Про деток, от рождения до школы

Адаптация в детском саду не простое мероприятие и родителям надо знать, что и как предпринять. Собирая малыша в первый раз в детский сад, мамы плохо представляют, что и как должен уметь ребенок, какие испытания ждут его в новом месте, и как он будет на них реагировать. Одни не очень беспокоятся, мол, привыкнет, другие, наоборот, сильно нервничают и переживают первое расставание со своим крохой. К моменту, когда ваш ребенок переступит порог своей группы, познакомится с воспитателями и детьми, нужно готовиться за несколько месяцев.

Молодые родители отдают своих малышей в детский сад обычно в 2-3 года, когда ребенку еще трудно объяснить, почему он вдруг должен разлучаться с папой и мамой.

Самое главное, вам, как маме и папе, важно понять, что выдавая свои переживания, страхи и негативные эмоции, вы заранее настраиваете ребенка против детского сада. Ваши положительные эмоции, веселые рассказы о играх и занятиях в детском саду заинтересуют малыша, настроят его на общение с детьми и воспитателями.

Где-то за полгода до намеченного события начинайте гулять с малышом возле детского сада, наблюдайте с ним за играющими на прогулке детьми. На своей детской площадке поощряйте ребенка знакомиться с другими малышами, учите его делиться игрушками. Дома попробуйте играть с ним в «детский сад», где роль воспитателя сначала выполняете вы, а потом первенство передается ребенку. Пусть он «гуляет» с ними, кормит, одевает, укладывает спать. Все игры должны сводиться к тому, что за детьми приходит мама, тогда ребенку будет легче понять это в группе детского сада.

Получив путевку, вам нужно будет несколько дней, чтобы пройти медкомиссию. Используйте эти дни для знакомства с воспитателями, с разрешения заведующей погуляйте с детьми вашей будущей группы.

Подготовьте ребенка, научив его пользоваться горшком или унитазом заранее, иначе это может стать лишним поводом для расстройств и истерик.

Ребенок должен уметь самостоятельно или при помощи взрослых:

  • кушать ложкой;
  • одевать на себя сандалики, носочки, трусики, майку, штаны;
  • проситься в туалет;
  • умываться и мыть руки.

Если вы прививали своему ребенку эти навыки, привыкать к детсаду ему будет легче.

Хорошо так же попытаться приучить ребенка к режиму. Приблизительно зная, во сколько вам нужно будет поднимать ребенка утром, чтобы успеть отвести его в садик и не опоздать на работу, за месяц до начала посещения сада начинайте поднимать малыша в это время.

В садиках обычно прием детей заканчивается в 8.00, затем в 8.30 – завтрак, с 9.00 до 10.00 воспитатели проводят с малышами занятия, затем выводят их гулять, если хорошая погода, или они играют в группе до 11.30, обедают и примерно в 12.30 укладываются на дневной сон, который продолжается до 15.00 – 15.30. После этого дети полдничают, а около 17 часов ужинают.

Режим дня в детском саду – один из факторов, к которому дети привыкают с трудом, если мама их к нему не приучала.

Первый раз идем в садик

Оказывается получив тем или иным способом вам предстоит решить следующую задачу — устранить проблему адаптации. А если вы устраивали в садик ? Это еще усложняет задачу.

Подготовка завершена, и вы с малышом шагаете в детский сад. Обычно первые пару дней мамам разрешают находиться в группе с ребенком, поэтому можете походить с ребенком по группе, все рассмотреть и потрогать, попробовать умыться и полежать на кроватке. Первые дни ребенок находится в группе 1,5 – 2 часа, и это не прихоть воспитателя.

Попадая в новую обстановку, ребенок получает огромное количество новых впечатлений, с которыми его нервной системе нужно справиться. Поэтому не пытайтесь форсировать события, а слушайте советов опытных педагогов вашей группы.


Адаптация малыша к детскому саду должна проходить спокойно, чтобы он не получал психических травм от расставания с родителями на слишком долгое для него время, иначе привыкание может затянуться надолго, и вы будете вынуждены вталкивать в группу вашего любимого кроху, ревущего и цепляющегося за вас.

Слезы, скорее всего, будут. Небольшой процент детей привыкает к садику без слез, в основном же это нормальный процесс. И от вас зависит, насколько быстро и легко ребенок будет расставаться с вами по утрам.

Возьмите за правило собираться в детский сад вместе с любимой игрушкой. Если котенок или медвежонок будут радостно торопить малыша побыстрее собираться, рассказывать, что их ждут детки и воспитатели, ребенок охотнее и веселее будет выходить из дома. Игрушку лучше тоже брать с собой в группу, потому что родной и знакомый предмет поможет ребенку привыкнуть к новой обстановке. Как бы напоминая ему о доме и маме.

Приблизительно через неделю или две можно попробовать оставить ребенка до обеда, и если все пройдет спокойно, то на дневной сон. Забирайте малыша сразу после сна, пока он не привык просыпаться в спальне детского сада, иначе он может решить, что мама забыла его забрать.

Обязательно выполняйте обещания: если сказали малышу, что заберете его после сна – не опаздывайте ни на минуту. Дети воспринимают опоздания как обман, и вы потеряете его доверие.

Не пугайтесь, если дома после детского сада поведение ребенка изменится. Он может стать агрессивным и перевозбужденным или вялым и апатичным, «позабыть» приобретенные навыки самообслуживания, может ухудшиться речь. Создайте дома спокойную атмосферу: поменьше включайте телевизор, так как ребенок целый день находился в шумной обстановке, старайтесь по чаще выражать ему свою любовь, обнимайте, гладьте по головке. Все вернется и восстановится, как только ребенок привыкнет и примет необходимость ходить в детсад.

Адаптация длится обычно 1-2 месяца, к концу этого периода ребенок станет спокойнее, хотя плакать при расставании, возможно, будет продолжать еще долго, но быстро успокаиваться, занявшись играми. Чтобы не доводить слезы до истерического плача, придумайте короткий ритуал прощания, обязательно целуйте перед расставанием малыша, помашите ему рукой в окно.

Если через 2 месяца ребенок не привык к саду, плачет в группе целый день, плохо ест – необходимо показать его психологу.

Адаптация ребенка к детскому саду – очень важный период в жизни малыша: он становится более самостоятельным, попадает в коллектив сверстников, учится играть и общаться. Старайтесь быть с ним бережными, не торопитесь оставлять его в группе на весь день, так как он в силу возраста может не понять, почему папы и мамы долго нет, и испугаться. Страх он может пронести через весь период дошкольного детства, что будет выражаться в нежелании идти в детсад, истериках.

Нужно ли обращаться к психологу

Психолог в детском саду обычно наблюдает за привыканием малышей к обстановке и режиму детского сада, и, если что-то идет не так, беседует с воспитателями и родителями.

Но если вы чувствуете беспокойство за состояние своего ребенка, то можете сами попросить принять вас. Психолог расскажет вам обо всех тонкостях адаптации вашего малыша, даст советы по поведению дома, а так же поможет снять вашу излишнюю озабоченность и тревогу.

Посещение детского сада может стать важным этапом в жизни ребенка. Несмотра на то, что современные мамы и папы сами могут принимать решение о том, следует ли их малышу ходить в садик или можно позволить ему провести ведь период дошкольного детства в домашних условиях, общение в коллективе других детей имеет немало преимуществ.

В современном дошкольном учреждении ребенок не только осваивает навыки общения со сверстниками, но и получает базовые знания по чтению, математике,

письму, рисованию и другим видам занятий. Все это пригодится ему в школе, тем более что требования к первоклассникам с каждым годом повышаются. Кроме того, качественное обучение в детскому саду позволит впоследствии более успешно получить среднее образование за рубежом (откроется в новом окне) тем детям, родители которых мечтают об учебе своих наследников за пределами страны.

Тем не менее, многих родителей страшит сама мысль о том, что ребенка придется впервые отвести в детский сад. Наслушавшись рассказов других пап и мам об истериках их детей по утрам, поневоле в голову приходит мысль о том, что посещение детсада для ребенка – это огромный стресс и преступление перед дитем. Но это совсем не так, ведь при условии правильной подготовки ребенка к первому визиту в дошкольное учреждение все пройдет максимально комфортно и без особых эмоциональных потерь

Подготовка ребенка к первому посещению детского сада

Приучать малыша к предстоящему посещению детского садика следует в течение несколько недель – в этом случае ребенок быстрее адаптируется к новому образу жизни. Вместе с сыном или дочкой рекомендуется выполнить следующее:

  • постепенно следует приучить малыша ложиться вечером отдыхать и вставать утром в одно время, причем распорядок сна и бодрствования должен быть таким, как в детском саду. Если ребенок отвык спать днем, надо постараться обеспечить ему хотя бы относительный отдых после обеда, не разрешая шуметь и бегать по квартире;
  • желательно заранее узнать у работников детсада или других родителей, какой пищей кормят детей в дошкольном учреждении. Если малыш никогда не пробовал перловку или гречневую кашу, вряд ли он с удовольствием начнет есть ее вне дома. Но если максимально приблизить домашнее меню к детсадовскому, малышу не придется испытывать проблемы с приемом пищи впоследствии;
  • ребенка следует заранее приучить самостоятельно надевать и снимать всю свою одежду, обуваться, убирать вещи на место;
  • следует заранее рассказать малышу о том, что вскоре он станет ежедневно ходить в детский садик, поэтому у него появятся новые друзья, с которыми ему будет интересно общаться.

Процесс адаптации в стенах детского сада

Наконец-то все документы оформлены и малыш впервые идет знакомиться с новыми людьми. Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду? Чтобы непростой процесс привыкания к новому месту пребывания и новым друзьям был менее дискомфортным, рекомендуется:

  • в течение первых нескольких дней ребенка лучше приводить к воспитателю не на целый день, а на несколько часов. Первое посещение может быть совсем коротким – всего один-два часа, далее ребенка можно оставлять в садике на более продолжительное время;
  • каждый раз, забирая ребенка домой из детсада, совершите небольшую прогулку, во время которой можно узнать, как прошел день, с какими детьми играл малыш, чему новому научился. Важно, чтобы ребенок имел возможность высказаться, получить одобрение родителей;
  • в период адаптации к детскому саду лучше отказаться от других мероприятий, таких как визиты в гости к знакомым, посещение детских концертов и проч. Ребенок и так испытывает повышенную эмоциональную нагрузку, поэтому он должен иметь возможность отдохнуть дома в спокойное обстановке;
  • некоторые специалисты не рекомендуют отдавать ребенка в садик ровно в три года. Связано это с так называемым «кризисом трехлетнего возраста», когда малышу трудно справиться со своими эмоциями. Лучше вовлечь малыша в детский коллектив немного раньше (например, в 2,5 года) или позже (после четырех лет).

Как адаптировать ребенка к яслям

В некоторых случаях отдавать малыша в дошкольное учреждение приходится довольно рано – в возрасте 1,5-2 года. Такая необходимость возникает, если маме необходимо выйти на работу, а родственников, которые желали бы присмотреть за ребенком, нет поблизости. Хороший выход в этом случае – ясельная группа в детском саду.

Как правило, в ясли принимают детей, которым исполнилось 1,5 года. В некоторых случаях в ясельную группу может быть приняты дети более раннего возраста, если они приучены пользоваться горшком.


Как ребенка подготовить к яслям? В этом нет ничего сложного, если учесть, что полуторагодовалый малыш в некоторых случаях переносит кратковременную разлуку с матерью даже легче, чем трехлетний карапуз. Чтобы максимально облегчить процесс адаптации ребенка к яслям, родителям рекомендуется обратить внимание на следующее:

  • на протяжении нескольких недель перед тем, как впервые отвести ребенка в ясли, желательно как можно чаще посещать с ним места, где гуляют другие малыши. Можно ходить в гости к мамам, имеющим детей такого же возраста, посещать песочницы, детские площадки во дворах. Ребенок должен чаще видеть своих ровесников и общаться с ними – пока еще на уровне междометий и жестов, но это позволит ему постепенно привыкнуть к другим лицам;
  • весьма желательное условие – умение пользоваться горшком. Малыш должен уметь самостоятельно снимать штанишки и выполнять свои «дела», но главное – это всегда сообщать о своей потребности сходить «по-большому» или «по-маленькому» родителям или другим взрослым;
  • также ребенок должен самостоятельно пользоваться ложкой и пить из чашки. Разумеется, воспитатели не оставят малыша голодным и смогут сами накормить его в случае необходимости, но зачем создавать лишние хлопоты, если все равно нужно будет освоить этот важный навык?

Также родителям следует помнить о том, что непосредственно перед началом посещения детского сада или ясельной группы ребенку не следует делать прививки , так как детский организм и без того будет испытывать повышенную нагрузку в течение некоторого времени. В целом процесс адаптации к коллективу других детей составляет от одной недели до месяца – это зависит от индивидуальных особенностей характера малыша, квалификации воспитателя и отношений, принятых в семье.

Когда ребенок делает первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь, положительные результаты во многом зависят от родителей. Вы должны помочь малышу быстро, а главное, правильно адаптироваться.

Как адаптировать ребенка к детскому саду

Весь период так называемой «акклиматизации» в новом обществе, вы должны вести по нескольким направлениям.

Развить самостоятельность у малыша

Педагоги рекомендуют обучать ребенка необходимым навыкам до того, как он начнет посещать дошкольное учреждение: ребенок должен уметь пользоваться ложкой, вилкой, одеваться и раздеваться, умываться, применять по назначению горшок. Если все эти навыки вы привьете малышу вовремя, тогда его адаптация пройдет быстрее и успешнее. Самостоятельность у детей необходимо поощрять и развивать.

Чтобы малышу было несколько проще, подбирайте на первых порах такую одежду, в которой минимум застежек, шнурочков, есть кнопки, а не пуговицы, расположенные впереди. Ребенок сам справится со всеми задачами и не будет лишний раз просить воспитателей о помощи.

Покупайте немаркую одежду, чтобы было проще стирать и дети не боялись испачкаться. Обувь должна быть удобной, на ремешках, липучке или резинке.

Соблюдаем режим

Месяца за два до начала посещений детского сада, установите для ребенка домашний режим, наиболее приближенный к тому, который принят в учреждении. В праздничные и выходные дни вы можете отступать от распорядка дня, но всего на полчаса.

Очень тяжело привыкнуть к садику тем детям, которые всегда находились под опекой мамы. Поэтому рекомендуется приучать ребенка оставаться дома с другими родственниками, что послужит своеобразным тренингом и ребенок не воспримет расставание с мамой, как тяжелый стресс.

Психологическая адаптация

Родители должны постепенно приучать малыша к мысли о том, что скоро он начнет посещать детский сад. Рассказывайте ему о нем, хвалите, акцентируйте внимание на возможности веселого времяпрепровождения и знакомства со многими мальчиками и девочками. Очень полезно в период адаптации играть в игры, имитирующие пребывание в детском саду.

Когда вы уже начали приводить ребенка в группу, оставляйте его в первые дни только на пару часов, максимум – на 3 часа. Этот период длится от недели до двух. На протяжении следующего месяца, воспитатели рекомендуют забирать малыша до дневного сна, и только потом оставляйте на целый день. Не забывайте, что приведенные рекомендации – это среднестатистические данные, вы должны принимать во внимание индивидуальные особенности своего ребенка. Психоаналитики советуют первые дни мамам быть с детьми, забирать их тогда, когда малыш изъявил желание пойти домой, но и с этими попустительствами не стоит затягивать, иначе ребенок будет долго и трудно привыкать к садику.

Приходя в детский сад, никогда не показывайте ребенку своего волнения, которое у вас обязательно будет. Во время расставания будьте спокойны и тверды. Обязательно уточните время, когда придете забирать ребенка, в доступной для него форме. К примеру: «когда ты пообедаешь». Не забудьте поцеловать не прощание, показывая, что любите и все будет хорошо.

В случае, когда малыш слишком болезненно реагирует на расставание с мамой, пусть его отводит в сад бабушка или папа.

После того, как вы пришли забирать ребенка, обязательно расспрашивайте о проведенном времени, что делал, во что играл, что кушал, с кем познакомился. Хвалите его, давайте советы. Ребенок поймет, что в любой ситуации его родители придут ему на помощь. Делайте акцент на его достижениях и просите продемонстрировать их дома, напоминая малышу о том, что этому он научился в садике.

Возраст от двух до четырех лет – это важный момент в жизни малыша. Дети приучаются посещать туалет, получают основные навыки опрятности и гигиены, происходит процесс социализации. Именно в этот период они активно осваивают свое тело, развивают способность жить в социуме, учатся подчиняться правилам и нормам. Поэтому лучше отдать малыша в садик в три года или чуть старше, когда он психологически готов к общению с другими детьми и взрослыми.

Еще один совет психологов заключается в том, что детей не стоит начинать водить в детский сад в тот момент, когда в жизни всей семьи происходит новое событие: рождение младшего ребенка, переезд на новое место жительства, развод родителей.

Если дети категорически отказываются идти в детский сад, дайте им пару дней отдохнуть и за это время попытайтесь выяснить причины такого поведения. В это время не забывайте освещать все положительные стороны этого учреждения, напомните малышу о его успехах и достижениях.

Как научить ребенка дружить

Многие дети с первых дней своей жизни, видели перед собой только старших – своих родителей и других близких родственников. С детьми своего возраста они общались от силы пару часов в день. Поэтому они не умеют вести себя со сверстниками и это может стать причиной нежелания посещать садик.

Расспрашивайте детей о том, есть ли у них друзья, как их зовут, чем они вместе занимаются и в какие игры играют. Поясните, что между друзьями принято делиться игрушками, сладостями, если ребенок что-то не дает и отказывает – это нормальная ситуация, на которую не стоит обижаться.

Посетите детский сад и понаблюдайте за своим ребенком: как он ведет себя со сверстниками и не само ли ваше чадо виновно в том, что с ним никто не дружит. Научите ребенка дружить! Детский сад – это прекрасный способ узнать о характере своего ребенка, ведь здесь он не находится под вашей опекой и считает, что он в некотором роде, свободная личность, которая творит все, что хочет. Бывает и наоборот: дома ваш малыш всегда в задорном и веселом настроении, а в группе он стесняется, робеет и дети, чувствуя его слабости, начинают обижать. Учите ребенка стоять за себя, давать отпор, никого не задирая. Если проблемы кроются глубже – обращайтесь к детскому психологу, не забывайте, что лучше справиться со всеми вопросами сейчас, чем нанести психологическую травму ребенку в тот момент, когда он начнет ходить в школу.


Вопрос о том, как адаптировать ребенка к детскому саду, затрагивает и область болезней, рассадником которых, к сожалению, зачастую становится именно садик.

Прежде всего, закаливайте детей с самого раннего возраста, заставляйте их делать зарядку, что укрепит уровень иммунитета и заставит организм быстрее бороться с вирусами и инфекциями.

Всегда одевайте малышей по погоде, не стоит кутать в теплые куртки, если на улице нормальная температура. Просто дайте с собой ветровку или дополнительную кофту, ведь перегрев также опасен для малыша, как переохлаждение.

Заметив первые признаки болезни (чихание, насморк, кашель), оставьте малыша дома и вызовите врача, предупредите воспитателей о заболевании.

Что делать нельзя в период адаптации к детскому саду:

  1. Негативно отзываться о воспитателях и детском саду в присутствии ребенка, пугать детским садом.
  2. Оставлять малыша в группе сразу на целый день.
  3. Водить заболевшего ребенка в садик.
  4. Наказывать за энурез и капризы в период адаптации. Эти проявления являются следствием напряжения детской нервной системы, а не упрямым характером ребенка.
  5. Сильно кутать или наоборот слишком легко одевать малыша.

ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД

О том, как правильно готовить ребенка к детскому саду также смотрите здесь.
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ

Все волнения по поводу выбора детского сада, получения путевки, уже позади. Но встает вопрос как же ваш такой маленький, но в тоже время такой взрослый малыш привыкнет к новой для него обстановке? Будет ли ему комфортно с новыми тетеньками – воспитательницами, в новом кругу детей? Как облегчить ему, так называемый период адаптации?
Не зависимо от возраста ребенка периода адаптации в новом месте и новом коллективе не избежать. И в каком возрасте он пройдет легче никому не известно. Но Вы можете помочь вашему малышу привыкнуть к незнакомой обстановке.

ИТАК, чтобы малыш вступил в неё увереннее, был радостным и общительным, мы хотим предложить несколько рекомендаций.

✔Самое главное положительный настрой родителей! Если Вы уверены, что садик это самое лучшее место для ребенка, что там ему будет хорошо, поверьте, ему это тоже передастся. Ребёнок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности общественного воспитания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними.

✔Расскажите своему ребёнку, что такое детский сад и почему вы хотите, чтобы он, как и другие дети, тоже посещал его. Расскажите как там много новых игрушек, сколько новых друзей и подружек у него появится! Там добрые воспитатели и нянечки, интересные занятия. Расскажите о том, что в садике его научат рисовать, лепить, петь и танцевать! Содержание беседы зависит от возраста ребёнка. Например, беседа может быть такой: «Детский сад – это красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду маленькие столы и стулья, маленькие кровати, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Дети здесь едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошёл в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя туда, а вечером заберу домой. Ты мне расскажешь, как у тебя прошёл день, а я расскажу тебе, что у меня было интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в детский сад своего ребёнка. Тебе повезло, что ты будешь туда ходить».

✔ Проходя мимо детского сада, с радостной интонацией напоминайте ребёнку, как ему повезло: осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, о том, что гордитесь своим сыном (дочерью), – ведь его (её) приняли в детский сад.

✔ Познакомьте ребёнка с режимом в детском саду. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы его будете повторять, тем спокойнее ребёнок воспримет свои правила. Спрашивайте, куда он будет складывать свои вещи после прогулки, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Такими вопросами вы сможете проконтролировать, как ребёнок усвоил последовательность режимных моментов в дошкольном учреждении.

✔ Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит так, как было обещано, то чувствует себя увереннее. Максимально приблизьте домашний режим к распорядку жизни в детском саду.

✔Формируйте у ребёнка навыки самообслуживания и личной гигиены. Поговорите с ним о возможных трудностях, объясните, к кому он может обратиться за помощью и как он это должен сделать. Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет так, как он захочет. Объясните, что в группе много детей, поэтому воспитатель, например, не сможет одеть всех сразу, придётся немного подождать.

✔Приготовьте вместе с ребёнком «радостную коробку». В течение лета складывайте в неё небольшие игрушки, маленькие книжки с картинками – все, что привлекательно для вашего малыша и обрадуют других детей. С игрушками в детский сад и веселее идти и проще завязывать отношения со сверстниками.

✔ Безусловно, слезы в первые дни, а может и недели неизбежны. Но поверьте, в большинстве случаев ребенок плачет только при Вас, а, зайдя в группу, быстро успокаивается.

✔ Первые несколько дней водите ребенка на 2-3 часа. Не пугайтесь, что он не ест в детском саду, дайте ему привыкнуть немного, и как только начнет есть, смело оставляйте до обеда. Это у вас займет неделю, самое большее дней 10. Не спешите сразу выходить на работу, особенно если Вам придется поздно забирать ребенка. Вместе привыкайте к новому для вас обоих ритму жизни.

✔ И вот через 1-2 недели вы первый раз оставили ребенка на сон. Новый виток слез при расставании с мамой возможен, но не обязательно. Первое время он, возможно, будет спать в саду плохо, тяжело засыпать. Это вполне нормально. Опытные воспитатели помогут ему, споют песенку, посидят рядом.

✔ Даже если Ваш малыш еще не очень хорошо говорит всегда спрашивайте его что они сегодня делали в саду, во что играли, чем занимались…

✔ Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои.

✔ Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. В присутствии своего ребёнка называйте их по имени. Поощряйте обращение ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

✔ Чем лучше ваши отношения с воспитателями, другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку к новым условиям.

✔ Разработайте вместе с малышом несложную систему знаков прощания, и он будет легче отпускать вас.

✔ Болезни, возможно даже частые, первый год неизбежны. Не пугайтесь и не торопитесь с первыми соплями садиться на больничный, особенно в период адаптации. От небольшого насморка или кашля при своевременном лечении, можно вполне избавиться не снимая ребенка с детского сада. Главное не упустить момент! А вот посидев пару недель дома с практически здоровым ребенком, Вы рискуете получить новые слезы и привыкание начнется сначала.

✔Наберитесь терпения! Полное привыкание к детскому саду происходит только через три месяца.


Адаптация ребенка к саду — это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке. Для малыша детский сад предстает как неизвестное пространство, с пугающими новыми отношениями и окружением. Кроха нуждается во времени, чтобы адаптироваться к новой жизни. Адаптация ребенка к саду требует повышенных затрат психической энергии, напряжения, а также физических сил организма.

Особенности поведения малыша в адаптационный период зачастую пугают взрослых настолько, что они нередко задумываются над тем, а сможет ли ребенок когда-нибудь адаптироваться и когда закончится этот «ужас»? Те особенности поведения, беспокоящие родителей, являются зачастую типичными для всех малышей, пребывающих в процессе адаптации к саду. Именно в этот период большинство мам считает, что их ребенок «несадовский», а вот другие малыши, гораздо лучше себя чувствуют и ведут в садике. Однако это не так. Обычно адаптация ребенка к саду проходит очень сложно с негативными сдвигами в детском организме. Эти сдвиги отмечаются во всех системах и на всех уровнях.

Детям всех возрастов довольно таки непросто начать посещать дошкольное учреждение. Каждый из малышей проходит период адаптации к детскому саду. В этот период кардинальным образом меняется вся его жизнь. В сложившуюся, привычную жизнь малыша в семье врываются изменения: отсутствие близких и родных, четкий режим дня, постоянное присутствие других детей, необходимость подчиняться и слушаться незнакомых взрослых, уменьшение количества персонального внимания.

Новая обстановка для малыша предстает как нервно-психическое напряжение, а также стресс, который не прекращается в первые дни ни на минуту. У малыша отмечаются изменения в период адаптации к детскому саду. Впервые дни, пребывая в детском саду, у каждого ребенка отмечаются сильно выраженные отрицательные эмоции: хныканье, плач за компанию или постоянный приступообразный плач.

Яркими выступают проявления . Малыш зачастую боится встречи с незнакомыми детьми, неизвестной обстановки, боится новых воспитателей, а также того, что родители о нем забудут, уйдя из сада. Ребенок думает, что его предали и вечером за ним не придут, поэтому на фоне стрессового состояния у него вспыхивает гнев, вырывающийся наружу. Придя утром в сад, малыш не дает себя раздеть, закатывает , нередко бьет взрослого, который собирается его оставить.

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду

Привыкание к дошкольному учреждению отмечается снижением социальной активности. Даже оптимистичные, общительные дети становятся беспокойными, напряженными, замкнутыми и малообщительными. Родителям необходимо помнить, что дети 2-3-х лет играют возле друг друга, но не вместе. Сюжетная игра у таких детей еще не развита, поэтому не стоит нервничать, если кроха не взаимодействует с другими сверстниками.

О том, что привыкание проходит успешно, можно сделать выводы по тому, как малыш с каждым днем все охотнее откликается на просьбы воспитателя, взаимодействует с ним, следует режимным моментам.

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду отмечается снижением познавательной активности или ее полнейшим отсутствием. Бывает, что ребенок не интересуется игрушками, не решается ними играть. Многие дети предпочитают посидеть в сторонке, для того чтобы сориентироваться.

В ходе успешной адаптации кроха постепенно осваивает пространство группы, а вылазки к игрушкам становятся наиболее частыми и смелыми. Ребенок начинает задавать вопросы воспитателю познавательного плана. Впервые дни адаптации ребенок под влиянием новых условий пребывания способен на короткое время утратить навыки самообслуживания. Успешная адаптация определяется тем, что малыш не только использует все свои домашние навыки, но и учится чему-то новому в садике.

У отдельных детей оскудевает словарный запас или малыш использует простые слова, а также предложения. Родителям не стоит волноваться. Речь крохи обогатится и восстановится, когда адаптация завершится.

Одни дети превращаются в заторможенных, а другие в неуправляемо активных. Это напрямую зависит от темперамента крохи. Меняется также и домашняя активность. Признаком успешной адаптации выступает восстановление прежней активности дома, а потом и в саду.

Оставляя кроху в саду на послеобеденный сон, надо быть готовым, что впервые дни сон будет плохой. Дети во время сна иногда вскакивают, а, уснув, просыпаются с плачем. Также и дома может наблюдаться беспокойный сон, который к моменту завершения адаптации обязательно нормализуется.

В первое время у малыша 2-3-х лет отмечается пониженный аппетит. Это связывают с непривычной пищей (на вкус и вид), и со стрессовыми реакциями — ребенку просто не хочется кушать. Хорошим признаком адаптации будет восстановление аппетита, даже если ребенок не все съедает, что предложено на тарелке, но он уже самостоятельно начинает есть.

Адаптация ребенка к саду и болезни нередко начинаются с первыми посещениями дошкольного учреждения. Причиной тому стресс, снижающий иммунитет и сопротивляемость детского организма к инфекциям. Одни дети начинают болеть в первую неделю, другие спустя месяц после посещения садика. Нередко случается, что причиной простуд и хронических ОРЗ является психологический фактор. Одним из известных механизмов психологической защиты является бегство в болезнь. Но это не означает, что малыш специально заболевает, чтобы остаться дома, он это делает неосознанно. Организм с легкостью подчиняется такой скрытой тенденции: демонстрируя удивительную слабость, отказываясь противостоять простуде.

Зачастую, добившись эмоционального равновесия, преодолеваются склонности к болезням. Однако большинство мам ожидает, что негативные моменты в поведении, а также реагировании исчезнут впервые же дни, поэтому расстраиваются и сердятся, если этого не происходит.

Адаптация ребенка к саду осуществляется к концу 4-й недели, однако бывает, что она затягивается на 4 месяца.

В период адаптации к детскому саду кроха настолько ранима, что для детской поводом выступает все. Нередки случаи проявления депрессивных реакций, заторможенности эмоций. Первые дни в саду проходят без положительных эмоций, кроха очень расстроена расставанием с мамой, а также с привычной средой. Если малыш и улыбается, то зачастую это реакция на яркий стимул или новизну (необычная игра, яркая игрушка).

Отрыв от матери для ребенка это стрессовая ситуация. Ребенок воспринимает детский сад, как новую ужасную обстановку с незнакомыми детьми, которым нет дела до него. Чтобы в новых обстоятельствах продержаться, ему следует вести себя по-другому и не так, как дома. Однако не зная новой формы поведения и от того страдая, малыш боится сделать что-то не так. Детский страх поддерживает стресс – отрыв от матери.

Адаптация мальчиков 3-5-лет к детскому саду проходит более тяжело, чем у девочек. В этот период мальчики болезненно реагируют на разлуку с матерью, поскольку очень сильно привязаны к ней.

Кризис трех лет, наслаивающийся на период адаптации ребенка к детскому саду, зачастую осложняет ее прохождение. Одна часть детей — легко проходит адаптацию к саду, и негативные моменты у них исчезают на 3-й неделе, другие же сложнее, и адаптация затягивается до 2-х месяцев. Если малыш не адаптирован по истечении 3-х месяцев, то такая адаптация относится к тяжелой и нуждается в помощи специалиста-психолога.

Особенно трудно приходиться тем малышам, которым не рассказывали о предстоящем посещении дошкольного учреждения и для них это неожиданность. Родители могут помочь своей крохе быстрее адаптироваться к новым условиям. Комплекс мер включает создание дома бережной обстановки, щадящей нервную систему ребенка.

— в присутствии малыша следует отзываться всегда положительно о воспитателях и самом саде, даже если что-то не нравится. Ребенку придется ходить в этот сад, а уважая воспитателей это делать легче;

— разговаривая о саде с крохой, необходимо рассказать еще кому-нибудь в его присутствии, о том, в какой замечательный теперь сад ходит малыш, и какие хорошие воспитатели там работают;

— в выходные дни необходимо соблюдать четкий режим дня ребенка. Чуть дольше можно позволить ему поспать, но не нужно давать отсыпаться очень долго. В период адаптации не следует перегружать малыша, ведь у него жизненные изменения, и ему ни к чему напряжение нервной системы.

В адаптационный период ребенка к саду родителям необходимо набраться терпения. Отрицательные эмоции непременно сменятся положительными, свидетельствующими об окончании данного периода. Некоторые малыши будут еще долго плакать при расставании, но это не свидетельствует о плохой адаптации. Если малыш успокаивается после ухода мамы спустя некоторое время, то привыкание идет хорошо.

Как адаптировать ребенка к саду

Родителям необходимо готовить кроху заранее к посещению сада: за несколько месяцев до этого события. Подготовка включает прочтение сказочных историй о посещении сада, игры «в детский сад», прогулки возле садика, рассказы малышу, о скором посещении этого заведения и приобретении новых друзей для совместных игр.

Если родители имели возможность познакомить ребенка заранее с воспитателями, то крохе будет легче психологически. Особенно, важно, чтобы в этот момент присутствовала мама, а ребенок походил по группе, пообщался с воспитателями.

Адаптировать ребенка к саду получится легче, если он будет физически здоровым, без хронических заболеваний и без предрасположенности к простудам. Поскольку период привыкания отмечается напряженностью, то все силы организма направляются на приспособление, и если организм не будет тратить силы на борьбу с болезнями, то это послужит хорошим стартом.

Адаптация пройдет успешно, если кроха будет иметь навыки самостоятельности в следующих моментах: частичное одевание, пользование горшком, самостоятельное принятие пищи. Если малыш все это умеет, то он не потратит силы на срочное обучение этому и будет пользоваться сложившимися навыками.

Легче привыкнуть тем малышам, чей режим приближен к садовскому режиму. За месяц до поступления в сад родителям следует привести режим ребенка к садовскому. Для этого следует заранее уточнить расписание дня дошкольного учреждения, а для легкого подъема утром, следует укладывать малыша спать не позднее 20:30.

Трудно приходится тем малышам в период привыкания, у которых не будут соблюдены несколько или одно из этих вышеперечисленных условий.

Необходимо, чтобы дома кроху окружала спокойная атмосфера. Чаще следует малыша обнимать, говорить ласковые слова, гладить по голове, отмечать его улучшение в поведении, успехи, а также больше хвалить, поскольку ему нужна поддержка родителей. Родителям следует проявлять терпимость к капризам, которые возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимая ребенка, можно ему помочь успокоиться и быстро переключиться на другую деятельность.

Согласовав с воспитателем, следует дать малышу в сад небольшую мягкую игрушку. Зачастую малыши нуждаются в игрушке, как заместителе мамы. Ребенку будет гораздо спокойнее, когда он прижмет что-то мягкое, являющееся частичкой дома.

Придумав родителям свою сказку о маленьком зайчике, который впервые пошел в садик, и как ему было немного страшно и неуютно, но потом появились друзья, и стало весело, позволит крохе увереннее шагать в дошкольное учреждение. Психологи советуют проиграть эту сказку с игрушками. Ключевым моментом в сказке, а также в игре выступает возвращение мамы за малышом, поэтому пока этот момент не настанет — нельзя прерывать повествование. Все это затевается с тем, чтобы кроха поняла: мама обязательно вернется.

Подмечено, что больше всего ребенок и родитель расстраиваются вместе при расставании. Как правильно организовать утро, чтобы и у мамы, и у крохи день прошел удачно, а главное спокойно?

Совет психологов: спокойная мама — спокойный малыш. Ребенку передается неуверенность мамы, и он расстраивается еще больше. И в саду, и дома необходимо разговаривать с малышом уверенно и спокойно. Следует проявлять доброжелательную настойчивость утром при пробуждении, потом при одевании, а в дошкольном учреждении при раздевании. Разговаривать с малышом нужно не громким, но твердым и уверенным голосом. Зачастую при пробуждении хорошим помощником является та самая любимая игрушка, которую малыш берет с собой в сад. Видя, что мишка «очень сильно хочет в сад», ребенок заразится хорошим настроением и его уверенностью.

Психологи советуют отводить малыша тому взрослому, с которым легче ему расстаться. Давно подметили, что ребенок может с одним из родителей расстаться достаточно спокойно, а с другим тяжело, продолжая страдать после его ухода. Важно обозначить и сказать ребенку, когда его заберут: после обеда, после прогулки, или как он поспит.

Крохе легче знать, что мама за ним придет после какого-то режимного момента, чем каждую минуту ждать ее. Родителям нельзя задерживаться, а следует выполнять свои обещания. Необходимо придумать свой ритуал прощания: поцеловать, сказать «пока», помахать рукой. После этого сразу следует уходить: не оборачиваясь и уверенно. Чем дольше взрослые проявляют нерешительность, тем сильнее переживает малыш. Нередко взрослые совершают серьезные ошибки, затрудняющие адаптацию.

Родителям нельзя делать следующее в период адаптации:

— нельзя сердиться или наказывать малыша за плач дома или при расставании после упоминания о необходимости идти в дошкольное учреждение. Малыш имеет право на такую реакцию, а вот строгое напоминание об обещании ребенка не плакать является не эффективным. Малыши этого возраста не умеют еще «держать свое слово». Лучше сказать крохе о своей любви и что обязательно заберете его;

— стоит избегать разговоров с другими членами семьи о слезах ребенка в его присутствии. Дети на душевном тонком уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и этим еще больше усиливают свою тревогу;

— нельзя пугать садом, поскольку это место, таким образом, никогда не станет любимым;

— нельзя отрицательно отзываться о саде и воспитателях при крохе;

— нельзя обманывать, обещая, что скоро заберете, а малыш ждет полдня, теряя доверие к близкому человеку.

Родители также нуждаются в психологической помощи, поскольку поступление в сад – это испытание не только для детей, а и для родителей, испытывающих сильное волнение. Родителям необходимо быть уверенными в необходимости посещения детского сада, тогда малыш, видя уверенность мамы, адаптируется быстрее. Следует поверить, что ребенок на самом деле совсем не слабое создание и его адаптационная система выдержит, и он справиться. Гораздо хуже, если ребенок совсем не плачет и зажат стрессом. Плач выступает помощником нервной системы, не давая ей перегружаться. Поэтому не стоит бояться детского плача и сердиться на малыша. В тяжелых случаях можно воспользоваться помощью детского психолога, который расскажет родителям, как проходит адаптация, и уверит, что в саду работают действительно внимательные люди.

Зачастую родителям очень нужно знать, что их малыш быстро и легко успокаивается после их ухода, и эту информацию дает психолог и воспитатели, которые наблюдают за детьми в процессе адаптации. Взрослым также следует заручиться поддержкой от других родителей, чьи малыши посещают детский сад. Поддерживая друг друга, важно отмечать и радоваться успехам малышей, а также самих себя.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы