Про деток, от рождения до школы

«Война и мир» Толстого как роман-эпопея

Толстой начал работу над романом в 1863 году, сразу после того как прошел пятидесятилетний юбилей со дня победы над французами в Отечественной войне 1812 года, а закончил в 1869 году.

Толстой довольно долго шел к идее «Войны и мира». Сначала он задумывал произведение под названием «Декабристы», главным героем которого должен был стать декабрист Волхонский-Лобазов, возвращающийся из сибирской ссылки. По замыслу автора, этот энергичный мужчина преклонного возраста должен был очень сильно выделяться на фоне потерявших «дум высокое стремление» соотечественников, не способных на решительные действия. Учитывая, что в центре произведения находилось бы описание российской общественной и бытовой жизни того времени, а основой романа являлось подобное сатирическое противопоставление, «Декабристов» можно было бы назвать социально-психологическим романом.

Но события 1825 года привели автора к 1812 году, ведь именно общественный подъем после победы над Наполеоном породил восстание декабристов. Таким образом, Толстой приходит к идее нового произведения - исторического романа «Три поры», в котором процесс формирования и становления характера главного героя протекал на фоне исторических событий начала XIX века.

Толстой, работая над этим произведением, увлекается изображением зарисовок Отечественной войны, и роман начинает все более походить на историческую хронику, где факты выстроены в строгой хронологической последовательности. Так автор понимает, что история стала уже самостоятельным предметом повествования, а произведение все более напоминает героическую поэму. Так появляется задумка произведения под названием «Все хорошо, что хорошо кончается». Этот роман уже включает в себя не только описание жизни дворянского общества, но и зарисовки крестьянского быта. Там уже встречаются знакомые герои - Ростовы, Безухов и Болконский. Это предпоследняя версия романа Толстого, и после отказа от этого варианта автор начинает работу над «Войной и миром». Таким образом, в произведении сохранились признаки жанров всех предыдущих замыслов: романа, героической поэмы, а также исторической хроники, где народ - главный герой истории, а Отечественная война - не фон, а идейный и композиционный центр произведения.

«Эпический род мне становится один естественен», - записывает Толстой в дневнике 3 января 1863 года, незадолго до начала написания романа. Через два с половиной года (30 сентября 1865) Толстой записал в своем дневнике: «Есть поэзия романиста: 1) […] 2) в картине нравов, построенных на историческом событии - Одиссея, Илиада, 1805 год», то есть он проводил параллель между трудами Гомера и своим романом.

Толстой ценил эпопею за то, что в ее центре находятся судьбы не одного или нескольких героев, а всего народа и даже народов. В 1868 году Толстой написал статью «Несколько слов о книге «Война и мир»», где пытался ответить на вопрос, чем же именно является его роман. Размышляя о жанре, он писал: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее - историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». И далее Толстой пишет, что проблема с определением жанра, с которой столкнулась «Война и мир», свойственна для многих других произведений: «История русской литературы со времени Пушкина не только представляет много примеров такого отступления от европейской формы, но не дает даже ни одного примера противного. Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести». То есть, по словам Толстого, все великие произведения русской литературы не укладываются в традиционные представления о европейском романе.

В ХХ веке литературоведам все же удалось сойтись в вопросе жанрового определения романа: они назвали произведение романом-эпопеей, в первую очередь потому, что «Война и мир» - цельное художественное произведение, но в нем много можно увидеть черты многих романов.

  1. Исторический роман. Читатель понимает, что это историческое произведение, когда видит ссылку на прошлое, а также встречает в романе реальных исторических личностей, таких как Кутузов, Наполеон, Александр I. Толстой во время работы над романом пользовался многими историческими источниками. Например, автор обращался к книгам о масонстве, к трудам историков войны (как к русским, так и к французским) и к историческим хроникам. Но взаимодействие Толстого с историками более напоминает спор, чем полноценное сотрудничество, именно поэтому автор часто обращается к воспоминаниям современников - к работам русских и французских мемуаристов.
  2. Психологический роман. Современникам казалось странным соединение исторического и психологического произведений. По такому пути шел А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» и в драме «Борис Годунов». В романе Толстого много вымышленных героев, но для них были прототипы: Денисов - Денис Давыдов; прототипом старого князя Болконского является дед Толстого по матери - Волконский и т. д. Толстой строил героев так, чтобы их поступки и образ мыслей не вступали в противоречие с реальными героями эпохи, то есть нет никакого противоречия между поступками реальных героев и вымышленных. Н. Г. Чернышевский очень точно определил особенности психологизма Толстого. По его словам, автора «Войны и мира» интересует «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души». Критик назвал «диалектикой души» подробное воспроизведение в художественном произведении чувства в движении: процесса зарождения чувства, затем развития, потом передачи другому герою. Перед читателями пройдут этапы духовных исканий главных героев, таких как Пьер Безухов, Андрей Болконский и Наташа Ростова.
  3. В романе есть также черты батального романа. Толстой очень подробно описывает Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, количество солдат, расположение войск, потери убитыми и пленными и так далее.
  4. Черты любовного или семейного романа также присутствуют в «Войне и мире» в большом количестве. В романе можно насчитать более десяти любовных линий, каждая из которых описывается достаточно подробно.

В «Войне и мире» можно также увидеть черты многих других романов, например воспитательного романа, светского, московского, петербургского и так далее. Разнообразие направлений сюжета, большое количество персонажей и сюжетных линий, охват большого временного промежутка, обращение к историческим источникам и наличие в произведении реальных исторических личностей позволяют со всей уверенность назвать «Войну и мир» романом- эпопеей.

Здесь искали:

  • ВОЙНА И МИР КАК РОМАН ЭПОПЕЯ
  • война и мир как роман эпопея сочинение
  • сочинение война и мир как роман эпопея

После восшествия на престол императора Александра II, многие из бывших бунтарей были отпущены. Толстой лично встречался со многими вернувшимися из ссылки, общался расспрашивал об обстоятельствах их жизни и общественной деятельности.

Таким образом, родился замысел романа.

Однако посвящать роман описанию событий 1825 года Толстой не стал, ему было интереснее исследовать истоки движения декабристов,

которые были связаны с Отечественной войной 1812 года. Но и этого автору показалось мало. Он обращается к 1805 году, когда только началось завоевание Наполеоном европейских государств.

Замысел Толстого требовал всестороннего охвата русской действительности. Его интересовали социальные, нравственные, философские вопросы, которые решали люди того времени, жизнь различных слоев, идейные искания передовых представителей России.

Именно по этой причине произведение “Война и мир” определяется литературоведами как роман-эпопея, то есть произведение, которое масштабно изображает жизнь целого народа на определенном историческом этапе.

Для эпопеи характерным является наличие нескольких сюжетных линий, большое количество персонажей, в том числе и главных героев, изображение жизни различных слоев общества, разных сословий, жителей столицы и провинции. Подобные произведения дают широкий тематический охват, вскрывают широкий круг проблем, вопросов, на которые общество пытается найти ответы. Традиционно в романе-эпопее “Война и мир” выделяются две ведущие “мысли “: народная и семейная.

Первая связана с военными событиями и заключается в вопросе: кто является движущей силой исторического прогресса: народ или историческая личность. При всем уважении к ярким деятелям истории, каким, например, является Кутузов, автор подчеркивает, что именно народ является основным героем всех жизненных процессов и только от него зависят изменения, происходящие в обществе и жизни.

Именно благодаря силе и духу народа, его стойкости и мужеству русская армия победила французов. Эта борьба отражала чаяния народа, желавшего освободится от чужеземного владычества.

И только сплочение всех сословий, соединение их усилий способствовали тому, что победа в этой битве была за Россией. По-другому обстоят дела с европейским походом русской армии, который не отвечал интересом всего общества, а был лишь результатом политический игр.

Именно в этом Толстой видел причину того, что война была проиграна и обернулась вторжением французов на территорию Российской Империи. Мысль семейная также сыграла большую роль в произведении. В нем показана жизнь различных семейных гнезд:

Ростовых, Болконских, Курагиных. Честность, простота, искренность, душевность, взаимопонимание, – вот основанные характеристики семьи графа Ростова, в атмосфере которой воспитывалась главная героиня романа Наташа,

унаследовавшая во многом качества своих родителей. Непростые отношения царят в имении князя Николая Болконского. Он строг со своими детьми, несколько авторитарен, у него особые представления о чести, обществе, гражданском долге.

Сочинения по темам:

  1. ервоначально писатель задумывал рассказать об одном локальном эпизоде Гражданской войны на Дону, восстании против власти большевиков, которым руко­водил генерал Л....
  2. В романе “Война и мир” Толстой поднял все общественные и личные вопросы, которые волновали его на протяжении многих лет. Задумана...

Что такое «Война и мир» ? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось.
Л. Н. Толстой

В статье «Несколько слов по поводу "Войны и мира"» Толстой, как известно, заявил, что его произведение не похоже ни на один традиционный жанр — ни на роман, ни на героическую поэму, ни на историческую хронику.

В современном литературоведении «Войну и мир» принято называть романом-эпопеей, и это определение требует специальных пояснений. Рассуждения о жанровом своеобразии толстовского произведения удобно связать с его творческой историей, то есть с историей от рождения замысла до написания окончательного текста.

В 1856 году Толстой задумал роман, героем которого должен был стать декабрист, возвращающийся из сибирской ссылки с семейством в Россию. К этому замыслу писателя подтолкнули реальные события, напомнившие в очередной раз русскому обществу о декабристах. В 1855 году после скоропостижной смерти Николая I на российский престол вступил Александр II. Он, по древнему обычаю русских царей, начал своё правление с милосердных поступков. Весной 1856 года во время коронации он объявил о прощении декабристов и о разрешении, если они пожелают, вернуться из Сибири в европейскую часть России. Появление декабристов в московских гостиных произвело сильное впечатление на образованное общество: декабристы, пережившие с 14 декабря 1825 года уголовное следствие, каторгу, ссылку и поселение в Сибири, выглядели не разбитыми, опустившимися, жалкими стариками, как можно было ожидать, но людьми, сохранившими человеческое достоинство, ясный ум «и дум высокое стремленье» (А.С.Пушкин «В Сибирь»).

В 1860 году Толстой назвал задуманный роман «Декабристы». Сохранилось начало произведения: из сибирской ссылки возвращается декабрист Пётр Иванович Волхонский-Лабазов, свежий и крепкий старик, который остался верен благородным убеждениям своей юности. Личность мужественного декабриста, его взгляды и характер интересовали автора прежде всего. Старомодный и наивный Лабазов выгодно отличается от молодых либеральных болтунов, которых встречает в Москве и которых автор сатирически противопоставляет главному герою. Таким образом, признаки социально-психологического романа в «Декабристах» очевидны: описание характера одного или нескольких главных героев (как в «Евгении Онегине», «Герое нашего времени», «Обломове») происходит на фоне русской общественной и бытовой жизни.

Написав три первые главы, Толстой бросил работу над романом «Декабристы», но не оставил замысла произведения о декабристе. Естественно, начав рассказ о своём герое с 1856 года, писатель должен был обратиться к 1825 году — к самому восстанию на Сенатской площади и к подготовке его. В романе этот период в жизни Волхонского-Лабазова назван временем «заблуждений и несчастий». Отталкиваясь от 1825 года, автор неминуемо пришёл к 1812 году, так как движение декабристов родилось из общественного подъёма, связанного с победой в Отечественной войне 1812 года. Так социально-психологический роман о декабристах превращался в новый, теперь уже исторический роман «Три поры», где события первой четверти XIX века создавали исторический фон (вдобавок к общественно-бытовому фону), на котором изображался главный герой.

Обратившись к событиям 1812 года, Толстой увлёкся изображением Отечественной войны, и история из фона стала самостоятельным предметом описания. Роман напоминал теперь историческое сочинение, или историческую хронику, в которой отдельные (частные) факты (военные стычки, локальные бои, генеральные сражения, военные советы, дипломатическая переписка и переговоры) выстроены в строгой хронологической последовательности, соединены в большие (эпохальные) события (Отечественная война) и иллюстрируют сам ход национальной истории. При этом Толстой не забывал своего героя-будущего декабриста и продолжал разрабатывать романное повествование: молодой человек, как и лучшие представители русской нации, участвует в Отечественной войне и пытается осмыслить её ход и характер.

Чем больше автор размышлял над Отечественной войной и рисовал её отдельные эпизоды, тем больше исторический роман-хроника приобретал черты героической поэмы, которая воспевает подвиги героев во имя свободы родины и высоких идеалов (образцами героических поэм считаются французская «Песнь о Роланде», русская «Задонщина», «Россияда» М.М.Хераскова). Теперь Толстой начал новый вариант своего произведения — роман «Всё хорошо, что хорошо кончается». В этом варианте уже появляются знакомые по «Войне и миру» персонажи (например, семья Ростовых), из образа будущего декабриста Волхонского-Лабазова получилось два героя — Пьер Безухов и Андрей Болконский, а главное, в роман входят народные герои и сцены из народной жизни. Толстой изображает патриотическое воодушевление русских во время Отечественной войны, то есть войны за свободу и независимость родины.

Последний вариант — роман-эпопея «Война и мир» — вобрал в себя замыслы предыдущих вариантов: личная жизнь человека, его поиски достойных идеалов; дворянское общество в первой четверти XIX века; народ как главный герой истории. То есть в «Войне и мире» сохранились жанровые признаки и романа, и героической поэмы, и исторической хроники. С одной стороны, герои, главные и второстепенные, получили развёрнутые характеристики в многочисленных эпизодах исторического повествования, можно даже говорить о диалектике души главных героев (Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых). С другой стороны, Толстой ещё раз раздвинул исторические рамки своего произведения: от 1812 года он обратился к 1805 году, от победоносной Отечественной войны — к неудачной для России войне с Наполеоном. Таким образом. Отечественная война стала не началом, а центром, композиционным и идейным, всего произведения.

Расширение описываемой в романе-эпопее исторической эпохи свидетельствовало о том, что у автора сложилась общая философская концепция, которая объясняла и историю народа, и жизнь отдельного человека. Толстой утверждал необходимость слияния (подчинения) личной воли и интересов с общей (народной, бессознательной) волей и интересами. Героический подвиг, гений русского народа в Отечественной войне, по мнению писателя, сказался в том, что именно простой народ понимает суть исторических событий, различает характер Наполеоновских войн 1805-1807 годов и Отечественной войны, умеет в критическую минуту подчинить личный интерес национальному (общему) интересу. Об этом свидетельствует партизанская война, отказ мужиков продавать французам фураж и продовольствие, поджог собственных домов и имущества, чтобы врагу не досталось ничего. Эгоистические поступки и корыстные устремления московского губернатора Растопчина, полковника «с Владимиром и Анной на шее» (3, 3, XVI) Берга, генерала Беннигсена, представителей петербургского светского общества, которые мнили себя героями и присвоили себе славу победы, потонули в потоке народного непоказного патриотизма. Иными словами. Толстой подчёркивает, что народ творит историю — важна не история в народе, а народ в истории. Соединение исторических событий с изображением народного характера (последний выразился в поступках простых мужиков, солдат, офицеров и аристократов Болконских, Ростовых, Безухова) сделало из «Войны и мира» национально-героическую эпопею.

Итак, «Война и мир» — одно из уникальных произведений русской и мировой литературы — обладает неповторимыми художественными особенностями, включая жанровые признаки. Являясь романом по основным признакам (через всё произведение проходит описание судеб главных героев), «Война и мир» выходит за рамки классического романа. Произведение Толстого можно назвать эпопеей, так как предметом изображения у писателя становится вся русская жизнь первой четверти XIX века (государственная внутренняя и внешняя политика, основные слои и многочисленные прослойки русского общества, их взаимоотношения, их бытовой уклад, духовная жизнь). Образы героев раскрываются не сами из себя, а связываются с общественной средой (роман), но многоплановое (эпопея) изображение этой среды, вернее, национальной жизни, оттесняет образы конкретных героев на второй план, делает их отдельными, хотя и очень яркими, представителями нации.

В «Войне и мире» присутствуют признаки исторической хроники и героической поэмы. Автор детально описывает ход Наполеоновских войн 1805-1807 годов; в общих чертах реформаторскую деятельность комитета Сперанского, очередную русско-турецкую войну (1806-1812); подробно все этапы Отечественной войны — от перехода французской армией через Неман до изгнания французов из пределов России. Толстой показывает героизм войск (Бородинское сражение, партизанская война) и нравственную красоту русского народа, когда русские солдаты, партизаны, мужики сочувствуют и помогают пленным французам. Этот незаметный, «внутренний» героизм свидетельствует о великодушии нации и поэтому чрезвычайно высоко оценивается писателем.

Строго говоря, жанры, объединённые в романе-эпопее Толстого, были уже разработаны в произведениях разных европейских и русских авторов. Французский писатель В.Гюго уже написал большой социально-психологический роман «Отверженные» (1862), в котором судьбы нескольких главных героев показаны на фоне переломных революционных событий. Шотландский писатель В.Скотт в романе «Роб Рой» (1818) изобразил героические события из истории Шотландии и активную роль в них народных масс. Русские писатели уже создали исторические романы (М.Н.Загоскин «Рославлев, или Русские в 1812 году» 1830, Ф.В.Булгарин «Пётр Иванович Выжигин, нравописательный исторический роман XIX века» 1831) и повести (А.Погорельский «Изидор и Анюта» 1828) об Отечественной войне. Философско-историческая концепция, представленная в «Войне и мире», тоже была не нова, она высказывалась, например, в философских работах Г.Гегеля, Н.Г.Чернышевского.

«Война и мир» напоминает великие научные открытия. До Д.И.Менделеева человечество накопило большие знания о каждом химическом элементе в отдельности, но Таблица химических элементов, созданная русским учёным, объединив и систематизировав эти знания, стала важнейшим научным достижением. Заслуга Толстого состоит в том, что он соединил разрозненные идеи и жанровые приёмы и создал огромное художественное полотно, которое одновременно является историческим, социальным, философским, семейным, психологическим романом-эпопеей.

Произведение, явившееся, по словам самого Толстого, результатом «безумного авторского усилия», увидело свет на страницах журнала «Русский вестник» в 1868-1869 годах. Успех «Войны и мира», по воспоминаниям современников, был необыкновенный. Русский критик Н. Н. Страхов писал: «В таких великих произведениях, как «Война и мир», всего яснее открывается истинная сущность и важность искусства. Поэтому «Война и мир» есть также превосходный пробный камень всякого критического и эстетического понимания, а вместе и жестокий камень преткновения для всякой глупости и всякого нахальства. Кажется, легко понять, что не «Войну и мир» будут ценить по вашим словам и мнениям, а вас будут судить по тому, что вы скажете о «Войне и мире».
Вскоре книгу Толстого перевели на европейские языки. Классик французской литературы Г. Флобер, познакомившись с нею, писал Тургеневу: «Спасибо, что заставили меня прочитать роман Толстого. Это первоклассно. Какой живописец и какой психолог!.. Мне кажется, порой в нем есть нечто шекспировское». Обратим внимание, что русские и западноевропейские мастера и знатоки литературы в один голос говорят о необычности жанра «Войны и мира». Они чувствуют, что произведение Толстого не укладывается в привычные формы и границы классического европейского романа. Это понимал и сам Толстой. В послесловии к «Войне и миру» он писал:
«Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».
Что же отличает «Войну и мир» от классического романа? Французский историк Альбер Сорель, выступивший в 1888 году с лекцией о «Войне и мире», сравнил произведение Толстого с романом Стендаля «Пармская обитель». Он сопоставил поведение стендалевского героя Фабрицио в битве при Ватерлоо с самочувствием толстовского Николая Ростова в битве при Аустерлице: «Какое большое нравственное различие между двумя персонажами и двумя концепциями войны! У Фабрицио - лишь увлечение внешним блеском войны, простое любопытство к славе. После того как мы вместе с ним прошли через ряд искусно показанных эпизодов, мы невольно приходим к заключению: как, это Ватерлоо, только и всего? Это - Наполеон, только и всего? Когда же мы следуем за Ростовым под Аустерлицем, мы вместе с ним испытываем щемящее чувство громадного национального разочарования, мы разделяем его волнение...»
Интерес Толстого-писателя сосредоточен не только на изображении отдельных человеческих характеров, но и на связях их между собою в подвижные и взаимосвязанные миры.
Сам Толстой, ощущая известное сходство «Войны и мира» с героическим эпосом прошлого, в то же время настаивал на принципиальном отличии: «Древние оставили нам образцы героических поэм, в которых герои составляют весь интерес истории, мы все еще не можем привыкнуть к тому, что для нашего человеческого времени история такого рода не имеет смысла».
Толстой решительно разрушает традиционное деление жизни на «частную» и «историческую». У него Николай Ростов, играя в карты с Долоховым, «молится Богу, как он молился на поле сражения на Амштеттенском мосту», а в бою под Островной скачет «наперерез расстроенным рядам французских драгун» «с чувством, с которым он несся наперерез волку». Так в повседневном быту Ростов переживает чувства, аналогичные тем, какие одолевали его в первом историческом сражении, а в бою под Островной его воинский дух питает и поддерживает охотничье чутье, рожденное в забавах жизни мирной. Смертельно раненный князь Андрей в героическую минуту «вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими руками, с готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе».
Вся полнота впечатлений мирной жизни не только не оставляет героев Толстого в исторических обстоятельствах, но с еще большей силой оживает, воскрешается в их душе. Опора на эти мирные ценности жизни духовно укрепляет Андрея Болконского и Николая Ростова, является источником их мужества и силы.
Не все современники Толстого осознали глубину совершаемого им в «Войне и мире» открытия. Сказывалась привычка четкого деления жизни на «частную» и «историческую», привычка видеть в одной из них «низкий», «прозаический», а в другой - «высокий» и «поэтический» жанр. П. А. Вяземский, который сам, подобно Пьеру Безухову, был штатским человеком и участвовал в Бородинском сражении, в статье «Воспоминания о 1812 годе» писал о «Войне и мире»: «Начнем с того, что в упомянутой книге трудно решить и даже догадываться, где кончается история и где начинается роман, и обратно. Это переплетение или, скорее, перепутывание истории и романа, без сомнения, вредит первой и окончательно, перед судом здравой и беспристрастной критики, не возвышает истинного достоинства последнего, то есть романа».
П. В. Анненков считал, что сплетение частных судеб и истории в «Войне и мире» не позволяет «колесу романической машины» двигаться надлежащим образом.
В сущности, он решительно и круто меняет привычный угол зрения на историю. Если его современники утверждали примат исторического над частным и смотрели на частную жизнь сверху вниз, то автор «Войны и мира» смотрит на историю снизу вверх, полагая, что мирная повседневная жизнь людей, во-первых, шире и богаче жизни исторической, а во-вторых, она является той первоосновой, той почвой, из которой историческая жизнь вырастает и которой она питается. А. А. Фет проницательно заметил, что Толстой рассматривает историческое событие «с сорочки, то есть с рубахи, которая к телу ближе».
И вот при Бородине, в этот решающий для России час, на батарее Раевского, куда попадает Пьер, чувствуется «общее всем, как бы семейное оживление». Когда же чувство «недоброжелательного недоумения» к Пьеру у солдат прошло, «солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой».
Толстой безгранично расширяет само понимание исторического, включая в него всю полноту «частной» жизни людей. Он добивается, по словам французского критика Мельхиора Вогюэ, «единственного сочетания великого эпического веяния с бесконечными малыми анализа». История оживает у Толстого повсюду, в любом обычном, «частном», «рядовом» человеке своего времени, она проявляется в характере связи между людьми. Ситуация национального раздора и разобщения скажется, например, в 1805 году и поражением русских войск в Аустерлицком сражении, и неудачной женитьбой Пьера на хищной светской красавице Элен, и на чувстве потерянности, утраты смысла жизни, которое переживают в этот период главные герои романа. И наоборот, 1812 год в истории России даст живое ощущение общенационального единства, ядром которого окажется народная жизнь. «Мир», возникающий в ходе Отечественной войны, сведет вновь Наташу и князя Андрея. Через кажущуюся случайность этой встречи пробивает себе дорогу необходимость. Русская жизнь в 1812 году дала Андрею и Наташе тот новый уровень человечности, на котором эта встреча и оказалась возможной. Не будь в Наташе патриотического чувства, не распространись ее любовное отношение к людям с семьи на весь русский мир, не совершила бы она решительного поступка, не убедила бы родителей снять с подвод домашний скарб и отдать их под раненых.

Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] Эсалнек Асия Яновна

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»

Не менее заметный след, чем Ф.М. Достоевский, оставил в русской и мировой литературе Л.Н. Толстой, вершиной творчества которого по праву признана «Война и мир». Это произведение издавна именуют не просто романом, а романам – эпопеей, что вполне справедливо. На то есть два основания: величина, масштаб, объем изображаемых действий и событий, а кроме того – характер событий, развертывающихся, начиная с третьего тома (всего в книге четыре тома). Все отношения персонажей и события исторического плана протекают в атмосфере войны с Наполеоном, войны отечественной, освободительной, народной, в отличие от кампаний 1806–1809 годов, участниками которых были и Андрей Болконский, и Николай Ростов и другие герои романа. Война 1812 года по меркам не только того, но и нашего времени, была грандиозным потрясением для всей России. Она унесла массу жизней, разорила жилища, искалечила судьбы, уничтожила значительную часть Москвы, горевшей в течение нескольких дней. Все это показал Толстой введением огромного количества действующих лиц – дворян, крестьян, военных, партизан, французов и т. д. Он же сумел передать драматический колорит того периода, который ощущался и осознавался разными участниками событий – от Кутузова и императора Александра до простого солдата. Стоит вспомнить сцены отступления армии, бегства населения, пожара Москвы, пленения русских, переживаний главнокомандующего, который, узнав об уходе французов из Москвы, понял, что «спасена Россия», и потому всячески старался уберечь свою армию от излишних потерь. Таким образом, причастность всех россиян, так или иначе показанных в «Войне и мире», к событиям 1812 года окрасила повествование Л.Н. Толстого в драматические тона и вместе с тем придала ему эпопейно-героический характер.

К этим россиянам принадлежали и главные герои Толстого, знакомство с которыми состоялось задолго до этой войны, а расставание произошло через семь лет после ее окончания. Следовательно, временные рамки повествования составили в целом около пятнадцати лет. Оправдан ли такой срок ведения действия и о чем он говорит?

Дело в том, что если бы речь шла о массе действующих лиц, даже таких как старшие Ростовы, их дочь Вера, Берг, Друбецкой, князь Василий, Элен, Анна Шерер и другие, то указанный разворот сюжета был бы необязателен. Все они, добрые и злые, умные и глупые, – весьма ординарны, обычны, неизменны и постоянны в своих привычках, склонностях, мыслях о жизни. Поэтому для выяснения общего уклада их жизни, стиля мышления и способа существования не потребовалось бы столь длительного времени.

Но в их среде, представленной огромным количеством персонажей, выделены и выведены на передний план всего четверо героев – Андрей Болконский, Пьер Безухо в, Наташа Ростова и княжна Марья Болконская. Изображение их судеб и определяет временные границы повествования, которое начинается как роман и кончается как роман, позволяя ввести в свои рамки несчетное количество персонажей, оказавшихся причастными к событиям 1812 года и тем самым к судьбам ведущих героев. Выделением этих героев Толстой демонстрирует свои симпатии к подобному типу людей, но при этом подчеркивает, что даже потенциально значительному, духовно одаренному человеку необходимы долгое время и масса испытаний, чтобы найти себя, обрести спокойствие – внешнее и внутреннее.

В чем причина его симпатий? В духовных возможностях, в содержании внутреннего мира, в интеллекте, культуре, эмоциональном богатстве. Князя Андрея отличает постоянная потребность думать, знать, читать, осознавать, что происходит вокруг и с ним самим. Он не вписывается ни в какой круг. Когда ему хочется высказать свои мысли, он готов доверить их только Пьеру, который значительно моложе его. Пьера он характеризует Наташе как единственно умного, доброго, уважаемого и надежного человека и друга. Пьер тоже начитан, интеллектуален, озабочен делами и идеями, которые далеко не всегда ему удаются, не успокоен, но, в отличие от своего эмоционально холодного друга, мягок, доверчив, отзывчив и до бесконечности добр. Его любят все, кроме его жены Элен и ее чопорного окружения, ему рады во всех домах, привязанность к нему окружающих – стихийная награда его нравственным качествам.

Различия между характерами друзей становятся источником их размолвки, холодности, отчуждения. Эти же различия объясняют разные отношений с Наташей. Пьер любит ее глубоко и безотчетно. Андрей приходит к пониманию ее душевного склада через ощущение смерти.

А Наташа? По словам князя Андрея, она была единственной в своем роде в светском обществе. Ее прелесть зафиксировал даже его холодный, рассудочный ум, отметив непосредственность, открытость, эмоциональную наполненность, жажду счастья. В момент их знакомства он не мог еще оценить ее доброты, чуткости, умения понять чужое горе, порадоваться чужому счастью. Такой ее видел Пьер, такой она оказалась в семейной жизни – беспредельно преданной мужу, гордящейся им, погруженной в любовь к семье. Признаком ее, как и Пьера, человеческого обаяния была любовь к ним Николеньки Болконского, не любившего дядю Николая (Ростова).

В чем истоки духовности толстовских героев? Во многом – в семье. От атмосферы в семье, особенно такой, как семья Ростовых или Болконских, зависит становление личности. В петербургской среде всякие порывы и возможности могут быть задушены этикетом, нормой, фальшивостью отношений.

Но выделяя всего трех-четырех героев, Толстой наводит на мысль, что личностные возможности заложены в самой индивидуальности. В благополучной патриархальной семье Ростовых Наташа не похожа на Веру и даже Николая. В семье Болконских все сами по себе. А Пьер сформировался как личность вообще вне семейных традиций, не случайно его нравственный путь был длиннее и сложнее.

Немалый срок, отпущенный героям, позволяет осознать и им самим, и автору, и читателям их жизненно-духовный итог В ходе их жизни было много потерь и разочарований – смерть графа Ростова, Пети, старого князя Болконского, самого Андрея, разорение Ростовых, потеря половины состояния Пьером, дыхание смерти во время казни на Ново-Девичьем поле, плен, болезнь и многое другое. А обретения? Устойчивая жизненная позиция, радость встречи друге другом, понимание ценности жизни и семейного счастья. Ощущение и героями, и автором, и читателями нравственного итога – это и есть наличие монологизма, без которого не существует ни один роман. Только монологизм, то есть положительно значимый итог, не всегда лежит на поверхности, он может быть глубоко затаен, потому что формы прозрения, обретения, самопознания могут быть самыми разными.

За время жизненного пути настроения толстовских героев не были одинаковыми, а поступки однозначно разумными. Не раз возникали драматические ситуации, переживания, страдания, горькие мысли и чувства, но они не выливались в страшные диссонансы, метания, всплески противоречий, борьбу разнонаправленных сил в сознании и поступках, как у героев Достоевского. Поэтому психологизм в романе Толстого всепроникающий, постоянно функционирующий, но не бросающийся в глаза, фиксирующий большей частью состояние героев, но не скрытые импульсы их поведения, обнажающий динамику внутреннего мира, но без внезапных взрывов, переходов, катаклизмов.

Таким образом, ситуация толстовского романа очень напоминает таковую в пушкинском. Только там многочисленные персонажи были лишь названы, а здесь они получили право голоса, место и время для проявления своего характера. Принцип выделения героев по признаку духовности, нравственного обаяния тоже сближает этих писателей. «Войной и миром» не исчерпывается и не завершается русская романная традиция. Сам Толстой еще напишет «Анну Каренину» и «Воскресение».

XX век принципиально изменил «романную карту» Европы. Мы не обращались к западноевропейской литературе, ибо это не входит в задачи данного пособия. Но нельзя не отметить, что до конца XIX века пути развития романа в России и Западной Европе в самых общих чертах были сходными. С конца XIX века эти пути явно расходятся. Рубеж двух веков изменил общую ситуацию в мире – это было зафиксировано самыми разными мыслителями. При этом характер изменений в России и Западной Европе был неодинаков. Основным показателем изменений в Европе стало, как говорил немецкий философ Ницше, «исчезновение богов», то есть неверие во всякие положительные ценности, в прогресс, в разум. Это проявилось во многих романах и сказалось во все более заметном отчуждении героя от мира. Символом такого героя стал персонаж, названный А. Камю «посторонним» (повесть «Посторонний»).

В русской литературе начиная с 20-х годов XX века в романе все чаще появляется героическая личность, поскольку сама ситуация в стране на протяжении нескольких десятилетий воспринималась как героическая, то есть воплощающая становление общества нового типа – социалистического. Отсюда господствующее мироощущение – оптимистическое, рациональное, а его носитель – человек сильный, твердый, убежденный в своей правоте. Таковы герои многих романов о строительстве новой жизни. Однако и в русской литературе тех лет рядом с героем-оптимистом был и такой, который ощущал драматизм того периода. Это и Григорий Мелехов из «Тихого Дона» М А Шолохова, и герои М.А. Булгакова, А.П. Платонова, Б.Л. Пастернака, B.C. Гроссмана. Особое место в развитии русской романистики второй половины XX века занял роман Б.Л, Пастернака «Доктор Живаго»-. В нем фактически впервые русский читатель встретился с героем духовно богатым, интеллектуальным, глубоко нравственным, но не способным понять и осознать значение перемен, которые произошли в России после 1917 года и не обладающим ни силой воли, ни жизнеспособностью, чтобы выдержать поединок с историей. Ему хочется спрятаться от кипящих в стране политических битв. Знаменательно, что и антипод доктора комиссар Антипов-Стрельников, обладавший и волей, и верой, и целеустремленностью, тоже оказался не в числе победителей, а в числе тех, кто заплатил своей жизнью за участие в переделке страны. Итак, всюду, где есть интерес к человеку как к личности с определенным уровнем самосознания, там есть почва для романа. Поэтому роман всегда сохранит свои позиции, поскольку интерес к личности не исчезнет ни из сознания писателей, ни из сознания читателей.

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

«Война и мир» (Роман-эпопея) Пересказ

Из книги История русского романа. Том 2 автора Филология Коллектив авторов --

ГЛАВА VII. «ВОЙНА И МИР» И «АННА КАРЕНИНА» ЛЬВА ТОЛСТОГО (Е. Н.

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

П.В. Анненков Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.H. Толстого «Война и

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев

Из книги Перекличка Камен [Филологические этюды] автора Ранчин Андрей Михайлович

34. Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может,

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

35. Пути исканий князя Андрея в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же

Из книги автора

36. Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь

Из книги автора

37. Пьер Безухов – герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в

Из книги автора

38. Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман-эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805-1807 гг.

Из книги автора

39. Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в

Из книги автора

40. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть

Из книги автора

41. Семья Болконских и Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно»,

Из книги автора

42. Партизанская война в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были

Из книги автора

Трансформация героического в «Войне и мире» Л.Н. Толстого: отечественная война 1812 года В «Войне и мире» Л.Н. Толстого привычные представления о героическом поведении подвергнуты «остранению», признанные герои, ставшие мифологизированными фигурами-символами, сброшены

Из книги автора

Реализм толстого в изображении войны 1812 года в романе «Война и мир» I. «Героем моей повести была правда». Толстой о своем взгляде на войну в «Севастопольских рассказах», ставшем определяющим в изображении войны в его творчестве.II. Характер изображения войны в

Из книги автора

Красовский В. Е Роман-эпопея «Война и мир» Творческая история романа-эпопеи необычайно сложна. «Война и мир» – итог подвижнического шестилетнего труда (1863–1869). Сохранилось множество вариантов, черновых набросков, объем которых значительно превосходит основной текст



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы