Про деток, от рождения до школы

октябрь 2017 г.

«Первые ритмы»

Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной и социальной средой, с окружающими людьми и самим собой играет система образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, поощряя его инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей. Одними из средств развития чувства ритма являются игры и упражнения обучающего характера.

Слушайте музыку. Музыка улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию. Ребенок с конца первого - начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку.

Чаще включайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.

Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением

Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.

Поощряйте движения под музыку. Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или куханной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).

Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.

Играйте с детьми дома, на прогулке, во время чтения стихотворения, игры на шумовых инструментах, в любое время года и дня.

Двигательное упражнение «Ноги и ножки» (для детей от 3 лет).

Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ, топ-топ (ходьба в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу). Маленькие ножки бежали по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ (бег на носках с остановкой на последнее слово).

Упражнение «Часы» Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к другому).

Упражнение «Непослушный дождик» (для детей от 3 лет).

Дождик - кап! Дождик - кап!

То сильней, то тише (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой).

Не стучи, не стучи, Не стучи по крыше! (грозить пальцем)

Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).

Погоди, не лейся!

Заходи к малышам (поманить руками).

И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди)

Упражнение «Прогулка»

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки (ходить по кругу, высоко поднимая ноги).

По камешкам, по камешкам (поскоки с ноги на ногу в медленном темпе),

И в ямку... бух! (сесть на пол, на последнем слове).

Меж еловых мягких лап (стучать пальцами по столу)

Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)

Где сучок давно засох,

Серый мох-мох-мох (поднять руки над столом, сжиматъ-разжимать кулаки).

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб, (указательным пальцем правой руки касаться поочерёдно всех пальцев левой руки)

Кто нашёл его друзья? (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его) Это я, я, я!

Игра «Шумит оркестр» (для детей от 4 лет)

По показу взрослого.

Кыш - кыш (свободное движение рук)

Хлоп - хлоп (в ладоши)

Шлеп - шлеп (по коленям)

Топ - топ (ноги поочередно)

Игра: «Ритмическое эхо» (для детей от 4 лет)

Взрослый прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.

Игра: «Хлопот в такт».

Звучит музыкальное произведение. Ребенок хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.

Игра «Сыграй, как я».

Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек,

деревянные ложки. Взрослый предлагает ребенку послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5-7 звуков, сыгранных на любом инструменте.

ноябрь 2016 г.

ПАМЯТКА музыкального руководителя ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Если ваш ребёнок ходит в детский сад, то вас наверняка приглашают на утренники. И это замечательно, ведь вы сможете еще раз убедиться в том, какой ваш ребёнок красивый, умный, талантливый, сообразительный, а чтобы и вы, и ребёнок не испытывали чувство разочарования после праздника, достаточно соблюдать несколько простых правил.

Готовьтесь к утреннику!!!

Если в детском саду вас попросили что-то купить для утренника или подготовить костюм для ребёнка, не отказывайте (конечно, при условии, что выполнение просьбы не предполагает серьёзных финансовых трат). Очень распространенной ошибкой родителей является то, что они рассматривают детский сад как некое предприятие сферы услуг, нечто вроде парикмахерской или химчистки, рассуждая при этом примерно так: «Мы вам сдали ребёнка, вот и занимайтесь его воспитанием, а нам некогда, мы деньги зарабатываем». Это в корне неверно. Воспитание ребёнка - процесс непрерывный и многогранный, и в нем должны принимать участие как работники детского учреждения, так и родители. Воспитатель должен быть с вами в тандеме, двигаться в одном направлении. Тогда результаты ваших общих усилий будут заметны.

Приходите на праздники в детский сад!!!

Понятно, что вы очень заняты. Но ваш приход крайне важен для вашего ребёнка! Ведь он хочет, чтобы именно вы оценили его успехи, именно вы слушали, как он читает стихи и поёт. Ребёнок не всегда чувствует себя артистом и получает удовольствие от самого выступления перед публикой, как такового. Для него принципиально отличается выступление перед зрителями «вообще» и выступление перед зрителями, среди которых есть родной и любимый человек. Если все же никто из членов семьи не может пойти на праздник, то обязательно честно предупредите об этом ребёнка, ни в коем случае не обнадеживайте. Возможно, кто-то из родителей будет снимать утренник на видеокамеру - попросите потом копию записи, ведь в наш век цифровых технологий и Интернета это сделать очень просто. И последующий семейный просмотр записи утренника сможет стать компромиссным решением этого вопроса.

Не обесценивайте старания вашего ребёнка!!!

Для ребёнка утренник - это серьёзное событие, очень ответственное. Он долго готовился, репетировал. И он, конечно же, волнуется! Поддержите его, скажите, что вы им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то забыл или перепутал, не придавайте этому внимания и уж ни в коем случае не устраивайте «разбор полетов» и не сравнивайте своего ребёнка с Машей, Сашей или Мишей. Ваш ребёнок - самый лучший и самый талантливый! И он должен понимать, что вы думаете именно так, и никак иначе. Также не стоит передергивать ситуацию в другую сторону и активно восторгаться своим ребенком, при этом принижая способности и умения других детей. Все дети талантливы и способны, только каждый по-своему.

Придерживайтесь правил!!!

Детский сад - это учреждение с определенными правилами. Вас могут попросить надеть бахилы, снять верхнюю одежду. Это делается для удобства и поддержания чистоты. Приходите на праздник вовремя. Не заставляйте вас ждать и задерживать общий праздник. Постарайтесь не нарушать правила детского сада, тем более, что это совсем несложно.

Участвуйте в празднике!!!

Очень часто сценарии детских утренников предполагают интерактивность. Детям и родителям предлагают конкурсы, задания, совместные игры. Не отказывайтесь от участия! Вашему ребёнку будет очень приятно, да и вы, скорее всего, получите удовольствие, ненадолго «впав в детство».

Вот, пожалуй, и все. Желаем вам и вашим детям интересного праздника и хорошего настроения!

октябрь 2016 г.

«НАЧИНАЙТЕ С КОЛЫБЕЛИ»

Некоторых родителей не удовлетворяет, если мы так неопределенно, словами, вынесенными в заголовок, отмечаем на их вполне конкретный вопрос «Когда начинать музыкальное воспитание?» На этот вопрос хорошо отвечает венгерский композитор и педагог Золтан Кодай: «За девять месяцев до рождения ребенка. А еще лучше - за девять месяцев до рождения его матери».

Многие привыкли считать, что воспитание ребенка, в том числе музыкальное, надо начинать значительно позже. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить.

Известный сторонник раннего активного развития детей в Японии, Масаре Ибука, отстаивающий именно такую точку зрения, в своей книге «После трех уже поздно» в качестве доказательства приводит примеры детей, которые были в младенческом возрасте похищены волками и в три-четыре года найдены и возращены к человеческой жизни. Несмотря на все попытки ученых, эти дети не смогли подняться с животного уровня развития. Их не смогли научить не только читать или считать, но даже членораздельно говорить.

Многое говорит в пользу того, что ранний период в жизни ребенка необычайно важен, что у детей до трех-четырех лет огромный жизненный потенциал. Их сознание - чистый лист. Познает окружающий мир. Именно в это время клетки головного мозга усиленно развиваются и достигают 70-80% от мозга взрослого человека.

С самого рождения младенец попадает в мир звуков. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков - сердитых, нежных, громких, тихих, взрослых, детских. Уже в два-три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. В 7-8-ми месяцев пытается имитировать то, что слышит - гулит, бормочет, иногда даже напевает.

Он очень тонко улавливает интонации. На ласковый тон - улыбается, тянется ручками. На сердитый тон - пугается, плачет. Постарайтесь по мере возможности беречь его от звуков громких, диссонирующих резких звуков. Мелодичные, тихие, нежные звуки действуют на младенца успокаивающе, доставляют удовольствие. Особенно благотворное влияние на ранее музыкальное развитие ребенка оказывает пение матери С пением матери связаны первые, важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребенка самые нежные, самые задушевные песни.

К большому сожалению сегодня, песня у колыбели ребенка, все больше уходит из семейной жизни. Некоторые мамы стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники. Если хотите, чтобы ваши дети полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей - самый лучший способ добиться того, чтобы ребенок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное.

Хорошо, когда пение занимает важное место в жизни ребенка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память. Ведь пение - это не только музыка, но еще и стихи. Раннее пение - это путь к развитию музыкальности.

Голосовой аппарат ребенка - инструмент нежный и хрупкий. Воздух превращается в звук, проходя через связки гортани. Связки прикрепляются к краям гортани мышцами, и их формирование происходит с раннего детства до 12 лет. В этом возрасте очень легко «сорвать» голос ребенка. И поэтому маленьким детям нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду. Решающую роль играют родители. В исполнении взрослых как они слышать, так и им подражают.

Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. В интересах ребенка пойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушать своим пением голос малыша. Пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.

Не высмеивайте и не ругайте ребенка, если он поет фальшиво, поскольку маленький ребенок не уверен в своих силах, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь.

Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Если вы хотите выучить с ребенком песню «Зайка», где запев поется медленно, а припев - быстро. Возьмите куклу-зайку и сопровождайте исполнение песни его движениями. Во время запева кукла движется так же медленно, как и музыка, а во время припева -прыгает.

Так же как и петь, малыши любят танцевать. Движения под музыку не только полезны для здоровья и помогают научиться координировать движения, но и развивают у них музыкальность, чувство ритма, да и просто доставляют радость.

Научите малыша покружиться под музыку, ритмично пристукивать каблучком в такт, похлопать в ладоши и другим движениям. Часто малыши танцуют, не слушая музыку. Обратите на это внимание. Объясните, что под марш нужное маршировать, под плавную музыку выполнять медленные движения. Включайте музыку разного характера, и пусть малыши сами под нее самостоятельно танцуют, придумывая те или иные движения.

Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение. Наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего не знали раньше.

Музыкальное воспитание детей в семье

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей по музыкальному воспитанию. Ниже текст консультации, а далее фото. как её можно оформить.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
Консультация для родителей
Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?
К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.
Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.

Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.
Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку.
Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.
Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.
Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений.
Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку.
Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается.
Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек.
Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял.
Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. И главное – много и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию.
Зато глубоко осмысленные передачи готовят детей к посещению музыкальных театров, а позднее – когда они станут школьниками – лекториев детской филармонии. Уже с детьми дошкольного возраста можно посещать музыкально-танцевальные спектакли коллектива «Задумка», сказки в постановке «Театра Оперы и Балета», «Драматического театра».

Влияние музыки на развитие творческих способностей ребёнка .

О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований , представлено большое количество доказательств , написано бессчетное количество статей . Многие родители желали бы , чтобы их ребенок стал чуточку умнее , а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников , но и собственных родителей . Тем не менее , не все еще знают о том , что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%! Музыку любят все , от мала до велика . Но даже те папы и мамы , которым хорошо известна польза от уроков музыки , стараются избегать темы о музыкальном образовании . Наоборот , они тщательно ищут другие способности у своего ребенка и стараются загрузить его иными видами активности . Почему ?

Потому что большая часть из них либо сами не посещали уроков музыки в детстве , либо у них остались неприятные воспоминания о самом процессе обучения - их вынуждали это делать в угоду их же родителям .

В наш век информации , родители и учителя музыки обеспокоены тем , что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки . Однажды начав музыкальное образование ребенка , и не достигнув цели , выбрасывается куча средств , человеческих нервов и времени , которые могли быть инвестированы с большей пользой в другом направлении .

Но самое интересное , взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса . На вопрос « Почему прекратились музыкальные занятия ? » звучит практически стандартный ответ : « Ребенок сам не захотел , у него появились другие увлечения » Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей (и даже некоторых учителей музыки ) выглядит очень сложно . И , это действительно так и есть , потому что они сами его усложняют ! Отсутствие элементарных и необходимых знаний о музыкальном образовании у родителей , в корне тормозит интеллектуальное развитие их собственных детей .

Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же , как и их дети ? Не волнуйтесь , для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости . Речь идет совершенно о другом .

В основе любого образования , лежит , в первую очередь , интерес . Интерес - вот главное ключевое слово , о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки . Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки , не требуется большого труда - хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело , а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы , требуются целенаправленность , терпение , и , несомненно , специальные знания .

Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия , музыкальный уголок , где бы ребёнок послушать музыку , поиграть в музыкально - дидактические игры , поиграть на детских музыкальных инструментах .

Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе , чтобы у ребёнка был подход к уголку . Какие именно инструменты должны быть в уголке ? Металлофон , триола , детская флейта , можно приобрести детскую органолу . В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии . Хорошо иметь дома и деревянные ложки , т . к . простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе .

Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям , как правильно играть на тех или иных инструментах .

Очень хорошо , если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду , а также « детский альбом » П . И . Чайковского . « В пещере горного короля » Грига , музыкальные сказки « Золотой ключик » , « Бременские музыканты » .

Советуем приобрести для детей « Музыкальный букварь » Ветлугиной , « Нотная азбука для детей » Кончаловской .

Можно приобрести портреты композиторов , познакомить с музыкой . В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры , которые помогут детям закрепить пройденный материал .

Родителям рекомендуем читать детскую литературу о музыке : « My зыка - детям » со ст . Михеева , « Музыкально - эстетическое воспитание детей и юношества » Шацкой .

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .

Дорогие мамы , папы , бабушки и дедушки ! Если ваш ребёнок ходит в детский сад , то вас наверняка приглашают на утренники . И это замечательно , ведь вы сможете еще раз убедиться в том , какой ваш ребёнок красивый , умный , талантливый , сообразительный , а чтобы и вы , и ребёнок не испытывали чувство разочарования после праздника , достаточно соблюдать несколько простых правил .

Готовьтесь к утреннику !!!

Воспитание ребёнка - процесс непрерывный и многогранный , и в нем должны принимать участие как педагоги детского учреждения , так и родители . Воспитатель должен быть с вами в тандеме , двигаться в одном направлении . Тогда результаты ваших общих усилий будут заметны .

Приходите на праздники в детский сад !!!

Понятно , что вы очень заняты . Но ваш приход крайне важен для вашего ребёнка ! Ведь он хочет , чтобы именно вы оценили его успехи , именно вы слушали , как он читает стихи и поёт . Ребёнок не всегда чувствует себя артистом и получает удовольствие от самого выступления перед публикой , как такового . Для него принципиально отличается выступление перед зрителями « вообще » и выступление перед зрителями , среди которых есть родной и любимый человек . Если все же никто из членов семьи не может пойти на праздник , то обязательно честно предупредите об этом ребёнка , ни в коем случае не обнадеживайте . Возможно , кто - то из родителей будет снимать утренник на видеокамеру - попросите потом копию записи , ведь в наш век цифровых технологий и Интернета это сделать очень просто . И последующий семейный просмотр записи утренника сможет стать компромиссным решением этого вопроса .

Не обесценивайте старания вашего ребёнка !!!

Для ребёнка утренник - это серьёзное событие , очень ответственное . Он долго готовился , репетировал . И он , конечно же , волнуется ! Поддержите его , скажите , что вы им гордитесь . Ваш ребёнок - самый лучший и самый талантливый ! И он должен понимать , что вы думаете именно так , и никак иначе .

Также не стоит передергивать ситуацию в другую сторону и активно восторгаться своим ребенком , при этом принижая способности и умения других детей . Все дети талантливы и способны , только каждый по - своему .

Придерживайтесь правил !!!

Детский сад - это учреждение с определенными правилами . Вас могут попросить надеть бахилы , снять верхнюю одежду . Это делается для удобства и поддержания чистоты . Приходите на праздник вовремя . Не заставляйте вас ждать и задерживать общий праздник .

Постарайтесь не нарушать правила детского сада , тем более , что это совсем несложно .

Участвуйте в празднике !!!

Очень часто сценарии детских утренников предполагают интерактивность . Детям и родителям предлагают конкурсы , задания , совместные игры . Не отказывайтесь от участия ! Вашему ребёнку будет очень приятно , да и вы , скорее всего , получите удовольствие , ненадолго « став ребёнком » .

Вот , пожалуй , и все . Желаем вам и вашим детям интересного праздника и хорошего настроения !

Музыкальный руководитель Трифонова Н.В.

Деятельность музыкального руководителя детского сада направлена
на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

v Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.

v Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит. Ваше собственное равнодушие к музыке - лучший способ свести на нет все попытки, приобщить к ней ребенка.

v Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме

v Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».

v Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так включенный телевизор - враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.

v Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

v Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллектуальных, творческих музыкальных способностей ребенка, будет невосполним.

v Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

v Отсутствие какой - либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

v Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Как помочь ребенку открыть свой музыкальный талант

Родителям вовсе не обязательно быть экспертами в области воспитания, чтобы понимать, что музыка играет очень важную роль в развитии детей. Мы все были свидетелями того, как новорожденные сияют и улыбаются, маленькие дети начинают двигаться и покачиваться, а дети дошкольного возраста встают и начинают петь свои любимые песни. Но дети могут развить свой музыкальный потенциал немного больше, поучаствовав в создании своей собственной музыки, став композиторами.

Создание собственной музыки не только наделяет детей ответственностью, но и способствует развитию изобретательности, самовыражению, решению проблем, выработке хороших навыков общения, навыков работы в команде, а также пониманию ценности искусства. Как однажды заметил Леонард Бернштейн: "Музыка может дать название всему и помочь постичь непостижимое".

Предлагаем советы о том, как помочь вашим детям проявить свой талант.

v Задействуйте в работе все конечности. Поставьте какую-нибудь музыку и позвольте детям выразить свои чувства посредством рисования или танца. Попросите их нарисовать то, что они слышат, таким образом, который отражал бы их настроение от прослушиваемой музыки. Интерпретация музыки при помощи искусства и танцев, областей очень близких музыке, поможет им слушать внимательнее и быть более активными участниками экспериментов с музыкой.

v Что ты слышишь? Песня медленная или быстрая? Печальная или веселая? Какие инструменты слышат ваши дети? Звуки высокие или низкие? Разбор той или иной музыки позволит детям лучше понять процесс ее создания, а также раскроет некоторые ее тайны.

v Какую историю повествует музыка? Поставьте только инструментальную музыку. Пусть ваши дети придумают собственный сценарий или историю, основанную на музыке, которую они слышат. Например, струны пиццикато могут напоминать капли дождя, а быстрые напевы флейты символизируют бабочек, перелетающих с листа на лист. Может быть, низкие звуки трубы символизируют голодного медведя в лесу в поисках пищи. Основной идеей сочинения музыки является повествование истории и выражение идей при помощи звуков.

v Присоединяйтесь к оркестру. Установите барабаны, горшки и сковородки или просто включите музыкальный фон. Поставьте любимую музыку ваших детей, и пусть они притворятся, будто находятся на сцене и участвуют в концерте с музыкальной группой. Они почувствуют себя более вовлеченными в процесс создания музыки.

v Музыкальное выражение. Пусть ваш ребенок придумает какое-нибудь слово, а затем выразит это слово посредством музыки. Например, слово "кошка" может быть выражено при помощи веселого ритма, звука "мяу" или же тишиной полуденного сна. Независимо от того, будут ли ваши дети играть на фортепьяно, тамбурине, или просто на деревянных ложках и горшке, они смогут чудесным образом выразить свои мысли, независимо от их способностей к музыке.

v Напевы о зоопарке. Композиторы черпают свое вдохновение из своего собственного жизненного опыта и интересов. Пусть ваш ребенок напоет мелодию или создаст ритмичную барабанную дробь, напоминающую поход в зоопарк или же свои ощущения в первый день в школе.

v Сделайте подобие музыкального представления. Для начала, пусть ваш ребенок споет или сыграет музыкальный отрывок из трех нот. Повторите этот отрывок своему ребенку. Возьмите другой набор нот, постепенно увеличивая длину музыкального отрывка. Это позволит вашему ребенку получить представление о музыке. Чтобы ваш ребенок слушал внимательно, сделайте это упражнение наоборот: пусть ваш ребенок играет или напоет вам ваш музыкальный отрывок.

v Джем - сейшен. Посадите в круг несколько детей, каждого со своим музыкальным инструментом. Один ребенок должен вести, наигрывая соло короткий музыкальный отрывок. Один за другим, все остальные дети в кругу могут добавить в этот отрывок нечто свое до тех пор, пока все они не будут играть одновременно. Посмотрите, к чему это приведет, и определите, как должно закончиться это музыкальное творение. Пусть музыканты внимательно слушают то, что играет каждый из них, чтобы было можно создать музыкальное произведение вместе.

v Создатели мелодий. Начните с музыкальной идеи - знакомой мелодии или подлинного произведения. Затем, меняя ритм, динамику, темп, инструментовку или высоту звуков, посмотрите, как ваш ребенок может преобразить эту мелодию. Возможности неограниченны. Музыкальное произведение интересно тем, что делает с ним композитор, а не только основной его идеей.

v Музыка повсюду. Так же, как и Джон Кейдж, который верил, "что музыка существует повсюду и ее можно извлечь из чего угодно", и Гарри Парч, который создал собственные уникальные инструменты, - пусть ваш ребенок замечает звуки вокруг себя. Будь то лай собак, сигнал клаксонов, шуршащие листьев или даже чистка зубов - музыка и звуки окружают нас везде. Пусть ваш ребенок поближе познакомится с тем, что такое музыкальные отрывки, динамика, ритм и мелодии, создаваемые всеми этими звуками. Пусть он поймет, как звуки можно объединять, как, например, в случае симфонического оркестра. Помогите ребенку изобрести необычные способы создания музыки, например, перелистывая страницы книги, потряхивая фасоль в консервной банке, застегивая молнию и т.д.

Такими способами ваш ребенок сможет создавать свою музыку без дополнительной подготовки, оказавшись, таким образом, на путь становления будущего поколения композиторов.

«Как развить музыкальный слух ребенка»

Этот вопрос интересует многих родителей и в первую очередь тех, которые хотят учить своих детей музыке. Эстетическая восприимчивость к музыке не развивается сама по себе: нужно, чтобы ребёнок систематически общался с музыкой. Ребёнок 3-х лет, ещё не умеет слушать музыку, не может сохранить внимание долгое время, поэтому лучше слушать короткие песенки, пьесы с ярким музыкальным образом.

Для детей этого возраста характерно выражать свои чувства в движении, игре. Исполняется «Колыбельная» и все дети качают куклу, зазвучала весёлая музыка и все дети начинают приплясывать. Научившись в движении слушать музыку, ребёнок начинает понимать настроение, переданное композитором.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально - эстетическое сознание это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.

Детям вредно петь в холодную погоду.

С детьми надо петь песни только для их возраста.

Необходимо слушать музыку в семье. Надо, чтобы ребёнок научился слушать музыку и полюбил её.

Обучать детей пению может не только педагог, но и родители, имеющие небольшую музыкальную подготовку. Длительность занятий 10 - 12 минут.

Для музыкальных занятий дети обязательно должны иметь специальную обувь, удобную для двигательных упражнений (чешки, мягкие тапочки…).

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. НА ЗАМЕТКУ МАМЕ

Особое место в работе детского сада отводится праздникам.

Праздники - своеобразная форма воспитания детей, и заменить её нельзя ничем. Это особый вид человеческой деятельности, а также неотъемлемая часть социальной жизни, к которой ребёнка необходимо готовить.

Праздник несёт в себе огромный нравственный и социальный заряд, играет воспитывающую, развивающую, вдохновляющую роль. Праздник всегда содержит в себе многовековой народный опыт, обычаи, преемственность традиций. Празднично - игровая культура - своего рода педагогика в действии, где все средства используются в гармоничном единстве, слаженной системе, где все элементы взаимосвязаны.

Особенность праздников заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на сознание, чувства подрастающего поколения, осуществляют всестороннюю проверку уровня и результатов развития и воспитания детей. В обстановке праздника все и всё воспитывает ребёнка. Поэтому мы рекомендуем:

  • Одевайте ребёнка на праздник так, чтобы он чувствовал себя комфортно. Праздничный наряд не должен сковывать движений ребёнка.
  • Излишне не опекайте и старайтесь не привлекать внимание ребёнка к себе. Малыш отвлекаясь, не сможет понять до конца суть задания и т. д. Излишняя опека также может стать причиной скованности ребёнка.
  • Не проявляйте недовольства выступлением своего ребёнка. Для ребёнка важна оценка родителей. Во время праздника дети ищут глазами своих родителей и, и если видят их недовольство, теряются, не выходят играть, боятся своих неудач, осуждения со стороны родных.
  • Поддержите ребёнка улыбкой, весёлым настроением.
  • Принимайте активное участие в праздничных играх, инсценировках, массовых танцах и т.д. Особенно это нужно делать тем родителям, чьи дети стеснительны, не уверенны в себе, теряются перед большим количеством зрителей. Участие родителей в празднике стимулирует их ребёнка к активности.
  • Внимательно наблюдайте за своим ребёнком. Поведение ребёнка подскажет вам, какие задачи воспитания необходимо решать в семье в ближайшее время.

Помните, что важным компонентом праздника является создание праздничной обстановки не только в детском саду, но и дома.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие наобщееразвитиемалыша: формируетсяэмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Очень важно, чтобыужевраннемвозрастерядомсребенком оказался взрослый, которыйсмог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста,втомчислеимузыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций,отношениякмузыкеимузыкальнойдеятельности,отобщей культуры…

Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первоезнакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.

Младенецрождаетсяспрактически неразвитымзрительныманализатором, но он уже способен различать многие звукиинеобычайночуткореагировать на них.Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.

Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыкиможно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять внем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первыминструментомможетбытьодин из ударных, а таковым можетслужитьвсе, начиная от сковородки и заканчивая бубном.

С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей : «Пойте!» Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоилсерию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.

Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.

Нужно записывать на кассеты, дискиразную музыку (хорошегокачества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенкана красоту человеческого голоса, его неповторимость.

Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы:

v Наглядно-слуховой метод основной.

Если ребенок растет в семье,где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

v Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомствомалышей с народными традициями, обрядами.

v Словесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратитьвнимание ребенка на смену настроений, на изменениявзвучании.

v Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пениюмузыкально- ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.

2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.

3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.

4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».

5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто таквключенный телевизор - враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.

6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.

Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить .








«Как слушать музыку с ребенком?»

Как долго?

Внимание ребенка 3-4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течении 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами - в течении 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния.

Как?

Заранее приготовьте магнитофон и кассету. Найдите на кассете пьесу, которую будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.

Когда?

Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего - после завтрака или дневного сна.

Вторая кассета для детей составляется из песен, которые они поют на музыкальных занятиях. Если сделать запись в середине января, получится 6-7 песен. Одну и ту же песню запишите дважды: первый раз в исполнении только музыкального руководителя или вместе с детьми, второй раз - запись «минус один», т.е. только музыкальный аккомпанемент. Таким образом, ребенок получает возможность послушать песню и петь так, как ему захочется: в ансамбле (первый вариант), либо самостоятельно (второй вариант).

Необходимо, чтобы взрослые терпеливо и бережно поддерживали интересы ребенка к «его кассетам».

Слушать записи песен и подпевать ребенок может стоя, сидя, играя. Родители говорят, что дети, подпевая, часто усаживают в ряд свои игрушки (кукол, мишек) или рассматривают книги.

В начале апреля на кассеты записывают песни, которые дети пели с января. Родителям надо сохранять эти записи, не стирать их. Дети и в следующем году часто просят послушать свои песни.

Родители на детских утренниках - не только гости, но и участники. Дети приглашают их на парную пляску, вместе с ребятами они поют песни, участвуют в играх, а весной уже можно ставить маленькие инсценировки с участием не только ребенка, но и его родителей. В этом случае музыкальный руководитель уже проводит индивидуальные репетиции отдельно с каждым из родителей в удобное для него время, причем в отсутствие детей. Взрослых необходимо научить читать выразительно текст, разыгрывать сценку.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Музыкотерапия и ее влияние на человека

Музыкотерапия может быть пассивной и активной. Активная - человек сам играет на каком либо инструменте, поет, пассивная - сеансы прослушивания музыки.

В Московском институте традиционной медицины разработаны и активно применяются музыкальные программы: «антистрессовая», «бронхиальная астма», «язвенная болезнь желудка», «гипертония».

Одна из форм музыкальной терапии - активные вокальные упражнения.

Установлено, что во время пения возникает особая вибрация внутренних органов. С одной стороны, она помогает диагностике, с другой - активизирует функции дыхания и кровообращения.

В Тамбове проводились исследования влияния музыки на улучшение работы сердца и мозга, в течении которого музыка помогает нормализовать сердечный ритм. Приборы зафиксировали явную активизацию головного мозга.

Максимальный эффект производит духовная музыка, колокольный звон, следствием этот является нормализация сна, снижения уровня тревожности, улучшения памяти и работоспособности.

Доктор медицинских наук, профессор Сергей Ваганович Шушарджан (одновременно и оперный певец) проводил исследования на опухолевых клетках. Подопытные культуры помещали в пространство между наушниками и подвергали воздействию 4 программ: классическая музыка, эстрадно - симфоническая, рок - музыка и средневековые духовные песнопения. Самый сильный эффект оказали духовные песнопения.

Колокольный звон влияет на работу кровеносных и лимфатических систем человека, известны опыты лечения психических заболеваний. Колокольный звон «убивает» микробы и бактерии (влияние ультразвука).

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором воздействует на общее состояние всего организма, вызывая реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

МУЗЫКА НА КУХНЕ

Даже кухонная посуда може т быть музыкальным инструментом!

· Начнем с обыкновенныхложек, лучше взять деревянные и ударять ими в нужном ритме о ладонь.

· Из кастрюли, вверх которой туго обтянут плотным полиэтиленом, получится барабан.

· Еще можно по алюминиевым кастрюлькам и ковшикам бить ложкой. Если не колотить, что есть силы, то получится отличный музыкальны инструмент.

· Если Вам понравилось, то попробуйте и исполните народную песню «Светит месяц» в сопровождении таких «музыкальных инструментов», как

стаканы

терки

тарелки

кастрюля с крышкой и т.д.

Консультация для родителей ДОУ "Охрана детского голоса"

Автор : Назаренко Ирина Николаевна, музыкальный руководитель МКДОУ №144 "Сказкоград" г.Новосибирска.
Описание . Данная консультация будет полезна родителям, педагогам, воспитателям, музыкальным руководителям ДОУ.
Цель : способствовать внедрению в повседневную жизнь семьи здоровье сберегающих технологий;
знакомить с проблемой охраны голосового аппарата ребёнка.
Консультация для родителей "Охрана детского голоса"

Голос детей в дошкольном детстве делятся, как минимум, на 3 природных типа: высокий, средний и низкий, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами звучания. Общий диапазон – это расстояние от нижней до верхней границы певческого голоса:
2–3года – ми – соль(3 зв.) 3–4года–ми–ля(4зв.) 4 –5 лет – ре–си (5 зв.) 4 – 5 лет - ре – си (5 зв), 5 – 6 лет – ре – ре (7 зв), 6 – 7 лет – до 10 зв.


Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие, тогда они будут любить этот вид музыкальной деятельности.
Дети никогда не должны петь громко. Громкое, на пределе голосовых возможностей пение, «пение – крик» не соответствует ни анатомо –физиологическим возможностям детей, ни эталону звучания детского певческого голоса. Оно ставит под угрозу здоровье певческого аппарата.
Дети должны петь звонко, легко, средним по силе звуком. По сравнению с голосом взрослого, детский голос обладает уменьшенной силой, более узкими динамическим и звуковысотным диапазонами, несколько сниженной дикцией».
Начинать вокальные занятия с детьми необходимо с формирования правильной «певческой стойки» - положения корпуса и головы во время пения. Она способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами.
У ребёнка должно быть сформировано ощущение свободно и красиво стоящего человека, который готов с удовольствием начать петь. Ноги почти на ширине плеч, носки чуть развернуты в стороны. Корпус прямой, но свободный, опирающийся на твердые, но не напряженные ноги. Руки свободно опущены вдоль туловища. Голова держится прямо, шея ненапряженна.
Работа над певческим дыханием, которое является главным звеном певческого процесса. «Пение – это дыхание». Вдыхаем мы носом, как будто нюхаем розочку. Вдыхаем с удовольствием, на полуулыбке, берем не очень много воздуха. Он попадает в нижнюю часть наших легких, как бы надувая там «резиновый круг». Важно, чтобы во время вдоха не поднимались плечи.
Следующим моментом является сохранение состояния вдоха на протяжении всей музыкальной фразы. 3 года – 1 такт (2 секунды), 4 года – 2 такта (4 секунды), 5 лет – 3 такта (6 секунд), 6 лет – 4 такта (8 секунд)
Этот навык тоже формируется постепенно, по мере укрепления мышц, ответственных за состояние вдоха и мышц, поддерживающих «столб дыхания». «Столб дыхания» - непрерывно льющаяся струя воздуха –направляется вверх, «за зубки» -за верхние передние резцы и попадает в верхние резонаторы. Этому помогает упражнение с перышком или пушинкой, которая подвешивается на ниточке, прикрепленной к палочке. Дети делают первичный вдох, а затем медленно непрерывно выдыхают, стараясь, чтобы пушинка, которая находится на небольшом расстоянии от лица на уровне рта, отклонившись от выдоха, не опадала. В процессе этого упражнения хорошо тренируется система дыхания, укрепляются дыхательные мышцы.
Перед тем, как педагог начинает работать над песнями, детей необходимо распеть. Распевки «разогревают» певческий аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух.
Известно, что занятия пением, способствуют физическому развитию детей, укрепляют их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.
Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум, портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Педагогам следует проводить соответствующую работу с родителями: объяснять вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду. Надо предупреждать родителей, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду, есть мороженное в разгоряченном состоянии во избежании простуды, заболеваний голосового аппарата.
Не следует поощрять пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребёнка.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы