Про деток, от рождения до школы

Многие родители отмечают, что их дети могут с трудом сосредоточиться на одном предмете. В таких случаях психологи и педагоги советуют сразу принимать меры. Неумение концентрировать внимание влечет за собой отставание по предметам в школе. Если ребенок не может сосредоточиться, то ему трудно усваивать новые понятия. Это является большой помехой в развитии. Рекомендации специалистов помогут вам преодолеть проблему.

Способность к сосредоточению - что это такое

Это понятие подразумевает длительную концентрацию внимания на определенном объекте. Намеренное сосредоточение - это сложная задача, справиться с которой иной раз не могут и взрослые люди. Что касается детей, то им полностью сконцентрироваться на одном предмете еще труднее. Однако это качество просто необходимо для успешного обучения, поэтому его надо обязательно развивать.

Если вашему ребенку 5 лет, то он должен уметь фиксировать внимание на объекте около 8 минут. Некоторые дети в этом возрасте способны концентрироваться в течение 20 минут. Чтобы узнать этот показатель для ребенка постарше, надо умножить каждый год на 5 минут. Но многое зависит от конкретной ситуации и от особенностей характера ребенка.

Факторы, которые влияют на способность к сосредоточению:

Наличие большого интереса к предмету;
наличие помех;
время дня;

Если ребенку не интересно, то его внимание будет «прыгать» с одного предмета на другой. Это приводит к отставанию в учебе и потере времени. Любой школьник предпочтет посмотреть интересную передачу по телевизору, нежели читать скучный учебник.

Основные причины отсутствия сосредоточения

1. Понаблюдав за ребенком, вы сможете убедиться, что в процессе занятия интересным делом, он концентрирует свое внимание довольно долго. Увлекшись, дети забывают про обед, прогулку и другие дела. Однако если речь идет об рутинных уроках, то они сосредоточиться не могут. В этом заключается главная причина отсутствия внимания. Если ребенок не видит пользы для себя в определенном занятии, то у него отсутствуют стимулы. В этом случае родителям надо создать эти стимулы. Проанализируйте ситуацию и придумайте веский повод, который сможет «подстегнуть» детский интерес. Если ребенок еще маленький, то любое обучение лучше превратить в увлекательную игру. Тогда он и сам не заметит, что урок стал для него интересным. Обучая малыша грамоте, вы можете писать буквы не в тетради, а на асфальте или на доске. Буквы можно лепить из тесла или пластилина, рисовать их мелками, красками и др. Маленьких детей не привлекают прописи. Но они сразу увлекаются написанием букв во время игр и прогулок.

2. Если ребенок плохо себя чувствует, то он не сможет концентрировать свое внимание на занятии. В результате усталости, физического недомогания или переутомления работоспособность значительно снижается. Поэтому важной задачей родителей является создание оптимального графика обучения. У ребенка не должно быть перегрузки. Если вы заметили, что малыш устал, ему надо сделать перерыв. Занимаясь дома, необходимо делать паузы по 10 минут между занятиями. Пусть в это время ребенок сделает физические упражнения. Однако слишком большая активность приводит к тому, что дети долго успокаиваются после паузы. Этого тоже надо избегать.

3. Если ребенок чем-то расстроен, то он тоже не сможет заниматься. Обиженный или огорченный человек постоянно прокручивает в голове ситуацию. Освободиться от негатива поможет разговор по душам. Помогите ребенку выплеснуть скопившуюся обиду или раздражение. Только после этого он придет в себя и будет готов к сосредоточению. Очень часто маленькие дети не могут заниматься, когда ждут каких-то приятных событий. Если вы пообещали сводить его в цирк или зоопарк, он наверняка фантазирует. В этом случае психологи советуют проиграть сцену. Пусть он представит желаемое и расскажет вам об этом. Это поможет ребенку выплеснуть эмоции. Далее он будет готов к продуктивным занятиям.

1. Сосредоточьтесь на учебе, сделайте получение образования приоритетной деятельностью в своей жизни.

Одной из уникальных особенностей мозга является то, что его энергию можно легко концентрировать на том, что кажется человеку важным. Если все ваши действия будут руководствоваться приоритетом обучения, тогда и концентрации внимания вы добьетесь намного легче, так как мозг привлечет его к обучению автоматически, Ваше будущее зависит от знаний и умений, приобретенных в студенчестве. Только вы выигрываете от полученного вами образования. Поэтому предоставьте приоритет образованию в своей жизни, составив перечень преимуществ, которые оно несет, и хорошо их запомнив.

Самое важное преимущество в том, что образование делает полноценными все стороны жизни: духовную, финансовую, карьерную, а также личную, связанную со здоровьем и любовью.

2. Избавьтесь от внешних раздражителей, которые мешают концентрации внимания.

Мозг создан таким образом, чтобы обрабатывать всю информацию, которая достигает органов чувств. Благодаря этому мы узнаем о возможной опасности.

Не вините себя в том, что отвлекаетесь на окружающие вас обстоятельства и не можете сконцентрировать внимание на учебе, а просто постарайтесь удалить все то, что вам мешает. Вот что можно для этого сделать.

Обратитесь с просьбой к семье помочь вам сконцентрироваться на учебе.
+ Попросите их отключить (или приглушить) источники шума (телевизор, радио и т. д.) во время ваших занятий.
+ Если звук все равно вам мешает, воспользуйтесь берушами или наушниками. Естественно, в последних не должна звучать музыка!
+ Храните книги и другие интересующие вас вещи вне своей комнаты.
+ Отключите мобильный телефон и закройте дверь своей комнаты.

3. Избавьтесь от злейших врагов концентрации внимания - посторонних мыслей. После того как вы закрыли двери, выключили телевизор и радио и вставили в уши беруши, внутри вашего мозга зарождаются другие раздражители - мысли.

Даже открыв книгу и уставившись в нее, вы ловите себя на том, что думаете совсем о других вещах! Совершенно естественно, что у вас в голове роятся разные мысли. Это явление свойственно всем людям.

Как решить эту проблему? Ясно одно: бороться с мыслями не стоит. Когда вы начинаете борьбу с мыслью, вы передаете ей больше энергии и она становится более назойливой.

Вместо сопротивления просто заявите:

Следующие 2 часа я буду думать только о занятиях по химии, а об остальном я подумаю позже!

Повторяя эту установку, вы постепенно сможете сосредоточиться на занятиях. Сначала назойливые мысли не захотят вас покидать. А вы просто не обращайте на них внимания и продолжайте занятия. Тогда они перестанут докучать вам и требовать вашего внимания!

4. Используйте простые приемы для концентрации внимания в классе или дома и изучайте большой объем материала с малыми усилиями.

Сядьте удобно на время занятий.
+ Делайте глубокий вдох каждые 10 минут.
+ Мысленно задавайте вопросы по теме, пока слушаете лекцию или изучаете материал, чтобы привлечь внимание мозга к теме занятия.

Вопросы по ходу занятия заставляют быть бдительным. Это объясняется особенностью мозга: в тот момент, когда он слышит вопрос, он вступает в стадию поиска и остается в ней, пока не найдет ответа или вы не зададите следующий вопрос.

В тот момент, когда вы задаете вопрос и концентрируете свое внимание на все 100 % на изучаемом материале, посторонние мысли покидают вас. К тому же, какой бы предмет вы ни изучали, вы будете лучше понимать его. Продолжайте задавать вопросы в течение 3-4 недель, и у вас появится привычка концентрировать все свое внимание всякий раз, когда захотите.

5. Подзаряжайте свой организм энергией: перед началом занятий и в перерывах делайте 3-4 глубокие вдоха и разминайте тело.

Ваш организм состоит из триллионов живых клеток. Им необходим постоянный объем питательных веществ и частый отдых, чтобы они могли лучше функционировать и эффективно служить вам.

Необходимые питательные вещества по организму поставляются посредством правильной циркуляции крови.

Когда вы меняете свое положение или ослабляете напряжение, клетки получают время на отдых и слегка подзаряжаются энергией.

Это очень существенно, иначе даже самые простые занятия могут оказаться сложной работой для вас. Вот что нужно делать в помощь организму.

Потянитесь подобно кошке. Потягивания расслабляют тело, улучшают циркуляцию крови и уменьшают нагрузку на мозг.
+ Сделайте 3-4 медленных глубоких вдоха перед началом занятий и после них, чтобы обеспечить мозг кислородом.
+ Находясь в классе или дома, сидите удобно, чтобы ни одна часть вашего тела не чувствовала напряжения.

6. Пользуйтесь специфическими утверждениями, помогающими концентрировать внимание на долгий срок.

Можно сконцентрировать внимание на изучении темы и долго оставаться в сосредоточенном состоянии с помощью следующих специфических утверждений. + «Я могу сосредоточиться по желанию. Мне нравится заниматься чем-нибудь одним». + «Учеба является моим приоритетным занятием.

Потому что занятия помогут мне приобрести важные знания для начала моей карьеры».

+ «Следующие два часа я собираюсь сосредоточиться на изучении физики (или другого предмета). Я люблю физику. Она полезна и интересна».

Каждое утверждение нацелено на позитивные мысли, которые автоматически усиливают силу внимания и заставляют вас думать и поступать подобно прекрасно успевающему студенту! Пусть это станет вашей привычкой. А для этого повторяйте все утверждения по 3 раза перед началом занятий.

7. Уделяйте пристальное внимание каждому виду деятельности, даже приему пищи или просмотру телесериалов!

Как и любое умение, концентрация внимания развивается в результате практики.

Хотите - верьте, хотите - нет, но вы уже умеете концентрироваться на 100 %.

Удивлены? А о чем вы думаете, когда смотрите смешной телесериал, следите за жестокой схваткой героя и злодея в компьютерной игре или читаете приключенческую книгу? Да, в таких ситуациях вы настолько сильно сосредоточены, что не думаете ни о чем другом. Это как раз и есть 100 %-ная концентрация внимания. Итак, доказано, что вы уже обладаете способностью полностью концентрировать свое внимание в определенных условиях.

Теперь вам просто придется перенести это умение в другие обстоятельства - на лекцию в классе, на занятия дома, на следование за ходом разговора и т. д.

Фактически его можно использовать ежедневно в качестве тренировки. Например, когда ваш друг начнет вам что-то рассказывать, мысленно скажите себе: «Я полностью сконцентрируюсь на том, что говорит друг». А потом изо всех сил постарайтесь не пропустить ни единого слова.

8. Тренируйте умение задерживаться только на одном занятии в отведенное время.

Это простой и в то же время действенный метод усиления внимания. С его помощью вы сможете натренироваться делать то, чего хотите вы, и концентрироваться на этом долгое время.

Развив в себе такую способность, вы обретете полезную привычку. Вы представляете себе ее силу? Все прекрасные вещи вокруг вас являются результатом сфокусированного сознания каких-то людей. Вы тоже можете выработать в себе такую способность, натренировав свое сознание.

Вот два простых упражнения для тренировки.

Слушайте звучание музыкальных инструментов. Сидите тихо и закройте глаза. Представьте, что вы слушаете скрипку, флейту или другой музыкальный инструмент. Выбирайте только один инструмент в отведенное время и представляйте его звучание в течение двух минут. Затем выбирайте другой инструмент. Устно выполняйте математические действия. Закройте глаза и устно умножайте числа. Начните с двухзначных, а потом перейдите к более сложным числам.

9. Никогда не говорите, что вы не можете сконцентрироваться, - это укрепляет вашу неспособность сосредотачивать внимание. Вместо этого говорите: «Я могу концентрировать внимание на любом предмете и на любой срок».

Повторяющиеся мысли и действия становятся привычкой. Многие из нас неоднократно доставляли удовольствие следующим негативным мыслям.

+ «Я не могу полностью сосредоточиться».
+ «Требуются годы практики, чтобы научиться полностью концентрировать внимание хотя бы на минуту» Повторение таких мыслей создает уверенность в том, что научиться вниманию очень сложно. Но вы же знаете, что практика и тренировка способны улучшить любую способность.

Вот ещё один способ для быстрого улучшения внимания. Когда бы вы ни почувствовали, что концентрируете внимание лучше, сразу же закрепите свое умение следующими утверждениями.

+ «Мое умение концентрировать внимание улучшается».
+ «Изо дня в день я могу лучше и дольше удерживать внимание».

10. Развивайте привычку заниматься по расписанию, чтобы лучше концентрировать внимание.

Занимаясь по расписанию, вы чувствуете себя спокойно и уверенно в отношении того, что успеете весь материал пройти до экзаменов. А ощущение спокойствия помогает лучшей концентрации внимания во время занятий, потому что отсутствует напряжение.

Пусть это станет вашей политикой - заниматься по расписанию. Возможно, вы уже пользуетесь некоторым подобием расписания. Составив расписание, пользуйтесь им регулярно, чтобы извлечь все следующие выгоды.

Концентрация внимания во время занятий.
+ Жизнь без стрессов.
+ Достаточное количество времени для развития навыков, которые необходимы для лучшей жизни.

Эта привычка ценится на вес золота.

«Сосредоточься на том, что ты делаешь!», «Сколько раз тебе это повторять?» - родители говорят эти фразы своим детям миллионы раз. В конце концов, начинают думать, что с их ребенком, возможно, не все в порядке. Сомнения набирают силу, когда взрослые видят, что сверстники их малыша лучше справляются с поставленными заданиями, поскольку в состоянии на них сосредоточиться. Давайте поговорим о внимании и о его нарушениях. Когда ребенок должен сосредоточиться на задаче и насколько долго? Что должно вызывать беспокойство и что вообще с этим делать?

О концентрации внимания.

Концентрация внимания - это умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на другие раздражители. До 5-го года жизни внимание ребенка носит непроизвольный характер, о чем прекрасно знают все родители. Малыш концентрируется на том, что для него является новым, громким, привлекательным. Много задач оставляет незаконченными, о многом ему нужно постоянно напоминать: «Ты оделся?», «Я просила, чтобы ты почистил зубы». Типичное поведение, которое показывает, как пойти в комнату за пеленками для младшего брата (по просьбе мамы) и «потеряться» по пути, отвлекшись на совершенно другие действия.

При правильном развитии ребенка изменения в сфере навыков концентрации внимания происходят между 5 и 7 годами жизни. Малыш уже способен сосредоточить внимание на времени, которое позволяет ему выполнять поставленные задачи, ему не нужно неоднократно напоминать, что он должен что-то делать, все чаще и чаще может сосредоточиться на двух действиях одновременно, не оставляя ни одного из них (например, смотрит сказку и надевает тапочки).

К сожалению, у многих детей эти изменения не происходят или происходят в очень медленном темпе. Тогда можно говорить о расстройствах концентрации внимания. Эта проблема является серьезной, поскольку сулит неудачи в период обучения в школе.

Нарушения концентрации внимания у ребенка: активно-импульсивный и пассивный типы.

Нарушения концентрации внимания у ребенка можно разделить на два типа. Первый из них - это тип активно-импульсивный. Ребенок отвлекается очень легко из-за внешних раздражителей. Эти дети очень нетерпеливые, работают быстро, грубо, постоянно подвергаясь при этом разочарованию. Часто мешают в группе, дразнят других детей. Кажется, что у них слишком много энергии, что не дает сосредоточиться. И хотя они очень сильно переживают свои неудачи (плачут, ругаются, оскорбляют), это не меняет их поведение.

Второй тип - это дети, которые, кажутся «мечтательными». У них пассивный вид. Это малыши, которые часто задумываются при выполнении задания, что мешает им его закончить. Сложные и самостоятельные задачи вызывают у них уныние. Часто задумываются, забывают что-то, им не хватает мобилизации и активности в принятии решений.

Например - шнуровка обуви. Ребенок из первой группы сделает это быстро, плохо и будет не доволен результатом. Ребенок из другой группы будет завязывать шнурки очень долго и, в конечном счете, не выполнит задание. Оба могут иметь проблемы в школе из-за нарушения концентрации внимания.

Как распознать нарушение концентрации внимания?

Ответьте себе на несколько вопросов:

1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?

2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?

3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?

4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?

5) Если ребенок работает быстро, неопрятно - у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?

6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?

Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.

Как тренировать концентрацию внимания у детей?

Требовать внимания.

Не разрешать ребенку отвлекаться. Пример - если малыш начинает рассказывать о том, что с ним происходило в детском саду, прервите его, сказав: «Сначала закончим одно дело. Наденем туфли, а потом ты мне расскажешь». Создайте правило, например: «Сначала нужно закончить то, что начали», которое вы будете часто повторять. Реагируйте всегда в ситуациях, в которых малыш отвлекается, например, когда начинает играть во время еды.

Слушайте внимательно.

Внимательно слушайте, что ребенок говорит, и задавайте ему различные вопросы. Если вы спросите, что было в детском саду на обед, а он говорит: «Не знаю» и меняет тему на «А сегодня на танцах...» - то мягко верните малыша к теме обеда.

Будьте точными и не делайте поблажек.

Распространенной ошибкой родителей является хвалить ребенка за любую работу. Ваш ребенок уже не совсем маленький и прекрасно знает, что его книжка должна лежать по-другому. Кроме того, если вы хвалите, а тетя в детском саду говорит: «Ты делаешь не так. Когда раскрашиваешь, то не выходи за эту линию», то ребенок теряется. Учитесь точности, скажите, например: «Я знаю, что ты старался, но посмотри - здесь есть пропущенные места. Давай попробуем закончить вместе, чтобы было все правильно».

Много практикуйтесь.

На рынке много разного рода книг для тренировки концентрации внимания. Книги на тему «найдите пять отличий» должны навсегда поселиться в вашем доме. Занимайтесь с ребенком и не позволяйте «Это мы оставим на потом, потому что скучно и сложно». Если через несколько месяцев эти действия не принесут результата, стоит обратиться с ребенком к психологу. Лучше всего еще до того, как начнет учиться в школе.

Доброе утро. Светлана, ваш сын-это продукт и результат вашего семейного воспитания, который вам не нравится в выполнении домашнего задания)). Светлана, позвольте дать вам несколько рекомендаций, опираясь на обширный опыт дестко-родительской психотерапии. Вам, как минимум, необходимо:
1. Найти причины поведения ребенка при выполнении домашнего задания. Например, если бы у мальчика были проблемы с концентрацией внимания, то у ребенка сразу возникли были серьезные проблемы в обучении, а о них вы ничего не написали. Следовательно, проблема в другом.
2. Для того, чтобы исключить проблему переутомления в школе, выработайте новый ритуал выполнения домашнего задания, например: ребенок после школы должен поесть, отдохнуть (сменить вид деятельности) поиграть, погулять или поспать (не более 20 минут) и т.д.
3. Обратить на важный сигнал, который подает вам -родителям, ваш ребенок, а именно, отсутствие у него внешкольных интересов, увлечений и хобби. Вы не описали ни одного внешкольного увлечения ребенка, и ни того, как вы проводите семейный досуг (например, хотите всей семьей на каток и т.д.). Наличие у ребенка внешкольных интересов, хобби и увлечений позволяет ребенку включать самомотивацию, самодисциплину, ответственность и т.д., то есть тех личностных качеств, от отсутствия которых вы -родители, очень страдаете.
4. Приступить к формированию у ребенка таких новых, важных, личностных качеств, как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, упорство и настойчивость, познавательный интерес и др. Согласитесь, несправедливо требовать от сына того, чему вы его сами не научили.
5. Сменить привычные модели поведения и методы взаимодействия с ребенком, в том числе и во время, выполнения домашних заданий, например: учитесь договариваться с ребенком, вспомните про чувство юмора и самоиронии - это позволит вам, как минимум, не драматизировать ситуацию с выполнением домашних заданий, легко решать возникающие вопросы и т.д.
6. Ввести, для ребенка, при выполнении домашних заданий познавательные мотивы учебной деятельности, например, используйте элементы мотивации из известных, достаточно интересных и эффективных, технологий обучения, например, метода проектов и т.д.
7. Для того, чтобы не гадать о причине, покажите ребенка еще раз профессиональному детскому психологу, хотя бы в режиме онлайн, который после одной беседы с вами и с ребенком:
*определит первопричину вашей проблемы;
*определить грамотную стратегию психологической помощи ребенку,
*даст вам, родителям, конкретные рекомендации по взаимодействию с ребенком в решении проблемы, некоторые из которых описаны выше,
*и никогда не скажет вам "у вас замечательный ребенок, чего вы хотите "
Мудрости вам.
Р.S. Уважаемый клиент, наши эксперты потратили свое время и свои профессиональные знания, чтобы ответить на ваш вопрос. Пожалуйста, проявите свою воспитанность: выберите лучший ответ и отметьте ответы остальных экспертов

В каждой семье бывают конфликты, ссоры и кризисные ситуации, и вызывают их, как правило, одни и те же причины. Когда речь заходит об уроках и учебе, проблемы чаще всего возникают однотипные. В этой главе мы расскажем, как правильно действовать в характерных трудных ситуациях и быстро улаживать конфликты. Конечно, не со всеми проблемами можно справиться с помощью этих советов. Иногда целесообразно воспользоваться профессиональной помощью.

Что делать, если ребенок…

…копается?

Прежде чем ругать ребенка за то, что он никак не садится за уроки, подумайте, нет ли на то веской причины. Взаимное непонимание только усиливает раздражение. Если вы испортите ссорой настроение своему ребенку до того, как он сядет за уроки, у него будет еще меньше желания их делать. Постарайтесь по возможности спокойно убедить ребенка заняться домашним заданием.

Вы уже много раз просили ребенка сесть за уроки, а он все еще играет со своими машинками или куклами? Не дайте вспыхнуть конфликту. Спокойно напомните ребенку, что время, отведенное на уроки, уже пошло и что он может поиграть позднее, это станет его наградой за труд. Можете рассказать, как вы сами себя убеждаете, когда нужно собраться с духом и сделать что-то неприятное, например погладить белье. Если ребенок будет каждый день садиться за уроки в одно и то же время, это поможет вам избежать ссор на эту тему.

Если вы видите, что ребенок отвлекается и мечтает за работой, попробуйте выяснить, в чем причина. Возможно, ему нужен был перерыв перед тем, как приступить к урокам, чтобы успокоиться или расслабиться. Тогда вам следует обсудить вместе с ребенком, правильное ли вы выбрали время для выполнения домашних заданий, может, его стоит передвинуть. Попробуйте изменить время выполнения уроков.

Другой причиной невнимательности ребенка может быть чрезмерный объем заданий. Возможно, ребенок не знает, с чего начать, потому что упражнений слишком много. В этом случае поможет план занятий.

Если ребенок часто отвлекается за уроками, нужно поработать над его самоконтролем. Предложите ему записать на листке все посторонние мысли, которые приходят ему в голову, пока он занимается. Скорее всего, в списке будет немало важных дел, о которых ребенок боится забыть. Когда все они записаны на бумаге, они уже не кажутся такими срочными, их вполне можно сделать позднее. Ребенку будет проще сосредоточиться на задании, которое он выполняет в данный момент.

Детям младшего школьного возраста помогут сосредоточиться будильник или песочные часы. Решите вместе с ребенком, сколько минут у него должно занять выполнение задания, договоритесь, что он не будет торопиться и постарается сделать все как следует. Если время вышло, учебник закрываем, это железное правило. Если ребенок отвлекался и не успел доделать задание, то придется идти в школу так. Замечание учителя действует зачастую намного эффективнее, чем вечное родительское нытье.

… не может сосредоточиться?

Причины могут быть разные. Может быть, ребенку нужно отдохнуть, подышать свежим воздухом, успокоиться или выпить воды. Недостаток сна тоже снижает внимание. Слишком долгий просмотр телевизионных программ нагружает мозг ребенка избыточной информацией, и это также мешает ему сосредоточиться на уроках. Ограничивайте время просмотра телепередач и игр за компьютером.

С рабочего стола необходимо убрать все, что может отвлекать ребенка — чем легче он отвлекается, тем меньше лишних вещей должно быть на столе. Чтобы усилить концентрацию во время чтения, педагоги рекомендуют вырезать из бумаги «смотровое окно», через которое видны только нужные строчки.

Пересмотрите и свое собственное поведение. Возможно, вы сами отвлекаете ребенка комментариями или ценными, на ваш взгляд, советами. Или нарушаете его мыслительный процесс, предлагая свою помощь. Займитесь чем-нибудь другим, пока ребенок делает уроки, и вмешивайтесь только в том случае, если он действительно дальше не может справиться сам.

…чувствует себя перегруженным и не знает с чего начать?

Это чувство парализует, но сдаваться и прятать голову в песок — не выход из положения. Помогите ребенку. Прежде всего ему необходимо почувствовать, что он может справиться с ситуацией. Для начала путь восхождения на большую гору нужно разбить на небольшие этапы. Вместе составьте план, по которому ребенок будет действовать.

Он должен быть максимально конкретным. Пусть ребенок работает по списку и вычеркивает пункт за пунктом.

Возможно, ребенок медлит еще и потому, что он неверно понял задание и не понимает, что от него требуется. Тогда вам следует поработать «переводчиком» и объяснить ребенку, что он должен сделать.

Важно, чтобы ребенок отдыхал между заданиями. Перед перерывом он должен подумать, с чего потом снова начнет работу, и все для этого приготовить — тогда возвращение к занятиям не будет трудным.

Если ребенок постоянно чувствует себя перегруженным, пора бить тревогу. Может быть, у него накопились большие пробелы в знаниях по основным предметам? Эту проблему необходимо решить. Обсудите ее с учителем.

… не знает, что ему задано?

Не спешите хвататься за телефон и обзванивать одноклассников своего отпрыска, подумайте, кто отвечает за то, чтобы домашние задания были записаны в дневник? Спросите его, почему он отнесся к своей обязанности невнимательно. Он болтал с соседом по парте, записал только половину, смотрел в окно, думал о чем-то другом? После этого пусть он сам попробует решить проблему.

Если такая небрежность повторяется регулярно, примите меры. Заведите специальную тетрадь для записи домашних заданий. В крайнем случае вы можете попросить учителей какое-то время проверять, все ли правильно записал ребенок, и вы также будете просматривать тетрадь для домашних заданий и следить, чтобы задания были записаны по всем предметам. Строгий контроль можно снять, когда ребенок станет достаточно ответственным и обязательным.

…упрямится и не хочет учиться?

Ребенок рвет тетрадь в клочки и кричит: «Биология — мрак! Я ее не понимаю!», раскидывает ручки или пинает стул? Если вы в ответ тоже повысите голос и закричите, мало чего добьетесь. Утешать ребенка в приступе ярости также бесполезно — раздражение может даже усилиться. Возьмите себя в руки, чтобы не накалять ситуацию еще больше. Угроза наказания приведет лишь к усилению агрессии. Ребенок должен сам справиться со своими чувствами, вы же можете лишь молча показать ему, что понимаете его гнев и сочувствуете. Если ему не удается успокоиться, попробуйте переключить его внимание на что-нибудь другое. Предложите посмотреть на ситуацию с другой стороны, объясните, что ошибки — явление вполне естественное и что он наверняка сможет найти решение. Напомните ребенку, как он совсем недавно очень легко справился с заданиями, объясните, что у него нет никаких оснований сомневаться в своих способностях. Или предложите ему сделать перерыв и продолжить делать уроки позже, когда он успокоится.

Когда гнев пройдет, спокойно поговорите с ребенком о том, что с ним произошло, не осуждая его поведения. Скажите, что вы все понимаете, но от того, что он пнул стул, проблема не решилась. Расскажите ему, что вы делаете, когда злитесь.

… опускает руки, как только сталкивается с трудностями?

Вечный вопросительный взгляд, каждый раз «У меня не получается»? Объясните ребенку, что вы не будете делать уроки за него. Побуждайте его не бросать дело, а еще раз подумать.

Если вы видите, что задание для него действительно сложное, помогите ему советом или наводящими вопросами, но не подсказывайте ответ. Трудности — неотъемлемая часть учебы. Объясните ребенку, что вполне нормально с первого раза что-то не суметь сделать и что иногда нужно попробовать разные пути решения. Как правило, обсуждая проблему вслух, ребенок легче находит решение.

Недостаточная уверенность в себе снижает мотивацию ребенка? В этом случае вы должны объяснить ему, что верите в его способности и убеждены, что он справится с задачей.

…утверждает, что без активного влияния со стороны старших хорошо учиться не может?

Очень многие школьники, особенно старшеклассники, а также некоторые студенты, считают, что собственной мотивации и силы воли им не хватает — нужно, чтобы кто-то старший, имеющий в их глазах авторитет и власть, «заставлял» их учиться. Студенты любят рассказывать, как они целый семестр прогуливали лекции и развлекались, а во время сессии не спали по ночам, готовясь к экзаменам. Пунктуальность и разумное планирование работы часто кажутся им глупостью, такое отношение к процессу обучения формируется еще в школе. Ваша задача — объяснить ребенку, что эта позиция неверна, и заранее приучить его к грамотной стратегии обучения. Случается, что даже дети, честолюбиво стремящиеся к отличным оценкам, «запускают» тот или иной предмет, потому что ждут подходящего момента, «вдохновения», чтобы наконец начать заниматься. Если все время ждать появления музы, результаты будут плачевными. Ученик, умеющий планировать работу, вряд ли испытает прилив адреналина в крови в последнюю ночь перед экзаменом, но зато он спокойно ляжет спать с приятным чувством, что все сделано и он готов к испытанию.

… не любит какой-либо предмет, потому что ему не нравится учитель?

Очень часто с приходом нового учителя меняется отношение детей к самому предмету. Когда учитель вызывает у ребенка антипатию, предмет становится нелюбимым и ученик не желает стараться. Если у вашего ребенка есть такая проблема, ее нельзя оставлять без внимания. Объясните ему, что учатся не для учителя и не для школы, а для самого себя, и нельзя из-за внешних обстоятельств позволять себе пренебрегать каким-либо предметом, особенно если сам предмет тебе интересен. Если ребенку не нравится ни учитель, ни сам предмет, найти выход будет непросто, но попытаться все равно нужно. Подумайте вместе с ребенком, какую пользу он мог бы извлечь из знаний, полученных на этих уроках: например, во время следующей поездки за границу он сможет разговаривать сам по-английски с новыми друзьями, а без знания истории он не сможет поступить в вуз и получить желаемую профессию. Объясните ему, что вы ничего не можете изменить в сложившейся ситуации, поэтому он должен настроиться на продуктивную работу и постепенно построить нормальные отношения с учителем. Таким образом вы возложите ответственность за ситуацию на ребенка, подтолкнете его к самостоятельному разрешению конфликта, этот навык обязательно пригодится ему в дальнейшем.

Если между ребенком и учителем возник острый конфликт, вам необходимо поговорить — лучше всем троим.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы