Про деток, от рождения до школы

Описание

В основе этой защиты лежит объективный факт, что маленького ребёнка люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого человека. Сохраняя воспоминания о чувстве безопасности, которое было у большинства из нас в детстве, мы, порой, бессознательно используем, на первый взгляд, парадоксальный способ защиты от неприятностей - начинаем проявлять детские, не адаптивные черты характера и модели поведения. Зачастую это действительно приводит к тому, что окружающие начинают защищать «беззащитного ребёнка», но не всегда: регрессия может срабатывать даже тогда, когда рядом попросту никого нет.

Демонстрация болезненности, ущербности и др. также относится к регрессии, так как содержит то же послание: «Я больной, я не способен о себе позаботиться, защитите меня». Как следствие, у некоторых людей, злоупотребляющих регрессией, это может действительно приводить к хроническим болезням и хронической неуспешности, перерастать в ипохондрию и сопровождаться соматизацией . Когда регрессия становится краеугольным камнем личности, жизненной стратегией преодоления проблем, такая личность называется инфантильной личностью.

Также регрессия характерна для истероидных личностей.

Виды нормальной детской регрессии

Выделяют следующие виды нормальной регрессии, проявляющейся у детей:

Литература

  • Мак-Вильямс, Нэнси . Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. - Москва: Класс, 1998. - 480 с. - ISBN 5-86375-098-7

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Регрессия (психология)" в других словарях:

    В Викисловаре есть статья «регрессия» Регрессия (лат. regressio «обратное движение, возвращение») многознач … Википедия

    регрессия - 1. Процесс и результат некоего регресса. 2. В общем плане возвращение либидо к уже пройденным стадиям психосексуального развития. Согласно З. Фрейду, выделяются два типа регрессии: 1) возвращение к объектам инцестуального характера, кои были… … Большая психологическая энциклопедия

    психология я - ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ПСИХОЛОГИЯ Я (ЭГОПСИХОЛОГИЯ) - – одно из направлений психоаналитической психологии, ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и отношений с другими процессами, имеющими место в психике человека. Психология Я характеризуется смещением акцента… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия. Статистическая регрессия частный случай ошибки селекции, когда группы отбираются на основе крайних показателей. «Эффекты статистической регрессии означают дрейф крайних,… … Википедия

    Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности в статье и на странице обсуждения … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Проекция. Проекция (лат. projectio бросание вперед) психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как… … Википедия

    - (нем. Tiefenpsychologie), обозначение ряда направлений совр. зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам, происходящим на… … Философская энциклопедия

    Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно Я Сверх Я Либидо Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос … Википедия

    - (нем. Tiefenpsychologie) обозначение ряда направлений современной зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам, происходящим… … Большая советская энциклопедия

) при переживании им фрустрации , сильных степеней эмоциональной напряженности , стресса , состоящая в замене значимой для субъекта сложной задачи , которой затруднено в сложившейся ситуации, на более легкую. В связи с этим обедняется репертуар реализуемых субъектом поведенческих актов за счет использования более простых и привычных для него стереотипных действий и автоматизмов (П. Фресс ). В отличие от замещения (К. Левин ), смещения , генерализации (Ж. Нюттен ) и других форм преодоления избыточного эмоционального напряжения, при к-рых целевая структура деятельности остается сохранной и осуществляется поиск новых путей ее реализации, для Р. п. характерны изменения в мотивационно-потребностной сфере, что приводит к качественной деградации поведения . (см. , )


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Регрессия поведения

Форма защиты психологической, один из универсальных механизмов защитных, обусловливающий специфическую форму ухода от действительности - временный переход, возврат на более раннюю стадию развития, к более примитивным формам поведения или мышления, на примитивный уровень развития психического - как бы отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя особенно защищенным. Возвращении к ранним, связанным с детством типам поведения; переход на предшествующие уровни развития психического и актуализация успешных тогда способов реагирования.

Проявляется в стрессогенных ситуациях, где адекватное поведение оказывается невозможным для индивида - в силу их высокой значимости, новизны, сложности или психофизиологического состояния самого индивида ( , регрессия возраста в гипнозе). Пускается в ход, когда Я не в состоянии принять реальность, как она есть, или когда личность не в состоянии справиться с требованиями Сверх-Я, или же там, где другие механизмы защитные неэффективны. Может выполняться по отношению к различным уровням реализации деятельности и сферам личности - мотивационно-потребностной, смысловой, целевой, операциональной.

Регрессия поведения может проявляться как истерические реакции наподобие рвоты, сосания пальцев; излишняя сентиментальность, предпочтение «романтической любви» и игнорирование сексуальных отношений, и пр.

В психоаналитических теориях она рассматривается как неэффективная защита, ибо индивид вместо того, чтобы справиться с ситуацией, уходит от реальности, возвратясь к той стадии развития личности (согласно онтогенетической модели З. Фрейда), где переживалось чувство удовольствия. Регрессия поведения характеризует инфантильную, как правило, невротическую личность. Более зрелое Я вырабатывает более специфические и нюансированные механизмы защиты.

В теориях когнитивных под регрессией поведения понимается обращение при взаимодействии с новой, сложной ситуацией к более примитивным схемам познания и действия, что служит источником дальнейшего прогрессивного развития личности.

В теориях творчества также отмечается позитивная роль способности к целенаправленной регрессии поведения при решении творческой задачи, что позволяет достигать оригинальных, нестандартных результатов за счет снятия социальных барьеров на стадии генерирования идей.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "регрессия поведения" в других словарях:

    РЕГРЕССИЯ ПОВЕДЕНИЯ - – форма защитной реакции индивида при переживании им фрустрации, сильных степеней эмоциональной напряженности, стресса, состоящая в замене значимой для субъекта сложной задачи, решение которой затруднено в сложившейся ситуации, на более легкую. В …

    Словарь-справочник по педагогической психологии

    Форма психологической защиты, один из универсальных защитных механизмов, обусловливающий специфическую форму ухода от действительности временный переход, возврат на более раннюю стадию развития, к более примитивным формам поведения или мышления,… … Словарь по педагогической психологии

    Разновидность психологической зашиты путем возвращения к более ранним и менее сложным типам поведения, уход от трудностей реальной жизниЮридическая психология: словарь терминов

    1. Процесс и результат некоего регресса. 2. В общем плане возвращение либидо к уже пройденным стадиям психосексуального развития. Согласно З. Фрейду, выделяются два типа регрессии: 1) возвращение к объектам инцестуального характера, кои были… … Большая психологическая энциклопедия

    Регрессия - В Викисловаре есть статья «регрессия» Регрессия (лат. regressio «обратное движение, возвращение») многознач … Википедия

    Регрессия - форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии онтогенетического развития … Психологический словарь

    РЕГРЕССИЯ - англ. regression; нем. Regression. 1. В теории вероятностей и математической статистике зависимость среднего значения к. л. величины от нек рой величины или нескольких величин. 2. В биологии возвращение к (прежнему) более раннему (или менее… … Энциклопедия социологии

    Регрессия - – 1. вообще – возвращение назад, движение вспять, отступление (в противоположность прогрессу). Например, возврат в трудных или определённых социальных ситуациях к таким формами поведения, как безответственность, зависимость от других людей,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Регрессия (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия. Регрессия (лат. Regressus обратное движение) защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно… … Википедия

Регрессия — защитный механизм психики, процесс, в ходе которого человек возвращается на предыдущую или менее зрелую стадию развития чувств и поведения.

История возникновения термина

Зигмунд Фрейд ввел понятие регрессии в «Толкование сновидений» (Die Traumdeutung, 1900) для объяснения сути сновидения: сновидного мысли приходят в основном в форме чувственных образов, которые преследуют субъекта почти как галлюцинация. Для объяснения этого феномена нужно подойти к нему с точки зрения топики, чтобы психический аппарат выглядел ориентированной последовательности систем. В сознательном состоянии возбуждения проходят через все системы, двигаясь вперед (то есть от восприятия к движениям), в то время как во время сна мысли не способны разряжаться в движении и направляются назад, к системе восприятия. Таким образом, для Фрейда понятие регрессии было, прежде всего, топическим.

Временное значение регрессии, сначала неявное, начало усиливаться в концепции Фрейда одновременно с выявлением новых моментов в психосексуальному развития индивида.

В «Трех очерках по теории сексуальности» (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) термина «регрессия» нет, однако здесь мы уже видим указания на возможность возвращения либидо на обходные пути удовлетворения и к более старым объектов. На самом деле, разработка понятия временной регрессии нуждалась (в 1910 — 1912) прояснения последовательности стадий детского психосексуального развития. В «склонности к неврозу навязчивых состояний» (Die Disposition zur Zwangsneurose, 1913), например, Фрейд противопоставляет тех случаях, когда «… сексуальная организация, подвержена невроза навязчивых состояний, возникнув однажды, сохраняется до конца», тем случаям, когда она «сначала замещается организацией более высокого уровня, а затем направляется регрессивно — вниз от этой стадии».

Таким образом, судя по фрагменту, прилагаемого к «Толкование сновидений» в 1914 году, Фрейду пришлось провести в понятии регрессии внутренние разграничения: «Мы различаем регрессию трех видов: а) топической, обусловленная функционированием психического аппарата; б) временную, при которой вновь становятся дееспособными предыдущие способы психической организации »; в) формальную, которая заменяет привычные способы выражения и образного представления на примитивные. Эти три формы регрессии в основе своей едины, поскольку раньше во времени оказывается одновременно и проще по форме, располагаясь в психической топике вблизи восприятия ".

Топическая регрессия особенно ярко проявляется в сновидениях, где она осуществляется до конца. Однако, ее можно обнаружить также в патологических процессах, где она распространяется не так широко (галлюцинации), или в нормальных процессах, где она не идет так далеко (память).

Реже Фрейд использовал понятие формальной регрессии, хотя оно охватывает многие явления, при которых происходит возврат от вторичных процессов к первичным (переход от тождества мысли к функционированию в соответствии с принципом тождества восприятия).

В рамках временной регрессии Фрейд различает несколько линий: регрессию относительно объекта, регрессию относительно либидинальнои стадии те регрессию относительно эволюции Я.

Эти разграничения связаны не только с заботой о строгости классификации. Дело в том, что в некоторых нормальных или патологических структурах различные типы регрессии не совпадают друг с другом; Фрейд отмечал, например, что «… за истерии систематически наблюдается регрессия либидо к первоначальным сексуальных объектов инцестуозного типа, хотя регрессии к предыдущим стадиям сексуальной организации при этом не происходит».

Фрейд настаивал на том, что прошлое ребенка — индивида, а потому и всего человечества — навсегда остается в человеке: «Первоначальные состояния всегда могут возникнуть вновь. Первоначальная психика в собственном смысле не может быть уничтожена ». Фрейд повторяет эту мысль о возвращении к прошлому относительно самых разных сфер: психопатологии, сновидений, истории культуры, биологии и т. На восстановление прошлого в настоящем указывает также и понятие навязчивого повторения. Для выражения этой мысли Фрейд использует не только срок Regression, но и смежные по смыслу термины: Rückbildung, Rückwendung, Rückgreifen т.

Понятие регрессии связано с понятием фиксации.

Примитивные механизмы

Примером регрессии является примитивные механизмы — защиты, которые возникают у человека еще в детстве и проявляются в течение всей жизни. К ним относятся перцептивные механизмы: отрицание, расщепление (расщепление объекта), проективная идентификация, парциальная перцепция, двигательная активность и тому подобное.

Возражения

Отрицание реальности (или конфликта) проявляется в том, что человек не воспринимает отдельные реальные ситуации, их части, объекты, конфликты и тому подобное. В психоанализе отрицание рассматривается как особая форма сопротивления. По этому поводу Фрейд писал о том, что есть такие пациенты, которые ведут себя «несколько странно». Чем глубже движется анализ, тем сложнее им признать воспоминания, которые возникают.

В целом описываемый механизм психологической защиты включает искажения информации (ее формы или содержания), которая может травмировать индивида, в начале восприятия.

В связи с этим Фрейд описал действие трех аспектов этого механизма:

  1. отрицание — это способ осознания вытесненного
  2. отрицание устраняет только отдельные последствия процесса вытеснения
  3. через отрицание психика освобождается от ограничений, связанных с вытеснением

Фрейд утверждал, что отрицание — это самый ранний онтологически и примитивный механизм защиты, который считается столь же древним, как и ощущение боли. Способность к отрицанию неприятных сторон реальности является своего рода временным приложением к исполнению желаний и сохранения аффективной равновесия, при которых конфликт не допускается внутрь личности, своего Я.

Расщепление

Фрейд употреблял термин «расщепление» для обозначения своеобразного явления, когда внутри личностного Я сосуществуют две парадоксальные психические установки по внешней реальности: первая учитывает реальность, вторая — игнорирует.

Фрейд считал, что расщепление является не только защитой Я, но и способом сосуществования двух защитных механизмов, один из которых служит для защиты от реальности, а другой — защита от поездов. Патологическим вариантом расщепления, по Фрейду, является запрет личности на компромиссы и сохранения обоих установок одновременно.

Расщепление как защитный механизм личности от тревоги, негативных переживаний способствует формированию другого защитного механизма — проективной идентификации (по терминологии М. Кляйн, 1946).

Проективная идентификация

Защитный механизм, который изучала Мелани Кляйн. Она считала, что расщепление на «хорошо Я» и «плохое Я», начиная с возраста младенца, является попыткой защитить свои хорошие части от плохих, освободиться от невыносимых качеств собственного Я, превратить их в своих «преследователей». У взрослых механизм проективной идентификации вызывает страхи преследования, смерти, различные фобии, паранойю и тому подобное. В повседневной жизни это может проявляться в ситуации экзамена в виде страха перед преподавателем, во враждебном отношении к представителям других национальностей, неприятии взглядов и позиций других людей и др.

Парциальная перцепция (Частичное восприятие)

Защитный механизм, который характеризуется тем, что субъект склонен воспринимать только то, что ему нравится, для него выгодно, ценно или содержательно. Другая информация индивидом не фиксируется, формируя тем самым своеобразные ограниченные представления об окружающем мире и о себе, которые базируются в основном на «нужном» материале, «вырезая» все остальное из своего восприятия.

Этот механизм формируется в раннем детстве, но «работает» и у взрослых людей. Он довольно распространен и в профессиональной деятельности, и в повседневной жизни.

Двигательная активность

Это снижение беспокойства, вызванного запрещенным поездом, путем разрешенном его прямого или косвенного выражения без развития чувства вины.

Двигательная активность входит в кластер регрессии и развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Двигательная активность включает непроизвольные, иррелевантные действия для снятия напряжения.

Психологические защиты. Регрессия.
С Регрессией знакомы все.
Родители замечают, когда их ребенок плохо себя чувствует, расстроен, голоден или обижен он «скатывается» к поведению и привычкам, присущим ему на более ранних ступенях развития.
Когда ваша девушка обижается, «надувает губы» и начинает вести себя, в лучшем случае, как 13-летний тинэйджер, а то и как капризная 5-летняя девочка – это регрессия.
Когда ваш молодой человек заболел и с легким насморком улегся в постель, заявив, что он, наверное, умирает, но при этом требует, чтобы вы суетились вокруг, готовили ему вкусности, гладили по голове и говорили, что он хороший мальчик – это тоже она, Регрессия.

РЕГРЕССИЯ - форма психологической защиты. Она характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии развития. Развиваясь, ребенок переходит с одной ступеньки своего развития на другую. Во время регрессии он делает шаг-другой назад, на предыдущие ступеньки. Например, когда человек в экстремальной ситуации начинает вести себя как ребенок - можно говорить, что он регрессировал. По мнению психоаналитиков, регрессия присуща практически каждому человеку. Например, находясь в состоянии сильной усталости, многие из нас начинают хныкать, читай, слегка регрессируют.

Эта тенденция берет свое начало в Подфазе воссоединения (“репрошман”) в процессе сепарации-индивидуации,

Маргарет Малер описывала развитие ребенка как проходящее три последовательные фазы –фазу нормального аутизма, фазу симбиоза и фазу сепарации-индивидуации. В последней она выделяла четыре подфазы.

Аутистическая фаза (1-й месяц жизни ребенка).
Новорожденный описывается как, в основном, как биологическое существо обладающее рефлекторными реакциями на стимулы. Его Эго (Я) примитивно и неинтегрированно. Защитные механизмы не сформированы и функционируют на соматическом уровне (типа переполнение – разрядка). Поведение направлено на поддержание гомеостаза (равновесия во внутренней среде организма). Выживание ребенка целиком зависит от матери (или того, кто ее заменяет), т.е. от внешнего окружения. Ребенок помещен во «внешнюю матрицу материнской заботы», и его главная задача – войти в состояние некоего «социального симбиоза» с матерью.
На этой стадии ребенок не может различать внутренние и внешние стимулы. Нет разницы между тем, что происходи внутри и снаружи, младенец не выделяет себя из своего окружения.

Симбиотическая фаза (2-ой – 5-ый месяцы жизни).
Неспособный провести четкое различие между собой и матерью, ребенок переживает (видимо в виде галлюцинация) соматическое и психическое слияние с матерью. Мать «симбиотически» организует личность младенца.
Примерно на третьем месяце жизни первичный нарциссизм ребенка начинает уступать место идентификации с матерью. Возникает смутное осознание, что потребности удовлетворяются не потому, что мир таков, а удовлетворяются «внешним» объектом.
Термин «симбиоз» Малер употребляет скорее метафорически (не в биологическом смысле), описывая его как состояние всемогущего слияния с образом матери.

Фаза сепарации-индивидуации

Подфаза дифференциации (5 – 9 мес.).
Иногда называется стадией «вылупления». Ребенок как-бы «вылупляется» из скорлупы своего аутизма. Он начинает, пока физически, (еще не эмоционально) отделять себя от внешних объектов. Малыш становится более активным, его внимание направлено «вовне», он учится использовать собственное тело. Ребенок начинает ползать, делает первые попытки ходить, учится контролировать свои сфинктеры.
Ребенок покидает границы «двойного единства» с матерью, «прорываясь» в телесное чувство. В это время он вовлекается в процессы сравнивания и узнавания (характерный для 8-и месяцев «страх незнакомцев» и радостная улыбка, видя знакомое лицо).

Подфаза практики (10 – 15-16 мес.). Ребенок радостно исследует мир. Он тренирует свою «отдельность» и растущие моторные навыки. Нередко он удаляется от матери, вовлекается в самостоятельную деятельность, но всегда возвращается для очередной «эмоциональной подзарядки».
На этой стадии, как считает Малер, ребенок переживает пик своего нарциссизма. Он «очарован собственными способностями и тем, как влечет его окружающий мир». В обычном состоянии у него практически отсутствует страх потери объекта (например, матери). В негативных случаях, скажем, при случайном ударе или падении, возникает сепарационная тревога и ребенок ищет помощи у матери.

Подфаза воссоединения («репрошман») (16 – 24 мес.).
Ребенок все лучше понимает и оценивает реальность. Он научается дифференцировать (отделять) представления о себе (в психоанализе их называют «Я-репрезентации») от представлений о других людях - объектах («объектные репрезентации»).
Одновременно с этим ребенок перестает ощущать себя «хозяином мира», а чувствует себя маленьким, практически беспомощным существом. От этого растет сепарационная тревога и он, естественно, обращается за помощью и поддержкой к матери. Бывает, что делает это довольно навязчиво. Некоторые неопытные и неразумные мамочки не способны принять возросшую в этот период требовательность ребенка к их вниманию (у ребенка возникают «капризные приступы»). Некоторым матерям это сложно понять особенно после относительной самостоятельности и автономности их малыша в подфазе практики. С другой стороны, некоторые матери неспособны смириться с растущей самостоятельностью и отделением ребенка. Все это может стать источником проблем в процессе развития ребенка.
Внешне это выглядит так, что ребенок, который уже научился прилично ходить, убегает от матери, провозглашая этим свою отдельность и независимость, а затем бегом возвращается к ней и «прячется под юбкой».
Процесс развенчания собственного всемогущества и одновременного обретения самостоятельности непростой и болезненный. В это период ребенку нужна поддержка матери, а не драматическая борьба с ее непониманием.
Успешное преодоление этих сложностей – залог будущего нормального развития. Поддержка матери в этот период – неоценимый ресурс.

Подфаза консолидации объектов(24 – 36 мес.).

Постепенно психика ребенка развивается, он достигает «постоянства объектов» - его представления о себе самом и собственном Я (Я-репрезентация) и представление об окружающих (объект-репрезентации) структурируются, обретают четкую постоянную форму.
Ребенок все более независим от матери и активно интересуется другими людьми. Его Эго, личность, психический аппарат становятся цельными, более интегрированным. Ребенок уже умеет нейтрализовывать свои агрессивные импульсы, а не проецировать их на окружающих.
Если раньше образы родителей были расщеплены и состояли из «хороших» и «плохих» образов, теперь они становятся едиными и цельными.

которую описывала Маргарет Малер, как универсальную особенность ребенка, проявляющуюся в конце второго года жизни – малыш, провозгласивший свою самостоятельность и начинающий ходить, отбегает от матери и вскоре возвращается обратно и прячется под ее юбкой, тем самым возвращаясь к предыдущему уровню. По мнению психоаналитиков такой образ действий становится одной из тенденций, присущих каждому человеку - возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетентности.

Понятие регрессии тесно связано с фрейдовской идеей о том, что «примитивные» «ранне-детские» состояния могут проявиться в любой момент, что примитивная психика никогда и никуда не исчезает. Попятное движение, то есть регрессия происходит не абы куда назад, она стремится к.
Красивую метафору, описывающую фиксацию предложил З. Фрейд: Можно лучше понять эти взаимосвязи, воспользовавшись такой аналогией: армия пытается продвинуться на территорию врага. Наибольшее число групп оккупантов будет в тех местах, где они испытывают наименьшие трудности, или в наиболее безопасных местах, там, где им приятнее всего. Однако, поступая так, наступающая армия ослабляется и, стоит ей встретить трудности на своем пути, как она возвращается на те позиции, где она оставила самые сильные оккупационные группы.

У человека фиксации возникают в тех точках-периодах развития, когда он испытывал чрезмерное удовлетворение или фрустрацию.
1. От сильных удовлетворений мало кто отказывается, особенно если они дают ощущение безопасности. Например, если мамочка очень внимательна к своему малышу, ловит каждый его жест, буквально читает его мысли, угадывает каждый жест, нет смысла учиться говорить. Или ребенок, которого анально-эротически стимулирует мать своей чрезмерной заботой о его анальной деятельности, не только получает большое чувственное удовлетворение, но также и уверенность в расположении матери к нему.
Естественно, при стрессе, проблемах, фрустрации человек будет регрессировать к способам мышления и поведения, которые были присущи ему в периоды изысканного благополучия.

2. Другой точкой фиксации могут быть периоды стресса и чрезвычайной фрустрации. Все мы знаем в себе или в близких тенденцию, во время стрессовых ситуаций, сваливаться к привычным регрессивным способам поведения. И задаем риторический вопрос: Почему это случается со мной!? Или, отпускаем реплику: «Ну вот, как всегда!».

Данная тенденция очень ярко проявляется во время долгосрочной психотерапии и психоанализа. Например, пациент, который в процессе терапии, собрал все свои силы и мужество, чтобы вести себя по-другому (особенно, если это включает в себя новое поведение в отношениях с психотерапевтом – выражение страха, ненависти или критики, просьба изменить оплату или расписание с большим самоутверждением, чем допускалось в детстве), будет часто возвращаться к старым привычным способам принимать решения, к прежнему образу мыслей и поведению.

Психотерапевт должен быть готов к таким приливам и отливам в работе и в своем контрпереносе не превращаться в привычного для клиента разъяренного родителя. Надо знать, что несмотря на регрессивные тенденции в сопротивлении пациента, общее направление изменений – вперед.

Надо понимать, что просьба о помощи и поддержке или утешении – это не регрессия. Все это сознательные процессы и сознательное поведение человека. Для того, чтобы назвать этот процесс регрессией - защитным механизмом, он должен быть бессознательным. Так женщина, которая неосознанно впадает в заискивающий тон маленькой девочки, когда она просит кого-то об одолжении или услуге; или мужчина, который удивленно хлопает глазами, глядя на свою жену после того, как только что была достигнута новая степень близости с ней, демонстрируют регрессию в психоаналитическом смысле данного термина, если только эти действия не выбираются и осуществляются сознательно.

Некоторые люди «любят» использовать регрессию как защиту больше, чем другие. Например, некоторые реагируют на стресс тем, что заболевают и ложатся в постель. В психологии такое превращение психологических проблем в соматические называется соматизацией.
Некоторые ипохондричные люди, отвлекающие врачей монотонными неясными причитаниями и периодическими меняющимися жалобами на проблемы со здоровьем, причем, эти проблемы не поддаются лечению. Эти люди используют регрессию для того, чтобы находиться в роли слабого и беспомощного, а это самый ранний способ преодоления сложных жизненных аспектов, стоит заболеть – требования родителей снижаются, они получают ласку и заботу. Такой способ поведения длится годами и к тому времени, когда такие люди решают получить психологическую консультацию у психолога или психотерапевта, они уже выстроили дополнительную и фактически непроницаемую стену защит. Свое начало она берет в обращении с ними как с избалованными детьми или своенравными людьми, ищущими постоянного внимания (что характеризует их невроз). Помимо этого такое положение веще дает массу вторичных выгод. Например, вечно хандрящую и жалующуюся на здоровье женщину родственники везде возят на машине, а окружающие уступают места или пропускают без очереди. Естественно, от подобных выгод не так просто отказаться. Следовательно, психотерапевт, чей пациент использует регрессию в позиции слабого в качестве своей любимой защиты, должен обладать сверхчеловеческими резервами такта и терпения.
Вывод, что человек, жалующийся на физическую боль или сильную усталость, пользуется регрессией как главной защитной реакцией на эмоциональный стресс, не должен быть поспешным или неотрефлексированным. Стресс, наступивший в результате заболевания как такового, может обусловить регрессивную реакцию у страдающей личности. Люди нередко заболевают потому, что бессознательно испытывают депрессию. Но они могут также впасть в депрессию и потому, что больны в медицинском смысле этого слова. Однако широко известно, что соматизация и ипохондрия, как и другие виды регрессии, являющие собой беспомощность и детские модели поведения, могут служить краеугольным камнем в характере личности.

Регрессия

Итак, предложив пациенту говорить все, что приходит ему в голову, во время сеанса терапевт преимущественно хранит молчание. Но несмотря на это вербальное и эмоциональное безмолвие, между терапевтом и пациентом возникает специфическая связь, которую, как уже отмечалось, Фрейд обозначил термином «перенос». Молчание психоаналитика, бесспорно, фрустрирует (вызывает неудовлетворенность) пациента и побуждает его (в определенной степени из желания вызвать хоть какую-то ответную реакцию) рисовать картины все более мрачных и «зловонных» воспоминаний, погружаясь во все более глубокие слои психики и, как правило, обращаясь при этом к ранней юности и детству. Это могут быть как воспоминания, так и псевдовоспоминания, но и последние - у всех разные и глубоко личностно обусловлены. Это «погружение» в далекие воспоминания и чувства Фрейд обозначил термином «регрессия». Оставаясь без ответа, запрос приобретает все более примитивные (в индивидуально-историческом аспекте личности) формы, такие как потребность в материнской любви, заботе, наказании или прощении, вплоть до «желания быть отшлепанным».

В более общем варианте регрессия, как один из способов психологической защиты, состоит в возвращении к более ранним стереотипам поведения и как бы восстановлении в общении тех заведомо успешных в прошлом (преимущественно-в детстве) способов реагирования или ситуаций, в которых переживалось чувство удовольствия (связанное с родительской любовью и ощущением защищенности). При этом запрос всегда остается направленным на психоаналитика, проводящего сеанс.

Несколько отвлекаясь, скажем, что в зависимости от проблем пациента и фигур его ранних привязанностей (и гораздо меньше - от личности терапевта) последний может «принимать» на себя (в переносе) самые различные роли, которые он должен четко осознавать и отслеживать. Я, например, несмотря на залысины и наличие у меня усов, нередко чувствовал, что, обращаясь ко мне, пациент на самом деле апеллирует к матери или бабушке, или тете, или сестре. И чаще всего этот запрос был обусловлен потребностями в принятии, любви, понимании и защите, которые не были в должной мере реализованы в детстве. В результате - не сформировалась способность к пониманию и принятию себя и других или эта способность претерпела невротические трансформации. Чаще всего это относится к любви и способности любить, в первую очередь - себя, а затем и другого - дарить и принимать любовь. Чувства характеризуются не только количественно, но и с точки зрения их целостности. Образно говоря, если мне дали два яблока, я могу отдать одно вам, и у каждого будет по яблоку. Если мне досталось только одно, я, скорее всего, смогу дать только половину, и целого яблока не будет ни у кого. Если-у меня всего треть яблока, я в лучшем случае могу предложить вам надкусить...

Нужно отметить, что в процессе регресса на аналитика переносятся не только чувства, которые уже имели место в прошлом в отношении значимых фигур детства, но и стереотипы ожидаемого реагирования. Достаточно типичен такой вариант диалога пациента (П) и аналитика (А):

П.: Да, я знаю, что сейчас вы подумали о том, что я никогда не был самостоятельной личностью.

А.: Почему я должен был так подумать?

П.: Моя мать всегда так говорила.

Как многократно свидетельствует практика, родительская оценка и сформированные (в семье) ранние паттерны поведения оказываются чрезвычайно устойчивыми. Но мы никогда не пытаемся разрушать эти стереотипы, а последовательно работаем над их модификацией.

Из книги Психоаналитическая диагностика [Понимание структуры личности в клиническом процессе] автора Мак-Вильямс Нэнси

Регрессия Регрессия является относительно простым защитным механизмом, знакомым каждому родителю, который наблюдал, как его ребенок соскальзывает к прежним привычкам (присущими более ранним стадиям развития), когда он устал или голоден. Социальное и эмоциональное

Из книги Элементарный психоанализ автора Решетников Михаил Михайлович

Регрессия Итак, предложив пациенту говорить все, что приходит ему в голову, во время сеанса терапевт преимущественно хранит молчание. Но несмотря на это вербальное и эмоциональное безмолвие, между терапевтом и пациентом возникает специфическая связь, которую, как уже

Из книги Семинар с Бетти Элис Эриксон: новые уроки гипноза автора Эриксон Бетти Элис

ВОЗРАСТНАЯ РЕГРЕССИЯ

Из книги Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека автора Тарт Чарльз

Транс «Возрастная регрессия» Я хочу привести пример возрастной регрессии, цель которой состояла в том, чтобы «исправить» что-то в прошлом клиента. Вы, конечно, понимаете, что когда мы с вами делали упражнение, у нас было много случаев возрастной регрессии. Мы «качались на

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

РЕГРЕССИЯ Регрессия обычно воспринимается как последний рубеж защиты, к которому прибегают, когда более «взрослые» защитные механизмы оказываются неэффективными. У человека происходит регрессия к той личности и тем психологическим структурам, которые были у него в

Из книги Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий автора

Регрессия Вернемся на время к ретестовой надежности. Надежность, которая далека от идеальной подразумевает, что результаты второго выполнения теста отличаются от результатов, полученных при первом тестировании. Можно ли уточнить это обобщенное утверждение и сказать

Из книги Разоблачение магии, или Настольная книга шарлатана автора Гагин Тимур Владимирович

Прогрессия и регрессия Теория либидо Юнга тесно связана с такими понятиями, как прогрессия и регрессия, а также с принципами противоположностей, энантиодромии и компенсации (см. ниже). Юнг определяет прогрессию как ежедневный успех процесса психологической адаптации

Из книги Нераскрытые тайны гипноза автора Шойфет Михаил Семёнович

ВОЗРАСТНАЯ РЕГРЕССИЯ Это было недавно… Это было давно. Песня В гипнотической ортодоксии возрастной регрессией считается едва ли не полное погружение человека в детство или другой период прошлого. Как бы "вновь проживание" того времени. Нам такие изыски ни к чему. Просто

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

Из книги Память и мышление автора Блонский Павел Петрович

КОНТРПЕРЕНОС И ТРАНСФЕРЕНТНАЯ РЕГРЕССИЯ Рассматривая измерения, по которым можно классифицировать контрперенос, в их связи с личностью аналитика, мы можем создать всестороннюю концепцию контрпереноса. Устанавливая связи между бессознательными реакциями аналитика на

Из книги Психоаналитические теории личности автора Блюм Джералд

ПАРАНОИДНАЯ РЕГРЕССИЯ Параноидная регрессия в переносе характеризуется крайней подозрительностью по отношению к аналитику, доходящей почти до степени бреда, которая может длиться от одного часа до нескольких недель или (редко) месяцев. Вне переноса у пациента

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

Из книги Толковый словарь по аналитической психологии автора Зеленский Валерий Всеволодович

Фиксация и регрессия Ортодоксальные концепции. Два других механизма, действующих на первом году жизни, - это фиксация и регрессия. Психосексуальное развитие никогда не совершается полностью. Нарушения в развитии могут вызвать задержку на любой стадии, что называется

Из книги Я знаю, как меня воспитывать. И я вам честно об этом расскажу автора Ладитан Банми

Регрессия к среднему Одно из самых впечатляющих озарений в моей карьере случилось, когда я преподавал инструкторам израильских ВВС психологию эффективного обучения. Я объяснял им важный принцип отработки навыков: поощрение за улучшение результатов работает

Из книги автора

Прогрессия и регрессия Теория либидо Юнга тесно связана с такими понятиями, как прогрессия и регрессия, а также с законом противоположностей. Юнг определяет прогрессию как ежедневный успех процесса психологической адаптации (Jung C.G. Selected writings. Ed. by E. Storr, p. 59).Соответственно

Из книги автора

Регрессия Случалось вам сталкиваться с этим феноменом? Сегодня малыш расхаживает повсюду, как король джунглей, рвет почтовые конверты и толкает друзей, а на следующий день забывает, как пользоваться ложкой, не владеет речью и нуждается в том, чтобы его носили на руках с



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы