Про деток, от рождения до школы

Автор знаменитого монумента «Рабочий и колхозница» Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня 1889 года в Риге, в купеческой семье. Ее отец Игнатий Кузьмич торговал хлебом и пенькой, владел немалой недвижимостью в Риге. Купец Мухин воспитывал дочерей один – его супруга Надежда Вильгельмовна скончалась от туберкулеза в Ницце, где проходила лечение. Верочке тогда было девять месяцев. Игнатий Кузьмич перевез детей в Крым – «на солнышко». Там, в Феодосии, он и увидел, как блестяще рисует его младшая дочь Вера, и принял решение всерьез обучить ее искусству.

Талантливая девочка с усердием училась живописи в студиях К. Ф. Юона и И. И. Машкова. Ее замечательного отца не стало совершенно внезапно, когда Вера заканчивала обучение в гимназии и параллельно занималась скульптурой и рисованием. Опекунство над сестрами взяли родственники Мухиных. Но судьба никогда не была благосклонна к Вере: в имении дядюшки под Смоленском, катаясь на санях с горы, Вера разбилась так, что врачи несколько часов пытались сшить ее лицо. Понятно, что жить с таким лицом было нельзя, и дядюшки отправили девушку в Париж на долгое лечение и восстановление. Во Франции двадцатитрехлетняя Вера стойко перенесла несколько тяжелейших операций по восстановлению и коррекции лица. Теперь она без страха могла смотреть в зеркало!

Невзгоды закалили ее характер: оказавшись в Париже с 1912 по 1914 год, молодая художница
начала учиться у знаменитого французского скульптора-монументалиста Э. Бурделя в Академии искусств. В свободное от учебы время она подолгу гуляла по улицам, бесконечно посещала музеи и библиотеки, учила языки и... рвалась в любимую Россию, без которой не мыслила своего будущего. С 1914 года Мухина путешествует уже по Италии, изучает скульптуры и живопись периода Ренессанса. А в России в это время бушует гражданская война. И Верочка, вернувшись на Родину, идет работать медсестрой в госпиталь, ухаживает за ранеными, где знакомится с военным врачом Алексеем Замковым. Они обвенчаются в 1918 году. Алексей Замков был талантливейшим ученым-эндокринологом, хирургом от Бога, их семья дружила со многими выдающимися современниками. Великий режиссер К. Станиславский звал Замкова работать в театр, подчеркивая, что человек с таким острым умом и внешними данными должен стать актером. Замков смеялся в ответ – у него были две главные страсти в жизни: жена и медицина. В эти годы Верочка Мухина создает скульптурные проекты «Освобожденный труд», «Революция», «Крестьянка», целую серию портретов знаковых людей эпохи: врача А. Замкова, режиссера А. Довженко, балерины М. Семеновой и другие. Замкову не дают заниматься научной деятельностью стукачи и провокаторы, коллеги-завистники пишут доносы на молодого ученого. Газеты называют его «шарлатаном». И тогда Вера и Алексей решают навсегда уехать за границу, однако в Харькове их с маленьким сыном арестовывает ГПУ – прямо в вагоне поезда.

Веру с ребенком спустя несколько дней освободят, а вот Замкову грозит «тройка» и расстрел. ГПУ «вспоминает», что военный врач в 1914 году помогал белым офицерам – оперировал их. На Мухину начинается давление: ее заставляют оговорить мужа. И тут вмешивается друг семьи Максим Горький – он идет к Сталину. Вождь милостиво принимает решение сослать семью в Воронеж, откуда их скоро переводят в Москву. Сталин даже обещает Горькому разрешить Замкову вернуться к науке. Веру Игнатьевну тоже допускают к работе: в 1923 году она занимается оформлением павильона газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.

В 1936 году началась активная подготовка к Всемирной выставке в Париже, где был представлен павильон нашей страны. Был объявлен конкурс на лучший проект среди скульпторов, и выиграла его Мухина. На ее эскизе, представленном государственному совету, были изображены юноша и девушка, которые должны были увенчать высоченное здание советского павильона, уходящего в небо.

Проект Мухиной было поручено выполнить на заводе института машиностроения и металлообработки. Вера Игнатьевна жила на этом заводе, работала с помощниками сутками без сна и отдыха, создавая 24-метровую скульптуру из стали. Соединяли все детали монумента с помощью сварки – тогда это было абсолютное новаторство в стране.

Для того чтобы укрепить скульптуру, Мухина придумала новый элемент в композиции – шарф, как главную опору. Этого шарфа ранее в проекте не было.Директор завода С. Тамбовцев написал донос на Веру Ильиничну – якобы в складках этого шарфа она спрятала силуэт Л. Троцкого. И в одну из ночей в цех, где собирался монумент, неожиданно приехал И. Сталин. Вождь молча обошел все гигантские детали, поднялся даже на строительные стропила и, не проронив ни слова, уехал.

Чтобы доставить в 1937 году величественный монумент «Рабочий и колхозница» на выставку в Париж, 75-тонную композицию разделили на 65 частей и поместили в 28 вагонов. Установленная во Франции на советском павильоне статуя имела грандиозный успех! Тысячи людей ежедневно собирались у ее подножия посмотреть на «советское чудо», многие плакали от восхищения. Повсюду продавались сувениры – чернильницы, табакерки и пепельницы с изображением «Рабочего и колхозницы», а в Испании вышла марка с изображением скульптуры. Вера Мухина стала известна всему миру.

Вернувшись в Москву, скульптура «Рабочий и колхозница» заняла место у северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. С 1947 года эта скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм», а в 2004-м ее демонтировали. В 1938–1939 годах Вера Ильинична работала над скульптурами для щусевского Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». Вера Мухина получала государственные награды, однако ей ни разу не позволили организовать персональную выставку. Многие ее проекты так и остались неосуществленными, в том числе и памятник челюскинцам. Зато памятник ее другу М. Горькому был установлен в 1943 году у Белорусского вокзала Москвы, другой – в 1952 году в Нижнем Новгороде. В 1938 году институт ее супруга был разгромлен, и сердце ученого не выдержало этого бесчинства…

Вера Ильинична тяжело пережила утрату, она с головой ушла в преподавательскую деятельность. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат пяти Сталинских премий, орденоносец Мухина за всю свою жизнь не создала ни одного портрета членов политбюро, хотя предложения поступали постоянно. В последние годы своей жизни она работала на ленинградском стекольном заводе в экспериментальном цехе. Говорят, что Вера Мухина является изобретателем граненого стакана. Однако это не совсем так, граненые стаканы появились давно – на картинах Петрова-Водкина 20-х годов уже есть их изображение. Но дизайн стакана, идеально подходящего для посудомоечной машины в советской столовой, придумала Вера Ильинична в 1943 году, в период блокады, когда не хватало рабочих рук. И совершенно точно известно, что дизайн пивной кружки, которую советские люди привыкли видеть у бочек с квасом, разработала Мухина. После смерти мужа в самые тяжелые времена Вера Ильинична не боялась никакой работы, ведь на ее руках были дети. Великая художница разрисовывала даже обертки для конфет на фабрике «Красный Октябрь»...

Вера Ильинична Мухина ушла из жизни 6 октября 1953 года, когда ей было всего 64 года. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с мужем. На памятнике есть надпись со словами ее супруга, врача Замкова: «Я сделал для людей все, что мог». Рядом выбиты слова Веры Игнатьевны: «Я тоже».

По материалам российских источни ков подготовил Макс Келлер

. .

Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953) родилась в Риге. Ее художественные способности обнаружились рано, однако систематически работать она начинает лишь в Москве, куда приезжает в 1910 году. Она занимается в частной школе К.Ф. Юона. Первую попытку работы по скульптуре она делает в частной мастерской Синицыной, где начинающие скульпторы работали без преподавателя. Однако такая работа не удовлетворяет Мухину.

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней чувство пластической формы, но, пожалуй, еще больше Мухина учится в музеях.

В Париже Мухина пробыла два года. Затем поездка по Италии. Титаническое творчество Микеланджело потрясает ее.

Монументализм Мухиной - естественное выражение основных свойств ее дарования. Это становится особенно ясным, когда победившая революция 1917 года выдвигает перед скульптурой новые задачи монументальной пропаганды. Мухина успешно участвует в ряде конкурсов. В 1925-1927 годах она выставляет ряд работ, обращающих на себя внимание художественной общественности: «Юлия», «Ветер», «Женский торс». Особенно большой успех имеет ее «Крестьянка». Ряд созданных в это время портретов - профессора Котляровского, профессора Кольцова, доктора А.А. Замкова, бюст «Колхозница» свидетельствуют о большом портретном даровании Мухиной.

Лучшим произведением 30-х годов был Советский павильон на Всемирной выставке в Париже, увенчанный скульптурной работой Веры Игнатьевны Мухиной. Группа «Рабочий и колхозница» была прекрасно увязана с архитектурой павильона.

Когда в Париже в тридцать седьмом году на Всемирной выставке монтировалась мухинская скульптурная группа «Рабочий и колхозница», любопытствующие спрашивали, кто исполнил эту группу, кто ее создатель. И один из наших рабочих, который понял вопрос, заданный на чужом языке, ответил так: «Кто? Да мы - Советский Союз!»

Подвиг, творчество, радость, любовь к жизни -все здесь, в этом великом создании Мухиной. Словно бы сама эпоха, сама страна отформовали этот титанический символ - стальных гигантов, поднявших ввысь серп и молот, и дали этот символ скульптору к исполнению.

Когда видишь эту патетику летящей стали, формы прекрасные и мощные, когда проникаешься возвышенным духом этого творения, мысль твоя - о твоей стране. О твоем первенстве в нынешнем мире. О высоком первенстве, измеренном всеми трудностями, всеми победами, которые были на пути нашего народа. Это произведение стало поистине эпическим, народным, вошло в ряд тех ценностей, которые возвышают душу народа. Мысль художника будто вобрала в себя мысль миллионов людей, стала средоточием дум народа о себе, о своем времени.

Мухина выполнила проект памятника Горькому в его родном городе.

В первые годы войны скульптор создает замечательные портреты Б.А. Юсупова, И.Л. Хижняка. В одном из залов Третьяковской галереи стоят рядом бронзовый полковник Хижняк и бронзовый полковник Юсупов. Их побратало искусство Мухиной. Великий художник советского времени Вера Мухина изваяла эти героические портреты.

Самым важным в творчестве Мухиной было то, что она умела подмечать в характере своих современников все лучшее и новое, рожденное советской действительностью, находить прекрасный идеал в жизни и, воплощая его, звать в будущее. Огромной силы типизации достигает Мухина в работе «Партизанка».

Монументальное искусство не может быть прозаичным, обыденным, это искусство больших, высоких, героических чувств и большого образа. Идеал всегда прекрасен. Идеализация никогда не противоречит реальности, так как она есть квинтэссенция всего прекрасного, что существует в жизни и к чему стремится человек.


Терапевт краснодар платно узнать цены на прием терапевта Клиницист .



Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе - своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» - величественных

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир - из глины

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Двадцать лет творческого труда - и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника - столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках - и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается


В 1973 году в Третьяковской галерее на первом этаже размещались картины и скульптуры советских мастеров, поэтому здесь было мало посетителей, даже когда на втором этаже было много народа. Все проходили первый этаж очень быстро. И однажды группа иностранцев также быстро шла по первому этажу. Увидели они скульптуру Веры Мухиной "Крестьянка", это изображение мощной женщины со сложенными руками, захохотали стали показывать на скульптуру пальцами и быстро прошли дальше. Вот и вся история, связанная с данной скульптурой.

В этой связи хочу сказать, что настоящие крестьянки были намного аккуратнее даже в телогрейках. А неизвестных скульпторов наверняка было много получше, чем Мухина.

Конечно же никогда не водили иностранцев посмотреть памятник Вацлаву Воровскому, а то они бы ещё больше смеялись.

Но всё же памятник Аксинье и Григорию на Дону это лучший в мире памятник любовной парочке!

Однажды в 1980 году я лежала в больнице и на тумбочке кто-то оставил пластилиновую фигурку, изображающую даму 19 века. Пластилиновая фигурка была слеплена так: длинная широкая юбка для устойчивости, шляпка с миниатюрным цветочком, закрученные локоны, красивое лицо, выразительные руки. Какой же безвестный скульптор, а может даже и скульпторша создал этот невечный шедевр? Какие нужно иметь умелые пальчики, чтобы из маленького кусочка пластилина слепить такое чудо! Этим изображением все любовались. А что касается смеха иностранцев, то у них можно посмеяться и в своих галереях. Например картина художника Гойя "Семья короля Карла четвёртого" в музее Прадо хуже, чем карикатура. Ведь карикатуру можно было бы выбросить, а за эту картину, наверное же заплатили сами представители династии своему придворному художнику. А спрашивается за что платили? Ведь этой картиной художник высмеял испанскую династию на века. Эта картина находится во всех каталогах по искусству. И ещё - критики писали об изображении семьи короля такие слова: "Налицо вырождение династии." Но они ошиблись, ничего подобного, представители испанской династии правят по сей день. Недавно один из них приезжал в Москву. А что касается картины Гойя, то таких одинаковых выражений лиц, что изобразил художник не бывает даже у близких родственников, это всего лишь почерк данного художника.

Одной очень талантливой поэтессе не нравилось, что её так называют.

Зовите меня поэтом. - заявила она.

С тех пор стали звать поэтесс - поэтами, скульпторш - скульпторами. А разве это хорошо? Например, если бы шведскую сказочницу Астрид Линдгрен называли сказочником было бы лучше?

После замечательных слов Высоцкого:

А вот прошла вся в синем стюардесса, как принцесса...-

Вся стройная как ТУ, стюардесса мисс Одесса, похожая на весь гражданский флот... -

Стюардессы стали олицетворением женственности. Хотя и о поэтессах Высоцкий спел в одной из многих своих замечательных песен:

Ну а женщины в Одессе, все стройны, все поэтессы, все умны, а в крайнем случае красивы. -

Скульптор Вера Мухина изображала тяжеловесных женщин, а замечательная художница Зинаида Серебрякова рисовала прекрасных балерин. Вина наших искусствоведов, что её балерины не так известны как балерины художника Эдгара Дега. А ведь балерины Серебряковой намного женственнее.

Но вернёмся к скульптуре Веры Мухиной "Крестьянка" - то хорошо, что она из бронзы, а то бы на очередной реставрации Лужков наварил бы себе миллионов, как это получилось с композицией "Рабочий и колхозница."

И ещё хотелось бы, чтобы галереи не были сборищем нелепостей и неликвида раскрученных авторов. Между прочим сам Третьяков писал картины, но не выставлял их, считал свои работы банальностью. Зачем же в советское время надо было убрать шедевры, купленные Третьяковым в запасники, чтобы выставить работы советских авторов, у которых никто не задерживался? Первый этаж всегда пустовал. Третьяков был скромным, в отличие от раскрученных авторов.

А теперь надо сказать о деятелях культуры вообще. В 1934 году сестра моего папы поехала в РОНО устраиваться работать учительницей. Заходит в кабинет, там сидел начальник. Он ей сказал:

Эта моя работа временная. Я вообще-то деятель кьюльтьуры. Поедем с тобой в лес, кьюльтьурно отдохнём. Мы же с тобой интеллигэнтные люди, поймём друг друга. Ну, штэ молчишь? - И цинично сплюнул на Тамбовский паркет дореволюционного здания.

Сестра моего папы убежала, и слышала за собой отборный мат, угрозы. Наверное по этой причине красивые артистки: Доронина, Чурсина, Мерилин Монро остались без детей. Приходилось делать аборты от подобных негодяев. А современные "деятели культуры" предлагают ввести мат в официальное обращение, сами давно матерятся на сцене. Константин Райкин не постеснялся в 1976 году "спеть" таким узнаваемым голосом Боярского песню Труффальдино. Причём Боярского использовали втёмную.

А современный министр культуры с огромной челюстью неандертальца предлагает ввести мат в официальный разговор. Можно представить как он матерится на каком-нибудь пикнике, подобно поселковым пьянчужкам:

У! б...! - рычит министр культуры Швыдкой.

Но есть отличие; поселковый пьянчужка никогда не подумает материться с высоких трибун, а Швыдкой предлагает именно это.

На этом дореволюционном снимке урок изобразительного искусства в Рязанском епархиальном училище. Вообще-то с этих учениц надо с самих делать скульптуры, так прекрасно они все выглядят, но они срисовывают чьё-то скульптурное изображение. Пояснение к фотографии таковы: учитель стоит в отдалении, классная дама сидит в центре. Училище построено и содержалось за счёт духовенства, государство не давало ни копейки. Но в феврале 1918 года всё отобрали.

С ноября 1917 года церковнослужители облагались страшнейшим налогом, но изо всех сил старались сохранить школы, епархиальные училища, семинарии. Даже когда Ленин издал декрет о захвате церковных школ, и об отстранении русского православного народа от государства, то патриарх Тихон на церковных советах ставил вопросы о продолжении строительства новых школ. Тогда чекисты стали врываться в духовные училища, семинарии и выбрасывать детей на улицу из окон.

Рецензии

Вот уж не думала, что недостаточно остро! Разве я не назвала плохое - плохим, бездарное - бездарным, матершинников - матершинниками, смешное - смешным. Ведь не я же смеялась. Тут как раз нет ни одного причитания. Но что в 1917 году был сплошной грабёж общественной недвижимости теми, кто никогда ничего не строил, разве это неправда!?

Вера Игнатьевна Мухина - советский скульптор, народный художник СССР (1943). Автор произведений: «Пламя революции» (1922—1923), «Рабочий и колхозница» (1937), «Хлеб» (1939); памятников Горькому (1938—1939), Чайковскому (1954).

Несказанно повезло нашей героине с дедом, Кузьмой Игнатьевичем Мухиным. Был он отменным купцом и оставил родственникам огромное состояние, которое позволило скрасить не слишком счастливое детство внучки Верочки. Девочка рано потеряла родителей, и лишь богатство деда, да порядочность дядек позволили Вере и её старшей сестре Марии не узнать материальных невзгод сиротства.
Вера Мухина росла смирной, благонравной, на уроках сидела тихо, училась в гимназии примерно. Никаких особенных дарований не проявляла, ну может быть, только неплохо пела, изредка слагала стихи, да с удовольствием рисовала. А кто из милых провинциальных (росла Вера в Курске) барышень с правильным воспитанием не проявлял подобных талантов до замужества.
Сестры приняли решение переехать в Москву. В Москве и началось созревание личности и таланта будущего скульптора. Неверно было думать, что, не получив должного воспитания и образования, Вера изменилась словно по мановению волшебной палочки. Наша героиня всегда отличалась поразительной самодисциплиной, трудоспособностью, усердием и страстью к чтению, причём выбирала по большей части книги серьёзные, не девические. Это то глубоко скрытое прежде стремление к самосовершенствованию постепенно стало проявляться у девушки в Москве. Она ищет приличную художественную студию, озабочена творческими порывами Сурикова или Поленова, которые в то время ещё активно работали.



В студию Константина Юона, известного пейзажиста и серьёзного учителя, Вера поступила легко: экзаменов не нужно было сдавать — плати и занимайся, — но вот учиться как раз было нелегко. Её любительские, детские рисунки в мастерской настоящего живописца не выдерживали никакой критики, а честолюбие подгоняло Мухину, стремление первенствовать каждодневно приковывало её к листу бумаги. Она работала буквально как каторжная. Здесь, в студии Юона, Вера приобрела свои первые художественные навыки, но, самое главное, у неё появились первые проблески собственной творческой индивидуальности и первые пристрастия.
Её не привлекала работа над цветом, почти всё время она отдавала рисунку, графике линий и пропорций, пытаясь выявить почти первобытную красоту человеческого тела. В её ученических работах все ярче звучала тема восхищения силой, здоровьем, молодостью, простой ясностью душевного здоровья. Для начала XX века такое мышление художника, на фоне экспериментов сюрреалистов, кубистов, казалось слишком примитивным.
Однажды мастер задал композицию на тему «сон». Мухина нарисовала заснувшего у ворот дворника. Юон недовольно поморщился: «Нет фантастики сна». Возможно, воображения у сдержанной Веры и было недостаточно, зато в избытке присутствовали у неё молодой задор, восхищение перед силой и мужеством, стремление разгадать тайну пластики живого тела.

Не оставляя занятий у Юона, Мухина начала работать в мастерской скульптора Синицыной. Едва ли не детский восторг ощутила Вера, прикоснувшись к глине, которая давала возможность со всей полнотой ощутить подвижность человеческих сочленений, великолепный полет движения, гармонию объёма.
Синицына устранилась от обучения, и порой понимание истин приходилось постигать ценой больших усилий. Даже инструменты — и те брались наугад. Мухина почувствовала себя профессионально беспомощной: «Задумано что то огромное, а руки сделать не могут». В таких случаях русский художник начала века отправлялся в Париж. Не стала исключением и Мухина. Однако её опекуны побоялись отпускать девушку одну за границу.


Случилось все как в банальной русской пословице: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
В начале 1912 во время весёлых рождественских каникул, катаясь на санях, Вера серьёзно поранила лицо. Девять пластических операций перенесла она, а когда через полгода увидела себя в зеркале, пришла в отчаяние. Хотелось бежать, спрятаться от людей. Мухина сменила квартиру, и только большое внутреннее мужество помогло девушке сказать себе: надо жить, живут и хуже. Зато опекуны посчитали, что Веру жестоко обидела судьба и, желая восполнить несправедливость рока, отпустили девушку в Париж.

В мастерской Бурделя Мухина познала секреты скульптуры. В огромных, жарко натопленных залах мэтр переходил от станка к станку, безжалостно критикуя учеников. Вере доставалось больше всех, учитель не щадил ничьих, в том числе и женских, самолюбий. Однажды Бурдель, увидев мухинский этюд, с сарказмом заметил, что русские лепят скорее «иллюзорно, чем конструктивно». Девушка в отчаянии разбила этюд. Сколько раз ей ещё придётся разрушать собственные работы, цепенея от собственной несостоятельности.
Во время пребывания в Париже Вера жила в пансионе на улице Распайль, где преобладали русские. В колонии земляков Мухина познакомилась и со своей первой любовью — Александром Вертеповым, человеком необычной, романтической судьбы. Террорист, убивший одного из генералов, он вынужден был бежать из России. В мастерской Бурделя этот молодой человек, в жизни не бравший в руки карандаша, стал самым талантливым учеником. Отношения Веры и Вертепова, вероятно, были дружескими и тёплыми, но постаревшая Мухина никогда не решалась признаться, что питала к Вертепову более чем приятельское участие, хотя всю жизнь не расставалась с его письмами, часто вспоминала о нём и ни о ком не говорила с такой затаённой печалью, как о друге своей парижской юности. Александр Вертепов погиб в Первую мировую войну.
Последним аккордом учёбы Мухиной за границей стала поездка по городам Италии. Втроём с подругами они пересекли эту благодатную страну, пренебрегая комфортом, зато сколько счастья принесли им неаполитанские песни, мерцание камня классической скульптуры.


Мухина В. И. «Хлеб». Бронза. 1939.

Возвращение в Россию было омрачено начавшейся войной. Вера, овладев квалификацией медсестры, поступила работать в эвакогоспиталь. С непривычки показалось не просто трудно — невыносимо. «Туда прибывали раненые прямо с фронта. Отрываешь грязные присохшие бинты — кровь, гной. Промываешь перекисью. Вши», — и через много лет с ужасом вспоминала она. В обычном госпитале, куда она вскоре попросилась, было не в пример легче. Но несмотря на новую профессию, которой она, кстати, занималась бесплатно (благо дедушкины миллионы давали ей эту возможность), Мухина продолжала посвящать своё свободное время скульптуре.
Сохранилась даже легенда о том, что однажды на соседнем с госпиталем кладбище похоронили молодого солдатика. И каждое утро возле надгробного памятника, выполненного деревенским умельцем, появлялась мать убиенного, скорбя о сыне. Однажды вечером, после артиллерийского обстрела, увидели, что изваяние разбито. Рассказывали, будто Мухина выслушала это сообщение молча, печально. А наутро на могиле появился новый памятник, краше прежнего, а руки у Веры Игнатьевны были в ссадинах. Конечно, это только легенда, но сколько милосердия, сколько доброты вложено в образ нашей героини.

С. А. Замков. Мрамор. 1935 .

В госпитале Мухина встретила и своего суженого со смешной фамилией Замков. Впоследствии, когда Веру Игнатьевну спрашивали, что её привлекло в будущем муже, она отвечала обстоятельно: «В нём очень сильное творческое начало. Внутренняя монументальность. И одновременно много от мужика. Внутренняя грубость при большой душевной тонкости. Кроме того, он был очень красив».
Алексей Андреевич Замков действительно был очень талантливым доктором, лечил нетрадиционно, пробовал народные методы. В отличие от своей жены Веры Игнатьевны он был человеком общительным, весёлым, компанейским, но при этом очень ответственным, с повышенным чувством долга. О таких мужьях говорят: «С ним она как за каменной стеной». Вере Игнатьевне в этом смысле повезло. Алексей Андреевич неизменно принимал участие во всех проблемах Мухиной.

Пламя рев олюции

Расцвет творчества нашей героини пришёлся на 1920—1930 е годы. Работы «Пламя революции», «Юлия», «Крестьянка» принесли славу Вере Игнатьевне не только на родине, но и в Европе.

Можно спорить о степени художественной талантливости Мухиной, но нельзя отрицать, что она стала настоящей «музой» целой эпохи. Обычно по поводу того или иного художника сокрушаются: мол, родился не вовремя, но в нашем случае остаётся только удивляться, как удачно совпали творческие устремления Веры Игнатьевны с потребностями и вкусами её современников. Культ физической силы и здоровья в мухинских скульптурах как нельзя лучше воспроизводил, да и немало способствовал созданию мифологии сталинских «соколов», «девчат красавиц», «стахановцев» и «Паш Ангелин ых».
О своей знаменитой «Крестьянке» Мухина говорила, что это «богин
я плодородия, русская Помона». Действительно, — ноги колонны, над ними грузно и вместе с тем легко, свободно поднимается крепко сколоченный торс.

«Такая родит стоя и не крякнет», — сказал кто то из зрителей. Могучие плечи достойно завершают глыбу спины, и над всем — неожиданно маленькая, изящная для это го мощного тела — головка. Ну чем не идеальная строительница социализма — безропотная, но пышущая здоровьем рабы ня?
Европа в 1920 е годы уже была заражена бациллой фашизма, баци
ллой массовой культовой истерии, поэтому образы Мухиной и там рассматривали с интересом и пониманием. После XIX Международной выставки в Венеции «Крестьянку» купил музей Триеста.

Крестьянка

Но ещё большую известность принесла Вере Игнатьевне знаменита я композиция, ставшая символом СССР, — «Рабочий и колхозница». А создавалась она тоже в символичный год — 1937 й — для павильона Советского Союза на выставке в Париже. Архитектор Иофан разработал проект, где здание должно было напоминать несущийся корабль, нос которого по классическому обычаю предполагалось увенчать статуей. Вернее, скульптурной группой.
Конкурс, в котором участвовали четверо известных мастеров, на лучший проект памятника выиграла наша героиня. Эскизы рисунков показывают, как мучительно рождалась сама идея. Вот бегущая обнажённая фигура (первоначально Мухина вылепила мужчину обнажённым — могучий античный бог шагал рядом с современной женщиной, — но по указанию свыше «бог а» пришлось приодеть), в руках у неё что то вроде олимпийского факела. Потом рядом с ней появляется другая, движение замедляется, становится спокойнее… Третий вариант — мужчина и женщина держатся за руки: и сами они, и поднятые ими серп и моло т торжественно спокойны. Наконец художница остановилась на движении порыве, усиленном ритмичным и чётким жестом.
Не имеющим прецедентов в мировой скульптуре стало решение Мухиной большую часть скульптурных объёмов пустить по воздуху, летящими по горизонтали. При таких масштабах Вере Игнатьевне пришлось долго выверять каждый изгиб шарфа, рассчитывая каждую его складку. Скульптуру решено было делать из стали, материала, который до Мухиной был использован единственный раз в мировой практике Эйфелем, изготовившим статую Свободы в Америке. Но статуя Свободы имее
т очень простые очертани я: это женская фигура в широкой тоге, складки которой ложатся на пьедестал. Мухиной же предстояло создать сложнейшее, невиданное доселе сооружение.
Работали, как принято было при социализме, авралом, штурмовщиной, без выходных, в рекордно короткие сроки. Мухина потом рассказывала, что один из инженеров от переутомления заснул за чертёжным столом, а во сне откинул руку на паровое отопление и получил ожог, но бедняга так и не очнулся. Когда сварщики падали с ног, Мухина и её две помощницы сами принимались варить.
Наконец, скульптуру собрали. И сразу же стали разбирать. В Париж пошло 28 вагонов «Рабочего и
колхозницы», композицию разрезали на 65 кусков. Через одиннадцать дней в советском павильоне на Международной выставке высилась гигантская скульптурная группа, вздымающая над Сеной серп и молот. Можно ли было не заметить этого колосса? Шума в прессе было много. Вмиг образ, созданный Мухиной, стал символом социалистического мифа XX века.
Чтобы слепить трёхметровые глиняные модели Мухиной дали всего три недели.
- Это вам не фанерные фигуры для праздника! Вы просто не понимаете, о чём идёт речь. Это издевательство! - кричала Мухина. Она стукнула кулаком по столу и, зарыдав, выбежала в коридор. Но, выплакавшись, женщина вернулась обратно и сказала, что заказ будет выполнен в назначенные сроки.
Ромен Роллан писал: «На берегу Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».
График Франс Мазерель говорил с трибуны: «Ваша скульптура ударила нас, французских художников, как обухом по голове. Мы иногда целыми вечерами говорим о ней».
Французские газеты восхищённо писали, что у Эйфелевой башни наконец появился достойный конкурент. Местные рабочие, проходя мимо памятника, салютовали ему. Парижане даже собрали несколько тысяч подписей с просьбой оставить пролетарский памятник во Франции.

Но, понятное дело, просьбу не удовлетворили, и статуя вернулась на родину, чтобы впоследствии стать одним из главных памятников эпохи.

http://www.pansion-mil.ru/library/women/veramuhina/

1 июля исполняется 128 лет со дня рождения Веры Мухиной, автора «Рабочего и колхозницы», каменного оратора сталинской эпохи, как называли ее современники.

Мастерская Веры Мухиной в Пречистенском переулке

Вера Мухина родилась в Риге в 1889 году в богатой купеческой семье. Она рано потеряла мать, умершую от туберкулеза. Отец, опасаясь за здоровье дочери, перевез ее в благоприятный климат в Феодосию. Там Вера окончила гимназию, а позже переехала в Москву, где училась в студиях известных пейзажистов Константина Юона и Ильи Машкова.

На решение Мухиной стать скульптором, в том числе, повлиял трагический случай: катаясь на санях, девушка получила серьезную травму лица. Пластическим хирургам буквально пришлось «пришивать» 22-летней Вере нос. Это происшествие стало символичным, открыв Мухиной точное приложение ее художественному дарованию.

Одно время Вера Игнатьевна жила в Париже и Италии, изучая искусство периода Ренессанса. В СССР Мухина стала одним из самых выдающихся архитекторов. Всеобщая известность пришла к ней после того, как ее монумент «Рабочий и колхозница» был выставлен на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Именно со скульптурой «Рабочего и колхозницы», ставшей символом «Мосфильма» , а также с простым, на первый взгляд, изобретением — граненым стаканом — связано в сознании большинства имя Веры Мухиной.

Но Москву украшают и другие скульптуры знаменитого мастера, многие из которых были установлены уже после ее смерти.

Памятник Чайковскому

Большая Никитская 13/6

В середине 50-х на Большой Никитской, перед зданием Московской государственной консерватории , установили памятник Петру Чайковскому , над которым скульптор работала 25 лет. В 1929 году по просьбе Николая Жегина — директора дома-музея Чайковского в Клину, Мухиной был выполнен бюст композитора. Спустя 16 лет она получила персональный заказ на создание памятника Чайковскому в Москве.

Первоначальный вариант скульптуры изображал композитора, дирижирующего стоя. Но такой монумент требовал большого пространства, и от него отказались. Второй эскиз изображал Петра Ильича сидящим в кресле перед пюпитром, на котором лежит раскрытая нотная тетрадь. Композицию дополняла фигурка пастушка, говорящая об интересе композитора к народному творчеству. Из-за некоторой двусмысленности пастуха заменили на фигуру крестьянина, а затем убрали и его.

Проект памятника долго не утверждали, и уже тяжелобольная Мухина писала Вячеславу Молотову : «Поставьте моего Чайковского в Москве. Я Вам ручаюсь, что эта моя работа достойна Москвы…». Но памятник установили уже после смерти Мухиной, в 1954 году.

Памятник Чайковскому перед Московской консерваторией

Памятник Максиму Горькому

Парк «Музеон» (Крымский вал, вл. 2)

Проект памятника был разработан скульптором Иваном Шадром в 1939 году. Перед смертью Шадр взял с Мухиной обещание завершить его проект. Вера Игнатьевна обещание выполнила, но при ее жизни скульптура так и не была установлена. Памятник Горькому на площади Белорусского вокзала появился в 1951 году. В 2005 году монумент демонтировали, чтобы расчистить место для строительства транспортной развязки на площади Белорусского вокзала. Затем его положили, в прямом смысле этого слова, в парке «Музеон» , где он пробыл в таком положении два года. В 2007 году Горького отреставрировали и поставили «на ноги». В настоящее время московские власти обещают вернуть скульптуру на ее первоначальное место. Памятник Максиму Горькому работы Мухиной также можно увидеть в сквере у здания Института мировой литературы имени А.М. Горького.

Памятник Горькому столичные власти обещают вернуть к Белорусскому вокзалу

Скульптура «Хлеб»

"Парк Дружбы" (Флотская ул., 1А)

Одной из известных работ Мухиной в 30-е годы стала скульптура «Хлеб» , выполненная для выставки «Пищевая индустрия» в 1939 году. Первоначально, по просьбе архитектора Алексея Щусева , скульптор готовила четыре эскиза композиций для Москворецкого моста, но работа была прервана. Скульптура «Хлеб» стала единственной, к эскизам которой автор вернулась и воплотила идею в жизнь. Мухина изобразила фигуры двух девушек, передающих друг другу сноп пшеницы. По мнению искусствоведов, в композиции «звучит» музыка труда, но труда свободного и гармоничного.

Скульптура "Плодородие" в парке "Дружбы"

«Рабочий и колхозница»

ВДНХ (пр-т Мира, 123 Б)

Самый известный монумент Веры Мухиной был создан для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Борису Иофану , автору выставочного павильона. На создание скульптуры был объявлен конкурс, в котором лучшим был признан проект Мухиной. Незадолго до этого муж Веры, известный доктор Алексей Замков , благодаря заступничеству высокого партийного чиновника, вернулся из воронежской ссылки. Семья Веры Мухиной была «на заметке». И кто знает, прошли бы репрессии стороной, если бы не победа в конкурсе и триумф на выставке в Париже.

Работа над статуей заняла два месяца, делали ее на опытном заводе Института машиностроения. По задумке автора, рабочий и колхозница должны были быть обнаженными, но руководство страны такой вариант отвергло. Тогда Мухина одела советских героев в комбинезон и сарафан.

При демонтаже памятника в Париже и его перевозке в Москву пострадали левая рука колхозницы и правая рука рабочего, а при сборке композиции в 1939 году поврежденные элементы были заменены с отступлением от первоначального проекта.

После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву, и установили перед входом на Выставку достижений народного хозяйства. Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина горько называла «пенек». Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, «Рабочего и колхозницу» установили на 33-метровую высоту.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы