Про деток, от рождения до школы

Тульский Петергоф, Русский Версаль – так называют усадьбу графов Бобринских в Богородицке Тульской области. Именно эти места стали прообразом имения Воздвиженское графа Вронского в известном романе Льва Толстого «Анна Каренина».

Владелец усадьбы граф Алексей Григорьевич Бобринский был незаконнорожденным сыном императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова. Известные и влиятельные родители скрывали маленького Алешу, и до 12 лет у мальчика не было даже фамилии. Только когда пришло время отдавать ребенка на учебу в петербуржский кадетский корпус и жить без документов дальше оказалось нельзя, пришлось придумать и фамилию.

Происхождение фамилии связано с селом Бобрики в Тульской области (По другой версии, фамилию новорожденному графу «подарила» бобровая шуба, в которой его тайком выносили из дворца — «TPR» ) . Еще при рождении Алеши, императрица велела построить два имения: большой дворец в селе Бобрики и летнюю усадьбу в Богородицке. Однако все детство мальчик провел в Петербурге, а пользоваться подаренными дворцами начал уже после смерти своей матери, когда ему исполнилось 34 года. Именно в это время взошедший на престол Павел I признал Алексея Бобринского и публично назвал его своим родным братом.

Пожив в столице, Бобринский с семьей переезжает в Тульскую область. Из двух своих владений он выбирает не большую усадьбу в Бобриках, а гораздо меньшее имение в Богородицке. Возможно, это было связано с тем, что ремонтировать дворец в Бобриках было слишком дорого, а в Богородицке все уже было готово для жизни и не требовалось больших капиталовложений. Бобринский дворец так и остался пустой – никто из семейства там никогда не жил.Усадьба в Богородицке пришлась по вкусу новым хозяевам. Здесь прожило четыре поколения Бобринских – крупных промышленников, министров, государственных деятелей. Основатель рода Алексей Бобринский называл это место своим «маленьким раем». Еще бы, все здесь сделано достаточно удобно и продумано – две больших овальных комнаты, где так здорово было встречать гостей и проводить балы, отдельные ходы для прислуги и даже своеобразные «лифты», по которым с нижних этажей доставлялись блюда и напитки. Дворец строился по проекту известного архитектора того времени Ивана Григорьевича Старова, который известен как автор Троицкого собора в Александро-Невской Лавры и Таврического дворца в Петербурге. За сто лет до того, как земли купила Екатерина II, здесь находилась Богородицкая оборонительная крепость. С прежних времен осталась башня, которая позже была приспособлена под звонницу для усадебного храма и в восстановленном виде существует до сих пор.

Даже те, кто не слышал об усадьбе графов Бобринских, могли путешествовать по этим местам в своем воображении, читая шестую главу «Анны Карениной» Льва Толстого. Ведь именно дворец Бобринских стал прототипом имения Воздвиженское графа Вронского.

«…А вот сейчас ты увидишь дом. Это еще дедовский дом, и он ничего не изменен снаружи.

– Как хорош! – сказала Долли, с невольным удивлением глядя на прекрасный с колоннами дом, выступающий из разноцветной зелени старых деревьев сада.

– Не правда ли, хорош? И из дома, сверху, вид удивительный…»

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

Из дома и правда открывается чудесный вид. Перед усадьбой раскинулся большой пейзажный парк, который создал известный русский агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Андрей Болотов работал в усадьбе управляющим и поучаствовал в планировке всего города. Всех жителей, чьи дома находились рядом с усадьбой, он переселил на противоположный берег пруда и расположил здания таким образом, что из центра овального зала дворца исходили пять главных улиц города, как пять пальцев. Такая планировка сохранилась до нашего времени. Особенно красиво это смотрится вечером: если посмотреть из окон усадьбы в темное время суток, то видно пять расходящихся световых дорожек. Ощущаешь, что ты в самом центре чего-то очень важного, что перед тобой открыто множество дорог, и ты можешь выбрать любую.
Ходит легенда, что Екатерина II, проезжая мимо этого места, раскинула веер и велела расположить город именно так, отсюда и появилась лучевая планировка. Однако нет никаких документов, подтверждающих, что Екатерина II была в Богородицке – все документы об утверждении планировки она подписывала в Петербурге.

Сейчас в усадьбе графов Бобринских работает музей. Когда попадаешь на второй и третий этажи, кажется, что оказываешься в 18-19 веке – здесь очень точно воссозданы интерьеры этого периода. Все предметы мебели подлинные, правда, роду Бобринских они не принадлежали. В начале 20 века все вещи вывезли из усадьбы, сохранить удалось только три предмета — диванчик на двоих тет-а-тет, напольные часы английской работы с тремя циферблатами и музыкальный инструмент фисгармония.
Каждая комната здесь, как и раньше, выполнена в своем цвете: гостиная -коричневая, чтобы не было заметно следов от табачного дыма; кабинет – зеленый; дамские комнаты – розовые или красные; спальни – сочетание синего, белого и золотого. Спальням уделяли в то время особое значение, ведь именно они служили показателем благосостояния – сюда приводили гостей и старались, чтобы на глаза им попалось как можно большее количество дорогих вещей.

Экспозиция музея гораздо шире, чем история усадьбы и рода Бобринских. Прямо под крышей, на последнем этаже находится большая выставка камней. С 80-х годов в городе работает Богородицкий цех московской фабрики самоцветов, и в музее собрали большую коллекцию работ, созданных на фабрике. Есть здесь даже 20-сантиметровые кристаллы, которые использовались для адронного коллайдера – они тоже .

Редакция Вести.Туризм благодарит Богородицкий Дворец-музей и парк за помощь в подготовке материала.


Всего 9 фото

У этого дома славная история, но главное, что здесь бывал Пушкин и поэтому было крайне интересно, как общественным активистам, так и рядовым москвичам, - что-же вышло у реставраторов - невыразительная реплика или все таки реставраторами было проявлено бережное отношение к этому московскому памятнику регионального значения... Этот пост будет незатейливым. Мне просто хотелось сообщить своим друзьям и любителям Старой Москвы, что усадьба Долгоруковых-Бобринских, наконец, готова к нашему лицезрению и фотографированию) Ну, а Москва, в результате, немного полнее обрела свой неповторимый облик, - теперь уже с самых новейших точек зрения и действий властей по превращению нашей столицы в образцовый европейский город и достойный мировой культурный центр.

В этом доме, принадлежавшем старинному русскому княжескому роду Долгоруковых, 7 апреля 1764 года родился поэт И.М. Долгоруков. Позднее владение перешло к доктору медицины, первому профессору анатомии, хирургии и акушерства Московского университета И.Ф. Эразмусу, составившему, кстати, первое акушерское сочинение на русском языке - «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». Во время московского пожара в 1812 году дом горел и был восстановлен в 1819 году. В 1832 году в доме квартировал заместитель министра народного просвещения и президент Императорской Академии наук С.С. Уваров, у которого 28 сентября 1832 г. на обеде побывали профессора и адъюнкты Московского университета И.И. Давыдов, М.А. Максимович, М.П. Погодин, С.П. Шевырев, а также поэт А.С. Пушкин, что нашло отражение на мемориальной доске, установленной на выходящем на Малую Дмитровку фасаде здания.
02.

В 1833 году в доме под надзором полиции жил отставной генерал-майор, декабрист М.Ф. Орлов, выпустивший в это время свою книгу «О государственном кредите». В 1860-е годы в этом доме начались первые публичные заседания Московского Археологического общества под председательством его организатора археолога А.С. Уварова. С этого же времени в залах этого дома на протяжении 30 лет проходили выставки художников В.Г. Перова, Г.Г. Мясоедова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, А.К. Саврасова и других. В здании устраивались приёмы, благотворительные вечера, концерты. В 1870-е годы здесь находились классы живописи и рисования, руководимые известным архитектором и живописцем В.О. Шервудом. В 1880-е годы здесь размещалась редакция журнала «Зритель», в котором работали и печатались А.П. Чехов, опубликовавший в журнале в течение одного года 11 очерков, а также его братья Александр и Николай. В начале 1900-х годов в доме разместилось «Русское общество любителей фотографии в Москве», в числе членов которого были известные учёные Н.Е. Жуковский, Н.А. Умов, А.П. Павлов и другие. С 1903 года Обществом издавался журнал «Известия Русского общества любителей фотографии».
03.

В разные годы в доме также жили: чиновник по особым поручениям при московском генерал-губернаторе, затем - московский почтовый директор, знакомый А.С. Пушкина - А.Я. Булгаков; ботаник и математик, профессор С.А. Рачинский; известный адвокат Ф.Н. Плевако; преподавательницы хореографии Московского театрального училища П.П. Лебедева и Л.Н. Гейтен; артистка Малого театра Л. П. Косицкая-Никулина. Усадьба Долгоруковых-Бобринских - на фото ниже - двухэтажное здание на втором плане.

В 1853 году, когда участок принадлежал И.С. Шиловскому, жилой флигель был надстроен каменным вторым этажом (взамен деревянного) и заново декорирован в формах позднего классицизма. Этот сохранявшийся до нашего времени облик здания искажен надстройкой третьего этажа, сооруженной в 1920-х годах.
05.


После революции здание было передано газете «Известия». В 1947-1964 годах в здании бывшей усадьбы располагалась редакция журнала «Новый мир», редактором которого с 1950 по 1954-й и с 1958 по 1970-й годы был писатель А.Т. Твардовский. В это время в журнале впервые публикуется ряд ставших позднее известными произведений, в числе которых «Сороковые, роковые» Д. Самойлова, «Со мною вот что происходит» Е. Евтушенко,«Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Не хлебом единым» В. Дудинцева. В 1997 году Постановлением Московской городской думы здание было отнесено к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации. В мае 2007 года дом принят под государственную охрану как «выявленный объект культурного наследия» регионального значения.

До недавнего времени москвичи и гости столицы видели на его месте вот такое сооружение.
Кстати, здание усадьбы полностью снесли, не смотря на запретный статус памятника на предмет сноса.
06.

В 1997 году, Мосгордума включила бывший усадебный дом №1 по Малой Дмитровке в число исторических и культурных памятников, которые разрешили приватизировать. В 2007 неприметный особняк с богатейшей историей взят под охрану российского государства, как региональный памятник культурного наследия.
07.

Ну, и вот, что получилось в результате полного восстановления...
08.

На мой взгляд, вышло неплохо. По крайней мере теперь, спустя многие десятилетия, облик Пушкинской площади обрел, наконец, свой цельный и уникальный образ. Мне лично все понравилось. Может быть профи в области реставрации покопаются в деталях, но в целом могу только порадоваться за Москву, что у нас стало еще немного краше и уютней на улицах.
09.

Источники:

Википедия

Город Богородицк, что в 65 км. от Тулы, Богородицкий дворец – бывшая усадьба графа Алексея Григорьевича Бобринского. Сегодня здесь находится небольшой музей, рассказывающий о жизни этого человека, по слухам – внебрачного сына Екатерины II и её фаворита графа Григория Орлова.

В 18 в. императрица решила приобрести в Бобринской и Богородицкой волости, что в Тульской губернии. Возле села Бобрихи, осматривая земельные угодья, Екатерина внезапно раскрыла свой веер, бросила его на поляну и приказала по направлению пластин проложить дороги в будущей усадьбе. Строительство началось. В 1773 г. под руководством архитектора Ивана Второго был возведён великолепный двухэтажный дворец. Но мало кто знал, для кого предназначалась эта резиденция.

На самом деле Екатерина Великая построила роскошную для своего внебрачного сына. По одной из легенд фамилию Бобринский Алексей Григорьевич получил благодаря прихоти матери. Когда императрица решила спрятать ребёнка от посторонних глаз и ненужных сплетен, она передала его своему гардеробмейстеру Василию Шкурину. В обстановке полной секретности, ночью под усиленной охраной младенца привезли к нему в чёрной карете, закутанным в огромную бобровую шубу. Екатерине это обстоятельство показалось весьма забавным, и она дала сыну фамилию Бобринский.

Будущий хозяин Богородицкого дворца граф Алексей Григорьевич долго путешествовал по Европе, жил на широкую ногу, играл в карты, много кутил. Екатерине поведение сына порядком надоело, и она отозвала Алексея в Россию. Он приехал в свою усадьбу только в 1793 г. после того как вышел в отставку в чине генерал-майора. В те времена парк Богородицкого дворца считался лучшим в Тульской губернии. Здесь находились причудливые гроты, сад камней, каскады прудов; среди аллей красовались уютные беседки и летний театр. Граф Бобринский прожил здесь до конца своих дней. Кстати он написал мемуары, в которых подробно рассказал об истории с бобровой шубой.

После его смерти в 1813 г. Богородицкий дворец ждала нелёгкая судьба. Резиденция пришла в упадок, основные здания едва не уничтожили пожары. В годы Великой Отечественной Войны оно было взорвано фашистами.

В конце 20 в., стараниями местных жителей, основное здание усадьбы было восстановлено. Сегодня на его фасаде красуется герб рода Бобринских: двуглавый орёл, бобёр и графская корона. На гербе надпись: «Богу слава, жизнь – тебе». В здании находится небольшой музей. Экспонатов немного, их собирали буквально по крупицам, выкупая личные вещи Бобринских из частных коллекций.

Пожалуй, в России еще никогда ранее так рьяно не обсуждали приспособление усадьбы под современное использование, как это делается сейчас, во время споров о «Ельцин-центре». Общество раскололось на две части: одни считают открытие «Ельцин-центра» в бывшей усадьбе Долгоруковых-Бобринских хорошей идеей и спасением памятника, а другие называют это глумлением над достопримечательностью. Дебаты в обществе и Сети не утихают до сих пор.

Одним из тех, кто наиболее жестко высказался об открытии «Ельцин-центра» в старинной усадьбе, стал Никита Михалков. Кинорежиссер назвал приспособление усадьбы Долгоруковых-Бобринских под такие цели цинизмом и выразил мнение о том, что, помимо прочего, работы над возданием «Центра» проводятся без соблюдения всех принятых норм и уничтожают усадьбу. С аналогичными заявлениями выступили и многие московские градозащитники. Позавчера против открытия «Ельцин-центра» высказались многие представители Госдумы. На огромный общественный резонанс вокруг «Ельцин-центра» оперативно отреагировала пресс-служба Департамента культурного наследия столицы. 22 июня на странице Департамента в Фейсбуке было опубликовано официальное заявление, в которых были даны комментарии по всем спорным моментам.

- «В сети появилась недостоверная информация относительно реставрации Городской усадьбы (дом Бобринских) на Малой Никитской, 12.
По мнению некоторых горожан Усадьба уничтожена: разрушены интерьеры, сломана ограда, не ведутся археологические исследования и т.п. Все это не соответствует действительности. На самом деле сейчас там ведутся масштабные реставрационные работы, затрагивающие конструктив и декоративное оформление. И специалисты Мосгорнаследия постоянно контролируют эти работы.

Не стоит пугаться того, что главный дом затянут сеткой - за ней идет реставрация исторических фасадов усадьбы. Внутри, кстати, уже отреставрирован лепной декор (впереди его ждет золочение), камины и печь (в ее отделке будут использованы уникальные сохраненные и отреставрированные изразцы), парадная и черная лестницы. На данный момент реставраторы работают с живописными плафонами - да, именно с теми, с которыми некоторые по неведомой нам причине уже попрощались. Что же касается флигеля (фотографии которого были выданы за фотографии всей усадьбы), то эксперты отобрали бревна, которые можно спасти, и отправили их на реставрацию. Подбирается докомпановочный материал - тот, которым заменят сгнившие бревна. Думаем, не нужно уточнять, что реставрационный материал будет аналогичным. Лишь напомним, что это строение давно находится в неудовлетворительном состоянии, архитектурные элементы на момент начала реставрации отсутствовали.
За ограду также можно быть спокойными: горожане увидят ее отреставрированной по окончании всех работ.

Также на свое историческое место вернутся скульптуры Елены и Париса XVIII в. В настоящий момент они находятся в реставрационной мастерской. В подтверждение этого предлагаем вам несколько фотографий с объекта…Особенно внимательные пользователи смогут найти на них археологов, которые на протяжении всего времени сопровождают этот проект. Мосгорнаследие напоминает: все, что входит в предмет охраны - сохранено и реставрируется. Настоятельно призываем неравнодушных граждан доверять проверенным данным из надежных источников», - сообщается в заявлении.

Не остались в стороне и представители «Ельцин-центра». Они пригрозили Никите Михалкову судом за «пафосную ложь, демагогию и прямое вранье». Очевидно, что в обществе еще долго будет обсуждаться эта проблема. И когда мы получили официальные комментарии от компетентных органов о состоянии самой усадьбы, главной темой для споров по-прежнему остается тот самый «приспособленческий» вопрос. В комментариях к моим предыдущим постам вы неоднократно просили меня вынести на обсуждение вопрос о «Ельцин-центре». Видимо, настало время это сделать. Друзья, а как вы относитесь к идее приспособить усадьбу Долгоруковых-Бобринских под «Центр». Что это по-вашему: спасение исторического памятника или цинизм?

Усадьба Долгоруковых-Бобринских

Городская усадьба состоит из главного дома, расположенного в глубине участка, двух боковых флигелей (Западного и Восточного), соединённых с домом полукруглыми в плане декоративными стенками, образующими парадный двор, отделённый от улицы оградой с воротами, а также каретного сарая, расположенного у юго-восточного угла главного дома.

Главный дом представляет собой трёхэтажное кирпичное прямоугольное в плане здание с двумя подвальными помещениями. Главный фасад имеет пятичастную структуру с тремя ризалитами – в центре и по бокам. В центральной части главного фасада расположен ризалит в три окна, увенчанный фронтоном. Над окнами второго этажа расположен горельеф, окна оформлены сандриками с кронштейнами и лепными барельефами. Боковые ризалиты акцентированы полукруглыми оконными проёмами первого этажа, на втором этаже размещаются лоджии, фланкированные колоннами с коринфскими капителями. В семи парадных залах второго этажа сохранились живописные плафоны начала XIX в., в интерьерах сохранились лепные, местами позолоченные карнизы, лепные розетки, филёнчатые двупольные двери с позолотой, оконные переплёты, латунные петли, ручки, а также печи, облицованные белыми кафельными изразцами. В здании сохранились кирпичные своды первого этажа, мраморная парадная лестница с металлическими балясинами XIX в. и деревянная лестница, ведущая на третий этаж.

Западный и восточный двухэтажные флигели, обращённые торцом к Малой Никитской ул., соединены с главным домом полукруглой стенкой, которая в 1960-е гг. была превращена в крытую галерею. Первый этаж флигелей кирпичный, второй – деревянный. В западном флигеле частично сохранились деревянные перекрытия, на втором этаже сохранился паркет конца XIX – начала ХХ вв. В восточном флигеле сохранились деревянные перекрытия, четыре филёнчатые двери в помещениях второго этажа, две печи, облицованные белыми кафельными изразцами.

История дома известна с 1715 г., когда Данила Остафьевич Томилин продал свой двор за Никитскими воротами дьяку Михайлову. В это время на дворе уже стояли обширные каменные постройки. В XVIII в. двор принадлежал княгине Анне Петровне Гагариной, её брату барону Исаю Шафирову, И.И. Вельяминову, М.М. Нарышкиной, затем её племянникам Василию, Петру и Дмитрию Александровичам Новосильцевым. В 1795 г. усадьбу купил князь Алексей Николаевич Долгоруков, при котором ансамбль подвергся перестройке. Чертеж фасада, планы первого и второго этажей вошли в «Альбомы партикулярных строений Москвы» М.Ф. Казакова. Дом, показанный без флигелей и дворовых построек, в «Альбомах» представлен уже после капитальной перестройки конца XVIII в. На плане 1806 г. возведены деревянные пристройки к обоим флигелям (с внешней стороны). К западному флигелю была пристроена кухня, вероятно, пристройка ко второму флигелю предназначалась для этого же.

В 1808 г. А.Н. Долгоруков продал свой двор «со всяким в нём деревянным и каменным строением и с садом» князю Н.А. Голицыну, который надстроил вторые деревянные этажи на каменных флигелях.
В 1811 г. усадьбу купил П.Ф. Соковнин. Осенью 1812 г. в усадьбе Соковнина сгорели деревянные постройки, в том числе и выстроенные князем Голицыным вторые этажи на флигелях. Соковнин в короткое время восстановил ансамбль после пожара 1812 г. и много занимался надворными постройками, был восстановлен восточный флигель и «проезды», уже в 1813 г. были выстроены в дереве вторые этажи жилых флигелей.

В 1819 г. Соковнин умер, оставив дом дочери Софье Прокофьевне. Краткая опись 1820 г., сделанная для Дворянской опеки, указывает, что «нижний и верхний этажи как должно отделанные, а средний бельэтаж весь без отделки». На плане 1816 г. видно, что главный дом остался в очертаниях начала XIX в., исчезли деревянные пристройки на торцах, но были воссозданы закруглённые проезды, соединяющие главный дом с флигелями. В описании дома 1820 г. коротко отмечено: «во всех верхнего этажа комнатах стены и потолки расписные». Была создана вся хозяйственная зона на территории, выходящей на Гранатную улицу, где были возведены обширные кирпичные флигели, в восточной части двора была поставлена «кухня каменная... , в ней очаг», к северо-западному углу дома была пристроена каменная конюшня и каретный сарай с сушильней. Сохранялся и сад.
По документам графиня Софья Прокофьевна Соковнина-Бобринская была хозяйкой дома на Малой Никитской 50 лет. При ней в доме прошло несколько ремонтов. Постоянно обновляли помещения в сдаваемых в наём флигелях. В большом доме провели значительные отделочные работы в 1844–1848 гг.
Были частично изменены и фасады здания. Рустом отделаны оба нижних этажа, над окнами второго этажа по центру здания появился барельеф, сохранившийся до сих пор. В 1838 г. парадное крыльцо дома было оформлено площадкой из белого и «дикого» камня без ступеней. При крыльце были «4 столба дикого камня и железный зонт».

В 1869 г. дом унаследовал сын С.П. Бобринской граф Алексей Васильевич. Единственным нововведением в это время была переделка главного зала под парадный кабинет хозяина в восточном стиле. В 1884 г. во дворе по Гранатному пер. был выстроен западный трёхэтажный жилой флигель. Автором проекта был известный архитектор С.С. Эйбушиц.

В 1888 г. владельцем усадьбы стал А.А. Бобринский, при нём в 1889 г. по Гранатному пер. был выстроен восточный трёхэтажный жилой флигель, к нему примыкали хозяйственные постройки. В 1895 г. был капитально отремонтирован дом. Все работы производились под руководством архитектора Арбатской части М.Л. Никифорова. Эти перестройки были связаны с тем, что новый владелец стал сдавать не только флигели, но и главный дом. В 1897 г. к его западному торцу была пристроена библиотека. В главном доме более чем на десять лет поселилась семья графов Клейнмихелей, с 1913 г. два верхних этажа были сданы частной гимназии А.А. Адольфа.

В 1918 г. усадьба Бобринских была национализирована. Флигели превратили в коммунальные квартиры. В главном доме располагались последовательно учреждения Наркомпроса РСФСР, Московская секция Российской Академии истории материальной культуры, школа для детей сотрудников ВЦИК, Государственный Комитет по архитектуре и др. С 2004 г. в здании расположились департаменты Министерства культуры РФ. В здании проводились реставрационные работы в 1998 и 2004 годах.

Две мраморные статуи XVIII в. по сторонам парадного двора - «Парис» и «Елена» перенесены сюда в 1947 г. из Музея архитектуры.

Объект культурного наследия федерального значения.

При строительстве филиала Ельцин-центра внутренние перегородки строений усадьбы Долгоруковых-Бобринских разобраны, сохранились лишь фасады.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы