нежели печальных и горестных.
Болотов оставил после себя огромное количество научных трудов (до сих пор они не все изданы), а многие свои идеи воплотил в виде превосходных парков, русских парков, а не копий английских, французских, не¬мец¬ких. Лучший из них был создан в Богородицке.
«Не было б нимало постыдно для нас то, когда б были у нас сады ни Англинские, ни Французские, а наши собственные и изобретенные самими нами, и когда б мы называть их стали Российскими", - писал А.Т.Болотов.
Об истории строительства парка можно прочитать . Парк был наполнен всевозможными зданиями, сооружениями, хитроумными «затеями», на которые Андрей Тимофеевич Болотов был великий мастер. Наиболее простой из его выдумок была «улитка» - тип широко распространенных в ту пору водяных забав.
Болотов устроил из дерна небольшой бугорок в форме улитки. Гости подходили, взбирались на него, а в это время по условленному знаку открывался находящийся рядом шлюз. Вода устремлялась к улитке и окружала ее сплошным озерцом. Грубоватые шутки такого рода были тогда в ходу. Потом перебрасывались мостки, и гости могли выбраться на сухое место. Фотографии зарисовок подобных забав я покажу вам в одном из следующих постов, когда буду рассказывать о музее.

Причудливые деревья в парке


В 1797 году, после смерти императрицы, А.Т.Болотов навсегда покидает Богородицк и его парк постепенно начинает приходить в запустение.
После отъезда Болотова парк надолго остался без настоящего присмотра. Ни владельцы, ни управляющие не заботились о сохранении и поддержании всего того, что с таким трудом и с такой любовью было сделано. Разрушающиеся постройки, водоводы, мелевшие пруды никто не восстанавливал.
Во второй половине XIX века парк вновь пережил возрождение. Его владелец, внук первого графа Бобринского, А.П.Бобринский немало поработал над ним. В ту пору в богородицкой усадьбе бывал Л.Н.Толстой, и парк стал прототипом имения Вронского в «Анне Карениной», так Богородицкий парк попал в мировую литературу.
Почти 120 лет имена Бобринские и Богородицк были неразделимы. Усадьба в Богородицке стала колыбелью многих поколений сравнительно немногочисленного, но знаменитого рода графов Бобринских, давшего Отечеству учёных и министров, депутатов Государственной думы, земских общественных деятелей.
После революции 1917 года парк и дворец Бобринских были национализированы. Некоторые члены семьи Бобринских были арестованы и затем освобождены из-за отсутствия доказательств их контрреволюционной деятельности.
После окончания гражданской войны экономика Богородицка была в упадке, работали лишь некоторые предприятия города. С началом в стране индустриализации экономика города начинает возрождаться: успешно пошли дела на кожевенном заводе, появились новые предприятия (кирпичный завод, промкомбинат, хлебозавод, молокозавод и др.), заработали шахты. Богородицк стал небольшим индустриальным городом.
Глупость и невежество проникали во все слои общества, в результате чего в городе были уничтожены: Покровская церковь, Троицкий собор и башня-колокольня возле дворца. Продолжала действовать Успенская церковь (с 1998 года - собор).
Великая отечественная война нанесла тяжелые раны Богородицку. Город лежал в руинах, от дворца осталась лишь полуразрушенная коробка, погибла

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы