Про деток, от рождения до школы

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПОВЕСТИ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ … »

1.Вступление.

Отражение событий военных лет в литературе.

2. Основная часть.

2.1 Изображение войны в повести.

2.2 Галерея женских образов.

2.3 Старшина Васков — главный герой повести.

2.4 Образ врага в повести.

3. Заключение.

Истинный патриотизм.

Я только раз видала рукопашный.

Раз — наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ю.В. Друнина

Великая Отечественная война — одно из определяющих событий в истории нашей страны. Практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула эта трагедия. Тема Великой Отечественной войны стала одной из главных тем не только в литературе, но и в кинематографии, изобразительном искусстве ХХ века. В первые же дни войны появились очерки военных корреспондентов, произведения писателей и поэтов, оказавшихся на полях сражений. Было написано огромное

количество рассказов, повестей и романов о войне. Повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие … » — одно из наиболее лирических произведений о войне. События повести разворачиваются в 1942 году на севере России, в батальоне, куда судьба после ранения забросила главного героя, старшину Васкова, Героя назначают командовать «женским» взводом девушек-зенитчиц. Автор рисует женщин разных, не похожих друг на друга, но объединённых одной целью — борьбой с врагом Родины. По воле судьбы героини оказались на войне, там, где женщине не место. Каждая из девушек уже столкнулась со смертью, с болью утраты. Ненависть к врагам — вот, что движет ими, что даёт им силы для борьбы.

Рита Осянина — командир первого отделения взвода. Её муж-пограничник погиб на второй день войны «в утренней контратаке», а сын живёт у родителей. Рита ненавидит врагов «тихо и беспощадно». Она сурова, замкнута, строга к себе и другим бойцам.

Женя Комельнова — яркая красавица, высокая, рыжеволосая. У Жени, как и у Риты, тоже есть «личный счёты» к фашистам. На её глазах расстреляли всю семью. После этой трагедии Женя оказалась на фронте. Несмотря на это, героиня сохранила природную весёлость. Она общительная и озорная, смешливая и кокетливая.

Лиза Бричкина — дочь лесника. Она рано повзрослела, пять лет ухаживала за больной матерью, вела хозяйство, успела поработать в колхозе. Война помешала героине поступить в техникум. Лиза по-крестьянски основательная, знает и любит лес, не боится любой работы, всегда готова прийти на помощь подругам.

Соня Гурвич — девушка из « очень большой и очень дружной» семьи. Её отец был врачом в Минске. Девушка проучилась год в университете, но началась война, её возлюбленный ушёл на фронт, и Соня тоже не смогла оставаться дома.

О судьбе семьи, оказавшейся в оккупированном фашистами Минске, Соня ничего не знает. Она живёт надеждой, что им удалось уцелеть, хотя понимает, что надежда эта призрачная. Соня умная и образованная, «отличница в школе и университете», владеет немецким в совершенстве, любит поэзию.

Галя Четвертак воспитывалась в детском доме, она подкидыш. Может быть, поэтому она живёт в воображаемом мире, придумывает себе маму -«медработника», может приврать. На самом деле это не ложь, говорит автор, а «желания, выдаваемые за действительность». Мечтательная по характеру

девушка поступила в библиотечный техникум. А когда она училась на третьем курсе, началась война. Гале отказали в военкомате, так как она не подходила ни по росту, ни по возрасту, но она проявила недюжинное упорство и «В порядке

исключения» её послали в зенитную часть.

Героини не похожи друг на друга. Именно этих девушек старшина Васков берёт с собой, чтобы проследить за немцами. Но врагов оказывается не двое, а намного больше. В результате все девушки погибают, в живых остается только

старшина. Смерть настигает героинь в разных ситуациях: и по неосторожности в болоте, и в неравном бою с врагами. Васильев восхищается их героизмом. Нельзя сказать, что девушкам незнакомо чувство страха. Впечатлительная Галя Четвертак очень напугана смертью Сони Гурвич. Но девушке удаётся преодолеть страх, и в этом её сила и мужество. В моменты гибели ни одна из девушек не жалуется на судьбу, никого не обвиняет. Они понимают, что их жизни принесены в жертву во имя спасения Родины. Автор подчеркивает неестественность происходящего, когда женщина, чьё предназначение — любить, рожать и воспитывать детей, вынуждена убивать. Война — ненормальное состояние для человека.

Главный герой повести — старшина Федот Васков. Он происходит из простой семьи, доучился до четвёртого класса и вынужден был бросить школу, так как умер отец. Тем не менее позже он закончил полковую школу. Личная жизнь у

Васкова не удалась: жена сбежала с полковым ветеринаром, а маленький сын умер. Васков уже успел повоевать, был ранен, имеет награды. Девушки-бойцы сначала посмеивались над своим простоватым командиром, однако вскоре оценили его смелость, прямоту, душевную теплоту. Он всячески старается помочь девушкам, впервые столкнувшимся лицом к лицу с врагом. Рита Осянина просит Васкова позаботиться о её сыне. Через много лет уже пожилой старшина и взрослый сын Риты установят на месте её гибели мраморную плиту. Образы врагов нарисованы автором схематично и лаконично. Перед нами не конкретные люди, их характеры и чувства не описаны автором. Это фашисты, захватчики, посягнувшие на свободу другой страны. Они жесток и и беспощадны. Такое

изображение врагов было характерно для ранних произведений о войне. Читатель не испытывает к ним ни жалости, ни сочувствия. В повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие … » мы не найдем описания сражений, не познакомимся с образами выдающихся военачальников, не встретим описания пафосного самопожертвования во имя Родины. Это повесть о другом подвиге, оставшемся неизвестным широкой общественности, не отмеченном высокими наградами. Это подвиг прекрасных молодых женщин, пожертвовавших собой, до конца исполнивших свой долг перед Родиной, в борьбе за свободу своей страны, за счастливую жизнь будущих поколений.

Сюжет и система образов повести «А зори здесь тихие…»

повесть васильев художественный жанровый

«У войны не женское лицо» -- это тезис на протяжении долгих столетий. Пережить ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость войны заключается в том, что вместе с мужчинами встают и женщины, которые идут убивать и погибать.

Пять совершенно разных девичьих характеров, пять различных судеб. Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова, который привык жить по уставу. Несмотря на ужасы войны, он сохранил лучшие человеческие качества. Он осознает свою вину перед ними за то, что не смог сберечь девушек. Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в сердце старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм.

Поведение девушек -- это тоже подвиг, потому что они совершенно не приспособлены к военным условиям.

По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения, служившие на одной из узловых станций железной дороги Адлер - Сахалин, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось -- пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё -- повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал»

Повествование ведется от имени Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести. Она написана человеком, который прошел всю войну, поэтому вся она правдоподобна. Автор посвящает её нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема войны показана на примере героев повести. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами. И именно этим молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны. Каждый персонаж Васильева имеет свой колорит и свою гамму чувств. Происходящие события заставляют сопереживать каждому герою. Как говорили в войну, жизнь одна и смерть одна. И всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.

Для более полного раскрытия образов Васильев использует такой художественный приём как ретроспектива. Ретроспективный обзор - это обращение к прошлому. Прием ретроспекции в художественной литературе (включение в повествование событий прошлого).

Именно из воспоминаний героев повести мы узнаём больше о их жизни до войны, их социальную соотнесенность и характерах. Героини этой повести очень разные. Каждая из них уникальна, обладает неподражаемым характером и неповторимой судьбой, сломанной войной. Этих девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель - защитить Родину, защитить свои семьи, защитить близких людей. А для этого необходимо уничтожить врага. Для некоторых уничтожить врага значит выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей.

Рассмотрим каждый персонаж в отдельности. Начнем с коменданта Федота Ефграфовича Васкова. В этом персонаже мы видим одинокого человека, для которого в жизни кроме уставов, приказов начальства и вверенного ему отделения больше ничего не осталось. Все война отняла. Он жил строго по уставу и навязывал этот устав всем, кто его окружал. В жизни коменданта все поменялось с появлением присланных зенитчиц. Помимо приятной внешности вновь прибывшие были к тому же остры на язык. Несмотря на заметную грубоватость, Васков проявляет заботу обо всех пяти зенитчицах. Образ Васкова на протяжении повести испытывает перерождение. Но не только сам старшина является тому причиной. Немалую долю внесли и девушки, каждая по-своему. Федот Ефграфович тяжело переживает гибель девушек. Он душевно привязался к каждой из них, каждая из смертей оставила шрам на его сердце. У Васкова была прострелена рука, но у него в разы сильнее болело сердце. Он чувствовал себя виноватым в смерти каждой из девушек. Не потеряв кисета, он, возможно, избежал бы смерти Сони Гурвич; не отправляя натощак Лизу Бричкину и убедительнее заставив ее передохнуть на островке в болоте, тоже можно было бы избежать ее гибели. Но разве можно было знать все это наперед? Никого уже не вернешь. А последняя просьба Риты Осяниной стала настоящим приказом, ослушаться которого Васков просто не посмел. В повести есть момент, когда Васков вместе с сыном Риты возлагает цветы на памятную доску с именами всех пяти девушек-зенитчиц. Жажда мести управляла сознанием Васкова после смерти Риты Осяниной, которая попросила забрать к себе ее маленького сына. Васков впоследствии заменит ему отца.

Сложна история Елизаветы Бричкиной, которая приняла нелепую, но ужасную и мучительную смерть. Лиза - молчаливая, несколько замкнутая в себе девушка. В повести Лиза - мечтательная и спокойная, но в то же время серьезная девушка. Она жила вместе с родителями на кордоне в лесу. Преисполненная чувством надежды на счастье и ожиданием светлого будущего она шла по жизни. Она всегда вспоминала напутствия родителей и обещания ей счастливого «завтра». Попав в отряд зенитчиц, Лиза была спокойной и сдержанной. Ей понравился Васков. Лиза, не раздумывая, попросилась вместе со всеми в отряд по поискам немецких диверсантов. Васков согласился. За все время пути Лиза все больше и больше привлекала внимание Васкова. Он говорил ей: «Ты примечай все, Лизавета, ты у нас человек лесной…»(178). Осознав всю опасность положения, когда вместо двух диверсантов на горизонте показалось шестнадцать, Васков сразу понял, кого пошлет за подмогой. Лиза очень торопилась. Она хотела как можно скорее привести помощь. Всю дорогу она думала о словах Федота Евграфовича и грела себя мыслью, что они обязательно выполнят приказ и споют. Проходя через болото, Лиза испытывала невероятный страх. И это понятно, ведь тогда, когда она вместе со всеми шла, ей в случае чего обязательно помогли бы, а теперь она одна, в мертвом, глухом болоте, где нет ни одной живой души, которая смогла бы ей помочь. Но слова Васкова и близость «заветного пня»(201), который был ориентиром для Лизы, а значит твердой землёй под ногами, разогрели душу Лизы и подняли ее настроение. Но автор решает совершить трагический поворот событий. Попытки выбраться и истошные крики о помощи оказываются тщетными. И в тот момент, когда наступило последнее мгновение в жизни Лизы, появляется солнце, как обещание счастья и символ надежды. Всем известна поговорка: надежда умирает последней. Так и случилось с Лизой. «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила… И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё…»(202)

Ненужной была смерть Сони Гурвич, которая, стремясь сделать доброе дело, погибает от вражеского клинка. Студентка, готовившаяся к летней сессии, вынуждена сражаться с немецкими оккупантами. Она и ее родители были еврейской нации. В ту группу, которую набрал Васков, Соня попала потому, что знала немецкий язык. Как и Бричкина, Соня была тихоней. Ещё она любила стихи и часто их читала вслух, либо самой себе, либо своим товарищам.

Васков обронил свой памятный кисет с табаком. Соня поняла его переживания по поводу потери и решила помочь ему. Вспомнив, где она видела этот кисет, Соня побежала на его поиски. Васков шепотом приказал ей вернуться, но Соня уже не слышала его. Схвативший ее немецкий солдат вонзил ей в грудь нож. Решив сделать доброе дело своему начальнику, Соня Гурвич ушла из жизни.

Гибель Сони была первой потерей отряда. Именно поэтому все, особенно Васков, восприняли ее очень серьезно. Васков винил себя в ее смерти. Но ничего сделать уже нельзя было. Ее похоронили, а Васков снял с ее кителя петлицы. Такие же петлицы он снимет в последствие со всех кителей погибших девушек.

Следующие три персонажа можно рассмотреть одновременно. Это образы Риты Осяниной (девичья фамилия Муштакова), Жени Комельковой и Гали Четвертак. Три эти девушки всегда держались вместе. Юная Женя была невероятно хороша собой. «Хохотушка» имела тяжелую историю жизни. На ее глазах была убита вся семья, погиб любимый человек, поэтому у нее были свои личные счеты с немцами. Она вместе с Соней попали в распоряжение к Васкову несколько позже остальных, но тем не менее они сразу влились в коллектив. С Ритой у нее тоже не сразу вышла дружба, но после душевной беседы обе девушки увидели в себе хороших подруг. Женя с последними патронами стала уводить немцев от раненной подруги, дав время Васкову помочь Рите. Женя приняла героическую смерть. Она не боялась умереть. Ее последние слова означали, что убив одного солдата, пусть даже девушку, они не перебьют весь Советский Союз. Женя буквально выругалась перед смертью, выложив все то, что у нее наболело.

Невзрачную Галю они тоже приняли к себе в «компанию» не сразу. Галя показала себя как хороший человек, который не предаст и последний кусок хлеба отдаст товарищу. Сумев сохранить тайну Риты, Галя стала одной из них.

Юная Галя жила в детском доме. На фронт она попала обманом, соврав про свой возраст. Галя была очень робкой. С раннего детства лишенная материнского тепла и заботы. Она придумывала истории про свою мать, веря, что она не сирота, что мать вернется и заберет ее. Все смеялись с этих историй, а несчастная Галя старалась придумать другие истории, чтобы позабавить других.

Смерть Гали можно назвать глупой. Поддавшись испугу, она срывается с места и с криком бежит. Немецкая пуля моментально ее настигает, Галя гибнет.

Рита Осянина за свои девятнадцать лет успела побывать замужем и родить сына. Ее муж погиб в первые дни войны, но об этом она не знала и всё время его ждала. Рита сама ушла в зенитчицы, желая отомстить за мужа. Рита по ночам стала убегать в город к сыну и больной матери, возвращаясь под утро. Однажды таким же утром Рита и наткнулась на диверсантов.

Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Б. Васильев очень точно передает состояние молодой двадцатилетней девушки, прекрасно осознающей, что рана ее смертельна и что, кроме мучений, её ничего не ждет. Но при этом её заботила только одна мысль: она думала о маленьком сыне, понимая, что ее робкая, болезненная мать вряд ли сможет вырастить внука. Сила Федота Васкова в том, что он умеет найти в нужный момент самые точные слова, поэтому ему можно верить. И когда он говорит: «Не тревожься, Рита, понял я все»(243), становится ясно, что он действительно никогда не бросит маленького Алика Осянина, а скорей всего усыновит его и воспитает честным человеком. Описание смерти Риты Осяниной в повести занимает всего несколько строк. Вначале тихо прозвучал выстрел. «Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала».(243)

Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах». Война - явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрываются ниточки»(214). Будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете... Мы разыскали могилу - она за речкой, в лесу... А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы...».(246) В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны - не женское лицо».

Б.Л. Васильев в своей повести «А зори здесь тихие…» создал образную систему персонажей. Образ главного героя старшины Васкова раскрывается при взаимодействии с героинями повести. Эти сопоставление позволяет показать внутренний мир героев.

Департамент образования и науки Приморского края

краевое государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Владивостокский судостроительный колледж»

"А зори здесь тихие…"

Методическое указание

Методическое указание «Урок - ролевая игра по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие…" » составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Русский язык и литература» для студентов 2 курса всех специальностей.

Планируемые результаты …………………………………………………4

Ход урока…………………………………………………………………...7

Приложение А «Сценарий для постановки повести»…………………..33

Приложение Б «Вопросы для викторины»…………………………..….43

Список использованных источников…………………………………....45

Урок - ролевая игра по повести Бориса Васильева

"А зори здесь тихие…"

Целевая аудитория: группа 24-125
Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты :

          В процессе подготовки и в ходе самой ролевой игры углубляются знания обучающихся, расширяется круг источников постижения нового.

          Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как студент побывал в роли участника событий прошлого.

          Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность обучающихся.

          Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения студентов и преподавателя становятся равнозначными, так как сам преподаватель оказывается в роли зрителя.

          Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.

          Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.

          Ролевая игра дает возможность отличиться каждому студенту, даже не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний преподавателя и одногруппников.

          Для преподавателя такие формы работы дают возможность накопить наглядный материал для последующих уроков.

Образовательная цель

    анализировать художественные произведения;

Развивающая цель

    показать возможность использования самостоятельной работыстудентов при подготовке к уроку (опережающие задания) и при изучении нового материала (на уроке);

    показать организацию коллективной работы студентов при изучении

нового материала, сочетание индивидуальной, групповой, коллективной работы студентов;

    показать применение компьютерной поддержки при проведении занятия;

Воспитательная цель

Задачи образовательные:

    расширить знания обучающихся о ВОВ;

    показать многообразие творческой манеры писателя;

    активизировать познавательную деятельность обучающихся (через

создание ситуации для поиска материала, обработки, творческого нестандартного подхода к представлению материала);

    обучать образцовой речи, умению комментировать и делать

филологический анализ, уделяя внимание языку художественной литературы;

    формировать у студентов готовность к информационной учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

Задачи развивающие:

    развивать творческие, коммуникативные качества (через организацию

работы в группах);

    развивать познавательные способности обучающихся через знакомство с современными компьютерными технологиями;

Задачи воспитательные:

Родине, культуре и родному языку;

    формировать духовно-нравственные и социальные ценности,

гражданскую активность;

    учить осознавать проблемы окружающего микромира.

Оборудование

Портрет писателя, выставка его книг, иллюстрации учеников к повести, плакат И. Тоидзе «Родина – мать зовет», стенд «Женщина и война», компьютер, телевизор, колонки, проектор, декорации к сценке.

Подготовительная работа.

    Планирование игры.

    Работа со студентами:

    сообщение темы, даты проведения ролевой игры,

    распределение ролей и заданий,

    разбивка на группы,

    знакомство с планом игры,

    объяснение целей и ожидаемых результатов,

    репетиции,

    изготовление необходимых дидактических материалов

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Урок начинается с показа кинокадров о войне. Звучат проникновенные слова Левитана:

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!

Учитель . С этой верой советские люди прошли самую страшную войну, которую когда-либо переживало человечество. За правое дело, за то, чтобы наш народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы советских людей. Нет, этого нельзя забыть!

2. Основный этап.

    Определение темы урока.

Тема нашего урока: «У войны не женское лицо» по повести Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие».

Сегодня у нас не простой урок, сегодня мы с вами примерим на себя роли бойцов ВОВ, попытаемся понять, чем близки нам сегодняшним героини повести « А зори здесь тихие». Каждый из нас мог оказаться на месте любой из них. Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь.

Учитель читает стихотворение С. Щипачева «Павшим»

Павшим

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

что умерли они?

Была б кощунственной моя

тоскливая строка

о том, что вот старею я,

что, может, смерть близка.

Я мог давно не жить уже:

в бою, под свист и вой,

мог пасть в соленом Сиваше

иль где-то под Уфой.

Но там упал ровесник мой.

Когда б не он, как знать,

вернулся ли бы я домой

обнять старуху мать.

Кулацкий выстрел, ослепив,

жизнь погасил бы враз,

но был не я убит в степи,

где обелиск сейчас.

На подвиг вновь звала страна.

Солдатский путь далек.

Изрыли бомбы дочерна

обочины дорог.

Я сам воочью смерть видал.

Шел от воронок дым;

горячим запахом металл

запомнился живым.

Но все ж у многих на войне

был тяжелее путь,

и Черняховскому - не мне -

пробил осколок грудь.

Не я - в крови, полуживой,

растерзан и раздет,-

молчал на пытках Кошевой

в свои шестнадцать лет.

Пусть всех имен не назову,

нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

что умерли они?

Чем им обязан - знаю я.

И пусть не только стих,

достойна будет жизнь моя

солдатской смерти их.

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…». Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женщина на войне… Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых.

В роли женщины - фронтовички Катерина Строганова

Женщинам-фронтовичкам посвящается
Война и женщина – слова несовместимы,
Но жизнь диктует нам свои права.
И сколько их, любимых, нежных, милых,
Та страшная година унесла.

Хрупка, тонка и в самом нижнем чине,
Ты на войне творила чудеса.
Была поддержкой сильному мужчине,
С тобою рядом слабым быть нельзя.

Ты сколько сильных вырвала у смерти,
Тебя запомнит тот, кого спасла,
Мы понимаем, что ты испытала,
За что награды Родина дала.

Радисткой, санитаркой, партизанкой
И лётчицей отважною была.
Везде нужна: на суше и на море –
Ты шла туда, куда звала страна.

Война для всех – суровая година,
В тылу, в плену война для всех – война.
Мы пропоём тебе отдельно славу:
Ты фронтовичкой, смелою была!)

    Введение в тему урока

Учитель . Дома вы должны были прочитать повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Но что нам известно об авторе произведения? Борис Васильев сам в свое время воевал, защищая родину во время ВОВ. Он был свидетелем тех ужасов и смог детально и правдоподобно воссоздать страшные моменты того времени в своих произведениях. Давайте поговорим немного о биографии писателя.

В роли биографов выступят Ольга Лубань, Ирина Первушкина

(По биографии Б.Васильева краткий конспект запишите себе в тетрадь).

Учитель. Откройте тетради, перед вами кроссворд по биографии Б. Васильева, постарайтесь сами отгадать его (самостоятельная работа).

В Великой Отечественной войне организовались целые отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы сегодняшний наш урок.

Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

Учитель . Погибли девушки, почти ваши ровесницы. «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним, девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными - их современницами. И в то же время - девочками тридцатых годов», - так обращается писатель к своим юным читателям.

Как вы считаете, можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?

На одной из читательских конференций Б. Васильев сказал: « Надо иметь в виду, что речь идет о немецких десантниках, тогда еще не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один старшина и пять неопытных девочек. Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдают свою жизнь».

Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать.

«…И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия» (Читает отрывок «Что, взяли?…Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!…А - не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!…Лично каждого убью, лично…»

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Учитель . Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…

Оля Лубань в роли дочери, плененной немцами

ПИСЬМО
Март, 12, Лиозно*, 1943 год.
Папулечка! С немецкой я неволи
пишу письмо. Вложу его в конверт.
Запрячу в печке весточку о доле...
Тебе прощальный, папенька, привет!
Пятнадцать мне исполнилось сегодня.
А сколько натерпелась бед в плену!
Но даже в этой мрачной преисподней
былое вспоминаю до минут...
Как весело встречали дни рожденья,
Как пели мы с тобою в унисон.
Читала наизусть стихотворенья,
а гости танцевали вальс-бостон...
Ну, а сейчас я на скелет похожа.

На шее номер, платье в лоскутах.
Спина в рубцах. Обветренная кожа.
И кровь спеклась на тоненьких устах.
Рабынею у Шерлона-барона.
Работаю из сил последних я.
А ем с корыта с Розою и Ноной:
"Русс был и будет грязная свинья!"
И убегала много раз из плена,
но дворник возвращал меня опять.
За наказаньем - голод шел на смену.
Теперь мне больше нечего терять.
А маму не ищи - убили звери,
когда узнать пытались о тебе.
Хлестали по лицу, словам не веря,
И застрелили в нашей же избе.
Сегодня сообщили весть плохую,
Что увезут в Германию меня

Не вынести мне долюшку лихую!
Не встретить мне и завтрашнего дня.
Не стану прозябать я на чужбине-
Уж лучше смерть в родимой стороне…
Прощай, мой добрый папенька! -

Отныне
Громи фашистов, помня обо мне!

Я верю, что отыщется конверт,
Когда-нибудь прочтешь ты мой привет....

    Формирование новых понятий.

Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с новым понятием литературная критика. Литературная критика - род литературно-творческой и литературно-коммуникативной деятельно­сти, направленной на понимание и оценку по преимуществу совре­менных словесно-художественных произведений.

Критика (от греч. kritike-разбор, обсуждение какого-либо предмета, явления, поступка) - род социальных отношений, пред­полагающих высказывания порицательного свойства об избранном объекте.

В роли литературных критиков по произведению «А зори здесь тихие…» выступят Елена Котова, Александра Русинова .

    Физ. минутка

Учитель. Устали? Предлагаю немного отвлечься и размяться.

В роли физоргов Щедрина Cаша и Аня Шустова.

    Комментированное чтение и разбор повести по вопросам.

    Как вы думаете, почему повесть названа «А зори здесь тихие...?»

Чтение эпилога, стр. 97 .

Вывод учителя. Слишком дорогой ценой досталась эта тишина. Они все хотели жить, но погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори-то здесь тихие». Неизмеримо высока цена тишины - пять молодых женских жизней брошено в пучину смерти... Но смертны ли они?

    Где и когда происходит действие повести?

Май 1942 г. 171 разъезд, где-то между Мурманском и Ленинградом.

    Назовите главных героев повести:

Старшина Васков Федот Евграфович, Рита Осянина, Женя Комель-кова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, Соня Гурвич.

    Как ведётся повествование в первых главах повести?

Первые главы повести рисуют почти идиллическую картину мирного военного быта. Война где-то вдали; здесь же, на 171-м разъезде, тишина и безделье. Патриархальным образом устроился превратившийся в «писателя» комендант разъезда старшина Васков.

Прибытие на разъезд в распоряжение старшины девушек-зенитчиц ещё более настраивает читателя на весёлый лад. Складывается комическая, озорная ситуация - и Васильев щедро вводит в повествование юмористические штрихи, подшучивая над незадачливым и простодушным комендантом, тщетно пытающимся в сложившихся обстоятельствах действовать по уставу.

    Дайте характеристику Ф. Е. Васкова.

    коротко расскажите историю жизни Васкова;

    как ведёт себя Васков с девушками.

Обобщение учителя. Васков, бесспорно, наиболее удавшийся герой повести - его стержень и фундамент. Хотя Васков сначала фигура больше комическая, но это комизм особого рода, ситуативный, так как в самом герое нет ничего смешного и могущего спровоцировать даже улыбку. Он жертва обстоятельств, и жертва невинная.

Хмурому старшине Федоту Евграфовичу Васкову немногим более 30 лет. Но в глазах окружающих - и не только девушек, бойцов его отряда - он старичок, «пенёк замшелый», «медведь глухоманный». Стариком чувствует себя и сам Васков, оглядываясь на прожитые годы.

С 14 лет он кормилец в семье. А в армии он уже давно. После семейной драмы и смерти сына он помрачнел, замкнулся, перестал улыбаться, но не озлобился на мир, не стал мизантропом и женоненавистником. В угрюмом старшине неисчерпаемый запас душевного тепла, вот только разглядеть эту «вторую» натуру Васкова нелегко - жизнь его обожгла и серьёзно потрепала, напоила горечью обид и утрат.

Комментированное чтение (стр. 66 гл. 9, стр. 74 гл.10, стр. 79 -гл.11, стр. 87-гл. 12)

Васков с честью выполнил свой долг перед Родиной. Всё, что в его силах, сделал он для того, чтобы уберечь от смерти своих насмешливых юных красноармейцев, с которыми он за время труднейшей экспедиции сросся душой, исполняя и командирские, и отцовские обязанности. Вот только тщетными оказались все его усилия, энергия, огромный жизненный опыт.

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. Друнина). Как вы понимаете эти слова?
Своеобразие сюжета. Что важнее для автора событие или переживание?
Есть ли смысл в подвиге? Во имя чего человек идёт на подвиг?


Кто знает, были ли экранизации у повести, и если были, то сколько?

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» была опубликована впервые в 1969-м. В 1972-м на экраны выпустили экранизацию, поставленную Станиславом Ростоцким , которая, как и книга, получила всенародное признание - надо сказать, вполне заслуженно. Десять лет назад зрителям представили многосерийный телевизионный ремейк российско-китайского производства, а теперь на экраны вышла еще одна полнометражная лента, снятая Ренатом Давлетьяровым

Внимание на экран, перед вами фрагменты из современной экранизации повести (клип).

Обобщение учителя. Итак, мы подходим к самому главному. К истокам подвига. И это не простой вопрос. На войне были всякие. Сильные, мужественные, отдавшие свои жизни... Были, к сожалению, и другие - трусы, предатели...

Девушки обладали силой духа. А это зависит от предшествующей жизни человека.

Домашним заданием для было вжиться роли персонажей повести.

    Инсценировка сценки

(Студентки играют сценку из произведения)

Сценарий театрализации

«А зори здесь тихие»

/по одноименной повести Б. Васильева/

Действующие лица:

Война – Маша Бондаренко

Старшина Васков – Олег Гладких

Рита Осянина – Ольга Лубань

Женя Комелькова- Ксения Игнатьева

Лиза Бричкина- Елизавета Кузьминина

Галя Четвертак – Ирина Первушкина

Соня Гурвич - Екатерина Строгонова

Чтецы /2 чел./ - Лена Котова, Александра Русинова

Пролог.
Занавес открывается.


Голос за кулисами:

Такою все дышало тишиной,




Выходят Война и Васков.
Война:

Я- многоликая война.

И в то же время непохожи…
Васков:

Я - старшина Васков,

Я - комендант разъезда,

Я старшим был в семье,

И старшим здесь пришлось.
Война:

В тылу его осталась мать,

А братья- все под Брестом,

В далеком сорок первом

Им нелегко пришлось.
Васков:

Я жить стараюсь по уставу,

Но не выходит иногда.

Мой взвод- сопливые девчонки,

Им двадцать лет едва-едва.
Война :

Но мой закон ко всем нещаден,

И погибают прежде те,

Которых лучшими считают
Васков:

На этой проклятой войне!

Девчонки, милые девчонки,

Их было пятеро, красивых…
Война:

Но всех- один по одному-


Васков:

Когда пришел сраженья час,

Про юность вы свою забыли.

Земля стонала и рвалась,

А зори тихие здесь были…


Звучит музыкальная тема Осяниной / «Счастье мое», муз. Е.Розенфельда/. Выходит Рита Осянина:



Звучит музыкальная тема Камельковой / «В парке Чаир, сл. П. Арского», муз. Е.Листова/.
Выходит Женя Комелькова:



Выходит Лиза Бричкина:

Лиза уходит вглубь сцены.

Выходит Галя Четвертак:

Я- Галя Четвертак, Эту фамилию дали мне в детском доме. Всю жизнь я мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. А потом я решила влюбиться. Придумала себе жениха, и весь детский дом был вскоре наводнен записками, письмами, слезами, свиданиями. Нет, вы не думайте, я не врала! Я просто мечтала!

Галя уходит вглубь сцены. Выходит Соня Гурвич:


Соня уходит вглубь сцены.


Васков:

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Да зеленые крылья погон…

Мы сведем с ними счеты потом.

Что идете войной наугад…





Васков:

Бричкина:


Бричкина возвращается назад.

Васков:

Гурвич:

Я подожду, я подожду,

Теперь мне некуда спешить.

«О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!»
Соня возвращается назад.

Васков:


Четвертак:


Галя возвращается назад.


Васков:


Комелькова:

Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать.

Час ожидания атаки.

Был бой короткий, а потом

Лежала я под синим небом.

Неужто все? Неужто все?

Из нас еще никто и не жил…



Васков:

Осянина:

О чем – то мне скажешь,

Но я не услышу.

Васков:

Спрошу – не ответит,

А нас рядом двое.

Осянина:

Один только дышит.
Васков:

Я знаю, не встанет,

Я все понимаю.

Зачем же я хлеб

На две части ломаю?

Финал.

Звучат позывные звуки трубы.

Выходят два чтеца.
1-й чтец:


2-й чтец:

Но никогда под русским небом

Трава забвенья не взойдет!

    Закрепление пройденного материала (викторина)

    Рождённые в годы глухие

Пути не помнят своего.

Забыть не в силах ничего.

Невозможно переоценить воспитательное значение литературы о войне Лучшие произведения советских писателей заставляют нас постигать величие и красоту патриотизма, задуматься над кровавой платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли, постигать «какою ценой завоевано счастье победы и обретен мир.

Это небольшая повесть не может оставить равнодушным и ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.

    Рефлексия

    Высказывание по прочитанному произведению

1. Что вы чувствовали, когда читали повесть?

2. Какая сцена или эпизод взволновали (понравились) вам? (зачитать).

3. Нравственный выбор человека на войне. Что является мерой ценности человека на войне?

Сочинение- рассуждение на тему «Война. 70 лет спустя…»

    Выставление оценок.

    Прощание.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Сценарий театрализации
«А зори здесь тихие»

/по одноименной повести Б.Васильева/

Действующие лица:

Старшина Васков

Рита Осянина

Женя Комелькова

Лиза Бричкина

Галя Четвертак

Соня Гурвич

Чтецы /2 чел./
Пролог.
Занавес открывается.
На заднике сцены- восходящее солнце, силуэты сосен и берез.
Звучат звуки выстрелов и канонады.
Голос за кулисами:

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Каких-то пять минут осталось!
/С.Щипачев, «22 июня 1941 года» /
Звучит мелодия песни «Священная война»/ муз.А.Александрова/
Выходят Война и Васков.
Война:

Я- многоликая война.

Пятнадцать тысяч раз я приходила к людям.

И все они похожи друг на друга,

И в то же время непохожи…
Васков:

Я - старшина Васков,

Я - комендант разъезда,

Я старшим был в семье,

И старшим здесь пришлось.
Война:

В тылу его осталась мать,

А братья- все под Брестом,

В далеком сорок первом

Им нелегко пришлось.
Васков:

Я жить стараюсь по уставу,

Но не выходит иногда.

Мой взвод- сопливые девчонки,

Им двадцать лет едва-едва.
Война :

Но мой закон ко всем нещаден,

И погибают прежде те,

Которых лучшими считают
Васков:

На этой проклятой войне!

Девчонки, милые девчонки,

Их было пятеро, красивых…
Война:

Но всех- один по одному-

Их смерть безжалостно скосила.
Васков:

Когда пришел сраженья час,

Про юность вы свою забыли.

Земля стонала и рвалась,

А зори тихие здесь были…

Эпизод 1. «Ах, война, что ты сделала, подлая?»
Война и Васков уходят за кулисы. Звучит музыкальная тема Осяниной / «Счастье мое», муз.Е.Розенфельда/. Выходит Рита Осянина:

Я - Рита Осянина. Из всех довоенных событий самое дорогое для меня- школьный вечер встречи с пограничниками. Именно в этот день я познакомилась со своим будущим мужем - застенчивым лейтенантом Осяниным. Мы вместе танцевали вальс, и он пошел провожать меня домой…

А потом были письма. По субботам- его короткие, а по воскресеньям- мои длинные.

Мы поженились. И тогда я не знала, что 22-го – война, а 23-го я стану вдовой.
Рита уходит вглубь сцены и становится спиной к залу.
Звучит музыкальная тема Камельковой / «В парке Чаир, сл. П.Арского», муз. Е.Листова/.
Выходит Женя Комелькова:

Я – Комелькова Женя. Помню, как однажды я приехала к отцу на учения – он у меня военный. Иду, а навстречу мне полковник. Господи! Высокий, русоволосый, кареглазый!

Я так и замерла. А он мне: «Разрешите познакомиться?». А я ему: «Разрешаю. Женя Комелькова». А он мне: «Не хотите на лошадях покататься?». А я ему: «Отчего же? Можно». А он мне: «А вы всегда такая веселая?». А я: «Всегда!». Так и влюбилась.

Но пришла война, и распорядилась по-своему: я теперь одна. Одна на всем белом свете. И мне почему-то совсем не весело…
Женя уходит вглубь сцены, становится рядом с Осяниной.
Звучит музыкальная тема Бричкиной / «Грустные ивы», сл. А.Жарова, муз. М.Блантера /.

Выходит Лиза Бричкина:

Меня зовут Лиза Бричкина. Все свои 19 лет я прожила в ожидании счастья, которое так ко мне и не пришло… Сначала я ждала возвращения в школу, которую бросила из-за болезни матери, потом- свиданий с подружками, потом- редких свободных вечеров на пятачке, возле клуба. Потом ждала, что придет Он, которого я буду любить всю жизнь, потом…

Потом ждать стало нечего: война.

Лиза уходит вглубь сцены. Звучит тема Четвертак / «У Черного моря», сл. С.Кирсанова, муз. И. Табачникова /.

Выходит Галя Четвертак:

Я - Галя Четвертак, Эту фамилию дали мне в детском доме. Всю жизнь я мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. А потом я решила влюбиться. Придумала себе жениха, и весь детский дом был вскоре наводнен записками, письмами, слезами, свиданиями. Нет, вы не думайте, я не врала! Я просто мечтала!

Война меня застала на третьем курсе библиотечного техникума. Она разрушила все мои мечты.

Галя уходит вглубь сцены. Звучит музыкальная тема Гурвич / «Утомленное солнце», муз. Ю.Петербургского, сл. И.Альвека/ Выходит Соня Гурвич:

Я - Соня Гурвич, бывшая студентка второго курса Минского университета. Вместо танцев я бегала в «читалку» и в театр. Как память о довоенной жизни у меня осталась только эта тоненькая книжечка со стихами Блока. Ее подарил мне очкастый сосед по лекциям, с которым я провела единственный вечер в парке имени Горького.

А потом я надела форму и сапоги на два размера больше.
Соня уходит вглубь сцены.
Звучит мелодия песни Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».
Девушки, повернувшись лицом к зрителю, медленно танцуют.
Васков:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

Вместо свадеб – разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги.… Ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают. Что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.
Эпизод 2. «Они легли на поле боя, жить начинавшие едва».
Девушки останавливаются, поворачиваются спиной к зрителю.
Звучит мелодия из оперы К.Молчанова «Зори здесь тихие».
Васков:

Но они не вернулись.… На 171-й разъезд пришел я один. Пять девчонок, всего только пять! А ведь справились, не пропустили гадов! И кто? /Бричкина поворачивается и идет на авансцену/.

Лиза Бричкина, родная душа. Она первая погибла. В болоте утонула. Не дошла до наших за подмогой, не смогла. А ведь мы даже как следует и не простились. Все думал, успеется. Как же так, Лизавета?

Бричкина:

Торопилась я очень, все хотела успеть,

И, как вы обещали, с вами песню допеть.

Я ведь вас полюбила.… Ах, зачем эта смерть?

Торопилась я очень, все хотела успеть…
Бричкина возвращается назад.
Соня Гурвич начинает движение на авансцену.
Васков:

А Соня Гурвич? Зачем я при ней про свой забытый кисет сказал? А она, легкая, как птица, вспорхнула: «Я принесу, я знаю, где он лежит!». Даже остановить не успел. Какое там, только сапоги затопали…

Никогда не забуду ее предсмертный крик, крик раненой птицы. Два удара ножом. Полежи тут, Сонечка, я сейчас вернусь!

Гурвич:

Я подожду, я подожду,

Теперь мне некуда спешить.

/Открывает томик стихов А.Блока и читает/

«О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!»
Соня возвращается назад.
Из глубины сцены начинает движение Галя Четвертак.
Васков:

Галина Четвертак. Четвертачок. Я так и не узнал, как себя с ней вести. Маленькая, хрупкая, с неудачным первым боевым крещением. Испугалась. Немцев испугалась, и не смогла удержаться – побежала.

Коротко ударил автомат. С десяти шагов ударил в тонкую, напряженную спину.

Четвертак:

Я так мало успела в этой жизни прожить,

Я так много мечтала верить, ждать и любить.

Я так сильно боялась, что в войне этой сгину.

Почему мне досталась эта очередь в спину?
Галя возвращается назад.

Из глубины сцены подходит Женя Комелькова.
Васков:

Женя Комелькова. Красавица, Погибла, отводя немцев от раненой Осяниной. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась: ведь это так глупо умирать в 19 лет. А немцы ранили ее вслепую, и она могла бы затаиться, переждать и уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, не пытаясь убежать, и … пела.

Немцы добили ее в упор, а потом смотрели на ее и после смерти прекрасное лицо.
Комелькова:

Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою –

Час ожидания атаки.

Был бой короткий, а потом

Лежала я под синим небом.

Неужто все? Неужто все?

Из нас еще никто и не жил…
/С. Гудзенко, «Перед атакой», в обработке/
Женя возвращается назад, в глубину сцены.
На авансцену начинает движение Рита Осянина.
Васков:

Осянина Рита. Смертельно раненая осколком гранаты, застрелилась, боялась стать обузой, глупая.

Я к ней подойду и шинелью укрою.

Осянина:

О чем – то мне скажешь,

Но я не услышу.

Васков:

Спрошу – не ответит,

А нас рядом двое.

Осянина:

Один только дышит.
Васков:

Я знаю, не встанет,

Я все понимаю.

Зачем же я хлеб

На две части ломаю?
/Ю.Воронов, «Трое», в обработке/
Финал.
/По мотивам стихотворений С.Куняева, Р. Казаковой «На фотографии в газете». Р. Гамзатова «Клятва сыновей»/
Звучат позывные звуки трубы.
Васков уходит за кулисы, девушки шеренгой идут на авансцену.
Выходят два чтеца.
1-й чтец:

Они легли на поле боя, жить начинавшие едва.

И было небо голубое, была зеленая трава.
2-й чтец:

А мать-и-мачеха цветет, и сон-трава

Мохнатым зевом росу мерцающую пьет.

Но никогда под русским небом

Трава забвенья не взойдет!

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Вопросы для викторины

    Для общения между бойцами в лесу в случае обнаружения противника или «чего непонятного» Васков придумал определенные сигналы. Что это за сигналы? (Два кряка -внимание, вижу противника, три кряка -все ко мне)

    Старшина Васков был сверхсрочником. А за что он получил орден? (За разведку)

    Почему у Гали Четвертак была такая необычная фамилия? (Она была подкидышем. Фамилию дали в детском доме: потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше)

    Что придумали девчата для того, чтобы направить немцев в обход, вокруг Легонтова озера? (Нужно создать шум, прикинуться лесорубами)

    «Дорогому защитнику Родины». Где были написаны эти слова? (На кисете старшины Васкова)

    В каком техникуме до войны училась Галя Четвертак? (В библиотечном)

    Что соорудили Гале Четвертак вместо утопленного в болоте сапога? (Чуню)

    Назовите озеро, куда двинулись Васков и пять девушек-бойцов? (Вопь-озеро)

    «...Над дальним лесом с криком перелетали птицы». Какие это были птицы, и почему они кричали? (Сороки, вспугнутые немцами)

    Куда держали путь немцы, которых обнаружила в лесу Рита Осянина? (На Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал)

    Рита Осянина видела немцев «в количестве двух», как сказал Васков. А сколько немцев было на самом деле? (16)

    «От левой косы Синюхина гряда начинается. С другой стороны эту гряду второе озеро поджимает...» Как оно называется? (Легонтово, названное так по имени монаха Легонта)

    О ком идет речь: «...Остренькое, некрасивое, но уж очень серьёзное личико...»? (О Соне Гурвич)

    Сколько лет было старшине Васкову? (32 года)

    Рождённые в годы глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего.

Стихи этого поэта читала Соня Гурвич? (Александра Блока)

    Как назвал Васков «дубину какую-то», по определению Комельковой, при помощи которой идут через топь? (Слега)

    Откуда была родом Лиза Бричкина? (С Брянщины)

    Как погибла Соня Гурвич? (Побежала за кисетом Васкова и натолкнулась на немцев)

    Какую должность занимал старшина Васков? (Комендант разъезда)

    «А немцы ранили её вслепую, сквозь листву, и она могла затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лёжа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо...» О какой из героинь повести идёт речь? (О Жене Комельковой)

    В какую руку был ранен старшина Васков? (В левую)

Список литературы

    Алексиевич С. А. У войны не женское лицо. Последние свидетели: повести / С. А. Алексиевич. - М. : Сов. писатель, 1988. – 367 c.

    Васильев Б. Л. А зори здесь тихие…: повесть / Б. Л. Васильев. - М. : Сов. писатель, 1977. – 144 с.

    Друнина Ю. Стихотворения. – М.: ЭКСМО, 2004.

    Егорова Н.В., Золотарёва Поурочные разработки по русской литературе. XX век. – М.: ВАКО, 2003.

    Крамской В.Л. Юность, опаленная войной. - Старый Оскол: РОСА, 2010

Литературно-музыкальная композиция «А зори здесь тихие»

по произведению Б. Васильева

Цель:

    воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;

    прививать нравственно-эстетические качества, чувство любви к родному краю.

Задачи:

    расширение знаний учащихся о героической истории нашего народа;

    воспитание уважительного отношения к старшему поколению, развитие интереса к песням военных лет;

    формирование активной жизненной позиции посредством музыкальных образов.

Оборудование: выставка книг, аудиозаписи песен о войне, фильм “А зори здесь тихие”, на столе в вазах цветы, свечи, костюмы для инсценировок (гимнастерки, пилотки, сапоги, брюки, юбки, бинокли), палатка, гармонь, изображение костра.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Ход мероприятия

    Звучит песня на слова Р.Гамзатова “Журавли”.

ВЕДУЩИЙ (на фоне музыки):

70 лет прошло, как отгремели салюты Победы, как вернулись домой солдаты великой войны, но “не утихает наша память о тех, кто был убит войной”. Мы в вечном долгу перед теми, кто пал на полях сражений, кто ушёл, “не долюбив, не докурив последней папиросы”, кто свою юность и жизнь положил на алтарь Отечества. И сегодня мы поговорим о тех женщинах, девушках, которые сменили туфельки на солдатские сапоги, платьишки – на шинели и ушли в блиндажи.

Перед нами повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие”, написанная почти 30 лет назад. Спектакли по повести были поставлены во многих театрах страны и за рубежом. Экранизация, осуществлённая режиссёром С. Ростоцким, обошла многие экраны мира. А интерес к повести не ослабевает. Есть в этом небольшом произведении то, что не оставляет равнодушным ни взрослого, ни подростка – трагическая судьба девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, рассказ о том, какой ценой досталась нам победа. Книга эта печальная и даже трагичная, она растревожила нашу душу, заставила о многом думать. И мы сегодня пройдём болотистыми тропами вместе со старшиной Васковым и пятью юными зенитчицами, примем с ними неравный бой. Но сначала – прослушаем диалог писателя с журналистом.

    Диалог писателя с журналистом

ЖУРНАЛИСТ . Борис Львович, вы - автор всемирно известный, лауреат Государственной премии, человек, много повидавший и испытавший. Что вы думаете о нашем поколении:

ПИСАТЕЛЬ. Детство – единственная страна, где все талантливы. Бездарных детей не бывает. Но удивительное дело: отсюда, из этой прекрасной, удивительной страны, все почему-то бегут, рвутся, спешат уйти. Хотят стать взрослыми. Скорее. Завтра, немедленно.

ЖУРНАЛИСТ . Борис Львович, как складывалась ваша писательская судьба, какие жизненные обстоятельства сильно на вас повлияли?

ПИСАТЕЛЬ. Моя судьба тесно слита с молодым поколением. Мы, родившиеся сразу после гражданской войны, минуя всякую молодость, шагнули прямо из детства на фронты Великой Отечественной войны. С этого началась для меня военная тема. Я был и кавалеристом, и пехотинцем, и десантником, и пулемётчиком, и танкистом. Воевал я недолго, но увидел и пережил многое.

Не написать я не мог: у меня был долг перед теми, кто погиб, кто остался там. Этот долг существует, никуда от него не денешься, когда принадлежишь к поколению “ лёгших под танки”

ЖУРНАЛИСТ . Как вы относитесь к теме “Женщины на войне”?.

ПИСАТЕЛЬ. Понимаете, когда на фронте гибнут мужчины, это больно, горько, страшно, что хотите, но это естественно. Долг мужчины издревле – защищать Родину ценою собственной жизни. Это долг. Но когда погибают девушки – это уже не война. Это убийство. Повесть “А зори здесь тихие” написана об убийцах. Это – главная мысль.

ЖУРНАЛИСТ. Многие ваши книги экранизированы. Как живётся вашим героям на экранах?

ПИСАТЕЛЬ. Скажу честно: я очень люблю, когда по моим книгам ставят фильмы. Потому что я прекрасно понимаю, как занят современный человек. Не всякий прочтёт книгу, поэтому я с радостью отношусь к возможности высказаться на языке массового искусства.

Печально другое. Многие школьники, сберегая своё время, пишут сочинения. Не читая книг, а посмотрев фильм. Значит, знакомство с писателем не состоялось.

ВЕДУЩИЙ. И сегодня перед нами синтез двух искусств – художественное произведение и кинофильм С. Ростоцкого, который многие из вас уже посмотрели.

    Сценка из произведения Б.Л. Васильева “А зори здесь тихие”

Экспозиция

Привет, старичок! Ты там доходишь на работе, а мы ловим рыбешку в непыльном уголке. Комары, проклятые, донимают, но жизнь все едино райская. Старик, давай цыгань отпуск и рви к нам.

Тут полное обезмашинье и безлюдье. Раз в неделю шлепает к нам моторка с хлебушком, а так хоть телешом весь день гуляй. К услугам туристов – два шикарных озера с окунями и речушка с хариусами. А уж грибов!

Сегодня с моторкой приехал какой-то старикан без руки и с ним капитан-ракетчик. Капитана величают Альбертом Федотычем (представляешь?), а своего старикана он именует посконно и домотканно – тятей.

Что-то они тут собираются разыскивать – я не вникал.

Вчера не успел дописать: кончаю утром. Здесь оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете. Альберт Федотыч привез мраморную плиту. Мы разыскали могилу – она за речкой в лесу. Я хотел помочь им донести плиту и – не решился.

А зори – то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые – чистые, как слезы…”.

Сценка (развитие действия)

Слышится музыка природы, поют соловьи (звучит фонограмма). Выходят шесть девушек и старшина Васков.

Васков: Раз, два… левой, левой!

Отделение, стой! Раз, два. Направо!

(выходит чуть вперед и встает перед девушками)

(сдает рапорт)

Кирьянова: Товарищ старшина, 1-ое отделение 3-его взвода 5-ой роты Отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыло в ваше распоряжение. Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.

Васков: Вольно! По порядку рассчитайтесь.

1: Рита Осянина

2: Женя Комелькова

3: Лиза Бричкина

4: Галя Четвертак

5: Соня Гурвич

Васков: Отделение, вольно! Разойдись! 30 минут на отдых. Так, нашли, значит, непьющих… Из расположения без моего разрешения ни ногой…

Рита: Даже за ягодами?

Васков: Ягод еще нет.

Комелькова:

А щавель можно собирать? Нам без приварка трудно, товарищ старшина, отощаем.

Лиза: Ой, Женька, и красивая ты, ну точно русалка.

(Женя расчесывает волосы)

Галя: Женька, с тебя только скульптуру лепить!

Соня: Нет, Женька, тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате.

Кирьянова: Нет, несчастная, ты баба, такую фигуру в обмундирование паковать – это же сдохнуть можно.

Лиза: Послушай, Женька, а как же полковник? Как же ты смогла?

Женя: А вот смогла. Сейчас воспитывать начнешь или после отбоя?!

Галя: На сцену бы тебе… такая баба пропадает!

Девушки рассаживаются. Вместе поют песню:

«Синенький скромный платочек» (Фонограмма)

Васков: Вот и зажили мы…

Рита: (вбегает) Товарищ старшина! Немцы в лесу!

Васков: Так, откуда известно?

Рита: Сама видела. Двое с автоматами.

Васков: Команду – в ружье: боевая тревога!

Все девушки встали в строй

Васков: Отряд, равняйсь, смирно!

Нечего сказать, строй – у одной волосы, как грива, у другой – какие-то бумажки на голове. Вояки! Кто немецкий знает?

Соня: Я знаю.

Васков: Что такое “я”? Докладывать надо!

Соня: Боец Гурвич!

Васков: Как там по-ихнему: “Руки вверх”?

Соня: Хенде Хох!

Васков: Точно! Так, идем на двое суток. Взять сухой паек, патронов 5 обойм, обуться по-человечески, в порядок себя привести. Слушайте боевой приказ! Я решил встретить врага на основной позиции. Противник силою до 2-х фрицев движется в район Вопь-озера. Боевые действия начинать строго по моей команде.

Разойтись по позициям!

(звучит фонограмма. Музыка природы с чириканьем сороки )

Рита: Птицы кричат!

Васков: Сороки-белобоки. Значит, идет кто-то. Не иначе гости.

Рита: Ой, товарищ старшина – 3, 5, 8, 10, 16!

Васков: Вижу!

Рита: Если б только знали – 6 против 16.

Лиза: Значит, мне сейчас идти?

Васков: Дуй, Лизавета Батьковна. Сообщи нашим.

Лиза убегает. (стреляет пулеметная очередь) (1 фон)

Ой, закурить бы, да кисет где-то оставил…

Побежала. (стреляет пулеметная очередь. 2 фон)

Соня: Я принесу!

Васков: Куда, боец Гурвич? Назад.

Галя: А-а-а! я им сейчас покажу. Не выдержала, побежала. (3 фон)

Васков и Женя несут раненую Риту

Васков: Тряпки давай, быстрее.

Женя: Да нету у меня… Как тебя угораздило.

Васков: Ах, ты, черт (Рвет на себе рубашку) . Ничего, Рита, кишки целые… заживет… (перевязывает рану)

Рита: Немцы, немцы где? Иди же туда, Женька… Там…

Женька посмотрела на Риту, взяла автомат и ушла. Стреляет ее автомат, уводя фашистов. Фонограмма пулеметной очереди фашистов

Рита: Болит?

Васков: Здесь у меня болит (ткнул в грудь) . Положил я вас всех, всех шестерых положил, а за что? За десяток фрицев?

Рита: Ну, война же?

Васков: А потом, когда мир будет? Что ответить, если спросят: “Что же ты, Васков, мам наших от пуль не уберег?”

Рита: Но ведь мы Родину защищали…

Васков: Ох, Рита, ты пока полежи, я схожу, погляжу вокруг.

Вот, возьми, там 2 патрона осталось.

Рита: Просьбу мою последнюю выполнишь?

Васков: Нет!

Рита: Я все равно умру, ты это знаешь, только намучаюсь.

Васков: Брось, Рита, я пойду погляжу…

Только сделал несколько шагов, Рита выстрелила в висок

Васков: Все погибли. Один я остался… 6 девчонок против 16.

А тишина здесь стояла такая… А зори здесь были тихими – тихими…

(пение птиц)

Ведущий: Но чтобы зори были тихие, пели птицы и люди радовались жизни, уходили на смерть юноши и девушки, отдавали свои жизни во имя грядущих поколений. И мы не вправе забывать об этом.

ЧТЕЦ .

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы - девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты-

То юность моя в огне…

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

ВЕДУЩИЙ. Эти слова принадлежат поэтессе, фронтовичке, Женщине с большой буквы – Юлии Друниной.

ВЕДУЩИЙ. Никогда, ни в какие времена не было войны, когда бы женщины играли роль столь огромную, как во время Великой Отечественной. Целые полки -–зенитные, связи, ночных бомбардировщиков (“Внимание! В небе ночные ведьмы!”), не говоря о медицинских батальонах, ротах – сплошь состояли из представительниц прекрасного пола. В трагическом 41-м оно стало поколением добровольцев.

Б. ВАСИЛЬЕВ ПИСАЛ: ”Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, была много труднее, чем всё, что они могли себе придумать в самую отчаянную пору своих фантазий.

ПОЧЕМУ ВСЕ ДЕВУШКИ В ПОВЕСТИ ПОГИБАЮТ?

(Гибель девушек подчёркивает жестокость войны. Писатель показал правду войны. На одной из читательских конференций Б.Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул,: надо иметь в виду, что речь идёт о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооружённых солдатах, тогда ещё не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего один старшина и пять неопытных девчонок.

Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдали свои жизни.

ПОЧЕМУ ПИСАТЕЛЬ ТАК НАЗВАЛ ПОВЕСТЬ?

(Автор подчёркивает противопоставление мира и тишины тем событиям, о которых рассказывает. Отметим контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя. Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям. Выражение о тихих зорях несколько раз встречается в повести. Автор как бы напоминает о тихих днях, которые могли бы не прерываться. Девушки погибли во имя этой тишины, тихих зорь. Уже в заглавии скрыт протест против войны.

Отметим многозначность и ёмкость заглавия. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всю повесть. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить, что где-то рядом – кровь, смерть, война.

Финал. Звучит песня на слова Р.Гамзатова “Журавли”

Цели: познакомить учащихся с повестью «А зори здесь тихие». Показать героизм девушек, истоки беззаветного служения Родине.

Ход урока:


Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР писателю Васильеву Борису Львовичу
за повесть «А зори здесь тихие…» присуждена
Государственная премия СССР 1975 года.

«Каждый писатель пишет о своём времени,
какой бы темы он ни коснулся. И я написал о том,
что знаю. О моём поколении…Опыт поколения –
это и биография героев, и выстраданное самим тобой… (Б. Васильев.)

«Женщина для меня – это воплощенная гармония
жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина
на войне – это самое невероятное, несочетаемое
сочетание явлений, а наши женщины шли на фронт
и воевали на передовой рядом с мужчинами…» (Б. Васильев.)

«Мне вообще нравятся люди, которые
негромко живут, но если надо, идут в бой,
на смерть; знают, во имя чего спасают
тонущего ребёнка, мчатся в ночь к больному
человеку, строят город в пустыне». (Б. Васильев.)

Борис Львович Васильев – участник Великой Отечественной войны, после войны – военный инженер, потом – кинодраматург.
Повесть «А зори здесь тихие…» - его первое прозаическое произведение. Оно было напечатано в 1969 году в «Юности».
Потом появились повести «Самый длинный день», «Иванов катер», «Не стреляйте в белых лебедей».
Но первое произведение было о войне, о погибших девушках.
2. ЗАМЫСЕЛ ПОВЕСТИ.
Писатель вспоминает: «…замысел родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив десятый класс, в первые дни войны. Точнее, 8 июля 1941 года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальон, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на своё первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мёртвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог… Сами понимаете, что от этой не стираемой годами картины до сюжета повести – большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…»
3. ОСОБЕННОСТЬ ПОВЕСТИ.
Контраст – основное средство раскрытия её идейного смысла, само название – контраст тому, о чём рассказывается в ней.
4. БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ.
1) Где происходит действие?
- Полувзвод зенитчиков на разбомблённом и потому спокойном глухом разъезде № 171 в Карелии.

2) Что мы узнали о прошлом этих девушек?
- Женя Комелькова – связь с «женатым полковником», красива, «чрезвычайно общительная и озорная».
- Соня Гурвич – талантлива, любит поэзию, театр, знает немецкий язык, еврейка, студентка.
- Лиза Бричкина – наблюдательная.
- Галя Четвертак – воображение, фантазия, мечтательность. «Замухрышка».
- Рита Осянина – «строга. Не засмеётся никогда…, …вдовая». «Не из бойких…». Жена лейтенанта Осянина. «Училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов. Сын Алик родился. «В первый день войны не растерялась, не ударилась в панику…, была спокойная и рассудительная». «Её взяли санитаркой, а через полгода в зенитную школу».

3) Что привело их на войну?
- Риту Осянину – месть за погибшего мужа.
- Женю Комелькову – месть за мать, сестру, братишку.

4) Почему перед смертью девушек идёт описание их жизни до войны?
- Довоенная жизнь девушек полная надежд, радости, света, особенно ясно даёт понять, как «глупо…несуразно и неправдоподобно было умирать в 19 лет.

5) Зачем так долго описывается мирная жизнь на 171-м разъезде?
- Антитеза – основной авторский приём, помогающий понять «самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений»: женщина и война.
- Эта часть не только оттеняет трагизм событий, о которых рассказано дальше, но каждой детально подчёркивает, что девушки, озорные и весёлые, ведут себя не так, как положено на войне: «днём разводили бесконечные постирушки», «беззаботно прогуливались по лесу», «трещали, как сороки», загорали.
- Даже не верится, что им скоро придётся воевать, стрелять, умирать.

6) Как ведут себя девушки в трудную для них минуту, как погибают? Можно ли сказать, что они погибли героически?
-«В отделении у Риты были сплошь девчонки-комсомолки», «просто зелёные. Не знали они ни любви, ни материнства, ни горя, ни радости, болтали о лейтенантах и поцелуйчиках. Они ещё ничего не видели в жизни, потому что были очень молодыми».
-Отчаянно храбрая, самоотверженная, обладает большой силой воли – Ж. Комелькова, героическая, отважная, чувство товарищества свойственно ей.
а) почему погибла Лиза – она ведь была опытнее других?
б) почему Женя Комелькова не затаилась, а приняла бой?
в) права ли Рита, выстрелив себе в висок?
г) можно ли осуждать Соню и Галю за их нелепую смерть?
Предполагаемые ответы ребят:
-Лиза стремилась поскорее выполнить приказ Васкова, о котором она всегда думала.
-Женя хотела хоть чем-нибудь помочь Рите, раненной смертельно, и Васкову, который должен был довести дело до конца.
-Права Рита. «Рита два раза выручает старшину. Сначала она принимает огонь на себя и поэтому получает смертельную рану. А теперь она сознаёт своё положение и положение раненного Васкова и не желает быть ему обузой. Она понимает, как важно закончить их общее дело…»
-Соня и Галя – маленькие, «пигалицы городские».
Как переносят они трудности в пути?
- Вот идут через болото. Галка потеряла сапог. «Молчит его гвардия. Пыхтит, ойкает, задыхается. Но лезут. Упрямо лезут, зло».
- «Гнал он девчат своих ходко…но девахи ничего, не сдавались, раскраснелись только…Бежал, пока у самого дыхания хватило».
- А они – за ним. Худенькие, маленькие, в обмундировании, с оружием. И – ни слова жалобы. Наоборот, Соня улыбается, а Галка обижается: «А почему это меня в запасные?»
- У Галки жар, она больна, но молчит, только глаза печальные. А утром «сама просится в караул».
- А потом вместе с Соней жгла костры на виду у немцев.
- Соня погибла потому, что хотела сделать приятное Васкову, бросившись за его кисетом. Она убита ножом в грудь.
Соню хоронят, и Галка несёт её, а потом по приказу Васкова должна надеть её сапоги.
- …она физически, до дурноты ощущала проникающий в ткань нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжёлый запах крови…И это рождало тупой, чугунный ужас…»
- Осуждать их нельзя, это были юные девушки, почти дети. Это и авторское мнение.

7) Что мы узнали о Федоте Васкове?
-Комендант разъезда, старшина. Ему 32 года. «Человек он почти без образования. Ну, писать – читать умеет и счёт знает в пределах четырёх классов».
-«Свою жизнь считал удачливой. Всё-таки он со своими неполными четырьмя классами полковую школу окончил и за десять лет до старшинского звания дослужился».
-«Трижды в день обходил старшина объект, замки пробовал и в книге, которую сам же завёл, делал одну и ту же запись: «Объект осмотрен. Нарушений нет».
-«Спокойно служилось старшине Васкову. Почти до сегодняшнего дня», то есть приезда девушек.
-Наблюдательный, неулыбчивый, заботливый, находчивый.

8) Каков Васков в последней сцене?
-С одним патроном в нагане и с гранатой без запала взял он четырёх немцев в плен. Он только что потерял последнюю из пяти девушек, он уже ничего не боится. Главное для него – отомстить за всех, за Родину, за своих милых сестричек, отдавших за неё жизни. Он врывается в избу и кричит сквозь слёзы: «Что, взяли…Взяли, да…Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!»
-И сколько в этих словах боли за погибших.

9) Какие эпизоды вам запомнились?
«Рубка леса и купание Жени Комельковой»,
«Гибель Жени»,
«Гибель Лизы»,
«Гибель Риты»,
«Захват Васковым вооружённых фашистов»,
«Встреча Васкова с Женей и Ритой»,
«Прошлое героинь»,
«Последний разговор Васкова и Риты»,
«Конец повести».

10) За что погибли девушки?
-Только большая любовь к Родине, большое желание защитить свою землю заставили этот небольшой отряд из шести человек так мужественно сражаться и умирать.
-Они отдали свои жизни, чтобы «зори были тихие», чтобы мы – нынешнее поколение девочек – жило счастливо.

11) Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?
-Да. Они бесстрашно перебрались через болото, при первой встрече с немцами не пали духом. Действовали с необычайной осторожностью, чтобы не обнаружить себя. Были очень находчивы. Когда надо было сделать так, чтобы немцы пошли в обход, они быстро нашлись, разыграв сцену с лесорубами.
-И если не считать сцену растерянности и страха Гали, они все погибли как герои, защищая Родину.

12) Правы ли были Рита и Женя, желая поставить вопрос о поведении Гали в бою на комсомольском собрании? Как расценивает её поведение Федот? Почему он берёт её в разведку?

13)Почему умирают все девушки?
- Война была очень жестокой, и гибель девушек это подчёркивает.

14)Как бы вы поступили на месте Васкова, увидя вместо предполагаемых двух шестнадцать немцев?
-Сами девушки не простили бы старшине, если бы он отступил. И первая – Рита. Это она сказала: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?»
-Так и должен был делать командир, солдат.

15) Рисковал ли он? Почему остался жив?
- Да, рисковал. А уцелел потому, что опытный был, много воевал, знал лес, всё видел, слышал.

Это любимый его герой. К людям такого склада он относит такие слова: « Я отношусь к ним с безграничным уважением, потому что есть в них чувство долга, упорство, ответственность за своё дело в жизни.

17) Почему у повести такое название?
Контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя.
Антивоенная направленность повести.
Заглавие подчёркивает весь ужас, всю дикость этой войны в прекрасных карельских лесах.
Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям, и зори в свою очередь хранят все события, прошедшие в один день, хранят свято, соблюдая, как и прежде тишину.
Выражение «а зори здесь тихие» повторяется в повести несколько раз, как бы напоминая о мирных днях, которые могли не прерываться.
Учитель. Многозначно и ёмко понятие заглавия. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходят через всё произведение. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность северной природы, покой и тишину, когда трудно представить себе, что где-то рядом – война, кровь, смерть.
18) Кто же из героев вам полюбился больше всех?

19) Какая разница между повестью и фильмом? (С.Ростоцкий)

20) Зачем нужен в повести эпилог?

- Васков выполнил просьбу Осяниной, он помнит о своих погибших зенитчицах.
- Благодарная память о героях.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы