Про деток, от рождения до школы

Какова роль политической сферы в жизни человека и общества? В чем заключается ее основная социальная функция?

При ответе на этот вопрос мнения политологов также разделились. Одна группа ученых считает, что предназначением политики является интеграция общества в единое целое , воплощение правил совместного проживания и принципов справедливости и поддержание общественного порядка (Аристотель, Т. Гоббс, Г. Гегель, Т. Парсонс). С помощью государственной власти осуществляется регулирование (непосредственное или опосредованное) всех основных сфер общественной жизни, устанавливаются нормы поведения, реализуются наиболее общие интересы различных социальных групп и преодолеваются конфликты между ними. Тем самым в сфере политики осуществляется комплекс действий, направленных на достижение общего блага. Разумеется, порядок, общественный строй и выбор стратегии общественного развития не обеспечивают равных выгод различным группам населения. Но они сами по себе являются необходимыми условиями существования общества и потому обусловливают главное предназначение политической сферы.

Согласно другой точке зрения, политическая сфера – это прежде всего борьба , конфликту стремление отдельных групп добиться реализации своих интересов путем навязывания своей воли и установления политического господства (К. Маркс, К. Шмитт, Р. Дарендорф (Германия), Г. Лассуэлл (США). Например, К. Шмитт определяет политику через понятия "враг" и "друг": в политике "друзья" мобилизуются и борются против "врагов").

Стремление к власти является естественным и закономерным для любого субъекта политики, поскольку это дает возможность воздействовать на решение общественных проблем таким образом, чтобы реализовать свои групповые интересы. Политическая борьба неизбежна в силу различия интересов социальных групп и недостатка экономических, социальных, культурных и других ресурсов для их удовлетворения. Она проявляется на выборах в органы власти, в парламентских дебатах, в соревновании политических партий, в политической полемике в СМИ, на митингах, забастовках и т.д.; крайние формы борьбы включают применение физической и военной силы (революция, гражданская война, терроризм). В этой борьбе обычно побеждают небольшие, но сплоченные группы (элиты), добивающиеся различных привилегий путем захвата государственной власти или влияния на нее. Политика – это игра с нулевой суммой: выигрыш одних групп означает проигрыш других. Характер политического процесса напрямую зависит от остроты политического конфликта и соотношения сил на политической арене.

Эти точки зрения на политику и ее социальное предназначение взаимно дополняют друг друга. Суть политики, как считает французский политолог М. Дюверже, всегда амбивалентна; политика, как бог Янус, имеет два разных лица. Во все времена она была средством господства одних групп над другими и, одновременно, обеспечивала интеграцию общества и достижение общего блага. Соотношение этих функций политики находится в процессе постоянного изменения, однако обе, в той или иной степени, присутствуют во всех политических системах. Они выражают единство и взаимосвязь интегративного и дифференцирующего начал в политике. Политика возможна только в условиях конфликта интересов; если бы было полное согласие между людьми, то не было бы и необходимости в создании политических институтов, обеспечивающих разрешение социальных конфликтов в цивилизованной форме и регулирование отношений между людьми. С другой стороны, реализация интересов отдельных групп и сохранение их господства невозможны без наличия минимума согласия между субъектами политики. Политики нет в так называемом "естественном состоянии", где, по Гоббсу, идет "война всех против всех".

Таким образом, основными функциями политики являются: 1) поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка и 2) реализация индивидуальных и групповых интересов в процессе борьбы за власть и ее осуществление.

Другими важнейшими функциями политики, тесно связанными с предыдущими, являются: 3) руководящая функция (выработка целей и задач развития общества и мобилизация ресурсов для их реализации); 4) регулятивная функция (регулирование других сфер общественной жизни, контроль за их деятельностью); 5) коммуникационная функция (обеспечение взаимодействия между различными социальными группами и правил общения). Кроме них, в политической сфере реализуются и более специфические социальные функции, набор которых зависит от характера социальной системы (расширение территории проживания, правовое закрепление привилегий отдельных групп, защита прав человека, привлечение граждан к участию в принятии решений и др.).

О политике каждый из нас знает много. Мы знаем все о политике государства, своей компании и даже проводим свою политическую линию в семейных отношениях. А что такое политика? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Что означает «политика»

Слово политика пришло к нам с древнегреческого языка. Оно происходит от слова politike, которое переводится как общественные или государственные дела. Многие известные философы давали свое определение политики. Например, Платон считал, что политика – есть искусство управления всеми другими искусствами (судебное, ораторское, военное и т.д.) с целью улучшения жизни граждан. Макиавелли считал что политикой можно назвать знания о правильном и мудром правлении государством.

Что такое политика: современное определение

Политикой называется обще руководство для принятия решения и действия, которые облегчают достижения поставленной цели. Политика вырабатывает направления, по которым необходимо следовать, чтобы достигнуть цели. Помимо этого она объясняет, почему необходимо придерживаться этих направлений. Хотя политика направляет действия на выполнение поставленной задачи или достижение определенной цели, однако, при этом она оставляет свободу действия.

В чем суть политики

Понятие «политика» давно вошло в нашу речь и повседневную жизнь. Но разве стало оно от этого понятнее? Попробуем объяснить, в чем заключается суть политики:

  1. Политика создается государственными структурами и общественными движениями, поэтому она неразрывно связана с ними.
  2. Политика – это борьба за власть, пользование ею и удержание ее.
  3. Политику можно рассматривать как процедуру принятия решений в обществе, в котором нет полного единства. Эти решения могут удовлетворять интересы большой группы людей или наоборот, очень узкого круга лиц.
  4. Политику можно сравнить с одним из видов искусства. Ведь искусный политик всегда достигает цели с минимальными потерями, способен примерить враждующие стороны, учесть как долгосрочные, так и краткосрочные интересы своей партии, народа и государства. А все это не возможно, если политик не будет обладать глубокими знаниями, талантом, интуицией.

Чем занимается политика

Политика играет значительную роль в развитии любого общества. Рассмотрим подробнее, чем занимается политика в обществе:

  1. Обеспечивает стабильность и целостность общества.
  2. Обеспечивает эффективность и мобилизацию всех видов общественной деятельности.
  3. Регулирует и управляет общественными интересами.
  4. Обеспечивает социалистическую социализацию, путем втягивания индивидуума и целых групп населения в социальную жизнь.
  5. Создает права и свободы личности, а также является гарантом их соблюдения.

Что относится к политике

К политике можно отнести все то, что каким-либо образом связано с общественными движениями, политическими партиями и государственными структурами. Это можно объяснить тем, что именно все перечисленное и создает политику, а, следовательно, и неразрывно связано с ней. Любая проблема, если попадает в сферу внимания государства, общественного движения или партии сразу становится политической проблемой.

Что входит в политику

Политика представляет собой богатый и разнообразный мир, куда входят:

  1. Различные науки, т.к. политика неразрывно связана с ними.
  2. Цели, интересы и установки различных политических институтов и социальных групп.
  3. Механизмы согласования и регулирования интересов, которые предотвращают раскол общества.
  4. Непосредственное взаимодействие объектов и субъектов политики.

К элементам политики также можно отнести политические отношения, политическую власть, политическую организацию и культуру, политическое сознание, а также субъектов политики.

Что такое учетная политика

Учетной политикой называется документация, регламентирующая ведение налогового и бухгалтерского учета на предприятии или в организации, а также целый комплекс правил по отражению на счетах организации расходов и доходов, постановки на баланс имущества и составления отчетной документации.

Другими словами, учетную политику можно рассматривать как целую совокупность документов, облегчающих ведение бухгалтерского учета и снижающих налогообложение.

Грамотно разработанная учетная политика позволяет уменьшить законным способом налогообложение предприятия или организации.

Разрабатывается учетная политика главным бухгалтером, а утверждается руководителем организации, издающим о ее внедрении приказ.

политическое отношение управление общество

Политический интерес - это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Исходя из специфики природы политических потребностей и политического интереса последний представляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей.

Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.

Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по различным основаниям. Например: а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные;) б) по степени осознанности (стихийные или осознанные); в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические); г) по характеру субъекта интересов (национальные, государственные, партийные, классовые и т.д.); д) по возможности их осуществления (выполнимые и мнимые); е) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).

Политический интерес, являясь неотъемлемым свойством всех субъектов политики, в функционально-деятельном плане представляет их творчески преобразующее отношение к окружающей действительности. Он обнаруживает себя на всех уровнях активности субъекта (в процессе теоретического моделирования возможных действий, в конкретных практических действиях и т.д.). В целом политический интерес имеет ряд каналов реализации: 1) деятельность властных структур (представительной, исполнительной и президентской); 2) политическое влияние партий, организаций, союзов, церкви, средств массовой информации; 3) давление массовых политических сил (забастовочное движение, митинги). Реализация политического интереса предполагает осуществление двух присущих ему противоположных, но предполагающих одна другую тенденций: тенденции на политическое самоутверждение, выражающей устремленность носителя интереса к удовлетворению своих политических потребностей, и тенденции на историческое творчество, выражающей избирательную ориентированность субъекта на реализацию той или иной объективной возможности.

Эти две тенденции образуют диалектическое противоречие в реализации политического интереса. Их взаимное отрицание проявляется в том, что они не совпадают между собой, не тождественны друг другу, поскольку образуют два процесса, имеющих взаимно противоположные направления и результаты. Тенденция на историческое творчество производит изменение и преобразование условий жизни путем реализации содержащихся в них возможностей. Ее результатом является политически преобразованная среда. В противовес этому - тенденция к политическому самоутверждению направлена на воспроизведение и развитие самого субъекта путем потребления и использования им результатов политической деятельности. Результатом процесса политического самоутверждения является развитие самого субъекта - носителя политического интереса.

Реализация политического интереса невозможна без проявления политической активности его носителя. В политической активности отдельных личностей или социальных групп можно сконструировать следующую примерную шкалу интенсивности политических действий: 1) реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью собственной высокой активности; 2) участие в периодических действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение); 3) деятельность в политических и примыкающих к ним организациях; 4) выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или действующих против нее; 5) прямое действие; 6) активная (в том числе руководящая) деятельность во вне институциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы и добивающихся ее коренной перестройки и т.д. Исходя из предложенной шкалы интенсивности политических действий в политическом поведении классов, наций, социальных групп и слоев, отдельных личностей - можно выделить две основные формы реализации их политических интересов: политическое участие и политическая деятельность.

Политическое участие представляет собой действие или совокупность действий, являющихся ответной реакцией на политические события, процессы и т.д., с целью оказания влияния на позицию и деятельность субъектов политики. Оно включает в себя два типа участия.

Политическая деятельность представляет собой совокупность действий общественных групп по реализации своих политических интересов по поводу завоевания, использования и удержания власти.

В качестве вывода следует отметить.

1. Процесс осознания политических интересов непрерывен. На уровне обыденного осознания этот процесс происходит в форме выработки политических знаний, оценок, ориентаций, которые, в свою очередь, детерминируют практическую деятельность, социальную активность и гражданскую позицию.

Для реализации своих коренных интересов посредством государственной (политической) власти, определенные социальные группы создают свои политические партии.

2. Коренной политический интерес общества состоит в постоянном развитии демократии, в упрочении и расширении подлинного народовластия, самоуправления народа. В механизме действия демократии особое значение имеет учет, улавливание, выражение объективно обусловленных интересов социальных групп. Здесь многое зависит от методов выявления, координации и субординации этих интересов. Кроме того, необходимо систематическое выяснение, в какой мере общеполитические интересы воспринимаются гражданами как свои собственные, в какой степени они становятся источником поведения конкретных лиц и коллективов. Усложнение интересов, возрастание их многогранности в современных условиях, предполагает постоянное совершенствование и тех надстроечных структур, с помощью которых осуществляется учет и реализация политических интересов.

3. Политическое участие и политическую деятельность как формы реализации политических интересов можно, с полным основанием рассматривать в качестве критериев развития политической организации общества.

Гражданина в демократической политической системе отличает проявление интереса к политике, вовлеченность в политические дискуссии, участие в выборах, наличие определенных познаний в политике, компетентность, все, что необходимо для воздействия на правительственную деятельность. В целом эти качества можно суммировать как активность, вовлеченность, рациональность. В то же время эти качества присущи и гражданину в системе однопартийной диктатуры.

Одна из форм участия - это система представительной демократии, в которой представители народа осуществляют власть по его поручению. Еще одна форма участия граждан в системе власти - посредством референдумов, гражданских инициатив или отзыва депутатов.

Политические интересы

Политические отношения между людьми складываются под непосредственным воздействием их политических интересов. Однако, сложившись, политические отношения сами порождают разнообразные политические интересы субъектов. Содержание данных интересов прямо определяется содержанием реально существующих политических отношений. Поэтому можно ска­зать, что политические отношения людей проявляются как их политические интересы.

Анализ взаимодействия политических интересов людей, прежде всего классов, наций, политических партий, необходим потому, что дает возможность, с одной стороны, понять содержание политических интересов субъектов, вытекающих из со­держания их политических отношений, с другой стороны, оп­ределить направления изменения самих политических отноше­ний под воздействием вновь возникших политических интере­сов. А это помогает осмыслить направления изменения и раз­вития всей политической жизни общества, существующей на данный момент политической действительности, центральным звеном которой выступают политические отношения.

Политические интересы людей определяются объективными обстоятельствами их жизнедеятельности, их социальным поло­жением и местом в системе объективно существующих полити­ческих отношений. Можно, пожалуй, сказать, что политиче­ские интересы субъектов, будучи объективными проявлениями их политических отношений, сами даны объективно. Они предстают как нечто такое, что объективно полезно, выгодно тем или иным классам, социальным группам, национальным общностям и другим субъектам для упрочения их положения в сис­теме существующих политических отношений, прежде всего отношений политической власти, а также для более полного использования ими политических прав и свобод.

Понимаемая таким образом политическая выгода субъекта, составляющая содержание какого-то его политического интере­са, не является плодом сознания этого субъекта, а существует как момент его объективного отношения к реальной политиче­ской действительности. Она должна быть осознана субъектом, который до определенного момента может и не понимать, что ему политически выгодно, а что нет. Тем самым он может не понимать и того, что объективно соответствует его политиче­ским интересам, а что противоречит им.

Социология политических отношений, конечно же, ставит перед собой задачу обнаружить и исследовать объективно дан­ные политические интересы субъектов, т.е. то, что объективно значимо и выгодно для их политического самоутверждения в той или иной ситуации. Для нее также важно выяснить, на­сколько глубоко сами субъекты политических отношений осоз­нают свои объективные политические интересы и, следова­тельно, насколько их субъективная (по форме) политическая заинтересованность, которой они сознательно руководствуются в своей политической деятельности, соответствует их объективно данным политическим интересам.

В зависимости от этого сама эта субъективная заинтересованность может быть либо истинной, т.е. адекватной политиче­ским обстоятельствам деятельности субъектов, либо ложной, иллюзорной, а то и вовсе мифологической, что бывает не столь уж редко, - сегодня политические мифы становятся широко распространенным явлением массового сознания. Эти пробле­мы так или иначе исследуются на уровне теоретической и при­кладной социологии, а также в ходе конкретных социологиче­ских исследований.

В настоящее время проблема осознания подлинных полити­ческих интересов субъектов, в том числе осознания ими собственных политических интересов, стала одной из самых важных и развитии нашего общества. Не секрет, например, что реше­ние основополагающих вопросов развития экономики страны, социальной сферы общества и его духовной жизни прямо связано с развитием принципов демократии. Следовательно, в утверждении демократии как подлинного народовластия заклю­чается коренной политический интерес всего общества. Он дол­жен быть осознан и вроде бы осознается всеми членами обще­ства. На осознается он больше, так сказать, в общем плане.

Трудности начинаются тогда, когда пытаются определить, какие именно политические акции на деле развивают демокра­тию, каким слоям общества они в большей степени служат, не ущемляют ли они политические интересы других социальных групп или национальных общностей. В решении этих проблем исключена суть развития демократии. Но они-то нередко и являются наиболее трудными для понимания многих политиче­ских и государственных деятелей. Часто принимаемые на госу­дарственном уровне казалось бы полезные для развития обще­ства решения оказываются нереализованными либо обнаружи­вается, что они противоречат интересам тех или иных социаль­ных групп или национальных общностей, чего раньше понять не смогли.

В других случаях противоречия политических интересов различных социальных сил общества как бы изначально зало­жены в соответствующих политических акциях. Так, в свое время был подвергнут суровой критике со стороны рабочих и крестьянских масс России избирательный закон, по которому были проведены выборы народных депутатов РСФСР в мае 1990 г. В итоге среди депутатского корпуса представителей рабочих и крестьян оказалось менее 10%, зато более 90% составили представители интеллигенции.

Несомненно, что роль интеллигенции в развитии современного общества весьма значительна и постоянно возрастает. К тому же важно, чтобы высшие органы власти работали профессионально, а потому участие в них представителей интеллиген­ции и прежде всего юристов, с помощью которых обеспечивается профессиональный уровень работы этих органов, необходимо. И все-таки соотношение представителей основных социальных групп в высших законодательных органах страны додж но более или менее соответствовать социальному составу населения. Важно, чтобы социальные группы общества имели в законодательном органе страны своих представителей, которые отстаивали бы их интересы. В настоящее время этот вопрос сохраняет свою актуальность. Он затрагивает политические и иные интересы всех слоев общества, всех его социальных групп и национальных общностей.

Не снимается с повестки дня и проблема социальной при­роды государственной власти. Каждая социальная группа обще­ства вправе претендовать на свое более широкое представи­тельство в органах государственной власти, чтобы более полно реализовать свои «кровные» политические, социально-эконо­мические и другие интересы, которые далеко не всегда в со­стоянии понять и, так сказать, принять близко к сердцу пред­ставители других социальных групп. Кстати, рабочие и кресть­яне, так же как и определенные группы интеллигенции и пред­принимателей, не отказываются от помощи тех же специали­стов-правоведов. Но наряду с этим они желают иметь своих представителей на всех уровнях государственной власти. Види­мо, это было бы более полным и последовательным осуществ­лением демократии.



Сложная гамма политических интересов порождается на­циональными отношениями. Они связаны прежде всего с госу­дарственным устройством многонационального общества, на­хождением оптимальных форм государственного правления решением проблем экономических взаимоотношений наций (в данном случае их экономические и политические интересы органически взаимосвязаны), а также проблем развития их культур, самобытности, территориальной целостности и т.д. Эти интересы должны быть правильно осознаны самими на­шими и реализованы на государственном уровне таким образом, чтобы не ущемлялись интересы ни одной из них.

Отсюда проблема гармонического сочетания интересов разных наций как важнейший принцип межнациональных отно­шений. Сегодня эта проблема стоит в ряду основных в развитии нашего общества. Здесь не должно быть места ни велико-державному шовинизму, ни узкокорыстному национализму или национальному эгоизму каких-либо наций. Коль скоро нации в силу географических и исторических условий связаны многими узами, они должны найти приемлемые для себя формы поли­тического, экономического и культурного сотрудничества. В этом заключаются их общие коренные интересы, отвечающие интересам развития каждой из них. Политические же интересы данных этносов состоят в том, чтобы установить такое сотруд­ничество на государственном уровне. Осознание данных инте­ресов даже в самом общем плане служит хорошей основой для решения конкретных проблем межнациональных отношений во всех областях общественной жизни. Но далее неизбежно воз­никает задача осознать более детально, какие именно полити­ческие акции будут способствовать межнациональному сотруд­ничеству, а какие - противоречить ему, чтобы увереннее осу­ществлять первые и по возможности не допускать вторых.

Касаются ли политические интересы борьбы определенных социальных групп за политическую власть или решения проблем межнациональных отношений, всегда возникает пробле­ма: насколько глубоко осознаны эти политические интересы и насколько верно выбраны пути и способы их реализации. Это относится к коренным политическим интересам людей, реализа­ция которых обеспечивает осуществление основополагающих условий их политического самоутверждения в обществе, а так­же к их текущий повседневным политическим интересам, на­правленным на участие в каких-то, возможно, менее значимых политических акциях с целью решения сравнительно частных вопросов, относящихся, скажем, к области гражданских прав и свобод.

В конечном счете коренные политические интересы людей прямо или косвенно связаны с их текущими интересами, проявляются через них, направлены на создание условий их осу­ществления. В свою очередь текущие политические интересы, направленные на осуществление каждодневных политических прав и свобод, реализуют в той или иной степени и коренные политические интересы.

Исходным пунктом политической активности людей являются соответствующие потребности. При этом политические потребности имеют изначально не столько индивидуальный, сколько групповой, общественный характер. Они порождаются, во-первых, необходимостью организации (регуляции) совместных действий людей для обеспечения материальных основ жизнедеятельности, а во-вторых, функционированием самих политических институтов. С развитием же политической сферы все больший вес приобретают и индивидуальные политические потребности - в защите своих прав и свобод, личного достоинства, имущества и пр.

Однако потребности сами по себе в состоянии лишь «включить» поисковую активность человека, в которой должны быть найдены конкретные пути, средства, а значит, и способы удовлетворения потребностей (для каждой потребности существует множество способов ее удовлетворения.) Если найден способ удовлетворения потребности, это значит, что у человека сформировался некий «интерес».

Интерес вообще - это направленность человека (или социальной группы) на осуществление определенной цели, удовлетворяющей какие-то потребности.

Интерес политический - это направленность социальной группы или индивида на завоевание подобающих им позиций в системе политической власти. Способами достижения такой цели выступают различные формы участия в политической деятельности государства, политических партий, общественных организаций и т.д.

Политический интерес - феномен по преимуществу объективный, так как обусловливается он независимыми от сознания людей характеристиками социальных групп - их размерами, местом в системе общественного разделения труда, средой обитания, наличием конкурирующих групп и пр. Однако объективность политического интереса вовсе не равнозначна его очевидности. Иначе говоря, чтобы превратиться в актуальный мотив политической деятельности, интерес должен быть осознан. А это уже - область человеческой субъективности, где возможны различные осложнения.

Например, нередко возникают ситуации, когда политический интерес какой-нибудь группы истолковывается ею неадекватно. В смутные времена социально-экономических кризисов какая-либо национальная группа частенько соблазняется возможностью обвинить во всех мыслимых грехах другую этносоциальную категорию людей, тем самым пытаясь вытолкнуть ее из сферы политической конкуренции и повысить свой собственный политический вес. (Так, в политически неустойчивых режимах периодически оживляются антисемитизм, ксенофобия, национальный или региональный сепаратизм и пр.).

Нередки также случаи завышенных ожиданий от реализации политических интересов в конкретной форме. Когда, к примеру, от установления демократии ждут немедленного повышения материального благополучия, решения экологических и вообще чуть ли не всех социальных проблем. А если этого не происходит, то демократические ценности объявляются мнимыми и начинается поиск другой формы выражения политических интересов - через авторитаризм, прошлые политические традиции и т.п. А ведь демократия - это «всего лишь» способ политической организации общества, и ничего более. Связь между демократическим политическим режимом и процветающей экономикой носит далеко не однозначный характер.

Так что политический интерес может быть неадекватно, и даже ложно понятым. А по возможности избежать таких ситуаций помогает только разнообразие и конкуренция таких политических институтов, как идеологии, партии, движения. Внося в политический процесс элементы состязательности, а следовательно, и критичности, дискуссионности, они могут способствовать установлению реальных истоков и значимости любых политических интересов.

Типология политических интересов может быть выстроена по разным основаниям. Если выделить субъектов, носителей интересов, то придется различать личностные , групповые, корпоративные, классовые и национальные политические интересы. Если иметь в виду степень их проявленности, то речь следует вести о стихийных и осознанных интересах. Рассматривая политику как наднациональный феномен, можно выделить внутриполитические, внешнеполитические и глобальные или геополитические интересы национальногосударственных общностей.

Мир политических интересов многообразен и противоречив. Ведь политика по сути своей - это и есть способ согласования интересов различных социальных групп и индивидов разными средствами. При этом реализованный (например, получением доступа к власти) политический интерес какой-либо группы не угасает, а постоянно возобновляется, пока существует сама группа, испытывает постоянное давление интересов других групп, в том числе и вновь образующихся в процессе эволюции социально-экономической структуры общества.

В динамике современных политических интересов, как отмечают многие политологи, проявляются две противоположные тенденции. Первая из них, более традиционная, выражается в укрупнении, агрегировании политических интересов двумя-тремя ведущими политическими силами. Не имея возможности в одиночку пробиться к власти, относительно небольшие группы интересов почитают за благо поддержать одну из мощных политических группировок, располагающих реальной властью. В конечном итоге это приводит к формированию достаточно устойчивых и стабильных, как правило, двухпартийных политических систем (США, Великобритания).

В то же время в современной политической реальности явственно проступает и другая, противоположно направленная тенденция диверсификации политических интересов, т.е. нарастания их многообразия и, как следствие, увеличения точек их пересечения. Постепенное размывание традиционного «праволевого» спектра политического соперничества, связанного с идеей открытой классовой борьбы, вызвано как «разрыхлением» прежней жесткой социальноклассовой структуры, так и феноменом «неоднородности сфер жизни». Последнее означает, что все чаще люди оказываются в ситуациях, когда определенные общие интересы в одной из сфер жизни

(заинтересованность в сохранении окружающей среды, например) могут вполне мирно уживаться с различием интересов в других «сферах» (в том, что касается распределения материальных благ, допустим). Люди уже не считают себя «принадлежащими» к какой- то конкретной социально-политической группе, но меняют свою «ориентацию» в зависимости от того, какая из многих проблем кажется им на сегодняшний день наиболее важной. Так появляется множество специфических интересов и образующихся вокруг них политических движений, которые создают немыслимые ранее «пестроту» и неоднородность политической жизни.

В целом же роль политических интересов в общем политическом процессе заключается: (1) в том, что в них происходит осознание и выражение политических потребностей общества; (2) именно они определяют конкретную направленность политической активности социальных групп и индивидов; (3) осознание политических интересов вызывает к жизни многочисленные политические ценности, идеологии, теории, обыденные взгляды, настроения, ожидания и т.п.

Реализуются же политические интересы в конкретной политической деятельности людей, что составляет другой важнейший компонент политического процесса.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы