Про деток, от рождения до школы

О постигшей наш народ войне нужно рассказывать, ее нужно вспоминать, учить детей на примерах ее героев. Живая память – лучший способ помнить страшную трагедию, постигшую простых людей, которые мечтали жить и любить, но война отняла у них судьбу. Помнить ради того, чтобы не повторять печальный опыт, пережитый поколениями наших предков.

Книг о войне 1941-45 годов не так и мало. Среди них есть повествования о героических сражениях на фронте и в тылу, о взаимоотношениях между людьми, каждый день которых сродни подвигу. Предлагаем лучшую на наш взгляд небольшую подборку из большого списка книг о событиях и хронологии Второй мировой войны, частью которой была Великая Отечественная война.

Борис Васильев. «В списках не значился». Книги Бориса Васильева правдиво предают истории простых людей, попавших волею судьбы на фронтовую полосу. В романе «В списках не значился» повествуется о защитнике Брестской крепости – обычном человеке, пограничнике, испытывающем любовь и желающем быть счастливым. Но война заставляет его отдать самое важное, что есть у человека – жизнь, героически защищая свою родину.

Константин Симонов. «Живые и мертвые». Трилогия Симонова охватывает события трех лет войны, начиная с лета 1941 и завершая событиями 1944 года. Просто, без пафоса говорит он о тяготах военного времени, отчего впечатления о нем становятся еще страшнее.

Эрих Мария Ремарк. «Время жить и время умирать». Поразителен взгляд писателя на войну. Его герой солдат Эрнст Гребер понимает, что является винтиком военной машины, что совсем ему не нравится. На его взгляд война – это не подвиги и победы, а выжженные поля, леса и деревни, кровь вперемешку с грязью. Это время, когда нужно умирать, а людям так хочется, чтобы пришло время жить.

Анна Франк. «Убежище. Дневник в письмах». Самые страшные картины рисуются, когда читаешь книгу, сотканную из записей очевидцев ужасных событий. Эта книга – дневник девочки, которая пряталась с семьей от фашистов в Амстердаме. Жизнь ее закончилась трагически: в концлагере, когда ей было всего 15 лет. Судьба Анны - горькое свидетельство преступлений, совершенных фашизмом.

Василий Гроссман. «Жизнь и судьба». Эпопею Василия Гроссмана многие называют «Войной и миром» 20 века. Читатель погружается в мир военного ада, где живут люди, мало чем отличающиеся от нас с вами. Они, попав в этот ад, продолжают любить, верить в мечту и надеяться на лучшее.

Даниил Гранин, Алесь Адамович. «Блокадная книга». О нечеловеческих страданиях, испытываемых людьми во время блокады Ленинграда, рассказывает «Блокадная книга». В ней собраны воспоминания, дневники и документальные материалы очевидцев того периода, когда трудно было сохранить не то что жизнь, а просто человеческое лицо.

Антуан де Сент-Экзюпери.«Военный летчик». В свое время книгу «Военный летчик» запретили издавать во Франции. В ней нет страшного летописания, она представляет собой философский взгляд на войну и ее бессмысленность. Сложно даже представить, что автор «маленького принца», такого нежного и пронзительного повествования, воевал на фронте. В таком же стиле, с высоты птичьего полета, с облаков, окружающих его самолет, он смотрит на войну.

Юрий Бондарев. «Горячий снег». Кто не смотрел фильм про Сталинградскую битву, потерял многое. Имеется в виду не современная интерпретация, а выпущенный в советское время. В книге эти события описаны куда более ярко и выразительно. Сражение между артиллерийским расчетом и наступающими танками, сражение характеров, судеб людей, стоявших до последнего, защищая город. Как оказалось, решая исход не только одной битвы, но и всей страшной войны в целом.

Василь Быков. «Альпийская баллада». Понятие баллада включает в себя немного небывалого везения, долю романтики и любви. Об этом и говорится в произведении Василя Быкова. События разворачиваются в Альпах, когда рушатся города и судьбы. Между молодыми людьми – белорусом и итальянкой – бежавшими из концлагеря, рождается любовь. Что ждет их, оправдаются ли желания обрести свободу и счастье?

Светлана Алексиевич. «У войны не женское лицо». Одной самых известных книг, где война передана глазами женщин, является произведение Светланы Алексиевич. Она вся от начала до самого конца пронизана болью, постоянно возвращающей читателя к мысли об абсурдности и безумности войны. Мысли, что самым ценным в мире является жизнь.

Лекция № 2

Первая мировая война в литературе первой половины ХХ века

План

1. Первая мировая война как кардинальная тема литературы первой половины ХХ века.

2. Отражение событий первой мировой войны в романе А. Барбюса «Огонь».

3. Литература «потерянного поколения». Общая характеристика:

а) тема «потерянного поколения» в романе Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен»;

б) тема «потерянного поколения» в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие»;

в) тема «потерянного поколения» в романе Р. Олдингтона «Смерть героя».

1. Первая мировая война как кардинальная тема литературы первой половины ХХ века

Первая мировая война стала кардинальной темой искусства первой половины ХХ века, определила личные судьбы и сформировала художественные индивидуальности таких писателей, как Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Эрнест Хемингуэй, повлияла на творчество писателей стран Европы. На войне получил смертельное ранение поэт, чьё творчество открыло ХХ век, - Гийом Аполлинер. Правительства каждой из стран, участников этой войны за передел границ и сфер влияния, преследовали свои интересы. Разными были условия и последствия этой войны для каждой из стран. Однако художественное воплощение первой мировой войны в разных литературах имеет и общие, типологические, черты как в проблематике и пафосе, так и в поэтике.

Эпическое художественное осмысление войны характерно для крупномасштабных романов-хроник Роже Мартена дю Гара, Ромена Роллана, Леонгарда Франка, Арнольда Цвейга, возникших почти в каждой из европейских литератур.

Мы же с вами остановимся на произведениях, показавших войну с разных позиций: революционизирующее её влияние в романе Анри Барбюса «Огонь» и вызванные ею пессимизм и отчаяние в книгах писателей «потерянного поколения».

2. Отражение событий первой мировой войны в романе А. Барбюса «Огонь»

А. Барбюс (1873-1935) занимает особое место во французской литературе. Продолжатель традиций христианского реализма, он стал вместе с тем основоположником литературы социалистического реализма во Франции.

Ни по возрасту, ни по состоянию здоровья Барбюс не подлежал мобилизации и всё же добровольно пошёл на фронт. Подобно большинству французов тех лет, он верил, что Франция стала жертвой милитаристской Германии, и настоял отправить его на передовую простым солдатом. Он увидел войну такой, какая она была на самом деле. Он открыл для себя реализм, поверил в возможности революционного выхода из войны (за год до того, как этот путь опробует Россия) и синтезировал новый тип романа, нарушавшего привычные параметры жанра. Герои романов «Огонь» и «Ясность» (1919) автобиографичны: на пути прощания с ложными иллюзиями они проходят сквозь очищающий огонь к ясности, что в лексиконе писателя обозначает истину и правду.

«Огонь»

Роман Анри Барбюса «Огонь» начат в госпитале в декабре 1915 года, написан за шесть месяцев и впервые опубликован в августе 1916 года в газете «Эвр», а в октябре того же года автор был удостоен Гонкуровской премии. Несмотря на цензурные сокращения, ослабившие в газетной публикации антивоенный пафос романа, «Огонь» получил сразу же общенациональный и европейский резонанс и вошёл в историю мировой литературы как честная и талантливая книга, разрушившая вокруг войны ореол парадности и романтики. В начале 1917 года роман вышел отдельным изданием.

«Барбюс написал будни войны, он изобразил войну как работу, тяжёлую и грязную работу взаимного истребления ни в чем не повинных людей, - не повинных ни в чём, кроме глупости», - это слова Горького, дважды писавшего предисловия к роману Барбюса.

«Огонь» написан на основе репортерских записей, которые Барбюс вел регулярно и которые определили жанровое своеобразие книги.

Роман имеет подзаголовок «Дневник взвода» и снабжён посвящением «Памяти товарищей, павших рядом со мной в Круи и на высоте 119». Автор подчёркивает этим строгое соответствие действительности, беспристрастную правду своей книги. Роман не имеет последовательно развивающегося сюжета, он как бы состоит из отдельных эпизодов-очерков, соединённых так, «чтобы каждый эпизод... добавлял какой-то штрих к целому». В двадцати четырёх главах романа немало маленьких самостоятельных фрагментов, напоминающих о Барбюсе как общепризнанном мастере новеллистического жанра.

Ранее в произведениях Барбюса над всем возвышался тот «единственный», тот герой, опыт сердца которого казался истиной. Здесь же нет главного героя. Есть солдатская масса, есть взвод - герои «Огня». Это простые люди, «большей частью земледельцы и рабочие» трех поколений: углекопы Потерло и Бекюв, красильщик автомобилей Тирлуар, капрал Бертран, работавший в мастерской футляров, лодочник Фуйяд, фармацевт Андрэ Мениль, батрак Ламюз и др. Всё это простые солдаты - «пролетарии битв». «В этой войне почти нет интеллигентов-артистов, художников или богачей: они попадаются редко или только в тех случаях, когда носят офицерские кепи», - пишет автор, идентифицируя себя с однополчанами, убеждаясь в правильности сделанного выбора, нетерпимый в своем отрицании продажности, тем более если ей служит интеллигенция. Сделанное в самом начале, это наблюдение перерастает на страницах романа в тему двух Франций: той, что «окопалась» в тылу и неплохо зарабатывала на войне, утешаясь далёкими от жизни, розовыми представлениями о ней, и той, другой, что под градом свистящих пуль, в грязи и воде защищала отечество, верила в это, а на самом деле умирала за чуждые народу интересы власть имущих.

Повествование идёт от лица самого рассказчика - Барбюса, и от лица взвода, судьбу которого писатель уже не отделяет от своей судьбы. Барбюс не выдвигает кого-либо из своих героев, но индивидуализации и своеобразию их способствует яркость портретной и языковой характеристики. Даже в обрисовке эпизодических фигур нет схематизма, потому что автор умеет оттенить наиболее существенные черты. «У каждого, - заметил Роллан, - верно схваченные и чётко очерченные контуры, раз увидев, вы уже не спутаете его с другими».

Роман «Огонь» - произведение сложной художественной палитры: оно лирично и натуралистично одновременно; в нем доминирует публицистический (газетный) аспект, подчиняющий себе социальный и психологический анализ.

Стремление быть максимально правдивым проявилось в языке романа. Барбюс широко использует солдатский жаргон и местные диалекты. Он включает в речь героев «грубые» слова. Во время публикации романа в газете «Эвр» Барбюсу стоило немалого труда сохранить естественность языка солдат, яркость и правдивость его, солдатский жаргон. Редакторы стремились сгладить язык, сделать его «приличнее», выбросить «крепкие словечки», обесцветить текст.

«Огонь» - необычайная книга о войне. Тут совсем немного сражений, здесь нет эффектных сцен. Империалистическая война в «беспощадно правдивой», по словам Горького, книге Барбюса - это прежде всего «чудовищно тяжкий труд простого солдата» (так писал Барбюс с фронта), это повседневное его гниение в окопах, это грязь, холод, одичание. Война - это уничтожение людей и созданных человеком ценностей, приведение всего сущего к единому знаменателю зловещей, пустынной «лиловой равнины», образ которой возникает в самом начале романа.

Уже первые страницы «Огня» отличают этот роман от воспевающей войну империалистической литературы. Взрытая снарядами и окопами, залитая водой, земля превращена в пустыню, в «поля бесплодия». На этом фоне развёртываются события, далёкие от тех, которые изображают буржуазные журналисты, привыкшие «морочить голову» читателю. Война, как писал Барбюс, «это не атака, похожая на парад, не сражение с развевающимися знамёнами, даже не рукопашная схватка, в которой неистовствуют и кричат; война - это чудовищная, сверхъестественная усталость, вода по пояс, и грязь, и вши, и мерзость. Это заплесневелые лица, изодранные в клочья тела и трупы, всплывающие из прожорливой земли и даже не похожие больше на трупы. Да, война - это бесконечное однообразие бед, прерываемое потрясающими драмами, а не штык, сверкающий, как серебро, не петушиная песня рожка на солнце».

Казалось бы, войной созданы все условия для того, чтобы люди могли одичать, озвереть: «ведь мы и живём, как звери», - говорит один из них. Не случайно во второй главе Барбюс рисует своих героев похожими на «доисторических существ», в странных одеяниях дикарей. Дополняя сходство, один из них потрясает найденным в окопах топором доисторического образца. И все же война не убила человеческое в людях, прежде всего человеческую мысль. Солдаты постоянно размышляют обо всём, что связано с их военной жизнью. Вопреки войне, которая разъединяет людей, заставляя думать - «каждый за себя», «только бы выжить», в людях сохраняются товарищеские чувства, благородство. Тоска по мирной жизни, по дому, ненависть к войне свойственны всем солдатам, изображённым Барбюсом.

По мере того как солдаты проходят через огонь войны, они начинают разбираться в сущности её, в причинах, породивших войну. Ценность «Огня» не только в правдивой картине ужасов войны, но и более всего - в показе постепенного прозрения солдат, прозрения «тридцати миллионов рабов, преступно брошенных друг на друга». Изображение ужасов империалистической войны не самоцель для Барбюса. Главным для него является человек на войне, конфликт войны и человека, те выводы, к которым этот человек приходит, столкнувшись со страшной действительностью кровавой бойни. Прозрение солдатской массы - главный замысел романа - реализуется преимущественно в публицистическом ключе, с использованием запоминающихся символов «зари», «видения кавалькады ослепительных воинов», «огня». Об этом последнем, давшем название всей книге символе Барбюс писал в письме жене: «“Огонь” означает и войну, и революцию, к которой ведет война».

Последние страницы «Огня» характеризуются приемом многоголосия - полифонии. Говорит масса. На протяжении всего романа образы солдат (хотя и достаточно яркие) намеренно не выделялись автором: они были одними из многих. Здесь же, для того чтобы непосредственно передать голос массы, ослабляется персонификация. В разговор о войне, начатый Паради, включается все больше и больше солдат, безымянных и неизвестных.

Показано пробуждение массы. Миллионы солдат приобщаются к мысли о необходимости покончить с войной, начинают понимать, что их заставили убивать друг друга ради прибылей капиталистов, что «материал» войны - они сами. Солдаты обладают разной степенью сознательности, но все они преисполнены великим гневом против тех, кому нужна война.

3. Литература «потерянного поколения». Общая характеристика

Литература «потерянного поколения» сложилась в европейских и американской литературах в течение десятилетия после окончания первой мировой войны. Зафиксировал её появление 1929 год. Тогда были созданы три романа: «Смерть героя» Р. Олдингтона, «На Западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка и «Прощай, оружие» Э. Хемингуэя.

В литературе определилось потерянное поколение, названное так с лёгкой руки Хемингуэя, поставившего эпиграфом к своему первому роману «Фиеста. И восходит солнце» (1926) слова жившей в Париже американки Гертруды Стайн «Все вы - потерянное поколение». Эти слова оказались точным определением общего ощущения утраты и тоски, которые принесли с собой авторы названных книг, прошедшие через войну. В их романах и повестях было столько отчаяния и боли, что их определили как скорбный плач по убитым на войне, даже если герои книг и спаслись от пуль. Это реквием по целому поколению, не состоявшемуся из-за войны, на которой рассыпались идеалы и ценности, которым учили с детства.

Герои книг писателей «потерянного поколения», как правило, совсем юные, можно сказать, со школьной скамьи принадлежат к интеллигенции. Для них путь Барбюса представляется недостижимым. Они индивидуалисты и надеются, как герои Хемингуэя, лишь на себя, на свою волю, а если и способны на решительный поступок, то дезертируя (лейтенант Генри).

Герои Ремарка находят утешение в дружбе и любви. Это их своеобразная форма защиты от мира, принимающего войну как способ решения политических конфликтов.

Героям литературы «потерянного поколения» недоступно единение с народом, государством, как это наблюдалось у Барбюса. «Потерянное поколение» противопоставило обманувшему их миру горькую иронию, ярость, бескомпромиссную критику цивилизации, что и определило место этой литературы в реализме, несмотря на пессимизм, общий у неё с литературой модернизма.

А. Тема «потерянного поколения» в романе Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен»

«На Западном фронте без перемен» - первый роман, принёсший автору успех. В эпиграфе к роману Ремарк пишет: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов». Но роман вышел за эти рамки, став и исповедью, и обвинением.

Это история убийства на войне четверых одноклассников, отравленных шовинистической пропагандой в школах кайзеровской Германии и прошедших подлинную школу на холмах Шампани, у фортов Вердена, в сырых окопах на Сомме. Кропп, Мюллер, Кеммерих, рассказчик Пауль Боймер и многие другие молодые люди уже через несколько недель военного обучения с муштрой, шагистикой и солдафонской тупостью оказываются разочарованными в войне. В их сознании развеивается миф о «классическом идеале отечества».

Дома героям романа говорили о добропорядочности и честности, в гимназии о спряжениях и склонениях чеканной латыни, соборах и кирхах - о великом Добре, которое сотрет змия-Зло. Им внушали идею жертвенного служения Отечеству и кайзеру, которым, быть может, понадобится отдать жизнь. Но эту жертву они представляли скорее в ореоле «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря или живописных клубов порохового дыма на гравюрах, изображавших сражения Семилетней войны. И едва ли задумывались, что уже выкована, отлажена и готова начать свое страшное дело человеческая мясорубка, которую потом назовут мировой войной, первой по счету.

Дальнейший путь героя по кругам фронтового ада становится цепью новых и новых открытий страшной, античеловеческой правды о войне. Повествование ведётся от первого лица и, несмотря на отсутствие датировки, напоминает фронтовой дневник. Описание военных событий, в которых участвует Пауль Боймер, перемежается с воспоминаниями о мирных днях и горестными раздумьями о несправедливости и зле мира, олицетворённых в войне. Война с её массовыми убийствами, мертвецами, гниющими на брустверах и в брошенных окопах, вшами, грязью, солдатской руганью становится содержанием романа и средой обитания Пауля Боймера и его однополчан, двадцатилетних юношей. Неизбежно циничное общежитие в окопах, описанное с натуралистическими подробностями, поражает, шокирует юношу из добропорядочной немецкой семьи. Но грязь войны к нему не липнет, наоборот, закаляет душу. У Пауля Боймера интуитивно-безупречная реакция на окружающее, и в ужасе войны он существует по законам добра, как бы сложно это ни было.

