Про деток, от рождения до школы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Король живописцев и живописец королей» Тициан Вечеллио (1477-1576). МОБУ СОШ № 4 пгт Лучегорск Пожарского муниципального района Приморского края, учитель истории и обществознания Забора В. В. 2014

2 слайд

Описание слайда:

Флора Около 1515. Галерея Уффици, Флоренция. Будто изнутри светится чудесным таинственным огнем лицо молодой женщины, держащей в руке букетик цветов. Задумчивые глаза устремлены в сторону, улыбка едва трогает губы, она словно находится наедине со своими мыслями. Девичий персиковый румянец оттеняет бархат темных глаз, подчеркивает молочную белизну шеи и женственно-покатых плеч. Каштановые локоны прикрывая маленькие ушки, шею, волной спадают на кокетливо приоткрытую грудь. Флора в римской мифологии - милостивая богиня цветения колосьев, садов и цветов. Праздник в ее честь, Флоралии, сопровождался веселой разнузданностью и проходил с участием простонародья, а также продажных женщин.

3 слайд

Описание слайда:

«Любовь земная и небесная» (1515 г.) - одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника. Сюжет картины до сих пор представляется загадочным. Вне зависимости от того, изображают ли одетая и обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры, цель Тициана - передать определенное душевное состояние. Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне одежд (золотистая желтизна колорита - результат времени) создают впечатление спокойной радости. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. Спокойные ритмы расстилающегося позади пейзажа как бы оттеняют естественность и благородство движения прекрасных человеческих тел.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

В «Венере Урбинской» находит свое яркое выражение утверждение радости бытия. Она, может быть, менее возвышенно благородна, чем «Венера» Джорджоне, но этой ценой достигается более непосредственная жизненность образа. Конкретная, почти жанровая трактовка сюжетного мотива, усиливая непосредственную жизненность впечатления, не снижает поэтического обаяния образа прекрасной женщины. В картинах 1530-х годов на религиозные и мифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалии современной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. Художник переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 века.

6 слайд

Описание слайда:

Даная, 1545. Заказчик - Филипп II Испанский, 1553-1562. Тициан смело берет цветовые и тональные соотношения, сочетая их с как бы светящимися тенями. Благодаря этому он передает подвижное единство формы и цвета, четкого контура и мягкой моделировки объема, которые помогают воспроизвести натуру, полную движения и сложных изменчивых соотношений. В «Данае» мастер еще утверждает красоту счастья человека, но образ уже лишен былой устойчивости и спокойствия. Счастье - уже не постоянное состояние человека, оно обретается лишь в минуты яркого порыва чувств.

7 слайд

Описание слайда:

«Венера с зеркалом» (около 1555 г.) - одна из лучших работ итальянского художника. Тициано Вечеллио создает галерею прекрасных картин, воспевающих чувственность и очарование женской красоты. Его окутанные мерцанием теплых тонов со сдержанно жаркими вспышками красного, золотистого, холодно голубого цвета - скорее поэтическая мечта, чарующая и волнующая сказка-песня о красоте и счастье. Тициановская Венера, как олицетворение женственности, плодородия, материнства прекрасна зрелой красотой земной женщины.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Имеет глубокий философский смысл картина «Аллегория времени» (1565 г.). В античной мифологии языком символов пользовались, чтоб точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа. Возраст зрелого мужчины Тициан сравнивает со львом - все в его власти, он правит миром, а возраст молодого человека с доверчивой готовностью молодой собаки нести службу, старости достается мудрость, глубокое знание жизни, одиночество и физическая немощь.

Венецианское Возрождение представляет собой обособленную своеобразную часть общеитальянского Возрождения. Оно здесь началось позже, но продлилось гораздо дольше. Роль античных традиций в Венеции была наименьшей, а связь с последующим развитием европейской живописи — наиболее прямой. В Венеции господствовала живопись, которая характеризовалась яркими, насыщенными и радостными цветами.

Эпоха Высокого Возрождения (на итальянском языке звучит как » Чинквеченто») в Венеции заняла почти весь XVI век. Многие выдающиеся художники писали в свободной и жизнерадостной манере Венецианского Возрождения.

Художник Джованни Беллини стал представителем переходного периода от Раннего Возрождения к Высокому. Его перу принадлежит известная картина » Озерная Мадонна » — прекрасное живописное произведение, воплощающее грезы о золотом веке или земном рае.

Ученик Джованни Беллини, художник Джорджоне считается первым мастером Высокого Возрождения в Венеции. Его полотно » Спящая Венера » — одно из самых поэтичных изображений обнаженного тела в мировом искусстве. Это произведение является еще одним воплощением мечты о простодушных, счастливых и невинных людях, которые живут в полной гармонии с природой.

В Государственном Музее Эрмитаже находится картина » Юдифь» , которая тоже принадлежит кисти Джорджоне. Это произведение стало ярким примером достижения объемного изображения не только с помощью светотени, но и использованием приема градации света.

Джорджоне » Юдифь»

Самым типичным художником Венеции можно считать Паоло Веронезе. Его масштабные, многофигурные композиции посвящены изображению пышных обедов в венецианских палаццо с музыкантами, шутами и собаками. В них нет ничего религиозного. » Тайная вечеря» — это изображение красоты мира в бесхитростных земных проявлениях и восхищение совершенством прекрасной плоти.


Паоло Веронезе » Тайная вечеря»

Творчество Тициана

Эволюция венецианской живописи Чинквеченто отразилась в творчество Тициана, который сначала работал совместно с Джорджоне и был близок ему. Это отразилось в творческой манере живописца в произведениях » Любовь небесная и Любовь земная», » Флора». Женские образы Тициана — это сама природа, сияющая вечной красотой.

— король живописцев. Ему принадлежат многочисленные открытия в области живописи, среди которых можно назвать богатство колорита, цветную лепку, оригинальные формы и использование нюансов красок. Вклад Тициана в искусство Венецианского Возрождения огромен, он оказал большое влияние на мастерство живописцев последующего периода.

Поздний Тициан уже близок к художественному языку Веласкеса и Рембранта: соотношения тонов, пятна, динамичность мазка, фактура красочной поверхности. Венецианцы и Тициан заменили господство линии преимуществами цветового массива.

Тициан Вечеллио » Автопортрет» (около 1567 года)

Живописная техника Тицина поражает и в наши дни, потому что представляет собой месиво из красок. В руках художника краски были своего рода глиной, из которой живописец лепил свои произведения. Известно, что к концу жизни Тициан писал свои полотна с помощью пальцев. так что данное сравнение является более чем уместным.

Тициан » Динарий кесаря» (около 1516 года)

Картины Тициана Вечеллио

Среди живописных произведений Тициана можно назвать следующие:

  • » Ассунта»

  • » Вакх и Ариадна»
  • » Венера Урбинская»
  • » Портрет папы Павла III»

  • » Портрет Лавинии»
  • » Венера перед зеркалом»
  • » Кающаяся Магдалина»
  • » Святой Себастьян»

Живописность и чувство о бъемной формы у Тициана находятся в полном равновесии. Его фигуры полны ощущения жизни и движения. Новизна композиционного приема, необычный колорит, свободные мазки являются отличительной особенностью живописи Тициана. В его творчестве воплотились лучшие черты Венецианской школы эпохи Возрождения.

Характерные черты живописи Венецианского Возрождения

Последний корифей венецианского Чинквеченто — это художник Тинторетто. Известны его картины » Битва архангела Михаила с сатаной» и » Тайная вечеря». Изобразительное искусство воплотило Ренессансное представление об идеале, веру в могущество разума, мечту о прекрасном, сильном человеке, гармонично развитой личности.


Якопо Тинторетто » Битва архангела Михаила с сатаной» (1590 год)
Якопо Тинторетто » Распятие»

Художественные произведения создавались на традиционные религиозно — мифологические сюжеты. Благодаря этому современность возводилась в ранг вечности, таким образом утверждая богоподобность реального человека. Основными принципами изображения в этот период стали подражание природе и реальность персонажей. Картина — это своего рода окно в мир, потому что художник изображает на ней то, что видел в реальности.


Якопо Тинторетто » Тайная вечеря»

Искусство живописи опиралось на достижения различных наук. Живописцы успешно осваивали перспективное изображение. В этот период творчество стало персональным. Все большее развитие получают произведения станкового искусства.


Якопо Тинторетто » Рай»

В живописи складывается жанровая система, которая включает в себя следующие жанры:

  • религиозно — мифологический;
  • исторический;
  • бытовой пейзаж;
  • портрет.

В этот период также появляется гравюра, и важную роль играет рисунок. Произведения искусства ценятся сами по себе, как художественное явление. Одним из самых главных ощущений при их восприятии становится наслаждение. Качественные репродукции картин эпохи Венецианского Возрождения станут прекрасным дополнением интерьера в .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА"

Факультет русской филологии и национальной культуры

Направление подготовки "Теология"

Контрольная работа

По дисциплине "Мировая художественная культура"

На тему: "Венецианское Возрождение"

Выполнил студент 2 курса

заочной формы обучения:

Костюкович В.Г.

Проверила: Шахова И.В.

Рязань 2015 г.

План

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Термин "Возрождение" (по-французски "Ренессанс", по-итальянски "Ринашименто") был впервые введен живописцем, архитектором и историком искусства 16 в. Джордже Вазари, для необходимости определения исторической эпохи, которая была обусловлена ранней стадией развития буржуазных отношений в Западной Европе.

Культура Возрождения зародилась в Италии, и связано это было, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазных отношений, и как следствие - возникновение нового мировоззрения. Рост городов и развитие ремесел, подъем мировой торговли, великие географические открытия конца 15 и начала 16 вв., изменили жизнь средневековой Европы. Городская культура создавала новых людей и формировала новое отношение к жизни. Началось возвращение к забытым достижениям античной культуры. Все перемены в наибольшей степени проявили себя в искусстве. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей. Все более самостоятельными становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука.

Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй половины 13 по первую половину 16 столетия. Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов: вторая половина XIII-XIV в. - Проторенессанс (предвозрождение) и Треченто; XV в. - раннее Возрождение (Кватроченто); конец XV-первая треть XVI в. - Высокий Ренессанс (реже в науке употребляется термин Чинквеченто). Ильина с. 98 В данной работе будет рассматриваться особенности Возрождения в Венеции.

Развития итальянской ренессансной культуры очень разнообразно, что обусловлено разным уровнем экономического и политического развития разных городов Италии, разной степенью мощи и силы буржуазии этих городов, их различной степенью связи с феодальными традициями. Ведущими художественными школами в искусстве итальянского Ренессанса в 14 в. были сиенская и флорентийская, в 15 в. - флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская, в 16 в. - римская и венецианская.

Главное отличие эпохи Возрождения от предшествующей культурной эпохи заключалось в гуманистическом взгляде на человека и окружающий его мир, в образовании научных основ гуманитарных знаний, в зарождении опытного естествознания, в особенностях художественного языка нового искусства, и наконец, в утверждении прав светской культуры на самостоятельное развитие. Все это явилось основой для последующего развития европейской культуры в 17 - 18 вв. Именно Возрождение осуществило широкий и многообразный синтез двух культурных миров - языческого и христианского, который оказал глубокое воздействие на культуру нового времени.

Деятели Возрождения создавали в противовес феодальному мировоззрению, схоластическому новое, светское, рационалистическое мировоззрение. В центре внимания в эпоху Ренессанса был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином "гуманистическое" (от лат. humanitas - человечность). Для итальянских гуманистов главным было направленность человека на самого себя. Его судьба в большой степени находится в его собственных руках, он наделен Богом свободой воли.

Для эпохи Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись изображает прекрасных, совершенных людей. Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Человек в эпоху Ренессанса снова становится главной темой искусства, а человеческое тело считается самой совершенной формой в природе.

Тема Возрождения, и в частности, Возрождения в Венеции, актуальна тем, что искусство эпохи Возрождения развивалось на основе синтеза всего того лучшего, что было создано в средневековом искусстве предыдущих веков и искусстве античного мира. Искусство эпохи Возрождения стало поворотным пунктом в истории европейского искусства, поставив на первое место человека, с его радостями и горестями, умом и волей. Оно выработало новый художественный и архитектурный язык, который сохраняет свое значение до настоящего времени. Поэтому изучение эпохи Ренессанса является важным звеном для понимания всего дальнейшего развития художественной культуры Европы.

Особенности венецианского возрождения

По обилию талантливых мастеров и размаху художественного творчества Италия опередила в 15 в. все другие страны Европы. Искусство Венеции представляет особый вариант развития художественной культуры Возрождения по отношению ко всем остальным центрам ренессансного искусства в Италии.

Уже с 13 в. Венеция была колониальной державой, которой принадлежали территории на побережьях Италии, Греции, островах Эгейского моря. Она торговала с Византией, Сирией, Египтом, Индией. Благодаря интенсивной торговле к ней стекались огромные богатства. Венеция была торгово-олигархической республикой. Много веков Венеция жила, как сказочно богатый город, и ее жителей нельзя было удивить обилием золота, серебра, драгоценных камней, тканей и иных сокровищ, но сад при дворце воспринимался ими как крайний предел богатства, так как зелени в городе было очень мало. Людям приходилось отказываться от нее в пользу увеличения жизненного пространства, расширения города, и так отовсюду стесняемого водой. Наверное, поэтому венецианцы стали очень восприимчивы к красоте, и каждый художественный стиль достиг у них довольно высокого уровня в своих декоративных возможностях. Падение Константинополя под натиском турок сильно поколебало торговые позиции Венеции, и все же накопленные венецианскими купцами огромные денежные богатства позволили ей сохранить свою независимость и жизненный уклад эпохи Возрождения на протяжении значительной части 16 в.

Хронологически искусство Возрождения сложилось в Венеции несколько позже, чем в большинстве других крупных центров Италии этой эпохи, но и продолжалось оно дольше, чем в других центрах Италии. Оно сложилось, в частности, позже, чем во Флоренции и вообще в Тоскане. Возрождение в Венеции, как было сказано, имело свои особенности, она мало интересовалась учеными изысканиями и раскопками античных древностей. Венецианский Ренессанс имел другие истоки. Формирование принципов художественной культуры Возрождения в изобразительном искусстве Венеции началось лишь с 15 в. Это определялось отнюдь не экономической отсталостью Венеции, наоборот, Венеция наряду с Флоренцией, Пизой, Генуей, Миланом была одним из самых экономически развитых центров Италии того времени. Именно раннее превращение Венеции в великую торговую державу повинно в этой задержке, так как крупная торговля, и соответственно большее общение, с восточными странами повлияло на ее культуру. Культура Венеции была тесно связана с пышным величием и торжественной роскошью имперской византийской культуры, а отчасти и утонченной декоративной культурой арабского мира. Художественная культура Венеции еще в 14 веке представляла собой своеобразное переплетение пышно-праздничных форм монументального византийского искусства, оживленного влиянием красочной орнаментальности Востока и своеобразно-изящным переосмыслением декоративных элементов зрелого готического искусства. Конечно, это отразится и в венецианской художественной культуре Возрождения. У художников Венеции на первый план выходят проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета.

Венецианское Возрождение было богатым на великих живописцев и скульпторов. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрождения - это Джорджоне (1477-1510), Тициан (1477-1576), Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594) «Культорология с. 193 .

Крупнейшие представители венецианского возрождения

Джордже Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477-1510). Типичный художник поры Высокого Возрождения. Джорджоне стал первым наиболее известным художником Высокого Возрождения в Венеции. В его творчестве окончательно побеждает светское начало, что проявляется в господстве сюжетов на мифологические и литературные темы. Пейзаж, природа и прекрасное человеческое тело стали для него предметом искусства.

Джорджоне сыграл для венецианской живописи ту же роль, что и Леонардо да Винчи для живописи средней Италии. Чувством гармонии, совершенством пропорций, изысканным линейным ритмом, мягкой светописью, одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное влияние, когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Ильина с. 138 Но все же по сравнению с ясной рациональностью искусства Леонардо живопись Джорджоне пронизана глубоким лиризмом и созерцательностью. Джорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер, он интересуется не столько линейной, сколько воздушной перспективой. Огромную роль в его композициях играет колорит. Звучные краски, положенные прозрачными слоями, смягчают очертания. Художник мастерски использует свойства масляной живописи. Многообразие оттенков и переходных тонов помогает ему достигнуть единства объема, света, цвета и пространства. Раскрытию поэтичности и гармонии его совершенных образов способствует пейзаж, занимающий видное место в его творчестве.

Среди его ранних произведений привлекает внимание "Юдифь" (около 1502 г.). Героиня, взятая из ветхозаветной апокрифической литературы, из Книги Юдифи, изображена юной прекрасной женщиной на фоне притихшей природы. Художник изобразил Юдифь в момент ее торжества во всей силе ее красоты и сдержанного достоинства. Мягкая светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское "сфумато". Ильина с. 139 Прекрасная женщина на фоне прекрасной природы, однако, странную тревожную ноту вносит в эту, казалось бы, гармоничную композицию меч в руке героини и отрубленная голова врага, попранная ею. Еще из работ Джорджоне нужно отметить "Грозу" (1506 г.) и "Сельский концерт" (1508-1510), где так же можно разглядеть прекрасную природу, и конечно картину "Спящая Венера" (около 1508-1510). К сожалению Джорджоне не успел завершить работу над "Спящей Венерой" и, по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан.

Тициан Вечеллио (1477? - 1576) - величайший художник венецианского Возрождения. Хотя дата его рождения не установлена достаточно точно, скорее всего он был младшим современником Джорджоне и его учеником, превзошедшим учителя, как утверждают исследователи. Он на долгие годы определил пути развития венецианской школы живописи. Верность Тициана гуманистическим принципам, вера в разум и возможности человека, мощный колоризм сообщают его произведениям большую притягательную силу. В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи. В отличие от рано умершего Джорджоне Тициан прожил долгую счастливую жизнь, полную вдохновенного творческого труда. Тициан сохранял поэтическое восприятие женского нагого тела, вынесенное из мастерской Джорджоне, нередко буквально воспроизводил на полотне почти, что узнаваемый силуэт "Спящей Венеры", как в "Венере Урбинской" (около 1538), но не на лоне природы, а в интерьере современного живописцу дома.

На протяжении всей своей жизни Тициан занимался портретом, выступив новатором и в этой области. Его кисти принадлежит обширная галерея портретных образов королей, пап, вельмож. Он углубляет характеристики изображенных им личностей, подмечая своеобразие осанки, движений, мимики, жеста, манеры носить костюм. Его портреты подчас перерастают в картины, раскрывающие психологические конфликты и взаимоотношения между людьми. В его раннем портрете "Юноши с перчаткой" (1515-1520) образ молодого человека приобретает индивидуальные конкретные черты, и вместе с тем в нем выражен типичный образ человека Возрождения, с его целеустремленностью, энергией и чувством независимости.

Если в ранних портретах он, как было принято, прославлял красоту, силу, достоинство, цельность натуры своих моделей, то более поздние произведения отличаются сложностью и противоречивостью образов. В картинах, созданных Тицианом в последние годы творчества, звучит подлинный трагизм, в творчестве Тициана рождается тема конфликта человека с окружающим миром. К концу жизни Тициана его творчество претерпевает существенные изменения. Он еще много пишет на античные сюжеты, но все чаще обращается к христианским темам. В его поздних работах преобладают сюжеты мученичества и страданий, непримиримого разлада с жизнью, стоического мужества. Образ человека в них по-прежнему обладает могучей силой, но утрачивает черты внутренней гармонической уравновешенности. Композиция упрощается, строится на сочетании одной или нескольких фигур с архитектурным или пейзажным фоном, погруженным в полумрак. Меняется и техника письма, отказываясь от ярких, ликующих красок, он обращается к пасмурным, стальным, оливковым сложнейшим оттенкам, подчиняя все общему золотистому тону.

В своих поздних, даже самых трагических по своему звучанию произведениях, Тициан не утратил веры в гуманистический идеал. Человек для него до конца оставался высшей ценностью, что можно видеть в "Автопортрете" (около 1560 г.) художника, через всю жизнь пронесшего светлые идеалы гуманизма.

В конце 16 в. в Венеции уже очевидны черты надвигающейся новой эпохи в искусстве. Это видно в творчестве двух крупнейших художников Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто.

Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (он родом из Вероны, 1528-1588 г.) был последним певцом праздничной Венеции 16 века. Он начинал с исполнения картин для веронских палаццо и образов для веронских церквей, но все же слава к нему пришла, когда в 1553 г. он стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей. С этого момента и навсегда его жизнь связана с Венецией. Он делает росписи, но чаще пишет большие картины маслом на холсте для венецианских патрициев, алтарные образа для венецианских церквей по их же заказу или по официальному заказу Венецианской республики. Всё что он написал, это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где нарядная венецианская толпа изображена на фоне венецианского архитектурного пейзажа. Это можно видеть и в картинах на евангельские темы, такие как, "Пир у Симона Фарисея" (1570 г.) или "Пир в доме Левия" (1573).

Якопо Робусти, известный в искусстве как Тинторетто (1518-1594 гг.) ("тинторетто" - красильщик: отец художника был красильщиком шелка), в отличие от Веронезе, имел трагическое мироощущение, которое и проявлялось в его творчестве. Ученик Тициана, он высоко ценил колористическое мастерство своего учителя, но стремился сочетать его с освоением рисунка Микеланджело. Тинторетто очень недолго пробыл в мастерской Тициана, однако, по словам современников, на дверях его мастерской висел девиз: "Рисунок Микеланджело, колорит Тициана". Иль с. 146 Большинство работ Тинторетто, в основном написаны на сюжеты мистических чудес, в своих произведениях он часто изображал массовые сцены с драматическим напряженным действием, глубоким пространством, фигурами в сложных ракурсах. Его композиции отличаются исключительным динамизмом, а в поздний период еще и сильными контрастами света и тени. В первой картине принесшей ему известность "Чудо святого Марка" (1548), он представляет фигуру святого в сложном ракурсе, а людей в состоянии такого бурного движения, которое было бы невозможно в классическом искусстве периода Высокого Возрождения. Тинторетто был также автором больших декоративных работ, гигантским циклом картин, занимающих два этажа помещения Скуоло ди сан Рокко, над которыми он трудился с 1565 по 1587 гг. В последний период своего творчества Тинторетто работает для Дворца дожей (композиция "Рай", после 1588), где ранее, до него, успел потрудиться известный нам Паоло Веронезе.

Говоря о Венецианском Возрождении нельзя не вспомнить величайшего архитектора, родившегося и работавшего в Виченце близ Венеции - Андреа Палладио (1508-1580 гг.), на примере своих простых и изящных построек он продемонстрировал, как достижения античности и Высокого Возрождения могут быть творчески переработаны и использованы. Ему удалось сделать классический язык архитектуры общедоступным и универсальным.

Двумя важнейшими сферами его деятельности было строительство городских домов (палаццо) и загородных резиденций (вилл). В 1545 г. Палладио выиграл конкурс на право перестройки Базилики в Виченце. Умение подчеркнуть гармоничность постройки, искусно разместить ее на фоне живописных венецианских пейзажей, пригодилось ему и в его дальнейшей работе. Это можно увидеть на примере сооруженных им вилл Мальконтента (1558 г), Барбаро-Вольпи в Мазере (1560-1570 гг.), Корнаро (1566 г). Вилла "Ротонда" (или Капра) в Виченце (1551-1567 гг.) по праву считается самой совершенной постройкой архитектора. Это квадратное в плане здание с ионическими шестиколонными портиками на каждом фасаде. Все четыре портика ведут к круглому центральному залу, перекрытому невысоким куполом под черепичной кровлей. В оформлении фасадов вилл и палаццо Палладио обычно применял большой ордер, как это можно видеть на примере палаццо Кьерикати в Виченце (1550 г). Огромные колонны возвышаются на обычных стилобатах, как в палаццо Вальмарана (начато в 1566 г) и в незаконченной Лоджии дель Капитанио (1571 г), или очень высоких, целиком поглощающих первый этаж, как в палаццо Тьене (1556 г). В конце своего творческого пути Палладио обратился к церковной архитектуре. Ему принадлежат церковь Сан Пьетро в Кастелло (1558 г), а также Сан Джорджо Маджоре (1565-1580 гг.) и Иль Реденторе (1577-1592 гг.) в Венеции.

Палладио получил огромную известность не только как архитектор, но и как автор трактата "Четыре книги об архитектуре", который был переведен на многие языки. Его творчество оказало огромное влияние на развитие классицистического направления в европейском зодчестве 17-18 вв., а так же на зодчих России в 18 веке. Последователи мастера образовали целое направление в европейской архитектуре, получившее название "палладианства".

Заключение

Эпоха Возрождения отмечена в жизни человечества колоссальным взлетом искусства и науки. Возрождение, возникшее на основе гуманизма, провозгласившего человека высшей ценностью жизни и имело свое главное отражение в искусстве. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности. И все эти тенденции очень ярко и отчетливо видны в искусстве Венецианского Возрождения. При этом Венеция, в своей творческой жизни, значительно отличалась от остальной Италии.

Если в Средней Италии в период Возрождения огромное влияние имело искусство Древней Греции и Рима, то в Венеции к этому примешивалось и влияние византийского искусства и искусства арабского мира. Именно венецианские художники внесли в свои произведения звучные яркие краски, были непревзойденными колористами, наиболее известным из которых является Тициан. Они большое внимание уделяли окружающей человека природе, пейзажу. Новатором в этой области был Джорджоне со своей известной картиной "Гроза". Он изображает человека как часть природы, уделяя большое внимание пейзажу. Огромный вклад в архитектуру внес Андреа Палладио, сделавший классический язык архитектуры общедоступным и универсальным. Его творчество имело далеко идущие последствия под названия "палладианства", которые проявили себя в европейской архитектуре 17 - 18 вв.

Впоследствии, упадок Венецианской Республике отразился и на творчестве ее художников, их образы становились менее возвышенными и героическими, более земными и трагическими, что отчетливо видно на творчестве великого Тициана. Несмотря на это, Венеция дольше других сохраняла верность традициям Возрождения.

Список литературы

1. Брагина Л .М., Варьяш О .И., Володарский В .М. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. - М.: Высшая школа, 1999. - 479 с.

2. Гуковский М .А. Итальянское Возрождение. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. - 624 с.

3. Ильина Т .В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М.: Высшая школа, 2000. - 368 с.

4. Культурология: Учебное пособие / Под общ. редакцией А .А. Радугина . - М.: Центр, 2001. - 304 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Открытие личности, осознание ее достоинства и ценности ее возможностей в основе культуры итальянского Возрождения. Основные причины возникновения культуры Возрождения как классического очага ренессанса. Хронологические рамки итальянского Возрождения.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2014

    Общая характеристика эпохи Возрождения и ее хронологические рамки. Ознакомление с основными чертами возрожденческой культуры. Изучение основ таких стилей искусства, как маньеризм, барокко, рококо. Развитие архитектуры западноевропейского Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 17.05.2014

    Примерные хронологические рамки Северного Возрождения - XV-XV вв. Трагедия гуманизма эпохи Возрождения в творчестве В. Шекспира, Ф. Рабле, М. Де Сервантеса. Движение Реформации и его влияние на развитие культуры. Особенности этики протестантизма.

    реферат , добавлен 16.04.2015

    Хронологические рамки эпохи Возрождения, ее отличительные черты. Светский характер культуры и ее интерес к человеку и его деятельности. Этапы развития эпохи Возрождения, особенности ее проявления в России. Возрождение живописи, наука и мировоззрение.

    презентация , добавлен 24.10.2015

    Общая характеристика эпохи Возрождения, ее отличительные черты. Основные периоды и человек эпохи Возрождения. Развитие системы знаний, философия Возрождения. Характеристика шедевров художественной культуры периода высшего расцвета искусства Возрождения.

    творческая работа , добавлен 17.05.2010

    Развитие мировой культуры. Эпоха Возрождения как социокультурный переворот в Европе XIII-XVI вв. Гуманизм и рационализм в культуре Возрождения. Периодизация и национальный характер Возрождения. Культура, искусство крупнейшие мастера Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 07.08.2010

    Люди эпохи Возрождения отреклись от предшествующей эпохи, представляя себя яркой вспышкой света среди вечной тьмы. Литература эпохи Возрождения, ее представители и произведения. Венецианская школа живописи. Основоположники живописи раннего Возрождения.

    реферат , добавлен 22.01.2010

    Основное понятие термина "Северное Возрождение" и сущностные отличия от итальянского Возрождения. Наиболее выдающиеся представители и образцы искусства Северного Возрождения. Дунайская школа и ее основные направления. Описание Нидерландской живописи.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Общественно-экономические предпосылки, духовные истоки и характерные черты культуры Возрождения. Развитие итальянской культуры в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения. Особенности периода Возрождения в славянских государствах.

    реферат , добавлен 09.05.2011

    Проблема Эпохи Возрождения в современной культурологии. Основные черты Эпохи Возрождения. Характер культуры Возрождения. Гуманизм Возрождения. Свободомыслие и светский индивидуализм. Наука Возрождения. Учение об обществе и государстве.

Венеция -- один из самых удивительных городов в мире: город на воде. Безбрежное море, необъятное небо да небольшие плоские острова -- вот тот минимум природных щедрот, которым одарила судьба Венецию. И так как населения было очень много, а земли очень мало, то предметом роскоши сделалось каждое деревце, которому дали вырасти там, где можно было что-то построить.

Много веков жила Венеция, как сказочно богатый город, и ее жителей нельзя было удивить обилием золота, серебра, драгоценных камней, тканей и иных сокровищ, но сад при дворце воспринимался ими всегда как крайний предел богатства, ибо зелени в городе было ничтожно мало: людям пришлось отказаться от нее в борьбе за жизненное пространство. Наверное именно поэтому венецианцы стали очень восприимчивы к красоте и каждый художественный стиль именно у них достиг максимума своих декоративных возможностей. Любовь к красоте, воплощенная в искусстве, сделала Венецию подлинной «Жемчужиной Адриатики».

Венеция играла активную роль в международной политике: в 1167 году она вошла в состав Ломбардской лиги, созданной североитальянскими городами для борьбы с императором Фридрихом I Барбароссой; папа Александр III также был врагом императора, который противопоставлял ему другого папу--Пасхалия III.

В то время как в Средней и Южной Италии кратковременный «золотой век» Высокого Возрождения был завершен в первые три десятилетия XVI века, а в последующие годы наряду с величайшей его вершиной -- творчеством Микеланджело -- развивалось упадочное маньеристическое направление, на севере Италии, в Венеции, дает свои полновесные плоды гуманистическое искусство Высокого и позднего Возрождения.

Падение Константинополя под натиском турок сильно поколебало торговые позиции «царицы Адриатики». И все же накопленные венецианскими купцами огромные денежные средства позволили Венеции сохранить свою независимость и жизненный уклад эпохи Возрождения на протяжении значительной части XVI столетия.

Высокое Возрождение в Венеции - интересный и своеобразный момент Возрождения в Италии. Здесь началось оно немного позже, а продолжалось дольше. Роль античных традиций в Венеции была наименьшей, а связь с последующим развитием европейской живописи - наиболее прямой.

Венеция была не заинтересована раскопками и изучением культуры, которую «возрождала» - ее Ренессанс имел другие истоки. Культура Византии особенно ярко повлияла на развитие культуры Венеции, однако строгость, присущая Византии, не привилась - Венеция больше впитала её красочность, золотой блеск. Венеция переработала в своем лоне и готику, и восточные традиции. Этот город вырабатывал свой стиль, черпая отовсюду, тяготея к красочности, к романтической живописности. Вкус к фантастическому, цветистому, однако, умерялся и упорядочивался духом деловитой трезвости, реальным взглядом на жизнь, свойственным венецианским купцам.

Из всего, что впитала Венеция, из нитей Запада и Востока она соткала свой Ренессанс, свою чисто светскую, протобуржуазную культуру, которая, в конечном счете, сблизилась с изысканиями итальянских гуманистов. Это произошло не раньше второй половины XV века - только тогда наступило кратковременное венецианское «кватроченто», вскоре уступившее культуре Высокого Ренессанса. Многим, кто знакомится с венецианской живописью, произведения раннего венецианского Ренессанса нравятся даже больше, чем прославленные полотна Тициана, Веронезе и Тинторетто. Произведения кватрочентистов сдержаннее и тоньше, их наивность пленяет, в них больше музыкальности. Художник, переходный от Раннего Возрождения к Высокому - Джованни Беллини, с течением времени все больше привлекает внимание, хотя долгое время его заслоняли своим пышным чувственным блеском его младшие современники.

Джорджоне - ученик Джованни Беллини, художник, считающийся первым мастером Высокого Возрождения в Венеции, принадлежал к породе мечтателей. В стиле Джорджоне есть общее и с Рафаэлем и с Леонардо да Винчи: Джорджоне «классичен», ясен, уравновешен в своих композициях, а его рисунку свойственна редкая плавность линий. Но Джорджоне лиричнее, интимнее, у него есть качество, искони свойственное венецианской школе и поднятое им на новую ступень,- колоризм. Любовь венецианцев к чувственной красоте цвета привела, шаг за шагом, к новому живописному принципу, когда материальность изображения достигается не столько светотенью, сколько градациями цвета. Отчасти, это уже есть у Джорджоне.

Искусство Джорджоне открыло этап Высокого Возрождения в Венеции. По сравнению с ясной рациональностью искусства Леонардо живопись Джорджоне пронизана глубоким лиризмом и созерцательностью. Раскрытию поэтичности и гармонии его совершенных образов способствует пейзаж, занимающий видное место в его творчестве. Гармоническая связь человека с природой -- важная особенность творчества Джорджоне. Сформировавшись в среде гуманистов, музыкантов, поэтов, сам незаурядный музыкант, Джорджоне находит тончайшую музыкальность ритмов в своих композициях. Громадную роль играет в них колорит. Звучные краски, положенные прозрачными слоями, смягчают очертания. Художник мастерски использует свойства масляной живописи. Многообразие оттенков и переходных тонов помогает ему достигнуть единства объема, света, цвета и пространства. Среди ранних его произведений привлекает нежной мечтательностью, тонким лиризмом «Юдифь» (около 1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Библейская героиня изображена юной прекрасной женщиной на фоне притихшей природы. Однако странную тревожную ноту вносит в эту, казалось бы, гармоничную композицию меч в руке героини и отрубленная голова врага, ею попранная.

В картинах «Гроза» (около 1505, Венеция, галерея Академии) и «Сельский концерт» (около 1508--1510, Париж, Лувр), сюжеты которых остались неустановленными, настроение создают не только люди, но и природа: предгрозовая -- в первой и спокойно-лучезарная, торжественная -- во второй. На фоне пейзажа изображены люди, погруженные в раздумье, словно ожидающие чего-то или музицирующие, составляющие неразрывное целое с окружающей их природой.

Сочетание идеального гармоничного с конкретно-индивидуальным в характеристике человека отличает написанные Джорджоне портреты. Привлекает глубиной мысли, благородством характера, мечтательностью и одухотворенностью Антонио Брокардо (1508--1510, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Образ совершенной возвышенной красоты и поэтичности получает свое идеальное воплощение в «Спящей Венере» (около 1508--1510, Дрезден, Картинная галерея). Она представлена на фоне сельского пейзажа, погруженная в мирный сон. Плавный ритм линейных очертаний ее фигуры тонко гармонирует с мягкими линиями пологих холмов, с задумчивым спокойствием природы. Смягчены все контуры, идеально прекрасна пластика, пропорционально соразмерны нежно моделированные формы. Тонкие нюансы золотистого тона передают теплоту обнаженного тела. Джорджоне умер в расцвете творческих сил от чумы, так и не завершив свою самую совершенную картину. Пейзаж в картине дописывал Тициан, закончивший и другие заказы, порученные Джорджоне.

На долгие годы определило пути развития венецианской школы живописи искусство ее главы -- Тициана (1485/1490--1576). Наряду с искусством Леонардо, Рафаэля и Микеланджело оно представляется вершиной Высокого Возрождения. Верность Тициана гуманистическим принципам, вера в волю, разум и возможности человека, мощный колоризм сообщают его произведениям громадную притягательную силу. В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи. Мироощущение художника полнокровно, знание жизни глубоко и многогранно. Разносторонность его дарования проявилась в разработке различных жанров и тем лирических и драматических.

В отличие от рано умершего Джорджоне Тициан прожил долгую счастливую жизнь, полную вдохновенного творческого труда. Он родился в местечке Кадоре, всю жизнь жил в Венеции, там же учился -- сначала у Беллини, а затем у Джорджоне. Лишь ненадолго, уже добившись известности, он выезжал по приглашению заказчиков в Рим и Аугсбург, предпочитая работать в обстановке своего просторного гостеприимного дома, где часто собирались его друзья-гуманисты и художники, среди них -- писатель Аретино, архитектор Сансовино.

Ранние произведения Тициана отмечены поэтичностью мировосприятия. Но в отличие от мечтательно-лиричных героев своего предшественника Тициан создает образы более полнокровные, активные, жизнерадостные. В картине «Любовь земная и небесная» (1510-е годы, Рим, галерея Боргезе) на фоне прекрасного идиллического пейзажа представлены две женщины. Одна из них, пышно одетая, задумчиво-непринужденная, слушает другую, златокудрую, ясноглазую, совершенная красота обнаженного тела которой оттенена алым плащом, ниспадающим с ее плеча. Сюжет этой аллегории, так же как и ряда картин Джорджоне, не имеет единого толкования. Но он дает возможность художнику изобразить два различных характера, состояния, два идеальных образа, тонко гармонирующих с озаренной теплым светом пышной природой.

На противопоставлении двух характеров строит Тициан композицию «Динарий кесаря» (1515--1520, Дрезден, Картинная галерея): благородство и возвышенная красота Христа подчеркиваются хищным выражением лица и уродливостью стяжателя-фарисея. К периоду творческой зрелости Тициана относится ряд алтарных образов, портретов и мифологических композиций. Слава Тициана распространилась далеко за пределы Венеции, и число заказов непрестанно возрастало. В его произведениях 1518--1530 годов грандиозный размах и пафос сочетаются с динамикой построения композиции, торжественным величием, с передачей полноты бытия, богатством и красотой насыщенных цветовых гармоний. Таково «Вознесение Марии» («Ассунта», 1518, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), где мощное дыхание жизни ощущается в самой атмосфере, в бегущих облаках, в толпе апостолов, с восхищением и удивлением взирающих на фигуру возносящейся в небо Марии, строго-величавую, патетичную. Энергична светотеневая моделировка каждой фигуры, естественны сложные и широкие движения, исполненные страстного порыва. Торжественно-звучны глубокие красные и синие тона. В «Мадонне семьи Пезаро» (1519--1526, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), отказавшись от традиционного центрического построения алтарного образа, Тициан дает сдвинутую вправо асимметричную, но уравновешенную композицию, полную яркой жизненности. Острыми портретными характеристиками наделены предстоящие перед Марией заказчики -- семейство Пезаро.

В 1530--1540 годы пафос и динамика ранних композиции Тициана сменяются жизненно непосредственными образами, ясной уравновешенностью, замедленным повествованием. В картины на религиозные и мифологические темы художник вводит конкретную среду, народные типы, точно наблюденные детали быта. В сцене «Введения во храм» (1534--1538, Венеция, галерея Академии) изображена маленькая Мария, поднимающаяся по широкой лестнице к первосвященникам. И тут же среди шумной толпы горожан, собравшихся перед храмом, выделяется фигура старухи торговки, усевшейся на ступенях рядом со своим товаром -- корзиной с яйцами. В картине «Венера Урбинская» (около 1538, Флоренция, Уффици) образ чувственной обнаженной красавицы низводится с поэтических высот введением на втором плане фигур служанок, что-то достающих из сундука. Цветовая гамма, сохраняя звучность, становится сдержанной и глубокой.

На протяжении всей жизни Тициан обращался к жанру портрета, выступив новатором и в этой области. Он углубляет характеристики портретируемых, подмечая своеобразие осанки, движений, мимики, жеста, манеры носить костюм. Его портреты подчас перерастают в картины, раскрывающие психологические конфликты и взаимоотношения между людьми. Уже в раннем портрете «Юноши с перчаткой» (1515--1520, Париж, Лувр) образ приобретает индивидуальную конкретность, и вместе с тем в нем выражены типические черты человека Возрождения, с его целеустремленностью, энергией, чувством независимости, юноша словно задает вопрос и ждет ответа. Сжатые губы, блестящие глаза, контраст белого и черного в одежде обостряют характеристику. Большой драматичностью и усложненностью внутреннего мира, психологических и социальных обобщений отличаются портреты позднего времени, когда в творчестве Тициана рождается тема конфликта человека с окружающим миром. Поразителен по раскрытию утонченного духовного мира портрет Ипполито Риминальди (конец 1540-х годов, Флоренция, галерея Питти), бледное лицо которого властно притягивает сложностью характеристики, трепетной одухотворенностью. Внутренняя жизнь сосредоточена во взгляде, одновременно напряженном и рассеянном, в нем горечь сомнений и разочарований.

Как своеобразный документ эпохи воспринимается групповой портрет в рост папы Павла III с племянниками, кардиналами Алессандро и Оттавио Фарнезе (1545--1546, Неаполь, Музей Каподимонте), обнажающий эгоизм и лицемерие, жестокость и алчность, властность и подобострастие, дряхлость и цепкость -- все то, что связывает этих людей. Ярко реалистичен героический конный портрет Карла V (1548, Мадрид, Прадо) в рыцарских доспехах, на фоне пейзажа, озаренного золотыми отблесками заходящего солнца. Портрет этот оказал громадное воздействие на сложение барочного портрета 17--18 веков.

В 1540--1550-х годах в творчестве Тициана резко возрастают черты живописности, он достигает полного единства пластического светотеневого и красочного решения. Мощные удары света заставляют сиять и переливаться краски. В самой жизни он находит идеал полнокровной зрелой красоты, воплощенной в мифологические образы, -- «Венера перед зеркалом» (около 1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Даная» (около 1554, Мадрид, Прадо).

Усиление феодально-католической реакции и глубокий кризис, переживаемый Венецианской республикой, вызывают обострение трагедийного начала в поздних произведениях художника. В них преобладают сюжеты мученичества и страданий, непримиримого разлада с жизнью, стоического мужества; «Мучение святого Лаврентия» (1550--1555, Венеция, церковь Иезуитов), «Кающаяся Магдалина» (1560-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Коронование терновым венцом» (около 1570, Мюнхен, Пинакотека), «Святой Себастьян» (около 1570, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Пьета» (1573--1576, Венеция, галерея Академии). Образ человека в них по-прежнему обладает могучей силой, но утрачивает черты внутренней гармонической уравновешенности. Композиция упрощается, строится на сочетании одной или нескольких фигур с архитектурным или пейзажным фоном, погруженным в полумрак; вечерние или ночные сцены озаряются зловещими зарницами, светом факелов. Мир воспринимается в изменчивости и движении. В этих картинах полностью проявилась поздняя живописная манера художника, приобретающая более свободный и широкий характер и закладывающая основы тональной живописи 17 века. Отказываясь от ярких, ликующих красок, он обращается к пасмурным, стальным, оливковым сложнейшим оттенкам, подчиняя все общему золотистому тону. Он добивается поразительного единства красочной поверхности холста, применяя различные фактурные приемы, варьируя тончайшие лессировки и густые пастозные открытые мазки краски, лепящей формы, растворяющей линейный рисунок в световоздушной среде, сообщающей форме трепет жизни. И в поздних, даже самых трагических по своему звучанию произведениях Тициан не утратил веры в гуманистический идеал. Человек для него до конца оставался высшей ценностью существующего. Полным сознания собственного достоинства, веры в торжество разума, умудренным жизненным опытом предстает перед нами в «Автопортрете» (около 1560, Мадрид, Прадо) художник, через всю жизнь пронесший светлые идеалы гуманизма.

Достигшая в пору Высокого Возрождения вершин своего развития, ренессансная культура не избежала кризисных явлений. Они очевидны в зарождающейся драматической напряженности художественных образов, позже дошедшей до трагизма, в горьком стремлении показать бесплодность даже героических усилий человека в борьбе с роковыми силами, противостоящими ему. Признаки наметившихся кризисных явлений складываются и в резко проявившихся в ту пору контрастах общественной мысли: рационализм и трезвый взгляд на действительность сочетаются с напряженными утопическими поисками идеального земного града.

Особого расцвета достигла венецианская живопись, отличавшаяся богатством и насыщенностью колорита. Языческое преклонение перед красотой физической сочеталось здесь с интересом к духовной жизни человека. Чувственное восприятие мира было более непосредственным, чем у флорентийцев, и вызвало развитие пейзажа.

Джорджоне. Этап Высокого Возрождения в Венеции открывает искусство Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, прозванного Джорджоне (около 1477–1510), сыгравшего для венецианской живописи ту же роль, что Леонардо для среднеитальянской.

По сравнению с ясной рациональностью искусства Леонардо живопись Джорджоне пронизана глубоким лиризмом и созерцательностью. Раскрытию поэтичности и гармонии его совершенных образов способствует пейзаж, занимающий видное место в его творчестве. Гармоническая связь человека с природой – важная особенность творчества Джорджоне. Сформировавшись в среде гуманистов, музыкантов, поэтов, сам незаурядный музыкант, Джорджоне находит тончайшую музыкальность ритмов в своих композициях. Громадную роль играет в них колорит. Звучные краски, положенные прозрачными слоями, смягчают очертания. Художник мастерски использует свойства масляной живописи. Многообразие оттенков и переходных тонов помогает ему достигнуть единства объема, света, цвета и пространства. Среди ранних его произведений привлекает нежной мечтательностью, тонким лиризмом «Юдифь» (около 1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Библейская героиня изображена юной прекрасной женщиной на фоне притихшей природы. Однако странную тревожную ноту вносит в эту, казалось бы, гармоничную композицию меч в руке героини и отрубленная голова врага, ею попранная.

В картинах «Гроза» (около 1505, Венеция, галерея Академии) и «Сельский концерт» (около 1508–1510, Париж, Лувр), сюжеты которых остались неустановленными, настроение создают не только люди, но и природа: предгрозовая – в первой и спокойно-лучезарная, торжественная – во второй. На фоне пейзажа изображены люди, погруженные в раздумье, словно ожидающие чего-то или музицирующие, составляющие неразрывное целое с окружающей их природой.

Сочетание идеального гармоничного с конкретно-индивидуальным в характеристике человека отличает написанные Джорджоне портреты. Привлекает глубиной мысли, благородством характера, мечтательностью и одухотворенностью Антонио Брокардо (1508–1510, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Образ совершенной возвышенной красоты и поэтичности получает свое идеальное воплощение в «Спящей Венере» (около 1508–1510, Дрезден, Картинная галерея). Она представлена на фоне сельского пейзажа, погруженная в мирный сон. Плавный ритм линейных очертаний ее фигуры тонко гармонирует с мягкими линиями пологих холмов, с задумчивым спокойствием природы. Смягчены все контуры, идеально прекрасна пластика, пропорционально соразмерны нежно моделированные формы. Тонкие нюансы золотистого тона передают теплоту обнаженного тела. Джорджоне умер в расцвете творческих сил от чумы, так и не завершив свою самую совершенную картину. Пейзаж в картине дописывал Тициан, закончивший и другие заказы, порученные Джорджоне.

Тициан. На долгие годы определило пути развития венецианской школы живописи искусство ее главы – Тициана (1485/1490–1576). Наряду с искусством Леонардо, Рафаэля и Микеланджело оно представляется вершиной Высокого Возрождения. Верность Тициана гуманистическим принципам, вера в волю, разум и возможности человека, мощный колоризм сообщают его произведениям громадную притягательную силу. В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи. Мироощущение художника полнокровно, знание жизни глубоко и многогранно. Разносторонность его дарования проявилась в разработке различных жанров и тем лирических и драматических.

В отличие от рано умершего Джорджоне Тициан прожил долгую счастливую жизнь, полную вдохновенного творческого труда. Он родился в местечке Кадоре, всю жизнь жил в Венеции, там же учился – сначала у Беллини, а затем у Джорджоне. Лишь ненадолго, уже добившись известности, он выезжал по приглашению заказчиков в Рим и Аугсбург, предпочитая работать в обстановке своего просторного гостеприимного дома, где часто собирались его друзья-гуманисты и художники, среди них – писатель Аретино, архитектор Сансовино.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы