Про деток, от рождения до школы

Каким образом, кто и на основании каких симптомов и результатов каких исследований ставит диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания/гиперактивности)? Как отличить просто активного и непоседливого ребенка от гиперактивного? Каким образом понять, в каком случае в плохом и неуправляемом поведении ребенка виновата физиология - практически неуловимые изменения в работе головного мозга, а в каком - недостатки нашего воспитания и неправильное отношение к своему собственному ребенку? Как понять - он сходит с ума потому, что не может совладать с собой, или потому, что ему отчаянно не хватает нашей любви и в своем асоциальном поведении он видит единственный способ воззвать к нам: мама! папа! мне плохо, я одинок, помогите мне, любите меня!..

Г.Н. Монина в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания, дает следующее определение СДВГ - это «комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаться в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля».


Такие характеристики, как невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, присущи любому ребенку, особенно если речь идет о единственном и слегка избалованном мамушками и бабушками чаде. Но основное отличие ребенка гиперактивного от обычного ребенка, которому скучно или дискомфортно или просто такое настроение сегодня, заключается в том, что гиперактивный ребенок такой всегда, везде и в любом окружении: и дома, и в школе, и с друзьями. Он просто не может быть иным. Это не его вина - такова конституция его психики. Он не в состоянии владеть и управлять ни своими эмоциями, ни как следует управлять своим телом (наблюдения свидетельствуют о том, что три четверти таких детей страдают диспраксией, попросту говоря - неуклюжестью). Его нельзя ругать за это. Применение жестких воспитательных мер только усугубит чувство собственной неполноценности, неуравновешенность и вспыльчивость, и без того присущие детям с СДВГ.


Несмотря на то что первые симптомы СДВГ могут проявляться уже с самого рождения ребенка (повышенный мышечный тонус, плохой сон, постоянное срыгивание большого количества пищи), проблемы с таким ребенком начинаются, как правило, в детском саду и становятся наиболее заметными в начальной школе. Это связано с тем, что, попадая в детский коллектив, ребенок вынужден подчиняться общим правилам, тихо себя вести, владеть своими эмоциями, концентрировать свое внимание на учебных занятиях, которые далеко не всегда бывают интересными. Плюс к этому добавляется стресс, связанный с изменением привычной обстановки и необходимостью контактировать с большим количеством людей, на что ребенок, страдающий СДВГ, просто не способен.

И если детский сад все-таки предполагает еще некоторую свободу в выборе активности, то начальная школа строго регламентирует как продолжительность и интенсивность, так и выбор видов деятельности. Учебная деятельность представляет собой большую трудность для детей, чья способность концентрировать свое внимание и управлять своим поведением нарушена.

Нарушения, позволяющие предположить наличие у ребенка гиперактивности, делятся на три группы: дефицит внимания, двигательная расторможенность и импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующую схему наблюдения за ребенком с целью выявления возможных признаков гиперактивности.

Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других - нет.)

Согласно П. Бейкеру и М. Алворду, если в возрасте до 7 лет постоянно (на протяжении более полугода) проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

В России психологи традиционно выделяют следующие признаки, являющиеся симптомами наличия СДВГ у ребенка:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки объединяются в те же самые три группы:

  • чрезмерная двигательная активность;
  • импульсивность;
  • отвлекаемость-невнимательность.

Несколько отличается только цифра необходимого наличия признаков. Российские специалисты считают диагноз правомерным, если у ребенка в течение шести месяцев наблюдают по меньшей мере восемь симптомов из вышеприведенного списка.

Наличие у ребенка данных признаков не является достаточным основанием для постановки диагноза. Это - лишь причина для проведения дополнительного обследования у соответствующих специалистов. К сожалению, практикующие психологи отмечают тот факт, что нередко ярлык «гиперактивность» приклеивается сотрудниками общеобразовательных учреждений любому неудобному ребенку и служит своего рода прикрытием для нежелания или отсутствия у педагога опыта или возможности должным образом организовывать работу с детьми.

Поэтому еще раз повторяем - ни педагог, ни родители, ни школьный психолог или психолог в детском саду не могут самостоятельно, без специальных диагностических исследований и консультаций с неврологом и психоневрологом поставить диагноз «гиперактивность». Поэтому если после проведения очередной серии тестов или просто после очередной выходки вашего чада педагог, психолог или администрация дошкольного учреждения или школы вызывают вас и «ставят» вашему ребенку диагноз «гиперактивность», то вы имеете все основания усомниться в их профессиональной компетенции. Максимум, что они могут сделать, - это посоветовать вам обратиться к специалисту. Причем нужно заметить, что данная консультация является делом абсолютно добровольным!

Другими словами, никто - ни директор или администрация школы, ни психолог, ни воспитатели или учителя, ни родители других детей - не имеют права требовать от вас обязательного прохождения медицинского освидетельствования или исследования. С другой стороны, ни психолог, ни учитель или воспитатель, ни директор школы или заведующий садика не имеют права сообщать другим детям или их родителям результаты психологических тестов или любых других медицинских исследований, проведенных в учебном учреждении, другим детям, их родителям, ни кому бы то ни было еще, кроме законных представителей несовершеннолетнего ребенка. Это - нарушение медицинской тайны.

В случае же, если психолог или классный руководитель в корректной форме информируют вас о наличии проблем с поведением и концентрацией внимания у вашего ребенка, идеально начать с подробной и доверительной консультации с хорошим педиатром, которому вы доверяете и который поможет вам разработать план дальнейших исследований, посоветует хорошего невролога и, в случае необходимости, психоневролога. И только после получения результатов диагностических исследований, по совокупности мнений нескольких врачей (как минимум - педиатр и невролог), ставится диагноз СДВГ.

Мы рассмотрели признаки, на основании которых специалисты дошкольного учреждения или школы могут заподозрить наличие у ребенка диагноза СДВГ. Однако как выглядит гиперактивный ребенок в быту, когда, видя такое поведение, родители могут сами решить, что им необходимо показать ребенка специалисту?

Прежде всего, необходимо разобраться с возрастными границами. Хотя на сегодняшний день не существует четкого понимания - когда и в каком возрасте можно с уверенностью ставить диагноз СДВГ, все-таки большинство специалистов сходятся на том, что можно выделить два периода, когда признаки данного заболевания наиболее ярко проявляются: это возраст с 5 (старшая группа детского сада) приблизительно до 12 лет и второй период - начиная с периода полового созревания, то есть примерно 14 лет.

Данные возрастные границы имеют свое психологическое обоснование - синдром дефицита внимания с гиперактивностью принято считать одним из так называемых пограничных состояний психики. То есть в обычном, спокойном состоянии это один из крайних вариантов нормы, однако достаточно малейшего «катализатора» для того, чтобы вывести психику из нормального состояния, и крайний вариант нормы превратился уже в некоторое отклонение. «Катализатором» для СДВГ является любая деятельность, требующая от ребенка повышенного внимания, концентрации на одном и том же виде работы, а также любые гормональные изменения, происходящие в организме ребенка.

Старшая группа детского сада - это уже фактически начало учебы в школе - здесь появляются и регулярные занятия, и домашние задания, и необходимость в течение определенного отрезка времени заниматься не всегда интересным делом, и умение сдержанно вести себя во время урока (20- 30 минут), умение ограничивать свою двигательную активность и соотносить свои желания с тем, что происходит в классе. Все это повышает нагрузку на способность концентрации внимания, недостаточно сформированную у ребенка с СДВГ.

Есть еще одна причина, по которой серьезные специалисты предпочитают ставить диагноз СДВГ не ранее пяти-шести лет, - одним из основных критериев синдрома дефицита внимания является наличие нарушений обучения, а установить их можно не ранее указанного возраста, когда ребенок психологически и физиологически должен быть готов к учебной деятельности.

Период же полового созревания характеризуется общей неустойчивостью характера ребенка, причиной которой является «гормональный бум», происходящий в организме ребенка. Поэтому неудивительно, что ребенок с СДВГ, и без того имеющий склонность к неустойчивому и непредсказуемому поведению, оказывается в более сложной ситуации, нежели его сверстники.

Тем не менее, несмотря на то что диагноз СДВГ редко ставится совсем маленьким детям, специалисты считают, что существует ряд признаков, позволяющий предположить склонность ребенка к данному заболеванию еще в самом раннем детском возрасте. По мнению некоторых специалистов, первые проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития ребенка, то есть наиболее ярко проявляются в 1-2 года, 3 года и 6-7 лет.

Дети, склонные к СДВГ, часто еще в младенчестве имеют повышенный мышечный тонус, испытывают проблемы со сном, особенно с засыпанием, крайне чувствительны к любым раздражителям (свет, шум, наличие большого количества незнакомых людей, новая, непривычная ситуация или обстановка), во время бодрствования часто чрезмерно подвижны и возбуждены.

Уже в три-четыре года родители замечают, что их ребенок не способен долгое время сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности: он не может дослушать до конца любимую сказку, долгое время играть с одной и той же игрушкой - только взяв в руки одну, он тут же ее бросает и хватается за следующую, его деятельность носит хаотический характер. (Чтобы у вас не возникало искушение поспешно записать свое чересчур активное чадо в ряды гиперактивных детей, считаю своим долгом еще раз напомнить, что все симптомы, о которых мы говорили и еще будем говорить, должны носить постоянный характер, то есть проявляться в течение долгого времени (не менее шести месяцев) и проявляться в ЛЮБОЙ ситуации, вне зависимости от настроения, расположения духа ребенка, наличия в зоне видимости бабушек и других личностей, перед которыми сам Бог велел покапризничать и показать свой характер во всей красе.)

С началом систематических занятий в старшей группе детского садика или в начальной школе родители могут заметить, что их ребенок крайне неусидчив, очень подвижен, не способен контролировать свою двигательную активность, сосредотачиваться на одной деятельности. Причем характерно, что поначалу такие дети искренно стараются сделать так, как их просят взрослые, но они просто не в состоянии выполнить их требования.

Необходимо отметить, что гиперактивность не подразумевает отставания в интеллектуальном развитии ребенка, то есть это значит, что наличие у вашего ребенка гиперактивности не означает обязательного отставания в умственном развитии. Наоборот, часто дети с СДВГ отличаются довольно высокими интеллектуальными способностями. Однако для умственной деятельности гиперактивного ребенка характерна цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-10 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут.

Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной активности. Когда учитель требует, чтобы ученики сели прямо и не отвлекались, то для гиперактивного ребенка эти два требования вступают в явное противоречие. Когда гиперактивный ребенок думает, ему необходимо совершать какие-то движения - например, качаться на стуле, стучать карандашом по столу, что-то бормотать себе под нос. Если он перестает двигаться, то он как бы впадает в ступор и теряет способность думать. Неподвижность - неестественное состояние для гиперактивного ребенка, и ему требуется сосредоточить все свои умственные, психические и физические способности на том, чтобы сознательно оставаться спокойным. Ни о чем другом в этот момент он думать не в состоянии.

Кроме неусидчивости и неспособности сконцентрироваться такие дети могут страдать недостаточностью речевого развития, дислексией, отсутствием любознательности (вследствие невозможности испытывать сколь-либо длительный интерес к любому виду деятельности), неуклюжестью, недостаточной развитостью тонкой моторики (способности совершать мелкие точные движения), сниженным интересом к приобретению интеллектуальных знаний. Н.Н. Заваденко отмечает, что многие дети с диагнозом СДВГ имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счета.

Все это делает неудивительным тот факт, что очень быстро такие дети абсолютно теряют интерес к обучению в школе, необходимость посещения занятий становится для них тяжкой обязанностью, они быстро приобретают славу хулиганов, в подростковом возрасте могут увлечься асоциальными видами деятельности, у них быстро вырабатывается пристрастие к различным вредным привычкам.

Таким детям трудно сходиться со своими сверстниками, поскольку в повседневном поведении им свойственны непоследовательность, импульсивность, непредсказуемость.

Никто никогда не может предсказать, что сделает гипердинамичный ребенок, прежде всего потому, что он сам этого не знает. Такой ребенок всегда действует спонтанно, словно под воздействием какого-то наития, и хотя он никогда сознательно не желает никому зла и не желает сделать какую-нибудь шалость или глупость, но чаще всего его поступки имеют разрушительные последствия, которые искренне огорчают самого виновника происшествия.

Такой ребенок почти никогда не обижается, когда его наказывают, в силу особенностей своего мышления он просто не способен долго концентрироваться ни на чем, на обидах - в том числе, поэтому он редко обижается, не помнит и не держит зла, даже если с кем-то ссорится, то тут же мирится и забывает о ссоре. Однако, несмотря на данные положительные черты характера, гипердинамичный ребенок часто бывает несдержанным, раздражительным, подвержен частой и кардинальной смене настроений, не умеет управлять своими действиями во время любой коллективной деятельности (например, во время игры или учебных занятий).

Импульсивность часто толкает ребенка на агрессивные или деструктивные поступки - в приступе гнева он может разорвать тетрадку обидевшего его соседа, сбросить на пол все его вещи, вытряхнуть на пол содержимое портфеля. Именно про таких детей сверстники говорят, что «он же бешеный».

Гипердинамичные дети редко становятся лидерами, но если уж это происходит, то компания, ведомая ими, находится в состоянии постоянной бури, шока и стресса.

Все это делает их если и не нежелательными членами детского коллектива, то весьма непростыми для жизни в обществе, осложняет взаимодействие со сверстниками в детском саду и школе, а дома - с родными, особенно - с братьями-сестрами и родителями (бабушки-тетушки, как правило, принимают своих внуков без всяких условий, такими, какие они есть, и все силы посвящают тому, чтобы нещадно баловать свое дитятко, «безжалостно воспитываемое родителями»).

Дети с диагнозом СДВГ склонны к состояниям эмоциональной напряженности, они очень остро переживают свои трудности и неудачи. Поэтому неудивительно, что у них «легко формируются и фиксируются негативная самооценка и враждебность ко всему связанному со школьным обучением, протестные реакции, неврозоподобные и психопатоподобные расстройства. Эти вторичные расстройства усугубляют картину, усиливают школьную дезадаптацию, ведут к формированию негативной «Я-концепции» ребенка.

Развитие вторичных нарушений в значительной степени зависит от среды, которая окружает его, определяется тем, насколько взрослые способны понять трудности, возникающие из-за болезненно повышенной активности и эмоциональной неуравновешенности ребенка, и создать условия для их коррекции в атмосфере доброжелательного внимания и поддержки».

Родителям также необходимо знать и помнить о такой особенности детей с СДВГ - как правило, у них существенно снижен болевой порог и они практически лишены чувства страха, что в совокупности с импульсивностью и неконтролируемостью поведения является опасным для здоровья и жизни не только самого ребенка, но и для детей, которых он может втянуть в непредсказуемые забавы.

Еще одной проблемой, кроме проблем, возникающих непосредственно с общением и организацией школьной деятельности, является проблема нервных тиков. Часто у детей с СДВГ появляются подергивания и тики.

Тик представляет собой внезапное, отрывистое, повторяющееся движение, охватывающее различные мышечные группы. Напоминает нормальное координированное движение, варьируется по интенсивности и отличается отсутствием ритмичности. Тик легко поддается имитации, всегда очень заметен, поэтому, как правило, детей, страдающих приступами тика, часто дразнят сверстники, повторяя нервные подергивания ребенка. Особенностью тика является то, что чем больше человек напрягает мышцы, чтобы не дать им двигаться, тем более интенсивным и продолжительным становится приступ тика.

Помочь ребенку в данном случае вы можете, действуя в двух направлениях:

  1. научить его простейшим приемам расслабления мышц - именно расслабление напряженной мышцы может иногда помочь и остановить тик;
  2. внушить ему то, что в его тике нет ничего страшного - это просто особенность его организма, и по возможности объяснить, что дразнят того человека, который реагирует ожидаемым образом - взрывается, лезет в драку или, наоборот, убегает или бросается в слезы.

Научите ребенка относиться к себе с чувством юмора - это непросто, но единственный способ пережить насмешки сверстников (а они обязательно будут, дети иногда бывают крайне жестоки) без ущерба своей психике - это научиться смеяться над собой вместе с другими. Смех - это единственная неожиданная реакция, которая, как правило, не доставляет радости тому, кто дразнится, поэтому дразнить человека, который сам же над собой и смеется, - неинтересно и скучно.

Кроме всех вышеперечисленных неприятностей, многие дети с СДВГ жалуются на частые головные боли (ноющие, давящие, сжимающие), сонливость, повышенную утомляемость. У некоторых наблюдается энурез (недержание мочи), причем не только ночью, но и днем.

Таким образом, вы видите, что для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью характерны не только изменения в поведении ребенка, но и проблемы чисто физиологического характера, изменения в состоянии его физического здоровья.

Поэтому еще и еще раз подчеркиваем, что диагноз - СДВГ - может ставить только специалист, причем специалист, имеющий медицинское образование, а не окончивший по совместительству сразу несколько вузов, в том числе и один - психологический. Относитесь внимательно к тому, кто и какие диагнозы ставит вашему ребенку. Диагноз СДВГ, неправомерно поставленный, может стать причиной серьезных неприятностей в жизни вашего ребенка и своего рода «клеймом», от которого непросто будет избавиться.

Признаки гиперактивности встречаются в разной мере у всех детей. Кто из родителей не сталкивался с поведением своего малыша, при котором появляется избыточная подвижность, непослушность, крики, неконтролируемое поведение, невнимательность, болезненное упрямство, вспышки импульсивной агрессии? При этом ребенок может быть неуверен в себе, боязлив и закомплексован.

Наша задача разобраться, чем вызывается такое состояние, когда оно остается в рамках нормы, а когда выходит на уровень болезни. Также попробуем дать некоторые рекомендации о том, что делать родителям, если у них гиперактивный ребенок.

Каждый ли возбудимый ребенок болен?

В 80-х годах прошлого столетия это состояние у детей получило отдельное название – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В классификации нервных и психических болезней оно было отнесено к гиперкинетическим расстройствам. Основной поведенческий признак синдрома – неспособность к концентрации, самоконтролю.

Далеко не каждый малыш, ведущий себя как проказник, относится к категории гиперкинетиков. У некоторых непослушность, упрямство, повышенная подвижность с бьющей через край энергией следствие характера. С такими детьми нужно просто правильно учиться вести себя, а не постоянно их одергивать, это может вызвать негативную ответную реакцию.

Признаки гиперактивного ребенка

Признаки повышенной активности у ребенка проявляются не сразу. До 2-3 лет ребенок может вести себя обычно и даже быть чрезмерно спокойным. Проявления СДВГ у детей развиваются постепенно. Часто родители не уделяют им должного внимания и обращаются за помощью, когда ребенок попадает в воспитательное заведение уже с явными проблемами.

Обратите внимание: чем позже отмечаются болезненные проявления, тем тяжелее бороться с нарастающими признаками болезни.

Развивающуюся гиперактивность у детей можно заподозрить, если развивается:

  • – длительное и беспокойное засыпание, вскрикивания и движения в кровати, разговоры, частые просыпания, плач, недосыпание;
  • днем повышенная суетливость, неусидчивость, неспособность доводить до конца начатое дело, излишнее беспокойство;
  • неустойчивость (лабильность) эмоциональной сферы, вспышки импульсивности;
  • игнорирование просьб родителей, неадекватное поведение;
  • болезненная забывчивость, невнимательность, отсутствие сосредоточения на деятельности, склонность к разбрасыванию вещей;

Любой вид деятельности вызывает у ребенка проблемы.

Причины гиперактивности и синдрома дефицита внимания

Повышенная возбудимость часто наблюдается у детей, родители которых сами обладают холерическим складом характера и темперамента. Дети часто просто копируют поведение взрослых в своей семье, в более утрированной и сильной форме.

Если речь идет о СДВГ, то отмечается генетическая предрасположенность передачи этого заболевания.

Обратите внимание: около 30% родителей гиперактивных детей сами в детстве болели этой патологией.

Факторами, провоцирующими развитие гиперактивности могут быть:


Определение синдрома гиперактивности у детей

Выявить у ребенка болезнь может только специалист – детский психиатр, психолог.

Анализируя жалобы и осматривая ребенка, врач уточняет у родителей:

  • особенности протекания беременности;
  • возможные имеющиеся заболевания, как самой матери, отца, так и малыша;
  • варианты поведения маленького пациента дома, в общественных местах.

Затем доктор осматривает ребенка, беседует с ним, оценивает его реакции, уровень развития, поведенческие тонкости. Признаки расстройства обобщаются, и выносится предварительное суждение о возможном наличии болезни.

Обследование дополняется специальными методами диагностики, а также консультациями других специалистов (психолога, невропатолога, эндокринолога, терапевта).

Детям более старшего возраста (5-6 лет) предлагаются психологические тесты, оценивающие способности к вниманию, усидчивости, логическому мышлению и т.д.

Дополнительные исследования включают безопасные в плане здоровья - магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию, реографию.

После прохождения полного обследования врач определяет наличие, или отсутствие заболевания. Затем составляется план лечения.

Как протекает синдром гиперактивности

Родители в большинстве случаев не заостряют внимание на болезненном поведении малыша, считая, что он «перерастет» со временем. Обращаются за помощью, когда болезнь уже в развитой стадии и проявления ее невозможно не заметить.

В коллективах детских садов патология только начинает заявлять «свои права». А вот когда ребенок попадает в школу, синдром гиперактивности проявляется во всей своей силе. Учебная деятельность требует определенной организации занятий, как раз того, к чему маленький школьник не готов.

Неадекватное поведение на уроке, сверхподвижность и невозможность к концентрации внимания делает процесс учебы невозможным. Дети с гиперактивностью постоянно требуют контроля учителем, так как сосредоточить внимание ученика на теме невозможно, он постоянно отвлекается и занимается своими делами, сказывается болезненный дефицит внимания. Квалификации и терпения педагога не всегда хватает, чтобы совладать с деструктивным вариантом поведения. Формируется ответная реакция – агрессивность ребенка.


Обратите внимание:
система образования не адаптирована к занятиям детей, страдающих СДВГ. Развитие гиперактивных детей всегда отстает от сверстников. Учителя не могут подстраиваться под развивающуюся болезнь ученика, и это приводит к развитию конфликтной ситуации.

Гиперактивный ребенок в школе зачастую подвергается насмешкам и издевательствам одноклассников, испытывает проблемы общения. С ним не хотят играть и дружить. Это вызывает повышенную обидчивость, встречные вспышки агрессии, рукоприкладства. Склонность таких детей к лидерству из-за неспособности быть таковым порождает понижение самооценки. Со временем может сформироваться замкнутость. Все ярче развиваются выраженные психопатические жалобы. Родителям ничего не остается, как наконец-то отвести маленького ученика к специалисту.

В домашних условиях надо помнить главное: дети часто зеркально отражают модель поведения взрослых. Поэтому, если у малыша имеется синдром гиперактивности, в доме должны преобладать спокойная и дружественная атмосфера. Не следует громко кричать и выяснять на повышенных тонах между собой отношения.

Ребенку надо уделять достаточно внимания. Гулять с ним много на свежем воздухе, особенно полезны лес, сбор грибов, рыбалка, семейные туристические походы. Не следует посещать шумные мероприятия, которые будут перевозбуждать болезненную психику. Необходимо правильно формировать фон жизни. Дома должна звучать успокаивающая музыка, не должен кричать телевизор. Не следует устраивать шумные праздники, особенно сопровождающиеся распитием алкоголя.

Важно: в случае перевозбужденного состояния не следует кричать на страдающих детей, бить их. Как же успокоить ребенка? Следует найти слова утешения, обнять его, пожалеть, выслушать молча, увести в другое место. Каждый родитель должен найти индивидуальный подход. Лучше отца и матери никто не справится с этой задачей.

Каждый маленький пациент, которого приводят на консультацию к специалисту, индивидуален, поэтому не может быть никаких строгих правил коррекции его поведения. Необходимо учитывать все имеющиеся тонкости характера и условий, окружающих больного. Тем не менее, существуют общие положения, от которых необходимо отталкиваться при воспитательном и лечебном процессе.

  1. О создании запретов . Дефицит внимания и гиперактивность детей проявляется в категорическом отрицании и неприятии ими запретов. В этом случае главное правило, формирующее правильное отношение к пониманию запрещения заключается в отсутствии употребления слова «нет» и «нельзя». Вместо них надо строить фразу таким образом, чтобы в ней предлагалось активное действие, а не запрещающая формулировка. К примеру, чтобы не говорить «Не прыгай по кровати», следует сказать «Давай попрыгаем вместе» и снять ребенка на пол, затем переключить его на другую деятельность, постепенно успокаивая.
  2. Контроль времени . Дети с СДВГ часто неспособны самостоятельно правильно ощущать время. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы они выполняли задания, укладываясь в нормативы. Необходимо правильно замечать и исправлять случаи чрезмерного переключения внимания. Без насилия возвращать ребенка к поставленной цели.
  3. Последовательность заданий . Гиперактивность провоцирует у детей невнимательность, рассеянность. Важно помнить, что данные за один раз несколько заданий могут просто не восприниматься ребенком. Воспитателям следует самостоятельно контролировать динамику процесса и получения новых заданий.
  4. Конкретика выполнения . Болезненные изменения при гиперактивности не дают маленьким пациентам соблюдать логические мыслительные цепочки, также страдает абстрактное мышление. Для облегчения понимания следует не перегружать смысловыми перегрузками предложения и фразы, из которых формируется задание.

О детских играх

Игры гиперактивных детей дошкольного возраста должны отталкиваться от двух важных идей.

Первая – игровое время должно служить нормальной эмоциональной и физической разрядкой. Для этого ребенку необходимо достаточное игровое пространство. Игра должна ненавязчиво направляться в конструктивное русло.

Вторая идея предусматривает создание спокойной фазы, во время которой необходимо провести переосмысление игровой деятельности, затем после короткой паузы продолжить ее. Важно, перед окончанием воспользоваться моментом физической усталости и попытаться переключить малыша на конструктивную деятельность, но без тени принуждения.

Детям более старшего возраста очень полезно занятие спортом. Необходимо правильно определить, каким именно. Одним больше подойдут игровые виды, другим индивидуальные. В обоих случаях должна решаться проблема использования переизбыточного возбуждения, направление его в конструктивное русло и обучение навыкам спортивной дисциплины.

Лечение синдрома гиперактивности

Как мы видим, воспитание ребенка с гиперактивностью очень трудоемкий и сложный процесс. Именно поэтому многие родители не хотят заниматься им самостоятельно и ведут ребенка к врачу.

Важно на этом этапе попасть к грамотному специалисту, который помимо назначенного лечения поможет семье разобраться с осознанием проблемы и необходимостью совместных усилий в лечении. Как это делать написано выше.

В случае далеко зашедшей болезни следует порекомендовать перевести ребенка школьного возраста, страдающего СДВГ в специализированную школу, в которой на месте определят в классе с каким уклоном необходимо учиться дальше пациенту. Возможно, понадобится коррекция развития навыков. Если школьник отстал в учебе, то его направят в класс догоняющих детей.

Медикаментозное лечение гиперкинетического расстройства

При правильном подборе препарата оказывает весьма существенное положительное влияние. Эффективность его достигает 80%. Лечиться следует годами, возможно лекарственная коррекция потребуется и в более позднем возрасте.

Медикаментозное лечение состоит из применения , препаратов стимулирующих психическое развитие, воздействующих на улучшение обменных процессов в мозге. С этими задачами хорошо справляются транквилизаторы, снотворные лекарства, психостимуляторы и ноотропы. В некоторых случаях применяются антидепрессанты и нейролептики.

Однако не следует придавать медикаментозному лечению чрезмерное значение, так как оно носит лишь симптоматический характер и не устраняет главной причины заболевания. Также, оно никогда не заменит главное – любовь к своему ребенку. Именно она может излечить малыша и в будущем дать ему возможность полноценной жизни.

6176

Гиперактивность - синдром, характеризующийся преобладанием у ребенка процессов возбуждения над процессами торможения. Раньше имел место термин «гипердинамичность», который буквально означает «слишком много движений». Однако, проблема заключается не только в этом. Быстрота и острота психических реакций, бурное выражение эмоций (зачастую негативных), сверхповышенная активность с последующим упадком сил - вот что такое детская гиперактивность. Лечение такой проблемы лучше начинать с самого раннего возраста, дабы она не принесла негативных последствий во взрослую жизнь.

СДВГ - понятие и определение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - это состояние, для которого характерны чрезмерная возбудимость и неумение сохранять сосредоточенность . Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способностью управлять своим поведением.

СДВГ - это последствие плохого воспитания и стресса или болезнь? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Скорее всего, имеет место комбинация факторов - внешних и внутренних.

3 формы СДВГ:

  1. Синдром дефицита внимания без проявлений гиперактивности. Наиболее характерна такая патология для девочек. Они будто сами по себе, в своих фантазиях и мечтах, «витают в облаках».
  2. Синдром гиперактивности без явлений дефицита внимания. Редкая форма. Часто является симптомом органического поражения ЦНС.
  3. Самая частая форма - гиперактивность с дефицитом внимания у детей. Лечение такой патологии проводится комплексно минимум тремя специалистами: психотерапевтом, детским психологом и неврологом.

Причины

Факторы, провоцирующие развитие гиперактивности у ребенка:

  1. Осложнения при родах - гипоксия плода, затяжные или очень стремительные роды, угроза выкидыша, преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты.
  2. Тактика семьи в отношении воспитания ребенка - чрезмерная строгость, много запретов, гиперопека или игнорирование.
  3. Сопутствующие патологии - заболевания органов чувств, вегетососудистая дистония, болезни эндокринной системы.
  4. Стрессовые факторы окружающей среды - нервозная обстановка в детском коллективе.
  5. Постоянное нарушение режима бодрствования и сна.

Признаки гиперактивности

Гиперактивность у детей дошкольного возраста лечится не так сложно, как в более старшем возрасте. Многие родители и педиатры ошибочно считают, что пока ребенок маленький, СДВГ - это не патология: вот пойдет в школу - станет спокойным. Но увы, в школе проявления гиперактивности не прекращаются, а только усугубляются.

Дошкольники

Особенности гиперактивности у детей до 7 лет:

  • Излишняя возбудимость. Ребенок «заводится» с пол-оборота, его очень сложно успокоить.
  • Очень сильная и бурная реакция на различные манипуляции. Малыш не любит одеваться, упорно не хочет куда-либо идти и так далее.
  • Чрезмерная эмоциональная лабильность. При любом, даже самом безобидном, замечании сразу начинается плач.
  • Острая реакция на внешние раздражители (свет, звук) - крик, визг, нарушение сна. Такие дети очень плохо засыпают и тяжело просыпаются.
  • Дефекты развития речи. Говорит много и быстро, но получаются бессвязные, плохо различимые звуки - детский лепет с дефектами дикции.

Конечно, причин для капризов в глубоком детстве может быть масса: от прорезывания зубов до неусвоения компонентов пищи из-за врожденной ферментативной недостаточности. Следует исключить подобные патологии.

Школьники

Гиперактивность у детей школьного возраста протекает тяжелее, чем у дошколят. В этот период наступает социализация, а гиперактивность мешает ей. Следовательно, могут возникнуть проблемы с успеваемостью, нелады во взаимоотношениях со сверстниками . Учителя жалуются на таких детей: они считают, что родители разбаловали ребенка. А те, в свою очередь, уверены, что педагог не умеет «управлять» детьми.

Характерные симптомы гиперактивности у школьника:

  • Неусидчивость. Среднестатистический ученик может продуктивно заниматься 20-25 минут, гиперактивный - не более 10 минут. Далее, он начинает хулиганить, отвлекая одноклассников различными способами (дерганье за косички, бросание бумажек).
  • Капризность.
  • Невнимательность. Можно 10 раз сказать одно и то же, но понимания не добиться;
  • Непослушание. Кажется, что ребенок запрограммирован на плохое поведение.
  • Вспыльчивость. На любую реплику ребенок может нагрубить.
  • Заниженная самооценка, переходящая в депрессию. Из-за особенностей поведения ребенка окружающие начинают плохо его воспринимать. Он чувствует себя изгоем, а затем вымещает свои комплексы на окружающих, доказывая, что он хорош и крут.

К поведенческим проявлениям гиперактивности зачастую присоединяются психоневрологические симптомы: депрессии, головная боль и головокружение, нервные тики (на фоне стресса начинает «дергаться» глаз или дрожать руки), фобии (внезапные и необоснованные страхи), энурез.

Гиперактивность у детей школьного возраста без лечения может привести к плачевным последствиям.

Проявления физической агрессии при подростковой гиперактивности:

  • драки;
  • издевательства над животными и сверстниками (даже зверства);
  • суицидальные наклонности.

Дифференциальная диагностика

Прежде чем определиться, чем и как лечить гиперактивность, врачу следует дифференцировать данное состояние от других серьезных соматических заболеваний:

  • гипертиреоз;
  • хорея;
  • эпилепсия;
  • нарушение зрения/слуха;
  • вегетососудистая дистония по гипертоническому типу;
  • начальные стадии аутизма.

При диагнозе «гиперактивность ребенка» лечению должен предшествовать сбор анамнеза: беседы, интервьюирование, наблюдение за поведением, опрос родителей.

Лечение гиперактивности

Лечение гиперактивного ребенка проводится в двух направлениях: медикаментозная и немедикаментозная терапия.

Коррекция поведения и образа жизни

Неспецифическая (немедикаментозная) терапия включает целый комплекс мер

  • обучение по специальному плану (сокращенные уроки, малое количество человек в классе, соответствующий профиль педагогов);
  • полноценный сон;
  • соблюдение режима;
  • длительные прогулки;
  • физическая активность (гиперактивные дети с удовольствием посещают бассейн, тренажерный зал; можно заниматься бегом, катанием на велосипеде или роликовых коньках).

Как лечить ребенка с такими психическими особенностями? Сами взрослые являются примером для ребенка. Они должны быть сдержаны, лишний раз не повышать голос на ребенка и иметь эмоциональный контакт с ним. Когда ребенок почувствует, что его понимают и поддерживают, он перестает драться, огрызаться и обижать своих сверстников . Драчливость детей говорит о том, что в семье что-то не так.

Гиперактивный ребенок требует к себе повышенного внимания. Его надо уметь увлечь, вовремя дать деликатную оценку результатов его действий, сменять виды деятельности. Спокойные занятия следует комбинировать с динамическими - например, рисование и танцы. Все это следует проводить в игровой форме.

Нужно уметь стимулировать ребенка к деятельности. Поощрение и похвала не возбраняется, а наоборот, приветствуется - таким детям она необходима, как воздух.

Важен также физический труд. Очень хорошо влияют прогулки с чередованием спокойных видов деятельности (наблюдение за природой) и подвижных игр (мячик, скакалка, роликовые коньки, соревнования по бегу).

В общественных местах часто можно наблюдать, как мамы повышают голос на детей, дергают за руку, даже дают подзатыльник. Кажется, что родители стыдятся их. На таких матерей все глядят с сочувствием. С гиперактивным ребенком обязательно проводится «инструктаж» о том, как вести себя в магазине, в кино, бассейне, на детской площадке.

Нужно практиковать обоснованные запреты: нельзя говорить ребенку «нет», ничего не объяснив. Следует терпеливо озвучить причину того или иного табу, предлагая альтернативный вариант . Если чаду удалось вести себя хорошо, то вечером его должна ждать «награда» - совместная игра в его любимые игрушки, просмотр фильма, лакомство.

Самое лучшее для гиперактивных детей - лечение на ранних стадиях, когда можно обойтись без лекарств.

Специфическое лечение

В подростковом периоде гиперактивный ребенок без лечения становится очень агрессивным и даже опасным. Тут не обойтись без медикаментов.

  1. Аутогенные тренировки, психотерапия (индивидуальная или групповая).
  2. Лекарственные средства:
  • Ноотропные препараты для улучшения кровоснабжения головного мозга - Пирацетам, Фенибут, Энцефабол, Кортексин (в таблетках и уколах).
  • Антидепрессанты. В детской практике лучше использовать ингибиторы захвата серотонина (Мапротилин, Флуоксетин, Паксил, Деприм), которые способствуют повышению настроения, уменьшению частоты суицидальных мыслей, а также борьбе с хронической усталостью.
  • Глицин - аминокислота, «тормозной» медиатор в головном мозге.

Народные методы

Лечение гиперактивности у детей народными средствами заключается в использовании лекарственных трав по отдельности (мелисса, ромашка) или успокаивающих травяных сборов.

Средства на основе трав:

  • Экстракт левзеи - тонизирующее, улучшающее настроение, повышающее работоспособность средство.
  • Настойка лимонника - общеукрепляющее, антидепрессивное действие.
  • Настойка женьшеня - снижение утомляемости и повышение способности концентрироваться.
  • Персен - применяется при плохом засыпании и повышенной нервной возбудимости.

Важно вовремя поставить точный диагноз и правильно подобрать терапевтические методы. Без лечения СДВГ в детстве никуда не исчезает по мере взросления . Такие люди даже в зрелом возрасте не могут сосредоточиться и сконцентрировать внимание на чем-то важном, ничего не успевают. У них случаются неприятности на работе, что приводит к депрессиям и неврозам.

В этой статье:

Уже много лет детская гиперактивность вызывает массу споров и разногласий. Врачи, учителя, психологи по-разному смотрят на эту проблему.

За последние годы было проведено много исследований. Выяснилось, что общие признаки гиперактивности присутствует у детей с особенностями развития нервной системы. Обычно первые проявления заболевания видны уже в 2-3 года. В это время ребёнок идёт в садик. Там он может столкнуться с рядом проблем: нежелание слушаться взрослых, постоянная активность, проблемы с общением.

Он действительно очень активен, не может усидеть на месте и пары минут, и спокойные игры не для него. Но если вам кажется, что ребёнок попросту жизнерадостный и полный сил, то это не так. Его действия носят спонтанный характер, видна нервозность, он быстро начинает плакать, у него большие проблемы со сном? В таких случаях необходимо обращаться за консультацией к врачу.

Что такое гиперактивность

Уже долгие годы существует понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Этот диагноз ставится детям по всему миру. Его признаки известны всем врачам, а вот родители не всегда могут распознать вовремя, что крохе нужно лечение. Да и нужно ли оно вообще? Давайте разберемся, что такое СДВГ.

Причиной всех проблем является особенность функционирования
нервной системы у детей. Слабая ЦНС очень плохо переносит нагрузки. Причём не только физические, но и психологические, умственные, эмоциональные.

Говоря проще, нужно немного, чтобы ребёнок перевозбудился и перешёл в состояние повышенной нервной активности. Такие состояния относят к невротическим. Отсюда многие последствия для здоровья:

  • проблемы со сном;
  • повышенное потоотделение;
  • проблемы с органами желудочно-кишечного тракта;
  • нарушения речи;
  • повышенное давление.

Запомните, что вашему ребёнку самому очень тяжело. Вспомните ситуацию, когда вы сильно нервничали, всё падало из рук, вы сами не знали, за что браться в первую очередь. А теперь представьте себе, что ваш кроха живет так день ото дня.

Плохое воспитание?

Родители ребёнка с СДВГ часто слышат, что малыш плохо воспитан. Это обидно маме, особенно если она прилагает огромные усилия, чтобы помочь ему. Разбил в гостях тарелку, не может выполнить задание в садике до конца, влезает в разговоры, убегает посреди занятия - окружающие сразу говорят, что он плохо воспитан.

Часто проблемы
воспитания действительно присутствуют. Но дело тут не в том, что родители не уделяют внимания воспитанию. Просто стандартные методы тут не подходят. Если вы заметили все эти признаки и обратились к врачу, он обязательно объяснит вам, что делать.

Придётся поменять тактику воспитания. Нужны будут:

  • жёсткие временные рамки (малыш имеет плохое представление о времени);
  • чёткая последовательность действий;
  • логичные доводы;
  • логичные объяснения;
  • логика в наказаниях;
  • умение находить компромисс.

Конечно, объяснять любопытным на детской площадке все эти тонкости не нужно. Ваш ребёнок нуждается в первую очередь именно в вашей помощи. Помогайте ему, спрашивайте специалистов, общайтесь с теми мамами, у которых такие же проблемы.

С помощью правильного воспитания можно существенно облегчить состояние малыша. Он будет учиться, у него будут друзья и самая обычная жизнь ребёнка.

Основные признаки гиперактивности

Уже после 30-40 минут с таким крохой вы точно поймёте, что с ним что-то не так. Гиперактивный малыш демонстрирует следующие признаки:


7 классических признаков СДВГ

Существует 7 признаков, которые неврологи и психологи используют для окончательной постановки диагноза.


СДВГ или просто любопытный малыш?

Родителям стоит хорошо понимать разницу и не пугаться понапрасну. Самый обычный любознательный малыш, который никогда не унывает. Ему интересно всё, он постоянно хочет что-то сделать, куда-то залезть. Обычно его игры сопровождаются грохотом предметов и его весёлым смехом. У него действительно много энергии. В 2-3 года это вполне нормально. Правда, для родителей такое поведение тяжеловато, ведь за малышом нужен глаз да глаз.

Запомните эти признаки здорового растущего ребёнка. А теперь ещё раз вспомните, что мы говорили про гиперактивного ребёнка. Он не отличается таким позитивным характером – в его действиях много нервозности, он быстро переходит на плач. Играть с другими детьми ему тяжело, ведь приходится следовать их правилам, а этого он не может. Можно сказать, что его деятельность носит расфокусированный характер. Малыш может забыть, зачем он что-то делал, почему плакал, за что боролся. Или же, добившись желанной роли в игре, бросает всё и уходит. Смена видов деятельности у него обычно спонтанная.

Эти два ребёнка совсем не похожи. Первому нужно лишь хорошее воспитание, а второму, к сожалению, понадобится помощь.

Что делать дальше

Гиперактивный ребёнок нуждается в вашей любви, понимании, заботе и принятии. Ругать его за то, что он не может изменить, глупо и неправильно. Но это не значит, что вы допускаете любое его поведение. Нужно разобраться, как вы будете строить его дошкольную и школьную жизнь, общение, когда ему может понадобиться помощь специалиста.

Детский садик

Здесь обычно проблем меньше всего. У детей много свободного времени на игры и нет такой жёсткой дисциплины. У малышей с СДВГ адаптация к садику проходит дольше и болезненнее. Они очень привязаны к маме, без неё начинают капризничать, вести себя неуравновешенно.

Лучше всего, если ребёнка в садик первые 1-3 месяца будет отводить
кто-то другой. Бабушка, папа, соседка, которая ведёт в тот же сад своего малыша, няня. Так будет легче.

У вас есть выбор:

  • обычный садик;
  • специальное дошкольное заведение для детишек с неврологическими проблемами.

Многие психологи считают, что лучше отдавать кроху в обычный садик. Да, первое время будет тяжело. Зато малыш научится преодолевать многие свои социальные проблемы. Находиться в обществе и не следовать его законам - тяжёлое испытание. Но это поможет адаптироваться.

Если же проблема стоит очень остро, то лучше не мучить своего ребёнка и других детей. Отведите его туда, где профессиональные воспитатели гарантированно смогут помочь. Ребёнок там получит больше внимание и не меньше знаний и навыков.

Школа

Если после детского сада вы видите, что ситуация выравнивается, то идите в обычную школу. Предупредите учителя, что у малыша СДВГ. Опытный и умный педагог будет относиться к этому нормально, а не предвзято.

Учёба в школе требует более жёстких дисциплинарных рамок. Тут
уже нельзя будет встать посреди урока и побежать играть. Или отбросить неинтересное задание. Об этом следует начать беспокоиться заранее.

Вы можете проводить дома небольшие занятия с крохой, обыгрывая школьные ситуации. Он - ученик, вы - учитель. Давайте ему задания, объясняйте всё про уроки и перемены. Если ребёнок готов, а ситуация не нова, то приспособиться к новой среде в разы проще.

Если же были проблемы и вам ещё в садике рекомендовалось специальное заведение, то лучше продолжите образование в нём. Специальные школы не отличаются по своей программе от общеобразовательных. На выходе ребёнок получит точно такой же диплом, как ученики обычных школ.

Зато в такой школе больше взрослых, которые готовы помочь. Тут учителя, нянечки, из учеников формируются маленькие группы, а это значит, что каждому можно уделить внимание по максимуму. Это же является и контролем поведения. Бывает, что через 1-3 года в такой школе малыша уже можно перевести в обычную.

Общение со сверстниками

Ваш ребёнок может испытывать серьёзные затруднения в общении с другими малышами. Однако ругать его не стоит. Он не всегда понимает, что обижает малышей, когда хочет играть по своим правилам и занимать
интересные игровые роли.

Стоит позаниматься с ним дома. Пытайтесь разыгрывать сцены общения, придерживаться игровых сценариев. Объясните малышу логично, что не всегда он может быть принцем или супергероем. Иногда нужно согласиться и на другую роль. Или же объективно докажите, что с той или иной игровой ролью он справится лучше. А можно по-простому: сегодня ты будешь злым персонажем, а завтра добрым. Логика ваших объяснений поможет ему справиться с недовольством или агрессией.

Консультация у психолога

Каким бы ни был уровень СДВГ, психолога посетить нужно. Важно, чтобы профессионал наглядно показал родителям принципы работы с малышом. Специалист видит признаки развития проблемы. Посещайте его 1-2 раза в год для консультации. Это может быть полезно, ведь уже к 6-7 годам малышу отчаянно нужно будет знать ответы на вопросы:

  • почему другие дети не хотят со мной играть?
  • учитель ругает меня чаще других?
  • я чем-то хуже?
  • почему я хожу в другую школу?

Профессионал может в легкой форме ответить на эти и другие вопросы.

Обследования

Проводится целый комплекс обследований. Очень важна семейная история, особенно если в семье были другие примеры детей с гиперактивностью. Врач обязательно попросит рассказать о ходе беременности, показать анализы и исследования.
Часто на гиперактивность могут указывать:

  • сильный токсикоз;
  • повышенное давление матери;
  • слишком быстрые роды;
  • слишком медленные роды;
  • осложнения, гипоксия.

Это может привести к нарушениям работы центральной нервной системы малыша.

Обследования проходят у терапевта, невролога, невропатолога, психолога, дефектолога.

Необходима ли терапия

Самостоятельно принять такое решение мама не может. Даже если все признаки гиперактивности у крохи есть. Обязательно ждите заключения врача, назначения препаратов. Ребёнок может получать лекарственную терапию. Она служит исключительно для снижения уровня нервного напряжения. Принимать её всё время не придётся. Уже к началу полового созревания терапия пересматривается.

Вопросы к детскому психологу

Не все родители могут сразу разобраться в том, что означает диагноз СДВГ. Кто-то думает, что ничего страшного не происходит, всё пройдет само собой. Другие же сильно обеспокоены, приписывая СДВГ самые разные черты. Самое главное для мамы и папы - найти хорошего специалиста. С ним можно будет спокойно обсудить все нюансы работы с малышом, обучения, терапии, занятий.

Итак, рассмотрим наиболее часто задаваемые специалистам вопросы касательно детей с СДВГ.

В 3 годика поставили малышу диагноз - СДВГ. Назначили медикаментозное лечение. Что будет, если не давать таблетки ребёнку?

Конечно, родители могут выбирать, будет ребёнок получать терапию или нет. Обычно рекомендуется лечение лекарственными средствами. Да, многие родители говорят, что кормить малыша в 2 года таблетками, да еще неизвестно какими, - не самая лучшая идея. Другие же просто боятся такого совета врача.

Однако именно
лекарственная терапия рассчитана на этот возраст. Обычно диагноз СДВГ ставится как раз в это время. Таблетки не нанесут вреда здоровью крохи и уж точно не вызовут у него привыкания. Не думайте, что, начиная давать лекарства сейчас, вы обрекаете кроху на приём таблеток всю жизнь.

Многие лекарства отменяют уже в подростковом возрасте с приходом полового созревания. Конечно, бывают серьёзные случаи. Но помните, что врач выписывает лекарства для облегчения симптомов. Ребёнку будет проще общаться, он сможет спокойно учиться в школе, поступить в вуз. Лекарства дают ему возможность вести самую обычную жизнь. Ведь именно этого вы ходите для своего крохи.

Так называемая гиперактивность у сына только в садике. Дома ведёт себя спокойно, тихо. Как это понимать?

Скорее всего, никакой гиперактивности тут нет. Во врачебном, медицинском понимании этого слова. Просто у вас
активный ребёнок. В садике полно других детей, игрушек. Там он нашёл себя и чувствует свободу.

Вероятно, жалуются воспитатели. Всё ломает, есть не хочет, может задирать других детей, не идёт вовремя спать? Это повод сходить к детскому психологу. Он, скорее всего, просто научит вас успокаивать кроху, пропишет ванночки с ароматными маслами перед сном. Ваш кроха активен, он жизнерадостный и любознательный, что особенно сильно проявляется в обществе сверстников.

Если у малыша СДВГ, это значит, что он не сможет учиться в обычной школе?

Все зависит от степени заболевания. Если она минимальна, то ребёнок вполне сможет учиться в обычной школе, окончить её, поступить в
ВУЗ или училище. Будет непросто, не так, как с другими детьми. Но СДВГ вполне поддаётся корректировке. Нужно заниматься воспитанием малыша, поставить в известность учителя.

Специальная школа не является местом, где учатся умственно отсталые или бесперспективные. Там для детей создают те условия, в которых они без проблем учатся, общаются и развиваются. Тут нет ничего постыдного для родителей.

У детей с синдромом гиперактивности снижен интеллект?

Такие комбинации случаются, но довольно редко. В этом случае речь идёт о комплексных нарушениях работы мозга и нервной системы. В большинстве же случаев интеллект малыша вполне нормальный.

Я ничего не понимаю в этом диагнозе. К какому врачу обратиться, чтобы он нам все подробно объяснил?

Стоит сходить к вашему педиатру. Расскажите ему всё о существующих проблемах, поделитесь вашими подозрениями. Если есть какие-то заключения от воспитателя детского сада - приносите. Педиатр в любом случае назначит ребёнку обследование. Дальше вы можете попасть к терапевту, неврологу, психологу или даже психиатру. Все зависит от того, каковы причины вашего диагноза. Бояться врачей не нужно. Самым «страшным» для крохи обследованием может стать анализ крови. Все остальное ничуть не больно.

Гиперактивность – явление, которое проявляется у многих детей, мешая их полноценной адаптации в обществе. Согласно различным статистическим данным, страдают им от 2,5 до 18 процентов детей. Такие дети независимо от ситуации все время бегают, суетятся, бесцельно двигаются, а в некоторых случаях также неспособны надолго задерживать свое внимание на предметах. Что представляет собой детская гиперактивность, как с ней справиться и чего делать категорически не стоит?

Понятие гиперактивности

Еще в шестидесятых годах прошлого века врачи определяли чрезмерную двигательную активность как патологическое состояние, вызванное минимальными расстройствами функций головного мозга. В восьмидесятых годах гиперактивность начали относить к разряду самостоятельных заболеваний.

На данный момент понятие гиперактивности трактуется как состояние, в котором возбудимость и активность человека значительно превышают норму. Если же подобное поведение становится проблемой для окружающих, чрезмерную активность относят к разряду психических расстройств.

В случае, если явление сопровождается нарушением внимания, заболевание называют СДВГ – «синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».

Кто подвержен проявлению гиперактивности?

Чаще всего данное состояние наблюдается у детей или

Поскольку вызвано оно эмоциями. При этом мальчики страдают гиперактивностью в 4-5 раз чаще, нежели девочки. Это объясняется тем, что парни появляются на свет более крупными и у них позже созревает головной мозг, что создает предпосылки для получения родовых или внутриутробных травм.

Симптомы, как правило, начинают проявляться в возрасте двух-трех лет. Однако средний возраст ребенка, когда родители принимают решение обратиться к врачу, составляет 8-10 лет. Причина этого кроется в том, что если на первых годах жизни от крохи не требуют ответственности и гиперактивность легко спутать с детской активностью и невнимательностью, то в возрасте десяти лет работа по дому и учеба уже требуют от ребенка сосредоточенности и самостоятельности.

Активность и гиперактивность детей – в чем разница?

Слишком послушные и спокойные малыши пугают – сразу появляются мысли вроде «Кажется, что-то с ним не так». Однако и чрезмерная активность, когда ребенок прыгает двадцать четыре часа в сутки, не является нормальной. Так где же граница между нормой и откровенным «перебором»?

Тест на гиперактивность – нечто вроде игры «Найди пять отличий». К примеру, активный ребенок большую часть дня не сидит на месте, предпочитает активные занятия пассивным, однако при необходимости может почитать с мамой книгу или уделить час-полтора складыванию паззлов. Гиперактивный ребенок на такое не способен – он находится в постоянном движении, даже если устал от этого, а окончательно выбившись из сил, начинает истереть и плакать.

Активный малыш задает множество вопросов из любознательности, а гиперактивный – просто потому, что не может по-другому, он много говорит и спрашивает, не выслушивая при этом ответов. Активист спокойно относится к запретам и не проявляет агрессии, а гиперактивный ребенок воспринимает все «в штыки».

Причины проявления детской гиперактивности

На данный момент существует множество теорий о том, что могло бы провоцировать проявление у ребенка гиперактивности или синдрома ДВГ, однако нельзя сказать, что картина до конца очевидна. До сих пор проводятся исследования и специалисты работают над решением этой проблемы. Тем не менее, многие факторы можно назвать и на сегодняшний день.

Причинами проявления гиперактивности у детей могут быть следующие факторы:

  • Наследственность. По данным специалистов, около 57% родителей, чьи дети подвержены повышенной активности, в детстве жаловались на те же симптомы. Правда, иногда в таких семьях наблюдаются и другие проблемы, к примеру, наличие асоциальных психопатий, аффективных расстройств или серьезных аллергических заболеваний (астма, экзема), употребление алкоголя, курение.
  • Травмы во время беременности. Причем не только физические, но и психологические.
  • Преждевременные или трудные роды.
  • Родовые травмы.
  • Серьезные инфекции или травмы на первых годах жизни, хронические заболевания.
  • Неправильное или плохое питание, свинцовое отравление, дефицит питательных элементов.

Основными симптомами гиперактивности являются:

  • Частые подъемы с места.
  • Резкие подъемы с места, после чего – быстрый бег.
  • Ребенок ведет себя, как будто «заведенный».
  • При волнении ребенок ерзает на стуле или совершает другие бесцельные и интенсивные движения руками или ногами.
  • Неспособность участия в мирном и спокойном досуге.
  • Неспособность подождать своей очереди в игре, во время занятия и т.д.
  • Вмешательство в разговоры или деятельность других людей.
  • Попытки дать ответ на вопрос, прежде чем он был сформулирован до конца.
  • Выкрики или прочие шумные выходки на занятии, мероприятии и т.д.

Симптомы нарушения внимания

Поскольку часто чрезмерная активность у детей сочетается с дефицитом внимания, необходимо уметь идентифицировать и его:

  • Снижение избирательного внимания, небрежные ошибки.
  • Неспособность на протяжении длительного времени сосредотачиваться на том или ином предмете, а также его деталях.
  • Ребенка легко отвлечь даже незначительным посторонним шумом.
  • Несобранность при выполнении задания, неспособность довести дело до конца.
  • Трудности с организацией собственной деятельности.
  • Ощущение, будто ребенок не слушает, если к нему обращаются.
  • Ребенок старается избегать решения задач, которые требуют продолжительного умственного напряжения.
  • Повышенная забывчивость.
  • Постоянные потери вещей.

Для диагностики дефицита внимания или гиперактивности необходимо проявление шести из описанных выше девяти симптомов. Если у ребенка наблюдаются признаки из обеих категорий, скорее всего, ребенок столкнулся с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В любом случае, заподозрив у ребенка какие-либо нарушения, родителям следует как можно быстрее обратиться к врачу.

Если у ребенка наблюдаются какие-либо из вышеописанных симптомов и врач подтвердил опасения родителей, конечно же, лечением будет заниматься специалист. Однако есть вещи, которые могут и обязаны делать для ребенка его родители.

Итак, несколько советов мамам и папам о том, как общаться с гиперактивным ребенком:

  • Совет первый – «правильная» формулировка запретов. Гиперактивные малыши в большинстве своем болезненно реагирует на запреты, поэтому родителям, чтоб не провоцировать агрессию, следует избегать отрицаний и слова «нет». К примеру, вместо «Не бегай по траве!» намного лучше сказать «Выйди, пожалуйста, на дорожку!».
  • Совет второй – спокойствие и еще раз спокойствие. При возникновении конфликтных ситуаций следует сохранять спокойствие, так как в противном случае это лишь усилит болезненную активность и даже спровоцирует агрессию малыша.
  • Совет третий – последовательность. Так как главной отличительной чертой гиперактивных малышей является невнимательность, не рекомендуется давать им несколько поручений под ряд. К примеру, услышав от мамы «Переоденься, вымой руки и приходи ужинать», ребенок скорее всего вовсе отвлечется на что-то другое и не выполнит ни одного задания.
  • Совет четвертый – направить избыточную энергию в нужное русло. Гиперактивному ребенку полезно будет иметь хобби. Выбирая его, в первую очередь следует ориентировать на интересы ребенка.

Если ребенок подвержен СДВГ, к советам, приведенным выше, стоит добавить еще два:

  • Совет пятый – четкая постановка задач. Поскольку дети с синдромом ДВГ отличаются отсутствием концентрации внимания и слабым логическим мышлением, задачи им необходимо формулировать как можно более просто и четко. Следует говорить короткими предложениями без излишних смысловых нагрузок.
  • Совет пятый – соблюдения распорядка дня. Это – основа успешного воспитания ребенка с СДВГ. Выполнение одних и тех же действий в назначенное время будет дисциплинировать малыша, а здоровый сон поможет стать спокойнее.

Какая бы схема воспитания ни была выбрана и к каким бы советам ни прислушивались родители, главное в воспитании гиперактивного ребенка – это позитивная модель общения. Хвалите малыша, если он был молодцом, не игнорируйте даже незначительных успехов и уж тем более не ругайте его по поводу и без. Так воспитание будет не только эффективным, но и приятным!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы