Про деток, от рождения до школы

Не секрет, что каждый учитель должен творчески подходить к своей работе. Готовясь к урокам, он должен все четко продумать. Однако если это будет обычное занятие, то детям, особенно среднего звена, не будет интересно сидеть 45 минут и вслушиваться в слова лектора-учителя. Мероприятие должно проходить увлекательно и достаточно разнообразно. Только в таком случае школьники будут внимательно слушать педагога в классе. По завершении урока очень важно, чтобы учитель обобщил полученные знания и спросил у ребят, понравилось ли им проводить обучение в такой форме.

Интерес во время нестандартных уроков

Интересным может быть урок только тогда, когда учитель задействует межпредметные связи и предоставит запоминающиеся факты. Планируя занятие, важно правильно продумать его ход, не забыв о том, что надо повторить те знания, которые получили ребята в прошлом.

В этом плане интересными могут быть нестандартные уроки, которые позволят ребенку креативно мыслить, высказывать свое мнение, а также считаться с пожеланиями своих сверстников. Сегодня нестандартные могут практиковать учителя различных предметов. Очень важно, чтобы каждое занятие, проведенное учителем, было не только интересным, но и познавательным.

Нестандартные уроки в начальной школе

Сегодня нестандартные уроки лучше всего практиковать в классах с плохой успеваемостью. С помощью таких занятий можно существенно повысить уровень знаний. Импровизируя, учитель может обращать внимание на учеников с разным уровнем развития, предлагая им решать сложные задачи. Необходимо отметить, что нестандартные уроки в начальной школе могут привлечь внимание школьников и даже научить их усидчивости.

Порой учащимся младшей школы очень сложно высидеть на одном месте 45 минут. Тут можно пойти двумя путями. На административном уровне можно решить этот вопрос, сократив время занятий до 40 минут. Второй путь предусматривает тщательную подготовку учителя к уроку и заинтересованность школьника.

Проведение открытых уроков в школе

Очень часто в школе учителя проводят открытые уроки. Как правило, на таких занятиях ведущая роль отводится педагогу, а школьники только участвуют в процессе. Во время проведения нестандартных уроков необходимо помнить о том, что не стоит сильно отклоняться от программы, которая рассчитана на конкретную общеобразовательную школу. Все должно быть в рамках правил.

Конечно, нестандартные уроки в школе могут быть по разным предметам. Каждый учитель считается специалистом в своей области. Именно поэтому надо найти ту креативную составляющую, которая поможет ему вызвать у школьников интерес к предмету. Качественно проведенные нестандартные уроки позволяют учителю повышать свою категорию, улучшая при этом профессионализм.

Как разработать нестандартный урок?

К разработке нестандартного урока необходимо подходить с максимальной ответственностью. На этом этапе важно учесть особенности школьников и специфику предмета. Для составления сценария или плана такого занятия нужно хорошо ознакомиться с темой и выбрать максимально интересный материал.

Разработка нестандартного урока может включать в себя нескольких этапов. Сначала надо оценить уровень знаний и возможности школьников, которые могли бы принимать активное участие в мероприятии. Затем важно правильно выбрать и оформить материал.

Использование компьютерных технологий на занятиях

Желательно, чтобы на занятии использовались инновационные технологии, с помощью которых можно просматривать видео, слушать аудиоматериал. Такой подход возможен на уроках литературы, природоведения, истории и музыки. Интересным может быть использование компьютера на занятиях русского языка во время изучения новой темы. Какие еще могут быть нестандартные уроки? Можно составить презентацию. На слайдах будет отображаться полезная информация, а учитель будет ее комментировать. Кстати, материал может быть представлен не только в текстовом виде - это могут быть и графики, картинки, что сделает мероприятие более понятным и запоминающимся.

Особенности нестандартных уроков

Сегодня нестандартные уроки могут проводиться не только в стенах школы. Сама форма занятия уже предусматривает место его проведения. Так, например, урок-наблюдение при изучении новой темы по природоведению может быть организован на свежем воздухе. Это обязательно понравится ребятам. Подбирая нестандартные формы уроков, необходимо помнить о том, что в этом вопросе не должно быть самодеятельности. Важно, чтобы администрация школы знала, что учитель дает открытое занятие, тем самым повышает уровень знаний школьников.

Различные формы проведения уроков

Учитель в рамках заявленной темы при проведении нестандартного урока может дополнительно использовать внепрограммный материал, который будет с легкостью восприниматься школьниками. Довольно часто учителя общеобразовательных школ практикуют нестандартные уроки в виде соревнований между учащимися, а также ставят театрализованные шоу. Однако и в этом случае необходимо руководствоваться особенностями учебного процесса и спецификой конкретного предмета.

Нужно учитывать тот факт, что проведение нестандартного урока предусматривает привлечение школьников. Интересным может быть занятие, если ученики сами рассказывают о том, какими способами можно решить одну и ту же задачу. Не менее интересно может быть подана информация о личной жизни писателя или ученого. Неизвестные ранее факты могут заставить школьников внимательно слушать информацию, которая им пригодится в конце года во время сдачи экзамена.

Проведение нестандартного урока по математике

Не секрет, что на уроках математики надо мыслить не творчески, а точно. Тут обязательно надо повторять таблицу умножения, а также уметь строить логические схемы решения различных задач. Занятие может быть интересным при условии правильно подобранной формы. Сегодня нестандартный урок по математике, так же как и по любой другой дисциплине, надо проводить по предварительному согласованию с директором или завучем. Преимущественно учителя выбирают такую форму мероприятия, как соревнования.

На таких занятиях лучше всего разбить школьников на небольшие группы и дать им задание на решение однотипных задач. Победителем является тот коллектив, который раньше всех решил задачи и правильно составил алгоритм. На этом этапе могут организовываться уроки-аукционы, где школьникам необходимо будет просчитать, например, стоимость вещей, которые можно продать.

Не менее интересными являются уроки-формулы. Каждой группе учащихся можно предложить создание конкретной формулы, которая отображает определенную тему. Задействовать можно только реальные примеры из жизни (продажа картошки приобретение капусты, реализация морковки). Если правильно просчитать и придумать логическую схему, то учащиеся могут быть в восторге от поставленных проблемных задач, которые нужно будет решать на уроке. Жизненные ситуации всегда вызывают огромный интерес у ребят.

Проведение урока по литературе в нестандартной форме

Организовывая открытый урок по литературе, учитель должен правильно подобрать тему занятия. Ориентироваться в этом вопросе надо на учебную программу. Однако и тут стоит учитывать особенности школьников, их возраст. Если личность сама по себе не интересна, то лучше не выносить ее на обсуждение с ребятами. Прежде чем приступать к выбору писателя, необходимо ознакомиться с его творчеством. Роман или рассказ, которые выносятся на рассмотрение школьникам, должно быть ими прочитаны. Только в таком случае можно будет правильно определить тематику произведения, а также составить цитатную характеристику системы образов.

Сегодня нестандартный урок по литературе может иметь форму творческого диалога. Довольно часто учитель-филолог практикует урок-фантазию, урок-экскурсию, урок-семинар, а также урок-конференцию. Такие формы занятий позволят в изучить биографию конкретного писателя, а также проанализировать произведение, которые указано в учебной программе, и при этом не уснуть от скуки.

Организовывая нестандартный урок по литературе, можно ориентироваться на занятия-концерты, в которых главная роль отводится самому писателю. Такое мероприятие будет интересно учащимся старшей школы, поскольку по программе у них предусмотрено изучение творчества современных писателей. Поэта, прозаика или публициста можно пригласить в класс и разузнать о нюансах написания конкретных произведений. Такой урок-знакомство позволит учителю заинтересовать школьников. Ребята наверняка захотят изучить произведения представленного автора более досконально.

Проведение урока-сказки на уроках литературы

Большой интерес вызывает у ребят урок-сказка. Такая форма возможна в том случае, если ребята заблаговременно распределили все роли с помощью учителя, правильно расставив при этом приоритеты и акценты. На таких занятиях могут быть озвучены шутки, интересные высказывания, пословицы. Очень важно, чтобы во время инсценировки той или иной сказки добро победило зло.

Подготовка к проведению нестандартных уроков по русскому языку

Организовывая нестандартный урок, учитель может взять себе помощников, которые дома подготовят презентацию на конкретную тему. Это своего рода практика для маленьких исследователей. Оценить таких любознательных учащихся нужно по максимуму. Формой такого урока может быть интервью. Учитель будет задавать ребятам ряд вопросов, на которые они должны давать правильные ответы. Задача педагога заключается в правильном подборе материала для создания банка вопросов.

Организовывая нестандартный урок по русскому языку, необходимо ориентироваться на уровень знаний ребят, их словарный запас, а также возрастные особенности. На таких мероприятиях дети могут пользоваться созданными ранее словарями, что сделает их более раскрепощенными и продвинутыми.

Большой популярностью у школьников пользуется такая форма проведения занятий, как турнир. Можно сделать разминку, которая позволит детям вспомнить те слова, которые изучались на предыдущем занятии. Важно не забывать о словарном диктанте. Уроки-турниры лучше всего практиковать в младших классах. Разгадывая с учащимися ребусы, кроссворды, загадки и головоломки, можно развивать на занятиях память и мышление.

К числу нестандартных уроков относят игры, спектакли, импровизации, а также видеоуроки. Выбор формы занятия полностью зависит от учителя и школьников. Коллектив должен работать согласованно. Нестандартный урок - отличный способ разбавить скучную образовательную программу.

Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Роль такого урока невозможно переоценить. При этом используется индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающимися и обучаемыми.

Термин «нетрадиционная форма урока» включает в себя нетрадиционные:

Подготовку и проведение урока;

Структуру урока;

Взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителями и учениками;

Подбор и критерии оценки учебных материалов;

Методику оценки деятельности учащихся;

Анализ урока.

Возможности нетрадиционной формы урока

Существуют несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к труду и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предлагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

Немаловажно, что все участники нетрадиционного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Эта попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме

Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

1. Замысел.

2. Организация.

3. Проведение.

4. Анализ.

Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

Определение временных рамок;

Определение темы урока;

Определение типа урока;

Выбор класса;

Выбор нетрадиционной формы урока;

Выбор форм учебной работы.

Определение временных рамок.

На этом этапе следует определить:

Время проведения нетрадиционного урока;

Время подготовки.

Во-первых, будет ли это отдельный урок (45 минут), спаренный (1,5 часа)

Или, возможно, это будет серия уроков, проходящих в течение нескольких дней.

Во-вторых, время подготовки может занимать от нескольких дней до месяца. Это зависит от:

Выбранной формы;

Целей урока;

Умелого распределения обязанностей между учителем и учащимися.

Поясним на примерах. На подготовку таких нетрадиционных уроков, как семинар, урок - консультация, защита оценки, лекция парадокс уходит несколько дней, а на разработку ролевой игры или интегрированного урока - месяц. Для большинства нетрадиционных форм урока среднее время подготовки - от двух недель до месяца.

Если цель урока - проверить знания и умения учащихся в решении задач по пройденной теме, то основные усилия будут направлены на подборку соответствующих задач и упражнений, что занимает относительно немного времени. А если цель урока расширить представления школьников по изученной теме, показать связь математики с разными областями человеческих знаний, то много времени уходит на поиск и анализ необходимого материала, в частности, на работу с дополнительной литературой.

Определение темы урока.

Выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная» (второстепенная по значимости), обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или одна из основных тем курса. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много сил и времени на подготовку нетрадиционного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении курса.

Определение типа урока.

Нетрадиционные формы применимы ко всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определенный опыт работы с разными нетрадиционными формами урока. Приведу несколько примеров, вынесенных из собственного опыта: урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры (соревнования), урок контроля за знаниями - как защиту оценки, зачет - практикум, а урок повторения и систематизации знаний (обобщающий по теме урок) - как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок.

Можно привести следующие типы уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок - блок, урок - «дублер начинает действовать» и т. д.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс - конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно - культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т. д.

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок - сказка, урок - сюрприз и т. д.

8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн - ринг», диспут и т. д.

9. Интегрированные уроки.

10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция - парадокс, парный опрос, экспресс - опрос, урок - защита оценки, урок - консультация, урок - практикум, урок - семинар и т. д.

В качестве примеров другого подхода к типу уроков по форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:

^ Уроки творчества: урок изобретательства, урок - выставка, урок - сочинения, урок - творческий отчет и т. д.

^ Уроки, созвучные с общественными тентенциями: урок - общественный смотр знаний, урок - диспут, урок - диалог и т. д.

^ Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т. д.

^ Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок - бенефист, урок - исторический обзор, урок - портрет и т. д.

^ Театрализованные уроки: урок - спектакль, урок воспоминаний, урок - суд, урок - аукцион и т. д.

^ Игровые уроки: урок - деловая игра, урок - ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок - соревнование, урок - путешествие и т. д.

^ Вспомогательные уроки: урок - тест, урок для родителей, урок - консультация и т. д.

Выбор класса.

Выбор класса, в котором будет проведен нетрадиционный урок, определяется его способностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др. В одном классе учителю легче и интереснее работать, реализуя собственные возможности, апробируя новые идеи и задумки, творчески подходя к своему труду. В таком классе можно проводить уроки в любой нетрадиционной форме.

В другом (по уровню подготовленности и обучаемости) классе использование нетрадиционных форм урока не только будет способствовать поднятию у учащихся интереса к предмету, но и позволит учителю успешно решать ряд учебных и воспитательных задач.

Выбор формы урока.

Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

Специфика предмета и класса,

Характеристика темы (материала),

Возрастные особенности учащихся.

На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдет, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.

Выбор форм учебной работы.

При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:

Особенности и возможности выбранной формы урока;

Характеристики класса (в том числе, какие формы учебной работы - индивидуальная, коллективная, фронтальная - и как часто применялись в данном классе).

На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую), которыми школьники особенно не избалованы.Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.

Организация.

Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:

*распределение обязанностей (между учителем и учащимися);

*написание сценария урока (с указанием конкретных целей);

*подпор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;

*разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Распределение обязанностей.

В разработке и подготовке нетрадиционного урока могут принимать участие:

· Учитель (группа учителей)

Он пишет сценарий урока, подбирает задания, критерии оценки знаний и деятельности учащимися; распределяет роли между учащимися и т. д.

· Учитель и группа учащихся.

Ту же работу, что и в первом случае, выполняют и немногочисленная группа учеников, состав которой определяется, как правило, учителем в зависимости от целей и выбранной формы урока, и индивидуальных особенностей учащихся.

· Учитель и класс.

В этом случае к уроку готовится весь класс. Заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между учащимися. Подготовка может идти как индивидуальная, так и групповая в зависимости от того, какую форму учебной работы предполагает предстоящий урок. В первом случае учитель дает каждому ученику индивидуальное задание, осуществляя, таким образом дифференциальный подход в обучении. Отдельные учащиеся могут получить, например, задания: подготовить выступление по теме, демонстрацию опытов и т. п. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: для учащихся одноуровневой группы - задания одинаковой сложности (различные или похожие по формулировке), для учащихся разноуровневой группы задания подбирает сам учитель (дифференцированно). Например, если на обобщающем уроке необходимо повторить теорию, то одна из групп займется отбором и проработкой теоретического материала. Если надо решать задачи, то можно каждой из оставшихся групп дать набор задач, и если есть возможность, то предложить самим учащимся придумать и оформить карточки с заданиями для других групп, снабдив задания решениями и ответами для последующей проверки. В каждой группе можно назначить или выбрать капитана (как правило, из числа хорошо успевающих учеников), отвечающего за подготовку товарищей и контролирующего их работу на данном этапе.

А что же учитель? Он выступает на этом этапе в роли консультанта для учащихся и занимается организацией урока.

· Учащиеся.

Подробное распределение обязанностей допускается в старших классах при проведении таких нетрадиционных уроков, как конференция, семинар, «учащийся в роли учителя», защита оценки (проекта, идеи) и т. д. При этом учащиеся могут провести целиком урок вместо учителя (прочитать лекцию, представить подготовленные доклады, принять зачет у одноклассников), который является их помощником и консультантом.

Разработка сценария урока.

Придумывание сценария, пожалуй, самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его могут писать

Учитель (группа учителей);

Учитель совместно с группой учащихся.

Возможно, основная работа по созданию сценария ляжет на плечи наиболее активных, творчески мыслящих, талантливых учеников. Сценарий должен отражать следующие моменты:

Подробный план урока (с указанием целей урока);

Инструкции по проведению каждого этапа урока;

Список ролей участников (роли сразу распределяются между учащимися) и реквизита;

Подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решениями и критерии их оценки;

Критерии оценки деятельности учащихся;

Вопросы для анализа урока.

Подбор заданий.

Подбор заданий для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям математического содержания:

1. Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т. д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т. д.

2. Задания должны отличаться уровнем сложности (для одного урока), иметь несколько способов решения (и ответов).

3. Задачи следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание.

4. Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.

5. При повторении (обобщающий урок), когда есть возможность существенно разнообразить список задач, полезно давать учащимся задания «найди ошибку» (например, софизмы) или задачи, провоцирующие ошибку.

Задания должны быть непосредственно связаны с изученной темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.

6. Решения задач по возможности должны быть просты, доступны и легко осуществимы основной массой учащихся.

Существует разнообразная литература, откуда можно подбирать соответствующие задания. Перечислю лишь некоторые типы заданий, которые могут быть включены в подборку: ребусы, головоломки, кроссворды, задачи на разрезание и перегибание фигур, упражнения с куском бумаги, со спичками, задачи, решаемые «от конца к началу» и другие. Помимо заданий можно использовать игры и создавать на уроке игровые ситуации (например, «Пятый лишний», «Черный ящик»).

При разных формах учебной работы на уроке структура карточек с заданиями может быть различна.

Индивидуальная работа.

Возможные варианты составления заданий:

Все учащиеся получают одинаковые задание;

Однотипные задания с разными данными (или похожими формулировками);

Разные задания (по формулировке, способу решения, сложности);

Другие варианты.

Групповая работа.

Группам можно предлагать:

Одинаковые задание (если группа одноуровневая);

Задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным (для одноуровневых групп);

Задания, отличающиеся уровнем сложности (для разноуровневых групп); в частности, если на уроке решается сложная задача, ее можно разбить на несколько подзадач и распределить по группам;

Другие варианты.

Объем заданий, уровень их сложности, количество заданий для каждого учащегося (или группы) - все это зависит от времени проведения урока, характеристик класса (например, темпа работы), индивидуальных особенностей учащихся и других факторов.

Методика оценки на уроке.

1. Критерии оценки работы учащихся разрабатываются учителем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются последним до или в начале урока.

2. Оцениваться могут все ученики или только некоторые из них (это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы).

3. критерии оценки могут быть различны при разных видах работы, формах учебной работы.

4. Групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы, работа всей группы, (учащиеся получают одинаковые оценки) или же на группу «выделяется» определенное число «5», «4», «3», и ученики сами «распределяют» их между собой (обсуждение в группах).

5. Итоговая оценка обычно складывается из оценки за работу на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценки, «заработанной» непосредственно на уроке.

6. Выставляют оценку:

Учитель;

Учитель и капитан (при групповой работе);

Сами учащиеся (при индивидуальной форме работы, когда учащиеся анализируют выступления одноклассников; или при групповой работе - после обсуждения работы каждого члена группы).

7. Когда выставлять оценку? Возможны варианты:

По ходу урока (например, после доклада учащегося);

В конце урока (если оценивается устная работа);

После урока (в случае, когда необходимо оценить письменную работу).

8. Критерии оценки устных выступлений и письменных работ различны. Скажем, при устном ответе обязательно оценивается речь, логика, умение формулировать проблему и др., а при письменном ответе основное внимание обращается на правильность решения и оформление задачи.

Таблица 4. Оценивания содержания учебной деятельности

Вид деятельности

Критерии оценки

Решение задач

Верное (неверное)

Рациональное (нерациональное)

Полное (неполное), доведенные до конца верные рассуждения, но ошибка в вычислениях

Верное решение, но есть недочеты

Новый способ решения

Несколько способов решения

Грамотное и аккуратное оформление

Выступление у доски

Формулировка проблемы

выделение главного, четкость выводов

логика изложения

убедительность,

доказательность

отклонение от темы,

лаконичность полного ответа

оформление записей на доске

Использование наглядных средств

Эмоциональность выступления, уместность мимики и жеста

Правильность речи (ударение, произношение)

Вопросы и ответы

Характер вопросов:

конструктивный

уточняющий

корректный

требующий однозначного,

четкого ответа

оригинальный, новый

Характер ответов

правильный (неправильный)

точный (неточный)

лаконичный

полный (неполный)

Дискуссия

Возражения предложения по способу решения, пожелания оформлению и др. замечания о качестве выступления (общая оценка выступления)

Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ - это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:

1. Проводить анализ урока можно в разных формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования).

2. Анализ урока можно проводить сразу после урока («по горячим следам»), либо некоторое время спустя (через несколько дней или через месяц), чтобы проверить: что осталось в памяти); при желании можно проводить двойной анализ (в разное время).

3. Анализ нетрадиционного урока должен происходить как на уровне класса, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя.

В практике каждого педагога наступает момент, когда привычные уроки превращаются в рутину, когда уроки проходят, так сказать, по привычному шаблону, вследствие этого, учитель может обнаружить снижение интереса школьников к занятиям. Для того, чтобы решить данную проблему, можно использовать в своей практике нестандартные формы уроков.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Нестандартные формы проведения уроков привлекают внимание обучающихся, повышают их интерес к предмету и, как следствие, способствуют лучшему усвоению материала.

Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

  • использование коллективных форм работы;
  • привитие интереса к предмету;
  • развитие умений и навыков самостоятельной работы;
  • активизацию деятельности учащихся;
  • при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
  • более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения.

Итак, остановимся на различных видах нестандартных уроков.

1. Уроки в форме соревнования и игр:
конкурс, турнир, эстафета, марафон (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п

Например, в 5-х или 7-х классах закрепляем употребление грамматических времен, строим различные виды предложений с использованием моделей. Группа делится на две команды. Проводятся различные виды упражнений, включая игровые. За каждое правильно и быстро выполненное задание командам выдаются жетоны. В конце урока считаем жетоны. Дух соревнования оказывает влияние на всех. На таких уроках смотрю и не узнаю своих учеников: столько горения, желания победить вижу в их глазах. Здесь же корректируется речевая деятельность отдельных учеников, если она не согласуется с общим мнением команды.

Остановлюсь на уроке – соревновании Звездный час”. Данный урок проводится в виде соревнования между учащимися одного класса в течение одного урока. Учащиеся объединяются в пары. Первый игрок на протяжении всей игры движется вперед, а второй сидит на месте. У каждого игрока в руке имеются таблички с цифрами, которые игроки должны поднимать при выборе правильного варианта ответа. Вторые участники так же поднимают карточки, при совпадении правильного ответа, паре вручается звезда, которая может сыграть решающую роль в финале. Так продолжается до тех пор, пока две пары не выйдут в финал и не сойдутся в решающей “битве”.

Дуэль – данный вид деятельности можно проводить при составлении различных рассказов. Ученики парами рассказывают материал. (По очереди – то один, то другой) Тот, кто произнесет последнее предложение, выигрывает дуэль.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарии, мозговая атака (или мозговой штурм), интервью, репортаж, рецензия.

Изобретательство. Описание несуществующих животных, жителей других планет.

  • Подумайте, если белого медведя поселить в Африке, а крокодила на севере? Как они будут выглядеть?

Репортаж.

  • Представьте себе, что ты, вместе с Колумбом, приплыл в Америку. Расскажите, что вы там увидели и кого встретили? (в этом задании есть часть интегрированного урока – необходимы знания географии и биологии)
  • Мы в волшебной стране. В какое животное вы хотели бы превратиться, почему? Что вы можете рассказать о себе?

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью . Урок-интервью – это своеобразный диалог. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме.

3. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, телепередача, телемост. Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, так как предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера. Аргументировано отвечать на вопросы.

4.Уроки, опирающиеся на фантазию : урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Волшебницы, урок загадок.

Игры – загадки.

Для развития навыков устной речи можно использовать игру в загадки. Эта игра помогает запомнить целые фразы. Важно и то, что ученики привыкают внимательно вслушиваться в речь собеседника и говорить, не задумываясь над грамматическими формами. Отгадывание может проводиться на слух или с рисунками.

Загадки о животных.

Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например:

  1. It is a domestic animal. It likes fish. (a cat)
  2. It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey)
  3. It is very big and grey. (an elephant)
  4. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (a cow)

Загадки можно использовать как один из приемов релаксации, а также проверить восприятие учащимися речи учителя на слух. Обычно этот прием использую за 3–5 минут до конца урока. Материал строится на понятном ученикам языке.

Чье солнышко ярче?

Капитаны команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение – это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов.

Кто знает лучше цифры.

Представители от каждой команды выходят к доске, на которой написаны цифры (не по порядку). Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.

Урок – сказка. Игра "Снежный ком". Эту игру можно применяя при работе с придаточными предложениями с союзами if / when. Например:

1-й ученик.If I go to the country, I will get up early.

2-й ученик. If I get up early, I"ll see the sunrise.

3-й ученик. If I see the sunrise, I"ll be happy.

4-й ученик. If I am happy, ...

Учитель предлагает учащимся такую ситуацию: “Вы находитесь в Англии. Зашли в магазин, чтобы купить нужную вам вещь. Но, недостаточно хорошо владея языком, пытаетесь объясниться с продавцом жестами, мимикой. Задача продавца – понять покупателя и помочь ему”.

Чтобы школьники лучше поняли правила игры, учитель может вызвать ученика, желающего исполнить роль покупателя, и дать ему карточку, на которой написано, что он хочет купить. Учащийся пытается выразить свою просьбу с помощью жестов. Остальные ученики исполняют роль продавцов, задавая вопросы, комментируя жесты покупателя. Группа принимает активное участие в игре, помогая продавцу догадаться, что хочет купить посетитель магазина. Выигрывает та группа, которая первая угадала желание покупателя.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет (ролевые игры).

Составь фоторобот (начальная и средняя ступень).

Класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение милиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.

Ведущий: I can’t find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall. Her hair is dark. Неr eyes are blue. She has а red coat and a white hat on.

6. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, “следствие ведут знатоки”, утренник, урок – праздник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, “посиделки”, “клуб знатоков”.

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник . Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
В такой ситуации логично прибегнуть к элементам ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

7. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, опрос по цепочке, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, телеурок без телевидения.

  • Парный опрос
: два ученика опрашивают друг друга и ставят друг другу оценки. Для проверки можно спросить одну или две пары. Применение этого приема дает возможность повторения материала, при этом задействованы все учащиеся. Данный вид работы подходит для повторения неправильных глаголов, новой лексики.
  • Опрос по цепочке:
  • рассказ любого ученика прерывается на любом месте и передается другому ученику жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа. Данный прием подходит для уроков старшеклассников на обобщающих уроках, при повторении разговорных тем.

    Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения.

    Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.

    При выборе форм нестандартных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся.

    При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом “с детьми и для детей”, ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

    Список литературы

    1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 книгах. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002.
    2. Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы.
    3. http://www.bestreferat.ru
    4. http://www.bigpi.biysk.ru
    5. http://www.lessons.irk.ru
    6. http://www.rustrana.ru
    7. http://www.pedlib.ru
    8. Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка.

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СЕЛЕЗНЕВСКАЯ ШКОЛА № 18»

    ДОКЛАД

    НА ТЕМУ:

    «НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ

    КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ»

    Подготовила

    Усенко Е.Н.

    Учитель биологии и химии

    ГОУ ЛНР «Селезневская школа « 18»

    Селезневка

    2015

    Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

    С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к заняти­ям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуж­дение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

    Урок – динамическая и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания.

    Урок традиционный – это урок, который характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стереотипами.

    Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нестандартный урок необычный по замыслу, организации и методике проведения.

    Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

    На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

      самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

      необычные условия работы;

      активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

    Преимущества нестандартных уроков:

      нестандартные уроки восполняют пробелы репродуктивных методов, недостаточность дифференциации;

      мобильность структуры;

      формирование субъективных отношений за счет увеличения деятельности учащихся не только на уроке, но и в период его подготовки;

      изменение эмоционального фона урока;

      оценивание знаний учащихся на всех этапах урока.

      использование коллективных способов работы: обязанности распределяются между членами коллектива с учетом их индивидуальных особенностей и интересов, в процессе коллективной работы ведется поиск оптимальных способов взаимосвязи членов группы, коррекция деятельности отдельных учащихся, если их действия не согласуются с общим планом коллективного труда;

      развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремления к самостоятельному поиску: материал, преподнесенный в новой форме, воспринимается как информация, заставляющая задуматься, понять и запомнить;

      заинтересованное отношение к учебному материалу: при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определенную тематику;

      активизация деятельности учащихся: это уже не простые ученики, а активные участники учебного процесса;

      овладение способами управления коллективной деятельностью: уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;

      становление новых отношений между учителями и учащимися: учащиеся становятся партнерами педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда;

      оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе: эта оценка для них подчас более значима, чем оценка педагога.

    Недостатки, которые допускаются педагогами при организации нестандартных уроков:

      стихийность и бессистемность применения;

      отсутствие прогноза положительных изменений, сдвигов в развитии учащихся;

      не все учителя могут определить идею урока, его развивающие возможности;

      преобладание репродуктивных технологий обучения;

      внимание обращается преимущественно на форму, а не на его содержание;

      перегрузка некоторых уроков учебным материалом, нередко фактологическим.

    Основные принципы нестандартных уроков.

      отношение взаимопонимания с учеником;

      учение без принуждения;

      принцип трудной цели;

      принцип опоры для ученика, в качестве которой может быть путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи;

      принцип оценки, как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрения чувства долга и ответственности;

      принцип самоанализа;

      принцип соответствующей формы;

      принцип интеллектуального фона класса и личностного подхода;

      отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении;

      максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;

      поддержка альтернативности, множественности мнений;

      развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;

      «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям;

      использование оценки в качестве формирующего, а не только результатирующего инструмента.

    Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения.

    Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

    1. Замысел.

    2. Организация.

    3. Проведение.

    4. Анализ.

    Замысел

    Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

      определение временных рамок;

      определение темы урока;

      определение типа урока;

      выбор класса;

      выбор нетрадиционной формы урока;

      выбор форм учебной работы.

    Организация

    Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:

      распределение обязанностей (между учителем и учащимися);

      написание сценария урока (с указанием конкретных целей);

      подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения; - разработка критериев оценки деятельности учащихся.

    Индивидуальная работа. Возможны варианты составления заданий:

    все учащиеся получают одинаковое задание;

    Однотипные задания с разными данными (или с похожими формулировками);

    Разные задания (по формулировке, способу решения, сложности);

    Другие варианты.

    Проведение.

    В процессе проведения урока организуется индивидуальная или групповая работа учащихся.

    Групповая работа. Группам можно предлагать:

    одинаковое задание (если группа одноуровневая);

    задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным (для одноуровневых групп);

    Задания, отличающиеся уровнем сложности (для разноуровневых групп); в частности, если на уроке решается сложная задача, ее можно разбить на несколько подзадач и распределить их по группам;

    Другие варианты.

    Объем заданий, уровень их сложности, количество заданий для каждого учащегося (или группы) - все это зависит от времени проведения урока, характеристик класса (например, темпа работы), индивидуальных особенностей учащихся и других факторов.

    Анализ

    Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ - это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий сделать выводы на будущее. Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.

    Таким образом, эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения. Поэтому учитель всегда должен ставить перед собой задачу - сформировать познавательную деятельность школьников как мотив их деятельности и правильно его использовать как средство обучения. Одной из форм обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся является нестандартный урок.

    АЛГОРИТМ АНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА

    1. Какими требованиями руководствовался?

    2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?

    3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?

    4. Как определил триединую задачу урока?

    5. Как спланирована деятельность учащихся?

    6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?

    7. Оправдали ли себя приемы и методы учителя и учащиеся, если нет, то почему?

    8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?

    9. Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся?

    10. Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?

    11.Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?

    12. Как был предвиден и как оправдан ход урока?

    13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения.

    14. Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?

    15. Оценка результативности урока.

    16. Самооценка урока учителем.

    17. Пути совершенствования урока.

    Мне­ния педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в на­правлении демократизации школы, а другие, наоборот, счита­ют такие уроки опасным нарушением педагогических принци­пов, вынужденным отступлением педагогов под напором обле­нившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно тру­диться.

    Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, ор­ганизации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и уста­новленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уро­ки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообраз­но из-за большой потери времени, отсутствия серьезного по­знавательного труда, невысокой результативности и другого.

    Типы нестандартных уроков.

    Анализ педагогической литературы позволил выделить не­сколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике про­ведения таких занятий. Перечислим наиболее распространен­ные типы нестандартных уроков.

    Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

    1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

    2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

    3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

    4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

    5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

    6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

    7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

    8. Интегрированные уроки.

    9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

    Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

    1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

    2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

    3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

    4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

    5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

    6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

    Пример нестандартного урока

    в школе:

    Обобщающий урок-сказка по химии в 8 классе

    Целью нетрадиционных уроков является отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики - закона об активности обучения.

    Нетрадиционные формы обучения предполагают:

    • · использование коллективных форм работы;
    • · привитие интереса к предмету;
    • · развитие умений и навыков самостоятельной работы;
    • · активизацию деятельности учащихся;
    • · использование средств слуховой и зрительной наглядности;
    • · адаптация материала к возрастным особенностям учащихся;
    • · при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
    • · более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
    • · активизацию психических процессов: внимания, запоминания, восприятия, мышления;
    • · становление новых отношений между учителем и учениками.

    Классификация нетрадиционных форм урока

    Урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Однако, это не значит, что урок - нечто застывшее и нерушимое.

    Поиски новых форм организации урока, подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени.

    Одной из эффективных форм нетрадиционных форм обучения является семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы.

    Семинар - это:

    • - вид ученических занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных сообщений или докладов;
    • - форма ученического процесса, построенная на самостоятельном изучении учащихся по заданию руководителя отдельных вопросов, проблемы тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения.

    Семинар-исследование - форма, смысл которой заключается в приобретении и частичной реализации знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования. Термин исследование означает «подвергнуть научному рассмотрению в целях познания, выявления чего-либо; изучить, изучать ».

    Семинар - исследование включает три этапа и часто выходит за временные и содержательные рамки одного двух уроков:

    • 1 этап. Подготовительная работа:
      • - постановка задачи;
      • - формулирование исходной проблемы;
      • - планирование семинара;
    • 2 этап. Обсуждение темы семинара:
      • - реализация функций семинара (познавательно-исследовательская, воспитательная, практическая, методическая).
    • 3 этап. Заключительный - ориентирующий:
      • - оценка семинара и участников;
      • - определение степени завершённости изучение темы;
      • - вычисление вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию.

    Семинар - исследование может в каких-то аспектах усиливаться или ослабляться, меняться. При внесении на занятие элементов исследования в значительной мере повышает интерес учащихся к истории, заставляет их больше рассуждать, видеть закономерности развития, ценить исторический опыт, более целенаправленно искать ответы на сложные жизненные вопросы.

    Также в современной школе практикуется такой вид семинарского занятия как «Круглый стол ».

    Выражение «за круглым столом» рассматривается как встреча, совещание:

    • - «на равных правах, условиях»;
    • - формы публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определённом порядке;
    • - «совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников»;

    Термин позволяет вычислить три его составляющих:

    • 1) неразрешённый вопрос;
    • 2) равномерное участие представителей всех заинтересованных сторон;
    • 3) выработка приемлемых для всех участников предложений, рекомендации по обсуждаемому вопросу.

    Его отличительной особенностью является сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности. Одни группы работают над поставленными вопросами, другие группы выполняют практические задания: составить кроссворд, лото, игру, составить план. В конце урока учащиеся рассказывают о результатах работы.

    «Круглый стол» - это семинарное занятие, в основу которого преднамеренно заложено несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение, которых подводит к приемлемым для всех участников позициям или решениям.

    В последнее время все чаще используется такая нетрадиционная форма организации урока, как «Мозговой штурм ».

    «Мозговой штурм» на занятиях - это метод семинара, содержащий целенаправленную ориентировку учащихся на восприятие и комментированное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участника занятий; целесообразное, активное обдумывание и обсуждение вопроса.

    Довольно часто учителя проводят уроки-конкурсы. Данная форма организации занятия позволяет: проверить прочность теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курс обучения, систематизировать знания учащихся, формировать у учащихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий: воспитывать волю к победе, развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческую инициативу, активность.

    Наряду с уроками, учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия от латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.

    Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают знание, путём выхода и месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственное ознакомление с ними.

    Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции:

    • 1) с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
    • 2) экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью и практикой.
    • 3) экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством.

    В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и определяется их содержание.

    Экскурсии бывают:

    • - краеведческие: организуются с целью изучения природы и истории родного края.
    • - комплексные экскурсии.

    Классификация ученических экскурсий зависит от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащихся, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе.

    Основная задача экскурсии, изучение нового материала, который состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.

    При проведении во время экскурсии закрепления того или иного материала важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы добиться его обстоятельного осмысления. Экскурсии предшествует лекция, в которой раскрывается её проблематика. Перед экскурсией учащиеся получают вопросы по её содержанию. На них они будут отвечать после экскурсии на уроке итогового повторения.

    Относительно новой формой урока является урок-дискуссия. Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования вопроса (темы) и выявлении трудности в его решении, учащиеся в ходе спора намечают попытки выхода (благоприятного исхода) по разрешению проблемной ситуации. В то же время учащиеся выявляют предпосылки возникновения данной проблемы, её истоки. Так рождаются проекты - различные гипотезы по её решению. Каждая группа готовит свой вариант решения проблемы, и они обсуждаются в ходе дискуссии.

    На современном этапе развития образования учителя истории всё чаще стали проводить уроки - презентации. Презентация - это представление какой-либо информации. Презентация (слайд-фильм) на компьютере представляет собой серию слайдов. Слайды оформляются в едином стиле и содержат информацию, необходимую для иллюстрации во время урока. Грамотное использование презентации усиливает мотивацию учения и эффективность восприятия учащимися информации. Применение презентации наполняет новым содержанием методику преподавания, так как предлагает новые варианты решения педагогических задач и рассматривается как новое дидактическое средство для организации ученического процесса.

    Компьютерные презентации можно использовать на различных этапах учебного занятия для достижения своих специфических целей:

    • - при актуализации знаний компьютерную презентацию целесообразно использовать в первую очередь как средство иллюстрации ранее изученного материала, основных определений темы или раздела учебного материала;
    • - при формировании новых знаний компьютерная презентация используется как иллюстрирующее демонстрирующее средство при объяснении нового материала и как средство для самостоятельного изучения учащимися основных определений темы или раздела;
    • - при формировании новых и развитии имеющихся умений - для иллюстрации, демонстрации того, как выполняется то или иное задание учителя;
    • - при обобщении, систематизации и повторении теоретического материала темы, раздела или предшествующего занятия - для выделения наиболее важной учебной информации;
    • - при оценке и контроле знаний учащихся возможно использование мини-презентации, в которой даны задания учителя. Возможна также форма контроля в виде письменного опроса, с иллюстрацией вопросов на экране монитора.

    Таким образом, можно сделать вывод о необходимости внедрения в педагогический процесс нетрадиционных форм уроков, так как именно они позволяют сделать учебный процесс действительно привлекательным для учащихся, то есть повысить мотивацию знаний.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Про деток, от рождения до школы