Вглядываясь в документы убитого им француза, Пауль говорит: «Прости меня, товарищ! Мы всегда слишком поздно прозреваем. Ах, если бы нам почаще говорили, что вы такие же несчастные маленькие люди, как и мы, что вашим матерям также страшно за своих сыновей, как и нашим, и что мы одинаково боимся смерти, одинаково умираем и страдаем от боли».

Поколение Пауля Боймера «потерянное» уже потому, что пережило все ужасы войны, не пережив ещё ничего в своей короткой жизни. Пауль Боймер осознаёт также, что, даже выжив и вернувшись к мирной жизни, его поколение навсегда останется лишним. «Теперь мы вернёмся усталыми. В разладе с собой, опустошёнными, вырванными из почвы и растерявшими надежды. Мы уже не сможем прижиться... мы не нужны самим себе, мы будем жить и стариться, - одни приспособятся, другие покорятся судьбе. А многие не найдут себе места...».

Из краткого последнего абзаца мы узнаем, что Пауль Боймер был убит последним из одноклассников в октябре 1918 года, в один из тех дней, когда на фронте было так тихо и спокойно, что военные сводки состояли из одной фразы: «На Западном фронте без перемен». «Он упал лицом в позе спящего. Когда его перевернули, стало видно, что он, должно быть, недолго мучился, - на лице у него было такое спокойное выражение, словно он был даже доволен тем, что всё кончилось именно так».

Автор не ставит своей целью докапываться до истинных виновников войны. Ремарк убеждён, что политика - это всегда плохо, это всегда вред и зло для человека. Единственное, что он может противопоставить войне, - это мир природы, жизнь в её нетронутых первозданных формах: чистое небо над головой, шелест листвы. Силы герою идти вперёд, стиснув зубы, даёт прикосновение к земле. В то время как мир человека с его мечтами, сомнениями, тревогами и радостями рушится, природа живёт.

Б. Тема «потерянного поколения» в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие»

В романе «Прощай, оружие!» Хемингуэй стремится художественно раскрыть, как империалистическая война и связанные с ней бедствия лишают человека права на достойную, полнокровную жизнь и деятельность.

Действия романа разворачиваются на итало-австрийском фронте в 1917 году, Хемингуэй создаёт потрясающе яркие и сильные эпизоды военных будней, сражений, коротких дней отдыха, пьяный угар ресторанов в прифронтовых городках, гнетущую тоску лазаретов. На фронте идут дожди, в войсках свирепствует холера. Солдаты, не желающие воевать, наносят себе увечья.

Герой роман, американец Фредерик Генри, лейтенант. На фронте он возглавляет подразделение санитарных частей итальянской армии. О герое Генри на страницах романа мимоходом сказано, что до войны он изучал архитектуру в Италии. Для образа героя и для его судьбы не имеет ни малейшего значения, с таким же успехом писатель мог наделить его любой другой профессией. Это упоминание имеет разве что чисто функциональное значение, чтобы оправдать знание героем итальянского языка и Италии вообще.

Немногим больше сказано о Кэтрин Баркли. И то, что сказано, относится только к причинам, побудившим её отправиться на фронт в качестве сестры милосердия. Надо полагать, что Хемингуэй оттенил этот момент в силу его характерности.

Примечательно, что даже Кэтрин Баркли понимает, какую чудовищную и кровавую бессмыслицу представляет собой война. Она говорит Фредерику: «Люди не представляют, что такое война во Франции. Если б они представляли, это не могло бы продолжаться».

На первых страницах романа Хемингуэй подчёркивает обыкновенность своего героя, который живёт сегодняшним днем и не очень хочет задумываться о бессмысленности этой войны и о том, чем она может закончиться.

Хемингуэй, по существу, обходит молчанием вопрос о том, что заставило Фредерика Генри, американца, уроженца страны, которая к тому времени ещё не вступила в войну, пойти добровольцем в итальянскую армию. Когда Кэтрин Баркли при знакомстве спрашивает его, зачем он пошёл служить в итальянскую армию, он отвечает совсем невнятно: «Не знаю, есть вещи, которые совсем нельзя объяснить».

Однако фронтовые будни очень скоро развеяли «розовый туман». Генри воочию убеждается, что на реке Плаве происходит бессмысленная братоубийственная бойня. Разобраться в сути происходящего ему помогли солдаты-автомеханики, которые и раскрыли ему глаза на истинное положение вещей на фронте. «Все ненавидят эту войну», - говорят они своему офицеру, называя тех, кто «наживается на войне». А пока что Генри живёт такой же пустой жизнью, как и другие офицеры: пьянствует с ними в офицерской столовой, ходит регулярно в офицерский публичный дом. Когда ему предоставляют отпуск, он едет совсем не туда, куда ему хотелось. Пока что он заводит легкую интрижку с красивой медицинской сестрой, англичанкой Кэтрин Баркли. Ему представляется это удобным и несложным.

Однако судьба распорядилась иначе. Фредерик незаметно для себя начинает привязываться к Кэтрин. Он начинает понимать это в тот вечер, когда пьянствовал в компании офицеров, а потом пошёл к ней на свидание, а она не смогла отлучиться с работы. «Я вышел из приемной, и мне вдруг стало тоскливо и неуютно. Я очень небрежно относился к свиданию с Кэтрин, я напился и едва не забыл прийти, но, когда оказалось, что я её не увижу, мне стало тоскливо и я почувствовал себя одиноким».

И, наконец, Фредерик вынужден признаться себе: «Видит бог, я не хотел влюбляться в неё. Я ни в кого не хотел влюбляться. Но видит бог. Я влюбился». Эта любовь в атмосфере войны, страданий, крови и смерти пронизана ощущением трагизма, предчувствием катастрофы.

Хемингуэй не был свидетелем разгрома итальянской армии под Капоретто, но сумел воссоздать картину отступления армии с той силой правдивости, которая даётся только большому таланту. Кульминационной точкой в этом описании отступления в романе стал эпизод, когда толпу бегущих встречает полевая жандармерия и карабинеры наугад выхватывают офицеров из массы солдат и тут же расстреливают их.

Естественное чувство самосохранения толкает Генри на бегство. Он не хочет оказаться жертвой этого бессмысленного, ничем не оправданного убийства. Он не знает за собой вины и не хочет отвечать своей жизнью за глупость других.

Хемингуэй не хотел ни в чем приукрашивать своего героя. Он показывает его человеком достаточно циничным, лишённым каких-либо политических или социальных идей. Генри не становится убеждённым противником войны, человеком действия, готовым бороться за свои новые убеждения. Нет, он индивидуалист и думает только о себе и о своей любимой женщине: «Я создан не для того, чтобы думать. Я создан для того, чтобы есть. Да, чёрт возьми. Есть, и пить, и спать с Кэтрин».

Лейтенанта Генри совершенно не интересует остальной мир, всё человечество. Он один. Он и Кэтрин. Для него война закончилась. «Я решил забыть про войну. Я заключил сепаратный мир». Он бежит вместе с Кэтрин в нейтральную Швейцарию. Они живут там в горах, наслаждаясь тишиной, прогулками по снежным тропинкам. Кэтрин ждет ребенка.

Герой романа испытывает всю полноту счастья. И, что особенно важно для всей концепции Хемингуэя, Генри впервые в своей жизни перестаёт быть одиноким. Но оказывается, что убежать от жестокости мира нельзя, даже в тихую нейтральную Швейцарию. Развязка надвигающейся трагедии не заставляет себя ждать: Кэтрин не может родить, ей делают кесарево сечение, и она умирает.

«Вот чем всё кончается. Смертью. Не знаешь даже, к чему всё это. Не успеваешь узнать. Тебя просто швыряют в жизнь и говорят тебе правила, и в первый же раз, когда тебя застанут врасплох, тебя убьют. Или убьют ни за что, как Аймо. Или заразят сифилисом, как Ринальди. Но рано или поздно тебя убьют. В этом можешь быть уверен. Сиди и жди, и тебя убьют».

В финале писатель приводит своего героя к осознанию жестокости, бессмысленности жизни, потерянности человека в этом огромном и враждебном мире.

Трагическая судьба Кэтрин дает повод Хемингуэю подсказать читателю мысль, что жизнь всего лишь биологический процесс: сначала она наделяет человека здоровьем, даёт ему надежду, потом её отнимает. В конце концов в жизни над человеком одерживают верх не светлые, а тёмные начала. Но нельзя согласиться с таким фатальным взглядом на жизнь. На самом деле смерть Кэтрин - это лишь трагическая случайность, которая в данном случае не зависела ни от войны, ни от Генри, ни от самой Кэтрин. Следует говорить о победе не тёмных, а светлых сил. Генри и Кэтрин в условиях враждебной им действительности, несмотря на все ужасы войны, сохранили чистоту и красоту своих душ. Своей любовью они победили войну.

Роман «Прощай, оружие!» заполняет новую страницу в биографии хемингуэевского героя, показывает генезис «потерянного поколения», приоткрывает завесу над той бездной, в которую оно заглянуло на войне.

В. Тема «потерянного поколения» в романе Р. Олдингтона «Смерть героя»

Характерным произведением для поэтики и проблематики литературы «потерянного поколения» является роман «Смерть героя» (1929) английского писателя Ричарда Олдингтона (1892-1962), книга дерзкая и бесстрашная.

Она поссорила автора с Англией, не простившей Олдингтону сарказма и резких обличений в адрес тех, кто послал молодых гибнуть в окопах. Будучи автором целого цикла романов, среди которых «Дочь полковника», «Все люди - враги», «Истинный рай», созданных за десять лет после выхода опальной книги, Олдингтон отправляется в Европу на дипломатическую службу и навсегда остаётся в эмиграции, тяжело переживая одиночество и свою личную трагедию.

Герой этой автобиографической книги, молодой интеллигент Джордж Уинтерборн, прочитал к 16-ти годам всю поэзию, прекрасно знал живопись, сам пробовал себя в искусстве. На войне он стал просто порядковым номером, 31819, одним из тысячи безликих. На фронте не нужны личности и таланты, там нужны только послушные солдаты, упорядоченные, подобные вещам. Джордж не смог и не захотел приспособиться к войне, не научился убивать и лгать; не помогла и поездка домой, не оказалось опоры в тылу: ни родители, ни жена, ни подруга не смогли постичь меру его отчаяния и одиночества; понять его поэтическую душу или хотя бы не травмировать его расчетом и деловитостью.

Мотивы «странной» и совсем негероической смерти Джорджа малопонятны для окружающих: о его личной трагедии мало кто догадывается. Его смерть была скорее всего самоубийством, добровольным выходом из ада жестокости, честным выбором бескомпромиссного таланта, не вписавшегося в войну. Имя Джорджа Уинтерборна появилось в одном из последних списков убитых под рубрикой «Пали на поле брани». «Новость эта была встречена с таким равнодушием и забыли Джорджа Уинтерборна с такой быстротой, - пишет его друг и рассказчик, немного знавший и родителей погибшего, - что даже он сам удивился бы, а ведь ему был свойственен безмерный цинизм пехотинца». Как Джордж и предполагал, его безвременную смерть в 20 лет оставшиеся в живых перенесли «стоически».

В романе немало мест, где кавычки подразумеваются, иронично и слово «герой» в названии. Ирония определяет пафос ярости обвинения. До карикатуры доведены многие персонажи, прежде всего близкие люди: отец, «эгоист, из породы самоотверженных», обладавший даром портить жизнь окружающих, миссис Уинтерборн, обожавшая в жизни театральные эффекты и непостоянные чувства. Родители Джорджа лицемерны, а этот порок видится автору почти что национальным свойством.

Обвинительный тон романа приближается к памфлетному, когда речь заходит об интеллектуальной жизни Лондона, куда Джордж переехал после ссоры с отцом перед самой войной.

По форме роман уникален, о чём автор писал в посвящении драматургу Олкотту Гловеру, тоже участнику войны. «Эта книга - не создание романтика-профессионала. Она, видимо, вовсе и не роман. В романе, насколько я понимаю, некоторые условности формы и метода давно уже стали незыблемым законом и вызывают прямо-таки суеверное почтение. Здесь я ими совершенно пренебрёг … я написал, очевидно, - признаётся Олдингтон, - джазовый роман». Вероятно, джазовые импровизации и тягучие мелодии больше отвечали тому безнадёжному отчаянию, с которым мужчины и женщины «потерянного поколения» ловили убегающие мгновения юности, не насыщавшие их и не приносившие удовлетворения.

Итак, роман Олдингтона - это «надгробный плач». Отчаяние захлёстывает автора так сильно, что ни сострадание, ни сочувствие, ни даже любовь, столь спасительные для героев Ремарка и Хемингуэя, не могут помочь. Эстафету Олдингтона в развенчании «добродетелей» Англии возьмёт в 50-е гг. один из самых «сердитых» англичан - Джон Осборн.

Мы остановились на полярных книгах, представляющих литературу о Первой мировой войне, полярных по выраженному в них пафосу: от революционного оптимизма до полного пессимизма и отчаяния. Вместе с тем можем выделить и художественные особенности, роднящие рассмотренные книги о войне:

  • антивоенный пафос;
  • обвинительный тон осуждения в поиске виноватых в войне;
  • бескомпромиссность критики, очень личной, ибо сами авторы прошли через войну.

В дальнейшем, анализируя творчество писателей разных стран, мы будем иметь возможность увидеть и другие грани отражения Первой мировой войны в разных литературах.

В отличие от искусства модернизма, показавшего войну как универсальное безумие, мистическое и непредсказуемое, литература «потерянного поколения» пыталась найти конкретные социальные и психологические, нравственные и политические причины безумия и показать его как вину цивилизации, не сумевшей противостоять войне.

1. Гражданская, З. Солдат Мира, солдат Революции (о творчестве А. Барбюса) / З. Гражданская // Октябрь. - 1973. - № 5. - С. 174-179.

2. Грибанов, Б. Г. Эрнест Хемингуэй: герой и время / Б. Г. Грибанов. - М.: Худ. Лит., 1980. - 255 с.

3. Гиленсон, Б. А. Эрнест Хемингуэй / Б. А. Гиленсон. - М., 1991.

4. Зарубежная литература. ХХ века: учеб. для вузов / Л. Г. Андреев [и др.]; под ред. Л. Г. Андреева. - М.: Высш. шк.; изд. центр «Академия», 2000. - С. 342-356.

5. Зарубежная литература. ХХ век: учеб. для студ. / под ред. Н. П. Михальской [и др.]; под общ. ред. Н. П. Михальской. - М.: Дрофа, 2003. - С. 144-147.

6. Засурский, Я. Н. Американская литература ХХ века / Я. Н. Засурский. - М., 1984.

7. Лявонава, Е. А. “Я жыў, але ранейшага мяне на векі няма …”: Першая сусветная вайна ў творчасці М. Гарэцкага і А. Барбюса / Е. А. Лявонава // Роднае слова. - 1999. - № 3. - С. 24-30.

8. Шабловская, И. В. История зарубежной литературы (ХХ век, первая половина) ∕ И. В. Шабловская. - Минск: Изд. центр Экономпресс, 1998. - С. 51-55.

1. Общая характеристика немецкой литературы XX века. Понятие "потерянное поколение".

2. Жизненный и творческий путь Э.-М. Ремарка.

3. Г. Белль - "совесть немецкой нации". Тема Второй мировой войны в творчестве Г. Белля.

Общая характеристика немецкой литературы XX века. Понятие "потерянное поколение"

Немецкая литература начала развиваться со времен Лессинга, которого считали и учредителем. Разобщенность в стране не позволила развиваться культуре и литературе в частности. В 1871 году давняя мечта немецкого народа наконец осуществилась: страну объединили не вследствие демократического движения, а "железом и кровью", соглашением князей и королей, вокруг сильнейшего из них - короля Пруссии.

В начале XX века в Германии стремительно развивалась промышленность. В 70-х годах в общественной жизни произошли глубокие изменения. Вместо мелких, полуфеодальных государств, выросла Германская империя. Такой подъем общественной жизни наложил отпечаток и на литературу. Развивались новые художественные направления: критический реализм, натурализм, экспрессионизм.

Возглавили борьбу за демократическую и социалистическую литературу встают пись-менники-антифашисты, которые вернулись из эмиграции: И. Бехер, Б. Брехт, А. Зегерс. Были и такие, что остались эмигрантами на всю жизнь (Е. М. Ремарк). Ведущей темой в литературе стала антифашистская.

В этот период началась особая драматургия, у истоков которой стоял Б. Брехт. Он стал основателем "эпического" театра.

С провозглашением ГДР начался новый этап литературного развития. Особенностью развития новой литературы стал ее просветительский характер. Состоялся стремительное развитие публицистики, жанра эссе. Поэзия этого периода была адресована широкому кругу читателей и приобрела песенной формы. Центральной темой литературы стала тема ответственности, духовного возрождения, "двух Германий". Ведущим художественным методом оказался социалистический реализм.

Одной из самых больших трагедий стала война. Обесценивая высшую ценность на земле - человеческую жизнь, она была трагедией как для побежденных, так и для победителей.

Первая мировая война - это циничная грызня за колонии и сферы влияния в первую очередь между Англией и Германией. В эту войну так или иначе были вовлечены весь мир. Вторая мировая война - это нескрываемое желание Гитлера и его сторонников-фашистов завладеть миром. Тем, кто имел представление о Второй мировой войне, первая могла показаться слишком страшной. Но по значимости некоторых своих социально-психологических последствий Первая мировая война не уступала второй, а может, и ее превосходила. Хотя бы разрушением укоренившихся идеалов. Обе мировые войны просто несравнимы ни по числу жертв, ни по масштабам разрушений, ни по уровню жестокости. Какой бы ни была война, она всегда видлунювалася тяжелым болью в человеческих душах.

По-разному восприняли войну писатели: слишком громкими были лозунги в каждой из воюющих стран, слишком высокие, священные интересы предлагалось защищать. И сразу и однозначно отрицали войну Ромен Роллан, Леонард Франк, Стефан Цвейг, Бертольд Брехт. Многим же понимание бесчеловечности войны и лживости военной пропаганды далось позже. Трагический опыт Первой мировой войны по-своему передали в произведениях те писатели, которые пришли на войну молодыми, полными надежд, а вернулись с разрушенными, уничтоженными старыми идеалами, не приобретя новых. Среди тех, кто прошел сквозь огонь Первой мировой войны, были Эрих Мария Ремарк, Эрнест Миллер Хемингуэй, Ричард Олдингтон, Уильям Фолкнер и др.

Это были разные люди по своему социальному положению и личной судьбой. Общим для них стало мироощущение, отрицание войны и милитаризма, к сожалению, они не имели надежды на возможное лучшую жизнь. Эти писатели-антифашисты рассказали читателям о боли потерь, об отчаянии людей во время Первой мировой войны. их произведения вошли в литературу "потерянного поколения", которая появилась в 20-30-х годах XX в., почти десятилетие после ее окончания. И это не случайно. Отчаявшиеся бывшие фронтовики, которые стали жертвами бессмысленной войны, не могли найти себе место в послевоенном жизни. Следствием этого и было появление нового поколения - «потерянного поколения», а впоследствии и литературы о нем.

Писатели, которые начали эту литературу, сами принадлежали к "потерянного поколения": они, как и персонажи их произведений, участвовавших в той войне и пострадали от нее. Они осудили войну, создали яркие образы молодых людей, которые были духовно и физически искалеченные войной. Любовь, фронтовая дружба, забвение - вот что они противопоставляли войне. Однако это был иллюзорный подход, а отсюда пессимизм, осознание бессмысленности жизни. Все они не занимались исследованием характера войны, причин, выяснением фактов - их интересовала судьба молодого поколения, стало "утраченной генерацией" для человечества; история душевных потрясений, которые вызвала в сердцах этих людей война.

Рожденные для жизни, сотни тысяч юношей неестественно рано познавших смерть, а те, что остались жить, были обречены на душевные муки. Потеряв иллюзии, и не приобретя новых, ужасаясь пустоты жизни, "потерянное поколение" судорожно искало выход в пьянстве и разгуле, в экстремальных ощущениях. Казалось, что в мире не осталось больше никаких моральных ценностей, никаких идеалов, однако они любили жизнь: "Жизнь есть жизнь. Оно не стоило ничего и стоило очень много".

Известно, что термин "потерянное поколение" вошел в широкое употребление с легкой руки Эрнеста Хемингуэя. Человеком "потерянного поколения" владелец парижского гаража назвал своего механика, бывшего солдата, который вовремя не отремонтировал машину писательницы Гертруды Стайн. Она предоставила этим словам более широкое значение и сказала Хемингуэя, пришедший с ней в гараж: "И что это все за люди, вы, молодежь! Прошлое вы ненавидите, настоящее - пренебрегаете, а к будущему вам безразлично! Все вы - потерянное поколение". А Хемингуэй использовал этот афоризм в качестве эпиграфа к роману "Фиеста" (1926 г.).

Уже литература XIX в., По крайней мере начиная с О. де Бальзака, четко осознала жизнь как процесс ущерба для иллюзий. Это могли быть какие угодно иллюзии от удачного замужества к разумно устроенного Вселенной, но их общим признаком оставалось то, что все они рано или поздно терялись. Впоследствии гений переходного периода от

XIX до XX в. - М. Пруст - назвал жизни - потерей времени. Наконец, с фразы Ге-ртруды Стайн, подхваченной Хемингуэем, мир заговорил о "потерянном поколении". "Втраченисть" поколения традиционно объяснялось войной, которая разрушила в молодых людях веру в положительные идеалы и тому подобное. Большая иллюзия героизма и романтики была расстреляна войной, оставив после себя большую пустоту безверия, безнадежности, опустошенности и пустых надежд.

У истоков литературы "потерянного поколения" стояли два титана мировой литературы - Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй. Однако Ремарк, в отличие от Хе-мингуея, об этом, наверное, и не догадывался. В своих произведениях они запечатлели и не-восприятия окружающей действительности, и отчужденность человека от человека, и глубокий пессимизм, вызванный жестокой действительностью.

Особенности:

В Показывая как война разрушает тела и души людей, их судьбы,

Т писатели превратили свои романы на романы-протесты.

Р Главная тема произведений - судьба молодого поколения, стало

А жертвой Первой мировой войны.

Ч Ненависть к милитаризма и фашизма, к государственному устройству, которое

Е порождает ужасные войны.

Всемирно писателями, представлявших немецкую литературу

XX века, стали, Брехт Е. М., Ремарк Г., Белль.

Тема Великой Отечественной войны в литературе: сочинение-рассуждение. Произведения Великой Отечественной Войны: «Василий Теркин», «Судьба Человека», «Последний бой майора Пугачева». Писатели 20 века: Варлам Шаламов, Михаил Шолохов, Александр Твардовский.

410 слов, 4 абзаца

Мировая война ворвалась в СССР неожиданно для простых людей. Если политики еще могли знать или догадываться, то народ уж точно пребывал в неведении вплоть до первой бомбежки. Советы не смогли подготовиться полномасштабно, и наша армия, ограниченная в ресурсах и вооружении, в первые годы войны вынуждена была отступать. Хоть я и не был участником тех событий, я считаю своим долгом знать о них все, чтобы потом рассказать обо всем детям. Никогда мир не должен забыть о той чудовищной схватке. Так считаю не только я, но и те писатели и поэты, которые рассказали о войне мне и моим ровесникам.

Прежде всего, я имею в виду поэму Твардовского «Василий Теркин». В этом произведении автор изобразил собирательный образ русского солдата. Это жизнерадостный и твердый духом парень, который всегда готов идти в бой. Он выручает товарищей, помогает мирным гражданам, каждый день у него – молчаливый подвиг во имя спасения Родины. Но он не строит из себя героя, ему хватает юмора и скромности держаться просто и делать свое дело без лишних слов. Именно таким я вижу своего прадеда, погибшего в той войне.

Еще мне очень запомнился рассказ Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов – тоже типичный русский солдат, судьба которого вместила все горести русского народа: он потерял семью, попал в плен, и, даже вернувшись домой, едва не угодил под суд. Казалось бы, не под силу человеку выстоять под таким напористым градом ударов, но автор подчеркивает, что не один Андрей стоял – все стояли на смерть ради спасения Родины. Сила героя в его единстве с народом, который разделил его тяжкую ношу. Для Соколова все жертвы войны стали родными, поэтому он берет к себе сироту Ванечку. Такой же доброй и стойкой я представляю себе свою прабабушку, которая не дожила до дня моего рождения, зато, будучи медсестрой, выходила сотни ребятишек, которые сегодня учат меня.

Кроме того, я помню рассказ Шаламова «Последний бой майора Пугачева». Там солдат, безвинно получивший наказание, сбегает из тюрьмы, но, не сумев добиться свободы, убивает себя. Меня всегда восхищали его чувство справедливости и мужество его отстаивать. Он – сильный и достойный защитник отечества, и за его судьбу мне обидно. Но ведь те, кто сегодня забывает тот беспримерный подвиг самоотверженности наших предков, ничуть не лучше властей, что посадили Пугачева и обрекли его на гибель. Они даже хуже. Поэтому сегодня я хотел бы быть похожим на того майора, который не побоялся смерти, лишь бы отстоять правду. Сегодня правда о той войне нуждается в защите, как никогда раньше… И я ее не забуду благодаря русской литературе 20 века.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

20 век

1. Война с Японской империей 1904-1905 года.

2. Первая мировая война 1914-1918 года.

Поражение, изменение государственного строя, начало гражданской войны, территориальные потери, погибло и пропало без вести около 2 млн 200 тыс. чел. Убыль населения составила приблизительно 5 млн. чел. Материальные потери России составили приблизительно около 100 млрд долларов США в ценах 1918 года.

3. Гражданская война 1918-1922 года.

Установление советского строя, возвращение части утерянных территорий, погибло и пропало без вести у Красной армии по приблизительным данным от 240 до 500 тыс. чел, в Белой армии погибло и пропало без вести не менее 175 тыс. чел., общие с гражданским населением потери за годы гражданской войны составили около 2,5 млн человек. Убыль населения составила приблизительно 4 млн. чел. Материальные потери оцениваются приблизительно в 25-30 млрд долларов США в ценах 1920 года.

4. Советско-польская война 1919-1921 года.

По данным российских исследователей погибло и пропало без вести около 100 тыс.чел.

5. Военный конфликт СССР с Японской империей на Дальнем Востоке и участие в Японо-монгольской войне 1938-1939 года.

Погибло и пропало без вести около 15 тыс. чел.

6. Советско-финляндская война 1939-1940 года.

Территориальные приобретения, погибло и пропало без вести около 85 тыс. чел.

7. В 1923-1941 годах СССР участвовало в гражданской войне в Китае и в войне Китая с Японской империей. А в 1936-1939 годах в гражданской войне в Испании.

Погибло и пропало без вести около 500 чел.

8. Оккупация СССР территорий Западной Украины и Западной Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии в 1939 году по условиям Договора (Пакта) Молотова-Риббентропа с нацистской Греманией о ненападении и разделе Восточной Европы от 23 августа 1939 года.

Безвозвратные потери Красной армии в Западной Украине и Западной Белоруссии составили около 1 500 чел. Данных по потерям в Латвии, Литве и Эстонии нет.

9. Вторая мировая (Великая Отечественная) война.

Территориальные приобретения в Восточной Пруссии (Калининградская область) и на Дальнем Востоке в результате войны с Японской империей (часть острова Сахалин и Курильские острова), общие безвозвратные потери в армии и среди гражданского населения от 20 млн до 26 млн. чел. Материальные потери СССР составили по разным подсчётам от 2 до 3 триллионов долларов США в ценах 1945 года.

10. Гражданская война в Китае 1946-1945 года.

Погибло, умерло от ран и болезней около 1 000 чел из числа военных и гражданских специалистов, офицеров, сержантов и рядовых.

11. Гражданская война в Корее 1950-1953 года.

Погибло, умерло от ран и болезней около 300 военнослужащих, в основном офицеров-лётчиков.

12. За время участия СССР в войне во Вьетнаме 1962-1974 годах, в военных конфликтах второй половины 20-го века в Африке и странах Центральной и Южной Америки, в Арабо-израильских войнах с 1967 по 1974 годах, в подавлении восстания 1956 года в Венгрии и 1968 года в Чехословакии, а также в приграничных конфликтах с КНР погибло около 3 000 чел. из числа военных и гражданских специалистов, офицеров, сержантов и рядовых.

13. Война в Афганистане 1979-1989 года.

Погибло, умерло от ран и болезней, пропало без вести около 15 000 чел. из числа военных и гражданских специалистов, офицеров, сержантов и рядовых. Общие затраты СССР на войну в Афганистане оцениваются приблизительно в 70-100 млрд долларов США в ценах 1990 года. Главный итог: Смена политического строя и развал СССР с выходом из его состава 14 союзных республик.

Итоги:

За 20 век Российская империя и СССР приняли участие в 5 больших войнах на своей территории, из которых Первую мировую, Гражданскую и Вторую мировую войны можно смело отнести к мега-крупным.

Общая численность потерь Российской империи и СССР в войнах и вооружённых конфликтах за 20 век оценивается приблизительно от 30 до 35 млн человек, с учётом потерь среди гражданского населения от голода и эпидемий вызванных войной.

Общая стоимость материальных потерь Российской империи и СССР оценивается приблизительно в пределах от 8 до 10 триллионов долларов США в ценах 2000 года.

14. Война в Чечне 1994-2000 года.

Официальных точных цифр боевых и гражданских потерь убитыми, умерших от ран и болезней и пропавших без вести с обеих сторон нет. Общие боевые потери с российской стороны оцениваются приблизительными цифрами от 10 тыс чел. по оценкам экспертов до 20-25 тыс. по оценкам Союза комитетов солдатских матерей. Общие боевые безвозвратные потери чеченских повстанцев оцениваются цифрами в пределах от 10 до 15 тыс. человек. Безвозвратные потери гражданского населения чеченского и русскоязычного населения, включая этнические чистки среди русскоязычного населения, оцениваются приблизительными цифрами от 1000 по официальным российским данным до 50 тыс. чел по неофициальным данным правозащитных организаций. Точные материальные потери неизвестны, но есть приблизительные оценочные данные, говорящие об общих потерях не менее 20 млрд долларов США в ценах 2000 года.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы