Про деток, от рождения до школы


Усадьба Богородицк, Тульская область, Богородицкий район / Часть 1. Архитектура
Летопись русской усадьбы

Город Богородицк часто называют «Тульским Петергофом». Это название он получил вовсе не благодаря своей близости к Северной столице и выходу к морю. Небольшой город Тульской области заслужил свое громкое неофициальное название благодаря уникальному дворцово-парковому комплексу Бобринских, который по сей день радует глаз посетителей.

Усадьба Богородицк: Часть 1. Архитектура / Часть 2. На другой стороне пруда / Часть 3. Интерьеры главного дома / Часть 4. Парк

Эту усадьбу проектировал гениальный архитектор И.Е. Старов для Екатерины Великой и ее внебрачного сына Алексея Бобринского. Здесь создал уникальный рукотворный ландшафтный парк знаменитый общественный деятель и агроном Андрей Болотов. А Лев Толстой «поселил» Вронского из знаменитого романа «Анна Каренина» именно в этой усадьбе. Богородицк во время своего знаменитого путешествия по России посетили цесаревич Александр Николаевич и его наставник Василий Андреевич Жуковский. Дата фотографий: 2015 год, 29 октября.


2.

Проект паркового фасада дворца. 1771 г. Архитектор И. Е. Старов

Дворец, построенный в конце XVIII века по проекту архитектора Старова в качестве усадьбы Алексея Бобринского, является жемчужиной раннего русского классицизма. Усадебный комплекс в Богородицке стал первой серьезной работой начинающего архитектора, который впоследствии возвел Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.


3.

В наши дни

После смерти императрицы усадьба перешла к ее внебрачному сыну, Алексею Григорьевичу Бобринскому. Роскошный богородицкий парк был создан ценой колоссальных усилий знаменитым русским мыслителем и агрономом, Андреем Тимофеевичем Болотовым. Уникальный образец садово-паркового дизайна был создан здесь в максимально сложных условиях и является полностью рукотворным. Это и роднит Богородицк со знаменитым дворцово-парковым ансамблем в Петергофе. В Богородицке бывали многие известные люди того времени, а Лев Толстой, неоднократно посещавший усадьбу, описал ее как дом Вронского в своем романе «Анна Каренина».


4.

Главная аллея парка, заложенного А.Т. Болотовым, который был управляющим усадьбы в 1776-1796 гг.

Сейчас усадьба Бобринских является визитной карточкой города. В главном усадебном доме расположен музей, а в парке могут прогуляться все желающие. Давайте поближе познакомимся с этой усадьбой, узнаем историю создания комплекса и его восстановления, а также, посмотрим на старинные фотографии Богородицка.

Весь комплекс усадебных построек в Богородицке условно можно разделить на две части: «парадные» постройки, находящиеся на одном берегу запруженной реки Уперты и постройки, расположенные за его плотиной и на другом берегу.

Мой рассказ о Богородицке будет состоять из нескольких частей. Сначала познакомимся с главными усадебными постройками и территорией главного дома! Первое, что видит турист, входящий в усадебный комплекс со стороны главных ворот - это главную аллею, проходящую сквозь многоярусную въездную башню в стиле петровского барокко.


5.

В парке сейчас ведутся работы по благоустройству

Пройдя по главной аллее и свернув налево, мы видим дорожку, ведущую к усадебному храму Богородицка - Казанской церкви. Она была также спроектирована архитектором Старовым в стиле раннего классицизма. Казанская церковь стала одним из первых крупных проектов юного выпускника Российской академии художеств, которому было суждено обрести всероссийскую славу. Росписью церкви занимался московский художник И.Т. Некрасов, пользовавшийся доверием самого Баженова.


6.

Свято-Казанский храм, арх. И.Е. Старов. Строительство было начато в 1774 году и закончено в 1778 году

Долгое время Казанская церковь была единственным храмом в Богородице, поэтому она выполняла функцию и домовой церкви Бобринских и соборного храма, куда приходили молиться прихожане не только из Богородицка, но и из близлежащих населенных пунктов: Болотовки, Вязовки, Юлинки.


7.

Храм является образцом раннего классицизма

В праздничные дни Казанский храм посещали около двух тысяч прихожан одновременно. Хозяева усадьбы и их бессменный управляющий Андрей Болотов, всегда следили за порядком в храме и поддерживали его в надлежащем состоянии. После того, как в 1821 году в Богородицке была возведена Троицкая церковь, Казанская церковь стала приходской и поток верующих, посещавших эту церковь, значительно уменьшился.

После революции храм постигла та же участь, что и многие центры духовной жизни нашей страны. Всю дорогостоящую церковную утварь погрузили на повозку и отправили в неизвестном направлении. Из старинных икон, расписанных на досках, сделали мостик через пруд, а колокола, звон которых был слышен за десять верст, захоронили в Богородицком парке.


8.

В 1995 году храм был восстановлен и открыт для всех верующих

Рядом с церковью хозяева усадьбы распорядились построить богадельню для мальчиков из бедных семей. На средства храма также содержался богородицкий приют для детей-сирот.


9.

Здание волостного училища 1783 года, выстроенное тульским губернским архитектором К.С. Сокольниковым


10.

Фото начала XX века. Казанская церковь


11.

Вид на храм и усыпальницу-грот

Мы возвращаемся на главную аллею и направляемся в сторону надвратной башни. Она была возведена здесь в 60-70-е гг. ХVIII в. Сведений от том, кто был архитектором башни не осталось. Башня выполняла функцию звонницы усадебной Казанской церкви и являлась парадными воротами во двор. Кроме того, в башне над воротами размещалась волостная канцелярия.

Надвратная башня и два флигеля. Фото 1929 года. Башня была разрушена и восстановлена в 70-е годы прошлого века


14.

Эффектный вид на главный дом, открывающийся через арку башни

Башня очень сильно пострадала во время Великой Отечественной войны и была практически полностью восстановлена в 1971-1976 гг.


15.

Сейчас пять разногласных колоколов, как и раньше радуют жителей и гостей Богородицка своим перезвоном

Пройдя через ворота башни, мы попадаем в парадный двор усадьбы и нам открывается вид на жемчужину усадебного комплекса - главный усадебный дом, именуемый не иначе, как дворцом.

Дом-дворец 1773-1784 гг. Восточный фасад украшен портиком из четырех тосканских колонн, которые поддерживают балкон второго этажа

Здание, возведенное на холме над запруженной рекой Упертой, является редчайшим образцом раннего классицизма, разбавленного нотками барокко. Оно лишено пышного декора, но имеет легкий и торжественный вид. Двухэтажный дом украшен бельведером.


18.

Фасад, обращенный к пруду

Западный фасад дворца в центре выделен полукруглым выступом, определившим находящиеся внутри овальные залы.


19.

Самый известный вид на дворец

Дворец очень сильно пострадал в годы войны. От него остались только стены. Однако, он был восстановлен в 60-70-е годы прошлого века и сейчас здесь располагается музей.


20.

Так особняк Бобринских выглядел после Великой Отечественной войны

Во время моей поездки в Богородицк музей был санитарный день, поэтому попасть внутрь не удалось. Но я с радостью вернусь сюда и расскажу вам о интерьерах главного дома и музейной экспозиции. А также более детально изучу сам город.

Вид на пруд и его другой берег. Дух А.Т. Болотова все еще живет здесь

От фасада, обращенного в сторону запруженной реки Уперты, мы спускаемся по лестничному маршу. Сейчас по нему мы можем спуститься в парк и прогуляться около берега пруда.


23.

Сейчас от былого рукотворного рельефа практически ничего не осталось. В 1960 г. в результате поднятия уровня воды на 1,5 метра была затоплена созданная А.Т. Болотовым прогулочная дорожка у подножия холма

Однако, во времена Болотова Богородицкий парк представлял собой настоящее чудо. Он являлся одним из первых причудливых пейзажных парков в нашей страны.

Главный сход от дворца представлял собой каменную лестницу и каскад земляных площадок изящной формы. Ниже каменного схода дворца располагалось большое дерновое крыльцо, состоящее из 20 ступеней. Заканчивались ступени полукруглой площадкой с двумя по бокам сходами вниз на другую площадку, поменьше.


24.

Все деревья в Богородицке были привезены сюда и посажены не саженцами, а взрослыми

Глядя на современный парк, трудно представить, что когда-то эта территория была пустырем, на котором не было ни единого источника воды. Под руководством Болотова, деревья вокруг дворца привозились не саженцами, а уже взрослыми. Они высаживались здесь и подвергались особенно тщательному уходу, чтобы способствовать их скорейшему приживанию. Всего за два года парок зазеленел, в нем появились ручьи и фантастические парковые затеи.


25.

Все, что осталось от знаменитых "Мраморных песков", созданных Болотовым

В процессе обустройства парка Болотов обнаружил, что дворец стоит на песчаной горе. Песок в этих местах имел разные оттенки и прессованую структуру. Андрей Тимофеевич решил не только придать этому месту интересный песчаный рельеф, но и сделать комфортный пешеходов спуск.

Вот как он сам описывал свое изобретение: «...удалось мне сделать еще одно открытие, а именно: нечаянно найти еще одно место в тамошних горах с мраморными песками, где хотя не таковы были хороши, как на горе пониже дворца, однако разноцветностью своею также особого примечания достойны. Почему и сие место успели еще сколько-нибудь начать разрабатывать». А вот описание посещения этого места наместником: «повел я его сперва от дворца под гору, по новоразрытому и спокойному новому съезду, к пруду и к нашей прекрасной башне. Тут прежде всего кинулся ему в глаза вновь отрытый и прекрасный съезд, белый как кипень, с желтыми и кофейными жилами и крапинами. И он, любуясь им, хвалил меня, что я сделал тут такой спокойный съезд, и с удовольствием пошел по набережной дорожке, сделанной подле самой воды большого нашего пруда».


26.

Вид на Богородицк

Данные рельефы придавали Богородицку сходство с южной приморской территорией. Естественно, это поражало всех гостей усадьбы. Сейчас уникальные «белые пески» не сохранились.

Ландшафтная мода того времени уделяла большое внимание различным элементам паркового дизайна, способным своим видом вызвать у гуляющего различные настроения: философские, романтические, праздничные. Иначе, их называли «сценками». В Богородицке тоже были такие «сценки», которые, благодаря стараниям Болотова, появились здесь одними из самых первых в России.

Например, около подножия холма, на котором был расположен дворец, находилась «романтическая сценка». Романтическая сцена создавала свойственное ей настроение благодаря найденному здесь старинному подземному ходу (на рисунке не виден), который остался от бывшей крепости на месте дворца. Здесь же располагался небольшой причал для лодки, что также соответствовало романтическому настроению.


27.

Памятник Андрею Тимофеевичу Болотову - общественному деятелю, агроному и бессменному управляющему усадьбы был установлен в 1989 году (скульптор А. И. Чернопятов)

Болотов проявил креативный подход и при организации спуска с дворцовой горы к воде. Из твердых песчаных пород он вырубил романтическую лестницу, которая казалось старинной и придавала территории дворца еще более романтический вид.


28.

До наших дней дошли картины, нарисованные Болотовым. Здесь мы наглядно можем видеть, какой была здешняя местность до высадки деревьев


29.

Песчаный спуск к пруду был очень удобен для всех посетителей усадьбы и располагал к романтическим прогулкам


30.

Лестницы, вырубленные из твердых песчаных пород


31.

Генеральный план реставрации центральной части парка


32.

Сам дворец был выстроен на месте старого деревянного острога (крепости-городка) 1663 года

В настоящее время основные рельефы ландшафтного убранства, созданного Болотовым около главного дома, не сохранились. Однако, если присмотреться к ландшафту внимательнее, то можно увидеть некие специфические особенности рельефа и заметить, что многие современные асфальтные дорожки повторяют форму и направление дорожек, обозначенных на карте.


33.

Символическое напоминание о месте, где стоял деревянный дом Болотова
Часть 2. На другой стороне пруда

Во второй части рассказа я предлагаю вам совершить прогулку на другой берег главного усадебного пруда. Именно оттуда открывается самый красивый и неповторимый вид на главный усадебный дом и парк. Летом прошлого года здесь появилась новая достопримечательность - памятник основательнице усадебного комплекса - императрице Екатерине Великой. Мы прогуляемся по парку и фруктовому саду к сахарному заводу. А также порассуждаем о большой проблеме Богородицка - "Большом пруде" и узнаем, как город собирается восстанавливать одну из своих главных достопримечательностей.


34.


Дата фотографий: 2015 год, 29 октября.


35.

По ту сторону пруда - совсем другой Богородицк

Итак, полюбовавшись роскошным усадебным ансамблем, спроектированным знаменитым архитектором Старовым, и изучив основную часть парка, мы отправляемся на другой берег запруженной реки Уперты, чтобы дальше знакомиться с историей города и насладиться новым видом на усадьбу.


36.

Большой городской пруд часто называют "большой городской проблемой"


37.

1974 г. Тот же вид


38.

Акварель А.Т Болотова, 1770-80 гг. Вид на другой берег


39.

Вид на Богородицк


40.

Акварель А.Т Болотова, 1770-80 гг. Гости усадьбы любуются богородицкими просторами

Чтобы оказаться в другой части города, надо спуститься к пруду и перейти его по мосту-плотине. Но, по иронии судьбы, именно с этим сооружением, которое призвано регулировать уровень воды в прудах, и служить связующим звеном между двумя берегами, и связана основная городская проблема.


41.

Плотина-мост нуждается в срочном ремонте


42.

1953 г. Плотина и пересохший пруд

Всего в Богородицке существуют три пруда: Щадиловский, Большой городской пруд и пруд на территории совхоза-колледжа. Все они являются историческими и без них совершенно невозможно представить город. Наиболее известный из этих трех прудов - это Большой городской пруд. Его создание было идеей знаменитого управляющего усадьбой - Андрея Тимофеевича Болотова. Небольшая речка Уперта была запружена согласно ландшафтным проектам создателя парка. Большой пруд на протяжении нескольких лет является главной водной доминантой усадебного комплекса и города - в целом. Однако, как отмечают эксперты, пруды пришли в негодность.


43.

1952 г. Плотина пруда


44.

Пруд нуждается в очистке и углублении. На фотографии бывший Дворец пионеров

После девяностых годов прошлого века ухаживать за прудами стало некому. Все это привело к тому, что весной 1997 года пруд... полностью исчез.


45.

Весной 1997 года пруд полностью исчез

Горожане были в ужасе: воды в нем вообще не осталось, а все дно было завалено тоннами промышленного мусора. В попытке как-то решить этот вопрос, местные власти воспользовались тяжелой техникой для расчистки дна от мусора и растительности.


46.

Остатки былой роскоши


47.

Начало XX века. Фотография отсюда

Именно в это время набережная лишилась красивой чугунной ограды, форму которой сравнивали с причудливыми оградами набережных Санкт-Петербурга.


48.

Останется ли усадебный комплекс без главного пруда - вопрос открытый

Плотина тридцатых годов была полностью снесена, на месте шлюзов появились четыре трубы, а набережная была приведена в порядок наспех. Именно так пруд постепенно начал превращаться в болото.


49.

Местные жители начали сбор средств на восстановление пруда в рамках программы "Народный бюджет"


50.

Начало XX века. Павловская улица. Фотография отсюда

В последние несколько лет местные власти решили активно заняться решением проблемы с прудом и плотиной. Для этого были приглашены столичные специалисты, которые имеют большой опыт работы с поддержанием состояния прудов. Выяснилось, что глубина пруда в некоторых местах составляет меньше полуметра. Поэтому, единственный способ спасти его - это углубление.


51.

А так сейчас выглядит городская набережная. Она явно играет на контрасте с противоположным берегом


52.

1974 г. По пруду катаются на лодках

Не лучшие времена сейчас переживает и городской парк, набережная которого тянется вдоль пруда. В удручающем состоянии находятся асфальт и ограды.


53.

Кафе "Весна". Главное кафе города, от которого открывается впечатляющий вид на усадебный комплекс

Здесь можно увидеть неприглядные здания, оставшиеся с советских времен.


54.

На этом месте планируют открыть смотровую площадку. А пока, туристы любуются видами без дополнительных "удобств"


55.

Акварель А.Т Болотова, 1770-80 гг. На противоположном берегу изображены развалины, которые реально были оптической иллюзией. Болотов смастерил их из мела, песка, угля и т.п. Но в перспективе, с противоположного берега, они обманывали очень натурально. Вcе принимали их за настоящие

Но главная причина, по которой стоит посетить городской парк - это чудесный вид, открывающийся отсюда на усадебный комплекс Бобринских.


56.

Вид на дворец, открывающийся с противоположного берега, действительно прекрасен!

С этого берега мы видим, как надвратная башня причудливо дополняет вид на главный усадебный дом. Кажется, будто шпиль башни является завершением бельведера дворца. Усадебный парк и его характерный ландшафт, «читаются» с противоположного берега еще лучше.


57.

Начало XX века. Вид от богадельни на дворец. Фотография отсюда


58.

1913 г. Торговая площадь, ныне городской парк и частично территория автостанции.


59.

Ночной вид

Данный вид как бы открывается в середине композиции протяженной центральной композиции парка.


60.

Набережную местные жители и власти планируют привести в порядок в ближайшее время. Уже разработан проект реставрации


61.

1965 г. Здесь ограда еще цела

В последние годы местные власти активно взялись за приведение парка в надлежащий вид.


62.

Памятник Екатерине Великой открылся 29 августа 2015 года


63.

Советские годы. Вход в городской парк

29 августа 2015 года в городском парке состоялось открытие памятника Екатерине Великой. Монумент, построенный по проекту скульптора Дмитрия Власова (г. Тольятти), возвели на главной аллее. Его высота составляет около двух метров, а вес вместе с гранитным постаментом - примерно 10 тонн. Монумент был воздвигнут коллективом ОАО «Ресурс» в честь 50-летия предприятия.

Директор АО «Ресурс» Мстислав Казанский на открытии памятника сказал: «Мы разные, но едины и вместе поставили этот памятник, соединив историю прошлых веков с настоящим. Я уверен, что символ Екатерины Властительницы, создавшей Великую Россию, поможет нам сегодня в работе. Пусть открываются заводы, фабрики, магазины, и этому способствует память Екатерины Великой».


64.

Здесь мы видим, что главная аллея городского парка потихоньку начинает благоустраиваться

На памятнике присутствует цитата из указа о переименовании села Богородицкого в город Богородицк в 1777 году. Некоторые ошибочно принимают эту дату за день рождения г. Богородицка. Здесь следует помнить, что г. Богородицк появился за 100 лет до обозначенных событий - в 1663 году по указу царя Алексея Михайловича. Сразу имел статус города, позднее уездного. Временно лишился он этого статуса в 1765 году по указу той же Екатерины Великой.


65.

1980-е гг. Фонтаны установлены прямо в пруду. Дворец уже отреставрирован


66.

Отсюда можно особенно хорошо разглядеть остатки рельефа парка, искусственно созданного Болотовым


67.

1950-е годы. Парк использовался как пляж

Благоустройство городского парка Богородицка началось в 2014 году, когда он стал объектом программы «Народный бюджет». Как указано на соответствующем сайте, уже в 2014 году в парке были установлены: детский игровой комплекс, лавочки и ротонда. Территорию комплекса осветили, установили камеру видеонаблюдения с трансляцией изображения на единый дежурно-диспетчерский пункт администрации МО Богородицкий район.

Проект реконструкции ПКиО г. Богородицка предусматривает существенное обновление, включающее в себя посадку новых деревьев, установку декоративных элементов, обустройство дорожек, новых мест массового отдыха и развлечений, как для взрослых, так и для детей, а также благоустройство набережной городского пруда.


68.

1950-е гг. Экстремальные качели в парке. Дворец еще разрушен после войны


69.

Вполне возможно, что уже совсем скоро оба берега пруда будут заслуживать внимания туристов

Для удобства туристов здесь планируется сделать большую круглую смотровую площадку с двумя спусками к воде по краям, а с торца пруда (где плотина) сделать автостоянку и место под торговые ряды.

Чтобы полностью завершить реконструкцию всех объектов, необходима сумма 127 314 910 млн. рублей. На сегодняшний день, жители и гости города смогли собрать 502 200 тысячи рублей. Пожертвовать деньги на восстановление городского парка все желающие могут .


70.

Мероприятия по благоустройству


71.

А этот мост полностью восстановлен на средства местных жителей в 2009 году

Жители Богородицка на протяжении нескольких лет демонстрируют любовь и городу и всячески подтверждают свое небезразличие к его состоянию. Так, еще до программы «Народный бюджет», в 2009 году здесь был восстановлен мост, соединяющий городской парк с усадьбой Бобринских.


72.

Здание бань, находящихся на территории сахарного завода

На противоположном берегу пруда практически не сохранилось никаких построек, связанных с усадебным хозяйством Бобринских. На сегодняшний день, здесь можно увидеть только руины здания сахарного завода и здание бывшей бани, принадлежащей заводу.


73.

Сахарный завод работал в Богородицке до 1922 года

Семья Бобринских успешно владела несколькими сахарными заводами. В 1828 году сын А.Г. Бобринского - Алексей Алексеевич Бобринский построил в селе Михайловском сахарный завод. А его племянник - Алексей Павлович Бобринский открыл сахарный завод в своем Богородицком имении. Завод в Богородицке производил свыше 70 тысяч тонн сахарного песка в год. Кроме того, это предприятие было известно тем, что еще до отмены крепостного права Бобринские стали использовать здесь только наемный труд.


74.


Во многом, благодаря налаженному производству сахара, Богородицк удалось включить в систему железнодорожных сообщений. Станция открылась в конце 1874 года и получила название "Богородицк", позднее, в 1905 году ее переименовали в "Жданка".


75.

Сейчас большая часть построек разрушена


76.

Руины сахарного завода. Фотография отсюда

Сахарный завод работал здесь до 1922 года. После этого здание завода начали использовать совсем для других целей. Например, еще в 1996 году здесь работал Дом Культуры.
80. 84.

Аллеи парка
_______

Список литературы

1. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. В 4-х т. Спб, 1870.
2. Врангель Н.Н. Помещичья Россия. // Старые годы. 1910. Июль-сентябрь. С. 68.
3. Белехов Н. и Петров А. Иван Старов. Материалы к изучению творчества. М., 1950. С.36-37
4. Дутова В.А. История Богородицка с древних времен. // Жемчужины Богородицка. Книга-альбом по истории родного города /Под общ. ред. М.В. Казанского. - Тула: Гриф и К, 2011. С.13
5. Знаменитые Тульские усадьбы и их владельцы. - Москва, 2015. С.37-77. Статья Марины Жерздевой "Богородицк".

Проезд: Авт. "Тула - Богородицк". Из Москвы: авт."Москва - Богородицк", поезд с Павелецкого вокзала до станции Жданка

Местные достопримечательности:
Казанский храм (действующий, на территории парка), 1774-1783 гг., арх. И.Е. Старов
Успенский храм (действующий, территория города), 1831 г.
Свято-Казанский женский монастырь (с. Папоротка, 30 км. от Богородицка), основан в 2001 г.

Организации партнеры:
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова - M1583

Единиц хранения:
13893, из них 9377 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Фарфор XVIII - нач. ХХ вв. - 125 ед. хр.
Живопись и графика народного художника РСФСР М.И. Авилова - 100 ед. хр.
Мебель и осветительные приборы кон. XVIII - вт. пол. XIX вв. - 150 ед. хр.
Коллекция изделий из поделочных и полудрагоценных камней и минералов - 370 ед. хр.
Коллекция самоваров кон. XIX - нач. XX вв. - 33 ед. хр.
Коллекция народного костюма Богородицкого уезда - 50 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Богородицкий Дворец-музей и парк - филиал государственного учреждения культуры Тульской области "Объединение "Историко-краеведческий и художественный музей".

Виды деятельности и первоочередные задачи, в которых музею нужна помощь сторонних организаций и фондов: создание проекта благоустройства парка имени А.Т. Болотова, реставрационные работы в помещениях здания дворца-музея и въездной башни, создание экспозиции в здании въездной башни, приобретение экспозиционно-выставочного и современного фондового оборудования.

Copyright (c) 1996-2017 Богородицкий Дворец-музей и парк

Пожалуй, в России еще никогда ранее так рьяно не обсуждали приспособление усадьбы под современное использование, как это делается сейчас, во время споров о «Ельцин-центре». Общество раскололось на две части: одни считают открытие «Ельцин-центра» в бывшей усадьбе Долгоруковых-Бобринских хорошей идеей и спасением памятника, а другие называют это глумлением над достопримечательностью. Дебаты в обществе и Сети не утихают до сих пор.

Одним из тех, кто наиболее жестко высказался об открытии «Ельцин-центра» в старинной усадьбе, стал Никита Михалков. Кинорежиссер назвал приспособление усадьбы Долгоруковых-Бобринских под такие цели цинизмом и выразил мнение о том, что, помимо прочего, работы над возданием «Центра» проводятся без соблюдения всех принятых норм и уничтожают усадьбу. С аналогичными заявлениями выступили и многие московские градозащитники. Позавчера против открытия «Ельцин-центра» высказались многие представители Госдумы. На огромный общественный резонанс вокруг «Ельцин-центра» оперативно отреагировала пресс-служба Департамента культурного наследия столицы. 22 июня на странице Департамента в Фейсбуке было опубликовано официальное заявление, в которых были даны комментарии по всем спорным моментам.

- «В сети появилась недостоверная информация относительно реставрации Городской усадьбы (дом Бобринских) на Малой Никитской, 12.
По мнению некоторых горожан Усадьба уничтожена: разрушены интерьеры, сломана ограда, не ведутся археологические исследования и т.п. Все это не соответствует действительности. На самом деле сейчас там ведутся масштабные реставрационные работы, затрагивающие конструктив и декоративное оформление. И специалисты Мосгорнаследия постоянно контролируют эти работы.

Не стоит пугаться того, что главный дом затянут сеткой - за ней идет реставрация исторических фасадов усадьбы. Внутри, кстати, уже отреставрирован лепной декор (впереди его ждет золочение), камины и печь (в ее отделке будут использованы уникальные сохраненные и отреставрированные изразцы), парадная и черная лестницы. На данный момент реставраторы работают с живописными плафонами - да, именно с теми, с которыми некоторые по неведомой нам причине уже попрощались. Что же касается флигеля (фотографии которого были выданы за фотографии всей усадьбы), то эксперты отобрали бревна, которые можно спасти, и отправили их на реставрацию. Подбирается докомпановочный материал - тот, которым заменят сгнившие бревна. Думаем, не нужно уточнять, что реставрационный материал будет аналогичным. Лишь напомним, что это строение давно находится в неудовлетворительном состоянии, архитектурные элементы на момент начала реставрации отсутствовали.
За ограду также можно быть спокойными: горожане увидят ее отреставрированной по окончании всех работ.

Также на свое историческое место вернутся скульптуры Елены и Париса XVIII в. В настоящий момент они находятся в реставрационной мастерской. В подтверждение этого предлагаем вам несколько фотографий с объекта…Особенно внимательные пользователи смогут найти на них археологов, которые на протяжении всего времени сопровождают этот проект. Мосгорнаследие напоминает: все, что входит в предмет охраны - сохранено и реставрируется. Настоятельно призываем неравнодушных граждан доверять проверенным данным из надежных источников», - сообщается в заявлении.

Не остались в стороне и представители «Ельцин-центра». Они пригрозили Никите Михалкову судом за «пафосную ложь, демагогию и прямое вранье». Очевидно, что в обществе еще долго будет обсуждаться эта проблема. И когда мы получили официальные комментарии от компетентных органов о состоянии самой усадьбы, главной темой для споров по-прежнему остается тот самый «приспособленческий» вопрос. В комментариях к моим предыдущим постам вы неоднократно просили меня вынести на обсуждение вопрос о «Ельцин-центре». Видимо, настало время это сделать. Друзья, а как вы относитесь к идее приспособить усадьбу Долгоруковых-Бобринских под «Центр». Что это по-вашему: спасение исторического памятника или цинизм?

Усадьба Долгоруковых-Бобринских

Усадебный ансамбль по адресу улица Малая Никитская, 12 в городе Москве сформировался уже к концу восемнадцатого столетия. Он состоит из главного дома, построенного с использованием конструкций стоявших здесь до этого каменных палат конца XVII – середины XVIII веков, а также двух симметрично расположенных флигелей, торцевая часть которых проходит по красной линии улицы.

Пространство между тремя зданиями занимает парадный двор. Благодаря аркам, устроенным в полуциркульных спряжениях между основным зданием и флигелями, с него можно было попасть на хоздвор, выходивший в соседний Гранатный переулок.

Главный дом был поднят на три этажа. Его центральную часть украшает небольшой ризалит, завершающийся треугольным фронтоном с декором из лепных гирлянд. Фасадная плоскость первого и второго уровней рустована. Наличники оконных проемов второго этажа, являвшегося парадным, украшены сложно выполненной лепниной и маскаронами.

Фото 1. Малая Никитская улица, №12 в городе Москве

Еще одним украшением фасада стал барельеф, размещенный над оконными проемами второго этажа. Его тематикой стал античный сюжет по произведению Овидия «Метафорфоз».

Боковые ризалиты особняка декорированы лоджиями с использованием колонн коринфского ордера, а также различными арочными нишами и стенными проемами, разбросанными по всем этажным уровням.

Полуциркульные стены, о которых говорилось выше, оформлены с применением арочных ниш и ряда полуколонн, а их завершение устроили в виде балюстрад.

Мраморные статуи «Париса» и «Елены» появились на парадном дворе по Малой Никитской, 12 уже при Советах – в 1947 году.

Что касается внутренних интерьеров, то до наших дней сохранилась большая часть прежнего богатого убранства: парадные залы с живописными плафонами, лепные карнизы, печи и камины, а также двери, люстры и даже наборный паркетный пол.


Фото 2. В бывшей усадьбе Долгоруковых-Бобринских

ныне расположен "Фонд Б.Н. Ельцина"

Из истории особняка Долгоруковых на Малой Никитской улице, 12

В момент строительства усадебного комплекса владельцем участка являлся Андрей Николаевич Долгоруков – князь и статский советник, находившийся в родстве с фельдмаршалом Василием Михайловичем Долгоруковым. Его родной сын Владимир со временем занял пост московского генерал-губернатора, на котором находился с 1856 по 1891 годы.

В 30-х годах девятнадцатого столетия усадьба перешла в собственность графа Василия Алексеевича Бобринского, получившего владение №12 по Малой Никитской как приданное своей супруги Софьи Прокопьевны Соковниной. Впоследствии владение перешло к их сыну Алексею.

Последним хозяином особняка из графской семьи стал Алексей Алексеевич Бобринский – ученый-этнограф, исследователь Средней Азии, член Императорского географического общества, автор ряда научных статей и трудов. После революции эмигрировал в Италию.

В конце девятнадцатого столетия главный усадебный дом был передан в аренду мужской гимназии педагога и филолога А.В. Адольфа. Школа продолжала работать и в первые годы Советской власти, после чего здесь разместились различные государственные учреждения.

Городская усадьба состоит из главного дома, расположенного в глубине участка, двух боковых флигелей (Западного и Восточного), соединённых с домом полукруглыми в плане декоративными стенками, образующими парадный двор, отделённый от улицы оградой с воротами, а также каретного сарая, расположенного у юго-восточного угла главного дома.

Главный дом представляет собой трёхэтажное кирпичное прямоугольное в плане здание с двумя подвальными помещениями. Главный фасад имеет пятичастную структуру с тремя ризалитами – в центре и по бокам. В центральной части главного фасада расположен ризалит в три окна, увенчанный фронтоном. Над окнами второго этажа расположен горельеф, окна оформлены сандриками с кронштейнами и лепными барельефами. Боковые ризалиты акцентированы полукруглыми оконными проёмами первого этажа, на втором этаже размещаются лоджии, фланкированные колоннами с коринфскими капителями. В семи парадных залах второго этажа сохранились живописные плафоны начала XIX в., в интерьерах сохранились лепные, местами позолоченные карнизы, лепные розетки, филёнчатые двупольные двери с позолотой, оконные переплёты, латунные петли, ручки, а также печи, облицованные белыми кафельными изразцами. В здании сохранились кирпичные своды первого этажа, мраморная парадная лестница с металлическими балясинами XIX в. и деревянная лестница, ведущая на третий этаж.

Западный и восточный двухэтажные флигели, обращённые торцом к Малой Никитской ул., соединены с главным домом полукруглой стенкой, которая в 1960-е гг. была превращена в крытую галерею. Первый этаж флигелей кирпичный, второй – деревянный. В западном флигеле частично сохранились деревянные перекрытия, на втором этаже сохранился паркет конца XIX – начала ХХ вв. В восточном флигеле сохранились деревянные перекрытия, четыре филёнчатые двери в помещениях второго этажа, две печи, облицованные белыми кафельными изразцами.

История дома известна с 1715 г., когда Данила Остафьевич Томилин продал свой двор за Никитскими воротами дьяку Михайлову. В это время на дворе уже стояли обширные каменные постройки. В XVIII в. двор принадлежал княгине Анне Петровне Гагариной, её брату барону Исаю Шафирову, И.И. Вельяминову, М.М. Нарышкиной, затем её племянникам Василию, Петру и Дмитрию Александровичам Новосильцевым. В 1795 г. усадьбу купил князь Алексей Николаевич Долгоруков, при котором ансамбль подвергся перестройке. Чертеж фасада, планы первого и второго этажей вошли в «Альбомы партикулярных строений Москвы» М.Ф. Казакова. Дом, показанный без флигелей и дворовых построек, в «Альбомах» представлен уже после капитальной перестройки конца XVIII в. На плане 1806 г. возведены деревянные пристройки к обоим флигелям (с внешней стороны). К западному флигелю была пристроена кухня, вероятно, пристройка ко второму флигелю предназначалась для этого же.

В 1808 г. А.Н. Долгоруков продал свой двор «со всяким в нём деревянным и каменным строением и с садом» князю Н.А. Голицыну, который надстроил вторые деревянные этажи на каменных флигелях.
В 1811 г. усадьбу купил П.Ф. Соковнин. Осенью 1812 г. в усадьбе Соковнина сгорели деревянные постройки, в том числе и выстроенные князем Голицыным вторые этажи на флигелях. Соковнин в короткое время восстановил ансамбль после пожара 1812 г. и много занимался надворными постройками, был восстановлен восточный флигель и «проезды», уже в 1813 г. были выстроены в дереве вторые этажи жилых флигелей.

В 1819 г. Соковнин умер, оставив дом дочери Софье Прокофьевне. Краткая опись 1820 г., сделанная для Дворянской опеки, указывает, что «нижний и верхний этажи как должно отделанные, а средний бельэтаж весь без отделки». На плане 1816 г. видно, что главный дом остался в очертаниях начала XIX в., исчезли деревянные пристройки на торцах, но были воссозданы закруглённые проезды, соединяющие главный дом с флигелями. В описании дома 1820 г. коротко отмечено: «во всех верхнего этажа комнатах стены и потолки расписные». Была создана вся хозяйственная зона на территории, выходящей на Гранатную улицу, где были возведены обширные кирпичные флигели, в восточной части двора была поставлена «кухня каменная... , в ней очаг», к северо-западному углу дома была пристроена каменная конюшня и каретный сарай с сушильней. Сохранялся и сад.
По документам графиня Софья Прокофьевна Соковнина-Бобринская была хозяйкой дома на Малой Никитской 50 лет. При ней в доме прошло несколько ремонтов. Постоянно обновляли помещения в сдаваемых в наём флигелях. В большом доме провели значительные отделочные работы в 1844–1848 гг.
Были частично изменены и фасады здания. Рустом отделаны оба нижних этажа, над окнами второго этажа по центру здания появился барельеф, сохранившийся до сих пор. В 1838 г. парадное крыльцо дома было оформлено площадкой из белого и «дикого» камня без ступеней. При крыльце были «4 столба дикого камня и железный зонт».

В 1869 г. дом унаследовал сын С.П. Бобринской граф Алексей Васильевич. Единственным нововведением в это время была переделка главного зала под парадный кабинет хозяина в восточном стиле. В 1884 г. во дворе по Гранатному пер. был выстроен западный трёхэтажный жилой флигель. Автором проекта был известный архитектор С.С. Эйбушиц.

В 1888 г. владельцем усадьбы стал А.А. Бобринский, при нём в 1889 г. по Гранатному пер. был выстроен восточный трёхэтажный жилой флигель, к нему примыкали хозяйственные постройки. В 1895 г. был капитально отремонтирован дом. Все работы производились под руководством архитектора Арбатской части М.Л. Никифорова. Эти перестройки были связаны с тем, что новый владелец стал сдавать не только флигели, но и главный дом. В 1897 г. к его западному торцу была пристроена библиотека. В главном доме более чем на десять лет поселилась семья графов Клейнмихелей, с 1913 г. два верхних этажа были сданы частной гимназии А.А. Адольфа.

В 1918 г. усадьба Бобринских была национализирована. Флигели превратили в коммунальные квартиры. В главном доме располагались последовательно учреждения Наркомпроса РСФСР, Московская секция Российской Академии истории материальной культуры, школа для детей сотрудников ВЦИК, Государственный Комитет по архитектуре и др. С 2004 г. в здании расположились департаменты Министерства культуры РФ. В здании проводились реставрационные работы в 1998 и 2004 годах.

Две мраморные статуи XVIII в. по сторонам парадного двора - «Парис» и «Елена» перенесены сюда в 1947 г. из Музея архитектуры.

Объект культурного наследия федерального значения.

При строительстве филиала Ельцин-центра внутренние перегородки строений усадьбы Долгоруковых-Бобринских разобраны, сохранились лишь фасады.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы