Про деток, от рождения до школы

Декабрь 24, 2015

Хотели бы вы хоть на денек перенестись в те времена, когда суровые мужчины говорили о деле чести, женщины были гордыми и дерзкими, а настоящим весельем были не ночные клубы, а кантри-танцы, стрельба по жестяным банкам и преследование самого злостного врага – индейца?

Почему бы и нет? Не имея стереосистем, светомузыки и компьютерных игр, люди умели веселиться по-настоящему! Сейчас так не заведено: нынче «рулит» пафос, гламур и наращенные части тела. Потому, если ваш день рождения в теплое время года, и вы хотите открытого душевного веселья, вот неплохой вариант для вечеринки в стиле Дикого Запада !

Чтобы не упустить ничего важного, предлагаю такой сценарий:

1. Время года и время встречи.

Оптимальным временем года для проведения Ковбойской вечеринки является лето. Время встречи – 12-14.00. Костюмы должны быть готовы заранее, потому приглашенным останется только облачиться в наряд и вовремя прийти. Обратите внимание: наиболее подходящий день недели – суббота. Наверняка ваша вечеринка превратится в суточный марафон развлечений, потому воскресенье послужит отличным лекарем и «отсыпным» перед понедельником!

2. Пригласительные.

Будьте креативным, но не заморачивайтесь. Нарисуйте атрибуты праздника (ковбойские шляпы, сапоги, смешного индейца) или распечатайте раскраску для детей с подходящими героями.
Для основы пригласительной используйте бумагу для скрапбукинга (в кантри-цветах) или обычную крафт-бумагу.
Текст напишите линнером (капиллярная ручка), или цветными фломастерами.

Гостей встречайте, заставляя представиться «под дулом пистолета». Можете придумать пароль, что-то вроде: «Я – Уокер, Техасский рейнджер!», а индейцам: «Я вождь племени Шайен!».

3. Позаботьтесь о костюмах !

Естественно, чтобы все выглядело натурально в духе Дикого Запада, все должны быть готовы и внешне и внутренне. То есть быть веселым, громким и всегда готовым вытащить пистолет из кобуры или стрелу из колчана.

Подробнее об образах.

Ковбой-мужчина : джинсы, нашить накладки с бахромой, широкий кожаный пояс, клетчатая рубашка, шейный платок, ковбойская шляпа. Желательны кожаные сапоги в ковбойском стиле. Если их нет – подобрать туфли с удлиненным носком: вдруг сапоги спрятались под широкими джинсами?

Также, можно добавить таких персонажей как шериф (как без слуги закона?)
и бандит (которого, конечно же, разыскивают за солидное вознаграждение!).
Женщина-ковбой : практически все то же самое: джинсы или джинсовые шорты (юбка), клетчатая рубашка (или блуза с глубоким декольте и рюшами), сапоги ковбойские, широкие кожаные браслеты, кобура с оружием или грубый пояс, макияж «под естественный» (но дозволена красная помада). Волосы распущены, или заплетены в две косички. Шляпа ковбоя также будет к месту.
Если девушка «не ковбой» , замените некоторые элементы аналогичным стилем кантри: юбка до колена, или в пол, тонкая блуза (светлая или цветастая), можно джинсовую жилетку или пиджак. Прическа та же.
Индейцы: эти костюмы соорудить сложнее. Идеальный вариант – взять его напрокат. Можно постараться смастерить наряд из лоскутов коричневой ткани (лучше под замшу) и всякого подручного материала (перья, яркая бижутерия, краски…). Возможно, найдутся сандалии с высокими завязками. Уделите должное внимание макияжу! Это половина образа.
На случай, вдруг приглашенные не найдут каких-то мелких, но важных атрибутов − запаситесь и будьте готовы вручить их на входе.
Чтобы лучше вжиться в роль, предложите гостям посмотреть несколько фильмов — классики соответствующей тематики (вестерны): «Баффало Билл и индейцы», «Панчо Вилья», «Долгий путь», «Одинокий рейнджер», «Однажды на Диком западе», «Хороший, плохой, злой»…

4. Место проведения и оформление .

Идеальное место для проведения вечеринки в стиле Дикий Запад – дача (по-ковбойски говоря: «семейное ранчо»). Отдых будет шумным и громким.

Придется изрядно потрудиться, так как площадь, которую надо подготовить очень даже приличная. Комнатка в дачном доме, или оборудованный шатер надо украсить красными флажками, в вазочки из лозы расставить полевые цветы, колоски, можно добавить яркие перья. Если сможете организовать стойку в стиле ретро-бара – замечательная изюминка вечеринки! Повесьте ретро-шторки. Мебель застелите скатертями характерной расцветки: красно-белая клетка или ретро-цветочки. Тюки с сеном будут смотреться гармонично как во дворе, так и возле праздничного стола (это вам не евроремонты!).

Развесьте по всей территории что-то вроде лассо, ковбойских шляп, подков, выставьте рядами жестяные банки или бутылки из-под пива на заборе.
На входе во двор повесьте большой плакат «Разыскивается» с фотографией одного из гостей (узнайте, кто выберет роль бандита). Обязательно укажите сумму вознаграждения (лучше в копейках: чтоб много нолей, но реальная, если Герой потребует всю сумму). Организуйте пару красивых мишеней (легко сделать из пенопласта и раскрасить ее), а также расставить по всему двору кактусы (конечно же из пенопласта, иголочки нарисуйте маркером – получится очень даже забавно!). На улице, условно разделите территорию на половину ковбоев и индейцев. Ковбоям – стог сена и деревянные лавки. Индейцам – вигвам и костер. Все это тоже можно легко соорудить по простой схеме.
Организуйте красочные ретро-плакаты.

5. Музыка .

Развлекательная программа нужна и важна. Прежде всего, это громкая музыка. Вспомните, какую площадь занимают размахивания руками и бег вприпрыжку, который они называют танцем! Кстати, не мешало бы просмотреть пару роликов перед праздником, здорово будет, если многие подхватят и песни, и танцы, и нрав лихачей! Подходящими треками будут хиты от: Энн Мюррей, Джина Уотсона, Джорджа Стрейта, избирательно песни Мадонны, Пинк, а также треки из упомянутых фильмов!

6. Развлечения .

О конкурсах речь заходит через несколько часов после начала празднования: дайте публике адаптироваться и вжиться в роли. Если уж говорить о двух враждующих «группировках» (ковбои и индейцы), которые сегодня решили примириться ради общего друга (именинника), то конкурсы должны быть подобраны правильно. Ковбои и индейцы должны соревноваться, иначе потеряется особенность такой необычной компании. Предлагаю следующие варианты:

Конкурс «Кто больше» . Две команды бросают в жестяные банки. Побеждает та команда, в чьей банке больше монет.

Конкурс «В яблочко». Ковбои по очереди делают пять выстрелов из детских пистолетов, индейцы – из лука (вполне возможно, что лук окажется проблемой – запаситесь дротиками!). Каждый в свою мишень. Побеждает тот, у кого больше «ранений». Если попали обе команды (все пять раз), тогда тот, кто попал ближе к центру мишени.

Конкурс «Свеча горела». Два человека (по одному от каждой команды) с одинакового расстояния должны потушить три свечи с помощью водяного пистолета.

Конкурс «Вези меня, лошадка». С каждой команды по коню и наезднику (парень и девушка соответственно). Все просто: бежим к забору и назад. Побеждает более шустрый конь. Во втором варианте два участника должны оседлать деревянного игрушечного коня.(26-2)

Конкурс «В поисках сокровищ». Дайте двум командам нарисованную не самым разборчивым образом карту, по которой они должны найти клад. Кто сообразит быстрее – забирает клад. В роли клада – бутылка хорошего алкоголя.

Команда, которая набрала больше очков – получает подарок. Пусть это будет что-то съестное, иначе тяжело порадовать сразу 5-6 человек. Если награждается один человек, это может быть современная шляпка в ковбойском стиле, кожаный ремень или фляга.

Обязательно продумайте, какие песни можно спеть у вечернего костра. А может ваша компания любит страшные или просто интересные истории…

7. Меню и напитки .

Ковбои, как и индейцы, народ с аппетитом. Легкие закуски оставьте на вечеринку во Французском стиле. Здесь будет актуально крупно нарезанное мясо, барбекю, запеченные куриные бедрышки, шашлык, балыки, ветчина. Также подойдут рагу, плов с овощами в больших емкостях.
Не бойтесь добавить остроты в блюда – сегодня это уместно! Напитки тоже диктуют обязательное наличие выбора. Ковбои отлично «сочетаются» с текилой, виски, пивом и (да!) молоком! Последний вообще их родной напиток. А вот у индейцев свой излюбленный «напиток богов» из какао-бобов и различных специй. Короче, сварите им какао, без него у индейцев не проходил ни один пир.

В заключение. Не забывайте делать много фото. Они наверняка получатся эксклюзивными.

Пусть друзья оценят ваш труд, и вы отлично проведете время, сбивая каблуки о деревянный пол и выкрикивая, что «если в ростбифе нет мяса – это не ростбиф» или «Проблемы индейцев шерифа не волнуют»!

При слове "ковбой" в голове всплывает образ мужественного Джона Вейна с сигарой во рту, парой кольтов и суровым взглядом, но на самом деле ковбой (англ. cowboy, от cow - «корова» и boy - «парень») - название, употреблявшееся на Диком Западе США по отношению к пастухам скота.

Интересно, что ковбойская шляпа была изобретена Джоном Стетсоном (англ.) в 1860-х годах. До сих пор популярна на юго-западе США, на севере Мексики и в западных провинциях Канады.

Родео (исп. Rodeo) - традиционный вид спорта исторически начавшийся среди мексиканских и американских ковбоев. Считается, что родео как открытое спортивное состязание впервые состоялось в техасском городе Пекос в 1883 году.

Эпоха ковбоев началась с 1865, когда нужно было согнать в угоны гигантские одичавшие стада быков, преимущественно на территории Техаса, и завершилась около двадцати лет спустя.

Вопроеки сложившемуся благодаря кинематографу мнению ковбои не воевали с индейцами. Индейские войны, которые начались в 1864 году, велись между индейскими племенами и армией США. Временами сами индейцы становились ковбоями, поскольку умели держаться в седле и стрелять с детства.

В так называемых ковбойских городках не хватало женщин и часть ковбоев танцевали друг с другом. Тот кто изображал женщину повязывал руку платком.

Согласно статистике, за последние сто лет насчитывалось не более 20 тысяч представителей данной профессии.

Примерно треть ковбоев была неграми, получившими свободу после гражданской войны, но не имевшими ни работы, ни имущества. Ещё треть ковбоев была мексиканцами и треть - потомками выходцев из Европы.

Работа ковбоя считалась низкоплачиваемой, он получал 25-40 долларов в месяц. По этой причине редкий ковбой имел собственную лошадь, обычно они работали на хозяйских лошадях.

Заработок ковбоя был невелик, а зимой многие ковбои были вынуждены работать на ранчо просто за еду и крышу над головой. Сравнительно большие деньги ковбои получали лишь за перегон скота. Значительную часть своих денег ковбой тратил на выпивку, причем самым популярным напитком среди ковбоев было пиво, а не виски, как это обычно показывается в вестернах.

Ковбои нанимались перегонять скот, но самое интересное начиналось, когда они возвращались с заработанными деньгами. Власти из городков по их маршруту нанимали бандитов для защиты населения от разгулявшихся ковбоев.

В американской истории был единственный президент, который был ковбоем по профессии. Это Теодор Рузвельт. На заре своей карьеры, с 1883 по 1886 год, он работал ковбоем.

Первая ковбойская церковь была организована в городе Ваксахачи, штат Техас. Сейчас ковбойское христианское движение объединено в Американскую Ассоциацию ковбойских церквей.

При слове «салун» нам сразу вспоминаются кадры из какого-нибудь американского вестерна: распахиваются сдвоенные двери-вертушки, и на пороге возникает силуэт ковбоя - он в большой шляпе и потёртых кожаных штанах, в его кобуре - револьвер, а вокруг пояса патронташ. Ковбой обводит мутным взором полутёмный зал, где сидят такие же, как он, «коровьи пацаны», и, звеня шпорами, подходит к стойке бара, где заказывает стаканчик виски... Этот эпизод настолько часто использовался в вестернах, что в какой-то момент стал киноштампом. В пародийной кино-трилогии «Назад в будущее-3» главный герой Марти МакФлай заказывает в баре не виски, а стакан воды со льдом...

История и происхождение

Как нетрудно догадаться, слово «салун» происходит от французского «салон», которое, в свою очередь, образовано от слова «salle» («комната»).

Первое достоверное упоминание салуна относится к 1822-му году. Заведение в Браун Хоул, Вайоминг, обслуживавшее охотников за мехом - зверобоев, называлось салуном. По мере продвижения переселенцев в незаселённые районы Америки, образовывались всё новые городки, развлечений в которых, кроме выпивки по вечерам, не было никаких. Первое время алкоголь продавали кочевые торговцы, разъезжавшие от посёлка к посёлку в крытых повозках, которые использовались не только как средство передвижения, но и как импровизированные торговые палатки. Ассортимент в них был невелик: домашний виски или самогон, жжёный сахар, курительный и жевательный табак и тому подобное.


По мере роста новых городков, в них стали открываться и постоянные салуны. Так же как и все постройки, поначалу они размещались в наспех сколоченных избах или даже землянках. Известен случай, когда салун был открыт в корпусе старого парусного судна, выброшенного штормом на берег! Интерьер первых салунов был довольно аскетичным. В летнее время в них стояла жара, в зимнее они отпаливались дровяной печью.

К концу 50-х годов XIX века термин «салун» становится общепринятым для мест, где продавались алкогольные напитки и еда. Впрочем, грубый ковбойский сленг иногда давал им и собственные прозвища: «водопойное корыто» («watering trough »), «клоповник» («bughouse»), «хибара» («shebang»), «столовка» («cantina») и «джинница» («gin mill»).

С ростом населения городков происходило постепенно сращивание салунов с отелями и отелей с салунами.

Часто в ковбойских посёлках, где ещё не было собственной ратуши, салуны были единственным общественным местом. В них горожане узнавали все последние новости, часто успевавшие обрасти красочными подробностями и сплетнями. В вестернах часто можно увидеть, как в салунах вывешиваются объявления о розыске опасных преступников с надписью «Wanted». Политики тех лет часто использовали салуны для покупки голосов на выборах. А в фабричных городках салуны были своеобразной биржей труда - там можно было найти работу, постоянную или подённую.

Из незатейливой городской архитектуры салуны обычно выделялись широким массивным крыльцом. Над входом в салун была яркая вывеска с каким-нибудь экзотическим названием, вроде: «Бычья голова», «Святой Моисей», «Олений рог», «Большое дерево» или «Рыжий пёс».

На входе посетителей встречали сдвоенные маятниковые двери, придававшие заведению неповторимый колорит. В ковбойских фильмах эти двери неоднократно использовались в сценах драк и перестрелок; особенно красиво через них вылетали бандиты. Наверняка и вы хоть раз задумывались о том, почему в салунах такие двери? Без ответа на этот вопрос статья о салунах не может быть полной!

Почему в салунах такие двери?

За свою форму, напоминающую крылья летучей мыши, эти двери получили прозвище «batwing doors». Иногда в фильмах они выглядят маленькими и декоративными, но на самом деле, они были достаточно большими и массивными - взрослому человеку они доставали до плеча и заканчивались где-то на уровне колен.

Об их функциональном назначении и о том, откуда пошла такая мода, до сих пор нет единого мнения. Версий очень много, и в каждой из них есть доля правды. Кто-то считает, что такая форма дверей одновременно защищала салун от летевшей с улицы дорожной пыли и задолго до появления кондиционеров позволяла проветривать помещение от жары и густого табачного дыма.

Разделённая надвое дверь одинаково хорошо открывалась в обе стороны. Такого эффекта позволяла добиться тугая пружина или сдвоенные реверсивные петли со скошенными в разные стороны шлицами, неизменно приводившие двери в исходное состояние. Стало быть, подвыпившему посетителю не нужно было думать, с какой стороны её открывать - толкать или тянуть. Это было удобно, ведь поток посетителей по вечерам был нескончаем, и обычная дверь изнашивалась бы гораздо быстрее. Так заведение хорошо экономило на услугах плотника!

Двери открывались просто, но, в то же время, были всегда закрыты, скрывая от прохожих и гневливых жён царивший внутри разврат. Ковбойские жёны буквально ненавидели салуны, в которых их мужья часто просаживали получку до последнего цента, да ещё и изменяли им с проститутками. Всегда закрытая дверь не давала возможность женщинам заглянуть в салун с улицы.

Хотя то, что внутри было скрыто от посторонних глаз, звуки наружу проникали хорошо, привлекая прохожих доносящимися изнутри музыкой и смехом. Часто владельцы сажали музыкантов прямо у входа, чтобы своей игрой они завлекали публику. А в случае драки или перестрелки через такую дверь было легче позвать на помощь.

Самая экзотичная версия предполагает, что дверь-качалка позволяла узнать подошедшего к ней человека по шляпе и сапогам - будь то шериф или бандит Одноглазый Джэк и подготовиться - например, спрятать выручку или достать револьвер.

Даже сегодня такие двери выглядят очень экзотично, а уж в XIX веке и подавно - стало быть, дверь «летучая мышь» привлекала посетителей в салуны уже сама по себе. Фантазия их владельцев была неистощима: двери часто украшались самой причудливой резьбой, что тоже было хорошей рекламой.

Ещё одна экзотическая гипотеза связывает маятниковые двери с индейцами - в своих вигвамах они дверей не имели, и любая дверь во весь рост, якобы, представлялась им сплошной стеной. А так как основными пропойцами были именно они, то в салунах ставились двери, которые закрывали проём не полностью, дабы не смущать "детей природы". Однако едва ли это было так - краснокожих редко допускали в салуны, в основном, от них там отстреливались. И уж совсем невероятным кажется то, что кто-то стал бы придумывать двери специально для индейцев!

Ну и конечно маятниковая дверь облегчала работу вышибалам: сдерживая падение человека, она снижала риск разбить ему голову.

Но как же тогда салуны запирались? Ответ прост - до введения ограничений на часы работы питейных заведений большинство салунов работало круглосуточно и не закрывались никогда. На дверях-качалках не было ни защёлок, ни крючков, ни шпингалетов. Впрочем, в штатах с холодным климатом, например, на Аляске, в период «золотой лихорадки», в салунах были самые обычные двери, которые лучше сохраняли тепло.

Интерьер

Внешний вид салуна сильно зависел от того, кому он принадлежал - как правило, его владельцами были немцы или ирландцы. Однако было и много общего.


Первым, что бросалось в глаза посетителю, была длинная барная стойка и десяток столиков, расположеных вдоль стен, за которыми можно было пообедать или поиграть на деньги. Популярными играми в салунах были покер, кости и фараон. В некоторых заведениях были также дартс, боулинг и бильярд.

В ирландских салунах стойка бара была стоячей, основным напитком в них был виски. Женщины туда не допускались, что-то купить они могли только с чёрного хода.

Немецкие салуны, как правило, имели большие светлые окна, стойка бара в них была сидячей, а основным напитком было пиво. Еда в них была более изысканной, ближе к ресторанной, а правила менее жёсткими. Иногда в них было даже семейное меню. Другие этнические группы - скандинавы, евреи, греки, итальянцы предпочитали менее крупные заведения да и пили меньше.

НЕ киношные салуны

Алкоголь

Выпивка была однообразной, в основном, крайне низкого качества. В бедных салунах алкоголь нещадно разбавлялся. В виски добавляли скипидар, аммиак, порох или перец. Названия ковбойских напитков хорошо отражают как грубость тогдашней эпохи, так и их ядрёное содержимое: «Сок Тарантула» («Tarantula Juice»), «Виски 200 метров» (в оригинале «Forty-Rod)» (название подразумевает, что этот виски такой крепкий, что убивает на расстоянии пистолетного выстрела), «Красный глаз» («Red Eye»), «Гробовой лак» («Coffin Varnish»). Особым лакомством считалось так называемое «Кактусовое вино», которое готовили из текиллы и сока кактуса пейот.

Холодильников в ту пору не было, и пиво редко бывало холоднее комнатной температуры, о пастеризации и говорить не приходится. За это непонятное слово в салуне могли и пристрелить!

Лишь с 1880-го года Адольф Буш стал применять охлаждение и пастеризацию для своего пива марки «Budweiser».

Наибольшей популярностью у посетителей пользовался виски (шотландский из ячменя или местный кукурузный бурбон), который иногда разбавляли содовой, пиво, ром и джин. Другие напитки употреблялись гораздо реже и считались экзотическими. Виски и пиво стоили очень дёшево и были доступны по цене любому посетителю. При цене пива в 10 ¢, а виски в 12,5 ¢ за стакан многих ковбоев на следующее утро ждало тяжкое похмелье! Впрочем и зарплаты были невелики - средний скотопас получал в месяц около 40-50 долларов, а некоторые работали и вовсе за еду.

Из типового боевика в жанре вестерн может сложиться ошибочное мнение, что ковбои только и делали, что палили друг в друга на дуэлях, охотились на краснокожих, проводя всё остальное время в салунах, где развлекались выпивкой, азартными играми и стрельбой. На самом деле, это, конечно, было не так. Стрельба в салунах - это популярный киношный штамп, но бездымный порох тогда ещё не изобрели, и находиться в помещении во время стрельбы было бы невозможно.


С утра до вечера ковбои проводили в седле, занимаясь перегоном скота. При отсутствии железных дорог (да и дорог вообще), перегон мог занимать несколько недель. Эта тяжёлая работа требовала большой силы (попробуйте тащить на лассо быка или мустанга!) и ещё большей выносливости. Оттого и еду ковбои любили сытную, хорошо восполнявшую силы. Основное место в их рационе занимало, конечно же, мясо. Порции были по сегодняшним меркам огромные - за тот крохотный стейк, что подают сегодня в ковбойских ресторанах, голодный ковбой пристрелил бы официанта на месте. А вот к качеству еды больших требований не предъявлялось, она должна была быть просто съедобной, изысков от повара никто не ждал.

Во время перегонов ковбои питались, в основном, пресными галетами и говядиной, которая, конечно, им до смерти приедалась. Салун мог «побаловать» их свининой, бараниной или жареной курочкой.

В качестве первого блюда была похлёбка из говяжьей требухи. На гарнир, как правило, шли бобы или фасоль. Эта еда была настолько популярной, что на ковбойском сленге повара иногда называли «bean-master» («хозяин бобов»). Из-за повсеместной антисанитарии вся еда обильно приправлялась красным перцем чили. Вместо хлеба на Диком Западе ели кукурузные лепёшки из пресного теста. Чай был дорог, гораздо чаще ковбои пили кофе. На сладкое был пирог - рыбный, куриный или яблочный.

Развлечения

В качестве развлекательной программы, салун предлагал, как правило, живую музыку - по вечерам в нём играл пианист. Видавшее виды пианино редко бывало настроено, оттого и мелодии на нём игрались примитивные и однообразные, не требовавшие больше двух октав. Видно тогда и родилась поговорка: «не стреляйте в пианиста, он играет как умеет»!

В крупных заведениях были штатные танцовщицы (которые зачастую работали по совместительству проститутками). Публику они развлекали французским танцем канкан. Любопытно, что в те времена во Франции этот танец был одиночным, а вот в Англии и Америке его исполнял ансамбль, выстроенный в линию - кордебалет. В более престижных местах устраивались даже небольшие театральные представления!

На второй этаж вела крутая деревянная лестница. Там располагались жилые номера, в которых ночевали постояльцы. В некоторых заведениях второй этаж использовался как публичный дом.

С ростом городов росло и количество салунов, что неизменно создавало между ними конкуренцию. В стремлении привлечь больше посетителей, салуны становились всё более изысканными. Если раньше салун представлял собой избу, украшенную какими-то охотничьими трофеями, вроде медвежьей шкуры или головы оленя с ветвистыми рогами, то теперь в них можно было увидеть картины, дорогую мебель и люстры, в ту пору керосиновые, и даже скатерти на столах.


Отдельного внимания заслуживала барная стойка, украшенная резьбой. На полках бара красовались богемские бокалы, статуэтки, красивые бочонки с пивом и всевозможные экзотические напитки, в том числе импортные - из Европы. Росло мастерство и барменов - появился некий кодекс того, как должен выглядеть бармен, какие напитки уметь готовить. В бокалы стали добавлять лёд - его специально покупали и хранили в глубоком погребе, где температура была очень низкой, и лёд не таял.

Популярнейший советский вестерн «Человек с бульвара Капуцинов» отражает как раз тот самый период в истории салунов, когда из грязных забегаловок они постепенно превращались в места досуга.

Система «tied-house»

К 1880-му году салуны были уже в каждом городе. К примеру, в Ливенворте, штат Канзас, было около 150 салунов и 4 питейных дома. По мере роста мощностей американских пивоваренных заводов, они начинают осваивать британскую систему «tied-house», при которой фирма владеет алкогольными барами напрямую, реализуя через них свою продукцию.

Политика властей тоже очень способствовала развитию этой системы - к примеру, в Чикаго стоимость лицензии для салуна взвинтили с 50 долларов в 1883 году до 500 в 1885-м. Такую высокую цену могло позволить себе лишь небольшое число собственников, среди которых были крупные пивоварни.

Уже тогда появляются первые франшизы, когда пивоварни приобретали для своих баров удобно расположенные здания, которые потом сдавали в аренду вместе с мебелью, боулингами, бильярдными столами и другим инвентарём.

Закат эпохи салунов

И всё же, несмотря на свою популярность, салун был злачным местом. Тесно связанные с проституцией и игорным бизнесом, питейные заведения часто становились рассадниками криминала. В них регулярно случались драки и перестрелки, порой со смертельным исходом, да и другие преступления, из-за которых местные шерифы, призванные следить за порядком, часто враждовали с владельцами салунов.

Не вызывали радости салуны и у жён и матерей, ведь они стимулировали алкоголизм, вытягивая у их мужей и сыновей последние деньги, оставляя их семью «на бобах». В итоге, очень многие видели в салунах корень всех зол.


В 1893-м году в Оберлине, Огайо, была создана «Антисалунная Лига» (Anti-Saloon League), которая способствовала закрытию многих заведений. Лига настаивала на запрете на производство и импорт алкоголя, продвигая свои идеи на всех уровнях власти. В случае, если салун работал дольше разрешенных часов или использовал труд женщин и несовершеннолетних, к нему немедленно привлекалось внимание полиции. Триумфом Лиги стала поправка в Конституцию №18 от 1920-го года, которая запрещала салуны, правда, в 1933-м году была отменена.

Образ типичного американского ковбоя полностью навязан нам фильмами-вестернами: мужчина средних лет с легкой небритостью верхом на коне, на голове шляпа с широкими полями, в зубах сигарета, плотная джинса на ногах, кожаная потертая куртка поверх клетчатой рубахи, сапоги на каблуках со шпорами и, конечно же, лассо и револьвер, висящие на поясе.

Но реальность может довольно сильно отличаться от общепринятого шаблона типичного ковбоя. Представляем 5 интересных и неожиданных фактов, которые дополнят, а может, и вовсе перевернут ваше представление о ковбоях.

Ковбои не носили с собой оружие

В любом фильме о Диком Западе будет эпизод, когда толпа заваливается в местный бар, и у каждого из них на поясе висит один, а то и несколько револьверов. Вскоре в результате возникшего конфликта два ковбоя выходят из бара на дуэль.

Но эта сцена вряд ли имеет что-либо общего с реальностью. Хотя бы потому что ковбой – мирная профессия и ее представители, в отличие от общепринятого мнения, не обладали буйным нравом, подходящим больше для бандитов. Помимо того, что в ношении оружия не было никакой необходимости, иметь при себе револьвер или винтовку было довольно накладно – патроны в те времена стоили немалых денег.

Единственная ситуация, когда ковбои брали с собой оружие (чаще всего выданное хозяином ранчо) – это перегон скота между пастбищами. Это было довольно рискованное занятие из-за возможности встретить в пути бандитов, беглых преступников или агрессивно настроенных индейцев.

Ковбои – не бандиты, а обычные труженики

Типичный день ковбоя состоял не из лихих перестрелок с местным шерифом и скачек на лошадях, а из монотонного труда на ранчо, который включал в себя объезд территорий, ремонт заборов и загонов, клеймение молодняка, поиск разбежавшейся скотины…

Само американское слово «cowboy» произошло от сочетания двух слов: «cow» — корова, «boy» — парень/мальчик, что совсем не характеризует ковбоя с агрессивной стороны.

Это интересно: среди ковбоев довольно часто можно было встретить негров или мексиканцев. По приблизительным оценкам, они занимали 2/3 от общего числа пастухов.

Тяжелые условия труда и небольшая заработная плата приучили ковбоев к взаимопомощи и коллективной ответственности. Показателен тот факт, что в те времена в крупных американских городах совершалось в разы больше преступлений, чем на просторах Дикого Запада.

Любимый напиток ковбоев – не виски

Что закажет ковбой, только что зашедший в бар промочить горло после тяжелого дня? Виски? А вот и нет! Любимым напитком ковбоев всегда было пиво, на которое они спускали большую часть заработанных денег.

К слову, зарабатывали ковбои довольно мало. Хорошие деньги они получали лишь за перегон скота между пастбищами, но эта работа была связана с риском для жизни.

Ковбои не носили шляпы с широкими полями

Вопреки распространенному мнению, шляпа с полями не являлась непременным атрибутом любого ковбоя. Среди пастухов Дикого Запада шляпы были не особо популярны. А уж если кто-то и носил головной убор, то это почти всегда была модная в те времена шляпа-котелок.

Многие ковбои не имели лошадей

Не представляете ковбоя без лошади? Но реальность такова, что практически ни у кого из пастухов не было средств на содержание собственной лошади, а те, кто все-таки передвигался верхом, просто арендовали животное у хозяина ранчо.

Кроме того, надобности в лошадях у ковбоев зачастую не было. Из-за слишком жаркого и засушливого климата весь скот большую часть года пасся неподалеку от хозяйского ранчо, поэтому вся работа для ковбоя находилась в пределах пешей доступности.

Это интересно: учитывая, что ковбои редко передвигались на лошадях, было бы довольно неожиданно встретить ковбоя, передвигавшегося на… верблюде. Но такие пастухи действительно существовали. В 1855 году правительство США в рамках программы по освоению Дикого Запада и продвижению фронтира (полосы освоения диких земель) на запад распорядилось закупить несколько десятков верблюдов, чтобы ковбои и в жару могли выполнять свои обязанности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Драматические события, которые происходили во второй половине XIX века на американском Диком Западе — будущих западных штатах США — уже более ста лет изображаются в фильмах-вестернах. Это направление искусства, зародившееся в Америке, со временем освоили другие страны и даже создали его собственные эквиваленты. Тем не менее, все вестерны объединяют некоторые характерные особенности, включая и гастрономические.

Датой появления фильмов о ковбоях можно считать 1903 год, когда был снят самый первый, 12-тиминутный холд-ап, под названием «Большое ограбление поезда ». Парадоксально, но динамичная короткометражка стала краеугольным камнем всей истории кинематографа: она положила начало миграции «ковбойской литературы» на экраны и стала отправной точкой для создания жанра «киновестерн ». Фильм примечателен и некоторыми практическими подробностями. Его режиссер использовал самые новаторские на то время киноприемы, которые потрясли зрителей. Всем запомнилась и выдающаяся актерская игра Гилберта М. Андерсона , больше известного, как «Брончо Билли ». Он был исполнителем сразу нескольких ролей, а также сорежиссером фильма. Эти роли принесли ему огромную популярность и сделали одной из ярких кинозвезд начала XX века. Андерсон оставил карьеру режиссёра в 1923 году, но продолжал сниматься почти до самой смерти, до начала 60-х годов. На почтовой марке США из юбилейной серии «Празднуйте столетие» (1998) запечатлен финальный кадр из дебютного вестерна с изображением талантливого актера.

Золотой век вестерна в кинематографе напрямую связывают с творчеством двух режиссёров - Джона Форда и Говарда Хоукса . Фронтменом их фильмов часто выступал актер Джон Уэйн , со временем ставший олицетворением классических вестернов. Дальнейшую историю жанра обогатили и расцветили «ревизионистские вестерны », которые отказывались от традиционной трактовки вестерна и пополняли его элементами комедии, пародии, мюзикла и прочих жанров. Успешный пример такого развития — низкобюджетные итальянские спагетти-вестерны 60-70-х. Их лучшие образцы, прежде всего киноработы Серджио Леоне , имеют пародийные реминисценции. (Например, сцена открывающая фильм «Однажды на Диком Западе » является перевёртышем начальной сцены из оскароносного вестерна 1952 года «Ровно в полдень »). Пародийная интонация в спагетти-вестернах, наличие в них повышенного экшна, насилия и черного юмора делали их «анти-вестернами» по отношению к классическим голливудским образцам. Знаменитые актеры Чарльз Бронсон , Ли ван Клиф и Клинт Иствуд прославились, снимаясь именно в спагетти-вестернах, получивших настоящее признание за пределами Италии.


Постепенно реальность и атрибуты ковбойской эпохи так перемешались с художественным вымыслом, что у зрителя сложились устойчивые «смит–энд-вестерновские» стереотипы. Соответственно им, действия всех вестернов происходят в уединенных фортах и небольших приграничных городках, расположенных в суровой, пустынной местности. Природные ландшафты Калифорнии, Аризоны, Техаса и других штатов часто становились не просто бэкграундом, а существенной частью киноленты. Так, вестерн «Золото Маккенны » (с Грегори Пеком и Омаром Шарифом ), вышедший на экраны кинотеатров СССР в 1974 году, поразил зрителей грандиозным и величественным антуражем происходящих событий: натурные съёмки проводились в Аризоне, в национальных парках Каньон-де-Шелли и Глен-Каньон.
Природную натуру в вестернах сочетали со съемками кино-ранчо (movie ranch)-специально построенными декорациями, в виде грубо сколоченных деревянных домов, с дощатыми тротуарами, уложенными вдоль них. Эти декорации в итоге стали для кинозрителей эталоном реалий Дикого Запада.
Чаще всего декоративный городок состоял из одной улицы. По ней зрелищно проносились конные «йо-хо!»-погони, и на ней в финале сводят друг с другом счеты бандиты, шериф и стрелки, в различных комбинациях устраивая между собой дуэли с молниеносными выстрелами «от бедра».


Здесь же, на главной улице всегда располагался салун – зачастую, центральное место событий фильма. В салуне от заката до рассвета звучала музыка, обычно исполняемая на видавшем виды, расстроенном пианино Honky-Tonk Piano . Мелодии на нём игрались примитивные, не требовавшие больше двух октав. (Не оттуда ли пошла поговорка: «не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет»?).

Под его бренчанье танцовщицы отплясывали фривольный танец канка́н (с фр. буквально — «шум, гам»). Любопытно, что в те времена во Франции этот танец был одиночным, а вот в Англии и Америке его исполнял кордебалет — несколько девушек, выстроенных в линию.
В салуне выступали и певички (по сценарию, частенько — роковые красавицы), а местные проститутки зазывали клиентов в «номера» постоялого двора, расположенные на втором этаже над баром.
Из незатейливой городской архитектуры салуны выделялись широкой верандой с грубыми перилами и коновязью по соседству. Над входом в салун красовалась вывеска с каким-нибудь экзотически-броским названием. Завсегдатаями таких заведений становились лихие ковбои, добытчики-золотоискатели, бандиты, гастролирующие карточные шулера и просто местные алкоголики. В их грубоватом сленге салун имел насмешливые прозвища: «водопойное корыто» (watering trough ), «клоповник» (bughouse ), «хибара» (shebang ), «столовка» (cantina ) и «джинница» (gin mill ).


Прозвище «джинница » идет несколько вразрез с растиражированным киноштампом о том, что в салунах Дикого Запада посетители хлестали исключительно виски. Дело в том, что в колониальной Америке в салунах изначально лидировали джин и ром, попав туда окольными путями через Европу. Перед войной за независимость потребление рома в американских колониях на душу населения составляло больше 13 литров в год. С джином дела обстояли и того хуже: в связи с королевскими ограничениями на импорт спиртных напитков в 1698 году, кустарное производство джина в Англии за 40 лет выросло в десять раз и превысило даже производство пива. Конечно, в качественном отношении это были совсем не те напитки, которые мы знаем теперь.

К примеру, весь изготавливаемый ром был тяжёлым или тёмным, в отличие от европейских напитков, очищенных двойной перегонкой, а джин был сладковатым варевом сомнительного качества. Но это компенсировалось низкой ценой. Дешевый ром был всегда востребован ковбоями скотопасами и прочей рабочей беднотой. Кстати, название «ром » происходит от слова rumbullion , что на одном из диалектов английского языка означает «шум, гам, волнение». Весьма подходяще для салунов.

Джин , полностью обесцененный массовым подпольным производством, оказался дешевле любого спиртного, что в итоге привело к тотальному пьянству среди низших слоев населения Англии. Конечно же, оттуда джин перебрался в английские колонии на территории Дикого Запада. Гораздо позже высвободившегося джина «загнали» в знакомые нам бутылки.

Благодаря эмигрантам в Америку попал и знаменитый на весь мир напиток виски . В XVII веке перегонкой виски в Новом свете занялись первые шотландские переселенцы. Но тут им пришлось приспосабливаться к новым условиям. После революции в 1776 году новое американское правительство поощряло людей, осваивающих территории на Диком Западе, наделяя переселенцев бесплатной землей под урожай кукурузы. При отсутствии спроса на нее, поселенцы научились производить алкогольный напиток из кукурузы. Чтобы он не казался сладковатым на вкус, в сусло добавляли немного ржи. В результате получили напиток, который с повышением качества технологии производства стал национальным достоянием Америки. Отсюда и пошла традиция двойного написания слова «виски». Виски ирландского или американского происхождения пишутся whiskеy , а английского — whisky .
Так как лучший виски научились делать в графстве Бурбон (штат Кентукки) – американский виски стал наименоваться бурбоном. Его основное отличие от шотландского виски или скотча («scotch») заключается в том, что бурбон производится из кукурузы, а не из ячменя, и выдерживается в специально подготовленных (обожженных) бочках, где виски приобретает неповторимый аромат и вкус.

В салунах Дикого Запада о купаже и качестве в то время не подозревали, наоборот, в них было принято нещадно разбавлять виски, подаваемый подгулявшим завсегдатаям. Соответственно, для крепости в него добавляли скипидар, порох или перец. По доходности содержание салуна приравнивалось к владению скотоводческим ранчо средних размеров и сулило солидные барыши, особенно, если хозяин не брезговал сомнительными операциями, начиная от содержания притона и заканчивая скупкой краденного.

Названия ковбойских напитков хорошо отражают, как грубость той эпохи, так и ядрёное содержимое стаканов: «Сок Тарантула », «Виски 200 метров » (в оригинале — «Forty-Rod», подразумевает, что этот виски такой крепкий, что убивает на расстоянии пистолетного выстрела), «Красный глаз », «Гробовой лак » («Coffin Varnish»).

Вне сомнений такая выпивка требовала приличной закуски. Еда в ковбойских салунах была непритязательная, но основательная. Первое место, конечно же, занимало мясо. Порции были огромные. (Хотя, техаские стейки по-ковбойски до сих пор сохранили большие размеры). Если ковбои во время перегонов скота питались, в основном, пресными галетами и говядиной, которая им до смерти приедалась, то салун мог «побаловать» их свининой, бараниной или жареной курочкой.

В качестве первого блюда была похлёбка из говяжьей требухи (аналог современного супа из говяжьего рубца). На гарнир, как правило, шли бобы или фасоль. Из-за повсеместной антисанитарии вся еда обильно приправлялась красным перцем чили. Вместо хлеба на Диком Западе ели кукурузные лепёшки из пресного теста. Чай был дорог, гораздо чаще ковбои пили кофе.

Но киновестерны разных стран создали и поддерживают миф о поголовном распивании виски в салунах. Большинство киногероев Дикого Запада с порога требовали виски, а перепившись, устраивали в салунах грандиозные постановочные драки. Похоже, из-за них неотъемлемым аксессуаром фильмов-вестернов стали маятниковые двери-распашонки, которые из-за своей формы, напоминающей крылья летучей мыши, получили прозвище «batwing doors ». Собственно, в жизни они не исполняли своего основного назначения – ограничивать доступ, из-за ненадобности такового: питейные заведения большинства салунов работали круглосуточно, не закрываясь.

Зато в ковбойских фильмах через двери «летучая мышь» с шиком вышвыривали зарвавшихся пьяных бузотеров или же с их помощью нагнетали напряженное ожидание, показывая под створками, не доходившими до пола, только сапоги хэдхантера или бандита, в остальном скрытого от глаз посетителей салуна.

По мере продвижения переселенцев вглубь территории, росло количество городов и салунов, расположенных в них. Через полвека насыщенность ими была такова, что только в одном Ливенуорте в Канзасе их было больше 150. Самым доходным напитком становилось пиво, поскольку его производство было налажено при самих заведениях. Именно в салунах родилась знаменитая прямая укладка бочонков кегов, которая жива на некоторых пивоварнях до сих пор.
Конкуренция привела к тому, что салуны из грязных забегаловок постепенно превращались в места досуга. Если раньше салун больше походил на сарай, украшенный оленьими рогами и шкурой рыси, то теперь в них можно было видеть картины, резную мебель, люстры (керосиновые) и даже скатерти на столах. Популярный советский вестерн «Человек с бульвара Капуцинов » как раз отражает этот самый период в истории салунов.

«Что за манеры, входить в зал после третьего выстрела? »
Фильм «Человек с бульвара Капуцинов» относится к так называемым «истернам » (от east — «восток»). Истерны отличались от вестернов политическим подтекстом. В частности, в упомянутом советском истерне 1987-го года, повествуется о «перевоспитании» грубых и неотесанных жителей Дикого Запада с помощью великого искусства кино. Или, как его там называют – «синематографа». Андрей Миронов -мистер Фёст, как Мессия прибывает в захолустье, дабы сеять «разумное, доброе, вечное».
В музыкально-комедийной форме режиссеру Алле Суриковой успешно удалось передать знакомую зрителям атмосферу Дикого Запада. Американский городок Санта-Королина, банк, аптека, пустыня… салун в сизых клубах табачного дыма, с ковбоями, стрельбой и бесшабашным пьянством.


Постановочная драка в салуне, для которой заказывали специальную «безопасную» мебель и посуду, надолго запомнилась многим зрителям. В киноленте была не упущена и частая попутчица жанра — сентиментальная лирика.
Можно считать, что для перестроечного советского кино это был интересный и довольно экзотический сеттинг. Хотя, по первым же кадрам понятно, откуда Сурикова черпала свое вдохновение. Даже рабочее название картины «10 капель перед стрельбой» вторит тематике чехословацкого первоисточника- музыкальной комедии «Лимонадный Джо «.

«Чтобы метко в муху бить, надо «Кола - Локу» пить! « .

В комедийном кинематографе Чехословакии вестерн появился на пару десятков лет раньше. Правда, образовался он в виде субкультуры, так называемого «красного вестерна » (англ. Red Western ) или «истерна». Они — как мы уже говорили — отличались от «чистых» вестернов политическим подтекстом. В чехословацкой комедии рыцарь-трезвенник в белой шляпе является в обитель разврата и заклинает местных пропойц-ковбоев пить только эликсир меткости — лимонад колалока. Фильм едко пародировал вестерны и особенно пропаганду рекламы кока-колы, как часть образа американской жизни. Во избежание международного скандала и судебных исков от компании «Кока-кола», название напитка зашифровали на подобии анаграммы. Но для большинства советских зрителей сатира на американские нравы была малопонятна из-за слабого знакомства населения СССР с американским брендом пищепрома. По причине незнания американской культуры, еще менее вероятно, что в образе главного героя зрители узнали пародию на знаковый образ Америки – геройского Супермена . (Джо, как и этот герой комиксов, отлично стреляет, умет летать и обладает даром обнаруживать людей, которым нужна помощь). Думаем, что мало кто из зрителей оценил трудоемкое раскрашивание киноленты вручную, которое цветом передавало душевное состояния героя на протяжении всего фильма. Тем не менее, музыкальная комедия имела огромный успех, который реанимировала Сурикова.

Спустя еще несколько десятков лет, стали появляться вовсе диковинные примеры вестернов, использующих элементы ужасов и фантастики, как фильм 2011-го года «Ковбои против пришельцев ». Вестерны экзотического происхождения, например, конца 1985 года, — уходили в еще более сумасбродный авангард, вроде коктейля из вестерна, азиатского боевика и пародий, как в фильме «Сукияки вестерн Джанго » японского режиссера-авангардиста Такаси Миике.

Такие постмодерновые работы лишь частично сохраняли фундаментальные элементы вестернов и просто забавлялись реминесценциями. Так, название упомянутого фильма Миике, явно отсылает к спагетти-вестерну итальянского режиссера Серджо Корбуччи «Джанго » (1966). Как и упоминание в названии традиционного японского блюда «Sukiyaki », состоящего из говяжьего мяса и овощей, готовящихся в металлическом котелке на огне. Но, в целом, эволюция жанра стала больше походить на его кончину.

В этой парадоксальной парадигме можно усмотреть некую аналогию с закатом эпохи салунов и самой эры Дикого Запада. По мере урбанизации западных штатов США, площадь территорий с характерным жизненным укладом быстро сокращалась. Необходимость ковбоев исчезала. Примерно к 1890 году Дикий Запад окончательно перестал существовать как культурное явление, оставшись только в воспоминаниях, фотографиях, фольклоре, да на экранах кинотеатров.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы