Про деток, от рождения до школы


Слово «античный» (по-латински - antiquus) означает «древний». Но не всякую древнюю литературу принято называть античной. Этим словом обозначается литература Древней Греции и Древнего Рима (приблизительно с IX в. до н. э. до V в. н. э.). Причина для такого выделения одна, но важная: Греция и Рим - прямые предки нашей собственной культуры. Наши представления о месте человека в мире, о месте литературы в обществе, о делении литературы на эпос, лирику и драму, о стиле с его метафорами и метонимиями, о стихе с его ямбами и хореями, даже о языке с его склонениями и спряжениями - все они в конечном счете восходят к тем представлениям, которые сложились в Древней Греции, ею были переданы Древнему Риму, а потом из латинского Рима разошлись по Западной Европе, а из греческого Константинополя - по Юго-Восточной Европе и по Руси.

Легко понять, что при такой культурной традиции все сочинения греческих и римских классиков не только внимательно читались и изучались в Европе на протяжении двух тысяч лет, но и казались идеалом художественного совершенства и служили образцом для подражаний, особенно в эпохи Возрождения и классицизма. Это относится почти ко всем литературным жанрам: к одним - в большей степени, к другим - в меньшей.

Во главе всех жанров стояла героическая поэма. Здесь образцом были самые ранние произведения греческой литературы: «Илиада» - о событиях легендарной Троянской войны и «Одиссея» - о трудном возвращении на родину одного из её героев. Автором их считался древнегреческий поэт Гомер, сложивший эти эпопеи, опираясь на вековой опыт безымянных народных певцов, певших на пирах небольшие песни-сказания вроде наших былин, английских баллад или испанских романсов. В подражание Гомеру лучший римский поэт Вергилий написал «Энеиду» - поэму о том, как троянец Эней с товарищами приплыл в Италию, где потомкам его суждено было выстроить Рим. Его младший современник Овидий создал целую мифологическую энциклопедию в стихах под названием «Метаморфозы» («Превращения»); а другой римлянин, Лукан, взялся даже написать поэму не о мифическом, а о недавнем историческом прошлом - «Фарсалию» - о войне Юлия Цезаря с последними римскими республиканцами. Кроме героической была поэма дидактическая, поучительная. Образцом здесь был современник Гомера Гесиод (VIII–VII вв. до н. э.), автор поэмы «Труды и дни» - о том, как должен трудиться и жить честный крестьянин. В Риме поэму такого же содержания написал Вергилий под заглавием «Георгики» («Земледельческие стихи»); а другой поэт, Лукреций, последователь философа-материалиста Эпикура, даже изобразил в поэме «О природе вещей» все устройство мироздания, человека и общества.

После поэмы самым уважаемым жанром была трагедия (конечно, тоже в стихах). Она тоже изображала эпизоды из греческих мифов. «Прометей», «Геракл», «Царь Эдип», «Семеро против Фив», «Федра», «Ифигения в Авлиде», «Агамемнон», «Электра» - вот типичные заглавия трагедий. Античная драма была непохожа на нынешнюю: театр был под открытым небом, ряды сидений шли полукругом один над другим, в середине на круглой площадке перед сценой стоял хор и своими песнями комментировал действие. Трагедия представляла собой чередование монологов и диалогов действующих лиц с песнями хора. Классиками греческой трагедии были три великих афинянина Эсхил, Софокл и Еврипид, их подражателем в Риме был Сенека (известный также и как философ).

Комедия в античности различалась «старая» и «новая». «Старая» напоминала современное эстрадное представление на злобу дня: шутовские сценки, нанизанные на какой‑нибудь фантастический сюжет, а между ними - песни хора, откликающиеся на самые живые политические темы. Мастером такой комедии был Аристофан, младший современник великих трагиков. «Новая» комедия была уже без хора и разыгрывала сюжеты не политические, а бытовые, например: влюбленный юноша хочет жениться на девушке с улицы, а денег у него для этого нет, хитрый раб добывает для него денег у строгого, но глупого старика-отца, тот в ярости, но тут оказывается, что девушка на самом деле - дочь благородных родителей - и все кончается хорошо. Мастером такой комедии в Греции был Менандр, а в Риме - его подражатели Плавт и Теренций.

Античная лирика запомнилась потомкам тремя понятиями: «ода анакреонтическая» - о вине и любви, «ода горацианская» - о мудрой жизни и здравой умеренности и «ода пиндарическая» - во славу богов и героев. Анакреонт писал просто и весело, Пиндар - величаво и высокопарно, а римлянин Гораций - сдержанно, красиво и точно. Все это были стихи для пения, слово «ода» значило просто «песня». Стихи для декламации назывались «элегия»: это были стихи-описания и стихи-размышления, чаще всего о любви и смерти; классиками любовной элегии были римские поэты Тибулл, Проперций и уже упоминавшийся Овидий. Очень короткая элегия - всего несколько афористических строк - называлась «эпиграмма» (что значит «надпись»); лишь сравнительно поздно под пером язвительного Марциала этот жанр стал преимущественно юмористическим и сатирическим.

Было еще два поэтических жанра, в наши дни уже не употребительных. Во‑первых, это сатира - нравоописательное стихотворение с патетическим обличением современных пороков; она расцвела в римскую эпоху, классиком её был поэт Ювенал. Во‑вторых, это идиллия, или эклога, - описание или сценка из жизни влюбленных пастухов и пастушек; их начал писать грек Феокрит, а прославил уже знакомый нам римлянин Вергилий в третьем своем знаменитом произведении - «Буколики» («Пастушеские стихи»). При таком обилии поэзии античная литература была неожиданно бедна той прозой, к которой так привыкли мы, - романами и рассказами на вымышленные сюжеты. Они существовали, но не пользовались уважением, это было «чтиво» для простых читателей, и до нас их дошло очень мало. Лучшие из них - греческий роман «Дафнис и Хлоя» Лонга, напоминающий идиллию в прозе, и римские романы «Сатирикон» Петрония и «Метаморфозы» («Золотой осел») Апулея, близкие к сатире в прозе.

Когда греки и римляне обращались к прозе, они искали в ней не вымысла. Если их интересовали занимательные события, они читали сочинения историков. Художественно написанные, они напоминали то пространный эпос, то напряженную драму (в Греции таким «эпиком» был Геродот, а «трагиком» - Фукидид в Риме - певец старины Тит Ливий и «бич тиранов» Тацит). Если читателей интересовала поучительность, к их услугам были сочинения философов. Правда, величайшие из древних философов и в подражание им позднейшие философы стали излагать свои поучения в виде диалогов (таков Платон, знаменитый «силою слов») или даже в виде диатрибы - разговора с самим собой или отсутствующим собеседником (так писал уже упоминавшийся Сенека). Иногда интересы историков и философов скрещивались: так, грек Плутарх написал увлекательную серию биографий великих людей прошлого, которые могли служить читателям нравственным уроком. Наконец, если читателей привлекала в прозе красота слога, они брались за сочинения ораторов: греческие речи Демосфена и латинские Цицерона ценились несколько веков спустя за силу и яркость, продолжали читаться много веков после политических событий, их вызвавших; а в эпоху поздней античности по греческим городам во множестве ходили ораторы, развлекавшие публику серьезными и забавными речами на любые темы.

За тысячу лет древней истории сменилось несколько культурных эпох. У самого её начала, на рубеже фольклора и литературы (IX–VIII вв. до н. э.), стоят эпики Гомер и Гесиод. В архаической Греции, в век Солона (VII–VI вв. до н. э.), расцветает лирика: Анакреонт и немного позднее Пин- дар. В классической Греции, в век Перикла (V в. до н. э.), творят афинские драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, а также историки Геродот и Фукидид. В IV в. до н. э. поэзию начинает вытеснять проза - красноречие Демосфена и философия Платона. После Александра Македонского (IV–III вв. до н. э.) расцветает жанр эпиграммы, а Феокрит пишет свои идиллии. В III–I вв. до н. э. Рим завоевывает Средиземноморье и осваивает сперва греческую комедию для широкой публики (Плавт и Теренций), потом эпос для образованных ценителей (Лукреций) и красноречие для политической борьбы (Цицерон). Рубеж I в. до н. э. и I в. н. э., век Августа, - это «золотой век римской поэзии», время эпика Вергилия, лирика Горация, элегиков Тибулла и Проперция, многогранного Овидия и историка Ливия. Наконец, время римской империи (I - II вв. н. э.) дает новаторский эпос Лукана, трагедии и диатрибы Сенеки, сатиру Ювенала, сатирические эпиграммы Марциала, сатирические романы Петрония и Апулея, негодующую историю Тацита, биографии Плутарха и насмешливые диалоги Лукиана.

Время античной литературы закончилось. Но жизнь античной литературы продолжалась. Темы и сюжеты, герои и ситуации, образы и мотивы, жанры и стихотворные формы, рожденные эпохой античности, продолжали занимать воображение писателей и читателей разных времен и народов. Особенно широко обращались к античной литературе как источнику собственного художественного творчества писатели эпохи Возрождения, классицизма, романтизма. В русской литературе идеи и образы античности активно использовали Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Вяч. И. Иванов, М. А. Волошин и другие; в советской поэзии отзвуки античной литературы мы встречаем в произведениях В. Я. Брюсова, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой, В. А. Луговского, Б. Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого, Арс. А. Тарковского и многих других.

Преподаватель: Татьяна Александровна.

Предлагается для чтения не хрестоматия, а антология. Лучшие антологии это «Рим» и «Античная литература». Пособие по истории зарубежной литературы для первого курса лучше всего Лосева или Тахо-Годи (это фамилия его жены, так как под фамилией самого Лосева пособие стали издавать только в 1991 году на его юбилей), но брать Тахо-Годи можно только после 76 года издания, так как в более ранних изданиях нет информации по мифологии. Также неплохие пособия Тронского и Радцига. Нельзя брать Гиленеона из-за фактических ошибок в тексте.

Для чтения:

1. Пособие по мифологии. Лучшее – Николай Кун «Легенды и мифы Древней Греции». Есть «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима» под редакцией Нейхардт. Есть А. Немировский «Мифы Древней Эллады». Дополнительно Ф. Ф. Зелинский «Сказочная древность Эллады» и «Древнегреческая религия».

2. Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея». Обязательно без сокращений.

3. Гесиод. Отрывки из поэм «Труды и дни», «Теогония».

4. Отрывки античной лирики по хрестоматии.

5. Эсхил «Прометей прикованный», «Орестея».

6. Софокл «Царь Эдип», «Антигона», «Эдип в Колоне».

7. Еврипид «Медея», «Ипполит», «Алкеста» или «Ифигения в Авлиде».

8. Аристофан, две комедии из приложенных в методичке.

9. Менандр, два произведения из методички.

10. Аристотель по хрестоматии.

11. Греческий роман «Дафнис и Хлоя».

12. Комедиограф Плавт. Две комедии из методички.

13. Теренций «Свекровь», «Братья».

14. Лукреций по хрестоматии или учебнику.

15. Гораций и Цицерон также.

16. Вергилий «Энеида».

17. Овидий «Метаморфозы». Из 15 частей – четыре или пять.

Общая характеристика античной литературы.

    Предмет и значение античной литературы. Специфика античного искусства.

    Античное рабовладельческое общество. Периоды литературной истории Греции.

Античная литература хронологически не является первой. Причина того, что мы изучаем ее первой кроется в том, что древние литературные памятники открывали наоборот, то есть от более поздних к ранним.

Античная литература является древнейшей европейской литературой, поэтому она оказывает влияние на всю остальную литературу.

Античная литература – первая ступень в культурном развитии мира, поэтому она и влияет на всю мировую культуру. Это заметно даже в быту. Античные слова становятся для нас обыденными, например слова «аудитория», «лектор». Сам тип лекции является классическим – так читались лекции еще в Древней Греции. Многие предметы также называются античными словами, например, бачок с краном для нагревания воды называется «Титан». Большая часть архитектуры так или иначе несет в себе элементы античности.

Названия античных героев часто используются для названий кораблей. Иногда это выглядит очень символически. Так, например, Наполеона везли в ссылку на крейсере «Беллерофонт». Беллерофонту было получено убить химеру. (Химера – чудовище, состоящее из дракона, козы и льва). Кстати, здесь отражены отличия между восприятием древних греков и нас – нам она бы показалась страшным чудовищем, а Беллерофонт сначала ей залюбовался. Все же он ее убил, а после так возгордился своей победой, что захотел вознестись на Олимп к богам. Его низвергнули на землю, он потерял рассудок и скитался по земле, пока над ним не сжалился Танатос.

Образы античной литературы входят в современную литературу, в ним скрывается глубокий смысл. Иногда они входят в крылатые выражения. Античные мифологические сюжеты часто перерабатываются и опять используются.

Почему все же «античная культура»? Ведь мы изучаем Древний Рим и Древнюю Грецию. Впервые термин «античность» употребляют гуманисты Эпохи Возрождения. Они начинают создавать подобие системы мифов и истории, начинают вести первые непрофессиональные пока раскопки. Слово «античный» произошло от латинского слова «antikqus» - древний, и используется до сиз пор.

У Древнегреческой культуры свои корни. Предтечи является Крито-Минойская (или Крито-Микенская) культура. Ученые спорят об исконных жителях Крита – поэтому возникают различные названия. Английский археолог Артур Эванс открыл критскую культуру. До этого раскопки на Крите пытался вести известные Генрих Шлиман, но ему не хватило денег, чтобы купить территорию для раскопок. Артур Эванс открыл Кносский дворец, а, следовательно, Крито-Минойскую цивилизацию, так как в этом дворце было найдено множество доказательств ее существования. Существуют различные версии гибели этой цивилизации, но многие ученые сходятся во мнении, что виной был стихийный катаклизм.

Во дворце нашли глиняные таблички с письменами двух различных типов, то есть уже существовала письменность. Кроме того, там нашли древнюю отопительную и канализационную систему, а также базу для многих мифов, например, лабиринт минотавра – подземные помещения дворца. Слово «лабиринт», произошло от слова «labris» - обоюдоострая секира, жертвенное оружие жрецов. Во время жертвоприношения жрец одевал маску быка – минотавр. То есть миф о Тезее, победившем минотавра, говорит о свержении Афинами ига Крита.

Почему «Микенская»? В Микенах Генрих Шлиман нашел аналогичные глиняные таблички с письменами, что свидетельствовало о письменном сообщении между Грецией и Критом.

Античность часто называют детством человечества. Часто это утверждение неверно приписывают Карлу Марксу. Причина такого названия в том, что античная литература зачастую наивна и описательна. Она обращается к истокам человеческого сознания, изображает человека вне классов. А нельзя забывать, что Древней Греции рабовладельческий строй, что бы там не говорили о хваленой демократии. Из пятисот тысяч жителей Афин, свободными были только сто тысяч, и только половина из них имела право голоса, так как остальные были выходцами из других полисов. Перикл – основатель афинской демократии. Он правил Афинами фактически 30 лет, но его сын от второго брака так и не стал полноправным гражданином, так как вторая жена Перикла (известная писательница Аспазия) была уроженкой другого города. Но в античных произведениях ни одна личность не связана классовой регламентацией, поэтому искусство Древней Греции дает чувство свободы.

В античной культуре впервые появляется одухотворенный человеческий образ, поставленный в центре, так как до этого центром всего искусства был не человек. Например, в рисунках первобытных людей животные изображались огромными и красочными, а люди схематично маленькими. У древних египтян изображения фараонов были в неживых масках, а царское войско также было странно полусхематичным.

Существовало четыре древнегреческих наречия. Различные литературные жанры развались в различных диалектах. Древнейшее наречие – ахейское (во времена Гомера у этого наречия уже не оставалось носителей). Эолийское наречие существовало на островной Греции, там впервые появилась лирика. Ионийское наречие было распространено на континентальной Греции и в колониях на побережье Малой Азии, оно дало начало эпической поэзии. Из ионического диалекта появляется аттическое наречие – используется в Афинском полисе и в деловой речи. Дорическое наречие в Южной Греции, оно составляет основу хоровых песнопений и основу театра.

Периодизация:

1. Архаический период (7 век до нашей эры – 5 век до нашей эры). Характерно: острота в социальном отношении, так как идет разрушение родовой общины и установление полиса. В общине во главе стоял царь, затем родовая знать, в полисе происхождение не имело значения. Ницше называет этот период трагическим.

Развивается устное народное творчество, но в греческой мифологии отсутствуют сказки. Из греческих сказок до нас дошла только одна, да и о ней ведутся споры, не была ли она более поздней вставкой. Она дошла до нас в составе «Метаморфоз» Апулея – «Сказка об Амуре и Психее». В греческом искусстве сказку вытесняет миф, у него самая значимая роль. Также развивается басня, которая охватывает огромный конгломерат. Эзоп – родоначальник басен, он выходец из Малой Азии. Появляются эпические, архаические, героические поэмы, из которых до нас дошли только гомеровские. Об остальных мы можем судить только по отрывкам. На смену Гомеру приходит дидактический эпос Гесиода, который желает удержать старые моральные нормы. В этот же период появляется и архаическая лирика.

2. Классический (аттический) период. В это время центр культурной жизни находится в Афинах – аттике. После Греко-персидской войны началось развитие Афин, которые скоро стало примером для всей Греции. Развивается театр драматургии, считается, что театр всегда развивается в трагическую эпоху. Сначала появляется трагедия, затем комедия. Развивается лирика и ораторское искусство, риторика. В четвертом веке начинает развиваться проза. Сначала появляется историческая проза, затем философская.

3. Эллинистический период (с 4 века до нашей эры по 1 век до нашей эры). В этот период Греция завоевывается сначала Филиппом, потом Александром Македонским. Полисная система изжила себя. У Александра есть великая идея – нести греческую культуру варварам. Появляется понятие «космополит». Потом Александр понимает, что греческая культура не единственная конкурентоспособная культура в мире. Эллинизм – симбиоз греческой и других культур. Культурный центр переносится в Египет, в Александрию. Там возникает гуманитарная наука.

Характерно пристальное внимание к человеку. Развиваются малые жанры лирики, например, эпиграмма. Теряет значение высокая комедия, появляется новоаттическая комедия о семье, о доме. В самом конце периода появляется греческий повесть или греческий роман.

4. Период греческой литературы эпохи римского владычества (1 век до нашей эры – 476 год нашей эры). Пример: Апулей «Золотой осел (Метаморфозы)». Развивается историческое знание, например, «Жизнеописание» Плутарха.

Термин «античная литература» был впервые введён гуманистами эпохи Возрождения, которые называли так Греции и Рима. Термин сохранился за этими странами и стал синонимом классической древности - мира, который повлиял на формирование европейской культуры.

Периодизация литературы античности

История античной литературы основывается прежде всего на В связи с этим выделяют три периода её развития.

1. Первый период принято называть доклассическим или архаическим. Литература представлена устным народным творчеством, которое зародилось благодаря религии язычников. К нему относятся гимны, заклинания, истории о богах, плачи, пословицы и многие другие жанры, которыми представлен фольклор. Временные рамки первого периода точно определить невозможно. Устные жанры формировались на протяжении многих веков, но примерное время его окончания - первая треть I тысячелетия.

2. Античная литература второго периода занимает VII - IV в. до н. э. Её принято называть классической, так как она совпадает со временем становления в Греции классической формы рабовладения. В этот период появились многочисленные лирические и эпические произведения, а также проза, в развитие которой огромный вклад сделали ораторы, философы и историки. Отдельно нужно отметить V век до н. э., который называют Золотым. Центральное место в литературе этого периода занимал театр.

Эллинистический период в истории античной литературы связывают с развитием рабовладения. С появлением военно-монархической формы организации власти происходит резкая дифференциация жизни человека, которая в корне отличалась от простоты классического периода.

Это время часто трактуется как период деградации литературы. В нём выделяют ступень раннего и позднего эллинизма, которые занимают промежуток времени с III века до н. э. до V века н. э. В этот период впервые заявила о себе римская античная литература.

Античная мифология

Основу античной мифологии составляют рассказы о древнейших божествах, богах-олимпийцах и героях.

Легенды о древнейших богах появились у греков и римлян в то время, когда общество было матриархальным. Этих богов называли хтоническими, или звероподобными.

С наступлением патриархата боги начали больше походить на людей. В это время появляется образ Зевса или Юпитера - верховного божества, жившего на горе Олимп. Именно отсюда происходит название богов-олимпийцев. В представлении греков эти существа имели жёсткую иерархию, которая оправдывала такой же порядок, существующий в обществе.

Героями античных мифов были необычные люди, которые появлялись в результате связи между простыми смертными и богами-олимпийцами. К примеру, одним из самых знаменитых является Геракл - сын Зевса и обычной женщины Алкмены. Греки верили, что каждый из героев имел особое предназначение: очистить Землю от чудовищ, которых породила Гея.

Эпос

Произведения античной литературы в представлены такими именами, как Гомер и Вергилий.

Гомер - легендарный поэт, которого считают автором древнейших сохранившихся эпических поэм - «Илиады» и «Одиссеи». Источниками для создания этих произведений стали мифы, народные песни и предания. Гомера были написаны гекзаметром.

Лирика и драма

Одной из самых известных представительниц можно назвать поэтессу Сапфо. Она использовала традиционные фольклорные мотивы, но насыщала их яркими образами и сильными чувствами. Широкую известность поэтесса получила ещё при жизни. Её творчество насчитывало девять книг стихов, но до нашего времени сохранились только два стихотворения и сотня лирических отрывков.

Театральные постановки были одним из наиболее популярных развлечений Древней Греции. Античная литература Золотого века этого направления представлена в двух основных жанрах: трагедии и комедии.

По сути, античная трагедия представляла собой оперу. Её основателем считается древнегреческий драматург Эсхил. Его перу принадлежат более 90 пьес, но до нашего времени сохранилось только семь. Одной из самых известных трагедий Эсхила является «Прометей Прикованный», образ которого до сих пор используется литераторами.

Античная комедия имела политическую направленность. К примеру, один из представителей этого жанра - Аристофан - в своих комедиях «Мир» и «Лисистрата» осуждает войну между Грецией и Спартой. Комедия «Всадники» жёстко критикует недостатки демократии, которая сложилась в Афинах.

Зарождение жанра прозы

Список античной литературы в жанре прозы представлен, прежде всего, диалогами Платона. Содержание этих произведений излагается через рассуждения и спор двух собеседников, которые должны найти истину. Главным героем диалогов Платона был его учитель Сократ. Эта форма подачи информации получила название «сократический диалог».

Известно 30 диалогов Платона. Самыми известными из них являются миф об Атлантиде, «Пир», «Федон», «Фёдр».

Термином «античная» обозначают литературу Древней Греции и Рима с IX в. до н.э. по V в. н.э. Она занимает свое место среди литератур древности: ближневосточных, индийской, китайской. Античная литература всегда представлялась истоком и образцом новых литератур и культур (огромным вкладом в сферы политики, права, науки, искусства) Европы, изучение древних языков и древних литератур лежало в основе гуманитарного образования в Европе со времени Возрождения. Многие европейские теории литературы, литературного творчества исходили из концепций Аристотеля и Платона. Памятники античной литературы представлялись образцами для поэтов и писателей на протяжении веков. Система жанров европейской литературы развивалась из системы жанров античной литературы. Система стилей европейской литературы с ее классификацией приемов, различением метафор, метонимий и т. д. выработана античной риторикой.

На протяжении истории античной культуры положение в обществе писателя и представление о ценности литературы значительно менялись.

В истории античной культуры можно выделить три этапа; для первого, архаического , характерен переход от общинно-родового строя к рабовладельческому, он завершился к VIII в. до н. э. Литературным памятником этого периода остался эпос Гомера. В это время письменной литературы еще не существовало; носителем словесного искусства был певец (аэд или рапсод), сочинявший свои песни для пиров и народных праздников, его труд был сопоставим с ремеслом плотника или кузнеца.

Основой второго периода, классического , становятся города-государства (полисы) с республиканской формой управления. В литературе – это время расцвета аттической драмы V в. до н. э. и аттической прозы IV в. до н. э. В эту эпоху появляется письменная литература. И поэмы эпиков, и песни лириков, и трагедии драматургов, и трактаты философов хранятся уже в записанном виде, но распространяются еще устно. Поэмы декламируются рапсодами, песни распеваются в дружеских кружках, трагедии разыгрываются на всенародных празднествах. Литературное творчество пока – одна из второстепенных форм общественной деятельности человека-гражданина.

Третий период – эпоха эллинизма . Ведущую роль в этот период играют сначала эллинистические монархии, а затем римская империя. В это время письменная литература становится основной формой словесности. Литературные произведения пишутся и распространяются как книги; создается стандартный тип книги – папирусный свиток или пачка пергаментных тетрадок общим объемом около тысячи строк, создается система книгоиздательства и книготорговли; книга становится более доступной. Читаются книги, даже прозаические, по-прежнему вслух (отсюда – исключительная важность риторики в античной культуре).

Для античной литературы, как и для всех литератур древности, характерны:

1) мифологическая тематика, по сравнению которой любая другая отступала на второй план;

2) традиционализм разработки;

3) поэтическая форма.

Мифология становится основным материалом литературы и искусства.

Традиционализм разработки связан с представлением о наличии образцов каждого жанра; степень совершенства каждого нового произведения измерялась степенью его приближения к этим образцам. Для каждого жанра был основоположник, давший законченный его образец: Гомер – для эпоса, Пиндар или Анакреонт – для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид – для трагедии и т. д.

Третья черта античной литературы – господство стихотворной формы – результат древнейшего, дописьменного отношения к стиху как к единственному средству сохранить

в памяти подлинную словесную форму устного предания. Даже философские сочинения в раннюю пору греческой литературы писались в стихах. Ни прозаического эпоса – романа, ни прозаической драмы в классическую эпоху не существовало. Античная проза с самого своего зарождения была и оставалась достоянием научной и публицистической литературы, преследовавшей не художественные, а практические цели, как, например, ораторская проза. Беллетристика в современном смысле слова появляется лишь в эллинистическую и римскую эпохи: это так называемые античные романы.

Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Античное литературное мышление было жанровым: принимаясь писать стихотворение, сколь угодно индивидуальное по содержанию и настроению, поэт, тем не менее, всегда мог заранее сказать, к какому жанру оно будет принадлежать и к какому древнему образцу стремиться. Жанры различались: на более древние и более поздние (эпос и трагедия, с одной стороны, идиллия и сатира – с другой); на более высокие и более низкие (высшим считался героический эпос). Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров. Низким жанрам был свойствен низкий стиль, сравнительно близкий к разговорному, высоким – высокий стиль, формируемый искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и пр.).

В эпоху, когда поэзия еще не отделилась от музыки и пения, сложились основные размеры античной поэзии: дактилический гексаметр в эпосе («Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…»), ямбический триметр в драме («О вы, младые чада Кадма древнего…»), сложные комбинации стихов и стоп в лирике (алкеева строфа, сапфическая строфа и т.


д.). Но с течением времени положение изменилось. С переходом к книжной культуре эпохи эллинизма поэзия отрывается от музыки, стихи уже не поются, а декламируются.

Во главе жанров античной литературы находится поэма: героическая (Гомер «Илиада», Вергилий «Энеида», Овидий «Метаморфозы»), дидактическая (Гесиод «Труды и дни», Вергилий «Георгики», Лукреций «О природе вещей»). За ней следует трагедия, написанная на мифологический сюжет, представляющая собой действие, комментируемое хором, включающая диалоги и монологи действующих лиц (Эсхил, Софокл, Еврипид). Приобретает популярность комедия – старая и новая. Старая писалась «на злобу дня», в основе ее могли быть политические сюжеты (Аристофан), новая предполагала бытовые сюжеты (Менандр, Плавт).

В лирике наиболее популярный жанр – ода: анакреонтическая (Анакреонт) – о вине и любви; горацианская (Гораций) – о мудрой жизни и здравой умеренности; пинандрическая (Пинандр) – во славу богов и героев. Оды исполнялись под музыку и предназначались для пения. Для декламации создавались элегии – размышления о любви и смерти. Широко использовалась короткая элегия – эпиграмма, позднее ставшая юмористической. Целью сатиры (Ювенал) было воспевание нравственности, клеймение пороков. Сценки из жизни влюбленных пастухов и пастушек запечетлевались в идиллиях – пастушеских стихах (Вергилий «Буколики»).

Античная литература известна нам лишь в малой степени. От творчества большинства писателей сохранилось немногое: от Эсхила – 7 драм из 80–90, от Софокла – 7 драм из 12, от Ливия – 35 книг из 142. Огромное количество писателей известно нам только по именам и скудным отрывкам: непереписываемые тексты забывались и при хрупкости античного писчего материала (папируса) были обречены на скорую гибель.

Древнейшая литература Греции (греческий и римский фольклор) представлена немногочисленными песнями, связанными с ритмикой труда (песня гребцов, пахарей); заплачками (похоронными причитаниями, или восхвалениями, трансформировавшими

ся позднее в эпитафии), песнями-заклинаниями от болезней или при заключении мира, пословицами.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея» – первый, дошедший до нас памятник греческой художественной литературы.

От творчества Гесиода – поэта конца VIII в. до н.э., представителя дидактического эпоса, сохранились поэмы «Труды и дни» (о разделе земли после смерти отца; с характерной для Гесиода поэтизацией труда земледельца, отчетливой моралью, изобилием описаний природы, с жанровыми сценами, яркими образами) и «Теогония» (происхождение мира из хаоса, фиксация мифологической традиции).

Философский эпос VI в. до н.э. представлен отрывками из элегий и стихами из поэмы «О природе» греческого философа Ксенофана.

Сборник басен Эзопа (легендарный поэт, считающийся родоначальником басни) был составлен в средние века, поэтому трудно однозначно установить авторство.

В VII–VI вв. до н.э. появляется лирика и мелика (вокальная лирика). Алкей и Сапфо, представители лесбосской мелики, аристократы, изгнанные, затем возвращенные на Лесбос, воспевали в стихах вино, любовь, страсть, поклонение красоте.

Темами поэзии Анакреонта, поэта второй половины VI в. были вино, любовь, радостное упоение жизнью, у него было множество подражателей, однако оригинальных текстов почти не сохранилось.

В V–IV вв. до н.э. получают распространение торжественная хоровая лирика (Симонид, Пинандр), трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид), комедии (Аристофан). Исторические тексты остались нам от Геродота, Фукидида, Ксенофонта. Известны примеры ораторской прозы Лисия, Демосфена, письменные философские сочинения, сохранившиеся от классического периода – «Пир» Платона, «Поэтика» Аристотеля.

В III–II вв. до нашей эры в Италии происходят значительные события, связанные с экспансией на Средиземноморье. Влияние Греции способствовало становлению римской литературы, уже в III в. до н.э. появляются поэты, переделавшие для римской сцены греческую трагедию и комедию. Первый поэт, переведший Одиссею Гомера был Ливий Андроник, другой – Невий, известный поэмой о пунических войнах, первым закрепивший в литературе миф о происхождении римлян от троянцев.

Контрольные вопросы и задания

1. Поэма: Гомер, «Илиада» или «Одиссея».

2. Трагедия: Эсхил, «Царь Эдип».

3. Лирика: Анакреонт, Сафо.

Ответить на вопросы:

1. Определение героического эпоса; особенности гомеровского эпоса.

2. Становление и развитие греческого театра. Законы театрального действия. Трансформация мифологического сюжета в трагедии Эсхила. Человек и его судьба в греческой трагедии.

3. Виды греческой лирики. Темы греческой лирики.

Историческое и художественное значение античной литературы.

Понятие "античной литературы" объединяет три крупных литературных эпохи, три стадии единого литературного процесса, из которых каждая имеет свою собственную специфику и отличается от двух смежных. Это эпоха греческой, эллинистической и римской литературы. Ни одна из них не монолитна; в каждой, под натиском классовой борьбы, отражается перестановка классовых сил и изменение классового сознания.

Греческая литература начинается с образования античного общества; эллинистическая, датируясь от монархии Александра Македонского, зарождается там, где кончается греческая литература; параллельно эллинистической возникает римская литература, которая ее опережает.

Античная литература – первая ступень в культурном развитии мира, поэтому она и влияет на всю мировую культуру. Это заметно даже в быту. Античные слова становятся для нас обыденными, например слова «аудитория», «лектор». Сам тип лекции является классическим – так читались лекции еще в Древней Греции. Многие предметы также называются античными словами, например, бачок с краном для нагревания воды называется «Титан». Большая часть архитектуры так или иначе несет в себе элементы античности, названия античных героев часто используются для названий кораблей.

Образы античной литературы входят в современную литературу, в ним скрывается глубокий смысл. Иногда они входят в крылатые выражения. Античные мифологические сюжеты часто перерабатываются и опять используются.

Античная литература, литература древних греков и римлян, также представляет собою специфическое единство, образуя особую ступень в развитии мировой литературы. К примеру, с более древними литературами Востока греки стали ближе знакомы лишь тогда, когда расцвет их собственной литературы лежал уже далеко позади. По своему богатству и разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила восточные литературы.

В греческой и родственной ей римской литературе уже имелись налицо почти все европейские жанры; большая часть их и поныне сохранила свои античные, главным образом греческие названия: эпическая поэма и идиллия, трагедия и комедия, ода, элегия, сатира (латинское слово) и эпиграмма, различные виды исторического повествования и ораторской речи, диалог и литературное письмо, - все это жанры, которые успели достигнуть значительного развития в античной литературе; в ней представлены и такие жанры, как новелла и роман, хотя и в менее развитых, более зачаточных формах. Античность положила также начало теории стиля и художественной литературы («риторика» и «поэтика»).

Историческое значение античной литературы заключается в неоднократных возвращениях европейской литературы к античности, как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы их художественной обработки. Творческое соприкосновение средневековой и новой Европы с античной литературой, вообще говоря, никогда не прекращалось. Следует отметить три периода в истории европейской культуры, когда это соприкосновение было особенно значительным, когда ориентация на античность являлась как бы знаменем для ведущего литературного направления.

1.Эпоха Возрождения (Ренессанс);

2.Классицизм 17-18 вв;

3.Классицизм коца 18-начала 19вв.

В русской лит-ре наибольшее значение имел классицизм 17-18 вв, а самым ярким представителем нового понимания античности был Белинский.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы