Про деток, от рождения до школы

Урок музыки. 7 класс
Тема: «Оркестр. Инструменты симфонического оркестра»

В настоящее время с помощью компьютера один музыкант может извлекать звуки, производимые целым оркестром, однако ничто так не завораживает, как оркестр из сотни музыкантов, слаженно исполняющих «живую» музыку.

Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры. Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов, исполняющих музыку на струнных, а также на медных и деревянных духовых инструментах при поддержке группы ударных. Как правило, одну тему играет не один музыкант, а несколько. К примеру, современный оркестр может насчитывать от 70 до 100 участников и, следовательно, во время концерта способен как исполнить сложнейшую из музыкальных форм - симфонию, - так и аккомпанировать солисту. Подробнее …

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.
В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:
симфонический оркестр (большой и малый),
камерный, оркестр народных инструментов,
духовой,
эстрадный,
джазовый.

Медные духовые инструменты1-флюгельгорн
2-труба
3-сурдины

4-горн
5-корнет
6-корнет альтовый

7-валторна
8-трамбон
9-трамбон басовый

10-альт
11-тенор
12-баритон

13-туба
15-туба геликон
16-геликон бас

Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Медные духовые инструменты отличаются от всех остальных музыкальных инструментов ярко выраженной направленностью. Медные духовые отличаются также довольно большой громкостью звука и полным отсутствием шума Подробнее …Медные духовые инструменты

Когда доисторический человек дошёл до такой степени развития, что осознал возможность извлечения звука из камыша, рога или раковины, тогда только он начал думать о дальнейшем усовершенствовании этих простейших музыкальных инструментов. Сколько тысячелетий понадобилось на «освоение» подобных инструментов - сказать, конечно, трудно, но несомненным остаётся то, что музыканты того времени не делали никакого различия между этими звучащими телами и называли их одним единственным именем. Когда же сознание первобытного человека научилось чувствовать разницу в звучании камыша, рога и раковины, тогда только, вероятно, и наступило разделение первейших инструментов на «большие» и «малые».
Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Подробнее …Ярким представителем объединения медных духовых инструментов является труба

Медные духовые инструменты

Альт, также как и тенор и баритон, относится к инструментам средних слоев. Внешний вид этих инструментов и мензура подвергались различным изменениям: одни из них имели удлиненную форму трубки, наподобие трубы или тромбона, другие округленную, сходную с валторновой, третьи, - форму овала или близкую к ней, трубообразную. В нашей практике утвердилась, как известно, овальная форма, способствующая смягчению излишней резкости звука (свойственной, например, тубам) или, наоборот, приглушенности звука (присущей валторнам). Подробнее …Медные духовые инструменты

Медные духовые инструментыВ отличие от других представителей медной группы духовых инструментов туба - довольно молодой инструмент. Она была построена во второй четверти 19 века в Германии. Первые тубы были несовершенны и применялись поначалу только в военных и садовых оркестрах. Лишь попав во Францию, в руки инструментального мастера Адольфа Сакса, туба стала удовлетворять высоким требованиям симфонического оркестра.
Туба - басовый инструмент, способный охватить самый низкий отрезок диапазона в медной группе. Подробнее …

Слайд №10

Тенор. Этот инструмент, занимающий центральное положение среди представителей среднего строя основной группы, выделяется ровностью тона - полного, мягкого - на протяжении большей части диапазона. Лучшим же, наиболее выразительным и технически гибким является средний регистр, нередко пополняемый близлежащими звуками высокого регистра.Баритон. Этот инструмент справедливо считается наиболее совершенным видом широкомензурных инструментов. Способность баритона к выразительной напевности выдвинула его в разряд ведущего голоса баритоновой, теноровой и альтовой тесситуры. Подробнее …

Медные духовые инструменты

Слайд №11

Курай - татарский народный инструмент. Открытая, продольная флейта из стебля зонтичного растения, представляет собой трубку с цилиндрическим или коническим каналом, изготовленную из древесины или из металла.

Слайд №12

Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной показать выразительность и разнообразии ритма.Ударные инструменты

Слайд №13

Ударные инструментыБольшой барабан представляет собой огромный металлический цилиндр, обтянутый с двух или с одной стороны кожей. Односторонний большой барабан применяется главным образом в симфоническом оркестре, где его укрепляют на специальном станке.

Большой барабан имеет широкое применение и в симфоническом, и в духовом оркестре. Особенно велика его роль в строевых маршах, где он регулярно подчеркивает (обычно в сочетании с тарелками) обе доли такта. Подробнее …

Слайд №14

Малый барабан. По своей конструкции очень прост. Это плоский цилиндр, обтянутый с обеих сторон кожей (или пластиком). Поверх кожи с нижней стороны у него натянуто несколько струн, которые придают тембру малого барабана характерный дребезжащий оттенок (треск). Бьют по малому барабану двумя деревянными палочками с небольшими утолщениями на концах. Подробнее …Ударные инструменты

Слайд №15

Тарелки. Состоят из двух металлических дисков, которые исполнитель держит в руках с помощью специальных ремешков.
Тарелки обладают очень ярким тембром.Основной прием игры на тарелках - удар (чаще скользящий, чем встречный) одной тарелки о другую. Существуют и другие приемы игры - палочкой или колотушкой. Подробнее …

Ударные инструменты

Слайд №16

Струнные инструменты1-виола
2-виола де гамба
3-скрипка
4-смычок
5-альт
6-вилончель
7-контрабас
8-мандалина
9-лютня
10-гитара
11-электрогитара
12-банджо
13-балалайка
14-гусли
15-пимбалы

Слайд №17

Скрипка (ит. violino, фр.violon, англ.violin, нем. Violine, Geige)
Скрипку по праву называют потомком других, более ранних струнно-смычковых инструментов.
Все, что сказано о технике струнных, относится именно к скрипке: она - самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых.
Ее технические возможности росли вместе с искусством таких виртуозов, как Витали, Торелли и Корелли в 17 веке, а позже - Тартини, Виотти, Шпор, Вьетан, Берио, Венявский, Сарасате, Изаи и, конечно, Н.Паганини.Неотразимый эффект дает соло скрипки, исполняющей главную тему, - в качестве примера можно привести «Шехерезаду» Римского-Корсакого.
За все свои качества скрипка, наряду с фортепиано, издавна играет ведущую роль среди солирующих концертных инструментов. Подробнее …

Струнные инструменты

Слайд №18

Виолончель (ит. violoncello)
Виолончель вошла в музыкальный быт во второй половине 16 века. Своим созданием она обязана искусству таких выдающихся инструментальных мастеров, как Маджини, Гаспаро де Сало, а позже - Амати и Страдивари.Как и альт, виолончель долгое время считали в оркестре второстепенным инструментом. Вплоть до конца 18 века композиторы использовали его в основном как басовый голос, а в самом начале позапрошлого столетия в связи с этим партию виолончели и контрабаса писали в партитуре на одной строчке.
Бетховен первым «открыл» красоту тембра виолончели. Вслед за ним композиторы превратили ее звук в поющий голос оркестра - вспомним вторую часть 6 симфонии Чайковского. Подробнее …

Струнные инструменты

Слайд №19

Альт (ит. alto, нем. Alt)
Внешний вид альта и способ игры на нем очень напоминают скрипку, так что, если не заметить разницы в размерах (а сделать это очень сложно: альт заметно больше скрипки), то их легко можно перепутать.
Считается, что тембр альта уступает скрипке в блеске и яркости. Тем не менее, этот инструмент имеет и свои неповторимые достоинства: он незаменим в музыке элегического, мечтательно-романтического характера. В виртуозном отношении альт почти так же совершенен, как и скрипка, однако большие размеры альта требуют от исполнителя соответствующей растяжки пальцев и физической силы. Подробнее …Струнные инструменты

Слайд №20

Контрабас намного превосходит своих собратьев и по размерам, и по объему низкого регистра: контрабас в два раза больше виолончели, которая вдвое больше альта.
Скорее всего, контрабас, потомок старинной виолы, появился в оркестре в 17 веке. Форма контрабаса до наших дней сохранила черты старинной виолы: заостренный кверху корпус, покатые бока - благодаря этому исполнитель может перегнуться через верхнюю часть корпуса и «дотянуться» до нижней части грифа, чтобы извлечь самые высокие звуки. Инструмент так велик, что исполнитель играет на нем стоя или присев на высокий табурет.
Подробнее …Струнные инструменты

Слайд №21

Струнные инструментыДомра - русский музыкальный струнный щипковый инструмент. О происхождении его известно не так много. Сведения о домре в России сохранились только в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Люди, игравшие на домре, назывались домрачеями. Некоторые историки полагают, что предок домры - древнейший инструмент ТАНБУР.

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар.

Слайд №22

Гитара - это струнно-щипковый музыкальный инструмент.
Основные конструктивные детали гитары:
корпус,
гриф с ладами и головкой,
корпус с плоскими деками и характерной перемычкой, который изготовляется из дерева или заменителей, имеет лады (обычно до 24).
Существует много разновидностей гитар:
акустические
6-струнные (классическая (испанская), акустическая)
7-струнные (русская гитара, романсовая, цыганская)
9-струнные - отличается сдвоенными тремя нижними струнами.
12-струнная - отличается сдвоенными струнами. Парные струны настраиваются с разницей в октаву.
Гавайская
Басовая - 4-струнная Подробнее …Струнные инструменты

Слайд №23

Арфа (ит.arpa, фр. harpe, нем. Harfe, англ. harp)
Арфа - один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы. Даже на египетских фресках 15 века до нашей эры арфы еще напоминают лук. А эти арфы не самые древние: древнейшую археологи нашли при раскопках шумерского города Ура в Мессопотамии - она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры.
В древности на Востоке, в Греции и в Риме арфа оставалась одним из самых распространенных и любимых инструментов. Подробнее …Струнные инструменты

Слайд №24

Деревянно-духовые инструменты1-флейта малая
2-флейта
3-гобой
4-рожок
5-Малый кларнет

6-кларнет
7-кларнет бас
8-фагот
10-контрофагот
11-саксафон сопрано

12-саксафон альт
13-саксафон тенор
14-саксафон баритон
17-трость

Слайд №25

Деревянно-духовые инструментыГобой (нем. Oboe)
Древностью своего происхождения гобой соперничает с флейтой: он ведет свою родословную от первобытной свирели. Из предков гобоя наибольшее распространение получил греческий авлос, без которого древние эллины не мыслили себе ни пира, ни театрального представления. В Европу предки гобоя пришли с Ближнего Востока.
В 17 веке из бомбарды - инструмента свирельного типа - был создан гобой, который сразу стал популярным в оркестре. Вскоре он стал и концертным инструментом. В течение почти целого столетия гобой был кумиром музыкантов и меломанов. Лучшие композиторы 17-18 веков - Люлли, Рамо, Бах, Гендель - отдали дань этому увлечению: Гендель, например, писал для гобоя концерты, трудность которых может смутить даже современных гобоистов. Однако в начале 19 века «культ» гобоя в оркестре несколько угас, а ведущая роль в группе деревянных духовых перешла к кларнету. Подробнее …

Слайд №26

Если гобой, флейта и фагот насчитывают уже более четырех столетий своего пребывания в оркестре, то кларнет прочно вошел в него лишь в 18 веке. Предком кларнета был средневековый народный инструмент - свирель «шалюмо». Считается, что в 1690 году немецкому мастеру Деннеру удалось его усовершенствовать. Верхний регистр инструмента поразил современников своим резким и пронзительным тембром - он сразу напомнил им звук трубы, которая называлась в то время «кларино». Новый инстумент назвали clarinetto, что означает «маленькая труба».Из всех деревянных духовых только кларнету доступно гибкое изменение силы звука. Это и многие другие качества кларнета сделали его звук одним из самых богатых по выразительности голосов оркестра. Любопытно, что два русских композитора, имея дело с одним и тем же сюжетом, поступили совершенно одинаково: в обеих «Снегурочках» - Римского-Корсакова и Чайковского - пастушеские наигрыши Леля поручены кларнету.

Деревянно-духовые инструменты

Слайд №27

Флейта (ит. flauto, фр.flute, нем. Flote, англ. flute)
Флейта - один из самых старых инструментов мира, известный еще в древности - в Египте, Греции и Риме. С древних времен люди научились извлекать музыкальные звуки из срезанного тростника, закрытого с одного конца. Этот примитивный музыкальный инструмент и был, по-видимому, отдаленным предком флейты. В Европе в средние века получили распространение две разновидности флейты: прямая и поперечная. Прямую флейту, или «флейту с наконечником», держали прямо перед собой, как гобой или кларнет; косую, или поперечную - под углом. Поперечная флейта оказалась более жизнеспособной, так как легко поддавалась усовершенствованиям. В середине 18 века она окончательно вытеснила прямую флейту из симфонического оркестра. В это же время флейта, наряду с арфой и клавесином, стала одним из самых любимых инструментов домашнего музицирования. На флейте, к примеру, играли русский художник Федотов и прусский король Фридрих Второй.Деревянно-духовые инструменты

Слайд №28

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.Клавишные инструменты

Слайд №29

Орган (ит. organo, фр. orgue, нем. Orgel, англ. organ)
Клавишный духовой инструмент - орган - был известен еще во времена глубокой древности. В старинных органах воздух нагнетали мехами вручную. В средневековой Европе орган стал инструментом церковного богослужения. Именно в духовной среде 17 века зародилось органное полифоническое искусство, лучшими представителями которого были Фрескобальди, Бах и Гендель.
Орган - гигантский инструмент со множеством различных тембров.
«Это целый оркестр, который в искусных руках может все передать, все выразить», писал о нем Бальзак. Подробнее …

Слайд №30

Клавишные инструментыБаян принадлежит к группе клавишно-духовых музыкальных инструментов. Этот народный музыкальный инструмент возник в результате усовершенствования хроматической гармоники, которая была сконструирована Н. Белобородовым в России в 1870 году. Русский гармонист Я. Орланский-Титаренко дал усовершенствованной хроматической гармонике название “баян”.

Тульская гармонь

Баян Этюд

Слайд №31

Аккордеон (от франц. accordeon) – это один из самых популярных инструментов не только в России, но и зарубежом. Особую популярность аккордеон завоевал среди исполнителей народной музыки в России, Италии, Германии, Франции, Болгарии, Латвии, США и во многих других странах..Аккордеон - музыкальный инструмент, в котором звуки издают свободно проскакивающие металлические язычки – тонкие пластинки, колеблющиеся под действием струи воздуха, нагнетаемой мехами. Левой рукой исполнитель управляет мехами, а также нажимает на кнопки басов и аккордов для аккомпанемента мелодии, которая исполняется правой рукой.

Клавишные инструменты

Слайд №32

Клавишные инструментыИсточник звука в фортепиано - металлические струны, которые начинают звучать от удара покрытых войлоком деревянных молоточков, а молоточки приводятся в действие нажимом пальцев по клавишам.
Первыми клавишными инструментами, известными уже в начале 15 века, были клавесин и клавикорд (по-итальянски - клавичембало). На клавикорде струны приводились в колебание металлическими рычажками - тангентами, на клавесине - вороньими перьями, а позже - металлическими крючками. Звук этих инструментов был динамически однообразным и быстро затухал. Подробнее..

Выпуск 3

Музыкальные инструменты симфонического оркестра

Музыку лучше всего, конечно, слушать в концертном зале. Потому что никакая современная аппаратура не сможет передать всего богатства звучания музыкальных инструментов в оркестре. Например, в симфоническом. Само слово «оркестр» пришло к нам из Древней Греции. Так называли площадку перед сценой в античном театре. На этой площадке размещался древнегреческий хор. На сцене актёры разыгрывали комедию или трагедию, а хор создавал музыкальное сопровождение. Сегодня под словом «оркестр» мы понимаем коллектив музыкантов, которые играют на различных музыкальных инструментах. А слово «симфонический» указывает на то, что этот оркестр самый большой и самый богатый по своим возможностям. Потому что в его составе и струнные, и духовые, и ударные инструменты. В таком оркестре может участвовать от 60 до 120 музыкантов. И даже больше. Оркестр состоит из 4 основных групп музыкальных инструментов: струнных смычковых, деревянных духовых, медных духовых и ударных. В состав струнных смычковых входят: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. К деревянным духовым относятся: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые инструменты это — валторны, трубы, тромбоны, тубы. В составе ударных инструментов литавры, малые барабаны, ксилофоны, большие барабаны, тарелки, треугольники, кастаньеты и многие другие.

Роль дирижёра

Может ли оркестр играть без дирижёра? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать о роли дирижёра в оркестре. Он необходим, прежде всего, для того, чтобы все музыканты играли в едином темпе. Раньше роль дирижёра выполнял человек, который отбивал ритм специальным жезлом. Потом им стал первый скрипач. Он стоял перед оркестром, играя на скрипке, а движениями головы и корпусом смычка показывал музыкантам темп и ритм произведения. В оркестре со временем появлялось всё больше музыкальных инструментов, поэтому понадобился человек, выполняющий роль дирижёра. Дирижёр стоит на возышении для того, чтобы все музыканты видели его жесты. В правой руке он держит палочку, которой показывает ритм и темп музыки. Левая рука передаёт характер и тончайшие нюансы исполнения. Роль дирижёра очень важна. А какими качествами должен обладать человек этой профессии? Прежде всего он должен быть профессиональным музыкантом, имеющим соответствующее образование. В дирижировании музыкант использует своё тело, не только руки, для передачи своих мыслей и чувств другим музыкантам. Хотя дирижёр выполняет главную роль в оркестре, всё же в истории был самостоятельный оркестр. А точнее ансамбль. Назывался он «Персимфанс». В его состав входили очень известные в ту пору музыканты. Они играли там слаженно, что вполне могли обходиться без дирижёра.

Симфоническим оркестром называют достаточно большой коллектив музыкантов, осуществляющих исполнение различных нотных произведений. Как правило, в репертуар входит музыка западноевропейской традиции. Каков состав симфонического оркестра? В чем отличие его от других музыкальных коллективов? Об этом далее.

Состав симфонического оркестра по группам

В современном коллективе задействованы четыре категории музыкальных исполнителей. С чего следует начинать рассматривать состав симфонического оркестра? Инструменты, на которых играют музыканты, отличаются разнообразием, динамическими свойствами, ритмическими и звуковыми особенностями.

Фундаментом коллектива считаются музыканты, играющие на струнных. Их количество - около 2/3 от всего числа исполнителей. В состав симфонического оркестра входят контрабасисты, виолончелисты, скрипачи, альтисты. Как правило, струнные выступают в качестве основных носителей мелодического начала.

Следующая группа - деревянные духовые. К ним относят фаготы, кларнеты, гобои, флейты. У каждого из инструментов собственная партия. В сравнении со смычковыми, деревянные духовые не имеют такой широты и многообразия в приемах исполнения. Однако они обладают большей силой, яркостью оттенков при компактности звучания.

В состав симфонического оркестра входят также медные духовые. К ним следует отнести трубы, тромбоны, тубы, валторны. Благодаря их присутствию, исполнение нотных произведений становится более мощным, поскольку они выступают в качестве ритмической и басовой опоры.

Струнные

Самой высокой по звучанию считается скрипка. Для этого инструмента характерны богатые технические и выразительные возможности. Скрипке часто поручаются трудные и быстрые пассажи, разные трели, мелодичные и широкие скачки, тремоло.

Еще одним является альт. Способ игры на нем аналогичен скрипичному. Принято считать, что альт несколько уступает скрипке по яркости и блеску тембра. Но вместе с этим данный инструмент превосходно передает музыку мечтательно-романтичного, элегичного характера.

Виолончель вдвое больше по размерам, чем альт, но ее смычок короче альтового и скрипичного. Этот инструмент относится к категории "ножных": его устанавливают между коленями, упирая в пол металлическим шпилем.

Контрабас намного больше по размерам - на нем приходится играть сидя на высоком табурете или стоя. Этот инструмент прекрасно подходит для исполнения довольно быстрых пассажей. Контрабас формирует фундамент для звучания струнных, выполняя партии басового голоса. Достаточно часто он входит в состав джазового оркестра.

Деревянные духовые

Одним из самых древних инструментов в мире считается флейта. Первые упоминания о ней можно найти в свитках Египта, Рима, Греции. Из всех деревянных духовых флейта считается наиболее подвижным инструментом, и по своей виртуозности она значительно превосходит остальные.

Не менее старинным считается гобой. Этот инструмент уникален тем, что благодаря особенностям своей конструкции он не теряет своей настройки. Поэтому все остальные "участники" настраиваются по нему.

Еще одним достаточно популярным инструментом считается кларнет. Только ему доступно довольно гибкое изменение силы звучания. Благодаря этому и другим свойствам кларнет считается одним из наиболее выразительных "голосов", входящих в состав духового оркестра.

Ударные. Общая информация

Рассматривая состав симфонического оркестра по группам, следует отметить ударные инструменты. Их функция - ритмическая. Вместе с этим они формируют насыщенный звукошумовой фон, украшают и дополняют палитру мелодий различными эффектами. В соответствии с характером звучания ударные инструменты можно разделить на два типа. К первому относят те, которые обладают определенной Это литавры, колокола, ксилофон и прочие. Ко второму типу относят инструменты, лишенные точной звуковой высотности. К ним, в частности, относят тарелки, барабаны, бубен, треугольник.

Описание

Достаточно древний, как и некоторые описанные выше, инструмент - литавры. Они были достаточно распространены во многих странах: Греции, Африке, у скифов. В отличие от прочих инструментов с кожей, литавры обладают звуком определенной высоты.

Тарелки представляют собой большие металлические круглые пластины. В центре они немного выпуклые - в этом месте закреплены ремни, чтобы исполнитель мог держать их в руках. Играют на них стоя - так лучше всего распространяется звук в воздухе. В состав симфонического оркестра обычно входит одна пара тарелок.

Ксилофон представляет собой достаточно оригинальное приспособление. В качестве звучащего тела используются брусочки из дерева разных размеров. Следует сказать, что ксилофон часто входит в состав русского народного оркестра. Звук, который издают деревянные брусочки, острый, щелкающий, "сухой". Иногда они навевают и мрачное настроение, создавая гротескные, причудливые образы. Оркестр состав которого может включать в себя не только ксилофон, чаще всего выступает в с особой сюжетной линией - как правило, в сказках или былинных эпизодах.

Медные духовые

В оперный оркестр самой первой вошла труба. Ее тембру не характерна лиричность. Как правило, трубы считаются исключительно фанфарными инструментами.

Самым поэтичным в "коллективе" является валторна. В низком регистре ее тембр несколько мрачен, а в верхнем - достаточно напряжен.

Саксофон занимает в некотором роде промежуточное положение между деревянными и медными духовыми. Сила его звука намного выше, чем у кларнета. С начала 20-го столетия саксофон стал одним из главных "голосов", входящих в состав джазовых ансамблей.

Туба относится к "басовым". Она способна охватывать самый низкий участок диапазона медной группы.

Одиночные инструменты. Арфа

Выше описан основной состав симфонического оркестра. Инструменты могут вводиться и дополнительно. Например, арфа. Этот инструмент считается одним из самых древнейших в музыкальной истории человечества. Произошел он от лука с натянутой тетивой, которая при выстреле звучала достаточно мелодично. Арфа относится к Красота и внешний вид ее превосходят всех остальных "участников".

Арфа обладает достаточно своеобразными виртуозными возможностями. На ней превосходно получаются пассажи из арпеджио, широкие аккорды, глиссандо, флажолеты. Роль арфы не столько эмоциональная, сколько в определенной степени красочная. Инструмент часто аккомпанирует другим. Кроме этого, арфе дают эффектные соло.

Фортепиано

Источником звука этого инструмента являются металлические струны. Деревянные молоточки, покрытые войлоком, начинают стучать по ним при нажатии пальцами на клавиши. В результате появляется различный звук. Широкую известность фортепиано приобрело как солирующий инструмент. Но в некоторых случаях он может выступать и в качестве "рядового участника". Некоторые композиторы используют фортепиано как украшающий элемент, привносящий в звучание всего оркестра новые краски и звучность.

Орган

Этот духовой был известен еще в самой далекой древности. В то время нагнетание воздуха мехами осуществлялось вручную. Впоследствии конструкция инструмента была усовершенствована. В старинной Европе орган использовался при церковных богослужениях. Это гигантский инструмент, отличающийся множеством разнообразных тембров. Диапазон органа больше чем у всех инструментов оркестра, взятых вместе. В конструкции предусмотрены меха, нагнетающие воздух, система труб разной величины и устройства, клавиатуры - ножная и несколько ручных.

Трубы единого тембра в одном наборе называются "регистром". У больших соборных органов насчитывается порядка ста регистров. Окраска звуков у некоторых из них напоминает звучание флейты, гобоя, кларнета, виолончели и других оркестровых инструментов. Чем разнообразнее и "богаче" регистры, тем больше возможностей имеет исполнитель. Искусство игры на органе основывается на способности к умелой "регистровке", то есть использованию всего технического потенциала.

При использовании органа в новейшей музыке, театральной в частности, композиторы преследовали в первую очередь звукоизобразительную цель, в особенности в тех моментах, где необходимо было воспроизведение церковной атмосферы. Так, например, Лист в "Битве гуннов" (симфонической поэме) противопоставил христианский мир варварам с использованием органа.

Оркестр - это группа музыкантов, играющих на различных инструментах. Но не следует путать его с ансамблем. В данной статье будет рассказано, какие виды оркестров бывают. И их составы музыкальных инструментов также будут освящены.

Разновидности оркестров

Оркестр отличается от ансамбля тем, что в первом случае одинаковые инструменты объединяются в группы, играющие в унисон, то есть одну общую мелодию. А во втором случае каждый музыкант является солистом - играет свою партию. "Оркестр" - это греческое слово и переводится как «танцевальная площадка». Располагалась она между сценой и зрителями. На этой площадке располагался хор. Потом она стала похожа на современные оркестровые ямы. А со временем там стали располагаться музыканты. И название «оркестр» досталось коллективам исполнителей-инструменталистов.

Виды оркестров:

  • Симфонический.
  • Струнный.
  • Духовой.
  • Джазовый.
  • Эстрадный.
  • Оркестр народных инструментов.
  • Военный.
  • Школьный.

Состав инструментов разных видов оркестра строго определённый. Симфонический состоит из группы струнных, ударных и духовых. Струнные и духовые оркестры состоят из инструментов, соответствующих их названиям. Джазовые могут иметь разный состав. Эстрадный оркестр состоит из духовых, струнных, ударных, клавишных и

Разновидности хоров

Хор - это большой ансамбль, состоящий из певцов. Артистов должно быть не менее 12. В большинстве случаев хоры выступают в сопровождении оркестров. Виды оркестров и хоров отличаются. Существует несколько классификаций. В первую очередь хоры разделяются на виды по своему составу голосов. Это могут быть: женские, мужские, смешанные, детские, а также хоры мальчиков. По манере исполнения различают народные и академические.

А также хоры классифицируются по количеству исполнителей:

  • 12-20 человек - вокально-хоровой ансамбль.
  • 20-50 артистов - камерный хор.
  • 40-70 певцов - средний.
  • 70-120 участников - большой хор.
  • До 1000 артистов - сводный (из нескольких коллективов).

По своему статусу хоры делятся на: учебные, профессиональные, любительские, церковные.

Симфонический оркестр

Не все виды оркестров включают в себя К этой группе относятся: скрипки, виолончели, альты, контрабасы. Один из оркестров, в состав которого входит струнно-смычковое семейство, - симфонический. Он состроит из нескольких разных групп музыкальных инструментов. На сегодняшний день различают два вида симфонических оркестров: малый и большой. Первый из них имеет классический состав: 2 флейты, столько же фаготов, кларнетов, гобоев, труб и валторн, не более 20 струнных, изредка литавры.

Может быть любым по составу. В него может входить 60 и более струнных инструментов, тубы, до 5 тромбонов разных тембров и 5 труб, до 8 валторн, до 5 флейт, а также гобоев, кларнетов и фаготов. Он может включать в себя также такие разновидности из группы духовых, как гобой д"амур, флейта пикколо, контрафагот, английский рожок, саксофоны всех типов. В него может быть включено огромное количество ударных инструментов. Часто в большой симфонический оркестр входят орган, фортепиано, клавесин и арфа.

Духовой оркестр

Практически все виды оркестров имеют в своём составе семейство Эта группа включает в себя две разновидности: медные и деревянные. Некоторые виды оркестров состоят только из духовых и ударных инструментов, например духовые и военные. В первой разновидности основная роль принадлежит корнетам, горнам разных типов, тубам, баритон-эуфониумам. Второстепенные инструменты: тромбоны, трубы, валторны, флейты, саксофоны, кларнеты, гобои, фаготы. Если духовой оркестр большой, то в нём, как правило, все инструменты увеличиваются в количествах. Очень редко могут добавляться арфы и клавишные.

В репертуар духовых оркестров входят:

  • Марши.
  • Бальные европейские танцы.
  • Оперные арии.
  • Симфонии.
  • Концерты.

Духовые оркестры выступают чаще всего на открытых уличных площадках либо сопровождают шествие, так как они звучат очень мощно и ярко.

Оркестр народных инструментов

В их репертуар входят в основном сочинения народного характера. Каков же их инструментальный состав? У каждой нации он свой. Например, в оркестр русских входят: балалайки, гусли, домры, жалейки, свистульки, баяны, трещотки и так далее.

Военный оркестр

Выше уже были перечислены виды оркестров, состоящих из духовых и ударных инструментов. Существует ещё одна разновидность, включающая в себя эти две группы. Это военные оркестры. Они служат для того, чтобы озвучивать торжественные церемонии, а также для участия в концертах. Военные оркестры бывают двух видов. Одни состоят из и медных духовых. Называются они однородными. Второй тип - это смешанные военные оркестры, они, помимо всего прочего, имеют в своём составе группу деревянных духовых.

Цель: формировать у учащихся представление о симфоническом оркестре и его музыкальных инструментах; развивать исследовательские навыки, умение определять звучание различных инструментов на слух, анализировать музыкальные произведения; воспитывать любовь к классической и народной музыке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ТСО; карточки с изображением музыкальных инструментов; схема расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра; аудиозаписи со звучанием инструментов.

Музыкальный материал: Дж. Верди. Марш из оперы «Аида»; П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»; Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы "Сказка о царе Салтане»; Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец»; Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».

Ход урока

Организация класса

Актуализация опорных знаний

Что такое сонатная форма?

Какие разделы ее составляют?

Сколько составляющих в классической сонате?

Произведение сонатной формы, которые мы изучали на предыдущем уроке?

Чем отличаются сонатная и вариационная формы?

3.Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь. Сегодня мы узнаем, что такое оркестр, симфонический оркестр, в частности, составляющие его музыкальные инструменты. Учитель прикрепляет на доску схему расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра.

1.Изучение нового материала

Ученики выступают с подготовленными заранее докладами.

Доклады учащихся

Историческая справка

Слово «оркестр» происходит от греческого «орхестра» — так во времена античной Греции называли площадку перед театральной сценой, куда выходил хор. Впоследствии на этом месте располагалась группа музыкантов — «оркестр». Через некоторое время этот термин приобрел более широкое значение; им стали обозначать большой коллектив музыкантов -инструменталистов. Симфонические оркестры возникли в начале XVII в. Их появление связано с возникновением оперы и инструментального концерта, требующих значительного количества исполнителей. Большой симфонический оркестр сформировался в середине XIX в. Сегодня в большом симфоническом оркестре играют 50-75 исполнителей.

Классификация инструментов симфонического оркестра

Доклады сопровождаются показом схемы.

Еще в давние времена с увеличением количества музыкальных инструментов возникает необходимость их классифицировать. В Древнем Китае музыкальные инструменты распределяли по материалу, из которого они изготовлены. Сегодня наиболее распространена классификация Эриха фон Хорнбостеля и Курта Закса, по которой инструменты разделяют по источнику звука. В симфоническом оркестре музыкальные инструменты распределяют по способу звукоизвлечения. Самой многочисленной является группа струнно-смычковых инструментов, в том числе первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы.

Группа медных духовых инструментов — трубы, валторны, тромбоны, тубы.

Группу ударных инструментов составляют литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, там там, колокола оркестровые, звонки, ксилофон, вибрафон.

Также к составу симфонического оркестра принадлежат клавишные и щипковые инструменты: арфа, фортепиано, челеста.

Иногда в состав симфонического оркестра вводят саксофоны, электрогитары, синтезаторы и тому подобное.

Работа в парах

Учитель раздает на каждую парту по 3 карточки с изображением музыкальных инструментов.

Задание:

— Определите названия изображенных инструментов и группу, к которой они принадлежат.

— Все инструменты, изображенные на карточках, принадлежат указанным четырем группам?

— К каким группам инструментов относятся бубен, кобза, бандура, гитара, аккордеон?

— В каком оркестре их используют?

— Сделайте вывод: какие инструменты составляют оркестр народных инструментов, а какие — симфонический.

Работа в группах

У ч и т е л ь. Представим, что мы оказались в концертном зале. Вы объединиться в 5 групп и должны выполнить по два задания.

Задача группы No 1

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к струнно — смычковой группе.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предлагаемых к прослушиванию, фрагмент, где

звучат инструменты струнно-смычковых групп. Определите фамилия композитора и название произведения.

Задача группы No 2

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе деревянных духовых инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат деревянные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.

Задача группы No 3

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе медных духовых инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат медные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.

Задача группы No 4

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе ударных инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат ударные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.

Задача группы No 5

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе клавишных инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат клавишные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.

Произведения для прослушивания: 1. Дж. Верди. Марш из оперы «Аида» (труба); 2. П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» (челеста) 3. Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы "Сказка о царе Салтане» (группа струнно- смычковых инструментов); 4. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец» (ударные) 5. Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» (саксофон).

Учитель предлагает учащимся сделать вывод о принадлежности музыкальных инструментов к определенной группе и их выразительных возможностях.

Рассказ учителя:

Сегодня мы имеем возможность прослушать и проанализировать очень интересное музыкальное произведение Бенджамина Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества». В 1945 выдающийся английский композитор Б. Бриттен получил заказ от министерства образования Великобритании написать музыку к учебному фильму «Инструменты оркестра». Так было создано одно из самых известных произведений композитора.

Произведение построено в форме вариаций на тему Г. Перселла (драма «Абделязер»). Здесь, кроме характеристики музыкальных инструментов, мы больше узнаем о выдающемся композиторе XVII в., чувствуем взаимосвязь между прошлым и современностью.

Слушание произведения.

Произведение начинается звучанием торжественной радостной темы Перселла в исполнении всего оркестра. Постепенно она приобретает черты современной музыки. Далее начинаются вариации, каждую из которых исполняет один инструмент или небольшая группа. Тему начинает звучание флейты-пикколо — инструмента группы деревянных духовых. Далее тему подхватывают остальные инструменты группы деревянных духовых, затем — медные духовые. Струнная группа передает ее сольным звучанием арфам, далее — ударных. Финальная вариация написана в форме фуги, исполняемой вместе всеми инструментами оркестра. Такое звучание оркестра называется тутти. Постепенно главная тема приобретает первоначальный характер, а финал произведения звучит величественно и торжественно.

Рефлексия

С каким музыкальным произведением мы познакомились?

Какие музыкальные инструменты использовал композитор в своем произведении?

Кто руководит симфоническим оркестром? (Дирижер)

В чем заключается это управление?

В какой форме написан «Путеводитель...»?

О какой новой музыкальной форме мы узнали?

Какие группы инструментов использованы в этом произведении?

Коллективный вывод. Многогранные тембровые возможности различных групп музыкальных инструментов симфонического оркестра помогают композитору реализовать свои творческие замыслы, исполнителю — доказать свое художественное мастерство, а слушателю — получить эстетическое удовольствие от прослушивания и восприятия музыкальных произведений.

Домашнее задание

Для учащихся со средним и достаточным уровнем знаний: обработать материал учебника и дополнительной литературы по музыкальным инструментам симфонического оркестра; узнать об особенностях каждой группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Для учащихся с высоким уровнем знаний: узнать из справочной литературы, какие еще виды оркестров (кроме симфонического) существуют в музыкальной исполнительской практике. Какие инструменты принадлежат к электронным музыкальным инструментам и в чем их особенности?



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы